Контрольная работа: Культурология. Контрольная работа культурология


Контрольная работа - по Культурологии 3

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО

Самарский государственный университет путей сообщения

Филиал в г. Орске

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

По дисциплине:

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Выполнил: Валитов И.Ф.

Курс: 3

Шифр: 08-С-2121

Проверил: Трофимова Г.П.

2011 г.

Тема: КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ.

План.

Введение: Культурология как наука о культуре.

1. Понятие культуры. Современные подходы к определению культуры.

2. Структура культуры.

3. Функции культуры.

Заключение.

Введение: Культурология как наука о культуре.

Культурология занимается изучением законов культуры в ее историческом развитии. Иначе говоря, культурология есть наука о формах и типах культуры, о тех механизмах, которые лежат в основе взаимодействия культуры, общества и личности.

Впервые термин «культурология» предложил американский антрополог Л. Уайт (1900-1976). Он заявил, что культура должна исследоваться в рамках специальной науки о культуре, поскольку представляет собой совершенно особую и независимую от других сфер область жизни человека, которая функционирует по своим собственным закономерностям. Л. Уайт определял культуру как мир символического, опосредующего взаимодействие человека с объективной реальностью. Культура не происходит от биологических, психических и социальных факторов, но программирует саму себя. Различия в образе жизни народов задаёт небиологически наследуемая культурная традиция. Например, тибетцы, рождённые в тибетской языковой традиции будут разговаривать и мыслить по-тибетски, но не по-английски.

Несмотря на все старания учёного, на Западе культурология так и не выделилась в отдельную науку, а культура как исследовалась, так и исследуется в основном в рамках культурной (социальной) антропологии. Однако культурология как отдельная дисциплина прочно закрепилась в России со времён перестроечных лет. В нашей стране её популярность была обусловлена принципиальной неидеологичностью дисциплины, предоставляющей тем самым полную свободу творчества. К тому же, для культурологии Л. Уайта был характерен привычный для советской науки эволюционный подход.

Культурология – относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Социальные науки, науки об обществе (социология, экономика, антропология и др.), методологически ближе к естествознанию. Они опираются на точные, чувственно фиксируемые (эмпирические) факты. Для них характерны методы статистической и математической обработки фактов, описание предмета исследования, лишённое ценностного и субъективного отношения. Всё это связано с типичностью и стандартностью явлений, которые они исследуют. Гуманитарные науки, науки о человеке (история, философия, психология и др.), исследуют явления индивидуальные, неповторимые, ценностно-окрашенные. Поэтому они оперируют нестрогими моделями и оценочными суждениями. Культурология представляет собой междисциплинарную науку, интегрирующую воедино знания о культуре, добытые методами как социальных, так и гуманитарных наук. Структурно она состоит из двух блоков:

1. История культуры – исследование конкретных культур и культурных фактов. В этом разделе культурология оперирует научным материалом, открытым историей, археологией, этнологией, культурной (социальной) антропологией и социологией. В данном разделе задача культуролога, опираясь на проверенные факты, дать объективное описание исторического развития культуры социальных групп, отдельных стран, регионов, человечества в целом.

2. Теория культуры – это теоретико-философский уровень, на котором ставятся такие задачи как определение сущности культуры и её универсальных черт, описание структуры культуры и её функций, разработка типологии культур на основе обобщения множества историко-культурных фактов и их сравнения. В данном разделе культурология близко смыкается с философией культуры, исследующей духовные основы культуры и наиболее фундаментальные черты и закономерности культурного процесса.

1. Понятие культуры. Современные подходы к определению культуры.

Своим появлением слово «культура» (лат. cultura) обязано древним римлянам, которые обозначали им возделывание, обработку почвы. Таким образом, используемые сегодня понятия «сельскохозяйственная культура», а также «агрикультура» (земледелие) наиболее близки к древнему, первоначальному смыслу. Со временем термин «культура» был перенесен на процесс «возделывания» человека через воспитание, формирование нравственных и гражданских добродетелей, что в древнегреческом языке выражалось словом «пайдейя». В данном смысле понятие культуры впервые употребил Цицерон (106-43 гг. до н.э.), определивший философию как «культуру души». В широкий философский оборот понятие стало входить только на рубеже XVII-XVIII вв. в среде западноевропейских философов и просветителей (Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескьё, Н. Кондорсе, И.Г. Гердер, И. Кант). Окончательное становление «культуры» как самостоятельной научной и философской категории произошло во второй половине XIXв.

В современном словоупотреблении понятие культуры чрезвычайно многозначно, причём не только на обыденном уровне осмысления, но и научно-теоретическом. Дело в том, что каждая наука социально-гуманитарного цикла, рассматривающая культуру под собственным методологическим ракурсом, накладывает существенный отпечаток на понимание культуры. В итоге, в настоящее время насчитывается не менее четырёхсот научных определений культуры, которые культурология как междисциплинарная наука обязана учитывать при исследовании культуры. Несмотря на заведомую необъятность темы, всё же можно выделить несколько основных и самых распространённых методологических подходов, сложившихся в современном культурологическом знании.

1. Одним из наиболее распространённых подходов к определению культуры является антропологический. Согласно ему культура представляет собой всё, что создано человеком. Определение строится на оппозиции «естественный – искусственный», разграничивая вещи и явления, имеющие исключительно природное происхождение «натура» и связанные с человеческой активностью и деятельностью (культура). Иногда культура определяется как «вторая природа», та область природы, которая была изменена, организована или творчески преобразована человеком. Так, например, порода собак, специально выведенная в питомнике, представляет собой часть культуры. То же можно сказать и о декоративном растении. Первым строго научным определением, сформулированным в рамках данного подхода, стало определение культуры Э. Тейлора.

Как можно заметить, антропологический подход проистекает из первоначального значения культуры как возделывания и ставит акцент на её адаптирующей функции, приспособляющей человека к природным условиям существования. Он максимально расширяет сферу феномена культуры, включая в неё всё, что связано с воздействием человека. В связи с этим обнаруживается его существенный недостаток: между культурой и обществом не проводится никакого различия. Характерна для антропологического подхода и другая тенденция: отождествление культуры и цивилизации.

2.Аксиологический подход избегает выше упомянутой проблемы, поскольку исходит из оппозиции «культурный – некультурный», разделяя социальные и культурные аспекты в жизни человека. В качестве основы культуры здесь берётся система ценностей (название подхода происходит от философской науки о ценностях – аксиологии). В таком случае сами по себе общественные отношения и социальные группы относят к жизнедеятельности общества, а всё, что связано с ценностным освоением мира – к культуре. Современные аксиологические трактовки склонны усложнять данную схему, дополнительно выделяя цивилизационную сторону в общественном развитии.

Аксиологические определения достоверно фиксируют одну из предельных духовных основ культуры (область высших идеалов и устремлений), но, как правило, чрезвычайно сужают сферу функционирования культуры, включая в неё одни позитивно-значимые ценности. Например, если широко известный в истории институт рабства совершенно вычеркнуть из границ культуры как антигуманный с позиции современного человека, то остаются не прояснёнными те общественные нормы и представления, благодаря которым стало возможным его длительное существование.

3. Достаточно близки к аксиологическим нормативные определения культуры, очень распространенные в западной культурной (социальной) антропологии (Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун, М. Мид). Согласно данному направлению культура – это социальные нормы, определяющие поведение человека. В таком понимании культура предстаёт как сумма разных видов приобретённого поведения, основанного на социальных стандартах, моделях, передающихся от поколения к поколению в рамках определённого общества.

4. Принципиально иной взгляд на культуру предлагает намдеятельностный подход, достаточно распространенный в отечественной культурологи (Э.С. Маркарян, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов). Согласно данной научной позиции, в основе бытия человека лежит деятельность – целенаправленная, орудийная и продуктивная активность. Если всё бытие человека представляет собой деятельность, то культура – это особый способ или технология деятельности человека. Понятие технологии в данном случае применяется в общетеоретическом смысле, обозначая исторически изменяющуюся совокупность тех приемов, процедур, норм, которые характеризуют уровень инаправленность человеческой деятельности в конкретном обществе. Культура задаёт алгоритмы и модели деятельности в различных сферах общественной жизни (экономической, политической, художественной, научной, религиозной), тем самым выступая способом сохранения, воспроизводства и регуляции всей общественной жизни.

Будучи тоже весьма широким, деятельностный подход, в отличие от антропологических определений, проводит различие между социальной и культурной сферами жизни человека, одновременно подчёркивая, что в реальности они создают трудноразличимое диалектическое единство, как бы две стороны одной «медали» (деятельности человека).

5. Знаково-символический подход интерпретирует культуру как мир смыслов, либо особую негенетическую «память» человеческого общества, которая кодируется, хранится и передаётся из поколение в поколение с помощью знаков. Под знаком понимается материально воспринимаемый предмет (явление, действие), замещающий в сознании человека другой предмет или представляющий некий смысл, отношение к чему-либо. Знаком может выступать слово, жест или вещь. Поскольку одно и то же слово, жест или вещь могут иметь совершенно различный смысл и связь с другими знаками из-за особенностей сознания и мировосприятия людей, живущих в разных обществах, возникает необходимость «расшифровки» их значений и реконструкции этих миров смыслов, которые и составляют основу различных культур.

Среди знаково-символических определений культуры наиболее известны символическое определение Л. Уайта, а также целый ряд семиотических определений, сложившихся в рамках науки о знаках (семиотики). Семиотическое понимание культуры очень родственно символическому определению Л. Уайта, разница между ними заключается лишь в материале исследования культурной реальности. Если Л. Уайт рассматривает в качестве культурных «фактов» идеи и отношения, внешние действия и материальные объекты, связанные со сферой символического, то семиотика интересуется в первую очередь языком как носителем культуры. Отсюда и своеобразие терминологии: в семиотике структурной единицей культуры считается «текст» (система знаков или символов), под которым могут подразумеваться как непосредственно письменный текст (художественное произведение, документ эпохи), так и символика художественной картины или, скажем, архитектурного сооружения.

Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она ускользает от определения. Действительно, она является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, т. е. не включает биологических компонентов человека и передается отличными от биологической наследственности механизмами, она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются в виду, когда речь заходит о культурах майя или ацтеков, Киевской Руси или Новгорода.

Подводя итог, важно отметить отсутствие общепризнанных универсальных определений культуры. В современной культурологии признана сложность и многомерность культуры, среди учёных господствует мнение о невозможности исчерпывающего объяснения культуры в рамках только одного методологического подхода. В качестве рабочего определения для данного учебного пособия хотелось бы предложить формулировку известного русско-американского социолога П.А. Сорокина: культура – это «совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения»[1].

Данное определение выгодно тем, что соединяет в себе положительные стороны нескольких подходов (аксиологического, знаково-символического и антропологического). Считая ценности фундаментом любого типа культуры, оно включает в сферу культуры помимо ценностей любые значения и смыслы, пронизывающие социальные отношения между людьми. Идеи, представления, ценности, выражающие внутренний мир человека, как правило, материализуются в конкретных объектах (объективируются) и тем самым становятся всеобщим достоянием (социализируются). Поэтому культура – это и «совокупность носителей» значений и смыслов в виде искусственно созданных вещей. В этом заключается истина антропологического подхода. Данная трактовка подразумевает также проведение границы между культурой и обществом. Если общество строится на основе разнообразных социальных отношений между людьми (объединение и разделение на группы, кооперация, эксплуатация, управление, подчинение) и формирует структуру совместной жизнедеятельности, то культура наполняет социальные формы ценностными ориентирами, смысловыми значениями, нормативными предписаниями упорядочивая социальное взаимодействие, создавая единый язык общения и понимания между людьми.

2. Структура культуры.

Структура культуры – это совокупность базисных элементов или форм культуры, включённых в общую систему устойчивых взаимосвязей друг с другом. Если следовать наиболее распространённой модели культуры, в ней можно выделить две крупные части: материальную и духовную культуру. Духовная культура – это деятельность человека в сфере мысли и творчества. В качестве проявлений духовной культуры рассматривают всё, имеющее неосязаемую природу: нормы, правила, ценности, ритуалы, модели поведения, традиции, обычаи, символы, идеи. Духовная активность человека может объективироваться, отображаться в материальном виде, превращаясь в артефакты. Совокупность артефактов формирует материальную культуру общества. Артефакты – это искусственные предметы, выполняющие какую-либо функцию и несущие определенное символическое значение в конкретном обществе или группе людей. Разновидностями артефактов являются орудия труда, технические изобретения, жилой дом, храм, одежда, книга и т.д. В той мере, в какой эти предметы служат выражению какого-либо смысла, имеют символическую и ценностную нагрузку, в той мере они принадлежат культуре. Если же артефакт несёт минимальное символический смысл, но имеет исключительно практическое назначение, его следует отнести к достижениям цивилизации. Комбайн, например, есть искусственное изобретение, но предназначен он исключительно для утилитарной цели: удобства и быстроты сборки урожая.

Область духовной культуры принято подразделять на ряд составляющих. Среди её основных элементов, как правило, выделяют мифологию, религию, искусство, науку и философию. В первобытной культуре все эти составляющие духовной культуры существовали неразрывно, образуя так называемое синкретическое единство. Но в ходе исторического развития культуры каждый из элементов приобрел самостоятельность.

Мифология представляет собой самую древнюю форму духовной культуры, первый способ осознания и освоения мира. Мифологическое постижение мира несёт в себе не рациональный, а эмоционально-чувственный характер. Потому важнейшей чертой мифологического сознания является его образность и метафоричность. Если элементарной единицей научного понимания мира является понятие (слово, аккумулирующее в себе общие признаки множества вещей), то единицей мифологического сознания является конкретно-чувственный образ. Мифологические представления формируются не в результате логического анализа, но на основе ассоциативно-психологической связи, непосредственно чувствуемой сопричастности явлений друг другу. Коллективная мифология была доминирующим типом мировосприятия в первобытном обществе. Однако и современный рационально мыслящий человек не свободен от мифологии. Мифы сохраняются не только в сказках и служат источником художественного вдохновения. Мифологическим мирочувствованием пронизана вся повседневность. Более того, даже самые современные научные теории содержат в себе элементы мифологического мышления. Мифологический тип сознания органически присущ человеку, поскольку выражает психологическую потребность в чувстве внерационального родства с миром.

Религия также одна из древнейших форм духовной культуры. Изначально она составляла неразличимое единство с мифологией. Став независимой частью культуры, она пережила эволюцию от ранних (анимизм, фетишизм, тотемизм) и языческих разновидностей к мировым религиям. Религия в отличие от научного осмысления мира основывается на вере. Однако определённого рода вера присуща также учёным и атеистам. Это вера-доверие авторитету, вера в естественные события или явления, которые человек на своём опыте не испытывал. Религиозная вера есть вера в сверхъестественное, чудесное. Она разделяет всё бытие на мир земной, профанный и мир сверхчувственный, божественный. Поклонение Богу или божествам и составляет суть религиозной веры. Религия как культурный феномен состоит из трёх элементов: вероучения, культа и социальной организации. Вероучение – это оформленные в систематизированном виде знания о предмете религиозной веры. Развитые религиозные системы, такие как монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам), содержат в себе ряд догматов, чётко сформулированных истин своей веры. Вероучение предлагает ответы на вечные вопросы бытия человека и тем самым закладывает духовно-ценностный ориентир в жизни верующего. Культ – упорядоченная совокупность обрядов, с помощью которых человек мистическим образом приобщается к миру сакральному, общается с Богом. Одним из наиболее важных элементов культа является молитва. Если вера и вероучение составляют внутренние убеждения человека, то культ выражает их внешнюю реализацию. Третьим элементом любой религии является организационное объединение верующих в церковь, общину.

Если религия хранит духовные и нравственные ценности, то искусство несёт в себе в первую очередь эстетические ценности. Искусство не просто отображает мир (иначе оно было бы наукой), оно осваивает его художественными средствами, преобразует реальность символически. Искусство представляет собой единственную форму культуры, предоставляющую полную свободу творчества и самовыражения. Но истинным предназначением искусства всегда остаётся хранение и передача духовного, нравственного, психологического опыта в художественных формах.

Наука и философия – сравнительно более поздние формы культуры, представляющие собой, прежде всего разновидности рационального знания. Научные знания основаны на объективности, чувственной и логической достоверности. Наука лишена оценочного, субъективного начала в отличие от философии. Она движется от конкретных фактов к обобщениям и теориям. Наука предназначена для изучения естественных природных закономерностей в целях материально-практического освоения окружающего мира. Научные знания и умения закладывают предпосылки для цивилизационного прогресса. Философия дополняет научные исследования рациональным постижением тех вопросов, которые порой не доступны для изучения эмпирическими методами (наблюдение, измерение, описание и эксперимент). Это предельно теоретические вопросы, имеющие человеческое измерение: о смысле жизни, границах познания, основах и цели бытия. Философия может изучать те же вопросы, что и религия, но основываясь не на вере, а на сомнении и вопрошании. Философия не просто развивает интеллект и открывает какие-то знания, но формирует целостное мировоззрение, отношение к миру и самому себе.

Если рассматривать культуру как теоретическую модель, то она будет состоять из выше раскрытых элементов. Реально же существующие культуры конкретных стран и регионов, как правило, состоят из разного рода смешения элементов культуры и их особой конфигурации в образе жизни конкретных групп и социальных слоёв. По этому критерию можно выделить несколько типов культур, которые сосуществуют друг с другом в одном обществе: официальную культуру, субкультуру и контркультуру.

Официальная культура (доминирующая, общенациональная) представляет собой общепринятые ценности, нормы и модели поведения. Как правило, она транслируется сверху, закрепляется на государственном уровне. В отдельных социальных группах, формирующихся по профессиональному, этническому, половозрастному признаку, или по общности интересов, функционируют собственные субкультуры. Субкультура – это тип культуры, не противостоящий официальной культуре, но имеющий яркие локальные особенности. Подобными субкультурами можно назвать некоторые неформальные молодежные объединения (движения по музыкальным и спортивным интересам, культура «байкеров»). Отдельные маргинальные группы, выпавшие из общекультурного пространства, могут создавать и пропагандировать собственный образ жизни, являющийся оппозицией официальной культуре (контркультура). В качестве таковых выступали культуры битников, хиппи и левых радикалов Европы в 1960-х. Современные тоталитарные секты представляют собой не что иное как яркий образец деструктивных процессов в национальной культуре, т.е. контркультуру.

3. Функции культуры.

Роль культуры в жизни человека и общества можно свести к нескольким основным выполняемым ей функциям.

Человекотворческая функция. С помощью культуры человек становится собственно человеком. Культура обеспечивает процесс социализации, т.е. включения человека в систему общественных отношений. Культура определяет содержание, средства и способы социализации. Превращение человека в полноценного члена общества протекает через освоение языка, принятие норм и стандартов поведения, ценностей. Социализация же открывает возможность человеку стать личностью, раскрыть свою подлинную сущность.

Адаптационная функция. Культура приспосабливает человека к среде проживания. Культура формирует образ жизни, подходящий к географическим, климатическим и другим природным условиям существования народа. Биологическая неприспособленность человека выявила способность гибко осваивать природные условия с помощью культурных традиций. У народов, обитающих в различных условиях, средствами культуры закрепляются специфические способы адаптации к природной среде в виде способов изготовления одежды, строительства жилья, нормативных предписаний, национальных традиций и т.д. В ходе своего приспособления к природе человек одновременно преобразует и саму природу.

Информационная функция. Культура накапливает и сохраняет социальную информацию с помощью знаково-символических средств. Она представляет собой своеобразную негенетическую память, хранящую представления, знания, нормы, ценности, социальный опыт, как отдельного человека, так и народа, и человечества в целом.

Коммуникативная функция. Культура не только накапливает информацию, но и создаёт единое пространство для коммуникации, диалога между людьми. Она создаёт условия и средства общения, различные знаковые системы, среди которых наиболее важной является язык. Язык передаёт и хранит общие значения и смыслы, которые связывают членов общества одной культуры. Тем самым культура создаёт возможности для передачи опыта и знаний от человека к человеку, от поколения к поколению.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана с регулированием различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношениях культура определяет нормы и рамки взаимодействия, способы общения. На личностном уровне культура регулирует поведение человека через усвоение им духовных, нравственных, эстетических ценностей, которые формируют определённые потребности и ориентации.

Интеграционная и разграничивающая функции культуры заключаются в том, что каждый конкретный тип культуры объединяет людей в одну национальную, этническую или субкультурную общность, но разделяет различные народы или социальные группы.

Заключение.

Подводя итоги рассмотренному выше, мы можем сказать, что две основные движущие силы культуры — это народные массы и личность. Они движут культуру каждая по-своему, выполняя различные функции и решая разные задачи, но в этом движении, ни та, ни другая не устранимы и дополняют друг друга. Если же попытаться образно сравнить их мощь, то, наверное, лучшим образом будет айсберг. Его надводная часть — это творческие личности, а девять десятых его, находящиеся в воде, — это народные массы. Вспомним в этой связи слова М. И. Глинки: «Народ создает музыку, а мы, композиторы, только аранжируем ее».

Литература:

1. Арнольдов А.И. «Культуралогия: наука познания человека и культуры». М.,1995.

2. Голенков С.И. «Культура, смысл, сознание». Самара.1996.

3. Соколов Э.В. «Понятие, сущность и основные функции культуры». М., 1987.

4. Чучин-Русов А.Е. «Природа культуры//Общественные науки и современность №6». 1995.

www.ronl.ru

Культурология

Контрольная работа по культурологии

Контрольная работа выполняется студентом либо в тетради (от руки), либо на листах формата А4 (на компьютере). Необходимо раскрыть все три вопроса варианта, обязательно указывая использованную литературу.

Варианты контрольных работ

по дисциплине «Культурология»

1 вариант

  1. Ницше и его концепция «воли к могуществу»

  2. Понятие культурной картины мира.

  3. Культура Первобытной эпохи

2 вариант

    1. Дильтей В. – основоположник современной герменевтики

    2. Понятие культура, его многозначность. Происхождение термина. Значение слова культура на современном этапе.

    3. Культура Древнего Египта.

3 вариант

  1. Концепция культур-организмов в книге О.Шпенглера «Закат Европы»

  2. Функции культуры.

  3. Культура Древней Месопотамии.

4 вариант

  1. «Вызов-ответ» – движущая пружина развития культуры в концепции А.Тойнби

  2. Соотношение понятий культура и цивилизация.

  3. Культура Древней Индии.

5 вариант

  1. К.Ясперс и его теория осевых культур

  2. Материальная и духовная культура.

  3. Культура Древнего Китая.

6 вариант

  1. Бахофен о роли мужского и женского начал в культуре

  2. Ценности и нормы в жизни человека.

  3. Культура Древней Греции.

7 вариант

  1. Культура как многообразие символических форм в культуре (Кассирер).

  2. Миф и мифология.

  3. Культура Древнего Рима.

8 вариант

  1. Феноменология и теория познания по Э. Гуссерлю

  2. Культура и религия.

  3. Культура Древних славян.

9 вариант

  1. Культурологические аспекты теории психоанализа З.Фрейда

  2. Буддизм.

  3. Культура народов Северной Америки.

10 вариант

  1. «Коллективное бессознательное» в концепции К.Юнга

  2. Ислам.

  3. Культура Японии.

11 вариант

  1. Структурализм Р.Барта

  2. Христианство.

  3. Культура Арабского Востока.

12 вариант

  1. Культура как совокупность знаковых систем (по Леви-Строссу)

  2. Раскол русской церкви: смысл и значение.

  3. Культура Австралии.

13 вариант

  1. Концепция игровой культуры Й.Хейзинга

  2. Искусство.

  3. Средневековье в Западной Европе.

14 вариант

  1. Теория волнообразной социокультурной динамики по П.Сорокину

  2. Наука как наиболее развитая форма познания мира.

  3. Эпоха Возрождения в Европе.

15 вариант

  1. Концепция этногенеза Л.Гумилева

  2. Культура и природа.

  3. Культура Киевской Руси эпохи феодальной раздробленности.

16 вариант

  1. Культурологические идеи Ю.Лотмана

  2. Культура и личность.

  3. Культура Московской Руси

17 вариант

  1. Понятие русского менталитета в «Русской идее» Н.Бердяева

  2. Культура и общество.

  3. Культура Византии

18 вариант

  1. Теория ноосферы Вернадского

  2. Проблема и основания типологии культуры

  3. Цивилизация Майя.

19 вариант

  1. М.С.Каган «Философия культуры»

  2. Традиционные и современные культуры.

  3. Культура ацтеков.

20 вариант

  1. Культурологические концепции Л.С.Гуревича

  2. Элитарная и массовая культура.

  3. Цивилизация инков.

21 вариант

  1. Проблемы языка культуры в трудах М.Бахтина

  2. Восточные и западные культуры.

  3. Просвещение в Западной Европе

22 вариант

  1. Проблемы взаимодействия религиозного и научного сознания в работах П.Флоренского

  2. Культура и глобальные проблемы современности.

  3. Западноевропейская культура XIX века

23 вариант

  1. Вопросы диалога культур по В.С.Библеру.

  2. Россия: проблема цивилизационной идентичности («западники», «славянофилы», «евразийцы»).

  3. Русская культура XVII-VIII веков.

24 вариант

  1. Понятие «ноосферы» в трудах Г.Вернадского

  2. Постмодернизм в ХХ веке.

  3. Культура России XIX века.

25 вариант

  1. Культурно-историческое содержание понятия «Евразия» П.Савицкого

  2. Конфуцианство и его роль в традиционной культуре Китая.

  3. Культура России XIX века – золотой век русской культуры.

26 вариант

  1. Судьба России в концепции Вл. Соловьева

  2. Статика и динамика культуры.

  3. Культура СССР.

27 вариант

  1. П.Флоренский о путях развития России.

  2. Социокультурный кризис.

  3. Культура народов Черной Африки.

28 вариант

  1. Культурологические проблемы работ И.А.Ильина

  2. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе

  3. Серебряный век русской культуры.

29 вариант

  1. Ю.М.Лотман – семиотические проблемы. «Культура и взрыв»

  2. Знаки, символы, смыслы, коды и универсалии культуры

  3. Американская культура XIX века.

Вопросы к зачету (экзамену)

  1. Наука культурология, ее объект, предмет, методы исследований.

  2. Понятие культура, его многозначность. Происхождение термина. Значение слова культура на современном этапе.

  3. Функции культуры.

  4. Натуралистический подход к пониманию феномена культуры.

  5. Общественно-исторический подход к пониманию культуры.

  6. Игровая концепция культуры.

  7. Материальная и духовная культура.

  8. Ценности и нормы в жизни человека.

  9. Массовая и элитарная культура.

  10. Миф и мифология.

  11. Религия.

  12. Буддизм.

  13. Ислам.

  14. Христианство.

  15. Искусство.

  16. Наука как наиболее развитая форма познания мира.

  17. Культура и природа.

  18. Культура и личность.

  19. Культура и общество.

  20. Традиционные и современные культуры.

  21. Восточные и западные культуры.

  22. Культура и глобальные проблемы современности.

  23. Культура Древних славян

  24. Культура средневековой Руси.

  25. Культура России 17 века.

  26. Культура России 18 века.

  27. Культура России первой половины 19 века.

  28. Культура России второй половины 19 века.

  29. Культура Советской России.

  30. Тенденции развития современной российской культуры.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

  1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М., 1998.

  2. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. – М.: Знание, 1996

  3. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. – М., 1998.

  4. Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996.

  5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов /Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000.

  6. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура: Учебное пособие. – 3-е изд., стереотип. – Мн.: ТетраСистемс, 2000.

  7. Основы культурологии /В.Ю. Марченко. – Казань: КГТУ, 1996.

  8. Петухов В.В. Природа и культура. – М.: Тривола, 1996.

  9. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.

  10. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. – М.: Академический Проект, 2000.

  11. Основы религиоведения /В.В. Никифоров. – Казань: НАУ, 1996.

Хрестоматии по теории культуры
  1. Антология исследований культуры. – Т.1. – СПб., 1997.

  2. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М.: Юрайт, 1998.

  3. Хрестоматия по культурологии: Учебное пособие /Составители: Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Отв. редактор Радугин А.А. – М.: Центр, 1998.

5

studfiles.net

Контрольная работа - Культурология - Культурология

1.1 КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН.

— При воцарении в Киеве Владимира Красное – Солнышко была проведена языческая реформа. Стремясь поднять народные верования до уровня гос. Религии.

— Развитие письменности. Период письменной, жреческой культуры начался до принятия христианства.

— Православие стало вытеснять древнюю культуру и веру славян, ее принято возводить к культуре скифов – сколотов.

2.1 КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ.

1. Важным событием этого периода является принятие Русью христианства.

— Фактором, подготовившим принятие христианства, стало создание славянской письменности.

2. Русская литература родилась в первой половине XI века и была элитарной. Материалом для письма служит пергамент.

— В основе литературного языка – живой разговорный язык, т.е. областные его диалекты.

— Древнерусская литература представлена литературой переводной и оригинальной. Переводная древнеславянская письменность определяется на ряду со Священным Писанием.

3. Речи, называвшиеся в старину “ поучениями “ и “ словами “, относятся к жанру красноречия. Все дошедшие до нас памятники красноречия по содержанию и форме делятся на дидактические и эпидактические.

4. Под большим воздействием церкви находится другой вид искусства – архитектура. Широко начинается строительство культовых зданий, церквей и монастырей.

5. В Киевской Руси были высоко развиты ремесла: гончарное, металлообработка, ювелирное. Появляется гончарный круг.

3.1 РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВВ.

Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, это связано с хозяйственным развитием и победой над иноземными завоевателями в Куликовской битве.

— Широкое развитие получило зодчество. Русские зодчие продолжали традиции архитектуры домонгольского периода. Они использовали кладку из грубо отесанных известняковых плит и валунов. Результатом стала церковь Спаса на Ковалеве.

— Новым направлением в московской архитектуре стало стремление к преодолению “кубичности” и созданию новой, устремленной вверх композиции здания за счет ступенчатого расположения сводов.

— История русской живописи стало естественным продолжением истории живописи домонгольского периода. Особое место среди художников занимает Фиофан Грек.

4.1 ПРОСВЕЩЕНИЕ.

— В Москве ведется огромная историческая работа, здесь создаются первые гос. архивы, составляются обширные библиотеки, например библиотека Чудова монастыря.

— Выдающимися центрами книжности были монастыри. Монастырское образование не было только религиозным.

— Особым уважением пользовалось знание иностранных языков.

Обучение грамоте начиналось с семи лет.

4.2 ЛИТЕРАТУРА.

— Ряд исследователей культуры Древней Руси видят в новой литературной школе отражение идей и настроений Предвозрождения, т.е. интерес к человеческой личности, к ее переживаниям и психологии.

— Важной особенностью в литературе является своеобразный сентиментализм.

— Замечательною особенностью русской литературы была ее исключительная идеологическая острота и целеустремленность. Это была литература одной темы – темы русской земли.

4.3 ЗОДЧЕСТВО.

— Идея величия – основная идея зодчества итальянского возрождения.

— В 1482 – 1490 гг. мастера псковичи построили в Московском Кремле Благовещенский собор.

— В 1487 г. началось строительство грандиозного дворца Ивана III.

— В 1505 г. был заложен Архангельский собор.

— Образование русского национального государства было ознаменовано постройкой Московского Кремля, центральной святыни русского государства.

4.4 ЖИВОПИСЬ.

— Подъемы русской живописи идет под знаком внимания к человеческой психологии. В трактовке человеческого образа сказалось живое наблюдение, человеческие фигуры строятся в рельефе.

— Государственное величие Москвы наложило резкий отпечаток на монументальные произведения. В еще большей мере отражают рост произведения Дионисия – мастера творческой фантазии.

5.1 РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII В.

— Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев.

— Происходит “обмирщение” культуры, т.е. отход культуры от церковных традиций и придание ей светского характера.

— Развивается грамотность, в 1634 г. был издан первый букварь. В 1648 г. вышла грамматика.

— В произведениях литературы появляется новое отношение человеческой личности – интерес к внутреннему миру человека. Новым в русской литературе стал жанр демократической сатиры, а также сатирические произведения и стихотворный жанр.

— К XVII веку относят первые записи фольклора.

— Выдающимся памятником зодчества этого времени является московская церковь Рождества в Путинках.

— Развивается гражданское строительство.

— Живопись развивалась очень бурно. Развивается бытовой жанр, портретный – парсунная живопись.

— Появляется театр – придворный и школьный.

6.1 РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII В.

В XVIII в. развиваются внешние экономические и культурные связи России с Западными странами.

— Появляются новые сферы культуры – наука, художественная литература, светская живопись, театр и др.

— Намного продвигается просвещение, что оказывает влияние на дальнейшее развитие культуры.

— В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навигационных наук – Навигацкая школа – первое светское государственное учебное заведение.

— В первой четверти XVIII века стали создаваться циферные школы для обучения всех детей дворян и подъячих.

— В 1755 г. был создан московский университет.

— Значительно усилилось книгоиздательское дело. В 1708 – 1710 гг. была проведена реформа шрифта, были введены гражданская азбука и печать.

— В 60-е годы XVIII века на смену стилю русского барокко пришел русский классицизм, главная его ценность – ансамбль, организация пространства: строгая симметрия, прямые линии, прямые ряды колонн. Яркий пример Дворцовая площадь.

— Русское просвещение унаследовало проблематику Просвещения европейского, осмысляло и развивало ее вполне самобытно. Просветители создают особую нравственную философию, она определяет основные принципы этики, поведения людей в обществе.

— В конце XVIII века создается одна из богатейших художественных коллекций мира – Эрмитаж.

— Продолжается развитие театра. По велению Петра I в 1702 г. был создан Публичный театр. В 1750 г. в Ярославе начались спектакли первого провинциального публичного театра. В 1779 г. был создан частный театр на Царицином лугу.

— В XVIII в. начинает широко распространяться музыкальное искусство. В 1802 г. было создано Филармоническое общество.

7.1 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XIX В.

В России романтизм в литературе начала XIX в. был порожден глубокой неудовлетворенностью передовой части россиян. Становление романтизма связано с поэзией В.А. Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.

— Представителем романтического направления в живописи был О.Кипренский.

— Существенное влияние оказал романтизм на формирование русского пейзажа. (работы С.Ф.Щедрина, М.Н.Воробьева).

— Во второй половине XIX в. реализм был господствующим направлением в русской литературе.

— Развивается русская национальная музыкальная школа.

— Всемирную славу получил русский балет.

8.1 ЛИТЕРАТУРА.

Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжили Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, И.А.Бунин.

В реализме появились новые художественные качества – опосредованное отражение действительности. С этим связано распространение неоромантизма.

8.2 ТЕАТР И МУЗЫКА.

Важнейшим событием общественно – культурной жизни России в конце XIX в. было открытие в Москве Художественного театра. Развитие традиций музыкального театра связано с петербургским Мариинским и московским Большим театрами.

8.3 АРХИТЕКТУРА.

Эпоха промышленного прогресса произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все больше места занимали сооружения нового типа, и совершенствования строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн.

8.4 ЖИВОПИСЬ.

Поляризация художественных сил в начале XX в., полемика множества художественных группировок активизировали выставочную и издательскую деятельность.

К 90-м годам относятся первые эксперименты русских художников в абстрактном искусстве, одним из первых манифестов которого явилась книга Ларионова “Лучизм”.

www.ronl.ru


Смотрите также