К сожалению, страх перед контрольными, проверочными работами и экзаменами – это современная, довольно неприятная реальность, в которой живут как дети и родители, так и педагоги и администрация школ. В целом, дети сейчас боятся различных проверочных работ куда больше, чем их педагоги и родители в своем детстве. Сейчас оценку не спрячешь и не сотрешь, дневник не выбросишь, от результатов различных контрольных и уж тем более экзаменов зависит поступление в желаемый вуз. Честно говоря, есть чего бояться.
В статье мы поговорим об этих страхах и о том, что может сделать педагог, чтобы его ученики боялись меньше.
Есть распространенная точка зрения, особенно это касается детей, что «если не боится, то ничего не сделает». Очень жаль, что в вопросах образования, где так важны любопытство, интерес, мотивация, используется также технология «запугивания». Давайте разберемся, как страхи влияют на обучение.
Страхи бывают разные. Для нас в данный момент важно, что страхи различаются по времени проявления и степени выраженности. Бывают временные страхи, которые мобилизуют, дают силы и концентрацию и после проверочной работы пропадают. А бывает, когда страхи – это постоянное и интенсивное состояние, в котором дети и их родители живут годами. Такие страхи лишают сил, интереса, желания что-либо делать, вселяют апатию и беспомощность.
|
Длительные страхи |
|
Временные страхи |
|
Интенсивные страхи |
|
Длительные и интенсивные: такие страхи «разбирают на части», от них хочется спрятаться. Могут приводить к тяжелым эмоциональным состояниям, депрессиям и проч. |
|
Временные, но интенсивные: мобилизуют человека и организм. Если это «разовая акция», то могут работать на концентрацию внимания на результате (особенно если результат значим для человека и зависит от его усилий) |
Слабовыраженные страхи |
|
Длительные, но слабовыраженные. Оставляют ощущение постоянного тревожного фона, невозможности расслабиться, быть успешным. Люди, которые постоянно живут в данном состоянии, могут часто болеть, обычно имеют мало энергии и интереса к чему-либо: много сил уходит на поддержание страха. |
|
Временные и слабовыраженные. Немного повышают концентрацию внимания и оставляют силы для активных действий. |
Из моего опыта работы, достаточно распространенный сценарий такой. Назовем его «судный день». Тогда экзамен (или важная контрольная) – это день, когда будет принято решение о том, будет ли человек жить дальше счастливой и беззаботной жизнью или навсегда гореть в аду. И отношение к этому событию такое же. В легкой форме это напоминает басню про стрекозу, которая оказалась не готова к зиме. Некоторые педагоги транслируют детям, что экзамен будет «расплатой» за то, что дети прогуливали или не выполняли задания… Вот примеры таких обращений:
«На контрольной работе и посмотрим, кто из вас по-настоящему знает предмет / хорошо учился / готовился»;
«О том, как вы готовы к контрольной, буду разговаривать с вашими родителями»;
«Вы не сдадите без репетиторов» и т. д.
Очень часто в словах, обращенных к ученикам, сквозит сарказм, отчаяние и бессилие педагога, а также сомнение в способностях и желании учеников. Причем часто родители также улавливают и передают детям подобное отношения, за счет чего последние получают «двойную порцию» негатива.
Все дети разные. Кто-то легче поддается страхам и стрессам, кто-то более устойчивый. В одних и тех же условиях кого-то стресс перед проверочной работой «собирает», стимулирует вспомнить забытое и выучить необходимое. Кто-то волнуется слишком сильно, даже впадает в оцепенение: теряет способности к конструктивной деятельности и забывает то, что хорошо знал. Кто-то боится снова оказаться «ниже плинтуса»: знает, что результат будет плохой и будет стараться максимально долго не думать о проверке, чтобы не расстраиваться. Получил плохую отметку, зато и не старался.
Для некоторых детей ситуации неуспеха или даже риска неуспеха – это серьезное испытание. Многие центры психологической помощи каждый год готовятся к тому, что в мае будет очередной скачок попыток суицида и завершенных суицидов школьников. Дело не только в действиях конкретного педагога, это, скорее, говорит про систему в целом: боится результатов экзаменов администрация, боятся педагоги, переживают родители, а дети оказываются «слабым звеном». Но возможность повлиять на ситуацию есть. Беспокойного, волнующегося про результаты работы ученика может поддержать и вселить спокойствие и уверенность даже один-единственный педагог.
Надеваем маску сначала себе. Как вы себя чувствуете? Когда в последний раз отдыхали? Не думали про работу? Встречались с друзьями? Занимались спортом или любимым хобби? Отдохнувший педагог, который сам находится в ресурсном эмоциональном состоянии, лучше всего может поддержать учеников. А также, если администрация школы переживает про экзамены или проверки, отдохнувший педагог сможет стать буфером и не спускать на учеников и родителей волну страха.
Учим учеников не только напрягаться и собираться, но и расслабляться и отдыхать. Очень часто в насыщенной ученической жизни идут одна за другой контрольные, потом кружки и секции, а в ночи еще важно пообщаться с друзьями. Предлагайте ребятам «разгрузочные» дни: например, после серьезной контрольной вы можете не давать домашнего задания, а сказать о важности отдыха. Если вы регулярно будете напоминать им об отдыхе после напряженной работы – это может быть одним из самых ценных уроков, которые они усвоят.
Снижаем фатальность плохого результата. Вместе с учениками можно обсудить, что будет в случае плохого или неудовлетворительного результата. Расскажите им о дополнительных возможностях пересдать, исправить оценку. Как можно потом улучшить четвертные, годовые оценки. Если вы видите, что ученики боятся контрольной работы, уделите этому пункту особое внимание. Можно с несколькими ребятами на перемене обсудить, как исправить, дать дополнительные задания на дом, предложить подготовить доклад и т. д. В этом случае хороший результат – это не столько оценка, сколько спокойствие ученика.
Помогаем родителям. Родители часто оказываются в ситуации директора завода, особенно, если у них не один ребенок, а два и больше и/или не одна работа, а больше. Родители выкраивают время, чтобы разобраться, что происходит в школе, приходят на собрание. И встречают педагога, который говорит, что скоро контрольная. Что все ребята молодцы, и сдадут хорошо. Что если будут плохие оценки, их можно будет исправить (перечень вариантов). Что стоит поддержать детей верой родителей в то, что все получится. В таком случае родители будут вам очень благодарны.
Зовем специалиста. Позовите специалиста, который расскажет детям про стресс перед экзаменом и как ему противостоять. Проведет тренинг с веселыми и полезными играми для учеников. А вы в этот момент выпьете чаю в тишине или приятной компании. И это будет тоже важный вклад в работу.
drofa-ventana.ru
Сегодня практически каждый российский ребенок в возрасте 6-10 лет посещает начальную школу. Задача взрослого – родителя, учителя, психолога – сделать это обучение продуктивным и безопасным для психического развития ребенка.
Сейчас всё чаще говорят о сохранении психического здоровья школьника, в частности о создании эмоционально благополучного окружения в образовательном учреждении. Однако система обучения ребенка в коллективе сверстников таит в себе факторы, которые могут негативно сказаться на эмоциональном здоровье школьника и привести к возникновению школьных страхов.
Что делать учителю, психологу, родителю, чтобы создать эмоционально благоприятные условия обучения ребенка в школе? Как избежать школьных страхов? Как с ними бороться, и стоит ли это делать вообще? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять и разобраться в таком сложном и неоднозначном явлении, как школьные страхи.
Особенности протекания школьных страхов предполагают три линии поведения школьного психолога в зависимости от степени интенсивности, уровня, содержания школьного страха и психологических возможностей ребенка.
Во-первых, есть кратковременные, ситуативные страхи, вызванные реальными или выдуманными причинами. Данные страхи проходят со временем или с изменением, исчезновением вызвавших его факторов. Например, таким может быть страх заблудиться в школе, пока ребенок не научился хорошо в ней ориентироваться, или страх перед контрольной работой, когда ученик не выучил материал. Взрослый в данном случае просто должен быть рядом с ребенком и в случае необходимости оказать конкретную помощь: провести экскурсию по школе или повторить материал.
Что делать учителю, психологу, родителю, чтобы создать эмоционально благоприятные условия обучения ребенка в школе? Как избежать школьных страхов? Как с ними бороться, и стоит ли это делать вообще? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять и разобраться в таком сложном и неоднозначном явлении, как школьные страхи.
Вторая, крайняя точка – это навязчивые страхи. Появление их у ребенка может быть обусловлено рядом причин: особенности психики ребенка, сильное психотравмирующее воздействие. Например, ребенок стал бояться идти в школу после того, как попал в аварию по пути туда. Страх перед дорогой в школу был перенесен учеником на саму школу, а после и на все, что с ней связано. В данном случае необходимо обратиться к квалифицированному в этом вопросе специалисту: психологу центра или психотерапевту, специализирующемуся на психологических травмах.
Наконец, наличие средне выраженного школьного страха у ученика побуждает психолога заняться коррекционно-развивающей психологической работой с ребенком и его окружением. В современной психологической литературе описано множество техник и приемов по коррекции страхов.
Однако при переложении их на школьные страхи, необходимо помнить об особенностях последних. Главная особенность – тесная связь школьных страхов с учебной деятельностью.
Неуспехи в учебной деятельности, в учебном взаимодействии ученика с учителем, с одноклассниками, общение с родителями по поводу школы может поколебать его статус как ученика и породит школьные страхи. Поэтому любую коррекцию необходимо начинать с анализа учебной ситуации данного ученика. Решить проблему школьного страха ученика могут только совместно ребенок, психолог, учитель, родители и, если необходимо, администрация школы.
Невротичный ребенок должен изобразить свой страх на листе бумаги. Это задание выполняется дома в течение двух недель. На повторном занятии я предлагаю ребенку подумать и изобразить на обратной стороне этого же листа, как он не боится данного страха. Таким образом, бессознательный страх выводится на уровень сознания, и, размышляя над своим страхом, ребенок самоизлечивается.
В практике были случаи, когда дети отказывались рисовать на обратной стороне листа. При этом они говорили, что страх очень сильный, и они не знают, что нужно сделать, чтобы от него избавиться. В подобных случаях психолог в присутствии ребенка может взять лист с изображением страха и сжечь его со словами: «Вот видишь, от злого чудища осталась маленькая горстка пепла, а сейчас мы ее сдуем и страх испарится».
Этот несколько мистический прием работает на редкость безотказно, его можно использовать несколько раз до достижения необходимого эффекта.
Детские страхи - откуда они берутся, опасны ли они, и как от них избавиться? Интервью с доктором психологических наук, детским психологом Еленой Владимировной УрбановичВ этом случае задача психолога — приблизить ребенка к реальности, для того чтобы он осознал абсурдность своего страха. Осуществляется это через введение в рассказ элементов юмора.
На занятиях в группах детям следует придумать страшную историю. Их можно начать словами: «Жил-был...» или «Однажды...». Дети с неврозом страха, как правило, придумывают истории с печальным концом. Задача психолога заключается в том, чтобы проиграть их сюжеты в группе. Но настаивать на этом не нужно, ребенок сам должен предложить свой рассказ для постановки. Затем автор распределяет роли и начинается представление.
В группах детей более старшего возраста можно использовать сценки из реальной жизни. Они должны быть небольшими и в форме диалога. Один герой отрицательный, а другой — положительный. При этом дети могут просто импровизировать на предложенную психологом тему: «Вас остановил милиционер», «Вы ждете на улице приятеля, а его долго нет, и вот, наконец, он появляется», «Ссора с другом» и т.д.
Несмотря на спорность этого метода, он вполне применяем. Обязательное условие — фильм должен быть точно по теме страха (например, страх перед ураганом или наводнением) и с положительным концом.
Не у всех детей страхи выражены конкретно. Бывают случаи, когда у ребенка превалирует неопределенность, необъяснимая тревожность и подавленность эмоций. В таких случаях следует попросить невротического ребенка закрыть глаза и пофантазировать на тему «Как я представляю свой страх». Не только представить, как он выглядит и его размер, но и чем он пахнет, каков страх на ощупь. Предлагать ребенку побыть этим страхом и рассказать от его имени о своих ощущениях, зачем данный страх пугает людей. Пусть ребенок от имени страха расскажет самому себе, кто он, как от него избавиться. Во время диалогов следить за сменой интонации ребенка, ведь именно здесь могут промелькнуть важные воспоминания, касающиеся его основных внутренних проблем, с которыми в дальнейшем необходимо работать.
1. Глубоко вдохни и выдохни.2. Скажи себе: «Я постараюсь сделать это как можно лучше».3. Если ты чувствуешь, что волнуешься во время контрольной, или начинаешь запугивать себя, ещё раз хорошо вдохни и выдохни напряжение.
Учитель не может гарантировать, что ученик получит самую высокую отметку, но получит прекрасную возможность показать, на что он способен.
Берёза А. В., педагог-психолог МБОУ СОШ № 27, г. Пятигорск
Еще статьи на тему детских страхов:Следующая > |
5psy.ru
Рекомендации для мам и пап, бабушек и дедушек.
Помочь ребёнку справиться с сильным волнением перед контрольной работой или Всероссийской проверочной работой в школе в силах родителей.
Представьте, что было бы, если бы мы ничего не боялись? Наверно, никто не смог бы дожить до глубокой старости, да и вся жизнь на Земле прекратилась бы. Всё потому, что инстинкт самосохранения и страхи помогают нам предвидеть опасные ситуации и избегать их. Не так уж плохи эти страхи, если, конечно, они не надуманные. Приближается контрольная работа – и у вашего ребёнка начинается нервная бессонница? Утром он ничего не ест, а лицо бледное от страха перед контрольной? Вы хотите ему помочь, но не знаете, как? «В этот момент важно принимать страх всерьёз, и не отделываться высказываниями типа «Да всё не так плохо!» или «Всё у тебя получится».
Если вы внимательно прочтёте и постараетесь выполнить каждый из пяти пунктов, то у вашего ребёнка пропадёт страх перед контрольными работами. Более того, вы научитесь некоторым навыкам, которые сделают детей успешными во взрослой жизни.
Как помочь ребёнку справиться со страхом?
1. Полезные переживания.
«Не стоит говорить школьнику, что он должен быть спокоен и невозмутим, как слон. Нервничать можно и даже нужно, – поясняет Антон Никифоров, старший специалист отдела школьной психологии Ассоциации российских профессиональных психологов. – Определенная «доза» волнения может подтолкнуть ребёнка собраться с мыслями, сконцентрироваться и проявить все свои способности». Нужно убедить ребёнка, что контрольная работа поможет проверить уровень подготовленности по определённым темам. Надо учить сына или дочь быть честным самим с собой, и воспринимать реальность такую, какая она есть. Не ошибается тот, кто ничего не делает!
2. Страх разочаровать.
Хорошие оценки давно стали одной из социальных норм, которой стараются следовать большинство родителей. Ведь без отличных или хотя бы хороших оценок в школьном аттестате, как правило, невозможно поступить в достойное учреждение высшего профессионального образования и, следовательно, устроиться в будущем на высокооплачиваемую интересную работу. Поэтому если родителям кажется, что их сын или дочь не прикладывают достаточно усилий для учёбы в школе, они начинают их больше контролировать, чаще ругать, а нередко и говорить, что те «не оправдывают надежд». Дети чувствуют это постоянное моральное давление и, как бы они не реагировали на такие «воспитательные работы», сильно переживают из-за того, что расстраивают старших. Из страха разочаровать родителей, ребёнок отчаянно прилагает усилия, чтобы стать совершенным и порадовать их, но не может достичь в этом успеха по одной простой причине — потому что никто не совершенен и не может стать таковым. Когда родители счастливы, когда готовы принять ребёнка таким, какой он есть, когда с уважением, пониманием и заботой к нему относятся, то одного этого достаточно для эмоционального здоровья ребёнка.
3. Мотивировать, а не ругать.
Чтобы ребёнок не испытывал панического ужаса перед очередной контрольной работой, папам и мамам следует, прежде всего, скорректировать… собственные ожидания! Разумеется, если в электронном дневнике появляется неудовлетворительная оценка за важную контрольную работу, о необходимости подготовки к которой школьник знал заранее, взрослым следует показать свое недовольство, иначе у ребёнка могут сложиться неправильные представления о системе получения знаний. Но при этом не надо превращать двойку в трагедию с непоправимыми последствиями! Целесообразней будет приложить все усилия для того, чтобы в следующий раз результаты проверки знаний были уже на порядок выше.
4. Учимся учиться – вместе.
Многим детям учёба в школе даётся сложно из-за того, что сами они не могут пока выстроить определенную систему в усвоении получаемого материала. Конечно, родителям необходимо оказывать помощь в приготовлении домашних заданий, вместе готовиться к контрольной работе. Радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье- с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!
5. Доброе слово и ученику приятно.
В день проведения контрольной работы ребёнку, как никогда, важна поддержка родителей. Дайте понять вашему ребёнку, что вы его поддерживаете даже на расстоянии.
Помните, мамы и папы, бабушки и дедушки, что страх - наш друг. Он нас предупреждает. Мы его не гоним, а успокаиваем. Нет нормальных людей, у которых нет совсем страха перед контрольной работой. Все боятся новых, непонятных, непредсказуемых ситуаций. Но есть дети, которые движутся к успеху, контролируя свои эмоции, и есть те, кого страх сдерживает предпринять что-то для улучшения своей жизни.
Учите вовремя и следующая контрольная работа вашему ребёнку будет не страшна. Попробуйте применить эти советы.
Сысоева Ольга Владимировна, МБОУ школа № 3
inozery.ru
Экзаменов страшится любой, будь он семи пядей во лбу, ведь на экзамене самый глупый может спросить больше, чем самый умный может ответить.Чарлз Калеб Колтон
Что делать, если знаний для сдачи ЕГЭ, ОГЭ и других экзаменов у человека достаточно, а страх экзаменов все равно остается? Можно ли подготовиться к экзаменам психологически, чтобы нервозность не помешала показать лучшие результаты? Несколько психологических приемов от психолога Людмилы Петрановской для тех, кто боится экзаменов и ничего не может с собой поделать.
Что делать, если боишься экзамена? Для начала — не ругать себя за этот страх. Все нервничают перед любым ответственным испытанием, даже взрослые, сильные и уверенные в себе люди переживают перед выходом на новую работу, перед защитой диссертации, перед свадьбой.
Страх заставляет нас собраться, мобилизовать все свои ресурсы, показать лучший результат, на какой мы способны. Вам приходилось, наверное, слышать, как люди, испугавшись, развивали невиданную скорость, пролезали в очень узкие щели, взлетали одним махом на высоту своего роста. Поэтому не стоит стремиться избавиться от страха вообще: как и все, что дано нам природой, он имеет свое назначение и может быть полезен.
Но есть и другой страх — парализующий, обессиливающий, от которого ноги становятся ватными и язык прилипает к гортани. Причем страдают от него часто именно те, кто учится неплохо и боится скорее не получить хорошую оценку, чем провалиться совсем. Вот от него хорошо бы освободиться. Давайте о нем поговорим.
Какая самая яркая особенность этого страха? Пожалуй, его неадекватность ситуации. Предстоит всего-навсего экзамен по алгебре, а самочувствие как перед казнью четвертованием. Это говорит о том, что на самом деле боимся мы не самого экзамена, а того значения, которое мы придаем успеху или провалу на нем.
Прислушайтесь к себе, какими мыслями сопровождаются приступы страха? «Я ни на что не способен, даже алгебру хорошо сдать», «Я опять провалюсь, как всегда», «Я совершенно не оправдываю надежд родителей, они ужасно расстроятся», «Я хуже всех, я полный бездарь».
Наверняка что-то вроде этого. Эти мысли могут проскакивать так быстро и быть такими привычными, что вы их почти не замечаете. А если все-таки «поймаете за хвост», то оспорить их вам очень трудно. Вы скажете себе: «А что, я ведь действительно плохо знаю алгебру, я и правда не блещу талантами, родители и в самом деле расстроятся». Вот здесь вам и предстоит поработать.
Ухватите такую порождающую страх мысль покрепче, еще лучше — запишите ее или расскажите человеку, которому вы доверяете: другу, сестре, папе. А теперь попробуйте оценить ее здраво и критически. Действительно ли вы ни на что не способны? Значит ли двойка по алгебре, что человек полный бездарь? Сами вы сказали бы о человеке, провалившем экзамен, что он хуже всех? Согласятся ли ваши родители с тем, что вы совершенно не оправдываете их надежд, и так ли уж ужасно они расстроятся? Неужели их состояние будет хуже, чем ваше, когда вы еле дышите от страха?
Кроме самоуничижительных, страх часто вызывают «апокалипсические» мысли. Например, такие: «Это конец», «Все, я пропал», «Я этого не переживу».
Попробуйте прием, который называется «И что тогда?». Все очень просто: отталкиваясь от ужасающей мысли, задайте себе вопрос «И что тогда?», ответив на него, задайте снова, и так несколько раз.
Например, хорошая ученица, которая собирается на филфак, переживает: «Кошмар. Я получу тройку по математике». — «И что тогда?» — «Это будет единственная тройка в моем аттестате!» — «И что тогда?» — «Это очень обидно — тройка. Ведь она останется навсегда, уже не исправишь!» — «И что тогда?» — «Да… В общем, ничего. Досадно, но не смертельно. Кому на филфаке интересна моя оценка по математике? По крайней мере не стоит таких переживаний».
Но конечно, бывают случаи более серьезные, когда от результата экзамена многое зависит. Разберем пример с абитуриентом, который боится не поступить в желанный вуз: «Я плохо сдам этот экзамен». — «И что тогда?» — «Мне не набрать проходной балл». — «И что тогда?» — «Я не поступлю». — «И что тогда?» — «Родители будут в ужасе, все будут жалеть меня, а за спиной смеяться». — «И что тогда?» — «Станет понятно, что я ни на что не годен, хуже всех. Я не смогу получить профессию, о которой мечтаю. Моя жизнь испорчена».
Вот теперь самое время остановить «апокалипсические» мысли и подумать здраво: так ли уж все безнадежно? Каковы имеющиеся альтернативы? Возможно, есть другие вузы с этой специальностью, где требования к проходному баллу ниже. Возможно, есть колледж. Или можно попробовать поступить еще раз на будущий год.
В 17 лет еще ничего не может быть потеряно и испорчено безвозвратно. Есть такое выражение: «Если судьба закрывает перед тобой одну дверь, она всегда открывает другую». Так может, разумнее пойти поискать эту другую, чем биться в отчаянии лбом о закрывшуюся?
Если совсем не дается диалог с самим собой и страх мешает ясно мыслить, представьте себе, что боитесь не вы, а ваш друг. Как бы вы стали его успокаивать? Какие приводить аргументы? Как бы вы опровергли его уничижительные суждения о самом себе? Его пессимизм?
Вы сами удивитесь своему красноречию и убедительности. Остается только вспомнить, что ваш друг — это вы сами.
Вот увидите, как только вы обдумаете пораженческие мысли и найдете в них изъяны, страх пойдет на убыль. Вы просто напомните себе, что экзамен по алгебре — это только экзамен по алгебре, а не проверка вашего права жить и назваться человеком, даже если от него зависит получение аттестата. У Пушкина, как известно, по алгебре была двойка.
И последний совет, касающийся настроения. Свое самочувствие и результат на экзамене можно улучшить, если создать в своем воображении образ успеха и поверить в него. Самый лучший момент для этого — переход от сна к бодрствованию, это промежуточное состояние, когда вы уже вынырнули из сна, но еще не открыли глаза.
Задержитесь в нем на пару минут и постарайтесь ярко представить себе картину: вы уверенно и прекрасно отвечаете, чувствуете себя замечательно, у вас ясная голова, прямая осанка, ровная, правильная речь, вы сами себе нравитесь и получаете удовольствие от своего ответа.
Важно не просто увидеть картинку «со стороны», а прочувствовать состояние радостной уверенности и успеха. Тогда ваш мозг и ваше тело запомнят его и в реальной ситуации экзамена воспроизведут.
Источник: 7ya.ru
moydom1.ru
автор Сысоева О.В. учитель начальных классов
Рекомендации для мам и пап, бабушек и дедушек.
Как преодолеть страх перед контрольной работой у младших школьников?
Помочь ребёнку справиться с сильным волнением перед контрольной работой или Всероссийской проверочной работой в школе в силах родителей.
Представьте, что было бы, если бы мы ничего не боялись? Наверно, никто не смог бы дожить до глубокой старости, да и вся жизнь на Земле прекратилась бы. Всё потому, что инстинкт самосохранения и страхи помогают нам предвидеть опасные ситуации и избегать их. Не так уж плохи эти страхи, если, конечно, они не надуманные. Приближается контрольная работа – и у вашего ребёнка начинается нервная бессонница? Утром он ничего не ест, а лицо бледное от страха перед контрольной? Вы хотите ему помочь, но не знаете, как? «В этот момент важно принимать страх всерьёз, и не отделываться высказываниями типа «Да всё не так плохо!» или «Всё у тебя получится».
Если вы внимательно прочтёте и постараетесь выполнить каждый из пяти пунктов, то у вашего ребёнка пропадёт страх перед контрольными работами. Более того, вы научитесь некоторым навыкам, которые сделают детей успешными во взрослой жизни.
Как помочь ребёнку справиться со страхом?
1. Полезные переживания.
«Не стоит говорить школьнику, что он должен быть спокоен и невозмутим, как слон. Нервничать можно и даже нужно, – поясняет Антон Никифоров, старший специалист отдела школьной психологии Ассоциации российских профессиональных психологов. – Определенная «доза» волнения может подтолкнуть ребёнка собраться с мыслями, сконцентрироваться и проявить все свои способности». Нужно убедить ребёнка, что контрольная работа поможет проверить уровень подготовленности по определённым темам. Надо учить сына или дочь быть честным самим с собой, и воспринимать реальность такую, какая она есть. Не ошибается тот, кто ничего не делает!
2. Страх разочаровать.
Хорошие оценки давно стали одной из социальных норм, которой стараются следовать большинство родителей. Ведь без отличных или хотя бы хороших оценок в школьном аттестате, как правило, невозможно поступить в достойное учреждение высшего профессионального образования и, следовательно, устроиться в будущем на высокооплачиваемую интересную работу. Поэтому если родителям кажется, что их сын или дочь не прикладывают достаточно усилий для учёбы в школе, они начинают их больше контролировать, чаще ругать, а нередко и говорить, что те «не оправдывают надежд». Дети чувствуют это постоянное моральное давление и, как бы они не реагировали на такие «воспитательные работы», сильно переживают из-за того, что расстраивают старших. Из страха разочаровать родителей, ребёнок отчаянно прилагает усилия, чтобы стать совершенным и порадовать их, но не может достичь в этом успеха по одной простой причине — потому что никто не совершенен и не может стать таковым. Когда родители счастливы, когда готовы принять ребёнка таким, какой он есть, когда с уважением, пониманием и заботой к нему относятся, то одного этого достаточно для эмоционального здоровья ребёнка.
3. Мотивировать, а не ругать.
Чтобы ребёнок не испытывал панического ужаса перед очередной контрольной работой, папам и мамам следует, прежде всего, скорректировать… собственные ожидания! Разумеется, если в электронном дневнике появляется неудовлетворительная оценка за важную контрольную работу, о необходимости подготовки к которой школьник знал заранее, взрослым следует показать свое недовольство, иначе у ребёнка могут сложиться неправильные представления о системе получения знаний. Но при этом не надо превращать двойку в трагедию с непоправимыми последствиями! Целесообразней будет приложить все усилия для того, чтобы в следующий раз результаты проверки знаний были уже на порядок выше.
4. Учимся учиться – вместе.
Многим детям учёба в школе даётся сложно из-за того, что сами они не могут пока выстроить определенную систему в усвоении получаемого материала. Конечно, родителям необходимо оказывать помощь в приготовлении домашних заданий, вместе готовиться к контрольной работе. Радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье- с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!
5. Доброе слово и ученику приятно.
В день проведения контрольной работы ребёнку, как никогда, важна поддержка родителей. Дайте понять вашему ребёнку, что вы его поддерживаете даже на расстоянии.Помните, мамы и папы, бабушки и дедушки, что страх - наш друг. Он нас предупреждает. Мы его не гоним, а успокаиваем. Нет нормальных людей, у которых нет совсем страха перед контрольной работой. Все боятся новых, непонятных, непредсказуемых ситуаций. Но есть дети, которые движутся к успеху, контролируя свои эмоции, и есть те, кого страх сдерживает предпринять что-то для улучшения своей жизни.
Учите вовремя и следующая контрольная работа вашему ребёнку будет не страшна. Попробуйте применить эти советы.
Сысоева Ольга Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ школа № 3
14 ноября 2017
ozsch3.edumsko.ru
Контрольные работы являются источником давления. Они кажутся детям очень важными и даже очень хорошие ученики понимают, что им могут задать вопрос, на который они не ответят. Волнение перед контроль- ной работой может плохо повлиять на способность ребёнка ответить на вопрос, который он точно знает, а лимит времени, отведённого на выполнение работы иногда заставляет детей делать глупые ошибки. Контрольные – это типичный случай запугивания себя, когда в голове постоянно крутятся мысли типа: « Я недостаточно занимался, я не знаю правильного ответа, я по лучу плохую отметку». Волнение от этого усиливается, и очень скоро ребёнок попадает в ловушку запугивания, с трудом сосредотачиваясь на задании.
Как избавиться от страха перед контрольной работой. ( Возраст: 8 –10 лет )
Глубоко вдохни и выдохни.
Скажи себе: «Я постараюсь сделать это как можно лучше».
Если ты чувствуешь, что волнуешься во время контрольной, или начинаешь запугивать себя, ещё раз хорошо вдохни и выдохни напряжение.
Учитель не может гарантировать, что ученик получит самую высокую отметку, но получит прекрасную возможность показать на что он способен.
Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, неуверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовя уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже, если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание всё равно присутствует. В младшем школьном возрасте отметка- не просто оценка конкретного результата деятельности. Она субъективно воспринимается ребёнком как оценка всей его личности.
«Ты плохой, потому что ты плохо учишься», - говорят ребёнку. Он соглашается, и возникает неразрешимый внутренний конфликт. Он сопровождается чувством неопределённости, неуверенности в себе и различны- ми страхами. В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, иногда исчезают совсем. Но, принимая длительный характер, они вызывают у ребёнка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их.
Итак, большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности: «боязнь быть не тем», страх сделать ошибку, боязнь получить плохую отметку, боязнь конфликта со сверстниками. Школьные страхи не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов.
Психологи выделяют два способа преодоления тревожности у детей.
Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях, а также овладение приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.
Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о «личностном росте» человека.
Для преодоления школьной тревожности у учащихся 1 класса, необходимо:
Смягчить, снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника.
Развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения с тем, чтобы новые навыки, более высокого уровня, позволили детям отказаться от неправильно сложившихся способов реализации мотива, чтобы дети могли свободно выбрать продуктивные формы.
Вести работу по снятию излишнего напряжения в школьных ситуациях.
Для снятия тревожности у младших школьников существуют целые комплексы приёмов, упражнений. Однако центральную роль играют 2 метода.
Метод последовательной десенсибилизации. Суть его состоит в том, что ребёнка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь немного его волновать, и кончая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг. Для снятия напряжения ребёнку предлагают сосать конфету.
Метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Осуществляется с помощью игры- драматизации «в очень страшную, страшилищную школу», где сначала с помощью кукол- петрушек, в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причём все «пугающие» моменты должны быть доведены до крайней степени («так чтобы зрителям было очень страшно»). Кроме того, можно применять приёмы «рисование страхов», «рассказы о страхах», причём акцентироваться должна школьная тематика. В ходе этой работы поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуации.
Работая с тревожными детьми, используются специальные оценки: максимально развёртываются критерии той или иной оценки, похвалы, замечания и одновременно предельно сужается и конкретизируется сфера действия оценочного суждения ( оценивается не вся деятельность сразу, а её отдельные элементы, особенно успешные.) При этом большое внимание уделяется поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребёнок чувствовал что его ценят вне зависимости от его успехов. Важным является формирование такого отношения не только к оценке, но к успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу – к любому результату, когда он воспринимается ребёнком, прежде всего, как ориентир на пути овладения знаниями, умениями. Именно это позволяет детей не ориентироваться на результат, сделать детей свободными к собственным успехам и неудачам. Для этого можно использовать и шуточные соревнования, в которых победа или поражение достаточно относительны, не требуют значительных усилий, легко переходят от одного ребёнка к другому. Повышенная значимость требований школы ведущая к дезорганизации деятельности детей, сильной напряжённости, снимается посредством приёма «Школа клоунов». Детям читают отрывки из книги Э.Успенского, рассказывают о каких-нибудь правилах это школы, придумывают уроки, отметки. Каждый ребё нок обязательно должен что-нибудь рассказывать или показывать. Класс предварительно договаривается, какое правило для «Школы клоунов» будет выполнятся, и оно включается в ход «учебных» игровых занятий, что способствует развитию произвольности. Задача такой работы-игры, с одной стороны, показать относительность рамок «хорошо - плохо», а с другой – помочь детям осознать, для чего эти правила нужны. Дети начинают понимать, что требования, правила относительны и необходимы. Таким образом, создаются условия для преодоления стремления всегда и во всём действовать по правилам.
Важным направлением этой работы является развитие у детей мотива компетентности, стремления быть не хуже других, не мириться с собственной «не- полноценностью».
Для развития указанных мотивов следует использовать ряд специальных приёмов. Один из них «Я не могу- я могу- я сумею». Суть его состоит в следующем. Если ребёнок отказывается выполнять задание, говоря что он с ним не справится, учитель просит его выполнить другого ребёнка, который знает меньше и не может справиться с заданием, и изобразить такого ребенка. Затем просит изобразить ребёнка, который сумеет справиться с заданием. При этом дети убеждаются, что они далеко продвинулись от полного неумения и могут, если попробуют продвинуться ещё дальше. Дети произносят «волшебное заклинание»: «Я не могу…»- и каждый по очереди говорит, чем ему трудно это задание; «Я могу…» – дети по очереди говорят что они могут сделать; «Я сумею…» - каждый старается сказать, насколько он может выполнить задание. При этом правильность или неправильность реплик детей не комментируется, подчёркивается только, что каждый чего- то не умеет, чего-то не может и каждый сумеет, если захочет, добиться продвижения вперёд и быть не хуже других.
Особо следует сказать о приёмах, помогающих детям снять повышенную напряжённость. С ней часто бывают связаны двигательные беспокойства, агрессивность. Здесь можно использовать щит, который держит взрослый и в который можно стучать игрушечным мячом, бить кулаком и т.п. Это приём можно применять в зависимости от условий.
Работа учителя по снятию школьной тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приёмы, описанные выше, а также в специальной группе. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий семье и школе, где хорошие отношения будут поддерживать ребёнка.
studfiles.net
Титова Валентина Николаевна, учитель математики, высшая квалификационная категория, Симеизский учебно-воспитательный комплекс, г. Ялта, Республика Крым
Страх перед математикой (из опыта работы)
«Математика - царица всех наук». К.Гаусс.
Секрета нет ни для кого, что некоторые люди боятся и не любят математику так, что любая попытка решить математическую задачу, причиняет им сильные страдания. Интересно, что сама математика боли не причиняет, боль вызывается страхом, что скоро придется заниматься математикой. Когда человек преодолевает страх и начинает решать задачи, боль отступает, появляется интерес и желание работать. Психологи и педагоги - исследователи утверждают, что уже в начальной школе может возникнуть такое явление, как боязнь математики. Самое неприятное то, что с этой боязнью дети уже приходят в первый класс. Такое представление о предмете заложено в умах детей от общения с родителями и старшими сёстрами и братьями.
Одарённые дети с высокими способностями к математике, из-за своего страха перед этим предметом, начинают заметно отставать от своих сверстников. Ученые, учителя и психологи считают, что причины возникновения боязни - в сильных переживаниях школьников, а, главное, их родителей, по поводу плохой успеваемости их детей по математике. Наблюдения и исследования, показывают, что многие ученики в классе, столкнувшись с необходимостью решения математической задачи, проявляют видимые внешние симптомы: дрожь, покраснение щёк, потные ладони, учащённое сердцебиение, беспокойство, страх. Их неумения в дальнейшем приводят к безразличию, скуке на уроках, отказе выходить к доске и отвечать. Страх перед математикой не так давно был причислен к настоящим фобиям. Возникает она даже у самых способных детей, и негативно влияет на их память и успеваемость. Если страх перед математикой возник в раннем возрасте, то он в дальнейшем может вызвать эффект снежного кома - ребенок будет учиться все хуже и все сильнее будет его страх перед этим школьным предметом, все ниже будет успеваемость.
С этим нужно что-то делать, нужно создать комплекс мер и не только на уровне одного учителя. Чтобы учёба была ребёнку в радость, нужно участие учёных, исследователей и психологов. Взяв несколько лет назад 5 класс, я решила проверить детей на их отношение к математике. Помогали мне учителя начальных классов и школьный психолог. В исследовании принимали участие 54 пятиклассника. Оказалось, что половина наиболее способных детей страдали от боязни математики разной степени тяжести. Считаю, что если с этой фобией вовремя начать работать, то успеваемость некоторых детей может заметно повыситься в короткие сроки и отношение к предмету тоже изменится в лучшую сторону и уже к 7-8 классу страха не будет. Я предложила детям нарисовать обложку к учебнику математики. Кроме того попросила детей изложить на бумаге свои переживания и ощущения перед началом урока математики. Рисунки меня потрясли… Даже без помощи психолога, я смогла расшифровать негативность в иллюстрациях. Нужно было продумать систему работы, включая игровые моменты на уроках, составление иллюстраций к задачам, весёлые, с математическим заполнением физкультминутки , групповые занятия, конкурсы и смотры знаний, составление задач по изучаемым темам – всё это для того, чтобы выводить детей из скованного состояния. Огромный интерес вызывает такой вид индивидуально-групповой работы как составление и обыгрывание кроссвордов с математическим содержанием, ребусов, математических загадок, составление презентаций. С большим интересом участвуют дети во всех классах в исследовательской работе –это подготовка рефератов, докладов на математические темы и публичное выступление перед классом или группой детей, занятия кружковой работой, участие в международных олимпиадах. Многие работы детей опубликованы на различных сайтах. Подобная работа способствует снижению влияния фобии на рабочую память ученика. Дети становятся более раскованные, реагируют на шутки, постепенно уходит страх перед математикой. Кроме этого, учителя могут помочь уже младшим школьникам, они научат их не бояться математики, проверочных тестов, экзаменов, ответов у доски, выступления со своей творческой работой перед одноклассниками, родителями или детьми других классов. Причина страха перед математикой кроется также и в установках взрослых в семье, и во взглядах некоторых психологов. Многие считают и внушают с детства своим детям, что только мальчики способны понять математические тонкости. Это не так. Отличные и хорошие отметки по математике могут бать у всех детей, и это не зависит от пола ребёнка, как у мальчиков, так и у девочек. Это не свидетельствует о том, что у способных девочек «мужской ум», они способны логически и абстрактно мыслить, манипулированию символами так же, как и мальчики, они более трудолюбивые и поэтому их усердие приводит к успеху. Бытует также мнение о том, что математика не нужна в жизни, она пригодится только тому, кто будет бухгалтером, экономистом, учёным, инженером, программистом или учителем математики; математика только для людей с особым складом ума, что гуманитариям никогда не добиться успеха в математике, им никогда не достичь вершин даже в школе. За долгие годы работы в школе учителем математики , мои наблюдения и исследования, посвящённые эмоциям, которые сопровождают школьников в классах, говорят о том, что чувство тревоги настигает ребёнка в том случае, если он высоко ценит способность решить поставленную задачу, но чувствует при этом, что может не справиться, боится выглядеть плохо. Возникает гиперчувствительность ко всему, что связано с чем-то подобным, то - есть при одном упоминании о математике, у человека автоматически возникает неконтролируемый страх. Как всегда, забота о том, чтобы ликвидировать эти стереотипы, ложится на плечи, прежде всего родителей, а потом уже на учителей и общество. Ответственность родителей является первостепенной в воспитании и внушении своим детям, что математика такой же предмет как и любой другой, но очень важный в решении вопроса о выборе будущей профессии. Очень сложный предмет математика, спору нет. Однако, большинство специалистов склоняются к тому, что причины боязни этой науки кроются в многочисленных мифах, блуждающих по умам родителей и, соответственно, детей и порой, к сожалению, пропагандируемых самими преподавателями.
Нужно согласиться с тем, что неспособность подавить тревогу, страх приводит в конечном итоге к запущенности материала и к падению успеваемости по математике. В дальнейшем развивается негативное отношение ко всем предметам, курсам, карьерным возможностям, которые с ней связаны. В основе этой психологической реакции лежит древний принцип «Борись или убегай». На борьбу нет сил, а убежать особо некуда, разве что «брать ноги в руки» — в гуманитарные учебные заведения. Возникает серьёзная социальная проблема общества : гуманитариев - «пруд пруди», а «технарей» нет. Считаю, что главная причина проблемы заключается в том, что математические способности не считаются у нас важнейшим показателем интеллектуального развития ребёнка. Возможностей для их развития мало как в школе, так и дома в семье, где далеко не все родители ориентируют ребёнка с раннего детства на глубокое изучение математики, которое пригодится в будущем. Наша общая задача заключается в развитии математической науки как составляющей общего интеллекта.Давайте прислушаемся к словам поэта Владимира Михановского: «Кто сказал, что в науке поэзии нет? Нужно только понять и увидеть!»
Источники http://images.rambler.ru/search?query=страх%20перед%20математикой&utm_source=rambler-search&utm_medium=mixup&utm_campaign=images_up
www.uchportfolio.ru