Контрольное тестирование 1 по теме фонетика графика: Контрольный тест по теме «Фонетика. Графика. Орфография»

Контрольный тест по теме «Фонетика. Графика. Орфография»

Контрольный тест по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

1 вариант

1. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) самолёт 2) устье 3) пишешь 4) яхта

2. В каком слове (словах) все согласные звуки твердые?

1) машина 2) сначала 3) объезд 4) отряд

3. Озвончение – это:

А) звонкий согласный меняется на парный глухой;

Б) глухой согласный меняется на парный звонкий.

4. Какие из данных согласных являются глухими?

а) ч; б) ж; в) т; г) с; д) к.

5. Какие буквы названы верно?

1) в (вэ), 2) с (сэ), 3) ш (ше), 4) ф (фэ), 5) щ (ща).

6. В каких словах согласный перед е произносится мягко?

1) фанера, 2) партер, 3) свитер, 4) термин, 5) фонетика.

7. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) красивЕе 2) алфавИт 3) пОртфель 4) располОжить

8. В каком слове произносится гласный [а]?

1) явный 2) обычай 3) выяснить 4) впечатление

9. Сколько звуков и букв в слове огонь?

1) 5 букв, 5 звуков, 3) 5 звуков, 4 буквы,

2) 4 буквы, 4 звука, 4) 4 звука, 5 букв.

10. Укажите правильную транскрипцию слова братья:

1) [б р а т’ а], 2) [б р а т й а], 3) [б р а т’ й’ а].

11. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) есть звук [ч’].

Я хочу, чтобы лучше жилось всем.

12. Напишите, в чём заключается особенность сонорных звуков. (Ответ должен быть полным.)

Контрольный тест по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

2 вариант

1. В каком слове букв меньше, чем звуков?

1) чудо 2) мощный 3) съёмка 4) яблоко

2. В каком слове (словах) все согласные звуки мягкие?

1) рожь 2) лесть 3) врач 4) роща

3. Оглушение – это:

А) звонкий согласный меняется на парный глухой;

Б) глухой согласный меняется на парный звонкий.

4. Какие из данных букв являются шипящими?

а) ч; б) ж; в) ф; г) ш; д) х.

5. Какие буквы названы верно?

1) д (дэ), 2) н (нэ), 3) ч (ча), 4) ф (фэ), 5) щ (ща).

6. В каких словах согласный перед е произносится твердо?

1) фанера, 2) партер, 3) свитер, 4) термин, 5) фонетика.

7. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) квАртал 2) облЕгчить 3) дОсуг 4) киломЕтр

8. В каком слове произносится гласный [а]?

1) приятный 2) часы 3) выявить 4) щадить

9. Сколько звуков и букв в слове взять?

1) 5 букв, 5 звуков, 3) 4 звука, 5 букв,

2) 4 буквы, 4 звука, 4) 5 звуков, 4 буквы.

10. Укажите правильную транскрипцию слова друзья:

1) [д р у з’ а], 2) [д р у з’ й’ а], 3) [д р у з й а].

11. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) есть звук [ч’].

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

12. Напишите, в чём заключается особенность сонорных звуков. (Ответ должен быть полным.)

Тест по русскому языку на тему «Фонетика, графика, орфография» (вариант №1)

Тест по русскому языку для 5 класса по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

Вариант № 2

  1. Что такое графика?

  2. Что такое орфография?

  3. Звуки речи делятся на…

  4. Какие звуки являются слогообразующими?

  5. Найдите ошибочное суждение.

  1. В русском языке 33 буквы; 2) В русском языке 43 буквы; 3)В русском языке 10 гласных звуков; 4)Деление на слоги зависит от количества гласных.

  1. Назовите непарные глухие звуки.

  2. Назовите непарные мягкие звуки.

  3. Назовите две позиции гласных и объясните их.

  4. Какие буквы обозначают только один гласный звук?

  5. Как проверить безударную гласную в корне слова?

  6. В каком слове все согласные звонкие?

1) мороз 2) южный 3) вглубь 4) вдруг

  1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) улыбаться 2) деревья 3) счастье 4) местность

  1. В каком слове произносится звук [с]?

1) сбросить 2) счёт 3) извлечь 4) близко

  1. В каком слове произносится гласный [о]?

  1. загородный 2) причёска 3) шелковистое 4) пощадить

16.В каком слове произносится звук [дʼ]?

1) отголосок 2) молотьба 3) отнять 4) редька

17.В каком слове произносится звук [п’]?

1) глуп 2) вглубь 3) коробки 4) бьют

18.В каком слове есть непроизносимый согласный?

1) опас?ный 2) прекрас?ный 3) чудес?ный 4) ус?ный

19. В каком слове буква Ё обозначает два звука?

  1. вертолёт 2) подъём 3) окрылённый 4) вёрткий

21. В каком слове выделенная буква правильно обозначает место ударения?

1) алфАвит 2) понЯл 3) звОнит 4) красИвее

Часть 2

1.Прочитайте предложение:

Передние лапки у тушканчиков похожи на лапки мыши, они в шесть раз короче задних.

В предложении найдите:

  1. слово, в котором звуков больше, чем букв.

  2. слово, в котором звуков меньше, чем букв.

слово, в котором есть оглушение.

2.Выполните синтаксический разбор предложения (+схема и характеристика):

Утром солнце осветило родную деревню.

3.Выполните фонетический разбор слова: ДРУЗЬЯ

Тест по русскому языку (5 класс) на тему: Проверочный тест по разделу «Фонетика и графика». 5 класс

Тест по разделу «Фонетика и графика» (5 класс)

  1. Где правильно расставлены ударения? Выберите ответ:

а) алфавит, сантиметр, досуг, магазин;

б) алфавит, сантиметр, досуг, магазин;

     в) алфавит, сантиметр, досуг, магазин.

  1. Укажите столбик, в котором сочетания звуков соответствуют произношению

звуков, обозначенных выделенными буквами:

                        а)         б)         в)         г)

аТЕлье          [тэ]      [тэ]      [т′э]      [т′э]

моДЕль         [д′э]     [дэ]     [д′э]      [дэ]

ТЕннис         [т′э]      [тэ]      [тэ]      [т′э]

муЗЕй           [зэ]       [з′э]     [з′э]      [зэ]

ТЕма             [тэ]      [т′э]      [тэ]      [т′э]

  1. Выберите группу слов, в каждом из которых есть мягкие согласные звуки:

а) чаща, шина, яма, точка, дело, тень;

б) яма, точка, дело, тень, чаща, грач;

в) дело, тень, точка, шина;

г) дело, тень, чаща, шина.

 

  1. Где нужен ь ?

                               а)         б)         в)         г)

камен…щик          —           ь          —            ь

барабан…щик       —           ь          —            ь

печ…ник                ь          ь          —            —

тон…ше                  ь          —          ь           —

воз…мем                —           ь          ь           ь

  1. Выберите группу слов, в каждой из которых есть глухие согласные звуки:

а) кочка, жар, ночь, дом, цех, цель;

б) жар, шар, кочка, ночь, цех;

в) кочка, шар, ночь, цех, цель;

г) кочка, ночь, дом, жар, цех.

  1. Укажите группу слов, в каждом из которых буквы Я, Ю, Е,Ё обозначают два звука:

а) яма, ёж, день, юла, семья;

б) яма, ёж, юла, баян, жюри;

в) день, семья, баян, жюри, юла;

г) юла, семья, яма, ёж, баян.

  1. Определите, сколько букв и звуков в слове СЪЁМКА:

а) 5букв, 5зв.;    б) 5букв, 6зв.;    в) 6букв, 5зв.;    г) 6букв, 6зв.

  1. Выберите группу слов, которые правильно разделены для переноса:

а) вес-ти-бюль, под-смот-ре-ть;   б) вес-ти-бю-ль, подсм-от-реть;   в) вес-ти-бюль, под-смот-реть.

  1. Какие буквы из указанных названы неверно:

а) Б [БЭ];       б) В [ЭВ];     в) Г [ГЭ];     г) Л [ЭЛ];     д) С [СЭ];

  1.   Вставьте пропущенные буквы :

Сч…стье, ш…нель, ч…шка, ч…вство, брош…ра, пощ…да, ж…ри, ж…лет, параш…т, рощ….  

 

  1.  Укажите слова с ударением на последнем слоге:

Арбуз, верба, документ, магазин, ненависть, звонишь, свекла.

Контрольная работа по теме «Фонетика и Графика»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА И ГРАФИКА» (5 КЛАСС) ВАРИАНТ 1

Выполнил(а)_____________________________ Дата выполнения______________

Закончите предложения (10 б.)

1. Фонетика изучает ______________________________________________

2. Звуки речи делятся на ___________________ и ______________________

3. Гласных звуков в русском языке _____ .

4. Гласные звуки бывают _________________ и _______________________

5. Всегда звонкие согласные – это звуки ______________________________

6. Всегда твёрдые согласные – это звуки ______________________________

7. В русском алфавите _________ буквы.

8. Буквы русского языка изучает ________________________

9. Искусство красивого письма изучает ___________________________

10. Сонорные звуки обозначаются буквами ____________________________

12. Подчеркните буквы, обозначающие твердые согласные в слове тетрадь(1б.)

13. Подчеркните буквы, обозначающие глухие согласные в слове трепещет(1б.)

14. В каком слове пишется ь?

Декабр_ский, солнеч_ный, луч_ше, мос_тик, ноч_ка (1б.)

15. Подчеркните слова, в которых буквы е, ё, ю, я

обозначают два звука:

метель, семья, подъем, люстра, июнь, мятный, якорь (3 б.)

16. Поставьте ударение в словах:

алфавит, километр, магазин, взяла, красивее (5б.)

17. Подчеркните слово, в котором буква д произносится как звук [т]:

завод, заводы, заводить (1б.)

18. Какие твердые согласные не имеют парных мягких звуков?________________ (3 б.)

19. Укажите в квадратных скобках, какие зву­ки соответствуют выделенным буквам?

[ ] [ ] [ ]

река вода сбить (3б.)

20. Какие буквы не обозначают звуков?

_______________________________________ (1б.)

21. Произведите фонетический разбор слова вьюга (5б.)

ВСЕГО: 34 балла НАБРАНО:_________ ОЦЕНКА___________

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА И ГРАФИКА» (5 КЛАСС) ВАРИАНТ 2

Закончите предложения (10 б.)

1. Начертания букв русского языка изучает ______________________

2. Гласные звуки состоят только из ____________________

3. Согласные звуки бывают ________________ и ________________ ,

____________________ и _______________________

4. Всегда глухие согласные – это звуки _________________________

5. Всегда мягкие согласные – это звуки _________________________

6. Буквы М, Н, Р, Л, Й обозначают ________________________звуки.

7. В русском языке ____ гласных звуков.

8. Расположение букв в определённом, обязательном порядке — ________________________

9. Двойную роль в русском языке выполняют буквы ________________

10. В русском алфавите _____ букв, которые обозначают гласные звуки.

12. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные в слове линейка (1б.)

13. Подчеркните буквы, обозначающие звонкие согласные в слове

алфавит (1б.)

14. В каком слове пишется ь?

Гвоз_ди, встреч_ный, зон_тик, январ_ский, октябр_ский (1б.)

15. Подчеркните слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:

деревня, съемка, вьюга, елка, вел, комья, июль (3б.)

16. Поставьте ударение в словах:

на доску, портфель, сантиметр, торты, красивее (5б.)

17. Подчеркните слово, в котором происходит оглушение согласного:

Сбить, шубка, солнце (1 б.)

18. Какие мягкие согласные не имеют парных твердых звуков?________________ (3 б.)

19. Укажите в квадратных скобках, какие зву­ки соответствуют выделенным буквам.

сдача[ ] ручка[ ] перо [ ] (3б.)

20. Какими гласными буквами обозначается мягкость согласных звуков? (1б.)

_______________________________________________________

21. Сделайте фонетический разбор слова ежик (5б.)

ВСЕГО: 34 балла НАБРАНО:_________ ОЦЕНКА____________

Тест по русскому языку (10 класс) на тему: Тестовые задания для проведения контроля знаний по русскому языку по теме «Фонетика»

1. Какой раздел языкознания изучает звуковую сторону языка?

  1. морфология,
  2. орфография,
  3. графика,
  4. фонетика.

 

2. Что такое транскрипция?

  1. перевод слова на русский язык,
  2. орфографическое письмо,
  3. форма передачи звучащей речи графическими средствами,
  4. разбор слова по составу.

 

3. Какие буквы не участвуют в русской транскрипции?

  1. ы, я, ю.
  2. а, о, у,
  3. ц, ф, э,
  4. я, ю, е, ё.

 

4. На какие группы делятся все звуки?

  1. ударные и безударные,
  2. звонкие и глухие,
  3. мягкие и твердые,
  4. гласные и согласные.

 

5. На какие группы делятся согласные звуки?

  1. звонкие/глухие, твердые/мягкие,
  2. звонкие/мягкие, глухие/твердые,
  3. ударные и безударные,
  4. звонкие/твердые, глухие/мягкие.

 

6. На какие группы делятся гласные звуки?

  1. звонкие/мягкие, глухие/твердые,
  2. звонкие/глухие, твердые/мягкие,
  3. звонкие/твердые, глухие/мягкие,
  4. ударные и безударные.

 

7. Что такое словесное ударение?

  1. выделение одного слога в слове,
  2. минимальная звуковая единица,
  3. выделение одного слова в предложении,
  4. максимальная звуковая единица.

 

8. Что изучает орфоэпия?

  1. словарный состав языка,
  2. звуковую сторону языка,
  3. способы образования слов,
  4. части речи и их формы.

 

9. Укажите верный вариант транскрипции слова яблонька:

  1. [‘йаблан’ка],
  2. [яблон’ка],
  3. [‘йаблон’ка],
  4. [‘йаблонька].

 

10. Укажите верный вариант переноса слова:

  1. брат-ство, мор-ской, разъ-яс-нить,
  2. судь-ба, класс-ный, чер-вя-чка,
  3. расс-каз, клас-сный, е-дин-ство,
  4. бра-тство, морс-кой, ра-зъяс-нить.

 

11. Назовите непарный по глухости – звонкости согласный:

  1. [ т ],
  2. [ к ],
  3. [ х ],
  4. [ с ].

 

12. В разделе «Фонетика» изучается:

  1. правописание слов,
  2. словарный состав языка,
  3. состав слова,
  4. звуки речи.

 

13. В каком слове звуков больше, чем букв?

  1. яблоки,
  2. пень,
  3. соловьи,
  4. скворцы.

 

14. Раздел «Орфоэпия» изучает:

  1. состав слова,
  2. звуки речи,
  3. правописание слов,
  4. произношение слов.

 

15. В каком слове буква Ё обозначает один звук?

  1. пьёт,
  2. ёлка,
  3. объём,
  4. полёт.

 

16. Назовите основные средства графики.

  1. звуки,
  2. буквы,
  3. слоги,
  4. ударение.

 

17. Звуком речи является:

  1. минимальная звуковая единица, которая выделяется при звуковом членении слова,
  2. специальный вид письма,
  3. совокупность норм речи,
  4. фиксация речи.

 

18.  Найдите вариант только со звонкими согласными:

  1. р,й,з,г,ж,
  2. к,г,ж,д,в,
  3. м,ч,ш,щ,л,
  4. д,т,з,к,ф.

 

19 . Какая буква обозначает два звука?

  1. э,
  2. у,
  3. ю,
  4. и.

 

20.  В каком сочетании предлог  С  произносится звонко?

  1. с реки,
  2. с крылом,
  3. с горы,
  4. с языком.

 

21. Укажите слово, в котором есть звук О:

  1. огурец,
  2. слепок,
  3. Москва,
  4. кровля.

 

22. В каком слове ударение падает на второй слог?

  1. квартал,
  2. каталог,
  3. дозвонишься,
  4. средства.

23.Укажите слово с равным количеством букв и звуков:

  1. лечить,
  2. ядерный,
  3. стажёр,
  4. святое.

 

24. Укажите слова, в которых происходит оглушение:

  1. фуражка, грибков,
  2. сдача, сбить,
  3. сбегать, сделать,
  4. сгоряча, сдвинуть.

 

25. В каком слове все согласные звуки твёрдые:

  1. ртуть,
  2. ножик,
  3. один,
  4. сварщик.

 

 

Тест по темам Фонетика,орфография,графика

Тест по темам « Фонетика, орфография, графика»

10 класс русский язык

1. Какой раздел языкознания изучает звуковую сторону языка?

А) морфология,

Б) орфография,

В) графика,

Г) фонетика,

Д) словообразование.

2. Что такое транскрипция?

А) перевод слова на русский язык,

Б) орфографическое письмо,

В) форма передачи звучащей речи графическими средствами,

Г) разбор слова по составу,

Д) морфемный анализ слова.

3. Какие буквы не участвуют в русской транскрипции?

А) ы, я, ю.

Б) а,о,у,

В) ч, ж, х,

Г) ц, ф, э,

Д) я, ю, е, ё.

4. На какие группы делятся все звуки?

А) прописные и строчные;

Б) ударные и безударные,

В) звонкие и глухие,

Г) мягкие и твердые,

Д) гласные и согласные.

5. На какие группы делятся согласные звуки?

А) звонкие/глухие, твердые/мягкие,

Б) звонкие/мягкие, глухие/твердые,

В) ударные и безударные,

Г) звонкие/твердые, глухие/мягкие,

Д) прописные и строчные.

6. На какие группы делятся гласные звуки?

А) прописные и строчные,

Б) звонкие/мягкие, глухие/твердые,

В) звонкие/глухие, твердые/мягкие,

Г) звонкие/твердые, глухие/мягкие,

Д) ударные и безударные.

7. Что такое словесное ударение?

А) выделение одного слога в слове,

Б) минимальная звуковая единица,

В) акустические свойства звука,

Г) выделение одного слова в предложении,

Д) максимальная звуковая единица.

8. Что изучает орфоэпия?

А) словарный состав языка,

Б) звуковую сторону языка,

В) звуки и буквы,

Г) способы образования слов,

Д) части речи и их формы.

9],. Укажите верный вариант транскрипции слова яблонька

А) [‘йаблан’ка],

Б) [яблон’ка],

В) [‘йаблон’ка],

Г) [‘йаблонка] Д) [‘йаблонька].

10. Укажите верный вариант переноса слова:

А) брат-ство, мор-ской, разъ-яс-нить,

Б) судь-ба, класс-ный, чер-вя-чка,

В) расс-каз, клас-сный, е-дин-ство,

Г) бегс-тво, е-динс-тво, су-дьба,

Д) бра-тство, морс-кой, ра-зъяс-нить.

11. Выберите вариант с непроверяемой безударной гласной в корне слова:

А) башмак, человек, корабль,

Б) неспроста, ослепительный, создавать,

В) ворона, воробей, сорока,

Г) руководить, капуста, знобит,

Д) безразлично, лошадка, полотно.

12. Подумайте, какой вариант здесь лишний:

А) загар, изложение, заря,

Б) росток, постелить, обжигать,

В) рядовой, рассказать, приласкать,

Г) плавать, собирать, равнина,

Д) вытер, прикоснуться, умереть.

13. Какую гласную и почему вы напишите в словах пр..брежный, пр..клеить, пр..встать?

А) –и, т.к. приставки близки по значению к слову «очень»,

Б) –е, т.к. можно заменить приставкой пере-,

В) –е, т.к. приставки близки по значению к слову «очень»,

Г) –и, т.к. приставки обозначают присоединение, неполное действие, близость к чему- либо,

Д) –и, т.к. т.к. можно заменить приставкой пере-.

14. В каком слове Ь служит для обозначения формы слова?

А) мощь, Б) моль, В) возьми,

Г) колье, Д) пьеса.

15. Выберите верный вариант написания слов:

А) конечный результат, папин плащ, настежь,

Б) лес дремучь, намажьте маслом, много училищ,

В) замуж, портьера, пустош,

Г) невтерпеж, испечь, хорош,

Д) среди тучь, почки, сможешь

16. В каких словах есть Ъ?

А) п..еса, об..ект, с..узить,

Б) пред..октябрьский, трех..этажный, без..аварийный,

В) с..экономил, сверх..интересно, от..утюжить,

Г) сверх..естественно, пред..январский, трех..ярусный,

Д) пред..юбилейный, барел..еф, из..ясняться.

17. Укажите вариант с О после шипящих:

А) ш..пот, круч..ный, щ..лочь,

Б) береж..т, туш..нка, ж..лудь, печ..ный,

В) стаж..р, реш..тка, освещ..нный, ещ..,

Г) изж..га, лодч..нка, свеж.., смеш..н,

Д) холщ..вый, зайч..нок, ч..ткий.

18. Выделите вариант с непроизносимой согласной:

А) словес..ный, безопас..ный,

Б) вкус..ный, прекрас..ный,

В) горес..ный, радос..ный,

Г) искус..ный, ровес..ник, чудес..ный,

Д) ше..ствие, че..ствовать, блес..нуть.

19. Выберите строку с приставкой без-:

А) бе..граничный, бе..заветный,

Б) бе..крайний, бе..цельный,

В) бе..конечный, бе..толковый,

Г) бе..правный, бе..совестный,

Д) бе..словесный, бе..шумный.

20. Найдите вариант слова с ударением на последнем слоге:

А) центнер,

Б) копировать,

В) начал,

Г) газопровод,

Д) камбала.

Фонетика, орфография, графика.

Ответы

Тест по русскому языку (8 класс) на тему: Контрольный тест по теме «Фонетика»

КТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА»

1 вариант

1. Какой раздел языкознания изучает звуковую сторону языка?

А) морфология,

Б) орфография,

В) графика,

Г) фонетика,

Д) словообразование.

 

2. Что такое транскрипция?

А) перевод слова на русский язык,

Б) орфографическое письмо,

В) форма передачи звучащей речи графическими средствами,

Г) разбор слова по составу,

Д) морфемный анализ слова.

 

3. Какие буквы не участвуют в русской транскрипции?

А) ы, я, ю.

Б) а,о,у,

В) ч, ж, х,

Г) ц, ф, э,

Д) я, ю, е, ё.

 

4. На какие группы делятся все звуки?

А) прописные и строчные;

Б) ударные и безударные,

В) звонкие и глухие,

Г) мягкие и твердые,

Д) гласные и согласные.

 

5. На какие группы делятся согласные звуки?

А) звонкие/глухие, твердые/мягкие,

Б) звонкие/мягкие, глухие/твердые,

В) ударные и безударные,

Г) звонкие/твердые, глухие/мягкие,

Д) прописные и строчные.

 

6. На какие группы делятся гласные звуки?

А) прописные и строчные,

Б) звонкие/мягкие, глухие/твердые,

В) звонкие/глухие, твердые/мягкие,

Г) звонкие/твердые, глухие/мягкие,

Д) ударные и безударные.

 

7. Что такое словесное ударение?

А) выделение одного слога в слове,

Б) минимальная звуковая единица,

В) акустические свойства звука,

Г) выделение одного слова в предложении,

Д) максимальная звуковая единица.

 

8. Что изучает орфоэпия?

А) словарный состав языка,

Б) звуковую сторону языка,

В) звуки и буквы,

Г) способы образования слов,

Д) части речи и их формы.

 

9. Укажите верный вариант транскрипции слова яблонька:

А) [‘йаблан’ка],

Б) [яблон’ка],

В) [‘йаблон’ка],

Г) [‘йаблонка],

Д) [‘йаблонька].

 

10. Укажите верный вариант переноса слова:

А) брат-ство, мор-ской, разъ-яс-нить,

Б) судь-ба, класс-ный, чер-вя-чка,

В) расс-каз, клас-сный, е-дин-ство,

Г) бегс-тво, е-динс-тво, су-дьба,

Д) бра-тство, морс-кой, ра-зъяс-нить.

 

11. Выберите вариант с непроверяемой безударной гласной в корне слова:

А) башмак, человек, корабль,

Б) неспроста, ослепительный, создавать,

В) ворона, воробей, сорока,

Г) руководить, капуста, знобит,

Д) безразлично, лошадка, полотно.

 

12. Подумайте, какой вариант здесь лишний:

А) загар, изложение, заря,

Б) росток, постелить, обжигать,

В) рядовой, рассказать, приласкать,

Г) плавать, собирать, равнина,

Д) вытер, прикоснуться, умереть.

 

13. Какую гласную и почему вы напишите в словах пр..брежный, пр..клеить, пр..встать?

А) –и, т.к. приставки близки по значению к слову «очень»,

Б) –е, т.к. можно заменить приставкой пере-,

В) –е, т.к. приставки близки по значению к слову «очень»,

Г) –и, т.к. приставки обозначают присоединение, неполное действие, близость к чему- либо,

Д) –и, т.к. т.к. можно заменить приставкой пере-.

 

14. В каком слове Ь служит для обозначения формы слова?

А) мощь,

Б) моль,

В) возьми,

Г) колье,

Д) пьеса.

 

15. Выберите верный вариант написания слов:

А) конечный результат, папин плащ, настежь,

Б) лес дремуч, намажьте маслом, много училищь,

В) замуж, портьера, пустош,

Г) невтерпежь, испечь, хорош,

Д) среди тучь, почки, сможешь

 

16. В каких словах есть Ъ?

А) п..еса, об..ект, с..узить,

Б) пред..октябрьский, трех..этажный, без..аварийный,

В) с..экономил, сверх..интересно, от..утюжить,

Г) сверх..естественно, пред..январский, трех..ярусный,

Д) пред..юбилейный, барел..еф, из..ясняться.

 

17. Укажите вариант с О после шипящих:

А) ш..пот, круч..ный, щ..лочь,

Б) береж..т, туш..нка, ж..лудь, печ..ный,

В) стаж..р, реш..тка, освещ..нный, ещ..,

Г) изж..га, лодч..нка, свеж.., смеш..н,

Д) холщ..вый, зайч..нок, ч..ткий.

18. Выделите вариант с непроизносимой согласной:

А) словес..ный, безопас..ный,

Б) вкус..ный, прекрас..ный,

В) горес..ный, радос..ный,

Г) искус..ный, ровес..ник, чудес..ный,

Д) ше..ствие, че..ствовать, блес..нуть.

19. Выберите строку с приставкой без-:

А) бе..граничный, бе..заветный,

Б) бе..крайний, бе..цельный,

В) бе..конечный, бе..толковый,

Г) бе..правный, бе..совестный,

Д) бе..словесный, бе..шумный. 

20. Найдите вариант слова с ударением на последнем слоге:

А) центнер,

Б) копировать,

В) начал,

Г) газопровод,

Д) камбала.

 

2 вариант

1.Назовите непарный по глухости – звонкости согласныйА) [ т ]

Б) [ к ]

В) [ х ]

Г) [ с ]

Д) [ ф ]

 

2. В разделе «Фонетика» изучается:

А) правописание слов

Б) постановка знаков препинания

В) словарный состав языка

Г) состав слова

Д) звуки речи

 

3. В каком слове звуков больше, чем букв?

А) яблоки

Б) пень

В) день

Г) соловьи

Д) скворцы

 

4. Раздел «Орфоэпия» изучает:

А) состав слова

Б) звуки речи

В) правописание слов

Г) словосочетание

Д) произношение слов

 

5. В каком слове буква Ё обозначает один звук?

А) пьёт

Б) ёжик

В) ёлка

Г) объём

Д) полёт

 

6. Назовите основные средства графики.

А) звуки

Б) буквы

В) слоги

Г) ударение

Д) произношение

 

7. Звуком речи является:

А) минимальная звуковая единица, которая выделяется при звуковом членении слова,

Б) специальный вид письма

В) совокупность норм речи

Г) система ударений

Д) фиксация речи

 

8. Что называется графикой?

А) акустические свойства

Б) звуки человеческой речи

В) классификация звуков

Г) способы образования звуков

Д) совокупность средств письменности, используемых для фиксации речи

 

9 . Найдите вариант только со звонкими согласными:

А) р,й,з,г,ж

Б) к,г,ж,д,в

В) м,ч,ш,щ,л

Г) д,т,з,к,ф

Д) н,б,ц,в,м

 

10 . Какая буква обозначает два звука?

А) э

Б) у

В) ю

Г) ы

Д) и

 

11. В каком сочетании предлог С произносится звонко?

А) с ошибкой

Б) с реки

В) с крылом

Г) с горы

Д) с языком

 

12. Укажите слово, в котором есть звук О:

А) отлив

Б) огурец

В) слепок

Г) Москва

Д) кровля

 

13. Назовите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:

А) бетон

Б) печаль

В) трясина

Г) портфель

Д) капуста

 

14 .В каком слове ударение падает на второй слог?

А) квартал

Б) каталог

В) дозвонишься

Г) средства

Д) некролог

 

15.Укажите слово с равным количеством букв и звуков:

А) лечить

Б) ядерный

В) лень

Г) стажёр

Д) святое

 

16. Укажите слова, в которых происходит оглушение:

А) фуражка, грибков

Б) сдача, сбить

В) сбегать, сделать

Г) сгоряча, сдвинуть

Д) сгореть, сгиб

 

17. Укажите слово с Ъ (твёрдым знаком):

А) вороб…и

Б) п…едестал

В) ин…екция

Г) бул…он

Д) уст…е

 

18. В каком слове все согласные звуки твёрдые:

А) след

Б) ртуть

В) ножик

Г) один

Д) сварщик

19. Выделите вариант с непроизносимой согласной:

А) словес…ный, безопас…ный

Б) вкус…ный, прекрас…ный

В) горес…ный, радос…ный

Г) искус…ный, ровес…ник

Д) чудес…ный, блес…нуть

20. Укажите вариант с О после шипящих:

А) изж..га, лодч..нка, свеж.., смеш..н,

Б) береж..т, туш..нка, ж..лудь, печ..ный,

В) стаж..р, реш..тка, освещ..нный, ещ..,

Г) ш..пот, круч..ный, щ..лочь,

Д) холщ..вый, зайч..нок, ч..ткий.

 

 

1 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Г

В

Д

Д

А

Д

А

Б

А

А

 

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

А

В

Г

А

А

Г

Г

В

А

Г

 

 

2 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

Д

А

Д

Д

Б

А

Д

А

В

 

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Г

Д

В

А

Г

А

В

В

В

А

PLIN0065 Фонетика среднего уровня

Что изучает фонетика?
Определение

Фонетика определяется в Википедии как:

Фонетика (произносится / fəˈnɛtɪks /, от греч. Φωνή, phōnē, «звук, голос») — раздел лингвистики, который включает изучение звуков человеческой речи […]. Он касается физических свойств звуков […] речи (телефонов): их физиологического производства, акустических свойств, слухового восприятия и нейрофизиологического статуса.

«является отраслью лингвистики»: напоминает нам, что речь — это разговорный язык, и что изучение фонетики означает изучение одного из аспектов лингвистической коммуникации человека.

«звуки человеческой речи»: здесь «звуки» относятся к абстрактному понятию «фрагмента языкового кода», используемому в устной лингвистической коммуникации, а не только к волне физического давления.

«занимается физическими свойствами»: Фонетика касается физической реальности речевого воспроизведения. Это количественная экспериментальная наука, использующая инструментальные методы для изучения речевого общения.

«звуки речи (телефоны)»: термин «телефон» стал обозначать возможные экземпляры фонологических единиц (фонем) в контексте.

«продукция»: использование биологических систем человека для генерации речи.

«акустические свойства»: физические свойства речевых звуковых сигналов, которые могут быть обнаружены микрофоном.

«слуховое восприятие»: перцепционные свойства звуков речи, обрабатываемых слуховой системой человека и воспринимаемых мозгом.

«нейрофизиологический статус»: нейробиология, лежащая в основе производства и восприятия речи.

Проблема с этим определением. Это может означать, что фонетика является чисто описательной задачей: она просто отвечает на вопрос: «Что такое речь?» а не «Как используется речь?» или «Почему он принимает такую ​​форму?». Но фонетика — это больше, чем просто описание; это экспериментальная наука, у которой есть теории и модели, которые позволяют проверять предсказания о форме речи в различных коммуникативных ситуациях.Он законно отвечает на вопросы о том, как и почему речь принимает те формы, которые принимает. Фонетика также задает такие вопросы, как:

  • Как планируется и реализуется речь голосовой системой?
  • Как интерпретируется речь системой восприятия?
  • Как и почему звуки речи различаются в зависимости от сообщения, говорящего, акцента, стиля речи и эмоций?
  • Как младенцы учатся говорить и слушать?
  • Как и почему звуки речи меняются со временем в обществе?

Охала (2010) проводит различие между «Таксономической фонетикой» и «научной фонетикой».Первый касается фонетической терминологии и символов, используемых для описания и классификации звуков речи (и мало изменился с момента образования Международной фонетической ассоциации), а второй — эмпирической наукой, которая адаптируется к новым данным, концепциям и методам. «Научная фонетика — это самая захватывающая в интеллектуальном плане форма области — и одна из самых успешных и строгих в лингвистике», — говорит он. Аналогичное различие между таксономией и наукой можно увидеть в астрономии: таксономическая астрономия будет включать каталогизацию типов звезд, тогда как научная астрономия также предполагает выяснение того, как они работают.

Речевая цепочка

Область фонетики часто описывается в терминах диаграммы, называемой «Речевой цепочкой». Вот одна из версий схемы речевой цепи: [источник изображения]

Речевая цепочка показывает, как сообщения передаются от говорящего к слушателю посредством речи, уделяя особое внимание измеряемым физическим свойствам артикуляции, звука и слуха. Хотя такие диаграммы обеспечивают полезную основу для обсуждения области фонетики, они не учитывают детали обработки, необходимой для успешного общения.Вот те вопросы, которые должна задавать научная фонетика:

  • Как форма речи кодирует лингвистическую и паралингвистическую информацию?
  • Как вариативность речи соотносится с коммуникативными намерениями говорящего?
  • Как слушатель извлекает лингвистическую информацию из очень изменчивого и ненадежного сигнала?
  • Как слушатель комбинирует информацию, полученную с помощью слуха и зрения?
  • Как слушатель согласовывает информацию в сигнале со своими знаниями языка и мира, чтобы раскрыть смысл и намерения?
  • Как говорящий знает, как лучше всего использовать речь для общения в любых конкретных обстоятельствах?

Список тем, затронутых на последнем Международном конгрессе фонетических наук, даст вам некоторое представление об интересах фонетистов в 21, , веках.

Приложения

Фонетика также обеспечивает науку, стоящую за многомиллиардной отраслью речевых технологий. Фонетические идеи имеют ценность при создании таких приложений, как:

  • Распознавание речи . Системы для преобразования речи в текст, для разговорного диалога с компьютером или для выполнения голосовых команд.
  • Синтез речи . Системы преобразования текста в речь или (вместе с генерацией естественного языка) концепции в речь.
  • Распознавание динамика . Системы для идентификации людей или языковых групп по тому, как они говорят.
  • Сравнение криминалистов . Изучение записей выступлений лиц, совершивших преступления, с целью предоставления доказательств в пользу или против вины подозреваемого.
  • Обучение произношению . Системы оценки качества произношения, используемые при изучении второго языка.
  • Обследование и лечение нарушений речи и слуха .Технологии оценки коммуникативных расстройств, проведения терапевтических процедур или средств коммуникации.
  • Мониторинг самочувствия и настроения . Технологии использования изменений голоса для наблюдения за физическим и психическим здоровьем.
Связь между фонетикой и фонологией

Вообще говоря, фонетика — это процессы говорения и слушания, тогда как фонология — это модели (парадигматические и синтагматические) основных элементов произношения, используемых в языке.Эти паттерны состоят из наблюдаемых структур и ограничений произношения, которые, по-видимому, возникают внутри и между языками и действуют как синхронно, так и диахронно.

История показывает, что изучение фонологии расходилось с изучением фонетики в 1930-х годах под влиянием структуралистов Пражской школы (см. Ниже и отчет Джона Охала в «Чтениях»). Их мотивация заключалась в том, что современный таксономический подход к фонетике не создавал скупой основы для описания этих структур произношения и ограничений.С помощью таких понятий, как фонема и фонологическая характеристика, структуралисты создали абстрактный язык для описания перечней произношений, ограничений и правил, которые можно было бы изучить как причины языкового разнообразия и языковых изменений.

Возьмем, к примеру, паттерн, наблюдаемый в типичных фонологических описаниях. Английские остановки образуют таблицу порядка и места 3×3:

Английский стоп Двугубый Альвеолярный Velar
Звонкий взрывной b d g
9012 9012 9012 9012 9012

9012 9012 9012 9012

9012 9012

9012

9012 9012 9012 Носовой
м n ŋ

Почему здесь повторяющийся узор? Если выбор произношения возник только из-за того, что у нас есть отличительные звуки, зачем использовать паттерн, который на самом деле делает звуки более похожими? Другими словами, если бы фонетика оказывала единственное влияние на дизайн инвентаря, разве вы не ожидали бы, что 44 фонемы английского языка будут одинаково различимы — состоящие из 44 различных артикуляций, демонстрирующих небольшое совместное использование артикуляционных или акустических элементов между ними? Фонологи сказали бы, что эти шаблоны возникают в инвентаре из-за внутренних структурных свойств нашей лингвистической компетенции, и что изучение таких шаблонов даст представление об универсальных свойствах человеческого языка.

Подобные фонологические паттерны возникают (сказал бы фонолог) потому, что фонемы представляют собой соединения более фундаментальных единиц, точно так же, как разнообразие всех субатомных частиц объясняется Стандартной моделью физики частиц. За прошедшие годы было предпринято несколько попыток объяснить этот тип паттерна в фонологическом инвентаре путем декомпозиции фонологического выбора на более примитивные единицы: черты Якобсона, фонологические элементы Кайе, артикуляционные жесты Гольдштейна или оптимальные ограничения Смоленского.

Но могло ли быть такое же объяснение с научной фонетики? Можно ли объяснить фонетические сходства фонем в фонетических терминах? Например, может случиться так, что совместное использование жестов по фонемам может снизить сложность артикуляции или облегчить лексический доступ, или помочь в запоминании произношения слов, или сделать речевое общение устойчивым к изменчивости говорящего. Те же закономерности останутся, но у них будет научное объяснение.

По крайней мере, можно предположить, что все «паттерны» и «процессы», изучаемые в фонологии, имеют свои корни в фонетике речевого общения.Форма речи не является произвольной и жесткой, она зависит от анатомии человека, ее нейрофизиологического контроля, наших когнитивных способностей и наших социальных структур. Язык — это не что-то вне нас, и нам нужно с трудом научиться использовать. Разговорный язык был изобретен людьми для людей и имеет именно ту форму, которую имеет из-за физических, физиологических, психологических и социальных аспектов человеческого бытия. Фонологические паттерны усложняются изменением языка и случайным характером изменчивости, но, тем не менее, могут быть объяснены с научной точки зрения.

Охала подчеркивает, что если нас интересуют действительно серьезные вопросы о речи, то разделение между фонетикой и фонологией не очень помогает. Если нам нужны ответы на такие вопросы, как «Как развился язык?», «Почему люди — единственные приматы, обладающие языком?» Или «Каковы нейронные представления и процессы языка в мозге?» тогда только научное исследование физического характера языковой коммуникации позволит нам обнаружить и оценить возможные объяснения.Одна из целей этого научного начинания могла бы состоять в том, чтобы показать, как формирование паттернов разговорной речи, изучаемой в фонологии, будет рассматриваться как возникшее из нейронных способностей человеческого мозга и физической формы человеческого тела в сочетании с воздействием человеческой культуры. Затем мы можем получить научное эмпирическое описание фонологии.

.

Лекция 1. Предмет теоретической фонетики.

Лекция 1. Предмет теоретической фонетики.

Фонетика изучает звуковую систему языка, то есть сегментные фонемы, словесное ударение, слоговую структуру и интонацию. В первую очередь это касается производства речи (как звуки издаются говорящими), восприятия речи (как звуки воспринимаются слушателями) и анализа речи (как звуковые волны могут быть обработаны и описаны).Из этого следует, что фонетика является основной отраслью лингвистики: ни одно описание языка не является полным без фонетики, науки, связанной с устной средой языка.

Предметом теоретической фонетики является изучение звуковых паттернов языка, того, как разговорный язык функционирует как «код» ( фонология ). Теоретическая фонетика рассматривает фонетические явления синхронно, не обращая особого внимания на историческое развитие английского языка.Курс теоретической фонетики направлен на обсуждение тех проблем современной фонетики, которые сильно связаны с преподаванием английского языка. Учитель должен быть уверен, что то, что он преподает, является лингвистически правильным.

Процесс общения актуализируется на трех стадиях: психологическом, физиологическом и акустическом . Следовательно, существует трех ветвей фонетики , каждая из которых соответствует разным этапам процесса коммуникации.Раздел фонетики, изучающий способ движения воздуха, движения речевых органов и координацию этих движений при производстве отдельных звуков и последовательностей звуков, называется артикуляционная фонетика .

Акустическая фонетика изучает колебания воздуха между ртом говорящего и ухом слушателя. Акустическая фонетика представляет особый интерес для исследовательской работы и прикладной лингвистики. Развитие вычислительной техники приведет к появлению всевозможных обучающих машин.

Раздел фонетики, изучающий процесс слуха, известен как слуховая фонетика . Его интересы лежат в большей степени в ощущении слуха, которое является мозговой активностью, чем в физиологической работе уха или нервной активности между ухом и мозгом. Этот раздел фонетики представляет большой интерес для всех, кто преподает или изучает произношение.

Лекция 2. Механизмы образования речи.

Человеческая речь — результат очень сложной серии событий.Формирование концепта происходит на лингвистическом уровне, то есть в мозгу говорящего. Сообщение, сформированное в головном мозге, передается по нервной системе к органам речи. Следовательно, человеческий мозг управляет поведением артикулирующих органов, что влияет на воспроизведение определенного образца речевых звуков. Движения речевого аппарата мешают воздушному потоку, создавая звуковые волны. Звуковые волны воспринимаются слуховым физиологическим аппаратом слушателя, речевое сообщение передается через нервную систему в мозг, а передаваемая информация интерпретируется лингвистически.

Как классифицируются звуки

Согласные

Основное различие между согласными и гласными состоит в том, что согласные создают некоторые препятствия для потока воздуха, в то время как гласные создают относительно небольшие препятствия.

Согласные классифицируются по следующим факторам:

· состояние голосовых связок ( голосовых — [b], [d], [g], [v], [z], [ ð ], [ ʒ ], [ ʤ ] или безмолвный — [p], [t], [k], [f], [s], [ʃ], [θ], [ʧ] »)

· положение мягкого неба ( носовой [m], [n], [ŋ ] или оральный [b], [d], [g], [v], [z], [ð] ], [ʒ], [ʤ], [p], [t], [k], [f], [s], [ʃ], [θ], [ʧ] », [w], [l]», [r], [j])

· место сочленения ( губной: двухгубной [p], [b], [m], [w]; labio-dental [f], [v] , коронковой: зубной) [θ], [ð], [s], [z], альвеолярный [t], [d], [l], [n], небно-альвеолярный [ ʃ ], [ ʒ] ], [ ʧ ], [ ʤ ], ретрофлекс [r] , дорсальный: небный [j] , велярный [k], [g], [ŋ], голосовой [ h ], [ʔ] )

· способ производства шума ( остановок: носовые упоры [m], [n], [ŋ] , устные упоры [b], [d], [g], [p]) , [t], [k] , фрикативные [f], [v], [s], [z], [h], [θ], [ð], [ʃ], [ʒ] », аппроксимации [w ], [l], [r], [j] )

Гласные

При произнесении гласных звуков артикуляторы не очень близко подходят друг к другу, и прохождение воздушного потока относительно беспрепятственно.

гласных можно классифицировать по следующим факторам, среди которых первые три являются наиболее важными для качества английских гласных:

· высота тела языка ( высокий [ i: ], [ u: ], средне-высокий [i], [u], средний [ ɜ: ], [ e ], [: ], средне-низкий [ ə ], [ ɒ ], низкий [ ʌ ], [ æ ], [ ɑ: ] )

· передне-заднее положение язычка ( спереди [ i ], [ e ], [ i: ], [ æ ], центральное [ ɜ: ], [ ʌ ]) , задняя [ u: ], [ ɑ: ], [ u ], [ ɒ ] )

· степень закругления кромки ( закругленная ( лабиализированная [u:], [u], [ɔ:], [ɒ] , не закругленная нелабиализированная )

· стабильность артикуляции ( монофтонг [ i ], [ e ], [ i: ], [ æ ], [ ɜ: ], [ ʌ ] [ u: ] ], [: ], [ ], [ ɒ ], [ ə ], [: ] дифтонг [ əu ], [ ɔi ], [ei] , [ai], [au], [ɒi], [u ə], [i ə])

· длительность (длина) гласного сегмента ( коротких [ i ], [ e ], [ æ ], [ u ], [ ɒ ], [ ə ], [ ʌ ], длинный [ i: ], [ u: ], [: ], [: ], [: ] )

· напряжение органов голоса ( слабый [ i ], [ e ], [ æ ], [ u ], [ ɒ ], [ ə ], [ ʌ ] ], время [ i: ], [ u: ], [: ], [: ], [: ] )

· положение мягкого неба ( оральный, носовой)

· энергетический разряд ( проверено [ i ], [ e ], [ æ ], [ u ], [ ɒ ], [ ə ], [ ʌ ] не отмечено) [ i: ], [ u: ], [: ], [: ], [: ] ).

Знать и уметь сохранять в нашей речи контрасты гласных и особенно согласных, а также ударение в многосложных словах и основные контрасты, переносимые акцентом и интонацией, являются необходимыми условиями для общения. успешный в международном контексте.

Вопросы и задания:

1. Что такое человеческая речь?

2.Опишите каждый из механизмов процесса производства речи.

3. Классифицируйте английские гласные.

4. Классифицируйте английские согласные.

Фонетика и фонология

Развитие различных подходов к интерпретации фонемы обогатило лингвистическую науку в целом и привело к появлению в фонетике отдельной ветви, названной фонологией.

В чем основное различие между фонетикой и фонологией?

Фонетика — это исследование того, как звуки речи производятся, передаются и принимаются, то есть фонетика — это изучение всех возможных звуков речи. Голосовой аппарат человека может издавать широкий спектр звуков; но лишь небольшое их количество используется в языке для построения всех его слов и высказываний.

Фонология — это изучение этих сегментарных (типы звуков речи) и просодических (интонация) характеристик, которые имеют различное значение в языке.Он изучает способ, которым говорящие систематически используют выбранные единицы — фонемы и интонемы для выражения значения. Он исследует фонетические явления с точки зрения их использования.

В фонологии обычно различают две ветви исследования: сегментарный и надсегментарный . Сегментная фонология анализирует речь на дискретные сегменты, такие как фонем. Надсегментная фонология анализирует те особенности, которые охватывают более одного сегмента, такие как контуры интонации .

Основная цель фонологии — открыть принципы, которые определяют способ организации звуков в языках, определить, какие фонемы используются и как они образуют фонологическую структуру языка.

Фонология также решает:

1. Задача определения фонем языка:

2. Проблема идентификации фонемы в конкретном слове, произнесении;

Устанавливает систему фонем и определяет частоту встречаемости в слогах, словах, высказываниях.Распределение и группировка фонем и слогов в словах относятся к области фонологии, которая называется фонотактикой.

Фонология возникла в 30-х годах 20-го -го века группой лингвистов пражской лингвистической школы — Вилемом Матезиусом, Николаем Трубецоем, Романом Якобсоном. Теоретической основой фонологии является теория фонем, основы которой впервые были заложены И.А. Бодуан-де-Куртенэ (1845-1929) в последней четверти 19 века (между 1868-1881 годами).Самая важная работа в области фонологии — это «ОСНОВЫ ФОНОЛОГИИ» (1939) Николая Трубецоя. Он утверждал, что фонология должна быть отделена от фонетики, поскольку она изучает функциональный аспект звуковых компонентов языка. Фонетика — это биологическая наука, изучающая аспект звукоизвлечения. Современные фонетики придерживаются мнения, что форма и функция не могут быть разделены, и рассматривают фонологию как лингвистическую ветвь фонетики.

Вопросы и задания:

1.Что такое фонема? Что такое аллофоны?

2. Каков основной метод установления фонематического статуса звука?

3. Дайте подробную характеристику каждого подхода к изучению фонемы.

4. В чем разница между фонетикой и фонологией?

5. Фонология как отдельный раздел фонетики.

Изменения в стандарте

Как было сказано выше, изменения стандарта прослеживаются в речи младшего поколения носителей языка РП.Эти изменения могут повлиять на все особенности артикуляции гласных и согласных фонем, а также на просодическую систему языка. Значительные изменения наблюдаются в звуковой системе современного английского языка, которые являются наиболее заметными со времен хорошо известного Великого сдвига гласных в среднеанглийский период развития языка.

Изменения качества гласных

1. По устойчивости сочленения .

1) исторически длинные гласные [i:], [u:] стали дифтонгичными и часто называются дифтонгоидами.

2) Тенденция некоторых дифтонгов становиться короче, чем чистые гласные.

* [ei] в финальной позиции, где скольжение очень небольшое: [tə` dei], [sei], [mei].

* [ai], [au] [ə]: Консервативный RP: [tauə], [faiə]

Генеральный RP: [taə], [faə]

Продвинутый RP: [tɑ:], [fɑ:]

2. По горизонтальным и вертикальным движениям языка . Общая тенденция отмечена центрированием гласных как переднего, так и заднего ряда:

· ядра [ai], [au] имеют тенденцию быть более назад;

· [æ] часто заменяется на [ɒ] более молодыми носителями: [hæv] — [h v], [ænd] — [ɒnd].

· [ou] заменяется на [əu]

Консервативная РП: [су], [основ], [ноут];

Генеральный RP: [səu, [fəu], [nəut];

Эта тенденция настолько сильна, что недавно во многих британских книгах был изменен символ транскрипции.

* [ʌ], [u] значительно впереди в Advanced RP: , но [bʌt] — [bət], хорошо

[гуд] — [гəд].

Комбинированные изменения.

· Изменения в [j + u:], [l + u:]. Такие слова, как suit, student, super , могут произноситься либо [sju: t], либо [su: t], [stju: dənt] или [stu: dnt], [sju: pə] или [su: pə]

.

· Изменения [ɔ:] на [ɒ] перед [f, s, θ] произношения слова потеря

[lɔ: s] заменяется на [l ɒ s]. Такие слова, как salt и fault , можно произносить с помощью [ɔ:].

4. Изменения длины . Существует сильная тенденция к удлинению так называемых коротких гласных.

· удлинение [i] часто слышно в big, his — ; из [u] в хорошо ; [ʌ] в идет .

· [e, æ] часто удлиняются в да, кровать, мужчины, сказал, грустно, плохо .

Лекция 1. Предмет теоретической фонетики.

Фонетика изучает звуковую систему языка, то есть сегментные фонемы, словесное ударение, слоговую структуру и интонацию.В первую очередь это касается производства речи (как звуки издаются говорящими), восприятия речи (как звуки воспринимаются слушателями) и анализа речи (как звуковые волны могут быть обработаны и описаны). Из этого следует, что фонетика является основной отраслью лингвистики: ни одно описание языка не является полным без фонетики, науки, связанной с устной средой языка.

Предметом теоретической фонетики является изучение звуковых паттернов языка, того, как разговорный язык функционирует как «код» ( фонология ).Теоретическая фонетика рассматривает фонетические явления синхронно, не обращая особого внимания на историческое развитие английского языка. Курс теоретической фонетики направлен на обсуждение тех проблем современной фонетики, которые сильно связаны с преподаванием английского языка. Учитель должен быть уверен, что то, что он преподает, является лингвистически правильным.

Процесс общения актуализируется на трех стадиях: психологическом, физиологическом и акустическом .Следовательно, существует трех ветвей фонетики , каждая из которых соответствует разным этапам процесса коммуникации. Раздел фонетики, изучающий способ движения воздуха, движения речевых органов и координацию этих движений при производстве отдельных звуков и последовательностей звуков, называется артикуляционная фонетика .

Акустическая фонетика изучает колебания воздуха между ртом говорящего и ухом слушателя.Акустическая фонетика представляет особый интерес для исследовательской работы и прикладной лингвистики. Развитие вычислительной техники приведет к появлению всевозможных обучающих машин.

Раздел фонетики, изучающий процесс слуха, известен как слуховая фонетика . Его интересы лежат в большей степени в ощущении слуха, которое является мозговой активностью, чем в физиологической работе уха или нервной активности между ухом и мозгом. Этот раздел фонетики представляет большой интерес для всех, кто преподает или изучает произношение.


.

Аспекты и единицы фонетики

Фонетика как отрасль языкознания

Мы начинаем изучение языка с изучения состава, структуры и функций звуков речи. Этот раздел лингвистики называется фонетикой.

Фонетика — это независимый раздел лингвистики, такой как лексикология или грамматика. Эти лингвистические науки изучают язык с трех разных точек зрения. Лексикология занимается словарным запасом языка, происхождением и развитием слов, их значением и словообразованием.Грамматика определяет правила, регулирующие изменение слов и объединение слов в предложения. Фонетика изучает внешнюю форму языка; его здравый смысл. Фонетик исследует фонемы и их аллофоны, слоговую структуру, распределение ударения и интонацию. Его интересуют звуки, производимые человеческими речевыми органами, поскольку эти звуки играют роль в языке. Давайте назовем этот ограниченный диапазон звуков звуковой средой, а отдельные звуки в этом диапазоне — звуками речи.Теперь мы можем определить фонетику как изучение звуковой среды. Фонетика — это изучение того, как люди издают, передают и воспринимают звуки речи. Фонетика занимается изучением способов организации звуков в систему единиц и вариаций единиц во всех типах и стилях разговорной речи.

Фонетика — это основной раздел языкознания. Без фонетики не обходятся ни теория языка, ни языковая практика. Никакое лингвистическое обучение невозможно без постоянного рассмотрения материала на уровне выражения.

Аспекты и единицы фонетики

Человеческая речь — результат очень сложной серии событий. Рассмотрим речевую цепочку, которую в упрощенном виде можно изобразить так:

Мозг динамика Голосовой тракт динамика Передача звуков Ухо слушателя Мозг слушателя
по воздуху
лингвистический шарнирный акустический слуховой лингвистический

Формирование концепции происходит в мозгу говорящего.Этот этап можно назвать психологическим. Сообщение, сформированное в головном мозге, передается по нервной системе к органам речи. Следовательно, мы можем сказать, что человеческий мозг контролирует поведение артикулирующих органов, что влияет на воспроизведение определенного образца звуков речи. Эту вторую стадию можно назвать физиологической. Движения речевого аппарата мешают воздушному потоку, создавая звуковые волны. Следовательно, третий этап можно назвать физическим или акустическим. Кроме того, любое общение требует не только говорящего, но и слушателя.Таким образом, последние этапы — это прием звуковых волн физиологическим аппаратом слуха слушателя, передача речевого сообщения через нервную систему в мозг и лингвистическая интерпретация передаваемой информации. . Звуковые явления имеют разные аспекты:

(а) артикуляционный аспект;

(б) акустический аспект;

(c) слуховой (перцептивный) аспект;

(г) функциональный (лингвистический) аспект.

Теперь можно показать взаимосвязь между этапами речевой цепи и аспектами звуковой материи.

Артикуляция включает в себя все движения и положения речевых органов, необходимые для произнесения звука. По своим основным звукообразующим функциям органы речи можно разделить на следующие четыре группы:

(1) силовой механизм;

(2) механизм вибрации;

(3) резонаторный механизм;

(4) блокирующий механизм.

Функции силового механизма заключаются в подаче энергии в виде давления воздуха и в регулировании силы воздушного потока. Силовой механизм включает: (1) диафрагму, (2) легкие, (3) бронхи, (4) дыхательное горло или трахею. Голосовая щель и надгортанные полости входят в энергетический механизм как части дыхательных путей. Механизм вибрации состоит из гортани или голосового аппарата, в котором находятся голосовые связки. Самая важная функция голосовых связок — это их роль в производстве голоса.Глотка, рот и носовая полость функционируют как основные резонаторы, таким образом составляя механизм резонатора. Механизм обструкции (язык, губы, зубы и небо) формирует различные типы препятствий.

Акустический аспект изучает звуковые волны. Основные колебания голосовых связок по всей их длине создают основной тон голоса. Одновременные колебания каждой части голосовых связок производят частичные тона (обертоны и гармоники).Количество колебаний в секунду называется частотой. Частота основных колебаний голосовых связок — это основная частота. Основная частота определяет высоту голоса и составляет акустическую основу речевой мелодии. Интенсивность речевых звуков зависит от амплитуды вибрации.

Слуховой (звуковоспринимающий) аспект , с одной стороны, является физиологическим механизмом. Мы можем воспринимать звуковые волны в диапазоне от 16 Гц до 20 000 Гц с разницей и в 3 Гц.Человеческое ухо трансформирует механические колебания воздуха в нервные и передает их в мозг. Слушатель слышит акустические характеристики основной частоты, формантной частоты, интенсивности и продолжительности с точки зрения воспринимаемых категорий высоты звука, качества, громкости и длины. С другой стороны, это тоже апсихологический механизм. Дело в том, что повторения того, что можно было бы услышать как одно и то же высказывание, только случайно, если вообще когда-либо, акустически идентичны. Фонетическая идентичность — это.теоретический идеал. Фонетическое сходство, а не фонетическая идентичность — это критерий, которым мы руководствуемся при лингвистическом анализе.

Функциональный аспект . Фонемы, слоги, ударение и интонация — языковые явления. Они составляют значимые единицы (морфемы, слова, словоформы, высказывания). Звуки речи выполняют разные лингвистические функции.

Давайте посмотрим на соотношение некоторых фонетических терминов, о которых говорилось выше.

артикуляторные характеристики акустические свойства слуховые (ощутимые) качества языковые явления
вибрация голосовых связок основная частота мелодия шаг
различные положения и движения органов речи формантная частота качество (тембр) фонема
амплитуда колебаний интенсивность громкость напряжение
количество времени, в течение которого звук произносится длительность длина темп, ритм, паузы

Фонетическая система языка — это набор фонетических единиц, упорядоченных и заменяющих друг друга в заданной структуре.Фонетика делится на два основных компонента (или системы): сегментарная фонетика, которая касается отдельных звуков (то есть «сегментов» речи), и супрасегментная фонетика, имеющая дело с более крупными единицами связанной речи: слогами, словами, фразами и текстами.

1. Сегментарные единицы — звуки речи (гласные и согласные), которые образуют вокальную и согласную системы;

2. Супрасегментальные, или просодические, единицы — это слоги, ударные (ритмические) единицы, интонационные группы, высказывания, которые образуют подсистему высоты тона, ударения, ритма, темпа, пауз.

Теперь мы можем определить фонетику как раздел лингвистики, изучающий звуки речи в широком смысле, включая сегментарные звуки, надсегментарные единицы и просодические явления (сердцевина, ударение, темп, ритм, паузы).

Рассмотрим четыре компонента фонетической системы языка.

Первым и основным компонентом фонетической структуры языка является система его сегментарных фонем, существующих в материальной форме своих аллофонов.Фонематический компонент имеет 3 аспекта или проявления:

1. Система его фонем как дискретных изолированных единиц;

2. Распределение аллофонов фонем;

3. Способы соединения речевых звуков в словах и в местах их соединения, или способы выполнения переходов VC, CV, CC и VV.

Второй компонент — это слоговая структура слов. Слоговая структура имеет два неотделимых друг от друга аспекта: слоговое образование и слоговое деление.

Третий компонент — это акцентная структура слов как элементов словарного запаса (то есть как произносимых изолированно). Акцентная структура слов имеет три аспекта: физический (акустический) характер словесного акцента; положение ударения в двусложных и многосложных словах; степени ударения слова.

Четвертый компонент фонетической системы — интонационная структура высказывания. Четыре компонента фонетической системы языка (фонематическая, слоговая, акцентная и интонационная) составляют его произношение (в широком смысле этого слова).

:

.

Теоретическая фонетика

Фонетика изучает звуковую систему языка, которая представляет собой сегментарные фонемы, ударение слов, слоговую структуру и интонацию. В первую очередь это касается уровня экспрессии. Это важно при изучении языка. Это самый фундаментальный раздел лингвистики; он занимает равное значение с грамматикой и лексикологией. Фонетика состоит из двух основных разделов: с одной стороны, фонология, изучение звуковых паттернов языков, того, как разговорный язык функционирует как код, и, с другой стороны, изучение вещества, несущего этот код.Прежде чем анализировать лингвистическую функцию фонетических единиц, нам нужно знать, как речевой механизм действует при создании устной речи и какие методы применяются при исследовании материальной формы языков, то есть субстанции.

Человеческая речь — результат очень сложной серии событий. Формирование концепций происходит на лингвистическом уровне, который находится в мозгу говорящего; этот этап можно назвать психологическим. Сообщение, сформированное в головном мозге, передается по нервной системе к органам речи.Человеческий мозг контролирует поведение артикулирующих органов, которые воздействуют на определенный образец звуков речи. Эту вторую стадию можно назвать физиологической. Третий этап можно назвать физическим или акустическим. Любое общение требует не только говорящего, но и слушателя. Итак, последние этапы — это прием звуковых волн слуховым аппаратом слушателя, передача речевого сообщения через нервную систему в мозг и лингвистическая интерпретация передаваемой информации.

Язык — непосредственная актуальность мысли и важнейшее средство общения. Он существует в двух основных речевых формах: устной и письменной. В устной речи субстанция звуковая, в письменной — графическая. Звуковая субстанция составляет единицы фонетической системы языка. Фонетическая система языка — это набор фонетических единиц, упорядоченных и заменяющих друг друга в заданной структуре. Он содержит две системы: сегментарную и надсегментарную.Сегментарные единицы: элем. Звуки, гласные, согласные. Супрасегментные единицы: слоги, ритмические единицы, интонационные группы, высказывания.

Аспекты звуков речи . Звуковое вещество как физическое явление имеет свои собственные независимые свойства. Более того, это продукт человеческой деятельности. Создаваемая говорящим звуковая субстанция указывает на личность говорящего (пол, возраст, индивидуальные особенности), раскрывает его физиологическое и эмоциональное состояние, географическое происхождение, образование, социальный статус и так далее.Звуковые явления имеют различные аспекты, которые тесно связаны: артикуляционный аспект, акустический аспект, слуховой аспект и лингвистический аспект. Артикуляционный аспект. Звуки речи являются продуктом органов речи человека. Производство звука невозможно без дыхания, которое состоит из двух фаз — вдоха и выдоха. Срок действия, в течение которого sp. звуки производятся, называется звуковым истечением. Акустический аспект. Как и любой другой звук природы зр. звуки существуют в виде звуковых волн и обладают такими физическими свойствами, как частота, интенсивность, продолжительность и спектр.Слуховой аспект. Звуки речи также можно анализировать с точки зрения восприятия. Он включает в себя деятельность нашего слухового механизма, что можно рассматривать двояко. С одной стороны, это физиологический механизм, который реагирует на акустические раздражители. С другой стороны, это также психологический механизм, который выбирает из огромного количества акустической информации только то, что лингвистически важно. Лингвистический аспект. Сегментарные звуки и просодические особенности — это языковые явления.Представляя языковые единицы в реальной речи, они выполняют определенные лингвистические функции. Они составляют значимые единицы — морфемы, слова, словоформы, высказывания.

Фонетика как наука. Фонетика как раздел лингвистики, изучающая звуки в широком смысле слова, исследуя гласные и согласные звуки. Он изучает акустические свойства звуков, физиологические основы звукообразования, он занимается изучением способов, которыми звуки организованы в систему различных единиц.В 18 веках он считался частью грамматики. Сейчас фонетика — это самостоятельная наука со своими теориями, методами исследования, она тесно связана с физиологией, биологией, физикой и другими науками. Это также связано с грамматикой, лексикологией, историей языка.

Отрасли фонетики . Раздел фонетики, изучающий способ движения воздуха, движения речевых органов и координацию этих движений при производстве отдельных звуков и последовательностей звуков, называется артикуляционной фонетикой.Акустическая фонетика изучает то, как воздух колеблется между ртом говорящего и ухом слушателя. Он представляет особый интерес для исследовательской работы и прикладной лингвистики. Раздел фонетики, изучающий процесс слуха, известен как слуховая фонетика. Его интересы заключаются в ощущении слуха, которое является активностью мозга. Здесь уместны средства, с помощью которых мы различаем качество звука, ощущения высоты, громкости и длины. Инструментальная фонетика была введена в фонетику во второй половине прошлого века для того, чтобы дополнить и исправить впечатления, происходящие от человеческих органов чувств, поскольку они подвержены ограничениям механизма восприятия и в целом довольно субъективны.Фонетики не могут действовать только как описатели и классификаторы материальной формы фонетических единиц. Их также интересует, каким образом звуковые феномены функционируют в конкретном языке, как они используются в этом языке и какую роль они играют в проявлении значимых различий в языке. Раздел фонетики, изучающий лингвистическую функцию согласных и гласных. звуки, слоговая структура, ударение слов и просодические особенности, такие как высота звука, ударение и темп, называются фонологией.Фонетическая система языка — это набор фонетических единиц, упорядоченных и заменяющих друг друга в заданной структуре. Он содержит две системы, или уровни, сегментарный и надсегментарный, или просодический, каждая из которых представляет собой специально организованную языковую систему с определенным количеством своих единиц. Сегментарные единицы — это элементарные звуки, гласные и согласные, которые образуют вокальную и согласную подсистемы. Просодические единицы — это слоги, ритмические единицы и интонационные группы, высказывания, которые образуют подсистемы высоты звука, ударения, ритма, темпа и пауз.Сегментные и просодические единицы служат для образования и дифференциации единиц других подсистем языка, лексических и грамматических единиц. Общая и специальная фонетика . Общая фонетика основана на обширном материале, который дают многие языки. Метод обучения — лингвистический. Специальная фонетика изучает фонетическую систему определенного языка. Он подразделяется на исторический и особенный. Первый изучает развитие фонетической системы в историческом развитии языка.(подход диахронический). Второй изучает развитие фонетической системы языка в его статической форме, как она функционирует на современном этапе (подход синхронный). Экспериментальная фонетика основана на использовании разных аппаратов и инструментов. Создателем этого метода является французский фонетист Руселло. Помимо этих разделов, мы можем упомянуть сравнительную, теоретическую, практическую, социофонетику (способы взаимодействия произношения с обществом).

Методы расследования .

  1. Метод прямого наблюдения имеет 3 режима исследования: на слух, на глаз, с помощью мышечных ощущений. Он довольно старый и субъективный, человек должен быть специально обучен и иметь фонетический слух.
  2. Лингвистический метод основан на обширном материале, который предоставляет для исследования ряд специальной фонетики /
  3. Экспериментальный метод используется для обеспечения любого другого исследования путем экспериментального анализа для определения ясности и правильности данных анализируемых фонетических явлений.Он основан на использовании приборов и аппаратов (осциллограф, интонограф, магнитофон и др.).

:

.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *