Методическая разработка по биологии (10 класс) на тему: Административная контрольная работа за 1 полугодие 10 класс
Текст контрольной работы рассмотрен
и одобрен на заседании МО
естественнонаучного цикла
Протокол № 2
«___»______________2017 год.
Руководитель МО ____________/ Тарасова Е.М./
Административная контрольная работа по биологии в 10 классе за I полугодие
1 вариант
Часть А (задания с одним правильным ответом)
1) Все ферменты являются:
а) углеводами
б) липидами
в) аминокислотами
г) белками
2) Строительная функция углеводов состоит в том, что они:
а) образуют целлюлозную клеточную стенку у растений
б) способны растворяться в воде
в)являются биополимерами животной клетки
г) служат запасным веществом
3) Основная функция жиров в клетке:
а) транспорт веществ в) входят в состав биологических мембран
б) ускорение химических реакций г) двигательная функция
4) Основной функцией углеводов в сравнении с белками является:
а) строительная
б) защитная
в) каталитическая
г) энергетическая
5) Какой углевод входит в состав нуклеотидов РНК?
а) рибоза
б) глюкоза
в) урацил
г) дезоксирибоза
6) К полимерам относятся:
а) крахмал, белок, целлюлоза в) целлюлоза, сахароза, крахмал
б) белок, гликоген, жир г) глюкоза, аминокислота, нуклеотид.
7) Какую функцию выполняют рибосомы ?
а) фотосинтез
б) синтез белков
в) синтез жиров
г) синтез АТФ
8) Генетическая информация бактериальной клетки содержится в :
а) белке
б) цитоплазме
в) нуклеотиде
г)ядре
9). Хлоропласты есть в клетках:
а) корня дуба
б) печени орла
в) плодового тела трутовика
г) листа садовой земляники
10). Зрелые эритроциты человека живут ограниченный срок в связи с отсутствием :
а )митохондрий
б) цитоплазмы
в) ядра;
г) рибосом
11). Какие органеллы цитоплазмы имеют двухмембранное строение?
а) ЭПС
б) митохондрии
в) рибосомы
г) комплекс Гольджи
12) Главные отличия клеток прокариот от эукариот:
а) наличие ядерной оболочки
б) отсутствие ядерной оболочки,
в) наличие ядрышка
г) способ питания
13) Углеводы при фотосинтезе синтезируются из:
а) О2 и Н2О; б) СО2 Н2; в) СО2 и Н2О; г) СО2 и Н2СО3.
14). Разрушение природной структуры белка называется:
а) ренатурацией;
б) репарацией;
в) дегенерацией;
г) денатурацией.
15). Исключите лишнее понятие:
а) радикал; б) аминогруппа; в)карбоксильная группа; г) глюкоза
Часть В
Задание с выбором нескольких правильных ответов
1.В состав молекулы ДНК входит
А) фосфорная кислота
Б) аденин
В) рибоза
Г) дезоксирибоза
Д) урацил
Е) катион железа
2. Установите соответствие между функцией соединения и биополимером, для которого она характерна. В нижеприведенной таблице под каждым номером, определяющим позиции первого столбца, запишите букву, соответствующей позиции второго столбца.
ФУНКЦИЯ БИОПОЛИМЕР
1) образование клеточных стенок А) полисахарид
2) транспортировка аминокислот Б) нуклеиновая кислота
3) хранение наследственной информации
4) служит запасным питательным веществом
5) обеспечивает клетку энергией
Часть С
- В чем проявляется сходство хлоропластов и митохондрий?
2 вариант
Часть А (задания с одним правильным ответом)
1) Мономером белка является:
а) глюкоза,
б) жирная кислота
в) аминокислота
г) нуклеотид.
2) Важную роль в жизни клетки играют липиды, так как они:
а) являются ферментами в) служат источником энергии
б) поддерживают постоянную среду в клетке г) растворяются в воде.
3) Какие пары нуклеотидов образуют водородные связи в молекуле ДНК?
а) аденин и тимин в) гуанин и тимин
б) аденин и цитозин г) аденин и урацил
4) Защитная функция белков проявляется в том, что они:
а) подвергаются разрушению в) служат антителами
б) участвуют в построении клетки г) транспортируют газы
5) Какое запасное питательное вещество, служит энергетическим резервом клетки?
а) крахмал
б) аминокислота
в) нуклеиновая кислота
г) полисахарид — хитин
6) К мономерам относятся:
а) крахмал, белок, целлюлоза в) целлюлоза, сахароза, крахмал
б) белок, гликоген, жир г) глюкоза, аминокислота, нуклеотид
7)Какое строение имеют митохондрии?
а) одномембранное б) двухмембранное в) немембранное
8). Основное отличие прокариот от эукариот связано с отсутствием у прокариот:
а)рибосом
б) ДНК
в) клеточного строения
г) настоящего ядра
9). Какие органеллы цитоплазмы имеют двухмембранное строение?
а) ЭПС
б)пластиды
в)рибосомы
г) комплекс Гольджи
10) У каких клеток поверх наружной клеточной мембраны находится целлюлозная стенка?
а) растительная,
б) животная
11).Запасным углеводом в клетках печени человека является:
а) целлюлоза;
б) крахмал;
в) глюкоза;
г) гликоген.
12). Неизменяемыми частями аминокислот являются:
а) аминогруппа и карбоксильная группа;
б) только радикал;
в) только карбоксильная группа;
г) радикал и карбоксильная группа
13). Сколько аминокислот образует все многообразие белков:
а) 170;
б) 26;
в) 20;
г)10.
14). Какую структуру имеет молекула гемоглобина:
а) первичную;
б) вторичную;
в) третичную;
г) четвертичную.
15). Мономерами ДНК и РНК являются:
а) азотистые основания;
б) дезоксирибоза и рибоза;
в) азотистые основания и фосфатные группы;
г) нуклеотиды.
Часть В
Задание с выбором нескольких правильных ответов.
1.В состав молекулы РНК входит
А )рибоза
Б) гуанин
В) катион магния
Г) дезоксирибоза
Д) аминокислота
Е) фосфорная кислота
2. Установите соответствие между функцией соединения и биополимером, для которого она характерна. В нижеприведенной таблице под каждым номером, определяющим позиции первого столбца, запишите букву, соответствующей позиции второго столбца.
ФУНКЦИЯ БИОПОЛИМЕР
1) хранение наследственной информации А) белок
2) образование новых молекул путем самоудвоения Б) ДНК
3) ускорение химических реакции
4) является обязательным компонентом мембраны клетки
5) обезвреживание антигенов
Часть С
- Почему бактерии относят к прокариотам?
Ответы к контрольной работе. 10 класс
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
1 в | г | а | в | г | а | а | б | б | г | в | б | б | в | г | г |
2 в | в | в | а | в | а | г | б | г | б | а | г | а | в | г | г |
1 вариант В1: а,б,г В2: А: 1,4,5 Б: 2,3
2 вариант В1: а,б,е В2: А: 3,4,5 Б: 1,2
1 вариант: 1.В чем проявляется сходство хлоропластов и митохондрий?
Ответ: 1) двумембранные органоиды; 2) содержат собственную ДНК; 3)имеют рибосомы
2 вариант: 1. Почему бактерии относят к прокариотам?
Ответ: Потому что в их клетках отсутствует оформленное ядро
Учебно-методический материал по биологии (10 класс) на тему: Проверочные работы по биологии 10 класс УМК Пономаревой И.Н.
10 класс
Проверочная работа по теме: «Популяционно-видовой уровень организации жизни»
1 вариант
Часть I
В заданиях 1-6 выберите один правильный ответ:
1. Основная единица классификации организмов — это:
а. популяция б. вид в. класс г. особь
2. Сравнение внешнего и внутреннего строения организмов — это критерий:
а. генетический б. экологический в. морфологический
3. Общее количество особей популяции — это:
а. плотность б. структура в. численность г. биопотенциал
4. В результате микроэволюции возникает:
а. популяция б. вид в. класс г. особь
5. Результатом эволюции НЕ является:
а. многообразие видов в. изменчивость
б. адаптации г. усложнение живых организмов
6. Преобразование передних конечностей в крылья у птиц — это:
а. ароморфоз в. дегенерация
б. идиоадаптация г.дивергенция
Часть 2
- Выберите три правильных ответа из шести:
1. Какие примеры иллюстрируют достижения биологического прогресса у растений путем ароморфоза?
А) наличие двойного оплодотворения у цветковых растений
Б) образование корней у папоротника
В) снижение испарения путем образования воскового налета на листьях
Г) усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
Д) защита семян в плодах у покрытосеменных растений
Е) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате
2. Установите соответствие между утверждениями и доказательствами эволюции, которым они соответствуют:
Утверждения | Доказательства |
А) онтогенез гориллы начинается с зиготы Б) крыло птицы и лапа крота – гомологичные органы В) рудименты тазового пояса кита и конечности питона Г) наличие жаберных щелей у зародыша млекопитающего Д) стадия бластулы в онтогенезе позвоночных | 1) эмбриологические 2) сравнительно-анатомические |
Часть 3
Укажите последовательность процессов географического видообразования.
А) распространение признака в популяции
Б) появление мутаций в новых условиях жизни
В) пространственная изоляция популяций
Г) отбор особей с полезными изменениями
Д) образование нового вида
10 класс
Проверочная работа по теме: «Популяционно-видовой уровень организации жизни»
2 вариант
Часть I
В заданиях 1-6 выберите один правильный ответ.
1. Основная единица эволюции— это:
а. популяция б. вид в. класс г. особь
2. Число особей популяции в расчете на единицу пространства – это:
а. плотность б. структура в. численность г. биопотенциал
3. Совокупность всех генов в одной популяции — это её:
а. генофонд б. генотип в. фенотип г. мутагенез
4. В результате макроэволюции возникает:
а. популяция б. вид в. класс г. особь
5. При строительстве автотрассы, проходящей по территории большого луга, в популяции улиток, обитающих на этом лугу, будет происходить:
а. симпатрическое видообразование
б. вымирание
в. ароморфоз
г.аллопатрическое видообразование
6. Территория, занимаемая в природе каким-либо видом, называется:
а. экологическая ниша б. ареал в. биотоп г. биогеоценоз
Часть 2
- Из приведённого списка факторов выберите четыре признака, которые способствуют росту численности популяции.
1.обилие пищи
2. болезни
3. обилие паразитов
4. отсутствие хищников
5. обилие конкурентов
6. нехватка территории
7. неблагоприятные климатические условия
8. избыток территории
9. благоприятные условия жизни.
- Установите соответствие между характеристикой отбора и его видом:
Характеристика | Вид отбора |
А) действует в природе постоянно Б) сохраняет особей с признаками, интересующими человека В) обеспечивает формирование приспособленности к условиям жизни в биогеоценозах Г) приводит к появлению новых видов Д) способствует созданию новых пород животных | 1. естественный 2. искусственный |
Часть 3
Установите последовательность этапов эволюции растений.
А) возникновение псилофитов
Б) появление многоклеточных водорослей
В) появление голосеменных
Г) возникновение папоротниковидных
Д) возникновение покрытосеменных
Е) появление одноклеточных водорослей
Итоговый контроль по биологии. 10 класс
Итоговый контроль по биологии в 10 классе.
Пояснительная записка.
Работа предназначена для итогового контроля учащихся 10 класса, изучающих биологию по комплекту учебников под редакцией Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица.
Тесты сформированы из материалов сборника ФИПИ «ЕГЭ. Универсальные материалы для подготовки учащихся. Биология 2017 год».
КИМ включает два варианта. На выполнение работы по биологии отводится 30 минут. Работа состоит из 11 заданий.
Задание 7, 8 со свободным ответом, правильный ответ оценивается в 1 балл.
Задание 1, 2, 6 — умение проводить множественный выбор;
Задание 3,4 — умение устанавливать соответствие;
Задание 5 — на определение последовательности.
Задание 9, 10 – определить пропущенное понятие. Правильный ответ оценивается в 2 балла. При наличии не более одной ошибки – в 1 балл.
Задание 11 – решить генетическую задачу, оценивается от 1 до 3 баллов.
Максимальное количество баллов – 21.
Критерии оценивания работы.
Оценка «5» — 19 – 21 баллов (91-100%)
Оценка «4» — 15 – 18 баллов (71-90%)
Оценка «3» — 11 – 14 баллов (51-70%)
Оценка «2» — 1 – 10 баллов (менее 50%)
Кодификатор элементов содержания работы
для проведения итогового контроля учащихся по биологии, 10 класс
Кодификатор составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы (Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего (полного) образования» от 5 марта 2004 г. №1089)
№
Номер вопроса в тесте
Код контролируе мого элемента
Элементы содержания, проверяемые заданиями проверочной работы
Основные умения
и способы действий
1
1.1,
1.2
Биология как наука. Методы научного познания. Уровневая организация и эволюция. Общие признаки биологических систем.
Объяснять роль биологии в формировании современной
естественнонаучной картины
мира
2
2.1,
2.2
Современная клеточная теория.
Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты.
Знать и понимать: основные положения Клеточной теории.
Сравнивать биологические
объекты: клетки.
3
2, 10
2.3,
2.4
Химический состав клетки.
Строение клетки.
Распознавать: основные части клетки
4
4, 7,8
2.5,
2.6
Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.
Генетическая информация в клетке.
Знать и понимать: сущность
биологических процессов и явлений; современную биологическую терминологию
5
1
2.7
Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.
Уметь: объяснять и анализировать биологические процессы, устанавливать их взаимосвязи
6
3
3.1
Организм как биологическая система
Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы,
гетеротрофы, аэробы, анаэробы
Сравнивать биологические
объекты: клетки, ткани, органы и системы органов и организмы разных таксонов. Описывать биологические
объекты
7
5
3.2,
3.3
Воспроизведение организмов, его значение. Онтогенез и присущие ему закономерности. Причины нарушения развития организмов.
Объяснять и анализировать
биологические процессы, устанавливать их взаимосвязи;
8
6, 11
3.4,
3.5
Генетика, ее задачи и методы.
Закономерности наследственности, их цитологические основы.
Знать и понимать: основные положения биологических законов и закономерностей.
Уметь решать биологические задачи
9
9
3.6,
3.7
Закономерности и значение изменчивости в жизни организмов и эволюции.
Значение генетики для медицины.
Знать и понимать: закономерности изменчивости
Объяснять причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций;
10
3.8,
3.9
Селекция, ее задачи, методы и практическое значение. Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование.
Знать и применять методы селекции организмов.
11
4.1
Система и многообразие органического мира. Вирусы.
Распознавать, определять
и описывать биологические объекты, выявлять их особенности, сравнивать эти объекты и делать выводы на основе сравнения
12
4.2,
4.3
Царство бактерий.
Царство грибов. Лишайники.
Знать: строение и признаки
Описывать биологические объекты.
Знать: строение и признаки бактерий, грибов и лишайников.
Распознавать и описывать биологические объекты.
13
4.4
Царство растений.
Знать: строение и признаки растений;
Описывать биологические объекты
Распознавать: органы цветковых растений
14
4.5
Многообразие растений.
Распознавать, описывать и сравнивать биологические объекты: органы и системы органов и организмы разных таксонов.
15
4.6
Царство животных.
Знать: строение и признаки животных.
Описывать и распознавать: органы и системы органов животных.
16
4.7
Хордовые животные.
Распознавать, описывать и сравнивать организмы разных таксонов
17
5.1, 5.2
Организм человека и его здоровье. Ткани. Системы органов. Размножение и развитие человека.
Знать особенности организма человека, его строения. Распознавать и сравнивать биологические объекты: ткани, органы и системы органов.
18
5.3
Внутренняя среда организма человека. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины
Сравнивать биологические процессы и делать выводы.
19
5.4
5.5
Нервная и эндокринная системы.
Высшая нервная деятельность. Сон, его значение.
20
5.6
Гигиена и здоровый образ жизни.
Приемы оказания первой помощи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и для соблюдения мер профилактики и оказания первой помощи.
21
6.1
Эволюция живой природы.
Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция.
Знать и понимать: основные положения биологических законов и, закономерностей.
22
6.2
Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина.
Синтетическая теория эволюции.
Объяснять роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании
современной естественнонаучной картины мира;
23
6.3, 6.4
Доказательства и результаты эволюции. Макроэволюция.
Выявлять приспособления у организмов к среде обитания
24
6.5
Происхождение человека.
Объяснять происхождение человека
25
7.1
Экосистемы и присущие им закономерности Экологические факторы.
Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды.
26
7.2
7.3
Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты и структура.
Описывать и объяснять
результаты эксперимента и
данные таблицы.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации
27
7.4
7.5
Биосфера. Глобальные изменения в биосфере.
Анализировать и оценивать воздействие факторов
окружающей среды
Итоговая контрольная работа по биологии. 10 класс. Вариант 1
№1. Выберите три верных варианта ответа. Запишите последовательность цифр в порядке возрастания. Какие процессы характерны только для мейотического деления клетки?
1.Редупликация ДНК в интерфазе
2.Конъюгация гомологичных хромосом
3.Кроссинговер
4.Расхождение хроматид к полюсам клетки
6.Карио-и цитокинез.
Ответ______________________
№2. Выберите три верных варианта ответа. Запишите последовательность цифр в порядке возрастания. Химический состав клетки включает микроэлементы:
1.C и N 2.Ca и P 3. Zn и Mn 4.Cu и I 5.Br и Se 6. H и O
Ответ______________
№3. Установите соответствие между биологическими полимерами и их ролью в организме.
А. Хранение и передача наследственной информацииБ.Каталитический синтез и расщепление органических веществ
Г.Обеспечение организма энергией
Д.Образование антител
Е.Исходное органическое вещество в цепи питания
1)Белки
2)Нуклеиновые кислоты
3) Углеводы
А
Б
В
Г
Д
Е
№4. Установите соответствие между фазами фотосинтеза и процессами, характерными для них
а)Осуществляется в строме хлоропластовб)Осуществляется в гранах хлоропластов в)Фотолиз воды г)Восстановление переносчика НАДФ д)Фиксация углерода, образование углеводов е)Образование кислорода
1. Световая
2.Темновая
А
Б
В
Г
Д
Е
№5. Установите правильную последовательность стадий эмбрионального развития.
1.Гаструла 2.Зигота 3.Нейрула 4. Бластула 5. Органогенез.
Ответ______________________
№6. Выберите 3 позиции, которые ассоциируются с третьим законом Г. Менделя:
Закон независимого наследования признаков,
Закон расщепления,
Р: Аа х Аа,
Р: АаВb х АаВb,
дигибридное скрещивание,
расщепление по фенотипу в соотношении 3:1.
Ответ_______________________
№7. Сколько молекул АТФ образуется в процессе энергетического обмена в клетке, если в него вступает 5 молекул глюкозы?
Ответ запишите в виде числа._____________________
№8.Фрагмент одной из цепей молекулы ДНК состоит из 72 нуклеотидов. Какое количество аминокислот будет синтезировано благодаря этой программе?
Ответ запишите в виде числа_______.
№9.Выберите из списка необходимые термины и вставьте их в таблицу.
1.Методы исследованиягенетики человека
2.Предмет исследования
3.Заболевание
Генеалогический
Родословная человека
……1…
Цитогенетический
………2.
Синдром Дауна
………3.
Химический состав
крови
Фенилкетонурия
Список: а) Популяция б) Гибридологический в) Гемофилия
г) Биохимический д) Синдром Клайнфельтера е) Кариотип
№10. Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин в единственном числе, именительном падеже обозначенный на схеме знаком вопроса. Опишите функцию этого органоида, выполняемую им в клетке.
Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Решите задачу. По 1 тестовому баллу ставится за правильно записанное генотипы родителей, гаметы, генотипы гибридов, фенотипы гибридов, указан закон генетики.
Растение фасоли, гомозиготное по чёрной окраске, скрещено с белосемянным. Определите фенотип потомства второго поколения, если чёрный цвет доминирует над белым.
Итоговая контрольная работа по биологии. 10 класс. Вариант 2
№1. Выберите три верных варианта ответа. Запишите последовательность цифр в порядке возрастания. Чем мейоз отличается от митоза?
1) Образуются четыре гаплоидные клетки.
2) Образуются две диплоидные клетки.
3) Происходит конъюгация и кроссинговер хромосом.
4) Происходит спирализация хромосом.
5) Делению клеток предшествует одна интерфаза.
6) Происходит два деления.
№2. Выберите три верных варианта ответа. Запишите последовательность цифр в порядке возрастания. Какие органоиды клетки содержат молекулу ДНК?
1.Хлоропласт 2.Комплекс Гольджи 3.Ядро
4.Митохондрия 5. Рибосома 6. ЭПС
Ответ______________________
№3. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых характерны эти особенности.
ОРГАНИЗМЫ
1)автотрофы
2)гетеротрофы
А) использование энергии солнечного света для синтеза АТФ
Б) использование энергии, заключенной в пище для синтеза АТФ
В) использование только готовых органических веществ
Г) синтез органических веществ из неорганических
Д) выделение кислорода в процессе обмена веществ
А
Б
В
Г
Д
№4. Установите соответствие между зародышевыми листками позвоночных и органами, которые из них развиваются.
ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ
а)Половые органы
б) Органы чувств
в)Легкие
г)Кожа
д)Желудок
е) Сердце
1.Эктодерма
2.Мезодерма
3.Энтодерма
А
Б
В
Г
Д
Е
№5. Установите правильную последовательность процессов во время биосинтеза белков.
1.Выход и-РНК из ядра в цитоплазму
2. Связывание аминокислот с т-РНК
3. Связывание рибосомы с и-РНК
4. Матричный синтез РНК
5. Синтез полипептида на рибосоме
Ответ______________________
№6. Выберите позиции, которые ассоциируются со вторым законом Г. Менделя – это:
Закон единообразия гибридов первого поколения,
закон расщепления,
Р: Аа х Аа,
Р: АА х аа,
расщепление по фенотипу 3:1,
расщепления по фенотипу и генотипу нет.
Ответ______________________
№7. Яйцеклетка яблони имеет 17 хромосом. Сколько хромосом будут содержать клетки эпидермиса листа? Ответ запишите в виде числа.
Ответ______________________
№8. Фрагмент молекулы ДНК содержит 20% адениловых нуклеотидов от общего количества. Сколько процентов гуаниновых нуклеотидов в этом фрагменте?
Ответ запишите в виде числа._____
№9. Выберите из списка необходимые термины и вставьте их в таблицу.
Список: а) Липиды б) РНК в) Углеводы г) Глицерин д) Целлюлоза е) Аминокислоты№10. Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин в единственном числе, именительном падеже обозначенный на схеме знаком вопроса. Опишите функцию этого органоида, выполняемую им в клетке.
ОТВЕТ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Решите задачу. По 1 тестовому баллу ставится за правильно записанные, генотипы родителей, гаметы, генотипы гибридов, фенотипы гибридов , указан генетический закон . Сибирский длинношерстный кот Васька скрещивался с соседской кошкой Муркой. В результате этого скрещивания родились 4 короткошерстных и 2 длинношерстных котенка. Известно, что у кошек короткая шерсть — доминантный признак. Определить генотипы Васьки, Мурки и всех котят.
Тест по биологии (10 класс) по теме: Конрольная работа в 10 классе за I полугодие по программе Пономаревой И.Н.
Контрольная работа в 10 классе за I полугодие
- Биогеоценоз составляют:
а)растения и окружающая среда,
б)неживая среда, в которой существуют организмы.
в)все организмы и окружающая среда,
г)одно растительное сообщество
2.Рольконсументов в лесной экосистеме играют:
А)зайцы –беляки,
Б)мухоморы,
В)почвенные бактерии,
Г)осины.
3.основная роль в минерализации органических остатков принадлежит:
А)одуванчики,
Б)медведкам обыкновенным,
В)азотобактериям,
Г)дождевым червям.
4.В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи:
А)консументы-продуценты-редуценты,
Б)редуценты-консументы-продуценты,
В)продуценты-консументы-редуценты,
Г)продуценты-редуценты-консументы.
5.Многократно вовлекается в биологический круговорот веществ в природе:
А)солнечная энергия,
Б)органические вещества, произведенные растениями,
В)химические элементы,
Г)органические вещества, произведенные животными.
6.Наиболее продуктивной экосистемой является:
А)джунгли,
Б)океан,
В)тайга,
Г)сосновый бор.
7.Из приведенных примеров к цепи разложения относится:
А)растения – овца- человек,
Б)растения-кузнечик-ящерицы-ястреб,
В)фитопланктон-рыбы-хищные птицы,
Г)силос- дождевые черви- бактерии
8.Укажите правильно составленную пищевую цепь:
А)клевер-ястреб-шмель-мышь,
Б)клевер-шмель-мышь-ястреб,
В)шмель-мышь-ястреб-клевер,
Г)мышь-клевер-шмель-ястреб.
9.Роль продуцента и консумента может играть:
А)эвглена зеленая,
Б) инфузория туфелька,
В) амеба обыкновенная,
Г)лямблия печеночная.
10.Живое вещество – это:
А)масса особей одного вида,
Б)масса сообщества в целом,
В)совокупность всех существующих организмов,
Г)масса всех растений и животных.
11.Кто из ученых создал учение о биосфере?
А)Ж.-Б.Ламарк,
Б)Л.Пастер,
В)В.В.Докучаев
Г)В.И.Вернадский
12.Продукты, созданные живыми организмами, называются:
А)биогенным веществом,
Б)биокоснм веществом,
В)косным веществом,
Г)живым веществом.
13.Биосфера считается открытой системой , поскольку:
А)заселена живыми организмами,
Б)расположена на границе трех геологических сред,
В)получает энергию извне,
Г)состоит из живого вещества.
14.Можно считать, что львы и тигры находятся на одном трофическом уровне, потому что и те и другие:
А)поедают растительноядных животных,
Б)живут в сходных местах обитания,
В)имеют примерно одинаковые размеры,
Г)имеет разную кормовую базу.
В.
1.Заполните пропуски в тексте:
Производителями органического вещества в биоценозе являются _______________________. Они используют ___________________ энергию в процессе________________________. Организмы, потребляющие готовые органические вещества, называют_____________________.
С.
1.Известно,что в Африканской саванне богатый травянистый покров, там обитают стада антилоп и других травоядных животных, за которыми охотятся львы. Составьте одну из цепей питания в саванне.
2.Какое звено данной цепи питания будет иметь большую массу и почему?
3.Объясните, почему цепи питания такие короткие?
1 -в
2 -а
3 -в
4 –в
5 –в
6 –а
7 – г
8- б
9 –а
10 – в
11-г
12-а
13-в
14-а
В. продуценты
солнечную
фотосинтеза
консументами
Методическая разработка по биологии (10 класс) по теме: Итоговая годовая контрольная работа по биологии 10 класс (базовый уровень)
ФИО уч-ся___________________________________________________Дата____________
Итоговая контрольная работа за курс 10 класса. ВАРИАНТ1
ЧАСТЬ 1.Выберите один верный ответ.
А1.В состав гемоглобина входит:
1) фосфор 2) железо 3) сера 4) магний
А2. Функция информационной РНК:
1) раскручивание ДНК 2) снятие информации с ДНК
3) транспорт аминокислот на рибосомы 4) хранение информации
А3. Какой ученый первым увидел клетку с помощью своего микроскопа?
1) М. Шлейден 2) Т. Шванн 3) Р. Гук 4) Р. Вирхов
А4. Синтез белка завершается в момент:
1) узнавание кодона антикодоном 2) поступление и-РНК на рибосомы
3) появления на рибосоме «знака препинания» 4) присоединения аминокислоты к т-РНК
А5. К прокариотическим организмам относится:
1) бацилла 2) гидра 3) амёба 4) вольвокс
А6. Клеточная энергия вырабатывается в:
1) рибосомах 2) митохондриях 3) ядре 4) аппарате Гольджи
А7. В результате фотосинтеза в хлоропластах образуются:
1) углекислый газ и кислород 2) белки, жиры и углеводы
3) углекислый газ, АТФ и вода 4) глюкоза, АТФ и кислород
А8. Укажите генотип человека, если по фенотипу он светловолосый и голубоглазый (рецессивные признаки).
1) ААВВ 2) АаВв 3) аавв 4) Аавв
А9. При скрещивании черного кролика (Аа) с черным кроликом (Аа) в поколении F1 получатся крольчата:
1) 100% черные 2) 75% черные и 25% белые 3) 50% черные и 50% белые
4) 25% черные и 75% белые
А10. Цвет глаз у человека определяет аутосомный ген, а дальтонизм- рецессивный, сцепленный с полом ген. Определите генотип кареглазой женщины с нормальным цветовым зрением, отец которой дальтоник (кареглазость доминирует над голубоглазостью)
1) ААХВХВ 2) АаХbХb 3) АаХвХв 4) ааХвХb
А11. Нуклеотид, содержащий урацил, входит в состав
1) РНК 2) ДНК 3) белков 4) аминокислот
А12. У крупного рогатого скота чёрный цвет (А) доминирует над красным (а), комолость (В) — над рогатостью (b). При скрещивании чёрных комолых коров с красным рогатым быком всё потомство оказалось чёрным комолым. Укажите генотипы потомства.
1) ааВВ 2) Aabb 3) АаВЬ 4) АаВВ
А13. Сколько хромосом содержится в ядре клетки кожи, если в ядре оплодотворённой яйцеклетки человека содержится 46 хромосом?
1) 23 2) 46 3) 69 4) 92
А14. Процесс мейоза обеспечивает:
1) рост организма 2) размножение 3) регенерацию 4) оплодотворение
А15 Последовательность нуклеотидов в фрагменте молекулы ДНК следующая: АТТ-ГЦА-ТГЦ. Какова последовательность нуклеотидов и-РНК, синтезируемой на данном фрагменте ДНК?
1) ТАА-ЦУТ-АЦГ 2) УАА-ЦГУ-АЦГ 3) УЦЦ-ЦАТ-ЦЦГ 4) ТУУ-ЦГУ-АЦТ
В1. Установите соответствие между строением и функцией вещества и его видом
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИЯ | ВИД ВЕЩЕСТВА | |||||
А) молекула сильно разветвлена Б) имеет четвертичную структуру В) откладывается в запас в печени Г) мономерами являются аминокислоты Д) используется для поддержания уровня кислорода | 1) гемоглобин 2) гликоген | |||||
A | Б | В | Г | Д | ||
|
|
|
|
|
В2. Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза.
А) Преобразование солнечной энергии в энергию АТФ.
Б) Возбуждение светом электронов хлорофилла.
В) Фиксация углекислого газа.
Г) Образование крахмала.
Д) Использование энергии АТФ для синтеза глюкозы.
В3. Установите соответствие между процессом обмена в клетке и его видом:
1 — пластический (биосинтез белка) или 2- энергетический обмен:
А) переписывание информации с ДНК на иРНК
Б) передача информации о первичной структуре полипептидной цепи из ядра к рибосоме
В) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты и синтез двух молекул АТФ
Г) присоединение к иРНК в рибосоме тРНК с аминокислотой
Д) окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды, сопровождаемое синтезом 36 молекул АТФ.
Решите задачу.
С1. У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца (рецессивный признак — h) родились две дочери и два сына. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак свертываемости крови сцеплен с полом и локализован в Х-хромосоме.
ФИО уч-ся___________________________________________________Дата____________
Итоговая контрольная работа за курс 10 класса. ВАРИАНТ2
ЧАСТЬ 1.Выберите один верный ответ.
А1. Молекула какого вещества, входящего в состав многих структур клетки,
изображена на рисунке?
1) углевода 2) липида
3) белка 4) ДНК
А2. Мейоз отличается от митоза
1) наличием интерфазы
2) числом дочерних клеток и набором хромосом в них
3) наличием профазы, метафазы, анафазы и телофазы
4) процессами спирализации и деспирализации хромосом
А3.В состав гемоглобина входит:
1) фосфор 2) железо 3) сера 4) магний
А4. Функция информационной РНК:
1) раскручивание ДНК 2) снятие информации с ДНК
3) транспорт аминокислот на рибосомы 4) хранение информации
А5. Синтез белка завершается в момент:
1) узнавание кодона антикодоном 2) поступление и-РНК на рибосомы
3) появления на рибосоме «знака препинания»
4) присоединения аминокислоты к т-РНК
А6. К прокариотическим организмам относится:
1) бацилла 2) гидра 3) амёба 4) вольвокс
А7. Клеточная энергия вырабатывается в:
1) рибосомах 2) митохондриях 3) ядре 4) аппарате Гольджи
А8. В результате фотосинтеза в хлоропластах образуются:
1) углекислый газ и кислород 2) белки, жиры и углеводы
3) углекислый газ, АТФ и вода 4) глюкоза, АТФ и кислород
А9. В результате какого процесса образуются новые соматические клетки в многоклеточном организме животного?
1) мейоза 2) митоза 3) овогенеза 4) сперматогенеза
А10. Укажите генотип человека, если по фенотипу он светловолосый и голубоглазый (рецессивные признаки).
1) ААВВ 2) АаВв 3) аавв 4) Аавв
А11. При скрещивании черного кролика (Аа) с черным кроликом (Аа) в поколении F1 получатся крольчата:
1) 100% черные 2) 75% черные и 25% белые 3) 50% черные и 50% белые
4) 25% черные и 75% белые
А12. Цвет глаз у человека определяет аутосомный ген, а дальтонизм- рецессивный, сцепленный с полом ген. Определите генотип кареглазой женщины с нормальным цветовым зрением, отец которой дальтоник (кареглазость доминирует над голубоглазостью)
1) ААХВХВ 2) АаХbХb 3) АаХвХв 4) ааХвХb
А13. Определите генотип светловолосого мужчины, больного гемофилией (все признаки рецессивные).
1) ААХhY 2) ааХhY 3) АаXhY 4) АаХНY
А14. В случае моногибридного скрещивания особи отличаются друг от друга по
1) одной паре альтернативных признаков
2) двум парам альтернативных признаков
3) одной паре сцепленных генов
4) двум парам сцепленных генов
А15. Последовательность нуклеотидов в фрагменте молекулы ДНК следующая: АТТ-ГЦА-ТГЦ. Какова последовательность нуклеотидов иРНК, синтезируемой на данном фрагменте ДНК?
1) ТАА-ЦУТ-АЦГ 2) УАА-ЦГУ-АЦГ 3) УЦЦ-ЦАТ-ЦЦГ 4) ТУУ-ЦГУ-АЦТ
В1. Установите соответствие между особенностями молекул углеводов и их видами:
1 — целлюлоза либо 2 — глюкоза:
ОСОБЕННОСТИ | ВИДЫ | |||||
А) мономер Б) полимер В) растворимы в воде Г) не растворимы в воде Д) входят в состав клеточных стенок растений Е) входят в состав клеточного сока растений | 1) целлюлоза 2) глюкоза | |||||
A | Б | В | Г | Д | ||
|
|
|
|
|
В2 Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза.
1) Преобразование солнечной энергии в энергию АТФ.
2) Возбуждение светом электронов хлорофилла.
3) Фиксация углекислого газа.
4) Образование крахмала.
5) Использование энергии АТФ для синтеза глюкозы.
В3 . Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза.
А) Преобразование солнечной энергии в энергию АТФ.
Б) Возбуждение светом электронов хлорофилла.
В) Фиксация углекислого газа.
Г) Образование крахмала.
Д) Использование энергии АТФ для синтеза глюкозы
Решите задачу.
С1 . В цепи ДНК содержится 300 нуклеотидов А, что составляет 20 %. Сколько нуклеотидов каждого вида будет в цепи ДНК, кодирующей белок? Сколько аминокислот будет закодировано данным фрагментом ДНК?
Контрольная работа за 1 полугодие по биологии (10 класс, профиль)
Контрольный срез за 1 полугодие (10 кл, профильный уровень)
1 вариант
Часть А.
1.Рассмотрите предложенную схему виды РНК. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
В заданиях №2 — №8 выберите 3 ответа
2.К эукариотам относят:
1) обыкновенную амёбу 2) дрожжи 3) малярийного паразита
4) холерный вибрион 5) кишечную палочку 6) вирус иммунодефицита человека
3.Сходное строение клеток растений и животных — доказательство
1) их родства 2) общности происхождения организмов всех царств
3) происхождения растений от животных 4) усложнения организмов в процессе эволюции
5) единства органического мира 6) многообразия организмов
4.Какие из перечисленных органоидов являются мембранными? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.
1) лизосомы 2) центриоли 3) рибосомы
4) вакуоли 5) лейкопласты 6) микротрубочки
5.Выберите особенности строения и функций хлоропластов
1) внутренние мембраны образуют кристы 2) многие реакции протекают в гранах
3) в них происходит синтез глюкозы 4) являются местом синтеза липидов
5) состоят из двух разных частиц 6) двумембранные органоиды
6.Каковы особенности строения и функций рибосом? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.
1) имеют одну мембрану 2) состоят из молекул ДНК
3) расщепляют органические вещества 4) состоят из большой и малой частиц
5) участвуют в процессе биосинтеза белка 6) состоят из РНК и белка
7.Что характерно для кислородного этапа энергетического процесса?
1) протекает в цитоплазме клетки 2) образуются молекулы ПВК
3) встречается у всех известных организмов 4) протекает процесс в матриксе митохондрий
5) наблюдается высокий выход молекул АТФ 6) имеются циклические реакции
8.Биологическая сущность мейоза состоит в:
1) появлении новой последовательности нуклеотидов; 2) образовании клеток с удвоенным числом хромосом;
3) образовании гаплоидных клеток; 4) рекомбинации участков негомологичных хромосом;
5) новых комбинациях генов; 6) появлении большего числа соматических клеток.
9.Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания световой фазы фотосинтеза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) образуется молекулярный кислород в результате разложения молекул воды
2) происходит синтез углеводов из углекислого газа и воды
3) происходит полимеризация молекул глюкозы с образованием крахмала
4) осуществляется синтез молекул АТФ
5) происходит фотолиз воды
10.Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процесса биосинтеза белка в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Процесс происходит при наличии ферментов.
2) Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.
3) Процесс сопровождается синтезом АТФ.
4) Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.
5) Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.
В заданиях № 11 – №16 установите соответствие
11.Установите соответствие между особенностями клеточного деления и его видом.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЛЕНИЯВИД ДЕЛЕНИЯ
А) происходит в два этапа
Б) после деления образуются диплоидные клетки
В) образовавшиеся клетки имеют набор хромосом и ДНК 2n2с
Г) сопровождается конъюгацией хромосом
Д) образовавшиеся клетки имеют набор хромосом и ДНК nс
Е) происходит кроссинговер
1) митоз
2) мейоз
12.Установите соответствие между процессами, происходящими на разных этапах жизненного цикла клетки, и этапами, в которых эти процессы происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
А) репликация ДНК
Б) образование веретена деления
В) сборка рибосом
Г) расхождение хроматид к полюсам
Д) удвоение центриолей
Е) исчезновение ядерной мембраны
1) интерфаза
2) митоз
13.Установите соответствие между признаками и видами гаметогенеза, для которых эти признаки характерны.
ПРИЗНАКИВИДЫ ГАМЕТОГЕНЕЗА
А) образуются яйцеклетки
Б) созревают четыре полноценных гаметы
В) образуются три направительных тельца
Г) гаметы содержат небольшое количество цитоплазмы
Д) гаметы содержат большое количество питательных веществ
Е) гаметы у млекопитающих могут содержать Х или Y хромосомы
1) овогенез
2) сперматогенез
14.Установите соответствие между способом размножения и конкретным примером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР
СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ
А) спорообразование папоротника
Б) образование гамет хламидомонады
В) образование спор у сфагнума
Г) почкование дрожжей
Д) нерест рыб
1) бесполое
2) половое
15.Установите соответствие между процессами обмена веществ и его видом.
ПРОЦЕССВИД ОБМЕНА
A) гликолиз
Б) образование 36 молекул АТФ
B) синтез иРНК на ДНК
Г) образование ПВК
Д) синтез белков
Е) расщепление питательных веществ
1) энергетический
2) пластический
16.Установите соответствие между классами органических веществ и их свойствами и функциями в клетке.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВАВЕЩЕСТВА
A) гидрофильны
Б) имеют гидрофобные участки
B) могут выполнять сигнальные функции
Г) бывают жидкими и твёрдыми
Д) служат структурным элементом оболочек
Е) служат структурным элементом мембран
1) углеводы
2) липиды
Часть Б
1. Какие признаки характерны для вирусов? (не мене 2-х ответов)
2. Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Ответ обоснуйте. Какие процессы происходят в этой фазе?
3. Антикодоны тРНК поступают к рибосомам в следующей последовательности нуклеотидов УЦГ, ЦГА, ААУ, ЦЦЦ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, последовательность нуклеотидов на ДНК, кодирующих определенный белок и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы синтезируемого белка, используя таблицу генетического кода:
Генетический код (иРНК)
Первое
основание
Второе основание
Третье
основание
У
Ц
А
Г
У
Фен
Фен
Лей
Лей
Сер
Сер
Сер
Сер
Тир
Тир
—
—
Цис
Цис
—
Три
У
Ц
А
Г
Ц
Лей
Лей
Лей
Лей
Про
Про
Про
Про
Гис
Гис
Глн
Глн
Арг
Арг
Арг
Арг
У
Ц
А
Г
А
Иле
Иле
Иле
Мет
Тре
Тре
Тре
Тре
Асн
Асн
Лиз
Лиз
Сер
Сер
Арг
Арг
У
Ц
А
Г
Г
Вал
Вал
Вал
Вал
Ала
Ала
Ала
Ала
Асп
Асп
Глу
Глу
Гли
Гли
Гли
Гли
У
Ц
А
Г
Контрольный срез за 2 полугодие (10 кл, профильный уровень)
2 вариант
Часть А.
1.Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
В заданиях №2 — №8 выберите 3 ответа
2.Какие положения содержит клеточная теория?
1) Новые клетки образуются в результате деления материнской клетки.
2) В половых клетках содержится гаплоидный набор хромосом.
3) Клетки сходны по химическому составу.
4) Клетка — единица развития всех организмов.
5) Клетки тканей всех растений и животных одинаковы по строению.
6) Все клетки содержат молекулы ДНК.
3.Какие вещества входят в состав клеточной мембраны?
1) липиды 2) хлорофилл 3) РНК 4) углеводы 5) белки 6) ДНК
4.К прокариотам относят
1) обыкновенную амёбу 2) стафилококк 3) малярийного паразита
4) холерный вибрион 5) кишечную палочку 6) вирус иммунодефицита человека
5.Выберите органоиды клетки, содержащие наследственную информацию.
1) ядро 2) лизосомы 3) аппарат Гольджи 4) рибосомы 5) митохондрии 6) хлоропласты
6.Какие функции выполняет комплекс Гольджи?
1) синтезирует органические вещества из неорганических
2) расщепляет биополимеры до мономеров
3) накапливает белки, липиды, углеводы, синтезированные в клетке
4) обеспечивает упаковку и вынос веществ из клетки
5) окисляет органические вещества до неорганических
6) участвует в образовании лизосом
7. Что характерно для бескислородного этапа энергетического процесса?
1) протекает в цитоплазме клетки 2) образуются молекулы ПВК
3) образуется 2 молекулы АТФ 4) протекает процесс в матриксе митохондрий
5) наблюдается высокий выход молекул АТФ 6) имеются циклические реакции
8. Выберите три отличия первого деления мейоза от второго
1) на экваторе клетки располагаются пары гомологичных хромосом
2) отсутствует телофаза
3) происходит конъюгация и кроссинговер хромосом
4) отсутствует конъюгация и кроссинговер хромосом
5) к полюсам клетки расходятся сестринские хроматиды
6) к полюсам клетки расходятся гомологичные хромосомы
9.Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания световой фазы фотосинтеза в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) фотолиз воды
2) восстановление углекислого газа до глюкозы
3) синтез молекул АТФ за счет энергии солнечного света
4) соединение водорода с переносчиком НАДФ+
5) использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов
10.Все приведённые ниже процессы, кроме двух, можно отнести к матричным реакциям в клетке. Определите два процесса, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) синтез РНК 2) биосинтез белка 3) хемосинтез 4) фотолиз воды 5) репликацию ДНК
В заданиях № 11 – №16 установите соответствие
11.Для каждой особенности деления клетки установите, характерна она для митоза (1) или мейоза (2):
ОСОБЕННОСТИТИП ДЕЛЕНИЯ
А) в результате образуются 2 клетки
Б) в результате образуются 4 клетки
В) дочерние клетки гаплоидны
Г) дочерние клетки диплоидны
Д) происходят конъюгация и перекрест хромосом
Е) не происходит кроссинговер
1) митоз
2) мейоз
12.Установите соответствие между процессами, происходящими на разных стадиях жизненного цикла клетки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫСТАДИИ
А) интенсивный обмен веществ
Б) спирализация хромосом
В) удвоение количества органоидов
Г) образование веретена деления
Д) расположение хромосом по экватору клетки
Е) репликация ДНК
1) интерфаза
2) митоз
13.Установите соответствие между характеристикой гаметогенеза и его видом.
ХАРАКТЕРИСТИКАВИД ГАМЕТОГЕНЕЗА
A) образуется одна крупная половая клетка
Б) образуются направительные клетки
B) формируется много мелких гамет
Г) питательные вещества запасаются в одной из четырёх клеток
Д) образуются подвижные гаметы
1) овогенез
2) сперматогенез
14.Установите соответствие между двумя основными формами размножения и их признаками.
ПРИЗНАКИФОРМА РАЗМНОЖЕНИЯ
А) происходит без образования гамет
Б) участвует лишь один организм
В) происходит слияние гаплоидных ядер
Г) образуется потомство идентичное исходной особи
Д) у потомства проявляется комбинативная изменчивость
Е) происходит с образованием гамет
1) бесполое
2) половое
15.Установите соответствие между процессом обмена в клетке и его видом.
ПРОЦЕСС ОБМЕНА В КЛЕТКЕВИД
А) переписывание информации с ДНК на иРНК
Б) передача информации о первичной структуре полипептидной цепи из ядра к рибосоме
В) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты и синтез двух молекул АТФ
Г) присоединение к иРНК в рибосоме тРНК с аминокислотой
Д) окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды, сопровождаемое синтезом 36 молекул АТФ
1) биосинтез белка
2) энергетический обмен
15. Установите соответствие между особенностями строения и свойств вещества и веществом, имеющим эти особенности.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВАВЕЩЕСТВА
A) неполярны, нерастворимы в воде
Б) в состав входит остаток глицерина
B) мономером является глюкоза
Г) мономеры связаны пептидной связью
Д) обладают ферментативными функциями
Е) входят в состав клеточных стенок растительных клеток
1) белки
2) углеводы
3) липиды
Часть Б
1. Какие свойства ДНК подтверждают, что она является носителем генетической информации?
2. Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n), число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте.
3. Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК, антикодоны т-РНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка (используя таблицу генетического кода), если фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГТГЦЦГТЦАААА.
Генетический код (иРНК)
Первое
основание
Второе основание
Третье
основание
У
Ц
А
Г
У
Фен
Фен
Лей
Лей
Сер
Сер
Сер
Сер
Тир
Тир
—
—
Цис
Цис
—
Три
У
Ц
А
Г
Ц
Лей
Лей
Лей
Лей
Про
Про
Про
Про
Гис
Гис
Глн
Глн
Арг
Арг
Арг
Арг
У
Ц
А
Г
А
Иле
Иле
Иле
Мет
Тре
Тре
Тре
Тре
Асн
Асн
Лиз
Лиз
Сер
Сер
Арг
Арг
У
Ц
А
Г
Г
Вал
Вал
Вал
Вал
Ала
Ала
Ала
Ала
Асп
Асп
Глу
Глу
Гли
Гли
Гли
Гли
У
Ц
А
Г
Ответы
Вариант 1
1.Рибосомная
2. 123
3. 125
4. 145
5. 236
6. 456
7. 456
8. 135
9. 23
10. 35
11. 211212
12. 121212
13. 121212
14.12112
15.112121
16.121212
Часть В
1.Пояснение.
1) Не имеют клеточного строения.
2) Внутриклеточные паразиты, не способны к обмену веществ (росту, питанию и т. д).
3) Имеют одну молекулу ДНК или РНК, заключенную в белковую оболочку (капсид).
2. 1) Тип и фаза деления клетки: митоз; анафаза.
2) Обоснование: Митоз — равномерное распределение между дочерними клетками наследственного материала, не произошло кроссинговера.
3) Нити веретена сокращаются и приводят к разрыву хроматид в районе центромеры. Во время анафазы составляющие каждую хромосому хроматиды (или сестринские хромосомы) разъединяются и расходятся к противоположным полюсам клетки.
3. 1) По принципу комплементарности последовательность нуклеотидов на и-РНК: иРНК АГЦ-ГЦУ-УУА-ГГГ;
2) тогда по принципу комплементарности на основе иРНК находим ДНК: ТЦГ-ЦГА-ААТ-ЦЦЦ,
3) С помощью таблицы генетического кода на основе иРНК определяем последовательность аминокислот: СЕР-АЛА-ЛЕЙ-ГЛИ.
Ответы к итоговой к-р за 1 полугодие
Вариант 2.
Вакуоли
134
145
245
156
346
123
136
25
34
122121
121221
11212
112122
11212
332112
1.Пояснение.
1) Комплементарность двух цепей.
2) Способность к репликации (самоудвоению).
3) Способность к транскрипции.
2. 1) митоз
2) метафаза — заканчивается формирование веретена деления: хромосомы выстраиваются по экватору клетки, образуется метафазная пластинка
3) Набор хромосом и число молекул ДНК: 2n4c – в интерфазе в синтетический период: происходит удвоение (репликация, редупликация) ДНК.
3. По принципу комплементарности определяем последовательность иРНК (с ДНК) и тРНК (с иРНК)
1) Последовательность на и-РНК: ЦАЦГГЦАГУУУУ;
2) антикодоны на т-РНК: ГУГ,ЦЦГ,УЦА,ААА;
3) аминокислотная последовательность: Гис-гли-сер-фен.
Биология 10 класс — Скачать бесплатно PDF
Descripción: Учебник биологии …
Учебник для учащихся по биологии 10 класс Автор: Энн Фуллик Консультант: Алему Асфау Эксперты по оценке: Соломон Белайнех Гетачью Богале Силас АраяНеполная предварительная копия
Федеральная Демократическая Республика Эфиопия Министерство образования
Благодарности Разработка, печать и распространение этого учебника для студентов были финансируется в рамках проекта повышения качества общего образования (GEQIP), который направлен на повышение качества образования учащихся 1–12 классов в государственных школах по всей Эфиопии.Федеративная Демократическая Республика Эфиопия получила финансирование для GEQIP в виде кредита / финансирования от Международных ассоциаций развития (IDA), Каталитического фонда Fast Track Initiative (FTI CF) и других партнеров по развитию — Финляндии, Италии по сотрудничеству в области развития, помощи Нидерландов и Великобритании от Департамент международного развития (DFID). MOE / GEQIP / IDA / ICB / 001/09 Министерство образования выражает благодарность многим людям, группам и другим организациям, прямо или косвенно вовлеченным в публикацию учебника и сопровождающего его руководства для учителей.Издатель хотел бы поблагодарить следующих за их любезное разрешение воспроизвести свои фотографии: (Ключ: b-снизу; c-центр; l-слева; r-справа; t-вверху) Alamy Images: Agripicture Images 47tr, AGSTOCKUSA 39, Эндрю Харрингтон 196b, Эндрю МакКоннелл 187, Arco Images GmbH 47tl, Барк Фанесток 159br, Borderlands 3t, 88, Брайан и Черри Александер / Arcticphoto 123b, Шарлотта Тедж 65, Крис Хоуз / Wild Places photography 125, Данита Делимонт 95, 194, dbimages 5 , Feije Riemersma 41, Friedrich 189, Gabriel Openshaw 23, Gavin Hellier 3b, Global Warming 47tc, imagebroker 45bc, 112, 195, Images of Africa Photobank 45t, Janine Wiedel 40, Jennifer Dunlop 72, Jenny Matthews 45b, John Warburton-Lee Photography 121, 123t, Liba Taylor 118, Lonely Planet Images 60, Mark Eveleigh 47br, MARKA 6, Martin Harvey 193, 196t, мудборд 97br, Нил Купер 45tc, Найджел Кэттлин 190, PhotoAlto 38b, Photostock-Israel 85tr, Picture Contact 35, 54 , 114, Ричард Хьюман 113, 184, Сью Каннингем Фотографик 115, Кому n Koene / Picture Contact 70, Wolfgang Kaehler 161; Тревор Клиффорд: Pearson Education Ltd 154; Корбис: Энди Роуз 186, Беттманн 33, Крис Тейлор, Cordaiy Photo Library Ltd 126, Дэвид Тернли 66, Франс Лантинг 146; Getty Images: Кэтлин Меллоан 170, Майк Голдуотер 156, Руи М.Leal 117; Visuals Unlimited 110b; Лицензия свободной документации GNU: 4, 9; iStockphoto: Bonnie Schupp 38t, Clayton Hansen 111t, Lucian 109; работа де Грааф, Танзания: 12; Картинная библиотека музея естествознания: 76; Pearson Education: Алему Асфау 122, Генный банк Эфиопии (Институт биоразнообразия) 191; Photolibrary.com: OSF 94; Science Photo Library Ltd: 71, BSIP VEM 20t, 20b, CNRI 59tr, 68r, Cordelia Molloy 150r, David R. Frazier 14, David Scharf 2b, Dr Jeremy Burgess 163tr, Frank M Hough 168, Hattie Young 111b, Ian Hooton 11, Лоуренс Лоури 110t, Майкл Эбби 24l, Патрик Ландманн 21c, Скотт Камазин / Сью Трейнор 110c, SIU 68bl, Медицинская школа больницы Святой Марии 10 Изображения на обложке: Спереди: Алами Изображения: Барк Фанесток br, имиджброкер l; Science Photo Library Ltd: Dr Jeremy Burgess tr Все остальные изображения (c) Pearson Education Были приложены все усилия, чтобы отследить правообладателей, и мы заранее приносим извинения за любые непреднамеренные упущения.Мы с удовольствием добавим соответствующее подтверждение в любое последующее издание этой публикации. © Федеральная Демократическая Республика Эфиопия, Министерство образования Первое издание, 2002 г. (ЕС) ISBN: 978-99944-2-010-0 Разработано, напечатано и распространено для Федеральной Демократической Республики Эфиопия, Министерство образования: Pearson Education Limited, Эдинбург Gate Harlow Essex CM20 2JE England В сотрудничестве с Shama Books PO Вставка 15 Аддис-Абеба Эфиопия Все права защищены; Никакая часть данной публикации не может быть воспроизведена, сохранена в поисковой системе или передана в любой форме и любыми средствами, электронными, механическими, путем копирования, записи или иным образом без предварительного письменного разрешения владельца авторских прав или лицензии, разрешающей ограниченное копирование. в Эфиопии Федеративной Демократической Республикой Эфиопия, Federal Negarit Gazeta, Proclamation No.410/2004 Прокламация об авторском праве и смежных правах, 10-й год, № 55, Аддис-Абеба, 19 июля 2004 г. Отказ от ответственности Были предприняты все усилия, чтобы отследить владельцев авторских прав на материалы, использованные в этом документе. Мы заранее приносим извинения за любые непреднамеренные упущения. Мы были бы рады вставить соответствующее упоминание в любое будущее издание. Отпечатано в Малайзии
Содержание Раздел 1 Биотехнология 1.1 Что такое биотехнология?
1
1.2 Новые приложения биотехнологии 7
Блок 2 Наследственность 2.1 Митоз и мейоз
19
2.2 Менделирующая наследственность
30
2.3 Наследственность и разведение
45
Раздел 3 Биология и здоровье человека 3.1 Нервная система
53
3.2 Органы чувств
76 Эндокринные железы
93
3.4 Репродуктивное здоровье
108
3.5 Гомеостаз
121
Блок 4 Приготовление пищи и рост растений 4.1 Лист
142
4.2 Фотосинтез
146
4.3 Транспорт
158
4.4 Реакция растений
170
Блок 5 Сохранение природных ресурсов 5.1 Определение ресурсов
183
5.2 5.3 Сохранение и биоразнообразие
185
185
188
5.4 Дикая природа
192
5.5 Воздух
198
10 класс
Неполная предварительная копия
iii
Биотехнология
Группа 1
Содержание Раздел 930002
1 Что такое • Дайте определение биотехнологии. биотехнология? • Обсудите значение (стр. 1) биотехнологии. • Объясните некоторые традиционные способы использования биотехнологии, например, при приготовлении хлеба, йогурта, сыра и пива. 1.2 Новое • Выявление новых применений биотехнологии в сельском хозяйстве, производстве продуктов питания биотехнологии, медицине и производстве энергии (стр. 7).
1.1 Что такое биотехнология? К концу этого раздела вы должны уметь: • Давать определение биотехнологии.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
• Обсудите значение биотехнологии.
биотехнология: использование микроорганизмов для создания вещей, которые нужны людям, часто включая промышленное производство, микробиологическое исследование микроорганизмов и их влияние на человека бактерии одноклеточные микроорганизмы вирусы субмикроскопические инфекционные агенты, которые не могут расти или воспроизводиться вне клетки-хозяина грибки простые организмы, часто микроскопические, которые не могут фотосинтезировать и питаться как паразиты или одноклеточные saprophytes protoctista
• Объясните некоторые традиционные способы использования биотехнологии, например, при приготовлении хлеба, йогурта, сыра и пива.Биология, как вы обнаружили в прошлом году, изучает живые организмы. Теперь, в начале вашего курса биологии в 10 классе, вы собираетесь изучать биотехнологию. Биотехнология — это использование микроорганизмов для производства вещей, которые нужны людям, часто с использованием промышленного производства. Биотехнология всегда была чрезвычайно важна. Сюда входят способы приготовления и хранения продуктов и алкогольных напитков. Традиционные применения биотехнологии включают пивоварение, изготовление вин, выпечку хлеба, сыр и йогурт.Современные приложения биотехнологии включают использование генной инженерии для изменения сельскохозяйственных культур и животных; производство новых лекарств; и помощь в обеспечении новых источников энергии. Это имеет огромное значение, помогая людям улучшать свою жизнь и контролировать ее. Биотехнология основана на микробиологии. Как вы знаете, микробиология — это изучение микроорганизмов — крошечных живых организмов, включая бактерии, вирусы, грибы и протоктисты,
10 класс
Неполная предварительная копия
1
Раздел 1: Биотехнология, которые обычно слишком малы, чтобы их можно было использовать. видно невооруженным глазом.Некоторые микроорганизмы вызывают болезни; другие чрезвычайно полезны для людей — например, они играют жизненно важную роль в разложении и повторном использовании питательных веществ в окружающей среде. С появлением новых технологий, таких как генная инженерия, микроорганизмы все время становятся все более полезными.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА анаэробно без кислородного брожения анаэробное дыхание в дрожжах, производящих этанол
Не все типы микроорганизмов используются в биотехнологии. Основные группы — бактерии и грибы, хотя вирусы все чаще используются для генной инженерии.Напоминаю, что бактерии — это одноклеточные организмы, которые намного меньше мельчайших клеток растений и животных. В идеальных условиях они могут очень быстро размножаться. Вирусы даже меньше бактерий. Они не выполняют никаких обычных функций живых существ. Плесень и дрожжи являются грибами — живыми организмами, которые получают пищу от других мертвых или живых организмов. Дрожжи — одноклеточные организмы, а плесневые грибки состоят из тонких нитевидных структур, называемых гифами.Капсула слизи (не всегда присутствует)
Генетический материал
Клеточная мембрана
Жгутик (не всегда присутствует)
Белковая оболочка
Генетический материал Клеточная стенка Типичная бактерия
Типичный вирус
Рисунок 1.1 Бактерии (слева) и оба вируса (справа) используются в биотехнологии.
Ядро Клеточная стенка Цитоплазма
Рис. 1.2 Дрожжевые клетки — эти микроскопические организмы были полезны нам на протяжении веков.
Разработка новых приложений биотехнологии — одна из самых быстрорастущих отраслей во всем мире, и она также начинает расти в Эфиопии.Легко думать, что биотехнология очень нова, но многие из них используются уже тысячи лет. Люди использовали микроорганизмы для приготовления еды и питья почти столько же, сколько и наши записи. Бактерии используются при производстве ирго (йогурта) и айиба (сыра). Дрожжи используются для производства многих традиционных эфиопских ферментированных продуктов, включая инжеру, а также для производства алкогольных напитков, таких как тедж и телла.
Традиционная технология с использованием дрожжей Одним из наиболее полезных микроорганизмов являются дрожжи.Дрожжи — это одноклеточные организмы. Каждая дрожжевая клетка имеет ядро, цитоплазму и мембрану, окруженную клеточной стенкой. Основной способ размножения дрожжей — бесполое почкование — разделение на две части с образованием новых дрожжевых клеток. Всего в одном грамме дрожжей содержится около 25 миллиардов клеток! Когда у дрожжей много кислорода, они дышат аэробно, расщепляя сахар, чтобы обеспечить энергией клетки, и производят воду и углекислый газ в качестве отходов. Но дрожжи полезны, потому что они также могут дышать анаэробно.Когда дрожжевые клетки расщепляют сахар в отсутствие кислорода, они производят этанол (обычно называемый спиртом) и двуокись углерода.
2
Неполная предварительная копия
Класс 10
БЛОК 1: Биотехнология Аэробное дыхание дает больше энергии, чем анаэробное дыхание, позволяя дрожжевым клеткам расти и воспроизводиться. Однако, когда они существуют в большом количестве, дрожжевые клетки могут долгое время выживать в условиях низкого содержания кислорода и расщеплять весь доступный сахар для производства этанола.Анаэробное дыхание дрожжей иногда называют брожением. Мы использовали дрожжи для приготовления хлеба и алкогольных напитков почти со времен человечества. Мы знаем, что дрожжи использовались для изготовления хлеба в Египте в 4000 году до нашей эры, а некоторые древние вина, найденные в Иране, датируются 5400–5000 годами до нашей эры. Здесь, в Эфиопии, дрожжи (местные жители называют эршу) использовались для приготовления инжеры (хлеба), возможно, еще с давних времен.
Injera нужны дрожжи Когда вы делаете injera, измельчите теф или ячмень, а затем добавьте воды.Хорошо перемешайте и оставьте тесто при комнатной температуре примерно на
.Кандидат биологических наук »Ученые
Целью факультета биологии является подготовка студентов на высшем уровне в одной из трех обширных областей современной биологии: клеточная и молекулярная биология, нейробиология и экология, поведение, эволюция и морская биология. После получения докторской степени студенты должны быть готовы к последипломному обучению и в конечном итоге занять преподавательские и / или исследовательские должности в академических, промышленных, государственных или некоммерческих организациях.Докторская степень — это исследовательская степень, которая обычно требует не менее пяти лет академической учебы, включая летнюю работу.
Претенденты на программу PhD должны иметь степень бакалавра биологии или смежной области. Мы отдаем предпочтение кандидатам с хорошей успеваемостью и продемонстрированными способностями к исследованиям.
Результаты обучения
- Продемонстрировать академическое мастерство в одной из трех областей биологии: экология, поведение и эволюция; Нейробиология; или клеточная и молекулярная биология.
- Получите исследовательский опыт, в том числе опыт написания грантов, и завершите оригинальное исследование, которое продвигает конкретную область исследования в одной из трех широких предметных областей, представленных в отделе: экология, поведение и эволюция; Нейробиология; или клеточная и молекулярная биология.
- Получите педагогический опыт и знания в одной из трех обширных областей биологии: экология, поведение и эволюция; Нейробиология; или клеточная и молекулярная биология.
- Приобретите навыки и квалификацию, необходимые для работы в академической, государственной или частной сфере, связанной с науками о жизни.
Требования к курсу
Студенты должны набрать 64 кредита со средним минимальным баллом 3,0; по крайней мере 32 из этих кредитов должны быть получены на курсах лекций, лабораторных работ или семинаров. Студенты, ранее работавшие в аспирантуре, могут переводить зачетные единицы курса. Подробнее см. Политику передачи кредитов GRS.
Требования к курсу
- 2 семестра семинаров о прогрессе в исследованиях (1-2 кредита каждый, выберите из CAS BI 583, BI 584, BI 579, BI 580, GRS NE 500, NE 501)
- Курс написания грантов на 1 семестр (2 кредита, обычно GRS BI 671 или CAS BI 581)
- 1 семестр педагогических курсов (1 кредит, БИ 697)
- 1 количественный курс (3–4 кредита, выбранные из списка курсов)
- Дополнительные курсы различаются в зависимости от трека и интересов учащихся
Требования к специальному курсу по треку
Клеточная и молекулярная биология
- GRS BI 753 Углубленная молекулярная биология
- GRS MB 721 Высшая биохимия
- GRS BI 735 Advanced Cell Biology
- Три факультатива
- Кредиты на исследования
Нейробиология
- GRS BI 755 Клеточная и системная неврология
- GRS BI 756 Системы и поведенческая нейробиология или Нейронные системы BI 741: анализ функциональных цепей
- Четыре факультатива
- Кредиты на исследования
Экология, поведение, эволюция и морская биология
- Шесть факультативов
- Кредиты на исследования
Требования к языку
Для этой степени не требуется владение иностранным языком.
Квалификационный экзамен
Квалификационный экзамен должен быть сдан не позднее, чем через шесть семестров после зачисления. В большинстве программ аспирантуры на факультете это состоит из исследовательского предложения — часто в форме заявки на грант, — которое студент подает в свой комитет, а затем защищает в устной презентации. В учебных программах по клеточной и молекулярной биологии и экологии, поведению, эволюции и морской биологии этому предшествует комплексный письменный экзамен, в котором проверяется общий опыт студента, полученный в ходе курсовой работы.
Диссертация и итоговый устный экзамен
Кандидаты должны продемонстрировать свои способности к самостоятельной работе в диссертации, представляющей оригинальные исследования или творческую стипендию. Проспект диссертации должен быть заполнен и утвержден читателями, директором аспирантуры и заведующим кафедрой биологии. Кандидаты должны пройти заключительный устный экзамен, на котором они защищают свою диссертацию как ценный вклад в знания в своей области и демонстрируют мастерство в своей области специализации по отношению к своей диссертации.Все части диссертации и заключительный устный экзамен должны быть выполнены в соответствии с Общими требованиями GRS для получения степени доктора философии. Результаты диссертации должны быть представлены на коллоквиуме кафедры.
Требования к преподаванию
Для кафедры требуется не менее двух семестров обучения в рамках программы доктора философии. В течение первого семестра обучения студенты должны записаться на наш курс первого года семинара GRS BI 697 A Bridge to Knowledge.Курс обеспечивает руководство и обучение по педагогике и другим аспектам аспирантуры.
Аспирант, который имеет , продвинутый до кандидатуры (что подтверждается сдачей квалификационного экзамена на докторскую степень) и выполнил 32 кредита по курсовой работе (не включая исследования), может подать заявку в аспирантуру на степень магистра биологии. Это должно быть одобрено директором аспирантуры отдела биологии. Главный профессор студента должен получить уведомление о процессе подачи заявки.
Аспирант, имеющий , а не , выдвинутый в кандидатуру на основании квалификационного экзамена PhD, все еще может получить степень магистра. Этот студент может получить степень магистра, если не менее трех членов (включая как минимум двух преподавателей кафедры биологии) квалификационной экзаменационной комиссии для докторантуры проголосуют за то, что успеваемость студента на квалификационном экзамене была достаточно высокой для получения степени магистра.Кроме того, этот студент должен получить не менее 32 кредитов по курсовой работе на уровне магистратуры.
.