Контрольный диктант 5 класс по теме лексика: Тест по русскому языку (5 класс) по теме: 5 класс. Контрольные диктанты по теме «Лексика»

Содержание

Тест по русскому языку (5 класс) по теме: 5 класс. Контрольные диктанты по теме «Лексика»

Контрольный диктант по теме  «Лексика»

 Павел Михайлович Третьяков был известным русским фабрикантом, богатым купцом, а также истинным другом художников. Он употреблял свое состояние на приобретение картин русских живописцев. Третьяков покупал их у знаменитых и молодых мастеров, если видел в них талант и преданность искусству. Тихо, без лишних слов делал Третьяков великое дело. А когда собрал большую коллекцию, создал галерею, то передал ее в дар Москве. 

  Когда П.М. Третьякова не стало, его дом превратился в музей, а фасад галереи потребовалось перестроить. Проект было предложено разработать Виктору Михайловичу Васнецову.

  В.М. Васнецов создал чудесный терем. Красный, белый, с резными каменными украшениями, с золотым кружевом под крышей. Высоко над входом, в фигурном кокошнике, черный барельеф — древний герб Москвы: Георгий Победоносец, побеждающий змея.

 (По Л. Кудрявцевой)

(113 слов) 

  Задания к тексту:

  1. Найдите синонимы к слову художник.

  2. Являются ли слова молодой и знаменитый антонимами?

  3. Составьте словосочетания со словом молодой, иллюстрируя разные значения этого слова.

http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115—5-/1058—5-qq-.html

Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать. 
Но вот молния освещает местность шире и бледнее. Туча разделяется на волнистые облака, светлеет. Сквозь ее большие края виднеется ясная лазурь.

(По Л.Н. Толстому)

Грамматические задания

I вариант

1) Найдите в трех первых предложениях слова в переносном значении, выпишите их в составе словосочетаний.
2) Выпишите многозначное слово и объясните его значения.
3) Найдите и выпишите сложное предложение и подчеркните в нем грамматическую основу.

II вариант

1) Придумайте синонимы ко всем словам 4-го предложения.
2) Выпишите многозначное слово и объясните его значения.
3) Выпишите предложение с однородными членами и подчеркните их.

http://rus.1september.ru/article.php?ID=200502007

ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ?

Иногда говорят: «Уж он покажет, где раки зимуют». Где же зимуют раки?
С наступлением холодов большинство живых существ, населяющих водоемы, прячутся на дно.
Прячутся и раки. В твердых берегах озера или реки осенью самки речных раков роют норки. В них сидят они всю холодную пору года.
Раки-самцы собираются в большом количестве в глубоких ямах на дне водоемов. Недоступность мест зимовки раков послужила причиной возникновения поговорки.

Грамматические задания

1) Найдите синонимы и выпишите их.
2) Найдите и выпишите слово в переносном значении и дайте его толкование.
3) Выпишите предложение, в котором нет подлежащего.

http://rus.1september.ru/article.php?ID=200502007

Диктанты по теме «Лексика» 5 класс

Диктанты по Русскому Языку с грамматическими заданиями для 5 класса — тема «Лексика»

Контрольный диктант «Грибной снег»

Начало мая было сухим и жарким. На буграх, на вырубках и опушках шуршала сухая трава, опавшие листья взлетали от ветра. Они были похожи на бабочек. На земле можно было не только сидеть и лежать, но даже стоять на коленях. Колени были сухими. И потому не попадались весенние грибы. Нужен был грибной дождь. А сыпал снег. Густые хлопья крыли всё: и кусты, и деревья, и землю. Кругом всё было бело. Утром грело солнце, снег размок, пополз и потёк. Белые бугры и опушка вновь потемнели, а скоро нагрелись и запарили. На землю теперь не сядешь, не ляжешь и на колено не встанешь. Жухлая трава не шуршит, листья намокли и не взлетают бабочками. И земля под ногами продавливается и пузырится. Объём слов: 117

Контрольный диктант «Берёзовый сок»

Зима для всех тяжела: и для птиц, и для зверей, и для муравьёв. Трудно перезимовать зиму. Когда наступает весна, выползают из своих нор муравьи. Голодно им сейчас, надо помочь им. Можно просто перешагнуть и уйти. И вдруг я увидел рядом берёзу. Кора у неё набухла от сока, порозовела. Проткнул я берёсту с солнечной стороны, и потёк берёзовый сок. Муравей пополз по коре, сразу насторожился, усами зашевелил, свернул к ближней капельке и стал пить. Брюшко у него быстро надувается от сока. Напился сам и побежал друзей своих звать. Тут к нему все побежали, заговорили и стали сок пить. Объём слов: 97

Диктант «Галерея»

Павел Михайлович Третьяков был известным русским фабрикантом, богатым купцом, а также истинным другом художников. Он употреблял свое состояние на приобретение картин русских живописцев. Третьяков покупал их у знаменитых и молодых мастеров, если видел в них талант и преданность искусству. Тихо, без лишних слов делал Третьяков великое дело. А когда собрал большую коллекцию, создал, галерею, то передал ее в дар Москве. Когда П.М. Третьякова не стало, его дом превратился в музей, а фасад галереи потребовалось перестроить. Проект было предложено разработать Виктору Михайловичу Васнецову. В.М. Васнецов создал чудесный терем. Красный, белый, с резными каменными украшениями, с золотым кружевом под крышей. Высоко над входом, в фигурном кокошнике, черный барельеф — древний герб Москвы: Георгий Победоносец, побеждающий змея. Объём слов: 113

Диктант «В зимнем лесу»

Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег одел пушистым нарядом лес, и наступила зима. Гуляет вьюга. В лесу все тонет под белым покровом. Зайдешь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест. Густо покрывают ветви елей пушистые хлопья снега. Перешептываются на ветру длинные косы берез. Прячутся в норку ежи, укрываются от мороза белки в зимние гнезда. Плохо зимой птицам. Они часто погибают от холода и голода. Как им помочь? Запасите с осени корм для птиц. Сделайте для них кормушки. Птицы – наши друзья. Помогайте им! Объём слов: 86

Диктант «Мороз»

Мороз, говорят, поотпускает. Все запушило инеем. Бревна сараев и амбара совсем седые. Вбитые костыли и гвозди, петли и скобы кажутся мне из снега. Бельевые веревки запушились, и все-то ярко – и снежная ветка на скворешне, и даже паутина в дыре сарая – будто из снежных ниток. Невысокое солнце светит на лесенку амбара, по которой взбегают плотники. Все в толстых полушубках, шлепают рукавицами с мороза, сдирают с усов сосульки. Оба окна горят. Горкин лезет по лесенке закрывать трубу. И весело мне смотреть, как стоит он в окне на печке – в огненном отражении от солнца. Объём слов: 92

Контрольный диктант по теме «Лексика», 5 класс

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ

«ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ПРАВОПИСАНИЕ»

Цель:  проверить  уровень  теоретического  и  практического  усвоения  учебного  материала  по  разделу  «Лексика.  Орфография»   на  конец  2-й  четверти  и  1-го  полугодия    в  соответствии  с  требованиями  ФГОС ООО данного  года  обучения.

Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  качества  усвоения  учебного  материала  изученным  разделам;   уровня  развития  умений   применять  ранее  изученные  правила  написания.

— проверяемые  безударные  гласные  в  корне  слова;

— буквы  и,  а  после  шипящих;

— проверяемые согласные  в  корне  слова;

— е- и  в  окончаниях  существительных;

— непроизносимые  согласные  в  корне  слова; 

— безударные  гласные  в окончаниях  прилагательных;

— раздельное  употребление  предлогов  с  существительными; 

Постановки  знаков  препинания:

— знаки  препинания  в конце  предложения; 

— при однородных  членах  предложения;

— в  сложном  предложении.

Грамматические  задания  направлены  на  выявление  уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

— находить  в  тексте  антонимы;

— подбирать  к  словам  синонимы;

— определять  оттенки значений  синонимов;

— находить  в  тексте  слова,  имеющие  переносный смысл;

— определять  значение  слов, имеющих  переносное  значение;

— озаглавливать  текст  и  обосновывать  свой  выбор.

Диктант

       Солнце  выглянуло  в  последний  раз,  осветило  тёмную  сторону  горизонта  и  скрылось.  Вся  окрестность  вдруг  принимает  мрачный  вид.  Вот  задрожала  осиновая  роща.  Листья  становятся  мутного  цвета.  Верхушки  деревьев  качаются,  и пучки  сухой  травы  летят через  дорогу.  Стрижи  и  ласточки  пролетают  низко  над  землёй.  Высоко  в  небе  вспыхивает  молния,  ослепляет  зрение  и  освещает  нас.  Над  самой   головой  проносится  гул,  который  заставляет  нас  трепетать.

      Но  вот  молния  освещает  местность    шире и  бледнее.  Туча  разделяется  на  волнистые  облака,  светлеет.  Сквозь  её  большие  края  виднеется  ясная  лазурь.

(82  слова)                                                                      (По  Л.Н.Толстому)

 

Грамматические  задания

1.  Выпишите  из  текста  антонимы.

 

2. Подберите  синонимы  к  словам:

1-й  вариант  —  Большой

2 – й  вариант  — ясная

Укажите,  какие  оттенки  имеют  записанные  вами  синонимы

 

3. Найдите  в  тексте  слова,  имеющие  переносное  значение.    Объясните  их  значение.

 

4.  Озаглавьте  текст.  Обоснуйте  свой  выбор.

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ — Урок 3

1.

Грибной снег

Начало мая было сухим и жарким. На буграх, на вырубках и опушках шуршала сухая трава, опавшие листья взлетали от ветра. Они были похожи на бабочек. На земле можно было не только сидеть и лежать, но даже стоять на коленях. Колени были сухими. И потому не попадались весенние грибы. Нужен был грибной дождь. А сыпал снег. Густые хлопья крыли всё: и кусты, и деревья, и землю. Кругом всё было бело.

Утром грело солнце, снег размок, пополз и потёк. Белые бугры и опушка вновь потемнели, а скоро нагрелись и запарили. На землю теперь не сядешь, не ляжешь и на колено не встанешь.

Жухлая трава не шуршит, листья намокли и не взлетают бабочками. И земля под ногами продавливается и пузырится.

(По Н. Сладкову, 117 слов)

Задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

1-й вариант — второе предложение второго абзаца;

2-й вариант — первое предложение третьего абзаца.

2. Запишите синоним к слову:

1-й вариант — шуршала;

2-й вариант — жухлая.

3. Произведите морфемный разбор слова:

1-й вариант — нагрелись;

2-й вариант — потемнели.

2.

Берёзовый сок

Зима для всех тяжела: и для птиц, и для зверей, и для муравьёв. Трудно перезимовать зиму. Когда наступает весна, выползают из своих нор муравьи. Голодно им сейчас, надо помочь им. Можно просто перешагнуть и уйти.

И вдруг я увидел рядом берёзу. Кора у неё набухла от сока, порозовела. Проткнул я берёсту с солнечной стороны, и потёк берёзовый сок. Муравей пополз по коре, сразу насторожился, усами зашевелил, свернул к ближней капельке и стал пить. Брюшко у него быстро надувается от сока. Напился сам и побежал друзей своих звать. Тут к нему все побежали, заговорили и стали сок пить.

(По Н. Сладкову, 97 слов)

Задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

1-й вариант — третье предложение первого абзаца;

2-й вариант — третье предложение второго абзаца.

2. Запишите антоним к слову:

1-й вариант — выползают;

2-й вариант — тяжела

.

3. Произведите морфемный разбор слова:

1-й вариант — заговорили;

2-й вариант — насторожился.

Контрольный диктант в 5 классе № 9 | Сборник диктантов по Русскому языку в 5 классе с русским языком обучения

Контрольный диктант в 5 классе № 9