Контрольная функция финансов. Контрольная функция финансов


Контрольная функция финансов.

Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением ВВП и регионального валового продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Эта система прямой и обратной связи распределительного процесса, сигнализирующая о возникающих отклонениях от намеченных пропорций. Сущность финансового контроля – сообщать обществу о всех неполадках в экономико-денежных отношениях.

Контрольная функция финансов реализуется через:

  1. - финансово-хозяйственный контроль на отдельных предприятиях, на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета;

  2. - финансово-бюджетный контроль, при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;

  3. - кредитно-банковский контроль, при использовании кредитования и денежных расчетов.

Контрольная функция финансов и распределительная функция финансов действуют в тесном единстве и реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма.

Финансовый механизм включает в себя:

1 – совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве;

2 – порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

3 - методы бюджетного планирования;

4 – формы управления финансами и финансовой системой;

5 – финансовое законодательство.

Регулирующая функция финансов

Регулирующая функция финансов тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

На микроуровне (предприятие) эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих.

На макроуровне (государство) – эта функция, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигают таких же результатов.

  1. Финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы – это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, субъектов федерации, муниципалитетов, хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств.

Финансовые ресурсы - это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД. Поэтому объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД.

Субъектами финансовых ресурсов выступают:

1 – домохозяйства;

2 – предприятия, объединения, компании и т.д., т.е. юридические лица, владеющие децентрализованными финансовыми ресурсами;

3 – государство в форме различных бюджетов и внебюджетных фондов.

Соотношение между ними определяются рыночными отношениями. Чем больше самостоятельности у физических и юридических лиц. Тем больше возможности у них формирования финансовых ресурсов.

Объектами финансовых ресурсов являются финансовые отношения, в результате действия которых образуются целевые денежные фонды.

Структура финансовых ресурсов представлена двумя блоками:

Структура финансовых ресурсов

Централизованные

(макроуровень)

включают доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов

Децентрализованные

(микроуровень)

Предприятия

Домашние хозяйства

налоговые и неналоговые платежи

Прибыль

Денежные доходы и сбережения населения

неналоговые платежи и сборы во внебюджетные фонды

Амортизационный фонд

обязательное государственное имущественное и личное страхование

Кредитные ресурсы

В состав финансовых ресурсов входят:

studfiles.net

16. Функции финансов

Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют основные функции – распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой – контроль за этим распределением.

1. Распределительная функция финансов заключается в том, что:

– через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ;

– вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

– контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

– контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов. Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т. п.

Многие современные экономисты выделяют и другие функции финансов. Они носят субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.

Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства.

17. Валюта, валютные курсы Термин «валюта» применяется в трояком понимании:

Валюта — это денежная единица данной конкретной страны.

Валюта — это иностранные денежные средства и расчетные единицы.

Валюта — это международные расчетные единицы типа «евро», СДР и пр.

Поскольку задача мировой валютной системы состоит в содействии развитиюмеждународной торговли, то любая национальная валюта должна обладать внешней и внутренней обратимостью, т. е. возможностью конвертации в валюты других государств. Конвертируемость определяет степень ликвидности валюты на международных финансовых рынках. Таким образом, конвертируемость валюты характеризует качество валюты. В зависимости от степени конвертируемости можно выделить три группы (класса) валют.

1. Свободно-конвертируемая валюта (СКВ). Такая валюта свободно и без ограничений обменивается на другие иностранные валюты, т. е. СКВ обладает полной внешней и внутренней обратимостью.

Сфера обмена СКВ распространяется как на текущие операции (операции, связанные с осуществлением экспорта-импорта товаров и услуг), так и на операции, связанные с движением капиталов, например, получением внешних кредитов или иностранных инвестиций.

Таким образом, можно сказать, что свободно-конвертируемой является валюта той страны, в которой законодательно не предусмотрено каких-либо ограничений при осуществлении любых операций с ней.

Свободно-конвертируемыми валютами признаны американский доллар (USD), английский фунт стерлингов (GBF), швейцарский франк (CHF) и др.

2. Частично конвертируемая валюта (ЧКВ). К таким валютам относятся национальные валюты тех стран, в которых применяются валютные ограничения для резидентов, а также по отдельным видам обменных операций. Например, частично конвертируемым является российский рубль.

3. Неконвертируемая (замкнутая) валюта (НКВ). Это национальная валюта, которая функционирует только в пределах данной страны и не обменивается на иностранные валюты.

Разряд валюты определяет Международный валютный фонд.

Кроме этого, в международной торговле применяются валютные единицы, существующие только в безналичной форме — клиринговые валюты.

Клиринговые валюты — это расчетные валютные единицы, которые существуют только в безналичной форме и используются только странами -участницами платежного соглашения при проведении взаимных расчетов за поставленные товары и услуги.

В мировой экономике существует понятие резервных валют.

Резервная валюта — это национальные кредитно-денежные средства ведущих стран — участниц мировой торговли, которые используются для международных расчетов по внешнеторговым операциям и при определении мировых цен.

Исторически первоначально роль резервной валюты выполнял английский фунт стерлингов. Это было закономерно, потому что в Англии активно развивалась промышленность и торговля. Кроме того, Англия располагала множеством колониальных владений, где торговый обмен основывался на фунте стерлингов. Однако впоследствии, в связи с бурным развитием США, их национальная валюта (доллар) стала стремительно вытеснять фунт стерлингов, выполняя роль основной резервной валюты. Окончательно за долларом США роль резервной валюты (USD) была закреплена в 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции.

В настоящее время американский доллар — основная резервная валюта мира. В этой валюте осуществляется большая часть международных расчетов, фиксируются мировые цены по многим товарным группам. Кроме того, вся мировая статистика построена на USD.

Большое влияние на международные экономические отношения оказывает валютный курс. Необходимо отметить, что в настоящее время на валютный курс может оказывать большое влияние денежно-кредитная политика государства. С целью поддержания национальной валюты центральный банк любой страны может проводить валютные интервенции.

Валютные интервенции — это воздействие на курс национальной денежной единицы путем купли или продажи значительного объема иностранной валюты государственными органами. Например, Центральный банк России (ЦБР) для укрепления рубля может продать на валютном рынке часть своих валютных резервов.

studfiles.net

Контрольная функция государственных финансов — Мегаобучалка

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Следует говорить о контрольной функции государственных и муниципальных финансов в узком и широком смысле.

В узком смысле контрольная функция реализуется по следующим направлениям:

1) контроль за правильностью и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных

средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, осуществляемый на основе составления плановых и отчетных смет образования и расходования денежных средств.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Широкое понимание контрольной функции государственных и муниципальных финансов сводится к сравнению результатов финансовой политики государства с поставленными целями и установленными критериями. Таким образом, речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.

Особое место среди этих органов занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются:

- совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма;

- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;

- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

- разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;

- разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ;

- разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;

- участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

- разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

- осуществление государственного финансового контроля;

- методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.

Управление финансами включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь.

Начальной стадией управления финансами является составление финансовых планов, основной формой которых выступает бюджетирование. На макроуровне – это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне – это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.

На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает:

- зачисление доходов на единый счет федерального бюджета;

- распределение федеральных регулирующих налогов;

- возврат излишне уплаченных сумм доходов;

- учет доходов и составление отчетности о доходах.

Финансирование расходов федерального бюджета включает в себя:

- разрешение на осуществление платежа;

- осуществление платежа[10, c. 150].

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования.

Заключительной стадией процесса управления финансами является финансовый контроль. Основными формами финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий контроль. Финансовый контроль за использованием бюджетных средств осуществляется на макроуровне Федеральным казначейством и Министерством финансов РФ – главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля.

Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения. На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств[13].

megaobuchalka.ru


Смотрите также