Контрольная работа по теме функциональные разновидности языка: Контрольная работа по теме: «Функциональные разновидности языка »

Содержание

Контрольная работа по теме: «Функциональные разновидности языка »

Контрольная работа по теме: «Функциональные разновидности языка »

Задание 1.Перечислите основные функции языка- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Закончите предложения, указывая стиль(стили) речи

Неофициальная, непринуждённая обстановка характерна для __________________________________

Художественная образность, эмоциональность, экспрессивность- основные особенности ______________________________________________________________________________________

Речевые штампы и клише используются в ______________________________________________________________________________________

Широкое применение тропов , фигур речи характерно для ____________________________________

Преобладание именных частей речи над глагольными(использование отглагольных существительных)- признак______________________________________________________________

Использование восклицательных предложений, риторических вопросов, обращений, обратного порядка слов(инверсии),предложений с рядами однородных членов характерно ______________________________________________________________________________________

Общественно-политическая ,книжная лексика используется в ______________________________________________________________________________________

Обобщённо-отвлечённый характер изложения, логичность, точность конкретность, отсутствие образности- основные особенности _______________________________________________________

Сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать указания, инструкции – задача ______________________________________________________________________________________

Эмоционально-оценочная и эмоционально-экспрессивная лексика используется в ______________________________________________________________________________________

Употребление единственного числа в значении множественного является одним из признаков ______________________________________________________________________________________

Воздействие на читателя, формирование определённого отношения к тем или иным проблемам жизни, побуждение к действию – задача ___________________________________________________

Задание 2.

Распределите данные ниже слова в соответствии с их принадлежностью к той или иной разновидности языка : постановление, заметка, учебник, повесть, законы, расписка, справочное пособие, интервью, драма, роман, репортаж, научная монография, заявление, автобиография, энциклопедическая статья, отзыв, басня, пословица, характеристика, объявление загадка, публичное выступление, научный доклад.

Официально-деловой

Научный

Публицистический

Язык художественной литературы

Задание 3.Произведите стилистический анализ текста.( 1 вариант)

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. …Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба… Н.В. Гоголь.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.Произведите стилистический анализ текста.(2 вариант)

Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки…

Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, — будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь — это не одномоментность существования.

Будем знать историю — историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира.

Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.

…Дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать всё то , что делает нашу жизнь осмысленной и одухотворённой. / Д.С.Лихачёв/

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Напишите мини-сочинение по одному из высказываний,приведённых ниже. Объясните, как вы понимаете смысл данного высказывания. Свою точку зрения аргументируйте.

Язык не может быть плохим или хорошим… Ведь язык — это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. — С. Довлатов

Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И.Куприн

По сути, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов

Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай что говоришь. Клавдий

Говорить не думая — все равно что стрелять не целясь. Сервантес.

План стилистического анализа текста

  1. Экстралингвистический анализ текста.

  1. Автор и адресат речи; предмет речи; тема текста; цель автора.

  2. Вид речи (монолог, диалог, полилог).

  3. Форма речи (устная или письменная).

  4. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).

  5. Сфера применения функциональной разновидности языка.

  1. Лингвистический анализ текста.

  1. Стилистические функции и особенности лексико-фразеологических средств текста.

  2. Особенности и стилистические функции словообразовательных средств текста.

  3. Особенности синтаксических средств и их стилистическая роль.

  4. Средства создания образности и экспрессивности текста.

  5. Индивидуальность слога (приемы, отступления от норм и т.п.)

III. Вывод: функциональный стиль текста, подстиль, жанр.

Проверочная работа «Функциональные разновидности языка»

ВАРИАНТ 1

1.Определить функциональную разновидность языка.

А) В квартире зазвонил телефон.

-Алё! Мишка! Хочу узнать задание по русскому.

-А почему ты не записал?

-Забыл. ….

Б) Пешковский Александр Матвеевич – выдающийся русский лингвист, основоположник многих направлений в науке, успешно развивающихся и в наше время. Главная книга А.П.Пешковского посвящена синтаксису.

В) Сад отцветал, осыпался, но зато продолжал буйно густеть и темнеть. Леса тонули уже в несметных цветах, в высоких травах, и звучная глубина их звала в свои зелёные недра соловьями и кукушками.

Г) При обнаружении палиграфического брака в купленной книге покупатель имеет право обменять данный экземпляр в магазине. В случае отсутствия исправного экземпляра для замены магазин обязан возместить покупателю стоимость покупки.

Д) Сегодня, 20 октября 2015 года в школе состоялась спартакиада. Учащиеся нашего класса очень ждали это событие. Команда готовилась, собирали снаряжение, ежедневно тренировались. Каждому члену команды хотелось показать лучшие свои возможности. В самый ответственный момент капитан подбодрил своих ребят. И вот начались соревнования…..

Ж) Имя существительное – часть речи, которое отвечает на вопросы кто? Что? Обозначает предмет, явление, вещество, отвлечённое понятие. Имеет морфологические признаки. В предложении выступает в роли подлежащего, дополнения, сказуемого.

2. Определить стиль речи по признакам

А) Сфера употребления: неофициальная обстановка. Задача речи: общение, обмен впечатлениями. Особенности: непринуждённость, эмоциональность, экспрессивность, наличие фразеологизмов

Б) Сфера употребления: официальная обстановка. Задача речи: сообщение информации, указаний, инструкций. Особенности: стандартность, точность, сжатость, отсутствие эмоциональности

В) Задача речи: воздействие на слушателей и читателей. Особенности: непринуждённость, эмоциональность, экспрессивность, наличие фразеологизмов, призывность, побуждение , присутствие обращений, ярких выражений, наличие восклицательных предложений, вопросительных, употребление слов в переносном значении

Г) Задача речи: воздействие на слушателей и читателей. . Особенности: создание образа, эмоциональность, экспрессивность, использование языковых средств

Д) Задача речи: сообщение точной информации, объяснение, аргументированность. Особенности: обобщённость, логичность, точность, наличие конкретной информации, терминов, отсутствие эмоциональности


 

ВАРИАНТ 2

1.Определить функциональную разновидность языка.

А) Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.

Б) «Сегодня утром баба Нюра, выйдя в сарай, чтобы подоить свою корову Зорьку, была немало удивлена. Она обнаружила открытую дверь в подсобное помещение, а животного внутри не оказалось. «Кто увел Зорьку и что мне делать без нее?», –с такими вопросами баба Нюра обратилась к местному участковому Ивану Головину. Ведется расследование».
 

В) «Захожу я, Степановна, в сарай, а Зорьки-то нету! Я уж звала ее, кричала, к соседу Петровичу сходила – может он чего видел… А он со вчерашнего вечера так набрался, что до сих пор из дому не выходит. Пошла к участковому, он говорит: «Пишите заявление, разберемся.». Ну я и написала. Домой пошла через кладбище, смотрю, а Зорька-то моя на полянке пасется!»
Г) Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример»

Д) Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее, а в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь..

2. Определить стиль речи по признакам

А) Сфера употребления: неофициальная обстановка. Задача речи: общение, обмен впечатлениями. Особенности: непринуждённость, эмоциональность, экспрессивность, наличие фразеологизмов

Б) Сфера употребления: официальная обстановка. Задача речи: сообщение информации, указаний, инструкций. Особенности: стандартность, точность, сжатость, отсутствие эмоциональности

В) Задача речи: воздействие на слушателей и читателей. Особенности: непринуждённость, эмоциональность, экспрессивность, наличие фразеологизмов, призывность, побуждение , присутствие обращений, ярких выражений, наличие восклицательных предложений, вопросительных, употребление слов в переносном значении

Г) Задача речи: воздействие на слушателей и читателей. . Особенности: создание образа, эмоциональность, экспрессивность, использование языковых средств

Д) Задача речи: сообщение точной информации, объяснение, аргументированность. Особенности: обобщённость, логичность, точность, наличие конкретной информации, терминов, отсутствие эмоциональности

Дидактический материал на темы «Функциональные разновидности языка. Работа с текстом»

«Функциональные разновидности языка. Работа с текстом». 8 класс.

Материал о березе можно найти:

-в художественном стиле;

-в публицистическом стиле;

-в научном стиле.

Любая страна имеет свои официальные символы: флаг, герб, гимн. Однако у каждой страны есть свои неофициальные народные символы, которые являются неотъемлемой частью истории и культуры.

С давних времен береза считается символом России. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой березы? русский лес без светлой березовой рощи? русскую баню без березового веника?

Меня заинтересовало, почему из всех деревьев русский народ символом выбрал белоствольную березку? Я решила найти, проанализировать информацию о березе и провести исследование по осведомленности об этом символе России. Также мне стало интересно, насколько улицы в окрестностях школы богаты березами. Результаты моей работы представлены в данном проекте.

Основная часть

1. Русское слово «берёза» очень древнее. В индоевропейских языках это слово было прилагательным. Оно означало «светлый», «белый». Латинское название Betula (Бетуля) означает осчастливленный, блаженный. В русском фольклоре название берёза связано с именем богини Берегини, оберегавшей от бед и исцелявшей от болезней.

Берёза — это не только название дерева, но и города, который находится в Брестской области Белоруссии. В Пермской области России есть город Березники. Корень береза встречается и в некоторых фамилиях (Березкин, Берестов, Березовский и т.д.)

2. В мире насчитывается более 100 видов, подвидов и гибридов березы. На территории России наиболее распространены берёза обыкновенная, бородавчатая или повислая, берёза пушистая,  берёза кустарниковая, берёза малорослая, карликовая.

Самая распространённая в лесной зоне Берёза Обыкновенная, или Белая, отличается стройностью, ослепительно-белой корой и ромбическими, по краям пильчатыми листьями. На болотах растет береза Пушистая, в тундрах встречается низкий кустарничек — Карликовая берёза. На юге растет Кавказская береза, на Кольском полуострове и в Карелии – Карельская, а на Камчатке – Каменная. Берёза в России распространена повсеместно, нет только на островах Крайнего Севера и в сухих пустынях.

Высота деревьев 25 – 45 м, кустарников и кустарничков 10-100 см. Продолжительность жизни до150 лет и более. Окраску стволу придает особое вещество белого цвета – бетулин. Почти все виды светолюбивы, нетребовательны к почве, быстро растут, хорошо переносят неблагоприятные условия. Размножаются семенами, хорошо возобновляются порослью.

3. Древние славяне считали, что в дереве живут души умерших людей, поэтому его почитали. На Руси береза считалась покровительницей девушек и молодых женщин.

Почему же именно береза пользовалась такой популярностью? Она всегда сопутствовала русскому человеку. Летом в тени можно было укрыться от солнца, зимой березовые дрова хорошо согревали избу, на бересте в древности писали, из нее же плели туеса, короба и шкатулки.

А сколько древнеславянских обрядов и обычаев связано с березой! Дерево тщательно оберегали — повсеместно существовал запрет ломать берёзу. Он не соблюдался только в праздник Семик, в момент бурного роста растительности, когда возникала возможность передать силу дерева земле, что являлось жизненно необходимым для земледельца. Поверье тесно переплелось с христианским праздником Троицы, впитавшим в себя всю языческую обрядность. Об этом поётся в знаменитой русской народной песне «Во поле берёзка стояла» …я пойду-пойду погуляю, белую березу заломаю… Как и для чего «заламывали» берёзу?

Выбирали молодое гибкое деревце и пригибали (заламывали) ствол и ветви к земле, в надежде, что дерево передаст ей свои магические свойства. Земля, получив в дар от берёзы силу, должна была стать особенно плодородной. Кроме этого, совершали множество обрядов. Девушки украшали берёзы разноцветными лентами, связывали деревца в арки, водили хороводы, обносили венки из веток вокруг полей, деревень, вносили в дом. Пели песни, которые носили характер магического заклинания на урожай.

Береза была надежным оберегом от злых духов. Березовые ветки клали под крышу дома, чтобы предотвратить попадание молнии. В огороде и в поле ими отпугивали грызунов и птиц. Воткнутые перед дверями хлева или сарая ветки ограждали домашний скот от нечистой силы и ведьм. Традиционный в русской бане березовый веник символизировал очищение и исцеление.

С березой было связано немало народных примет. Чтобы узнать, какое будет лето, присмотритесь к березам. Если весною береза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое. Если ольха наперед – мокрое. Из березы течет много сока – к дождливому лету. Листья осенью начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней, а если равномерно – средней.

4. В поэзии и изобразительном искусстве береза, как часть русского пейзажа, стала ассоциироваться с родным домом, с малой родиной, с русской глубинкой. Особую силу эти ассоциации приобрели в кругу русской эмиграции, представители которой, читая стихи С. А. Есенина, испытывали особую тоску по покинутой Родине.

5. Берёза приносит огромную, незаменимую пользу человеку до сих пор. Берёзовый деготь применяют в медицине как антисептик, березовые почки являются противовоспалительным средством. Из древесины получают активированный уголь. И конечно, нельзя не упомянуть о целебных свойствах березового сока. Он является естественным «антибиотиком», полезен при ангине, бронхитах, пневмонии, служит восстанавливающим средством при лечении туберкулеза и онкологических заболеваний. Изделия из бересты и карельской берёзы очень ценятся и являются прекрасными сувенирами, стоимость которых порой достаточно высока.

1. Сумочки от 990р.

2. Хлебница от 3200р.

3. Стол письменный от 40000р.

4. Шахматы от 165000р.

Контрольная срезовая работа по русскому языку по теме «Язык и речь. Функциональные стили речи»

Согласовано:

Утверждаю:

Председатель МК

Зав.филиалом

_________________

___________________

«_____» ___________ 20 г

«___» ____________ 20 г.

Контрольные вопросы для проведения срезовых работ по русскому языку

в группах _________________ по теме

«Язык и речь. Функциональные стили речи»

Вариант 1.

1. Выберите правильное определение

А.Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.

Б. Текст – это набор предложений.

В. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.

2. Выберите правильное определение.

А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.

Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.

В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.

3. Для какого стиля речи важнейшая функция – общение?

А. научный Б. разговорный В. публицистический

4. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления?

А. официально-деловой Б. разговорный В. публицистический

5. Что характерно для художественного стиля речи?

А. объективность в изображении

Б. использование в сфере науки и техники

В. использование всех пластов стилей речи

6. Какова цель сообщения текстов официально-делового стиля?

А. Создание картин и образов. Б. Непосредственное повседневное общение.

В. Убеждение, воздействие на слушателя. Г. Точная передача информации.

Д. Передача научных сообщений.

7. Продолжите предложение:

Микротема – это…

8. Найдите соответствие, Определите, к каким стилям речи относятся приведённые отрывки:

1) Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.

2) Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела.

3) Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто!

а) научный б) официально-деловой в) публицистический

г) художественный д) разговорный

9. Какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) представлен во фрагменте?

Через несколько минут Колька был у дома, где жил Серега. Он быстро вбежал на шестой этаж и позвонил. Дверь не открывали. Он позвонил еще. Еще. Никто не открывал.

«Что с ним» — с тревогой подумал Колька. Он подбежал к окну лестничной площадки, раскрыл его и выскочил на подоконник. Ухватившись руками за низ рамы, Колька вылез в окно и нащупал ногами карниз. (В. Малыхин)

10. Напишите композиционные особенности текста-описания.

Председатель МК

Зав.филиалом

_________________

___________________

«_____» ___________ 20 г

«___» _____ 20 г.

Контрольные вопросы для проведения срезовых работ по русскому языку в группах _________________ по теме

«Язык и речь. Функциональные стили речи»

Вариант 2

1. Выберите правильное определение.

А. Стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.

Б. Стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка.

В. Стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста

2. Выберите правильное определение.

А. Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение.

Б. Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества.

В. Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.

3. Для какого стиля речи характерна стандартизованность?

А. научный Б. публицистический В. официально-деловой

4. В каком стиле речи уместно употребление междометий и просторечий?

А. научный Б. разговорный В. официально-деловой

5. Какому стилю речи присуща призывность?

А. разговорный Б. публицистический В. официально-деловой

6. Какова цель сообщения текстов художественного стиля?

А. Создание картин и образов. Б. Непосредственное повседневное общение.

В. Убеждение, воздействие на слушателя. Г. Точная передача информации.

Д. Передача научных сообщений.

7. Продолжите предложение:

Грамматическая связь между предложениями бывает…

8. Найдите соответствие. Определите, к каким стилям речи относятся приведённые отрывки:

1) Почти 11% всей земной суши скрыто подо льдом. Объем льда оценивается в 30 000 000 км3 . Сюда входят и айсберги, и льды Северного полюса, и материковые льды Антарктиды, и ледяные пики горных хребтов. Ученые предполагают, что период общего сокращения оледенения, наблюдавшийся с начала прошлого века, заканчивается.

2) Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

– Спи уже, путешественник хренов, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге…

3) Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример».

а) научный б) официально-деловой в) публицистический г) художественный д) разговорный

9. Какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) представлен во фрагменте?

Дом был выкрашен розовой, клюквы с молоком цвета краской. Окна имели свои кокошники снизу. Над калиткой какой-то ненужный прорез. От фасада получалось впечатление такое, что домишко стоит вверх ногами. А для пущей неразберихи на трубе, на крыше, вместо стрелки или петушка, как полагается для флюгера. Торчала жестяная ощетинившаяся кошка с задранным по ветру хвостом.(К. Петров-Водкин)

10. Напишите композиционные особенности текста-рассуждения.

Эталоны ответов срезовых работ по русскому языку

в группах _________________ по теме

«Язык и речь. Функциональные стили речи»

2) отдельные признаки предмета;

3) авторская оценка. вывод, заключение.

1) тезис;

2) доказательство этой мысли, т.е. аргументы, сопровождаемые примерами;

3) вывод или заключение.

Эталоны ответов срезовых работ по русскому языку

в группах _________________ по теме

«Язык и речь. Функциональные стили речи»

2) отдельные признаки предмета;

3) авторская оценка. вывод, заключение.

1-3

1) тезис;

2) доказательство этой мысли, т.е. аргументы, сопровождаемые примерами;

3) вывод или заключение.

1-3

Итого:

16

Итого:

16

Критерии оценки.

«5» — 15-16 баллов;

«4» — 12-14 баллов;

«3» — 7-11 баллов;

«2» — менее 7 баллов.

План-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме: Подготовка и контрольная работа по русскому языку в 8 классе на тему «Стили речи»

Формирование навыков изучающего чтения в процессе проведения речеведческого анализа текста

Урок русского языка в 8 классе: контрольная работа по теме «Стили речи»

Учитель Дынина Ольга Алексеевна (МАОУ Правдинская СОШ №2)

В учебнике русского языка для 8 класса С.И. Львовой и В.В. Львова в отдельную тему вынесена стилистика: ряд уроков про программе С.И. Львовой посвящен изучению функциональных стилей речи и работе с ними. Объем информации, данной в учебнике, большой. Здесь можно применять разнообразные формы работы с ним: классическое чтение и конспектирование, работа в группах, объяснение учителя, наблюдения за языковым материалом и т.п.

Материл, который  представлен в этой статье, я использовала в качестве подготовки и непосредственно контрольной работы после изучения темы «Стили речи».

  1. Подготовка к контрольной работе на тему «Стили речи»

Цель урока: на конкретных примерах показать, как можно использовать полученные на предыдущих уроках знания; обучить навыкам изучающего чтения; обучить речеведческому анализу текста с точки зрения его стилистической принадлежности; научить пользоваться информацией, данной в справочной литературе, использовать ее для собственной работы; подготовиться к контрольной работе.

Оборудование: лист с текстами, интерактивная доска, учебник по русскому языку для 8 класса С.И. Львовой, В.В. Львова, рабочая тетрадь.

Содержание урока:

  1. Каждый из учащихся получает лист А4, в котором даны задание, тексты и специальные графы у каждого из текстов для записи ответов. Здесь важно то, что дети смогут вести наблюдение за языковым материалом и графически работать с ним (подчеркивать, выделять примеры и т.п.).
  2. Учитель ведет ту же работу, но на доске. Так дети смогут соотносить свои записи и пометки с работой учителя.
  3. Задание:

Определите стиль речи каждого из  данных текстов, проанализируйте каждый текст, отметьте примеры специальными графическими символами. Используйте для анализа таблицу «Функциональные разновидности языка» в приложении учебника (с.299-302):

Электронный паспорт содержит в себе данные, которые разнесены по четырем основным функциональным блокам. Первый из них — это персональные данные. Этот функциональный блок включает в себя имя, фамилию, отчество, год рождения, семейное положение, прописку, сведения о детях и прочую информацию о гражданине.

Вторым функциональным блоком является информация о визах. Эта информация выносится в отдельную группу, поскольку она обновляется и дополняется гораздо чаще.

Третьим блоком являются биометрические данные. К ним относятся фотография гражданина в формате jpg, отпечатки пальцев, снимок сетчатки глаза и любые другие данные, которые физиологически подтверждают личность человека.

Четвертый блок — это криптографические данные, которые представляют собой цифровой ключ, благодаря которому осуществляется защита целостности и проверка подлинности информации.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сидорович плохо спал ночью, то и дело просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха и представлять, что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

Он думал о Тайге…

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свою искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Петрову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствии с условиями коллективного договора ООО «Пример».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ёу, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башню. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне все равно: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто!

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каждый текст учитель читает вместе с учениками. Дети определяют его стиль. Теперь важно это доказать. Для доказательства обращаемся к таблице в конце учебника. Допустим, первый текст мы относим к научному стилю. Значит, на сточках, которые даны под текстом, пишем: Научный стиль речи. 1) Задача и основные особенности: сообщение научной информации, текст носит обобщённо-отвлеченный характер, логично и точно построен, информативный, безОбразный. 2) Лексические средства: здесь учащиеся должны прочитать материал, данный в таблице и найти примеры тех или иных лексических средств в анализируемом тексте. Запись будет выглядеть так: абстрактная лексика (соответствующим подчеркиванием обозначаем примеры абстрактной лексики в самом тексте), научные термины (так же подчеркиваем примеры научных терминов в тексте) и т.д. 3) Морфологические средства: по тому же принципу: находим примеры заявленных в таблице морфологических средств, подчеркиваем их и записываем в ответ. 4) Синтаксические средства: так же находим в тексте заявленные в таблице синтаксические средства, придумываем для них условное обозначение, выделяем и выносим условное обозначение в ответ под текстом. 5) Тип речи и жанр: определяем тип речи и жанр данного текста и записываем ответ.

В том случае, если из заявленных в таблице средств мы не нашли ни одного примера в анализируемом тексте, пишем фразу: «Данные средства в тексте не представлены». Важно, чтобы в сознании детей уложилось, что все тексты как под копирку одинаковыми быть не могут. Мы знакомимся с наиболее распространенными их свойствами, но бывают и отхождения от тенденции.

Аналогичным образом анализируем каждый текст. Дети – на листах, учитель — с ними на доске.

Таким образом мы соотносим изученную ранее информацию с конкретными примерами текстов и учимся доказывать свою точку зрения.

  1. Контрольная работа на тему «Стили речи».

Цель урока: провести контроль знаний, умений и навыков учащихся, полученных на предыдущих уроках.

Оборудование: лист с текстами, учебник по русскому языку для 8 класса С.И. Львовой, В.В. Львова.

Задание:

1 вариант

Определите стиль речи каждого из  данных текстов, проанализируйте каждый текст, отметьте примеры специальными графическими символами. Используйте для анализа таблицу «Функциональные разновидности языка» в приложении учебника (с.299-302):

Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вы когда-нибудь задумывались о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы деревни на его кольцах? Конечно, нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, насколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Акт беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к животным проявил житель деревни Эксперименталово, который в своих корыстных целях с особым цинизмом использовал несчастных куриц для создания своего «философского камня». Золото было получено, однако это живодера не остановило, и он даже не пытался помочь бедным созданиям, ставшим жертвой его вопиющих экспериментов. Сложно сказать, чем чревато такое открытие, однако, учитывая тенденции в поведении «ученого», можно сделать вывод, что он явно замышляет захват власти над миром.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 вариант

Автобиография.
Я, Петров Пётр Петрович, родился 1 января 1983 году в селе Иваново Вологодской области в семье рабочего.
В 1989 году поступил в первый класс школы № 444 города Вологда.
В настоящее время закончил 9 класс школы № 444 г. Вологда.
Мой отец, Петров Пётр Петрович, 1955 года рождения, работает в школе. Моя мать, Петрова Зинаида Ивановна, 1955 года рождения, работает воспитательницей в детском саду.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учащимся  разрешено пользоваться таблицей в конце учебника.

В сильном классе дети справляются с данной работой примерно за 30-35 минут, поэтому в таком случае количество текстов для анализа можно увеличить.

В слабом классе работа может занять весь урок, но целесообразно придумать дополнительное задание для тех, кто выполнит эту работу рано.

Тест по русскому языку по теме: Тестовые задания по теме «Язык и речь. Виды речевой деятельности».

Тема «Язык и речь»

I вариант

1. Язык- это:

А) набор текстов; Б) знание правил; В) знаковая система.

2. Обработанную форму общенародного языка, обладающую письменно закрепленными нормами и обслуживающую различные сферы человеческой деятельности, называют:

А) литературным языком; Б) художественным языком; В) современным языком.

3. Волюнтативная функция языка- это:

А) функция общения;                    В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия;               Г) функция мышления.

4. Коммуникативная функция языка — это:

А) функция общения;                    В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия;               Г) функция мышления.

5. Познавательная функция языка – это:

А) функция общения;                    В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия;               Г) функция мышления.

6. Аккумулятивная функция языка — это:

А) функция общения;                    В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия;               Г) функция мышления.

7.  Назовите формы существования языка:

А) диалект;

Б) художественный язык;

В) просторечие;

Г) жаргон;

Д) литературный язык.

8. Жаргон- это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) речь людей одной местности;

В) речь неграмотных людей.

9. Просторечие-это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) речь людей одной местности;

В) речь неграмотных людей.

10. Диалект-это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией.

В) речь неграмотных людей.

11.   Что не является коммуникативным качеством хорошей речи?

А) правильность; Б) выразительность; В) бедность; Г) чистота.

12. Выберите языковые средства, разрушающие чистоту речи:

А) диалектизмы;    В) жаргонизмы

Б) неологизмы;       Г) архаизмы.

13. Определите функционально-смысловой тип текста.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то далеко- кажется , за краем земли- хрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым  хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. (К. Паустовский)

А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.

14. Определите функционально-смысловой тип текста.

После прилета скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на ветке дерева, трепеща черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни.( По И.Соколову-Микитову)

А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.

15. Определите функционально-смысловой тип текста.

Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей- словом, делает вас мудрыми. (Д.Лихачев)

А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.

16. Функциональный стиль – это:

А) разновидность литературной речи;

Б) особая форма речи;

В) вид речевой деятельности.

17. Для разговорной речи характерны:

а) кодификация; б) неподготовленность; в) тематическое единство.

18. Что является целью научного стиля речи?

А) передавать знания, обобщать информацию;   В) давать указания;

Б) убеждать людей;                                                  Г) организовывать работу

19. Что является целью официально-делового стиля речи?

А) передавать знания, обобщать информацию;    В) давать указания;

Б) убеждать людей;                                                  Г) организовывать работу

20. Что является целью публицистического стиля речи?

А) передавать знания, обобщать информацию;   В) давать указания;

Б) убеждать людей;                                                 Г) организовывать работу

21. Что не является жанром научного стиля?

А) доклад;              В) реферат;

Б) диссертация;     Г) автобиография.

22. Что не является жанром официально-делового  стиля?

А) заявление;              В) репортаж;

Б) протокол;                Г) автобиография.

23. Что не является жанром публицистического стиля?

А) памфлет;              В) репортаж;

Б) доверенность;       Г) фельетон.

24. Выберите признак, характеризующий реферат.

А) обмен мнениями по какому-либо вопросу;

Б) композиционно организованное обобщенное изложение содержание книги;

В) развернутое сообщение на определенную тему.

25. Что такое заявление?

А) средство делового взаимодействия между фирмами и организациями;

Б) документ, в котором даются руководящие указания по определенному вопросу;

В) письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного характера.

26. Что такое характеристика?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

27. Что такое расписка?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

28. Что такое доверенность?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

29. Что такое рецензия?

А) критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) краткое описание жизненных событий, обычно социально-значимых.

30. Расположите в логической последовательности элементы композиции речи.

А) конец речи;

Б) вступление;

В) главная часть;

Г) этикетные формулы.

Тема «Язык и речь»

II вариант

1. Обработанную форму общенародного языка, обладающую письменно закрепленными нормами и обслуживающую различные сферы человеческой деятельности, называют:

А) литературным языком; Б) художественным языком; В) современным языком.

2. Волюнтативная функция языка- это:

А) функция общения;                    В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия;               Г) функция мышления.

3. Коммуникативная функция языка- это:

А) функция общения;                    В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия;               Г) функция мышления.

4. Познавательная функция языка –это:

А) функция общения;                    В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия;               Г) функция мышления.

5. Аккумулятивная функция языка- это:

А) функция общения;                    В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия;               Г) функция мышления.

6.  Назовите формы существования языка:

А) диалект;

Б) художественный язык;

В) просторечие;

Г) жаргон;

Д) литературный язык.

7. Жаргон- это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) речь людей одной местности;

В) речь неграмотных людей.

8. Просторечие-это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) речь людей одной местности;

В) речь неграмотных людей.

9. Диалект-это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией;

В) речь неграмотных людей.

10.   Что не является коммуникативным качеством хорошей речи?

А) богатство; Б) выразительность; В) последовательность; Г) чистота.

11. Выберите языковые средства, разрушающие чистоту речи:

А) диалектизмы;    В) жаргонизмы

Б) неологизмы;       Г) архаизмы.

12. Язык- это:

А) набор текстов; Б) знание правил; В) знаковая система.

13. Функциональный стиль – это:

А) разновидность литературной речи;

Б) особая форма речи;

В) вид речевой деятельности.

14. Для разговорной речи характерны:

а) кодификация; б) неподготовленность; в) тематическое единство.

15. Что является целью научного стиля речи?

А) передавать знания, обобщать информацию;   В) давать указания;

Б) убеждать людей;                                                  Г) организовывать работу

16. Что является целью официально-делового стиля речи?

А) передавать знания, обобщать информацию;    В) давать указания;

Б) убеждать людей;                                                  Г) организовывать работу

17. Что является целью публицистического стиля речи?

А) передавать знания, обобщать информацию;   В) давать указания;

Б) убеждать людей;                                                 Г) организовывать работу

18. Что не является жанром научного стиля?

А) доклад;              В) реферат;

Б) диссертация;     Г) автобиография.

19. Что не является жанром официально-делового  стиля?

А) заявление;              В) репортаж;

Б) протокол;                Г) автобиография.

20. Что не является жанром публицистического стиля?

А) памфлет;              В) репортаж;

Б) доверенность;       Г) фельетон.

21. Выберите признак, характеризующий реферат.

А) обмен мнениями по какому-либо вопросу;

Б) композиционно организованное обобщенное изложение содержание книги;

В) развернутое сообщение на определенную тему.

22. Что такое заявление?

А) средство делового взаимодействия между фирмами и организациями;

Б) документ, в котором даются руководящие указания по определенному вопросу;

В) письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного характера.

23. Что такое характеристика?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

24. Что такое расписка?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

25. Что такое доверенность?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

26. Что такое рецензия?

А) критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) краткое описание жизненных событий, обычно социально-значимых.

27. Расположите в логической последовательности элементы композиции речи.

А) конец речи;

Б) вступление;

В) главная часть;

Г) этикетные формулы.

28. Определите функционально-смысловой тип текста.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то далеко- кажется , за краем земли- хрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым  хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. (К. Паустовский)

А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.

29. Определите функционально-смысловой тип текста.

После прилета скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на ветке дерева, трепеща черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни.( По И.Соколову-Микитову)

А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.

30. Определите функционально-смысловой тип текста.

Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей- словом, делает вас мудрыми. (Д.Лихачев)

А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.

Эталоны ответов

IВАРИАНТ

IIВАРИАНТ

1. В

1. А

2.А

2.Б

3. Б

3. А

4. А

4. Г

5.Г

5. В

6. В

6. А ,В, Г, Д

7. А ,В, Г, Д

7. А

8. А

8. В

9. В

9. Б

10. Б

10. В

11.В

11.А, В

12. А ,В

12. В

13. В

13. А

14. А

14. Б

15. Б

15. А

16. А

16. В

17. Б

17. Б

18. А

18. Г

19. В

19. В

20.Б

20.Б

21. Г

21. Б

22. В

22. В

23. Б

23. Б

24. Б

24. А

25. В

25. В

26. Б

26. А

27. А

27. Г, Б, В, А

28. В

28. В

29. А

29. А

30 Г, Б, В, А

30 Б

Урок 15. функциональные разновидности русского литературного языка — Русский язык — 10 класс

Русский язык

10 класс

Урок № 15

Тема: Функциональные разновидности русского литературного языка.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • особенности пяти стилей речи: научного, официально-делового, художественного, публицистического и разговорного;
  • функциональные разновидности языка и характерные для них речевые жанры.

Глоссарий

Речь — это деятельность, в которой человек пользуется языком в целях общения с другими людьми.

Разговорный стиль — функциональная разновидность русского литературного языка — используется для непринужденного общения, обмена информацией в неформальной обстановке. В целом он считается устным, однако его нередко используют и в письменных формах.

Научный стиль — функциональная разновидность русского литературного языка — используется в сфере науки и служит для сообщения и анализа информации, полученной в ходе научных исследований.

Официально-деловой стиль — функциональная разновидность русского литературного языка — используется в административно-правовой сфере и служит для информирования в официальной обстановке, а также для оформления документов: законов, приказов, постановлений и т.д. и т.п.

Публицистический стиль — функциональная разновидность русского литературного языка – используется в общественно-политической жизни: в прессе, на телевидении, в публичных выступлениях – и выполняет информационную, воздействующую, а также эстетическую функцию.

Художественный стиль — функциональная разновидность русского литературного языка, которая находит применение в художественной литературе, выполняя образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию.

Стилистически окрашенная лексика — это языковые единицы, несущие экспрессивную стилистическую информацию, которая связывает их употребление с определёнными условиями общения.

Канцеляризмы — слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях речи они неуместны, являются штампами, например: имеет место отсутствие запасных частей.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.

Дополнительная литература:

1. Балакай А. Г. Словарь русского речевого этикета//Балакай А. Г.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2001 – 768 с.;

2. Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи// Штрекер Н. Ю. — М.: Юнити-Дана, 2003, 383 с.;

3. Введенская Л. А., Русский язык и культура речи//Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е. Ю — Ростов-на-Дону, 2001 г. — 424 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сравнив два определения понятия «функциональный стиль», найдите в них общее и различное.

Первое определение. Функциональные стили — это разновидности русской литературной речи для каждой сферы общения с учетом речевой ситуации.

Второе определение. Функциональные стили — это разновидности литературного языка, выполняющего определенную функцию в общении.

Оба определения понятия содержат общие ключевые слова разновидности, общение,литературный. Но в первом определении понятие функциональный стиль связывается с речью, а во втором — с языком.

Сегодня на уроке мы рассмотрим функциональные разновидности русского литературного языка, связанного с различными ситуациями речи.

Знать язык в совершенстве — значит владеть его стилями, потому что именно благодаря стилистическому разнообразию язык приобретёт такие качества, как гибкость, разнообразие, точность, богатство, выразительность. Наука, изучающая функциональные разновидности литературного языка и характерные для них стилистические ресурсы, называется стилистикой.

Знать язык в совершенстве – значит владеть его стилями, потому что именно благодаря стилистическому разнообразию язык приобретает такие качества, как гибкость, разнообразие, точность, богатство, выразительность. Наука, изучающая функциональные разновидности литературного языка и характерные для них стилистические ресурсы, называется стилистикой.

Задание 1.

Подберите к выделенным глаголам синонимичные словосочетания, характерные для официально-делового стиля речи.

1.Директорпредприятия решил повысить зарплату инженерам и подписал соответствующий приказ.

Директор предприятия принял решение повысить зарплату инженерам и поставил подпись под соответствующим приказом.

2. Родители согласились на обучение и лечение своего ребенка в школе-интернате санаторного типа.

Родители дали согласие на обучение и лечение своего ребенка в школе-интернате санаторного типа

Задание 2.

Установите соответствие между ролью стилистически окрашенной лексики и предложениями, содержащими подобную лексику.

1.

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом  жги сердца людей» (А. С. Пушкин).

2.

«Внучек мой ненаглядный, соколик, солнышко», – ласково приговаривала бабушка, усаживая любимого внука за стол». (Ф. А. Абрамов)

3. Богиня красоты, любви и наслажденья!

Давно минувших дней, другого поколенья

Пленительный завет!

Эллады пламенной любимое созданье,

Какою негою, каким очарованьем

Твой светлый миф одет! (И.С. Тургенев)

А. Служит средством речевой характеристики героя.

Б. Придает тексту возвышенное звучание.

В. Служит средством передачи авторской оценки.

Правильный вариант

1. – Б

2. – А

3. – В

выражений для разговора по IELTS

Если вы читаете это, вы, вероятно, готовитесь к сдаче IELTS. Отлично сработано! Этот пост поможет вам подготовиться к модулю разговорной речи IELTS, узнав о полезных языках, которые вы можете использовать при ответах на вопросы в разделе «Разговорная речь». Хотя заучивать ответы по сценариям — очень плохая идея, вы можете учить и практиковать фразы, чтобы говорить на самые разные общие темы, о которых вас могут спросить на экзамене по устной речи.

Знакомство с личным опытом

Рассказывать о своем опыте по разным темам — вот о чем рассказывается часть 1. Выступление части 2 также будет основано на вашем личном опыте и чувствах. Хотя вам должно быть легко ответить на вопросы части 1, вам не следует начинать каждое предложение одинаково. Вот несколько фраз, которыми вы можете изменить свой язык, рассказывая о личном опыте:

  • По моему опыту…
  • Помню, когда…
  • Произошло…
  • Один раз (когда)…
  • Когда мне было…

Выражение личного мнения

Так же, как и в случае с рассказом о личном опыте, вы должны варьировать свой язык, высказывая свое мнение по предмету, вместо того, чтобы использовать фразу «Я думаю» снова и снова.Некоторые альтернативы, которые вы можете использовать при выражении своего мнения, включают следующее:

  • Я говорю за себя…
  • Лично…
  • На мой взгляд…
  • Для меня…
  • Как я вижу…
  • Насколько я понимаю…

Если вы очень сильно относитесь к обсуждаемой теме, вы можете использовать следующие фразы:

  • Я уверен, что…
  • Я убежден, что…
  • Я уверен, что…
  • Нет пути…

Возможность предположить и выразить

В частях 2 и 3 экзамена по устной речи экзаменатор может прямо попросить вас представить ситуацию, отличную от той, в которой вы находитесь, или поговорить о будущем и рассмотреть возможности.Спекулировать (говорить о чем-то, в чем вы не уверены) — это подход, который вы можете попробовать, когда сталкиваетесь с такими вопросами или когда считаете нужным. Спекуляции могут помочь вам дать более подробный ответ, даже если у вас нет опыта или твердой точки зрения на эту тему. Для этого можно использовать такие фразы, как:

  • Полагаю…
  • Возможно…
  • Я представляю, что…
  • Я бы сказал…
  • Возможно…
  • Я думаю, это вероятно / маловероятно

Согласие и несогласие

В «Говорящей части 3» у вас будет возможность обсудить тему из части 2 более подробно.Вас попросят высказать свое мнение, и вам будет предложено согласиться или не согласиться. Это прекрасная возможность продемонстрировать свои разговорные навыки в контексте обсуждения. Давайте посмотрим на некоторые фразы, которые можно использовать, чтобы соглашаться и не соглашаться:

Выражение согласия

  • Полностью согласен.
  • Я не могу с вами больше согласиться.
  • Вы абсолютно правы.
  • Без сомнения.
  • Определенно / Абсолютно / Точно

Выражение несогласия

  • Боюсь, я не согласен.
  • Я понимаю вашу точку зрения, но …
  • Это не всегда так.
  • Не обязательно.
  • Это один из способов взглянуть на это. Однако…

Сравнение и сопоставление

Во время экзамена IELTS Speaking вам также будут задавать вопросы, которые потребуют от вас сравнения опыта, людей, мест или вещей. Для этого важно, чтобы вы хорошо знали, как использовать сравнительные структуры (например,г. больше, интереснее, хуже ). Если вам комфортно использовать этот язык и вы хотите сделать еще один шаг вперед, попробуйте использовать наречия, чтобы быть более конкретными в своих описаниях (например, немного дороже, намного лучше чем, значительно ниже ). Есть также выражения, которые можно использовать для сравнения и сопоставления:

Объяснение небольших различий или отсутствия различий

«Моя дочь очень похожа на своего отца во многих отношениях.’

«Я думаю, что оба города похожи на ».

«Мой лучший друг — ровесник меня».

«Для меня читать книгу так же весело, как смотреть фильм».

Объяснение больших различий

«Нет сравнения . Вождение намного быстрее, чем на велосипеде ».

Контрастный

«Бразильцы очень разговорчивые в отличие от немцев, которые обычно очень тихие.’

«Врачи зарабатывают большие деньги по сравнению с медсестрами».

Прошу разъяснений

И последнее, но не менее важное: имейте в виду, что совершенно нормально и приемлемо просить экзаменатора дать разъяснения, если вы не понимаете вопрос на экзамене по устной речи. Для этого вы можете использовать фразы или вопросы, например:

  • Извините, я не понял вопроса.
  • Извините, боюсь, что не уловил.
  • Не могли бы вы повторить вопрос?
  • Не могли бы вы сказать это еще раз?

В части 3 вы также можете попросить экзаменатора перефразировать вопрос, если необходимо:

  • Не могли бы вы объяснить, что вы имеете в виду..?
  • Не могли бы вы пояснить вопрос?
  • Извините, не могли бы вы это перефразировать?

.

Английский язык | Происхождение, история и характеристики

Происхождение и основные характеристики

Английский язык принадлежит к индоевропейской семье языков и поэтому связан с большинством других языков, на которых говорят в Европе и Западной Азии, от Исландии до Индии. На родном языке, называемом протоиндоевропейским, говорили около 5000 лет назад кочевники, которые, как считается, бродили по равнинам юго-восточной Европы. Германские языки, одна из языковых групп, произошедших от этого родового языка, обычно делятся учеными на три региональные группы: восточные (бургундские, вандальские и готские, все вымершие), северные (исландские, фарерские, норвежские, шведские и датские), и западный (немецкий, голландский [и фламандский], фризский и английский).Несмотря на то, что немецкий язык тесно связан с английским, он остается гораздо более консервативным, чем английский, в том, что он сохраняет довольно сложную систему флексий. Фризский, на котором говорят жители голландской провинции Фрисландия и островов у западного побережья Шлезвига, является языком, наиболее близким к современному английскому языку. Исландский язык, который мало изменился за последнюю тысячу лет, является живым языком, который по грамматической структуре более всего напоминает древнеанглийский.

Примерное расположение индоевропейских языков в современной Евразии. Encyclopædia Britannica, Inc.

Современный английский является аналитическим (т. Е. Относительно не изменяемым), тогда как протоиндоевропейский язык, родовой язык большинства современных европейских языков (например, немецкого, французского, русского, греческого), был синтетическим или изменяемым. В течение тысяч лет английские слова постепенно упрощались от изменчивых переменных форм, найденных в санскрите, греческом, латинском, русском и немецком языках, к неизменным формам, таким как китайский и вьетнамский. Немецкие и китайские слова для существительного man являются показательными.Немецкий язык имеет пять форм: Mann, Mannes, Manne, Männer, Männern . У китайцев одна форма: ren . Посередине стоит английский с четырьмя формами: мужской, мужской, мужской, мужской . В английском языке изменяются только существительные, местоимения (как в he, him, его ), прилагательные (как в big, large, large ) и глаголы. Английский — единственный европейский язык, в котором употребляются неотправляемые прилагательные; например, — высокий мужчина, высокая женщина — , по сравнению с испанскими el hombre alto и la mujer alta .Что касается глаголов, то если сравнить современное английское слово ride с соответствующими словами в древнеанглийском и современном немецком, то окажется, что в английском языке теперь всего 5 форм ( ride, rides, rode, ride, ride, ), тогда как в староанглийском ridan было 13, а в современном немецком reiten — 16.

Помимо простоты флексий, у английского языка есть еще две основные характеристики: гибкость функций и открытость словарного запаса.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.Подпишитесь сегодня

Гибкость функции выросла за последние пять столетий в результате потери перегибов. Слова, которые раньше выделялись как существительные или глаголы по разнице в их формах, теперь часто используются как существительные, так и глаголы. Можно говорить, например, о , планирующем стол или , предлагающем план , , бронировании места или , размещении книги , поднятии большого пальца или поднятии лифта . В других индоевропейских языках, за редким исключением в скандинавских языках, существительные и глаголы никогда не идентичны из-за необходимости отдельных окончаний существительных и глаголов.В английском языке формы традиционных местоимений, прилагательных и наречий также могут функционировать как существительные; прилагательные и наречия как глаголы; и существительные, местоимения и наречия как прилагательные. О Франкфуртской книжной ярмарке говорят по-английски, но по-немецки нужно добавить суффикс -er к топониму и сложить атрибутивное и существительное вместе как составное, Frankfurter Buchmesse . Во французском языке нет другого выбора, кроме как построить фразу с использованием двух предлогов: Foire du Livre de Francfort .В английском языке теперь можно использовать существительное во множественном числе в качестве дополнения (модификатора), как в wages board и sports editor ; или даже объединенная группа, как в политике цен и доходов и комитет парков и садов . Любой класс слов может изменить свою функцию таким образом: входов и выходов (предлоги становятся существительными), не но, (союз становится существительным).

Открытость словарного запаса подразумевает как свободное употребление слов из других языков, так и готовое создание составных и производных слов.Английский язык принимает (без изменений) или адаптирует (с небольшими изменениями) любое слово, действительно необходимое для названия какого-либо нового объекта или для обозначения нового процесса. Таким образом, в английский вошли слова из более чем 350 языков. Подобно французскому, испанскому и русскому языкам, английский язык часто образует научные термины из классических греческих словарных элементов. Хотя по звучанию и грамматике это германский язык, большая часть словарного запаса английского языка на самом деле имеет романское или классическое происхождение.

English обладает системой орфографии, которая не всегда точно отражает произношение слов; см. Ниже Орфография.

.

Разговорные и письменные разновидности языка. —

СТИЛИСТИКА

Изобразительные средства языка

Язык может быть нейтральным и выразительным. Выразительность можно отличить на всех уровнях языка. Выразительными средствами языка являются фонетические, морфологические, словообразовательные, лексические, фразеологические и синтаксические формы, существующие в языке как системе с целью логического и эмоционального усиления высказывания.выразительные средства существуют на всех уровнях языка. Самыми мощными из них являются фонетические выразительные средства, включая ударение, шепот, аллитерацию вверх / вниз.

Морфологические выразительные средства включают использование второго и третьего лица.

Словообразовательные выразительные средства — использование деминуативных суффиксов, таких как -y (часто используется). На лексическом уровне мы различаем нейтральную лексику и экспрессивную лексику. [умереть — поехать на Запад, работать — трудиться, страх — ужас].Пословицы тоже относятся к выразительной лексике. На синтаксическом уровне мы различаем инверсию и повторение.

Стилистический прием — это сознательное и намеренное усиление некоторого типичного структурного или семантического свойства языковой единицы (слова, словосочетания или предложения), преобразованное в обобщенный статер и, таким образом, ставшее генеративной моделью. стилистические приемы строятся по фиксированной модели [красивый стол, вкусный стол, злой стол; вкусный стол — случай метономии, сердитый стол — переведенный эпитет].Выразительные средства банальны и часто используются. Стилистические приемы в определенной степени гениальны. Стилистические приемы относятся к используемому языку. Выразительные средства принадлежат языку как системе. Изобразительные средства закреплены в словарях. По своей структуре выразительные средства и стилистические приемы могут быть одинаковыми [холодный день — выразительное средство, искрящийся день — стилистический прием]. Выходы собственных качеств и качествпрессивные средства имеют банальное эмоциональное значение. Стилистические приемы имеют очень конспективное эмоциональное значение.

Разговорные и письменные разновидности языка.

Разговорная разновидность была признана пару десятилетий назад. Первоначально письменная разновидность более древняя и лучше изученная. Обе разновидности различаются по двум принципам: цель общения и ситуация общения. Из двух разновидностей языка диахронически разговорная является первичной. У каждой из этих разновидностей развились свои особенности и качества, которые во многих отношениях можно рассматривать как противоположные друг другу.Устное разнообразие поддерживается в форме диалога. Написано в виде монолога. Устное разнообразие предполагает наличие интеллектора и характеризуется мелодией, ритмом, рифмой речи, индивидуальными особенностями голоса. письменное разнообразие этого лишено.

Особенности оральной разновидности:

обильное употребление эллипов [рад встрече с вами; кто ты будешь?]

Под понятием эллипсис мы понимаем простое предложение с подлежащим или частью сказуемого.Объект опущен, а части, которые опущены, могут быть восстановлены с помощью ситуации.

Использование прямого порядка слов в вопросах или пропуск вспомогательных глаголов [вы были в школе?]

обильное употребление сокращений

выразительных конструкций и слов [наивная, что она есть].

неполноты предложений [не приходи, она придет].

отсутствие артиклей и предлогов <когда, который> [не знаю, будет ли он здесь].

особенности словарного запаса <обильное использование разговорной и нейтральной лексики> [младенец — ребенок — ребенок]

употребление простых времен

Особенности письменной речи

выполнен в виде монолога; время восприятия текста разное; у автора есть время подумать над текстом.

письменный текст характеризуется развернутым описанием, красивой формулировкой, описанием деталей, точной формулировкой.

характеризуется сегментацией текста, при этом текст делится на параграфы, главы, книги, тома, синтаксические периоды.

письменный текст характеризуется сложными синтаксическими конструкциями, употреблением причастия, причастного комплекса, инфинитива, герундия.

отсутствие эллипсисов, союзов

полнота информации, неполных предложений нет

повторения, параллельные построения, перевороты.


: 803

.

Вариант языка

Концепция языковой вариации является центральной в социолингвистике. Английский язык варьируется на индивидуальном, региональном, национальном и глобальном уровнях. К сожалению, некоторые люди не знают о различных социальных и региональных диалектах, а также о различных вариантах английского языка в мире. Понимание вариативности языка важно для каждого члена нашего сообщества, особенно для тех, кто получил высшее образование. Социолингвистика исследует все эти языковые вариации.

Различные факторы влияют на то, на каком языке говорят в стране. Они могут быть региональными (географическими), этническими (национальными и расовыми) и социальными (класс, возраст, пол, социально-экономический статус и образование). Все эти факторы взаимосвязаны. Они отражены в произношении, лексике, грамматических конструкциях и синтаксисе каждого языкового разнообразия.

Одно из распространенных недоразумений носителей любого языка — это вопрос о стандартных и нестандартных разновидностях языка.Последний часто называют диалектом, и люди, говорящие на нем, считаются ниже говорящих на стандартном диалекте.

Ошибочно полагать, что стандартный сорт является «правильным». У каждого языка есть диалекты, и ни один диалект не уступает другим диалектам. Все мы говорим на диалекте, и у всех есть акцент.

Все разновидности языка систематичны в своем использовании, имеют большое количество носителей и, следовательно, имеют право на существование. Термин диалект относится к любой разновидности языка, и с точки зрения социолингвистики все диалекты одинаково правильны, систематичны, логичны и значимы.

Вопрос о стандартном и нестандартном разнообразии языка не лингвистический, а политический. Стандартный диалект ассоциируется с престижем в обществе. Именно поэтому многие предпочитают его другим разновидностям. Некоторые люди вынуждены использовать стандартный диалект, чтобы соответствовать правилам общества. Однако некоторые носители нестандартного диалекта предпочитают использовать его, чтобы продемонстрировать свое чувство принадлежности к своему сообществу или социальной / этнической группе.

Помимо всех этих вариаций, существуют индивидуальные варианты использования языка, которые называются идиолектами.У всех нас есть уникальные способы говорить, которые отражают нашу личность. Благодаря нашему языковому выбору у нас есть возможность выразить, кто мы и откуда. Наш язык со временем меняется, поскольку он вступает в контакт с различными идиолектами людей, с которыми мы взаимодействуем. Это меняется с нашим жизненным опытом. Не бывает двух ораторов, говорящих одинаково.

Однако люди часто не знают своих диалектов / акцентов, а иногда негативно судят о тех, чья манера речи отличается от их собственной.Часто людей, говорящих на нестандартных диалектах, ошибочно называют необразованными, не знающими английского языка или имеющими речевую патологию. Это может привести к дискриминации в профессиональной и образовательной среде и к необратимым личным трагедиям.

Подобные лингвистические заблуждения являются одной из причин, почему социолингвистика важна для всех в нашем обществе. Людям нужно больше знать о том, как работают диалекты, чтобы избежать языковых предрассудков.

Английский язык различается не только на индивидуальном и национальном уровнях, но и на глобальном уровне.Он становится языком международного общения и приобретает статус глобального языка. Английский является основным языком, потому что Великобритания и Соединенные Штаты были могущественными в военном, политическом и экономическом отношении на протяжении последних двух столетий. Кристал (2003, стр. 59) заметил, что английский язык получил свой мировой статус благодаря «расширению британской колониальной власти […] и превращению Соединенных Штатов в ведущую экономическую державу двадцатого века». Он используется во всем мире в таких областях, как бизнес, наука, авиация, музыка, спорт, а теперь и в Интернете.Несмотря на его популярность в мире, мы должны помнить, что английский язык не превосходит другие языки, и использование других языков следует уважать.

Стандартный американский и стандартный британский английский — это лишь две из многих разновидностей языка. Многие другие разновидности английского языка (так называемые английские) можно найти в странах по всему миру, а также в каждой стране, где на нем широко говорят.

Во всем мире используются разные варианты английского языка.Качру (1985) выделил три концентрических круга: (1) внутренний круг, который включает страны, где английский используется в качестве основного языка, например США и Канада; (2) Внешний круг, который состоит из стран, где английский используется в качестве второго или официального языка, таких как Индия или Сингапур; и (3) Расширяющийся круг, который относится к странам, в которых английский изучается как иностранный, например, Россия или Китай. По данным Crystal (2003), количество носителей английского языка, для которых английский не является родным, превышает число носителей английского языка.Поэтому важно понимать, что ни одна разновидность не превосходит другую, и развивать повышенную толерантность ко всем разновидностям английского языка.

Изучение социолингвистики может повысить осведомленность людей о различных разновидностях английского языка и помочь нам стать более уважительными по отношению ко всем другим языкам и их диалектам.

Артикул:

Кристалл, Д. (2003). Английский как глобальный язык (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

Качру, Б.Б. (1985). Стандарты, кодификация и социолингвистический реализм. В Quirk R & Widdowson H. (Eds.), Английский в мире: преподавание и изучение языка и литературы (стр. 11-36). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *