Тест по русскому языку (5 класс) по теме: 5 класс. Контрольные диктанты по теме «Лексика»
Контрольный диктант по теме «Лексика»
Павел Михайлович Третьяков был известным русским фабрикантом, богатым купцом, а также истинным другом художников. Он употреблял свое состояние на приобретение картин русских живописцев. Третьяков покупал их у знаменитых и молодых мастеров, если видел в них талант и преданность искусству. Тихо, без лишних слов делал Третьяков великое дело. А когда собрал большую коллекцию, создал галерею, то передал ее в дар Москве.
Когда П.М. Третьякова не стало, его дом превратился в музей, а фасад галереи потребовалось перестроить. Проект было предложено разработать Виктору Михайловичу Васнецову.
В.М. Васнецов создал чудесный терем. Красный, белый, с резными каменными украшениями, с золотым кружевом под крышей. Высоко над входом, в фигурном кокошнике, черный барельеф — древний герб Москвы: Георгий Победоносец, побеждающий змея.
(По Л. Кудрявцевой)
(113 слов)
Задания к тексту:
1. Найдите синонимы к слову художник.
2. Являются ли слова молодой и знаменитый антонимами?
3. Составьте словосочетания со словом молодой, иллюстрируя разные значения этого слова.
http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115—5-/1058—5-qq-.html
Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.
Но вот молния освещает местность шире и бледнее. Туча разделяется на волнистые облака, светлеет. Сквозь ее большие края виднеется ясная лазурь.
(По Л.Н. Толстому)
Грамматические задания
I вариант
1) Найдите в трех первых предложениях слова в переносном значении, выпишите их в составе словосочетаний.
2) Выпишите многозначное слово и объясните его значения.
3) Найдите и выпишите сложное предложение и подчеркните в нем грамматическую основу.
II вариант
1) Придумайте синонимы ко всем словам 4-го предложения.
2) Выпишите многозначное слово и объясните его значения.
3) Выпишите предложение с однородными членами и подчеркните их.
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200502007
ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ?
Иногда говорят: «Уж он покажет, где раки зимуют». Где же зимуют раки?
С наступлением холодов большинство живых существ, населяющих водоемы, прячутся на дно.
Прячутся и раки. В твердых берегах озера или реки осенью самки речных раков роют норки. В них сидят они всю холодную пору года.
Раки-самцы собираются в большом количестве в глубоких ямах на дне водоемов. Недоступность мест зимовки раков послужила причиной возникновения поговорки.
Грамматические задания
1) Найдите синонимы и выпишите их.
2) Найдите и выпишите слово в переносном значении и дайте его толкование.
3) Выпишите предложение, в котором нет подлежащего.
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200502007
Диктанты по теме «Лексика» 5 класс
Диктанты по Русскому Языку с грамматическими заданиями для 5 класса — тема «Лексика»
Контрольный диктант «Грибной снег»
Начало мая было сухим и жарким. На буграх, на вырубках и опушках шуршала сухая трава, опавшие листья взлетали от ветра. Они были похожи на бабочек. На земле можно было не только сидеть и лежать, но даже стоять на коленях. Колени были сухими. И потому не попадались весенние грибы. Нужен был грибной дождь. А сыпал снег. Густые хлопья крыли всё: и кусты, и деревья, и землю. Кругом всё было бело. Утром грело солнце, снег размок, пополз и потёк. Белые бугры и опушка вновь потемнели, а скоро нагрелись и запарили. На землю теперь не сядешь, не ляжешь и на колено не встанешь. Жухлая трава не шуршит, листья намокли и не взлетают бабочками. И земля под ногами продавливается и пузырится. Объём слов: 117
Контрольный диктант «Берёзовый сок»
Зима для всех тяжела: и для птиц, и для зверей, и для муравьёв. Трудно перезимовать зиму. Когда наступает весна, выползают из своих нор муравьи. Голодно им сейчас, надо помочь им. Можно просто перешагнуть и уйти. И вдруг я увидел рядом берёзу. Кора у неё набухла от сока, порозовела. Проткнул я берёсту с солнечной стороны, и потёк берёзовый сок. Муравей пополз по коре, сразу насторожился, усами зашевелил, свернул к ближней капельке и стал пить. Брюшко у него быстро надувается от сока. Напился сам и побежал друзей своих звать. Тут к нему все побежали, заговорили и стали сок пить. Объём слов: 97
Диктант «Галерея»
Павел Михайлович Третьяков был известным русским фабрикантом, богатым купцом, а также истинным другом художников. Он употреблял свое состояние на приобретение картин русских живописцев. Третьяков покупал их у знаменитых и молодых мастеров, если видел в них талант и преданность искусству. Тихо, без лишних слов делал Третьяков великое дело. А когда собрал большую коллекцию, создал, галерею, то передал ее в дар Москве. Когда П.М. Третьякова не стало, его дом превратился в музей, а фасад галереи потребовалось перестроить. Проект было предложено разработать Виктору Михайловичу Васнецову. В.М. Васнецов создал чудесный терем. Красный, белый, с резными каменными украшениями, с золотым кружевом под крышей. Высоко над входом, в фигурном кокошнике, черный барельеф — древний герб Москвы: Георгий Победоносец, побеждающий змея. Объём слов: 113
Диктант «В зимнем лесу»
Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег одел пушистым нарядом лес, и наступила зима. Гуляет вьюга. В лесу все тонет под белым покровом. Зайдешь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест. Густо покрывают ветви елей пушистые хлопья снега. Перешептываются на ветру длинные косы берез. Прячутся в норку ежи, укрываются от мороза белки в зимние гнезда. Плохо зимой птицам. Они часто погибают от холода и голода. Как им помочь? Запасите с осени корм для птиц. Сделайте для них кормушки. Птицы – наши друзья. Помогайте им! Объём слов: 86
Диктант «Мороз»
Мороз, говорят, поотпускает. Все запушило инеем. Бревна сараев и амбара совсем седые. Вбитые костыли и гвозди, петли и скобы кажутся мне из снега. Бельевые веревки запушились, и все-то ярко – и снежная ветка на скворешне, и даже паутина в дыре сарая – будто из снежных ниток. Невысокое солнце светит на лесенку амбара, по которой взбегают плотники. Все в толстых полушубках, шлепают рукавицами с мороза, сдирают с усов сосульки. Оба окна горят. Горкин лезет по лесенке закрывать трубу. И весело мне смотреть, как стоит он в окне на печке – в огненном отражении от солнца. Объём слов: 92
Контрольный диктант по теме «Лексика», 5 класс
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ
«ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ПРАВОПИСАНИЕ»
Цель: проверить уровень теоретического и практического усвоения учебного материала по разделу «Лексика. Орфография» на конец 2-й четверти и 1-го полугодия в соответствии с требованиями ФГОС ООО данного года обучения.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала изученным разделам; уровня развития умений применять ранее изученные правила написания.
— проверяемые безударные гласные в корне слова;
— буквы и, а после шипящих;
— проверяемые согласные в корне слова;
— е- и в окончаниях существительных;
— непроизносимые согласные в корне слова;
— безударные гласные в окончаниях прилагательных;
— раздельное употребление предлогов с существительными;
Постановки знаков препинания:
— знаки препинания в конце предложения;
— при однородных членах предложения;
— в сложном предложении.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— находить в тексте антонимы;
— подбирать к словам синонимы;
— определять оттенки значений синонимов;
— находить в тексте слова, имеющие переносный смысл;
— определять значение слов, имеющих переносное значение;
— озаглавливать текст и обосновывать свой выбор.
Диктант
Солнце выглянуло в последний раз, осветило тёмную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и ласточки пролетают низко над землёй. Высоко в небе вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. Над самой головой проносится гул, который заставляет нас трепетать.
Но вот молния освещает местность шире и бледнее. Туча разделяется на волнистые облака, светлеет. Сквозь её большие края виднеется ясная лазурь.
(82 слова) (По Л.Н.Толстому)
Грамматические задания
1. Выпишите из текста антонимы.
2. Подберите синонимы к словам:
1-й вариант — Большой
2 – й вариант — ясная
Укажите, какие оттенки имеют записанные вами синонимы
3. Найдите в тексте слова, имеющие переносное значение. Объясните их значение.
4. Озаглавьте текст. Обоснуйте свой выбор.
КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ — Урок 3
Грибной снег
Начало мая было сухим и жарким. На буграх, на вырубках и опушках шуршала сухая трава, опавшие листья взлетали от ветра. Они были похожи на бабочек. На земле можно было не только сидеть и лежать, но даже стоять на коленях. Колени были сухими. И потому не попадались весенние грибы. Нужен был грибной дождь. А сыпал снег. Густые хлопья крыли всё: и кусты, и деревья, и землю. Кругом всё было бело.
Утром грело солнце, снег размок, пополз и потёк. Белые бугры и опушка вновь потемнели, а скоро нагрелись и запарили. На землю теперь не сядешь, не ляжешь и на колено не встанешь.
Жухлая трава не шуршит, листья намокли и не взлетают бабочками. И земля под ногами продавливается и пузырится.
Задание
1. Произведите синтаксический разбор предложения:
1-й вариант — второе предложение второго абзаца;
2-й вариант — первое предложение третьего абзаца.
2. Запишите синоним к слову:
1-й вариант — шуршала;
2-й вариант — жухлая.
3. Произведите морфемный разбор слова:
1-й вариант — нагрелись;
2-й вариант — потемнели.
2.
Берёзовый сок
Зима для всех тяжела: и для птиц, и для зверей, и для муравьёв. Трудно перезимовать зиму. Когда наступает весна, выползают из своих нор муравьи. Голодно им сейчас, надо помочь им. Можно просто перешагнуть и уйти.
И вдруг я увидел рядом берёзу. Кора у неё набухла от сока, порозовела. Проткнул я берёсту с солнечной стороны, и потёк берёзовый сок. Муравей пополз по коре, сразу насторожился, усами зашевелил, свернул к ближней капельке и стал пить. Брюшко у него быстро надувается от сока. Напился сам и побежал друзей своих звать. Тут к нему все побежали, заговорили и стали сок пить.
(По Н. Сладкову, 97 слов)
Задание
1. Произведите синтаксический разбор предложения:
1-й вариант — третье предложение первого абзаца;
2-й вариант — третье предложение второго абзаца.
2. Запишите антоним к слову:
1-й вариант — выползают;
2-й вариант — тяжела
3. Произведите морфемный разбор слова:
1-й вариант — заговорили;
2-й вариант — насторожился.
Контрольный диктант в 5 классе № 9 | Сборник диктантов по Русскому языку в 5 классе с русским языком обучения
Контрольный диктант в 5 классе № 9
24.09.2014 16011 0Цель: проверить уровень теоретического и практического усвоения учебного материала по разделу «Лексика. Орфография» на конец 2-й четверти и 1-го полугодия в соответствии с требованиями государственного стандарта данного года обучения.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала изученным разделам; уровня развития умений применять ранее изученные правила написания.
— проверяемые безударные гласные в корне слова;
— буквы и, а, и после шипящих;
— проверяемые согласные в корне слова;
— е- и в окончаниях существительных;
— непроизносимые согласные в корне слова;
— безударные гласные в окончаниях прилагательных;
— раздельное употребление предлогов с существительными;
Постановки знаков препинания:
— знаки препинания в конце предложения;
— однородных членах предложения;
— в сложном предложении.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— находить в тексте антонимы;
— подбирать к словам синонимы;
— определять оттенки значений синонимов;
— находить в тексте слова, имеющие переносный смысл;
— определять значение слов, имеющих переносное значение;
— озаглавливать текст и обосновывать свой выбор.
Диктант
Солнце выглянуло в последний раз, осветило тёмную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и ласточки пролетают низко над землёй. Высоко в небе вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. Над самой головой проносится гул, который заставляет нас трепетать.
Но вот молния освещает местность шире и бледнее. Туча разделяется на волнистые облака, светлеет. Сквозь её большие края виднеется ясная лазурь.
(82 слова) (По Л.Н.Толстому)
Грамматические задания
1. Выпишите из текста антонимы.
2. Подберите синонимы к словам:
1-й вариант — Большой
2 – й вариант — ясная
Укажите, какие оттенки имеют записанные вами синонимы
3. Найдите в тексте слова, имеющие переносное значение. Объясните их значение.
4. Озаглавьте текст. Обоснуйте свой выбор.
Диктанты по русскому языку 5 класс 3 четверть ℹ️ диктанты на тему «Лексика», «Имя существительное», «Морфология» и тексты контрольных итоговых, четвертных диктантов
Диктанты на тему «Лексика»
Грибной снег
Начало мая было сухим и жарким. На буграх, на вырубках и опушках шуршала сухая трава, опавшие листья взлетали от ветра. Они были похожи на бабочек. На земле можно было не только сидеть и лежать, но даже стоять на коленях. Колени были сухими. И потому не попадались весенние грибы. Нужен был грибной дождь. А сыпал снег. Густые хлопья крыли всё: и кусты, и деревья, и землю. Кругом всё было бело.
Утром грело солнце, снег размок, пополз и потёк. Белые бугры и опушка вновь потемнели, а скоро нагрелись и запарили. На землю теперь не сядешь, не ляжешь и на колено не встанешь.
Жухлая трава не шуршит, листья намокли и не взлетают бабочками. И земля под ногами продавливается и пузырится. (117 слов)
Задание:
- Сделайте синтаксический разбор второго предложения из второго абзаца.
- Подберите синоним к слову «шуршала».
- Сделайте морфемный разбор слова «нагрелись».
По Л. Кудрявцевой
Павел Михайлович Третьяков был известным русским фабрикантом, богатым купцом, а также истинным другом художников. Он употреблял свое состояние на приобретение картин русских живописцев. Третьяков покупал их у знаменитых и молодых мастеров, если видел в них талант и преданность искусству. Тихо, без лишних слов делал Третьяков великое дело. А когда собрал большую коллекцию, создал галерею, то передал ее в дар Москве.
Когда П.М. Третьякова не стало, его дом превратился в музей, а фасад галереи потребовалось перестроить. Проект было предложено разработать Виктору Михайловичу Васнецову.
В.М. Васнецов создал чудесный терем. Красный, белый, с резными каменными украшениями, с золотым кружевом под крышей. Высоко над входом, в фигурном кокошнике, черный барельеф — древний герб Москвы: Георгий Победоносец, побеждающий змея. (113 слов)
Задание:
- Подберите синоним к слову «художник».
- Являются ли антонимами слова «молодой» и «знаменитый».
Гроза
Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.
Но вот молния освещает местность шире и бледнее. Туча разделяется на волнистые облака, светлеет. Сквозь ее большие края виднеется ясная лазурь.
По Л.Н. Толстому
Задание:
- В первых трех предложениях первого абзаца найдите и выпишите слова в переносном значении.
- Объясните значение слова «многозначно».
- Найдите сложное предложение и выделите грамматическую основу.
Диктанты на тему «Имя существительное»
Русская зима
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.
Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (110 слов)
Задание:
- Сделайте синтаксический разбор третьего предложения из первого абзаца.
- Сделайте морфемный разбор слов: набирает, речонки, припорошила.
- Найдите и выделите в тексте разносклоняемые существительные.
Много дел
Гаврик спал возле лодки. Он положил под голову камень и укрыл лицо дедушкиным плащом. Гаврика охватила дрожь. На ногах не было носков, и Гаврик поджал ноги.
К утру из-за туч выглянуло солнце. По поверхности моря пошла рябь. В направлении горизонта показалась светлая полоса.
А возле дач кричат первые петухи. В такую ночь нельзя спать под крышей. Гаврик встал, умылся в море, увидел в морской пучине рыбёшек. Он прошёл сквозь заросли бурьяна к своему сараю.
Сарай находился на бугорочке. В сарае спал дедушка. Дедушка уже был в огороде. Помидоров в огороде оставалось мало. Дедушке удалось собрать штук шесть. Цыплёнок бегал у ног дедушки, клевал землю. Дедушка вошёл в сарай, достал с полки кусок хлеба и положил его рядом с помидорами. Сегодня дедушке предстояло много дел. (124 слова)
Задание:
- Сделайте синтаксический разбор второго предложения из первого абзаца.
- Определите падеж имен существительных в первом абзаце.
- Сделайте морфологический разбор существительного «у ног».
Мать-медведица
Под толстым рыхлым снегом медведи спокойно спят всю зиму. В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются мохнатые медвежата. Мать осторожно держит бурых детёнышей около своей груди, кутает их в косматой шерсти. Она закрывает их от холода лапами и головой, согревает своим дыханием, вылизывает их шёрстку.
Но вот медведица с медвежатами выходит из берлоги. Теперь она учит малышей выкапывать вкусные корни, сладкие луковицы, клубни растений. Медвежата сгребают сухие ягоды, роются в гнилых пнях. Жирные жучки, мягкие червячки — всё идёт в пищу.
А медведица зорко смотрит по сторонам. Она готова оградить детёнышей от опасности. Если медвежатам грозит беда, медведица бросится на любого противника. (102 слова)
Задание:
- Выпишите из текста 2 имени существительных разного склонения, определите форму и падеж, в которых они употреблены.
- Сделайте морфемный разбор слов: шёрстку, выходит, жирные.
Диктанты на тему «Морфология»
Рябина
Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли.
Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны. (114 слов)
Задание:
- Найдите слова с чередующейся гласной в корне.
- Сделайте разбор по составу самостоятельных частей речи из 4-го предложения.
Павлиний глаз
Бывают в августе душные вечера. Ждёшь восхода луны, но и луна не приносит прохлады. В такие вечера прилетает ко мне в избушку большой ночной павлиний глаз. Он мечется у свечки, задевает лицо сухими крыльями. Бабочка порхает по кабинету, садится на письменный стол.
Пожалуй, он не видит меня и не понимает, откуда я взялся, зачем зажигаю свечу.
Он летает над свечой, как хозяин, а я боюсь, что он опалит крылья. Но поймать его никак не могу. Я задуваю свечу, и уходит в окно большой ночной павлиний глаз искать другие окна и свечи. (115 слов)
Задание:
- Сделайте морфологический разбор слов: свечу, летает, большой.
Чебурашка
Почему писатель назвал своего героя Чебурашкой?* Не удивляйтесь, но предположительно первым Чебурашкой была маленькая девочка. Вот как это происходило. Морозной зимой писатель Эдуард Успенский шел по двору. Вдруг он видит малышку, которая гуляет с мамой. На девочке длинная мохнатая шуба. Эта шуба ей подойдет, когда девочка подрастет. А сейчас малышка с трудом пробирается по снегу, все время спотыкается и падает. А мама ее поднимает и говорит: «Вот какая чебурашка!» Писателю понравилось это словцо, и он назвал им своего сказочного героя. Так появился этот «неизвестный науке зверь», который приехал в нашу страну в ящике с апельсинами и поселился в столице нашей родины. (95 слов)
Задание:
- Сделайте фонетический разбор слов: зверь, ей.
- Подберите синоним к слову «понравилось».
- Подберите антоним к слову «маленькая».
Контрольные диктанты
Белка
Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе. Прошло время, и у неё появились бельчата. Теперь белка от них не уходила.
Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь спасёт бельчат.
Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её! (98 слов)
Признаки приближения весны
Все еще из распахнутой сини неба улыбалось солнце. Природа пробуждалась от зимнего сна. Снег в лесу присел и почернел. Сначала на снегу выступила облетевшая коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев, и зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины.
Грачи давно расхаживали по двору и начали вить гнезда в роще. Скворцы и жаворонки тоже располагались на новых квартирах. Отец с восхищением рассказывал, что видел прилетающих лебедей. Прекрасные белые птицы летели высоко, и отец едва мог рассмотреть их ранний прилет.
Река разлилась, а вода еще прибывала. Над озером беспрестанно проносились большие стаи перелетной птицы. Они тоже возвратились из мест зимнего пребывания. (102 слова)
Задание:
- Сделайте морфемный разбор слов: почернел, коричневая.
- Сделайте фонетический разбор слова «хвоя».
- Сделайте синтаксический разбор четвертого предложения из первого абзаца.
На охоте
Я пошёл на охоту. Попадалась разная дичь. Вечерняя заря погасла, и в воздухе начинали разливаться тени. Я решил вернуться домой, взобрался на холм и в отдалении увидел другие места. У моих ног тянулась узкая долина. Я остановился в недоумении. Высокая трава белела ровной скатертью, ходить по ней было жутко. Я вскарабкался на другую сторону и стал забирать вдоль осин. Летучая мышь носилась над верхушками деревьев, кружилась и дрожала. Резво пролетел в вышине ястреб. Он спешил в своё гнездо. Я добрался до края леса, но дороги не было. Низкие кусты расстилались передо мной, а за ними виднелось поле. Ночь приближалась и росла. Всё вокруг было чёрным. Ночные птицы мчались у меня над головой. «Заблудился!» — подумал я. (115 слов)
Задание:
- Сделайте синтаксический разбор девятого предложения.
- Сделайте морфологический разбор слов: в недоумении, низкие (кусты).
Материал (5 класс) по теме: Диктанты 5 класс 8 вид
Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку для 5 класса составлен в соответствии с программой коррекционной школы 8 вида.
Материал сгруппирован по темам и последовательно расположен согласно учебнику: Русский язык. 5класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская.- 6-е изд.
В сборнике представлены разнообразные виды диктантов.
Цель представления
- Контроль за качеством усвоения учебного материала;
- Формирование орфографических умений и навыков
В сборнике представлены следующие виды работ:
— Словарные диктанты — способствуют отработке алгоритма действия по конкретному правилу и способствуют закреплению первичных знаний.
— Самодиктанты напоминают словарные диктанты, но учитель не диктует слова. Учащиеся сами, исходя из смысла или рифмы стихотворения, записывают слово, применив изученную орфограмму. Самодиктанты развивают творческие способности учащихся, вносят эмоциональную разрядку.
-Выборочные диктанты побуждают учащихся находить определенные орфограммы в словах и предложениях и способствуют формированию орфографической зоркости.
— Объяснительные диктанты способствуют закреплению изученного правила, учат учащихся обосновывать выбор орфографического действия.
-Творческие диктанты используются не только для формирования орфографических навыков, но и для развития речи учащихся. Материалами для творческих диктантов служат тексты с пропуском слов, деформированные тексты или можно предложить составить предложения по опорным словам на заданную тему.
— Контрольные диктанты служат для проверки знаний и умений учащихся. Для слабых учеников проверочной работой может быть списывание. Контрольный диктант для детей с интеллектуальной недостаточностью является самым сложным видом работы.
Сборник проверочных работ 5 класс коррекционной школы VIII вида.
Предложение.
Диктант с грамматическим заданием.
Осень.
Как красива русская осень! Но почему называют осень печальной? Кругом яркие краски. Лес краше, чем летом. Вот красные клёны. Там пёстрые берёзы. А дуб остался зелёным. Ветер гонит сухие листья. Они тихо шуршат под ногами. Ярко блестит осеннее солнышко. Оно всё слабее греет землю. (45слов)
Задания:
Вариант №1
- Подчеркни в тексте вопросительное предложение.
- Разберите по членам предложение: Ветер гонит……
Вариант №2
1. Подчеркни в тексте восклицательное предложение.
2. Разбери по членам предложение: Ярко блестит…..
Звуки и буквы.
Разделительный мягкий знак.
Выборочный диктант.
- Записывай только те слова, в которых есть разделительный ь:
Листья, пальцы, муравьи, Варя, осенью, польза, маляр, деревья, пьёт, несёт, Коля, колья, ручьи.
Правописание проверяемых гласных в корне слова.
Словарные диктанты.
- Доска, звено, звезда, дождливый, гостиница, городок, зверинец, дорогой, украшение, ленивый.
- Коренной, зеленеть, кричать, удивление, лесник, волнистый, увядание, далёкий, утешение, ночной.
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
Словарные диктанты.
- Ошибка, гриб, клубки, ловкий, бумажка, узкий, близкий, пуговка, огород, находка.
- Ходьба, ягодка, бедняжка, площадь, вырезка, незабудки, подсказка, ползти, исчез, объезд.
- Морковь, пробежка, берёзка, Серёжка, Волгоград, стружка, гадкий, пирожки, снежки.
Правописание словарных слов.
Словарные диктанты.
- Библиотека, верблюд, беседа, физкультура, север, железо, металл, инструмент, граница.
- Охрана, пассажир, расстояние, болото, здравствуй, до свидания, благодарю, каникулы, область.
Сомнительные гласные и согласные в корне.
Выборочные диктанты.
Выписать слова в два столбика:
- С сомнительными согласными в корне слова;
- С сомнительными гласными в корне слова.
- Резкий, гладкий, река, озёра, меткий, стена, родители, шкаф, блузка, залетел, радостный.
- Снега, берега, узкий, ночной, гроза, глазки, записка, спросить, соседка, берёзка.
Самодиктант.
Шел урок, а он молчал –
Перемену, видно, ждал.
Только кончился урок,
Громко зазвенел …… (звонок)
Зимой, в часы веселья,
Вишу на яркой ели я.
Стреляю, точно пушка
Зовут меня ….. (хлопушка)
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков ….. (горох)
Я болею, дома я.
В школе все мои друзья.
Дома быть мне непривычно,
Но врач мне выдал лист …. (больничный)
Контрольный диктант по теме « Правописание гласных и согласных в корне».
Утро в колхозе.
Пастух пасёт колхозных коров, коз и овец. Ранним утром он выгоняет стада на заливные луга к самой реке Быстрой. Ласково светит солнце. Жужжат в траве насекомые. Животные пасутся весь день. Вечером стадо возвращается в село. На краю села их радостно встречают дети.( 45 слов)
Задания.
- Выпиши из текста однокоренные слова, выдели в них корень.
- Проверь безударную гласную в словах к реке, в село и запиши проверочные слова.
- Выполни фонетический разбор слова день.
Волга.
С чего начинается река? С маленького родничка. Вода быстрым ручейком бежит по земле. Так родилась русская река Волга. Через всю страну несёт она свои воды. Низкие берега покрыты большим цветочным ковром. Красота Волги близка и дорога русскому народу. Люди прославили её в своих картинах, рассказах и песнях. (48 слов)
Задания.
1.Проверь сомнительные согласные в словах низкие и близка, запиши проверочные слова.
2.Подчеркни слово, которое нужно писать с заглавной буквы.
3.Выполни фонетический разбор слова: родилась.
Состав слова.
Выборочные диктанты.
- Из трёх слов выбери и запиши пары однокоренных слов:
Носик, носит, нос
Стол, столетний, настольный
Мёд, медовый, медный
Куст, кусок, кустарник
Сон, сосна, сосновый
Берег, берегли, бережок
- Записывай только слова с приставками:
Поехал, зашёл, заря, убежать, утка, заколка, похвалить, сшить, дорога, доплыл, написал.
- Выпиши в 2 столбика существительные с предлогами и существительные с приставками:
На берегу, в воде, подберёзовик, к деревне, походка, подснежник, на лодке, по тропинке, подруга, у лисы, заросли, рассвет.
- Словарный диктант:
— Из тьмы, над головой, написать, докатился, под столом, у дороги, укатился, до опушки, засмеялся, в глубине.
— Над землёй, по смыслу, понёсся, затаился, за рекой, при пожаре, придумает, с товарищем, подъёмник, в лесу.
Части речи.
Выборочные диктанты.
- Запиши только имена существительные:
Река, степной, волна, железо, белить, металл, красить, краска, ручной, белка, дождь, небесный, дорожная, зелень, болото.
- Запиши только имена прилагательные:
Красный, зеленеть, весёлый, еловый, белила, озорной, смех, смешной, светлый, желток, любопытный, вредный, дождливый.
- Запиши только глаголы:
Бежать, лететь, врун, писать, письменный, краснеть, дорожить, смешить, светлеть, зевака, вредить, желтеть, изморозь, морозить.
- Запиши в три столбика существительные, прилагательные, глаголы:
А) Кричать, крикун, крикливый, бегун, бежать, беглый, лгун, лживый, лгать, белый, белеть, белизна, письмо, писать, письменный, лететь, перелётные, перелёт, желток, жёлтый, желтеть.
Б) Снежки, бежать, зелёные, вековые, грызут, стоят, сугроб, сильный, мороз, глухарь, спать, крылья, лететь, редкие, умный.
Имя существительное.
Выборочные диктанты.
- Запиши в 2 столбика одушевленные и неодушевленные существительные:
Река, кошка, ученик, парта, дети, животное, трава, день, снег, глухарь, сугроб, зайцы.
- Выпиши только собственные имена существительные:
Дед Матвей живет в лесной сторожке. Он лесник. Дедушка охраняет природу. У него есть пес Полкан и кошка Муська. Летом из Москвы к дедушке приезжают сыновья и внучка Ксюша.
- Запиши в 3 столбика существительные по родам:
Окно, звезда, болото, металл, столица, забота, долото, инструмент, север, беседа, верблюд.
— допиши свое слово в столбик, где меньше слов.
4. Распредели в 2 столбика: 1) с ь на конце; 2) без ь на конце слова. Камыш, тишь, рожь, пляж, ключ, вещь, меч, врач, молодежь, речь, этаж, луч, ночь, брошь, кирпич, мелочь, кулич, мышь.
Творческие диктанты.
1.Запиши существительные в единственном числе. Укажи род.
Стрижи, калачи, кирпичи, ужи, печи, ночи, малыши, ключи, плащи, врачи, вещи.
2.Работа с деформированным текстом.
Через шли мы рощу с отцом. Громкий раздался плач. Это песню сыч грустную затянул. Позади роща осталась. Перед хлебное нами раскинулось поле. Рожь золотая колосится. Среди пробежала колосков мышь полевая.
Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».
В лесу.
От села Петушки я шёл на лыжах. Тихо стояли вековые деревья. Снежком покрыты зеленые сосны и ели. На снегу следы. Это зайцы бежали к реке. Там они грызли веточки ив. Быстро взлетает глухарь. Крыльями он поднял столб снега. В сильные морозы глухари спят в сугробах. Там им тепло. Хорошо и спокойно в лесу зимой. (56слов)
Задания:
- Подчеркни в тексте имя собственное.
- Грамматический разбор существительных: поляна, зайцы.
- Разобрать слова по составу, применив к ним данные схемы: вековые ( ), поездка ( ).
Три склонения имен существительных.
- Выборочный диктант
Запиши в 3 столбика существительные 1, 2 и 3 склонения.
Зверь, сторожка, опушка, лосёнок, заповедник, тишь, чаща, глушь, ночь, дорога, рельс, вещь.
Словарный диктант.
Победа, отряд, стамеска, компас, ракета, морковь, грамота, болото, защита, творог, область, кровать, завтрак.
— укажите склонение существительных.
Объяснительный диктант.
— Объясни выбор гласной в окончании существительных.
У лошади, к стенке, за речкой, у опушки, в поле, о погоде, от ветки, на парте, из сторожки, по тропинке, от бабушки, к матери, по почте, в кровати, из чащи.
Творческий диктант.
Ночью был мороз. На снегу появилась ледяная корка. Ребята бегут на лыжах по лесной … . На каждом шагу в лесу людей поджидают загадки. Под … пустые шишки лежат. Тут завтракала белочка. А вот робкий зверек в белой … под кустом сидит. Кто это?
Слова для справок: сосна, шубка, дорожка
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»
В заповеднике.
В нашей стране есть заповедные места. Здесь люди охраняют редких животных. У опушки сторожка. Из сторожки вышел человек. Лесную глушь разбудил удар по рельсу. Рельс висит на сучьях березы. Вышла лосиха. У дороги кормушка. Лосиха направилась к кормушке. Из чащи выбежал лосенок. Хорошо зверям в заповедном лесу. (49слов)
Задания:
- Подчеркнуть 5 существительных в Р.падеже.
- Грамматический разбор существительных: к кормушке, в лесу.
- Указать части речи в предложении: Лесную глушь……..
Предложение.
Запятая при однородных членах предложения.
— Расставь запятые в предложениях, объясни свой выбор.
В большом лесу во время бури деревья стонут трещат ломаются. Ученые обогащают науку и технику новыми исследованиями открытиями изобретениями. Это была не гроза а стремительный ураган. Он очень долго говорил с ней и громко и тихо и печально и весело. Ягоды клюквы употребляют для приготовления всем известного клюквенного морса киселя и пастилы.
Диктант.
Поездка в Великий Новгород.
Папа разбудил нас рано утром. Мы позавтракали, взяли багаж и поехали на вокзал. Через час мы уже сидели в вагоне. Наш поезд был готов к отправлению. Весело путешествовать! За окном мелькают деревни, сёла, реки и леса. Проводник принёс нам чай. Мы едем на экскурсию в Великий Новгород. Это древний русский город. Мы хотим осмотреть его улочки, площади, памятники и окрестности. (64слова)
Задания:
- Грамматический разбор предложения: Проводник принес нам чай.
- В последнем предложении подчеркните однородные члены и начертите схему однородных членов предложения.
Контрольный диктант с грамматическим заданием за 5 класс.
Ласточки.
Ласточки – красивые и трудолюбивые птицы. Они быстрые и ловкие. Весь день ласточки летают в садах, огородах, над прудами и речками. Они ловят мух, комаров и мошек. За лето ласточка вылавливает больше миллиона насекомых. Известны народные приметы. Перед дождём ласточки летают низко. Почему? Насекомых прибивает к земле, и птицы подбирают лёгкую добычу. Эти птицы первыми возвращаются на родину после зимы. (60слов)
Задания:
- Выпиши из текса 2 слова с парными звонкими и глухими согласными в корне. Подбери проверочные слова. Добавь два своих примера.
- Выпиши из текста одно предложение с однородными членами и начерти схему однородных членов этого предложения.
- Сделать морфологический разбор слова к земле.
Ресурсы JLPT уровня N5 — бесплатные словарные списки и звуковые файлы MP3
Кандзи: ~ 100 | Словарь: ~ 800 | Краткое описание: Может понимать классные фразы с хираганой и очень простыми кандзи. Может понимать шаблонные фразы и подбирать необходимую информацию. |
Продукты, которые я считаю потрясающими:
Если у вас -битный шейки на хирагане и катакане, попробуйте писать их снова и снова, пока они не закрепятся.Если вы очень шаткий или еще ничего не знаете — возможно, попробуйте эти карточки с кана или сделайте свои собственные. Я не использовал эти карточки кана, но пытался придумать истории о кане, чтобы запомнить их. (например, я всегда думал, что と (от до ) выглядит как от до e, с торчащим гвоздем.)Не покупайте электронный словарь слишком рано, так как вы будете слишком полагаться на него. (Словарь Kodansha Furigana превосходен — прочтите обзоры на Amazon). Не зацикливайтесь на ромадзи и удачи в путешествии по Японии!
Кана
Чарты Кана с ромадзи и звуками
Таблица хираганы (tokyowithkids.com)
Таблица катаканы (tokyowithkids.com)
Шпаргалки по Кана (хирагана, катакана и ромадзи)
Распечатайте их и приклейте на стену!Словарь звуковых файлов
Я записал несколько словарных списков, чтобы улучшить память. Они представлены в виде списка японских слов, за которым следуют их английские определения, \ «inu — собака, hoshi — звезда \» и т. Д.
Я не японец, поэтому японское произношение, вероятно, немного не так, хотя я старался изо всех сил.Однако английское произношение — отлично, ! : p
Эти файлы содержат весь словарный запас, необходимый для уровня N5 JLPT. (689 слов)
Словарь видео файлов
(В некоторых браузерах видео будут отображаться вверху этой страницы.)Загружается …
Все видео словаря JLPT N5(в видео говорится, что JLPT 4, но это до изменений 2010 года, поэтому это уровень N5).
Словарь
Список словаря уровня N5
VocabList.N5.doc (615 КБ)
VocabList.N5.pdf (933,5 КБ)
n5-vocab-kanji-eng.anki (696 КБ)
n5-vocab-kanji-hiragana.anki (600 КБ)
n5-vocab-kanji-eng.mem (144,6 КБ)
n5-vocab-kanji-hiragana.mem (112,7 КБ)
n5-vocab-kanji-eng-hiragana.anki (807 КБ)
Кандзи
Список кандзи уровня N5
KanjiList.N5.doc (149 КБ)
KanjiList.N5.pdf (200,6 КБ)
n5-kanji-char-eng.anki (204 КБ)
n5-kanji-char-eng.mem (16,8 КБ)
n5-kanji-char-eng-hiragana.anki (169 КБ)
… с японской марки
В этих файлах числа — это класс японской школы, в котором изучается кандзи. Катакана — это чтение онёми, а хирагана — чтение куниоми.jlpt_kanji_level_5_base.zip (2,5 КБ)
jlpt_kanji_level_5_base_jis_order.zip (1,9 КБ)
Все кандзи Jouyou (常用 漢字)
Значения и символы разделены, чтобы вы могли проверить себя
jouyou_kanji_selftest.doc (642,9 КБ)Загружаемые файлы имеют формат UTF-8 (Unicode), поэтому их можно открыть с помощью JWPce или Notepad, если у вас есть подходящие шрифты.
Грамматика
Грамматический список уровня N5
GrammarList.N5.doc (56,5 КБ)
GrammarList.N5.pdf (110,1 КБ)
Проверка 5 уровня JLPT
Построитель словарного запаса — Грамматика Плюс!
Эта аудиозапись, записанная носителем японского языка и носителем английского языка, содержит весь основной словарный запас, необходимый для сдачи JLPT N5. Помимо 677 слов, записанных на японском и английском языках, он также содержит все остальные словарные элементы, необходимые для этого уровня. Например, все счетчики и суффиксы слов, такие как く ら い, 屋 (や) и 中 (ち ゅ う). Он также поставляется с расшифровкой на английском языке, кандзи и хирагана. Щелкните здесь, чтобы получить дополнительную информацию и загрузить образец. |
Создание словарного запаса — Grammar Plus! Музыка
Разговорная книга
Подтвердите свои знания грамматики, читая примеры разговоров и отвечая на вопросы.The Conversation Book поможет вам освоить грамматику JLPT. Один разговор для каждой грамматики JLPT N5 с вопросами с несколькими вариантами ответов, чтобы проверить себя. |
Упражнения по английскому словарю
Общий английский: категории слов Все прилагательные
Искусство, развлечения и литература
Преступление и закон
Чувства, качества и состояния
Еда и еда
Здоровье и тело
Деньги и работа
Живой мир
Много существительных
Существительные? Глаголы? Обе!
Фразовые глаголы
Политический мир
Фундаментальная наука и академические науки
Социальный мир
Структуры, места и объекты
Переходы
Глаголы, глаголы, глаголы
Война, насилие и конфликты
Упражнения по категориям
Все прилагательные: список слов (щелкните для определения) Практические упражнения приведены ниже.
Все прилагательные: упражнения
Искусство, развлечения и литература: список слов (щелкните для определения) Практические упражнения приведены ниже.
Искусство, развлечения и литература: упражнения
Преступление и закон: Список слов (щелкните для определения) Практические упражнения приведены ниже.
Преступление и закон: Упражнения
Чувства, качества и состояния: список слов (щелкните для определения) Практические упражнения приведены ниже.
Чувства, качества и состояния: упражнения
Еда и еда: список слов (щелкните для определения) Практические упражнения приведены ниже.
Еда и еда: упражнения
[Вернуться к началу]Здоровье и тело: Список слов (щелкните для определения) Практические упражнения приведены ниже.
Здоровье и тело: упражнения
Мир денег и труда: список слов (щелкните для определения) Практические упражнения приведены ниже.
Мир денег и труда: упражнения
Мир природы: Список слов (щелкните для определения) Практические упражнения приведены ниже.
Мир природы: упражнения
Много существительных (с производными): Список слов (щелкните для определения) Практические упражнения приведены ниже.
Много существительных (с производными): упражнения
Существительные? Глаголы? Обе! With Derivations !: Список слов (щелкните для определения) Практические упражнения приведены ниже.
Существительные? Глаголы? Обе! С производными !: Упражнения
Фразовые глаголы: список слов (щелкните для определения) Практические упражнения приведены ниже.
* Обратите внимание, что многие фразовые глаголы имеют несколько значений. Эти упражнения охватывают только одно значение каждого фразового глагола.
Фразовые глаголы: упражнения
[В начало]
Политический мир: список слов (щелкните для определения) Практические упражнения приведены ниже.
Политический мир: упражнения
Фундаментальная наука и академические круги: Список слов (щелкните для определения) Практические упражнения приведены ниже.
Фундаментальные науки и академические науки: упражнения
Социальный мир: список слов (щелкните для определения) Практические упражнения приведены ниже.
Социальный мир: упражнения
Структуры, места и объекты: список слов (щелкните для определения) Практические упражнения приведены ниже.
Строение, места и объекты: упражнения
Переходы: Список слов (щелкните для определения) Практические упражнения приведены ниже.
Переходы: упражнения
Глаголы, глаголы и другие глаголы: список слов (щелкните для определения) Практические упражнения приведены ниже.
Глаголы, глаголы и другие глаголы: упражнения
[В начало]
Война, насилие и конфликты: список слов (щелкните для определения) Практические упражнения приведены ниже.
Война, насилие и конфликты: упражнения
[В начало]
.Как пополнить свой словарный запас100 слова, чтобы произвести впечатление на экзаменатора!Вот 100 сложных английских слов, которые если вы сможете использовать их в предложении, впечатлит даже образованных носитель языка! Идеально, если вы хотите произвести впечатление на экзаменатора такие экзамены, как: IELTS, TOEFL и Cambridge CAE и CPE.Если ты серьезно относитесь к обширному и впечатляющему словарному запасу, попробуйте выучить их, а затем попробовать эти продвинутые словари тесты. Часть ПЕРВАЯ / Часть ДВА
|