Контрольная работа по конституционному праву
Конституционные правовые отношения: понятие, сущность, признаки, особенности, виды
Оглавление
Введение
Понятие и сущность конституционных правовых отношений
Виды конституционно-правовых отношений и их общая характеристика
Заключение
Структура судебной власти
Литература и нормативный материал
Введение
Правоотношения являются фундаментальной категорией правовой науки. Их определению, сущности, признакам, посвящали свои труды исследователи различных отраслей права. Поэтому, исследование данной категории в рамках конституционного права представляет собой большой интерес как с теоретической так и с практической точек зрения, так как общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, представляют собой основу организации и деятельности общества и государства.
Исследование конституционных правовых отношений является важным в связи со сложностью решения многих важных теоретических проблем данной отрасли права, с одной стороны и с другой — особенностью самой отрасли, занимающей ведущее положение среди отраслей российского права и регулирующей такие общественные отношения, которые являются базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни общества и государства и образуют фундамент сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию.
Предметом исследования является конституционные правовые отношения.
Теоретической и методологической основой работы послужили труды отечественных ученых в области конституционного права: М.В. Баглая, Е.М. Ковешникова, О.Е. Кутафина, Н.М. Коркунова, В.О. Лучина, И.П. Трайнина, Я.Н. Уманского и др.
Понятие и сущность конституционных правовых отношений
Отправным, базисным, положением при исследовании правоотношения является признание его общественным отношением, урегулированным нормами права. Из этого определения следует, что основным признаком правоотношения, который определяет его сущность, является его связь с нормой права. В свою очередь общественные отношения — это действия людей. Такие действия образуют содержание общественных отношений. Таким образом, право регулирует поведение людей, которые являются участниками общественного отношения. При исследовании сущности, содержания, составных элементов правоотношения, исследователи опираются также на то, что правоотношение – это отношения, которые состоят во взаимной либо односторонней связи субъективных прав и юридических обязанностей его участников. Наиболее распространенным, часто встречающимся в учебной литературе является следующее определение: правоотношение — это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают субъективными правами и являются носителями юридических обязанностей.
Выводом из данного определения является наличие сторон правоотношения. Эти стороны связаны между собой правами и обязанностями относительно друг друга. Они могут быть взаимными, т.е. каждая сторона может иметь и права и обязанности. Однако, правоотношения это не все отношения между сторонами, а только те, которые регулируются правом. Т.е. на уровне правовых норм определены права и обязанности, условия возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Любая норма права для ее реализации должна быть поддержана силой государственного принуждения (возможностью такого принуждения). Так как правоотношения регулируются нормами права, соответственно существует и возможность государственного принуждения к исполнению определенных правом обязанностей. Это могут быть как карательные меры, так и гражданско-правовые.
Можно выделить следующие основные признаки правоотношений. Как мы уже отмечали, основным признаком является факт возникновения их на основе норм права. Далеко не все отношения в обществе являются правоотношениями. Некоторые регулируются нормами морали, определенными правилами поведения и т.д. С другой стороны, сначала возникают отношения, а потом, ввиду важности, массовости проявления, они регулируются нормами права.
Сущность правоотношения, — это связь нормы права и общественного отношения.
Что же касается непосредственно конституционных правоотношений, то как в теории права, так и в конституционном праве существуют различные их определения. Приведем некоторые из них. Так, по мнению Е.И. Козловой, конституционные правоотношения определяются как общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права и содержанием которых являются юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой . Данное определение является наиболее признанным в науке и его с небольшой долей интерпритации дают различные ученые — М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский и И.С. Яценко . В.О. Лучина рассматривает конституционные правоотношения как особую, взятую в единстве наиболее обобщенных и социально значимых характеристик, юридическую форму политических отношений . В.Е. Чиркин отмечает, что «конституционное право России регулирует, прежде всего, основы взаимосвязей в отношениях: личность — коллектив — государство – общество» . Тем самым он не дает определение исследуемых правоотношений, но определяет субъектов связи, которые образуются при регулировании данных отношений. По мнению М.В. Баглая, конституционно-правовые отношения «все же определяют взаимоотношения людей и органов власти, то есть устанавливают баланс прав и обязанностей и получают судебную защиту со стороны органов общей и конституционной юстиции».
Как и любое правоотношение, конституционное является видом общественных отношений. Н.Н. Карпов, характеризует их как вид не просто общественных, но публичных отношений .
Рассматривая особенности конституционных правовых отношений, можно выделить две их больших группы. Одна из них связана с правоотношениями вообще, а другая с особенностями конституционного права, его предметом, источниками.
К первой группе можно отнести следующие особенности. Конституционные правоотношения возникают, прекращаются или изменяются только на основе правовых норм. Субъекты конституционно-правовых отношений связаны юридическими правами и обязанностями. В рамках этой связи возникают двухсторонние права и обязанности. Конституционные правоотношения имеют волевой характер: в них отражается государственная воля; их началу дает импульс волевой акт. Конституционные правоотношения охраняются государством, что вполне объяснимо, если существенным признаком правоотношения выделить именно регулируемость нормами права. Конституционно-правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Их возникновению обычно предшествует юридический факт.
Действие правовых норм связано с определенными действиями субъекта либо определенными событиями, которые в правовой науке называются юридическими фактами. Юридические факты еще одна категория права, которой в науке уделено достаточно большое внимание, что говорить как о их значимости, так и сложности, многогранности данного института.
Среди особенностей конституционных правоотношений, которые можно отнести исключительно к данной группе, можно назвать следующие.
— основания их возникновения
— их содержание, обусловленное предметом конституционного права
— особый субъектный состав
— особый объект правового регулировании
— особое правовое регулирование
— особый механизм реализации
— они являются фундаментом всей системы правовых отношений в государстве
— регламентируют общечеловеческие ценности.
Субъект конституционных правоотношений – это участники, выступающие в качестве сторон (государство, гражданин, народ), депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии.
Объект конституционных правоотношений – это то, на что направлены права (соотв.) и обязанности.
В.Н. Хропанюк определяет государство следующим образом: «Государство- это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население. Располагает для этого социальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом».
Формулировка Л.И.Спиридонова выглядит так: «Государство есть политико-территориальная организация общества, основанного на обменных связях людей, которая характеризуется публичной властью, призванной решать общие дела и осуществляющей свою деятельность на собираемые с населения налоги».
Государство в целом представляет собой единство трех элементов: государство существует постольку, поскольку существуют 1) население государства (нация, государственно-организованный народ), 2) государственная территория и 3) государственная власть.
Государство в целом и (или) его органы (учреждения), а также административно-территориальные образования признаются юридическими лицами публичного права
Государство обладает особой правосубъектностью, отличной от правосубъектности физических лиц и иных субъектов. Она формируется из функциональной правоспособности, существующей ipso facto, и дееспособности, которую государство приобретает через действующий механизм осуществления государственной власти. Дееспособность государства начинает складываться с момента формирования его органов, позволяющих «развертывать» государственные функции. Отсутствующая у государства фактическая дееспособность восполняется дееспособностью физических лиц, находящихся на государственной службе. Сознание, воля и иные предпосылки дееспособности, имеющиеся у государственного служащего, «переходят» к государству, которое консолидирует дееспособность своих служащих и обретает дееспособность в юридическом смысле.
Государство осуществляет свою власть на основании принципа разделения властей на законодательную. Исполнительную и судебную. Оно действует через органы власти. Конституция РФ определяет правовой статус судебной, исполнительной, законодательной власти. Также в основном законе определена территориальная организация нашего государства – принцип федеративного устройства. В связи с этим, субъектом конституционных правоотношений являются и субъекты РФ.
Особо необходимо выделить граждан как субъектов конституционных правоотношений. В соответствии с действующим законодательством, граждане являются источником власти, имеют пассивные и активные избирательные права. Государство обязано охранять и создать механизмы реализации зафиксированных в законах правах и свободах человека и гражданина. В свою очередь граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги, бережно относиться к культурным ценностям, исполнять воинский долг и т.д.
В.О. Лучин отмечает, что конституционные нормы реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока, многоступенчато, возникает сложное переплетение конституционных и иных правоотношений. Например, Конституции РФ определяет право на труд, вследствие чего между государством и гражданами складываются конституционные правоотношения: государство обязано обеспечить гражданам возможность трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, получать вознаграждение за труд без дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. В свою очередь гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию. Однако, для реализации данной нормы необходимо продолжение, развитие конституционных правоотношений на отраслевом уровне, а именно в рамках трудовых правоотношений. Для возникновения последних необходимы юридические факты — например, заключение трудового договора.
Виды конституционно-правовых отношений и их общая характеристика
Правоотношения, как нами отмечалось, обширное понятие. в связи с этим, их можно классифицировать по различным основаниям. Они могут иметь длительный период. К таким правоотношениям можно отнести служебные, определяющие организацию власти, территориального устройства, разграничение предметов ведения и др. В отличие от них такие правоотношения как выборы президента, депутатов и т.д. являются менее длящимися.
В зависимости от характера правоотношений можно выделить:
— материальные, и процессуальные. Они тесно связаны с нормами материального и процессуального права, составляющих основу их регулирования. Процессуальные правоотношению возникают и протекают в процессе решения гражданских, административных, уголовных и др. дел.
Правоотношения могут быть абсолютными и относительными, имущественными и неимущественными.
В абсолютных правоотношения управомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанностей субъектов. В относительных управомоченному лицу (лицам) противостоит строго определенное обязанное лицо (лица).
Виды конституционных правоотношений связаны со сложностью предмета конституционного права.
Лукьянова Е.А. пишет: говоря о предмете конституционного права, мы не можем сводить его только к организации государственной власти или только к взаимодействию государства и граждан по вопросу о реализации их основных прав и свобод. Конституционное право регулирует место государства в политической системе общества и определяет принципы взаимоотношений государства с ее негосударственными элементами вплоть до способов разрешения конфликтов между ними, до пределов вмешательства или даже до ограничения пределов своей деятельности. Для Европы — это тенденция второй половины XX в., перешедшая с наступлением нового тысячелетия в фазу межгосударственных договоренностей нового поколения и трансформировавшихся в надгосударственные правовые нормы. Для России с ее традиционным превалированием государства над обществом это новейшая история государства и права. Только сейчас, спустя много лет с момента принятия Конституции, на фоне «горячей войны меж государством и народом» под жестким давлением общества начали потихонечку работать ее нормы, ограничивающие вмешательство государства в его жизнь и заставляющие его вести себя соответственно конституционно определенному месту в политической системе.
Норма конституционного прав могут подразделяться по разным основаниям. Применительно к рассмотрению данного вопроса, а именно к видам правоотношений, то они подразделяются на нормы-правила, нормы-принципы. Наиболее классический вид правоотношений возникает в результате реализации норм-правил поведения. На их основе возникают конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.
Реализация таких видов норм как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.п. порождает другие формы правоотношений, через которые воплощаются в жизнь заложенные в них предписания. Эти правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности. Среди норм-принципов можно выделить нормы определяющие основы конституционного строя, нормы, определяющие права и свободы человека и гражданина. Например, право человека на жизнь адресовано к неопределенному количеству субъектов – и к государству и к другим людям.
Особым видом конституционно-правовых отношений являются так называемые правовые состояния. В данном случае субъекты правоотношений четко определены. Однако в них нет четкого определения взаимных прав и обязанностей обозначенных субъектов. Данные права и обязанности могут быть выведены либо из непосредственно различных конституционных норм, либо из других законов. К таким правоотношениям можно отнести состояние в гражданстве, состояние субъектов федерации в составе России.
Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия первых не является определенным, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные отношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются. Так, правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирательный бюллетень и обеспечить условия для голосования.
В качестве особых видов конституционно-правовых отношений выделяют также материальные и процессуальный отношения. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные — порядок реализации правовых действий.
По целевому назначению принято различать правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В правоустановительных правовых отношениях в позитивной форме реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношения. Так, в соответствии со ст. 31 Конституции РФ «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Это означает, что праву граждан корреспондирует соответствующая обязанность государственных органов, органов местного самоуправления. В правоохранительных правовых отношениях права и обязанности связаны с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов. Например, ч. 3 ст. 35 Конституции РФ устанавливает обязанность государственных органов не лишать имущества физических лиц иначе как по решению суда.
В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения: 1) связанные с установлением конституционных основ гражданского общества; 2) конституционного строя РФ; 3) регулированием правового статуса личности РФ.
Заключение
Конституционно-правовые отношения – это отношения, урегулированные нормами конституционного права, представляющие собой двухстороннюю конкретную связь между специальными субъектами. Такими основными связками отношений являются отношения типа «государство-государство», «государство-гражданин», «федерация-субъект федерации» и др. а также взаимоотношения структур, институтов и ветвей власти. Ввиду того, что конституционное право имеет обширный предмет правового регулирования, конституционные правоотношения можно подразделить на группы по различным основаниям.
Конституционно-правовые отношения возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: конституционного строя РФ; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной власти и принципов ее функционирования в РФ, иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.
Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов.
Особенностями конституционных правоотношений являются: основания их возникновения, их содержание, обусловленное предметом конституционного права, особый субъектный состав – государство, народ, гражданское общество, гражданин и т.д., особый объект правового регулировании, особое правовое регулирование, особый механизм реализации. Конституционные правоотношения они являются фундаментом всей системы правовых отношений в государстве, регламентируют общечеловеческие ценности.
Структура судебной власти
Структура судебной власти определена в Конституции РФ и в федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» . Судебная власть в России осуществляется только судом.
Судебная власть имеет следующую структуру:
Литература и нормативный материал
Нормативный материал
1.Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2012) «О судебной системе Российской Федерации»
Литература
3.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2004. С. 12.
4.Вавилин Е.В. Гражданское правоотношение в механизме реализации субъективного права и исполнения субъективной обязанности. // Журнал российского права, 2007, № 7.
5.Карпов Н.Н. Конституционно-правовые отношения в сфере обеспечения обороны Российской Федерации и проблемы их совершенствования. М., 2005. РИО ИНЭП. Стр. 52, 65.
6.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002. 585 с
7.Лукьянова Е.А. Еще раз о предмете конституционного права с позиции нового тысячелетия // Конституционное и муниципальное право. — М.: Юрист, 2010, № 1. — С. 13-17
8.Лучин В. О. Особенности конституционно-правовых отношений. М.: Юрист. 2003. С. 56; См. также: Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997. 157 с.
9.Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 118.
10.Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. 439 с.
11.Мокина Т.В. Конституционно-правовые отношения как особый вид публичных правоотношений. // Общество и право, 2010, № 5.
12.Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Курс лекций. – СПб, 2005, с.22-23
13.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., «Дабахов, Ткачев, Димов», 2006, с. 67
14.Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юрист, 2003. С. 12.
Избирательное право и избирательные системы в зарубежных странах | 3 дн. | 315 р. | Заказать |
Конституционное устройство республики Беларусь | 3 дн. | 330 р. | Заказать |
Конституция Республики Беларусь | 4 дн. | 345 р. | Заказать |
Коснтитуция и ее значение в РФ | 4 дн. | 360 р. | Заказать |
Референдум в РФ | 5 дн. | 405 р. | Купить |
Контрольная работа по конституционному праву: порядок образования в состав РФ нового субъекта РФ | 3 дн. | 315 р. | Заказать |
Системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и штатов Индии (сравнительный … по конституционному праву | 4 дн. | 360 р. | Под заказ |
Конституция Болгарии (Контрольная) | 6 дн. | 435 р. | Заказать |
Конституция Индии | 4 дн. | 360 р. | Купить |
Конституционное право: Личные (гражданские) (права и свободы в конституциях США и Испании \сравнительный анализ\) | 3 дн. | 315 р. | Заказать |
Контрольная работа по конституционному праву: Конституционное право зарубежных стран | 4 дн. | 345 р. | Заказать |
Конституция Болгарии | 3 дн. | 330 р. | Заказать |
Монархия, республика и их виды по конституционному праву | 4 дн. | 360 р. | Под заказ |
Конституционное право зарубежных стран (контрольная) | 3 дн. | 330 р. | Заказать |
Особенности конституции США | 6 дн. | 420 р. | Заказать |
Контрольная работа по конституционному праву: Голосование избирателей: выборы, референдум | 3 дн. | 330 р. | Заказать |
Понятие государственного режима | 6 дн. | 420 р. | Купить |
Фактический и юридический статус главы государства | 3 дн. | 330 р. | Заказать |
Конституционное право: Государственные органы Англии | 2 дн. | 300 р. | Под заказ |
Порядок подготовки и принятия конституций Польши и Бельгии | 6 дн. | 420 р. | Заказать |
Контрольная работа по конституционному праву: Основы Конституционно-правового статуса субъектов РФ | 4 дн. | 345 р. | Купить |
Правовое обеспечение деятельности внебюджетных фондов (Контрольная) | 6 дн. | 420 р. | Заказать |
Референдумы и его формы | 5 дн. | 405 р. | Заказать |
Права и свободы граждан закрепленные в Конституции Российской Федерации (Контрольная) | 4 дн. | 360 р. | Заказать |
Президент РФ по конституционному праву | 6 дн. | 420 р. | Под заказ |
Контрольная работа по конституционному праву: Понятие и содержание основ конституционного строя РФ | 4 дн. | 345 р. | Заказать |
Конституционное право РФ | 4 дн. | 360 р. | Заказать |
Конституционное право: Место Президента РФ в системе государственных органов | 4 дн. | 345 р. | Заказать |
Контрольная работа по конституционному праву | 4 дн. | 345 р. | Купить |
Конституционное право | 3 дн. | 330 р. | Заказать |
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по праву (10 класс) на тему: Проверочная работа 10 класс. Конституционное право
Проверочная работа по теме:
«Конституционное право Российской Федерации»
Вариант 1
1. Конституционное право представляет собой:
а) совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и гражданина и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти;
б) совокупность правовых норм, закрепленных в тексте Конституции;
в) совокупность правовых норм, сформулированных в текстах действующих конституций всех государств;
г) совокупность правовых идей, имеющих конституционное значение.
2. Источником власти в РФ является:
а) Парламент РФ; б) референдум;
в) система представительных органов; г) избиратели;
д) народ; е) Президент РФ.
3. Российская Федерация по форме правления является:
а) федеративным государством; б) республикой;
в) демократическим государством; г) правовым государством;
д) унитарным государством; е) конституционной монархией;
ж) абсолютной монархией.
4. Каков конституционный срок полномочий Президента РФ?
а) 4 года. Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд;
б) 6 лет. Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд;
в) 4 года. Количество сроков, в течение которых одно и тоже лицо может занимать должность Президента РФ, не ограниченно;
г) 6 лет. Количество сроков, в течение которых одно и тоже лицо может занимать должность Президента РФ, не ограниченно;
5. Какие формы собственности, признаваемые и защищаемые государством, указаны в Конституции РФ:
а) колхозная; б) частная;
в) личная; г) государственная;
д) общественных организаций; е) муниципальная;
ж) иностранных граждан; з) кооперативная.
6. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство:
а) в республиках;
б) в краях и областях;
в) на всей территории РФ.
7. Конституции РФ закреплено положение о России как о правовом государстве. Это означает, что:
а) государство обеспечивает гражданам достойный уровень жизни
б) в государстве реализуется принцип разделения и независимости властей
в) церковь отделена от государства и система образования – от церкви
г) в государстве гарантируется многообразие форм собственности
8. Какой суд является высшей судебной инстанцией по экономическим спорам:
а) Высший Арбитражный Суд;
б) Высший Экономический Суд;
в) Верховный Суд.
9. Государственную власть в РФ осуществляют:
а) Генеральный прокурор РФ; б) Президент РФ;
в) Центральный банк РФ; г) органы местного самоуправления;
д) Федеральное Собрание; е) Демократическая партия России;
ж) Правительство РФ; з) прокуратура;
и) суды РФ; к) администрация Президента РФ.
10. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен:
а) законом субъекта федерации
б) федеральным законом
в) указом Президента Российской Федерации
г) федеральным конституционным законом
11. Систему разделения властей в РФ характеризует:
а) подчинение судей Федеральному Собранию
б) подчинение Правительства РФ Государственной Думе
в) самостоятельность каждой из ветвей власти
г) соединение исполнительной и законодательной власти в одном органе
12. Верны ли следующие суждения о Российской Федерации?
А. Россия является федеративным государством, все субъекты которого образованы по национальному признаку.
Б. Согласно Конституции РФ, гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент страны.
а) верно только А
б) верно только Б
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
13. Что из перечисленного относится к проявлениям конституционного принципа социального государства? Запишите цифры, под которыми они указаны.
а) запрет установления общеобязательной идеологии
б) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка
в) установление государственных пенсий и пособий
г) охрана труда и здоровья людей
д) гарантии единства экономического пространства
е) установление гарантированного минимального размера оплаты труда
14. Конституция РФ является юридическим документом прямого действия. Это означает, что:
а) в её основу положены ратифицированные государством международные документы
б) её главной целью является признание и защита прав человека и гражданина
в) при нарушении своих прав человек может обратиться в суд, ссылаясь на её статьи
г) в неё ни при каких обстоятельствах не могут быть внесены изменения или дополнения
15. К какой ветви власти относится Парламент РФ – Федеральное Собрание РФ?
а) исполнительной власти;
б) контрольной власти;
в) законодательной власти;
г) информационной власти;
д) судебной власти.
16. Установите соответствие между полномочиями и уровнями государственной власти в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ |
| УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ |
А) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй Б) разграничение государственной собственности В) обеспечение обороны и безопасности государства, развитие оборонного производства Г) присвоение государственных наград и почётных званий РФ Д) внешнеэкономические связи РФ |
| 1) Российская Федерация 2) Российская Федерация и субъекты РФ |
17. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
«Среди ___________(А) наиболее значимыми являются законы. Законы делятся на две группы — основные и текущие. К основным законам относятся ___________(Б), являющиеся фундаментом для всего законодательства. В федеративных государствах, таких как Россия, наряду с общей конституцией основные законы есть и у каждой отдельной территории. Стабильность конституции показывает равномерность развития того или иного ___________(В), его прочность и четкий механизм, а также согласие среди граждан по поводу основных целей и задач развития. ___________(Г) принимаются законодательными органами государства и устанавливают правила в важнейших сферах жизни общества. Чаще всего они объединяются в ___________(Д), каждый из которых имеет свою специфику. Если конституции устанавливают ___________(Е), то законы разъясняют их конкретное применение в обществе и меняться они могут значительно быстрее вместе с изменениями в жизни людей».
1) кодексы | 2) правоспособность | 3) нормативные акты |
4) правопонимание | 5) конституции | 6) общие принципы |
7) государство | 8) текущие законы | 9) гражданство |
18. Задача. Государственная Дума РФ в третий раз отклонила предложение Президента РФ кандидатуры на должность Председателя Правительства.
Каковы действия Президента РФ в сложившейся ситуации? Может ли Президент в такой ситуации предложить четвертую кандидатуру?
19. Назовите полномочия Правительства Российской Федерации? (не менее трех)
20. Назовите полномочия Совета Федерации РФ? (не менее трех)
Проверочная работа по теме:
«Конституционное право Российской Федерации»
Вариант 2
1. Высшая юридическая сила Конституции РФ это:
а) обязанность всех органов государства, общественных объединений, граждан и неграждан, проживающих на территории Российской Федерации, соблюдать ее;
б) изменение ее только Конституционным собранием, путем референдума или квалифицированным большинством палат парламента;
в) обязательное соответствие ей всех других правовых актов;
г) соответствие ей решений Конституционного Суда РФ.
2. Конституция РФ 1993 года принята:
а) парламентом; б) учредительным собранием;
в) Конституционным совещанием; г) Президентом РФ;
д) референдумом.
3. Российская Федерация по форме государственно-территориального устройства является:
а) республикой;
б) конфедерацией;
в) унитарным государством;
г) федерацией.
4. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ:
а) министр обороны;
б) Президент;
в) начальник Генерального штаба
г) парламент РФ.
5. Какие самостоятельные государственные единицы являются, по Конституции РФ, субъектами Федерации:
а) республики; б) поселки городского типа;
в) автономная область; г) края;
д) столицы республик; е) Москва;
ж) автономные округа; з) области;
и) районы; к) Санкт-Петербург;
6. Какие из полномочий относятся к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации:
а) принятие законов;
б) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
в) рассмотрение гражданских, уголовных дел;
г) разрешает споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
д) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
е) дает толкование Конституции Российской Федерации;
ж) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
7. Какой суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, осуществляет надзор за деятельностью массовых судов:
а) Верховный Суд РФ;
б) Президентский Суд;
в) Конституционный Суд РФ.
8. Местное самоуправление в РФ осуществляется:
а) органами государственной власти и местного самоуправления;
б) гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления;
в) гражданами через выборные органы местного самоуправления.
9. Светский характер российского государства означает:
а) отсутствие государственной идеологии
б) верховенство правовых законов
в) отделение государственных и муниципальных школ от церкви
г) право каждого человека исповедовать любую религию
10. К политическим правам и свободам человека относится:
а) право на благоприятную окружающую среду
б) право определять и указывать свою национальность
в) право распространять религиозные или атеистические идеи
г) право участвовать в отправлении правосудия
11. Право гражданина участвовать в управлении делами государства выражается в возможности:
а) обращения в суд за защитой своих законных прав и интересов
б) проводить пикеты и демонстрации
в) участия в референдуме
г) обращения к должностным лицам органов государственной власти
12. К основам конституционного строя РФ отнесено положение о
а) приоритете государственной формы собственности
б) государственной религии
в) федеративном устройстве, основанном на государственной целостности
г) государственном финансировании политических партий
13. Верны ли следующие суждения о Конституции РФ?
А. В Конституцию РФ поправки может вносить только Конституционный Cуд РФ.
Б. Основному Закону государства не может противоречить никакой закон или подзаконный акт.
а) верно только А
б) верно только Б
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
14. Выберите в приведённом ниже списке конституционные обязанности гражданина Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.
а) уплата налогов
б) сохранение природы и окружающей среды
в) получение высшего образования
г) заключение брака
д) исповедование определённой религии
е) забота о нетрудоспособных нуждающихся родителях
15. К какой ветви власти относится Правительство РФ:
а) исполнительной власти;
б) контрольной власти;
в) законодательной власти;
г) информационной власти;
д) судебной власти.
16. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ |
| СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ |
А) назначение выборов Президента РФ Б) рассмотрение дел о соответствии нормативных актов закону, имеющему высшую юридическую силу В) управление федеральной собственностью Г) разработка федерального бюджета Д) объявление амнистии |
| 1) Государственная Дума 2) Правительство РФ 3) Конституционный Суд РФ 4) Совет Федерации |
17. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
«Конституция РФ заложила фундамент новой общественно-политической системы. В соответствии с ней Российское государство является демократическим, федеративным, правовым.
Декларируется реальное ___________ (А), частная ___________ (Б) находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной и другими видами собственности. Закреплен принцип разделения ___________ (В). Положения статей главы 1 составляют основную характеристику российского __________ (Г). В ней закреплено положение, согласно которому единственным источником власти и носителем суверенитета страны является ___________ (Д) России. Глава 2 Основного закона России закрепляет права и обязанности ___________ (Е) и гражданина. Непосредственно свою власть народ осуществляет с помощью свободного волеизъявления, участвуя в выборах органов власти и в ___________ (Ж)».
1) народовластие | 2) собственность | 3) инициатива |
4) власть | 5) государства | 6) парламент |
7) человек | 8) народ | 9) референдум |
18. Задача. Зарегистрированный кандидат в Президенты РФ, являясь Председателем Правительства РФ, в интервью, данном в «Независимой газете», подробно рассказал о результатах деятельности Правительства.
Имеет ли право должностное лицо участвовать в выборах в качестве кандидата? Является ли данное интервью предвыборной агитацией?
19. Назовите основные обязанности гражданина РФ? (не менее трех)
20. Назовите полномочия Государственной думы РФ? (не менее трех)
Контрольная работа по «Конституционному праву»
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС
ЦЕНТР ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Конституционного и муниципального
права
(кафедра)
Правовые основы российского государства
(дисциплина)
Письменное
контрольное задание
для студентов дистанционного обучения
Студент | |
Группа | |
Дата | |
Подпись | |
Преподаватель |
Новосибирск 2012
Протокол проверки:
Дата проверки | |
Оценка | |
Комментарии преподавателя | |
- Перечислите источники конституционного права в порядке убывания их юридической силы.
Под системой источников конституционного права понимается их совокупность, характеризуемая такими качествами, как взаимосвязь и иерархия.
Источниками конституционного права России являются:
1. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного.
2. Законы. В Российской федерации законы принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти на федеральном и региональном уровне. К источникам конституционного права относятся законы, содержащие конституционно-правовые нормы.
3. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации.
В законодательстве Российской Федерации содержатся такие акты, как декларации, принятые высшим представительным органом еще РСФСР, например Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.,
4. Указы Президента РФ. К источникам конституционного права относятся только нормативные указы Президента РФ. В качестве примера можно привести Указ Президента от 23 мая 1996 г. (в ред. от 17.11.2011) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
5. Постановления Правительства РФ, имеющие нормативный характер, также являются источниками конституционного права. Особенностью данных актов является то, что они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. «О концепции государственной политики по отношению к казачеству».
6. Акты органов местного самоуправления. Система местного самоуправления, согласно Конституции РФ, не входит в систему государственной власти. Поэтому акты органов местного самоуправления не являются в чистом виде нормативно-правовыми актами, а являются источниками конституционного права в смысле внешней формы выражения норм.
7. Конституционно-правовые договоры и соглашения. Под конституционно-правовым договором (соглашением) понимается соглашение, заключаемое субъектами конституционного права. Выделяют следующие договоры и соглашения:
1) Федеративный договор от 31 марта1992 г., закрепивший основы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами и положенный в основу конституционного регулирования федеративного устройства Российской Федерации по Конституции РФ 1993 г.;
2) договоры между Российской Федерацией и субъектом Федерации о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации.
3) договоры между органами государственной власти автономного округа и органами государственной области края (области),
4) соглашение об изменении статуса субъекта Российской Федерацию.
5) договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
8. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры.
9. Решения Конституционного Суда Российской Федерации.
- Какие виды органов исполнительной власти действуют на федеральном уровне, в чем особенности их правового статуса.
На федеральном уровне система органов исполнительной власти в настоящее время представлена следующими звеньями: Правительство РФ; федеральные министерства; государственные комитеты; федеральные комиссии; федеральные службы; российские агентства; федеральные надзоры; иные органы.
1. Правительство Российской Федерации – высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.
Статус правительства и порядок его деятельности определены 6-й главой Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года с позднейшими изменениями.
Правительство Российской Федерации в пределах своих общих полномочий:
- организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
- осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
- обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
- формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
- реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
2. Федеральные министерства. Министерство Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
3. Государственные комитеты Российской Федерации. Это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Например, государственный комитет по охране окружающей среды.
4. Федеральные комиссии России – органы исполнительной власти, приравненные по своему статусу к государственным комитетам. Осуществляет на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к ее ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Сейчас действуют две такие комиссии: по рынку ценных бумаг; энергетическая.
5. Федеральные службы. России – органы исполнительной власти, осуществляющие специальные функции в установленных сферах ведения. Основная функция: контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере, а так же оказание услуг. Например, федеральная служба по финансовому мониторингу.
6. Федеральные надзоры России — органы исполнительной власти, осуществляющие государственный межведомственный (т.е. межотраслевой) контроль за соблюдением общеобязательных правил и специальных норм в сфере государственного управления. Например, федеральный горный и промышленный надзор России.
7. Российские агентства
— один из видов федеральных
органов исполнительной власти,
осуществляющий специальные (
8. Иные федеральные органы исполнительной власти например, Управление делами Президента РФ; Главное управление специальных программ Президента РФ; Государственная техническая комиссия при Президенте РФ.
- Как связаны возраст физического ли
ца и объем его гражданской дееспо собности?
Под гражданской дееспособностью в соответствии с п. 1 ст. 21 Гражданского кодекса РФ понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия.
В некоторых случаях полная дееспособность возникает до достижения восемнадцати лет, а именно:
— при вступлении в брак,
— при эмансипации.
Эмансипация – объявление несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда (ст. 27 Гражданского кодекса РФ).
Наряду с полной дееспособностью Гражданский кодекс РФ выделяет:
— частичная дееспособность
малолетних (от 6 до 14 лет). Малолетние в
возрасте от шести до четырнадцати лет
вправе самостоятельно совершать: мелкие
бытовые сделки; сделки, направленные
на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения
либо государственной регистрации; сделки
по распоряжению средствами, предоставленными
законным представителем или с согласия
последнего третьим лицом для определенной
цели или для свободного распоряжения
(п. 2 ст. 28
Гражданского кодекса РФ). Остальные сделки
от имени малолетних
совершают их родители, усыновители и
опекуны.
— частичная дееспособность подростков
(от 14 до 18 лет). Подростки в возрасте от
четырнадцати до восемнадцати лет могут
самостоятельно совершать не только те
сделки, которые разрешены малолетним,
но также: распоряжаться своими заработком,
стипендией и иными доходами; осуществлять
права автора произведения науки, литературы
или
искусства, изобретения или иного охраняемого
законом результата
своей интеллектуальной деятельности;
вносить вклады в кредитные учреждения
и распоряжаться ими.
— ограниченная дееспособность. Ф
— недееспособность. Гражданин является недееспособным до шести лет. Кроме того, гражданин может быть признан недееспособным по решению суда при условии, что вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 Гражданского кодекса РФ).
- Что такое трудовой договор, каков порядок его заключения, какие требования предъявляют к его содержанию?
Трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Содержание трудового договора составляет совокупность его условий, определяющих права и обязанности работника и работодателя. Различают два вида условий трудового договора:
— непосредственные, устанавливаемые
соглашением сторон при
— производные, установленные трудовым законодательством (об охране труда, о дисциплинарной, материальной ответственности). Производные условия в силу закона обязательны для выполнения, поэтому о них стороны не договариваются.
Непосредственные условия делятся на необходимые (обязательные) и факультативные (дополнительные).
Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Соглашение об изменении условий трудового договора является неотъемлемой частью трудового договора. Согласно ст. 9 Трудового кодекса РФ трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленных трудовым законодательством.
Тест по праву (10 класс) на тему: Проверочные тесты по теме «Конституция России»
Контрольный тест по теме «Конституция России»
1. Действующая Конституция Российской Федерации была принята…
А) 13 декабря 1992 года; Б) 12 декабря 1993 года; В) 12 декабря 1992 года.
2. Федеральное собрание Российской Федерации является…
А) представительным органом; Б) представительным и законодательным органом;
В) исполнительным органом.
3. Гарантом Конституции РФ является…
А) Конституционный суд РФ; Б) Президент РФ; Б) Государственная дума РФ.
4. Какая форма правления в Российской Федерации?
А) республиканская;
Б) президентская.
5. Может ли гражданин РФ быть лишен гражданства РФ?
А) да; Б) нет.
6. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства…
А) означает приостановление гражданства Российской Федерации;
Б) автоматически влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации;
В) не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
7. Президент РФ избирается на срок…
А) семь лет; Б) четыре года; В) шесть лет.
8. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации:
А) не моложе 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 5 лет.
Б) не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
В) не моложе 38 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
9. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации:
А) более двух сроков подряд Б) более трех сроков подряд;
В) более четырех сроков подряд.
10. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации является:
А) Министр обороны РФ; Б) Премьер-министр; В) Президент РФ.
11. Президент Российской Федерации вправе издавать следующие акты:
А) указы и постановления; Б) указы и распоряжения; В) постановления и распоряжения.
12. Государственная Дума избирается сроком на…
А) два года; Б) четыре года; В) пять лет.
13. Совет Федерации состоит из…
А) 150 представителей; Б) 178 представителей; В) 186 представителей;
Г) 198 представителей.
14. Государственная дума состоит из…
А) 350 депутатов; Б) 400 депутатов; В) 450 депутатов.
15. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации:
А) достигший 18 лет и имеющий право участвовать в выборах.
Б) достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
В) достигший 23 года и имеющий право участвовать в выборах.
16.Может ли одно и то же лицо может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы?
А) да; Б) нет.
17. Может ли депутат Государственной Думы быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления?
А) да; Б) нет.
18. Является ли Федеральное Собрание постоянно действующим органом?
А) да; Б) нет; В) только в чрезвычайных ситуациях.
19. Первое заседание Государственной Думы открывает…
А) президент РФ; Б) премьер-министр РФ; В) старейший по возрасту депутат.
20. Право законодательной инициативы принадлежит…
А) Совету Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ;
Б) Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ;
В) Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
21. Законопроекты вносятся в …
А) Совет Федерации; Б) Государственную Думу.
22. Федеральные конституционные законы принимаются…
А) большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы;
Б) квалифицированным большинством (2/3) голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
23. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам…
А) наиболее важным вопросам, круг которых определяется Государственной Думой РФ;
Б) не нашли отражения в Конституции РФ;
В) предусмотренным Конституцией РФ.
24. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет…
А) Совет Федерации РФ; Б) Правительство РФ.
25. Председатель Правительства Российской Федерации назначается…
А) Правительством РФ с согласия Государственной Думы;
Б) Президентом РФ с согласия Государственной Думы.
26. Правительство РФ в качестве нормативных актов издает:
А) постановления; Б) постановления и распоряжения;
В) распоряжения и инструкции; Г) распоряжения.
27. Допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ (например, в чрезвычайных ситуациях – война, стихийные бедствия)?
А) допускается;
Б) допускается, с разрешения Государственной Думы РФ и Президента РФ;
В) не допускается.
28. Какие требования предъявляются к лицам желающими стать судьями?
А) гражданство РФ, достижение 30 лет, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет;
Б) гражданство РФ, достижение 25 лет, высшее юридическое образование;
В) гражданство РФ, достижение 25 лет, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
29. Конституционный суд РФ состоит из…
А) 12 судей; Б) 19 судей; В) 23 судей.
30. Могут ли субъекты РФ создавать свои Конституционные суды?
А) да; Б) нет.
Контрольная работа «Основы Конституционного права РФ».
Контрольная работа «Основы конституционного права РФ».
Задание Реши тест. Выбери 1 вариант ответа.
1. Каково второе название конституционного права?
а) основное право; б) государственное право; в) управленческое право.
2. Какова связь между конституцией и остальными законами государства?
а) конституция ориентируется на содержание всех законов страны;
б) все законы страны ориентируются на содержание конституции;
в) между нормами конституции и остальными законами существует равенство.
3. Какие характеристики Российского государства закреплены в ст. 1 Конституции РФ?
а) демократическое государство; б) социалистическое государство;
в) общественное государство; г) федеративное государство; д) союзное государство; с) конфедеративное государство; ж) правовое государство;
з)государство с республиканской формой правления; и) светское государство; к) социальное государство; л) суверенное государство.
4. Высшей ценностью в Российской Федерации по Конституции РФ является: а) промышленный потенциал; б) государство;
в) человек, его права и свободы.
5. Какие формы собственности указаны в Конституции РФ?
а) колхозная; б)частная; в) личная; г) государственная; л) общественных организаций; с) муниципальная; ж) иностранных граждан; з) кооперативная.
6. Укажите, кто в Российской Федерации осуществляет государственную власть. а) Генеральный прокурор РФ; б) Президент РФ; в) Центральный банк РФ; г) Федеральное Собрание; д) Администрация Президента РФ;
с) Правительство РФ; ж) Ассоциация товаропроизводителей России;
з) Общество потребителей России; и) суды РФ.
7. Кто является главой государства РФ?
а) Председатель Правительства РФ; б) Президент РФ;
в) Председатели палат Федерального Собрания (спикеры).
8. Высший исполнительный орган власти в РФ — это:
а) Совет министров РФ; б) Кабинет министров РФ; в) Правительство РФ.
9. Законность и правопорядок в РФ от имени государства поддерживает:
а) Генеральная прокуратура РФ; б) Верховный Суд РФ; в) Президент РФ.
10. Какие вопросы нельзя решать путем референдума?
а) вопрос об объявлении войны; б) вопрос о принятии конституции;
в) вопрос о пересмотре действующего закона.
11.По какой избирательной системе проводятся выборы по
одномандатным избирательным округам? а) по пропорциональной системе; б) по селекционной системе; в) по мажоритарной системе.
12. Кем является народ при демократии?
а) субъектом власти; б) высшим источником власти; в) объектом обмана со стороны властных структур.
13. Как называется право быть избранным в выборные органы местного самоуправления? а)пассивное избирательное право; б)активное избирательное право; в) классическое избирательное право.
14. По какой избирательной системе места в парламенте занимают представители партий, которые получили на выборах количество голосов, превышающих установленный процентный барьер?
а) по пропорциональной системе; б) по селекционной системе;
в) по мажоритарной системе.
15.К полномочиям Правительства РФ относится:
а)Утверждение границ между субъектами РФ, б)Одобрение законопроектов, принятых Государственных Думой, в)Обеспечение выполнения федерального бюджета г)Объявление амнистии.
16.Конституция РФ закрепила следующую форму непосредственного участия народа в управлении:
а)Плебисцит б)Митинги в)Отзыв депутата, г)Выборы.
17.Согласно Конституции России указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить а) Конституции Российской Федерации б) федеральным законам в) постановлениям Правительства Российской Федерации
г) конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации
18. Институт президентской власти в РФ характеризует
а)Право издавать законы б) Право издавать указы в)Право импичмента
г) Право вводить военное положение.
19.Конституция является
а)доктриной внешней политики государства б) основным законом государства в) кодексом законов г) формой государственного управления
20. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе
а) 21 года б) 25 лет в) 30 лет г) 35 лет
Тематика контрольных работ по дисциплине «Конституционное право»
(для студентов очного и заочного отделений)
1. Конституционное право России: предмет, источники и система.
2. Источники конституционного права России: понятие, содержание,
классификация.
3. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, классификация.
4. Конституционно-правовые отношения: понятие, содержание, классификация, особенности.
5. Общая характеристика Конституции Российской Федерации.
6. Функции и юридические свойства Конституции. Действие Конституции РФ.
7. Полновластие народа России и совершенствование форма его реализации.
8. Референдум в России: понятие, виды, правовое регулирование, практика проведения.
9. Конституционные основы многопартийности в России: понятие, классификации, порядок регистрации партий.
10. Конституционный статус личности в Российской Федерации: понятия, содержание.
11. Теория и практика прав и свобод человека и гражданина в России.
12. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Роль органов внутренних дел в реализации их правового статуса.
13. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, виды, способы приобретения, изменения, утраты гражданства. Органы, решающие вопросы гражданства. Роль органов внутренних дел в решении вопросов гражданства.
14. Конституционные принципы основных прав и свобод человека и гражданина в России. Сущность принципа действия конституционных прав и свобод человека и гражданина.
15. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в России: понятие, классификация, содержание.
16. Гарантии прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России: понятие, классификация, содержание.
17. Институт уполномоченного по правам человека в России: порядок назначения, полномочия, основные формы деятельности.
18. Роль органов внутренних дел по соблюдению, охране и защите прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.
19. Национально-государственное, политико-территориальное устройство Российской Федерации: понятие, формы, принципы. Разграничение предметов ведения и полномочий в Российской Федерации.
20. Правовой статус субъектов Российской Федерации: понятие, принципы, особенности содержания
21. Проблемы теории и практики суверенитета в Российской Федерации.
22. Российская Федерация: проблемы и перспективы.
23. Избирательная система России: понятие, принципы, содержание.
24. Гарантии избирательных прав гражданина: понятие, виды, содержание.
25. Гарантии свободы выборов органов государственной власти в России.
26. Правовой статус депутатов представительных органов государственной власти в России.
27. Права и обязанности депутатов представительных органов государственной власти в России.
28. «Свободный» и «императивный» мандат депутата: теория и практика.
29. Гарантии депутатской деятельности в России. Роль органов внутренних дел по соблюдению, охране защите депутатской деятельности.
30. Федеральное собрание Российской Федерации: структура, состав. Порядок формирования Совета Федерации. Порядок избрания Государственной думы.
31. Полномочия Совета Федерации и его акты.
32. Полномочия Государственной думы. Акты Государственной думы.
33. Законодательный процесс в Российской Федерации.
34. Конституционный статус Президента Российской Федерации.
35. Полномочия Президента Российской Федерации. Акты Президента и их юридическая природа.
36. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации.
37. Правовой статус законодательных и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
38. Правовой статус Конституционного суда Российской Федерации.
39. Полномочия Конституционного суда Российской Федерации и их пределы.
40. Местное самоуправление в России: проблемы и перспективы его становления.
41. Государственно-правовая защита конституционных прав, свобод и интересов граждан в РФ.
42. Государственно-правовая защита конституционных прав, свобод и интересов несовершеннолетних граждан в РФ.
43. Механизм государственно-правовой защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан в РФ.
44. Уголовно-правовой способ защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан в РФ.
45. Институт обжалования как средство совершенствования государственно-управленческой деятельности.
46. Гражданско-правовой способ защиты прав, свобод и интересов граждан в РФ.
47. Конституционно-правовой способ защиты прав, свобод и интересов граждан в РФ.
48. Порядок и особенности социально-правовой защиты конституционного права граждан на жилье.
49. Порядок и особенности социально-правовой защиты конституционного права граждан на жилье.
50. Механизм социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан в РФ.
51. Институт обжалования (теория, практика, проблемы совершенствования).
52. Порядок и особенности государственно-правовой защиты конституционного права гражданина на свободу слова и мысли.
53. Порядок и особенности реализации гражданами конституционного права на получение юридической помощи.
54. Конституционное право гражданина на защиту своих прав и свобод способами, не запрещенными законами: теория и практика.
55. Конституционное право гражданина на судебную защиту: теория и практика.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
Конституционное право — это отрасль публичного права нации или государства, которая регулирует организацию, полномочия и структуру правительства, распределение политических и государственных органов и функций, а также основные принципы, которые должны регулировать отношения правительства и граждан. , и который предписывает в целом план и метод, в соответствии с которым должны управляться общественные дела нации или государства. В наше время самым важным политическим сообществом было национальное государство. Современное конституционное право является порождением национализма, а также идеи о том, что государство должно защищать определенные основные права личности. По мере того как количество национальных государств увеличивалось, росли и конституции, а вместе с ними и конституционное право. В самом широком смысле конституция — это свод правил, регулирующих дела организованной группы.Парламент, церковное собрание, общественный клуб или профсоюз могут действовать в соответствии с положениями официального письменного документа, названного конституцией. Это не означает, что все правила организации включены в конституцию, поскольку обычно существует множество других правил, таких как устав и обычаи. Неизменно по определению правила, изложенные в конституции, считаются базовыми в том смысле, что до тех пор, пока они не будут изменены в соответствии с соответствующей процедурой, все другие правила должны им соответствовать. Каждое политическое сообщество и, следовательно, каждое национальное государство имеет конституцию, по крайней мере в том смысле, что оно управляет своими важными институтами в соответствии с некоторыми фундаментальными правилами. В этом смысле слова единственная возможная альтернатива конституции — это состояние анархии. Конституции могут быть написаны или неписаны; они могут быть сложными или простыми; они могут предусматривать совершенно разные модели управления. Даже если единственное правило, которое имеет значение, — это прихоть абсолютного диктатора, это можно назвать конституцией. Таким образом, конституция политического сообщества состоит, в первую очередь, из принципов, определяющих органы, на которые возложена задача управления сообществом, и их соответствующие полномочия. Однако конституция политического сообщества может содержать больше, чем определение властей, наделенных властными полномочиями. Он может также включать принципы, которые разграничивают эти полномочия, чтобы защитить от них основные права отдельных лиц или групп.В Европе, например, власть политических правителей в средние века не распространялась на религиозные вопросы, которые строго относились к юрисдикции церкви. Более того, полномочия политических правителей ограничивались правами по крайней мере некоторых классов подданных. Ссоры и ссоры из-за таких прав нередки; и иногда они заключались посредством торжественных юридических «пактов» между претендентами, ярким примером которых является Великая хартия вольностей (1215 г.). В современную эпоху даже власть абсолютного монарха, такого как король Франции, не была поистине абсолютной: действуя в одиночку, он не мог изменить основные законы королевства или отменить Римско-католическую церковь. Теория прав личности явилась мощным фактором изменения конституций западных государств в 17, 18 и 19 веках. Первый шаг был сделан Англией во время Славной революции (1688 г.). Однако наиболее полный успех теория достигла в Соединенных Штатах. Конституционализм США полностью доказал характер, присущий, по сути, всему конституционному праву: тот факт, что он является «основным» по отношению ко всем другим законам правовой системы.Это также позволило установить институциональный контроль за соответствием даже законодательства группе правил, которые в рамках системы считаются наиболее важными. Американская идея изложить в упорядоченном, всеобъемлющем документе основы правил, которые должны направлять деятельность правительства, очень быстро стала популярной. С конца 18 века множество государств в Европе и других странах последовали примеру Соединенных Штатов. Сегодня почти во всех штатах есть конституционные документы, описывающие основные органы государства, способы их работы и, как правило, права, которые они должны уважать, и даже иногда цели, которые они должны преследовать. ЗАДАЧИ Задача 1. Найдите слова со схожим значением среди следующих: смысл, сила, основной, нация, материя, сообщество, фундаментальный, авторитет, дело, метод, потомство, путь, цель, тело, состояние, общество, результат, значение, цель, важно, набор, организация, век, закон, цель возраст, агентство, значимость, правило. Задание 2. Найдите слова с противоположным значением среди следующих: публичный, письменный, фундаментальный, включая, установить, теорию, юридический, успех, отменить, частный, вторичный, сложный, редкий, неписаный, религиозный, простой, отказ, исключить, светский, частый, практика, незаконный. Задание 3. Составьте правильные словосочетания:
Задача 4.Переведите на русский язык следующие словосочетания: конституционный закон, регулирующий полномочия и структуру правительства, регулирующий отношения правительства и гражданина, церковную конгрегацию, подзаконный акт, соответствующую процедуру, соответствующие полномочия, полномочия политических правителей, вопросы религии, для изменения основных законов. , для защиты прав, для разграничения полномочий, неписаной конституции. Задание 5. Переведите на английский язык следующие словосочетания: отрасль публичного права, правительственного правительства, основные принципы, управлять общественными делами, результаты национализма, норм, политическое сообщество, наделять функции, средневековье, римская католическая церковь, права человека, различные правление. Задание 6. Вставьте предлоги: лечить… организацию… правительство, согласно… плану, правам… человеку, умножать… число,… в самом широком смысле… слово, действовать… термины… формальный письменный документ, соответствовать… правилам, альтернатива… конституция, чтобы обеспечить… различные модели… управление,… в первую очередь, наделить… полномочиями, юрисдикцией… церковью, которая должна быть ограничена… правами,… современной эпохой. Читайте также: Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту | Поиск по сайту: |
Соотнести слова с определениями.
Перевод текста.
Правовая система
1. Закон — это система правил, установленных государством. Основная цель закона — укрепить и защитить социальную и государственную систему и ее экономическую основу. Во всех странах проводится одно важное различие между частным или гражданским правом и публичным правом. Гражданское право касается споров между гражданами внутри страны, а публичное право касается споров между гражданами и государством или между одним государством и другим.Система права в нашей стране состоит из разных категорий права.
2. Конституционное право является ведущей категорией всей системы права. Его главный источник — Конституция страны. Он касается социальной структуры, государственного устройства, организации государственной власти и правового положения граждан.
3. Административное право тесно связано с конституционным правом, но оно касается правовых форм конкретной исполнительной и административной деятельности правительства и министерств.Уголовное право определяет общие принципы уголовной ответственности, отдельные виды преступлений и наказания, применяемые к преступникам. Преступления — это злодеяния, которые, даже если они совершаются против отдельного человека, считаются наносящими вред благополучию общества в целом. Уголовное право принимает форму уголовного кодекса.
4. Международное право регулирует отношения между правительствами, а также между гражданами одной страны и гражданами другой страны.
5. Финансовое право регулирует бюджет, налогообложение, государственные кредиты и другие сферы финансовой деятельности.
6. Гражданское право связано с отношениями в экономической сфере жизни, с отношениями, касающимися собственности, ее распределения и обмена. Право собственности — центральный институт гражданского права.
7. Нормы трудового права включают законодательство о найме промышленных и офисных рабочих и регулируют вопросы, возникающие из трудовых отношений.
Правовая система.
1. Право-это система правил, состояние.Основной целью закона является закрепление и охрана государственной системы и ее экономическую основу. Одно важное различие во всех странах между частным или гражданским правом и публичным правом. Гражданское право касается споров между гражданами внутри страны, публичное право касается споров между гражданами и другим, или между одним государством. Система права в нашей стране состоит из различных прав.
2. Конституционное право является лидирующей категорией всей системы права.Ее основным платежом является Конституция страны. Это касается организации социальной структуры, государственного устройства, государственной власти и правового статуса граждан.
3. Административное право с конституционным правом, но это касается юридических форм конкретно исполнительно-распорядительная деятельность правительства и министерств. Уголовное право определяет общие принципы уголовной ответственности, отдельных видов преступлений и преступлений преступников.Преступлениями являются правонарушения, которые, даже в отношении индивида, вызывают вред благосостоянию общества в целом. Уголовное право формирует Уголовный кодекс.
4. Международное право регулирует отношения между правительством, а также между отдельными гражданами одной страны и другим государством.
5. Финансовое право регулирует бюджет, налоги, деятельность, кредиты и другие сферы финансовой деятельности.
6. Гражданское право связано с отношениями в экономической сфере жизни, с отношениями собственности, ее распределением и обменом.Право собственности является центральным институтом гражданского права.
7. Нормы трудового права включают в себя законы о занятости промышленных и офисных работников и регулирование, вытекающие из трудовых отношений.
Словарь слов.
Закон, правило, консолидировать, защищать, иметь дело, определять, регулировать, гражданское право, конституционное право, административное право, уголовное право, международное право, финансовое право, право.
Закон, правило, закреплять (объединять), защищать, иметь дело с, определять, регулировать, Гражданское право, Конституционное право, Административное право, Уголовное право, международное право, Финансовое право, право.
Чтение отрывка.
Соотносить слова с определениями.
Гражданское право, уголовное право, административное право, право, финансовое право, нормы трудового права, конституционное право.Гражданское право, Уголовное право, Административное право, право, Финансовое право, нормы трудового права, конституционного права.
а) Закон — это система правил, установленная государством.
Право-это система правил, собственном.
б) Конституционное право является ведущей категорией всей системы права.
Конституционное право является лидирующей категорией всей системы права.
c) Административное право регулирует правовые формы конкретной исполнительной и административной деятельности правительства и министерств.
Административное право юридических форм конкретно исполнительно-распорядительная деятельность правительства и министерств.
г) Финансовое право регулирует бюджет, налогообложение, государственный кредит.
Финансовое право регулирует бюджет, налоги, государственный кредит.
д) Гражданское право связано с имущественными отношениями.
Гражданское право связано с отношениями собственности.
е) Нормы трудового законодательства включают законодательство о труде промышленных и офисных рабочих.
Нормы трудового права включают законодательство о труде промышленных и офисных работников.
g) Уголовное право определяет общие принципы уголовной ответственности.
Уголовный закон определяет общие принципы уголовной ответственности.
6. Соотнести.
а) установить систему — 9) установить систему
б) категория (права) — 5) отрасль права
в) основной источник права — 4) основной источник права
г) заниматься — 7) иметь дело с, заниматься
д) право собственности — 6) право на имущество
е) законность — 12) норма права
г) рабочие (служащие) — 1) рабочие (служащие)
ч) возникло из — 10) возникло из
и) отдельные виды преступлений — 11) индивидуальные виды преступлений
.к) применить наказание — 3) применить наказание
л) принять вид кода — 2) принимать вид кодекса
м) общая (специальная) часть — 8) основная (специальная) часть
7.Ответить на вопросы.
л) Что такое закон?
Закон — это система правил, установленных государством
2) Какова основная цель закона?
Основная цель закона — укрепить и защитить социальную и государственную систему и ее экономическую основу.
3) Из каких категорий права состоит система права в России?
Правовая система нашей страны состоит из разных категорий права.Гражданское право, конституционное право, административное право, уголовное право, международное право, финансовое право,
4) Что является основным источником конституционного права?
Основным источником конституционного права является Конституция страны.
S) Какая категория права тесно связана с конституционным правом?
Административное право тесно связано с конституционным правом.
б) Что является центральным институтом гражданского права?
Право собственности — центральный институт гражданского права.
7) Что определяет уголовное право?
Уголовный закон определяет общие принципы уголовной ответственности, отдельные виды преступлений и наказания, применяемые к преступникам.
8) Какую форму принимает уголовный закон?
Уголовный закон принимает форму уголовного кодекса.
9) Что регулирует финансовый закон?
Финансовый закон регулирует бюджет, налогообложение, государственные кредиты и другие сферы финансовой деятельности.
1) Что такое право?
Право-это система правил, собственном.
2) Какова главная цель права?
Основная цель закона закрепление и охрана общественной и государственной системы и ее экономическую основу.
3) Из каких категорий состоит право и система права в России?
Система права в нашей стране состоит из различных категорий права. Гражданское право, Конституционное право, Административное право, Уголовное право, международное право, Финансовое право
4) Что является основным основным конституционным правом?
Главным конституционным правом является Конституция страны.
5) Какая категория права связанно с конституционным правом?
Административное право связано с конституционным правом.
б) Что является центральным институтом гражданского права?
Право собственности является центральным институтом гражданского права.
7) Что определяет Уголовное право?
Уголовное право определяет общие принципы уголовной ответственности, отдельных видов преступлений и наказания преступников.
8) Какую форму принимает уголовное право?
Уголовное право формирует Уголовный кодекс.
9) Что определяет Финансовое право?
Финансовое право регулирует бюджет, налоги, деятельность кредиты и другие сферы финансовой.
Перевод текста
Читайте также:
Рекомендуемые страницы: