Диктанты, контрольные работы. 8 класс контрольные диктанты


Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями для 8 класса

Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями для 8 класса

Повторение (на начало учебного года)

Щука.

Однажды мы ночевали на Черном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста.

Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней ловить рыбу. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги.

Внезапно у самого берега лодки вынырнула громадная горбатая спина черной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Рыба нырнула снова. Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть ее, как бритвой.

Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. Рыба шла рядом с лодкой. (124 сл.)

(по К.Паустовскому.)

Дополнительные задания.

1.Сделать фонетический разбор слова.

слоем (I вариант)

листья (II вариант)

2.Разобрать слова по составу:

зарослях, спинным, нырнула (I вариант)

(на ) рассвете, гигантская, хлестнула (II вариант)

3. Произвести морфологический разбор слова:

однажды (I вариант)

снова (II вариант)

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги. (I вариант)

Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой (II вариант)

Ночь в лесу.

Ночь надвигалась. Красное зарево костров, освещая низину леса, усиливало мрак. С треском горевших ветвей ельника и фырканьем лошадей сливались лесные голоса.

Словно ровно плачущий ребенок, запищал где-то сыч. Поближе завозилась в вышине сосны векша, проснувшаяся от необычайного света. Еще минута тишины, и в вышине раздался отрывистый, жалобный крик птицы. Это куница поймала добычу. Опять тишь, опять глубокое безмолвие.

Вдруг слышится точно кошачье прысканье. Это рысь, заслышавшая присутствие лакомого мяса в виде лошадей путника. Огонь не допускает близко зверя. Вот рысь и сердится, мурлычет, прыскает с досады, сверкая круглыми зелеными глазами.

Опять тишь. И вдруг либо заверещит бедный зайчишка, попавший в зубы к хищной лисе, либо завозится что-то в ветвях. Лесные обитатели живут не по-нашему. Они обедают ночами. (120 сл.)

(П.Мельников-Печерский)

Дополнительные задания.

1.Выписать слова с безударными проверяемыми гласными в корне слова, подобрать 2-3 однокоренных слова:

из двух первых абзацев (I вариант)

из двух последних абзацев (II вариант)

2.Разобрать слова по составу:

освещая, слышится (I вариант)

сверкая, завозится (II вариант)

3. Произвести морфологический разбор слова:

Заслышавшая (I вариант)

Попавший (II вариант)

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Красное зарево костров, освещая низину леса, усиливало мрак. (I вариант)

Поближе завозилась в вышине сосны векша, проснувшаяся от необычайного света. (II вариант)

Двусоставные предложения.

Барсук.

В лесу по утрам мне не раз приходилось встречать барсуков. Я смотрел, как осторожно пробирается барсук у стволов деревьев, обнюхивает землю, разыскивает насекомых, мышей, ящериц, червяков и другой мясной и растительных корм.

Барсуки не уходят далеко от нор. Они пасутся, охотятся вблизи подземного жилища, не надеясь на свои короткие ноги. И не всегда удается услышать их шаги.

Барсук – безобидное и очень полезное животное. К сожалению, в наших лесах теперь барсуков почти не стало. Редко где в глухом лесу сохранились населенные барсучьи норы. Барсук – умный лесной зверь. Он никому не причиняет вреда.

К неволе барсук привыкает трудно. И в зоопарке днем барсуки обычно спят в своих конурах.

Охотиться на барсуков нетрудно. Очень интересно следить за жизнью обитателей барсучьих нор!

Дополнительные задания.

1.Разобрать слова по составу:

Обнюхивает (I вариант)

Разыскивает (II вариант)

2. Сделать синтаксический разбор предложения:

Барсук – безобидное и очень полезное животное. (I вариант)

Охотиться на барсуков нетрудно. (II вариант)

3.Выписать из данного предложения все словосочетания и произвести их разбор:

К неволе барсук привыкает трудно (I вариант)

Охотиться на барсуков нетрудно. (II вариант)

4.Объяснить постановку знаков препинания:

Во втором предложении (I вариант)

В четвертом предложении (II вариант)

Во глубине России.

На озере, запрятанном в крутых берегах, лежала зеленая илистая тень. А в этой тени серебрились от росы сами по себе серебряные ракиты. На ветке ракиты, склонившейся к воде, сидела маленькая серая птица в красном жилете и желтом галстуке. Она издавала дробный и приятный треск, а клюв ее при этом оставался закрытым. Я подивился на эту птаху и на ее веселое занятие и пошел дальше. Мне надо было набрать букет из цветов, растущих в лесу. Цветов было множество, и я решил взять по одному цветку и по одной ветке от всех растений, создававших вокруг озерца непролазные пахучие заросли.

У самого берега расцвела желтоватая таволга, пахнущая мимозой. Рядом распространял свой сильный и пряный аромат широколистный аир. Стрелолист уже дал первые и зеленые шишки, сплошь покрытые мягкими иглами. Розовые метелки водяной гречихи стояли над водой круглыми рощицами. А немного дальше высокой стеной вздымались боярышник и шиповник, перепутавшие свои белые и огненные цветы. (148 сл.)

(по К.Паустовскому.)

Дополнительные задания:

1.Выписать из текста слова с чередующимися гласными в корне. Подобрать 2-3 однокоренных слова.

2.Произвести морфологический разбор слова:

(на) запрятанном (озере)(I вариант)

(на) склонившейся ветке. (II вариант)

3.произвести разбор словосочетаний:

Издавала треск, маленькая птица (I вариант)

Пахнущая мимозой, розовые метелки (II вариант)

4.Подчеркнуть в тексте:

Составные глагольные сказуемые (I вариант)

Составные именные сказуемые (II вариант)

5. Сделать синтаксический разбор предложения:

На озере, запрятанном в крутых берегах, лежала зеленая илистая тень. (I вариант)

У самого берега расцвела желтоватая таволга, пахнущая мимозой. (II вариант)

Односоставные предложения.

Предзимье.

Короткие тусклые деньки поздней осени. Рассвет с сумерками как бы встречается посреди ненастного дня. Пасмурно и туманно. А по ночам морозит. Хмурое, мглистое, низкое небо. Редко проглядывает холодный свет осеннего солнца.

Монотонные и однообразны пустоши. Хмурый осенний пейзаж. В тиши лесов лишь изредка попискивают непоседы-синицы да стучит клювом украшенный красной шапочкой дятел. В ноябре полны кладовые зверей и птиц в норах и дуплах. Матерые выводки прибылых волков собираются в стаи. Ноябрь – «волчий месяц».

По народному календарю ноябрь – месяц ветров, месяц сева лесных семян.

Ни снега, ни льда на проточных речках и быстротечных ручьях. Ноябрь – последний месяц живой воды.

Ни осени, ни зимы. Предзимье - так называется это время. О ноябре говорят: «Сентябрев внук, октябрев сын, зиме- родной брат». (120 сл.)

(по Д.Зуеву.)

Дополнительные задания:

1.Из первого абзаца выписать и объяснить правописание слов:

С непроизносимой согласной в корне слова (I вариант)

С сомнительной согласной в корне слова (II вариант)

2.Сделать фонетический разбор слова:

Ручьях (I вариант)

Ноябрь (II вариант)

3. Разобрать слово по составу:

Проглядывает (I вариант)

Попискивает (II вариант)

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Ноябрь – «волчий месяц». (I вариант)

Ноябрь – последний месяц живой воды. (II вариант)

5.Найти односоставные предложения, подчеркнуть в них грамматическую основу, определить тип предложения:

В первом абзаце (I вариант)

В предпоследнем и последнем абзацах (II вариант)

Однородные члены предложения.

Михайловские рощи.

Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега въехала в вековой сосновый лес. В траве что-то белело.

Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была надпись черной краской. Я отвел мокрые стебли вьюнка и прочел почти забытые слова: «В разные годы под вашу осень, Михайловские рощи, являлся я…»

«Отсюда начинается земля Александра Сергеевича», - улыбнувшись, объяснил возница.

Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах над Соротью, на песчаных косогорах по дороге их Михайловского в Тригорское, на берегах озер Маленец и Петровское. Из травы, из вереска, из сухой земляники – отовсюду звучали простые пушкинские строфы. Их слушали только листья, птицы да бледное, застенчивое псковское небо.

Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское.(138 сл.)

(по К.Паустовскому)

Дополнительные задания:

1.объяснить правописание:

Не со словами (I вариант)

н и нн в суффиксах слов (II вариант)

2.Сделать синтаксический разбор:

Первого предложения (I вариант)

Четвертого предложения (II вариант)

3.подчеркнуть однородные члены в тех предложениях, в которых:

Есть обобщающее слово (I вариант)

Нет обобщающего слова (II вариант)

4. составить схему:

Предложения третьего абзаца (I вариант)

Последнего предложения второго абзаца (II вариант)

Вводные слова.

***

весна, бесспорно, самое лучшее время года. Об этом писано поэтами всех стран и народов. Но едва ли где-нибудь весна так хороша, как на далеком севере. Южная весна наступает исподволь, на севере она, наоборот» производит быстрый и стремительный переворот в жизни природы.

Я долго любовался расстилавшейся передо мной картиной бойкой пристани (моя комната была во втором этаже, и из окон открывался широкий вид на реку и на пристань).

На отлогом берегу приютилась маленькая деревушка, казалось, она только сейчас вылезла из воды и теперь сушилась на солнце. Бревна, свежий тес. Обломки барок – все это было разбросано по берегу в живописном порядке. Весь берег был занят народом. Кого-кого на этой пристани не было!.. Но на всех лицах сказывалась общая печать. Все, как всегда, радовались ранней весне. (124 сл.)

(по Д.Мамину-Сибиряку)

Дополнительные задания:

1.Выписать слова с орфограммой «З» и «С» на конце приставок, и объяснить условия выбора орфограммы:

Из первого и второго абзацев (I вариант)

Из последнего абзаца (II вариант)

2.Найти вводные слова и словосочетания и указать их значение:

В первом абзаце (I вариант)

В последнем абзаце (II вариант)

3.произвести морфологический разбор именной части речи 9по выбору)

4.Сделать синтаксический разбор:

Последнего предложения (I вариант)

Первого предложения (II вариант)

5. Графически объяснить постановку тире в предложении последнего абзаца.

Обособленные определения и приложения.

***

Позади дома был старый сад, уже одичавший, заглушенный бурьяном и кустарником.

Я прошел по террасе, еще крепкой и красивой. От прежних цветников учелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головки. По дорожкам росли молодые клены и вязы, уже ощипанные коровами. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где стояли тополи. Сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей, а дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок. Чем дальше в глубь. Тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони и груши, такие высокие, что даже не верилось. Что это груши.

Сад спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки. (144 сл.)

(по А.Чехову)

Дополнительные задания.

1. Разобрать слова по составу:

Непроходимым (I вариант)

Раскидистые (II вариант)

2. Произвести морфологический разбор слова:

Одичавший (сад) (I вариант)

(к реке) поросшей (II вариант)

3.Графически обозначить в третьем абзаце обособленные определения.

4. Сделать синтаксический разбор:

Первого предложения (I вариант)

Первого предложения третьего абзаца (II вариант)

5.Начертить схему последнего предложения.

Щедрый подарок.

Маленький мальчик играл на подоконнике в старом копенгагенском доме. Игрушек было не так уж много: несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь из папье-маше, много раз уже выкупанная и потому потерявшая масть, и сломанный оловянный солдатик.

Мать мальчика, молодая женщина, сидела у окна и вышивала. В это время в глубине пустынной улицы показался высокий и очень худой человек в черном. Был хорошо виден его большой покатый лоб, орлиный нос и серые сощуренные глаза. Душистая веточка мяты была воткнута в петлицу его сюртука.

Женщина за пяльцами подняла голову и сказала мальчику:»Вот идет наш поэт, господин Андерсен, Под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь». Мальчик посмотрел исподлобья на незнакомца в черном, схватил хромого солдатика, свою самую дорогую и любимую игрушку, выбежал на улицу, сунул солдатика Андерсену и тотчас исчез.

Это был неслыханно щедрый подарок. Андерсен понял это и воткнул солдатика в петлицу сюртука рядом с веточкой мяты как драгоценный орден. (148 сл.)

(по К. Паустовскому.)

Дополнительные задания.

1. Разобрать слова по составу:

выкупанная (I вариант)

потерявшая (II вариант)

2. Произвести морфологический разбор слова:

Оловянный (солдатик) (I вариант)

Любимую (игрушку) (II вариант)

3.Подчеркнуть в тексте обособленные приложения.

4. Сделать синтаксический разбор :

Первого предложения (I вариант)

Второго предложения второго абзаца (II вариант)

5.Графически объяснить постановку двоеточия во втором предложении.

videouroki.net

Контрольные диктанты 8 класс на Сёзнайке.ру

Контрольные диктанты 8 класс

I За долгие тысячелетия, которые насчитывает наша цивилизация, люди укрывали от посторонних глаз множество различных кладов: благородных металлов, драгоценных камней, прочих ценностей. Где только не прятал человек свои богатства: на необитаемых островах и в дремучих лесах, высоко в горах и глубоко под землей, в роскошных дворцах и ветхих лачугах, в специально оборудованных тайниках и случайно оказавшихся под рукой стульях. Спрятанные сокровища, как магнит, притягивают к себе кладоискателей. Некоторые клады имеют прежде всего огромную историческую ценность. Крупнейшие музеи мира гордятся неповторимыми ювелирными шедеврами, которые говорят о многом: о непревзойденном искусстве мастеров, о высоком уровне культуры древних народов. О жизни людей в далеком прошлом, об истории стран и народов рассказывают ученым немые свидетели далеких эпох. Сегодня на помощь кладоискателям приходит современная наука и техника. Чтобы заставить найденный клад заговорить, привлекаются физики и химики, историки и лингвисты, искусствоведы и геологи — словом, специалисты многих отраслей знаний. (141 слово)(По В. Солоухину)

II Все: и день, и природа — великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю.Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. Воротятся опять и птицы, и весенний говор природы, но это будет не тот говор, не те птицы. А грезы не воротятся. (130 слов)(По Д. Мордовцеву)

III На одной из старинных улиц Москвы стоит особняк, построенный после пожара 1812 года. Здесь находится музей Пушкина, давно знакомый москвичам и гостям столицы.В начале прошлого века это был гостеприимный литературный дом. Сюда приходили многие известные люди: Жуковский, Карамзин, Батюшков. Сегодня они смотрят на нас с портретов, а когда-то смотрели на маленького Пушкина. Произведения прославленных русских художников: Рокотова, Кипренского, Тропинина и других — украшают многие залы музея. Здесь вы увидите и миниатюрную работу неизвестного художника, изображавшую Пушкина-мальчика, и другие портреты, созданные при жизни поэта.Первый зал музея посвящен тем историческим истокам, которые питали его творческий гений. В следующем зале пушкинская эпоха представлена в историческом и обыденном, великом и малом, трагическом и забавном: батальные сцены и модные картинки, правительственные документы и письма частных лиц. Портреты русских царей, великих полководцев, известных писателей соседствуют с портретами тех, чьи имена остались неизвестными. Так в музее начинается путешествие в пушкинское время, рассказ о Пушкине. (148 слов)(По Н. Михайловой)

IV Мы расположились в палатке, поджав ноги, и начали поглощать неимоверное количество чая. Большой мороз сушит не хуже зноя, пить целый день нечего, и к вечеру появляется неутолимая жажда.При красноватом мерцании уютно потрескивающей печки хмурые, обветренные лица светлеют, суровые морщины разглаживаются.В печку перестали подкладывать дрова, и в палатку неумолимо стал забираться ледяной воздух. Пришлось снова надевать запасные меховые носки и влезать в спальные мешки. В тишине и резком холоде остывшей палатки еще некоторое время металось уже бессильное пламя угасавшей печки, освещая то висящие над головой для просушки рукавицы, шапки и шарфы, то приготовленные на утро дрова для топки. Печка погасла. Сквозь дремоту до сознания доходили редкие звуки внешнего мира: далекий грохот оседавшего льда, треск лопающего дерева, беготня оленей.С утра светлые легкие облака затянули все небо. Невидимое солнце излучало сильный свет. Он сглаживал все неровности, искажал линию горизонта и менял очертания предметов, крайне затрудняя передвижение. (146 слов)(По И. Ефремову)

V Стояла жара, седая от дыма лесных пожаров. В речные затоны, тихие и неподвижные, медленно падал дождь из сгоревших березовых листьев. Стаи диких птиц, спасаясь от пожаров, проносились над деревней, а на закатах срывались страшные песчаные бури.Мне нужно было написать небольшой рассказ, но писать было невозможно. Я ждал осени, ненастья, когда поневоле буду привязан к дому и наконец напишу давным-давно обещанный рассказ. Но пришла осень, зашуршали дожди, и в первый же ненастный день я услышал далекий и печальный крик журавлиных стай, летевших к югу. Я завидовал птицам, потому что скоро блестящая морская волна ударит им в глаза, соленый полуденный ветер взъерошит их перья.Дожди и ветры уже шумели в лесах, но в зарослях было тепло и тихо, как в запертой комнате. На полянах доцветала белая гвоздика, сухая и растрепанная, и ползли из-под земли, похожей на золу, грибы-крепыши.И я, конечно, в ту осень не написал ни строчки. (149 слов)(По К. Паустовскому)

VI Русский Север... Двинское Заволочье, как его в старину называли первые поселенцы здешних мест... Этот край, эту землю, с великим трудом отвоеванную у леса, у болот, у моря, северяне старательно украшали. Дивные, прославленные на весь мир каменные и деревянные храмы (достаточно назвать такую жемчужину северного зодчества, как Соловки), бесподобные бревенчатые дома-богатыри, дома-крепости с их непременным деревянным коньком, горделиво восседавшим на тесовой крыше, символе крестьянского счастья и благополучия, амбары, целой улицей выстроившиеся на передках села...Однако, может быть, самый большой, самый непреходящий вклад Севера в сокровищницу национальной культуры — это слово. Живое народно-поэтическое слово, в котором полнее и ярче всего запечатлелась душа северянина, его характер. Слово, сохранившее сегодня строй и дух русского языка древнейшей поры. И уже одно это делает его краем наших истоков, наших духовных начал, ибо язык народа — это его ум и мудрость и, конечно, его история и поэзия.На Севере издревле вся жизнь, и повседневная, и праздничная, была пронизана многоцветным словом... (154 слова)

www.seznaika.ru

Диктанты, контрольные работы - Русский язык

5 класс

Молодая поросль

По берегам реки жались друг к другу кусты смородины, вербы, ольхи и лесной малины. Зеленая, сочная осока зашла в самую воду. Кое-где догнивали торчавшие из-под земли бревна. Наступишь на них - брызнет чуть ли не в лицо застоявшаяся вода. Из-под них уже вылезали молодые побеги жимолости. Тут же качались розовые стрелы Иван-чая, кое-где пестрели жёлтые болотные цветы. Около старых пней лепился своими желтыми шапками душистый лабазник.

У самого леса вытянулся целый островок молодого осинника. Дальше зеленой стеной поднимался березняк и по течению реки уходил из глаз.

Но всего красивее были молодые ели и березки. Они походили на гурьбу детей. Казалось, что эта лесная молодежь лукаво шепталась между собой.

( По Д.Мамину- Сибиряку)

Задание:

  1. Указать подлежащее и сказуемое в предложении: У самого леса вытянулся целый островок молодого осинника

  2. Подберите однокоренные слова к слову: ЛЕС

  3. Разберите по составу: осинника, березняк, зеленая, шепталась

  4. Подберите проверочные слова к словам: по б..регам, л..сной, выл..зали

Белки

Идёшь по лесной тропинке, любуешься деревьями. Вдруг увидишь лёгкого и проворного зверька с пышным хвостом или услышишь резкий цокающий звук. Это резвые белки бесстрашно перепрыгивают с ветки на ветку.

Зверьки эти живут в лесах. Здесь для них есть корм: шишки, орехи, жёлуди, ягоды. Зимой белки не спят, ведут подвижный образ жизни. Летом они запасают на зиму корм. В беличьем меню есть даже сушеные грибы. Сушат их белки сами. Шляпки они нанизывают на острые сухие сучки или вешают на веточки. Выбирают спелые орехи. Всё это белки прячут во мху или в дуплах, а зимой безошибочно находят.

Беличий склад может содержать несколько килограммов вкусной еды. Если вы найдёте его, то не спешите им воспользоваться. Ведь белки останутся в зимнюю стужу без корма.

Грамматическое задание:

1.Произведите синтаксический разбор предложений:

1вар: Зимой белки не спят, ведут подвижный образ жизни. 2 вар: Шляпки они нанизывают на острые сухие сучки или вешают на веточки.

2. Произвести фонетический разбор слов: 1в: ягоды 2в: деревьями

3. Произведите морфемный разбор слов: 1в: идёшь, легкого, шляпки 2в: спешите, резкий, веточки

4. Произведите морфологический разбор слов: 1в: жизни 2в: на сучки

6 класс

С каждым километром пути озеро становится длиннее и уже. На его стеклянной поверхности гаснет неяркий свет заката. Легкий ветерок едва касается глади озера и рябит воду, шуршит темно-зелеными камышовыми зарослями. Водяные струи кажутся то серебряными, то золотистыми. Они тихо бьются о невысокий песчаный берег.

В прибрежных кустах завозился утиный выводок. Раздается негромкий гусиный гогот и другие птичьи голоса.

Вот показалась низкая деревянная избушка. Лодка причаливает к берегу. Из избушки выходит хозяин, помогает нам выгрузиться, приглашает в дом. Гостеприимный хозяин расспрашивает нас о дальнейшем маршруте, предлагает остаться на ночлег.

Наступает теплая летняя ночь. Усталость даёт себя знать. Добираемся до сарая, где приятно пахнет свежим сеном. Засыпаем там крепким, здоровым сном.

(109 слов)

Грамматические задания:

  1. Синтаксический разбор предложений: 1в- Раздается негромкий гусиный гогот и другие птичьи голоса. 2в- Из избушки выходит хозяин, помогает нам выгрузиться, приглашает в дом.

  2. Морфологический разбор: 1в- раздается 2в- выходит

  3. Морфемный разбор слов: 1в- касается, прибрежных, избушка 2в- расспрашивает, камышовыми, поверхности

  4. Фонетический разбор: 1в- лодка 2в- берег

Журавли

Каждый год возвращаются журавли из далёких тёплых стран на родное болото. Над морями и широкой степью, над светлыми реками и синими лесами летят на свою родину весной журавли. Высоким камышом и сухой прошлогодней осокой заросло большое болото. В самых недоступных местах устраивают гнёзда осторожные журавли. Спокойно им жить в неприступном болоте. Не пройдёт по болоту волк, не проберётся лисица, не прокрадётся осторожная рысь. Водят весной журавли весёлые хороводы. Соберутся в кружок на болоте, машут крыльями. По всему лесу разносятся их громкие голоса: «Курлы! Курлы!»

Грамматические задания:

  1. .Синтаксический разбор предложений: 1в- Каждый год возвращаются … 2в- В самых недоступных местах устраивают … 2 Морфологический разбор: 1в- далёких 2в- широкой

  1. Морфемный разбор слов: 1в- разносятся, хороводы, осокой 2в- соберутся, прошлогодней, кружок.

  2. Составить схемы предложений с однородными членами.

В турпоходе

Тёплым летним вечером на пологом песчаном берегу неширокой подмосковной речки остановились на ночлег туристы.

Сначала, пока было ещё довольно светло, решили поставить палатки. Затем, чтобы приготовить ужин, развели костёр. Над водой тонким прозрачным столбом вилась мошкара. В кустах печальным свистом перекликались какие-то потревоженные людьми птицы. В прибрежном камыше квакали лягушки. На противоположном берегу догорали рыбачьи костры.

На ясном, безоблачном небе появились первые звезды, и чётко выступил жёлтый серп молодого месяца. Мелководную речонку пересекала лунная дорожка. Из соседней деревни доносился собачий лай. Спать не хотелось, поэтому туристы расселись вокруг костра и стали рассказывать всякие смешные и страшные истории.

Только к утру сморил молодёжь сон, и все сладко и безмятежно заснули.

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор предложений: 1в: Над водой тонким прозрачным столбом вилась мошкара.

2в: В кустах печальным свистом перекликались какие-то потревоженные птицы.

2. Морфологический разбор слов: 1в: вилась 2в: перекликались

3.Фонетический разбор слов: 1в: дорожка 2в: ясном 4.Морфемный разбор слов: 1в: лунная, рассказывать, речонку

2в: прибрежном, догорали, дорожка

7 класс

Вставало солнце, растопляя сентябрьские туманы, расчищая небо. На земле снова начиналось лето. Так продолжалось в течение целой недели.

Опираясь на палку, выломанную из старой заброшенной засеки, шагал он лугами, сосняком, мысленно не переставая благодарить встретившуюся старушонку, открывшую ему этот полузабытый способ передвижения по родной земле.

Первую ночь он провёл возле порожистой речонки, да чересчур загляделся на играющую на вечерней заре рыбёшку. Ночлег под открытым небом, под звездами вошел у него в привычку. Питался он сухарями, размоченными в ручье, печеной картошкой, ягодами.

Он был по-настоящему счастлив. Никогда прежде не доставляли ему столько радости такие пустяки, как запах дыма, шорох падающей с дерева сухой прошлогодней шишки, полыхающая на солнце рябина. Когда он по утрам слушал прощальные песни журавлей, у него на глазах выступали слёзы.

( 122 слова)

Грамматические задания:

  1. Синтаксический разбор предложений: 1в- Вставало солнце… 2в- Питался он сухарями…

  2. Морфологический разбор слов: 1в- выломанную 2в- встретившуюся

  3. Морфемный разбор слов: 1в- опираясь, снова, заброшенной 2в- выломанную, расчищая, передвижения

  4. Фонетический разбор слов: 1в- ему 2в- него

Славный мастер

Иван Кулибин – талантливый русский изобретатель. Широко известны такие его изобретения, как первый в России телеграф, самодвижущиеся экипажи, приводимые в действие педалями. Гениальны проекты деревянных мостов, разработанные Кулибиным. Русских часовщиков в России почти не было. Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский человек не сможет постигнуть сложность часового механизма. Любовь к часам, бесстрастно выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда. Что бы он ни делала, что бы ни изобретал, мысли его неизменно возвращались к часам. Он начал делать необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться. Поражают часы, сделанные мастером в виде яйца, в которых каждый час раскрывались золочёные двери, а под музыку разыгрывалось представление. Часы Кулибина раскрывали удивительное дарование мастера, они являли собой чудо русской техники.

( 126 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выписать действительные причастия, разобрать их по составу.

  2. Объяснить графически знаки препинания в 3-м предложении первого абзаца.

  3. Произвести синтаксический разбор 1-го предложения 3-го абзаца.

4. Морфологический разбор слов: 1в: разработанные 2в: сделанные

5. Морфемный разбор слов: 1в: талантливый, беспристрастно, появилась

2в: русский, самодвижущиеся, разыгрывалось

6.Фонетический разбор слов: 1в: известны 2в: являли

По засыпанному галькой берегу шли три медведя. Большая медведица стала переходить неширокую, но быструю реку. Шлепая по воде лапами, медведица, дойдя до середины реки, резко погрузилась в воду и вышла на берег. С ее шкуры с журчаньем стекала вода.

Примеру ее последовал небольшой медведь. На правой стороне речушки остался маленький медвежонок. Он побрел по воде, но, достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше, остановился.

Медведица в одно мгновенье очутилась около среднего медвежонка и дала ему такую затрещину, что тот полетел на отмель. Схватившись обеими лапами за левое ухо, он заорал диким голосом. Продолжая держаться лапой за ушибленное место, он стремительно кинулся через речку, схватил маленького братишку за шиворот и, все еще вскрикивая, переволок его через глубокое место.

Вся группа исчезла в чаще, но еще долго в тишине утра до нас доносились жалобные вопли наказанного медвежонка.

( 136 слов. По Е.Спангенбергу)

Задание:

  1. Синтаксический разбор предложений: 1в- Он побрел по воде…

2в- Схватившись обеими лапами..

  1. Морфологический разбор слова: достигнув (1в), схватившись (2в)

  2. Морфемный разбор: засыпанному, медвежонок, продолжая- (1в) ушибленное, медведица, вскрикивая- (2в)

8 класс

Осенние листики

Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз.

В полумраке рассвета приходят неведомые лесные существа и начинают по всей поляне расстилать белые холсты.

Первые же лучи солнца, являясь, убирают холсты, и остается на белом зеленое место. Мало- помалу все белое растает. И только в тени деревьев и кочек долго еще сохраняются беленькие клинышки.

На голубом небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится.

Ветер уносит листы, или стайками собрались мелкие птички и несутся в теплые далекие края.

Ветер – заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остается ни одного незнакомого листика.

А вот осень пришла. Заботливый хозяин убирает свой урожай.

Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. У них ведь так всегда: раз оторвался от родимого царства, то и прощайся.

( М.Пришвин)

Задания:

  1. Синтаксический разбор предложения: 1в- В полумраке рассвета… 2в- Мало- помалу все растает..

  2. Морфологический разбор слов: 1в- приходят, 2в- растает

  3. Морфемный разбор: 1в- рассвета, расстилать, падая, заботливый 2в- убирают, царства, являясь, неведомые

Контрольная работа по русскому языку 8 класс

Текст для изложения

Прослушайте текст и напишите подробное изложение

Мы переехали в Москву на житьё после смерти отца по весьма простой причине: всё

наше имение было продано с молотка за долги- так-таки решительно всё, исключая одной деревушки, той самой, в которой я теперь вот доживаю своё великолепное существование. Я, признаюсь, даром что был тогда молод, а погрустил о продаже нашего гнезда; то есть по- настоящему я грустил только об одном нашем саде.

С этим садом связаны почти единственные мои светлые воспоминания. Боже мой! Неужели ж этому всему двадцать лет? Кажется, давно ли еду на моей рыженькой косматой лошадке вдоль старого плетня нашего сада и, приподнявшись на стременах, срываю двухцветные листья тополей? Пока человек живёт, он не чувствует своей собственной жизни: она, как звук, становится ему внятною спустя несколько времени.

О мой сад, о заросшие дорожки возле мелкого пруда! О песчаное местечко под дряхлой плотиной, где я ловил пескарей и гольцов! И вы, высокие берёзы, с длинными висячими ветками, из-за которых с просёлочной дороги, бывало, неслась унылая песенка мужика, неровно прерываемая толчками телеги,- я посылаю вам моё последнее прости!.. Расставаясь с жизнью, я к вам одним простираю мои руки. Я бы хотел ещё раз надышаться горькой свежестью полыни, сладким запахом сжатой гречихи на полях моей родины; я бы хотел ещё раз услышать издали скромное тяканье надтреснутого колокола в приходской нашей церкви; ещё раз полежать в прохладной тени под дубовым кустом на скате знакомого оврага; ещё раз проводить глазами подвижный след ветра, темной струёй бегущего по золотистой траве нашего луга…

( И.С.Тургенев)

Прочитайте текст и выполните задания 2.1- 2.10

1) На свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. 2) Я думаю: зачем бередить прошлое? 3) Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? 4) Всё ушло навсегда - хорошее и плохое,- плохое не жалко, а хорошего не вернешь. 5) Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

6) Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. 7) Бегу по лестнице. 8) В заулке озираюсь по сторонам. 9) Никого нет 10) Мама ушла за морошкой, все на покосе.

11) Дом выдался из посада вниз, к реке. 12) Как во сне подхожу к нашей березе. 13) Здравствуй.14) Не узнала меня? 15) Высокая стала. 16) Кора лопнула во многих местах.17) Муравьи бегают по стволу. 18) Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы 19) Вершина стала выше трубы 20) Не бели, пожалуйста, пиджак. 21) Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись 22) Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. 23) Оборвали мы у тебя два больших корня. 24) Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживешься под зимним окном.25) Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные.26) Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу

27) А где ты взяла эту силу под зимним окном? 28) Надо же так вымахать! 29) Уже выше отцовского дома!

30) Надо быть современным.31) И я отталкиваюсь от березы, как от ядовитого дерева. 32) Скоро надо уезжать из Тимонихи. 33) И так хорош этот неоглядный зеленый мир моей родины!

34) Почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезали совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире.

(По Белову)

2.1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1) Пока человек живет, он не чувствует своей собственной жизни

2) Плохое не жалко, а хорошего не вернешь

3) Нет на свете места лучше родного края.

4) Надо быть современным.

2.2. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?

1) 4 2) 5 3) 30 4) 33

2.3. К какому стилю и типу речи относится текст?

1) художественный стиль; повествование с элементами рассуждения и описания

2) разговорный стиль; повествование с элементами рассуждения и описания

3) публицистический стиль; рассуждение

4) художественный стиль; описание с элементами рассуждения

2.4. Какое из предложений связано с предыдущим при помощи синонимов?

1) 3 2) 5 3) 22 4) 27

2.5. Какое значение имеет слово мир в прочитанном тексте ( предложение №33)?

1) отдельная область Вселенной, планета 2) объединённое по каким-либо признакам человеческое

общество, общественная среда, строй 3) отдельная область жизни, явлений, предметов

4) согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны

2.6. В каком слове буква Е обозначает звук (Э) (предложение №34)?

1) почему-то 2) совсем 3) исчезали 4) меняющемся

2.7. Каков способ образования слова ядовитый (предложение №31)?

1) суффиксальный 2) бессуффиксный 3) сложение целых слов 4) сложение основ

2.8. Какой частью речи является слово хорошее в предложении № 4?

1) существительное 2) наречие 3) прилагательное 4) категория состояния

2.9. В составе какого сложного предложения есть придаточное времени?

1) 18 2) 24 3) 26 4) 34

2.10. Какая характеристика предложения №5 является верной?

1) сложносочиненное предложение 2) сложноподчиненное предложение

3) сложное бессоюзное предложение 4) простое предложение

8 класс Экзаменационная работа

Текст для прослушивания

Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какое поприще выбрать. Поиски жизненного пути, размышления о нём обыкновенно возникают у человека в том возрасте, когда он начинает осознавать себя частью общества, когда стремится разобраться в своих отношениях с окружающими, а также чувствует потребность реализовать свои возможности, свои силы, свою личность.

Учёные считают, что именно ради такой самореализации человек и живёт. Его не устраивает и не может устроить существование ради самого существования. Ему необходимо найти такое занятие, которое наполнит это существование истинным, подлинным смыслом. Каждый человек, как бы он ни был поглощен повседневными делами и заботами, хочет не просто жить, но и ощущать ценность своей жизни, знать, что его деятельность, преодоление препятствий, устремлённость в будущее имеют значение и несут какой-то смысл не для него одного. Только тогда человек чувствует себя не лишним, а свои способности – востребованными другими людьми, обществом.

Однако у каждого человека свои, только ему присущие задатки, склонности, способности, таланты. Ведь нет двух абсолютно одинаковых людей. И поэтому поиски смысла жизни - это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека. Это поиск человеком самого себя, своих жизненных ценностей, своих ценностей.

При этом, независимо от того, как человек определил свой путь, какой смысл жизни нашёл, уже сам поиск этого смысла делает человека Человеком с большой буквы, личностью, так как никто из живых существ, кроме человека, не может осознанно относиться к жизни, не стремится понять и объяснить своё поведение, своё отношение к окружающим.

( По Г.А.Маслову)

Вариант №1

Прочитайте текст и выполните задания А1- А7, В1- В13

1) Дед, не раздеваясь, прошёл к письменному столу, развернул полотенце и достал принесенную картину.

- 2) Ты взгляни, взгляни, Елена!.. 3) Какая неожиданная удача…4) Бабушка Колкина отдала нам картину. 5) Чудная, милая, восхитительная бабушка Колкина!.. 6) Честно говоря, редкост-

ные люди нас окружают, Елена!..

7) И он с восторгом поставил картину перед Ленкой, наблюдая за её выражением лица.

-8) Ну, как она тебе? 9) Правда, хороша?

- 10) Девчонка вроде меня, - ответила Ленка. 11) Николай Николаевич сначала не понял, что она имела в виду. 12) Посмотрел на картину. 13) Потом на Ленку…

-14) Елена!- закричал он так, что она вздрогнула.- 15) Ты просто её копия, двойник..16) Самый настоящий…17) Тот же цвет глаз.. 18) Рот…

-19) Рот до ушей, хоть за вязочки пришей, - с грустью сказала Ленка.- 20) Может, её тоже так дразнили 21) Тогда я не первая.

-22) Вот именно, - обрадовался Николай Николаевич.- 23) Ну, улыбнись, улыбнись! 24) Улыбка многое говорит о человеке, а ты замечательно улыбаешься!

25) Ленка застенчиво улыбнулась, и уголки её губ привычно поползли к ушам.

-26) Как же я сразу не догадался. 27) Столько лет смотрел на неё – и не догадался. 28) Это же последняя работа прапрадеда.

29) Николай Николаевич помолчал, потом величественно объявил:

-30) Елена… 31) Возможно… 32) Нет, я уверен в этом… 33) Девчонка- сестра моего деда, баба Маша. 34) Мария Николаевна. 35) Знаменитая особа. 36) Жертвенница. 37) Святая душа.

38) Её жениха, который пошел на войну, убили, когда было сражение под Плевной. 39) А она после его смерти не пожелала выходить замуж(ей тогда было всего восемнадцать), всю жизнь прожила одна. 40) Но как прожила!

41) Она основала женскую гимназию. 42) А все первые её выпускницы уехали в деревни, чтобы работать учителями. 43) Говорят, они ей во всём подражали: они так же одевались, так же разговаривали, так же жили. 44) Какие были люди! 45) Какие были особенные люди! 46) Всё делали не ради славы, а для людской пользы.

47) Я её хорошо помню. 48) Она жила в твоей комнатке… 49) Николай Николаевич бегал по комнате.

-50) Боже мой!- продолжал бушевать он.- 51) Как ты удивительно на неё похожа! 52) И как я не понимал этого?! 53) Это многое в тебе объясняет. 54) Жизнь будто совершила круг…

А1. Какое из высказываний содержит ответ на вопрос: «Какое двойное открытие сделал для себя Николай Николаевич?»

  1. Николай Николаевич неожиданно увидел, что Ленка похожа на девочку на портрете

  2. Благодаря Ленке Николай Николаевич понял, кто изображён на портрете, а благодаря портрету постиг характер Ленки

  3. Николай Николаевич увидел, что Ленка похожа на его бабушку, и обрадовался тому, что она не первая, кого дразнят сверстники

  4. Благодаря бабушке Колкиной Николай Николаевич открыл для себя последнюю работу прапрадеда, а благодаря этой работе понял характер своей бабушки.

А2. Как Николай Николаевич относится к своим предкам и к памяти о них?

  1. Николай Николаевич гордится тем, что принадлежит к древнему знатному роду, про-славившемуся своим богатством, и изучает его историю.

  2. Николай Николаевичу важнее доказать всем, что его предки- самые знаменитые в городе

  3. Николай Николаевич любит искусство и помнит о предках только потому, что они были художниками.

  4. Для Николая Николаевича память о предках, о достоинствах их личности- это истинная ценность.

А3. Как характеризует Ленку информация, заключенная в предложении 19-25?

  1. Ленка склонна к пессимистическому взгляду на жизнь и часто жалуется на невзгоды

  2. Ленка самолюбива и очень переживает из-за недостатков своей внешности

  3. Ленка при внешней некрасивости обладает внутренней красотой, которую пока сама не осознаёт

  4. Ленка- скрытный человек и редко улыбается, чтобы не выдать свои истинные чувства.

А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «РАБОТА» ( предложение 28)

  1. деятельность 2) исполнение 3) произведение 4) обработка

А5. В каком предложении содержится ПРОТИВОПОСТАНОВЛЕНИЕ?

1) 11 2) 24 3) 39 4) 46

А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему Николай Николаевич называет внучку не Леной, не Ленкой, а ЕЛЕНОЙ?»

Такая форма имени говорит…

  1. о серьёзном отношении деда к внучке 2) о том, что внучка- взрослый,самостоятельный человек 3) о том, что дед чрезмерно требователен и строг в обращении с внучкой

4) об отчужденных, холодных отношениях деда и внучки.

А7. Прочитайте предложения 22-28. Какое средство речевой выразительности использовано в этих предложениях для того, чтобы акцентировать внимание читателя на внутренней сущности Ленки?

  1. сравнение 2) однокоренные слова 3) разговорная лексика 4) антитеза

В1. Замените авторское слово ЖЕРТВЕННИЦА из предложения 36 синонимичным общеупотре-

бительным словом или словосочетанием высокого стиля. Напишите его.

В2. Из предложения 5-7 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

В3. Из предложения 2-5 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произноше-нии происходит уподобление конечного парного по глухости/ звонкости согласного последующему звуку (озвончение).

В4. Из предложений 1-4 выпишите прилагательное, в котором правописание суффикса определя-ется правилом: «В отыменных прилагательных, образованных при помощи суффиксов –онн,-енн, в суффиксах пишется НН»

В5. В приведенных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(-ие) запятую (-ые) при обращении.

Чудная, (1) милая, (2)восхитительная бабушка Колкина!.. Честно говоря, (3) редкостные люди нас окружают, (4) Елена!..

В6. В приведенных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Ну, (1) улыбнись, (2) улыбнись!.. Улыбка многое говорит о человеке, (3) а ты замечательно улыбаешься! Ленка застенчиво улыбнулась, (4) и уголки её губ привычно поползли к ушам.

В7. В приведенных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложноподчиненного предложения.

Ну, (1) как она тебе?.. Правда, (2) хороша?

- Девчонка вроде меня, (3) – ответила Ленка. Николай Николаевич сначала не понял, (4) что она имела в виду.

В8. Замените словосочетание С ВОСТОРГОМ ПОСТАВИЛ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 53.

В10. Среди предложений 14- 20 найдите предложения с однородными членами. Напишите их номера.

В11. Среди предложений 5- 10 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 42.

В13. Среди предложений 39- 46 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите его номер.

Вариант №2

Прочитайте текст и выполните задания А1- А7, В1- В13

1) Иногда ночью в нашем доме раздавались звонки. 2) Звонили из других городов бывшие папины пациенты.

3) Однажды, когда в очередной раз ночью позвонили, папа сказал в трубку:

-4) Ну что за вопрос?! 5) Пусть мальчик приезжает… 6) Остановится прямо у нас. 7) Я покажу его специалистам.

8) Утром мама спросила6

- 9) А кто эта женщина, которая звонила тебе?

- 10) Дальняя родственница.

- 11) Но кем она всё же тебе приходится? 12) Папа думал в течение всего завтрака, но так и не вспомнил.

13) Мальчик приехал через три дня. 14) Это был мужчина лет тридцати. 15) Приезжего звали Игнатий.

- 16) Я бы, поверьте, не отважился к вам вторгаться. 17) Если бы они не сказали ей, моей матери, про этот свой «предполагаемый диагноз». 18) Теперь она не будет ни спать, ни есть. 19) Я должен немедленно доказать ей, что «предполагаемый диагноз» предположили напрасно, что всё будет хорошо, - сказал приезжий.

20) На следующий день рано утром папа повёл Игнатия к себе в больницу.

- 21) Вечером вы узнаете о результатах, - сказал нам папа.

- 22) Нет, дорогой, позвони мне на работу, - сказала мама.- 23) Если я вдруг выйду из комнаты, передай: всё хорошо.

- 24) Или всё плохо, - бодро сказал Игнатий.

- 25) Это исключается! – тихо сказала мама.- 26) Я уверена..

- 27) Мне тоже сообщите, пожалуйста, - попросил я.

28) После пятого урока у меня был фотокружок, но я не остался.

29) Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. 3) А тут пришла днём и, забыв снять плащ, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на котором он стоит. 31) А потом всё, что находится в коридоре возле столика.

32) Наконец мы дождались: позвонил папа. 33) Обычно бабушка не любит, когда я вмешиваюсь в дела взрослых. 34) Но тут она сама стала передавать мне каждую папину фразу:

- 35) «Этого диагноза у Игнатия нет. 36) Точно установили. 37) Он болен серьёзно. 38) Надо делать сложную операцию. 39) Но этого нет!» - сказала бабушка.

40) Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки – слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку. 41) Мать Игнатия плакала на другом конце провода. 42) Тогда я радостно заорал:

- 43) Он будет жив и здоров! 44) Этого у него нет. 45) Точно установили! 46) Этого нет. 47) Клянусь своим здоровьем!

48) В школе мы часто пишем сочинения на тему «Кем быть?» 49) Чтобы не повторяться, я один раз написал, что мне очень хочется стать отважным геологом, а в другой раз – что хочется стать уверенным в себе биологом, а в третий – что отважным космонавтом. 50) Но на самом деле я ещё не выбрал профессии.

51) В тот день мне тоже было неясно, кем в будущем стану. 52) «Но как это здорово, - думал я, - выйти из операционной, увидеть глаза матери, которые остановились от страха и ожидания, устало так улыбнуться и тихо сказать: 53) «Он будет жив… и здоров. 54) Не волнуйтесь…»

А1. Какое из высказываний не соответствует содержанию текста?

  1. После описанного случая рассказчик окончательно решил стать врачом

  2. Предполагаемый диагноз приезжего не подтвердился

  3. Приезжий был серьёзно болен, и ему нужна была сложная операция

  4. Отец не мог вспомнить, кем приходится ему приехавший родственник

А2. Почему герой- рассказчик не остался на занятие фотокружка (предложение 28)?

1) Нужно было встретить бабушку 2) В этот день занятия отменили 3) Рассказчик уже знал результат исследований и хотел первым сообщить это по телефону матери гостя.

4) Рассказчика, как и всех его родных, волновал результат визита Игнатия в больницу, поэтому он не хотел задерживаться.

А3. Как характеризует отца героя- рассказчика информация, заключённая в предложениях 1- 12? Укажите верное продолжение фразы: Отец рассказчика…

1) очень любит своих родственников, и поэтому именно им он оказывает помощь в первую очередь. 2) не хотел показаться невоспитанным и поэтому согласился принять гостя.

3) готов помочь любому человеку, даже незнакомому 4) испытывал чувство вины за то, что не узнал родственницу, звонившую ему, и поэтому согласился принять у себя дома её сына.

А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «остановится» ( предложение 6).

  1. придёт к заключению, остановит на чём-то свой выбор 2) прекратит что-нибудь делать

  2. временно расположится, поселится по приезде 4) перестанет двигаться

А5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

  1. (13) Мальчик приехал через три дня. (14) Это был мужчина лет тридцати.

  2. (25) Это исключается!- воскликнула мама. – (26) Я уверена…

  3. (40) Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки – слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку. 41) Мать Игнатия плакала на другом конце провода.

  4. 49) Чтобы не повторяться, я один раз написал, что мне очень хочется стать отважным геологом, а в другой раз – что хочется стать уверенным в себе биологом, а в третий – что отважным космонавтом. 50) Но на самом деле я ещё не выбрал профессии.

А6. Выберите верный ответ на вопрос: «Почему в тексте употреблено только одно имя, почему автор не называет имён других героев рассказа?»

1) Рассказчик давно хотел познакомиться с Игнатием, именно поэтому значимым для него является только это имя. 2) Для рассказчика важно сообщить именно это имя, так как все происходящие события связаны с незнакомцем. 3) Игнатия давно ждали в семье, и , чтобы подчер-кнуть значимость его приезда, в тексте упомянуто только имя гостя. 4) Несмотря на то что Игнатий был дальним родственником, он часто бывал в этой семье, и его имя было у всех на слуху

А7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки – слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку»

  1. олицетворение 2) эпитет 3) синонимы 4) сравнительный оборот

В1. Замените слово ЗДОРОВО из предложения 52 стилистически нейтральным синонимом.

В2. Из предложений 18 -19 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

В3.Из предложений 11 -15 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В приставках на З,С перед звонким согласным пишется З, а перед глухими согласными- С»

В4. Из предложений 40 -54 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом:

« В прилагательных, образованных при помощи суффикса Н от существительного, основа которого оканчивается на Н, пишется НН»

В5. В приведенных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обознача- ющие запятые при обособленном приложении.

-Я бы,(1) поверьте,(2) не отважился к вам вторгаться. Если бы они не сказали ей, (3)моей матери,(4) про этот свой «предполагаемый диагноз». Теперь она не будет ни спать, (5) ни есть. Я должен немедленно доказать ей,(6) что «предполагаемый диагноз» предположили напрасно, что всё будет хорошо,(7) - сказал приезжий.

На следующий день рано утром папа повёл Игнатия к себе в больницу.

- Вечером вы узнаете о результатах,(8) - сказал нам папа.

- Нет,(9) дорогой,(10) позвони мне на работу,(11) - сказала мама.- Если я вдруг выйду из комнаты,(12) передай: всё хорошо.

В6. В приведенных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обознача- ющие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Мне тоже сообщите,(1)пожалуйста,(2) - попросил я.

После пятого урока у меня был фотокружок,(3) но я не остался.

Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. А тут пришла днём и стала вытирать тряпкой телефон, (4) потом круглый деревянный столик,(5) на котором он стоит. А потом всё,(6) что находится в коридоре возле столика.

Наконец мы дождались: позвонил папа. Обычно бабушка не любит,(7) когда я вмешиваюсь в дела взрослых.

В7. В приведенном предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Но как это здорово,(1) - думал я,(2) - выйти из операционной,(3) увидеть глаза матери,(4)которые остановились от страха и ожидания, (5) устало так улыбнуться и тихо сказать: «Он будет жив… и здоров. Не волнуйтесь…»

В8. Замените словосочетание деревянный столик, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите его.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 18.

В10. Среди предложений 12 – 18 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

В11. Среди предложений 20 – 31 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 40.

В13. Среди предложений 29-40 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.

multiurok.ru


Смотрите также