Методическая разработка по зоологии "Задания для контроля по зоологии беспозвоночных". Контрольная работа зоология беспозвоночных


Методическая разработка по зоологии "Задания для контроля по зоологии беспозвоночных"

Задания

для контроля знаний по зоологии

беспозвоночных животных

Работа учителя биологии

МАОУ СОШ № 2 с. Успенского им. Ю.А. Гагарина

муниципального образования Успенский район

Е.Г. Колга

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с программой курса «Зоологии беспозвоночных» в 7 классе общеобразовательных школ. Оно содержит тесты-задания в виде системы вопросов по разделам программы и карточки.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В связи с непрерывно растущими требованиями, которые предъявляются к школьному обучению, значительно усложнились за последнее время организация и руководство учебного процесса.

В целях повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности в овладении знаниями возникает необходимость устранения стереотипов в обучении, совершенствования системы учета и контроля знаний учащихся.

Обучение может быть полноценным тогда, когда знания учащихся систематически контролируются, когда учащиеся видят результат своей работы. При традиционном обучении самостоятельная работа учащихся над учебным материалом нередко ведется не систематически и при отсутствии регулярного контроля знаний со стороны учителя. Поэтому приложения программирования к области усвоения, закрепления и упражнения позволяет учителю интенсифицировать контроль знаний учащихся.

Данное учебно-методическое пособие окажет помощь учителю в осуществлении программированного контроля знаний учащихся с помощью перфокарт – самодельных контрольно – обучающих устройств (Приложение). Использование их в учебном процессе позволяет осуществлять при небольших затратах времени фронтальную проверку знаний по любой изученной теме. Перфокарты в приложении располагаются в той последовательности, в которой даются тесты - задания. Каждую такую перфокарту с ключом к тесту - заданию лучше изготовить на картонке.

В начале урока программированные задания могут применяться с целью проверки знаний учащихся по ранее изученному материалу. В конце урока - с целью закрепления (при этом тесты-задания выступают как дидактический материал).

Тесты-задания в виде системы вопросов расположены в соответствии с разделами школьной программы и учебника. Последовательность задания рассчитана на систематическую работу ученика над каждой темой. За группой вопросов следуют варианты ответов. Выбранный ответ ученик обозначает крестиком или галочкой в соответствующей графе карточки ответов. Такая карточка прилагается к каждому тест - заданию. Она представляет собой табличку – сетку, где по вертикали прописными буквами обозначены вопросы, а по горизонтали арабскими цифрами – номера ответов (рис.1).

По истечении регламентированного времени (8-10 мин.) ученики сдают карточки ответов учителю.

Правильность ответов проверяется учителем при помощи перфокарты, которая повторяет карточку ответов, но в ней вырезаны те клетки, координаты которых соответствуют правильным ответам (рис.2). Для выяснения правильности ответов перфокарта накладывается на карточку ответов так, чтобы вертикальные и горизонтальные графы совпадали. Верные ответы в карточке ответов должны совпадать с вырезанными клетками перфокарты.

Оценка проводиться по методу Беспалько В.П. :

7 правильных ответов – 100%,

Х правильных ответов - 70%

Х=

5 правильных ответов из 7 оцениваются удовлетворительно,

За 4 правильных ответа из 7 - неудовлетворительно,

За 6 правильных ответов из 7 – хорошо,

Все 7 правильных ответов оцениваются отлично.

Для быстроты лучше считать не количество правильных ответов, а количество ошибок. То есть за каждую ошибку оценка снижается на 1 балл.

Сокращая время, необходимое для контроля над усвоением учебного материала, предлагаемая методика значительно облегчит трудоемкую работу учителя по проверке ученических работ. Использование при этом простейшего устройства для контроля – перфокарты с ключом к тесту-заданию позволит ускорить сообщение учащимся результатов их работы.

Задания

для контроля знаний по зоологии беспозвоночных

(дидактический материал по биологии:

Зоология беспозвоночных. 7 класс)

Тест – задание по теме «Подцарство одноклеточные».

1.Стигма.

2.Жгутик.

3.Реснички.

4.Ложноножки.

5.Автотрофное питание.

6.Радиолярии.

7. Пелликула

8.Миксотрофное питание.

9.Трихоцисты.

10.Порошица.

11.Коньюгация.

12.Амеба дизентерийная.

13.Малярийный плазмодий.

14.Фораминифера.

Б

Как называется питание у эвглены зеленой?

В

Какой орган эвглене зеленой помагает определить свет?

Г

Как называется оболочка, которая покрывает клетку эвглены и инфузории?

Д

Какой органоид выполняют защитную функцию у инфузории туфельки?

Е

Как называется половой процесс размножения инфузории туфельки?

Ж

Какое простейшее имеет раковину?

З

Какие простейшие вызывают заболевания у человека?

Карточка ответов к тестам – заданиям .

Тест – задание по теме «Значение простейших»

1.Радиолярии.

2.Амеба дизентерийная

3.Малярийный плазмодий.

4.Лямблии

5.Балантидии

6.Вольвокс

7.Фораминиферы.

8.Инфузория туфелька

9.Бурсария

10.Амеба обыкновенная

11.Эвглена зеленая

12.Гониум

13Лейшмания.

14.Трипаносома.

Б

Какие простейшие являются внутриклеточными паразитами млекопитающих?

В

Какое простейшее передаются при укусе комара малярийного?

Г

Какие паразиты вызывают заболевание лямблиоз?

Д

Возбудители тяжелой сонной болезни.

Е

Хищная инфузория мешковидной формы.

Ж

Какие простейшие живут в желудке жвачных?

З

Служат пищей для животных.

Тест – задание по теме «Тип кишечнополостные».

1.Ассиметрия

2.Энтодерма

3.Двусторонняя

4.Стрекательные

5.Эктодерма

6.Лучевая.

7.Нервные.

8.Промежуточные

9.Половые

10. Два слоя.

11.Три слоя.

12.Пищеварительные

13.Кожно- мускульные

14.Гастральные

Б

Как называется наружный слой клеток у гидры?

В

Какие клетки гидры образуют эктодерму?

Г

Какие клетки необходимы для добычи пищи?

Д

Из каких клеток образуются все клетки гидры?

Е

В каком слое гидры образуются половые клетки?

Ж

Сколько слоев клеток у кишечнополостных?

З

Какие клетки участвуют в почковании гидры?

Тест – задание по теме «Многообразие кишечнополостных».

1.Внутреннее

2.Гидра.

3.Половое

4.Сцифоидные медузы.

5.Диффузного типа

6.Актинии

7.Полипы

8.Наружное

9.Узлового типа

10.Бесполое

11.Полипы

12.Планула

13.Стробила

14.Сфифистома

Б

Какое размножение у кишечнополостных?

В

Какие из кишечнополостных представлены одиночными формами?

Г

К какому классу относится корнерот?

Д

Как называется личинка медузы?

Е

У каких организмов происходит смена полового и бесполого размножения?

Ж

Какое оплодотворение у кишечнополостных?

З

Какие из кишечнополостных раздельнополые?

Тест – задание по теме «Тип плоские черви».

1.Белая планария

2.Печеночный сосальщик

3.Эктодерма

4.Сосальщики.

5.Диффузный

6.Протонефридии

7.Стволового типа

8.Энтодерма

9.Ресничные черви

10.Бычий цепень

11.Свинной цепень

12.Мезодерма

13.Ленточные черви

14Малый прудовик

Б

Какой тип нервной системы у Плоских червей?

В

Как называются слои клеток у Плоских червей?

Г

Чем представлены органы выделения у Плоских червей?

Д

У каких червей развитие происходит со сменой хозяина?

Е

Какие черви являются паразитами человека?

Ж

Кто является промежуточным хозяином печеночного сосальщика?

З

Какие черви являются свободноживущими?

Тест – задание по теме «Тип круглые черви».

1.Аскарида

2. Не прожаренное мясо

3.Ришта.

4. Нематоды

5.Протонефридии

6. Первичная

7. Волосатики

8. Коловратки

9. Кутикула

10. Вторичная

11. Острицы.

12.Немытые овощи, фрукты

13.Кожно- мускульный мешок.

14.Метанефридии

Б

Какая полость тела у круглых червей?

В

Чем представлена выделительная система круглых червей?

Г

Во что заключено тело кольчатых червей?

Д

Чем покрыто тело аскариды?

Е

Какие черви имеют размеры 5-12 мм?

Ж

Пути заражения аскариды?

З

Какие черви являются паразитами человека?

Тест – задание по теме «Тип кольчатые черви».

1.Нереиды

2.Кожное.

3.Перекрестное

4. Многощетинковые

5.Замкнутая

6.Первичная.

7.Пескожил

8.Дождевой червь

9.Трубочник

10.Малощетинковые

11. Вторичная

12. Метанефридии.

13.Пиявки

14.Жаберное

Б

Какие черви относятся к классу малощетинковые?

В

Какая полость тела у Кольчатых червей?

Г

Какой тип кровеносной системы у Кольчатых червей?

Д

Какое дыхание у Кольчатых червей?

Е

Чем представлены органы выделения Кольчатых червей?

Ж

Какое оплодотворение у малощетинковых червей?

З

Какие черви участвуют в почвообразовании?

Тест – задание по теме «Паразитические черви».

1.Дождевой червь

2.Печеночный сосальщик

3.Острица

4. Аскарида

5.Свиной цепень

6.Бычий цепень

7.Ремнец

8.Кошачья двуустка

9.Белая планария

10.Морская планария

11.Кровяная двуустка

12.Ришта

13.Коловратки

14.Нереиды.

Б

У каких паразитических червей развитие происходит со сменой хозяина?

В

Какие черви чаще всего паразитируют в детском организме?

Г

Какие паразитические черви развиваются без смены хозяина?

Д

Какими паразитическими червями можно заразиться через непрожаренное мясо?

Е

Какие паразитические черви относятся к классу волосатиков?

Ж

У какого червя промежуточным хозяином является малый прудовик?

З

У какого червя личинка развивается в легких или печени человека?

Тест – задание по теме «Тип Моллюски».

1.Брюхоногие

2.Кожа.

3.Внутреннее

4. Двустворчатые

5.Сердце

6.Почки.

7.Легкие

8.Наружное

9.Незамкнутая

10.Головоногие

11. Метанефридии.

12. Кровеносные сосуды.

13.Замкнутая

14.Жабры

Б

Чем представлены органы дыхания у наземных моллюсков?

В

Чем представлена кровеносная система у типа Моллюски?

Г

Какой тип кровеносной системы у типа Моллюски?

Д

Какие Моллюски раздельнополые животные?

Е

Чем представлены органы выделения у Моллюсков?

Ж

Какое оплодотворение у Моллюсков?

З

Каких Моллюсков называют «приматами» моря?

Тест – задание по теме «Тип Членистоногие».

1.Ракообразные.

2.Первичная

3.Жаберное

4.Мальпигиевы сосуды

5.Зеленые железы

6.Вторичная

7.Паукообразные.

8.Смешанная

9.Почки

10.Насекомые

11.Трахейное

12.Легочное

13.Клещи

14.Метанефридии.

Б

Какая полость тела у Членистоногих?

В

У каких членистоногих тело разделено на головогрудь и брюшко?

Г

У каких членистоногих три пары конечностей??

Д

Какое дыхание у насекомых?

Е

Чем представлены органы выделения ракообразных?

Ж

Клещи относятся к классу?

З

Брюшко сегментировано у членистоногих классов?

Тест – задание по теме «Класс Ракообразные».

1. Пара зеленых желез

2.Наружное

3.Легкие.

4.Голова, грудь и брюшко

5.Фасеточные.

6.Три

7.Головогрудь и брюшко.

8.Простые.

9.Жабры.

10. Пять

11.Замкнутая

12.Статоцисты.

13.Внутреннее.

14.Незамкнутая

Б

Какие глаза у ракообразных?

В

Чем представлены органы дыхания ракообразных?

Г

Сколько пар ходильных ног у ракообразных?

Д

Чем представлена выделительная система ракообразных?

Е

Какая кровеносная система у ракообразных?

Ж

Чем представлены органы равновесия у ракообразных?

З

Какое оплодотворение у ракообразных?

Тест – задание по теме «Класс Паукообразные»

1. Пара зеленых желез

2.Хелицеры

3.Легкие.

4.Голова, грудь и брюшко

5.Фасеточные.

6.Четыре

7.Головогрудь и брюшко.

8.Простые.

9.Трахеи

10. Пять

11.Имеются

12.Педипальпы.

13.Мальпигиевы сосуды

14.Не имеются

Б

Сколько пар ходильных ног у паукообразных?

В

Чем представлены органы дыхания паукообразных?

Г

Как называются челюсти, которыми паук хватает жертву?

Д

Чем представлена выделительная система паукообразных?

Е

Имеются ли брюшные ножки у паукообразных?

Ж

Чем пауки удерживают добычу?

З

Какие челюсти паука являются ядовитыми?

Тест- задание по теме «Клещи»

1.Насекомые.

2.Тело слитное.

3.Чесоточный зудень

4.Паукообразные.

5.Хелицеры

6.Паутинный клещ

7.Искодовый клещ

8.Тело разделено на голову, грудь и брюшко

9.Педипальпы

10.Амбарный клещ

11.Первичная

12.Вторичная

13.Смешанная

14.Водяные клещи

Б

Какой орган у клещей служит для питания твердой и жидкой пищей?

В

В чем отличие клещей в строении тела в отличие от других паукообразных?

Г

Какая полость тела у клещей?

Д

Какие клещи приносят вред культурным растениям?

Е

Какие клещи могут вызвать заболевания у человека?

Ж

Какой клещ переносит таежный энцефалит?

З

Какой клещ портит зерновые культуры?

Тест- задание по теме «Класс Насекомые»

1.Головогрудь и брюшко

2.Тело слитное.

3. Без метаморфоза

4.Трахеи.

5.Одна

6.Две

7.Три

8. Голова, грудь и брюшко

9.Простые.

10. Сложные

11.Да

12.С метаморфозом.

13.Легкие.

14.Нет

Б

Сколько пар усиков у насекомых?

В

Сколько пар ног у насекомых?

Г

Чем представлены органы дыхания у насекомых?

Д

Какие глаза у насекомых?

Е

Гемолимфа у насекомых участвует в газообмене?

Ж

Какой тип развития у саранчи?

З

Какой тип развития у жуков?

Бланк ответов к тесту – заданию по теме «Подцарство одноклеточные».

Бланк ответов к тесту – заданию по теме «Значение простейших».

Бланк ответов к тесту – заданию по теме «Тип кишечнополостные».

Бланк ответов к тесту – заданию по теме «Многообразие кишечнополостных».

Бланк ответов к тесту – заданию по теме «Тип Плоские черви».

Бланк ответов к тесту – заданию по теме «Тип Круглые черви».

Бланк ответов к тесту – заданию по теме «Тип кольчатые черви».

Бланк ответов к тесту – заданию по теме «Паразитические черви».

Бланк ответов к тесту – заданию по теме «Тип Моллюски ».

Бланк ответов к тесту – заданию по теме «Тип Членистоногие».

Бланк ответов к тесту – заданию по теме

«Класс Ракообразные»

Бланк ответов к тесту – заданию по теме

«Класс Паукообразные»

Бланк ответов к тесту – заданию по теме «Клещи»

Бланк ответов к тесту – заданию по теме

«Класс Насекомые»

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные 7 класс.

  2. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М,: Просвещение, 1989.

  3. Программированный контроль в обучении (пособие для учителя). Ростов-на-Дону: РГУ, 2001.

  4. Ярыгин В.Н. Биология для поступающих в ВУЗы. М.: Высшая школа, 1995.

  5. Яхонтов А.А. Зоология для учителя, М.: Просвещение, 1982.

infourok.ru

А. Бокова - Проверочные задания по зоологии. Часть 1. Беспозвоночные животные

А. И. Бокова, С. А. Фирсова, Н. А. Кузнецова, К. В. Макаров, А. А. Зайцев

Проверочные задания по зоологии. Часть 1. Беспозвоночные животные. Учебно-методическое пособие по курсу «Зоология беспозвоночных»

Рецензент

М. Е. Черняховский, доцент кафедры зоологии и экологии биолого-химического факультета МПГУ, канд. биол. наук

Рекомендовано к печати кафедрой зоологии и экологии биолого-химического факультета МПГУ 25 мая 2012 г. (протокол № 11)

© Авторский коллектив, 2012

© Издательство «Прометей», 2012

Тема «Инфузории»

Тест по теме «Инфузории»

Вариант 1

1. Цитостом – это:

а) клеточный рот;

б) клеточная глотка;

в) порошица;

г) пищеварительная вакуоль.

2. Микронуклеус:

а) гаплоидный;

б) диплоидный;

в) полиплоидный;

г) гаплодиплоидный.

3. Бродяжка образуется при:

а) конъюгации;

б) автогамии;

в) почковании;

г) делении надвое.

4. Сувойка относится к:

а) подклассу Peritrichia;

б) подклассу Stichotrichia;

в) классу Spirotrichea;

г) подклассу Suctoria.

5. К паразитам относится:

а) Дидиниум;

б) Балантидиум;

в) Парамециум;

г) Энтодиниоморфы.

Вариант 2

1. Трихоцисты – это органеллы, обеспечивающие:

а) передвижение;

б) питание;

в) размножение;

г) защиту от врагов.

2. Клетка инфузорий делится:

а) продольно;

б) поперечно;

в) диагонально;

г) не делится.

3. В процессе автогамии участвует:

а) одна особь инфузорий;

б) две особи инфузорий;

в) несколько особей инфузорий;

г) несколько колоний инфузорий.

4. Инфузория-туфелька относится к подклассу:

а) Peritrichia;

б) Stichotrichia;

в) Peniculia;

г) Suctoria.

5. К симбионтам относятся:

а) Балантидиум;

б) Инфузория-туфелька;

в) Сувойка;

г) Энтодиниоморфы.

Вариант 3

1. Цитофаринкс – это:

а) клеточный рот;

б) клеточная глотка;

в) порошица;

г) пищеварительная вакуоль.

2. Цирры характерны для:

а) Дидиниума;

б) Инфузории-туфельки;

в) Сувоек;

г) Стилонихии.

3. При конъюгации микронуклеус делится путем:

а) мейоза;

б) митоза;

в) шизогонии;

г) спорогонии.

4. Инфузория-трубач относится к:

а) подклассу Peritrichia;

б) классу Heterotrichea;

в) подклассу Peniculia;

г) подклассу Suctoria.

5. В основном сидячий образ жизни ведут:

а) Инфузория-туфелька;

б) Сувойки;

в) Энтодиниоморфы;

г) Суктории.

Вариант 4

1. Кортекс это:

а) пелликула у инфузорий;

б) совокупность пелликулы и эктоплазмы с опорными структурами;

в) эктоплазма у инфузорий;

г) ресничный аппарат.

2. Макронуклеус:

а) гаплоидный;

б) диплоидный;

в) полиплоидный;

г) гаплодиплоидный.

3. Значение автогамии – это:

а) размножение;

б) изменение генотипа;

в) расселение;

г) выделение.

4. Стилонихия относится к подклассу:

а) Peritrichia;

б) Stichotrichia;

в) Peniculia;

г) Suctoria.

5. К свободноживущим относятся:

а) Балантидиум;

б) Сувойки;

в) Энтодиниоморфы;

г) Триходины.

Текущий письменный контроль по теме «Инфузории»

Вариант 1

1. Конъюгация.

2. Голозойный.

3. В каком месте клетки инфузории выбрасывают непереваренные частицы пищи?

4. Какую функцию выполняет макронуклеус?

Вариант 2

1. Синкарион.

2. Монотомия.

3. Значение циклоза пищеварительной вакуоли.

4. На какие классы делят подтип Ciliophora?

Вариант 3

1. Моноэнергиды.

2. Кортекс.

3. Как меняется pH среды в процессе переваривания пищи у инфузорий?

4. Отличительные черты класса Kariorelictea.

Вариант 4

1. Мембранеллы.

2. Диплонт.

3. Как называется ядро, которым инфузории туфельки обмениваются в процессе конъюгации?

4. Назовите типичного представителя класса Heterotrichea.

Вариант 5

1. Тетрахимениум.

2. Олигосапробы.

3. Что такое ядерный дуализм?

4. Как называется ядро, которое в процессе конъюгации остается на месте в каждой особи инфузории?

Вариант 6

1. Бродяжка.

2. Эктоплазма.

3. Какую основную функцию выполняют сократительные вакуоли?

4. Назовите типичного представителя подкласса Peritrichа.

Вариант 7

1. Цирры.

2. Анаэробы.

3. Как называется ядро, образующееся в результате слияния стационарного и мигрирующего ядер в процесс конъюгации?

4. К какому классу относится Paramecium caudatum?

Вариант 8

1. Трихоцисты.

2. Синкарион.

3. Какое строение имеет пелликула?

4. Какие подклассы входят в класс Spirotricha?

Вариант 9

1. Ядерный дуализм.

2. Полиэнергиды.

3. Какую функцию выполняют трихоцисты?

4. У кого и в каком органе паразитирует Balantidium coli?

Вариант 10

1. Микротрубочки.

2. Порошица.

3. Как называется оболочка покрывающая инфузорию?

4. Назовите представителей инфузорий, способных прикрепляться к субстрату.

Вариант 11

1. Мионемы.

2. Эндоплазма.

3. Какие структуры входят в состав кортекса?

4. Какую плоидность имеет синкарион?

Вариант 12.

1. Перистом.

2. Полисапробы.

3. Как называется половой процесс у инфузорий?

4. Перечислите структурные элементы ресничного аппарата.

Вариант 13

1. Кинетосомы.

2. Цитостом.

3. В какой момент расходятся особи инфузорий во время конъюгации?

4. К какому подклассу принадлежат Брюхоресничные инфузории?

Вариант 14

1. Балантидиаз.

2. Катаэробы.

3. В чем состоит биологический смысл процесса конъюгации?

4. Какие отличительные черты строения имеют представители подкласса Suctoria?

Вариант 15

1. Автогамия.

2. Гаплонт.

3. Как называется маленькая дочерняя особь, которая отпочковывается от материнской клетки суктории?

4. Как называют ротовую впадину, в которую поступают частицы пищи в клетку инфузории?

Вариант 16

1. Пелликула.

2. Цитофаринкс.

3. Что такое автогамия?

4. Как питаются представители подкласса Suctoria?

Вариант 17

1. Кинетодесма.

2. Мезосапробы.

3. Какой особый способ бесполого размножения свойственен представителям подкласса Suctoria?

4. Какие органеллы движения характерны для инфузорий?

Вариант 18

1. Микронемы.

2. Цитостом.

3. Как называется половой процесс характерный для инфузорий?

4. Назовите представителей класса Heterotrichida.

Контрольные вопросы по теме «Инфузории»

1. В каком месте клетки инфузории выбрасывают непереваренные частицы пищи?

2. Какую функцию выполняет макронуклеус?

3. Каким может быть ресничный аппарат у инфузорий?

4. Как меняется pH среды в процессе переваривания пищи у инфузорий?

5. Как называется ядро, которым инфузории туфельки обмениваются в процессе конъюгации?

6. Что такое ядерный дуализм?

7. Как называется ядро, которое в процессе конъюгации остается на месте в каждой особи инфузории?

8. Какую основную функцию выполняют сократительные вакуоли?

9. Что такое цирры?

10. Как называется ядро, образующееся в результате слияния стационарного и мигрирующего ядер в процесс конъюгации?

11. Что такое трихоцисты?

12. Какое строение имеет пелликула?

13. Какую функцию выполняют трихоцисты?

14. У кого и в каком органе паразитирует Balantidium coli?

15. Как называется оболочка покрывающая инфузорию?

16. Назовите представителей инфузорий, способных прикрепляться к субстрату.

17. Какие структуры входят в состав кортекса?

18. Какую плоидность имеет синкарион?

19. Как называется половой процесс у инфузорий?

20. В какой момент расходятся особи инфузорий во время конъюгации?

21. В чем состоит биологический смысл процесса конъюгации?

22. Как называется маленькая дочерняя особь, которая отпочковывается от материнской клетки Suctoria?

23. Как называют ротовую впадину, в которую поступают частицы пищи в клетку инфузории?

24. Что такое автогамия?

25. Какие органеллы движения характерны для инфузорий?

Тест по теме «Apicomplexa»

Вариант 1

1. Тип Apicomplexa представлен:

а) исключительно паразитами;

б) в основном паразитами;

в) немногими паразитами и в основном свободно живущими видами;

г) свободно живущими видами.

2. Апикальный комплекс имеется у:

а) гаметы;

б) зиготы;

в) шизонта;

г) зоитов.

3. Эпи-, прото– и дейтомерит – это части клетки:

а) грегарин;

б) кокцидий;

в) малярийного плазмодия;

г) токсоплазмы.

4. Во внешнюю среду выходят цисты:

а) грегарин;

б) кокцидий;

в) малярийного плазмодия;

г) токсоплазмы.

5. Эндодиогения – это:

а) особый способ бесполого размножения;

б) особый способ полового размножения;

www.libfox.ru

Контрольная работа по "Зоологии беспозвоночных " — контрольная работа

       Обучение, по Локку, должно иметь  в виду нужды будущей практической  деятельности воспитанника. Поэтому он выступал резко против традиционного классического образования, защищая реальное образование, вооружающее полезными знаниями: новые языки, география, законоведение, бухгалтерия и т.п. Он считал, что обучение должно опираться на интерес и любознательность детей, что способствует развитию у них самостоятельного мышления. При обучении не должны применяться наказания.

        Однако можно утверждать, что  в понимании задач образования  Д. Локк далёк от узкого практицизма,  утилитаризма. Его воспитанник должен был быть не только подготовлен к успешному ведению практических дел, но и сознавать свою гражданскую ответственность, быть приспособлен к “добродетельной жизни”, проявлять интерес к изучению того, в чём он может быть полезен своей стране. Образование выступает таким образом и в качестве средства развития важнейших гражданских, нравственных качеств личности.

     Педагогика Джона Локка носила  практикоориентированный характер. Его теория была тесно связана  с переменами, происходившими в  обществе. Локк был сыном своего века и отразил в своих исканиях его глубокие противоречия и состояние наук. По замечанию Ф. Энгельса, “Локк был в религии, как и в политике, сыном классового компромисса 1668 года”, которым завершилась английская буржуазная революция. 

Воспитание джентльмена 

        Задачей воспитания Локк считал воспитание джентльмена,  а не простого человека, - джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно. Это- дворянин по происхождению, в то же время он должен обладать качествами буржуазного дельца.

      Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, по мнению Локка, это учреждение, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния». Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений». Локк, исходя из практики аристократических семейств, рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному, солидному воспитателю. Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом. Настоящий джентльмен - это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим джентльменам. Люди должны быть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поэтому поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка.

     Выработка характера, развитие  воли, нравственное дисциплинирование  - важнейшие задачи воспитания. Нельзя  потворствовать ребенку, но нельзя  и не удовлетворять его законных  пожеланий. Сначала «страх и  уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь и дружба».

     Главными воспитательными средствами  всегда будут являться не рассуждения,  а пример, среда, окружение ребенка.  Особенно важно воспитание устойчивых положительных привычек у детей.

     Воспитание привычек должно начинаться  с самого раннего возраста. Нельзя  добиться положительных результатов  грубостью, насилием, необходимый  результат дадут ласковые слова,  кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания о том, что дети забыли. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закрепить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой.

      Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Но в случаях упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесные наказания.

turboreferat.ru

Методический комплекс по дисциплине «зоология беспозвоночных» Составитель: к б. н

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ ИМ. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ

Кафедра общей биологии

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ»

Зав. кафедрой биологии проф. Д.Н. Карпов

Стерлитамак 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Выписка из Государственного образовательного стандарта……………………..4

Учебная программа…………………………………………………………………….4

Введение………………………………………………………………………………….4

Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………………..5

Содержание дисциплины……………………………………………………………….5

– Разделы дисциплины и виды занятий………………………………………………..5

– Содержание разделов дисциплины…………………………………………………..8

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины……………..12

– Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы………14

– вопросы к экзамену…………………………………………………………………...31

– тематика курсовых работ……………………………………………………………..34

Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………………….35

– Средства обеспечения освоения дисциплины……………………………………...36

– Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………………..36

Рабочая программа……………………………………………………………………37

Пояснительная записка…………………………………………………………………37

Содержание дисциплины (тематический план)………………………………………39

– Тематика лекций……………………………………………………………………...39

– Тематика лабораторных занятий…………………………………………………….44

– Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………………...51

Методические рекомендации для преподавателя…………………………………….52

Методические указания для студентов………………………………………………..53

Материалы для проведения промежуточных и итоговых аттестаций………………55

– Проверочные тесты…………………………………………………………………...55

– Вопросы к зачету……………………………………………………………………...97

– Вопросы к экзамену…………………………………………………………………..98

Контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов………………...101

Словарь основных терминов……………………………………………………….106

Конспекты лекций…………………………………………………………………...123

Варианты контрольных работ для студентов заочников I курса……………..123

Летняя полевая практика по зоологии беспозвоночных……………………….131

– Пояснительная записка……………………………………………………………..131

– Оборудование полевой практики………………………………………………….131

– Отчет о полевой практике…………………………………………………………132

– Методика сбора беспозвоночных животных…………………………………….135

– Темы экскурсий…………………………………………………………………….140

– Задания для исследовательской работы…………………………………………..147

– Рекомендуемая литература………………………………………………………...155

ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ДПП.8.08 Зоология

Зоология как система наук о животных и основные вехи ее истории. Значение зоологии для теоретической биологии и развития прикладных отраслей хозяйства. Животные в составе органического мира. Отличительные особенности царства животных. Значение животных в биогенном круговороте веществ в биосфере. Разнообразие животного мира. Экологическая система животных. Уровни организации и планы строения животных, их функциональные особенности, развитие и экологическая приспособленность. Экологическая радиация таксонов. Значение в природе и жизни человека. Основы зоологической систематики. Одноклеточные и многоклеточные. Особенности организации. Обзор типов. Происхождение, эволюция, значение. Обзор типов низших и высших многоклеточных. Тип хордовых и его принципиальные отличия от беспозвоночных животных. Низшие хордовые животные. Высшие хордовые – позвоночные животные. Классы круглоротых, рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Особенности строения. Пути приспособления к жизни на суши. Эволюция, разнообразие и значение позвоночных животных.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Введение

Актуальность . Программа по курсу «Зоология беспозвоночных » составлена на основе программы И.Х.Шаровой (2000), рекомендованной Учебно-методическим объединением высших учебных заведений РФ по педагогическому образованию. Основные задачи курса зоологии беспозвоночных определены с учетом Государственного образовательного стандарта подготовки учителя по специальности 032400 Биология. В нормативных до­кументах и учебных планах включена интегрированная дисцип­лина «Биология животных», которая состоит из курсов «Зооло­гия беспозвоночных» и «Зоология позвоночных». В них раскрыва­ются все основные аспекты биологии животных: морфо–функциональное, таксономическое и экологическое многообразие жи­вотных, эволюция животных, их значение в природе и жизни человека. Курс «Зоология беспозвоночных» является первой частью общего курса «Зоология» и рассчитан на первый год обучения студентов биолого-химического отделения СГПА.

Курс «Зоология беспозвоночных» представляет собой одно из звеньев биологической подготовки студентов биолого-химического отделения факультета ПиМНО. Изучение данного курса имеет целью дать необходимый объем теоретических знаний и практических умений и навыков, которые позволят молодому специалисту преподавать биологию в средней школе в соответствии с современными требованиями, а также подготовит его к осознанной природоохранной деятельности в деле воспитания экологической культуры учащихся. Курс «Зоология беспозвоночных» позволяет решать задачи воспитательного и развивающего характера, способствуя формированию естественнонаучного мышления студентов и овладение ими методами познания мира (наблюдение, эксперимент).

Межпредметные связи . Ряд обобщающих проблем, относящихся к биологии живот­ных, раскрывается в смежных общебиологических дисциплинах: биологии развития, цитологии, генетике, экологии, эволюци­онной теории, охране природы.

Курс «Зоология беспозвоночных» представляет собой базу для изучения наиболее высокоорганизованных животных в курсе «Зоо­логия позвоночных», а также и человека в курсах «Анатомия человека» и «Физиология человека к животных». Знания по зооло­гии беспозвоночных дают основу и для изучения общебиологи­ческих дисциплин на старших курсах.

Программа включает: введение, обзор основных типов бес­позвоночных животных (5 типов одноклеточных и 10 типов мно­гоклеточных), эволюция животного мира, животные и их значе­ние, темы лабораторных занятий, список рекомендуемой лите­ратуры.

По курсу зоологии беспозвоночных на аудиторные занятия выделено 114 часа (64 – лекции, 50 – лабораторные занятия). На самостоятельную работу отведено 52 часа. В самостоятельную работу входят:

– подготовка студентов к еженедельным лабораторным заня­тиям;

– подготовка к коллоквиумам и контрольным работам;

– подготовка к промежуточному экзамену (один, внутрисеместровый)

– изучение дополнительной литературы в библиотеке и на кафедре.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ «ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ» И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(дневное отделение)

(заочное отделение)

Содержание дисциплины «Зоология беспозвоночных»

mirznanii.com


Смотрите также