Контрольные диктанты для 6 класса. Диктанты контрольные 6 класс


Контрольные диктанты по русскому языку для 6 класса

Контрольные диктанты для 6 класса.

I. По повторению изученного в 5 классе.

№ 1.

Оленёнок.

Среди гор в лесной глуши жил старый охотник Емеля с внуком Гришуткой. Отец Гришутки умер три года назад. Мать заели волки, когда она зимой возвращалась поздно вечером с Гришуткой из соседней деревни. Мать закрыла своим телом Гришутку и спасла ему жизнь.4 Мальчик лежал больной, простудился.

Однажды дед собрался на охоту3. Гришутка попросил его принести жёлтенького оленёнка. День был жаркий. Но вот знакомый треск. На опушке стоял олень. Емеля стал целиться, но олениха металась2 из стороны в сторону.

Вдруг Емеля увидел в кустах жёлтенького оленёнка на тонких ножках. Охотник снова прицелился. Но тут вспомнил Гришуткину мать, опустил ружьё и свистнул.4 Оленёнок скрылся в кустах3.

Весело смеялся Гришутка, когда дед рассказывал2 о том, как убежал оленёнок.

№ 2.

О Михаиле Пришвине.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля, огороды и сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой. Такая тишь! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. Изредка появится из-за туч и сразу пропадёт луч солнца.

Ещё мальчиком научился Пришвин всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С карандашом и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям. А вы, ребята, читали его книги?

№ 3.

Кто сеет в лесу.

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку стало трудно передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело её. Когда же начнется сев?

Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Поднялся ветер, и полетели бесшумно вниз на жёлтых парашютиках2 лёгкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь ёлочки. Они торчат зелёными свечками.4 Теперь войдёшь в лес и не увидишь на бороздках свободного2 места.

Так кроты весною пашут, ёлки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают2 деревьями.

II. По теме «Морфемика и словообразование».

№1.

Заблудился.

Вечерняя заря догорает. В холодном воздухе разливается сизый туман.4

Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошёл я заросли кустов. У ног моих тянулась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрелся кругом и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Низкие кусты широко тянулись передо мной, а за ними далеко виднелось пустынное2 поле. Как добраться домой?

Я вышел на опушку и пошел полем. Очень трудно пробираться по узкой1 тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом.

В тишине гулко раздавались мои шаги.

Но вот на вечернем небе зажигаются звёзды, заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома.

III. По теме «Имя существительное».

Грабёж среди белого дня.

Во дворе стоит глубокая миска с мутной водой.4 В неё хозяйка бросает корки хлеба для кур.4

Щенок Фунтик подошёл к миске3 и, не теряя времени, вытащил2 из воды3 съедобную корку. Молодой жирный петух сердито посмотрел2 на Фунтика. Петух не мог поверить в этот грабёж. Его глаза наливаются кровью. Петух разъярился. Он растопырил лапы, помчался на Фунтика и клюнул его в голову. Раздался крепкий стук, и щенок с ужасным воплем бросился под дом.

Петух захлопал крыльями и закукарекал так громко, что сбежались все куры. Петух смотрел победителем. Он только что прогнал воришку, который мог оставить всех без еды. Петух клюнул корку и с отвращением отбросил её. Ему не понравился запах корки. Она пахла Фунтиком.

IV. По теме «Имя прилагательное».

(Озаглавить.)

Было раннее туманное2 утро. Над деревней раздавались петушиные крики.

Мы выехали, когда заря разгоралась. Дорога шла равнинной местностью. Мы расположились2 на отдых на песчаном берегу озера.

Солнце уже взошло, и на растениях блестела роса. Её капельки переливались на траве, как бусинки. Лёгкий ветерок коснулся серебряной глади озера. 4 В прибрежных2 кустах проснулись утки. 4

Вскоре прибежали2 загорелые ребятишки и стали купаться. «Ребята, идите к нам!» - позвали они нас. Мы приняли их предложение и с наслаждением окунулись в прохладную воду.

Утро было прекрасное, а впереди нас ожидал длинный день. Мы провели его хорошо вместе с новыми друзьями.

V. По теме «Имя числительное».

К полюсу на лыжах.

(16) марта (1975) года отважная с…мёрка ру(с,сс)ких2 спортсменов во главе с Дмитрием Шпаро вп…рвые на лыжах отправилась к (С,с)еверному полюсу. За (76) дней было преодолено (1500) к…лометров тяж…ло… пути по ледя(н,нн)ым торосам с опас(?)ными трещинами2 и развод…ями в условиях постоянной стуж(и,ы). Во время экспедици… наиболее ни…кая температура воздуха достигала2 (- 45) градусов. Особенно трудными были последн… к…лометры пути. См…льчаки выбивались из сил. Из(за) густо…, непроглядно… тумана, которым (А,а)рктика встретила их на подступах к полюсу, пут…шестве(н,нн)ики чуть (не) прошли символическую точ(?)ку глубиной свыше (4) к…лометров. Определить географическое пол…жение полюса можно только при пом…щи Со…нца. А Со…нца (не) было. Но (31) мая внезапно по…вившийся солнечный луч(?) позволил Шпаро найти точ(?)ку (С,с)еверного полюса.

Отважные и(с,сс)ледователи выполнили больш…й об(?)ём науч(?)ной работы и вн…сли зн…чительный вклад в сокровищницу наш..х знаний об (А,а)рктике, о ж…зни человека в (не)обыч(?)ных суровых условиях.

VI. По теме «Местоимение».

(Озаглавить.)

Однажды в летн…ю ноч(?) я с…дел2 в моей комн…те за письме…ым столом. Ноч(?) была тихая только с реки дон…сились какие (то) д…лёкие2 лё…кие звуки. В полной ноч(?)ной т…шине под полом (в)друг п…слышались чьи (то) г…лоса. Они были похож… на ш…пот птенц…в к…торые пр…будились (в) гн…зде. Но какие птенц… могли быть (в) подполье2 ? Я долго (не) мог понять кто разг…варивает (у) меня3 под полом. Потом я дог…дался что это еж(ы, и).

Еж(ы, и) смирные и кроткие звери . Разг…варивать, конечно, они (не) умеют. Это я слышал их в…зню. Они (н…)кому (не) прич…няют вреда и (н…)кого (не) боят(?)ся. Днём они спят а ноч…ю выходят (на) охоту. Они уничт…жают вредных насекомых воюют (с) крысами и мышами4 .

На зиму еж(ы, и) з…сыпают. Их мален…кие берлоги п…крывают снежные сугробы и они пр…спокойно спят всю зиму.

( По И.И. Соколову – Микитову.)

VII. По теме «Глагол».

Журавли.

Каждый год возвращаются3 журавли из далёких тёплых стран на родное болото. Над морями и широкою степью, над светлыми реками и синими лесами летят на свою родину весной журавли.

Высоким камышом и сухой прошлогодней осокой заросло2 большое болото.4 В самых недоступных местах устраивают гнёзда осторожные журавли. Спокойно им жить в неприступном болоте. Не пройдёт по болоту волк, не проберётся лисица, не подкрадётся осторожная рысь. Водят весной журавли весёлые хороводы.4 Соберутся3 в кружок на болоте, машут крыльями, и по всему лесу разносятся их шумные голоса.

Скоро выведутся2 на болоте длинноногие неуклюжие журавлята, и журавли начнут ловить для них лягушек и змей. Будут расти, учиться летать журавлята.

VII. Итоговые контрольные диктанты.

№ 1.

История Каштанки.

Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица. Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помочь.

Вдруг кто-то толкнул дверь. Собака вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он стряхнул снег с её спины и поманил за собой. Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него.

Незнакомец оказался знаменитым артистом цирка Дуровым.

История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым. Он хотел вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что он не так уж привязан к собаке. Каштанка осталась у артиста.

История Каштанки.

Ст..яла зима. Снег падал пуш..стыми хлоп..ями приятно к...сался лица. Рыжая с..бач(?)ка 2 прижалась (к) двери под…езда бе..помощно повизгивала и др..жала 2 (от) холода. Ей х..телось обогрет(?)ся но н...кто (не) спешил ей помоч(?).

Вдруг кто (то) толкнул дверь. С..бака вскочила увидела (не) высокого человека в кожа(н,нн)ом пальто. Доверчиво прик..снулась она к его руке 4. Он стряхнул снег с её спины и пом..нил (за) собой. Дома он выделил ей оловя(н,нн)ую т..релку блю..це и с..бака осталась ж..ть (у) него.

(Не)знакомец ок..зался знаменитым артистом ц..рка Дуровым.

История Каштанк.. описана в извес..ном 2 ра(с,сс)каз… Чехова. Но не все знают что столяр судился (с) Дуровым. Он х..тел вернуть с..баку. Дуров предл..жил х..зяину больш...е ден..ги и столяр нач..л колебат(?)ся. Суд..я почу..ствовал что он не так уж пр…вязан к с..бак... Каштанка осталась (у) артиста.

№ 2.

Весеннее утро.

Хорошо весеннее утро! Небо перед утренней зарёй прояснилось2, и из-за синей полоски показалось2 солнце. Над узкой речкой расстилается туман и начинает клубиться золотистым дымом.

В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретишься. Предрассветная2 тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. Только тяжёлая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями.4

Но вот раздается2 негромкий стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Всё радуется весеннему утру: птицы, деревья, цветы. Из куста выскочил какой-то зайчонок и сбросил с веток капли росы.4 Белоснежные2 облака иногда бросают лёгкую тень на ярко-зелёную травку, синюю гладь реки. Неизъяснимое чувство радости наполняет2 душу. «С добрым утром, природа!» - кричу я и замираю от восторга.

№ 3.

Жили мы в деревне. Домик наш стоял на берегу Камы. 4 Раз утром прибегает сынишка2, лезет за пазуху, вынимает живого плавунчика и пускает его на пол. Удивительная птичка2 ходит по избе, нас не боится. Решили мы её выпустить.

В лесу знал я такую большую яму с водой. Туда мы и выпустили птичку. Через два дня мы вернулись. Вдруг что-то промелькнуло у нас над головой. Это плавунчик наш на воду садится3, подплыл и у ног сынишки кувыркается3.

Скоро птицы отправятся в осеннее путешествие. 4 Но весной они опять прилетят.

Ребята, если встретите плавунчиков, не трогайте их! Ведь так на душе хорошо становится, когда в тебя крепко верит беззащитное существо!

doc4web.ru

Контрольные диктанты для 6 класса

Контрольные диктанты для 6 класса

1четверть

Кедр

Кедр растет высоко в горах, ветры его набок клонят, стараются к земле наклонить. А он –высок, могуч, вцепился корнями в землю и тянется все выше и выше к солнцу.

На концах веток кедровые шишки висят. Орешки еще не поспели, но вокруг много зверьков и птиц живет. Кедр всех кормит.

Белка свалит шишку на землю, вынет орешки, два-три съест, но один уронит. Этот орешек утащит к себе в норку мышь. Она по деревьям взбираться не умеет, а вкусных орешков ей хочется.

Поздней осенью еще больше зверьков и птиц на кедре. Они собирают и прячут кедровые орешки под камни, зарывают про запас в землю.

(По Г.Снегиреву,103 слова)

Грамматическое задание.

1.Синтаксический разбор предложения

1в.-На концах веток кедровые шишки висят.

2в.-Кедр растет высоко в горах.

2.Выписать из разобранных предложений словосочетания и сделать их разбор.

3.Разобрать слова по составу.

1в.-Собирают,орешки,поздней

2в.-Уронит,норку,кедровые

4.Определить ,сколько звуков и букв в словах

1в.-Еще,умеет

2в.-Его,осенью

Серые разбойники

Я подтащил свое суденышко , сразу забрал из лодки снасти ,часть рыбы и подошел к дому. Открылась и закрылась за мной дверь . Но я не вошел в дом, а остался в коридоре ,заглянул в дверную щель.

Вороны появились мгновенно. Метнулись серые крылья, птицы молча кружили над лодкой. Наконец весь разбойничий отряд расселся вокруг моего суденышка.

Первой начала грабеж только одна ворона. Она прыгнула на борт, повертела головой направо, налево и быстро схватила со дна рыбу. Тут и другие вороны ухватили по большой плотве.

Проходит минута ,и птицы исчезают. Теперь можно появляться и мне…

Такие набеги вороны совершают каждый день, когда я возвращался с рыбалки. (По А.Снегову,105 слов)

Грамматические задания.

1.Подобрать антонимы к словам

1в.-Открылась, появились

2в.-Подтащил , возвращался

2.Составить схему предложения

1в.- Такие набеги вороны совершали каждый день, когда я возвращался домой.

2в.-Метнулись серые крылья, птицы молча кружили над лодкой.

3.Морфемный разбор слов

1в.- Подтащил, закрылась, прыгнула

2в.- Открылась, кружили, повертела

4. Найти в тексте однокоренные слова

2 четверть

Азбука тайги

Третьи сутки мы шли по тайге. До станции было еще далеко.

Я выбрал для ночлега сухое, высокое местечко, но мой спутник , который всю жизнь прожил в лесной деревушке, отказался от удобной стоянки и увел меня на болото.

Наступила полночь. Вдруг смерчем пронесся тяжелый ветер, начался бурелом. Вокруг раздался грохот, вой, треск ,но нас все это обошло стороной. К утру появилось солнце, и мы побрели кипятить чай туда ,где я хотел расположиться. Это место было завалено грудой стволов.

Как таежник догадался об опасности?

За чаем старичок сознался, что с вечера заметил следы медведя, который ушел из тайги на болото. Он доверился предчувствию животного. «Медведь все знает, слушайся в тайге медведя»,- закончил он свой рассказ.

Грамматическое задание.

1.Морфемный разбор слов

1в-спутник,старичок,опасности

2в.-таежник,предчувствие,местечко

2.Разобрать по членам предложения и указать части речи .

1в.-Вдруг смерчем пронесся тяжелый ветер, начался бурелом.

2в.-Вокруг раздался грохот, вой, треск, но нас все это обошло стороной.

3.Выписать 3 слова словосочетания с окончанием -Е или -И у существительных. Объяснить написание.

4. Выписать 2 слова с правописанием О или Е в окончаниях существительных. Объяснить написание .

3четверть

На реке Великой

Солнечным июльским утром наша туристская группа прибыла на станцию Насва.

Через три минуты около пятидесяти рюкзаков с вещами и продуктами и восемнадцать тюков с байдарками большой кучей лежат на перроне.

Но до реки еще километров тридцать пять. В ближайшей деревне мы договариваемся о машине, и к середине дня наш палаточный лагерь уже разбит в одиннадцати километрах за деревней Луково на поляне возле берега Великой.

Великая – главная река Псковской области. Ее протяженность –более четырехсот километров. На своем пути она принимает сорок семь протоков . Она то мирно журчит вдоль поросших ивой берегов, то превращается в горную речку, которая пробивает себе путь сквозь нагромождение камней. Здесь начинается наш водный поход на байдарках.

Грамматическое задание

1.Синтаксический разбор предложения

1в.-В ближайшей деревне мы договариваемся о машине.

2в.-Великая-главная река Псковской области.

2.Морфемный разбор слов

1в.-Туристская,прибыла

2в.-Июльским,принимает

3.Выписать словосочетания с числительными и определить падеж имен числительных.

1в.-из 3 абзаца

2в.-из 4 абзаца

Дуб и ветер

Красивый и необыкновенный дуб рос на высокой горе. Ни у кого не было сил покорить его.

Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листиком. Кто-то подсказал ветру ,что погубить дуб может молния. Побежал ветер звать на помощь молнию.

Раскололось небо ,грянул гром, блеснула саблями молния. Загорелась вершина дуба, но пошел дождь и залил огонь. А дуб продолжал расти , даже крепче стал.

Спросил тогда ветер у величественного дуба: « Почему я не могу погубить тебя?»

Дуб ответил, что не ствол его держит, как думают некоторые . Сила его в том, что он в землю родную врос, корнями за нее держится . «Потому никто мне не страшен»,-добавил дуб.

Грамматическое задание.

1.Разбор по составу слов

1в.-побежал,листиком

2в.-налетел, вершина

3.Разобрать по членам предложение, указать части речи и составить схему данного предложения

1в.- Спросил тогда ветер у величественного дуба»Почему я не могу погубить тебя?»

2в.- «Потому никто мне не страшен»,- добавил дуб

4.Морфологический разбор слов

1в.-Каждым(листиком)

2в.-Некоторые

4 четверть

Битва во ржи

Высокая густая рожь-это для многих животных густой лес.

Солнце давно уже село, догорает короткая летняя зорька, какие-то тени реют над полем. Это совы вылетели за добычей. В лунную ночь будут они присматриваться, ловить мышей и полевок. Надо много ловкости ,чтобы словить их в высокой ржи.

Но во ржи живет множество других вредителей. Это насекомые и их прескверные гусеницы. Если бы их никто не трогал, то от хлебного поля ничего бы не осталось. Однако есть у поля ценные друзья, которые стараются сберечь урожай. Это землеройки , ежи, летучие мыши, птицы, жабы, лягушки. Мы их часто не видим и знать не хотим, тогда как они самоотверженно спасают наши хлеба от истребления.

Грамматическое задание.

1.Разобрать по членам предложения и указать части речи

1в.-Солнце давно уже село.

2в.-Это совы вылетели за добычей.

2.Разобрать слова по составу

1в.- догорает, высокая, присматриваться

2в.- вылетели, ловкости, стараются

3.Морфологический разбор слова

1в.-спасают

2в.-догорает

4.Выписать 3-4 слова с орфограммами и объяснить их

multiurok.ru

Контрольные диктанты для 6 класса - Русский язык 6 класс - 6 класс

  I

      На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.      Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.      Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть — видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики.       Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. За день мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене. (109 слов)

      II

      Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных зарослей.      Как прекрасна белоствольная березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что ты их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверюшек. По шелухе шишек можно отыскать белку.      В предзимние дни дома не сидится. Люди всех возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.      «Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди. (107 слов)

      III

      С вечера разыгралась метель. Прошумела она, и волшебно преобразился лес.      Слепят глаза блестящие на солнце сугробы. Заколдовала зима молчаливого богатыря в хвойной кольчуге. Грузные ветки елей под тяжестью снега почти касаются земли. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.      Под березками приютились крохотные елочки. В причудливый наряд одела метель молодую поросль. От холодных лучей солнца загорается на них снежное покрывало. Как хороши они теперь!      Вьюга посеребрила пышные прически преогромных сосен. На их макушках примостились пышные снежные шапки. Под соснами змеится след лукавой лисицы.      Вечером в чащобе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. Во мраке безлунных ночей только и видишь одни березы в темном лесу. Трудно отыскать здесь тропинку или даже дорогу. (111 слов)

      (На основе книги Д. Зуева «Времена года»)

 Имя существительное

 

      I

      Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.      Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.      Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.      Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда. (119 слов)

      (На основе книги Д. Зуева «Времена года»)

      II      Русская зима

      Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.      Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.      Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (112 слов)

      (По И. Соколову-Микитову)

Имя прилагательное.

      I

      Усталое летнее солнце уходит на покой за горизонт. На западе пропадает узкая полоска света. Над гладкой поверхностью неширокой речонки ложится туман и окутывает неглубокий овражек, песчаный берег, невысокие прибрежные кусты и светло-зеленый лужок. Сгущается туман, и на землю опускается ночная сырость.      На небе загораются первые звездочки. Замолкают птицы. В последний раз свистнул предвестник ночи соловей. Сонная тишина не нарушается даже шорохом листьев. Только иногда увидишь в темноте, как пронесется летучая мышь.      Тяжелые от росы цветы съежились и приклонились к земле. Сложил свои парашютики полевой плющ. Непроглядная тьма расстилается по окрестности. От земли распространяется резкий аромат цветущих растений. Ночью их запах всегда сильнее. Все в природе объято сном. Как прекрасна летняя ночь! (111 слов)

      II

      Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.      Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.      Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.      Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде. (119 слов)

      III 

      Июль — макушка лета

      Ненастье — редкое явление этой чудесной летней поры. Появятся на ясной лазури неба синеватые облачка, и вдруг прольется недолгий дождь. Пузырями покроются лужи, засверкают серебряные капли на листьях и сразу просохнут. Последние небольшие облачка сползают за горизонт, и опять над головой простирается необъятная синева величественного небосвода. Только ярче блестит листва, жарче воздух.      Июльское солнце на вершине своего престола. В безветренный день не ступишь босой ногой на песчаный берег речонки. В тени высоких деревьев прячутся неподвижные камышовые заросли. Не слышишь птичьих голосов. Все примолкло. Только горлинка стонет, да весь день преследует вас пчелиное жужжание.      В лесу из-под нежно-зеленой травы смотрят на вас черные грибы, в хвойной тени желтеют лисички. (111 слов)

 

www.mamapapa-arh.ru

Контрольные диктанты для 6 класса

Контрольные диктанты для 6 класса

1четверть

Кедр

Кедр растет высоко в горах, ветры его набок клонят, стараются к земле наклонить. А он –высок, могуч, вцепился корнями в землю и тянется все выше и выше к солнцу.

На концах веток кедровые шишки висят. Орешки еще не поспели, но вокруг много зверьков и птиц живет. Кедр всех кормит.

Белка свалит шишку на землю, вынет орешки, два-три съест, но один уронит. Этот орешек утащит к себе в норку мышь. Она по деревьям взбираться не умеет, а вкусных орешков ей хочется.

Поздней осенью еще больше зверьков и птиц на кедре. Они собирают и прячут кедровые орешки под камни, зарывают про запас в землю.

(По Г.Снегиреву,103 слова)

Грамматическое задание.

1.Синтаксический разбор предложения

1в.-На концах веток кедровые шишки висят.

2в.-Кедр растет высоко в горах.

2.Выписать из разобранных предложений словосочетания и сделать их разбор.

3.Разобрать слова по составу.

1в.-Собирают,орешки,поздней

2в.-Уронит,норку,кедровые

4.Определить ,сколько звуков и букв в словах

1в.-Еще,умеет

2в.-Его,осенью

Серые разбойники

Я подтащил свое суденышко , сразу забрал из лодки снасти ,часть рыбы и подошел к дому. Открылась и закрылась за мной дверь . Но я не вошел в дом, а остался в коридоре ,заглянул в дверную щель.

Вороны появились мгновенно. Метнулись серые крылья, птицы молча кружили над лодкой. Наконец весь разбойничий отряд расселся вокруг моего суденышка.

Первой начала грабеж только одна ворона. Она прыгнула на борт, повертела головой направо, налево и быстро схватила со дна рыбу. Тут и другие вороны ухватили по большой плотве.

Проходит минута ,и птицы исчезают. Теперь можно появляться и мне…

Такие набеги вороны совершают каждый день, когда я возвращался с рыбалки. (По А.Снегову,105 слов)

Грамматические задания.

1.Подобрать антонимы к словам

1в.-Открылась, появились

2в.-Подтащил , возвращался

2.Составить схему предложения

1в.- Такие набеги вороны совершали каждый день, когда я возвращался домой.

2в.-Метнулись серые крылья, птицы молча кружили над лодкой.

3.Морфемный разбор слов

1в.- Подтащил, закрылась, прыгнула

2в.- Открылась, кружили, повертела

4. Найти в тексте однокоренные слова

2 четверть

Азбука тайги

Третьи сутки мы шли по тайге. До станции было еще далеко.

Я выбрал для ночлега сухое, высокое местечко, но мой спутник , который всю жизнь прожил в лесной деревушке, отказался от удобной стоянки и увел меня на болото.

Наступила полночь. Вдруг смерчем пронесся тяжелый ветер, начался бурелом. Вокруг раздался грохот, вой, треск ,но нас все это обошло стороной. К утру появилось солнце, и мы побрели кипятить чай туда ,где я хотел расположиться. Это место было завалено грудой стволов.

Как таежник догадался об опасности?

За чаем старичок сознался, что с вечера заметил следы медведя, который ушел из тайги на болото. Он доверился предчувствию животного. «Медведь все знает, слушайся в тайге медведя»,- закончил он свой рассказ.

Грамматическое задание.

1.Морфемный разбор слов

1в-спутник,старичок,опасности

2в.-таежник,предчувствие,местечко

2.Разобрать по членам предложения и указать части речи .

1в.-Вдруг смерчем пронесся тяжелый ветер, начался бурелом.

2в.-Вокруг раздался грохот, вой, треск, но нас все это обошло стороной.

3.Выписать 3 слова словосочетания с окончанием -Е или -И у существительных. Объяснить написание.

4. Выписать 2 слова с правописанием О или Е в окончаниях существительных. Объяснить написание .

3четверть

На реке Великой

Солнечным июльским утром наша туристская группа прибыла на станцию Насва.

Через три минуты около пятидесяти рюкзаков с вещами и продуктами и восемнадцать тюков с байдарками большой кучей лежат на перроне.

Но до реки еще километров тридцать пять. В ближайшей деревне мы договариваемся о машине, и к середине дня наш палаточный лагерь уже разбит в одиннадцати километрах за деревней Луково на поляне возле берега Великой.

Великая – главная река Псковской области. Ее протяженность –более четырехсот километров. На своем пути она принимает сорок семь протоков . Она то мирно журчит вдоль поросших ивой берегов, то превращается в горную речку, которая пробивает себе путь сквозь нагромождение камней. Здесь начинается наш водный поход на байдарках.

Грамматическое задание

1.Синтаксический разбор предложения

1в.-В ближайшей деревне мы договариваемся о машине.

2в.-Великая-главная река Псковской области.

2.Морфемный разбор слов

1в.-Туристская,прибыла

2в.-Июльским,принимает

3.Выписать словосочетания с числительными и определить падеж имен числительных.

1в.-из 3 абзаца

2в.-из 4 абзаца

Дуб и ветер

Красивый и необыкновенный дуб рос на высокой горе. Ни у кого не было сил покорить его.

Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листиком. Кто-то подсказал ветру ,что погубить дуб может молния. Побежал ветер звать на помощь молнию.

Раскололось небо ,грянул гром, блеснула саблями молния. Загорелась вершина дуба, но пошел дождь и залил огонь. А дуб продолжал расти , даже крепче стал.

Спросил тогда ветер у величественного дуба: « Почему я не могу погубить тебя?»

Дуб ответил, что не ствол его держит, как думают некоторые . Сила его в том, что он в землю родную врос, корнями за нее держится . «Потому никто мне не страшен»,-добавил дуб.

Грамматическое задание.

1.Разбор по составу слов

1в.-побежал,листиком

2в.-налетел, вершина

3.Разобрать по членам предложение, указать части речи и составить схему данного предложения

1в.- Спросил тогда ветер у величественного дуба»Почему я не могу погубить тебя?»

2в.- «Потому никто мне не страшен»,- добавил дуб

4.Морфологический разбор слов

1в.-Каждым(листиком)

2в.-Некоторые

4 четверть

Битва во ржи

Высокая густая рожь-это для многих животных густой лес.

Солнце давно уже село, догорает короткая летняя зорька, какие-то тени реют над полем. Это совы вылетели за добычей. В лунную ночь будут они присматриваться, ловить мышей и полевок. Надо много ловкости ,чтобы словить их в высокой ржи.

Но во ржи живет множество других вредителей. Это насекомые и их прескверные гусеницы. Если бы их никто не трогал, то от хлебного поля ничего бы не осталось. Однако есть у поля ценные друзья, которые стараются сберечь урожай. Это землеройки , ежи, летучие мыши, птицы, жабы, лягушки. Мы их часто не видим и знать не хотим, тогда как они самоотверженно спасают наши хлеба от истребления.

Грамматическое задание.

1.Разобрать по членам предложения и указать части речи

1в.-Солнце давно уже село.

2в.-Это совы вылетели за добычей.

2.Разобрать слова по составу

1в.- догорает, высокая, присматриваться

2в.- вылетели, ловкости, стараются

3.Морфологический разбор слова

1в.-спасают

2в.-догорает

4.Выписать 3-4 слова с орфограммами и объяснить их

multiurok.ru

Контрольные диктанты по русскому языку для 6 класса.

Контрольная работа по русскому языку

(диагностический срез)

6 класс

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков требованиям государственных образовательных стандартов и учебной программы; проанализировать, насколько прочно и осознанно сформированы навыки грамотного письма; определить уровень сформированности специальных умений.

Диктант.

Осень.

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.

В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых берез, дубов, осинок, среди кустов орешника. Кругом тишина. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю сучок или тяжелый желудь*. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана*.

Далеко видно кругом. Грудь легко дышит осенней свежестью. Хочется идти все дальше по желтой от листвы тропинке.

Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета. «Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», - решаю я.

Грамматическое задание.

1. Синтаксический разбор предложения (отмечены звездочкой).

2. Выполнить разбор слов по составу:

1 вариант – (по) тропинке

2 вариант – орешника

3. Выписать три – четыре слова с орфограммой:

1 вариант – «О – Е после шипящих в корне слова»

2 вариант – «Е – И в окончаниях глаголов»

Объяснить их правописание.

4*. Определить стиль теста и тип речи.

Контрольная работа по русскому языку

(диагностический срез)

6 класс

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков требованиям государственных образовательных стандартов и учебной программы; проанализировать, насколько прочно и осознанно сформированы навыки грамотного письма; определить уровень сформированности специальных умений.

Диктант.

В августе в окрестных лесах появляется много грибов*. Собираемся и идем в лес.

За деревней расстилаются широкие поля*. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберезовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.

Вот у березки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.

День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлету на юг.

Примечание: предупредить учащихся о постановке кавычек.

Грамматическое задание.

1. Синтаксический разбор предложения (отмечены звездочкой).

2. Выполнить разбор слов по составу:

1 вариант – расстилаются, подберезовики

2 вариант – разрослась, листика

3. Выписать три – четыре глагола с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова».

4*. Определить стиль теста и тип речи.

Контрольная работа по русскому языку

(диагностический срез)

6 класс

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков требованиям государственных образовательных стандартов и учебной программы; проанализировать, насколько прочно и осознанно сформированы навыки грамотного письма; определить уровень сформированности специальных умений.

Диктант*.

Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана*.

Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям желтой пшеницы, верхушкам далекого леса.

На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В него впадает извилистая речонка. Мы направляемся к ней.

На берегу растут густые заросли малины. Забираешься в нее и с наслаждением наедаешься пахучих ягод.

Другой берег реки покрыт камышом, и легкий ветерок слегка колышет его*. Со стебля на стебель перелетают стрекозы. На лилии устроилась бабочка. В медленном течении реки шевелятся водоросли.

Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки. Слушаешь их песню и замираешь от восторга.

Грамматическое задание.

1. Синтаксический разбор предложения (отмечены звездочкой).

2. Выписать три – четыре глагола с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова».

3*. Определить стиль теста и тип речи.

kopilkaurokov.ru


Смотрите также