Контрольная работа по разделу истоки литературы фольклор: ` . `. 1. . 6 . ` `. —

Содержание

Проверочная работа по литературному чтению по разделу » Произведения фольклора» ( 4 класс)

Проверочная работа по литературному чтению

по разделу «Произведения фольклора»

Ф.И. _____________________________________________________________________

1.

2. Допиши:

Фольклор – это____________________________________________________________

Сказка — это ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________.

Виды сказок: 1)__________________________________

2)_________________________________

3)__________________________________

3. Отметь Х что (кого) получил Иван-царевич в сказке «Иван-царевич и Серый волк»:

1) Елена Прекрасная 3) золотые яблоки 5) Жар-птица

2) Серый волк 4) златогривый конь 6) царь Берендей

4. Напиши, что Серый волк запрещал делать Ивану-царевичу:

1)_______________________ 2)________________________

5. Кто был учителем Волха Всеславовича?

1) волшебник 2) фокусник 3) кудесник 4) экстрасенс

6. Напиши, каким необычным даром был наделён Волх Всеславович.

_________________________________________________________________________

7. Какое чудо произошло с градом Китежем?

1) засыпался землей 2) зарос лесом 3) погрузился в воду 4) был разрушен

8. Допиши:

Легенда – это_____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. С кем пошёл бороться Ермак Тимофеевич в «Легенде о покорении Сибири Ермаком».

1) Иван Грозный 2) хан Кучум 3) царь Афрон 4) хан Батый

10. За какой город шли сражаться Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?

1) Киев 2) Иркутск 3) Москва 4) Новгород

11. Напиши лексическое значение устаревших слов:

Палица __________________________________________________________________ Кудесник___________________________________________________________________

Ратнички___________________________________________________________________ Волховать__________________________________________________________________

12. Соедини стрелкой название произведения и героя этого произведения.

«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» Ермак Тимофеевич

«Легенда о покорении Сибири Ермаком» царь Берендей

«Иван-царевич и Серый волк» царь Салтык

«Легенда о граде Китеже» Волх Всеславович

«Волх Всеславович» хан Батый

Дмитрий Пожарский

13. Напиши автора произведения «Иван-царевич и Серый волк»

_________________________________________________________________________

14. Былина – это ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Объясни фразеологизмы

«Суд Соломона» — _______________________________________________________________________

« Блудный сын» — ________________________________________________________________________

16. Отметь героические песни

а) Легенда о граде Китеже б) Суд Соломона

в) Суворов приказывает армии переплыть море

г) Марья Моревна

д) Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения

е)Вольга Святославич

Тест по чтению (3 класс) на тему: Проверочная работа по литературному чтению «Фольклор» 3 класс Начальная школа 21 века

 

Проверочная работа по литературному чтению  «Фольклор»

___________________________________________________________

1.Что такое фольклор?

А) произведения о небылицах и былинах            Б) народная мудрость                 В) русские народные сказки

2. Каждое высказывание дополните жанром фольклора

А) сочетание труднопроизносимых слов вместе это- __________________________________________

Б) краткое мудрое изречение, состоящее из одного предложения это-___________________________

В) весёлый, смешной стих без которого не начнётся игра это-_________________________________

Г) устный рассказ о чём-то необычном,  фантастическом-___________________________________

Д) небольшое произведение, в котором нужно назвать предмет или явление по признаку или действию это- _________________________________________________

Е) весёлое произведение, созданное для забавы детей это-____________________________________

3.Отгадай загадку и определи её тему, в соответствии с содержанием .

Крашенное коромысло, через реку повисло . (_________________),

 тема (_______________________________)

4) Определи тему данной пословицы.

Любишь кататься, люби и саночки возить.     Тема-   (__________________________________)

5) Найди пару, из какой сказки эти слова, стрелкой соедини соответствия.

Отрывок из сказки

Название сказки

Стали они поживать, сыновей обещанных

Поджидать…..

     «Старик -годовик»

Царь присудил отдать жеребёнка бедному мужику , а дочь взял его к  себе.

    «Царевич Нехитёр -Немудёр»

Как-то раз пошла старшая сестра по воду и уронила ведро…..

    «Дочь — семилетка»

И живут с тех пор старик со старухой. Старик ивовые прутья режет , корзинки плетёт…..

    «Про ленивую и Радивую»

Стал он махать рукавом и пускать птиц…..

     «Самое дорогое»

6)Дать определение слову былина.

Былина- _______________________________________________________________________________________

7) Найди пару, из какой былины выражения, стрелкой соедини соответствия.

Выражения из былины

Название былины

Полно тебе слезить отцов-матерей. Тын. Гать.

«Добрыня и Змей»

Вылётывали.Чембур. Палатный брус.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Булатный .Лютая.Наказ.

«Алёша Попович и Тугарин Змеёвич»

 

 

 

 

 

 

 

Проверочная работа по разделу «Фольклор. Русские народные сказки»

Проверочная работа по теме «Фольклор. Русские народные сказки» 5 класс

1. Кем создавались фольклорные произведения и как передавались из поколения в поколение? ________________________________________________________________________

2. К какому жанру фольклора относятся следующие выражения:

А) От топота копыт пыль по полю летит _______________________________ 

Б) Сидит девица в темнице, а коса на улице_____________________________________ 

В)Раз, два, три, поди водить ты _______________________ 

Г) Баю-баюшки-баю, не ложись ты на краю, Придёт серенький волчок да укусит за бочок. ________________________________________________

3. Продолжи : Сказка – это занимательный рассказ о _______________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

4. Определите вид сказки по соответствующим ей признакам.

К какому виду относится сказка, в которой беседуют лиса и волк?___________________________

К какому виду относится сказка, где солдат обманывает богача? ____________________________

К какому виду относится сказка, где среди героев появляются Баба Яга и Чудо-Юдо?____________ 

Соотнесите композиционные части сказки с их примерами:

А) Зачин

1)Стали жить да поживать – добра наживать на славу всем людям

Б)Присказка

2)В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, у царя было три сына

В) Концовка

3) Утро вечера мудренее

Г) Сказочная формула

4)Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки…

6. Расскажите об особенностях волшебных сказок: ________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

7. Подберите постоянные эпитеты к существительным:

Девица __________________ Молодец _________________ Поле ____________________ 

Лес ___________________ Мечи __________________   Вода ______________________

Слова для справок: булатный, живой, чистый, красный, добрый, тёмный

8. Какое выразительное средство используется в предложениях: «Ехали они, ехали и сильно устали», «Скакали-скакали, скакали-скакали…», «бил –бил да не разбил» _____________________________

9. В русских народных волшебных сказках часто используется запрет. Вспомните и приведите примеры запретов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Как Вы думаете,

почему сказка называется «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», хотя отправляются сражаться с врагом все три брата? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инструкция

Данная проверочная работа была составлена для учащихся 5 класса и проведена после изучения раздела «Фольклор. Русские народные сказки». Работа состоит из заданий разного уровня сложности. Её цель – выявить уровень понимания изученного раздела и степень владения терминологией.

В работе есть задания на восстановление соответствия, задания открытого типа, а также задания, требующие самостоятельного развернутого ответа.

Ответы:

Народ, передавались устно.

Скороговорка, загадка, считалка, колыбельная песня

это вымышленный рассказ о героях или необычных, волшебных событиях и приключениях.

4. А) о животных

Б) бытовая

В) волшебная

А2, Б4, В1, Г3

Есть Волшебство (или чудо), троекратный повтор, победа добра над зло, волшебные помощники, волшебные предметы и т. д

7.Девица красная, молодец добрый, поле чистое, лес тёмный, мечи булатные, вода живая.

Повтор

Творческое задание

Тест по литературе (8 класс) на тему: Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: » Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы».

Контроль знаний по литературе учащегося 8  класса _____________________________________________

1.Русская литература и история.

 В каком столетии историческая наука выделилась в самостоят.отрасль знания?

 А) 18 ; Б) 16; В)14; Г) 17

Указать выдающихся деятелей русской истории, с которыми вы встречались в худ.лит-ре?

А) Екатерина 2; Б) Петр1; В) Николай 2; Г) Пугачёв

Продолжите. В художественных произведениях, повествующих о современной писателю действительности события и герои предстают на фоне большого______________полотна.

Укажите классиков 19 в. (3 чел.), связанных своим творчеством  с русской историей____________________________________________________________________________К жанру устного народного творчества не относится:

1. рассказ 2. частушка 3 предание

2. Устное народное творчество.

Фольклор – это …

а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;

б) искусство, созданное народом и бытующее в широких народных массах;

в) устное народное творчество;

г) набор произведений на различные темы.

Кто является автором фольклорных произведений?

а) поэт;   б) летописец;    в) певец-сказитель;   г) народ.

Укажите группы народных песен______________________________________________

 Своеобразие частушек___________________________________________________________________

Какое отношение народа к Пугачеву передают исторические песни____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Из древнерусской литературы.

Древнерусская литература относится к периоду

а)IX–XIII
б)XI–XVIII
в) XI- XVII

Основными жанрами др.-рус. лит-ры стали а) роман б) жития в) повести г) летописи

Повесть о житии  и о храбрости благородного и великого  князя Александра Невского мы отнесем к :1)русской литературе XIX века 2)древнерусской литературе 3)современной литературе

Что такое житие?

1) историческое повествование, которое велось по голам

 2) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально- исторических событиях

 3) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью

 4) произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом

 Как звали отца Александра Невского?

  1. Святослав  2) Олег 3) Ярослав 4) Рюрик

 Из какого города Александр Невский изгнал немцев?

1) из Новгорода

 2) из Киева

 3) из Рязани

4) из Пскова

  Кем стал Александр в конце своей жизни?1) послушником, священником 3) монахом 4) настоятелем монастыря

 

Контрольные работы по русской словесности

Контрольная работа № 1

Раздел программы: «Русское устное народное творчество»

Цель: проверить уровень литературной подготовки учащихся в соответствии с требованиями государственного стандарта образования и учебной программы по разделу «Русское устное народное творчество»

 теоретико-литературные знания о мифе, фольклоре и основных жанрах фольклора;

 начальное понятие о теме и идее произведения, композиции;

 знание тематики пословиц и поговорок, умение отличать пословицы от поговорок;

 знание художественного своеобразия загадок;

 знание основных жанров семейно-обрядовой поэзии;

 знание видов народных сказок, умение определить тему, композицию, образы;

 умение характеризовать героев сказок;

 умение определять виды былин, художественное своеобразие былин;

 знание художественно-изобразительных средств языка и умение определять гиперболу, эпитет, антитезу, символ;

 умение давать письменный развернутый ответ на вопрос.

1. Закончите схему

СЛОВЕСНОСТЬ

 

устная письменная

 

__________________________________________________________________

2. Дайте определения понятий:

Миф – это ________________________________________________________________________________

Фольклор – это ___________________________________________________________________________

Пословица – это __________________________________________________________________________

Загадка — это _____________________________________________________________________________

Былина — это _____________________________________________________________________________

3. Перечислите основные жанры фольклора:

_________________________________________________________________________________________

      

пословицы былина легенда

4. Перечислите черты сходства и различия между фольклором и литературой.

5. Определите тематику пословиц:

Снег глубок – год хорош ___________________________________________________________________

Один за всех и все за одного ________________________________________________________________

Терпение и труд все перетрут _____________________________________________________________

6. Запишите вторую часть пословицы:

Под лежачий камень ______________________________________________________________________

На чужой сторонушке _____________________________________________________________________

Сколько волка ни корми ___________________________________________________________________

7. Приведите примеры поговорок:

В голове ума палата, _____________________________________________________________________

8. Определите, какие художественные средства используются в следующих загадках?

А) Круглое, как луна, Б) Что за птица на три ноги садится?

Листья, как ель, В) Идет бабушка из бани в зеленом сарафане.

А хвост, как у мыши

А) ______________________________________________________________________________________

Б) ______________________________________________________________________________________

В) ______________________________________________________________________________________

9. Перечислите, какие обряды относятся

к семейным: ______________________________________________________________________________

к календарным ____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

10. Назовите основной признак сказки _______________________________________________________

Укажите разряды народных сказок, приведите примеры:

  

_________________________________________________________________________________________

11. Как называется эта композиционная часть сказки?

Стали жить поживать – на славу людям.

________________________________________________________________________________________

12. Пронумеруйте приемы организации композиции былин:

Кульминация Зачин Запев Концовка

13. Какие постоянные эпитеты к словам встречаются в сказках?

Волк ___________________________________________________________________________________

Девица _________________________________________________________________________________

Молодец _______________________________________________________________________________

14. Укажите виды былин:

«Садко» _________________________________________________________________________________

«Илья Муромец и Соловей Разбойник» _______________________________________________________

«Вольга и Микула» ________________________________________________________________________

15. Какие художественно-изобразительные средства и с какой целью использует былина?

«Ты удаленький дородный добрый молодец,

Ай ты, славный богатырь святорусский!» _____________________________________________________

«Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перемахивать…» _____________________________________________________

16. Какие символы используются в лирических бытовых песнях?

Туман, рябина, полынь – символы ___________________________________________________________

Символы девушки — ________________________________________________________________________

Солнце, цветы, хмель, малина – символы _____________________________________________________

Символы юноши — _________________________________________________________________________

17. Сравните отличительные признаки фольклорных жанров:

18. Какие из опорных слов характеризуют героев фольклорных произведений? Проведите стрелочки- соответствия:

Илья Муромец грозный

Чудо-богатырь

Царь Иван защитник

любимец народа

Суворов жестокий

великий полководец

19. Какой жанр фольклора вам больше всего понравилось изучать и почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа № 2

Раздел программы: «Фольклор и литература XlX века».

Цель: проверить уровень литературной подготовки учащихся в соответствии с требованиями государственного стандарта образования и учебной программы по разделу «Фольклор и литература XlX века»

· теоретико-литературные знания о басне, повести, рассказе, балладе;

· умения определять тему и идею произведения, композицию;

· знание тематики басен, их персонажей;

· знание отличительных признаков литературной и народной сказок;

· знание основных героев изученных литературных произведений;

· умение различать жанры литературных произведений;

· умение характеризовать героя изученного произведения на основе его поступков и взаимоотношений с другими персонажами;

· знание художественно-изобразительных средств языка и умение определять их функцию;

· умение давать письменный развернутый ответ на вопрос.

1. Соедините стрелками понятия и определения:

Г) Баллада

2. Подпиши к басенным персонажам подходящую строчку из басен И.А.Крылова.

3. Как называется процитированная часть басни?

А) Композиция Б) Зачин В) Мораль

4. Заполните таблицу признаков народной и литературной сказки.

Народная

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Литературная

5. Укажите литературный персонаж И.С.Тургенева.

«Это положительная, трагическая героиня произведения. Ее имя вынесено в название произведения. Произведение написано прозой. В конце произведения она погибает. Ее возраст один год».___________________________________________

6. Выпишите в столбик сравнения и олицетворения:

Плачут ивы, шепчут тополя. Как лебедь молодой. Как луна среди небес. Грачи как обугленные груши. О чем ты воешь, ветер ночной? Течет река, словно зеркало. Шум сердитого моря.

7. Укажите тему стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

_________________________________________________________________________________________

8. Какова идея стихотворения Н.А.Некрасова «Зажгло грозою дерево»?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Укажите общие черты и черты различия повести и рассказа.

Повесть

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Рассказ

10. Укажите жанры произведений А.С.Пушкина:

«Песнь о вещем Олеге» __________________________________________

«Руслан и Людмила» _____________________________________________

«Скоро святки…» ________________________________________________

«,,,О попе и его работнике Балде» __________________________________

11. Напишите небольшую характеристику барыни из повести И.С.Тургенева «Муму».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Укажите черты лирического и эпического произведений:

13. Сформулируйте основную идею сказки О.Уайльда «Соловей и роза».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Зачем и для чего писатели и поэты обращаются к фольклору? Как они его используют? Приведите наиболее яркие, на ваш взгляд, примеры.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа № 3

Раздел программы: «Фольклор и литература XX века».

Цель: проверить уровень литературной подготовки учащихся в соответствии с требованиями государственного стандарта образования и учебной программы по разделу «Фольклор и литература XX века»

· теоретико-литературные знания о сказе, пейзаже, драме, комедии;

· умения определять тему и идею произведения, композицию;

· знание тематики изученных произведений, их персонажей;

· знание основных героев изученных литературных произведений;

· умение различать жанры литературных произведений;

· умение характеризовать героя изученного произведения на основе его поступков и взаимоотношений с другими персонажами;

· знание художественно-изобразительных средств языка и умение определять их функцию;

· умение давать письменный развернутый ответ на вопрос;

1. Дайте определение понятиям:

Рифма __________________________________________________________________________________

Сказ ____________________________________________________________________________________

Драма ___________________________________________________________________________________

Пейзаж __________________________________________________________________________________

2. Сравните, чем литературный сказ отличается от сказки. Заполните таблицу.

Сказ

3. Укажите способы рифмовки:

а) О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости до боли

Твою озёрную тоску.

___________________________________________________________________

б) Если грусть тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

___________________________________________________________

в) Улетел орёл домой:

Солнце скрылось за водой;

Ветер, после трёх ночей,

Мчится к матери своей.

_________________________________________________________________

4. Допишите, какие фольклорные элементы используются в современных литературных сказках?

· сказочные зачины

· троекратные повторы

· ______________________________

· ______________________________

5. Перечислите признаки, по которым вы узнаёте драматическое произведение.

Драма


действие конфликты

6. Из какого сказа П.П. Бажова взяты слова: «Истинное искусство не знает избранных – оно для всех…»?

а) «Горный мастер»;

б) «Малахитовая шкатулка»;

в) «Железковы покрышки».

7. Опишите ключевыми словами героев сказок «Чудо-каравай» и «Сказка об одном зёрнышке».

Мишутка ______________________________________________________________________________

Гришутка _____________________________________________________________________________ Тоня _________________________________________________________________________________

Настя

Илюшка ______________________________________________________________________________

Бабушка ______________________________________________________________________________

Ксеня _________________________________________________________________________________

Бабушка ______________________________________________________________________________

8. В каких сказках вы встречали этих персонажей и сказочные предметы? Напишите в квадратиках названия произведений?

Мальчик-бубенчик

Волшебные часы

Цепь на дубе

Череп

Волшебное зеркальце

Дудочка

Скатерть-самобранка

Кольцо

Красная Шапочка

9. Автор сказки о счастливой, идеальной стране:

а) Л. Толстой;

б) Л. Петрушевская;

в) А. Куприн.

10. Найдите художественные средства во фрагментах стихотворений П.Н. Васильева.

а) Ветер скачет по стране, и пыль

Вылетает из-под копыт.

Ветер скачет по степи, и никому

За быстроногим не уследить.

б) В чёрном небе волчья проседь

И пошёл буран в бега,

Будто кто с размаху косит

И в стога гребёт снега.

Инверсия _________________________________________________________

Метафора _________________________________________________________

Эпитет ___________________________________________________________

Аллитерация ______________________________________________________

11. В каком произведении маленький «жужжащий» герой хочет казаться значительным и грозным, как большой и «рычащий»?

а) «Свинья под дубом»;

б) «Муха и пчела»;

в) «Лев и муха».

12. «Завидное упорство» С. Михалкова – это

а) басня;

б) рассказ;

в) сказка.

13. Изобразите схему модели художественного мира сказки-комедии С.Я. Маршака «Умные вещи».


14. Распределите предложенные вам известные фамилии так, чтобы они соответствовали указанным определениям: Крылов, Жилин, Зверев, Андерсен, Северянин, Толстой.

Писатель ____________________________________________________________

Литературный персонаж _______________________________________________

Баснописец __________________________________________________________

Сказочник ___________________________________________________________

Поэт ________________________________________________________________

Писатель-натуралист __________________________________________________

15. Сформулируйте своими словами главную идею стихотворения «Мать», «Природа» Д.С. Мережковского. Что их объединяет?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________16. Какова мораль сказки А.П. Платонова «Волшебное кольцо»?

_________________________________________________________________________________________

17. Продолжите строчку, подберите рифму в четверостишии поэта В.С. Шефнера «Колыбельная».

Подчеркните олицетворение.

Сторожихи спят в сторожках,

Спят коты и мыши,

Дождь в серебряных __________________________________

Пробежал по крыше.

18. Можно ли соотнести концовку сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца» с концовкой народной сказки? Почему? Мотивируйте ответ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. Угадайте название литературного произведения:

  1. Время написания – вторая половина XX века.

  2. Автор – детский поэт-баснописец.

  3. Произведение написано в стихах.

  4. Действующих лиц – двое. Одно – большое, другое – маленькое.

  5. Место обитания одного из них – часть тела другого.

  6. Заканчивается произведение назидательным призывом.

_________________________________________________________________________________________

20. К какой сказке можно отнести «Сказку об одном зёрнышке»?

а) литературной;

б) фольклорной.

21. Запишите фамилии писателей (1), названия литературных произведений (2) и их персонажи (3), начинающихся на букву П.

1

2

3

22. Назовите автора XX века, имя и творчество которого вы впервые открыли для себя в пятом классе. Какое его произведение вам понравилось? Чем? Расскажите о нём.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа № 4

Раздел программы: «Фольклор и литература».

Цель: проверить уровень литературной подготовки учащихся в соответствии с требованиями государственного стандарта образования и учебной программы по разделу «Фольклор и литература»

· теоретико-литературные знания;

· умения определять тему и идею произведения, композицию;

· знание тематики изученных произведений, их персонажей;

· знание основных героев изученных литературных произведений;

· умение различать жанры литературных произведений;

· умение характеризовать героя изученного произведения на основе его поступков и взаимоотношений с другими персонажами;

· знание художественно-изобразительных средств языка и умение определять их функцию;

· умение давать письменный развернутый ответ на вопрос.

1. Напиши определения понятий:

Антитеза — ___________________________________________________________________________

Рассказ — _____________________________________________________________________________

Лирика — _____________________________________________________________________________

Пейзаж — _____________________________________________________________________________

2. Назови произведение и автора по цитате:

а) «Умными вещами не хвалитесь, во зло людям их не обращайте и никому не продавайте. Да помните: умные вещи умного обращения требуют».

______________________________________________________________________________________

б) «Не знаю, милый, не знаю, слыхал, что есть такой цветок. Видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит, тому белый свет не мил станет».

______________________________________________________________________________________

в) «Конь вышел, вытянул голову, заржал – учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеб не взял… Испугался Филька…»

______________________________________________________________________________________

3. Узнай героя:

а) Он хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадь сомну, либо срублю шашкой».

____________________________________________________________________________

б) Пришел …домой и выпустил змею из-за пазухи. А мать как увидела змею, так на печку залезла и даже побранить сына не может: у нее язык отнялся».________________________________________

в) Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье… Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос, немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле».

_____________________________________________________________________________________

г) «Как могу, подружки, петь?

Милый друг далеко;

Мне судьбина умереть

В грусти одинокой». ___________________________________________________________________

4. Допиши слова:

а) У ________________ всегда бессильный виноват…

б) А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в ________________ не годитесь.

в) Там чудеса: там ___________________ бродит,

________________________ на ветвях сидит».

г) И молвил он, сверкнув очами:

Ребята, ________________________________

Умремте ж под __________________________ ,

Как наши братья умирали!

д) Над ним и надо мной витала,

Боялась ________________ не за себя,

И от него не улетала,

_______________________________________

5. Укажите жанр произведений:

а) А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» _____________________________________________________

б) О.Уайльд. «Соловей и Роза» __________________________________________________________

в) К.Д.Бальмонт. «Фея» _________________________________________________________________

г) П.П.Бажов. «Каменный цветок» _______________________________________________________

д) «Илья Муромец и Соловей Разбойник» _________________________________________________

е) С.Я.Маршак. «Умные вещи» __________________________________________________________

ж) И.С.Тургенев. «Муму» ______________________________________________________________

6. Определи художественные средства:

а) «Горит и стонет дерево…» ____________________________________________________________

б) «На глаза осторожной кошки

Похожи твои глаза» ______________________________________________________________

в) « По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается» _______________________________________________________

г) «Цвели, цвели цветики, да поблекли,

Любил меня милый дружок да покинул» _______________________________________________

д) «Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши» _____________________________________________

7. Перечислите признаки, по которым вы узнаете драматическое произведение. Чем оно отличается от лирического и эпического?

а) ___________________________________________________________________________________

б) ______________________________________________________________________

в) ______________________________________________________________________

г) _______________________________________________________________________

8. Укажите способ рифмовки:

а) О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску. __________________________________________________

б) О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно,

И так трагично-больно мне. ______________________________________________

в) Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я! ________________________________________

9. Каковы нравственные уроки произведений С.Я.Маршака «Умные вещи» и сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Какое произведение (фольклорное или литературное) из всех изученных в 5 классе понравилось вам больше всего? Чем? Поделитесь своими впечатлениями о нем.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

литературы | Определение, объем, типы и факты

Литература , собрание письменных работ. Это название традиционно применялось к тем творческим произведениям поэзии и прозы, которые отличались намерениями их авторов и воспринимаемым эстетическим совершенством их исполнения. Литературу можно классифицировать по множеству систем, включая язык, национальное происхождение, исторический период, жанр и тематику.

Британская викторина

Отступление писателей

Ham Spray House в Хэме, Уилтшир, Англия, был домом для какого писателя из Блумсбери?

Для исторической обработки различных литератур в географических регионах см. таких статей, как африканская литература; Африканский театр; Океаническая литература; Западная литература; Искусство Центральной Азии; Искусство Южной Азии; и искусство Юго-Восточной Азии.Некоторые литературы рассматриваются отдельно по языку, нации или специальному предмету (например, арабская литература, кельтская литература, латинская литература, французская литература, японская литература и библейская литература).

Определения слова литература имеют тенденцию быть круглыми. В 11-м издании Энциклопедического словаря Merriam-Webster литература рассматривается как «сочинения, обладающие превосходной формой или выражением и выражающие идеи, представляющие постоянный или универсальный интерес.Критик XIX века Вальтер Патер называл «вопрос художественной или художественной литературы» «расшифровкой не просто фактов, но и фактов в их бесконечно разнообразных формах». Но такие определения предполагают, что читатель уже знает, что такое литература. И действительно, его центральный смысл, по крайней мере, достаточно ясен. Произведенное от латинского слова littera , «буква алфавита», литература — это, прежде всего, вся письменность человечества; после этого — объем письма, принадлежащий данному языку или народу; тогда это отдельные части письма.

одиночное заключение; Литература Послушайте, как Клинтон Террелл расскажет, как его открытие Шекспира Julius Caesar во время 18-месячного пребывания в одиночной камере привело его на путь из тюрьмы в Калифорнийский университет в Беркли, где он изучал английскую литературу, борясь с последствиями экстремальных ситуаций. изоляция. Показано с разрешения Регентов Калифорнийского университета. Все права защищены. (Партнер Britannica Publishing) Смотрите все видео для этой статьи

Но уже необходимо квалифицировать эти утверждения.Использование слова или при описании литературы само по себе вводит в заблуждение, так как можно говорить об «устной литературе» или «литературе дописьменных народов». Литературное искусство не сводится к словам на странице; они там исключительно из-за ремесла письма. Как искусство, литературу можно описать как набор слов, доставляющих удовольствие. Тем не менее, с помощью слов литература возвышает и трансформирует опыт, выходящий за рамки «простого» удовольствия. Литература также более широко функционирует в обществе как средство как критики, так и утверждения культурных ценностей.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Объем литературы

Литература — это форма человеческого самовыражения. Но не все, что выражено словами, даже если оно организовано и записано, считается литературой. Те произведения, которые носят преимущественно информативный характер — технические, научные, журналистские — будут исключены из числа литературных большинством, хотя и не всеми, критиками. Однако некоторые формы письма повсеместно считаются принадлежащими к литературе как искусству.Считается, что отдельные попытки в этих формах успешны, если они обладают чем-то, называемым художественными достоинствами, и терпят неудачу, если нет. Природу художественных достоинств определить труднее, чем распознать. Писателю не нужно даже преследовать его, чтобы достичь этого. Напротив, научная экспозиция может иметь большую литературную ценность, а пешеходное стихотворение — вовсе не иметь.

Самая чистая (или, по крайней мере, самая интенсивная) литературная форма — это лирическая поэма, за которой следуют элегические, эпические, драматические, повествовательные и пояснительные стихи.Большинство теорий литературной критики основываются на анализе поэзии, потому что эстетические проблемы литературы там представлены в их простейшей и чистейшей форме. Поэзия, несостоятельная как литература, называется вовсе не поэзией, а стихами. Многие романы — безусловно, все великие романы мира — являются литературой, но есть тысячи, которые не принимаются во внимание. Большинство великих драм считаются литературой (хотя китайцы, обладатели одной из величайших драматических традиций мира, считают, что их пьесы, за редким исключением, не имеют каких-либо литературных достоинств).

Греки считали историю одним из семи искусств, вдохновленных богиней, музой Клио. Все мировые классические обзоры истории могут служить благородными образцами литературного искусства, но большинство исторических работ и исследований сегодня написаны не в первую очередь с литературным совершенством, хотя они могут обладать им как бы случайно.

Эссе когда-то было написано специально как литературный материал: его тематика имела сравнительно второстепенное значение.Сегодня большинство эссе написано как экспозиционная, информативная журналистика, хотя в великой традиции все еще есть эссеисты, считающие себя художниками. Теперь, как и в прошлом, некоторые из величайших эссеистов критикуют литературу, драму и искусство.

Некоторые личные документы (автобиографии, дневники, мемуары и письма) входят в число величайших литературных источников мира. Некоторые образцы этой биографической литературы были написаны для потомков, другие не думали, что их прочитает кто-нибудь, кроме писателя.Некоторые из них выполнены в изысканном литературном стиле; другие, написанные на языке, созданном в частном порядке, завоевывают себе статус литературы благодаря своей убедительности, проницательности, глубине и размаху.

Многие философские произведения считаются литературой. Диалоги Платона (4 век до н. Э.) Написаны с большим повествовательным искусством и в прекрасной прозе; «Медитации » «» римского императора 2-го века Марка Аврелия представляют собой собрание явно случайных мыслей, а греческий язык, на котором они написаны, эксцентричен.И все же оба они относятся к категории литературы, в то время как размышления других философов, древних и современных, — нет. Некоторые научные труды остаются литературными еще долго после того, как их научное содержание устарело. Это особенно верно в отношении книг по естествознанию, где особое значение имеет элемент личного наблюдения. Прекрасным примером является книга Гилберта Уайта «Естественная история и древности Селборна » (1789 г.).

Ораторское искусство, искусство убеждения, долгое время считалось великим литературным искусством.Например, ораторское искусство американских индейцев широко известно, тогда как в классической Греции Полимния была священной музой поэзии и ораторского искусства. Великий римский оратор Цицерон оказал решающее влияние на развитие стиля английской прозы. Геттисбергское послание Авраама Линкольна известно каждому американскому школьнику. Сегодня, однако, ораторское искусство чаще воспринимается как ремесло, чем как искусство. Большинство критиков не признают рекламный копирайтинг, чисто коммерческую беллетристику, сценарии кино и телевидения как принятые формы литературного выражения, хотя другие горячо оспаривают их исключение.Казалось бы, проверка в отдельных случаях будет испытанием на стойкое удовлетворение и, конечно же, на истину. Действительно, категоризировать литературу становится все труднее, потому что в современной цивилизации слова есть везде. Человек подвержен непрерывному потоку общения. По большей части она скрыта от правосудия, но кое-где — в журналистике высокого уровня, на телевидении, в кино, в коммерческой фантастике, в вестернах и детективных рассказах, а также в простой объяснительной прозе — некоторые произведения почти случайно достигают успеха эстетическое удовлетворение, глубина и актуальность, которые дают ему право стоять рядом с другими образцами литературного искусства.

.

Беовульф | Краткое содержание, персонажи, анализ и факты

Беовульф , героическая поэма, высшее достижение древнеанглийской литературы и самый ранний европейский народный эпос. Он повествует о событиях начала VI века и, как полагают, был составлен между 700 и 750 годами. Хотя изначально он не имел названия, позже он был назван в честь скандинавского героя Беовульфа, чьи подвиги и характер составляют его объединяющую тему. Нет никаких свидетельств исторического Беовульфа, но некоторые персонажи, места и события в стихотворении могут быть исторически подтверждены.Стихотворение не появлялось в печати до 1815 года. Оно сохранилось в единственной рукописи, датируемой примерно 1000 годом и известной как рукопись Беовульфа (Cotton MS Vitellius A XV).

Беовульф Беовульф готовится отрубить голову монстру Гренделю, иллюстрация из Герои-мифы и легенды британской расы , 1910 год. Историческая коллекция Стэплтона — Heritage-Images / Imagestate

Популярные вопросы

Что такое Беовульф ?

Беовульф — героическая поэма, считающаяся высшим достижением древнеанглийской литературы и самым ранним европейским народным эпосом.Он повествует о событиях начала VI века н.э. и, как полагают, был составлен между 700 и 750 годами. Хотя изначально он не имел названия, позже он был назван в честь скандинавского героя Беовульфа, чьи подвиги и характер составляют связующую тему.

Где проходит Беовульф ?

Кто написал Беовульф ?

Автор Беовульф неизвестен. Возможно, что стихотворение было составлено и передано между несколькими разными поэтами, прежде чем оно было сохранено в единой рукописи, датируемой примерно 1000 годом.

Что Беовульф преподносит Хротгару?

По возвращении в Хеорот Беовульф дарит королю Хротгару Гренделю обезглавленную голову и украшенную драгоценными камнями рукоять меча, которым он убил мать Гренделя.

Был ли Беовульф настоящим?

Нет никаких свидетельств исторического Беовульфа, но другие персонажи, места и события в стихотворении могут быть исторически подтверждены. Например, считается, что датский король Хротгар и его племянник Хротхульф в поэме были основаны на исторических личностях.

Беовульф делится на две части. Он открывается в Дании, где великолепный медовый зал короля Хротгара, Хорот, в течение 12 лет подвергался разорению из-за ночных визитов злого монстра Гренделя, который уносит воинов Хротгара и пожирает их. Неожиданно молодой Беовульф, принц геатов южной Швеции, прибывает с небольшой группой вассалов и предлагает очистить Хеорот от его монстра. Хротгар удивлен смелостью малоизвестного героя, но приветствует его, и после вечера пира, большой вежливости и некоторой невежливости король уходит в отставку, оставив Беовульфа во главе.Ночью Грендель выходит из вересковых пустошей, распахивает тяжелые двери и пожирает одного из спящих геатов. Затем он борется с Беовульфом, от мощной хватки которого он не может избавиться. Он вырывается, отрывая себе руку, и уходит, смертельно раненный.

Следующий день — день ликования на Хеороте. Но ночью, когда воины спят, мать Гренделя приходит, чтобы отомстить за сына, убив одного из людей Хротгара. Утром Беовульф ищет ее в пещере на дне простора и убивает.Он отрезает голову от трупа Гренделя и возвращается в Хеорот. Датчане снова радуются. Хротгар произносит прощальную речь о характере настоящего героя, когда Беовульф, обогащенный почестями и княжескими дарами, возвращается домой к королю Гигелаку Гетов.

Вторая часть быстро проходит над последующей смертью короля Гигелака в битве (имеющей исторические данные), смертью его сына, правлением Беовульфа и его мирным 50-летним правлением. Но теперь огнедышащий дракон опустошает его землю, и отважный, но стареющий Беовульф вступает в бой.Поединок долгий и ужасный и болезненно контрастирует с битвами его юности. Болезненным также является дезертирство его слуг, за исключением его молодого родственника Виглафа. Беовульф убивает дракона, но смертельно ранен. Поэма заканчивается его поминальными обрядами и плачем.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Беовульф метрически, стилистически и тематически принадлежит героической традиции, основанной на германской религии и мифологии.Это также часть более широкой традиции героической поэзии. Многие инциденты, такие как оторванный Беовульфом руку монстра и его падение в простую землю, являются известными мотивами из фольклора. Этические ценности — это явно германский кодекс верности вождю и племени и мести врагам. Тем не менее, стихотворение настолько проникнуто христианским духом, что в нем отсутствует мрачная фатальность многих эддических текстов или саг исландской литературы. Сам Беовульф кажется более альтруистическим, чем другие германские герои или древнегреческие герои Илиады .Примечательно, что три его битвы ведутся не против людей, что повлечет за собой возмездие кровной мести, а против злых монстров, врагов всего сообщества и самой цивилизации. Многие критики увидели в поэме христианскую аллегорию, в которой Беовульф — защитник добра и света против сил зла и тьмы. Его жертвенная смерть воспринимается не как трагедия, а как достойный конец жизни хорошего (некоторые сказали бы «слишком хорошего») героя.

Нельзя сказать, что Беовульф — оптимистичное стихотворение.Английский критик J.R.R. Толкин предполагает, что его общий эффект больше похож на длинную лирическую элегию, чем на эпос. Даже более ранняя, более счастливая часть в Дании наполнена зловещими намеками, которые были хорошо поняты современной публикой. Таким образом, после смерти Гренделя король Хротгар радостно говорит о будущем, которое, как известно публике, закончится разрушением его родословной и сожжением Хеорота. Во второй части движение медленное и похоронное: сцены из юности Беовульфа воспроизводятся в минорном ключе в качестве контрапункта его последней битве, и настроение становится все более мрачным, когда приближается wyrd (судьба), который приходит ко всем мужчинам. на нем.

Beowulf часто переводится на современный английский язык; бестселлерами стали изображения Симуса Хини (1999) и Толкина (завершен в 1926 году; опубликован в 2014 году). Он также был источником пересказов в тексте — например, « Grendel » Джона Гарднера (1971 г.), в котором отражена точка зрения монстра, — и в фильмах.

.

литров: определение и примеры | LiteraryTerms.net

I. Что такое Литотес?

Litotes — это преуменьшение, в котором положительное утверждение выражается отрицанием своей противоположности. Это звучит странно, но несколько примеров прояснят его смысл.
Классическим примером литот является фраза «неплохо». Отрицая слово «плохо», вы говорите, что что-то хорошо или, по крайней мере, нормально. Однако в большинстве случаев это преуменьшение. Например: «Неплохо! Совсем неплохо!» Идея здесь в том, что кто-то действительно очень взволнован чем-то — что он думает, что это намного лучше, чем просто «неплохо».”

Litotes (произносится как LIE-tuh-teez или ложь-TOE-teez) — это греческое слово, означающее «простой, простой».

II. Примеры Litotes

Пример 1

После того, как вас возьмут на работу, вы можете сказать: «Спасибо, мэм, , вы, , не пожалеете, , ». Отрицание — это, конечно, преуменьшение — на самом деле вы имеете в виду, что ваш босс будет доволен вашей работой.

Пример 2

Litotes обычно придает выражению резкость и иронию, например, в иронических сравнениях.Если вам не нравится чья-то игра на гитаре, вы можете сказать: «Он , а не Джими Хендрикс». Точно так же существует целая семья метафор, наполненных литотесами, для обозначения того, что кто-то тупой: , а не , самый острый инструмент в сарае; а не самый яркий мелок в коробке; , а не , самый острый нож в ящике.

III. Важность Litotes


Litotes были обычным явлением в англосаксонии, так что это уходит корнями в прошлое. Это также распространено в других языках, таких как турецкий, испанский и мандаринский.Но его точное воздействие не совсем понятно (понятно?).

Некоторые люди утверждают, что это способ снизить психологическую дистанцию ​​от темы разговора. Например, если я говорю «Отличная работа!» Я демонстрирую искренний вклад в ситуацию. Я показываю, что мне не все равно, и поэтому делаю себя уязвимым. Однако если я просто скажу «Неплохо», я буду держаться на безопасном расстоянии от ситуации и произведу впечатление, что меня это не волнует. В нашем все более ироничном обществе, где искренняя приверженность и инвестиции становятся все реже и реже, литоты вполне могут быть на подъеме.

С другой стороны, иногда литоты могут смягчить воздействие критики. Если вам нужно сказать, что кто-то плохо в чем-то справляется, может быть менее обидно сказать «вы, , не преуспеваете в по математике», чем «вы плохо разбираетесь в математике». В зависимости от того, что говорится, литоты могут выражать скромность или высокомерие, иронию или искренность, сострадание или оскорбления.

IV. Примеры Litotes в литературе и истории

Пример 1

Я не могу сказать , что я думаю, что вы очень щедры по отношению к дамам; ибо, провозглашая мир и добрую волю мужчинам, освобождая все народы, вы настаиваете на сохранении абсолютной власти над женами. (Эбигейл Адамс, письмо Джону Адамсу)

У Джона Адамса, одного из отцов-основателей, была жена, которая твердо верила в права женщин. В одном из своих писем она осуждает лицемерие своего мужа, пропагандирующего свободу, в то время как дома она выступает против освобождения женщин. Литоты в ее письме тонко скрывают остроту ее критики, что довольно едко для женщины того времени!

Пример 2

Умножу их, и их будет , а не ; Я сделаю их честью, и они будут , а не малыми. (Иеремия 30:19)

В этой строке Бог говорит, что он восстановит величие колена Иакова, используя литоты, чтобы преуменьшить эффект его божественного вмешательства.

Пример 3

[Беовульф] поднял твердое оружие за рукоять, сердитый и решительный — меч был не бесполезен для воина… (Беовульф, строка 1575)

Это классический пример англосаксонской литоты.

В.Примеры Litotes в поп-культуре

Пример 1

Ferris не имеет , а не , что мы считаем образцовым рекордом посещаемости. (Директор Руни, «Выходной день Ферриса Бьюллера»)

Директор Руни говорит, что у Ферриса очень плохая посещаемость в школе. В данном случае он использует тон, который, кажется, смягчает удар критики, но на самом деле он саркастичен и сух.

Пример 2

И я думаю, что вы, , не были обременены чрезмерным школьным обучением, , так почему бы нам просто не игнорировать друг друга, пока мы не уйдем? (Малькольм Рейнольдс, «Светлячок»)

Капитан Рейнольдс собирается подраться с мужчиной, пьющим в баре, но сначала он оскорбляет его, называя глупым.Литоты в этой строке маскируют оскорбление, но лишь слегка — ровно настолько, чтобы сбить с толку пьющего и убедить публику в том, что он на самом деле не самый яркий мелок в коробке.

VI. Связанные термины

Двойной отрицательный


Иногда литоты могут иметь форму двойного негатива, например, «не похожий», что означает «похожий на». Очевидно, что один из способов отрицать противоположность слова — это просто отрицать слово дважды! Однако это обычно считается плохим письмом, и его следует избегать, особенно в школьных проектах.Некоторые учителя не недовольны двойным отрицанием, но другие каждый раз отмечают их неправильно.

Строго говоря, в двойном отрицании всегда используется больше слов, чем нужно: более кратко сказать «счастливый», чем «не несчастный», поэтому некоторые авторы предпочитают отказаться от двойного отрицания. Однако литоты в слове «не несчастлив» придают ему значение, немного отличающееся от «просто счастливого», , поэтому его можно использовать в неформальном письме, поэзии и т. Д.

.

Истоки готики

Профессор Джон Муллан исследует истоки готики, объясняя, как этот жанр стал одним из самых популярных в конце 18 — начале 19 веков, а также о последующей интеграции готических элементов в основную викторианскую литературу.

Готическая фантастика началась как изощренная шутка. Гораций Уолпол впервые применил слово «готика» к роману в подзаголовке «Готическая история» «Замок Отранто », опубликованном в 1764 году.Когда он использовал это слово, оно означало что-то вроде «варварский», а также «происходящий из средневековья». Уолпол притворился, что сама история является античной реликвией, предоставив предисловие, в котором переводчик утверждает, что обнаружил сказку, опубликованную на итальянском языке в 1529 году, «в библиотеке древней католической семьи на севере Англии». Сама история, «основанная на правде», была написана еще тремя или четырьмя веками ранее (Предисловие). Некоторые читатели были должным образом введены в заблуждение этой беллетристикой и огорчились, когда выяснилось, что она является современной «подделкой».

Сам роман рассказывает сверхъестественную историю, в которой Манфред, мрачный принц Отранто, испытывает непреодолимую страсть к красивой молодой женщине, которая должна была выйти замуж за его сына и наследника. Роман открывается незабываемо с того, что этот сын был раздавлен до смерти огромным шлемом статуи предыдущего принца Отранто, и на протяжении всего романа сама ткань замка оживает сверхъестественно, пока злодейство не побеждено. Уолпол, превративший свой дом на Strawberry Hill в имитацию готического здания, обнаружил вымышленную территорию, которая с тех пор эксплуатируется.Готика включает в себя сверхъестественное (или обещание сверхъестественного), она часто включает в себя открытие таинственных элементов древности, и обычно она переносит своих героев в странные или пугающие старые здания.

Готический роман Замок Отранто , Гораций Уолпол

Иллюстрация с типичными готическими мотивами из издания 1765 года Замок Отрантро, , впервые опубликовано в 1764 году.

Просмотр изображений из этого элемента (17)

Условия использования Public Domain

Тайны Удольфо

В 1790-х годах романисты заново открыли то, что вообразил Уолпол. Старейшиной готических романистов была Энн Рэдклифф, а ее самый известный роман, Тайны Удольфо (1794), получил свое название от названия вымышленного итальянского замка, где разворачивается большая часть действия.Как и Уолпол, она создала задумчивого аристократического злодея Монтони, чтобы угрожать своей находчивой героине-девственнице Эмили невыразимой судьбой. Действие всех романов Рэдклиффа происходит за границей, часто с длинными описаниями возвышенных пейзажей. Udolpho расположен среди темных и вырисовывающихся Апеннинских гор — Рэдклифф заимствовала свои настройки из путеводителей. На титульном листе большинства ее романов было описание, которое было гораздо более распространенным, чем слово «готика»: ее обычный подзаголовок был «Романс».Другие готические романисты того периода использовали то же слово в своих рассказах, рекламируя свои сверхъестественные острые ощущения. Издательская компания Minerva Press выросла просто для того, чтобы предоставить нетерпеливой публике этот новый вид художественной литературы.

Тайны Удольфо

Тайны Удольфо (1794) Энн Рэдклифф был одним из самых популярных и влиятельных готических романов конца 18 века.

Просмотр изображений из этого элемента (13)

Условия использования Public Domain

Нортангерское аббатство

Художественная литература

Рэдклиффа была естественной мишенью для сатиры Джейн Остин в Northanger Abbey . Героиня романа Кэтрин Морланд воплощает в реальность знакомые ей готические сюжеты.На самом деле, у всех загадок Рэдклиффа есть естественные, хотя и сложные объяснения. Некоторые критики, такие как Кольридж, жаловались на ее робость в этом отношении. Однако она сделала открытие: «готика» действительно ожила в мыслях и тревогах ее героев. Готика всегда была больше о страхе перед сверхъестественным, чем о самом сверхъестественном. Другие готические романисты были менее осмотрительны, чем Рэдлифф. Книга Мэтью Льюиса «Монах » (1796 г.) была экспериментом, показывающим, насколько возмутительным может быть готический писатель.После парада призраков, демонов и сексуально возбужденных монахов он в последний раз появляется в гостях у самого Сатаны.

Монах Мэтью Льюис

Эта иллюстрация на фронтисписе и краткое изложение титульного листа из 1818 года издания Монах Мэтью Льюиса (впервые опубликовано в 1796 году) дает представление о том, насколько экстремальным и драматичным был роман.

Просмотр изображений из этого элемента (1)

Условия использования Public Domain

Кровавая монахиня из замка Линденберг; или история Raymond & Agnes

Иллюстрации к истекающей кровью монахине из готического романа Монах (1796), написанного Мэтью Льюисом.

Просмотр изображений из этого элемента (2)

Условия использования Public Domain

Франкенштейн и двойной

Вторая волна готических романов во втором и третьем десятилетиях XIX века установила новые условности. В книге Мэри Шелли Frankenstein (1818) сверхъестественная формула получила научную форму.В произведении Чарльза Мэтьюрина «Мельмот Странник » (1820) изображен байронический антигерой, который продал свою душу за долгую жизнь. А книга Джеймса Хогга с тщательно продуманным названием «Личные воспоминания и признания оправданного грешника » (1824) — это история человека, преследуемого его собственным двойником. Чувство персонажа встречи с двойником самого себя, что также необходимо для Frankenstein , стало мощным новым готическим мотивом. Двойники встречаются в готической литературе, самым известным примером является готическая новелла конца 19 века, «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда » Роберта Луи Стивенсона.

Этот мотив — одна из причин, по которой концепция сверхъестественного Зигмунда Фрейда (или unheimlich , как в немецком языке) часто применяется к готической фантастике. В своей статье 1919 года о сверхъестественном Фрейд привел примеры из готических сказок Э. Т. А. Гофмана, чтобы объяснить особое чувство беспокойства — чувство сверхъестественного, — которое они вызывали. Он утверждал, что для этого важно делать странным то, что должно быть знакомо, и что это беспокоит и увлекательно, потому что напоминает нам о нашем первоначальном инфантильном отделении от матки или происхождении из нее.

Экстремальные психологические состояния и ужас

Еще один писатель, который часто использовал двойников в своих готических сказках, был американец Эдгар Аллан По. Он использовал многие стандартные свойства готики (средневековые декорации, замки и древние дома, аристократическая коррупция), но превратил их в исследование экстремальных психологических состояний. Его привлек этот жанр, потому что он был очарован страхом. В его руках готика превращалась в «ужас», термин, правильно применяемый к самому известному образцу поздней викторианской готики, Брэму Стокеру Дракула .Начальная часть Dracula использует некоторые знакомые готические свойства: замок, в камерах которого хранится тайна, которую должен разгадать главный герой; возвышенный пейзаж, подчеркивающий его изоляцию. Стокер учился на рассказах о вампирах, появившихся ранее в 19 веке (в частности, Кармилла (1872) Шеридана Ле Фаню, его друга и соавтора), и использовал повествовательные методы «сенсационной фантастики» Уилки Коллинза. Дракула написан в виде дневниковых записей и писем различных персонажей, захваченных ужасом событий.В повествовании разыгрывается страх и неуверенность, на которые всегда опиралась готика.

Условия использования Public Domain

Готика в викторианской художественной литературе

Тем временем готика стала настолько влиятельной, что мы можем обнаружить ее элементы во многих основных викторианских произведениях. И Эмили, и Шарлотта Бронте включали в рассказы намёки на сверхъестественное, которые в остальном были внимательны к реалиям времени, места и материальных ограничений.В первом эпизоде ​​романа Эмили Бронте « Грозовой перевал » рассказчик Локвуд вынужден ночевать в доме Хитклифа из-за сильного снегопада. Он находит дневник Кэти, написанный в детстве, и кивает, читая его. Затем следует мощно рассказанный кошмар, в котором ледяная рука тянется к нему через окно и голос Кэтрин Линтон призывает впустить его. Видение, кажется, является прообразом того, что он позже узнает об истории Кэти и Хитклифф. Полушутя Локвуд сообщает Хитклиффу, что Грозовой перевал наводнен; роман, сосредоточенный на доме, кажется, по-новому использует готическую идею о том, что войти в старое здание означает войти в истории тех, кто жил в нем раньше.

Иллюстрации к Грозовой перевал Барнетта Фридмана

Иллюстрация кошмарного видения Локвуда, где Кэти протягивает руку через окно. Автор Барнетт Фридман, приблизительно 1940 г.

Просмотр изображений из этого элемента (18)

Условия использования Некоммерческая лицензия Creative Commons Attribution
Придерживается © Estate of Barnett Freedman

В двух романах Шарлотты Бронте, Jane Eyre и Villette , рассказывается о старых зданиях, которые кажутся населенными привидениями.Как и в готической фантастике Энн Рэдлифф, видение, увиденное Джейн Эйр в Торнфилд-холле, где она работает гувернанткой, и призрачная монахиня, увиденная Люси Сноу на чердаке старого пансионата, где она преподает, имеют рациональные объяснения. Но Шарлотта Бронте любит поднимать страхи своих главных героев перед присутствием сверхъестественного, как если бы они были готическими героинями современности. Готика по-прежнему дает лексику опасений. Точно так же Уилки Коллинз, возможно, ввел в художественную литературу, как сказал Генри Джеймс, «самые загадочные тайны, тайны, которые находятся у наших дверей», но ему нравились напоминания о традиционных готических сюжетах.В «Женщина в белом » все события оказываются придуманными людьми, но внезапное появление в ночном ходу фигуры «одинокой женщины, с головы до ног одетой в белые одежды» преследует читателя. рассказывает рассказчик Уолтер Хартрайт (гл. 4). Лунный камень — это детектив с научным объяснением, но мы никогда не забываем легенду, которая окружает алмаз в названии, и проклятие на тех, кто его украл — проклятие, которое, кажется, сбывается.Окончательный триумф готики должен стать, как в этих примерах, жизненно важной нитью в романах, которые в противном случае стараются убедить нас в том, что возможно и рационально.

  • По сценарию Джона Муллана
  • Джон Маллан — лорд Нортклифф, профессор современной английской литературы в Университетском колледже Лондона.Джон является специалистом в области литературы 18-го века и в настоящее время пишет том Oxford English Literary History , который будет охватывать период с 1709 по 1784 год. У него также есть исследовательские интересы в 19 веке, и в 2012 году он опубликовал свою книгу. Что имеет значение в Джейн Остин?

.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *