Контрольная работа по русским народным сказкам 5 класс: Контрольная работа «Русские народные сказки» 5 класс скачать

Литература 5 класс. Обобщающий урок-игра по теме «Русские народные сказки»

Путешествие в страну сказок.

(обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Русские народные сказки»).

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и углубить знания ребят о сказках.

Задачи:

  • образовательные: проверить уровень знаний учащихся по изученной теме, степень сформированности предметных умений и навыков (знание видов русских народных сказок, их жанровых и композиционных особенностей), активизировать познавательную активность;

  • развивающие: активизировать творческие способностей детей, продолжить развитие умения сопоставлять, выделять главное, приводить примеры, развивать коммуникативные навыки.

  • воспитательные: прививать любовь и уважение к культурным традициям своего народа, способствовать формированию личного отношения к прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу.

ТИП УРОКА: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

ФОРМА УРОКА: урок – игра

ХОД УРОКА.

На протяжении нескольких уроков мы говорили с вами об одном из главном чуде русского фольклора — русской народной сказке. Познакомились с видами сказок, узнали о том, какими художественными особенностями они обладают. Сегодня мы подведём итог всему тому, что узнали об этом замечательном жанре русского фольклора, отправимся в удивительное путешествие по стране русских народных сказок.

Знаете, что я сейчас держу в руках? Большой клубок ниток. Это не простой клубок, а тот самый, который помог Ивану – царевичу добраться до Кощеева царства. Давайте бросим клубок перед собой и отправимся в страну Сказок. Вот только клубок покажет дорогу в том случае, если вы выполните задания.

  1. Мы с вами говорили о том, что сказки — это фольклорное произведение. А что такое фольклор?

  2. Дайте определение сказки.

  3. Какие виды сказок мы знаем?

И это ещё одно испытания.

Перед вами чудесное слово: «Сказки».

Вы должны вспомнить и написать имена сказочных героев или названия волшебных предметов, которые упоминаются в русских народных сказках. Напротив каждой буквы этого слова («сказки») вы должны написать имя или название, с которой оно начинается.

Работаем в парах.

С – Сивка – Бурка

К – Кощей Бессмертный

А – Аленушка

З – Змей Горыныч

К – ковер – самолет

И – Иван – царевич, Иван – дурак

А теперь можно и в путешествие отправляться.

Катись клубочек, катись, приведи нас в столицу сказочного государства.

Что же это такое? Все сказки во граде смешались. И где здесь волшебные, где бытовые, а где сказки о животных непонятно.

Давайте поможем жителям сказочной столицы распределить сказки по видам.

Распределите сказки по видам (волшебные, бытовые, сказки о животных)

«Каша из топора», «Морозко», «Лиса и волк», «Жена – спорщица», «Сивка – бурка», «Теремок», «Три царства», «Как мужик гусей делил», «Журавль и цапля», «Финист – ясный сокол», «Гуси – лебеди», «Два брата», «Заячья избушка», «Солдатская шинель», «Царевна – лягушка», «Лиса и дрозд».

А теперь проверим.

Волшебные: «Морозко», «Сивка – бурка», «Три царства», «Финист – ясный сокол», «Гуси – лебеди», «Царевна – лягушка»

Бытовые: «Каша из топора», «Жена – спорщица», «Как мужик гусей делил», «Два брата», «Солдатская шинель»

О животных: «Лиса и волк», «Теремок», «Журавль и цапля», «Заячья избушка», «Лиса и дрозд».

«Спасибо» — сказали нам сказки, и мы отправляемся дальше по неведомым дорожкам.

Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею, 
Сделался милой, красивой, пригожей. 

ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА.

И вы уже поняли, что клубочек привёл нас в сказку «Царевна-лягушка»

Что же это?

Вовка, ученик 5 класса, наспех выполняя домашнее задание, перепутал план русской народной сказки «Царевна-лягушка». В тетради написал следующее:

План русской народной сказки «Царевна-лягушка»

  1. Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем и щукой.

  2. Иван – царевич и «старый старичок».

  3. Иван-царевич и Баба-Яга.

  4. Сватовство царевичей.

  5. Приказы царя (испечь каравай, выткать ковёр за одну ночь, приехать на пир).

  6. Спасение Василисы Премудрой.

Давайте поможем Вовке исправить ошибки. Выберите из приведённых ниже вариантов ответов.

А. 4, 3, 2, 5, 1, 6 Б. 4, 5, 2, 1, 3, 6, В. 4, 1, 5, 2, 3, 6

— Какая пара будет первой?

4.

Клубочек покатился дальше. И чтобы нам с вами веселее было шагать, отгадаем загадки:

  1. Кто всё время лежит на печи? (Емеля)

  2. Прекрасная и премудрая (Василиса, Елена).

  3. Кто из животных помог Крошечке-Хаврошечке? (Корова Бурёнушка).

  4. Русская народная сказка «Молодильные …» (яблоки).

  5. Имя главной героини сказки «Морозко». (Настенька)

  6. Мужское имя, часто встречающееся в русских народных сказках. (Иван)

  7. Транспортное средство Емели. (Печь)

  8. Баба — … , костяная нога. (Яга)

  9. Чья смерть спрятана на конце иглы? (Кощея Бессмертного)

  10. Какая рыба помогла Емеле стать царём? (Щука)

5.

Пока мы загадки отгадывали, клубочек нас в сказку «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» привёл.

— Понравилась вам сказка?

И мне понравилась. Только я значение некоторых выражений не поняла.

Объясните, пожалуйста.

  1. Биться насмерть – сражаться до конца

  2. Лежать на печи – ничего не делать

  3. В дозор ходить – охранять

Спасибо. А клубочек наш дальше покатился. И остановился около лесного пенька. Что там?

6.

Волшебный сундучок. Что же там лежит?

СУНДУЧОК. (Кто это или из какой это сказки)

Долог наш путь. Пора бы и подкрепиться. Сядем на пенёк, съедим…

Нет, кашу съедим, кашу необычную, из топора.

Инсценирование русской народной сказки «Каша из топора».

– Чему учит сказка?

— Какую из этих пословиц вы считаете

моралью к сказке?:

  • Рад не рад, а говори: милости просим!

  • Гостю щей не жалей, а погуще лей.

  • Сметлив и хитер – пятерым нос утер.

Мы с вами отдохнули, и снова отправляемся за волшебным клубочком.

«Ты катись, катись, клубок, прямо в терем-теремок.

Где же мы оказались?

7.

Мы в гостях у известной сказительницы Анны Барышниковой. Она использует в сказках зачины, концовки, повторы. Каждый раз она творит сказку.

Сказки, особенно волшебные, необычайно поэтичны. Русскую сказку отличают ритм, напевность, неторопливое повествование.

Часто встречаются в сказках и такие художественные детали, как повторы близких по значению слов, традиционные обороты речи, постоянные эпитеты

— Что такое эпитет?

Игра « Добавьте эпитеты к словам»

Головушка (буйная) Ветры (буйные)

Лес (дремучий, темный) Земля (сырая)

Луг (зеленый) Слезы (горькие)

Палаты (белокаменные) Русь (святая)

Конь (добрый, буланый) Поле (чистое)

Столы (дубовые) Болото (топкое)

В сказке «Лягушка-царевна» Баба-Яга говорит Ивану-церевичу:

— Знаю, знаю, твоя жена теперь у Кощея Бессмертного. Трудно её будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и

тот дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт.

Скажите, пожалуйста, как называется средство художественной выразительности, используемое во фрагменте сказки «Царевна-лягушка» и основанное на сопоставлении одного предмета с другим.

А. Сравнение В. Олицетворение

Б. Аллегория Г. Эпитет.

И волшебный клубочек покатился дальше.

Куда же он нас приведёт?

8.

А привёл нас клубочек прямо в Лукоморье, где чудеса, где леший бродит, где ступа с Бабою — Ягой идёт, бредёт сама собой, где царь Кощей над златом чахнет».

А откуда в русских сказках Леший, Баба-Яга, Кощей Бессмертный?

Я просила дома провести маленькие исследования и узнать что-нибудь интересное о сказочных героях.

(Ответы ребят)

Катись, катись, клубок

На запад, на восток.

Влево, вправо поверни,

Нас за собой позови.

И мы очутились на самой высокой сказочной горе Мечтаний.

9.

«Сказка стала былью»

Давным – давно люди мечтали подняться в воздух, подобно птицам, опуститься на дно морское и чувствовать себя так, как рыбы…

Мечтали и о волшебных предметах – скатерти-самобранке, шапке-невидимке?

Шло время, и некоторые мечты стали явью.

Назовите чудесные изобретения человека, заменившие сказочные предметы

.

Гусли — самогуды — (магнитофон)

Ступа — (ракета, самолет)

Яблочко по тарелочке — (телевизор, компьютер)

Перо жар птицы (лампа, люстра).

Сани, что везут сами (автомобиль)

Клубок ниток, указывающий дорогу (компас, навигатор).

Ты катись, катись, клубок,
Через поле и лесок,
Через все дорожки
В класс к нам на порожек.

Вот и вернулись мы в свой класс из страны Сказок.

Страна сказок — самая удивительная и чудесная страна из всех.

А. С. Пушкин любил сказки и говорил: «Что за прелесть эти сказки!»

Сказка родилась с человеком, и, покуда жив человек, будет жива и сказка, потому что сказки выражали мудрость своего народа, его стремления, мечты.

В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка — умница и прелесть!
Ей повсюду путь открыт.

Презентация сборника «Волшебный клубок»

Вот и сказочке конец, а кто работал молодец.

Кто же у нас сегодня молодец? Поднимите руки, кто сегодня молодец?!

Тест по литературе (5 класс): Тест для 5 класса по теме «Сказки»

Тест «Сказки», вариант 1

1.Какого типа сказок не существует?

А) о животных б) устные в) волшебные            

2.Кто в сказке «Царевна-лягушка» превратил Василису Премудрую в лягушку»

А) Кащей Бессмертный

Б) Баба-яга

В) сама превратилась

3. Кто в сказке «Царевна-лягушка» дал Ивану-царевичу волшебный клубок?

А) старичок

Б) Баба-яга

В) Василиса Премудрая

4. В каком порядке следовали события в сказке «Царевна-лягушка»?

А) Иван-царевич сжег лягушачью кожу, Иван- царевич встретился с медведем, Василиса Премудрая превратилась в лебедя

Б) Василиса Премудрая превратилась в лебедя, Иван-царевич сжег лягушачью кожу, Иван- царевич встретился с медведем,

В) Иван-царевич сжег лягушачью кожу,

Василиса Премудрая превратилась в лебедя, Иван- царевич встретился с медведем

5. Кто в сказке «Падчерица» одарил Гульбику за ее доброту и желание помочь?

А) старушка Б) старичок В) гном

6. Кто стал настоящим другом Гульбики?

А) собачонка

Б) кошечка

В) мышонок

7.К какому типу сказок относится «Чего на свете не бывает»?

________________________

Тест «Сказки», вариант 2

1.Какой тип сказок существует?

А) бытовые

б) повествовательные

в) описательные

2. Кем приходились друг другу Василиса Премудрая и Кащей в сказке «Царевна-лягушка»?

А) дочь и отец

Б) жена и муж

В) никем

3. В каком порядке следовали задания царя для жен сыновей в сказке «Царевна-лягушка»?

А) испечь хлеб, приехать на пир, выткать ковер

Б) приехать на пир, выткать ковер, испечь хлеб

В) испечь хлеб, выткать ковер, приехать на пир

4. Кто в сказке «Царевна –лягушка» должен был сказать: «Не бойтесь: это моя лягушонка в коробчонке едет!»

А) Василиса Премудрая

Б) царь

В) Иван-царевич

5. Чем наградили родную дочь мачехи за ее злобу в сказке «Падчерица»?

А) сундуком со змеями и лягушками

Б) сундуком с крысами

В) ящиком с тараканами

6. Что произошло с мачехой и ее дочерью в конце сказки «Падчерица»?

А) их съели волки

Б)умерли от змеиного яда

В) лопнули от жадности и зависти

7. За что был наказан барин из сказки «Чего на свете не бывает»?

_______________________

Тест «Сказки», вариант 1

1.Какого типа сказок не существует?

А) о животных б) устные в) волшебные            

2.Кто в сказке «Царевна-лягушка» превратил Василису Премудрую в лягушку»

А) Кащей Бессмертный

Б) Баба-яга

В) сама превратилась

3. Кто в сказке «Царевна-лягушка» дал Ивану-царевичу волшебный клубок?

А) старичок

Б) Баба-яга

В) Василиса Премудрая

4. В каком порядке следовали события в сказке «Царевна-лягушка»?

А) Иван-царевич сжег лягушачью кожу, Иван- царевич встретился с медведем, Василиса Премудрая превратилась в лебедя

Б) Василиса Премудрая превратилась в лебедя, Иван-царевич сжег лягушачью кожу, Иван- царевич встретился с медведем,

В) Иван-царевич сжег лягушачью кожу,

Василиса Премудрая превратилась в лебедя, Иван- царевич встретился с медведем

5. Кто в сказке «Падчерица» одарил Гульбику за ее доброту и желание помочь?

А) старушка Б) старичок В) гном

6. Кто стал настоящим другом Гульбики?

А) собачонка

Б) кошечка

В) мышонок

7.К какому типу сказок относится «Чего на свете не бывает»?

________________________

Тест «Сказки», вариант 2

1.Какой тип сказок существует?

А) бытовые

б) повествовательные

в) описательные

2. Кем приходились друг другу Василиса Премудрая и Кащей в сказке «Царевна-лягушка»?

А) дочь и отец

Б) жена и муж

В) никем

3. В каком порядке следовали задания царя для жен сыновей в сказке «Царевна-лягушка»?

А) испечь хлеб, приехать на пир, выткать ковер

Б) приехать на пир, выткать ковер, испечь хлеб

В) испечь хлеб, выткать ковер, приехать на пир

4. Кто в сказке «Царевна –лягушка» должен был сказать: «Не бойтесь: это моя лягушонка в коробчонке едет!»

А) Василиса Премудрая

Б) царь

В) Иван-царевич

5. Чем наградили родную дочь мачехи за ее злобу в сказке «Падчерица»?

А) сундуком со змеями и лягушками

Б) сундуком с крысами

В) ящиком с тараканами

6. Что произошло с мачехой и ее дочерью в конце сказки «Падчерица»?

А) их съели волки

Б)умерли от змеиного яда

В) лопнули от жадности и зависти

7. За что был наказан барин из сказки «Чего на свете не бывает»?

_______________________

Контрольный тест для 5 класса по элективному курсу «В мире сказки»

Контрольный тест для 5 класса по элективному курсу «В мире сказки»

1. Сказка – это

А) сказание о богатырях;

Б) краткое изречение, содержащее народную мудрость;

В) небольшая история фантастического характера

2. Виды народных сказок:

А) волшебные, реалистические, сентиментальные;

Б) волшебные, бытовые, о животных;

В) волшебные, бытовые, о животных, растительном мире и о неживой природе

3. Композиция народной сказки:

А) зачин, присказка, концовка;

Б) зачин, основная часть, концовка;

В) зачин, основные события, присказка, концовка

4. Сказки, в которых говорится о бедных и богатых, о том, как простой крестьянин оказывается умнее самого царя:

А) бытовые;

Б) волшебные;

В) о животных

5. В каких сказках героям всегда выпадают на долю трудные задачи (достать волшебный предмет, победить Кощея и т.д.)?

А) бытовые;

Б) волшебные;

В) о животных

6. Древнейший вид сказок, в которых мир животных воспринимается как иносказательное изображение человеческого мира:

А) бытовые;

Б) волшебные;

В) о животных

7. Самый любимый герой бытовых сказок:

А) царь;

Б) крестьянская девушка;

В) солдат

8. Какой герой всегда является в сказках отрицательным?

А) Баба-Яга;

Б) Кощей Бессмертный;

В) царь

9. В каких сказках герою помогают волшебные помощники, говорящие растения и животные?

А) о животных;

Б) бытовые;

В) волшебные

10. Какое число часто встречается в сказках?

А) 3;

Б) 9;

В) 17

11. «Стали жить-поживать да добра наживать» — это:

А) концовка;

Б) присказка;

В) зачин

12. Какой волшебный предмет преграждает путь преследователю?

А) кольцо;

Б) гребешок;

В) зеркало

13. Какой волшебный предмет показывает направление движения?

А) золотое блюдечко и наливное яблочко;

Б) ковер-самолёт;

В) стрела

14. Какое другое название имеет река Смородина?

А) Красная;

Б) Огненная;

В) Пламенная

15. Что соединяет Калинов мост?

А) мир животных и мир растений;

Б) мир живых и мир мёртвых;

В) мир человека и мир животных

16. Кто в сказках приобщает героя к миру мёртвых?

А) Баба-Яга;

Б) Кощей Бессмертный;

В) Чудо-Юдо

17. Как происходит приобщение героя к миру мёртвых?

А) через мытьё в бане и еду;

Б) через катание на орле;

В) через купание в реке Смородине

18. Чем отличается литературная сказка от народной?

А) не используются чудесные превращения;

Б) имеет автора;

В) не имеет отрицательных героев

19. Что такое хронотоп?

А) время и место;

Б) река Смородина и Калинов мост;

В) день и ночь

20. Какие сказки появились позже?

А) литературные;

Б) народные

Ответы:

1. – В

2. – Б

3. – Б

4. – А

5. – Б

6. – В

7. – В

8. – Б

9. – В

10. – А

11. – А

12. – Б

13. – В

14. – Б

15. – Б

16. – А

17. – А

18. – Б

19. – А

20. – А

Учебно-методический материал по литературе (5 класс) по теме: Игра-викторина «Русские народные сказки,пословицы и поговорки».

Игра – викторина для 5 классов

«Русские народные сказки, пословицы, поговорки и загадки».

Цель: развитие у уч-ся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности,

           умение сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых

           ситуация, развивать творческие способности детей.

Звучит песня из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити» (спор о сказках).

Ход игры.

Слово ведущего.       Добрый день,ребята! Сегодня мы собрались с вами на игру, которая посвящена русским народным сказкам, пословицам, поговоркам и загадкам. Все мы любим сказки. И,наверное, не раз слушая сказки, погружались в мир, где царят храбрость и доблесть, честь и способность к самопожертвованию, где зависть, злоба и жадность всегда наказаны, а правда и добро торжествуют.Сказки – это не просто увлекательные истории, это настоящая школа жизни.  А.С.Пушкин писал: «Сказка- ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок !»

Уч-к рассказывает стих. о сказках.

Чтобы сказки не обидеть-

Надо их почаще видеть.

Их читать и рисовать,

Их любить и в них играть!

Сказки всех отучат злиться,

А научат веселиться,

Быть добрее и скромнее,

Терпеливей и мудрее.

Вед.  Я вам предлагаю погрузиться в прекрасный мир русских народных сказок.В нашей игре примут участие команды 5 а и 5б классов. Поддерживать их будут верные болельщики, а судить игру предстоит строгому, но справедливому жюри в лице        

1 конкурс «Представление команд».

Команда представляет своё название, девиз, защищает эмблему.

2 конкурс «Разминка».

В сказках часто встречаются постоянные эпитеты .Ваша задача подобрать к словам постоянные эпитеты (слайды) :

1 команда : дороженька, молодец, поле, лес.                                                                                                       2 команда : девица, море, трава, конь.    

3 конкурс «Угадай сказку по иллюстрации».

Команды по очереди называют сказки, к которым нарисованы иллюстрации ( слайды).

4 конкурс «Сообразительный».

Команды по очереди отвечают на вопросы :

  1. Какой новый вид транспорта изобрёл Емеля ?       ( печку)
  2. Кто помог Ивану-царевичу добыть жар-птицу ?     ( серый волк)
  3. Какая цифра чаще всего встречается в сказках ?    ( 3 )
  4. Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Бабы – Яги?   ( «Избушка, избушка, встань к лесу задом , ко мне передом».)
  5. Что обычно произносит Баба – Яга , когда к ней приходят незваные гости?    ( Человечьим духом пахнет).
  6. Что делили мужик с медведем на вершки и корешки ?     (репу )
  7. Какие реки в сказках текут ?     ( молочные )
  8. На чём летает Баба – Яга ?   ( на метле , в ступе )
  9. Как называется река , у которой сражался Иван – крестьянский сын  ?    ( Смородина )
  10. Какие яблоки дают молодость ?      ( молодильные ).

5 конкурс «Угадай сказочный предмет». ( слайды)

  1. Какой головной убор помогает прятаться ?      ( шапка – невидимка)
  2. На дубе – ларец, в  ларце – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо. А что в яйце ?   ( игла – смерть Кощея Бессмертного).
  3. Меч, с помощью которого богатырь обезглавил Змея Горыныча  ( меч – кладенец).
  4. Скатерть , которая умеет готовить  ( скатерть – самобранка).

Мальчик – хулиган.                   Я книжек не читаю,

                                                         Я уроков не учу,

                                                         Я целый день гуляю,

                                                         Вытворяю, что хочу !

Вед.         Скажите , мальчик,правда, что вы ни разу не читали сказки ?

Мальчик.     Не-а. У меня есть телевизор, компьютер, интернет…

Вед.      А разве ты не знаешь последние научные сведения ? У того, кто не читает, а только смотрит телевизор и играет в компьютерные игры, голова делается, как экран !

Мальчик.     Всё это сказки !

Вед.    А ты хоть одну сказку прочитал ?

Мальчик.     Ну. Это…в детстве…Во ! Вспомнил : «Синяя кепочка», нет, «Жёлтая панама», фу, «Зелёная ушанка» !

Вед.    «Красная шапочка» ! Да ты совсем не знаешь сказки! А вот ребята знают. Они приготовили небольшие инсценировки русских народных сказок на новый лад.

6 конкурс «Театральный».

  Конкурс  для болельщиков «Угадай сказочного героя».

Иванушка    (дурачок)

Змей             (Горыныч)

Кощей          (Бессмертный)

Баба              (Яга)

Сестрица    ( Алёнушка)

Курочка      (Ряба)

Василиса     (Прекрасная)

Царевна        (Лягушка)

7 конкурс «Стих-лото»

Стихотворные фрагменты сказок написаны на разных карточках и выдаются командам в перепутанном виде .Уч-ся должны сложить из них стих.текст

.

  1.  Несёт меня Лиса                                                         2)Алёнушка,сестрица моя!

За тёмные леса,                                                               Выплынь, выплынь на бережок…

За быстрые реки,                                                             Костры горят высокие,

За высокие горы…                                                            Котлы кипят чугунные,                                                

Кот и дрозд, спасите меня.                                            Ножи точат булатные,

(«Петушок Золотой гребешок»)                                    Хотят меня зарезати!                                      

                                                                                   («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)  

                                   8 конкурс капитанов                                                                                                                             Объясните значение устаревших слов.   (слайды)                                                                      Молвил, очи, уста, светелка, веретено, терем, ватажиться, балакать.

9 конкурс « Продолжи пословицу».

Допишите продолжение пословицы или поговорки (на слайдах пишется только первая часть пословицы или поговорки).

После драки  (кулаками не машут).

Любишь кататься  (люби и саночки возить).

Делу время  (потехе час).

Семь раз отмерь  (один отрежь).

Ум — хорошо  (а два — лучше).

Что написано пером  (не вырубишь топором).

Слово не воробей:  (вылетит — не воротишь).

Не зная броду  (не суйся в воду).

10 конкурс «Сказочные шифровальщики».

  Расшифруйте текст и прочтите русские пословицы.

Улде меряв, а хетепо сач.    ( Делу время, а потехе час.)

Идпо аз хевс, вес за огодно  . (Один за всех, и все за одного.)

11 конкурс «Загадки».

Пять братьев, годами равные, ростом разные. (Пальцы руки.)

Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок.)

Без тела — а живет, без языка — а кричит, никто его не видел, а всякий слышал   ( эхо )

Что с земли не поднимешь? (Тень.)

Сначала — блеск, а за блеском — треск, за треском — плеск. (Гроза.)

Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет. (Дождь.)

Расколешь лед — возьмешь серебро. Разрежешь серебро — золото. (Яйцо.)

Летом спит, зимой ест. Тело теплое, а крови нет. (Печь.)

Вед.  На этом наши конкурсы закончены, прошу жюри подвести итоги и огласить результаты. А пока жюри совещается, я хочу спросить у вас, ребята, понравилась ли вам игра? Какие конкурсы особенно запомнились, показались трудными ? или наоборот лёгкими ?  Ребята, наша игра закончилась, но , я надеюсь, что с русской народной сказкой вы ещё встретитесь, будете читать сказки, смотреть мультфильмы, худ. Фильмы по русским народным сказкам.

Слово жюри. Награждение команд, отдельных участников игры.

Номинации :

За отличное знание  русских народных сказок.

За самое артистичное  исполнение русской народной сказки.

Самому активному участнику игры .

За отличное знание  пословиц, поговорок и умение отгадывать загадки.

 

 

Проверочная работа по теме «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ» (5 класс)

5 класс Тема 1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Вариант 1

1. Проверяем знание текста (5баллов)

А. Выбери и запиши правильный ответ

  1. Какое снаряжение имели братья, отправляясь на войну с Чудом-юдом?

а) копья стальные; б) мечи булатные; в) лук и стрелы каленые.

  1. Где происходили события, о которых рассказывается в сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»?

а) в России; б) в Украине; в) в некотором царстве.

3. Кому принадлежат слова: «Погоди хвалиться: как бы не осрамиться!»?

а) Чуду-юду; б) одному из братьев Ивана; в) Ивану — крестьянскому сыну.

4. Испытание невесток в сказке является

а) народным обычаем; б) проверкой их готовности к семейной жизни;

в) стремлением помочь младшему сыну оценить по достоинству свою жену.

5. Для того чтобы вернуть себе жену, Иван-царевич должен был проявить

а) силу; б) мужество; в) настойчивость и терпение.

6. Что предложил царь сыновьям для того, чтобы они нашли себе невест?

а) запустить голубей; б) пустить стрелы; в) пойти куда глаза глядят; г) сидеть и ждать

7. Почему братья Ивана — крестьянского сына проспали бой с врагом?

а) из-за трусости; б) из-за безразличия к судьбе родины; в) из-за внутренней неорганизованности

Б. Вспомни

1. во что завернул Иван-Царевич свою невесту, когда нес ее из болота?

2. Что увидел Иван-крестьянский сын на берегу речки Смородины?

3.почему Журавль решил жениться?

2. Проверяем знания по теории литературы (5баллов)

А. Выбери и запиши правильный ответ

1. Фольклор — это:

а) устное народное творчество; б) собрание пословиц и поговорок; в) сказки и загадки.

2. Кто является творцом народных сказок?

а) писатель-сказочник; б) летописец; в) народ.

3. Подбери эпитеты к словам

Мечи…

Кони….

Молодцы…

Смерть…

4. Кто из сказочников вносил «потешные элементы», рифмовку?

Б. Распредели в 2 колонки

В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите их из списка героев.

Конь; заяц; Змей Горыныч; гуси-лебеди; щука; Баба Яга; лиса; Кощей Бессмертный; серый волк

5 класс Тема 1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Вариант 2

1. Проверяем знание текста (5баллов)

А. Выбери и запиши правильный ответ

  1. Почему братья не хотели брать Ивана — крестьянского сына на бой с Чудом-юдом?

а) Иван был ленив и слаб; б) молод, чтобы воевать; в) труслив.

  1. Кому из героев сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо» принадлежат слова: «Куда тебе мою крепость пробовать! Ты муха передо мной!»?

а.) Ивану; б) матери-змеихе; в) Чуду-юду.

3. Какое задание получила от кузнецов мать-змеиха?

а) превратиться в шелковую перину; б) пролизать языком двенадцать железных дверей;

в) превратиться в отравленный колодец с серебряным ковшиком.

4.Сколько дней искал Иван-царевич свою стрелу?

а.) один день; б) два дня; в) три дня

5.Смерть Кощея на конце иглы, а кто сидел в зайце?

а.) лебедь; б) рак; в) утка; г) щука

6.Какие заветные слова говорила лягушка своему мужу?

а.) Не печалься, ступай себе с Богом! б) По щучьему велению, по моему хотению…

в) Ложись спать, утро вечера мудренее г) Лети, лети лепесток, через запад на восток …

7. Почему Иван не рассказал братьям о своей победе над Чудом-юдом?

а) не был самоуверенным и не хотел хвастаться единоличной победой над врагами;

б) был деликатным и понимал, что настоящий бой впереди, и без помощи братьев не
обойтись;

в) как младший брат полностью подчинялся авторитету старших.

Б. Вспомни

1.Что Василиса Премудрая прятала на пиру у царя в своём правом рукаве?

2. Сколько крыльев было у коня чуда-юда на третьем поединке с Иваном?

3. Сколько верст по болоту месил Журавль к Цапле?

2. Проверяем знания по теории литературы (5баллов)

А. Выбери и запиши правильный ответ

1. На какие виды делятся сказки?

а) социально-бытовые; б)биографические; в)волшебные; г) о животных.

2. Какова роль сказочных испытаний, которые должен преодолеть герой?

а) способствуют раскрытию качеств, присущих герою;

б) показывают слабость человека перед силами природы;

в) делают повествование занимательным.

3. Подбери эпитеты к словам

Земля…

Ветры….

Луки…

Девица

4.Кто из сказочников вводил в текст песни, пейзажи?

Б. Соотнесите приведенные определения с характерами наиболее часто встречающихся в сказках зверей.

а) медведь 1) глупый, прожорливый, недалекий

б) кот 2) хитрый, ловкий, пронырливый, лживый, льстивый

в) лиса 3) храбрый, веселый, ласковый, дружелюбный

г) волк 4) добродушный, сильный, мудрый, медлительный, добрый

д) козел 5) злой, глупый, жестокий, незадачливый

5 класс Тема 1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Вариант 3

1. Проверяем знание текста (5баллов)

А. Выбери и запиши правильный ответ.

1.Кому принадлежат слова: «Вам не воевать, а дома на печке лежать!»?

а) старухе, которую встретили братья; б) матери-змеихе Чуда-юда;

в) Ивану — крестьянскому сыну.

2. Кто из братьев проявил особое мужество в третьем бою с Чудом-юдом?

а) Иван; б) старший брат; в) средний брат.

3. С помощью какого предмета Иван доказал братьям, что расстеленный перед ними ковер с пуховыми подушками — козни жен Чуда-юда?

а) кушака; б) яблока; в) меча.

4. Иван царевич сжег кожу, это неверно, потому, что

а.) не он надевал эту кожу; б) он не поговорил с женой о своем намерении; в) он в это время думал только о себе.

5. Чтобы вернуть жену Иван должен был проявить

а.) силу; б) терпение и настойчивость; в) смелость.

6. Сколько дней не дождался Иван-царевич и спалил лягушачью кожу раньше?

а.) один день; б) три дня; в) пять дней; г) семь дней

7. Чем можно объяснить отсутствие во время боя старших братьев Ивана — крестьянского сына?

а) эгоизмом, уверенностью, что все за них сделает Иван;

б) неумением самоорганизоваться; в)трусостью.

Б. Вспомни

1. На каком кирпиче лежала на печи Баба-Яга?

2. Куда сложил Иван отрубленные головы Чуда-Юда

3. Почему Журавль ушёл домой не солоно хлебавши?

2. Проверяем знания по теории литературы (5баллов)

А. Выбери и запиши правильный ответ

1.Как ты думаешь, почему в ряде сказок имеются элементы волшебства и фантастики?

а) в этом отразилась исконная вера человека в победу добра над злом;

б) из-за неумения объяснить некоторые явления природы;

в) делают повествование более занимательным.

2. Сказка — это:

а) рассказ, построенный на реальных фактах из жизни людей; б) вымышленный рассказ;

в) историческое повествование.

3. Какая из предложенных групп слов включает только малые формы фольклора?

а) сказки, потешки, загадки; б) загадки, пословицы, поговорки; в) колыбельные песни, легенды, дразнилки.

4. Подбери эпитеты к словам

Девица…

Горы….

Бор…

Болота..

Б. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки.

а) волшебные

б) бытовые

в) о животных

1.цель сказки — весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства

2.задача сказки — испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами

3.цель сказки — рассказать о необычном происшествии; действие происходит в обычной обстановке

5 класс Тема 1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Вариант 4

1. Проверяем знание текста (5баллов)

А. Выбери и запиши правильный ответ

1. Что во время боя предлагало Ивану каждое Чудо-юдо?

а) отдохнуть; б) исполнить желание; в) по-доброму вернуться домой.

  1. К кому обратилась мать-змеиха с просьбой отдать ей Ивана-крестьянского сына?

а) к его братьям; б) к кузнецам; в) к силам природы.

  1. Какое снаряжение имели братья, отправляясь на войну с Чудом-юдом?

а) шлемы и кольчуги; б) стальные латы и ружья; в) добрых коней и мечи булатные.

  1. Кем была невеста старшего сына?

а) дочерью боярина; б) купеческой дочкой; в) племянницей Кощея; г) сестрой Бабы-яги

  1. Что царь велел сделать невесткам на другой день после свадьбы?

а) полотенце вышивать; б) танец танцевать; в) песни петь; г) хлеб испечь

  1. Кем был Кощей Бессмертный для Василисы?

а) дедушкой; б) дядей; в) женихом; г) отцом

Б. Вспомни

1. Что взял с собой Иван-царевич, когда отпарился искать Василису Премудрую?

2.С кем прибыло на Калинов мост Чудо-Юдо?

3. Почему барин стал просить солдата продать ему шинель?

2. Проверяем знания по теории литературы (5баллов)

А. Выбери и запиши правильный ответ

1.Сказка начинается:

а) с поучения; б) с зачина; в) с важного события.

2.Какие волшебные предметы используются в сказках?

а) рушник б) ковер-самолет в) клубок г) свеча д) книга

е) сапоги-скороходы ж) шапка-невидимка з) меч-кладенец

3.Подбери эпитеты к словам

Земля…

Ветры….

Девица…

Солнце…

4 .Кто из сказочников считал, что самое трудное в сказке — разговор?

Б. Соотнесите виды сказок и героев.

а) волшебные 1) кот, лиса, петух, козел, волк

б) о животных 2) мужик, солдат, плут, баба, барин, черт

в) бытовые 3) добрый молодец, Иван-дурак, Жар-птица

Русских сказок знает каждый русский

Сцена из русской сказки | © Иван Билибин / Wikimedia Commons

Хотя сказки могут казаться просто сказками для детей, они имеют гораздо большее культурное значение, чем мы думаем. Сказки отражают убеждения людей, их моральные ценности и часто их невероятное воображение. Русские не новички в сказках, и чтение сказок детям — часть их пути к их воспитанию.Вот краткий список историй, которые знает каждый россиянин и которые глубоко укоренились в коллективном сознании.

Цесаревич Иван, Жар-птица и Серый волк

Жар-птица — один из самых узнаваемых персонажей русского фольклора. Несмотря на красивый внешний вид, эта птица не так уж и хороша. В сказке она постоянно крадет золотые яблоки из королевского сада. Король отправляет своих сыновей на поиски этого мифического существа и обещает найденному полцарства.Из названия ускользает, что это сделал младший сын Иван. Чтобы понять, какое место занимает серый волк во всей этой истории, вам просто нужно прочитать ее самому.

Поймать перышко Жар-птицы © Иван Билибин / Wikimedia Commons

Сестра Аленушка, брат Иванушка

Немного абсурдная и болезненная сказка, тем не менее, эта история очень популярна среди детей. Младший брат, Иванушка, постоянно пытается напиться воды из луж, но сестра предупреждает его, что, сделав это, он может превратиться в животное.С третьей попытки Иванушка действительно превращается в козла. Но даже в роли козла Иванушка попадает в беду и попадает в плен к Бабе Яге (ведьма-злодейка в русских сказках). Баба Яга продолжает топить сестру, оставляя обоих братьев и сестер в небольшом фиаско. Вам нужно будет прочитать историю, чтобы узнать, как сестре удается «развеяться» и как брат снова становится человеком.

Дед Мороз

Как и во многих сказках в западных культурах, жестокие мачехи — повторяющиеся злодеи во многих русских сказках.Так обстоит дело и с этой историей. У старика и старухи две дочери; одна была довольно непривлекательной, но младшая, Настя, была умелой и красивой. Мачеха или мать, как рассказывают некоторые истории, не любили их одинаково. Она хотела выйти замуж за свою любимую дочь, которая была менее привлекательной, но все потенциальные мужья моментально предпочли Настю. Старуха решает отослать Настю. Она велит мужу отвезти ее в лес посреди зимы и оставить там умирать.Жители леса, в том числе Дед Мороз, который в основном олицетворяет холод, решают помочь Насте из-за ее доброго сердца.

Настю в гостях у Деда Мороза © Иван Билибин / Wikimedia Commons

Репа-гигант

Репа-гигант — ода совместной работе — это классическая русская сказка, которую многие знают наизусть с самого раннего возраста. Синопсис очень прост: старик вырастил очень большую репу. Вскоре он решил, что пора вытащить его из земли, но не хватило сил.Он начал по очереди звать всех домочадцев, включая животных, дергать за этот упрямый овощ. В конце концов, конечно, они добились своей цели, отметив победу своей групповой работы. История не раскрывает, что происходит с репой потом.

Кащей Бессмертный

Кащей фигурирует в различных русских сказках, в том числе в одной, названной его именем. Он злой волшебник, который часто крадет красивых женщин, особенно благородных.Многие герои пошли за ним, и им повезло, ведь он не так уж и бессмертен. В одной истории есть тщательно продуманный способ убить его, но он настолько длинный и запутанный, что никто не может этого сделать. Чтобы убить Кащей, отважной душе нужно найти безымянный остров; на этом острове они должны найти дерево; под этим деревом есть сундук; в этом сундуке кролик; в кролике — утка; внутри утки находится яйцо; а в яйце — смерть Кащея, какой бы формы она ни была. Легко!

Кащей Бессмертный © Иван Билибин / Wikimedia Commons

Теремок

Это очень популярная детская сказка про теремок (деревянный домик), который стоял пустым в лесу.Впервые его обнаруживает мышь, которая начинает жить внутри. Постепенно различные животные просят разрешения на заселение, и количество жителей продолжает расти. Последним заселился медведь, который не влезет внутрь и решает поселиться на крыше, стремительно раздавливая весь дом. Удивительно, но животные не остаются расстроенными. Они просто решают перестроить дом и сделать его еще лучше. Мораль истории? Важно учиться на своих ошибках, но также — хорошо быть разборчивым в соседях по комнате.

Василиса Прекрасная

И снова злые мачехи за работой. Василиса была красивой дочерью купца, который женился во второй раз после смерти первой жены. Мачеха ненавидела Василису и давала ей много тяжелой работы, которую девушка тупо выполняла. Мачеха решила переселить семью поближе в лес, где жила русская злая ведьма Баба Яга. Была надежда, что Баба Яга съест девушку, но она так и не забрела в хижину ведьмы одна.Однажды ночью мачеха и другие дочери решили отправить ее прямо туда.

Русский сказочный злодей Баба Яга © Иван Билибин / Wikimedia Commons

Колобок

Колобок — это большой круглый кусок теста. В этой истории пожилая женщина оставила на окне круглый кусок теста (при условии, что она оставила его там, чтобы подняться). Тем не менее, этот кусок теста имеет собственный ум и выкатывается в окно. Во время своего путешествия колобок встречает различных животных, рассказывая им, как он умеет убегать.Однако очень скоро его перехитрила лиса, которая с помощью лести заманила колобка на нос, где тот съел его. Мораль истории: если вы большой кусок теста, не становитесь слишком самоуверенным.

.

03 оцененных читателей, Народные сказки — Полный пакет для изучения русского языка 2014 — chrris

Wykorzystujemy pliki cookies и подобная технология w celu usprawnienia korzystania z serwisu Chomikuj.pl oraz wyświetlenia reklam dopasowanych do Twoich potrzeb.

Jeśli nie zmienisz ustawień dotyczących cookies w Twojej przeglądarce, wyrażasz zgodę na ich umieszczanie na Twoim komputerze przez administratora serwisu Chomikuj.pl — Корпорация Кело.

W każdej chwili możesz zmienić swoje ustawienia dotyczące cookies w swojej przeglądarce internetowej. Dowiedz się więcej w naszej Polityce Prywatności — http://chomikuj.pl/PolitykaPrywatnosci.aspx.

Jednocześnie informujemy że zmiana ustawień przeglądarki może spowodować ograniczenie korzystania ze strony Chomikuj.pl.

W przypadku braku twojej zgody na akceptację cookies niestety prosimy o opuszczenie serwisu chomikuj.пл.

Wykorzystanie plików cookies przez Zaufanych Partnerów (dostosowanie reklam do Twoich potrzeb, analiza skuteczności działań marketingowych).

Wyrażam sprzeciw na cookies Zaufanych Partnerów
NIE ТАК

Wyrażenie sprzeciwu spowoduje, że wyświetlana Ci reklama nie będzie dopasowana do Twoich preferencji, a będzie to reklama wyświetlona przypadkowo.

Istnieje możliwość zmiany ustawień przeglądarki internetowej w sposób uniemożliwiający przechowywanie plików cookies na urządzeniu końcowym. Można również usunąć pliki cookies, dokonując odpowiednich zmian w ustawieniach przeglądarki internetowej.

Полную информацию о десяти темах, известных под адресом http://chomikuj.pl/PolitykaPrywatnosci.aspx.

.

Лучшие классические народные сказки (199 книг)

1 Сказки Гриммса
— пользователем

4,13 средняя оценка — 23 937 оценок

  • Хочу почитать
  • В настоящее время читаю
  • Читать

Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

2 Красная Шапочка
— пользователем

4,13 средняя оценка — 22 419 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

3 Джек Сказки
— пользователем

4,19 средняя оценка — 316 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

4 Святой Георгий и дракон
— пользователем

4.18 средняя оценка — 7,428 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

5 Сказки дедушек: американо-английские народные сказки
— пользователем

4.19 средняя оценка — 106 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

6 Сказки Китая
— пользователем

3,32 средняя оценка — 25 оценок

Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

7 Три козла Билли Груфф
— пользователем

4,17 средняя оценка — 14 891 оценка

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

7 Пряничный мальчик
— пользователем

3,83 средняя оценка — 847 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

9 Еще кельтские сказки
— пользователем

4.01 средняя оценка — 145 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

10 Златовласка и три медведя
— пользователем

4,05 средняя оценка — 1435 оценок

Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

11 Русские чудо-сказки
— пользователем

4,41 средняя оценка — 22 оценки

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

12 Три поросенка
— пользователем

3,82 средняя оценка — 71 оценка

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

13 Комиксы-сказки: классические сказки, рассказанные выдающимися карикатуристами
— пользователем

3.90 средняя оценка — 2620 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

14 Золушка
— пользователем

очень понравилось 4.00 средняя оценка — 741 оценка

Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

14 Спящая красавица
— пользователем

4,33 средняя оценка — 3896 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

16
.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *