5 класс. «Повторение изученного в начальной школе»контрольные диктанты | Тест по русскому языку (5 класс) по теме:
«Повторение изученного в начальных классах»
Вариант 1
Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.
Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.
В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.
Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути. (88 слов)
Грамматическое задание.
- Озаглавьте текст.
- Обозначить части речи в предложении Над ближним лесом встает солнце. (1 вариант),
Мы входим в зеленую чащу. ( 2 вариант).
- Разберите слова по составу:
Входим, пушистые, ветки. (1 вариант)
Сверкает , редкий, дорожке (2 вариант)
Выпишите несколько слов с орфограммой в корне слова
Контрольный диктант (№1)
по теме: «Повторение изученного в начальных классах»
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/kontrolnye-diktanty-v-5-klasse
Вариант 2
В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. Спина у неё серая, грудка жёлтая, на голове чёрная шапочка. Это синица. В сад она прилетела за жучками. Большой вред наносят они садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь, а внутри червяк. Вот этих вредителей ловит синица. Увидит зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щёлку пролезет.
Много разных жуков съедает она за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит.
Люди называют синицу сторожем наших садов.
Грамматическое задание.
- Озаглавьте текст.
- Обозначить части речи в первом предложении (1 вариант),
В сад она прилетела за жучками ( 2 вариант).
- Разберите слова по составу:
Наносят, фруктовых, грудка. (1 вариант)
Разломишь, маленькой, шапочка (2 вариант)
Выпишите несколько слов с орфограммой в корне слова
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/kontrolnye-diktanty-v-5-klasse
На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.
Низкий берег покрыт кустарниками и зеленым ковром лугов. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов. Откос на набережной реки очень красив. Местные жители любят проводить тут выходные дни. Они любуются окрестностями, занимаются рыбной ловлей, купаются. (82 слова)
Задания.
- Придумать название текста.
- Подчеркнуть орфограммы (гласные и согласные ) корня, требующие проверки.
- Выбрать из текста слово с безударным гласным в корне и написать к нему проверочное слово, поставив ударение.
- Разобрать по составу слово подземный (1 вар.), выходные (2 вар.).
Из книги Г.А.Богдановой « Уроки русского языка в 5 классе»
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени.
В такой тусклый день идешь по лесной тропинке, кругом тишь. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.
Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.
Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.
«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.
(По И.Соколову-Микитову.)
Задания.
- Выделенное предложение запишите поморфемно.
- Выпишите три слова сорфограммами, обзначьте орфограммы
Контрольный диктант на тему «Повторение изученного в 5-6 кл.
» с грамматическим заданиемКонтрольный диктант
«Повторение изученного в 5-6 классах»
Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на начало учебного года.
Осень на воде
Осень. Уже не хочется выкупаться, не тянет опуститься в воду. Подержишь палец в воде, а он стынет. Вода не замерзла, но жизнь в ней замирает. Водяные лилии опустились на дно. Лягушки зарылись в почву до весны. Окуни, ерши, лещики бродят стайками. На гладкой поверхности тёплой воды иногда выскакивают пузыри. Это голодные рыбёшки ждут, не упадет ли кузнечик или муха.
Ветер шевелит жёлтыми листочками. Вот какой-нибудь окажется в воде. Жадные рыбы схватят листочек, утащат в воду, но скоро он вынырнет обратно.
А бросьте в воду горсточку крошек. Какая поднимется возня! Толкаются, кружатся, борются за пищу рыбки.
Грамматические задания
Разбор слова по составу:
1 вариант: водяные, окажется
2 вариант: голодные, посмотришь
Синтаксический разбор предложения:
1 вариант: Лягушки зарылись в почву до весны.
2 вариант: Ветер шевелит жёлтыми листочками.
1 вариант Выписать из диктанта слова с проверяемыми безударными гласными
2 вариант Выписать из диктанта слова с чередующимися гласными в корне и графически объяснить их.
Конспект урока для 5 класса на тему «Контрольный диктант»
Урок русского языка в 5 классе.
Составила: Климова А. В.
Тема: Контрольный диктант.
Тип урока: урок контроля знаний учащихся.
Цели:
— проверить орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
— проверить умение находить и выделять второстепенные члены предложения;
— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Универсальные учебные действия:
Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.
Регулятивные: составляют план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные: ориентируются в системе своих знаний и осознают необходимость нового знания.
Коммуникативные: грамотно оформляют свою письменную речь.
I.Орг.момент.
Организация рабочей обстановки.
Приветствие учащихся.
1.Подготовка к написанию диктанта.
Сообщение учителя о содержании урока.
Вводная беседа:
— Какие умения нужно будет проверить при написании диктанта в связи с изученными темами?
— Для чего нужно писать диктанты, какие универсальные умения развиваются при выполнении этой работы?
2. Контрольный диктант.
Вы умеете читать небесную книгу?
Слова в обычной книге составляются из букв, а звезды в небе образуют разные созвездия.
Моряки по звездной книге находят дорогу в необъятном море.
По облакам мы узнаем погоду. Вот по синему небу протянулись белые волокна. Они обещают дождливую погоду. В жаркий летний день вдруг появляются на небе белые облачные горы. Это вестники грозы.
И птицы могут о многом рассказать. В чистом небе летают ласточки и предвещают хорошую погоду. Прилет грачей означает наступление весны.
Мы читаем небесную книгу, и удивительные вещи открываются нам.
(87 слов)
3.Выполнение грамматического задания.
1) Озаглавьте текст диктанта, подчеркните то место в тексте, где выражена его главная мысль.
2) Подчеркните определение, дополнение, обстоятельство (любые), напишите, чем они выражены.
3) Выпишите три слова с различными орфограммами, обозначьте их графически.
III. Рефлексия.
— Удалось решить поставленную задачу?
— Каким образом?
— Оцените свою работу на уроке.
IV. Домашнее задание.
Написать лингвистическое сочинение «Что я знаю о второстепенных членах предложения».
Контрольные диктанты 5 класс. — Диктанты и проверочные работы. — Проверочные работы диктанты сочинения конспекты. — Рабочие материалы.
Контрольные диктанты 5 класс.
Тема: «Повторение изученного в начальных классах».
В лесу.
Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото.
Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.
Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конец нашего пути.
**************
На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далёкий путь. Наши поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.
Низкий берег покрыт зелёным ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.
Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются.
Тема: «Синтаксис. Пунктуация».
Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. « Дождь пойдёт», — проговорила Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками , когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.
Тема: «Фонетика и графика».
На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моём ведёрке плескалась рыба.
Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. Слегка повеяло сыростью. Становилось всё темнее. Замолкли птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь.
Мы побежали домой, но вымокли до нитки.
Тема: «Лексика».
Летняя гроза.
Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.
Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.
Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь ещё не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки.
**************
Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришёл в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.
Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у неё с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.
В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.
Тема: «Имя существительное».
Детство и юность Пришвина прошла в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.
Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.
С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.
А вы, ребята, читали его книги?
****************
После путешествия по Карелии мы с мамой отправились отдыхать до осени к дедушке в среднюю полосу России.
Мой дедушка — известный в своей округе лесник.
От станции мы шли по просеке, потом свернули по тропинке к речке, перешли мостик и направились к лесу. На опушке росли заросли малины. В её густой зелени легко поцарапаться, но через минуту в ладони лежит кучка красных ягод. Пьянеешь от их запаха!
Какая тишь! С ветки на ветку перепархивают птицы. Из-под куста вылезает ёж. Пошуршал в траве и исчез.
Доходим до рощи, а за ней на полянке избушка дедушки. Нас радостно встречают дедушка и пёс Дружок.
Тема: «Глагол. Правописание -тся и -ться в глаголах».
В лесу.
Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идёт полная талой воды дорожка. Рядом вьётся сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес.
Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных серёжек. Вершины молодых берёз стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на берёзовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдёт день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зелёные язычки молодых листьев.
Это самое хорошее время в лесу. Он ещё не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!
**********
День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.
Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой.
Итоговый контрольный диктант.
*****************
Летнее утро легко поднимает с постели.
Над рекой ещё расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черёмухи. Пора отправляться за грибами.
Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берёз. Берёзка дружит с грибами. Под её покровом растёт всем известный подберёзовик.
Подосиновик — гриб яркий, стройный. Он не вылезет вдруг на дороге или на тропке. Живёт он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь ещё штук пять.
И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.
Контрольный диктант ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ — РУССКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС — Уроки для 5 классов — конспекты уроков — План урока — Конспект урока — Планы уроков
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
УРОК № 9
Тема. Контрольный диктант
Цель: проверить уровень сформированности речевых умений и орфографических навыков школьников; воспитывать у учащихся настойчивость в обучении.
Оборудование: текст диктанта.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
III. НАПИСАНИЕ ДИКТАНТА
I вариант
Осень
Пришла осень. В зеленые косы берез вплелись золотистые ленты. Разноцветными огнями горят осины, дикие груши. Краснеют гроздья ягод на рябинах. На лесной орешнике созрели орехи. Тяжелые желуди падают с дубов. Лесным жителям пришло время заготавливать на зиму продукты. Лесные мыши наполняют свои норки семенами кленов, желудями, орехами. Проворные белочки прячут под мох в дупла деревьев орехи и желуди, собирают и сушат на ветвях грибы.
Белки, сойки заносят желуди, орехи далеко от плодоносящих деревьев. Часть своих запасов они не находят. А следующей весной за сотни метров вырастут молоденькие дубки или кедры.
(90 сл.) (В. Пархоменко.)
II вариант
Осень
Мелкие осенние дождики совсем не похожи на летние грозы. Они идут беспрестанно. Земля уже не просыхает скоро. Ветер дует постоянно, далеко разносит семена деревьев и трав.
Листья на деревьях начинают желтеть еще в конце августа. В сентябре вы замечаете, как на еще зеленой берегу появляются
совсем желтые, золотистые веточки. Первой развилась береза. Она же первой начинает желтеть. С каждым днем становится все больше желтых листьев. Вскоре и трепетная осина стоит вся красная, золотистая, но порывистый осенний ветер срывает и это последний наряд. Он крутит в воздухе легким листьями, устилает им мокрую землю.
(90 сл.) (По К. Ушинским.)
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составить и записать три предложения с союзами.
Диктанты и тесты — Всё на пять!
Полезные лицензионные программы для дома и школы:
«ВидеоМОНТАЖ»
— это компактный и доступный видеоредактор, предназначенный для создания роликов и фильмов отличного качества. С его помощью можно монтировать настоящие произведения киноискусства в домашних условиях и просматривать получившиеся файлы на любых устройствах.
«ФотоШОУ PRO»
— это удобный инструмент для создания анимированных видеороликов из фотографий с музыкой и спецэффектами. Благодаря простому русскоязычному интерфейсу и обширным возможностям редактирования программа позволяет подготовить красочное слайд-шоу всего за несколько кликов.
Новая удобная программа очистки системы от лишних файлов, оптимизации работы реестра и управления автозагрузкой. Буквально за 5 минут она проведет полное сканирование вашего компьютера, выявив причины медленного запуска Windows, частых подвисаний, некорректной загрузки сайтов и пр.
«Экранная Камера»
— это новая программа, позволяющая производить запись видео с экрана монитора. С ее помощью можно снимать собственные ролики обучающего характера, захватывать онлайн трансляции, игры, видеозвонки, вебинары, презентации Power Point и многое другое в режиме реального времени.
«ФотоКОЛЛАЖ»
– это компактная утилита для создания эффектных коллажей из фотографий. Программа предлагает широкий выбор готовых стилей оформления, с помощью которых можно подготовить коллаж на свадьбу, день рождения, юбилей, 8 марта или Новый Год. Имеется возможность редактирования встроенных шаблонов и разработки собственного дизайна.
«Домашняя Фотостудия»
– это удобный графический редактор, предназначенный для ретуши и дизайна цифровых фотографий. Программа позволяет за короткое время обработать снимки и придать им лучший вид. Например, можно выполнять ретушь и цветокоррекцию изображений с помощью специальных кистей, убирать эффект красных глаз, повышать резкость, менять контраст и многое другое.
ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА 3D
Удобная программа для 3D-дизайна интерьеров. Позволяет буквально за полчаса подготовить перепланировку квартиры, расставить мебель в комнатах и создать наглядный дизайн-проект помещения. Отличается продуманным интерфейсом и лёгкостью в освоении. Включает свыше 50 моделей мебели и 150+ материалов отделки помещений (обои, плитка, ламинат, линолеум и многое другое). «Дизайн Интерьера 3D» не требует навыков 3D-проектирования или графического дизайна и отлично подойдёт даже начинающим!
ВидеоСТУДИЯ
— это пакет самых необходимых программ для создания видео на русском языке. Конвертируйте видеоролики, записывайте DVD диски, скачивайте видеоклипы с популярных сайтов и создавайте эффектное видео из фотографий! Соединение, обрезка, улучшение видео и многое другое.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-8 классах»
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Повторение изученного в 5-8 классах»
Цель: оценка качества подготовки по русскому языку учащихся 9 класса для выявления уровня освоения учебного материала, выполнения требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Характеристика структуры и содержания контрольной работы
Каждый вариант состоит из двух частей.
Часть 1 – диктант.
Часть 2 (задания 1-8) – задания с кратким ответом.
Кодификатор элементов содержания контрольной работы
№ задания | Проверяемые элементы содержания |
Часть 1 – диктант. | |
| Орфография. Пунктуация. Соблюдение основных орфографических, пунктуационных норм современного русского языка. |
Часть 2 – грамматическое задание. | |
1 | Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание |
2 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени |
3 | Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. |
4 | Словосочетание |
5 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения |
6 | Осложнённое простое предложение |
7 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения |
8 | Синтаксический анализ сложного предложения |
Продолжительность контрольной работы
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.
Текст диктанта
(1)Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. (2) Неширокая, но глубокая речонка, розовая в лучах солнца, плещется у самых ног. (3) Легкий ветерок едва колышет прибрежные кусты. (4) Ни шума, ни шорохов.
(5)На берегу приютилось несколько удильщиков, приехавших, как выяснилось, из ближайших сел. (6) На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда-то ветром, сидит рыбак. (7) Снасть его незатейлива и надежна. (8) Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки (раки лежат возле него в сумке) и закидывает наживу на середину реки. (9)Грузик у него, я заметил, потяжелее обыкновенного. (10)Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложится на дно, и вода ее хорошо обтекает, не сдвигая с места. (11)Впрочем, здесь почти не ощущается течение.
(12)Закинув удочки, рыболов настораживается и в течение некоторого времени неотрывно смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок. (13)Но вот прутик начинает дергаться и трястись, и вскоре на песке трепещет несколько рыбешек: окунь-красавец, красноперая плотва, серебряный язь.
(14)Рыбалка, конечно, удивительная вещь! (142 слова)
(По В. Солоухину)
Грамматическое задание
№ п/п | 1 вариант | 2 вариант |
1. | Из предложений 1–6 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением «приближение». | Из предложений 6-11 выпишите слово, в котором правописание приставки НЕ зависит от глухости – звонкости последующего согласного. |
2. | Из предложений 1–9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». | Из предложений 1-9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-/-ЕНН, пишется НН» |
3. | Замените слово «удильщиков» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. | Замените слово «приютилось» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. |
4. | Замените словосочетание «свинцовая пластинка» (предложение 10), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. | Замените словосочетание «прибрежные кусты» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. |
5. | Выпишите грамматическую основу предложения 11. | Выпишите грамматическую основу предложения 5. |
6. | Среди предложений 12-14 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения. | Среди предложений 12-14 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. |
7. | Среди предложений 12-14 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения. | Среди предложений 10-12 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения. |
8. | Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.
| Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.
|
Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом
Оценка диктанта
| Отметка/количество ошибок |
| |||
«5» | «4» | «3» | «2» | ||
1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка | 2 орф. — 2 пункт. или 1 орф. — 3 пункт. или О орф. — 4 пункт. *при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные | 4 орф. — 4 пункт. или 3 орф. — 5 пункт. или О орф. — 7 пункт.
| 7 орф.- 7 пункт. или 6 орф. — 8 пункт. или 5 орф.- 9 пункт. или 8 орф.- 6 пункт. | ||
Оценка грамматического задания
«5» | «4» | «3» | «2» |
8 б.
| 7- 6 б.
| 5 — 4 б. | 4-0 б. |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Сложносочинённые предложения. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях»
Цель: оценка качества подготовки по русскому языку учащихся 9 класса для выявления уровня освоения учебного материала, выполнения требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Характеристика структуры и содержания контрольной работы
Каждый вариант состоит из двух частей.
Часть 1 – диктант.
Часть 2 (задания 1-8) – задания с кратким ответом.
Кодификатор элементов содержания контрольной работы
№ задания | Проверяемые элементы содержания |
Часть 1 – диктант. | |
| Орфография. Пунктуация. Соблюдение основных орфографических, пунктуационных норм современного русского языка. |
Часть 2 – грамматическое задание. | |
1 | Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание |
2 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени |
3 | Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. |
4 | Словосочетание |
5 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения |
6 | Осложнённое простое предложение |
7 | Синтаксический анализ сложного предложения |
8 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом предложении |
Продолжительность контрольной работы
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.
Текст диктанта
(1) Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало, и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, оно улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. (2) В пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, набегавших на пологий берег песчаной косы. (3) Все было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и соленый аромат воды, жаркий воздух и желтый песок. (4) Узкая коса, вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, терялась где-то вдали. (5) Весла, корзины да бочки беспорядочно валялись на песке. (6) В этот день даже чайки истомлены зноем. (7) Они сидят на песке, раскрыв клювы и опустив крылья, или лениво качаются на волнах.
(8) Солнце начинает спускаться в море, и неугомонные волны играют весело и шумно, плескаясь о берег. (9) Солнце садится, и на желтом песке ложится розоватый отблеск его лучей. (10) И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, набегавшие на берег, — все готовится к ночному покою. (11) Ночные тени ложатся не только на море, но и на берег. (12) Вокруг только безмерное море, посеребренное луной, и синее, усеянное звездами небо. (165 слов)
(По М. Горькому)
Грамматическое задание
№ п/п | 1 вариант | 2 вариант |
1.
| Из предложений 8-12 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного. | Из предложений 2-4 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного. |
2. | Из предложений 5–8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». | Из предложений 1–4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано». |
3. | Замените слово «носился» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. | Замените слово «носился» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. |
4. | Замените словосочетание «безграничную пустыню» (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. | Замените словосочетание «беспорядочно валялись» (предложение 5), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. |
5. | Выпишите грамматическую основу предложения 4. | Выпишите грамматическую основу предложения 11. |
6. | Среди предложений 2-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения. | Среди предложений 8-12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. |
7. | Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой.
| Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.
|
8. | Среди предложений 1-5 найдите сложносочинённое. Ответ запишите цифрой. | Среди предложений 4-8 найдите сложносочинённое. Ответ запишите цифрой. |
Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом
Оценка диктанта
| Отметка/количество ошибок |
| |||
«5» | «4» | «3» | «2» | ||
1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка | 2 орф. — 2 пункт. или 1 орф. — 3 пункт. или О орф. — 4 пункт. *при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные | 4 орф. — 4 пункт. или 3 орф. — 5 пункт. или О орф. — 7 пункт.
| 7 орф.- 7 пункт. или 6 орф. — 8 пункт. или 5 орф.- 9 пункт. или 8 орф.- 6 пункт. | ||
Оценка грамматического задания
«5» | «4» | «3» | «2» |
8 б.
| 7- 6 б.
| 5 — 4 б. | 4-0 б. |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Сложноподчинённые предложения. Основные группы сложноподчинённых предложений»
Цель: оценка качества подготовки по русскому языку учащихся 9 класса для выявления уровня освоения учебного материала, выполнения требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Характеристика структуры и содержания контрольной работы
Каждый вариант состоит из двух частей.
Часть 1 – диктант.
Часть 2 (задания 1-10) – задания с кратким ответом.
Кодификатор элементов содержания контрольной работы
№ задания | Проверяемые элементы содержания |
Часть 1 – диктант. | |
| Орфография. Пунктуация. Соблюдение основных орфографических, пунктуационных норм современного русского языка. |
Часть 2 – грамматическое задание. | |
1 | Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание |
2 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени |
3 | Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. |
4 | Словосочетание |
5 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения |
6 | Осложнённое простое предложение |
7 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения |
8 | Синтаксический анализ сложного предложения |
9 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях. |
10 |
Продолжительность контрольной работы
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.
Текст диктанта
(1) Затопив в землянке печурку, Поля сварила чай и, как только стемнело, легла спать. (2) Первые полчаса было как-то тревожно и неуютно. (3) Все казалось, что кто-то крадется к землянке. (4) Вот-вот откроется дверь — и войдут чужие люди. (5) Потом поднимала голову, прислушивалась. (6) Оказывается, это похрустывало сено под ее телом. (7) В конце концов Поля убедила себя, что тайга пустынна в зимнее время и ничто ей не грозит. (8) Вся тревога от возбуждения и мнительности, и нечего всякими пустяками голову забивать. (9) Она уснула крепко, проспав без сновидений всю ночь напролет.
(10) С рассветом Поля, встав на лыжи, пошла дальше. (11) Шла, как вчера, легко, излишне не торопилась, но и не мешкала зря на остановках. (12) Посидит где-нибудь на валежнике, похрустит сухарями — и снова в путь.
(13) Тайга лежала, закутанная в снега, притихшая, задумчивая. (14) День выдался светлее вчерашнего. (15)Несколько раз выглядывало солнышко, и тогда макушки деревьев со своими белыми пушистыми шапками становились золотистыми и светились, как горящие свечи. (16) Виднее становились и затесы на стволах, за которыми Поля следила в оба глаза, чтобы не сбиться с пути. (167 слов)
(Г. Марков)
Грамматическое задание
№ п/п | 1 вариант | 2 вариант |
1. | Из предложений 1–9 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением «неполное действие». | Из предложений 2-10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного. |
2. | Из предложений 3-9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких прилагательных пишется столько букв Н, сколько в полной форме» | Из предложений 10–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». |
3. | Замените слово «излишне» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. | Замените слово «пустяками» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. |
4. | Замените словосочетание «зимнее время» (предложение 7), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. | Замените словосочетание «шла легко» (предложение 11), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. |
5. | Выпишите грамматическую основу предложения 5. | Выпишите грамматическую основу предложения 2. |
6. | Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. | Среди предложений 10-16 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения. |
7. | Среди предложений 1-9 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения. | Среди предложений 1-9 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения. |
8. | Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Ответ запишите цифрой.
| Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.
|
9. | Среди предложений 13-16 найдите сложносочинённое. Ответ запишите цифрой. | Среди предложений 1-7 найдите сложносочинённое. Ответ запишите цифрой. |
10. | Среди предложений 2-6 найдите сложноподчинённое. Ответ запишите цифрой. | Среди предложений 13-16 найдите сложноподчинённое. Ответ запишите цифрой. |
Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом
Оценка диктанта
| Отметка/количество ошибок |
| |||
«5» | «4» | «3» | «2» | ||
1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка | 2 орф. — 2 пункт. или 1 орф.- 3 пункт. или О орф. — 4 пункт. *при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные | 4 орф. — 4 пункт. или 3 орф. — 5 пункт. или О орф. — 7 пункт.
| 7 орф.- 7 пункт. или 6 орф. — 8 пункт. или 5 орф.- 9 пункт. или 8 орф.- 6 пункт. | ||
Оценка грамматического задания
«5» | «4» | «3» | «2» |
10 б.
| 9- 8 б.
| 7 — 6 б. | 5-0 б. |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Бессоюзные сложные предложения»
Цель: оценка качества подготовки по русскому языку учащихся 9 класса для выявления уровня освоения учебного материала, выполнения требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Характеристика структуры и содержания контрольной работы
Каждый вариант состоит из двух частей.
Часть 1 – диктант.
Часть 2 (задания 1-10) – задания с кратким ответом.
Кодификатор элементов содержания контрольной работы
№ задания | Проверяемые элементы содержания |
Часть 1 – диктант. | |
| Орфография. Пунктуация. Соблюдение основных орфографических, пунктуационных норм современного русского языка. |
Часть 2 – грамматическое задание. | |
1 | Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание |
2 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени |
3 | Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. |
4 | Словосочетание |
5 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения |
6 | Осложнённое простое предложение |
7 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения |
8 | Синтаксический анализ сложного предложения |
9 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом и бессоюзном предложениях. |
10 |
Продолжительность контрольной работы
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.
Текст диктанта
(1) Деревня была где-то за лесом. (2) Если идти в нее по большой дороге, нужно отмахать не один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь урежется вдвое. (3) Толстые корни обхватили извилистую тропу. (4) Лес шумит, успокаивает. (5) В стылом воздухе кружатся жухлые листья. (6) Тропинка, петляя среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в ложбинки, забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником поляны, и кажется, что она так и не выведет тебя никуда.
(7) Но вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. (8) Их становится больше и больше, и в снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев, ни тропы.
(9) Осенний день как свеча: тлеет-тлеет тусклым огнем и угаснет. (10) На лес наваливаются сумерки, и дороги совсем не видно; не знаешь, куда идти.
(11) Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. (12) Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. (13) Марина забирается на дерево и решает переждать длинную ночь в лесу.
(14) Мокрый снег напоил влагой пальто. (15) Холодно, и ноют обмороженные ноги. (16) Наконец в промозглом рассвете неожиданно закричали петухи. (17) Деревня, оказывается, была совсем рядом. (168 слов)
Грамматическое задание
№ п/п | 1 вариант | 2 вариант |
1. | Из предложений 1-6 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного. | Из предложений 11-17 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного. |
2. | Из предложений 13-17 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано». | Из предложений 13–17 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». |
3. | Замените слово «урежется» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. | Замените слово «отмахать» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. |
4. | Замените словосочетание «лесными тропинками» (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. | Замените словосочетание «осенний день» (предложение 9), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. |
5. | Выпишите грамматическую основу предложения 1. | Выпишите грамматическую основу предложения 17. |
6. | Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. | Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. |
7. | Среди предложений 14-17 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения. | Среди предложений 1-6 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения. |
8. | Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой. | Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой. |
9. | Среди предложений 1-8 найдите бессоюзное. Ответ запишите цифрой. | Среди предложений 11-17 найдите бессоюзное. Ответ запишите цифрой. |
10. | Среди предложений 11-14 найдите сложносочинённое. Ответ запишите цифрой. | Среди предложений 1-8 найдите сложносочинённое. Ответ запишите цифрой. |
Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом
Оценка диктанта
| Отметка/количество ошибок |
| |||
«5» | «4» | «3» | «2» | ||
1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка | 2 орф. — 2 пункт. или 1 орф.- 3 пункт. или О орф. — 4 пункт. *при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные | 4 орф. — 4 пункт. или 3 орф. — 5 пункт. или О орф. — 7 пункт.
| 7 орф.- 7 пункт. или 6 орф. — 8 пункт. или 5 орф.- 9 пункт. или 8 орф.- 6 пункт. | ||
Оценка грамматического задания
«5» | «4» | «3» | «2» |
10 б.
| 9- 8 б.
| 7 — 6 б. | 5-0 б. |
Контрольная работа по теме
«Сложные предложения с различными видами связи»
Цель: оценка качества подготовки по русскому языку учащихся 9 класса для выявления уровня освоения учебного материала, выполнения требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Кодификатор элементов содержания контрольной работы
№ задания | Проверяемые элементы содержания |
Часть 1 | |
1-10 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом и бессоюзном предложениях. Пунктуация. Соблюдение основных пунктуационных норм современного русского языка. |
Часть 2 | |
1-10 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом и бессоюзном предложениях. Пунктуация. Соблюдение основных пунктуационных норм современного русского языка. |
Продолжительность контрольной работы
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом
Каждый правильный ответ на задания части 1 – 1 балл, части 2 – 2 балла. Максимальное количество баллов – 30.
«5» | «4» | «3» | «2» |
30-28 б.
| 27- 23 б.
| 22 — 15 б. | 14-0 б. |
ВАРИАНТ 1.
Часть 1.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1. Солнце уже взошло (1) когда путники осматривались на вершину холма(2) и (3) хотя не было ни единого облачка (4) небо было странного белесоватого цвета (5) и ближе к горизонту становилось свинцово-серым.
2. Сначала никто не мог понять(1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.
3. Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок.
4. Мне пришли в голову кое-какие новые идеи (1) и (2) если ты придешь (3) то я охотно расскажу о том (4) что меня волнует.
5. Ромашов медленно шёл по шоссе (1) и (2) пока глядел на волшебный пожар заката (3) ему чудилось (4) будто за яркой зарёй существует какая-то таинственная жизнь.
6. Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы сложилась в XIX веке (1) когда едва ли не главным фактором размещения (2) был природно-ресурсный (3) и (4) когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, и других стран.
7. Я не знал (1) о чем сейчас думает Григорий (2) зато мне хотелось (3) чтобы (4) и он испытывал те же чувства (5) что и я.
8. В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) и переживает его судьбу (4) то он обычно доходит до полного ощущения (5) что он и есть тот самый герой.
9. Лицо матери после выяснения всех обстоятельств своевольной выходки детей стало строгим, даже как-то осунулось (1) и последовал суровый и умелый выговор (2) который (3) несмотря на то что дети полностью признали свою вину (4) им всё же пришлось выслушать.
10. В такую погоду (1) когда природа казалась кроткой и задумчивой (2) Иван Иванович и Буркин (3) были проникнуты любовью к этому полю (4)и оба думали о том (5) как велика (6) и как прекрасна эта страна.
Часть 2.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы, составьте схемы предложений.
1. Единственное средство умственного общения людей есть слово и для того чтобы общение это было возможно нужно употреблять слова так чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия.
2. Я не слышал о чем говорили мои соседи но мне казалось что речь шла обо мне.
3. Мы приехали в Петровское ночью и я спал так крепко что не видел ни дома ни березовой аллеи и никого из домашних которые уже все разошлись и давно спали.
4. Старик подозрительно взглянул на меня и уже по одному взгляду можно было угадать что ему все известно.
5. Чем ближе мы подходили к лесу тем прохладнее становился воздух и мы уже подумывали не лучше ли вернуться назад.
6. Когда певец закончил свое выступление все стали громко аплодировать и казалось что овации не будет конца.
7. Скоро выпал первый снег а река все еще не поддавалась холоду потому что все что замерзало по ночам вода разбивала днем.
8. Ехать с отцом мальчику очень хотелось но он еще никогда не выезжал из родной деревни и ему было страшновато от неизвестности что принесет ему дорога.
9. Я надеялся уснуть чтобы переждать самое жаркое время дня но все попытки в этом направлении кончились полной неудачей.
10. Все небо было усеяно мигающими звездами и Млечный Путь вырисовывался так ясно как будто его перед праздником помыли и потерли снегом.
ВАРИАНТ 2.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1. С Матвеем случилось небольшое происшествие (1) о котором он помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) его совесть была неспокойна.
2. После выступления юной солистки зрители почувствовали (1) что (2) если даже исполнительнице и не удалось в полной мере воплотить на сцене замысел режиссёра (3) то всё равно они присутствовали при рождении большого таланта (4) и весь многотысячный зал буквально взорвался аплодисментами.
3. Душа А.П. Чехова всегда страдала от скуки и праздности жизни (1) и (2) когда к писателю пришла огромная слава (3) когда пришла преданная любовь к нему всего (4) что было в русском обществе умного и честного (5) он не замкнулся в недостижимости холодного величия.
4. Королёв объяснил им (1) что они будут служить в батальоне аэродромного обслуживания (2) и (3) что (4) если бы не было их батальона (5) самолёты не могли бы летать и сражаться.
5. Сотни лет там (1) где стояла великая сосна (2) всё было без перемен (3) но (4) когда она упала (5) многое изменилось.
6. Я помнил (1) что требуется сменить часового в саду (2) и (3) как только Семёнов освободился (4) поставил его на пост.
7. Мы выполоскали одежду (1) и (2) пока она сохла (3) на раскалённом песке (4) мы купались.
8. Володька знал (1) что врать он не умеет (2) и (3) что по выражению его лица Юлька сразу догадается о том (4) что произошло на Домниковке.
9. Надо было отдохнуть (1) но Иван чувствовал (2) что (3) если присядет (4) то наверняка больше уже не встанет.
10. Немец стоял в тени (1) и (2) когда (3) Сашка, проходя вперед, коснулся его плеча (4) то почувствовал (5) как бьет немца дрожь.
Часть 2.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы, составьте схемы предложений.
1. Экзамен был назначен на следующий день и студенты которые жили в общежитии стали собираться группами чтобы повторить наиболее трудные вопросы по предмету.
2. Молча широко раскрытыми глазами смотрел он на бесконечную панораму берегов и ему казалось что он движется по широкой серебряной тропе в те чудесные царства где живут чародеи и богатыри сказок.
3. День был солнечный жаркий и всем нам захотелось поскорее поехать за город чтобы искупаться в прохладной реке.
4. Один из нас хотел было выйти из лодки но едва он ступил на берег как провалился и увяз по колено.
5. Развитие естественных наук в наш век научно-технического прогресса идет столь быстрыми темпами что человек все больше проникает в тайны природы и ученые решают задачи которые еще недавно казались неразрешимыми.
6. К вечеру пошел дождь снег почти растаял и хотя дорога стала еще грязнее но все же лошадям стало легче идти.
7. Значительная часть пути была уже пройдена и люди решили что имеют право сделать кратковременный отдых чтобы не слишком устать.
8. Был девятый час утра и хотя жители уже давно встали людей на улице было немного.
9. Снег засыпал следы и если снегопад не прекратится к ночи следов можно будет не опасаться.
10. Плакучие ивы купали в озере свои ветви и кое-где берега поросли осокой в которой прятались большие желтые цветы покоившиеся на широких плавучих листьях.
Распознавание речи дракона
в Windows по сравнению с Apple Voice Control
Традиционно Dragon NaturallySpeaking является золотым стандартом программного обеспечения для распознавания речи для широкой публики.
Windows Speech Recognition, Google Voice Type и диктовка с клавиатуры Apple предлагают возможность диктовать текст, но ни один из них не является таким мощным, как Dragon.
Apple Voice Control
Но на пороге появился новый ребенок: Apple Voice Control.
Как Windows Speech Recognition и Dragon, Apple Voice Control работает на самом компьютере.Не требует подключения к Интернету; вся обработка диктовки и команд происходит локально.
В отличие от Windows Speech Recognition и Dragon, Apple Voice Control не требует компьютера с Windows!
Наконец, есть комплексное программное обеспечение для распознавания речи для Mac и iPad. И это бесплатно, что является прекрасным бонусом.
Для тех из вас, кто помнит, что был Dragon для Mac, вы правы, но этот продукт был снят с производства Nuance более года назад.В то время я задавался вопросом о причине, но, вероятно, Nuance узнал о разработке Apple собственного мощного голосового управления. Возможно, они полагали, что в качестве платного программного обеспечения они не смогут конкурировать с бесплатным встроенным приложением для распознавания речи.
Сравнение Dragon и Apple Voice Control
Сегодня я сравниваю диктовку с Dragon Professional Individual на компьютере с Windows и диктовку с Apple Voice Control на Mac.
Для этого сравнения я продиктовал на два компьютера одновременно.Это важно, потому что мы хотим, чтобы обе программы распознавания речи имели одинаковые звук и произношение. Затем я проанализировал продиктованный текст на обоих компьютерах, изучил результаты и подсчитал количество ошибок распознавания.
Текст был довольно нестандартным, и в итоге он состоял из 215 слов.
На видео внизу этого поста вы можете увидеть результаты моего диктанта на обоих компьютерах одновременно. Я указал, где произошли ошибки, и добавил текстовые комментарии, когда произошло что-то неожиданное.Я также вырезал более длинные паузы, когда думал, что сказать дальше.
Предупреждение
Теперь, прежде чем я начну рассказывать вам больше о том, как все прошло, я хотел бы подчеркнуть тот факт, что Dragon для Windows существует уже давно.
Хотя Apple не новичок в программном обеспечении для распознавания речи, это самая первая итерация новой функции Apple Voice Control в Mac OS Catalina. Мы не можем ожидать, что он будет идеальным!
Скорость / производительность
И Mac, и Windows имеют процессоры Intel i5.ПК с Windows имеет 8 ГБ ОЗУ, а Mac — 4 ГБ.
В целом Mac немного отставал от производительности Dragon на ПК с Windows, но я не обнаружил, что он работает медленно или не отвечает.
Точность
Это самая важная тема на сегодня в этом тесте. Какое программное обеспечение для преобразования речи в текст было наиболее точным?
Я обнаружил в общей сложности 9 ошибок распознавания для Apple Voice Control и 3 ошибки распознавания для Dragon в Windows. Если только вы не настаиваете на том, что Дракон должен был знать, что это была «Сиара», а не «Кьяра», потому что в этом случае у Дракона было 4 ошибки.
Вот «правила», которые я использовал, чтобы прийти к такому результату:
- Я не учел несколько случаев одной и той же ошибки (например, Apple Voice Control отказывается писать Windows с заглавной буквы W)
- В одном случае я неправильно произнес некоторые слова, и я не посчитал неправильно произнесенные слова как ошибки.
- Также я использовал слова «open paren», чтобы получить «(« что оказалось неправильной терминологией для Apple Voice Control. Я проигнорировал тот факт, что эти слова были записаны Apple, а не записывали « («.
При 9 ошибках в тексте из 215 слов теоретически процент распознавания для Apple Voice Control составит 95,8%. По правде говоря, это было бы немного оптимистично, поскольку я не принимал во внимание несколько случаев одних и тех же ошибок, например с заглавными буквами. Тем не менее, это впечатляет!
Dragon, всего с 3 ошибками, имеет коэффициент распознавания 98,6% (или 98,3%, если мы очень строго относимся к написанию имени Ciara).
Самая смешная ошибка
Когда я диктовал «ой», Apple Voice Control настаивал на том, чтобы записать «каки»
Непредвиденное поведение программного обеспечения
Voice Control удалял весь абзац, когда я говорил «поцарапайте его», чтобы удалить одно слово.Дракон правильно выполнил команду, поэтому неправильное поведение Apple Voice Control вызвало не мое неаккуратное произношение. Кроме того, я убедился, что это допустимая команда для голосового управления, которая должна была вести себя так же, как Dragon.
В другом случае Apple Voice Control интерпретировала мою диктовку как команду, в которой Дракон в Windows правильно записывал слова.
Что лучше, Dragon или Apple Voice Control?
Дракон победил в конкурсе
В этом тесте есть явный победитель: Dragon работает лучше, чем Apple Voice Control: Dragon сделал менее половины ошибок распознавания, и он не ведет себя неожиданно или не путает диктовку с командами.
Однако, как я сказал ранее, несправедливо ожидать, что эта первая версия Apple Voice Control на Mac будет так же хороша, как распознавание речи дракона в Windows. В конце концов, Дракон существует уже много лет. И хотя я большой поклонник Dragon, он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО стоит 500 долларов в магазине Nuance в США (цена обновлена в 2021 году). Не совсем арахис!
Apple Voice Control на 100% бесплатен для всех, у кого Mac или iPad работает под управлением последней операционной системы. Знаю, знаю… есть поговорка «плати копейки, добывай обезьян», но в данной ситуации это не применимо.
По сравнению с тем, что было доступно на Mac до выхода Apple Voice Control несколько месяцев назад, это потрясающее улучшение. Голосовое управление может быть несовершенным, но оно в высшей степени пригодно для использования.
Даже при случайной ошибке, вы, скорее всего, будете намного быстрее диктовать с помощью голосового управления, чем печатать вручную.
Посмотреть видео
Хотите узнать, как я прошел тест? Тогда посмотрите это 5-минутное видео.