Контрольный диктант 5 класс по теме морфемика: Диктанты по темам 5 класса

Содержание

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по русскому языку на тему «Морфемика» (5 класс)

Контрольная работа по разделу «Морфемика»  в 5 классе

Подготовила: Суковатицина Л.В.,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ Гимназия г. Новый Уренгой.

Цель:  проверить знания учащихся по морфемике, словообразованию и орфографии; проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся; развивать орфографическую зоркость.

Диктант

В июне хорошо в лесу

Над речкой голубоватый зимородок пролетит, усядется на сучок и замрет. Смотрит в воду. Вдруг нырнет, вынырнет с рыбкой в клюве, полетит кормить птенцов. Гнездо у зимородка – пещерка в обрыве над рекой.

Вечером, когда сядет солнце, из дупла вылетают на охоту летучие мыши, порхают над лесными полянами, хватают майских жуков.

В июне летучая мышь летает с мышатами. Они у нее по два, по три сидят на животе, в шерстку вцепятся, ждут, когда мама-мышь поймает жука.

Прожорливые они. Как мышь жука поймает, мышата раскрывают рты и верещат. На рассвете летучая мышь возвращается в дупло. Крылья сложит, повиснет вниз головой и спит с мышатами весь день до вечера.

Задания:

  1. Выпишите слово с двумя корнями.

  2. Выпишите группы однокоренных слов.

  3. Выпишите формы одного и того же слова.

  4. Обозначьте графически приставки в словах из второго абзаца.

  5. Выпишите слова с одинаковыми приставками.

  6. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  7. Выпишите прилагательное с суффиксом, имеющим значение «Оттенок ослабленного качества» (несколько, слегка).

  8. Выпишите существительное с нулевым окончанием.

  9. Выпишите части речи со следующим морфемным составом:

  • Существительное (корень+суффикс+окончание)

  • Прилагательное (корень+суффикс+окончание)

  • Глагол (приставка+корень+суффикс+окончание)

  1. Выполните морфемный разбор слов, названных учителем (слова выделены жирным шрифтом).

ДМ по русскому языку. Словарно-орфографические диктанты по теме «Морфемика» для 5 класса

5 класс. Словарноорфографические диктанты

Словообразование

Ф. И. ученика ________________________________________________________

Задание 1 (вар. 1).

Буквы З и С на конце приставок

(орф. № 11)

З или С?

1 бе…шумный

2 бе…численный

3 …давать

4 ра…чертить

5 ра…ширить

6 ра…бить

7 …жимать

8 бе…брежный

9 и…бежать

10 …доровье

11 ра…считывать

12 …говориться

13 во…вратиться

14 …дание

15 во…паление

Задание 1 (вар.2).

Буквы З и С на конце приставок

(орф. № 11).

З или С?

1 во…кликнуть

2 …толкнуть

3 ра…винтить

4 …жимать

5 бе…грамотный

6 бе…толковый

7 …десь

8 ра…порядок

9 и…морозь

10 бе…цельный

11 ра…свет

12 …дравствуй

13 …гибать

14 и…пугать

15 во…глас

Задание 1 (вар.3).

Буквы З и С на конце приставок

(орф. № 11).

З или С?

1 …горевший

2 …дание

3 ра…писание

4 бе…цельный

5 ра…цвет

6 бе…радостный

7 ра…строиться

8 …говориться

9 …доровый

10 ра…глядеть

11 чре…мерный

12 ра..дать

13 и…править

14 в…помнить

15 …тереть

Задание 1 (вар.4).

Буквы З и С на конце приставок

(орф. № 11).

З или С?

1 бе…платный

2 бе…козырка

3 во…петь

4 во…наградить

5 в…крикнуть

6 в…махнуть

7 и…гиб

8 бе…предельный

9 …бежать

10 ра…пустить

11 ра…щелина

12 …дешний

13 ра…считывать

14 ра…сказать

15 в…дрогнуть

Задание 2.

О – А в корнях

-ЛАГ- // -ЛОЖ-

(орф. № 12).

О или А?

1 изл…жение

2 предл…жение

3 изл…гать

4 пол…жть

5 сл…гаемое

6 отл…жить

7 прил…гательное

8 предпол….жить

9 предл…гать

10 возл…жить

11 перел…жить

12 прил…гать

13 предл…жить

14 сл…жение

15 разл…жить

Задание 3.

О – А в корнях

-РАСТ-// -РАЩ-//

-РОС- (орф. № 13)

О или А?

1 р…сти

2 выр…щен

3 р…стение

4 зар…сли

5 водор…сли

6 выр…сла

7 р…сток

8 р…стительный

9 подр…сла

10 выр…стала

11 отр…сль

12 Р…стов

13 взр…щенный

14 отр…сток

15 Р…стислав

Задание 4 (вар. 1)

Е – О после шипя-

щих в корне

(орф. № 14).

Е или О?

1 ж…лудь

2 ш…пот

3 пч…лы

4 крыж…вник

5 щ…лкать

6 беч…вка

7 заш…л

8 ж…лтый

9 щ…ки

10 капюш…н

11 щ…тка

12 ш…рох

13 ч…рный

14 ш…в

15 ж…кей

Задание 4 (вар. 2)

Е – О после шипя-

щих в корне

(орф. № 14).

Е или О?

1 ш…ссе

2 расч…ска

3 поч…т

4 ш…фер

5 ч…лка

6 ш…тландка

7 расч…т

8 реш…тка

9 ож…г руку

10 ож…г руки

11 ш…колад

12 ж…рнов

13 щ…голь

14 ш…мпол

15 ш…рстка

5 класс. Словарно

орфографические диктанты

Ф. И ученика ________________________________________________________

Задание 1 (вар. 1).

Ы – И после Ц (орф. № 15).

Ы или И?

1 ц…рк

2 ц…нга

3 куц…й

4 овц…

5 акац…я

6 ц…плята

7 ц…ркуль

8 секц…я

9 ц…ганский

10 синиц…н

11 у гостиниц…

12 ц…новка

13 белолиц…й

14 панц…рь

15 нарц…сс

Задание 1 (вар. 2).

Ы – И после Ц (орф. № 15).

Ы или И?

1 у ящериц…

2 молодц…

3 дикц…я

4 милиц…я

5 ц…фра

6 на ц…почках

7 коллекц…я

8 ц…кл

9 храбрец…

10 декорац…я

11 лекц…я

12 традиц…я

13 ц…тата

14 ц…кнуть

15 операц…я

Задание 2.

Большая буква и кавычки в собст. существ.(орф.№16)

1 (ц, Ц)арь

2 (п, П)ушкин

3 (б, Б)ородино

4 (в, В)олга

5 (п, П)тица

6(г,Г)азета т,Труд

7 (д,Д)едушка

8 (ж,Ж)учка

9 (м,М)осква

10 (с,С)толица

11 (у,У)рал

12 (с,С)еверный

(л,Л)едовитый (о,О)кеан

13 (л.Л)аптев

14 (с,С)ергей

15 (п,П)ироги

Задание 3.

Е – И в окончании

существительных

(орф. № 17).

1 на опушк…

2 к цел…

3 по местност…

4 к ноч…

5 на сердц…

6 в лагер…

7 от Юли…

8 для Ксени…

9 в театр…

10 в юност…

11 на иждивени…

12 у рощ…

13 во рж…

14 в санатори…

15 на операци…

Задание 5.

О – Е после шипящих и Ц в окончании сущ.

(орф. № 18).

О или Е?

1 малыш…м

2 сердц…м

3 кирпич…м

4 границ…й

5 невеж…й

6 с ключ…м

7 блюдц…м

8 абзац…м

9 мельниц…й

10 храбрец…м

11 гараж…м

12 столиц…й

13 пловц…м

14 птиц…й

15 птенц…в

Задание 6.

О – Е после шип. и Ц в окончании прилаг.(орф. 18).

О или Е?

1 у больш…го

2 жгуч…го

3 могуч…му

4 для хорош…го

5 у пригож…го

6 летуч…му

7 горяч…го

8 горюч…му

9 линюч…го

10 цветущ…го

11 похож…го

12 свеж…му

13 неуклюж…й

14 колюч…го

15 колющ…й

Задание 7.

Безударная гласная в оконча-

нии прилагат.

(орф. № 19).

1 надежн… другу

2 старательн…

ученицей

3 об умел… Васе

4 старш… братом

5 ловк… зверю

6 хитр.. лиса

7 ярк…светом

8 младш…сестрой

9 с крут… берегов

10 высотн… дома

11 на нижн… сук

12 глубок…теням

13 толст… дубом

14 о тих… дне

15 тих… утра

Задание 8.

Краткие прилаг.

с основой на шипящую

(орф. № 20).

Образуй кратк. пр.

С –Ь или без –Ь?

1 пригожий

2 могучий

3 горючий

4 линючий

5 хороший

6 жгучий

7 похожий

8 свежий

9 неуклюжий

10 колючий

11 горячий

12 вонючий

13 тягучий

14 цветущий

15 летучий

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: Контр. раб. «Морфемика. Словообразование» 5 класс

Контрольная работа по теме

«Морфемика и словообразование»

5 класс

Диктант.

   Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришел в движение и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.

   Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у нее с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.

Грамматическое задание + тест на 2 варианта

  1. Разобрать слова по составу: рассмотрел, предполагал, поверхности, растущих

ТЕСТ  

по теме «Морфемика. Словообразование»    

 5класс

1 вариант

1. Какую приставку имеют слова  ПОДАРОК, ПОДАТЬ, ПОДЕЛИТЬ

    а) по-            б) под-

2. Определите гласную корня, подобрав проверочное слово.

     ОЧ..РСТВЕТЬ, ПОБ..ЛИТЬ, ПОЧ..РПНУТЬ, ТВ..РДЕТЬ

     а) е         б) и         в) а

3. В каком слове пишется буква Ы?

    а) ц..новка             б) станц..я             в) пловц..

4. Выберите приставку Наутро решили ра..бить крепость.

    а) рас-                    б) раз-

5. Употребляется ли Ь на стыке  приставки и корня?

    а) да               б) нет

6. Какая основа в слове расходиться?

   А) расходить    Б) расходи        В) расходи — ся

7. В каких словах -ой входит в состав  основы?

    А) Конвой.           Б) Живой.            В) Отвагой.

8. Какие слова являются однокоренными?

   А) запах      Б) пахарь     В) пахать       Г)пахнуть      Д) пахучий.

ТЕСТ  

по теме «Морфемика. Словообразование»    

5класс

2 вариант

1. Какую приставку имеют слова ОТАПЛИВАТЬ, ОТОВАРИТЬ, ОТОЩАТЬ

    а) от-        б) о-

2. Определите гласную корня, подобрав проверочное слово.

     ОЧ..НИТЬ (карандаш),СП..ЛИТЬ, ЗАВ..НТИТЬ, ЗАСВ..СТЕТЬ.

     а) е          б) и              в) я

3. В каком слове пишется буква Ы?

    а) ц..новка          б) станц..я      в) пловц..

4. Выберите приставку Несколько дней стреляли бе..прерывно.

     а) бес-      б) без-

5. Употребляется ли Ъ на стыке корня и суффикса?

     а) да         б) нет

6. Какая основа в слове пригодиться?

   А) пригодить       Б) пригоди        В)пригоди — ся

7. В каком слове -ей является окончанием?

   А) Ручей.       Б) Ножей.        В) Воробей.

8. Какие слова являются однокоренными?

    А) краса     Б) красивый      В) краска    Г)украшение       Д)красильня.

Ключи:

1. Грамматическое задание

Рас-смотр-е-л, пред-по-лаг-а-л, по-верх-н-ост-и, раст-ущ-их

2. Тест

1 вариант

2 вариант

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

1.

А

1.

Б

2.

А

2.

Б

3.

В

3.

В

4.

Б

4.

А

5.

Б

5.

А

6.

В

6.

В

7.

А

7.

Б

8.

АГД,  БВ

8.

АБГ, ВД

Литература:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн.для учителя- М.Просвещение,1992
  2. Леденёва В.В., Халикова Н.В. Русский язык: Тесты 5-7 классы- М, Дрофа, 2000

«Морфемика. Орфография. Культура речи» Все для учителя. — test — — —

Контрольный диктант по Русскому языку для 5 класса

Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №46» г. Владимира Алимова Наталья Владимировна

Учебник «Русский язык» 5 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская

 

Контрольный диктант

по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи»

5 класс

 

Был сентябрь. Ветер сбрасывал с берега мокрые и пахучие листья. Я сидел у костра, и мне казалось, что кто-то стоит за спиной и тяжело смотрит в затылок. Потом в глубине зарослей я услышал явственный треск человеческих шагов по валежнику.

Я встал и залил костёр, хотя и знал, что на десятки километров вокруг не было ни души. Я был совсем один в ночных лесах.

Я просидел до рассвета у потухшего костра. В тумане, в осенней сырости над чёрной водой поднялась кровавая луна, и свет её казался мне зловещим и мёртвым.

(К. Паустовский)

 

Грамматическое задание.

1.    Выпишите два слова, в которых основа равна целому слову.

2.    В слове затылок выделите корень, запишите 2-3 однокоренных слова к данному.

3.    Выпишите слово, соответствующее схеме: Ø Ç ???.

4.    Выпишите слово, в котором есть чередование гласных о-а в корне.

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольный диктант

по теме: «Имя существительное»

5 класс

 

Стоянка Владимира Дубровского была в дремучем лесу. На узкой лужайке было маленькое укрепление. Стояла осенняя ночь. Из-за туч показалась багровая луна, и края облаков сделались красноватыми. На дворе толпились люди. По одежде и вооружению их можно было принять за разбойников. На валу около маленькой пушки сидел караульный. В шалаше на походной кровати лежал Дубровский. Вдруг он вздрогнул. В укреплении произошла тревога. Дубровский вскочил, схватил оружие и вышел из шалаша. При его появлении наступило глубокое молчание. Он приказал готовиться к бою. Правительство разыскало Дубровского и напало на верный след. За сведения о Дубровском была объявлена большая денежная награда.

(По А.С. Пушкину)

 

Грамматическое задание.

1.    В первых трёх предложениях найдите существительные, определите их склонение.

2.    В тексте диктанта найдите и выделите орфограмму «Гласные е-и в окончании имён существительных», объясните выбор написания.

3.    К какой части речи относится слово «караульный».

4.    Существительное люди разберите морфологически.

Диктанты по теме «Морфемика. Орфография»

Диктанты по русскому языку для 5 класса по теме «Морфемика. Орфография»

Контрольный диктант «Осины»

Красивы высокие стройные осины. Даже в самый тихий, безветренный летний день листья осин дрожат. От этого деревья кажутся живыми существами. Они точно шепчутся между собой.

Очень хорош осиновый лес в дни ранней осени. Цветным ковром расстилаются под осинками опавшие листья. Под листьями видны красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков.

В дуплах старых толстых осин располагаются дневные и ночные птицы, белки прячут в них свои запасы. Зимой корой молодых растений кормятся зайчата.

Редко можно увидеть сплошной осиновый лес. Обычно осины растут рядом с берёзами и тёмными елями. По трепетанию листвы на высоких вершинах и тихому шелесту сразу узнаешь осину. (96 слов) / По И. Соколову-Микитову

Задание:
  1. Из первого и второго абзацев выпишите словосочетания, в которые входят слова
    1 вариант — осины
    2 вариант — листья
    Сделайте письменный разбор этих словосочетаний, укажите число и падеж данных слов.
  2. Найдите три слова, в которых основа равна корню.
  3. Выпишите по два слова:
    4 вариант — с приставками, которые не изменяются на письме;
    2 вариант — с приставками на з (с).
    Графически объясните правописание приставок.
  4. Выпишите слова с корнем
    1 вариант -раст- — -рос-
    2 вариант -лаг- — -лож-
    Подберите к ним 3—4 однокоренных слова.
  5. Найдите во втором и третьем абзаце слова-антонимы.
Диктант (Озаглавить)

Всё лето лист..я (под)ст..вляли со..нцу свои ладошки щёчки спинки и ж..вотики. И до того нал..лись и (про)питались со..нцем что (к) ос..ни стали з..л..тыми.

(За)шумел (в) л..су з..л..той дождь.Капля (по) листику щёлкн..т и сорвёт(?)ся лист. Синицы (на) ветк.. завозят(?)ся и брызнут лист..я (по) стор..нам. Ветерок вдруг нал..тит и (за)кружит(?)ся пестрый смерч. Лист..я шуршат лопочут скачут качают(?)ся (на) п..утинках.

Шумит з..л..той дождь.

Задание:
  1. Озаглавьте текст.
  2. Сделайте морфемный разбор слов: зашумел, листику, завозятся, налетит, пёстрый.
  3. Найдите и выпишите из текста 2-3 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделите их.
  4. Найдите и выпишите 2-3 слова с чередованием в корне или беглыми гласными, подберите к ним слова с вариантами морфем.
Диктант (Озаглавить)

Утренний вет..рок бе..шумно пр..бежал (по) лесу. Туман приш..л в дв..жение и пок..зался противоположный бер..г реки с зар..слями густых акац..й. Верениц.. обл..ков пот..нулись (к) г..ризонту.

(В)друг п..слышался ш..рох гальки. Я огл..нулся и ра..смотрел две ч..рные тени. Я пр..дпол..гал увидеть людей но это ок..зались лоси. Они прибл..жались (к) реке. Я з..любовался ч..десн..ми ж..вотными. Лоси жадно пили воду. (В)друг самка п..чуяла опас(?)ность и стала см..треть (в) мою стор..ну. Вода (з,с)бегала у неё (с) губ и от этого ра..ходились круги по сп..койной п..верхности реки. Лосиха в..треп..нулась и..дала хриплый крик и бросилась (к) лесу.

В это мгн..вение вз..шло со..нце. (С)квозь клубы тумана стали пр..являт(?)ся оч..ртания гор и р..стущих на том б..регу дерев(?)ев.

Диктант «Береза»

Случится в лесу страшный пожар. На большом участке выгорит вся растительность. Первым деревом, которое вырастет на пепелище, будет береза. Она любит свет и простор, не боится лютых морозов и весенних заморозков, встречается на вечной мерзлоте.

Растет береза быстро, недаром лесоводы называют ее гонким деревом. Уже через несколько лет после пожара поднимется на горелом месте молодая поросль. Пройдет еще несколько лет, и многие светолюбивые березки зачахнут в тени своих рослых собратьев. Тогда появятся под пологом березового леса молоденькие ели, пихты, лиственницы и сосны. А через 60 — 80 лет березу полностью вытеснят. Зашумит здесь хвойный бор.

А на опушке или поляне береза проживет долго и станет настоящей великаншей. Возраст таких отдельных деревьев достигает 150 лет. (113 слов)

Грамматическое задание:
  1. Найдите слова с корнем -раст-, -рос-. Графически объясните выбор гласной в корне.
  2. 1 вариант — найдите сложное предложение и подчеркните его грамматические основы. 2 вариант — найдите предложение с однородными членами и подчеркните их.

Диктанты 5 класс 3 четверть по Русскому Языку

Контрольные и проверочные диктанты по русскому языку для 3 четверти 5 класса — разбиты по темам, с грамматическими заданиями для школ России / УМК Ладыженская Т.А. . Объём диктанта ФГОС для 5 класса 3 четверть – 90 — 100 слов.

Контрольный диктант «Грибной снег»

Начало мая было сухим и жарким. На буграх, на вырубках и опушках шуршала сухая трава, опавшие листья взлетали от ветра. Они были похожи на бабочек. На земле можно было не только сидеть и лежать, но даже стоять на коленях. Колени были сухими. И потому не попадались весенние грибы. Нужен был грибной дождь. А сыпал снег. Густые хлопья крыли всё: и кусты, и деревья, и землю. Кругом всё было бело. Утром грело солнце, снег размок, пополз и потёк. Белые бугры и опушка вновь потемнели, а скоро нагрелись и запарили. На землю теперь не сядешь, не ляжешь и на колено не встанешь. Жухлая трава не шуршит, листья намокли и не взлетают бабочками. И земля под ногами продавливается и пузырится. Объём слов: 117

Контрольный диктант «Берёзовый сок»

Зима для всех тяжела: и для птиц, и для зверей, и для муравьёв. Трудно перезимовать зиму. Когда наступает весна, выползают из своих нор муравьи. Голодно им сейчас, надо помочь им. Можно просто перешагнуть и уйти. И вдруг я увидел рядом берёзу. Кора у неё набухла от сока, порозовела. Проткнул я берёсту с солнечной стороны, и потёк берёзовый сок. Муравей пополз по коре, сразу насторожился, усами зашевелил, свернул к ближней капельке и стал пить. Брюшко у него быстро надувается от сока. Напился сам и побежал друзей своих звать. Тут к нему все побежали, заговорили и стали сок пить. Объём слов: 97

Контрольный диктант «Много дел»

Гаврик спал возле лодки. Он положил под голову камень и укрыл лицо дедушкиным плащом. Гаврика охватила дрожь. На ногах не было носков, и Гаврик поджал ноги. К утру из-за туч выглянуло солнце. По поверхности моря пошла рябь. В направлении горизонта показалась светлая полоса. А возле дач кричат первые петухи. В такую ночь нельзя спать под крышей. Гаврик встал, умылся в море, увидел в морской пучине рыбёшек. Он прошёл сквозь заросли бурьяна к своему сараю. Сарай находился на бугорочке. В сарае спал дедушка. Дедушка уже был в огороде. Помидоров в огороде оставалось мало. Дедушке удалось собрать штук шесть. Цыплёнок бегал у ног дедушки, клевал землю. Дедушка вошёл в сарай, достал с полки кусок хлеба и положил его рядом с помидорами. Сегодня дедушке предстояло много дел. Объём слов: 124

Контрольный диктант «Письмо»

Петя вырвал из тетради листок и принялся писать бабушке письмо, он просил передать привет тёте и дедушке. Мальчик сообщал, что по примеру дедушки он хочет стать героем, его влечёт карьера военного. Мальчик просил прислать ему мундир дедушки. Прошло два месяца, а посылки от бабушки не было. В ожидании послания от бабушки Петя пошёл к Гаврику. С утра до вечера мальчики бродили по чёрным дворам, тёмным галереям, тенистым аллеям, становились гостями трущоб, колесили по окраине города. Вид у Пети был приличный. Он был в шинели и с ранцем за плечом. Но во время дождя они укрывались одним плащом. А ещё мальчики любили ходить по узким улочкам города. Здесь было много интересного и любопытного. Объём слов: 113

Контрольный диктант «Герда»

Окна были из разноцветных стёклышек, и от этого комната старушки была освещена удивительным радужным светом. На столе стояла корзина с чудесными вишнями. Пока Герда ела, Старушка расчёсывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое личико девочки. Старушка умела колдовать. Она пошла в сад, дотронулась до розовых кустов, и они ушли глубоко в землю. Колдунья боялась, что Герда вспомни о Кае и убежит от неё. Потом старушка повела Герду в цветник. Тут росли цветы всех сортов и времён года. Герда прыгала от радости и играла, пока солнце не село за высокими деревьями. Тогда её уложили в чудесную постельку с шёлковыми перинками, и девочка заснула. Объём слов: 109

Диктант «Галерея»

Павел Михайлович Третьяков был известным русским фабрикантом, богатым купцом, а также истинным другом художников. Он употреблял свое состояние на приобретение картин русских живописцев. Третьяков покупал их у знаменитых и молодых мастеров, если видел в них талант и преданность искусству. Тихо, без лишних слов делал Третьяков великое дело. А когда собрал большую коллекцию, создал, галерею, то передал ее в дар Москве. Когда П.М. Третьякова не стало, его дом превратился в музей, а фасад галереи потребовалось перестроить. Проект было предложено разработать Виктору Михайловичу Васнецову. В.М. Васнецов создал чудесный терем. Красный, белый, с резными каменными украшениями, с золотым кружевом под крышей. Высоко над входом, в фигурном кокошнике, черный барельеф — древний герб Москвы: Георгий Победоносец, побеждающий змея. Объём слов: 113

Диктант «Луга»

Земли с травянистой растительностью называются лугом. Самые ценные луга располагаются в поймах рек. Ежегодно весной во время половодья поймы заливаются водой. Вода спадает, и луговые растения во влажной земле растут быстро. Под ярким солнцем луга зеленеют и покрываются густым ковром душистых трав. Много интересного можно увидеть на лугу! Вот сидит на травинке небольшой жук, прыгнул и скрылся в траве кузнечик. В танце про летели бабочки. Гудит домовитый шмель. В лугах расположились перепела, куропатки, гнездится редкая птица дрофа. В некоторых местах обитают журавли. Здесь можно встретить зайца, потому что он очень любит бобовые растения. В густой луговой траве живут кроты, мыши, лягушки. Луга используют как сенокосы и пастбища. На них косят траву, заготавливают сено. Коровы, лошади, овцы с аппетитом поедают луговые растения. Объём слов: 120

Диктант «Рябина»

Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли. Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны. Объём слов: 114

Диктант «Шиповник»

Колючие шипы дикой розы встретишь под Москвой и в Сибири, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Шиповник — лесное растение. Аромат цветков как у розочки. Плоды — красные ягоды с толстой кожицей. Шиповник бывает разных видов. Самый красивый растет на острове Сахалине. Его листья кажутся бархатистыми, так как они все в мелких морщинках. Плоды такие крупные, что их зовут сахалинскими яблоками. Морщинистый шиповник селится у самой кромки морского берега. Плоды падают в воду, плывут мимо пляжей и скал. Прибой подхватывает их и разбивает о камни. Семена высыпаются. Волны перетирают их с песком. Кожура становится тоньше. Семена быстро прорастают. И на пляже прибавляются новые кусты шиповника. В Средней Азии высоко в горах растут шиповники с белыми и золотистыми цветками. У всех шиповников мощные корневища, крепкие, как железные прутья. Они хорошо укрепляют почву. Даже сильные ливни не смывают почву с гор, где растет шиповник. Объём слов: 142

Диктант «Вечер»

Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину. Васютка взглянул вводу и замер: около травы копошились рыбы, пошевеливали жабрами и хвостами. Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение, он подумал: «Водоросли, наверное?» Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки. Середина озера напоминала сейчас раскаленную печку. Заря догорала. В потемневшей синеве неба стыли редкие неподвижные облака. Начали прорезаться звезды. Показался маленький, похожий на ноготок, месяц. Устал Васютка за день, но сон не шел. Он подбросил в костер дров, снова лег на спину. Облака исчезли. Подступила дремота. Объём слов: 94

Диктант «В зимнем лесу»

Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег одел пушистым нарядом лес, и наступила зима. Гуляет вьюга. В лесу все тонет под белым покровом. Зайдешь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест. Густо покрывают ветви елей пушистые хлопья снега. Перешептываются на ветру длинные косы берез. Прячутся в норку ежи, укрываются от мороза белки в зимние гнезда. Плохо зимой птицам. Они часто погибают от холода и голода. Как им помочь? Запасите с осени корм для птиц. Сделайте для них кормушки. Птицы – наши друзья. Помогайте им! Объём слов: 86

Диктант «Мороз»

Мороз, говорят, поотпускает. Все запушило инеем. Бревна сараев и амбара совсем седые. Вбитые костыли и гвозди, петли и скобы кажутся мне из снега. Бельевые веревки запушились, и все-то ярко – и снежная ветка на скворешне, и даже паутина в дыре сарая – будто из снежных ниток. Невысокое солнце светит на лесенку амбара, по которой взбегают плотники. Все в толстых полушубках, шлепают рукавицами с мороза, сдирают с усов сосульки. Оба окна горят. Горкин лезет по лесенке закрывать трубу. И весело мне смотреть, как стоит он в окне на печке – в огненном отражении от солнца. Объём слов: 92

Диктант «Заря»

На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и собираются удержать меня. Из придорожных зарослей вылетела перепелка и скрылась во ржи. Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля и кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце. Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и грибов. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоит присесть, и сразу увидишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики. Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких ягод. Здесь мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене. Объём слов: 108

Диктант «Разговор деревьев»

Шоколадные почки распускаются, и на каждом зеленом хвостике висит большая прозрачная капля. Если растереть между пальцами даже одну почку, потом долго все будет пахнуть ароматной смолой березы, тополя или черемухи. Понюхаешь черемуховую почку и вспомнишь, что осенью забирался вверх по дереву за ягодами. Ел их горстями прямо с косточками. Ветер теплый. В тишине начинают шептаться между собой деревья. Осинка молодая вышла, стоит свечой на поляне, помахивает веточкой, приглашает рыжего бельчонка в гости. Прекрасная стройная елочка приветливо кивает вершиной. Хорошо в лесу! Объём слов: 81

Диктант «Путешествие»

После путешествия по Карелии мы с мамой отправились отдыхать к дедушке в среднюю полосу России. Мой дедушка – известный в своей округе лесник. От станции мы шли по просеке, потом свернули по тропинке к речке и направились к лесу. На опушке росла малина. Ее красные ягоды так и манят к себе. Пьянеешь от их запаха! Какая тишь! На небе нет туч. Вот из-под куста вылезает еж. Прошуршал в траве и исчез. Доходим до рощи, а за ней на полянке стоит избушка дедушки. Нас радостно встречают дедушка и пес Дружок. Объём слов: 88

Диктант «Чебурашка»

Почему писатель назвал своего героя Чебурашкой?* Не удивляйтесь, но предположительно первым Чебурашкой была маленькая девочка. Вот как это происходило. Морозной зимой писатель Эдуард Успенский шел по двору. Вдруг он видит малышку, которая гуляет с мамой. На девочке длинная мохнатая шуба. Эта шуба ей подойдет, когда девочка подрастет. А сейчас малышка с трудом пробирается по снегу, все время спотыкается и падает. А мама ее поднимает и говорит: «Вот какая чебурашка!» Писателю понравилось это словцо, и он назвал им своего сказочного героя. Так появился этот «неизвестный науке зверь», который приехал в нашу страну в ящике с апельсинами и поселился в столице нашей родины. Объём слов: 95

Примеры и определение морфемы

Определение морфемы

Морфема — это наименьшая синтаксическая и значимая языковая единица, которая содержит слово или элемент слова, например, использование –s, тогда как эта единица не делится на более мелкие синтаксические части.

Например, в предложении « It было лучшим из раз ; это было наихудшим из умножить на ”( Повесть о двух городах , Чарльз Диккенс), все подчеркнутые слова являются морфемами, так как их нельзя разделить на более мелкие единицы.

Типы морфем

Есть два типа морфем:

  1. Свободная морфема
    Свободная морфема — это простое слово, имеющее единственную морфему; таким образом, это бесплатно и может происходить независимо. Например, в «Дэвид хочет пойти туда», «иди» — это свободная морфема.
  2. Связанная морфема
    В отличие от свободной морфемы, связанная морфема используется со свободной морфемой для построения полного слова, поскольку она не может стоять независимо.Например, в «Фермер хочет, чтобы убил утят », связанные морфемы «-er», «s» и «ling» не могут существовать сами по себе. Им нужны свободные морфемы «ферма», «хочу» и «утка», чтобы придать значение.

Связанные морфемы бывают двух типов, которые включают:

  1. Инфлективная морфема
    Морфема этого типа является только суффиксом. Он преобразует функцию слов, добавляя -ly в качестве суффикса к основанию существительного, например, в «друг», которое становится «дружелюбным».Теперь он содержит две морфемы «друг» и «-ли». Здесь «-ly» — флективная морфема, так как существительное «друг» заменено прилагательным «дружелюбный».
  2. Производная морфема
    Морфема этого типа использует как префикс, так и суффикс, и имеет возможность изменять функцию, а также значение слов. Например, добавление суффикса «-less» к существительному «значение» делает значение этого слова совершенно другим.

Примеры морфем в литературе

Пример № 1: Гамлет (Уильям Шекспир)

«Сядьте ненадолго ;
И давайте однажды снова атакуем ваши уши,
Это так укреплено против нашей истории
То, что мы видели две ночи .
До Боже мой, я мог бы не поверить в это
Без разумного и истинного признания
Моими собственными глазами ».

Все подчеркнутые слова в этом примере являются связанными морфемами, поскольку они не могут существовать независимо. Например, «некоторое время» — это комбинация двух морфем «а» и «пока». Точно так же «снова», «ночи» и «до» — это комбинации двух морфем каждая.

Пример № 2: Tyger Tyger (Уильям Блейк)

«Tyger Tyger, горит ярко,
В лесах ночи;
Какая бессмертная рука или глаз,
Может обрамить твою страшную симметрию ?
Он улыбнулся своей работе, чтобы увидеть?
Кто создал тебя Агнца? »

В этом примере все подчеркнутые слова являются связанными морфемами.Второй, «бессмертный», и третий, «пугающий», изменили функции и значения после добавления суффиксов. «Fearful» — словоизменительная морфема, и это существительное было заменено прилагательным.

Пример № 3: По ком звонит колокол (Эрнест Хемингуэй)

«Молодой человек, изучавший страну, вынул очки из кармана своей выцветшей фланелевой рубашки цвета хаки и протер линзы с носовым платком , завинчивал окуляры до тех пор, пока доски мельницы не показывали внезапно четко , и он увидел деревянную скамью рядом с дверью; огромная куча опилок, которая поднималась за открытым навесом, где была циркулярная пила, и участок лотка, по которому бревна спускались с горного склона на другом берегу ручья.

В этом отрывке все подчеркнутые слова «изучение», «носовой платок», «внезапно», «ясно», «деревянный», «рядом» и «склон горы» являются связанными морфемами.

Пример № 4: Мастер игры (Сидни Шелдон)

«Джейми МакГрегор был одним из мечтателей . Ему было едва ли восемнадцати лет, красивый парень , высокий и светловолосый , с поразительно светло-серыми глазами. В нем была привлекательная непосредственность, рвение доставить удовольствие, что было милым.У него был беззаботный нрав , а душа наполняла оптимизмом ».

Этот отрывок — еще один хороший пример связанных морфем. Подчеркнутые слова «мечтатели», «едва», «красивый», «светловолосый», «рвение», «беззаботный» и «наполненный» являются связанными морфемами.

Функция морфемы

Морфема — это значимая единица в морфологии английского языка. Основная функция морфемы — придавать значение слову. Он может быть, а может и не быть сам по себе.Когда он стоит отдельно, он считается корнем. Однако, когда реализация идеи зависит от других морфем, она становится аффиксом и играет грамматическую функцию. Кроме того, словоизменительные и словообразовательные морфемы могут преобразовывать значения и функции слов, соответственно добавляя тексту богатства и красоты.

.

: Лексикология. Структура слова в современном английском

СТРУКТУРА СЛОВА НА СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

I. Морфологическая структура слова. Морфемы. Типы морфем. Алломорфы.

II. Структурные типы слов.

III. Принципы морфемного анализа.

IV. Производный уровень анализа. Стебли. Виды стеблей. Образные типы слов.

I. Морфологическая структура слова. Морфемы. Типы морфем. Алломорфы.

Существует два уровня подхода к изучению структуры слов : уровень морфемного анализа и уровень деривационный или словообразовательный анализ.

Слово — главная и основная единица языковой системы, самая большая в морфологическом и самая маленькая в синтаксическом плане лингвистического анализа.

Общепризнано, что очень многие слова имеют сложную природу и состоят из морфем, базовых единиц на морфемном уровне, которые определяются как мельчайшие неделимые двусторонние языковые единицы.

Термин морфема происходит от греческого морфе форма + -эма . Греческий суффикс eme был принят лингвистическим языком для обозначения наименьшей единицы или минимального отличительного признака .

Морфема — это наименьшая значимая единица формы. Форма в этих случаях — повторяющаяся дискретная единица речи. Морфемы встречаются в речи только как составные части слов, а не независимо, хотя слово может состоять из одной морфемы. Даже беглое изучение морфемической структуры английских слов показывает, что они состоят из морфем разного типа: корневых морфем и аффиксационных морфем. Слова, состоящие из корня и аффикса, называются производными словами или производными и образуются в процессе словообразования, известном как аффиксирование (или производное).

Корень-морфема лексическое ядро ​​слова; он имеет очень общее и абстрактное лексическое значение, общее для набора семантически связанных слов, составляющих один кластер слов, например (к) учить, учитель, учить . Помимо лексического значения морфемы корня обладают всеми другими типами значения, свойственными морфемам, за исключением значения части речи, которое не встречается в корнях.

Аффиксативные морфемы включают флективные аффиксы или флексии и словообразовательные аффиксы. перегибов несут только грамматическое значение и, таким образом, актуальны только для образования словоформ. Производные аффиксы актуальны для построения различных типов слов. Они лексически всегда зависят от корня, который они модифицируют. Они обладают теми же типами значений, что и корни, но в отличие от морфем корней большинство из них имеют значение части речи, что делает их структурно важной частью слова, поскольку они определяют лексико-грамматический класс, к которому принадлежит слово. .Из-за этого компонента их значения словообразовательные аффиксы подразделяются на аффиксы, образующие различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные или наречия.

Корни и производные аффиксы обычно легко различимы, и разница между ними отчетливо ощущается, как, например, в словах беспомощный, удобный, чернота, лондонец, повторное заполнение и т.д .: корень-морфемы help-, hand-, black-, London-, fill-, понимаются как лексические центры слов, а less, -y, -ness, -er, re- ощущаются как морфемы, зависящие от этих корней.

Различают также свободные и связанные морфемы.

Свободные морфемы совпадают со словоформами самостоятельно функционирующих слов. Очевидно, что свободные морфемы можно найти только среди корней, поэтому морфема мальчик — в слове мальчик свободная морфема; в слове нежелательно есть только одна свободная морфема desire- ; слово ручка-подставка имеет две свободные морфемы pen- и холд — .Отсюда следует, что связанных морфем это те, которые не совпадают с отдельными словоформами, следовательно, со всеми деривационными морфемами, такими как ness, -able, -er связаны. Корневые морфемы могут быть как свободными, так и связанными. Морфемы theor- словами теория, теоретическая или хорр- в словах ужас, ужас, ужас; Angl- в англосаксонском; Afr- в афро-азиатских все являются связанными корнями, поскольку не существует идентичных словоформ.

Следует также отметить, что морфемы могут иметь разные фонематические формы. В кластере слов просьба , радует , удовольствие , приятное фонематические формы слова находятся в дополнительном распределении или в чередовании друг с другом. Все представления данной морфемы, которые проявляют чередование, называются алломорфами / или морфемические варианты / этой морфемы.

Комбинирующая форма allo — от греческого allos other используется в лингвистической терминологии для обозначения элементов группы, члены которой вместе составляют структурную единицу языка (аллофоны, алломорфы).Так, например, -ion / -tion / -sion / -ation являются позиционными вариантами одного и того же суффикса, они не различаются по значению или функции, но имеют небольшую разницу в звуковой форме в зависимости от финальной фонемы предшествующей основы. Их рассматривают как варианты одной и той же морфемы и называют ее алломорфами . .

Алломорф определяется как позиционный вариант морфемы, встречающейся в определенной среде, и поэтому характеризуется дополнительным описанием.

Дополнительное распределение как говорят, имеет место, когда два языковых варианта не могут появляться в одной и той же среде.

Различные морфемы характеризуются контрастным распределением , т.е. если они встречаются в одной и той же среде, они сигнализируют о разных значениях. Суффиксы в состоянии и изд , например, это разные морфемы, а не алломорфы, потому что прилагательные в могут значит способные существа.

Алломорфы также встречаются среди префиксов. Их форма зависит от инициалов стебля, с которым они будут ассимилироваться.

Две или более звуковые формы стебля, существующие в условиях дополнительного распространения, также могут рассматриваться как алломорфы, как, например, в длинных и : длина н .

II. Структурные типы слов .

Морфологический анализ структуры слова на морфемном уровне направлен на разбиение слова на составляющие его морфемы, основные единицы на этом уровне анализа, и на определение их количества и типов.Четыре типа (корневые слова, производные слова, составные слова, сокращения) представляют собой основные структурные типы современных английских слов, а преобразование, производное и составление — наиболее продуктивные способы словообразования.

По количеству морфем слов можно отнести к мономорфным и полиморфный . Мономорфный или корневых слов состоят только из одной корня-морфемы, например маленький, собака, сделать, дать, и т.п.Все полиморфные слова делятся на две подгруппы: производных слов и составных слов по количеству корневых морфем, которые они имеют. Производные слова состоят из одной коренной морфемы и одной или нескольких деривационных морфем, например принять в состоянии, из до , dis согласен умение и т. д. Сложные слова — это те, которые содержат по крайней мере две корневые морфемы, при этом количество словообразовательных морфем незначительно. В составных словах могут быть как корневые, так и деривационные морфемы, как в подставка для пера, легкомыслие , или только коренные морфемы, как в lamp-shade, eye-ball , так далее.

Эти структурные типы не имеют равного значения. Ключ к правильному пониманию их сравнительной ценности заключается в тщательном рассмотрении: 1) важности каждого типа в существующем словарном фонде и 2) значения их частоты в реальной речи. Частота — безусловно, самый важный фактор. Согласно имеющимся подсчетам слов в различных частях речи, мы обнаруживаем, что производные слова численно составляют самый большой класс слов в существующем словарном фонде; производные существительные составляют около 67% от общего числа, прилагательные — около 86%, составные существительные — около 15%, а прилагательные — около 4%.Корневые слова в существительных составляют 18%, то есть на мелочь больше, чем количество составных слов; Прилагательные корневые слова составляют примерно 12%.

Но мы не можем не заметить, что коренные слова занимают преобладающее место. В английском языке, согласно последним подсчетам частот, около 60% от общего числа существительных и 62% от общего числа прилагательных, используемых в настоящее время, являются корневыми словами. Из общего числа прилагательных и существительных производные слова составляют около 38% и 37% соответственно, в то время как составные слова составляют незначительные 2% в существительных и 0.2% в прилагательных. Таким образом, именно корневые слова составляют основу и основу словарного запаса и имеют первостепенное значение в речи. Следует также отметить, что корневые слова характеризуются высокой степенью сочетаемости и сложным разнообразием значений в отличие от слов других структурных типов, семантические структуры которых намного беднее. Корневые слова также служат родительскими формами для всех типов производных и составных слов.

III. Принципы морфемного анализа.

В большинстве случаев морфемная структура слов достаточно прозрачна, и отдельные морфемы четко выделяются внутри слова. Сегментация слов обычно выполняется по методу Immediate и Ultimate составляющих . Этот метод основан на бинарном принципе, то есть на каждом этапе процедуры используются два компонента, на которые сразу же разбивается слово. На каждом этапе эти два компонента называются непосредственными составляющими.Каждая Непосредственная составляющая на следующем этапе анализа, в свою очередь, разбивается на более мелкие значимые элементы. Анализ завершается, когда мы приходим к составляющим, неспособным к дальнейшему делению, то есть к морфемам. Они относятся к Высшим Составляющим.

Синхронный морфологический анализ наиболее эффективно выполняется с помощью процедуры, известной как анализ на непосредственные составляющие. ИС — это две значимые части, образующие большое языковое единство.

Метод основан на том, что слово, характеризующееся морфологической делимостью, участвует в определенных структурных соотношениях.Подводя итог: при разбиении слова мы получаем на любом уровне только IC, одна из которых является основой данного слова. Все время анализ строится на закономерностях, характерных для английской лексики. В качестве образца, показывающего взаимозависимость всех составляющих, сегрегированных на различных этапах, мы получаем следующую формулу:

un + {[(gent- + -le) + -man] + -ly}

Разбивая слово на его непосредственные составные части, мы наблюдаем в каждом разрезе структурный порядок составных частей.

Схема четырех описанных разрезов выглядит следующим образом:

1. не- / джентльменский

2. не- / джентльмен / -ли

3. не- / нежный / — человек / — лы

4. ун- / джентль / — э / — человек / —лы

Аналогичный анализ на уровне словообразования, показывающий не только морфемические составляющие слова, но и структурный образец, на котором оно построено.

Анализ структуры слова на морфемном уровне должен перейти к стадии Конечных Составляющих. Например, существительное «дружелюбие» сначала разделяется на ИС: [frendlı-], повторяющееся в прилагательных friendly- . выглядящий и дружелюбный и [-nıs] встречается в бесчисленном количестве существительных, таких как несчастье, чернота, одинаковость, и т. д. IC [-nıs] одновременно является UC слова, так как его нельзя разбить на какие-либо более мелкие элементы, обладающие как звуковой формой, так и значением.Любое дальнейшее деление несс давали бы отдельные звуки речи, которые сами по себе ничего не означают. Затем IC [frendlı-] разбивается на IC [-lı] и [frend-], которые являются UC этого слова.

Морфемный анализ методом конечных составляющих может проводиться на основе двух принципов: так называемого корневого принципа и принцип аффикса .

Согласно принципу аффикса, разделение слова на составляющие его морфемы основано на идентификации аффикса в наборе слов, т.е.г. обозначение суффикса er приводит к сегментации слов певец, учитель, пловец в деривационную морфему er и корни учи-, пой-, драйв-.

Согласно корневому принципу, сегментация слова основана на идентификации корня-морфемы в кластере слов, например, идентификация корня-морфемы согласование- словами согласен, согласен, не согласен.

Как правило, применения этих принципов достаточно для морфемной сегментации слов.

Однако морфемная структура слов в ряде случаев не поддается такому анализу, так как не всегда оказывается столь прозрачной и простой, как в случаях, упомянутых выше. Иногда возникает сомнение не только в сегментации слов на морфемы, но и в распознавании определенных звуковых групп в качестве морфем, что, естественно, влияет на классификацию слов.Словами типа удерживать, задерживать, содержать или получать, обманывать, зачать, воспринимать звуковые кластеры [rı-], [dı-] кажутся выделяемыми довольно легко, с другой стороны, они, несомненно, не имеют ничего общего с фонетически идентичными префиксами re-, de- как указано в словах переписать, реорганизовать, деорганизовать, расшифровать . Более того, ни звуковой кластер [rı-] или [dı-], ни [-teın] или [-sı: v] не обладают собственным лексическим или функциональным значением.Тем не менее, эти звуковые группы воспринимаются как имеющие определенное значение, потому что [rı-] отличает сохранять из задержать и [-teın] отличает сохранить из получить .

Отсюда следует, что все эти звуковые кластеры имеют дифференциальное и определенное распределительное значение, поскольку их порядок расположения указывает на аффиксальный статус re-, de-, con-, per- и дает понять — tain и ceive как корни.Дифференциальные и распределительные значения, кажется, дают достаточное основание для распознавания этих звуковых кластеров как морфем, но, поскольку они лишены собственного лексического значения, они выделяются среди всех других типов морфем и известны в лингвистической литературе как псевдоморфемы. Псевдоморфемы того же типа встречаются и в словах типа rusty-fusty.

IV. Производный уровень анализа. Стебли. Виды стеблей. Производные типы слова.

Морфемный анализ слов определяет только составные морфемы, определяя их типы и их значение, но не раскрывает иерархию морфем, составляющих слово. Слова — это не просто сумма морфем, последняя обнаруживает определенную, иногда очень сложную взаимосвязь. Морфемы располагаются в соответствии с определенными правилами, причем порядок расположения различается для разных типов слов и отдельных групп внутри одних и тех же типов. Схема расположения морфем лежит в основе классификации слов на разные типы и позволяет понять, как новые слова появляются в языке.Эти отношения внутри слова и взаимосвязи между различными типами и классами слов известны как производные или словообразовательные отношения .

Анализ производных отношений направлен на установление корреляции между различными типами и структурными образцами, на которых построены слова. Базовой единицей на деривационном уровне является стержень . .

шток определяется как та часть слова, которая остается неизменной на протяжении всей его парадигмы, таким образом, основа, которая появляется в парадигме (to) ask (), спрашивает, спрашивает, спрашивает составляет аск-; основа слова певица (), певцов, певцов, певцов певец. Это основа слова, которая принимает флексию, которая грамматически формирует слово как ту или иную часть речи.

Структура основ должна быть описана в терминах анализа IC, который на этом уровне направлен на установление паттернов типичных производных отношений внутри основы и производной корреляции между основами разных типов.

Есть три типа стеблей: простые, производные и сложные.

Простые стержни семантически немотивированы и не составляют шаблон, по аналогии с которым можно моделировать новые основы.Простые основы обычно мономорфны и фонетически идентичны корневой морфеме. Деривационная структура основ не всегда совпадает с результатом морфемного анализа. Сравнение доказывает, что не все морфемы, релевантные на морфемическом уровне, актуальны на деривационном уровне анализа. Отсюда следует, что связанные морфемы и все типы псевдоморфем не имеют отношения к деривационной структуре основ, поскольку они не удовлетворяют требованиям двойной оппозиции и производных взаимосвязей.Итак, основа таких слов, как , сохранять, получать, ужасно, карман, движение, . и т.д. следует рассматривать как простые, немотивированные основы.

Производные стержни построены на основах различных структур, хотя они и мотивированы, т. е. производные основы понимаются на основе производных отношений между их IC и коррелированными основами. Производные основы в основном полиморфны, и в этом случае сегментация приводит только к одной IC, которая сама по себе является основой, а другая IC обязательно является деривационным аффиксом.

Производные основы не обязательно полиморфны.

Составные стержни состоят из двух микросхем, каждая из которых является стержнем, например, спичечный коробок , костюм для вождения, держатель для ручек, и т. д. Он построен путем соединения двух стеблей, одна из которых простая, другая — производная.

В более сложных случаях результаты анализа на двух уровнях иногда даже сокращают друг друга.

Образовательные типы слов классифицируются по строению стеблей на простых, производных и соединение слова.

Производное соединение — это слово, образованное одновременным процессом композиции и словообразования.

Составные слова собственно формируются путем соединения основных слов, уже имеющихся в языке.

.

Что такое морфема? Типы определений и примеры

В этом посте представлены 4 определения морфем: типы и примеры. Это также объясняет подкатегории морфем с многочисленными примерами. Морфемы играют решающую роль в процессе словообразования в английском языке, и область, изучающая морфемы, — это морфология.

Морфология — это отрасль изучения языка, изучающая морфемы, особенно форму и структуру слов в определенном языке, различные паттерны флексии, комбинации, смешения, образования и изменения, которые мы можем наблюдать и классифицировать, и другие связанные с этим вопросы.Специалист, специализирующийся на изучении морфем, называется морфологом. Подробнее см. Пост Отрасли языкознания .

Английские грамматические единицы — шкала рангов

Ранговая шкала в английском языке относится к иерархическому порядку или расположению грамматических элементов, которые составляют структуру языка. Ранговая шкала английского языка варьируется от наименьшей грамматической единицы, морфемы, до самой большой, предложения. Иерархическое расположение может быть от наименьшего к наибольшему или от наибольшего к наименьшему.English Rankscale включает:

Морфема

Слово

Фраза / Группа

Пункт

Предложение

Здесь мы рассмотрим каждую из этих пяти (5) грамматических единиц по отдельности в других статьях, но наше внимание будет сосредоточено на морфемах.

Четыре (4) определения морфем

Наименьшее устройство

Морфема — это наименьшая единица речи, имеющая семантическое или грамматическое значение.

Минимальная единица

Если мы посмотрим на морфему с другой точки зрения, мы можем сказать, что это минимальная единица значения или грамматическая функция.

Неделимая единица смысла

Так же, как определение атома, данное в средней школе (хотя теперь мы знаем лучше), морфема — это наименьшая неделимая единица значения.

Минимальные строительные блоки

Мы также можем определить морфему как минимальные строительные блоки слов.

Примечание

Однако здесь следует подчеркнуть, что не каждое слово считается морфемой.Как определить морфему? Быстрый тест: поймите, что если нет смысла, значит, нет и морфемы!

Другие чтения

Типы морфем: свободные и связанные

Префикс: определение, типы с примерами

Связанные морфемы: типы и примеры

Суффикс: определение, типы и примеры

Производные и флективные Морфемы: различия

Проверьте другие сообщения о других грамматических единицах английской шкалы рангов.Пожалуйста, поделитесь с друзьями.

.

морфем | Wiegecko

МОРФЕМЫ

  1. Определение морфемы

Термин «морфема» используется для обозначения мельчайших неделимых единиц семантического содержания или грамматической функции, из которых состоит слово. Слово морфема происходит от корня морф .

  • Суффикс в морфемах — –eme; это что-то связанное с минимальной отличительной единицей. Это наименьшая единица, которую можно выделить в какой-либо системе классификации.

Корень слова происходит от греческого слова « morphe », что означает форма или форма.

В лингвистике морфема — это наименьшая семантически значимая единица языка, которую нельзя разделить на маленькую единицу. Область изучения морфем называется морфология. Морфема не тождественна слову, и принципиальное различие между ними состоит в том, что морфема может стоять или не стоять отдельно, тогда как слово по определению является самостоятельной единицей значения.Каждое слово состоит из одной или нескольких морфем.

  1. Типы морфем

Как правило, типы морфем можно разделить на два вида морфем. Первая — свободная морфема, другая — связанная морфема.

  1. 1. Свободные морфемы

Свободные морфемы могут стоять сами по себе (т.е. это то, что мы условно называем словами ) и либо рассказывать нам что-то о мире (свободные лексические морфемы), либо играть роль в грамматике (свободные грамматические морфемы). Man, pizza, run и happy — это примеры свободных лексических морфем, а и, но, и — примеры свободных грамматических морфем. Важно отметить разницу между морфемами и фонемами: морфемы — это минимальные смысловые элементы, из которых состоит слово, и принципиально независимые от звука. Например, слово зебра (ˈziːbrə) состоит из шести телефонов и двух слогов, но содержит только одну морфему. Ze — и -bra не являются независимыми смысловыми компонентами слова zebra, что делает его мономорфным . (Bra как свободная морфема на самом деле что-то означает в английском языке, но это значение совершенно не связано с -bra в zebra .).

  1. 2. Связанные морфемы

Однако не все морфемы можно использовать независимо.Некоторых нужно привязать к свободной морфеме. В английском языке информация «множественное число» присоединяется к слову, которое относится к некоторому человеку, существу, концепции или другому объекту, имеющему имя (другими словами, к существительному), когда оно закодировано в морфеме, и не может стоять отдельно. Точно так же морфема -er , используемая для описания «кого-то, кто выполняет определенную деятельность» (например, танцор , учитель или пекарь ) не может стоять сама по себе, но должна быть прикреплена к свободному морфема (в данном случае глагол).Связанные морфемы бывают двух разновидностей: деривационных и флективных , основное различие между ними состоит в том, что добавление деривационных морфем создает новые слова, в то время как добавление флективных слов просто изменяет словоформу.

  1. а. Деривационные морфемы

Отличительное качество деривационных морфем состоит в том, что они производят новых слов. В следующих примерах деривационные морфемы добавляются для создания новых слов, производных от родительского слова.

счастье — счастье — несчастье

мороз — оттайка — оттаиватель

экзамен — экзамен — повторный экзамен

Во всех случаях производное слово означает нечто отличное от родительского, и слово class может изменяться с каждым производным. Как показано в приведенных выше примерах, иногда происхождение не приводит к изменению мирового класса, но в таком случае значение обычно будет значительно отличаться от значения родительского слова, часто выражая оппозицию или обращение.

вероятное — невероятное

видимый — невидимый

галстук-развязка

создать — воссоздать

Независимо от того, изменяется ли класс слов и насколько существенно изменяется значение, при образовании всегда создаются (производятся) новые слова из существующих, в то время как изменение словоизменения ограничивается изменением словоформы.

  1. б. Флективные морфемы

Флексия (процесс присоединения флективных морфем к словам) позволяет говорящим морфологически кодировать грамматическую информацию.Это может показаться намного сложнее, чем есть на самом деле — вспомните пример, с которого мы начали.

Слово девочек состоит из двух морфем

  • свободная лексическая морфема девушка , которая описывает молодую женщину-человека и
  • связанная флективная морфема -s , обозначающая множественное число

Примеры морфологического кодирования других грамматических категорий: время (прошедшее время -ed как в пешком ), аспект (прогрессивный аспект как в ходьба ), падеж (родительный падеж как в Автомобиль Майка ) и человек (от третьего лица -s , как в Майк водит Toyota ).

Вы можете заметить, что

  • в целом, английская грамматика имеет довольно мало флексий и
  • некоторые словоизменительные окончания могут обозначать разные вещи и сразу несколько грамматической информации

Первый момент можно легко продемонстрировать, сравнив английский с немецким, где больше используется словоизменение. Сравните следующие две пары предложений.

Der Mann sah den Hund

Den Hund sah der Mann

vs.

Мужчина увидел собаку

Собака увидела человека

Если вы сосредоточитесь на значении двух немецких предложений, то увидите, что оно не изменилось, даже если мы изменили порядок слов. Собаку по-прежнему видит мужчина, а не наоборот. Напротив, английское выражение меняет свое значение с первого предложения на второе.

Почему это так? В немецком примере определенный артикль склоняется к винительному падежу ( den Hund ), что говорит нам, кто именно что и кому сделал.Это позволяет нам поиграть с порядком слов, не меняя значения предложения. Английский не дает нам возможности сделать то же самое. Мы вынуждены придерживаться фиксированного порядка слов из-за отсутствия падежа (кроме личных местоимений). Такие языки, как латынь, которые указывают на высокую степень грамматической информации через флексию (так называемые синтетические языки), обычно имеют свободный порядок слов, чем аналитические языки, такие как английский, которые имеют лишь разумно очень мало флексий и полагаются на порядок слов для обозначения синтаксических отношений (другое популярным примером строго аналитического языка является китайский).

Аффиксы

Лингвисты используют термин «аффикс», чтобы описать, где именно связанная морфема присоединяется к слову. Префиксы присоединяются в начале свободной морфемы, а суффиксов присоединяются к концу. Инфиксы — аффиксы, встречающиеся в середине слова — очень редки в английском языке, хорошо известным исключением является ругательная инфиксация . В то время как в английском суффиксы могут быть как словообразовательными, так и флективными ( учитель, медленно vs. яблок, пинали ), префиксы всегда производные ( отвязать, восстановить, разморозить ).

Пятнадцать общих префиксов

Следующие таблицы и подсказки взяты из книги «Грамматика и композиция» Мэри Бет Бауэр и др.

Префикс Значение
ad- к, к
окр. вокруг, около
ком- с вместе
де- далеко от, от
дис- прочь, кроме
экс- из, из
дюйм- Не
дюйм- дюйм, в
интер- Между
мис- Неправильно
пост — После
повторно назад, снова
суб- внизу, под
транс- По
ун- Не

Десять общих суффиксов

Суффикс Значение
-бл. может быть
-анс (-енс) акт
-ate изготовление или применение
-полный из
состояние бытия
— без Без
определенным образом
-мент результат существования
-нэ состояние бытия
-ион (-ион, -ион) акт или состояние

Наконечник

Суффиксы также могут использоваться для обозначения части речи слова.В следующих примерах показаны части речи, обозначенные суффиксами в таблице.

Существительные: -ance, -ful, -ity, -ment, -ness, -tion

Глагол: -ate

Прилагательные: -able, -ful, -less, -ly

Наречие: -ly

Морфы, морфемы, алломорфы

Когда вы посмотрите на некоторые словоизменительные окончания, встречающиеся в английском, вы заметите, что они часто, но не всегда предсказуемы.Вот несколько примеров морфемы множественного числа.

одна машина — две машины; одна роза — две розы…

но

одна мышь — две мыши

один человек — двое мужчин

один вол — два вола

одна овца — две овцы

Изменение гласного (также называемое умляутом множественного числа ) вместо суффикса отмечает множественное число в мышей и мужчин , в волах суффикс, с которым мы сталкиваемся, довольно экзотичен (это означает, что это слово фактически единственное, что берет окончание -en ), а в последнем примере вообще нет видимой множественной маркировки.

Тот факт, что множественное число в английском языке может быть помечено несколькими различными флективными суффиксами ( -s, -en ), изменением гласных или отсутствием (видимого) изменения во всех случаях, указывает на различие, которое вы уже знаете из фонологии:

Морфы

конкретная часть слова, которую нельзя разделить на более мелкие части

морфемы
различение смыслов, абстрактное измерение морфов, например что-то вроде морфема множественного числа

алломорфа
различных реализаций одной и той же морфемы, т.е.г. -s , -en и ничего для морфемы множественного числа в dog s , ox en и fish _

Когда лингвисты говорят об алломорфах морфемы множественного числа, они имеют в виду варианты одного и того же функционального элемента, которые никоим образом не влияют на значение. Множественное число остается множественным, независимо от того, закодировано ли оно с помощью -s или чего-то еще.

Основание, стебель и корень

Наконец, чтобы сделать сегментацию слов на более мелкие части немного более ясной, мы различаем основание , основу и корень слова в морфологических терминах.

основание: реакции

шток: реакция ( с )

корень: ( re ) act (ion) ( s )

Основа — это основа со всеми удаленными флективными суффиксами, тогда как корень — это то, что остается после удаления всех аффиксов. При проведении компьютерного анализа текста , определение корня (т. Е. Удаление всех флективных окончаний) часто выполняется, чтобы избежать подсчета различных словоформ (например,г. дом и дом ) как отдельные слова.

Нравится:

Нравится Загрузка …

.

Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *