Контрольная работа по коми языку 8 класс: Промежуточная аттестация по коми языку 5-9 класс. ФГОС.

Методическая разработка (8, 9 класс): Диагностическая работа по коми языку — 8,9 класс

 Диагностическöй удж 9 класс 2 вариант (апрель)

1. Прочитай текст и скажи, что сказал мальчик о коми словах. 

 Важгортса зонка Саша Козлов тӧдмасис аслас арлыда зонкакӧд Интернет пыр. Олӧ тайӧ зонкаыс Санкт-Петербургын. Медъёна чуймӧдӧ сійӧ, мый зонкасӧ шуӧны Саша Козловӧн жӧ. Ӧта-мӧднысӧ ов сертиныс и аддзисны. Да гижисны письмӧяс. Найӧ висьталісны асланыс олӧмын лоӧмторъяс  йылысь.

      «Чолӧм, Саша! Талун ми ёртъяскӧд котралім лыжиӧн. Ветлім Ы ю дорӧдз. Аддзылім ручлысь кок туй. А куим километр мунӧм бӧрын туйнымӧс вуджис ичöтик кӧч. Сійӧ вӧлі лымеджыд. Повзис миянысь да пышйис вӧрлань».

     Питерса Сашаӧс медъёна чуймӧдӧма ю ним. И зонка юалӧ письмӧас: «Мый сяма татшӧм ю тіян эм? Овлӧ ӧмӧй ӧти шыа ним?»

      «Да, овлӧ, — вочавидзис Важгортса зонка. – Эм миян татшӧм ю. Заводитчӧ нюрсянь. Векньыдик юыс, абу ёна кузь, кызь кык километр кымын. Сэтчӧ усьӧ уна шор.  Ми комияс. И важ кывъясыс миян дженьыдӧсь. Уна кыв кык либӧ куим шыа».

      «Дивӧ тай! Тэ менӧ чуймӧдін.  Окота лои видзӧдлыны Ы ютӧ ас синмӧн!»

Е. Афанасьева серти

Ӧта-мӧднысӧ — друг-друга; лоӧмтор-событие;

лымеджыд- белоснежный; чуймӧдӧма-удивило;

2.Ответь на вопрос:

Мыйӧн торъялӧны комияслӧн важ кывъясыс?      

3. Продолжи вопрос.

— Мый … ?

4. Вставь вопросительное слово.

—  … … зонкаяс гижисны ӧта-мӧдыслы?

5. Найди пару предложению.

— Очень хочется посмотреть на реку своими глазами.  — …  .

6. Составь предложение из данных слов.

Муын, уна, быдсяма, Коми, нималанатор.

7. Какое предложение  не соответствует тексту?

  1. Зонка висьталіс,кутшöм вöрса пемöсöс найö аддзылісны вöрысь.
  2. Зонкаяслöн вöлі öткодь ним да ов.
  3. Зонка висьталіс,кутшöм ты эм Важгорт сиктын.

8. Озаглавь текст.

9.Найди в тексте  одно существительное, глагол пр.вр., числительное, местоимение.

Эмакыв

Кадакыв

 колян кад

Лыдакыв

          Нимвежтас

10. Найди в тексте словосочетание прилагательное + существительное

(кывберд +эмакыв).

11. Ответь на вопрос, правильно употребив форму глагола.

— А тэ тöдмасян Интернетын?

12. Выберите правильный падежный суффикс.

Зонка гижис письмö Интернет пыр Питер … (-ла,-öн, -ö).

Всего 12 баллов

Диагностическöй удж 9 класс 1 вариант (апрель)

1. Прочитай текст и скажи, чем нужно было накомить Шурика, чтобы он выздоровел. 

Ми – куим вок. Шурик – медiчöт, дас öти арöс тырис. Сiйö миян медмича вöлi: синъясыс ыджыдöсь, лöзöсь, век мыйкö мöвпалöны, чужöмыс еджыд, юрсиыс кудриа. Нывъяс шуöны вöлi сiйöс анделöн.

Но друг висьмис миян анделным. Зэв лёк лоис сылы. Рытнас юрыс висьмис, ыджыд температура кайис, лолалö сьöкыда. А ми, кык вок, пукалам сы дорын, ог тöдöй, мый вöчны.

Котöртi ме тьöт дорö йöвла. Сэсся пыри пекарняö,еджыд нянь корышті. Сетiсны… Котöрта бöр гортö, сэтшöм рад, мый чöскыдторъяс судзöдi… А Шурик оз кöсйы сёйны. Менам синваöй петö.

Сэки котöртлi фельдшерла. Локтiс, эськӧ, кутшöмкö таблеткаяс вайис. Но и найö эз отсавны. Ичöт вокным миян сотчö и сотчö. Мый кöть сэсся вöч!

Сусед Микит пӧль воліс, юква вылӧ чери вайыштіс да висьталіс, мый колö Шурикӧс пӧтка яя шыдöн вердны.

Дыр эг мöвпав. Босьті важиник пищаль да мöдöдчи вöрö.Ёна жӧ полі, медводдзаысь ӧд вӧрын, ӧтнам. Дыр вöтлыси пӧткаяс бöрсяыд, но бурдöдчан шыд вылö дозмӧртö кыйи.

И. Торопов серти

Андел-ангел; сотчӧ – горит; дозмӧр-глухарь;

пӧтка яя шыд- суп из лесной дичи.

2.Ответь на вопрос:

  1. Мыйла Шурик эз кӧсйы сёйны?

3. Продолжи вопрос.

— Кытчö … ?

4. Вставь вопросительное слово.

—  … шулісны сиктса нывъяс Шурикöс?

5. Найди пару предложению.

— Было страшно, потому что в лесу один впервые.   — …  .

6. Составь предложение из данных слов.

Сетіс, вöрса,вын-эбöс, татшöм, сёяныс.

7. Какое предложение  не соответствует тексту?

1.Медічöт вок вöлі мича зонкаöн.

2. Ыджыдджык вок пыр отсаліс Шуриклы.

3.Зонкалы  сетісны сьöд нянь.

8. Озаглавь текст.

9.Найди в тексте  одно существительное, глагол н.вр., числительное, послелог.

Эмакыв

Кадакыв

 Öнія кад

Лыдакыв

кывбöр

10. Найди в тексте словосочетание прилагательное + существительное

(кывберд +эмакыв).

11. Ответь на вопрос, правильно употребив форму глагола.

— А тэ ветлін вöрö дозмöрла?

12. Выберите правильный падежный суффикс.

Висьысь зонкаöс коліс вердны вöрса шыд  … (-öд, -ысь, -öн).

Всего 12 баллов

Диагностическöй удж 9 класс 3 вариант (апрель)

1. Прочитай текст и скажи, что сделал мальчик.

Мамыс Федяӧс пинялӧ лым сёйӧмысь. А еджыд лымйыс сэтшӧм чӧскыд: ыркыд, вомад сылыштас да нӧшта на чӧскыдджыкӧн кажитчӧ. Видзӧдӧ зонка мамыс вылӧ да оз гӧгӧрво, мыйысь сійӧс видӧны.

— Мам, а тэ ачыд видлы, нюлышт кепысьтӧ, чӧскыд ӧд!

Мамыс татчӧ нинӧм эз куж шуны…

— Мый нӧ сэн чӧскыдыс, лым сёйысьӧй?–сэсся дум вылас мыйкӧ воис. – Босьт лым ёкмыльсӧ да гортӧ пырт.

Федялы тешкодь лои, но кывзысис.

— Пукты лымсӧ тасьтіӧ да виччысь сылӧмсӧ, — тшӧктіс мамыс.

Федя пӧрччысис да кутіс виччысьны. А лымйыс зэв надзӧн сылӧ. Коркӧ сэсся сыліс жӧ. Мамыс матыстіс тасьтісӧ югыдлань.

— Волы, Федя, видзӧдлы! Мый аддзан?

Сылӧм ваас посни ёг да гӧнторъяс тыдалісны.

— Со ӧд мый, вӧлӧм, сёя! Кыдз сӧмын кынӧмӧй эз висьмы?!

                                                                                   В. Иванова серти.

Пинялӧ- ругает; чӧскыдджыкӧн- вкуснее;

Матыстіс- бриблизила; гӧнторъяс- мусор.

2.Ответь на вопрос:

1) Мыйысь мамыс видіс писӧ?

3. Продолжи вопрос.

— Мый … ?

4. Вставь вопросительное слово.

—  … мамыс тшӧктіс пиыслы пыртны гортас лым ?

5. Найди пару предложению.

-Возьми снег и занеси домой.   — …  .

6. Составь предложение из данных слов.

Лым, сёйны, оз позь.

7. Какое предложение  не соответствует тексту?

1.Мам пинялö писö лым сёйöмысь.

2. Лымсö пуктісны тасьтіö сывтны.

3.Зонка сёис чöскыд лымвый.

8. Озаглавь текст.

9.Найди в тексте  одно существительное, глагол пр.вр., местоимение , причастие.

Эмакыв

Кадакыв

 колян кад

Нимвежтас

Шöркыв

10. Найди в тексте словосочетание прилагательное + существительное

(кывберд +эмакыв).

11. Ответь на вопрос, правильно употребив форму глагола.

— А тэ радейтан сёйны лым?

12. Выберите правильный падежный суффикс.

Сылöм ва … (-öд, -тöг, -ын) вöлі уна ёг.

Всего 12 баллов

Оценочные материалы для проведения текущего контроля знаний учащихся 8 класса оош по учебному предмету «Государственный коми язык».

Проверочные работы по государственному коми языку

Оценочные материалы предназначены для проведения текущего контроля знаний учащихся 8 класса общеобразовательной школы по учебному предмету «Государственный коми язык». Оценочные материалы позволяют установить уровень достижения обучающимися предметных результатов по государственному коми языку на базовом уровне. Основной целью работы является проверка и оценка способности выпускников начальной школы применять полученные в процессе изучения государственного коми языка знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами коми языка. Предметные результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины Коми язык определяются в соответствии с ФГОС основного общего образования. Данные оценочные материалы составлены на основе УМК Ватамановой Е. Н., Сизевой Ж. Г., Ярошенко Е. Н. «Коми язык. 8 класс». — Сыктывкар: «Анбур», 2013.

Критерии оценивания:

Оценка «5» — выполнено 80-100% заданий

Оценка «4» -выполнено 70-80% заданий

Оценка «3» — выполнено 40-60% заданий

Оценка «2» — выполнено менее 40% заданий

8 класс

Проверочная работа № 1 «Летний отдых».

Цель: Проверить умения учащихся устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка, сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, находить взаимосвязь текстов художественной литературы на коми и русском языках.

Прочитай стихотворение и определи, какой литературный приём использовал автор. Подчеркни слова, указывающие на этот приём.

АРСЯ ЗЭР

Киссьӧ-шывгӧ сьӧд синваӧн арся зэр.

Мыськӧ бусӧсь, сардмӧм, сьӧдасьӧм му сер.

Тёпкӧ войтва, лыддьӧ кад.

Бӧрдӧ лысваӧн льӧм сад…

(Сук Парма — Николай Фролов, 1929 во)

Ответ: зэр, войтва, сад.

Проверочная работа № 2 «Природа Республики Коми»

Цель: проверить умения учащихся определять морфологические признаки местоимений, правильно употреблять в речи собирательные числительные с именами существительными на коми языке, распознавать образование отглагольных прилагательных и применять на практике, конструировать предложения с глаголами сослагательного наклонения, определять сущность прямой речи, объяснять способы выделения прямой речи и авторских слов, применять при письме правила пунктуации и составлять схемы,

Прочитай текст, найди пунктуационную ошибку. Укажи, какой схеме соответствует предложение с прямой речью. Найди условное предложение.

«Муса пармаöй! Кутшӧм тэ мича!», — сулаліс Николай Афанасьевич вӧр бокын да нёльӧдысь нин быдсӧн копыртчыліс коми муыслы. Сійӧ радліс тӧдса серпаслы, ӧд дас во эз волы аслас чужанінӧ. Удитас кӧ, бипур на ӧзтылас.

1) «П!» — а.
2) «П! — а.— П».

Ответы: В конце предложения с прямой речью запятой не должно быть.

Предложение с прямой речью соответствует схеме 1).

Удитас кӧ, бипур на ӧзтылас.

Проверочная работа №3 «Человек и здоровье».

Цель: проверить сформированность знаний о послелогах различных разрядов, умение анализировать и характеризовать значение послелогов в словосочетаниях, предложениях, различать послелоги и наречия как омонимы, использовать их в устной и письменной речи

Прочитай текст. Подчеркни количественный послелог. Определи, какой частью речи является первое слово во втором предложении.

Нёль кымын час котраліс Ёгор стадион вылын. Кымын калорий сылӧн сыліс татшӧм уджысь! Зонка тӧдӧ, куритчӧм да вина юӧм дорысь спортӧн занимайтӧм бурджык.

Ответ: кымын (количественный послелог).

Кымын — наречие.

Проверочная работа №4 «Традиции и обычаи народа Коми».

Цель: проверить сформированность знаний учащихся о морфологических признаках глагола в коми языке, умение использовать в письменной речи формы прошедшего времени глагола, устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании, определять границы предложений.

1. Расставь знаки препинания. Определи количество предложений.

Шыпича Яг Морт Тювӧ коми преданиеясысь геройяс найӧс тшӧкыда серпасавлісны Аркадий Мошев да Василий Игнатов

А. 3;

Б. 2;

В. 4.

2. Вставь в глаголах соответствующий суффикс прошедшего времени.

Важӧн йӧзыд качайтчывл…ӧсь Ыджыд лунсянь. Качайтчыны позьӧ вӧл.. сӧмын гӧтыртӧм да верӧстӧм том йӧзлы. Качайяссӧ сувтӧдл…сны вичко дорӧ либӧ матысса луд вылын.

Ответы: 1. Шыпича, Яг- Морт, Тювӧ — коми преданиеясысь геройяс. Найӧс тшӧкыда серпасавлісны Аркадий Мошев да Василий Игнатов. 1.Б.

2. -ӧма-, -і, -іс.

Проверочная работа №5 «Спорт».

Цель: проверить умения учащихся сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использования языковых средств, определять значение разделительных послелогов в словосочетаниях, предложениях.

Переведи на коми язык первое предложение. Подчеркни в тексте разделительный послелог.

В Коми Республике хорошо развивается лыжный спорт. Но лызь вылын ордйысьӧмъясысь ӧтдор, миян сиктъясын да районъясын тшӧкыда овлӧны и мукӧд сикаса ордйысьӧмъяс: Кулӧмдінын важ Выль во дырйи бӧрйӧны медбур коми сьыланкыв, Выльгортын гожӧм шӧрын — медбур сьылысь коллективӧс, Кӧртекрӧсын — медбур кузнеч-дорччысьӧс.

Ответы: Коми Республикаын бура сӧвмӧ лызьӧн котралӧм.

Ӧтдор.

Проверочная работа №6 «Мои ровесники».

Цель: проверить умение употреблять в речи изученные лексические единицы (слова, словосочетания): характеризовать морфологические признаки наречия, определять его синтаксическую функцию в предложении, пользоваться при письме правилами правописания послелогов с разными частями речи.

Прочитай текст. Подчеркни наречия-синонимы, определи часть речи выделенного слова.

Коля да Гриша ӧтвылысь вӧчисны гортса удж да петісны ворсны ывла вылӧ. Ӧтув ворсісны мачӧн, пыралісны лавкаӧ вала, горшныс косьмис да. А Маша чой йылысь вунӧдчисны, ӧд сійӧс кад нин вӧлі босьтны детсадйысь.

Ответы: ӧтвылысь, ӧтув.

Послелог.

Проверочная работа №7 «Музыка народа Коми».

Цель: проверить сформированность знаний морфологических признаков глаголов, умение распознавать способы образования изобразительных и звукоподражательных глаголов, определять виды подчинительной связи слов в словосочетании, осуществлять выбор падежной формы или послелога управляемого слова.

1. Подчеркни словосочетания, образованные способом примыкания. Обозначь часть речи выделенных слов и разбери их по составу.

Сюмӧд пӧлянъяс да сёй чипсанъяс, вӧліны рытпукъяс вылын том йӧзлӧн бур ёртъясӧн. Мича шыяс улӧ нывъяс да зонъяс ворсыштасны, сэсся сьылыштасны… Татшӧм рытпукъяс дырйи томулов корсисны аслыныс невестапу либӧ жӧникпу.

2. Определи способ образования словосочетания корсисны аслыныс и

укажи главное и зависимое слово.

Ответы: 1. Сюмӧд пӧлянъяс, сёй чипсанъяс, том йӧзлӧн, бур ёртъясӧн, мича шыяс улӧ, татшӧм рытпукъяс дырйи.

Ворс-ышт-ас-ны, сьыл-ышт-ас-ны.

2. Управление: главное слово корсисны, зависимое слово аслыныс.

Проверочная работа №8 «В библиотеке»

Цель: проверить уровень понимания учащимися тематических слов, навыки письменной речи.

От каких глаголов образованы выделенные слова? Подчеркни однокоренные слова.

А. Талун классӧн ветлім карса лыддьысянінӧ.

Б. Залын муніс том

гижысьяслӧн лыддысьысьяскӧд аддзысьлӧм.

Ответы: А.лыддьысьны,

Б. гижны, аддзысьны.

Однокоренные слова: лыддьысянінӧ, лыддысьысьяскӧд.

Проверочная работа № 9 «Средства массовой информации»

Цель: проверить умение учащихся определять и правильно расставлять в предложении кавычки, моделировать словосочетания и предложения с кавычками, употреблять в письменной речи названия периодических изданий на коми языке..

1. Расставь знаки препинания и выбери правильный ответ.

А. Йӧлӧга да Би кинь — коми журналъяс.

Б. Йӧлӧга да Би кинь — велӧдысьяслӧн журналъяс.

В. Йӧлӧга да Би кинь — велӧдчысьяслӧн журналъяс.

2. Подбери антоним к выделенному слову и определи часть речи.

«Коми гор» да «Юрган» телеканалъяс вылын петасъясысь ми уна тӧдмалам асланым чужан му йылысь.

А. Эмакыв;

Б. Урчитан;

В. Кадакыв.

Ответы: 1. А. «Йӧлӧга» да «Би кинь» — коми журналъяс.

2. этша. Б. (наречие).

Оценочные материалы по государственному коми языку, 8 класс

Проверочные работы по государственному коми языку


Оценочные материалы предназначены для проведения текущего контроля знаний учащихся 8 класса общеобразовательной школы по учебному предмету «Государственный коми язык». Оценочные материалы позволяют установить уровень достижения обучающимися предметных результатов по государственному коми языку на базовом уровне. Основной целью работы является проверка и оценка способности выпускников начальной школы применять полученные в процессе изучения государственного коми языка знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами коми языка. Предметные результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины Коми язык определяются в соответствии с ФГОС основного общего образования. Данные оценочные материалы составлены на основе УМК Ватамановой Е. Н., Сизевой Ж. Г., Ярошенко Е. Н. «Коми язык. 8 класс». — Сыктывкар: «Анбур», 2013.

Критерии оценивания:

Оценка «5» — выполнено 80-100% заданий

Оценка «4» -выполнено 70-80% заданий

Оценка «3» — выполнено 40-60% заданий

Оценка «2» — выполнено менее 40% заданий

8 класс

Проверочная работа № 1 «Летний отдых».

Цель: Проверить умения учащихся устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка, сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, находить взаимосвязь текстов художественной литературы на коми и русском языках.

Прочитай стихотворение и определи, какой литературный приём использовал автор. Подчеркни слова, указывающие на этот приём.

АРСЯ ЗЭР

Киссьӧ-шывгӧ сьӧд синваӧн арся зэр. Мыськӧ бусӧсь, сардмӧм, сьӧдасьӧм му сер. Тёпкӧ войтва, лыддьӧ кад. Бӧрдӧ лысваӧн льӧм сад… (Сук Парма — Николай Фролов, 1929 во) Ответ: зэр, войтва, сад.

Проверочная работа № 2 «Природа Республики Коми»

Цель: проверить умения учащихся определять морфологические признаки местоимений, правильно употреблять в речи собирательные числительные с именами существительными на коми языке, распознавать образование отглагольных прилагательных и применять на практике, конструировать предложения с глаголами сослагательного наклонения, определять сущность прямой речи, объяснять способы выделения прямой речи и авторских слов, применять при письме правила пунктуации и составлять схемы,

Прочитай текст, найди пунктуационную ошибку. Укажи, какой схеме соответствует предложение с прямой речью. Найди условное предложение.

«Муса пармаöй! Кутшӧм тэ мича!», — сулаліс Николай Афанасьевич вӧр бокын да нёльӧдысь нин быдсӧн копыртчыліс коми муыслы. Сійӧ радліс тӧдса серпаслы, ӧд дас во эз волы аслас чужанінӧ. Удитас кӧ, бипур на ӧзтылас.

1) «П!» — а.
2) «П! — а.— П».

Ответы: В конце предложения с прямой речью запятой не должно быть.

Предложение с прямой речью соответствует схеме 1).

Удитас кӧ, бипур на ӧзтылас.

Проверочная работа №3 «Человек и здоровье».

Цель: проверить сформированность знаний о послелогах различных разрядов, умение анализировать и характеризовать значение послелогов в словосочетаниях, предложениях, различать послелоги и наречия как омонимы, использовать их в устной и письменной речи

Прочитай текст. Подчеркни количественный послелог. Определи, какой частью речи является первое слово во втором предложении.

Нёль кымын час котраліс Ёгор стадион вылын. Кымын калорий сылӧн сыліс татшӧм уджысь! Зонка тӧдӧ, куритчӧм да вина юӧм дорысь спортӧн занимайтӧм бурджык.

Ответ: кымын (количественный послелог).

Кымын — наречие.

Проверочная работа №4 «Традиции и обычаи народа Коми».

Цель: проверить сформированность знаний учащихся о морфологических признаках глагола в коми языке, умение использовать в письменной речи формы прошедшего времени глагола, устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании, определять границы предложений.

1. Расставь знаки препинания. Определи количество предложений.

Шыпича Яг Морт Тювӧ коми преданиеясысь геройяс найӧс тшӧкыда серпасавлісны Аркадий Мошев да Василий Игнатов

А. 3;

Б. 2;

В. 4.

2. Вставь в глаголах соответствующий суффикс прошедшего времени.

Важӧн йӧзыд качайтчывл…ӧсь Ыджыд лунсянь. Качайтчыны позьӧ вӧл.. сӧмын гӧтыртӧм да верӧстӧм том йӧзлы. Качайяссӧ сувтӧдл…сны вичко дорӧ либӧ матысса луд вылын.

Ответы: 1. Шыпича, Яг- Морт, Тювӧ — коми преданиеясысь геройяс. Найӧс тшӧкыда серпасавлісны Аркадий Мошев да Василий Игнатов. 1.Б.

2. -ӧма-, -і, -іс.

Проверочная работа №5 «Спорт».

Цель: проверить умения учащихся сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использования языковых средств, определять значение разделительных послелогов в словосочетаниях, предложениях.

Переведи на коми язык первое предложение. Подчеркни в тексте разделительный послелог.

В Коми Республике хорошо развивается лыжный спорт. Но лызь вылын ордйысьӧмъясысь ӧтдор, миян сиктъясын да районъясын тшӧкыда овлӧны и мукӧд сикаса ордйысьӧмъяс: Кулӧмдінын важ Выль во дырйи бӧрйӧны медбур коми сьыланкыв, Выльгортын гожӧм шӧрын — медбур сьылысь коллективӧс, Кӧртекрӧсын — медбур кузнеч-дорччысьӧс.

Ответы: Коми Республикаын бура сӧвмӧ лызьӧн котралӧм.

Ӧтдор.

Проверочная работа №6 «Мои ровесники».

Цель: проверить умение употреблять в речи изученные лексические единицы (слова, словосочетания): характеризовать морфологические признаки наречия, определять его синтаксическую функцию в предложении, пользоваться при письме правилами правописания послелогов с разными частями речи.

Прочитай текст. Подчеркни наречия-синонимы, определи часть речи выделенного слова.

Коля да Гриша ӧтвылысь вӧчисны гортса удж да петісны ворсны ывла вылӧ. Ӧтув ворсісны мачӧн, пыралісны лавкаӧ вала, горшныс косьмис да. А Маша чой йылысь вунӧдчисны, ӧд сійӧс кад нин вӧлі босьтны детсадйысь.

Ответы: ӧтвылысь, ӧтув.

Послелог.

Проверочная работа №7 «Музыка народа Коми».

Цель: проверить сформированность знаний морфологических признаков глаголов, умение распознавать способы образования изобразительных и звукоподражательных глаголов, определять виды подчинительной связи слов в словосочетании, осуществлять выбор падежной формы или послелога управляемого слова.

1. Подчеркни словосочетания, образованные способом примыкания. Обозначь часть речи выделенных слов и разбери их по составу.

Сюмӧд пӧлянъяс да сёй чипсанъяс, вӧліны рытпукъяс вылын том йӧзлӧн бур ёртъясӧн. Мича шыяс улӧ нывъяс да зонъяс ворсыштасны, сэсся сьылыштасны… Татшӧм рытпукъяс дырйи томулов корсисны аслыныс невестапу либӧ жӧникпу.

2. Определи способ образования словосочетания корсисны аслыныс и укажи главное и зависимое слово.

О тветы: 1. Сюмӧд пӧлянъяс, сёй чипсанъяс, том йӧзлӧн, бур ёртъясӧн, мича шыяс улӧ, татшӧм рытпукъяс дырйи.


Ворс-ышт-ас-ны, сьыл-ышт-ас-ны.2. Управление: главное слово корсисны, зависимое слово аслыныс.

Проверочная работа №8 «В библиотеке»

Цель: проверить уровень понимания учащимися тематических слов, навыки письменной речи.

От каких глаголов образованы выделенные слова? Подчеркни однокоренные слова.

А. Талун классӧн ветлім карса лыддьысянінӧ.

Б. Залын муніс том гижысьяслӧн лыддысьысьяскӧд аддзысьлӧм.

Ответы: А.лыддьысьны,

Б. гижны, аддзысьны.

Однокоренные слова: лыддьысянінӧ, лыддысьысьяскӧд.

Проверочная работа № 9 «Средства массовой информации»

Цель: проверить умение учащихся определять и правильно расставлять в предложении кавычки, моделировать словосочетания и предложения с кавычками, употреблять в письменной речи названия периодических изданий на коми языке..

1. Расставь знаки препинания и выбери правильный ответ.

А. Йӧлӧга да Би кинь — коми журналъяс.

Б. Йӧлӧга да Би кинь — велӧдысьяслӧн журналъяс.

В. Йӧлӧга да Би кинь — велӧдчысьяслӧн журналъяс.

2. Подбери антоним к выделенному слову и определи часть речи.

«Коми гор» да «Юрган» телеканалъяс вылын петасъясысь ми уна тӧдмалам асланым чужан му йылысь.

А. Эмакыв;

Б. Урчитан;

В. Кадакыв.

Ответы: 1. А. «Йӧлӧга» да «Би кинь» — коми журналъяс.

2. этша. Б. (наречие).

Полугодовая контрольная работа по коми языку (как родному) для 8 класса

8-öд класслы воджынся донъялан удж.

I блок:

  1. Инды, кутшöм кыв пара оз ло кывтэчасöн:

А) вöр туй Б) вöр кылöдан удж В) вöр пöрöдны Г) вöр шувгö

2. Инды, кутшöм кывтэчасын йитöдыс веськöдлöм:

А) öдйö мунiс Б) мича платтьö В) сёрнитö мекöд Г) дзурс пемыд

3. Инды сибöдчöм йитöда кывтэчас:

А) бергöдiс мунысьясöс Б) куртан машина В) сетiс мамлы Г) сылöн вокыс

4. Инды, кутшöм сёрникузяын подувпассö петкöдлöма нимтан вежлöга эмакывйöн:

А) Мунысьяс сувтiсны туй шöрö. Б) Дас юксьö кык вылö.

В) Олöмаджыкъяс заводитiсны мунавны гортас. Г) Пуксисны букыш арся лунъяс.

5. Мыйöн петкöдлöма подувпассö сетöм сёрникузяын: Уна додь гылыда кывтö югыдик сöстöм лым вывтi.

А) нимтан вежлöга эмакыв Б) кывтэчас В) кывпод Г) шöркыв

6. Инды прöстöй кадакывъя юöрпаса сёрникузя:

А) Асъя тöв вöрзьöдiс пуяс вылысь коръяссö. Б) Лунъяс пуксисны сöдзöсь, мичаöсь.

В) Югыд сынöдыс кажитчис унмовсьöмаöн. Г) Ми кöсъям ветлыны театрö.

7. Инды сёрникузя, кöнi юöрпасыс составнöй кадакывъя:

А) Гöгöр грымвидзисны гырысь стрöйбаяс.

Б) Газетын йöзöдöм кывбуръясыс велöдысьлöн.

В) Меным колö ветлыны магазинö няньла.

Г) Велöдчыны – мывкыд шедöдны.

8. Кутшöм сёрникузяын эм составнöй нима юöрпас?

А) Уджалан киыд век чорыд. Б) Лöня кывтiс ичöтик ю.

В) Труд урок вылын нывкаяс кöсйöны вурны платтьö.

Г) Миян мог – бура тöдмавны асланым мулысь история.

9. Кутшöм сёрникузяын подувпас да юöрпас костын сувтöдсьö тире?

А) Ойдöм юыс быттьö море. Б) Дорйыны мир миян мог.

В) Сiйö геолог. Г) Миян классын велöдчысьыс квайт.

10. Инды сёрникузя, кöнi эм веськыд содтанпас:

А) Бать-мам меным козьналiсны магнитофон.

Б) Гожöмнас ме тöдмаси выль нывкаяскöд да зонкаяскöд.

В) Уджтöг овны он вермы.

Г) Сыктывкарын эм изьватаслöн мада керка.

11. Инды сёрникузя, кöнi тöдчöданпассö петкöдлöма шöркывъя тэчасöн:

А) Джуджыд вöр сайö шондi пырöма. Б) Руч вöчис йи чом, кöч вöчис лыс чом.

В) Юрситö сывъялан ленточка пыдди козьнала пармалысь медсöстöм ю.

Г) Мöстöм крестьяниныд абу крестьянин.

12. Мыйöн петкöдлöма тöдчöданпассö Катя гижис дöска вылö кутшöмкö кыв да тшöктiс тöдмавны сёрникузяын?

А) шöркыв Б) нимвежтас В) эмакыв Г) кывберд

II блок:

Лыддьы текстсö да вöч 1-6 заданиеяс.

  1. Пелькиник кык судтаа дача горулö пестiсны гажа бипур да öтувъя вынъясöн заводитiсны пуны юква да чай. 2) Став вöлöганысö ректiсны кыз пöвъясысь тувъялöм пызан вылö. 3) Сэсся кодi чери керö, кодi картупель весалö, кодi кос увъяс ваялö…

4) Лун вочасöн кусö… 5) Эжва сайса видзьяс вылö тэрмасьтöг лэччö ыдждöм, кöдзалыштöм шондi. 6) Гöгöр лöньöма дзикöдз. 7) Паськыд куръялöн веркöсыс шыльыдсьыс-шыльыд, югыдсьыс-югыд. 8) Черияс долыда гыбалöны сэнi. 9) Тывйö эз пырны и öнi со дэльöдчöны, радöсь.

10) Сьöлöмсяньыс тратшкöдчö бипур. 11) Чöскыдысь-чöскыд юква дук кылö. 12) И азыма зыньгöны номъяс.

  1. Гиж 1 абзацсö, видлав сёрникузяяссö подув да содтана юкöдъяс серти.

  2. 1 сёрникузяысь гиж сибöдчöм йитöда öти кывтэчас.

  3. 7-öд сёрникузяысь инды юöрпаслысь сикассö.

  4. Гиж, мыйöн петкöдлöма визьнитöм тöдчöданпасъяссö 5-öд сёрникузяяс.

  5. Гиж, мыйöн петкöдлöма подувпасъяссö 3-öд сёрникузяын.

  6. 11-öд сёрникузяысь гиж сöмын грамматика подувсö.

Материал (8 класс): Контрольно-оценочные средства по предмету «Родной язык» для 8 класса

Контрольно-оценочные  средства  по предмету «Родной  язык» в 8 классе

(образовательная программа основного общего образования)

Назначение контрольно-оценочных средств – КОС  по  русскому  родному  языку  предназначены  для  контроля  и  оценки  образовательных  достижений  обучающихся,  освоивших  программу  по  предмету    «Родной язык»  в   8  классе.

Форма проведения: контрольная работа

Время проведения: 40 минут.

Условия проведения: при проведении контрольной работы  дополнительные материалы не используются.

Содержание работы: Содержание работы определяется  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.  

Общее количество заданий в работе – 9

Контрольная работа  представляет собой два  варианта работы, включающие  задания разных типов (списывание текста с пропущенными буквами и знаками препинания, развернутый ответ на вопрос, тестовые задания с выбором ответов, образование форм слова, постановка ударения в словах)

1 вариант

1.Списать текст. Вставить пропущенные буквы, поставить недостающие знаки препинания.

Язык  народа  лучший  никогда  (не)ув..дающий  и  вечно  вновь  распускающийся  цвет  всей  его  духовной жизни  нач..нающейся  далеко  (за)границами истории.  В языке одухотворяется  весь  народ  и  вся  его  родина;  в нём  претворяется  творческой  силой народного  духа  в  мысль  в  картину  и звук  небо  отчизны  её  воздух  её  физические  явления  её  климат  её  поля  горы  и  д..лины  её леса и  реки  её  бури  и  грозы…  Но  в  светлых  прозрачных глубинах народного языка отр..жается (не)одна  природа  родной  страны  но  и вся  история  духовной  жизни  народа.    Язык  есть  самая  живая  самая  обильная  и  прочная  связь  соед..няющая  отжившие  живущие  и  будущие пок..ления народа в одно  великое историческое живое целое.

(К.  Ушинский)

2.Выпишите слова, имеющие признаки старославянизмов, и запишите соответствующие им исконно русский слова.

1.Здравствуй, племя/ Младое, незнакомое!(А.Пушкин) 2.Как грустны сумрачные дни/ Беззвучной осени и хладной!(А.Фет)

3.Спишите слова, обозначьте ударение.

Жалюзи, каталог, квартал, цепочка, нарвала, засветло, эксперт.

4.Замените иноязычные слова русскими синонимами или синонимичными словосочетаниями.

Экспорт-

Флора-

Орфография-

5. Подберите прилагательные к существительным, запишите словосочетания.

Метро, кофе, пенальти.

6. Допишите окончания, согласовывая  сказуемое с подлежащим.

  1. На протяжении многих веков крестьянство борол..сь с помещиками.
  2. Часть документов хран..тся в архиве.
  3. Большинство проголосовал.. за утверждение бюджета.
  4. Несколько тетрадей лежал.. на столе.
  5. Большинство этих картин написан.. в этом году.

7.Запишите имена числительные словами.

К 2020 году; на 256 строке; равен 596метрам; с 287 экскурсантами; смешать со 150 граммами.

8.Найдите и исправьте ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.

Провожая сына в дорогу, по её щекам медленно катились слезы.

Распахнув окно, в окно ворвался аромат сирени.

Изучая Уральские горы, геологами было сделано много интересных находок.

9. Замени приведенные фразы более вежливыми этикетными формулами.

Выздороветь бы тебе поскорее.

Приходи в воскресенье в гости.

Передайте соль.

2 вариант

1.Списать текст. Вставить пропущенные буквы, поставить недостающие знаки препинания.

А язык  как и прежде живет своею собстве(н/нн)ой  жизнью медле(н/нн)ой и (не)постижимой (не)прерывно меняясь и при этом всегда ост..ваясь самим собой. С русским языком может пр..изойти всё что угодно перестройка пр..ображение  пр..вращение но только (не)вым..рание. Он слишком велик могуч(ь?) гибок д..намичен и (не)предсказуем что(бы) взять и вдруг и(с/з)чезнуть. Разве что — вместе с нами. (Б.Стругацкий)

2.Выпишите слова, имеющие признаки старославянизмов, и запишите соответствующие им исконно русский слова.

1.Знаю я, что в той стране не будет/  Этих нив, златящихся во мгле.  (С.Есенин) 2.Прямых стволов благословение/ И млечный пар над головой. (А.Тарковский)

3.Спишите слова, обозначьте ударение.

Кухонный, сливовый, ждала, позвонит, одолжит, повторит, доверху.

4.Замените иноязычные слова русскими синонимами или синонимичными словосочетаниями.

Импорт-

Фауна-

Реставрация-

5.Подберите прилагательные к существительным, запишите словосочетания.

Шоу, цунами, кенгуру.

6.Допишите окончания, согласовывая  сказуемое с подлежащим.

  1. Молодежь города принимал.. активное участие в восстановлении храма.
  2. Установлен.. три новых олимпийских рекорда.
  3. На совещание прибыл.. тридцать один сотрудник.
  4. Множество бабочек, пчел  и стрекоз слетел..сь на цветущий луг.
  5. Несколько моих одноклассников принимал..  участие  городской олимпиаде.

7.Запишите имена числительные словами.

Более 60 книг; около 1,5 литров; свыше 200 лет; состоит из 365 дней; 80 гигабайтами.

8.Найдите и исправьте ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.

Сморщившиеся от холодного дыхания осени листья кленов, лежащих на нашем дворе, шелестели под ногами.

Спускаясь с южного склона холма, туристам пришлось сделать остановку.

Вскоре выехали на покрытую лужайку крупным песком.

9. Замени приведенные фразы более вежливыми этикетными формулами.

Позовите к телефону Орехова.

Благодарю за помощь.

Посмотри расписание занятий.

Ответы:

1 вариант

1.Списать текст. Вставить пропущенные буквы, поставить недостающие знаки препинания.

Язык  народа  лучший,  никогда  не увядающий  и  вечно  вновь  распускающийся  цвет  всей  его  духовной жизни,  начинающейся  далеко  за границами истории.  В языке одухотворяется  весь  народ  и  вся  его  родина;  в нём  претворяется  творческой  силой народного  духа  в  мысль,  в  картину  и звук  небо  отчизны,  её  воздух, её  физические  явления,  её  климат,  её  поля,  горы  и  долины,  её леса и  реки,  её  бури  и  грозы…  Но  в  светлых  прозрачных глубинах народного языка отражается не одна  природа  родной  страны,  но  и вся  история  духовной  жизни  народа.    Язык  есть  самая  живая,  самая  обильная  и  прочная  связь,  соединяющая  отжившие, живущие  и  будущие поколения народа в одно  великое историческое живое целое.

(К.  Ушинский)

2.Выпишите слова, имеющие признаки старославянизмов, и запишите соответствующие им исконно русский слова.

1.Младое – молодое  2.Хладной – холодной

3.Спишите слова, обозначьте ударение.

Жалюзи, каталог, квартал, цепочка, нарвала, засветло, эксперт.

4.Замените иноязычные слова русскими синонимами или синонимичными словосочетаниями.

Экспорт- вывоз товара из страны;

Флора- растительность;

Орфография- правописание.

5. Подберите прилагательные к существительным, запишите словосочетания.

Глубокое метро, горячий кофе,  отличный  пенальти.

6. Допишите окончания, согласовывая  сказуемое с подлежащим.

  1. На протяжении многих веков крестьянство боролось с помещиками.
  2. Часть документов хранится в архиве.
  3. Большинство проголосовало за утверждение бюджета.
  4. Несколько тетрадей лежало на столе.
  5. Большинство этих картин написано в этом году.

7.Запишите имена числительные словами.

К  две тысячи двадцатому  году; на  двести пятьдесят шестой  строке; равен  пятистам девяноста шести метрам; с 287 двумястами восемьюдесятью семью экскурсантами; смешать со 150 граммами.

8.Найдите и исправьте ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.

Провожая сына в дорогу, она вытирала слезы.

Распахнув окно, в окно мы почувствовали аромат сирени.

Изучая Уральские горы, геологи сделали много интересных находок.

9. Замени приведенные фразы более вежливыми этикетными формулами.

Выздороветь бы тебе поскорее.- Постарайся поскорее выздороветь.

Приходи в воскресенье в гости.- Приходи, пожалуйста, в воскресенье в гости.

Передайте соль.- Передайте, пожалуйста, соль.

2 вариант

1.Списать текст. Вставить пропущенные буквы, поставить недостающие знаки препинания.

А язык,  как и прежде, живет своею собственной  жизнью, медленной и непостижимой, непрерывно меняясь и при этом всегда оставаясь самим собой. С русским языком может произойти  всё что угодно: перестройка, преображение,  превращение, но только не  вымирание. Он слишком велик, могуч, гибок, динамичен и непредсказуем, чтобы взять и вдруг исчезнуть. Разве что — вместе с нами. (Б.Стругацкий)

2.Выпишите слова, имеющие признаки старославянизмов, и запишите соответствующие им исконно русский слова.

1.Златящихся — золотящихся  2.Млечный – молочный

3.Спишите слова, обозначьте ударение.

Кухонный, сливовый, ждала, позвонит, одолжит, повторит, доверху.

4.Замените иноязычные слова русскими синонимами или синонимичными словосочетаниями.

Импорт — ввоз товаров в страну.

Фауна — животный мир.

Реставрация — восстановление.

5.Подберите прилагательные к существительным, запишите словосочетания.

Интересное шоу, высокая цунами, большой кенгуру.

6.Допишите окончания, согласовывая  сказуемое с подлежащим.

  1. Молодежь города принимала активное участие в восстановлении храма.
  2. Установлены три новых олимпийских рекорда.
  3. На совещание прибыл тридцать один сотрудник.
  4. Множество бабочек, пчел  и стрекоз слетелось на цветущий луг.
  5. Несколько моих одноклассников принимали  участие  городской олимпиаде.

7.Запишите имена числительные словами.

Более шестидесяти  книг; около полутора  литров; свыше двухсот  лет; состоит из трехсот шестидесяти пяти  дней; восьмьюдесятью (восемьюдесятью) гигабайтами.

8.Найдите и исправьте ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.

Сморщившиеся от холодного дыхания осени листья кленов, растущих на нашем дворе, шелестели под ногами.

Спускаясь с южного склона холма, туристы  сделали остановку.

Вскоре выехали на лужайку, покрытую крупным песком.

9. Замени приведенные фразы более вежливыми этикетными формулами.

Позовите к телефону Орехова.- Позовите, пожалуйста,  к телефону Орехова.

Благодарю за помощь.- Большое спасибо за помощь.

Посмотри расписание занятий.- Посмотри, пожалуйста, расписание занятий.

Контрольная работа по родному (крымскотатарскому) языку. 8 класс

Незарет иш.

«Сёз бирикмеси», «Джумле» мевзулары боюнджа мустакъиль иш

2 вариант

1.Джумлелерден сёз бирикмелерини тапып, оларнынъ баш ве таби сёзлерни бельгиленъиз (определите). Сёз бирикмелериниъ баш ве таби сёзлери насыл сёз чешитлеринден ифаделенювине коре, чешитлерини бельгиленъиз.

Бугунь – Наврез, аджайип байрамы. Кийинген-къушангъан адамлар шенъ-шерамет машина дуракъларына ашыкъалар.

сыф. ×ис.

Меселя: татлы дуйгъулар – исмий сёз бирикмеси

2.Берильген сёз бирикмелеринен джумлелер тизинъиз.

Бешик янында, инсан такъдири, дикъкъатнен динълемек

3.Берильген сёз бирикмелерини къырымтатар тилине терджиме этинъиз.

Зелёный лес, книга брата, пятый урок, долгий день, прийти вечером

4.Токътав ишаретлерини къоюнъыз, бир джумлени талиль этинъиз.

Ана тили дерсинде нении огрендинъиз

Бугунь кучьлю рузгяр эстими

Яхшы окъусанъ оджанъыздан афферинлер алырсынъ

Насыл аджайип мисс къокъусы

Меселя: Ватан – экинджи ананъ. (Икяе, нидасыз, адий, эки теркипли, кениш)

5. Кузь мевзусынен багълы беш джумле тизинъиз

Незарет иш.

«Сёз бирикмеси», «Джумле» мевзулары боюнджа мустакъиль иш

1 вариант

1.Джумлелерден сёз бирикмелерини тапып, оларнынъ баш ве таби сёзлерни бельгиленъиз (определите). Сёз бирикмелериниъ баш ве таби сёзлери насыл сёз чешитлеринден ифаделенювине коре, чешитлерини бельгиленъиз.

Алтын атеште билинир. Бугунь ильк кере Лейлянынъ чересинде хош тебессюм пейда олды.

сыф. ×ис.

Меселя: татлы дуйгъулар – исмий сёз бирикмеси

2.Берильген сёз бирикмелеринен джумлелер тизинъиз.

Сабалыкъ аш, шиддетли ель, софраны донатмакъ

3.Берильген сёз бирикмелерини къырымтатар тилине терджиме этинъиз.

Писать диктант, наша Родина, очень добрый, жить счастливо, желание учиться

4.Токътав ишаретлерини къоюнъыз, бир джумлени талиль этинъиз.

Балачыкълар пенджереден чекильдилерми

Бала копекнинъ пешинден етишип оламай

Аман да гузель раатландыкъ

Кок къара булутнен къапланды

Меселя: Ватан – экинджи ананъ. (Икяе, нидасыз, адий, эки теркипли, кениш)

5. Достлукъ мевзусынен багълы беш джумле тизинъиз

Контрольные измерительные материалы для проведения промежуточной (годовой) аттестации по учебному предмету «Коми язык (как неродной)» для учащихся 5 класса.

Контрольные измерительные материалы для проведения промежуточной (годовой) аттестации по учебному предмету «Коми язык (как неродной)» для учащихся 5 класса.

Спецификация

  1. Назначение работы

Работа предназначена для проведения процедуры промежуточной (годовой) аттестации индивидуальной общеобразовательной подготовки учащихся 5 класса по учебному предмету «Коми язык (как неродной)».

  1. Содержание итоговой работы

Содержание работы определяется на основе на основе примерной программы по коми языку Т.Д. Поликарповой, Т.В. Якубив «Коми язык» (государственный) (Сыктывкар: КРИРО и ПК, Центр развития этнокультурного образования. 2015)

  1. Характеристика структуры и содержания работы

Промежуточная (годовая) работа по учебному предмету «Коми язык (как неродной)» состоит из письменной тестовой работы, задания в которой, различаются формой и уровнем сложности.

В работу включено 20 заданий, среди которых:

1) 11 заданий — задания с выбором ответа, к каждому из которых приводятся варианты ответа, из которых один или несколько ответов.

2) 13 заданий — задания с кратким ответом, ответ необходимо записать в виде последовательности букв, либо правильно сопоставить ответы.

Работа представлена двумя вариантами.

В разделе «Грамматика и лексика» и «Письмо» проверяются навыки оперирования грамматическими и лексическими единицами, контролируются умения создания письменного текста.

Во всех разделах представлены задания, относящиеся к двум уровням сложности (базовому и повышенному).

Распределение заданий по основным разделам

Распределение заданий по основным разделам курса

  1. Время выполнения итоговой работы

45 минут

  1. Дополнительные материалы и оборудование

При проведении тестирования разрешается использование словаря (тетрадь).

  1. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

За каждый правильный ответ на вопросы в задании выставляется 1 балл, в задании 3 вопроса, значит, максимальное количество баллов за задание равно 3. За выполнение заданий со * (за свой вариант ответа) может быть выставлено от 0 до 2 баллов.

Общее количество баллов переводится в отметку по пятибалльной шкале.

«2»

«3»

«4»

«5»

  1. План работы

В Приложении 1 предлагается план варианта контрольно-измерительной работы по коми языку (как неродному), сконструированный на основании изложенных выше требований. В плане работы даётся информация о каждом задании: код по кодификатору, тип задания, время выполнения и максимальный балл.

Кодификатор

Кодификатор требований к уровню подготовки по учебному предмету «Коми язык (как неродной)» для составления контрольных измерительных материалов промежуточной (годовой) аттестации за курс 5 класса (четвертый год обучения) основного общего образования является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов промежуточной (годовой) аттестации. Кодификатор включает планируемые результаты обучения на двух уровнях: обучающийся научится/обучающийся получит возможность научиться. Он составлен на основе примерной программы по коми языку Т.Д. Поликарповой, Т.В. Якубив «Коми язык» (государственный) (Сыктывкар: КРИРО и ПК, Центр развития этнокультурного образования. 2015)

Предметные результаты освоения основной образовательной программы 5 класса основного общего образования по учебному предмету «Коми язык (как неродной)» должны обеспечивать успешное обучение предмету на уровне основного общего образования. Данный документ построен на принципах обобщения и систематизации материала за курс 5 класса (четвертый год обучения) по учебному предмету «Коми язык (как неродной)».

1.Перечень элементов содержания, по учебному предмету «Коми язык (как неродной)», проверяемых на промежуточной (годовой) аттестации за курс 5 класса (четвертый год обучения)

В первом столбце указан код раздела, которому соответствуют крупные блоки содержания. Во втором столбце приводится код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания.

Код элементов

Элементы содержания, проверяемые на контрольной работе

1

Чтение

1.1

Соблюдает нормы произношения звуков коми языка при чтении вслух и в устной речи.

1.2

Оперирует активной тематической лексикой для решения коммуникативных задач.

Воспроизводит наизусть тексты рифмовок.

Понимает на слух речь учителя, одноклассников и небольшие тексты в аудиозаписи, построенные на изученном материале.

Выразительно читает вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале.

2

Языковой материал

2.1

Грамматическая сторона речи

2.1.1

Глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени.

2.1.2

Прилагательные в положительной и сравнительной форме, образованные по правилам, превосходной степени.

2.1.3

Послелоги: вылын, улын, дорын, бокын, сайын, йылысь, чӧж.

2.1.4

Существительные в единственном и множественном числе (образованные по правилу и исключения)

2.1.5

Местоимения: личные, притяжательные, вопросительные.

2.1.6

Количественные числительные до 1000, порядковые числительные от 1-3 (исключения) до 100.

2.2

Лексическая сторона речи

2.2.1

Лексические единицы в рамках тематики 2-5 классов, понимание явлений синонимии, антонимии, многозначности слов в коми языке.

2.2.2

Наиболее распространенные устойчивые словосочетания.

2.2.3

Распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета)

3

Письмо

3.1

Краткое сообщение о себе, о погоде, о семье, о домашнем животном.

4

Предметное содержание речи

4.1

Школа. Школьные принадлежности, моя школа, распорядок дня в школе, мой класс.

4.2

Семья. Члены семьи, черты характера, внешность. Родословная. Увлечения семьи.

4.3

Профессии. Виды профессий, место работы родных.

4.4

Здоровье. Здоровый образ жизни. У врача.

4.5

Времена года. Зима, весна, лето, осень.

4.6

Животные. Описание домашнего животного, клички.

4.7

Досуг и увлечения. Подвижные игры. Увлечения подростков.

4.8

Коми национальный костюм. Коми национальная кухня. Моя одежда. Коми национальная одежда. Коми кухня.

2. Перечень требований к уровню подготовки учащихся 5 класса, достижение которого проверяется на контрольной работе по учебному предмету «Коми язык (как неродной)»

2.8

Распознавать и употреблять в речи изученные прилагательные в положительной и сравнительной степени образованные по правилам, превосходной степени.

3. Письмо

3.1

Владеть техникой письма. Составлять рассказ в письменной форме по ключевым словам/ плану.

3.2

Списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей.

3.3

В письменной форме отвечать на вопросы, приводить свои варианты ответов.

Контрольная работа по предмету «Коми язык (как неродной)» для обучающихся 5 класса.

Ключ для проверки работы представлен в таблице.

Гач, акань, пон

*свой ответ

Дöрöм, мач, кань

*свой ответ

4

1а,2в,3б

1б,2в,3а

5

1б,2в,3а

*свой ответ

1б,2в,3а

*свой ответ

6

Дас кöкъямыс, комын кык, сё öти

Дас вит, нелямын кык, витсё комын

7

1г,2в,3а,4б

*свой ответ

1г,2в,3а,4б

*свой ответ

8

Талантливая бабушка, умелый брат, добрая сестра

Талантливая мама, умелый дедушка, добрый брат

9

*свой ответ

*свой ответ

10

1б,2в,3а

1а,2г,3б

11

1в,2а,3е,4ж,5г,6д,7б

1д,2в,3б,4а,5г,6ж,7е

12

1а,2в,3б

1б,2а,3в

13

1б,2в,3а

14

*свой вариант ответа

15

*свой вариант ответа

16

  1. Летом поспевают ягоды.

  2. На дереве поют птицы.

  3. В жаркое лето часто бывает гром и молнии.

  1. На лугу растут цветы

  2. На зеленом лугу летает много бабочек.

  3. В лесу чистый воздух.

17

1в.2б,3а

1в,2б,3а

18

Пöвъяс, ворсысьяс, зонкаяс

Нывъяс, керкаяс, пöльяс

19

Широкая рубашка, узкое платье, чёрные брюки, летние брюки, широкие брюки.

*свой вариант ответа

Чёрный галстук, узкий пояс, короткий сарафан, длинная рубашка, летний шарф

*свой вариант ответа

20

*свой вариант ответа

Инструкция по выполнению работы
Дона ёрт! (Дорогой друг!)

На выполнение работы дается 45 минут. Работа включает в себя задания по грамматике и лексике коми языка. Ответы на задания напишите на отведенных для этого строчках. Если ты хочешь заменить ответ, то зачеркни и запиши рядом новый.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для
экономии времени пропускай задание, которое не удается выполнить сразу, и переходи к следующему.

Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Став бурсӧ! (Желаем успеха!)

Вариант 1

  1. Прочитай текст. Определи тему текста (о чем текст) и выбери верный ответ из предложенных вариантов.

Сентябр медводдза лун. Асылыс шондiа, гажа. Ирина Степановна, мича костюма, туплиа, сумкаа, тэрмасьö школаӧ. Школа дорын нюмъялöны да гораа сёрнитöны ранеца да мича формаа челядь. Кианыс налӧн мича дзоридзьяс. Челядьлы да Ирина Степановналы ёна нимкодь. Öд талун заводитчö выль велöдчан во.

а) ар б) выль велӧдчан во в) тулыс г) велӧдчанiн

2. Составь предложения из данных слов и запиши.

  1. Мунӧны, да, школаӧ, нывкаяс, зонкаяс.

  2. Козьналасны, велӧдысьлы, дзоридзсӧ, челядь.

  3. Мичаа, найӧ, пасьтасьӧмаӧсь.

3. В каждой строчке найди лишнее слово и выпиши его.

1) небöг, тетрадь, альбом, ручка, гач;

2) серпас, акань, карандаш, линейка, ножич;

3) пенал, пон, папка, обложка, клей.

* Закончи предложение.

Менам эм_________________________

4. Найди пары антонимов и запиши.

1.нывка

2.дядь

3.рыт

А) зонка

Б) асыв

В) тьöт

5. Составь словосочетания со словами из разных столбиков и запиши.

1. иславны

2.катайтчыны

3. шойччыны

А) паркын

Б) лыжиöн

В) велосипедöн

*Составь предложение.

Ме радейта_____________,____________,___________.

6. Напиши на коми.

1) 18

2) 32

3) 101

7. Составь словосочетания и запиши.

1) ичӧт

2) лӧз

3) гӧгрӧс

4) кудриа

А) чужӧма

Б) юрсиа

В) синма

Г) тушаа

*Составь предложение о себе.

Ме ______тушаа,________юрсиа,_______синма.

8. Прочитай следующие словосочетания и переведи.

1) енбиа ыджыд мам

2) киподтуя вок

3) шань чой

9. Замени выделенные слова другими, подходящими по смыслу.

  1. Вурсьысь вурö платтьö.

  2. Шырсьысь шырö нывкаöс.

  3. Кусöдчысь кусöдö гараж.

10. Сопоставь профессию и предмет.

а) шырсьысь

в) пусьысь

г) бурдӧдысь

  1. ёсь пурт

  2. укол

  3. ёсь ножич

11. Соотнеси слова с переводом.

1) веськыд ки,

2) шуйга кок,

3) зонкалöн юр,

4) нывкалöн чужöм,

5) вом

6) шуйга пель,

7) ныр

а) левая нога

б) нос

в) правая рука

г) рот

д) левое ухо

е) голова мальчика

ж) лицо девочки

12. Составь словосочетания.

1. кок

2. кынöм

3. ки

А) доймис

Б) пыктiс

В) висьмис

13. Найди пары антонимов:

1.шондіа лун

2.зэра поводдя

3.лэчыд тöв

А) шоныд тöв

Б) кымöра лун

В) шондіа поводдя

14. Вставь в предложения пропущенные слова.

1) Воис … тӧв.

2) Кынмис … и … .

3) Югыд сӧстӧм … шебраліс мусӧ.

15. Закончи предложения.

1) Сылö … .

2) Гажаа жургöны … .

3) Ю вывті кылалö … .

16. Переведи предложения на русский язык.

1) Гожöмын кисьмöны вотöсъяс.

2) Пуяс вылын сьылöны лэбачьяс.

3) Жар гожӧмын тшӧкыда гымалӧ-чардалӧ.

17. Соотнеси коми и русские предложения.

Акань вöлі видзöгöн вомидзысь да тшыкöдöмысь.

Дӧра аканьлы чужöмсö оз серпасавны.

Акань-видзӧгъяссӧ войвывса нывъяс видзисны гӧна куысь вурӧм сумкаясын.

  1. Северные девочки куклы-обереги хранили в меховых сумочках.

  2. Тряпичной кукле лицо не рисовали.

  3. Кукла была оберегом от сглаза и порчи.

18. Образуй форму множественного числа от следующих существительных.

1) пӧв

2) вурсысь

3) зонка

19. Переведи словосочетания.

1) Паськыд дöрöм

2) векни платтьö

3) сьöд гач

4) гожся гач

5) паськыд гач

* Составь предложение с данными словосочетаниями.

_______________________________________________

20. Построй словосочетания из данных слов и объясни.

1) капуста + пирöг

2) чери + шыд

3) повидло + шаньга

Вариант 2

  1. Прочитай текст. Определи тему текста (о чем текст) и выбери верный ответ из предложенных вариантов.

Менам мамö уджалö школаын. Сійöс шуöны Мария Васильевнаöн. Менам мам шань да мелі нывбаба, радейтö челядьöс. Школаын сійö велöдö коми кыв. Менам мам тöлка да зіль. Сійö радейтö ассьыс уджсö.

а) велӧдысь б) выль велӧдчан во в) тулыс г) велӧдчанiн

2. Составь предложения из данных слов и запиши.

  1. Сентябр, талун, лун, медводдза.

  2. Дзоридзьяс, челядь, мича, нуӧны.

  3. Челядьӧс, чолӧмаліс, велӧдысь, выль, велӧдчан, воӧн.

3. В каждой строчке найди лишнее слово и выпиши его.

1) небöг, тетрадь, альбом, ручка, дӧрӧм;

2) серпас, мач, карандаш, линейка, ножич;

3) пенал, кань, папка, обложка, клей.

* Закончи предложение.

Менам эм_________________________

4. Найди пары антонимов и запиши.

1. лун

2. ыджыд

3. еджыд

А) сьöд

Б) вой

В) ичöт

5. Составь словосочетания со словами из разных столбиков и запиши.

1. ветлыны

2. ворсны

3. видзöдны

А) кино

Б) дачаö

В) футболысь

*Составь предложение.

Ме радейта_____________,____________,___________.

6. Напиши на коми.

1) 15

2) 42

3) 530

7. Составь словосочетания и запиши.

1. ыджыд

2. сьӧд

3. кузьмӧс

4. кузь

А) чужӧма

Б) юрсиа

В) синма

Г) тушаа

*Составь предложение о себе.

Ме ______тушаа,________юрсиа,_______синма.

8. Прочитай следующие словосочетания и переведи.

1) енбиа мам

2) киподтуя пӧль

3) шань вок

9. Замени выделенные слова другими, подходящими по смыслу.

  1. Бурдӧдысь бурдӧдӧ пинь.

  2. Велӧдысь велӧдӧ коми кыв.

  3. Вузасьысь вузалӧ нянь.

10. Сопоставь профессию и предмет.

а) вурсьысь

в) вузасьысь

г) кусӧдчысь

  1. ёсь ем

  2. шланг

  3. весі

11. Соотнеси слова с переводом.

1) веськыд син

2) еджыд пинь

3) ыджыд чунь

4) гыж

5) кынöм

6) пидзöс

7) мыш

а) ноготь

б) большой палец

в) белые зубы

г) живот

д) правый глаз

е) спина

ж) колено

12. Составь словосочетания.

1.горш

2. кок

3. температура

А) доймис

Б) пыктiс

В) кайис

13. Найди пары антонимов:

1.шондіа лун

2.зэра поводдя

3.лэчыд тöв

А) шоныд тöв

Б) кымöра лун

В) шондіа поводдя

14. Вставь в предложения пропущенные слова.

1) Юяс да тыяс узьӧны кыз … улын.

2) Тшӧкыда пӧльтӧ лэчыд вой … .

3) Туй бокъясӧ сійӧ тэчӧ джуджыд лым … .

15. Закончи предложения.

1) Воис гажа … .

2) Пöльтö небыдик … .

3) Енэжын дзирдалö ….

16. Переведи предложения на русский язык.

1) Видз вылын быдмöны дзоридзьяс.

2) Веж луд вылын лэбалӧны бобувъяс.

3) Ягын сынӧдыс сӧстӧм.

17. Соотнеси коми и русские предложения.

а) «Кужысь кияс» кружокын менö велöдісны вöчны дöра акань.

б) Аканьяс вӧчисны дӧраысь, кос турунысь, пуысь.

в) Быд нывкалӧн вӧлі сы мында акань, кымын морт сылӧн котырын.

1) У каждой девочки было столько кукол, сколько человек в их семье.

2) На кружке «Умелые руки» научили делать тряпичную куклу.

3) Куклы делали из ткани, сухого сена и дерева.

18. Образуй форму множественного числа от следующих существительных.

1) ныв

2) керка

3) пӧль

19. Переведи словосочетания.

1) сьöд галстук

2) векни тасма

3) дженьыд сарапан

4) кузь дöрöм

5) гожся шарп

* Составь предложение с данными словосочетаниями.

_______________________________________________

20. Построй словосочетания из данных слов.

1) яблöг + пирöг

2) яблöг + морков

3) сакар + тшай.

Приложение 1

План контрольно-измерительной работы по коми языку (как неродному) для обучающихся 5 классов

Время выполнения

(мин.)

Максимальный балл за выполнение задания

1

Чтение текста, определение темы.

1.1

1.2

2.2.1

4.1

4.3

1.1

1.2

1.3

2.2

ВО

2

1

2

Составление предложение из данных лексических единиц.

1.1

2.1.4

2.2.1

2.2.2

2.2.3

4.1

1.1

1.3

2.2

2.3

2.4

2.5

3.1

3.2

КО

3

3

3

Знание лексических единиц по изученным темам

1.1

2.1.4

2.2.1

2.2.2

3.1

4.1

1.1

1.2

2.2

2.3

3.3

ВО

2

5

4

Знание лексических единиц, знание понятия «антоним».

1.1

2.1.4

2.2.2

4.5

1.1

2.3

ВО

КО

2

3

5

Знание лексических единиц по изученным темам

Предложение своего варианта ответа, используя иные лексические единицы

1.1

1.2

2.1.4

4.7

2.3

2.4

2.5

3.2

ВО

КО

2

5

6

Знание лексических единиц по теме «Числительные»

2.1.6

2.2.1

2.6

3.1

КО

2

3

7

Знание лексических единиц по изученным темам

Предложение своего варианта ответа, используя иные лексические единицы

1.2

2.1.2

2.2.1

4.2

2.3

2.8

3.2

3.3

ВО

КО

2

6

8

Знание лексических единиц по теме, навыки перевода

1.2

2.1.1

2.1.3

2.1.4

2.2.1

2.2.2

2.2.3

4.2

1.2

1.3

2.2

2.3

2.4

2.5

3.1

КО

2

3

9

Знание лексических единиц по изученным темам

Умение использовать верную лексическую форму существительного

1.2

2.1.2

2.2.1

4.3

2.3

2.8

3.2

3.3

КО

2

3

10

Знание лексических единиц по изученным темам

1.2

2.1.2

2.2.1

4.3

2.3

2.8

3.2

3.3

ВО

2

3

11

Знание лексических единиц по изученным темам

1.2

2.1.2

2.2.1

4.4

2.3

2.8

3.2

3.3

ВО

2

7

12

Знание лексических единиц по изученным темам

Умение использовать изученные лексические единицы в письменное речи (составление словосочетаний)

1.2

2.1.2

2.2.1

4.4

2.3

2.8

3.2

3.3

ВО

2

3

13

Знание лексических единиц, знание понятия «антоним».

1.1

2.1.4

2.2.2

4.5

1.1

2.3

ВО

2

3

14

Знание лексических единиц по изученным темам

Умение использовать изученные лексические единицы в письменное речи (составление предложений)

1.2

2.1.2

2.2.1

4.5

2.3

2.8

3.2

3.3

КО

3

3

15

Знание лексических единиц по изученным темам

Умение использовать изученные лексические единицы в письменное речи (составление предложений)

1.2

2.1.2

2.2.1

4.5

2.3

2.8

3.1

3.2

3.3

КО

3

3

16

Знание лексических единиц по теме, навыки перевода

В письменной форме кратко отвечать на вопросы

Правильное употребление глаголов в настоящем времени

1.2

2.1.2

2.2.1

4.5

2.3

2.8

3.1

3.2

3.3

КО

3

3

17

Знание лексических единиц по теме Знание послелогов

1.2

2.1.2

2.2.1

4.7

2.3

2.8

3.1

3.2

3.3

ВО

2

3

18

Знание лексических единиц по теме

Образование существительных множественного числа

1.2

2.1.2

2.2.1

4.2

4.3

4.6

2.3

2.8

3.1

3.2

3.3

КО

2

3

19

Знание лексических единиц по изученным темам

Умение использовать изученные лексические единицы в письменное речи (составление предложений)

1.2

2.1.2

2.2.1

4.4.8

2.3

2.8

3.1

3.2

3.3

ВО

КО

3

6

20

Знание лексических единиц по изученным темам

Умение использовать изученные лексические единицы в письменное речи (составление словосочетаний)

1.2

2.1.2

2.2.1

4.4.8

2.3

2.8

3.1

3.2

3.3

КО

2

3

Восьмой класс (класс 8) Таксономические вопросы для тестов и рабочих листов

Вы можете создавать печатные тесты и рабочие листы из этих Классификация 8 класса вопроса! Выберите один или несколько вопросов, установив флажки над каждым вопросом. Затем нажмите кнопку добавить выбранные вопросы к кнопке теста перед переходом на другую страницу.

Предыдущая Страница 1 из 2 Следующие Выбрать все вопросы Какое утверждение лучше всего определяет слово «вид»?
  1. группа отдельных организмов, которые размножаются и являются общими
  2. группа организмов, имеющих общие характеристики или черты
  3. группа отдельных организмов, имеющих общие характеристики
  4. группа организмов, которые имеют общие черты и размножаются
Какие серии расположены в правильном порядке от частного к общему?
  1. род, семья, тип, отряд
  2. вид, род, семейство, отряд
  3. вид, род, класс, отряд
  4. порядок, род, вид, семейство
Предыдущая Страница 1 из 2 Следующие .

Восьмой класс (8 класс) Вопросы по естествознанию для тестов и рабочих листов

Вы можете создавать печатные тесты и рабочие листы из этих 8 класс Науки о Земле вопроса! Выберите один или несколько вопросов, установив флажки над каждым вопросом. Затем нажмите кнопку добавить выбранные вопросы к кнопке теста перед переходом на другую страницу.

Предыдущая Страница 1 из 56 Следующие Выбрать все вопросы Четыре основных направления наук о Земле:
  1. твердая земля, горы, птицы и вселенная.
  2. твердая земля, вода и океаны, атмосфера и вселенная.
  3. вода и океаны, животные, растения и вселенная.
  4. животные, твердая земля, землетрясения и вулканы.
Какое утверждение может четко объяснить основную причину смены времен года на Земле?
  1. По мере удаления Солнца от Земли времена года меняются.
  2. Когда Земля вращается вокруг Солнца, времена года меняются.
  3. Поскольку Земля вращается вокруг Солнца, наклон Земли приведет к тому, что северное или южное полушарие будет подвергаться большему воздействию прямых солнечных лучей.
  4. Все это неправда.
Предыдущая Страница 1 из 56 Следующие .
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *