Контрольная работа по теме союзные сложные предложения: Методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме: контрольная работа по теме «Сложные предложения»

Содержание

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме: контрольная работа по теме «Сложные предложения»

                                  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

                                    Сложные союзные предложения (ССП и СПП).

                                                                Вариант 1.

1. Укажите подчинительные союзы:

А) не то…не то,  либо, но;                                                      

В)  как будто, чтобы, так как;                                                                              

С)  то…то,   однако, же.    

2. Укажите сочинительные союзы:                                                                                      

А) потому что, что, который,

В) зато, однако, либо,

С)  ибо, словно,  как.

3.  Найдите  СПП:

А) Уходя, гасите свет!

В) Школьники мало читают, и вследствие этого понизилась грамотность.  

С) Выяснив, в чем дело, они возвратились обратно.  

                                                                                                       

4.  Найдите  ССП:

А) Я слышал, что воду считали вещей силой.

В) Стали блестеть, как мокрые, на солнце листочки тополей.

С) Сегодня была ясная погода, завтра тоже не будет дождя.

5. Найдите придаточное определительное:                                  

А) Мест, где не ступала бы нога человека, теперь не найдешь.                        

В) Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне.                                        

С) Везде, где солнце светит, товарищи у нас.        

                                               

6. Найдите придаточное изъяснительное:

А) Ты рада, что ты дома?

В) Куда река пошла, там и русло будет.

С) Аэродром, где приземлился самолет, был недалеко от центра.

7. Найдите ССП:

А) Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели.  

В) В лесу было тихо, потому что главные певцы улетели.                                

С) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.    

                                       

8. Найдите СПП:

А) Березы распустились, дубы же стояли обнаженные.

В) Красные угли подернулись пеплом и стали потухать.

С) Раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.

9. Найдите СПП с придаточным  места:

А) На поляну, где рос огромный дуб, мы вышли к вечеру.                              

В) Вскоре он понял, где он находится.  

С) Иди, куда влечет тебя свободный ум.        

                                                                                   

10. Найдите СПП с придаточным времени:

А) Ветер налетел с той стороны, откуда мы его не ждали.

В) Пока не взошло солнце, дышать было легко.

С) Мы точно знали, когда приезжают артисты.

11. Найдите СПП с придаточным причины:

А) Чтобы волосы не падали на лоб, Никита повязал их лентой.                        

В) Щенок скулит так жалобно, будто плачет ребенок.                                        

С) Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.      

                       

12. Найдите СПП с придаточным цели:

А) Он шагал, заботясь, чтобы щебень не скрипел под ногами.

В) Проснувшись, я увидел, что уже два часа дня.

С) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

13. Найдите СПП с придаточным следствия:

А) Раз мы начали говорить, то лучше договорить до конца.                                

В) Я сильно устал, так что не мог идти дальше.      

С) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.    

                                                                                   

14. Найдите СПП с придаточным условия:

А) Если ты что-нибудь делаешь, делай хорошо.

В) Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.

С) Яхта изменила курс, так как попала в туман.

15. Какое предложение соответствует схеме: [Х], (когда…).

А) Когда директор вызывал меня, я замирал от страха.                                          

В) Я помню время, когда ты был еще ребенком.  

С) Мать спрашивала о том, когда же мы наконец приедем.        

                                                                                     

16. Какое предложение соответствует схеме: [Х , (где…), ].

А) Там, где был родник, мы сделали привал.

В) На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.

С) Я знаю, где растут грибы, и летом поеду туда.

17. Укажите тип придаточного предложения по значению:

Кабы куст не был мил, соловей бы гнезда не вил.

А) условия;      В) сравнительное;       С) уступки;

18. Выберите сложное предложение.

А) Солнца ещё нет, но уже светло.

В) Сверкнула молния и озарила окрестность.

С) Вдалеке туман стоит сплошной стеной, а вблизи шевелится, дышит, перемещается  струями.

19. Укажите тип предложения:

Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит.

А) простое;         В) ССП;         С) СПП.

20. Найдите СПП.

А) Все птицы притихли, зато зашелестели листья.

В) Было уже совсем тепло, хотя ещё лежал снег.

С) Не успело солнце пригреть землю – загудело всё небо.

                                                       Вариант 2.

1. Назовите простое предложение.

А) Хозяин весел и гости радостны.

В) В сенях пахло свежими яблоками и висели шкуры.

С) Белая берёза под моим окном принакрылась снегом точно серебром.

2. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении:

И вот я опять в том городе где когда я был молодым пришла ко мне первая любовь.

А) 2;  В) 3; С) А.

3. Найдите СПП с придаточным причины.

А) Пускай я слаб, но меч силён.

В) Он счастлив, что видит тебя.

С) Этот слепой не так слеп, как это кажется.

4. Найдите СПП с придаточным времени.

А) Как только он вошёл в сени, его охватила свежесть ночи.

В) Его не было дома, почему я и оставил записку.

С) Я стал припоминать, когда мы могли встретиться.

5. Укажите тип придаточного предложения по значению:

Он взглянул на меня так, что я вздрогнул.

А) образа действия;       В) степени;       С) определительное.

6. Найдите СПП с придаточным места.

А) Из-за скалистого холма, где тёк ручеёк, возвышался другой холм.

В) Впереди, где осталась роща, возвышались берёзы.

С) Он очнулся, когда солнце стояло уже высоко.

7. Укажите тип придаточного по значению:

Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

А) места;          

В) причины;        

С) определительное.

8. Укажите тип предложения:

Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит.

А) простое;          В) ССП;          С) СПП.

9. Какое предложение соответствует схеме: [Х], (когда…).

А) Когда директор вызывал меня, я замирал от страха.                                          

В) Я помню время, когда ты был еще ребенком.  

С) Мать спрашивала о том, когда же мы наконец приедем.      

                                                                                       

10. Какое предложение соответствует схеме: [Х, (где…), ].

А) Там, где был родник, мы сделали привал.

В) На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.

С) Я знаю, где растут грибы, и летом поеду туда.

11. Найдите ССП.

А) Все птицы притихли, зато зашелестели листья.

В) Было уже совсем тепло, хотя ещё лежал снег.

С) Не успело солнце пригреть землю – загудело всё небо.

12. Укажите тип придаточного предложения по значению:

Дети чувствуют, кто их любит.

А) степени;         В) изъяснительное;           С) причины.

13. Укажите предложение с сочинительным союзом.

А) Лёд уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.

В) Все птицы притихли, зато зашелестели листья.

С) Пятого-шестого мая приеду в Петербург, о чём я уже писал художнику.

14. Найдите СПП с придаточным условия.

А) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

В) Пусть роза сорвана, она ещё цветёт.

С) Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было.

15. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

А) Ночью, когда поезд поднялся на плоскогорье_ стало холодно.

В) Тысячелетия прикасались к моим глазам_ пока я дышал воздухом, нагретым камнями, в изобилии  усыпавшими Армению.

С) Давно заметил я, что_ когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть  особенная прелесть.

16. Найдите СПП с придаточным цели.

А) Он пополнел и неохотно ходил пешком, так как страдал отдышкой.

В) Я уже кучеру сказал, чтобы ковром покрыл сани.

С) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие.

17. Найдите СПП с придаточным степени.

А) В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.

В) Лес рубят так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.

С) Где тонко, там и рвётся.

18. Определите тип придаточного предложения по значению:

Цветы, оттого что их только что полили,  издавали влажный, раздражающий запах.

А) причины,         В) изъяснительное,            С) цели.

19. Найдите ССП:

А) Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели.  

В) В лесу было тихо, потому что главные певцы улетели.                                

С) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.

 

20. Найдите СПП:

А) Раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.

В) Березы распустились, дубы же стояли обнаженные.

С) Красные угли подернулись пеплом и стали потухать.

                                                             Вариант 3.

1. Какое предложение соответствует схеме: (когда…) , [    ].

А) Когда директор вызывал меня, я замирал от страха.                                          

В) Я помню время, когда ты был еще ребенком.  

С) Мать спрашивала о том, когда же мы, наконец, приедем.                      

                                                                       

2. Какое предложение соответствует схеме: [Х ,(где…), ].

А) Там, где был родник, мы сделали привал.

В) На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.

С) Я знаю, где растут грибы, и летом поеду туда.

3. Найдите ССП.

А) Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, не пыль, да комары, да мухи.

В) Луна сияла, июльская ночь была тиха.

С) Лето припасает, а зима поедает.

4. Найдите СПП с придаточным уступительным.

А) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

В) Пусть роза сорвана, она ещё цветёт.

С) Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было.

5. Укажите сочинительные союзы:

А) либо; не только…, но и…; также,

В) так что; если; чтобы,

С) что; зато; потому что…

6. Определите тип придаточного предложения по значению:

Несмотря на то что доктора лечили его, пускали   кровь и давали пить лекарства, он всё-таки выздоровел.

А) уступки,         В) следствия,          С) цели.

7. Определите тип придаточного предложения по значению:

Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, не пыль, да комары, да мухи.

А) причины,       В) образа действия,          С) условия.

8. Найдите СПП с придаточным цели.

А) В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.

В) Лес рубят так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.

С) Где тонко, там и рвётся.

9. Найдите СПП с придаточным следствия.

А) Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее.

В) Лёд уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.

С) Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла, рыбак осторожно под-нял его.

10. Найдите СПП с придаточным места.

А) Тенистый сад, откуда тянуло прохладой, привлекал уставших от жары горожан.

В) Никогда не следует возвращаться туда, где был счастлив.

С) Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.

11. Укажите подчинительные союзы:

А) не то…не то,  либо, но

В)  как будто, чтобы, так как  

С)  то…то,   однако, же  

12. Найдите  СПП:

А) Уходя, гасите свет!    

В) Школьники мало читают, и вследствие этого понизилась грамотность.  

С) Выяснив, в чем дело, они возвратились обратно.      

                                                                                                   

13. Назовите простое предложение.

А) Хозяин весел и гости радостны.

В) В сенях пахло свежими яблоками и висели шкуры.

С) Белая берёза под моим окном принакрылась снегом точно серебром.

14. Найдите предложение, в котором сочинительный союз не соединяет части сложного  предложения (знаки препинания не расставлены).

А) Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно.

В) Глядел мальчик очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила.

С) Брат отказался от моей помощи и хотел всё сделать сам.

15. Выберите сложное предложение.

А) Сверкнула молния и озарила окрестность.

В) Солнца ещё нет, но уже светло.

С) Вдалеке туман стоит сплошной стеной, а вблизи шевелится, дышит, перемещается  струями.

16. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

А) Ночью, когда поезд поднялся на плоскогорье_ стало холодно.

В) Давно заметил я, что_ когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть  особенная прелесть.

С) Тысячелетия прикасались к моим глазам_ пока я дышал воздухом, нагретым камнями, в изобилии  усыпавшими Армению.

17. Определите тип придаточного предложения по значению:

Я не мог не признаться в душе, что поведение моё  в Симбирском трактире было глупо, и я чувствовал себя виноватым перед Савельичем.

А) изъяснительное,     В) определительное,       С) условия.

18.  Найдите СПП с придаточным определительным.

А) Надо было работать в выходной, что меня вовсе не устраивало.

В) Комната, куда меня привели, была похожа, скорее, на сарай.

С) Иди туда, куда ведёт тебя сердце.

19. Укажите ССП с противительным союзом.

А) Было уже часов десять, и над садом светила полная луна.

В) Старший брат долго не брал меня с собой, мне же хотелось одним глазком посмотреть на его    тренировки.

С) Не то вдалеке был пожар, не то это закат пламенел.

20. Найдите  СПП:

А) Ураган прошёл, однако связи с городом ещё не было.

В) Челкаш, всегда весёлый и едкий, был сегодня, очевидно, не в духе и отвечал на расспросы отрывисто  и резко.

С) Никогда не говори о том, чего не знаешь.

                                                                 Вариант 4.

1. Сложное предложение — это

А) Два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически.

В) Основная грамматическая единица, содержащая сообщение о чем-либо или во-прос, или побуждение, имеет грамматическую основу.

С) Предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений, соеди-ненных при помощи интонации, союзов или союзных слов.

2. Укажите сложное предложение:

А) На пне, где мы сидели, я заметил несколько фигур, вырубленных топором.    

В)  Меня, бывалого человека, и теперь радостно волнуют, притягивают    про-сторы родной русской  природы.      

С)  В полутьме северной ночи, напоминавшей нам утренний рассвет, посёлок казался особенно угрюмым.  

3. Укажите сложносочиненное  предложение:

А) Азовское озеро совсем мелкое: хороший пловец нырнет до дна.

В) Я обрадовался при мысли, что увижу ее снова.

С) Алехин простился и ушел вниз, а гости остались внизу.

4. Укажите ССП с разделительным союзом:

А) Не то маячили горы, не то это только казалось.

В) Жизнь пернатых начала замирать, зато проснулись лесные звери.

С) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила…

5. Укажите ССП с противительным союзом:      

А) Нина переводила глаза то на Любу, то на Олю.

В) Волчата ничего не поняли, но замахали хвостом.

С) Ходили за черемухой девчонки, да оборвать черемуху им не позволил гром.

6. Укажите ССП с соединительным союзом:

А) Ни одного возгласа с корабля не раздалось вслед, ни одна рука не взметну-лась прощальным жестом.

В) Бричка ехала прямо, а мельница почему-то стала уходить влево.

С) Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять.

7. В каком предложении в указанном месте запятая не ставится:

А) Из дома регулярно приходили письма _ и нам было спокойно.

В) Глядел мальчик очень умно и прямо _ да и в голосе у него звучала сила.

С) Брат отказался от моей помощи _  и хотел всё сделать сам.

8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Фельдшер поглядел исподлобья на доктора _ И в его тёмных, мутных глазах вспыхнуло самое откровенное презрение.

А) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

В) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

С) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

9. Укажите сложносочинённое предложение, между частями которого не нужна запятая:

А) Катер пошел со специальным заданием и ввиду бурной погоды за него беспокоились.

В) Он читал  и строчки сливались в серые полосы.

С) В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников.

10. Найдите СПП:  

А) Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели.            

В) Березы распустились, дубы же стояли обнаженные.

С) В лесу было тихо, потому что главные певцы улетели.  

                             

11. Найдите придаточное  изъяснительное:

А) Часто в Колонном зале я вспоминаю, как впервые в нём  очутился.

В) И лишь вечером, когда воздушный океан успокаивается, в степи становятся слышны и другие звуки.                                                                            

С) Он просил помощи, так как ему не на кого было надеяться в этой безлюдной местности.  

                                                                                                         

12. Укажите придаточное определительное:

А) Я люблю роман, потому что написал его по внутренней необходимости.

В) Я пришёл к тебе с приветом рассказать, что солнце встало…

С) Я боялся ночей, когда небо струилось молниями.

13. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.

А) Я знаю, где ты был.

В) Мы любим дом, где любят нас.

С) Там, где кончался лесок, ярко-зеленой оградой стояли бойкие, задорные кусты терна и крушины.

14. Найдите лишнее предложение.

А) Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.

В) Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по ее старым пере-улкам.

С) Морозы стали слабее, и начал падать мелкий снежок.

15. Определите тип подчинения придаточных предложений.

Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.

А) Однородное.   В) Неоднородное (параллельное).   С) Последовательное.

16. В каком сложноподчиненном предложении определительное придаточное относится к существительному, перед которым стоит указательное слово.

А) Ночью полил такой сильный дождь, что все мы промокли насквозь.

В) Он был похож на человека, который после длительной и тяжелой болезни только что встал на ноги.

С) Ровно в восемь часов я в сюртуке и с приподнятым на голове коком входил в переднюю флигелька, где жила княгиня.

17. Назовите сложноподчиненное предложение, которое соответствует схеме   […, (…), …]:

А) Из тех статей, что впоследствии составили книгу его мемуаров, раньше всего была написана им статья о Крамском.

В) Не помню, чтобы когда-нибудь было такое тихое, такое ясное утро.

С) Я не знал, куда деваться.

18. Укажите количество знаков препинания в предложении:

Когда Иван вечером вернулся домой  все дневные впечатления нахлынули на него и  так как им овладели самые разноречивые чувства то он стал доиски-ваться причин своего душевного волнения.

А) 3;      В) 4;      С) 5.

19. Укажите количество знаков препинания в предложении:

Теперь ей было нестерпимо жаль его но она сдерживала свои чувства зная что если покажет его Николай растеряется сконфузится.

А) 6;  В) 5;  С) 7.

20. Укажите количество пропущенных  знаков препинания в предложении:

Из глубины выбежала горничная и так как коридор был довольно узкий про-изошло легкое, торопливое столкновение:  Лужин слегка отступил потом шагнул вперед его жена тоже двинулась туда-сюда бессознательно пригла-живая волосы а горничная приговаривая что-то и нагибая голову  старалась найти лазейку  где бы она могла проскочить.

А) 8;  В) 9; С) 10.

                                                                   Вариант 5.

1. Сложное предложение — это

А) Основная грамматическая единица, содержащая сообщение о чем-либо или вопрос, или побуждение, имеет грамматическую основу.

В) Предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений, соеди-ненных при помощи интонации, союзов или союзных слов.

С) Два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Укажите простое предложение:

А) Самое важное для меня – это семья, и мне всегда хочется быть  с моими родными.

В)  Куда ни обращаю взор, кругом синеет     мрачный бор

С) Меня, бывалого человека, и теперь радостно волнуют, притягивают  просторы родной русской  природы.  

3. Укажите сложносочиненное  предложение:

А) Березы распустились, дубы же стояли еще обнаженными.

В) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.

С) Он запрокинул голову и подставил грудь ударам ливня и молний.

4. Укажите ССП с противительным союзом:        

А) Не то маячили горы, не то это только казалось.

В) Жизнь пернатых начала замирать, зато проснулись лесные звери.

С) Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели.

5. Укажите ССП с разделительным союзом:

А) Мы жили то на одной, то на другой улице в разных домах.

В) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.

С) Разум отличает полезное от вредного, но разум должен быть отважным.

6. Укажите ССП с соединительным союзом:

А) Гром прошел по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра.

В) Надо бы что-нибудь сказать, да слов нет.

С) Наташа говорила шепотом, дед и лесничий тоже говорили вполголоса.

7. В каком предложении союз  И  связывает части сложного предложения (знаки препинания не расставлены):

А) Белая пена сверкает и кипит буграми и вздымая косматые волны с грохотом бьёт в громадный чёрный

Тест по русскому языку Союзные сложные предложения 9 класс

Тест по русскому языку Союзные сложные предложения 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 11 заданий (6 задания части А, 4 задание части В и 1 задание части С).

Вариант 1

A1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Плотники-дятлы понастроили в дуплах удобные домики () и в них охотно поселились скворцы.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запя­тая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А2. В каком сложноподчинённом предложении место прида­точного нельзя изменить?

1) Прасковья Фёдоровна Михель была самая привлекатель­ная, умная, блестящая девушка того кружка, в котором вращался Иван Ильич.
2) Когда начинался лов, на судне было много работы.

3) После того как прошла гроза, стало легче и приятнее дышать.
4) Я опустил в реку ладонь, чтобы узнать направление течения.

А3. Какое предложение содержит придаточное определительное?

1) Представляешь, что могло случиться?!
2) Остаётся только сожалеть, что подлинник «Слова о полку Игореве» безвозвратно утрачен.
3) До сих пор вспоминаю дни, что мы провели на берегу Японского моря.
4) Столько искренности и силы было в её голосе, что зал слушал с замиранием сердца.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Когда ночная роса и горный ветер освежили мою го­рящую голову (1) и мысли пришли в обычный порядок (2) я понял (3) что гнаться за погибшим счастием бес­полезно и безрассудно.

1) 1, 2
2) 2, 3
3) 1, 3
4) 1, 2, 3

А5. В каком предложении надо поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Поскольку в «Евгении Онегине» отразилась историческая эпоха представшая через историю героя и сюжет то это произведение является романом.
2) Сначала Печорин глазами которого читатель изучает княжну не отличает Мери от других светских девушек.
3) Где некогда всё было пусто голо теперь младая роща раз­рослась.
4) Если в результате удара молнии начался пожар на даче бизнесмена и его имущество сгорело преступления не будет.

А6. В каком предложении знаки препинания расставлены не­правильно?

1) Река, что берёт начало в горах далее теряется в пустыне.
2) Брюса почитали чем-то вроде российского доктора Фауста и говорили, что он столь учён потому, что давно уже продал душу дьяволу.
3) Бывает, что если не повезло с утра, то не везёт целый день.
4) Наконец-то по радио передали мою любимую мелодию, услышать которую мне никак не удавалось.

Прочитайте текст и выполните задания B1-B4 и C1.

(1)Мирискусники заняли резко критическую позицию в отношении передвижников, считая, что последние, выполняя несвойственную искусству функцию, нанесли огромный вред русской живописи. (2)Они считали, что искусство — это самостоятельная, самоценная сфера человеческой деятельности, что оно не должно зави­сеть от политических и социальных влияний.

B1. Напишите вид придаточного, входящего в предложение (1).

В2. Найдите в предложении (1) слово, к которому относится придаточное. Напишите морфологическую принадлежность этого слова.

В3. Найдите в предложении (2) средства связи, при помощи которых придаточное предложение прикрепляется к главному. Напишите морфологическую принадлежность этих средств связи.

В4.

Определите вид подчинения придаточных в предложе­нии (2).

C1. Согласны ли вы с точкой зрения участников творческо­го общества «Мир искусства», сформулированной во втором предложении текста? Обоснуйте своё мнение.

Вариант 2

A1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

С крыши капала вода () и унылый звук её падения стран­но сливался со стуком часов.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запя­тая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом

И нужна запятая.

А2. В каком сложноподчинённом предложении место прида­точного нельзя изменить?

1) Просыпаюсь и брожу возле моря, будто ожидаю чего-то особенного.
2) Чтобы защитить от зимней непогоды лошадей, старик с осени устраивал из молодых пушистых пихт большую загородку.
3) В то время как теплоход причаливал к пристани, народ на берегу оживился.
4) Как-то ранней весной отец взял нас на пашню, где он собирался засеять уже вспаханную десятину пшеницей.

А3. Какое предложение содержит придаточное условное?

1) Вы не помните, когда проходила первая Олимпиада?
2) Суворову было 25 лет, когда он получил первый офицерский чин.
3) Я не люблю, когда мне лезут в душу.

4) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Очень хорош храм на Нерли летом (1) когда косари вы­ходят на пойму (2) когда замолкают кукушки (3) и на зе­лени появляются солнечные подпалины.

1) 1, 3
2) 2, 3
3) 1, 2
4) 1, 2 ,3

А5. В каком предложении надо поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Перед нами стоял огромный сосновый лес западная часть которого освещалась заходящим солнцем.
2) В столице каждый живёт для себя и стремится казаться не тем что он есть а гораздо крупнее.

3) Душа Онегина ждала других отношений чем те на которых держалось общество.
4) С юридической точки зрения колхозник не имевший пас­порта был привязан к колхозу так же как когда-то кре­постной к земле своего хозяина.

А6. В каком предложении знаки препинания расставлены не­правильно?

1) Нос парохода время от времени так глубоко зарывался в воду, что брызги долетали до меня.
2) Мне подумалось, что если подняться на гору, можно уви­деть Волгу.
3) Многим покажется странным, что ещё каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного наро­ду музея, если не считать Эрмитажа, где русских картин было немного.

4) Наши теннисистки обыграли сильнейших спортсменок Европы, победить которых очень и очень нелегко.

Прочитайте текст и выполните задания В1-В4 и C1.

(1)В начале ХХ века выдающийся русский учёный В.И. Вернадский получил мировую известность энцик­лопедическими трудами, которые послужили основой для появления новых научных направлений в геохи­мии, биохимии, радиологии. (2)Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии, что свидетельствует о научной дальновидности учёного и масштабах его личности. (3)Новаторство идей, кото­рые высказаны Вернадским, в полной мере осознаётся только теперь, когда мир очутился на пороге экологи­ческой катастрофы.

B1. Найдите в предложении (1) средство связи, при помощи которого придаточное предложение прикрепляется к главному. Напишите морфологическую принадлежность этого средства связи.

В2. Напишите вид придаточного, входящего в предложение (2).

В3. Найдите в предложении (3) слово, к которому относится придаточное времени. Определите морфологическую принад­лежность этого слова.

В4. Определите вид подчинения придаточных в предложе­нии (3).

C1. Каковы заслуги В.И. Вернадского?

Ответ на тест по русскому языку Союзные сложные предложения 9 класс
Вариант 1


А1-2
А2-1
А3-3
А4-2
А5-4
А6-1
В1. изъяснительное
В2. деепричастие
В3. союзы
В4. однородное
Вариант 2
А1-2
А2-4
А3-4
А4-3
А5-1
А6-2
В1. (союзное слово) относительное местоимение
В2. присоединительное
В3. теперь (наречие)
В4. параллельное

Контрольная работа по русскому языку на тему: «Сложное предложение»

Контрольная работа по русскому языку

на тему: «Сложное предложение»

8 класс

Часть А

  1. Дайте определение, что такое сложное предложение? Напишите ответ._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Дайте определение, что такое сложносочиненное предложение? Напишите ответ._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Дайте определение, что такое сложноподчиненное предложение? Напишите ответ._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Определите к какому типу относятся предложения – сложносочиненному (ССП) или сложноподчиненному (СПП)? Графически подчеркните главные члены предложения.

А. Опять раскинулся узорно над белым полем багрянец, и заливается задорно нижегородский бубенец. (С. Есенин)________________________

Б. Нет таких звуков, красок, образов, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский)_____________________

В. Когда же он открыл глаза, то в них уже светились внимательные теплые искры. (А.И. Куприн)__________________________________________

Образец: Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, зато на земле во многих местах намело большие сугробы (В.К. Арсеньев) – ССП (сложносочиненное)

  1. Дайте определение, что такое бессоюзное сложное предложение (БСП)? Напишите ответ.______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть Б

1. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, графически объясните их постановку.

1 вариант.

Иногда казалось что он на постоялом дворе что ночной дождь шумит по навесу ворот и поминутно дергается звонит колокол над ним потому что приехали воры привели в эту непроглядную темь его жеребца и если узнают что он тут убьют его. Старик  ходил под окнами с колотушкой но то казалось что он где-то далеко то Буян захлебываясь рвал кого-то с бурным лаем убегал в поле и вдруг снова появлялся под окнами и будил упорно брехал стоя на одном месте. Как только доходило до того чтобы встать гуще и чаще начинал стрекотать дождь гонимый ветром из темных полей и милей отца-матери казался сон.

2 вариант.

Молодой человек робким и трепетным шагом пошел в ту сторону где развевался вдали пестрый флаг то откидывающийся ярким блеском по мере приближения к свету фонаря то мгновенно покрывающийся тьмою по удалении от него. Сердце его билось и он невольно ускорял шаг свой. Он не смел и думать о том чтобы получить право на внимание улетавшей вдали красавицы тем более допустить такую черную мысль о какой намекал ему поручик Пирогов но ему хотелось только увидеть дом заметить где имеет жилище это прелестное создание которое казалось слетело с неба прямо на Невский проспект и верно улетит неизвестно куда.

2. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

1 вариант.

Мы подумали что если сдадим вовремя  зачеты то успеем подготовиться к экзаменам.

Подул сильный ветер и когда поднялся страшный столб пыли мы остановились.

2 вариант.

Я боялся что если спрошу ее о чем-либо то она опять отвлечется в сторону.

На лугу гулял ветерок и пока мы отдыхали ни один комар не пропищал над ухом

3. Спишите, вставив пропущенные знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения.

1 вариант.

Желаешь себе добра  не делай зла другому.

Самое главное было сделано мы переправились через реку.

Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

Учись, мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.

Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоемы.

2 вариант.

Будешь думать о хорошем   мысли созреют в добрые поступки.

Свойство зеркальце имело говорить оно умело.

Лето припасает зима поедает.

Художник – зеркало своей среды в нем отражается его общество, нация и время.

Где-то собаки лают деревня, должно быть, близко.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Часть А

А. Опять раскинулся узорно над белым полем багрянец, и заливается задорно нижегородский бубенец. (С. Есенин) – ССП.

Б. Нет таких звуков, красок, образов, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский) – СПП.

В. Когда же он открыл глаза, то в них уже светились внимательные теплые искры. (А.И. Куприн) – СПП.

3 балла

№ 5

Бессоюзное сложное предложение (БСП) – это предложение, части которого соединены только интонацией (без союзов и союзных слов).

2 балла

Критерии оценивания части А:

Максимальное количество баллов в заданиях  8 баллов.

Оценка ответов:

8-6 баллов – «5».

6 баллов  – «4».

5-4 баллов – «3».

Меньше 4 баллов – «2».

Критерии оценивания части Б:

Условия выполнения заданий:

Списать предложения, расставляя знаки препинания и графически их объясняя.

Критерии оценки

«5» — допущена 1 ошибка.

«4» — допущены 2-3 ошибки.

«3» — допущено 4- 5 ошибок.

«2» — допущено 6 и более ошибок.

Контрольная работа по русскому языку по теме «Сложное предложение». 9 класс.

Контрольная работа по теме «Сложное предложение». 9 класс.

1 вариант.

  1. Используя данные грамматические основы, составьте сначала предложения с однородными членами, а затем – ССП с союзом И. Полученные предложения распространите и запишите.

1.Шумело море.2. Лил дождь. 3.Было жарко. 4.Весело (мне).5. Груши сочные.

Подчеркните грамматические основы составленных предложений. Чем в них выражены сказуемые?

  1. Запишите, подчёркивая грамматические основы и расставляя недостающие знаки препинания.

1.Повёл их Данко. Трудный путь это был! Темно было и на каждом шагу болото р…зевало свою жадную гн…лую пасть гл…тая людей и деревья заступали дорогу м…гучей ст…ной. Перепл…лись их ветки между собой как змеи прот…нулись всюду корни и каждый шаг стоил пота и крови людям. 2. Снегу было мало снежных буранов то(же).3. Ветер пр…н…сился за стеной шумел в мокрых голых кустах и лампа потрескивала как (бы) разговаривала от скуки сама с собой.

  1. Разберите предложения по членам. Найдите в них второстепенный член, общий для всего сложносочинённого предложения.

1.По ночам подмораживало и звёзды усеивали небо. 2. У него выступил пот на лбу и глаза странно расширились.3. В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных голоса. 4. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

  1. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите грамматические основы, укажите, какой частью речи они выражены. Подчеркните союзные слова как члены предложения. Составьте схемы предложений.

1.Облачко обратилось в белую тучку которая тяжело подымалась росла и постепенно облегала всё небо. 2. Старик не сумел ответить что он будет делать с кладом. 3. Как ни был яростен ураган он ослабевал. 4.Я хочу знать как это делается. 5.Я тот чей взор надежду губит едва надежда расцветёт. Я тот кого никто не любит и всё живущее клянёт. 6. Дерево валят туда куда оно нагнулось. 7. Он выполнил работу так как требовалось. 8. Не делай другим того чего не хочешь для себя.

Контрольная работа по теме «Сложное предложение». 9 класс.

2 вариант.

  1. Используя данные грамматические основы, составьте сначала предложения с однородными членами, а затем – ССП с союзом И. Полученные предложения распространите и запишите.

1.Сияло солнце. 2.Пели птицы. 3.Не спалось. 4.Было душно. 5. Цветы яркие.

Подчеркните грамматические основы составленных предложений. Чем в них выражены сказуемые?

  1. Запишите, подчёркивая грамматические основы и расставляя недостающие знаки препинания.

Людям ничего не даётся даром и к некоторым обязанностям их надо приучать с детства. 2. Нужен был дождь и тогда кубанка зелёным плющ…м заст…лила бы пашню. Но дождя (не) было и пашни густо зар…стали сильными живучими и (не)прихотливыми сорняками.3. Кончался лес и расп…хнувшись до дальнего синего неба ударила в глаза р…систая ярость лугов. Все старались он так(же) не отставал.

  1. Разберите предложения по членам. Найдите в них второстепенный член, общий для всего сложносочинённого предложения.

1.Несколько недель лил не переставая холодный дождь и в саду шумел мокрый ветер. 2.Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснёт волна. 3.После грозы всё блестело и сверкало и дышалось легко. 4.Только иногда мелькнёт берёзка или мрачной тенью встанет перед тобой ель.

4. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите грамматические основы, укажите, какой частью речи они выражены. Подчеркните союзные слова как члены предложения. Составьте схемы предложений.

1.Покатился такой звук какой бывает когда с грузовика сбрасывают на землю листовое железо. 2. Не тот мужествен кто лезет на опасность не чувствуя страха, а тот кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности не подчиняясь страху. 3. Чего в других не любишь того и сам не делай. 4. Кто за счастье борется к тому оно и клонится. 5. Терпение – цветок который растёт не в каждом саду. 6. Каково лето таково и сено. 7. Надо отдать должное тому кто возглавлял следствие.

Контрольная работа 2 по теме: «Сложное предложение как единица синтаксиса. Сложносочиненное предложение. Культура речи»

Контрольная работа 2 пол теме «Сложное предложение как единица синтаксиса. Сложносочиненное предложение. Культура речи»

Контрольные тестово-грамматические  задания

1. Какие из следующих утверждений верны?

А. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью.

Б. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.

В. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными.

2. Прочитайте предложение: Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое. Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи…

А. подчинительного союза Б. Союзного слова В. сочинительного союза Г. интонации

3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?

А. и, да (в значении и), ни-ни, тоже        Б. или (иль), либо, то-то, не то — не то

В. а, но, да (в значении но), однако, зато, же

4. Определите вид предложения: Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

А. простое Б. сложносочиненное В. сложноподчиненное Г. бессоюзное

5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное. Подчеркните все грамматические основы в предложениях.

А. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.

Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа..

В. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них..

6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. Подчеркните все грамматические основы в предложениях.

А. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней

Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

В. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.

7. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

[безличное], и [безличное].

А. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.

Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.

В. Становилось темно и мы долго плутали по лесу

8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Фельдшер поглядел исподлобья на доктора ( ) И в его тёмных, мутных глазах вспыхнуло самое откровенное презрение.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

9. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Пришла весна(1) и(2) исполняя своё обещание(3) Игнат взял сына с собой на пароход(4) и вот перед Фомой развернулась новая жизнь.                      1) 1, 2, 4    2) 1, 4    3) 2, 3, 4    4) 1, 2, 3, 4

10. Укажите предложение (я), в котором (ых) есть сочинительный союз.

1.Они так(же), как и он сам, обживались в ней.   2. Снега в эту зиму было мало, снежных буранов то(же)

3. Кукушка хвалит петуха за(то), что хвалит он кукушку.    4. Песня над домом смолкла, за(то) над прудом соловей заводил свою.    5. И завтра то(же), что вчера.

Прочитайте текст. Выполните задания.

В МЕЩЕРСКИХ ЛЕСАХ

 (1)Река шла причудливыми изгибами. (2)Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. (3)Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли цветами. (4)Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи. (5)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой и походили на  медные литые мосты. (6)Лес тянулся почти на двести километро,в и не было поблизости никакого жилья. (7)Лишь кое-где на берегах стояли шалаши смолокуров, и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком, тлеющего смолья. (8)Удивительнее всего в этих местах был воздух, в нем была полная и совершенная чистота, и эта чистота придавала особую резкость всему, что было окружено этим воздухом. (9)Каждая сухая ветка сосны была видна среди темной угрюмозеленеющей хвои очень далеко.                (К. Паустовский)

1. Определить стиль речи, тип текста.   1 б.

2. Укажите номера ССП.  Сколько предложений – столько баллов..

3. Выпишите грамматическую основу предложения № 6     1 б

4. Дайте характеристику союзу в предложении № 2       1 б.

 5. Дать характеристику предложению № . Чем оно осложнено?    .

Контрольная работа «Сложное предложение»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

1 вариант

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. В сложных предложениях подчеркните грамматическую основу.

День уг..сал м..ловые облака протяг..ваясь к западу едва пр..пускали красные лучи которые отр..жались на черепицах башен и ярких главах м..настыря. Зв..нили к в..черне м..нахи и служки ходили (в) зад и (в) перед по каме..ым плитам в..дущим из кельи архимандрита в храм дли..ые ч..рные мантии с ш..рохом обм..тали пыль (в) след за ними и они т..лкали бог..мольцев с таким важным видом как буд (то) (бы) это была их главная должность. Под дымной пеленою ладана тр..пещущий огонь св..чей к..зался тусклым и красным бог..мольцы т..снились (во) круг сырых столбов и глухой торжестве..ый ш..рох т..лпы повторя..мый сводами показ..выл что служба еще (не) началась.

(М. Лермонтов)

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания, раскройте скобки. Найдите среди данных предложений бессоюзные и союзные сложные. Укажите сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

  1. На дне реки в вязк.. густой т..мноте р..скале(н, нн)..м угольком тлел бак..н а на той ст..роне у самой воды п..лыхал белый клоч..к огня.

  2. Ваня видел как на воде менялось в очертани..х искристое пятно.

  3. Но вот гасн..т его блеск закрыва..тся окошеч(?)ко в голубое небо в саду становит(?)ся

пусты(н, нн)о и скуч(?)но.

  1. Сзади нап..рала очередь и ра..думывать было (не) когда.

  1. Из простых предложений составьте союзные и бессоюзные предложения. Укажите вид предложений.

  1. Была уже глубокая полночь. 2) Над садом светила полная луна.

  1. Запишите, расставьте недостающие знаки препинания, выполните синтаксический и пунктуационный разборы предложения.

Посередине трещал огонек разложенный на земле дым выталкиваемый обратно из отверстия в крыше расстилался вокруг густой пеленою.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

2 вариант

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. В сложных предложениях подчеркните грамматическую основу.

У в..рот м..настырских была другая к..ртина. (Не) сколько нищих и увечных ож..дали милости бог..мольцев они спорили бр..нились д..лили медные деньги которые зв..нели в бол..ших посконных м..шках. Это были люди погибшие от (н..) достатка или излишества надежд, олицтворе..ые упреки проведению создания лише..ые права требовать сож..ления потому что они (н..) имели (н..) одной добр..детели.

Их одежды были изобр..жения их душ: ч..рные изорва..ые. Лучи заката ост..навливались на г..ловах плечах костистых к..ленах, углубления в лицах к..зались чернее обыкнове..ого.

(М. Лермонтов)

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания, раскройте скобки. Найдите среди данных предложений бессоюзные и союзные сложные. Укажите сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

  1. В пр..открытую форточку т..нуло м..розом и пр..никал пр..глуше..ый ропот успокаива..щей реки б..жавшей почти рядом, под окном.

  2. Чтобы вымыть ст..кан я зач..рпнул в него воды и бросил ее в воздух.

  3. И вот два г..да тому назад нач..лись в квартир.. (не) об..яснимые происшествия из этой квартиры люди нач..ли бе(с, сс) ледно и..чезать.

  4. С Нехлюдовым случилось то что ч..сто случ..ется с людьми ж..вущими духовной ж..знью.

  1. Из простых предложений составьте союзные и бессоюзные предложения. Укажите вид предложений.

  1. Рванул ветер. 2) В воздухе закружила пыль.

  1. Запишите, расставьте недостающие знаки препинания, выполните синтаксический и пунктуационный разборы предложения.

Здороваясь он наклонил голову с русыми медного отлива волосами потом выпрямился и мы увидели его глаза совершенно синие и смущенные.

Тест по русскому языку (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»

1 вариант

  1. Сложноподчиненное предложение – это

А) сложное предложение, части которого равноправны и связаны сочинительными союзами.

Б) сложное предложение, части которого связаны по смыслу и интонационно. (без союзов)

В) сложное предложение, в котором придаточная часть присоединяется к главной с помощью подчинительных союзов и союзных слов.

2. Что такое последовательное подчинение придаточных частей в СПП?

А) от главной части задается вопрос к придаточной 1 степени, от придаточной 1 степени задается вопрос к придаточной 2 степени и т.д.

Б) от главной части к придаточным задается один и тот же вопрос

В) от главной части к придаточной задаются разные вопросы.

3. Найдите неверное утверждение.

А) Подчинительные союзы не являются членами предложения.

Б) придаточная часть может стоять только внутри главной

В) Союзные слова являются членами предложения.

4. Найдите СПП.

А) Ему жилось неплохо, пока рядом была подруга.

Б) Доктор, осмотрев больную птицу, покачал головой.

В) Борька отворачивал голову, вырывался из рук, но у него не хватало сил.

5. В каком варианте ответа указаны СПП, строение которых соответствует данной схеме? [ ,( ), ]. (Знаки препинания не расставлены.)

А) Через сотню метров я нагнал своего провожатого который поджидал меня у реки.

Б) Он подошел к окну и прижался к стеклу чтобы охладить разгоряченное лицо.

В) Там куда не доходил свет уличного фонаря было совсем темно и сыро.

6. Установите соответствие.

А) Когда первый купол растворился, второй породил нечто третье в своей глубине.

1. Придаточное изъяснительное

Б) Зато осенью выберешь, что тебе надо.

2. Придаточное времени

В) Он не стал клевать овес, который сторож засыпал в кормушку.

3. Придаточное определительное

Г) Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала.

4. Придаточное цели

Д) Я подошел поближе, чтобы рассмотреть эту крохотную птицу.

5. Придаточное условия

7. Найдите грамматическую основу второй части СПП. Глядя на переминающуюся Клавдию, я сразу подумал, что наш класс решили расформировать прямо сейчас, не дожидаясь конца года.

А) я подумал

Б) класс решили расформировать

В) решили расформировать

8. Определите тип подчинение придаточных частей. Потом он выбежал за забор дачи в чистое поле, где не было сосен и вообще никаких деревьев и никакие шишки не падали.

А) Параллельное

Б) Последовательное

В) однородное

9. Определите тип подчинение придаточных частей. Они пошли ужинать, уверенные, что, покуда они будут спать, огонь станет делать свое дело.

А) Параллельное

Б) Последовательное

В) однородное

10. Определите тип подчинение придаточных частей. Ассоль увидела, что деревья впереди свободно раздвинулись, пропустив синий разлив моря, облака и край желтого песчаного обрыва, на который она выбежала, почти падая от усталости.

А) Параллельное

Б) Последовательное

В) однородное

11. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Звезды сверкали так ярко (1) что казалось (2) будто (3) их к этому вечеру кто-то прилежно вычистил щеткой с мелом (4) чего не могло быть.

12. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Если Ирина освоилась в Ферапонтове и успела его полюбить (1) то Виктор попал сюда впервые (2) и (3) хотя по рассказам знал многое (4) поражался всему (5) что видел.

13. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лебеди с криком взлетели ввысь, сделали несколько прощальных кругов над озером (1) где провели лето (2) и (3) когда белокрылая стая скрылась в туманной дали (4) мы со старым егерем (5) ещё долго молча смотрели в небо.

14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью в порядке возрастания.

Маленькие рыбки,(1) как птицы,(2) завидевшие коршуна,(3) спешили укрыться в густых зарослях подводных лесов.

И вдруг индеец увидел,(4) как из-за выступавшей подводной скалы показалось нечто похожее на багровый дым,(5) который медленно расползался во все стороны,(6) окрашивая воду в розовый цвет.

15. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью в порядке возрастания.

— Ну,(1) ставь машину,(2) поговорим,(3) — небрежно предложил Дыба. — Драпануть всё равно не успеешь.

— Успел бы,(4) если бы хотел! — сказал Кирилл и дёрнул руль,(5) на который Дыба положил руку. — Не цапай,(6) я потом не отчищу.

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»

2 вариант

1.        Сложноподчиненное предложение – это

А) сложное предложение, части которого связаны по смыслу и интонационно. (без союзов)

Б) сложное предложение, части которого равноправны и связаны сочинительными союзами.

В) сложное предложение, в котором придаточная часть присоединяется к главной с помощью подчинительных союзов и союзных слов.

2. Что такое параллельное подчинение придаточных частей в СПП?

А) от главной части задается вопрос к придаточной 1 степени, от придаточной 1 степени задается вопрос к придаточной 2 степени и т.д.

Б) от главной части к придаточным задается один и тот же вопрос.

В) от главной части к придаточной задаются разные вопросы.

3. Найдите неверное утверждение.

А) Подчинительные союзы не являются членами предложения.

Б) придаточная часть может стоять перед главной,  внутри и после главной

В) Союзные слова не являются членами предложения.

4. Найдите СПП.

А) Я стояла в ординаторской, смотрела на фикус и думала о своих пациентах.

Б) Говорили, что потерял ногу на войне.

В) Он стоял, опершись на палку, кряжистую, витую, с загнутой ручкой.

5. В каком варианте ответа указаны СПП, строение которых соответствует данной схеме? [ ,( ), ]. (Знаки препинания не расставлены.)

А) Там куда не доходил свет уличного фонаря было совсем темно и сыро.

Б) Через сотню метров я нагнал своего провожатого который поджидал меня у реки.

В) Он подошел к окну и прижался к стеклу чтобы охладить разгоряченное лицо.

6. Установите соответствие.

А) Комната, в которой вдоль стен стояли шкафы с неплохими игрушками, была просторной и светлой.

1. Придаточное изъяснительное

Б) Если может существовать выражение «живописный характер», то оно целиком относится к Гиляровскому.

2. Придаточное следствия

В) Он был уверен в том, что должен испробовать всё возможное, научиться делать всё своими руками.

3. Придаточное определительное

Г) Летопись быта с особой резкостью и зримостью приближает к нам прошлое, поэтому так ценны для нас рассказы таких писателей

4. Придаточное цели

Д) Я подошел поближе, чтобы рассмотреть эту крохотную птицу.

5. Придаточное условия

7. Найдите грамматическую основу второй части СПП.

Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы, и не важно, много или мало они написали.

А) не важно

Б) трудно представить существование

В) трудно представить

8. Определите тип подчинение придаточных частей.

Потом он выбежал за забор дачи в чистое поле, где не было сосен и вообще никаких деревьев и никакие шишки не падали.

А) Последовательное

Б) Параллельное

В) однородное

9. Определите тип подчинение придаточных частей.

Они пошли ужинать, уверенные, что, покуда они будут спать, огонь станет делать свое дело.

А) однородное

Б) Последовательное

В) Параллельное

10. Определите тип подчинение придаточных частей.

Ассоль увидела, что деревья впереди свободно раздвинулись, пропустив синий разлив моря, облака и край желтого песчаного обрыва, на который она выбежала, почти падая от усталости.

А) Последовательное

Б) Параллельное

В) однородное

11. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я очень люблю весну (1) и (2) когда проступает молодая зелень (3) спешу в лес (4) чтобы насладиться первыми минутами возрождения природы.

12. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Приближалась огромная туча (1) за которой тянулась пелена дождя (2) и (3) когда всё небо затянуло плотной завесой (4) то по земле застучали большие капли.

13. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Туман таял (1) и (2) когда лодка пошла к берегу (3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.

14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью в порядке возрастания.

Ежели непременно хотите,(1) так давайте лучше беседочку строить. Володя заметно важничал: должно быть,(2) он гордился тем,(3) что приехал на охотничьей лошади,(4) и притворялся,(5) что очень устал.

15. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью в порядке возрастания.

Тайга была рядом,(1) белки забегали в посёлок нередко,(2) но по деревьям они легко удирали назад,(3) а этой не повезло,(4) она,(5) наверное,(6) перебегала по земле,(7) когда её заметили,(8) метнулась к дому и теперь карабкалась по стене,(9) беззащитная перед ударами снежков.

Сложное предложение | Что такое сложное предложение?

Крэйг Шрайвс

Комплексное предложение

Сложное предложение имеет одно независимое предложение и по крайней мере одно зависимое предложение. Независимое предложение (в отличие от зависимого предложения) может стоять отдельно как предложение.
Понял? Сделайте быстрый тест.

Примеры сложных предложений

Ниже приведены примеры сложных предложений.В каждом примере независимое предложение затенено. Зависимое предложение не закрашено.
  • Оставайтесь в ванной, пока не зазвонит телефон.
  • И таракан, и птица прекрасно бы ужились без нас, хотя таракан будет скучать по нам больше всего. (Джозеф Вуд Крутч, 1893-1970)
  • Уходи, пока можешь.
  • Когда выдающийся, но пожилой ученый заявляет, что что-то возможно, он почти наверняка прав. Когда он заявляет, что что-то невозможно, он, скорее всего, ошибается.(Артур Кларк)
  • (Это два сложных предложения.)

Подчинительные союзы в сложных предложениях

Слово, используемое для связывания независимого предложения с зависимым предложением, называется подчиненным союзом. Наиболее распространенные подчиненные союзы — это , хотя , , потому что , до , , даже если , , если , с , до и , когда . В этих примерах сложных предложений подчинительные союзы выделены жирным шрифтом.
  • Мы никогда не сможем достичь мира во внешнем мире , пока мы не примиримся с собой. (Далай-лама)
  • Мудрецы говорят , потому что им есть что сказать. Дураки говорят , потому что они должны что-то сказать. (Афинский философ Платон)
  • Хоть он идиот, я поддержал Тайсона Фьюри. (Боксёр Дэвид Хэй)
Роль подчиняющего союза и зависимого предложения состоит в том, чтобы установить время, место, причину, условие, уступку или сравнение основного предложения.(NB: Зависимые предложения также известны как придаточные предложения.)

Подробнее о подчинительных союзах.

Сводка видео

Вот короткое видео, объясняющее, что мы подразумеваем под сложным предложением.

Четыре типа структуры предложения

Сложное предложение — это одна из четырех основных структур предложения, все из которых показаны ниже. В этих примерах независимые предложения затенены.

Сложный приговор .Сложное предложение имеет независимое предложение и по крайней мере одно зависимое предложение. Например:

  • Человеческий мозг никогда не перестает работать, пока вы не встанете, чтобы выступить публично.
Сложный приговор . В составном предложении есть как минимум два независимых предложения. Например:
  • Я всегда хотел быть кем-то, но мне следовало быть более конкретным. (Джейн Вагнер)
Простое предложение . В простом предложении есть только одно независимое предложение.Например:
  • Любопытство убило кота.
Сложно-сложный приговор . Составно-сложное предложение имеет как минимум два независимых предложения и как минимум одно зависимое предложение. Например:
  • Я перестал верить в Деда Мороза, когда он попросил у меня автограф в универмаге, но я все еще хочу в него верить.

Почему меня должны волновать сложные приговоры?

Есть два важных вопроса, связанных со сложными предложениями.

(Выпуск 1) Используйте запятую после наречия спереди.

Научиться распознавать сложные предложения полезно, потому что это помогает правильно расставлять предложения по пунктам. В частности, это помогает решить, следует ли использовать запятую с зависимым предложением.

Когда ваше зависимое предложение находится впереди и действует как наречие, обычно указывающее время (например, Когда он готов, ), место (например, Где они живут, ) или условие (например, Если бы вы были в моей обуви ), то после зависимого предложения обычно ставится запятая, чтобы показать, где начинается независимое предложение.Когда такое предложение появляется в конце вашего предложения, оно обычно не заменяется запятой. В этих примерах независимые предложения затенены.

  • Я стал наблюдателем за людьми, когда потерял всех своих друзей. (Певица Тейлор Свифт)
  • Когда я потерял всех своих друзей, я стал наблюдателем за людьми.
  • Если да, то так и есть. Если нет, то нет. (Певица Зигги Марли)
  • Если есть. Нет, если это не так.
Итак, руководство выглядит следующим образом:
  • Когда наречное слово впереди, используйте запятую.
  • Не используйте запятую, когда наречие ставится сзади.

(Выпуск 2) Ой, это еще не все.

К сожалению, в Выпуске 1 немного больше, чем указано. Запятая действительно определяет, является ли предложение ограничительным или неограничивающим. Однако простое правило, приведенное в Выпуске 1, удовлетворяет 99% ситуаций.

Подробнее об использовании запятых в независимых и зависимых предложениях (см. Пункты 3 и 4).
Узнайте больше о наречных фразах и наречиях.

Изучение других структур предложений также поможет правильно расставлять предложения.


Помогите нам улучшить грамматику Monster
  • Вы не согласны с чем-то на этой странице?
  • Вы заметили опечатку?
Сообщите нам, используя эту форму.

См. Также

Что такое приговор? Что такое независимые статьи? Что такое зависимые предложения? Что такое сложное предложение? Что такое простое предложение? Словарь грамматических терминов .

Сложных предложений

Что такое сложное предложение?

Мы используем сложные предложения, чтобы указать на конкретную связь между двумя идеями и прояснить, какая из двух более важна. Рассмотрим следующий пример:

  • «Я пошел в супермаркет. У нас закончилось молоко ».

Хотя читатель, вероятно, может догадаться, что связь между двумя вышеупомянутыми идеями является одной из причинно-следственных связей, эту связь можно было бы определить, объединив две идеи в сложное предложение, например:

  • «Я пошел к в супермаркете потому что у нас закончилось молоко

Добавив подчинительный союз« , потому что », мы преобразовали ранее независимое предложение« у нас закончилось молоко »в зависимое предложение. Он больше не может быть автономным, но зависит от раздела, с которым он теперь связан. Взаимосвязь между двумя идеями теперь совершенно ясна, и подчеркивается важность независимого пункта « Я пошел в супермаркет ».

Использование сложных предложений

Подчиненные союзы

Как уже упоминалось, сложные предложения полезны, потому что они могут указывать на очень специфические отношения между двумя идеями.В зависимости от того, какие отношения мы хотели бы указать, мы выбираем конкретный подчиненный союз. Например:

  • «Он сдаст тест , даже если он не учится». (конкретный результат, несмотря на гипотетическое действие)
  • «Я смотрел фильм , когда мой друг делал покупки ». (одновременные события)
  • «Я пойду , пока ты пойдешь со мной». (результат произойдет при определенных условиях)

В приведенных выше примерах подчиненные союзы , даже если, а и , пока , вводят зависимые предложения и определяют их отношение к независимым предложениям.

Некоторые из наиболее распространенных подчиненных союзов:

  • после
  • хотя
  • как
  • сразу после
  • потому что
  • даже если
  • в случае
  • в том порядке, что
  • , начиная с
  • , обеспечивая
  • хотя
  • , когда
  • где
Перейдите в главу «Союзы», чтобы узнать больше о том, как подчинительные союзы используются в сложных предложениях.

Структура и знаки препинания

Порядок независимых и зависимых предложений в сложном предложении гибкий.Мы можем сначала структурировать сложные предложения с помощью независимого предложения, например:

  • «Он собирается пройти тест , даже если он не изучает ».
  • «Я смотрел фильм , а мой друг делал покупки ».
  • «Я пойду , пока ты пойдешь со мной ».

Те же самые предложения могут быть сначала структурированы с помощью зависимого предложения. Это не приводит к изменению смысла. Например:

  • Даже если он не изучает , он собирается сдать экзамен.»
  • « Когда мой друг делал покупки , я смотрел фильм ».
  • « Пока ты пойдешь со мной , я пойду».

Хотя бывают и исключения, обратите внимание, что когда зависимое предложение ставится первым, мы обычно ставим за ним запятую, как в примерах выше. Однако, если независимое предложение вводит предложение, мы обычно делаем , а не нужна запятая.

Примечание по использованию

Хотя часто цитируется мнение, что предложение не должно начинаться со слова , потому что , это , а не , как фактическое грамматическое правило.Предложения могут начинаться с , потому что (и любой другой подчиненный союз), если предложение не является фрагментом . Например,

  • «Так как мы пришли рано, решили выпить кофе». (правильно)
  • «Потому что мы пришли раньше». (неверно)

Поскольку второе предложение является зависимым предложением без независимого предложения для его завершения, оно считается фрагментом и должно быть исправлено. Однако первое предложение является полным предложением, потому что за зависимым предложением следует независимое предложение « мы решили выпить кофе .”

.

Поддерживающее предложение | Литературный термин

I. Что такое вспомогательное предложение?

Поддерживающее предложение — это предложение с информацией, которая поддерживает основную идею или утверждение. Подтверждающие предложения дают читателю подробную информацию, чтобы понять основную идею, или доказательства, показывающие, почему утверждение является истинным или правильным. Вы найдете вспомогательные предложения в середине абзаца — после тематического предложения и перед заключительным предложением или переходом.

II.Примеры поддерживающего предложения

Пример 1

Рассмотрим следующую основную идею:

В современных автомобилях используются двигатели внутреннего сгорания.

Писатель, который хочет объяснить эту идею читателям, должен подкрепить ее информацией. Могут использоваться следующие вспомогательные предложения:

  1. а) Двигатель внутреннего сгорания — это двигатель, который сжигает топливо для выработки энергии.
  2. b) Двигатель внутреннего сгорания заменил лошадей, потому что они более мощные и более простые в обслуживании.
  3. c) Двигатели внутреннего сгорания позволяют нам путешествовать быстро и безопасно, не выходя из собственных легковых и грузовых автомобилей.

Каждое из этих предложений поддерживает основную идею, предоставляя читателю информацию или контекст, чтобы помочь понять фокус писателя. Обратите внимание, что писатель не стал бы использовать все три вспомогательных предложения вместе. Выбор лучшего вспомогательного предложения зависит от того, чего автор пытается достичь в абзаце.

Пример 2

Вот заявление писателя:

Школы должны открываться позже в тот же день.

Это утверждение должно быть подтверждено фактами (или, возможно, мнениями), чтобы убедить читателя принять это утверждение. Вот несколько возможных поддерживающих предложений:

  1. a) Исследования показали, что подросткам нужно больше сна, чем детям младшего возраста и взрослым, потому что их быстро меняющимся телам требуется больше времени для отдыха, чтобы нормально развиваться.
  2. b) За счет более позднего запуска школьные автобусы могут избежать движения в час пик, что экономит время и снижает вероятность аварий.
  3. c) Если начать позже, у учащихся будет время съесть здоровый завтрак, который, как было доказано, улучшает успеваемость в школе.

Каждое из этих поддерживающих предложений дает свидетельство, помогающее читателю согласиться с утверждением автора. Опять же, писатель не стал бы использовать все три вспомогательных предложения вместе. Выбор лучшего вспомогательного предложения зависит от того, чего автор пытается достичь в абзаце.

III. Части поддерживающего предложения


Информация во вспомогательном предложении зависит от типа необходимой поддержки.Поддерживающие предложения будут включать в себя одну из следующих основных частей:

  • Описание или подробные сведения
  • Факты
  • Примеры

Независимо от того, какое поддерживающее предложение вы найдете, вы увидите, что основная часть предложения будет состоять из описаний / деталей, фактов или примеров. В разделе IV (ниже) мы рассмотрим каждый из этих типов более подробно.

IV. Виды поддерживающих предложений

а. Предоставляем полезную информацию

Этот тип вспомогательного предложения используется, когда писатель хочет более подробно описать основную идею. Возможно, идея сложна или нова для читателя. Его также можно использовать, когда автор хочет добавить сенсорное описание к произведению.

Пример 1

Антарктида — опасное и уединенное место. Это самый холодный и сухой континент на планете. Это далеко от больниц и продовольственных товаров.Непредсказуемая погода может вызвать внезапные метели, которые могут за несколько часов уловить людей под слоем снега в несколько футов.

Первое предложение — тематическое предложение. Обратите внимание, как каждое из следующих трех вспомогательных предложений содержит детали, чтобы помочь читателю понять, почему Антарктида — опасное и уединенное место.

г. Представление фактов или доказательств

Пример 2

Кукурузный сироп с высоким содержанием фруктозы вреден для здоровья. Его связывают с эпидемией ожирения, в основном из-за его использования в безалкогольных напитках.Кроме того, он усваивается вашим организмом быстрее, чем натуральный сахар, и создает огромную нагрузку на вашу печень. Употребление большого количества кукурузного сиропа с высоким содержанием фруктозы также может вызвать воспаление кишечника, диабет и сердечные заболевания.

В этом абзаце первое предложение утверждает, что кукурузный сироп с высоким содержанием фруктозы вреден для вас. Следующие три предложения являются вспомогательными — каждое из них содержит факты, подтверждающие утверждение автора.

г. Предоставление примеров

Пример 3

Американская культура действительно представляет собой плавильный котел культур со всего мира.Когда группы людей иммигрируют сюда, они приносят с собой кусочки своей домашней культуры, которые приняты американцами и стали частью американской жизни. Очевидный пример — удивительное разнообразие этнических блюд, которыми наслаждаются американцы. Паста из Италии, сальса из Мексики и суши из Японии — все это стало частью американской культуры питания. Другой пример — виды спорта и игры, в которые мы играем. Азиатские боевые искусства сейчас составляют большую часть американской культуры; футбол (футбол) пришел из Англии и Западной Европы, чтобы стать другой частью американской культуры.Даже наши любимые настольные игры, такие как шахматы и парчези, прибыли в Америку из Индии. Посмотрите вокруг на все замечательные вещи, которыми наслаждаются американцы, и вы обнаружите, что многие из них были привезены сюда иммигрантами со всего мира.

В этом примере автор утверждает, что американская культура состоит из культурных элементов со всего мира. Во вспомогательных предложениях, которые следуют за каждым из них, приводятся примеры этих культурных элементов, чтобы читатель мог видеть, что автор пытается выразить.

В. Как написать поддерживающее предложение

Помните, тематическое предложение — это то, что вы пытаетесь выразить, а вспомогательные предложения нужны для того, чтобы читатель понял ваше сообщение. Итак, вспомогательные предложения зависят от вашей темы.

Тип вспомогательного предложения, которое вы используете, также будет зависеть от типа сочинения, которое вы пишете. Например, в повествовательном или описательном эссе могут использоваться вспомогательные предложения, описывающие и содержащие детали.Аргументативное или убедительное эссе будет основываться на использовании вспомогательных предложений для изложения фактов или доказательств. В пояснительном эссе необходимо использовать множество вспомогательных предложений с примерами. Независимо от того, какое эссе вы пишете, помните следующие советы:

а. Убедитесь, что соединения свободны

Убедитесь, что связь между поддерживающим предложением и тематическим предложением ясна. Использование переходных фраз в начале ваших поддерживающих предложений может прояснить эту связь.

Пример

Многие страны пытаются найти способы использовать меньше ископаемого топлива. Основной причиной этого является из-за роста цен на них. Другой важной причиной является из-за ущерба окружающей среде, нанесенного сжиганием ископаемого топлива.

г. Предоставляйте аудитории только необходимую им информацию

Вы должны учитывать, насколько ваш читатель знает (или не знает) о вашей теме, чтобы вы могли предоставить полезные вспомогательные предложения.Например, представьте, что вы пишете эссе о сердечно-сосудистой системе. Если ваша аудитория состоит из молодых учеников 1–5 классов, вы захотите включить вспомогательные предложения, объясняющие, что сердце и легкие являются главными органами. Однако, если ваша аудитория состоит из учеников старшей школы, они уже знают эту основную информацию; ваши вспомогательные предложения могут описывать различные типы вен и артерий или представлять факты о том, как легкие захватывают кислород из воздуха и выделяют углекислый газ.С другой стороны, вы не захотите включать дополнительную информацию о пищеварительной системе или мозге. Добавление дополнительной информации может только запутать читателя или отвлечь его от того, что вы пытаетесь донести.

г. Включайте идеи, которые дополняют друг друга

Используйте поддерживающие предложения вместе, чтобы развивать более масштабные идеи. Ваши предложения могут поддерживать не только основную идею, но и друг друга. В следующем примере посмотрите, как каждое вспомогательное предложение объясняет предыдущее.Подобное использование вспомогательных предложений помогает читателю понять более сложные идеи и объединяет ваше эссе в одну связную работу.

Пример

Сжигание ископаемого топлива вызывает глобальное потепление. Это связано с тем, что при сжигании угля и нефти они выделяют такие газы, как диоксид углерода, метан и озон. Эти газы большие (по крайней мере, для молекул!) И заполняют нашу атмосферу. В результате тепло с Земли не может так легко проникать в космос.Вместо этого он «сталкивается» с этими молекулами, и — это , тепловая энергия поглощается. В результате наши небеса наполняются горячими газами, которые повышают среднюю температуру нашего мира.

.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *