Тест по истории Жизнь первобытных людей 5 класс
Тест по истории Жизнь первобытных людей 5 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом варианте по 5 заданий.
1 вариант
1. Какое из занятий древнейших людей появилось раньше остальных?
1) земледелие
2) собирательство
3) скотоводство
4) обработка металлов
2. Около 40 тысяч лет назад
1) появились «люди разумные»
2) возникли первые государства
3) люди научились охотиться
4) орудия труда стали изготавливаться из меди
3. Ниже приведены названия орудий труда. Все они, за исключением одного, предназначалось для обработки земли.
1) мотыга
2) плуг
3) серп
4) рубило
Найдите и запишите порядковый номер орудия труда, выпадающего из данного ряда.
4. Расположите в хронологической последовательности следующие события (явления). Запишите цифры, которыми обозначены события (явления), в правильной последовательности.
1) переход к соседской общине
2) начало изготовления каменных орудий труда
3) объединение людей в родовые общины
5. Запишите пропущенное слово.
___________ — наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным источникам (памятникам).
2 вариант
1. Какое орудие труда из перечисленных было самым древним?
1) железный топор
2) гончарный круг
3) зернотёрка
4) каменное рубило
2. Земледелие возникло приблизительно
1) 10 тысяч лет назад
2) 40 тысяч лет назад
3) 1 миллион лет назад
4) 2 миллиона лет назад
3. Ниже приведены названия, которые, за исключением одного, имеют отношение к религиозным верованиям древних людей.
1) идол
2) молитва
3) гарпун
4) обряд
Найдите и запишите порядковый номер названия, относящегося к другой сфере жизни людей.
4. Расположите в хронологической последовательности следующие события (явления). Запишите цифры, которыми обозначены события (явления), в правильной последовательности.
1) овладение огнём
2) начало обработки металлов
3) возникновение собирательства
5. Запишите пропущенное слово.
___________ — глава племени, родовой общины. Избирался для ведения военных действий.
Ответы на тест по истории Жизнь первобытных людей 5 класс
1 вариант
1-2
2-1
3-4
4-321
5. Археология
2 вариант
1-4
2-1
3-3
4-312
5. Вождь
Итоговый тест на тему «Жизнь первобытных людей» 5 класс по учебнику Михайловский Ф.А. с ответами. 2 варианта
Итоговый тест на тему «Жизнь первобытных людей»
вариант
1. Древнейшие люди первые появились на Земле:
а) 100 тысяч лет назад;
б) 10 тысяч лет назад;
в) 2 миллиона лет назад.
2. Первое орудие труда первобытного человека:
а) плуг;
б) заостренный камень;
в) мотыга.
3. Древнейшие люди жили не в одиночку, а группами, названными учеными:
а) человеческими стадами;
б) родовыми общинами;
в) соседскими общинами.
4. Выжить суровыми и морозными зимами первобытному человеку помогло:
а) умение пользоваться огнем;
б) умение строить землянки из глины;
в) умение запасать продукты питания впрок.
5. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:
а) железо;
б) бронза;
в) медь.
6. Занятие первобытных людей, приведшее к возникновению земледелия:
а) охота;
б) собирательство;
в) рыболовство.
7. Самые мудрые и опытные старики, управлявшие жизнью родовой общины, назывались:
а) старейшинами;
б) вождями;
в) царями.
8. Сверхъестественное существо, которое обитает в каждом человеке, покидает его тело и возвращается в него:
а) душа;
б) оборотень;
в) идол.
9. Жители соседской общины помогли друг другу:
а) вырубить лес;
б) пасти скот;
в) выращивать урожай на участках;
г) рыть пруды;
д) изготавливать орудия труда;
е) осушать болота.
10. Установите последовательность развития трудовой деятельности людей:
а) скотоводство;
б) ремесло;
в) собирательство.
Итоговый тест на тему «Жизнь первобытных людей»
вариант
1.Человек стал таким же, как люди нашего времени:
а) 40 тысяч лет назад;
б) 10 тысяч лет назад;
в) 2 миллиона лет назад.
2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу:
а) гарпун;
б) лук;
в) рубило.
3. Первобытный коллектив людей, где действовал обычай «один за всех и все за одного», назывался:
а) человеческими стадами;
б) соседскими общинами;
в) родовыми общинами.
4. Пережить ледниковый период первобытному человеку позволило:
а) собирательство;
б) использование пещер для жилья;
в) изобретение металлических орудий труда.
5. Первобытные люди делали первую одежду:
а) из шкур диких животных;
б) из хлопка;
в) из шелка.
6. Занятие первобытных людей, приведшее к возникновению скотоводства:
а) охота;
б) собирательство;
в) земледелие.
7. Знатный человек, возглавлявший войско:
а) старейшина;
б) вождь;
в) воины.
8. Вера в существование в природе сверхъестественных сил называется:
а) молитвой;
б) колдовством;
в) религией.
9. В соседской общине каждая семья имела в личном пользовании:
а) лес;
б) пастбища;
в) участок земли;
г) изделия ремесла;
д) орудия труда;
е) скот.
10. Установите последовательность развития трудовой деятельности людей:
а) ремесло;
в) охота.
Итоговый тест на тему «Жизнь первобытных людей»
5 класс 1 четверть
Ответы.
1 вариант. 1 – в; 2 – б; 3 – а; 4 – а; 5 – в; 6 – б; 7 – а; 8 – а; 9 – а, г, е; 10 1- в, 2 – а, 3 – б.
2 вариант. 1 – а; 2 – а; 3 – в; 4 – б; 5 – а; 6 – а; 7 – б; 8 – в; 9 – в, д, е; 10 1- в, 2 – б, 3 – а.
«Жизнь первобытных людей. Древний Египет».
Контрольная работа по теме: первобытные люди. Древний Египет.
Ф.И.____________________________________________________________________класс_______________
Вариант 1.
Задание I. Расположи события в хронологической последовательности от самого раннего к самому позднему. Ответ запишите в виде последовательности цифр.
Появление металла 2. Завоевательные походы Тутмоса III 3. Строительство пирамиды Хеопса
Ответ:_________________
Здание II. Обведи букву правильного варианта ответа.
1. Первобытный коллектив людей, где действовал обычай « один за всех и все за одного», назывался:
а) человеческое стадо, б) родовая община, в) племя.
2. Орудие труда земледельца — это: а) копье, б) гарпун, в) мотыга.
3. Самые мудрые и опытные старики, управлявшие жизнью родовой общины, назывались:
а) старейшинами, б) царями, в) сородичами.
4. Жители Египта использовали для письма: а) пальму, б) папирус, в) бамбук..В Египте высушенное тело человека, обмотанное белыми бинтами, называлось: а)амулетом, б) сфинксом, в) мумией.
5. Служителями бога в египетском храме были: а) вожди, б) писцы, в) жрецы.
Задание III. Найди лишнее слово, выпиши его и объясни, почему оно лишнее: земледелие, мотыга, серп, фараон. Ответ_________________________________________________________________________________
Задание IV. Установите соответствие между понятиями и их определениями. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу. (2 балла, 1 ошибка – 0 баллов)
Ответ:Задание
Задание VI. Отметить на карте столицу Мемфис. Указать стрелочками направления походов фараона ТУТМОСА 3 в Сирию и Нубию. Подписать добычу, вывозимую из этих территорий.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. Подпишите рисунки. Что на них изображено.
Контрольная работа по теме: Первобытные люди. Древний Египет.
Ф.И.____________________________________________________________________класс_______________
Задание I. Расположите события в хронологической последовательности от самого раннего к самому позднему. Ответ запишите в виде последовательности цифр.
1.появление бронзы 2. Объединение Северного и Южного Египта 3. Появление первых государств
Ответ:_________________
Здание II. Обведи букву правильного варианта ответа.
1.Следы древнейших людей, живших более 2 миллионов лет назад, были обнаружены археологами в:
а) Северной Америке, б) Южной Австралии, в) Восточной Африке.
2. Орудие труда первобытного охотника – это: а) мотыга ,б) соха, в) копье.
3.Главное отличие древнейших людей от животных:
а) прямохождение, б) речь, в) умение изготовлять орудия труда.
4.Древние египтяне почитали священных животных. Это были: а) медведь, б) кошка, в) кенгуру.
5.Повелитель древнеегипетского государства: а) фараон, б) вождь, в) князь.
Задание III. Найди лишнее слово, выпиши его и объясни, почему оно лишнее: царь, ремесленник, гончар, ткач.
Ответ:________________________________________________________________________________________
Задание IV. Установите соответствие между понятиями и их определениями. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу. (2 балла, 1 ошибка – 0 баллов)
Ответ:- Задание V. Знаменитая пирамида Хеопса в Египте была построена в 2600 г. до н.э. Сколько лет назад была построена пирамида Хеопса? Вычисления сделайте письменно, отметьте даты на ленте времени.
Задание VI. Отметить на карте столицу Фивы. Указать стрелочками направления походов фараона ТУТМОСА 3 в Ливию и на Синайский полуостров. Подписать добычу, вывозимую из этих территорий.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. Подпишите рисунки. Что на них изображено.
Тест по истории (5 класс) по теме: тесты по истории тема «Жизнь первобытных людей» 5 класс
1. Многовариантные тесты
(выберите правильный ответ)
1.Когда появился homosapiens?
А. 40 тысяч лет назад;
Б. 250 тысяч лет назад;
В. 10 тысяч лет назад;
Г. 6 тысяч лет назад.
2.Укажите континент-прародину человечества:
А. Северная и Южная Америка;
Б. Азия;
В. Африка;
Г. Европа.
3.Первым занятием древнейшего человека было:
А. скотоводство;
Б.собирательство;
В.земледелие;
Г.ремесло.
4.Укажите, что такое род?
А.человеческое стадо;
Б. все люди земли;
В. постоянный коллектив родственников;
Г. древнейшие люди, происходившие от общего предка.
5.Укажите признаки соседской общины:
А. происхождение от общего предка;
Б. общая территория и взаимопомощь;
В. сбор урожая сообща, в общий амбар;
Г. общее хозяйство.
6.Знатными людьми в соседской общине становились:
А. вождь и его дети;
Б. лучшие земледельцы и скотоводы;
В. лучшие ремесленники;
Г. лучшие скотоводы.
7. Зарождение религиозных верований у первобытных людей связано:
А. с умением изготовлять орудия труда;
Б. с попытками понять явления природы;
В. со страхом перед явлениями природы;
Г. с умением изображать при помощи рисунков явления природы.
8. Укажите, какое время называется Каменным веком?
А.когда люди жили в каменных пещерах;
Б.когда люди изготовляли из камня орудия труда;
В. когда люди строили из камня дома;
Г. когда люди при помощи камня добывали пищу.
9.Первые домашние животные, прирученные человеком:
А.козы;
Б. коровы;
В. собаки;
Г. кошки.
10. Какое открытие первобытных людей способствовало появлению ремесла?
А.огонь;
Б. металл;
В.одежда;
Г. жилище.
11.Укажите примерную дату, когда человек научился обрабатывать металл:
- А. около 10 тысяч лет назад;
- Б. около 40 тысяч лет назад;
- В. около 7 тысяч лет назад;
- Г. около 1 тысячи лет назад.
12Первый металл, который открыли первобытные люди, — это:
А.железо;
Б медь;
В. олово;
Г. свинец.
13.К смене кочевого образа жизни на оседлый первобытных людей привело:
А.изменение орудий труда;
Б. возникновение скотоводства;
В. изобретение новых орудий для охоты.
- Календари у первобытных людей возникли благодаря:
А. ведению кочевого образа жизни;
Б. переходу к оседлому образу жизни;
В.занятию охотой и собирательством.
15.Укажите занятие первобытных людей, способствующее возникновению государства:
А.охота;
Б. земледелие;
В. рыболовство;
Г. скотоводство.
2. Двухвариантные тесты
(ответьте «Да» или «Нет»)
1.История изучает прошлое человечества — от выделения человека из мира животных и до наших дней.
2.Главным отличием человека от животных является приспособленность к условиям природы.
3.Древнейшие люди жили группами, которые ученые называют «человеческое стадо».
4.Родовая община сменилась соседской, образовались племена, члены которых совместно выполняли общественные работы под руководством вождя.
5.Самым страшным наказанием для первобытного человека было охранять сон своих сородичей.
6.Главным занятием первобытных людей на протяжении многих тысячелетий была охота.
7.С зарождением производящего хозяйства (земледелия и скотоводства) темпы развития человеческого общества значительно ускорились.
8. Переход от присвоения даров природы к производству необходимых продуктов называется эволюцией.
9. В эпоху неолита человек научился плавить металл, строить лодки, начал вести оседлый образ жизни, заниматься земледелием и разведением животных.
10. С началом потепления после ледникового периода получили распространение оседлые поселения. Самые большие из них насчитывали тысячи жителей.
Итоговый тест по теме «Жизнь первобытных людей» для 5 класса
Итоговый тест по теме «Жизнь первобытных людей»
1. Какое событие произошло примерно 2 млн. лет назад
1) появились первые стоянки первобытных людей
2) люди научились обрабатывать металлы
3) люди научились приручать животных
4) появился Человек разумный
2. Необходимость использовать при изготовлении орудий труда специальные приемы и навыки способствовала появлению:
1) охоты 2) ремесла 3) земледелия 4) собирательства
3. Несколько родовых общин, живших в одной местности:
1) человеческое стадо 2) племя 3) соседская община
4. Религиозные верования появились, потому что:
1) появилась письменность
2) древнейшие люди научились рисовать на стенах пещер
3) главными занятиями людей стали земледелие и скотоводство
4) люди не могли понять причины многих природных явлений
5. Впервые использовать медь научились жители:
1) Сибири 2) Южной Америки 3) Африки 4) Западной Азии
6. Какое правило действовало в родовой общине?
1) каждый сам за себя 2) мой дом — моя крепость 3) один за всех, все за одного
7. Какое занятие способствовало возникновению скотоводства?
1) земледелие 2) собирательство 3) ремесло 4) охота
8. Главным отличием человека от животного является его способность:
1) охотиться 2) делать орудия труда 3) прожить в одиночку
9. Кто управлял родовой общиной?
1) цари 2) жрецы 3) старейшины
10. Почему первобытные люди клали пишу и орудия труда в могилы умерших?
1) они имели излишки продуктов
2) они были уверены, что все это понадобится сородичу в «стране мертвых»
3) они хотели сохранить свои орудия труда для потомков
4) они прятали там свои запасы, так как опасались набегов соседей
11. Какое животное человек приручил первым?
1) мамонта 2) собаку 3) носорога 4) обезьяну
12. Какую роль сыграл огонь в жизни первобытного человека?
1) люди стали жить поодиночке
2) люди смогли осветить улицы городов
3) огонь позволил расселиться на территории с более холодным климатом
13. Какие орудия труда использовались первобытными людьми во время охоты? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
плуг 2) рубило 3) серп 4) копье 5) гончарный круг
14. Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
15. Расположите в правильной последовательности следующие события.
1) появление земледелия и скотоводства
2) появление человека на земле
3) появление нового ремесла – обработка металлов
4)человек стал разумным
Контрольная работа по теме: «Первобытность». 5 класс. История
Контрольная работа №1 по теме «Эпоха первобытности»
Учени____ 5 класса ________________________________________________________________
А. Религия – это:
1. способ охоты на мамонтов
2. вера людей в сверхъестественные силы природы, существа
3. особый вид танца.
Б. Искусство – это:
1. поклонение различным изображениям
2. способ завлечения различных животных и птиц в западню
3. отображение жизни людей в танцах, песнях, рисунках, сказаниях.
3. Найди и подчеркни 7 неправильных суждений в тексте.
В те далекие времена, желая покрасоваться друг перед другом, люди начали строить убежища из костей крупных животных, жердей, обтягивая их тканью. Вышедший из мира животных человек не боялся огня и использовал его на охоте. Нападая на мамонта, он старался поразить его стрелой в сердце. Мамонт был легкой добычей. По окончании охоты люди танцевали вокруг костра. Это занятие называется собирательство. Жизнь человека в те времена была интересной и легкой.
4. Дайте определение:
1. исторический источник – ______________________________________________________________
2.керамика – ___________________________________________________________________________
3. религия – ____________________________________________________________________________
5.Сосчитай, сколько лет прошло:
А) в 988г введено христианство на Руси ____________________________ лет
Б) в 1961г. был первый полет человека в космос _____________________ лет
В) Юлий Цезарь погиб в 44 г. до н.э. ____________________________ лет
6. Расположите человека в процессе эволюции:
а) кроманьонец в) австралопитек
б) неандерталец г) питекантроп
Ответ _________________________________________________________
7. Древнейшие люди появились в:
а) Западной Африке в) Восточной Африке
б) Южной Азии г) Западной Европе
8. В основе неолитической революции – это:
а) развитие ремесла и торговли б) переход от присваивающего хозяйства к производящему
в) появление городов г) возникновение цивилизаций
9. Одним из древнейших городов является:
а) Москва б) Рим
в) Афины г) Иерихон
10. Древнейшие цивилизации возникли в:
а) Каменном веке б) Бронзовом веке
в) Железном веке г) Медном веке
11. Какая группа относится к управленческому слою племени?
а) общинники б) старейшины
в) рабы г) ремесленники
12. Как называют древние сооружения из больших блоков грубо обработанного или дикого камня?
а) мегалиты б) макролиты
в) мезолиты г) микролиты
13. Укажите верное утверждение.
а) календарь – это система отсчёта промежутков времени.
б) в основе построения календаря лежат периодические явления природы.
в) в любом календаре есть точка отсчёта времени
г) все варианты верны
14. Расположите в хронологическом порядке.
а) 137 г. до н.э.
б) 198 г.
в) 98 г.
г) 267 г. до н.э.
д) 7 г. до н.э.
15. Расположите в хронологическом порядке.
а) 634 г.
б) 7 в. до н.э.
в) 7 г.
г) 149 г. до н.э.
д) 3 в.
1.На каком материке ученые нашли останки и следы жизни древнейшего человека на Земле? 1) Евразия 3) Африка 2) Северная Америка 4) Южная Америка | 1.На каком материке ученые нашли останки и следы жизни древнейшего человека на Земле? 1) Евразия 3) Африка 2) Северная Америка 4) Южная Америка |
2.В какой части этого материка были обнаружены данные находки? 1) в северной 3) в западной 2) в южной 4) в восточной | 2.По предположениям ученых, древнейшие люди появились 1) более 2 млн. лет назад 3) 1 млн. лет назад 2) 1,5 млн. лет назад 4) 500 тыс. лет назад |
3.Наука, изучающая прошлое человечества по находкам, обнаруженным в результате раскопок, называется 1) география 3)астрономия 2) зоология 4)археология | 3. Наука, изучающая, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни- 1) история 2) геология 3) география. 4) ксенология |
4.Главным отличием древнейшего человека от животных было 1) умение жить сплоченно, коллективно 2) умение изготавливать орудия труда 3) умение добывать пропитание с помощью собирательства 4) умение охотиться на диких животных | 4.Как называется и в какой стране находится пещера, где впервые были обнаружены рисунки первобытного человека? 1) Капова пещера (Россия) 3) Ляско (Франция) 2) Альтамира (Испания) 4) Монтеспан (Франция) |
5.Какой период начался 100 тыс. лет назад. 1)Юрский. 2) Пермский 3) Ледниковый 4) Триасовый 6.Что из перечисленного не относится к религиозным верования первобытного человека? 1) представление о том, что у каждого человека есть душа 2) вера в жизнь после смерти 3) появление магии и колдовства 4) коллективная охота | 5. общи́на —где люди связаны родством, совместным трудом и общим имуществом: 1. Соседская 2. Родовая 3. Республиканская 4 варварская.
А) появилась письменность Б) древнейшие люди научились рисовать на стенах пещер В) главными занятиями людей были собирательство и охота Г) люди не могли понять причины многих природных явлений |
7.Когда появился человек разумный ?
| 7.Когда появился человек разумный ? 1) 100 тыс. лет назад 3) 50 тыс. лет назад 2) 40 тыс. лет назад 4) 20 тыс. лет назад |
8.Кто появился раньше ?
3. Человек умелый 4. Австралопитек | 8.Кто появился позже ? 1.Неандерталец 2. Кроманьонец 3. Человек умелый 4. Австралопитек |
9.Как называется и в какой стране находится пещера, где впервые были обнаружены рисунки первобытного человека? 1) Капова пещера (Россия) 3) Ляско (Франция) 2) Альтамира (Испания) 4) Монтеспан (Франция) | 9. С изобретением первобытными людьми гарпуна более удачной стала охота на: А) сидящих птиц Б) мелкую рыбу В) крупную рыбу Г) быстро бегающих животных |
10. общи́на —где люди связаны родством, совместным трудом и общим имуществом: 1. Соседская 2. Родовая 3. Республиканская 4 варварская. | 10.Почему первобытные люди клали пищу и орудия труда в могилы умерших? 1) они имели излишки продуктов 2) они были уверены, что все это понадобится сородичу в «стране мертвых» 3) они хотели сохранить свои орудия труда для потомков 4) они прятали свои запасы, так как опасались набегов соседей |
Худшая ошибка в истории человечества
Науке мы обязаны кардинальным изменением нашего самодовольного представления о себе. Астрономия научила нас, что наша Земля не является центром Вселенной, а всего лишь одним из миллиардов небесных тел. Из биологии мы узнали, что мы не были специально созданы Богом, а развивались вместе с миллионами других видов. Теперь археология опровергает другое священное убеждение: история человечества за последний миллион лет была долгой историей прогресса. В частности, недавние открытия предполагают, что освоение сельского хозяйства, предположительно наш самый решительный шаг к лучшей жизни, во многих отношениях было катастрофой, от которой мы так и не оправились.С сельским хозяйством пришло грубое социальное и половое неравенство, болезни и деспотизм, которые проклинают наше существование. Поначалу доказательства против этой ревизионистской интерпретации покажутся американцам двадцатого века неопровержимыми. Нам почти во всех отношениях лучше, чем людям средневековья, которым, в свою очередь, было легче, чем пещерным людям, которые, в свою очередь, были лучше, чем обезьяны. Просто посчитайте наши преимущества. Мы наслаждаемся самой обильной и разнообразной едой, лучшими инструментами и материальными благами, самыми долгими и здоровыми жизнями в истории.Большинство из нас застрахованы от голода и хищников. Мы получаем энергию от масла и машин, а не от пота. Какой неолуддит из нас променяет свою жизнь на жизнь средневекового крестьянина, пещерного человека или обезьяны?
На протяжении большей части нашей истории мы поддерживали себя охотой и собирательством: мы охотились на диких животных и добывали пищу для диких растений. Философы традиционно считали эту жизнь отвратительной, грубой и короткой. Поскольку еда не выращивается и мало хранится, нет (с этой точки зрения) передышки от борьбы, которая начинается заново каждый день, чтобы найти дикие продукты и избежать голода.Нам удалось спастись от этого несчастья всего 10 000 лет назад, когда в разных частях света люди начали приручать растения и животных. Сельскохозяйственная революция распространилась до сегодняшнего дня, она почти повсеместна, и немногие племена охотников-собирателей выжили.
С прогрессивной точки зрения, на которой я был воспитан, на вопрос: «Почему почти все наши предки охотники-собиратели переняли сельское хозяйство?» это глупо. Конечно, они приняли это, потому что сельское хозяйство — эффективный способ получить больше еды за меньшую работу.Посевные культуры дают гораздо больше тонн с акра, чем корнеплоды и ягоды. Только представьте себе группу дикарей, измученных поисками орехов или преследованием диких животных, внезапно впервые пасущихся во фруктовом саду или пастбище, полном овец. Как вы думаете, сколько миллисекунд потребуется им, чтобы оценить преимущества сельского хозяйства?
Линия прогрессивной партии иногда заходит так далеко, что приписывает сельскому хозяйству замечательный расцвет искусства, произошедший за последние несколько тысяч лет.Поскольку урожай можно хранить, и поскольку на сбор еды в саду уходит меньше времени, чем на то, чтобы найти ее в дикой природе, сельское хозяйство дало нам свободное время, которого никогда не было у охотников-собирателей. Таким образом, именно сельское хозяйство позволило нам построить Парфенон и составить B-minor Mass.
Хотя аргументы в пользу прогрессивной точки зрения кажутся убедительными, это трудно доказать. Как вы показываете, что жизнь людей 10 000 лет назад стала лучше, когда они отказались от охоты и собирательства ради земледелия? До недавнего времени археологам приходилось прибегать к косвенным тестам, результаты которых (что удивительно) не подтверждали взгляды прогрессистов.Вот один из примеров косвенного теста: действительно ли охотники-собиратели в двадцатом веке живут хуже, чем фермеры? Разбросанные по всему миру несколько десятков групп так называемых первобытных людей, таких как бушмены Калахари, продолжают поддерживать себя таким образом. Оказывается, у этих людей много свободного времени, они много спят и работают меньше, чем их соседи-фермеры. Например, среднее время, затрачиваемое на добычу еды в неделю, составляет всего 12-19 часов для одной группы бушменов, 14 часов или меньше для кочевников хадза в Танзании.Один бушмен, когда его спросили, почему он не подражал соседним племенам, взяв на вооружение сельское хозяйство, ответил: «Зачем нам, когда в мире так много орехов монгонго?»
В то время как фермеры концентрируют свои усилия на выращивании культур с высоким содержанием углеводов, таких как рис и картофель, сочетание диких растений и животных в рационах выживших охотников-собирателей обеспечивает больше белка и лучший баланс других питательных веществ. В одном исследовании среднее ежедневное потребление пищи бушменами (в течение месяца, когда еды было много) составляло 2140 калорий и 93 грамма белка, что значительно превышало рекомендуемую суточную норму для людей их размера.Почти невероятно, чтобы бушмены, которые съели около 75 дикорастущих растений, могли умереть от голода, как сотни тысяч ирландских фермеров и их семьи во время картофельного голода 1840-х годов.
Таким образом, жизни по крайней мере выживших охотников-собирателей не являются отвратительными и жестокими, даже несмотря на то, что фермеры загнали их в одни из худших объектов недвижимости в мире. Но современные общества охотников-собирателей, которые на протяжении тысячелетий тесно сотрудничали с фермерскими обществами, не рассказывают нам об условиях, существовавших до сельскохозяйственной революции.Прогрессистская точка зрения действительно утверждает далекое прошлое: жизнь примитивных людей улучшилась, когда они перешли от собирательства к земледелию. Археологи могут определить дату этого перехода, отличив останки диких растений и животных от останков одомашненных на доисторических свалках мусора.
Как можно сделать вывод о здоровье доисторических мусорщиков и, таким образом, напрямую проверить прогрессистские взгляды? Ответ на этот вопрос стал появляться только в последние годы, отчасти благодаря новым методам палеопатологии, изучению признаков болезней в останках древних людей.
В некоторых удачных ситуациях у палеопатолога почти столько же материала для изучения, сколько у современного патолога. Например, археологи в чилийских пустынях нашли хорошо сохранившиеся мумии, состояние здоровья которых в момент смерти можно было определить путем вскрытия (Discover, октябрь). А фекалии давно умерших индейцев, живших в сухих пещерах в Неваде, остаются достаточно хорошо сохранившимися, чтобы их можно было исследовать на анкилостомоз и других паразитов.
Обычно единственные человеческие останки, доступные для изучения, — это скелеты, но они позволяют делать удивительное количество выводов.Для начала скелет определяет пол, вес и примерный возраст своего владельца. В тех немногих случаях, когда скелетов много, можно построить таблицы смертности, подобные тем, которые компании по страхованию жизни используют для расчета ожидаемой продолжительности жизни и риска смерти в любом возрасте. Палеопатологи также могут рассчитать скорость роста, измеряя кости людей разного возраста, проверяя зубы на дефекты эмали (признаки недоедания в детстве) и распознавая рубцы, оставленные на костях анемией, туберкулезом, проказой и другими заболеваниями.
Один из простых примеров того, что палеопатологи узнали из скелетов, касается исторических изменений в росте. Скелеты из Греции и Турции показывают, что средний рост собирателей голода к концу ледникового периода составлял 5 футов 9 дюймов для мужчин и 5 футов 5 дюймов для женщин. С принятием сельского хозяйства рост резко упал и к 3000 г. до н. Э. Достиг минимума в 5 футов 3 дюйма для мужчин и 5 футов для женщин. В классические времена высоты снова начали расти очень медленно, но современные греки и турки все еще не достигли среднего роста своих далеких предков.
Другой пример действующей палеопатологии — изучение скелетов индейцев из курганов в долинах рек Иллинойс и Огайо. В Диксон-Маундс, расположенном недалеко от слияния рек Спун и Иллинойс, археологи раскопали около 800 скелетов, изображающих изменения в состоянии здоровья, которые произошли, когда культура охотников-собирателей уступила место интенсивному выращиванию кукурузы примерно в 1150 году нашей эры. Исследования Джорджа Армелагос и его коллеги из Массачусетского университета показывают, что первые фермеры заплатили цену за свои новые средства к существованию.По сравнению с предшествовавшими им охотниками-собирателями, у фермеров почти на 50% увеличилось количество дефектов эмали, указывающих на недоедание, в четыре раза увеличилось количество железодефицитной анемии (о чем свидетельствует состояние костей, называемое поротическим гиперостозом), многократный рост костей поражения, отражающие инфекционное заболевание в целом, и усиление дегенеративных состояний позвоночника, вероятно, отражающих большой тяжелый физический труд. «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в до-сельскохозяйственном сообществе составляла около 26 лет, — говорит Армелагос, — но в пост-сельскохозяйственном сообществе — 19 лет.Таким образом, эти эпизоды пищевого стресса и инфекционных заболеваний серьезно повлияли на их способность к выживанию ».
Данные свидетельствуют о том, что индейцы в Диксон-Маундс, как и многие другие примитивные народы, занялись земледелием не по собственному выбору, а по необходимости, чтобы прокормить постоянно растущее число. «Я не думаю, что большинство собирателей голода занимались сельским хозяйством до тех пор, пока им не пришлось, и когда они переключились на сельское хозяйство, они стали жертвовать качеством на количество», — говорит Марк Коэн из Государственного университета Нью-Йорка в Платтсбурге, соредактор Армелагос, одной из основополагающих книг в этой области, «Палеопатология у истоков сельского хозяйства».«Когда я впервые начал делать этот аргумент десять лет назад, многие люди не согласились со мной. Теперь он стал респектабельной, хотя и спорной, стороной дискуссии.»
Есть по крайней мере три набора причин, объясняющих выводы о том, что сельское хозяйство вредно для здоровья. Во-первых, охотники-собиратели наслаждались разнообразным питанием, в то время как первые фермеры получали большую часть своей еды из одной или нескольких крахмалистых культур. Фермеры получали дешевые калории за счет плохого питания (сегодня всего три растения с высоким содержанием углеводов — пшеница, рис и кукуруза — обеспечивают основную часть калорий, потребляемых человеческим видом, но каждому из них недостает определенных витаминов или аминокислот. кислоты, необходимые для жизни.) Во-вторых, из-за зависимости от ограниченного количества культур фермеры рисковали умереть от голода в случае неудачного урожая. Наконец, сам факт того, что сельское хозяйство побуждает людей объединяться в густонаселенные общества, многие из которых затем вели торговлю с другими густонаселенными обществами, привел к распространению паразитов и инфекционных заболеваний. (Некоторые археологи считают, что заболеванию способствовало скопление людей, а не сельское хозяйство, но это аргумент «курица и яйцо», потому что скученность способствует развитию сельского хозяйства и наоборот.) Эпидемии не могли прижиться, когда население было разбросано небольшими группами, которые постоянно меняли лагерь. Туберкулез и диарейные болезни должны были ждать роста сельского хозяйства, кори и бубонной чумы — появления больших городов.
Помимо недоедания, голода и эпидемических болезней, сельское хозяйство принесло человечеству еще одно проклятие: глубокое классовое разделение. У охотников-собирателей мало или совсем нет запаса пищи и нет концентрированных источников пищи, таких как фруктовый сад или стадо коров: они питаются дикими растениями и животными, которых получают каждый день.Следовательно, не может быть никаких королей, никакого класса социальных паразитов, которые толстеют на отобранной у других пище. Только среди фермерского населения здоровая, непроизводящая элита могла поставить себя над пораженными болезнями массами. Скелеты из греческих гробниц в Микенах ок. 1500 г. до н.э. предполагают, что члены королевской семьи наслаждались лучшей диетой, чем простолюдины, поскольку королевские скелеты были на два или три дюйма выше и имели лучшие зубы (в среднем одна вместо шести кариесов или отсутствующих зубов). Среди чилийских мумий ок. А.Д.1000 г. элита отличалась не только украшениями и золотыми заколками для волос, но и тем, что поражение костей в результате болезней в четыре раза меньше.
Подобные контрасты в питании и здоровье сохраняются в глобальном масштабе и сегодня. Людям в богатых странах, таких как США, звучит смешно превозносить достоинства охоты и собирательства. Но американцы — это элита, зависящая от нефти и полезных ископаемых, которые часто приходится импортировать из стран с более слабым здоровьем и плохим питанием. Если бы можно было выбирать между крестьянином в Эфиопии или бушменом-собирателем в Калахари, что, по вашему мнению, было бы лучшим выбором?
Земледелие также могло способствовать неравенству полов.Освобожденные от необходимости перевозить своих младенцев во время кочевого существования и находящиеся под давлением необходимости производить больше рук для обработки полей, женщины-земледельцы, как правило, беременели чаще, чем их коллеги-охотники-собиратели, что приводило к истощению их здоровья. Например, среди чилийских мумий больше женщин, чем мужчин, имели поражения костей в результате инфекционных заболеваний.
Женщины в сельскохозяйственных обществах иногда превращались в вьючных животных. Сегодня в фермерских общинах Новой Гвинеи я часто вижу, как женщины шатаются под грузом овощей и дров, а мужчины идут с пустыми руками.Однажды во время экскурсии по птицам я предложил некоторым сельчанам оплатить доставку припасов с взлетно-посадочной полосы в мой горный лагерь. Самым тяжелым предметом был мешок с рисом весом 110 фунтов, который я привязал к шесту и поручил группе из четырех человек, которые взяли его плечом. Когда я, наконец, догнал жителей деревни, мужчины несли легкие грузы, а одна маленькая женщина, весившая меньше мешка с рисом, была согнута под ним, поддерживая его вес веревкой, переброшенной через виски.
Что касается утверждения о том, что сельское хозяйство способствовало расцвету искусства, предоставляя нам досуг, то современные охотники-собиратели имеют по крайней мере столько же свободного времени, сколько и фермеры.Мне кажется, что упор на досуг как на критический фактор ошибочен. У горилл было достаточно свободного времени, чтобы построить свой собственный Парфенон, если бы они захотели. В то время как пост-сельскохозяйственные технологические достижения сделали возможными новые формы искусства и облегчили сохранение искусства, великие картины и скульптуры уже создавались охотниками-собирателями 15000 лет назад, и все еще производились такими охотниками-собирателями еще в прошлом веке. как некоторые эскимосы и индейцы Тихоокеанского Северо-Запада.
Таким образом, с появлением сельского хозяйства положение элиты стало лучше, но положение большинства людей стало хуже. Вместо того чтобы проглотить линию прогрессивной партии, согласно которой мы выбрали сельское хозяйство, потому что оно было полезно для нас, мы должны спросить, как мы попали в ловушку этого сельского хозяйства, несмотря на его недостатки.
Один ответ сводится к пословице «Сила делает право». Земледелие могло поддержать гораздо больше людей, чем охота, хотя и с более низким качеством жизни. (Плотность населения охотников-собирателей редко превышает одного человека на десять квадратных миль, а у фермеров в среднем в 100 раз больше.Частично это связано с тем, что поле, полностью засаженное съедобными культурами, позволяет накормить гораздо больше ртов, чем лес с разбросанными съедобными растениями. Отчасти это также объясняется тем, что кочевые охотники-собиратели должны держать своих детей на расстоянии в четыре года с помощью детоубийства и других средств, поскольку мать должна носить своего малыша, пока он не станет достаточно взрослым, чтобы не отставать от взрослых. Поскольку фермерские женщины не несут этого бремени, они могут рожать и часто рожают каждые два года.
Поскольку плотность населения охотников-собирателей медленно увеличивалась в конце ледникового периода, группам приходилось выбирать между кормлением большего количества ртов, сделав первые шаги к сельскому хозяйству, или поиском способов ограничить рост.Некоторые банды выбрали первое решение, не в силах предвидеть зло сельского хозяйства и соблазненные временным изобилием, которым они наслаждались, пока рост населения не догнал рост производства продуктов питания. Такие банды произвели бесплодие, а затем прогнали или убили банды, которые предпочли остаться охотниками-собирателями, потому что сотня истощенных фермеров все еще может одолеть одного здорового охотника. Дело не в том, что охотники-собиратели отказались от своего образа жизни, а в том, что те, кто был достаточно разумным, чтобы не отказываться от него, были вынуждены покинуть все районы, кроме тех, которые не нужны фермерам.
Здесь поучительно вспомнить распространенную жалобу на то, что археология — это роскошь, связанная с далеким прошлым и не предлагающая никаких уроков для настоящего. Археологи, изучающие рост земледелия, реконструировали решающий этап, на котором мы совершили худшую ошибку в истории человечества. Вынужденные выбирать между ограничением населения или попыткой увеличить производство продуктов питания, мы выбрали последнее и закончили голодом, войной и тиранией.
Охотники-собиратели вели самый успешный и продолжительный образ жизни в истории человечества.Напротив, мы все еще боремся с беспорядком, в который нас загнало сельское хозяйство, и неясно, сможем ли мы его решить. Предположим, что археолог, приехавший из космоса, пытался объяснить историю человечества своим собратьям-космонавтам. Он мог бы проиллюстрировать результаты своих раскопок 24-часовыми часами, в которых один час представляет 100 000 лет реального прошедшего времени. Если бы история человечества началась в полночь, то сейчас мы подошли бы к концу нашего первого дня. Мы жили как охотники-собиратели почти весь тот день, с полуночи до рассвета, полудня и заката.Наконец, в 11:54 р. м. мы переняли сельское хозяйство. По мере приближения нашей второй полуночи бедственное положение голодающих крестьян постепенно распространится и охватит всех нас? Или мы каким-то образом достигнем тех соблазнительных благословений, которые мы воображаем за блестящим фасадом сельского хозяйства и которые до сих пор ускользали от нас?
.50 известных успешных людей, которые сначала потерпели неудачу
Добро пожаловать в нашу новую жизнь. Время в нашей жизни, которое год назад мы определенно не ожидали, которое большинство из нас, вероятно, не выбрало бы для себя; но вот и мы. По мере того, как дни вдали друг от друга продолжаются и к нам приходит все больше и больше плохих новостей, легко потерять мотивацию и тратить энергию на бесполезные вещи, такие как беспокойство и ссоры с людьми в Интернете.
По данным Washington Post, почти половина американцев сообщают, что кризис из-за коронавируса вредит их психическому здоровью.Хотя у многих из нас в прошлом был установлен распорядок для борьбы со стрессом, стресс, с которым мы сталкиваемся в это время, не похож ни на что из того, что мы испытывали раньше. Легко оказаться в нисходящей спирали, и это самое сложное время, чтобы остановить импульс и повернуть ситуацию вспять. Если это так, не усложняйте задачу и начните искать мелочи, которые помогут вам почувствовать себя лучше и выбраться наружу.
Вот несколько простых вещей, которые вы можете сделать прямо сейчас, чтобы получить положительный импульс на вашем пути:
1.Найдите кого-нибудь, кто был в похожем месте и перебрался на другую сторону
Если у вас нет мотивации тренироваться, есть здоровая пища, звонить по продажам или просто делать что-нибудь, вы можете найти кого-то, кто был там и смог. с другой стороны. Найдите несколько замечательных выступлений на TED, зайдите на YouTube и найдите людей, которые вас мотивируют, и погуглите их, чтобы найти их веб-сайты. В Интернете есть короткие речи и гораздо более длинные разговоры, вам просто нужно найти кого-то, с кем вы общаетесь, который разговаривает с вами.
2. Делайте то, что вам нравится
Когда у нас нет мотивации, легко избавиться от привычки заниматься любимым делом. Иногда просто встать с постели или отойти от телевизора кажется утомительным занятием. Вспомните время в своей жизни, когда вы чувствовали себя прекрасно — что вы делали? Что вам очень нравится делать, если бы у вас было время, вы бы делали весь день и не осознавали, что прошло какое-то время?
Найдите способ сделать то, что есть, или его модифицированную версию, если это то, что вы не можете сделать в настоящее время.Потратив время на то, что вы любите, вы отвлечетесь от всего неправильного и сможете найти вдохновение.
«Если что-то достаточно важно, даже если шансы против вас, вы все равно должны это сделать». — Илон Маск
3. Не усложняйте слишком много
Будьте проще. Когда мы застряли в колее, мы даем себе все оправдания, чтобы что-то не делать. Допустим, вы немного прибавили в весе; вы можете сказать себе, что вам нужно найти идеального тренера и подождать, пока у вас не будет времени готовить еду с нуля каждую ночь, прежде чем делать что-либо еще.Прекратите пытаться чрезмерно усложнять его и сохраняйте простоту, найдя одну вещь, которую вы можете сделать прямо сейчас, какой бы небольшой она ни была. Вам не нужно ждать, пока наступит идеальный момент и звезды выровняются, и вы сможете начать движение в том направлении, в котором хотите.
4. Вставайте и двигайтесь
Это, вероятно, последнее, что вы хотите делать прямо сейчас, но как только вы встанете и начнете двигаться, ваша кровь потечет. Самое сложное — это начать. День первый: вставайте и делайте все, чтобы двигаться.Это самый тяжелый день, если у вас не было времени, потому что встать действительно самое сложное. День второй, сделайте еще немного. Как только вы начнете, вы наберете обороты и вернетесь к привычке.
5. Сбросьте фокус
Так легко зародиться в беспокойстве, а наш разум блуждает в местах, которые мы не можем контролировать. Это не мотивирует и не помогает, и у нас всегда есть выбор, как перенаправить наше внимание. Всегда есть что-то, что мы можем сделать прямо там, где мы есть, поэтому сосредоточьтесь на решении, а не на проблеме, и определите следующий шаг того, что вы можете сделать.
По одному шагу за раз. Шаг первый: отвлекитесь от того, что вы не можете контролировать и чего не можете сделать. Шаг второй, задайте себе такие вопросы, как «Что я могу сделать?» и посмотрите, что придет в голову. Дайте ответы, которые найдете.
6. Слушайте свою любимую музыку
Ничто не может поднять нам настроение и вызвать положительные вибрации больше, чем наша любимая музыка. Не стесняйтесь подпевать. Найдите песню, которая поднимает настроение, и сделайте ее своей музыкальной темой.Надевайте его, когда чувствуете себя подавленным или немотивированным.
7. Расширьте свои знания
«Во времена перемен ученики унаследуют Землю, в то время как образованные окажутся прекрасно подготовленными, чтобы иметь дело с миром, которого больше не существует». Цитата Эрика Хоффера. Во времена перемен есть большие потери, но также и большие возможности. Постоянное обучение открывает вам новые возможности и ведет к путям, которые вы иначе могли бы не найти.
«Работайте так, как будто кто-то работает двадцать четыре часа в сутки, чтобы отнять у вас это.”- Марк Кьюбан
8. Медитируйте
Если вы уже медитируете и ушли от нее, найдите время, чтобы вернуться к ней. Если вы никогда не пробовали, это может быть так же просто, как установить таймер на пять минут (или меньше, не стесняйтесь начинать с одной или двух минут) и сосредоточиться на своем дыхании. Слушайте вдохи и выдохи. Тихо говорите себе «входите» на вдохе и «выдыхайте» на выдохе. Даже потратив на это несколько минут, вы сможете успокоиться и переориентировать свой разум.
Когда мы не мотивированы, наш импульс начинает двигаться в другом направлении. Уменьшите этот импульс, попробовав одну из приведенных выше идей. Как только вы замедлите импульс, заставьте его двигаться в правильном направлении, и вы пойдете по правильному пути.
.