Итоговые контрольные работы по литературному чтению для 4 кл. Контрольная работа по чтению


Контрольные работы по литературному чтению 4 класс "Текущая проверка навыка чтения молча"

I вариант

Э.Ю. Шим

Храбрый Опёнок

Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы — один другого краше! Под тёмными ёлками деды боровики стоят. На них кафтаны белые надеты, на головах — шляпы богатые: снизу зелёного бархата, сверху коричневого. Загляденье!

Под светлыми осинками отцы подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота!

Под высокими соснами братцы маслята растут. Надеты на них жёлтые рубашки, на головах картузики клеёнчатые. Тоже хороши!

Под ольховыми кустиками сестрицы сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!

И вдруг возле поваленной берёзы вырос ещё один гриб — Опёнок. Да такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова непокрыта — белобрысые кудельки в колечки завиваются.

Увидали его другие грибы, и ну — смеяться:

— Глядите, неприбранный какой! Да куда ж ты на свет белый вылез? Тебя ни один грибник не возьмёт, никто тебе не поклонится!

Опёнок тряхнул кудрями и отвечает:

— Не поклонится нынче, так я подожду. Авось когда-нибудь и пригожусь.

Но только нет — не замечают его грибники. Ходят меж тёмных ёлок, собирают дедов боровиков, кладут в кузовки. А в лесу холоднее становится. На берёзах листья пожелтели, на рябинах покраснели, на осинках пятнышками покрылись. Ночами студёная роса на мох ложится. И от этой студёной росы сошли деды боровики. Ни одного не осталось, все пропали.

Опёнку тоже зябко в низинке стоять. Но хоть ножка у него тонкая, да зато лёгкая — взял да и повыше перебрался, на берёзовые корни. И опять грибников ждёт.

А грибники ходят в перелесках, собирают отцов подосиновиков. На Опёнка по-прежнему не глядят.

Ещё холоднее стало в лесу. Засвистел ветер-сиверко, все листья с деревьев оборвал, голые сучки качаются. С утра и до вечера льют дожди, и укрыться от них некуда.

И от этих злых дождей сошли отцы подосиновики: все пропали, ни одного не осталось. Опёнка тоже дождём заливает, но он хоть и щупленький, а прыткий. Взял и вскочил на берёзовый пенёк. Тут его никакой ливень не затопит.

А грибники всё равно не замечают Опёнка. Ходят в голом лесу, собирают братцев маслят и сестриц сыроежек, в кузовки кладут. Неужели так и пропасть Опёнку ни за что ни про что? Совсем холодно стало в лесу. Мутные тучи надвинулись, потемнело кругом, с неба снежная крупа сыпаться начала. И от этой снежной крупы сошли братца маслята и сестрицы сыроежки. Ни одного картузика не виднеется, ни один платочек не мелькнёт.

На непокрытую голову Опёнка крупа тоже сыплется, застревает в кудрях. Но хитрый Опёнок и тут не оплошал: взял да и прыгнул в берёзовое дупло. Сидит под надёжной крышей, потихоньку выглядывает: не идут ли грибники? А грибники тут как тут. Бредут по лесу с пустыми кузовками; ни одного грибка не могут найти.

Увидели Опёнка да так-то обрадовались.

— Ах ты, милый! — говорят. — Ах ты, храбрый! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас дожидался. Спасибо тебе, что в самое ненастное время помог!

И низко-низко поклонились Опёнку.

(474 слова)

Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.

1. О чём рассказывается в этом произведении?

2. Где происходила описанная история?

3. Когда грибники встретили Опёнка?

4. Как автор называет разные грибы? Найди ответы в тексте. Запиши.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5. Где грибники искали грибы?

6. Во что собирали грибы грибники?

7. Восстанови план рассказа. Пункт с цифрой 1 — начало истории.

[1] Урожай грибов.

8. О чём мечтал Опёнок?

9. Какое предложение помогает понять главную мысль?

10. Какие факты из жизни леса сообщил автор?

II вариант

М.М. Пришвин

Ужасная встреча

Это известно всем охотникам, как трудно выучить собаку не гоняться за зверями, кошками и зайцами, разыскивать только птицу

Однажды во время моего урока Ромке мы вышли на полянку. На ту же полянку вышел тигровый кот. Ромка был с левой руки от меня, а кот — с правой, и так произошла эта ужасная встреча. В одно мгновенье кот обернулся, пустился наутёк, а за ним ринулся Ромка. Я не успел ни свистнуть, ни крикнуть «тубо» («нельзя»).

Вокруг на большом пространстве не было ни одного дерева, на которое кот мог бы взобраться и спастись от собаки, — кусты и полянки без конца. Я иду медленно, как черепаха, разбирая следы Ромкиных лап на влажной земле, на грязи, по краям луж и на песке ручьёв. Много перешёл я полянок, мокрых и сухих, перебрёл два ручейка, два болотца, и наконец вдруг всё открылось: Ромка стоит на поляне неподвижный, с налитыми кровью глазами; против него, очень близко, тигровый кот; спина горбатым деревенским пирогом, хвост медленно поднимается и опускается. Нетрудно мне было догадаться, о чём они думали. Тигровый кот говорит:

— Ты, конечно, можешь на меня броситься, но помни, собака, за меня тигры стоят! Попробуй-ка, сунься, пёс, и я дам тебе тигра в глаза.

Ромку же я понимал так:

— Знаю, мышатница, что ты дашь мне тигра в глаза, а всё-таки я тебя разорву пополам! Вот только позволь мне ещё немного подумать, как лучше бы взять тебя.

Думал и я: «Ежели мне к ним подойти, кот пустится наутёк, за ним пустится и Ромка. Если попробовать Ромку позвать...»

Долго раздумывать, однако, было некогда. Я решил начать усмирение зверей с разговора по-хорошему. Самым нежным голосом, как дома в комнате во время нашей игры, я назвал Ромку по имени и отчеству:

— Роман Василич!

Он покосился. Кот завыл. Тогда я крикнул твёрже:

— Роман, не дури!

Ромка оробел и сильней покосился. Кот сильнее провыл. Я воспользовался моментом, когда Ромка покосился, успел поднять руку над своей головой и так сделал, будто

рублю головы и ему и коту... Увидев это, Ромка подался назад, а кот, полагая, будто Ромка струсил, и втайне, конечно, радуясь этому, провыл с переливом обыкновенную котовую победную песню. Это задело самолюбие Ромки. Он, пятясь задом, вдруг остановился и посмотрел на меня, спрашивая:

— Не дать ли ему?

Тогда я ещё раз рукой в воздухе отрубил ему голову и во всё горло выкрикнул бесповоротное своё решение:

Он подался ещё к кустам, обходом явился ко мне. Так я сломил дикую волю собаки. А кот убежал.

(399 слов)

Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.

1. Определи жанр этого произведения.

2. Почему автор так озаглавил свою историю?

3. Где происходила описанная история?

4. Когда происходили описанные события?

5. Какая самая трудная задача у охотника? Найди ответ в тексте и запиши.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Почему волновался автор?

7. Восстанови план рассказа. Поставь цифры в нужном порядке. Пункт с цифрой 1 — начало истории.

[1] Урок на полянке.

8. Почему кот с собакой не подрались?

9. Какое предложение помогает понять главную мысль?

10. Как ты понимаешь слова «дам тебе тигра в глаза»? Запиши.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III вариант

В.В. Яхонтов

Дальневосточные колибри

В суровом безмолвии стынет тайга. В снеговых шубах острыми пирамидами высятся сизо-зелёные ели. Косматая изморозь опушила кусты. Тихо-тихо в лесу, и в такой ясный безветренный день слышен любой шорох. Тонкий посвист, чуть громче комариного писка, и шуршание слышатся среди густых еловых ветвей. Мелькнул среди хвои силуэт крошечной птички, искристая пороша посыпалась с дерева.

Это королёк — самая крохотная птица нашей страны. Это наша колибри. Она вся в зеленоватых тонах, с хорошо видимой в бинокль золотистой коронкой на голове.

За эту особенность в наряде люди и прозвали малюсенькую пташку корольком. В большие короли ростом не вышла.

В народе ходит такая легенда. Решили птицы избрать своим царём того, кто выше всех поднимается в небеса. Некоторые взлетели чуть над лесом, другие повыше, но ни у кого не хватило сил тягаться с орлом. Гордо парил он над горами на недосягаемой высоте. И когда уверился, что выше его никому не взлететь, решил опуститься на землю. И в этот момент из-под его крыла выскочила крохотная птица и, смело порхнув вверх, пропищала:

— А я выше!

Обман впоследствии раскрылся, и орла признали царём птиц. Маленький же плутишка в шутку был назван корольком.

Диву даёшься, как такая малютка, с крохотным тельцем} в пять-шесть граммов весом, переносит суровые холода.! Мало того, она даже поёт при сорокаградусном морозе.

Держатся корольки стайками в елово-пихтовых лесах. По образу жизни они близки к синицам. Корольки очень подвижны и неутомимо снуют весь день в густой хвое, обшаривая каждую веточку в поисках пищи. С акробатической ловкостью эта крошка принимает самые различные позы и, склюнув какую-нибудь букашку, вновь прячется среди хвои. Иной раз, перепархивая, она останавливается в воздухе против конца ветки и, быстро трепеща крылышками, высматривает себе добычу.

Польза лесам от королька весьма ощутима. За лето один королёк уничтожает до четырёх миллионов мелких насекомых и их личинок. Весной и осенью, во время сезонной кочевки, корольки посещают широколиственные леса и сады вместе с синицами. Гнездится эта малютка на высоких елях, подвешивая круглое гнездо с боковым входом к одной из верхних веток. Гнездо невелико (размером с теннисный мячик), надежно спрятано, и найти его очень трудно. В кладке — от шести до восьми беловатых с редкими буро-красными пятнышками крохотных яиц.

Королёк очень доверчив, быстро привыкает к человеку, к корму неприхотлив и неволю переносит легко.

(364 слова)

Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.

1. Какую птичку называют дальневосточной колибри?

2. Какой вес у королька?

3. Как описан внешний вид королька? Найди ответ в тексте и запиши.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какая легенда ходит в народе о корольке?

5. В каких лесах живут корольки?

6. При каком морозе поёт королёк?

7. Чем питаются дальневосточные колибри?

8. Какую пользу лесам приносят корольки? Найдиответ в тексте. Запиши.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Где гнездятся корольки?

10. Найди в тексте описание гнезда королька. Запиши.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Сколько яиц откладывает королёк?

12.Какого цвета яйца королька? Найди ответ в тексте. Запиши.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.Какой это рассказ?

14. Как королёк чувствует себя в неволе?

15. Какой факт из рассказа тебя удивил? Запиши.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

doc4web.ru

Контрольные работы по литературному чтению-3 кл"

Контрольная работа по литературному чтению за I полугодие

Вариант 1

— Прочитайте текст, выполните задания к нему.

* * *

Над сырым полем, в том месте, где особенно много весенних луж, весь день с криком летают чибисы.

Они яростно машут широкими крыльями, ныряют в воздухе вправо, влево, кувыркаются. Кажется, что сильный ветер мешает им лететь.

Но нет в поле ветра. Светит солнце, отражается в гладких сверкаю­щих лужах.

У чибиса необыкновенный полет, игривый. Чибис играет, плещется в воздухе, как плещутся ребята в реке.

Когда чибис садится на землю, сразу и не поверишь, что эта самая птица, которая только что кувыркалась над лужами, валяла дурака. Си­дящий чибис строг и красив, и совсем неожиданным кажется легкомыс­ленный хохолок у него на голове.

Раз я видел, как чибисы гоняли пустельгу. Пустельга неожиданно приблизилась к их гнезду и попала в переплет. Один чибис все кувыр­кался перед ее носом и мешал лететь, а второй налетал сверху и лупил по чему придется. Прогнавши хищника, чибисы опустились на землю и пошли пешком по лужам, помахивая своими гордыми хохолками.

Ю. Коваль

Вопросы и задания

1. Где происходит действие? Подчеркните.

а) на реке;

б) в лесу;

в) на заливном поле.

2. Как бы вы озаглавили текст?

3. Определите жанр этого произведения. Подчеркните.

а) повесть; в) сказка;

б) рассказ; г) пьеса.

4. Разделите текст на три части. Озаглавьте их.

5. Какими словами вы бы могли охарактеризовать чибисов? 3апишите.

6. Сформулируй главную мысль текста.

7. Объясните значение выражений.

Яростно машут — ... (сильно, быстро).

Валять дурака — ... (дурачиться, резвиться).

Попасть в переплет — ... (попасть в затруднительное положение, в трудную ситуацию).

Вариант 2

— Прочитайте текст, выполните задания к нему.

* * *

Собирал я на болоте клюкву. Набрал полкорзинки, а солнце уже низ­ко: из-за леса выглядывает, вот-вот скроется.

Спина устала немножко, распрямился я, смотрю — пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живет, я ее всегда вижу, когда она пролетает.

Солнце уже зашло, а светло еще, небо на том месте красное-красное. Тихо вокруг, только кто-то кричит в камышах, не очень громко, а слыш­но далеко: «Ук!» Подождет немножко, и опять «Ук!».

Кто же это такой? Я этот крик и раньше слышал, только не обращал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может, это цапля так кричит?

Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет.

Темно скоро будет. Пора домой.

Только немного прошел — и вдруг кричать перестало, не слышно больше.

— Ага, — думаю, — значит, здесь! Притаился я, стою тихо-тихо, чтоб не спугнуть. Долго стоял, наконец, на кочке совсем рядом откликнулось: «Ук!» — и опять тишина.

Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю — лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко.

Поймал я ее, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у нее серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.

Посадил я ее в карман, корзиночку с клюквой взял — и домой.

Г. Снегирев

Вопросы и задания

1. Где происходит действие? Подчеркните.

а) в лесу;

б) в поле;

в) на болоте.

2. Как бы вы озаглавили текст?

3. Определите жанр этого произведения. Подчеркните.

а) повесть; в) сказка;

б) рассказ; г) пьеса.

4. Разделите текст на части. Озаглавьте их.

5. Сформулируйте главную мысль текста.

6. Найдите сравнение в описании лягушки. Запишите. (Брюш­ко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.)

7. Объясните значение выражений. Притаился — ... (спрятался, затих). Солнце уже зашло — ... (скрылось).

Контрольная работа по литературному чтению

за II полугодие

Вариант 2

Начните читать текст по сигналу учителя.

Поставьте точку в том месте, до которого вы дочитали через одну минуту.

Л. Н. Толстой

***

      Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.

Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями. Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.

     Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

Орёл устал и не мог лететь на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им пёрышки и как будто просил их, чтобы подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.

      Тогда орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева. Орлята засвистали и запищали ещё жалобнее.

Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю.

     Он вернулся только поздно вечером; он летел тихо и низко над землёй, в когтях у него опять была большая рыба. Когда он подлетал к дереву, он оглянулся,—нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.

     Орлята подняли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и накормил детей.

Дочитайте текст до конца. Ответьте на вопросы по тексту.

1.О ком или о чём рассказывается в данном тексте?

2.Какова тема произведения:

Об орле?

Об орлятах?

3.Как орёл накормил своих детей?

4.Разделите текст на части. Сколько частей будет в данном тексте?

5.Напишите, какими качествами характера обладал орёл.

6.Озаглавьте текст.

7.Перечислите другие произведения Л. Толстого.

8.Какое задание было самым трудным для вас?

9.Какое задание было самым лёгким для вас?

Контрольная работа по литературному чтению

за II полугодие

Вариант 1

Начните читать текст по сигналу учителя. Поставьте точку в том месте, до которого вы дочитали через одну минуту.

М. Горький

***

Самое лучшее в мире—смотреть, как рождается день!

В небе вспыхнул первый луч солнца—ночная тьма тихонько прячется в ущелье гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, а вершины гор улыбаются ласковой улыбкой—точно говорят мягким теням ночи:

— Не бойтесь—это солнце!

Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют:

— Приветствуем вас, владыка мира!

Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.

— Добрый день!—говорит солнце, поднимаясь над морем.—Добрый день, красавицы! Но—довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?

Дочитайте текст до конца. Ответьте на вопросы по тексту.

1.Определите тему произведения (о ком или о чём говорится в тексте).

О начинающемся утре.

О природе.

О солнце.

2.Объясните выражение «вершины гор улыбаются ласковой улыбкой».

3.Объясните выражение «волны моря кланяются солнцу».

4.Выпишите сравнения из текста. Допишите своё сравнение.

5.Выпишите олицетворения. Допишите своё олицетворение.

6.Озаглавьте текст.

7.Оцените свои ответы.

8.Какое задание было самым трудным?

9.Какое задание было самым лёгким?

Итоговая контрольная работа по литературному чтению

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

В далёкие-далёкие времена ученики повсюду, в том числе и в России, писали на восковых «тетрадках». Воск же от жары, как известно, тает, растекается.

Правда, тетрадями их никто не называл. Это были просто деревянные дощечки, связанные шнурком в книжицу. Каждый деревянный «листок» напоминал маленькое корытце, залитое коричневым

или чёрным воском. Бедные, бедные тогдашние школьники! Каково им было готовить

уроки!     К счастью, со временем дети стали писать в удобных бумажных тетрадях из сложенных вчетверо и покрытых обложкой листов. Из-за листов, сложенных именно вчетверо, тетрадь и получила название «тетрадос», что как раз и значит «четвёртая часть».

...Вот с бумажной фабрики на тетрадную прибыли рулоны бумаги. Такие громадные, что и с места не сдвинешь. Да и как на них писать? Чтобы на бумаге можно было писать, надо её разрезать на листочки, разлиновать, сшить, в обложку вложить.

Печатают тетради в клетку и в линейку на специальных тетрадных машинах. Мастера-линовщики устанавливают на них металлические ролики с выпуклыми линиями. Потом заливают в аппарат краску, и пошла работа.

Умные тетрадные машины не только разлинуют бумагу, но и разрежут на равные части, аккуратно сложат их и сошьют — скрепят листы и обложку.

Каждая машина работает так быстро, что рабочие успевают за смену изготовить на ней десятки тысяч тетрадей.

Вот какая долгая история у обыкновенной тетрадки, вот сколько ушло времени и труда, чтобы ты и миллионы таких, как ты, могли писать, считать — словом, учиться.

(А. Дитрих, Г. Юрмин)

1.О чём рассказывается в данном тексте? Отметьте правильный ответ знаком «+».

□ О том, почему тетрадку называют тетрадкой.

□ О том, как делают тетради.

□ О том, как работают машины, делающие тетради.

□ О том, какой путь проходит тетрадь.

2.Придумайте заголовок к этому тексту. ____________________________________

3.Запишите три вопроса к данному тексту. ___________________________________

________________________________________________________________________4.Тетрадь не всегда выглядела так, как сейчас. Как она выглядела? Запишите.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Если к тексту добавить ещё один абзац, о чём бы вы в нём рассказали? Запишите.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Из какой книги мог быть взят этот текст? Запишите.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Определите, какое из заданий показалось вам самым

Сложным ___________________________________________________________

самым лёгким____________________________________________________________

Вариант 2

Прочитайте текст.

В. Железняков

История с азбукой

После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмотреть за её сыном. Всё-таки первое сентября, первый школьный день. Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами ровно в десять раз больше её головы. Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже

едят там бульоны и молочные кисели и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждёт.

— Девочка, — говорю, — почему не идёшь домой?

Никакого внимания.

— Может быть, потеряла что-нибудь?

Сидит как статуя, не шелохнётся. Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно. Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

— А мы с тобой, — говорю, — голодные. Не пора ли и нам домой?

— Нет, — отвечает, — я домой не пойду.

— Что же, ночевать здесь будешь?

— Не знаю.

Голос у неё жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос. Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть захотелось. Ну её, эту ненормальную. Вышел из класса и пошёл. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.

— Ты, — говорю, — если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он — раз два! — «скорая помощь», сирена — и ты в больнице.

Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши», — и градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.

— Ну и хорошо. Поеду в больницу.

Честное слово, она была ненормальная.

— Можешь ты сказать, — закричал я, — что у тебя случилось?

— Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор. Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.

— Ну и что же?

— А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.

— Сильна ты обещать! — сказал я. — В один день всю азбуку!

Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать!

— Я не врала, я просто не знала.

Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.

— Буквы учат целый год. Это непростое дело.

— У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у неё всё нет свободного времени. Я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали. — Сейчас она

должна была заплакать.

— Палки, — говорю, — это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. — Я подошёл к доске и написал букву «А». Печатную. — Это буква «А». Она из трёх палок. Буква шалашик. Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не заплакала.

— А теперь, — говорю, — пойдём к твоему брату, и я всё ему объясню.

Мы вышли во двор и направились к её брату. Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка и тёплая, а пальцы подушечками. Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит — засмеют. Но не бросишь же её руку — человек ведь... А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и болтает ногами. Делает

вид, что нас не видит.

— Слушай, — говорю, — старина. Как бы тебе это объяснить?

Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год.

Это не такое лёгкое дело.

— Значит, не выучила? — Он вызывающе посмотрел на сестру. — Нечего было обещать.

— Мы писали палки весь день, — с отчаянием сказала девочка. — А из палок складываются буквы.

Но он не стал её слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.

Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.

— Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! — крикнула девочка в спину брату.

Но он даже не оглянулся.

Тогда я догнал его.

— Слушай, — говорю, — ну чем она виновата? Наука — сложное дело. Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели! А у тебя и руки опустились.

— Я весь день на память письмо маме сочинял, — сказал он.

У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.

— Боже мой, какая трагедия! — говорю. — Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.

— Вот хорошо! — сказала девочка. — Мы живём в этом доме, за железной изгородью... Правда, Серёжа, хорошо?

— Ладно, — ответил Серёжа. — Я буду ждать.

Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос.

— Серёжа, ну, что, выучила твоя сестра все буквы?

Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.

— Выучить азбуку, знаешь, сколько надо учиться? — сказал Серёжа. — Надо учиться целый год.

— Значит, плакали ваши письма, — сказал мальчишка. —

И плакала ваша Сибирь.

— Ничего не плакала, — ответил Серёжа. — У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.

— Все ты врёшь, — сказал мальчишка. — Ох, и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?

Наступило молчание.

Ещё минута, и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться. Нет, это было не в моём характере.

Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями.

— Между прочим, его зовут Юркой, — крикнул я. — Есть такое всемирно известное имя.

У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Серёжа ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих. А я спрыгнул на землю и пошёл домой. Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.

Выполните задания:

1.Определите жанр данного текста._______________________________________________________

2.О чём рассказывается в тексте. Отметьте:

□ о дружбе Юры и маленькой девочки;

□ о том, как девочка пошла в школу;

□ о том, как девочка хотела помочь своему брату.

3.Запишите три вопроса к данному тексту. ________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

4.Какими качествами характера обладала девочка? Запишите._________________________________

______________________________________________________________________________________

5.Ответьте на вопрос: хотел бы я дружить с такой девочкой и почему?_______________________________________________________________________________________________________________

7.Определите, какое из заданий показалось вам самым

Сложным __________________________________________________________________________

самым лёгким__________________________________________________________________________

Итоговая контрольная работа

Вариант 1

- Прочитайте текст, выполните задания к нему.

Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в Центральной Австралии и что случилось потом

Очень давно это было. Пришли в страну жара и засуха. И не стало воды ни в одной реке, пруду или ручье. Люди, животные и птицы начали падать и умирать. Исчезли тучи и облака, и единственной тенью на земле была тень смерти.

Перестали охотники гоняться за дичью и умирали вместе с животными.

Собрались те, кто еще был жив, у высохшего главного водопоя и ста­ли обсуждать, куда делась вся вода в стране.

Оказалось, что ее выпила лягушка небывалой величины.

И решили те, кто был еще жив, люди, животные и птицы, рассме­шить лягушку, чтобы вся вода вылилась из нее обратно. Но напрасно хохотала перед лягушкой птица-хохотунья, напрасно смешно прыгал перед ней кенгуру и танцевал на одной ноге журавль. Лягушка небывалой величины крепко сжала рот и не хотела смеяться.

Тогда забрался маленький юркий червячок на ее брюхо и начал ще­котать его кончиком хвоста.

Долго крепилась гигантская лягушка, но наконец не выдержала, за­тряслась от смеха, и вода хлынула водопадом из ее огромного рта.

И сразу наполнились водой реки, пруды и ручьи, и жизнь всего жи­вого была спасена.

Вопросы и задания

1. Где происходит действие?

а) около засохшей реки;

б) у высохшего главного водопоя;

в) около высохшего пруда;

г) у высохшего ручья.

2. Как бы вы озаглавили этот текст?

3. Определите жанр произведения.

а) повесть; в) сказка;

б) рассказ; г) пьеса,

4. Разделите текст на четыре части. Озаглавьте их.

5. Какими словами вы бы могли охарактеризовать лягушку?

6. Сформулируйте главную мысль текста.

7. Как вы понимаете выражение: «Единственной тенью на земле была тень смерти»?

Вариант 2

— Прочитайте текст, выполните задания к нему.

Позарившись на чужое, потеряешь свое

Купец закупал товары в одном месте и вез их продавать в другое.

Однажды остановился купец возле реки, пообедал, а потом вновь навьючил свой караван и двинулся дальше. Да через некоторое время вспомнил, что оставил на привале кошель с деньгами.

Воротился он быстрее назад, чтобы поискать потерянные сто монет, и повстречал человека. Незнакомец его спрашивает:

— Что ты здесь ищешь?

— Да вот деньги потерял.

— А сколько денег у тебя пропало?

— Сто монет, — ответил купец.

Обрадовался незнакомец:

— Их-то я, видимо, и нашел! Вот твои деньги! Купец взял деньги, а потом и говорит:

— У меня пропало двести монет! Верни мне остальные!

- Не может того быть! Я нашел сто! — удивился незнакомец. Пришлось им идти к царю — пусть сам царь рассудит их. Царь спросил у купца:

— Сколько денег у тебя пропало?

- Двести монет.

- А сколько ты нашел? - обратился царь к незнакомцу.

— Сто, — ответил тот. Тогда царь сказал:

- Раз у тебя, купец, пропало двести монет, спрашивай у того, кто нашел двести. А тот, кто нашел сто, вправе взять их себе, потому что это не твои деньги.

Вопросы и задания

1. Где происходит действие?

а) в лесу; в) у реки;

б) в поле; г) у озера.

2. Как бы вы озаглавили этот текст?

3. Определите жанр произведения.

а) повесть; в) сказка;

б) рассказ; г) пьеса.

4. Разделите текст на четыре части. Озаглавьте их.

5. Какими словами вы бы могли охарактеризовать купца?

6. Сформулируйте основную мысль текста.

7. Объясните, как вы понимаете заголовок «Позарившись на чужое, потеряешь свое».

Ответы. Вариант 1. 1 (б), 3 (в), 7 (кругом была опасность: все могли умереть). Вариант 2. 1 (в), 3 (в), 7 (будешь желать чужое -свое потеряешь)

infourok.ru

Итоговая контрольная работа по чтению (4 класс)

Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещрённом синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук - постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках - бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.

«Джек, на остановку!» - и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно... «Джек, в магазин!» - ведёт в гастроном.

- Джек теперь мне взамен глаз! - не нахвалится своим поводырём бывший лётчик.

Часть 1.

1) научный 2) художественный 3) публицистический

Часть 2.

Инструкция по выполнению: задания 6-17 относятся к тексту. Внимательно прочитай текст и выполни задания.
  1. Определи тему текста.

  1. Какова главная мысль текста?

  1. По какой причине ослеп лётчик? (Выпиши ответ из текста.)

  1. Кто стал верным другом бывшего летчика?

  1. Как ты понимаешь значение слова поводырь?

  1. Как ты понимаешь выражение «Джек теперь мне взамен глаз»?

  1. Объясни, почему автор назвал текст «Джек-поводырь»? Предложи свой вариант названия.

  1. Подбери синоним к слову выбоина.

  1. Подбери антоним к слову уверенно.

  1. Напиши, какие произведения мы называем рассказом? Вспомни и напиши, чем рассказ отличается от сказки.

  1. Восстанови последовательность событий в тексте. В бланк ответов запиши только получившуюся последовательность цифр.

1) Вместо палочки он держал за поводок собаку.

2) Джек ведёт к автобусу

3) Каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой.

4) Он лишился одной руки и обоих глаз.

5) Бывший лётчик доволен другом.

  1. Раздели текст на 3 части. Определи главную мысль каждой части. Озаглавь части, используя словосочетания или предложения из текста.

Вариант 2

Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Кукушка

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а, мать - суши, снегу натащат, а мать - убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжёлой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

- Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! - закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью:

- Мама, мы тебе водички принесли.

- Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.

Вопросы и задания

Часть 1.

Инструкция по выполнению: к каждому из заданий №1-5 предложены несколько вариантов ответов. Прочитай вопрос и все ответы к нему. Подумай, как правильно ответить. Выбери правильный ответ и впиши его в бланк ответов.

1. Определи жанр произведения.

1) рассказ 2) сказка 3) басня

2. Определи стиль текста.

1) научный 2) художественный 3) публицистический

3. Почему заболела мать?

1) простыла 2) заразилась 3) от тяжёлой жизни

4. Отметь слово, характеризующее сыновей.

1) внимательные 2) ленивые 3) заботливые

5. Как ты можешь охарактеризовать этот текст? Какой он? Отметь правильный ответ.

1) поучительный 2) познавательный 3) забавный

Часть 2.

Инструкция по выполнению: задания 6-17 относятся к тексту. Внимательно прочитай текст и выполни задания.

6. Определи тему текста.

7. Какова главная мысль текста?

8. Сколько детей было у матери?

9. О чём просила мать своих детей? (Выпиши ответ из текста.)

10. Как ты думаешь, какой народ сочинил это произведение? (русские, азербайджанцы, ненцы) Запиши вариант ответа, обоснуй свой выбор?

11. Где происходили события, описанные в тексте?

12. Объясни, почему текст имеет название «Кукушка»? Предложи свой вариант названия.

13. Подбери синоним к слову чум.

14. Подбери антоним к слову бросила. (Найди слово в предпоследнем предложении.)

15. Объясни, что такое народная сказка. Напиши, чем она отличается от литературной сказки?

16. Восстанови последовательность событий в тексте. В бланк ответов запиши только получившуюся последовательность цифр.

1) Превращение в птицу.

2) Навсегда бросила детей мать-кукушка.

3) Мать просит пить.

4) Не слушались дети матери.

5) Тяжело заболела мать.

6) Мать улетает.

7) Дети просят вернуться.

17. Раздели текст на 4 части. Определи главную мысль каждой части. Озаглавь части, используя словосочетания или предложения из текста.

Ответы к контрольной работе

Вариант 1

Часть 1.

1. 1

2. 2

3. 1

4. 2

5. 3

Часть 1.

6. О том, как собака-поводырь помогала слепому человеку.

7. Собака заменила слепому лётчику глаза.

8. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз.

9. Собака Джек.

10. Поводырь - тот, кто помогает кому-нибудь идти, водит кого-нибудь.

11. Джек помогает своему хозяину перемещаться по улице: обходит препятствия, переводит через дорогу и т.д.

12. Так как в тексте рассказывается о собаке-поводыре. Свободный ответ.

13. Выбоина – это яма, ухаб.

14. Уверенно – робко, неуверенно

15. В рассказе повествуется (рассказывается) об определённых событиях из жизни героя. В рассказе описывается то, что могло произойти на самом деле. Герои – обычные люди или животные. Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. В сказке происходит волшебство (сказочные герои, волшебные предметы, превращения).

16. 3, 4, 1, 2, 5

17. Примерный план.

1) Человек в чёрных очках - бывший военный лётчик.

2) Джек уверенно вёл своего хозяина по улице.

3) Джек теперь мне взамен глаз!

Примечание: в заданиях № 6, 7, 10, 11, 12, 15, 17 допускается иная формулировка ответов.

Вариант 2

Часть 1.

1. 2

2. 2

3. 3

4. 2

5. 1

Часть 1.

6. О том, как сыновья не слушались матери.

7. Надо всегда помогать маме, слушаться её во всём.

8. Четверо.

9. «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».

10. Ненцы. Действие происходит в тундре, где живут народы севера. В тексте встречаются названия жилища и одежды данного народа (чум, малица).

11. В тундре.

12. Так как в тексте рассказывается о том, как мать превращается в кукушку. Свободный ответ.

13. Чум – дом, жилище.

14. Бросила – приютила.

15. Народные сказки – это сказки, сочинённые многими людьми (народом), поэтому у них нет автора. Литературные сказки – это сказки, сочинённые определённым автором.

16. 4, 5, 3, 1, 6, 7, 2

17. Примерный план.

1) Не слушались дети матери.

2) Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

3) Тут побежали дети за матерью…

4) Навсегда бросила детей мать-кукушка.

Примечание: в заданиях № 6, 7, 10, 12, 15, 17 допускается иная формулировка ответов.

Оценивание работы с текстом

Все задания (кроме 12 и 15) оцениваются 1 баллом за верный ответ, 0 баллов – неверный ответ.

Задание 12 оценивается:

1 балл – за ответ на 1-ый вопрос

1 балл – подбор заголовка текста

Задание 15 оценивается:

1 балл – за ответ на 1-ый вопрос

1 балл – за ответ на 2-ой вопрос

Максимальный балл за работу – 19 баллов

infourok.ru

Итоговая контрольная работа по литературному чтению

Поиск Лекций

Вариант 2

— Прочитайте текст, выполните задания к нему.

* * *

Собирал я на болоте клюкву. Набрал полкорзинки, а солнце уже низ­ко: из-за леса выглядывает, вот-вот скроется.

Спина устала немножко, распрямился я, смотрю — пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живет, я ее всегда вижу, когда она пролетает.

Солнце уже зашло, а светло еще, небо на том месте красное-красное. Тихо вокруг, только кто-то кричит в камышах, не очень громко, а слыш­но далеко: «Ук!» Подождет немножко, и опять «Ук!».

Кто же это такой? Я этот крик и раньше слышал, только не обращал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может, это цапля так кричит?

Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет.

Темно скоро будет. Пора домой.

Только немного прошел — и вдруг кричать перестало, не слышно больше.

— Ага, — думаю, — значит, здесь! Притаился я, стою тихо-тихо, чтоб не спугнуть. Долго стоял, наконец, на кочке совсем рядом откликнулось: «Ук!» — и опять тишина.

Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю — лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко.

Поймал я ее, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у нее серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.

Посадил я ее в карман, корзиночку с клюквой взял — и домой.

Г. Снегирев

Вопросы и задания

1. Где происходит действие? Подчеркните.

а) в лесу;

б) в поле;

в) на болоте.

2. Как бы вы озаглавили текст?

3. Определите жанр этого произведения. Подчеркните.

а) повесть; в) сказка;

б) рассказ;г) пьеса.

4. Разделите текст на части. Озаглавьте их.

5. Сформулируйте главную мысль текста.

6. Найдите сравнение в описании лягушки. Подчеркните.

7. Объясните значение выражений. Притаился — ...

. Солнце уже зашло — …..

 

 

Контрольная работа по литературному чтению

За II полугодие

Вариант 2

 

Начните читать текст по сигналу учителя.

Поставьте точку в том месте, до которого вы дочитали через одну минуту.

Л. Н. Толстой

***

Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.

Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями. Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.

Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

Орёл устал и не мог лететь на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им пёрышки и как будто просил их, чтобы подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.

Тогда орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева. Орлята засвистали и запищали ещё жалобнее.

Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю.

Он вернулся только поздно вечером; он летел тихо и низко над землёй, в когтях у него опять была большая рыба. Когда он подлетал к дереву, он оглянулся,—нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.

Орлята подняли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и накормил детей.

 

Дочитайте текст до конца. Ответьте на вопросы по тексту.

 

1.О ком или о чём рассказывается в данном тексте?

2.Какова тема произведения:

Об орле?

Об орлятах?

3.Как орёл накормил своих детей?

4.Разделите текст на части. Сколько частей будет в данном тексте?

5.Напишите, какими качествами характера обладал орёл.

6.Озаглавьте текст.

7.Перечислите другие произведения Л. Толстого.

 

Контрольная работа по литературному чтению

За II полугодие

Вариант 1

 

Начните читать текст по сигналу учителя. Поставьте точку в том месте, до которого вы дочитали через одну минуту.

М. Горький

***

Самое лучшее в мире—смотреть, как рождается день!

В небе вспыхнул первый луч солнца—ночная тьма тихонько прячется в ущелье гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, а вершины гор улыбаются ласковой улыбкой—точно говорят мягким теням ночи:

— Не бойтесь—это солнце!

Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют:

— Приветствуем вас, владыка мира!

Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.

— Добрый день!—говорит солнце, поднимаясь над морем.—Добрый день, красавицы! Но—довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?

 

Дочитайте текст до конца. Ответьте на вопросы по тексту.

 

1.Определите тему произведения (о ком или о чём говорится в тексте). _

О начинающемся утре.

О природе.

О солнце.

2.Объясните выражение «вершины гор улыбаются ласковой улыбкой».

3.Объясните выражение «волны моря кланяются солнцу».

4.Выпишите сравнения из текста. Допишите своё сравнение.

5.Выпишите олицетворения. Допишите своё олицетворение.

6.Озаглавьте текст.

 

Итоговая контрольная работа по литературному чтению

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

В далёкие-далёкие времена ученики повсюду, в том числе и в России, писали на восковых «тетрадках». Воск же от жары, как известно, тает, растекается.

Правда, тетрадями их никто не называл. Это были просто деревянные дощечки, связанные шнурком в книжицу. Каждый деревянный «листок» напоминал маленькое корытце, залитое коричневым

или чёрным воском. Бедные, бедные тогдашние школьники! Каково им было готовить

уроки! К счастью, со временем дети стали писать в удобных бумажныхтетрадях из сложенных вчетверо и покрытых обложкой листов. Из-залистов, сложенных именно вчетверо, тетрадь и получила название«тетрадос», что как раз и значит «четвёртая часть».

...Вот с бумажной фабрики на тетрадную прибыли рулоны бумаги. Такие громадные, что и с места не сдвинешь. Да и как на них писать? Чтобы на бумаге можно было писать, надо её разрезать на листочки, разлиновать, сшить, в обложку вложить.

Печатают тетради в клетку и в линейку на специальных тетрадных машинах. Мастера-линовщики устанавливают на них металлические ролики с выпуклыми линиями. Потом заливают в аппарат краску, и пошла работа.

Умные тетрадные машины не только разлинуют бумагу, но и разрежут на равные части, аккуратно сложат их и сошьют — скрепят листы и обложку.

Каждая машина работает так быстро, что рабочие успевают за смену изготовить на ней десятки тысяч тетрадей.

Вот какая долгая история у обыкновенной тетрадки, вот сколько ушло времени и труда, чтобы ты и миллионы таких, как ты, могли писать, считать — словом, учиться.

(А. Дитрих, Г. Юрмин)

1.О чём рассказывается в данном тексте? Отметьте правильный ответ знаком «+».

□ О том, почему тетрадку называют тетрадкой.

□ О том, как делают тетради.

□ О том, как работают машины, делающие тетради.

□ О том, какой путь проходит тетрадь.

2.Придумайте заголовок к этому тексту. ____________________________________

3.Запишите три вопроса к данному тексту. ___________________________________

________________________________________________________________________

4.Тетрадь не всегда выглядела так, как сейчас. Как она выглядела? Запишите.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Если к тексту добавить ещё один абзац, о чём бы вы в нём рассказали? Запишите.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Из какой книги мог быть взят этот текст? Запишите.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Определите, какое из заданий показалось вам самым

Сложным ___________________________________________________________

самым лёгким____________________________________________________________

 

poisk-ru.ru

Итоговая годовая контрольная работа по чтению 1 класс ШКОЛА РОССИИ

Вариант 1

Прочитай текст и выполни задания. При возникновении затруднений перечитай текст.

Кто хозяин?

Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита лапа. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

– Собака моя, – говорил Коля, – я первый увидел Жука и подобрал его!

– Нет, моя, – сердился Ваня, – я перевязывал ей лапу и таскал для неё вкусные кусочки!

Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.

– Моя! Моя! – кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

– Спасайся!

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

– Чья собака? – сердито закричал он.

– Моя, – сказал Коля.

Ваня молчал. (В. Осеева)

(152 слова)

Часть I

А1. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, к какому литературному жанру относится текст.

  1. рhello_html_mc53c764.gifhello_html_mc53c764.gifhello_html_mc53c764.gifассказ 2) сказка 3) стихотворение

А2. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, как звали собаку.

  1. Тhello_html_1426fbbd.gifhello_html_1426fbbd.gifhello_html_1426fbbd.gifрезор 2) Бобик 3) Жук

А3. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, какого окраса была собака.

  1. рhello_html_1426fbbd.gifhello_html_1426fbbd.gifhello_html_4c5e6899.gifыжая 2) чёрная 3) белая

А4. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, где мальчики нашли собаку.

  1. вhello_html_5cf3eb68.gifhello_html_1426fbbd.gifhello_html_m4f8e15ca.gifо дворе 2) в лесу 3) на улице

А5. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, где происходили действия, описанные в тексте.

  1. вhello_html_m3e0ebd60.gifhello_html_m315aded7.gifhello_html_m4f8e15ca.gif лесу 2) во дворе 3) на улице

А6. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, собаки какой породы выскочили из двора лесника.

  1. бhello_html_mc53c764.gifhello_html_360dbd93.gifhello_html_360dbd93.gifоксёр 2) овчарка 3) терьер

А7. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, куда вскарабкался Ваня.

  1. нhello_html_m315aded7.gifhello_html_m6d7906eb.gifhello_html_1426fbbd.gifа забор 2) на крышу 3) на дерево

Аhello_html_1426fbbd.gifhello_html_1426fbbd.gifhello_html_1426fbbd.gif8. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, что схватил Коля, когда бросился на помощь Жуку.

  1. палку 2) ветку 3) ремень

Часть II

В1. Напиши, что было перебито у Жука, когда мальчики его нашли.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

В2. Напиши, почему Коля считал, что он должен быть хозяином Жука.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

В3. Напиши, как Ваня ухаживал за больным Жуком.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

В4. Напиши, кто помог спасти Жука.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть III

C1. Напиши, почему спорили Коля и Ваня.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

C2. Подумай и напиши, почему молчал Ваня.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

C3. Предложи свой способ, как можно было разрешить спор мальчикам.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

Прочитай текст и выполни задания. При возникновении затруднений перечитай текст.

Что легче?

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся:

— Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

– А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт.

– Нет, – говорит, – в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину наказал, а за ложь вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину наказала, а за ложь – вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила. (В. Осеева)

165 слов

Часть I

А1. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, к какому литературному жанру относится текст.

  1. рhello_html_mc53c764.gifhello_html_mc53c764.gifhello_html_mc53c764.gifассказ 2) сказка 3) стихотворение

А2. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, где гуляли мальчики.

  1. вhello_html_4c5e6899.gifhello_html_4c5e6899.gifhello_html_4c5e6899.gifо дворе 2) в лесу 3) на улице

Аhello_html_m6d7906eb.gifhello_html_1426fbbd.gif3. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, что видели мальчики в лесу.

  1. гhello_html_m315aded7.gifрибы 2) цветы 3) овощи

А4. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, когда мальчики возвращались домой.

  1. hello_html_1426fbbd.gifhello_html_1426fbbd.gifhello_html_4c5e6899.gifутром 2) в полдень 3) вечером

Аhello_html_m315aded7.gifhello_html_1426fbbd.gifhello_html_m4f8e15ca.gif5. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, про кого рассказал отцу первый мальчик.

  1. про собаку 2) про тигра 3) про волка

А6. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, про кого рассказал матери второй мальчик.

  1. пhello_html_m58f60ac9.gifhello_html_517cecb5.gifhello_html_m4f8e15ca.gifро дедушку 2) про бабушку 3) про отца

А7. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, как повёл себя третий мальчик.

  1. сhello_html_mc53c764.gifhello_html_360dbd93.gifhello_html_360dbd93.gifоврал 2) сказал правду 3) повинился

А8. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, как поступила тётка с третьим мальчиком.

  1. пhello_html_1426fbbd.gifhello_html_1426fbbd.gifhello_html_1426fbbd.gifоругала 2) наказала 3) простила

Часть II

В1. Напиши, что сказать всегда легче.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________В2. Напиши, что придумал первый мальчик в своё оправдание.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

В3. Напиши, что придумал второй мальчик в своё оправдание.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

В4. Напиши, что придумал третий мальчик в своё оправдание.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть III

C1. Напиши, почему были наказаны два мальчика.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

C2. Подумай и напиши, почему тётка простила третьего мальчика.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

C3. Как ты считаешь нужно вести себя в подобных случаях, напиши.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговая контрольная работа по литературному чтению

(итоговая таблица сформированности предметных умений и универсальных учебных действий)

Предметные умения и универсальные учебные действия

предметные

балл

познавательные

балл

регулятивные

балл

А1-А8

Определение принадлежности произведения к жанру, знание основных литературных терминов, осознанное чтение произведения при самостоятельном чтении, осуществление поиска необходимой информации в различных частях текста

Структурировать знания. Владеть смысловым чтением художественного текста. Выделять существенную информацию из текста.

Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать действия согласно поставленной задаче. Осуществлять контроль

В1-В4

Ответы на вопросы по содержанию произведения, осуществление поиска необходимой информации в тексте для выполнения заданий

Владеть смысловым чтением художественного текста. Выделять существенную информацию из текста

Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать действия согласно поставленной задаче. Осуществлять контроль

С1-С3

Осуществление поиска информации в тексте, настроение письменного высказывания с опорой на жизненный опыт. Формулирование собственного мнения и позиции, установление причинно – следственных связей

Владеть смысловым чтением художественного текста. Выделять существенную информацию из текста. Строить речевое высказывание в письменной форме. Ориентироваться на разнообразные способы решения задачи

Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать действия согласно поставленной задаче. Осуществлять контроль

Общее количество баллов

Уровень сформированности предметных умений и универсальных учебных действий

Критерии оценивания предметных результатов

№ задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

В1

В2

В3

В4

С1

С2

С3

балл

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Высокий уровень- 15 баллов.

Хороший уровень - 12 - 14

Средний уровень- 8-11 баллов.

Низкий уровень – менее 8 баллов.

Критерии оценивания познавательных результатов

№ задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

В1

В2

В3

В4

С1

С2

С3

балл

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1(указывают один способ)

2(указывают все решения

2

Высокий уровень- 15-16 баллов.

Средний уровень- 8-14 баллов.

Низкий уровень – менее 7 баллов.

Критерии оценивания регулятивных результатов

№ задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

В1

В2

В3

В4

С1

С2

С3

балл

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Высокий уровень- 15 баллов.

Средний уровень- 8-14 баллов.

Низкий уровень – менее 7 баллов.

infourok.ru

Итоговая контрольная работа по чтению

Итоговая контрольная работа по литературному чтению

ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ

Под окошком звонко и настойчиво звали: «Пить-пойдем! Пить–пойдем! Пить!» Я спросила свою

хозяйку Марусю про птицу. Маруся ответила:

- Да как же вы не знаете? Это перепёлка приглашала вас чай пить, - и засмеялась.

А Марусина дочка Оля строго посмотрела на меня. Взгляд у Оли пристальный и внимательный. Я ни разу не видела, чтобы Оля улыбнулась за всю неделю, что живу у них в Колокольцах. Маруся снова засмеялась:

- Приглашала вас перепёлка чай пить. Приглашала, да не знала: хлеба-то у нас нет. А как же без хлеба за стол садиться?

И послала Олю в магазин в Верхние Колокольцы. Я тоже пошла с Олей за хлебом. Мы долго шли с Олей по лугу. И вдруг дорога оборвалась. С одной стороны речка, с другой – длинный и глубокий ров.

- Надо прыгать, - сказала Оля. Лет Оле хотя и немного, но она рослая. И ноги у неё длинные, послушные. Мигом перенесли её через ров и крепко поставили на землю. Я перепрыгнула вслед за ней. Навстречу нам шёл старик. Высокий, чуть сгорбленный. На голове соломенная шляпа с огромными полями от солнца. Шёл он медленно, опираясь на палку.

- Здравствуйте! – сказали мы с Олей старику, когда поравнялись с ним.

- Моё почтение! – ответил он. Снял шляпу и раскланялся с нами.

Скоро мы с Олей добрались до Верхних Колокольцев и купили хлеба. Здешний хлеб не был похож на городской. Не маленькими твёрдыми кирпичиками, а круглый, румяный, пышный. Я несла его в закрытой сумке, а тёплый хлебный запах вырывался наружу.

- Ух, как пахнет! – радовалась Оля. И отщипнула кусочек.

Ей захотелось есть. Да и мне тоже. И мы пошли быстрей, хотя было жарко. Мы перепрыгнули через ров. За высоким земляным валом мы увидели нашего знакомого старика. Он сидел у стёжки, опустив голову.

- Отдыхаете, дедушка? – спросила я.

- А, - махнул он огорчённо рукой. – Забыл хлеба купить. Теперь возвращаться надо.

- Вот беда, - посочувствовала я вслух и пошла следом за Олей. Она торопилась домой. Там ждёт нас затенённый двор, где не палит солнце.

- Погоди, Оля, - остановила я её. – Давай вернёмся. Отдадим старику свой хлеб. А себе сходим ещё купим.

- Отдадим? – испугалась Оля. – Это же наш хлеб. А дедушка – чужой. Разве чужим отдают своё?

- Отдают, - сказала я. – В войну меня чужие люди кормили. Я тогда была такой маленькой, как ты.

А когда жалеешь человека, он уже не чужой.

- Возьмите, дедушка, - вдруг проговорила она. – Вы не чужой, вы свой.

И она улыбнулась неожиданно, как-то неумело.

Старик взял круглый хлеб, полюбовался им и сказал:

- Тёплый хлебушка. Спасибо вам, люди добрые!

- Ешьте на здоровье, - сказала я.

- На здоровье, - повторила и Оля.

А по лугу разносился запах тёплого хлеба. Самый драгоценный запах на земле.

Школа __________________________________________________________________

Дата ___________________________________________________________________

Фамилия _______________________________ Имя _________________________

Прочитай текст «Тёплый хлеб». Выполни задания.

1.Определи жанр этого произведения и обведи букву рядом с выбранным ответом.

А рассказ

Б сказка

В былина

2. Кто звонко запел: «Пить – пойдём! Пить!»?

А хозяйка

Б соседи

В перепёлка

3. Где происходила описанная история?

А в Колокольцах

Б в Верхних Колокольцах

В между Колокольцами и Верхними Колокольцами

4. Какой была девочка Оля? Как о ней говорится в рассказе?

А маленькая и весёлая

Б маленькая, но рослая

В маленькая и грустная

5. Когда происходили описанные события?

А весной

Б осенью

В летом

Г зимой

6. Какой самый драгоценный запах на земле?

А запах цветов

Б запах мёда

В запах тёплого хлеба

7. Какой был хлеб? Найди описание и запиши.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Что хотел сказать автор читателям? Запиши ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Объясни слова Оли: «Вы не чужой, вы свой». Запиши.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Какая главная мысль этого рассказа? Запиши.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Восстанови план рассказа. Пункт с цифрой 1 – начало истории.

___ Встреча со стариком.

1 Песня перепёлки.

___ Свежий хлеб.

___ Дорога в Верхние Колокольцы.

___ Запах тёплого хлеба.

___ Воспоминания о войне.

12. Понравился ли тебе текст? Объясни почему.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

multiurok.ru

Итоговые контрольные работы по литературному чтению для 4 кл

…………………Класс

…………………………….Фамилия

……………………………..Имя

Повторение пройденного за I полугодие

Вариант 1

Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Джек-поводырь

Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещренном синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук - постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках - бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.

«Джек, на остановку!» - и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно... «Джек, в магазин!» - ведёт в гастроном.

- Джек теперь мне взамен глаз! - не нахвалится своим поводырём бывший лётчик.

(Г. Юрмин)

Вопросы и задания:

1. Определи жанр произведения.

□ 1) рассказ □3) сказка

□ 2) басня □4) стихотворение

2. Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?

□ 1) он отличался от всех внешним видом

□ 2) он всегда гулял с собакой

□ 3) он гулял в одном и том же месте

3. По какой причине ослеп лётчик? Выпиши ответ из текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как ты понимаешь значение слова поводырь?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Кто стал верным другом бывшего летчика?

________________________________________________________________________

6. Как ты понимаешь выражение. Джек теперь не взамен глаз?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Подбери синоним к слову выбоина.

________________________________________________________________________

8. Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?

□ 1) лаял на молодого человека

□ 2) тыкался носом в колени пассажира помоложе

□ 3) начинал рычать на пассажира

9.Восстанови последовательность событий рассказа.

□ 1) Вместо палочки он держал за поводок собаку.

□ 2) Джек ведёт к автобусу

□ 3) Каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой.

□ 4) Он лишился одной руки и обоих глаз.

□ 5) Бывший лётчик доволен другом.

10. Определи главную мысль текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

…………………Класс

…………………………….Фамилия

……………………………..Имя

Вариант 2

Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Кукушка

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а, мать - суши, снегу натащат, а мать - убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжёлой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

- Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! - закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью:

- Мама, мы тебе водички принесли.

- Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.

Вопросы и задания:

1. Определи жанр произведения.

□ 1) рассказ □ 3) народная сказка

□ 2) басня □ 4) стихотворение

2. Сколько детей было у матери?

□1) трое □ 2) двое □ 3) четверо

□ 4)_________________________________________________________________

(запиши свой вариант ответа)

3. Почему заболела мать?

□ 1) простыла

□ 2) заразилась

□ 3) от тяжёлой жизни

□ 4) _______________________________________________________________

(запиши свой вариант ответа)

4. О чём просила мать своих детей? (Выпиши ответ из текста.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Подбери синоним к слову чум.

_______________________________________________________________________

6. В какую птицу превратилась мать?

________________________________________________________________________

7. Как ты думаешь, какой народ сочинил это проведение?

□1) русские □ 2) азербайджанцы □ 3) ненцы

□ 4) __________________________________________________________________

(запиши свой вариант ответа)

8. Где происходили события?

□ 1) в степи □ 3) в пустыне

□ 2) в лесу □ 4) в тундре

9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.

□ Превращение в птицу.

□ Навсегда бросила детей мать-кукушка.

□ Мать просит пить.

□ Не слушались дети матери.

□ Тяжело заболела мать.

□ Мать улетает.

□ Дети просят вернуться.

10. Определи главную мысль текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

…………………Класс

…………………………….Фамилия

……………………………..Имя

Повторение пройденного за II полугодие

Вариант 1

Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Манька

В начале зимы, когда подули северные ветры и посыпал колкий снежок, я решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном деревянной полочке, где в тёплые дни мы выставки комнатные цветы, я и организовал «птичью столовую». Насыпал семян, зёрнышек подсолнуха, тыквенных семечек, даже веточку алой рябины положил... Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юркие синицы, степенные снегири, умные свиристели, бегуны-поползни... И другие обитатели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И день проходит, и два... Что-то не показываются мои гости. Откочевали в другой сад, что ли? Где хозяин гостеприимней, приветливей, наверно. Грустно мне стало смотреть на замёрзшие свои гостинцы, вроде как зря старался... А тут вдруг морозы ударили, прямо-таки крещенские. Слышно, как деревья потрескивают в саду среди ночи.

Просыпаюсь как-то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым стеклом огонёк мелькнул. Дымчато-рыжий. Будто свеча на новогодней ёлке. Осторожно так подкрался к окну. Приподнялся на цыпочках, глянул боковым зрением и... обомлел. Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу берёзки, а она рядом, рукой подать до веранды, - и прыг в кормушку. Голод не тётка. Мигом опустошила «скатёрку». И смотрит смородинками глаз окно. Ждёт, наверно, не подложит ли чего ещё сердобольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Наполнить кормушку «беличьими гостинцами»: орешками, нарезанным яблоком, сухими грибочками - хорошо, с осени осталась связка.

Теперь белка каждое утро - хоть сверяй по часам - поджидала меня возле кормушки. Я даже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на него. Брала угощение прямо с ладони.

Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей. А весной, когда сосульки стали длинными и «плаксивыми» и солнце слепило глаза, растекаясь по синим сугробам, жена как-то тепло, но с твёрдостью в голосе сказала:

- Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать сама пищу, станет попрошайкой и может погибнуть...

Хотя мне и было жалко Маньку, но я всё же послушался жену. Она была биологом. И знала толк в своей науке.

(Н. Красильников)

Вопросы и задания:

  1. Определи тему текста.

___________________________________________________________________

  1. Где рассказчик устроил кормушку? Постарайся точнее ответить на этот вопрос.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему закончилась дружба с Манькой?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как ты понимаешь значение слов и выражений рукой подать, реагировать, смородинки глаз?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

…………………Класс

…………………………….Фамилия

……………………………..Имя

Вариант 2

Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Подкидыш

Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики. Только одно из шести яичек мне удаюсь отобрать у мальчишек целым.

Я решил спасти спрятанного в нём птенчика.

Но как это сделать?

Кто выведет его из яйца?

Кто вскормит?

Я знал неподалёку гнездо другой птички - пеночки- пересмешки. Она только что отложила своё четвёртое яичко.

Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки – чисто - голубое. Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те - розовые с чёрными точеч- ками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот - вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ещё дней через двенадцать.

Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?

Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так невысоко, что я мог достать его рукой.

Когда я подошёл к берёзе, пересмешка слетела с гнезда.

Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать её гнезда.

Я положил голубое яичко к её малиновым, отошёл и спрятался за куст. Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда наконец подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо.

Но всё-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приёмышем.

Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца? Когда утром на следующий день я подошёл к берёзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой - хвост пересмешки.

Сидит!

Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними - голый слепенький птенчик каменки.

Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула её в рот маленькой каменке.

Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша.

Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки. Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить, и высиживать свои яйца.

Я скорей отходил прочь, чтобы не помешать ей в этом важном деле.

На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал: «Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду». Но нет - в гнезде лежала живая каменка! Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, то покрывала своим тельцем чуть видные из-под нее розовые яички.

Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички - высиживал её птенцов.

Так оно и было. Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов.

Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах.

И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек. Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов - и выкормила их на славу.

(Б. Бианки)

Вопросы и задания:

  1. Определи жанр произведения.

___________________________________________________________________

  1. С какого события началась эта история?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как ты понимаешь название рассказа?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что испугало В. Бианки на седьмой день?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как подкидыш отблагодарил свою новую мать?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что удивило тебя в этом произведении?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы к контрольным работам

Повторение пройденного за I полугодие

Вариант 1

1. 1.

  1. 1, 3.

  2. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз.

  3. Тот, кто помогает кому-нибудь идти, водит кого-нибудь.

  4. Собака Джек.

  1. Яма, ухаб.

  2. 2.

9. 3. 4, 1, 2, 5

Вариант 2

          1. 3.

          2. 3.

          3. 3.

          4. Детки, пересохло горло, принесите мне водички.

          5. Дом.

          6. В кукушку.

          7. 3.

          8. 4.

          9. 4, 5, 3, 1, 6, 7, 2.

Повторение пройденного за II полугодие

Не предполагает однозначных ответов.

infourok.ru


Смотрите также