РАЗДЕЛ 4: Как спроектировать помещение для звукозаписи. Контрольная комната студии звукозаписи


Акустика студий звукозаписи - Acoustic Group

Несмотря на то, что студии могут быть очень большими помещениями, подавляющее большинство студий, которые строятся в настоящее время имеют суммарную площадь помещения тон-зала и контрольной комнаты менее 200 м2. Времена мега-студий прошли, современная звукозаписывающая техника, позволяющая выполнять записи наивысшего качества, теперь умещается в двух чемоданах. При этом физические принципы распространения звука в помещениях, к сожалению, остались неизменными.

Акустика звукозаписывающих студий

Для того чтобы на студии производится действительно качественный и натуральный продукт, помещения тон-зала и контрольной комнаты должны иметь необходимое, отличающееся друг от друга акустическое оформление.

Прежде всего - несмотря на сколь угодно малые размеры, в данных помещениях не должно быть проблем с записью и воспроизведением низких частот. В случае с тон-залом проблемы на низких частотах просто не дадут корректно записать инструменты с "играющим низом": ударные или бас. В контрольной комнате неконтролируемый бас приведет к тому, что фонограмма выпущенная студией будет совершенно неестественно звучать во всех других местах. Именно поэтому при строительстве студий столько внимания уделяется выбору формы и пропорций помещений, а после выполнения звукоизоляционных мероприятий достаточно большое количество времени уделяется коррекции звукового поля на низких частотах.

Для контрольной комнаты, в зависимости от ее назначения (запись стерео или многоканального звука), также существуют свои требования по размещению звукопоглощающих и звукорассеивающих материалов. Важно помнить, что если такая комната имеет свое, выраженное звучание, в других помещениях сведенная здесь фонограмма может зазвучать как угодно. Поэтому, один из самых распространенных методов устройства контрольных комнат - это создание нейтральной акустической среды в помещении. Низкое время реверберации здесь сочетается с требованием его неизменности (ровной характеристики) во всем частотном диапазоне.

При проектировании помещений студий звукозаписи следует придерживаться следующих принципов:

  1. Форма и пропорции помещений тон-зала и контрольной комнаты должны выбираться исходя из физических принципов распространения звука в замкнутых объемах. Наилучшая пропорция размеров помещения - "золотое сечение" - 1:0,62:0,38. Наихудший вариант - помещение кубической пропорции - 1:1:1.
  2. Для каждого помещения разрабатывается система НЧ-поглотителей, формирующая равномерное поле в низкочастотном диапазоне.
  3. Время реверберации в помещениях должно находиться в диапазоне, рекомендуемом для студийных помещений соответствующего объема. Для контрольных комнат небольшой площади, как правило, время реверберации не превышает Трев = 0,3 с.
  4. Интерьер тон-зала и контрольной комнаты должен содержать равномерное чередование звукопоглощающих и рассеивающих поверхностей. Допускается размещение рассеивающих или отражающих поверхностей на фронтальной стене контрольной комнаты при записи звука в формате "стерео".
  5. В зале должны быть исключены акустические дефекты типа "порхающего" эха, вызванные применением параллельных звукоотражающих поверхностей.
  6. В отделке интерьера студийных помещений должны применяться пожаробезопасные, экологичные, и пригодные к длительной эксплуатации материалы с известными и стабильными акустическими характеристиками.

При строительстве студий звукозаписи в качестве декоративно-акустических материалов применяются панели Decor Acoustic, панели Heradesign Fine и Heradesign SuperFine, стеновые панели Ecophon Akusto, подвесные потолки Ecophon, а также стеновые и потолочные плиты Gyptone и Rigitone Air. Для устройства домашних студий звукозаписи применяются плиты Mappysil и акустически прозрачная ткань CARA.

В качестве внутреннего звукопоглощающего материала применяются экологически безопасные негорючие плиты Шуманет-ЭКО. Для монтажа декоративно-акустических материалов с целью исключения дребезга металлического каркаса применяется система Вибронет-профиль.

www.acoustic.ru

АКУСТИКА КОНТРОЛЬНЫХ КОМНАТ | Акустический поролон

Контрольная комната - это помещение, где находится рабочее место звукорежиссера и где размещается оборудование: микшерный пульт, контрольные агрегаты, цифровые звуковые станции, процессоры обработки звука, магнитофоны и другая дополнительная аппаратура. Пример размещения оборудования показан на рисунке 4. Требования к акустическим характеристикам контрольной комнаты вытекают из обеспечения условий для слухового контроля создаваемых музыкальных и речевых записей. Кроме того, в настоящее время контрольные комнаты часто используются для непосредственного создания и записи электронной музыки.

 

Контрольные комнаты должны удовлетворять следующим основным условиям:

До недавнего времени в основе акустического проектирования контрольных комнат лежала концепция повторения параметров среднестатистического жилого помещения, то есть считалось, что звукорежиссер должен находиться в условиях, близких к условиям домашнего прослушивания. Среднее время реверберации выбиралось 0,2…0,4 с. Объемы также были небольшими и составляли 30…40 м³. Такие помещения удовлетворительно работали для записи музыки с небольшим динамическим диапазоном. Кроме того, условия реального прослушивания музыкальных и речевых сигналов, переданных по каналам радиовещания, телевидения, звукозаписи и пр., настолько разнообразны, что приведенные выше требования нельзя считать типовыми для жилых помещений

Следующим этапом явилась концепция построения контрольных комнат, получившая название LEDE (live-dead end), в которой звукорежиссер работал на границе двух сред — «живой» (live), с большим количеством отражений, и «мертвой» (dead), свободной от отражений. В основе такого построения контрольных комнат лежало соображение, что одним из важнейших критериев качества акустики в помещении является время прибытия ранних отражений, которое должно быть в пределах 20…30 мс после прямого звука. Если в студии при записи обеспечено это требование, то первые отражения в контрольной комнате не должны маскировать их, поэтому полезно переднюю часть контрольной комнаты (стены за контрольными агрегатами, полы и потолки) сделать заглушенными (dead end), а заднюю часть комнаты сделать отражающей (live end). В этом случае структура реверберационного процесса в контрольной комнате должна иметь вид, показанный на рисунке 5. Для того, чтобы заднюю часть комнаты сделать отражающей, на задней стене и потолке должны устанавливаться различные отражающие решетки (рисунок 6).

Такая конструкция комнаты позволяла звукорежиссеру ощущать живые отражения, но вместе с тем звук от студийных мониторов воспринимался им без искажения, поскольку на прямой звук не накладывались отражения комнаты. Однако такие контрольные комнаты было очень трудно настраивать и, кроме того, возросшие требования к передаче стереопанорамы и расширенного динамического диапазона для цифровых записей требовали снижения уровня реверберационных помех. Тем не менее, целый ряд известных студий (Master Sound Astoria в Нью-Йорке, Red Bus Studios в Лондоне, Winfeld Sound в Торонто и др.) продолжают использовать контрольные комнаты, построенные по такой концепции, и в настоящее время.

В конце 80-х годов была предложена конструкция «бессредных» контрольных комнат. Идея их проектирования была предложена англичанином Т. Хидли, и реализована Ньюэллом во многих студиях мира. Она заключается в следующем: все поверхности, в направлении которых излучают студийные контрольные агрегаты (то есть потолок, задняя стена и боковые стены), делаются звукопоглощающими, а поверхности перед звукорежиссером — передняя стена и пол — делаются звукоотражающими. Это позволяет звукорежиссерам слышать прямой звук мониторов, не окрашенный дополнительными отражениями, и в то же время получать отражения собственных голосов от передней фронтальной поверхности пола и находящегося в комнате оборудования (пульта, компьютеров, стоек и др.). Для обеспечения поглощения звуковой энергии во всем воспроизводимом диапазоне частот (особую проблему представляет обеспечение поглощения на низких частотах) используется новая технология так называемых «звуковых ловушек». Конструкция стены с боковыми ловушками и общий вид «бессредной» контрольной комнаты показан на рисунке 7.

 

На определенном расстоянии от главной несущей стены устанавливается дополнительная «диафрагменная» стена, состоящая из деревянной рамки с трехслойным покрытием (гипсовая штукатурка плюс мягкая древесно-волокнистая плита и снова гипсовая штукатурка). Затем на ней закрепляется поглотитель, например, из специальной минеральной ваты или синтепона. На некотором расстоянии от него подвешиваются под углом 45° и на расстоянии 30…46 см панели из фанеры, покрытые звукопоглощающим материалом, общая глубина панелей 0,6…1,2 м. Установленные таким образом панели служат волноводами, поглотителями и рассеивателями для низкочастотных звуковых волн. Поглощение средних и высоких частот обеспечивается традиционными методами и зависит от свойств поглотителя на стенах. Измерения процесса реверберации, выполненные в таких комнатах, показали, что в первые моменты времени (до 50 мс) происходит очень быстрое поглощение отраженной энергии, что дает ощущение мельчайших нюансов в звучании мониторов, в то время как в обычных комнатах эти детали маскируются реверберационным процессом.

Такого типа комнаты потребовали применения контрольных агрегатов с высоким уровнем звукового давления и малыми переходными характеристиками, поэтому в них часто используются мониторы с рупорными громкоговорителями (например, фирмы JBL).

Контрольные комнаты, построенные по такой концепции, показали возможность получения в них записей высочайшего качества с высокой прозрачностью звучания, что особенно важно для цифрового звука. Учитывая, что контрольные комнаты используются теперь нередко и как исполнительские студии для записи электронной музыки, то такой принцип их построения лучше соответствует этой музыке (в них легче вносить искусственную реверберацию).

Уровень шумов в контрольных комнатах не должен превышать NC25 для обеспечения большого динамического диапазона при записи, что накладывает особые требования к звукоизоляции стен и их размещению. Также как и при строительстве студий звукозаписи, при конструировании контрольных комнат проблема снижения уровня шумов требует решения сложнейших задач, в том числе при выборе материалов для звукопоглощения и звукоизоляции.

Широкое внедрение в практику современных пространственных систем звукозаписи изменило и требования к параметрам современных контрольных комнат. В международных стандартах и рекомендациях: ITU-R BS.775-1, SMPTE RP-173, EBU R22, EBU Tech4276, ITU-R BS.1116-1 и др. оговариваются требования к размерам и форме контрольных комнат, параметрам звукового поля в них, параметрам и способам расстановки контрольных агрегатов. Прежде всего для контроля качества пространственных звукозаписей требуется установка большого количества мониторов (например, шести), расположенных по схеме, показанной на рисунке 7.

Эксперименты с выбором оптимальных условий для помещений прослушивания пространственных систем показали, что общий объем студийных контрольных комнат должен быть порядка 300 м³ , а пропорции должны соответствовать указанным в таблице 1 для обеспечения оптимального распределения резонансных мод в помещении. Форма комнаты — в основном, симметричная относительно направления на зону прослушивания и относительно расположения звукопоглощающего материала, особенно вокруг громкоговорителей, дверей, окон и технического оборудования. Это делается с тем, чтобы избежать любых акустических неоднородностей.

Значение времени реверберации Трев должно быть в пределах 0,2…0,4 с (таблица 2). В больших микшерных комнатах для кинопроизводства иногда могут использоваться большие значения реверберации. Частотная характеристика времени реверберации должна быть постоянной и не иметь резких скачков. Отклонения в диапазоне 200 Гц…4 кГц не должны превышать ±0,05 с, а ниже 200 Гц допускаются отклонения на 25% от среднего значения.

Кроме того, размеры контрольных комнат, требования к времени реверберации в ней, времени задержки первых отражений и другим параметрам рекомендуется выбирать в соответствии со значениями, указанными в таблице 2.

 

Таблица 2.

Параметры

требования к дизайну

малые контр.комнаты

средние контр.комнаты

Комната

площадь пола, м²

50±20

100±30

 

объем комнаты, м³

≥80

≥200

 

форма комнаты

не прямоугольная, без параллельных поверхностей

 

отношения размеров

H : B : L = 1 : 1.59(±0,7) : 2,52(±0,28)

 

высота комнаты, м

3,0-4,0

4,0-6,0

Отделка интерьера

 

однородное распределение отражающих/поглощающих поверхностей (без сильных отражений)

Акустические свойства

время реверберации, с

0,2±0,05

0,3±0,1

 

средний коэффициент поглощения

0,4…0,6 (на 500 Гц)

 

характеристики реверберации

отклонения ниже 250 Гц до 25%выше заданного значения

 

ранние отражения (до15 мс)

на 10 дБ ниже прямого звука

 

распределение уровня звукового давл.(SPL)

однородное распределение внутри слушательской зоны, включая место микширования

Шум

шум от вентиляциишум от оборудования

кривая NC15 (возможно NR15) кривая NC20 (возможно NR20)

 

В заключение необходимо подчеркнуть, что требования к акустическим характеристикам студий и контрольных комнат все время возрастают, поскольку они в значительной степени определяют качество музыкальных и речевых программ, поступающих к многомиллионной аудитории с помощью современных средств радиовещания, звукозаписи, телевидения и мультимедиа.

 

 

porolon555.ru

Студия звукозаписи www.unisonrecords.org. Информационный портал для музыкантов и композиторов.

Семён Дегтярёв (Dex Haer)

Каждый музыкант, который сам сводит собственные музыкальные композиции, рано или поздно погружается в сложный технический мир звукорежиссуры, где приходится разбираться с понятиями амплитудно — частотных характеристик (АЧХ), фазы, реверберации и прочих технических аспектов, связанных со звуком.

По мере творческого развития, у современного музыканта и по совместительству звукорежиссера, развиваются и технические навыки: развивается слух, приходит понимание многих процессов взаимодействия различных звуков, приходит понимание работы тех или иных приборов обработки звука.

Но большинство начинающих звукорежиссеров в определенный момент сталкиваются с одной и той — же проблемой. А именно — треки не обладают той плотностью, воздушностью, яркостью, красочностью, которой обладают фирменные композиции. И самое главное — миксы начинающих звукорежиссеров на другой акустике (на других колонках) звучат совершенно не так, как дома…

Вот о природе этого явления я и постараюсь рассказать в данном повествовании.

В звукорежиссуре важнейшим фактором в оценке качества фонограмм является сложное и порой непонятное понятие —"контроль". Контроль — это не есть акустическая система в виде громкоговорителей или наушников. Контроль — это не уши звукорежиссера (хотя уши — самая главная составляющая понятия контроля). Контроль звука - это то, как и что звукорежиссер слышит. Контроль — это комплекс различных действий от стадии проектирования студии до выпуска готового продукта. Контроль — это сложное взаимодействие мониторной системы, контрольной комнаты и слухового аппарата звукорежиссера. Не просто так в профессиональных студиях звукозаписи, помещение, в котором звукорежиссер следит за процессом записи и работает над миксом, называется "контрольная комната" (control room).

Контроль иногда принято называть "мониторингом". Именно поэтому профессиональные акустические системы (АС), предназначенные для работы над звуком, называются "контрольные мониторы" или просто "мониторы". Эти самые мониторы не просто так мониторы (только потому, что так называются) И не все АС (акустические системы) являются пригодными (подходящими) для сложного занятия, называемого микшированием. Мониторы для звукорежиссера — это основной инструмент, с которым он работает.

Есть основные критерии, по которым следует выбирать мониторы. Первым и основным (для меня) является детальность воспроизведения:-то, как мониторы воспроизводят мельчайшие изменения при работе с приборами обработки;-то, как в сложном миксе заметны тихие звуки, как слышна обработка различных звуков.

В плохих АС даже фирмовые композиции слышатся кашеобразной массой и сложно различить что и где звучит. В то время как в мониторах с хорошей детальностью слышны все нюансы, все инструменты и как они обработаны.

Далее следует обратить внимание на то, как мониторы "рисуют" картинку микса. В хороших миксах на хороших мониторах четко слышны планы: -звуки, которые в миксе расположены на переднем плане (соло инструменты, вокал, рабочий барабан) слышны перед мониторами. -атмосферные звуки (пэды, длинная реверберация) слышны далеко за мониторами. Создается впечатление 3D эффекта — звук крутится и вертится в пространстве за колонками и перед. Звук распространяется по всей комнате.

Совершенно иная картина в дешевой акустике — звук съеживается в кашу между колонками. А чаще разделяется на два отдельных источника спозиционированных непосредственно в АС. Звук идет из самих колонок и это слышно. Это делает невозможным работу с миксом.

Далее нужно обратить внимание на размер низкочастотного динамика. Физика низких частот такова, что чем динамик больше, тем ниже частота, которую он может возбудить. Так вот. Кое-какой, но бас можно услышать только из динамика размером 8 дюймов и больше. 5-ти дюймовый динамик не способен "прокачать" ничего ниже 60ти герц. Нижняя же планка 8-ми дюймового динамика равняется 45 Гц. И это далеко не полный диапазон баса, но работать уже можно. Для полноценного контроля баса нужны мониторы с низкочастотным динамиком 12" (а лучше два 18") в соответствующей, акустически оформленной комнате.

Следующая особенность у всех АС — это неравномерность АЧХ (амплитудно-частотной характеристики). Что такое АЧХ, вы можете прочитать здесь.Об АЧХ конкретных мониторов можно узнать только из описания производителя. Обычно, у мониторов высокого уровня неравномерность составляет меньше 3 dB. Если больше, то стоит задуматься… Но не всегда производители дешевых АС будут выкладывать графики, компрометирующие свой продукт. И не всегда производители делают замеры АЧХ в безупречных безъэховых камерах на оборудовании высокого уровня…

Также очень важными, может даже наиболее важными свойствами являются: -переносимость (или транслируемость) -утомляемость. Об этих качествах мониторной акустики можно узнать только поработав на них несколько дней или почитав многочисленные отзывы в сети. Транслируемыми мониторами называют те, миксы (ваши сведённые композиции) из которых без изменений и новшеств точно также воспроизводятся (звучат)(транслируются) на любой другой АС. Из за большого количества деталей и нюансов, большого частотного и динамического диапазона, контрольные мониторы очень сильно утомляют слух. И на некоторых невозможно просидеть даже несколько часов. Об утомляемости и транслируемости мониторов также сложно судить исходя из отзывов — каждый будет хвалит свое. Выбор мониторной системы очень сложное и интимное занятие. И об этом можно написать не одну статью, но разговор сейчас не об этом.

Подскажу вкратце основные рекомендации. Желательно перед покупкой послушать очень много разных вариантов АС и выбрать то, что понравится именно вам. У всех уши разные и то, что нравится мне может не понравиться вам. На самом деле — это не сложно, и отговорки, типа "я живу в глуши и ни у кого нет мониторов" не принимаются. Сейчас в любом областном центре десятки профессиональных и сотни домашних студий. Напроситься в гости можно под любым предлогом.

Также нужно понимать, что настоящие и качественные мониторы стоят дорого и за достойную пару предстоит выложить больше 60000р. Меньше начинаются компромисы — либо отсутствие баса, либо отсутствие детальности и большая неравномерность АЧХ с отсутствием транслируемости. Если с финансами проблема, то можно поискать хорошие варианты с рук, и не стоит бояться, потому что хорошая акустика хорошо служит, имеет много степеней защиты и попросту надежна. Также можно купить пассивную пару мониторов хорошего уровня и на первое время посадить их на дешевый советский усилитель, и копить на дорогой референсный усилитель. В итоге получите достойную мониторную систему.

Мой вам искренний совет — не покупайте дешевые мониторы!!!

По мере развития вы поймете, что в них не слышно тончайших нюансов, необходимых для качественного сведения, и будете копить на настоящие мониторы… а эти выбросите и будете жалеть потраченные деньги.

И не покупайте мониторы КРК серии РП- это даже акустикой назвать сложно.

У звукорежсеров уже давно устоялся список предпочтительных в данном рынке брендов: PMC, Quested, Genelec, Focal, Klein & Hummel, Pitone, Adam, Dynaudio.Не забывайте, что полноценные студийные мониторы начинаются от 2000$ за пару.

Но если бы все было просто, то я бы и не писал эту статью. Все понакупали бы дорогущих мониторов и… разочаровались бы. Потому что все-равно миксы страдают множеством проблем. И на различных профильных форумах постоянно создаются темы с однотипными вопросами…

Взгляните на рисунок:Примерно так звуковые волны распространяются в комнате. Звук, приходящий из мониторов напрямую в уши — это малая часть того, что мы слышим, а всё остальное, что мы слышим — это ранние и поздние отражения этого самого звука. Также в каждой комнате есть собственные резонансы, которые называются "комнатные моды", "аксиальные моды" или "стоячие волны" (далее я буду называть их моды). И они напрямую зависят от размеров помещения и наиболее критичны на низких частотах.

Физика этого явления примерно такова: звуковая волна на определенной частоте, отражаясь от стены, устремляется обратно и в определенном месте встречается сама с собой. В некоторых местах в комнате интенсивность звука на этой частоте возрастает многократно, а в другом месте ее не будет слышно. И эти факты очень сильно влияют на мониторинг. Моды могут портить и без того кривую АЧХ примерно на 15 — 20 Дб как в плюс так и в минус. Это примерно тоже самое, если бы фотограф настраивал фокус через мутный видоискатель, или аниматор рисовал свои мультики, накинув на монитор компьютера разноцветную тюль. Работая с приборами обработки звука в звенящем и гудящем помещении, вы всегда делаете поправки на эти явления. И прежде чем поставить в свою комнату профессиональные контрольные мониторы, нужно подготовить свое помещение к этому знаменательному событию.

Можно, и будет правильней бороться с стоячими волнами, построив студию без параллельных стен. Нет пересечений переотраженных волн — нет проблем с модами. Сложней, если в наличии уже имеется прямоугольное помещение — нужно изменять его геометрию, строя новые стены внутри готовых. И все гораздо печальней, когда не только нет средств на строительство, но и невозможно его производить по многим причинам.

Что же делать тем, кто снимает жилье или кому мама не разрешает?Для начала нужно посчитать эти самые моды. Это не сложно сделать, зная размеры помещения и скорость звука.Калькулятор аксиальных мод в комнате прямоугольной формы.Зная примерную частоту наиболее активных мод, можно с ними побороться изготовлением конверсионных панельных поглотителей (НЧКП). Эта конструкция представляет собой прямоугольный ящик, у которого передняя стенка подвешена на резинках или пружинках и может вибрировать. За счет резонансных вибраций, мембрана поглотителя гасит звуковую волну на той частоте, на которую рассчитан этот поглотитель. Рассчитать размеры поглотителя можно здесь. Но это далеко не единственная необходимая мера для коррекции акустики помещения.

Наиболее эффективным и действенным методом являются широкополосные поглотители или "басовые ловушки" (как их часто называют).

Первый, и наиболее простой способ изготовления такого акустического абсорбера:-Закупаете в строительном магазине много минваты из базальта (базальтовое волокно) в рулонах.-Желательно разной плотности — и чем плотнее (тяжелее), тем лучше.-Покупаете несколько полипропиленовых канализационных труб большого диаметра: 150 — 200 мм.-Покупаете спанбонд — нетканное полотно. Иногда оно называется АГРОСПАН — применяется в садоводстве. Там его называют укрывной материал.

Ну и собственно: -обворачиваете трубы минватой-закрепляете-накрываете спанбондом-полученные столбы ставите в углы — именно там скапливаются основные басовые гудения

Также очень удобными и действенными являются прямоугольные поглотители на основе минваты.1.) Покупаете много прямоугольной минваты в пакетах. Наиболее распространенной, наверное, является ROCKWOOL АКУСТИК БАТТС. Она позиционируется специально для звукоизоляции и коррекции акустики помещений. Также советую купить более плотную минвату, потому что чем тяжелей и плотней наша система — тем ниже частота поглощения баса.2.) Режете ДСП в нужных вам количествах и размерах. Я резал полоски ДСП: 180 х 15 — 16 штук и 104 х 15 — 16 штук. (здесь и далее все измерения будут в сантиметрах).3.) режете 16 досок 180 х 5 х 2.4.) покупаете спанбонд, шурупы, строительный степлер и скобы к нему.5.) из полосок ДСП делаете прямоугольные рамки 180 х 100 х 15, 6.) к метровым сторонам рамки прикручиваете по 2 ребра так, чтобы от верхнего края рамки до ребра было такое — же расстояние, как от нижнего — 5 см.

Получится, что доски, шириной по 5 см, делят нашу рамку на 2 отсека, толщиной по 5 сантиметров.Изготовление звукопоглотителя7.) кладёте на ребра три плиты минваты (в данном случае Роквул 100 х 60 х 5)8.) закрепляете минвату к ребрам, чтобы не упала9.) переворачиваете и делаете то-же самое с другой стороны.Изготовление звукопоглотителя10.) Полученную конструкцию обворачиваете спанбондом и у вас получается 8 панелей.

Ребра внутри обеспечивают 5 см воздушной прослойки, что увеличивает эффективность нашей панели во много раз. Можно внутрь вставить лист фанеры или гипсокартона, более плотную минвату, несколько воздушных прослоек. В качестве рамки можно использовать металлический "П" образный направляющий профиль для гипсокартона. Экспериментируйте. Панели можно обшить не скучным спанбондом, а красивой тканью. (ткань должна быть дышащая)Несколько панелей можно поставить на колесики и быстро делать из них передвижную вокальную кабину для записи. Данные размеры не являются конечными и самыми правильными — не бойтесь экспериментов.

Главное здесь — чем больше объем и масса поглотителя, тем ниже частота поглощения.

Панели необходимо расставлять в углы (можно ими закрыть столбы, описанные ранее — будет эффективней) и в места ранних отражений (про эти места будет ниже). Так, как минвата накрывается тканью, то ловушки глушат средние частоты, справляясь с лишней комнатной реверберацией.

Для поглощения середины и верха наиболее эффективны прямоугольные — здесь важна площадь поглощающей поверхности (чем она больше, тем лучше).

Низкие частоты нужно гасить массой и объемом — чем толще и тяжелей ловушка, тем ниже частота поглощения. Для гашения низких частот более эффективны круглые ловушки, особенно если сделать их толстыми. Советую сделать и те и другие.

Такими панелями на основе минваты очень легло переглушить комнату. В переглушеной комнате будет некомфортно находиться — может закладывать уши, да и попросту странные ощущения пустоты и дискомфорта. Миксы в переглушеных помещениях будут далеко не идеальными и не без проблем. Естественная акустика контрольной комнаты должна быть живая и нейтральная. Для оживления звукового пространства нужно воспользоваться рассеивателями. Очень хорошо с этими функциями справляются декоративные каменные кладки и деревянные диффузоры Шредера, которые легко рассчитываются и изготавливаются. Более подробно про диффузоры Шредера можно почитать здесь.

Обязательно нужно найти наиболее правильное место для ваших громкоговорителей и для вас. Можно воспользоваться калькулятором для определения оптимального расположения:

Если громкоговорители расположены в прямоугольной комнате вдоль короткой стены.

Если громкоговорители расположены в прямоугольной комнате вдоль длинной стены.

Если громкоговорители расположены в квадратной комнате.

А можно (и предпочтительнее) попросить знакомых помочь в нахождении наилучшего места: -двое таскают колонки-один слушает, где они лучше зазвучат, -другой бегает по комнате и слушает, в каком положении по комнате меньше гудения. А ещё перед процедурой поиска друзья помогут вынести из комнаты всю мебель))).

Во время поиска нужно обращать внимание не только на гудение баса, но и на общую картинку звучания

Стереообраз должен быть полноценным и собранным.

Если мониторы будут слишком далеко друг от друга, то образ будет растянут и провален посередине, если мониторы будут слишком близко друг к другу, образ будет сжат.

Нужно найти такое место, в котором звуки равномерно распределены в пространстве. Четко прослушивается дальний план за мониторами и ближний слышен перед носом, не гудит бас. Правильно расставленная акустика уже является залогом адекватного и правильного контроля.

Ещё желательно сделать или купить стойки для мониторов.Стойки для мониторовКогда найдено оптимальное место для мониторов, приступаем к поиску мест ранних отражений.

Делается следующим образом:Один садится в кресло (место звукорежиссёра ), а другой носит вдоль стены и на потолке зеркало. В том месте, где из кресла в зеркале будут видны мониторы, нужно ставить ловушку.

Можно воспользоваться калькулятором для определения расположения площадок ранних отражений. Но все-равно проверьте и потаскайте панели вправо-влево в поисках лучшего звучания.

Когда будете расставлять мебель, стремитесь к симметрии в своей комнате.Для настройки АС и комнаты различными ловушками и рассеивателями, очень хорошо помогает измерительный микрофон. Он стоит недорого… Беринжер, Нади, Суперстереофоникс, дорогущий DPA или какой другой — не важно!Измерительный микрофонВажно, чтобы он был измерительным а не вокальным. Здесь важна диаграмма направленности, и строение корпуса. При помощи бесплатного приложения Room EQ Wizard и измерительного микрофона можно на экране компьютера увидеть проблемные области вашей комнаты. Инструкцию по пользованию программой увидите сразу после установки. Особенно измерительный микрофон необходим если вы используете мониторную систему 2.1.

Расставив акустику, поглотители, резонаторы, мебель, настроив АС, вы услышите потрясающий звук — четкий, собранный, красивый, приятный, сухой, а главное — правильный. Побочный эффект — развал фонотеки на две половины, хорошо сведенная музыка и не очень…))

И не важно, как дорого стоят ваши мониторы, если комната гадит их звучание, то вся работа по сведению вашего шедевра будет насмарку. Кстати, если внутри комнаты ничего не гудит, то и за пределами комнаты соседям будет проще жить. Так, что глушите ваши комнаты обязательно!

И помните!!!! Все же главное — это научится слышать то, что нужно услышать, и понимать потенциального слушателя. Ведь ни один, даже самый дорогой монитор не сведет сам.

Главное, это ваши уши и ваши знания.

Читайте литературу, форумы, статьи. Разбирайтесь в сложных теоретических понятиях и подкрепляйте практикой. Учитесь, практикуйтесь, развивайтесь. Получайте больше удовольствия от музыки и больше радуйтесь.

Опубликовано на сайте Звукозапись без понтов

Загрузка беседы

www.unisonrecords.org

Основы проектирования студии звукозаписи: планировка комнаты

планировка комнаты для звукозаписиКак только у вас будет необходимое оборудование для звукозаписи…

Следующей задачей станет разработка планировки комнаты.

Большинство новичков не понимают, насколько этот шаг важен, но…

Хорошо спроектированная комната может сыграть решающую роль в будущем, предопределяя, пойдёт ли всё по маслу или же у вас возникнет куча проблем.

Поэтому чтобы избавить вас от месяцев отчаяния…

В этом посте я расскажу вам о том, как ПРАВИЛЬНО спроектировать вашу комнату для звукозаписи.

Итак, начнём. Первое…

ШАГ 1: Выберите наилучшую комнату

басовая ловушка Primacoustic London

В обычной квартире у вас есть 2–3 комнаты, чтобы оборудовать их под студию.

Если у вас только одна… используйте её.

В ином случае вам необходимо сделать выбор…

И поскольку некоторые комнаты лучше подходят для записи, чем другие…

Вот что я советую вам запомнить, чтобы сделать правильный выбор:

4 вещи, которые необходимо избегать

Выбор комнаты — это не столько про нахождение позитивных моментов, сколько про ИЗБЕГАНИЕ негативных. В частности, этих четырёх:

1. Маленькие пространства

Общее правило таково: чем больше комната, тем лучше.

В больших комнатах:

И это не говоря о том, что они лучше звучат (но об этом позже).

Хоть новички и предпочитают уединённость и удобство маленьких комнат, мой совет…

Будьте умнее… и выбирайте комнату побольше.

2. Шум

В повседневной жизни вы забываете, как много шума вас окружает. Но он усиливается в 100 раз, когда записывается микрофоном.

Ваши записи легко могут быть испорчены такими обычными источниками шума, как

Поэтому уделите особенно внимательны с комнатами, в которых много внешнего шума, и выбирайте самые тихие комнаты с как можно меньшим количеством соседей.

Помимо избегания внешних шумов, необходимо помнить, что ВЫ не должны быть источником шума для ДРУГИХ.

В идеале вам нужно такое место, где:

Но поскольку немногие комнаты удовлетворяют этим критериям…

Какая-то звукоизоляция может потребоваться для создания приемлемого рабочего места.

3. Плохое напольное покрытие

Для комнаты звукозаписи идеален твёрдый пол, например, бетонный, плиточный или паркет.

В комнатах с ковровым покрытием возникают проблемы по 2 причинам:

  1. В студиях обычно много ходят и ковёр быстро приходит в негодность.  
  2. Ковры поглощают высокие частоты, но пропускают низкие, что вредит акустике.

Если вам всё же нужен ковёр, например, для барабанной установки, вы всегда можете постелить небольшой коврик.

Другая проблема — сильный шум от ног, особенно на верхних этажах. Если это возможно, выбирайте комнату внизу.

Далее…

4. Плохая акустика

Спальни в обычных квартирах выглядят так:

К сожалению для нас…

ВСЕ эти особенности НЕГАТИВНО влияют на акустику.

В идеале вам нужна большая комната с высокими потолками, асимметричными стенами и большим количеством неровных поверхностей. Однако, шансы, что у вас будет подобная комната, стремятся к НУЛЮ.

Они есть в профессиональных студиях, но только потому, что те вкладывают огромные суммы денег на их ПРОЕКТИРОВКУ. Вам, с другой стороны, придётся идти на компромисс.

Не ожидайте идеала, просто выберите лучший для вас вариант.

Потом вы всегда сможете улучшить звук в комнате, добавив немного акустической обработки (до этого мы ещё дойдём).

Но, если это возможно, лучше использовать комнату с хорошей естественной акустикой, поскольку затем вам надо будет прикладывать меньше усилий.

Разобрались? Идём дальше…

ШАГ 2: Вынести всё из комнаты

пустое помещение для звукозаписи

Как только вы выбрали комнату, настанет время готовить её к будущему проекту.

И прежде чем приносить новое В комнату, нужно вынести ИЗ неё всё ненужное.

Если комната также служит спальней, гостиной и т.д., то, возможно, всё вынести не удастся, но всё, что МОЖНО убрать, ДОЛЖНО быть убрано.

Готово? Продолжим…

ШАГ 3: Установите акустическую обработку

комнатный набор Primacoustic London 12Ранее, в 3-м разделе, я рассказал обо всём, что нужно знать для планировки акустической обработки под любой бюджет.

Теперь, когда у вас есть пустая комната, пришло время применять знания на практике.

Так что устанавливайте акустическую обработку и возвращайтесь, когда закончите.

Классический пример комплекта:

Готово? Круто. Дальше…

ШАГ 4: оборудуйте рабочее место

оборудуйте рабочее место

Теперь, когда у вас есть пустая комната с отличной акустикой, пора вносить оборудование.

Поскольку ваши стол и стул всегда будут главным местом вашей комнаты…

Разумно начать с них.

Пусть любые столы и стулья, которые есть у вас дома, можно использовать…

В идеале вам нужно рабочее место, которое бы выглядело по максимуму профессионально.

Поэтому… чтобы узнать, что я советую и почему, почитайте эти две статьи:

Классический пример стола:

Классический пример стула: 

Далее…

ШАГ 6: оборудуйте зоны для записи

записывающая зона

Профессиональные студии могут позволить себе такую роскошь, как разные комнаты для разных задач…

Но в вашей студии, скорее всего, будет ОДНА комната для ВСЕГО.

Поэтому расстановка будет другой.

Общая идея — создать ДВЕ зоны:

  1. стол — зона для сведения (для звукоинженера) (это мы уже сделали)
  2. зона для записи (для музыкантов) (этим мы сейчас займёмся)

Единственная проблема…

Расстановка, подходящая для записи других, обычно не подходит для записи самого себя.

Но не беспокойтесь, потому что есть готовое решение для всех вариантов.

Начнём с этого…

Обычная расстановка ДЛЯ ОДНОГО

одиночная расстановка

Для эффективной расстановки “на одного”…

Большинство окружают себя инструментами и оборудованием…

Что позволяет им быть и звукоинженером, и музыкантом в одной точке.

Такой подход МОЖЕТ сработать…

Но его недостатки — это:

Но самая большая проблема этой расстановки…

Невозможность переделать её под нескольких людей. Для записи других вам придётся совершить полную перестановку…

Чтобы получилось что-то такое:

Обычная ДВОЙНАЯ расстановка

двойная расстановка

Для записи двух и более людей…

Стандартное решение — разделить комнату на 2 зоны.

Одна из них — для звукоинженера…

В неё входит стол для микширования и всё стандартное оборудование — аудиоинтерфейс, студийные мониторы и т. д.

Вторая зона — для музыкантов…

В ней — микрофоны и любые инструменты/MIDI-контроллеры, которые могут потребоваться.

Проблема этой расстановки…

Хоть она и подходит для нескольких человек, она СОВСЕМ не подходит для записи в одиночку.

Потому что для того, чтобы одновременно играть роли звукоинженера и музыканта, вам потребуется бегать туда-сюда между этих зон… что не очень-то практично.

Поэтому далее… третий вариант:

Гибридная расстановка

гибридная расстановка

В целом вам нужно…

Чтобы расстановка подходила и для одиночной, и для групповой записи.

Поэтому я рекомендую гибридную расстановку, очень похожую на “двойную”…

С КЛЮЧЕВЫМ изменением:

Во второй зоне вам потребуется какой-нибудь “пульт”, который, как минимум…

Позволит вам нажимать кнопки “запись”, “воспроизведение” и “стоп”, когда вы будете не за столом.

Долгие годы люди пытались найти способ сделать это… и до недавних пор все способы были ОТСТОЙНЫМИ.

Самыми ранними вариантами были отдельные устройства, такие как Frontier Tranzport, которые было тяжело программировать и мучительно использовать.

Затем, когда беспроводные клавиатуры и мыши становились всё более продвинутыми, некоторые начали их использовать.

Они вполне себе работали, но всё равно оставляли желать лучшего. И только спустя несколько лет кто-то придумал что-то действительно ХОРОШЕЕ…

“Удалённая ЦЗРС”

удалённое управление ЦЗРС DAW Remote HD

Гораздо более сложное, чем обычные пульты…

Приложение от компании Eumlab, известное как DAW Remote…

Предлагает несравненный функционал, сравнимый с настоящими управляющими панелями.

Существуют и другие приложения, но это — С БОЛЬШИМ ОТРЫВОМ лучшее.

Есть 2 версии:

Благодаря этому приложению вы можете самостоятельно управлять сессией и записывать инструменты из любой точки комнаты.

Система крепления удалённого управления ЦЗРС IK Multimedia iKlip

Для крепления есть отличное приспособление — IK Multimedia iKlip Expand.

Просто закрепив его на микрофонной стойке, можно разместить айпад так, как вам нужно.

И благодаря ему вашей переполненной студии не потребуются дополнительные стойки.

Для айфона подойдёт iKlip Expand Mini.

Далее…

Ещё 3 полезных аксессуара

Для того, чтобы ваша студия стала ещё более подходящей для сольной записи… я рекомендую следующее:

1. Удлинитель для наушников

кабель для наушников mogami

Когда вы работаете в одиночку, вы тратите много времени на перемещения по комнате…

И большую часть этого времени на вас надеты наушники.

Проблема в том, что…

Обычный кабель для наушников слишком короткий и стесняет вас в движениях.

Поэтому я советую удлинитель минимум на 6 метров, например, такой.

ВНИМАНИЕ: Выбирая кабель для этой особой цели, избегайте дешёвых, поскольку они склонны производить шумы при постоянном движении.

2. Второй компьютерный монитор

плоский телевизор

Одна из сложных проблем при использовании удалённого управления ЦЗРС…

Это отсутствие такой же зрительной обратной связи, которая возникает, когда вы сидите за компьютером.

Но если у вас на стене висит большой монитор…

Вы можете видит, что происходит во время сессии из любой точки комнаты, а также это — отличный визуальный помощник для других.

Единственный минус — это дорого, потому что помимо монитора/телевизора вам потребуется компьютер с несколькими видеовыходами, например, Мак Про.

Классический пример:

3. Виртуальные инструменты/MIDI-контроллеры

toontrack ezkeys

Думаю, мы все согласимся, что для того, чтобы самому записывать музыку…

ОБЯЗАТЕЛЬНО быть мультиинструменталистом.

Но поскольку только у немногих есть настоящие инструменты, чтобы записать всю песню…

Стандартное решение — использовать комбо виртуальный инструмент/MIDI-контроллер.

Помимо того, что это сохранит деньги и пространство…

Возможности обработки большинства виртуальных инструментов — отличный способ компенсировать недостаток умения игры на незнакомом инструменте.

Классический пример:

ШАГ 7: подключите оборудование

поток сигналов

Теперь, когда у вас готова планировка студии…

Следующий шаг — подключение оборудования.

Если у вас немного оборудования, то подключить его не составит труда.

Однако…

Поскольку ваши требования будут постоянно расти, сложность подключения также будет выше.

Чтобы у вас всё работало…

Вы обязаны понимать, как это всё работает вместе.

В звукозаписывающих кругах этот концепт известен как поток сигналов, проще говоря,

Путь, который аудиосигнал проходит по оборудованию, от начала до конца.

Чтобы узнать, как это работает, почитайте этот пост:

И когда вы это поймёте, вам всё равно надо будет знать, какие кабели нужно использовать для этих соединений.

Поэтому почитайте ещё эту статью:

Идём дальше…

ШАГ 8: расставьте студийные мониторы

расположение студийных мониторов

Теперь, когда всё настроено и хорошо смотрится…

Последний шаг — настроить расположение студийных мониторов.

Многие полагают, что просто купив дорогую пару студийных мониторов…

Они раз и навсегда решат проблему “хорошего мониторинга”.

Но на самом деле… для этого требуется ГОРАЗДО больше.

Помимо целой кучи других вещей, на которых мы не будем сейчас останавливаться…

ХОРОШИЙ МОНИТОРИНГ начинается с ПРАВИЛЬНОЙ РАССТАНОВКИ.

А правильная расстановка зависит от таких факторов, как:

Нет нужды говорить… эта тема гораздо сложнее, чем можно себе представить.

Чтобы в подробностях узнать, как расставить студийные мониторы, почитайте этот пост:

Ultimate Support MS100

Как вы обнаружите, идеальное место для мониторов требует очень точной расстановки, которую вы можете (или нет) добиться, размещая их на столе.

Последняя вещь, которую нужно рассмотреть, это пара стоек для студийных мониторов.

Они могут настраиваться по высоте, углу и ширине, делая возможным размещение студийных мониторов где угодно.

Чтобы увидеть, какие я рекомендую, загляните в эту статью:

Классический пример:

Вот и всё

Поздравляю, это конец статьи 🙂

На самом деле, это только начало. Потому что теперь наконец пришло время использовать студию для записи музыки.

И об этом я расскажу в следующем разделе:

ehomerecordingstudio.com


Смотрите также