В этой статье, попробуем убить самого страшного врага школьников – страх перед контрольной.
Если вы внимательно прочтете и постараетесь выполнить каждый пункт, то у вас пропадет страх перед контрольными работами.
Более того, вы научитесь некоторым навыкам которые сделают вас успешными во взрослой жизни.
Чтобы эти советы были под рукой, скачайте шпаргалку и сохраните в важных документах. Распечатайте и носите с собой. Каждый раз смотрите в нее, а если забудете перейдете по ссылке и найдете эту статью.
Страх – это естественная защитная реакция человека, на предполагаемую или реальную угрозу.
Другими словами, это ваша личная реакция от полученной вами информации.
Страх может появиться:
Обратите внимание на свою первую мысль когда вам сказали что в такой-то день предстоит контрольная работа.
Вероятно вы сказали — БЛИН!!! Или «О черт!!!»
Это ваша личная реакция.
Но почему именно эта реакция?
Не СПЕШИТЕ читать дальше! Читайте медленно. Это ВАЖНО!
(Не зависимо от причины вашего страха вы можете его побороть! Более того, вы можете из вашего страха извлечь большую пользу!)
Теперь представьте следующую ситуацию: вам сказали, что вы выбраны как представитель школы для поездки в путешествие. Все оплачено государством. От вас требуется только согласие.
Какая ваша первая реакция?
Вероятно это слово — СУПЕР!!!
А теперь подумайте почему такая разная реакция?
Вы скажете:»Нашли с чем сравнивать — это естественно!»
А я бы смог среагировать наоборот.
ПОТОМУ ЧТО Я ЗНАЮ СЕКРЕТ КАК НЕ БОЯТСЯ КОНТРОЛЬНЫХ!
Для меня внезапное путешествие означает менять все планы. О черт!!!
А вот контрольная это классно! Я ведь думаю про себя, что я такой молодец. Как же мне доказать это? Вот теперь я увижу какой я молодец.
А если я не молодец, то тогда лузер! Если я всегда буду лузером я не буду успешным, меня не будут уважать, я не найду себе хорошую работу и.т.д.
Скажите себе: «Я не лузер! Я справлюсь!»
Не можешь изменить ситуацию — измени отношение к ней!
Давайте уясним сразу суть нашей цели! Мы хотим избавится от страха, который появляется перед контрольной работой или во время контрольной работы.
Чтобы изменить свое отношение к данному вопросу, давайте разберемся немного с причинами появления страха.
Первое что обычно говорят школьники, что они боятся наделать ошибок! Правда?
Кажется что пишешь все правильно, а учителя вечно находят ошибки.
Ну и что?
Вот почему мы боимся допускать ошибки:
Все это формирует в нас постоянный страх перед вероятностью ошибиться.
(Быть ответственным, и быть в постоянном страхе – это разные вещи)
Когда вообще появляется страх?
Страх появляется как защитная реакция на что-то, что должно произойти, и над которым мы не имеем контроля. Перед событием, которое расценивается нами как опасное для жизни или репутации.
Те опасности, которые связанны с риском для жизни, мы не будем рассматривать в данной статье, так как они не связаны с нашей темой.
Мы рассмотрим ситуации, когда мы боимся что-то предпринять, или просто действовать, когда это связанно с успехом в какой либо области. На пример перед контрольной работой.
Никто не знает каким будет результатами контрольной работы.
То есть, мы желаем определенный положительный результат, но осознаем, что мы можем его не достичь. Почему? Мы не знаем, какой вопрос нам выпадет! Следовательно, мы не имеем контроля над выбором вопросов или темы.
Кстати… Если бояться контрольных, то что говорить об экзаменах?
Но они тоже будут, и от них зависит еще больше наша репутация, а может и будущее.
И так… подумай о том что будут в жизни ситуации и пострашнее… Но жить как-то надо!
Скажи себе: «Чему быть — не миновать! Нет худа без добра! Независимо от результата, пока я буду жив, я смогу исправить ситуацию!»
Страха нет тогда , когда ЗНАЕШЬ что будет после данного события.
Представь себе что ты идешь на свидание. Если ты парень, то ты волнуешься, потому что не знаешь как все пройдет. Ты хочешь иметь успех у девушки и осознавая ответственность поступков, боишься не ошибиться. А девочки не парятся! Они знают как вертеть парнями, и если вдруг все пойдет не по плану, то в любой момент сможет его отшить.
Но если ты девушка, то вероятно волнуешься как ты будешь выглядеть, и какое впечатление произведет твой наряд, прическа, макияж. Ведь вокруг столько красивых девушек. Вдруг ему понравится другая. А парень особо за это не волнуется. Так себе… посмотрит в зеркало, причешется и кажется что готов.
Не знаю насколько убедителен этот пример, но я хотел показать, что на одно и то же события могут быть разные реакции.
Какой вывод? Вместо того чтобы бояться, лучше подумать какую пользу мы сможем извлечь из контрольной.
1. Увидеть свои способности
Контрольные придуманы для проверки уровня подготовленности.
Чем бояться контрольных, лучше в меру своих возможностей, учить материал.
Надо быть честным с собой, и воспринимать реальность такую, какая она есть.
«Не ошибается тот, кто ничего не делает!»
Определите, чего боитесь. Боитесь вопроса Х? Возьмите и изучите вопрос Х. Боитесь что может попасть другой вопрос? Берем бумагу и ручку и пишем, что может быть в самом худшем варианте. Когда вы видите «врага в лицо», уже не так страшно.
Каждая контрольная показывает ваши недочеты. Есть школьная программа. Она предполагает что на определенном этапе у вас должны быть определенные знания.
ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ!
Если их нет — надо их добыть! Можете подойти к учителю и спросить какие темы нужно подготовить чтобы сдать контрольную как можно лучше.
что может быть, к примеру, после контрольной. Взять бумагу и ручку, и написать все предполагаемые результаты. А особенно в случае неудачи.
Например:
Увеличиваем потребление витамина С. Но только не аскорбиновой кислоты! Это синтетический витамин. (-Подробнее про синтетические витамины-) Нужен натуральный. Весной его можно извлечь из квашеной капусты. Немного из апельсинов. Не забываем про лук, чеснок и.т.д.
В общем выбирайте по вкусу. Суть в том, что при стрессе организм потребляет много витамина С. А его в запасе в организме нет. Его нужно употреблять постоянно.
А также витамины группы В. Говорят, что страх часто появляется из-за отсутствия именно этой группы витаминов. Больше всего их должно быть в пивных дрожжах. Но не знаю откуда теперь их достать. Но только не вздумайте пива выпить! В нем витаминов нет, а алкоголь притупить мыслительные реакции. Может от этого страх и пропадет, но… Оценка лучше точно не станет.
Не забывайте поговорку: «Кто в школе мешает пиво с водкой, тот после школы, мешает цемент с песком!»
2. Опыт работы со страхом
Эти советы уже пригодятся перед самой контрольной.
Для того чтобы побороть чувство страха, люди часто прибегают к очень опасным мероприятиям: лезут в горы, прыгают с мостов, мчатся на скорости и.т.д.
Зачем рисковать когда можно работать над собой с пользой для тела.
Во время страха в кровь поступает адреналин.
Признаки выброса в кровь большого количества адреналина:
Почему наш организм так реагирует?
Это потому что вы ему сказали :»Блин! Контрольная! Это же так опасно!» А раз опасно , то нужно спасаться! Нужно быстро бежать!
Бежать с контрольной неразумно, но вот пару физических упражнений не помешают. Лучше всего приседаний. Мышцы ног сгорают больше всего адреналина. Но если нет возможности сделать активные упражнения, то незаметно прижмите ладони друг к другу и толкайте, как будто у вас в руках орех, и вы хотите его раздавить. Не зря когда кто-то сдерживает гнев, то сжимает невольно кулаки.
Еще один способ — это сделать пару глубоких вдохов при этом воздух выдыхать медленно.
Обязательно научитесь этому, так как в жизни вам не один раз придется проявить самообладание.
Этому можно научиться только в реальных условиях, поэтому скажите себе:»Классно! Я смогу проверить себя на самообладание! Не зависимо от результата контрольной — я научусь владеть своим страхом!»
Не избегаем контрольной! Если найти способ избежать контрольной (заболеть), это не решит вашей главной проблемы – не бояться. В жизни успешным становится не тот, кто не ошибается (таких не бывает), а тот, кто не боится нестандартных ситуаций.
Успешные люди, часто начинают новые проекты, именно из-за того, что им необходим адреналин. Да и молодые в желании поднять адреналин в крови, делают такие поступки, что кровь в жилах стынет.
Так вот смотрите на контрольную с таким же настроем: « Да страшно! Но я это сделаю!»
И не думаем о будущем. Контрольная – это не смертельно. Мы можем действовать только в настоящем времени, но не можем действовать в будущем. Поэтому думаем о том, что мы можем сделать сейчас. А будущее когда придет, тогда и будем в нем действовать.
Не паникуем. Не провоцируем. Есть такой принцип «Лучшая защита – это нападение!»
В приступе страха, некоторые ребята, могут каким-то образом «наехать» на учителя. Как бы заранее напав на него. Они как-то агрессивно проявляют себя перед контрольной.
Так вот в таких случаях этого делать не надо. Кроме как натравить против себя учителя, ничего не добьетесь.
Ведем себя спокойно как ни в чем не бывало. Подумайте про себя: «Контрольная , так контрольная! Обычная процедура обучения! Не впервой! И не последняя!»
В конечном итоге, вашу работу будет проверять и оценивать учитель.
Учитель тоже человек, со свойственными ему ценностями и мировоззрением.
Поэтому оценка часто зависит от того, что именно учитель считает правильно.
При подготовке к контрольной и во время нее, все время старайтесь смотреть на свою работу глазами вашего учителя. Одну и ту же работу, разные учителя могут оценить по-разному.
Обратите внимание, что чаще всего не нравится вашему учителю!
А что нравится?
Избегайте того что не нравиться и максимально используйте что он любит.
Иногда для учителя важнее чтобы все было чисто и без помарок. А иногда угол наклона букв.
Прививая в себе наблюдательность в этом плане поможет вам в будущем очень хорошо налаживать контакты с нужными людьми и добиваться от них нужных вам результатов.
И так… Страх это своего рода сторож в нашем подсознании, который говорит нам, что мы имеем перед собой ситуацию, в которой есть неподконтрольные нам моменты.
Страх наш друг. Он нас предупреждает. Мы его не гоним, а успокаиваем. Нет нормальных людей, у которых нет совсем страха.
Все бояться новых, непонятных, непредсказуемых ситуаций. Но есть люди которые движутся к успеху контролируя свои эмоции, и есть те, кого страх сдерживает предпринять что-то для улучшения своей жизни.
Учите вовремя и следующая контрольная вам будет не страшна.
Попробуйте применить эти советы, и напишите в комментариях свои результаты. Или вопросы.
Успехов вам на контрольной!
ЗЫ. Если хотите чтобы легче потом найти эту статью, поделитесь ею в соцсетях и она сохраниться у вас на доске.
12-21.ru
Приближается контрольная работа или сдача реферата – и у вашего ребёнка начинается нервная бессонница? Утром он ничего не может есть, а лицо бледное от страха перед экзаменом? Вы хотите ему помочь, но не знаете, как? «В этот момент важно принимать страх всерьёз, и не отделываться высказываниями типа «Да всё не так плохо!» или «Всё у тебя получится».
Вы не сможете сидеть рядом с ребёнком на контрольной работе и держать его за руку, чтобы успокоить, – тем важнее действовать заранее. Но для этого нужно вначале установить, что страх ребёнка вызван именно экзаменами. «Дети плохо спят ночь перед экзаменом, у них нет аппетита, они напряжены, нервные, плохо себя чувствуют и замыкаются в себе. Кроме того, проявляются симптомы заболеваний: дети жалуются на головные боли и на боли в животе». Если бы родители разрешили ребёнку в этом случае остаться дома, возник бы порочный круг: ребёнок бы не смог удостовериться в том, что экзамен не так страшен, как кажется.
Как помочь ребёнку справиться со страхом?
Школьные психологи советуют родителям принимать меры превентивного характера, и как можно раньше. «И для маленьких детей, и для подростков ожидания родителей играют важную роль. Родителям нужно поразмыслить: «Ставлю ли я ребёнку слишком высокие цели – или он ставит их сам себе?» Например, если ребёнок боится диктантов, потому что действительно плохо с ними справляется, важно, чтобы родители дали ему понять: «Ты способен на определённые успехи, а большего мы от тебя не ждём, всё в порядке».
У детей постарше страх может быть связан с тем, что они долгое время неправильно и недостаточно готовятся к контрольным работам. После неудачи появляется страх перед следующим экзаменом. Здесь родители тоже могут помочь, например, обсудив с ребёнком его тактику подготовки к экзаменам.
Влажные ладони, сильные удары сердца – два главных признака внутреннего возбуждения. Когда мы воспринимаем эти симптомы, мы расцениваем их как «реакцию страха», и тогда наше возбуждение ещё больше растёт: маленький порочный круг страха. И как из него выйти? На физическом уровне – с помощью расслабления. Но при этом родители должны знать, что упражнения на расслабление понравятся не каждому ребёнку. На когнитивном (мыслительном) уровне страх можно побороть, меняя внутренний настрой: «Я не смогу» и «Я всё завалю» на «Я хорошо подготовился, всё получится».
Практические советы: как справиться со страхом?
Давайте рассмотрим несколько ситуаций, в которых ваш ребёнок может бояться и нервничать.
1. Ребёнок хорошо подготовился, но вечером в постели чувство страха растёт.
Что делать?
Ребёнок должен включить воображение и представить себе экзамен. Какие проблемы действительно могут возникнуть? Как он себя поведёт? Вы можете поспрашивать ребёнка и выяснить, в чём проблема, а потом обсудить с ним спокойно ситуацию.
2. Как только начинают раздавать листы с заданиями для контрольной работы, у ребёнка начинается паника. У него возникает чувство: «Я все забыл!»
Что делать?
Подождать. В первые минуты поднимается уровень адреналина в крови, ребёнок должен справиться с этими ощущениями. Поэтому на минутку ему нужно остановиться и прийти в себя. А потом спокойно начать выполнять задания – лучше, в первую очередь, лёгкие, которые он без проблем может решить.
3. Ребёнок не может решить задачу.
Что делать?
Собраться с мыслями. Чтобы это сделать, ребёнку нужно обхитрить большие полушария мозга. Они устроены таким образом, что мы не можем осознанно делать две вещи одновременно. Если ребёнок впадает в панику, он не может концентрироваться на маленьких паузах между вдохом и выдохом. А именно это и нужно делать в данный момент – чтобы успокоиться и настроиться на решение задачи.
4. Ребёнку предстоит выступление с рефератом. И внезапно в голове всё пусто от страха.
Что делать?
В этот момент поможет волшебный шарик. Подарите ребёнку красивый деревянный шарик, который он может носить в кармане. Как только подступает страх, нужно сдавливать шарик в руке как можно сильнее. Кроме того, в начале выступления можно открыто высказаться о своём волнении перед классом. Это не будет выглядеть неловко, а, наоборот, вызовет симпатию аудитории: многие дети перед выступлением чувствуют то же самое.
Источник: http://www.moi-roditeli.ru/
Обработала: Инна Скубий, педагог-психолог
cdod-usinsk.ucoz.ru
Помочь ребенку справиться с сильным волнением перед проверкой знаний в школе в силах родителей
Приближается конец первой учебной четверти. Скоро предстоит пройти через нелегкое испытание – контрольную по математике. Но до этого события, как говорится, еще необходимо дожить, как до понедельника в знаменитом советском кинофильме, ведь на послезавтра уже назначен тест по английскому языку... Поскорей бы все испытания остались позади!
Такие мысли зачастую посещают не только школьников, но и их родителей, которые, пожалуй, в дни сложных контрольных переживают больше своих детей. Нелегко приходится, в первую очередь, ученикам и ученицам, с первых лет обучения в школе как огня боявшихся проверочных работ и начинавших нервничать уже за несколько дней до их проведения. Разумеется, страх перед необходимостью решить несколько несложных знакомых задач или написать диктант кажется взрослым (с позиции их жизненного опыта и возраста) более чем неоправданным и даже смешным. Однако игнорировать переживания ребенка в этих ситуациях будет непростительной ошибкой.
Полезные переживания
«Не стоит говорить школьнику, что он должен быть спокоен и невозмутим, как слон. Нервничать можно и даже нужно, – поясняет Антон Никифоров, старший специалист отдела школьной психологии Ассоциации российских профессиональных психологов. – Определенная «доза» волнения может подтолкнуть ребенка собраться с мыслями, сконцентрироваться и проявить все свои способности. Однако трудно придется на контрольной тому, кто переживает слишком сильно. Из-за страха некоторые дети забывают даже то, что могли бы рассказать учителю даже будучи пробужденным среди глубокой ночи».
Насколько ваш ребенок волнуется из-за необходимости написания проверочных работ, вы можете выяснить, ответив на нижеприведенные шесть вопросов теста:
1. Ваш ребенок начинает нервничать сразу после назначения даты очередной контрольной, с трудом готовится и боится в «черный день» идти в школу?А. даБ. нет
2. Ваш ребенок боится контрольных по всем предметам (или по большинству из них, за редким исключением)?А. даБ. нет
3. Страх вашего ребенка отчасти вызван нервозным поведением его одноклассников перед контрольными?А. даБ. нет
4. Ваш ребенок волнуется и перед письменными проверочными работами, и перед устными контрольными опросами (например, по литературе или иностранному языку)?А. даБ. нет
5. Ваш ребенок не любит, когда учитель озвучивает результаты написания контрольной вслух?А. даБ. нет
6. Во время контрольной у вашего ребенка проявляются такие симптомы сильного волнения, как дрожание рук или выступающий на лбу пот?А. даБ. нет
Если вы ответили «да» на три или более вопроса, постарайтесь уделить больше внимания ребенку в период подготовки к грядущим учебным испытаниям. Возможно, ему нелегко самому справляться с волнением, и требуется помощь взрослых.
Страх разочаровать
Как полагает психолог Антон Никифоров, все же редко кто из детей изначально боится проводимого каждую четверть контроля знаний. Страх приходит с возрастом. Чем старше становится ребенок, чем больше цифра, обозначающая его класс, тем требовательней становится отношение пап и мам к его успеваемости. Хорошие оценки давно стали одной из социальных норм, которой стараются следовать большинство родителей. Ведь без отличных или хотя бы хороших оценок в школьном аттестате, как правило, невозможно поступить в достойное учреждение высшего профессионального образования и, следовательно, устроиться в будущем на высокооплачиваемую интересную работу. Поэтому если родителям кажется, что их сын или дочь не прикладывают достаточно усилий для учебы в школе, они начинают их больше контролировать, чаще ругать, а нередко и говорить, что те «не оправдывают надежд». Дети чувствуют это постоянное моральное давление и, как бы они не реагировали на такие «воспитательные работы», сильно переживают из-за того, что расстраивают старших.
Мотивировать, а не ругать!
Чтобы ребенок не испытывал панического ужаса перед очередной контрольной работой, папам и мамам следует, прежде всего, скорректировать… собственные ожидания!
«Вспомните для начала свои школьные годы, – говорит Антон Никифоров. – Как вы учились: боялись ли строгих учительниц в больших круглых очках? писали ли шпаргалки, готовясь к контрольной? Рассказывали ли вы своим детям о своих когда-то полученных «хвостах» (наверняка такое случалось, хотя бы однажды)?»
Одной из главных причин, почему школьники боятся проверки знаний в конце каждой четверти, является страх перед реакцией родителей на невысокий результат. Даже если это будет и не строгий выговор, не «разъяснительная» беседа, а просто огорчение или разочарование в способностях своего чада.
Разумеется, если в дневнике появляется неудовлетворительная оценка за важную контрольную работу, о необходимости подготовки к которой школьник знал заранее, взрослым следует показать свое недовольство, иначе у ребенка могут сложиться неправильные представления о системе получения знаний. Но при этом не надо превращать двойку в трагедию с непоправимыми последствиями! Целесообразней будет приложить все усилия для того, чтобы в следующий раз результаты проверки знаний были уже на порядок выше.
Учимся учиться – вместе
Многим детям учеба в школе дается сложно из-за того, что сами они не могут пока выстроить определенную систему в усвоении получаемого материала. Конечно, родителям необязательно бросать работу и по пять часов в день корпеть вместе с ребенком над домашними заданиями. Гораздо эффективней будет, по мнению детских психологов, помочь школьнику составить свой личный учебный план и расписать по пунктам: когда назначена та или иная контрольная работа, как необходимо к ней готовиться, что уже есть в багаже знаний, а что нет, чем может помочь папа или мама и т.д.
Кроме того, ученику следует объяснить, что нет ничего страшного в том, если он не понимает объяснения учителя новой темы с первого раза. Не стоит бояться подойти после занятий и еще раз попросить повторить какой-либо конкретный раздел.
Тем не менее, некоторые зарубежные психологи негативно отзываются о системе «совместного обучения» детей и родителей. Так, немецкие специалисты уверены в том, что большинству пап и мам просто не хватает терпения подготовить вместе с ребенком нужный материал. Как известно, проблемы отцов и детей были и остаются вечными. Ученики быстро устают, а родители торопятся закончить работу над очередным школьным заданием и заняться домашними делами. И начинаются конфликты. В Европе семейные пары предпочитают приглашать для своих детей репетиторов, в роли которых обычно выступают учащиеся старших классов, студенты или опытные преподаватели. Нередко помогают отстающим их одноклассники, знающие лучше, чем родители, требования своих же учителей.
Доброе слово и ученику приятно
В день проведения контрольной работы ребенку, как никогда, важна поддержка родителей. «Если вы решаете помочь школьнику подготовиться к проверке знаний, постарайтесь распределить «по полочкам» информацию, которой он владеет хорошо и в которой у него все же есть определенные пробелы, – говорит Антон Никифоров. – Не помешает и разработать стратегию написания проверочной работы. Так, некоторые дети могут до упора сидеть над сложной для них математической задачей и в результате не успеть решить другие, более простые. Когда они понимают, что «застряли», а времени осталось совсем ничего, у них начинается паника. В таких случаях необходимо просто пропускать коварный пример и переходить к следующему. Осознание того, что решаемые задачи все же существуют, поможет школьнику не растерять уверенности в своих знаниях и получить пусть и не отличную, но хорошую отметку».
Если ребенок, несмотря ни на что, нервничает и испытывает сильнейшее волнение перед каждой контрольной работой, родителям следует проконсультироваться с классным руководителем или поговорить со школьными приятелями сына или дочери. Возможно, ученик, больше тяготеющий к гуманитарным наукам, просто не справляется с большой нагрузкой в специализированной математической гимназии, и его лучше перевести, например, в языковую школу. Или ученик слишком не уверен в себе и боится любой оплошности. В последнем случае на помощь может прийти квалифицированный детский психолог.
Справиться со страхом перед контрольными работами позволит появление у ребенка любимого внешкольного занятия, а именно занятие с онлайн репетитором по математике.. Победы на соревнованиях вместе с приятелями по секции карате или успехи в бальных танцах непременно заставят школьника поверить в возможность новых достижений и в учебных дисциплинах.
www.km.ru