Контрольный диктант 8 класс однородные члены предложения: 8 класс Контрольный диктант № 4 по теме «Однородные члены предложения».

8 класс Контрольная работа «Однородные члены предложения»

8 класс Контрольная работа «Однородные члены предложения»1 вариант

1.Какое утверждение является неверным?

1) Между однородными членами при отсутствии союза ставится запятая.

2) Запятая ставится между однородными членами перед второй частью двойных союзов.

3) Противительные союзы – а, но, да(но), однако, зато.

4)Запятая перед союзом да и не ставится.

2. В каком варианте ответа указаны предложения с несколькими рядами однородных членов? Знаки препинания не расставлены.

А. Дед взял корзину и палку и отправился за грибами.

Б. Яркое солнце ослепительно белый снег и тишина обступили его.

В. Солнце докатилось до края земли растеклось по небу ярким заревом.

Г. Ты сядешь в кресло и забудешь свист пурги и вой ветра.

1) А,В 2) Б,В 3)А,Г 4) В,Г

3.В каком варианте ответа указаны предложения с однородными членами, связанными сочинительными разделительными союзами? Знаки препинания не расставлены.

А. Требовалась немедленная разрядка но она была к несчастью недосягаема.

Б. В ущелье часто раздавался отдалённый гул или низкий стон оседающих льдин.

В. В это помещение можно было попасть как с нижнего этажа так и с улицы.

Г. Пахло не то илом не то хвоей.

1) В,Г 2) Б,Г 3)А,Б 4) А,В

4. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.

А. Её серые глаза были красны не то от слёз, не то от бессонницы.

Б. Солнце над головой, листва на деревьях, шумящая от ветра, выглядели радостными и привлекательными.

В. На другой день Лиза проснулась ни свет, ни заря и отправилась к бабушке.

Г. Работа шла дружно, без перерыва, с весёлыми шутками и песнями.

1. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? А Б В Г

2. В каком предложении однородные члены связаны сочинительным разделительным союзом? А Б В Г

3. В каком предложении однородными являются сказуемые? А Б В Г

4. В каком предложении однородные члены выражены различными частями речи? А Б В Г

5. В каком предложении несколько рядов однородных членов? А Б В Г

5. Укажите правильный вариант постановки на месте цифр знаков препинания.

Всё(1) и эти невероятные облака(2) и пурпурное зарево(3) и неподвижная поверхность(4) уже засыпающего моря(5) и сосны(6) возвышающиеся на западе острова(7) казались фантастическим.

1) 1- двоеточие; 3,4,6,7 – запятые;

2) 1- двоеточие; 3,5,6,7 – запятые;

3) 1- двоеточие; 2,3,5,6 – запятые; 7- запятая и тире;

4) 1- тире; 2,3,4,5,6 – запятые

6. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых использована как средство выразительности языка градация( расположение ряда слов или выражений в порядке их возрастающей или убывающей смысловой значимости)?

А.И чья очередь испугаться, отшатнуться, отпрянуть?

Б.Ветер ударял в грудь, в лицо, выдавливал слёзы, раздувал полы пальто.

В.Упрёков, жалоб, слёз моих не смейте ожидать.

Г. Они прыгали по камням, проваливались в снег, скользили по замёрзшим лужам. 1) А,Б 2) Б,Г 3) А,В 4) В,Г

7.Укажите вариант ответа, в котором предложения соответствуют схеме: О,О,О – О. Союзы на схеме не указаны. Знаки препинания не расставлены.

А. Кругом повсюду мох и под ногами и на камнях и на ветвях деревьев.

Б. Ни справа ни слева ни на берегу никого не было.

В. Среди птиц насекомых в сухой траве словом всюду чувствовалось приближение осени.

Г. Море порт город всё превратилось в порывистую от ветра тьму.

1) А,В 2) Б,Г 3) В,Г 4) Б,В

8.В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска должна стоять запятая?

А. Из такой трёпки сад выходил почти совсем обнажённым … засыпанным мокрыми листьями.

Б. Из открытых саней с лаем выскочила пёстрая … мохнатая собачонка.

В. Светлые … длинные волосы обрамляли её лицо.

Г. Узкая … круто опускающаяся лестница скоро закончилась. 1)А,В 2) Б,В 3) В,Г 4) А,Г

9. Найдите предложение с однородными определениями.

А. Глубокая дремучая старина окружала моё детство на слободке.

Б. Полоса яркого вечернего света легла на старый ствол возле скамьи.

В. Весёлые белые облака плыли над синими отрогами.

Г. Прошёл серый пассажирский поезд.

10. Орфографический диктант. (Не)исследова..ая местность, говорил (не)правду, ещё (не)сделанные чертежи, (не)стерпимый зной, (не)различая дорогу, (ни,не)как не мог понять, (ни,не)чуть не волновался, (ни,ни)о ком не рассказывал, (ни,не)когда (ни,не)кому (ни,не)в чём не отказывал; (ни,не)с кем поговорить; (ни,не)как не вспомнить; посоветоваться (ни,не)с кем; (ни,не)о чём не спрашивать; восторже..о улыбаться, ответить сдержа..о, поступить обдума..о, обдума..ое предложении, решение задачи обдума..о, облегчё..о вздохнуть; ш..пот, кумач..вый, перц..вка, с малыш..м, ситц..вое, ш..рох, ж..сткий, снеж..к, капюш..н, утюж..к, батож..к, верблюж..нок, ш..рник, медвеж..нок; помогать(по)дружески, опаздывать(по)прежнему, не тратить время (по)напрасну, работать (по)сменно, заботиться (по)матерински, получать деньги (по)месячно.

Ключи к тесту: 1-В 1-4; 2-3; 3-2; 4:1-В; 2-А; 3-В; 4-Г; 5-Б;5-3; 6-3; 7-3; 8-4; 9-А;

8 класс Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»2 вариант

1.Какое утверждение является неверным?

1) Однородные члены предложения могут выражаться словами разных частей речи.

2)Между однородными членами перед повторяющимися союзами ставится запятая.

3)Сочинительные соединительные союзы: и, да(и), ни-ни, не только…, но и; как…,так и…

4) Во фразеологическом обороте между однородными членами запятая ставится.

2. В каком варианте ответа указаны предложения с несколькими рядами однородных членов?

А. По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвёл алым огнём.

Б. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.

В. Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.

Г. В лесу и на лугу пахло мокрой травой и свежим сеном.1)А,Г 2)В,Д 3)А,В 4)В,Г

3.В каком варианте ответа указаны предложения с однородными членами, связанными сочинительными противительными союзами? Знаки препинания не расставлены.

А.Посадку самолёта задерживал шторм и отклонение его от нужного курса.

Б.Годы уводят силы зато прибавляют ума.

В. Разве они никогда не слышат стука колёс или не видят голых равнин за окнами?

Г.Огонь костра погас однако в нём долго оставался круг от раскалённых углей.

1) Б,В 2) В,Г 3) Б,Г 4) А,В

4. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.

А.Он командовал отрывисто, вполголоса, почти шёпотом.

Б. Пейзаж чужой планеты у него перед глазами то появлялся, то исчезал.

В. Один рулевой бодрствовал на корме, да напевал что-то под нос.

Г. Сады залились бело-розовой пеной цветения и наполнились писком, свистом, щебетом.

1.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 1)А 2)Б 3)В 4) Г

2. В каком предложении однородные члены связаны сочинительным разделительным союзом? А Б В Г

3. В каком предложении однородными являются обстоятельства образа действия? А Б В Г

4. В каком предложении однородные члены выражены разными частями речи? А Б В Г

5) В каком предложении однородные члены являются дополнениями? А Б В Г

5. Укажите правильный вариант постановки на месте цифр знаков препинания.

Всё(1) и берёзовая рощица(2) и могучий дуб(3) закрывавший своим шатром поляну(4) по-своему было прекрасно.

1) 1,4 — тире; 2,3 – запятые

2) 1- двоеточие; 2,3,4 –запятые

3) 1- двоеточие; 2,3 – запятые; 4 – запятая и тире

4) 1 -двоеточие; 2,3 – запятые; 4 – тире

6. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых использована как средство выразительности языка градация( расположение ряда слов или выражений в порядке их возрастающей или убывающей смысловой значимости)?

А. Синие полосы тумана колыхались над орешником, заливали кусты.

Б. Он стряхнул оцепенение, лёг на кровать и подтянул к подбородку одеяло.

В. Усталое светило медленно погружалось в облака, окрашивая всё в розовые, пунцовые, кумачовые тона.

Г.Вода медленно подступала к ногам, притопляла камни, прибывала на глазах и наконец хлынула из полыньи на лёд, потекла верхом. 1)В,Г 2) А,Б 3) Б,В 4) Б,Г

7.Укажите вариант ответа, в котором предложения соответствуют схеме: О: О,О,О . Союзы на схеме не указаны. Знаки препинания не расставлены.

А. Распоряжения его всегда были и быстры и точны и конкретны.

Б.Вокруг не было ни человека ни лошади ни птицы.

В.Сквозь голубую дымку мутно голубело всё вокруг лес скалы острова.

Г. Скворец таскал в гнездо всякий строительный вздор мух вату перья.

1) А.Г 2) Б,В 3) В,Г 4) А,Б

8.В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска должна стоять запятая?

А. Мокро блестят старые …железные крыши.

Б. По небу, заслоняя звёзды, неслись низкие …тяжёлые тучи.

В.Он прижался к мощному … корявому стволу и стоял так неподвижно.

Г. В этот год осень пришла мрачная…дождливая.

1) А,В 2) Б,Г 3) Б,В 4) А,Г

9.В каком варианте ответа указаны предложения с пропущенной запятой перед союзом И?

А. Пламя костра пританцовывало в лад со звуками и как будто смеялось.

Б. Туманный месяц и меня, и гриву, и хребет коня осыпал серебристым блеском.

В.Он сохранил и блеск лазурных глаз, и звонкий детский смех, и речь живую и веру гордую в людей.

Г. В рёве метели жили боль и беда, и тусклая тревога.

1) А,Б 2) В,Г 3) Б,В 4) А,Г

10. Орфографический диктант. (Не)(с)кем посоветоваться, скрывать (не)чего, (не)громкий ш..пот, работа (не)провере..а; (не)широкая, а узкая дорога; (ни,не)мало не сожалел; (ни,не)когда (ни,не)откуда не получал писем; помощи ждать (ни,не)откуда; (ни,не)(с )кого спрашивать; (ни,не)когда (ни,не)(на) кого не обижался ; (ни,не)как не ожидал пр..езда гостей; яблоку (ни,не)где упасть; (ни,не)чуть не растерявшись; беше..о налетевший порыв ветра, беше..ый зверь, ветре..ый день, лома..ая линия, слома..ая ветка, безветре..ая погода, слушать рассея..о. камыш..м, реч..нка, окруж..нный, ч..лка, копч..ности, обж..рливость, возмущ..нный, стереж..т, печ..т, борщ..вый, трущ..ба, горяч.., хорош…, блестящ.., ж..стко, суп харч.., читать (по)французски, надеяться (по)пусту, сказать(по)просту, ссориться (по)пустому.

Ключи к тесту: В-2 1-4; 2-1; 3-3; 4: 1-В; 2-Б; 3-А; 4-А; 5-Г; 5-3; 6-1; 7-3; 8-2; 9-2;

Диктанты ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 8 КЛАСС по теме ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ»

ВЕСЕННЕЕ УТРО

  Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.

  В густой, буйной траве дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестрит цветами: скромными синими колокольчиками, белыми пахучими ромашками, дикой гвоздикой, горящей пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль ароматом повилики.

  Все блещет, и нежится, и радостно тянется к ласковому солнышку.

  Кое-где в глубоких и узких балках еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе трепещут и звенят жаворонки. Неутомимые кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась, ожила, и кажется, что она дышит глубокими, ровными, могучими вздохами.

(По А. Куприну)

(131 слово)

 

  Задания к тексту:

  1) Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

  2) Начертите схему предложения, выделенного курсивом.

  3) Выполните морфемный и морфологический разбор одного причастия и одного деепричастия из текста.

 

ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ»

РАССВЕТ В СТЕПИ

  Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, тянущуюся вправо от дороги до самого горизонта и исчезающую в лиловой дали. Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо принялось за свою работу.

  Далеко впереди, около курганчиков и ветряной мельницы, издали похожей на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса. Такая же полоса поползла вправо и охватила холмы. Вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

  Все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести.

  Прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Загорелые холмы, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски…

(По А.П. Чехову)

(136 слов)

 

  Задания к тексту:

  1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

  2) Графически обозначьте синтаксические конструкции, встретившиеся в тексте.

ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ»

***

  В пятидесятые годы французский ученый Анри Лот обнаружил в Сахаре, самой большой пустыне нашей планеты, подлинный «музей» доисторического искусства. Здесь, на склонах Тассили, на месте древних поселений людей сохранилось огромное количество рельефов и росписей. Мастерски исполненные изображения, повествующие об охоте на слонов, жирафов и других животных, говорят о том, что в те далекие времена там, где ныне бесплодные пески, была цветущая земля, полная жизни.

   Первобытные художники стали основоположниками всех видов изобразительного искусства: графики, живописи, скульптуры. Преуспели они и в декоративном искусстве. То есть в резьбе по камню и кости.

(Из энциклопедии юного художника)

(89 слов)

 

  Задания к тексту:

  1) Найдите уточняющие обособленные члены предложения и обозначьте их графически.

  2) Какими еще синтаксическими конструкциями осложнен текст?

  3) Приведите примеры однородных и обособленных членов предложения из текста.

ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ»

  В читальне, уютной, тихой и светлой только над столами, стоя шуршал газетами какой-то седой немец, похожий на Ибсена, в серебряных круглых очках и с сумасшедшими,изумленными глазами. Холодно осмотрев его, господин из Сан-Франциско сел в глубокое кожаное кресло в углу, возле лампы под зеленым колпаком, надел пенсне и, дернув головой от душившего его воротничка, весь закрылся газетным листом. Он быстро пробежал заглавия некоторых статей, прочел несколько строк о никогда непрекращающейся балканской войне, привычным жестом перевернул газету. Вдруг строчки вспыхнули перед ним стеклянным блеском. Шея его напружинилась. Глаза выпучились. Пенсне слетело с носа.

  Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха и дико захрипел. Нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб. Голова завалилась на плечо и замоталась. Грудь рубашки выпятилась коробом. Все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то.

(И. Бунин)

(134 слова)

 

  Задания к тексту:

  1) Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

  2) Обозначьте грамматическую основу каждого предложения.

  3) Графически обозначьте, каким членом предложения являются уточняющие члены.

  4) Графически обозначьте:

  а) обособленные члены предложения;

  б) однородные члены предложения.

  5) Выпишите действительные причастия.

  6) Выполните морфемный разбор выделенных слов.

  7) Подберите синонимы к подчеркнутому слову.

  8) Подчеркнутые простые предложения измените так, чтобы предложение стало сложным.

Предложения с однородными членами 8 класс

Краткое содержание:
Защитная окраска есть и у птиц, и у зверей, и у спасающихся, и у хищников. Представим белого тигра и отправим его на охоту. Легко ли ему будет добыть себе что-нибудь на обед? Конечно, тигр сумел бы кинуться и одолеть добычу, окажись она поблизости, но этого как раз и не случится…

Краткое содержание:
Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от са­мых незаметных вещей — от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки. Осень пришла врасплох и завладела землей — садами и река­ми, лесами и воздухом, полями и птицами…

Краткое содержание:
Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым, мягким снегом. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол ще­ки. Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор…

Краткое содержание:
В русской пейзажной живописи очень много произведений, по­священных временам года. Осень, весна, зима — любимые темы рус­ской пейзажной живописи на протяжении всего XIX века и позднее…

Краткое содержание:
Герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринев — сви­детель и участник важных для России исторических событий. В основе повести — рассказ о формировании личности молодого дворянина…

Краткое содержание:
Пасмурная осень тянулась долго. Солнечных дней выпадало не­много, и в комнате было тускло. Только огненный клест Капитан Клюквин веселил глаз. Красный цвет горел на его перьях. А некоторые были оторочены оранжевым, напоминали осенние листья…

Краткое содержание:
Вместо скрипки Иохим купил у прохожего горца деревянную дудку. Он считал, что ее тихие переливы больше соответствуют его горькой судьбе. Однако дудка обманула его ожидания. Она свистела, когда нужно было петь…

Учебно-методический материал по русскому языку (8 класс): Диктант по теме: «Однородные члены предложения»

                                                       Дед Макар                              

Я вспоминаю детство с теплом и трепетом. В нашем доме по праздникам было очень шумно. Со всех уголков страны съезжались родственники: тёти и дяди, двоюродные братья и сёстры — их приезд сам по себе всегда был праздником. Но самым ожидаемым гостем для меня был дед Макар. Старенький, морщинистый, с тёплыми глазами, сияющими каким-то нереальным светом, сгорбленный, опирающийся на корявую трость, он был похож на героя из сказок, которых мне великое множество рассказывала покойная бабушка. Дед Макар приходился то ли двоюродным, то ли троюродным дядей моему отцу. Он был одинок. Жил в какой-то глухой деревеньке, название которой я сейчас даже не могу вспомнить. Мы никогда не навещали его. Отец говорил, что дед Макар не любит шум, и всё-таки он приезжал к нам раз или два в год. Ему выражали особое почтение, как самому старшему в семье. Все его побаивались почему-то, но я никогда не испытывал перед ним страха. Я не отходил от него ни на шаг. Всё в нём поражало меня: тёплый взгляд из-под густых бровей, низкий голос с простуженной хрипотцой, тяжёлая поступь под мерный стук трости — я был очарован им.

Дед Макар обычно садился куда-нибудь в угол, доставал потёртую трубку, набивал в неё душистый табак и закуривал, глядя строго перед собой. Я садился рядом с ним, придвинув поближе деревянный стул, на который забирался с ногами, и с нетерпением ждал, когда он заговорит. Он начинал говорить внезапно, и я никогда не мог угадать этот момент, поэтому каждый раз вздрагивал, услышав его звучный голос. Дед Макар рассказывал о войне, а я впивался в него отчаянным взглядом, боясь упустить хоть слово. Его истории были мрачными, но я с необъяснимой жадностью запоминал их и хранил глубоко в сердце.

Деда Макара давно уже нет, а я всё ещё помню его взгляд, голос, запах табака, окутывающий комнату, и страшные истории его нелёгкой жизни, которые сейчас я иногда пересказываю своему сыну.

Контрольный диктант по теме Однородные члены предложения — ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: проверить знания, умения, навыки по теме “Однородные члены предложения”; закреплять навыки лингвистического разбора; учить применять теоретический материал на практике.

Планируемые результаты: умения применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Контрольный диктант

(Учитель выбирает один из вариантов диктанта. В случае выбора первого варианта необходимо заранее предупредить учеников о необходимости нумеровать предложения и оставлять после каждого предложения пустую строку для выполнения грамматического задания.)

1) Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам, и по долам, и по горам. (Я. Крылов)

2) То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет. (Я. Крылов)

3) Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (Я. Крылов)

4) Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки и сели на лужок Подлипки. (И. Крылов)

5) Казак на север держит путь, казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе. (А. Пушкин)

6) Сквозь шум волн на берег долетали не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие крики. (М. Горький)

7) Около родника зеленеет короткая бархатная травка.

8) Ничто не шевелилось: ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветке дерева.

9) В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто.

10) Всё кругом: зелёная трава на улице, шумящая от ветра листва на деревьях, солнце над головой — выглядело несказанно радостным и привлекательным.

11) Дела мои последнее время шли и вкривь и вкось.

12) Нулевым результатом матча остались недовольны как игроки, так и болельщики.

Грамматическое задание

1. Подчеркнуть однородные члены предложения, составить схемы, указать значения сочинительных союзов: вариант 1 — нечётные предложения, вариант 1 — чётные.

2. Выполнить синтаксический разбор предложения: вариант 1 — предложение 3, вариант 2 — предложение 9.

Грибная пора

В середине осени, в середине сентября, устанавливается иногда удивительная погода. Утром выпадает на траву холодная, обжигающая ноги роса или даже белый хрустящий утренник. Каждая травинка, каждый упавший на землю лист, каждая соломинка, каждая паутинка, протянутая там и сям, — всё обсыпано сахарной пудрой. Но небо чисто. Оно такого глубокого синего цвета, какого не увидишь в летнюю жаркую пору.

Солнце начинает пригревать в синем безветрии, и вскоре там, где хрустел под ногами заморозок, появляются россыпи крупной, как отборные бриллианты, росы. Всё в это время в природе дышит свежестью, здоровьем и чистотой.

В эту осеннюю пору появляются самые лучшие, самые крепкие, самые вкусные грибы. Они тоже обрызганы росой, и даже в некоторых из них в середине, в ямочке, собирается немного хрустальной влаги. (129 слов)

(В. Солоухин)

Грамматическое задание

1. Выполнить синтаксический разбор предложения: вариант 1 — второе предложение, вариант 2 — первое предложение последнего абзаца.

2. Выполнить разбор слова по составу: вариант 1 — собирается, вариант 2 — появляются.

III. Подведение итогов урока

— Какие трудности вы испытали при написании диктанта и выполнении грамматического задания?

Домашнее задание

Упр. 265.

Сборник диктантов для учащихся 8 класса

Контрольный диктант №1 (входной)

Однажды нам в подарок принесли берёзку, выкопанную с корнем. Мы посадили её в ящик с землёй и поставили в комнате у окна. Скоро ветки берёзки поднялись, и вся она повеселела.

В саду поселилась осень. Горели пурпуром клёны, порозовел кустарник и кое-где на берёзках появились жёлтые пряди. Но у нашего деревца мы не замечали никаких признаков увядания.

Ночью пришёл первый заморозок. Я проснулся рано, оделся и вышел в сад. Разгорался рассвет, синева на востоке сменилась багровой мглой. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частным печальным дождём.

В комнате при бледном свете зари я увидел, что и наша берёзка стала лимонной. Комнатная теплота не спасла её.

Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих подруг.

Последняя память о лете исчезла.

(По К. Паустовскому)

Грамматическое задание.

1.Обозначьте графически изученные орфограммы в 1-ом абзаце (1 вариант) во 2-ом абзаце (2 вариант).

2.Разберите по составу слова: выкопанную поставили заморозок (1 вариант) порозовел лимонный никаких (2 вариант).

3.Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения (1, 2 вариант).

Контрольный диктант №2

по теме «Главные члены предложения»

Сказочные облака

Сегодня весь день плыли по небу необычные облака, подгоняемые ветром. Эти облака – живые существа. Они то забирались ввысь, то опускались, почти касаясь крыш, то превращались в причудливые фантазии. Над цирком они приняли форму бегемота, играющего с мячом, над школой стали раскрытой книгой, а над рекой приобрели светло-голубой оттенок.

Люди ходили какие-то радостные, подняв глаза к небу, и улыбались. Сам собою в городе объявился праздник. Все вышли на улицу, а в школах отменили занятия.

«Такие облака – это сказка», — говорили люди друг другу и боялись пропустить что-нибудь интересное, потому что все чувствовали: такое бывает только раз в жизни.

«Мама, разве море вверху, там плывёт кораблик?» — спрашивал удивлённый чудом мальчик.

Весь город, попавший в сказку, стал добрым. Неожиданные облака, словно волшебники. Они помогали людям увидеть прекрасное. Ведь любоваться облаками – это понимать мечту.

А ночью, когда все ушли спать, облака опустились и окутали город тёплым, таинственным, серебряным туманом, приносящим сказочные сны.

Грамматическое задание.

1.Выделите сказуемые и определите их типы: в первом абзаце – 1 вариант; во втором абзаце – 2 вариант.

2.Объясните постановку тире между главными членами предложения, графически обозначьте повышение тона и паузу.

Контрольный диктант №3

по теме «Второстепенные члены»

Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.
      Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе.
      Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине «Золотая осень». Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд.
      Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении. (132 слова)

      Грамматическое задание

1. Подчеркните в предложениях грамматические основы с простым глагольным и составным глагольным сказуемым. (1 — 2 на каждый вид).

2. Укажите в тексте диктанта прямые и косвенные дополнения (по одному-двум на каждый вид). В 1-ом абзаце обозначьте безударные гласные в корне.

3. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант

Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.

2 вариант

Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает.

Схема анализа контрольного диктанта №3

по теме: «Второстепенные члены»

8 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Результаты работы:

Написали диктант на:

Выполнили грамматическое задание на:

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

Примечание

Примечание

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.

Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел

Проверяемые согласные в корне слова __________ чел

Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел

Разделительный ь, ъ ________________ чел

Раздельное написание предлогов с другими словами

Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел

Употребление ь на конце существительных после шипящих ____ чел

Тире в простом предложении _________ чел

Запятая в сложном предложении _____ чел

Запятая при деепричастном обороте ____ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

В определении простого и составного глагольного сказуемого__________ чел

В обозначении безударной гласной в корне ­­­­­­­­­­____________ чел

В синтаксическом разборе предложения __________ чел

Контрольный диктант №4 по теме «Односоставные предложения»

Осенью на Прорве.

Старое русло Оки. Его называют Прорвой. Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких репейников, колючек, огромных грибов-дождевиков.

Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лодки часто нельзя высадиться на берег.

Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете фонаря я даже читаю, но недолго. На Прорве слишком много помех.

То за кустом крикнет какая-то птица, то ударит хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в кусте ивовый прут.

Начинает разгораться зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли.

Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца.

К рассвету лицо обжигает лёгкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря.

Воздух чист и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой.

Грамматическое задание

1.Найдите в тексте 2-3 односоставных предложения ( в т.ч. и те, которые являются частью сложного предложения), определите тип этих предложений.

2.Сделайте синтаксический разбор сказуемых :

1 вариант –в предложении На Прорве слишком много помех.2 вариант –в предложении Воздух чист и прохладен.

3.Выпишите из диктанта по одному слову с безударной гласной, проверяемой ударением, непроверяемой, чередующейся.

4.Разберите по составу слова: рассвету, разгораться

Схема анализа контрольного диктанта №4

по теме: «Односоставные предложения»

8 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Результаты работы:

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

Примечание

Примечание

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.

Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел

Проверяемые согласные в корне слова __________ чел

Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел

Разделительный ь, ъ ________________ чел

Раздельное написание предлогов с другими словами

Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел

Употребление ь на конце существительных после шипящих ____ чел

Запятая в сложном предложении _____ чел

Запятая при однородных членах ____ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

В определении типа простого односоставного предложения ___ чел

В обозначении слов с безударной гласной, проверяемой ударением, непроверяемой, чередующейся­­­­­­­­­­____________ чел

В синтаксическом разборе сказуемого__________ чел

В разборе слов по составу _____________ чел

Контрольный диктант №5 по теме

«Предложения с однородными членами»

      Всё: и день, и природа — великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю.
     

 Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. Воротятся опять и птицы, и весенний говор природы, но это будет не тот говор, не те птицы. А грезы не воротятся. (130 слов)

      (ПоД. Мордовцеву)

Грамматическое задание

1.Начертите схему предложения:       

Все: и день, и природа — великолепно.- 1в,

Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. – 2в

2.Подчеркните грамматическую основу в предложениях

Они устилают всю землю. — 1в

А грезы не воротятся. – 2в

3.Объясните знаки препинания в предложениях:

Куда девались птицы, распевающие от зари до зари?

Схема анализа контрольного диктанта №5

по теме: «Однородные члены предложения»

8 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Результаты работы:

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

Примечание

Примечание

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.

Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел

Проверяемые согласные в корне слова __________ чел

Раздельное написание предлогов с другими словами

Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел

Запятая в сложном предложении _____ чел

Запятая при однородных членах ____ чел

Запятая при причастном обороте ____ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

В схеме предложения _________чел

В выделении грамматической основы ______ чел

При объяснении постановки знаков препинания в предложении с причастным оборотом _____________ чел

Контрольный диктант №6 по теме «Обособленные члены предложения»

Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.

Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актер, был талантливым педагогом.

Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, заложена в детстве. Его мать — художница- любительница, отец — известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.

С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова.)

(По Э. Патсон.)

Грамматическое задание.

1. Разобрать по составу:

наполненные сделанные

принесли привлекают

городам правдивостью

2. Объяснить графически знаки препинания:

Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд».

Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.

3.Произвести синтаксический разбор предложения с обособленным определением.

Контрольный диктант №7 по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

Наука о питании, так же как и кулинарное искусство, имеет свою историю. Без сомнения, первый человек был одновременно и первым поваром. Значит, искусство приготовления пищи старше других искусств?

Ещё в каменном веке люди приготовляли пищу, используя огонь. Туши животных зажаривались на раскалённых углях или на вертеле.

При раскопках древних поселений находят глиняные горшки, которые считают почтенными предками современных кастрюль. Однако до появления глиняных сосудов пища готовилась в корытах, выдолбленных из камня. Туда насыпали раскалённые камни, доводя таким образом воду до кипения.

Тяжела была эта пища! При одной мысли о том, чем питались наши предки, становится как-то не по себе. Но человек тех далёких времён постоянно боролся со всем: с суровой природой, с врагами, болезнями. Надо полагать, такая грубая пища была ему в самый раз.

Родиной изощрённого кулинарного искусства, как говорят учёные, является Азия. Впоследствии, постоянно изменяясь, обогащаясь, подвергаясь влиянию мод и подчиняясь местным традициям, оно распространилось по миру. (149 слов)

(В. Кудашева)

Грамматическое задание

1.Выписать из текста диктанта одно предложение со словами или предложениями, грамматически не связанными с членами предложения, сделать письменный синтаксически разбор (по выбору учащихся).

2.Указать в тексте диктанта значения вводных слов.

Контрольный диктант №8 по теме «Чужая речь»

Итак, Петя сдал вступительный экзамен в гимназии. Однако тётя упорно утверждала: «Никакого экзамена, конечно, не было, а было лёгкое приёмное испытание» Но Петя повторял со слезами: «А вот был экзамен!» Тётя решила покривить душой: «Впрочем, я, вероятно, ошиблась. Кажется, был экзамен». Петю, однако, грызло сомнение, потому что всё прошло как-то чересчур быстро и гладко.

Вначале всё шло превосходно. Мальчика огорчало только то, что его ещё ни разу не вызвали к доске. Каждую субботу он с грустью приносил дневник, обёрнутый в роскошную бумагу, склеенную серебряными звёздами.

Однажды Петя, не раздеваясь, вбежал в комнату. Размахивая дневником, он радостно кричал: «Мне отметки поставили!» Торжественно швырнув дневник на стол, мальчик гордо отошёл в сторону, как бы не желая мешать созерцанию отметок.

Раскрыв дневник, тётя ахнула: «Сплошные двойки!» «Я так и знал! – чуть не плача от обиды закричал Петя. – Важно, что это отметки!» И, сердито выхватив дневник, мальчик помчался во двор показывать его приятелям.

(149 слов)

(В. Катаев)

Грамматическое задание.

1.Сделать синтаксический разбор предложения с чужой речью (по выбору учащихся).

2.Начертить схемы предложений с прямой речью.

Итоговый контрольный диктант №9

Наступление утра

Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и вы непременно услышите чудесные звуки земли. Во все времена люди ласково называли её матерью-землёю.

Журчание весеннего ручейка или плеск речных волн о песчаный берег, пение птиц или гром отдалённой грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь, трепетание зелёной листвы на деревьях или треск кузнечиков у протоптанной луговой тропинки – всё это бесчисленные звуки земли. Слышать их люди городские, оглушённые шумом машин, к сожалению, отвыкли. Тем радостнее такому человеку, ещё не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил.

А как хорошо новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начиная радостно петь, птицы. Спят в каменных домах люди, редкая прошумит машина, но уже полнится жизнью пробудившийся лес, полной грудью дышит земля. В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. (140 слов)

Схема анализа контрольного диктанта №9

Итоговый

8 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Результаты работы:

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

Примечание

Примечание

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.

Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел

Проверяемые согласные в корне слова__________ чел

Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел

Разделительный ь, ъ ________________ чел

Раздельное написание предлогов с другими словами

Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел

Употребление ь на конце существительных после шипящих ____ чел

Запятая в сложном предложении _____ чел

Запятая при однородных членах ____ чел

Запятая при обособленных членах ____ чел

Знаки препинания в предложении с обобщающим словом ____ чел

Контрольные работы по русскому языку (8 класс) — Русский язык — Разработки уроков — Каталог статей

Приложение

Стартовый  контрольный диктант.

Ночное приключение

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие в резиновой лодке. Никому ничего не ска­зав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздейство­вало на нас.

В течение нескольких минут мы колебались, но потом реши­тельно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но посте­пенно мы освоились и уже смело смотрели вперед.

Мы плыли медленно по течению реки  Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защелкал соловей, за ним другой. Мы восхищались соловьиным пением и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

(150 слова)


 

Контрольное изложение

ЗЕМЛЯ

Городской человек редко встречается с землей. Земля скрыта от его глаз каменными плитами, застывшей лавой асфальта. Она покоится в глубине черная, бурая, красная, серебристая. Она задержала дыхание и затаи­лась. Городской человек не знает, чем пахнет земля, как она дышит в разные времена года, как страдает от жажды, как рожает Хлеб. Он не ощущает, что вся его жизнь, его благополучие зависит от земли. Не переживает за сухое лето, не радуется обильному снегопаду. А иногда боится земли, как смутной незнакомой стихии. И тогда в душе затихает необходимое, естественное чувство сыновней любви к земле.

В деревне мы с мамой ходили босиком. Сперва это было довольно трудно. Но постепенно на ногах образовались естественные подошвы и ноги перестали чувствовать мел­кие уколы. Эти подошвы верно служили мне — не снаши­вались, не протирались. Правда, их нередко приходилось заливать йодом. А перед сном — мыть…

Мать приучала меня к земле, как птица приучает свое­го птенца к небу, а белая медведица приваживает медве­жонка к морю. На моих глазах черная земля становилась зеленой, потом разливалась легкая голубизна, потом мер­цала бронза — так рождается лен.

По-настоящему земля открылась мне на войне. Ско­лько земли перекопал, перелопатил я за войну. Я рыл окопы, траншеи, землянки, ходы сообщения, могилы… Я рыл землю и жил в земле. Я узнал спасительное свой­ство земли: под сильным огнем прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.

Я увидел землю так близко, как раньше никогда не мог увидеть. Я приблизился к ней, как муравей. Она липла к моей одежде, к подметкам, к лопате — я весь был намагничен, а она железная. Земля была мне и убежищем, и постелью, и столом, она гремела и погружалась в тишину. На земле жили, умирали, реже рождались.

Ю. Яковлев. 284 слова.

Задания:

1.  Напишите подробное изложение, используя предло­жения с однородными членами.

2.  Объясните написание слов: каменные, не ощущает, незнакомой, затихает, нередко, по-настоящему, прижимал­ся, увидел, приблизился.

 

 

Контрольный диктант по теме: « Обособленные члены предложения».

 Город, в котором я родился, имеет очень живописное местоположение. Он мирно раскинулся на нескольких холмах, по обоим берегам реки, большой и судоходной. Оба берега соединены каменным мостом. По правому, высокому берегу устроен бульвар. В хороший летний вечер городские жители любят гулять по тенистым аллеям бульвара. Летом на бульваре иногда играет военная музыка. Весною толпы народа собираются на бульвар с другой целью. В это время река разливается и часто затопляет левый, более низкий, берег.

Посреди города проходит одна главная улица, довольно широкая и длинная. Она вымощена булыжником; по обеим сторонам идут тротуары. На главной улице встречаются лучшие городские здания, по большей части каменные.

Есть в нашем городе базар. По воскресеньям и средам базар наш бывает очень оживлён. В эти дни крестьяне из окрестных деревень привозят дрова, сено, муку, крестьянки приносят молоко, масло, полотно, грибы, ягоды. Хозяйки спешат на базар запастись провизией, а местные торговцы скупают привезённый товар оптом. Кругом базара идут ряды гостиного двора. Регулярно, раз в году, в нашем городе бывает ярмарка. Тогда базар становится ещё многолюднее.

(167 слов)                           (Из сборника диктантов В. Покровского)

3. Грамматические задания.

1) Синтаксический разбор предложения.

1 вариант: В это время река разливается и часто затопляет левый, более низкий, берег.

2 вариант На главной улице встречаются лучшие городские здания, по большей части каменные.

2) Разберите слова по составу:

1 вариант: местоположение, собираются, каменный, раскинулся

2 вариант: судоходной, встречаются, длинная, привезённый.

 

    Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»

     Невыносимая жара.    Лесные пожары. В речные затоны, тихие и неподвижные, медленно падал дождь из сгоревших березовых листьев. Стаи диких птиц, спасаясь от пожаров, проносились над деревней. А на закатах срывались страшные песчаные бури.

      Мне нужно было написать небольшой рассказ, но писать было невозможно. Я ждал осени, ненастья, когда поневоле буду привязан к дому , напишу давным-давно обещанный рассказ. Но пришла осень, зашуршали дожди, и в первый же ненастный день я услышал далекий и печальный крик журавлиных стай, летевших к югу. Я завидовал птицам, потому что скоро блестящая морская волна ударит им в глаза, соленый полуденный ветер взъерошит их перья.

      Дожди и ветры уже шумели в лесах, но в зарослях было тепло и тихо.  На полянах доцветала белая гвоздика.  Из-под  земли, похожей на золу,   ползли  грибы-крепыши.

      В ту осень  я не написал ни строчки. Не хотелось . Напишу  зимой

      (По К. Паустовскому)

Контрольный диктант по теме»Однородные члены предложения»

      За долгие тысячелетия, которые насчитывает наша цивилизация, люди укрывали от посторонних глаз множество различных кладов: благородных металлов, драгоценных камней, прочих ценностей. Где только не прятал человек свои богатства: на необитаемых островах и в дремучих лесах, высоко в горах и глубоко под землей, в роскошных дворцах и ветхих лачугах, в специально оборудованных тайниках и случайно оказавшихся под рукой стульях. Спрятанные сокровища, как магнит, притягивают к себе кладоискателей. Некоторые клады имеют прежде всего огромную историческую ценность. Крупнейшие музеи мира гордятся неповторимыми ювелирными шедеврами, которые говорят о многом: о непревзойденном искусстве мастеров, о высоком уровне культуры древних народов. О жизни людей в далеком прошлом, об истории стран и народов рассказывают ученым немые свидетели далеких эпох. Сегодня на помощь кладоискателям приходит современная наука и техника. Чтобы заставить найденный клад заговорить, привлекаются физики и химики, историки и лингвисты, искусствоведы и геологи — словом, специалисты многих отраслей знаний. (141 слово)

      (По В. Солоухину)

     Контрольный диктант по теме» Вводные слова и предложения»

 Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше. Мы пытались его уговорить. Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников решил над ним подшутить. Проводник рассердился, повернулся и быстро пошел по тропе обратно. Задерживать теперь его было, конечно, бесполезно. Через несколько минут он скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли ее найти. Мы направились на шум прибоя. Но наши приключения не закончились. Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть было не сорвался. К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. К несчастью, мы еще попали в бурелом. Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрались. Посоветовавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь. (150 слов)

 

Структурная классификация предложений

§ 2. С точки зрения структуры предложения могут быть:

1. Простой или композитный (составной и сложный).

2. Полный или неполный (эллиптический).

3. Двухчленный (двухъядерный) или однослойный (одноядерный).

Эти три классификации основаны на разных подходах к структурной организации предложений и отражают разные ее аспекты.

Разница между простым предложением и составным предложением состоит в том, что первое содержит только одну единицу подлежащего-предиката, а второе — более одной. Субъектно-предикатные единицы, образующие составные предложения, называются придаточными предложениями.

Честность — лучшая политика. (одна субъект-предикат)

Тихие воды глубокие. (одна субъект-предикат)

Вы можете отвести лошадь к воде, но не можете заставить ее пить (две единицы субъект-предикат или две единицы

пункта)

Никогда не знаешь, что ты можешь сделать, пока не попробуешь.(три предметно-предикатных единицы, или три придаточных)

Разница между составным и сложным предложением заключается в отношениях между составляющими их предложениями (см. § 137, 138, 144).

Полные и неполные (или эллиптические) предложения различаются наличием или отсутствием словоформ в основных позициях двухчленных предложений.

В законченном предложении обе основные позиции заполнены словоформами.

Когда вы приехали?

Я пришел прямо сюда.

В неполном (эллиптическом) предложении одна или обе основные позиции не заполнены, но их можно легко поставить, поскольку из контекста ясно, чего не хватает.

Веселая, а?

Готовы?

Могу быть профессионалом.

Снова неверно.

Эллиптические предложения типичны для разговорного английского.Односоставные и двухчленные предложения различаются по количеству содержащихся в них главных частей (позиций): двухчленные предложения состоят из двух основных частей — подлежащего и сказуемого, а односоставные предложения имеют только одну главную часть, которая является ни подлежащее, ни сказуемое.

Двухчленные предложения:

Сорока улетела.

Сейчас идем ко мне домой.

Односоставные предложения:

Старый парк.

Середина лета.

Отлив, вода пыльная.

Жить одному в этом заброшенном доме!

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Двухчленные предложения

§ 3. Базовый образец простого предложения в английском языке — это одна единица субъект-предикат, то есть , то есть она имеет две основные (основные) позиции: подлежащее и сказуемое.Это образец предложения, состоящего из двух членов. Есть несколько вариаций этого основного паттерна, в зависимости от вида глагола, занимающего положение сказуемого. Глагол в предикатной позиции может быть непереходным, переходным, дитранзитивным или связующим.

Вот основные варианты фундаментального (базового) паттерна:

1. Джон побежал.

2. Джон — студент.

3. Джон умен.

4.Джон выучил французский.

5. Иоанн дает Мэри свои книги.

6. Джон живет

в Лондоне. там

7. Мы признали Джона виновным.

8. Мы нашли Джона занудой.

Базовый шаблон может быть растянутым или расширенным.

Нерасширенное предложение содержит две основные позиции основного шаблона: подлежащего и предиката.

Мэри засмеялась.

Мэри — врач.

Мэри счастлива.

Расширенное предложение может содержать различные необязательных элементов (включая атрибуты, определенные виды предложных объектов и наречие модификаторы).

Джон быстро подбежал ко мне.

Мой друг Джон очень добрый ученик.

Мэри от души рассмеялась этой шутке.

Обязательные расширяющие элементы — это те, которые дополняют значение других слов, обычно глаголов или местоимений, которые без них не имеют смысла или имеют мало смысла. Поэтому обязательные элементы называются дополнениями.

Джон выучил французский язык. (значение «выучил» будет неполным без предмета «французский»)

Джон дает Мэри свои книги. (значение «дает Марии» без объекта передает другое значение

«его книги»)

Джон живет в Лондоне (значение «жизней» неполно без наречия места)

Односоставные предложения

§ 4. Односоставные предложения в английском языке бывают двух типов: номинальных предложений, и словесных предложений.

Именные предложения — это предложения, в которых основная часть выражается существительным. Они заявляют о существовании выражаемых ими вещей. Они типичны для описаний.

Именных предложений может быть:

а) без протяженности.

Тишина. Лето. Полночь.

б) e x t e n d e d.

Сумерки — летней ночи.

Трава, это хорошая, мягкая, сочная трава.

Английские весенние цветы!

Глагольные предложения — это предложения, в которых главная часть выражается не конечной формой глагола, либо инфинитивом, либо герундий. Инфинитивные и герундийные односоставные предложения в основном используются для описания различных эмоциональных восприятий реальности.

Подумать об этом!

Подумать только, что он должен был снова встретить ее таким образом!

Жить во власти женщины!


.

Предсказание. Средство выражения сказуемости — Мегаобучалка

Предложение характеризуется особой категорией сказуемости, которая устанавливает отношение названной информации к реальной жизни. => Предикация — это отношение информации, выраженной в высказывании, к реальности; это соотношение между высказыванием и реальностью.

И сказуемое, и подлежащее важны для структуры предложения, их отношения взаимны.Подлежащее доминирует над сказуемым, определяя личность и число, а сказуемое доминирует над предметом, приписывая ему какое-то действие или качество.

Но основным средством выражения сказуемого является предикат , потому что центр сказуемого в предложении — это конечный глагол. Он выражает предикацию через формы времени и настроения (а также через личность и число — см .выше)

— События представлены как факты, имевшие место в прошлом: Она улыбнулась, когда Том вернулся в комнату.

— События представлены как факты, происходящие в настоящее время: Я путешествую с парой друзей. Они все еще собирают вещи.

— События представлены не как факты, как что-то воображаемое: / интересно, как бы изменилась моя жизнь, если бы я вырос в другом месте.

Но это не единственное средство. Предикация выражается не только формами конечного глагола, связывающими его с подлежащим, но и всеми другими формами и элементами предложения, которые устанавливают связь между данной информацией и реальностью:

— интонация (универсальное средство)

— порядок слов

— разные функциональные слова

19.Предрасположенность. Средство выражения предсказания .

Предикация — это выражение отношения предложения к действительности или выражение отношения между содержанием предложения (именительная и предикативная стороны) и реальностью ( Врач прибыл ). Предикативная связь слов, объединяющая подлежащее и сказуемое, составляет основу предложения. Субъект доминирует над предикатом, определяющим человека предикации, в то время как предикат доминирует над субъектом, определяя событие предиката и приписывая предикативному человеку какое-то действие, состояние или качество.Доминирование предмета раскрывается рефлексивным характером словесной категории лиц и существительных. ( ходит, он ходит ). Предикат доминирует над подлежащим, когда предложение трансформируется в существительную-фразу, помещая сказуемое в позицию заглавного слова ( прибыл поезд — прибытие поезда ).

Существуют предикативные группы, образованные сочетанием нефинитной глагольной формы с существенным элементом (i n конечный (предикативное лицо выражается предложным для фразы), герундий (притяжательным или объективным) форма субстантивного), причастное (по именительной (общей) форме субстантивного) конструкции: Ученик знает свою ошибку -> ученик знает — > ученик (и) знает его ошибка -> ученик зная свою ошибку).

СИНТАКТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ между Ws: координация, подчинение, взаимозависимость, кумуляция, сопоставление. Средства выражения отношений Syn: согласие, управление, порядок слов, служебные слова, скобки.

Координация — отношение равенства. Мы находим эту связь между однородными (-однородными) членами S.

# Туда пошли Петр и Мария (подчиняются одному сказуемому)

Петр пошел туда один, а вернул с опозданием (предикаты к тому же подчиненному)

Мы слышали их веселый, счастливый смех (атрибуты того же существительного)

Подчинение — отношение неравенства между компонентами.В этом случае у нас есть одно заглавное слово и модификаторы к нему. Атрибуты, объекты и модификаторы adv находятся в подчиненном положении по отношению к другим компонентам S.



# Я слышал ее счастливый смех (смех — главное слово)

Она была счастливо смеялась (заглавное слово — смеялась)

Посмотрела на меня внимательно (заглавное слово — посмотрела)

Накопление

# Его новое пальто; Несколько старых букв

его и новые (некоторые и старые) подчинены пальто (буквам). В то же время «его и новое» определенным образом связаны друг с другом. Их положение фиксировано и не может быть изменено.

# Отдать кому-л. Что-л.

Отдать сб

Аппозиция

# Queen Mary

Обе буквы W являются головами, и обе они также являются атрибутами. Но буквы W в приложении идентичны по ссылке. У них один и тот же референт. Обычно два существительных имеют разные обозначения для одного и того же предмета или человека.

# Mr.Smth доктор

English — это аналитический L. Есть несколько способов сформировать Gr Str-re S:

Соглашение является одним из основных средств (вместе с порядком слов), чтобы показать связь между подлежащим и сказуемым. В англоязычном соглашении может быть формальное, или условное . В большинстве случаев это формально: подлежащее и сказуемое согласованы по форме — по количеству, а иногда и лично.

# Я здесь

СТУЛЬЕВ несколько

БЫЛА ЖЕНЩИНА с детьми

Однако в некоторых случаях соглашение является условным и изменяется для одного и того же слова в соответствии с понятием, которое оно выражает (один объект — более одного объекта).

# Хлеб и масло — важные продукты питания

Хлеб с маслом на тарелке.

Функция Ws — служат соединителями между основными. Эти зависимые буквы W — это предлоги и союзы. Предлоги действуют в рамках одного предложения, союзы могут соединять Ws, придаточные предложения, отдельные Ss. Таким образом, предлоги и союзы выражают отношения, но никогда не обозначают объекты и понятия. Однако отношения, которые они обозначают, не являются чисто формальными b / c, каждый предлог и союз имеет определенное лексическое значение.

Для них характерно нечеткое значение: как lex, так и грамматическое.

# Мальчик видел это в книге.

Они не выполняют никакой синтаксической функции, они выражают отношения между прочим. Ws в S.

Их использование иногда обязательно

# зависит от

Они никогда не используются по отдельности в Ss без условного Ws

# Мэри пришла домой прошлой ночью.

Координация использует конъюнкции, а кумуляция использует несколько функций Ws.

Круглая скобка — либо показывает отношение говорящего к мысли, выраженной в S, либо связывает данную S с другой, либо резюмирует то, что сказано в S. Она связана с остальной частью S скорее семантически или грамматически. К этому нельзя поставить никаких вопросов. Очень часто он отделен от остальной части S и, следовательно, часто отделяется от него запятыми или тире. Может быть выражено: модальных слов (действительно, конечно, на самом деле, действительно, обязательно, на самом деле), наречий, которые служат связками (во-первых, во-вторых, таким образом, наконец, следовательно, затем, в любом случае, все же еще) , предложных фраз, (одним словом, по правде, на мой взгляд, короче, на руку), инфинитивных и причастных фраз { чтобы быть уверенным, честно говоря, для начала, вообще говоря, строго говоря ).

# Очевидно, он не был человеком, это должно быть какое-то другое животное.

Кроме того, я хочу вернуться как можно скорее.

Честно говоря, я не хочу ему звонить.

Порядок слов — поскольку англ. W почти не имеют флексий и их отношение друг к другу выражается их местом в S, а не их формой, порядок слов в англ. Фиксирован. Мы не можем менять положение различных частей буквы S по желанию, особенно. субъект и объект.

Синтаксические отношения между словами в предложении: согласованность, подчиненность, взаимозависимость, кумуляция, сопоставление. Средства выражения синтаксических отношений: согласие, управление, порядок слов, служебные слова, скобки.

Грамматически слова объединяются в предложения на основе их семантики. Иногда лексическая связь между словами оказывается решающей для определения грамматической структуры предложения. л) Ее старшая сестра преподает английский язык .-по лексическому значению слов мы понимаем, что «обучает» — это настоящее непрерывное. 2) Ее хобби — обучение английскому языку. — мы понимаем, что «есть» — глагол-связь, «обучение» — герундий в функции предикатива, хотя оба выглядят одинаково. Традиционная грамматика распознает 2 типа отношений: согласование и подчинение . Координация подразумевает грамматическое равенство слов , соединенных вместе с помощью координирующих союзов #Jane & Bob.Объединять можно только однородные члены предложения.

Подчинение подразумевает неравенство в грамматическом статусе слов, соединенных вместе. Главное — это заглавное слово (~ его книга ).

Соглашение — подчиненное слово принимает форму, аналогичную слову, которому оно подчинено. Согласованность можно найти только в указательных местоимениях «это и то», , число которых совпадает со словом, которое они изменяют.Но другие лингвисты (Горрел, Лэрд): «Соглашение можно использовать в отношении слов, принадлежащих к разным группам слов. « Его » согласуется с « все » в « ». Когда каждый высказал свое мнение, комитет может решить «» (хотя в разговорной речи есть тенденция использовать «их»). Куирк, Гринбаум: например. Повредил себя в ногу — число, лицо и пол совпадают. Отношения между подлежащим и сказуемым — спорная проблема.Куирк, Палмер и другие интерпретируют эти отношения как согласие. Другие предполагают, что согласование относится к уровню групп слов, которые образуют части предложения, в то время как n + конечное v формируют предложение и не могут рассматриваться как группа слов. Sweet, Kruisinga и другие называют «n + конечное v» предложением, чтобы отличить его от группы слов. Смирницкий и Бархударов называют эти синтаксические отношения «предикативными отношениями». Мнение 2 и лучше.

Правительство — это вид отношения, в котором форма подчиненного слова определяется заглавным словом, но отличается от заглавного слова.В современном английском языке сфера управления очень ограничена. Предикатный глагол управляет предметом, выраженным личным местоимением, поскольку здесь используется форма объективного падежа ( me, him и т. Д.). Понятие правительства также может применяться к использованию родительного падежа.

Современный английский использует аналитические средства для выявления подчиненности в предложениях — слов и функциональные слова , из которых предлоги являются наиболее важными. Порядок слов во фразах относится к определенному месту заглавного и подчиненного слова; в предложениях важен порядок частей предложений.Союзы играют большую роль, например, копулятивных союзов (и, ни… ни и т.д.) используются для перечисления событий; дизъюнктивные союзы (или иначе… или и т. Д.) Используются для обозначения выбора между словами или событиями; и противостоящие союзы (но, тем не менее, тем не менее, тем не менее и т.д.) используются для обозначения оппозиции или противоречия.

Не все отношения можно назвать согласованными или подчиненными. Между подлежащим и предикатом — взаимные отношения: субъект доминирует над предикатом, определяющим личность (Я.Он читает), в то же время сказуемое доминирует над подлежащим, приписывая ему какое-то действие (Он пошел), или состояние (Он женат), или качество (Он умен). Датский лингвист Ельмслев ввел термин « взаимозависимость» чтобы указать на это дерьмо.

Другой тип синтаксических отношений — это кумуляция . Например. 1) это новое пальто, 2) какие-то старые буквы. В 1) his & new подчинены пальто (они являются атрибутами существительного). Во 2) то же самое. При этом его & новое или некоторые & старые связаны между собой: их положение фиксировано (не могу сказать новое его пальто).Мы также находим отношения кумуляции между существительными в слове «написать Иоанну письмо» — тот факт, что существует синтаксическая связь между «Иоанном» и «буквой», становится очевидным, если мы изменим их расположение с помощью предлога (to writer a письмо Джону).

В последнее время лингвисты выделяют аппозицию как особый тип отношений между компонентами словесной группы. Гл. Хокетт: например, Королева Мария — оба слова — головы, и оба — атрибуты. Таким образом, это не подчинение.При согласовании составляющие имеют разные референты, в то время как слова в приложении идентичны по референции: обычно два существительных дают разные обозначения для одного и того же предмета или человека ( Мистер Смит, доктор — звание, профессия, социальное положение и т. Д. ).

Круглые скобки — слова и фразы, которые не имеют синтаксических связей с предложением и выражают отношение говорящего к тому, что он говорит, общую оценку высказывания или указание на его источники, или связь с другими высказываниями или с более широким context (~ Возможно, он болен.Как мы уже упоминали .. .)

.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *