Контрольная работа по истории России .10 класс
Вариант 1.
1.Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате
1)
нашествия хана Батыя
2)
похода хана Мамая
3)
походов Чингисхана
4)
набегов половцев
2.В 1242 г. произошло столкновение русских дружин с западно-европейскими рыцарями на
1)
реке Неве
2)
реке Угре
3)
Чудском озере
4)
реке Ижоре
3.Какое из перечисленных событий произошло раньше всех других?
1)
Невская битва
2)
крещение Руси
3)
присоединение Астраханского ханства к России
4)
Куликовская битва
4. К причинам возвышения в XIV в. Московского княжества относится
1)
выгодное географическое положение
2)
союз Москвы с Великим Новгородом
3)
союз московских князей с половецкими ханами
4)
союз московских и тверских князей против Золотой Орды
5.Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком событии в нем говорится.
«Не хотим за великого князя московского, не хотим называться его вотчиной, мы люди вольные, не хотим терпеть обиды от Москвы, хотим за короля польского и великого князя Литовского Казимира» – так кричали на вече бояре и их сторонники».
1)
присоединении Новгорода к Москве
2)
присоединении Рязанского княжества к Москве
3)
походе на Киев Юрия Долгорукого
4)
походе на Тверь Ивана IV Грозного
6. В какие годы Иваном Грозным проводилась опричная политика?
1)
1325 – 1340 гг.
2)
1462 – 1505 гг.
3)
1565 – 1572 гг.
4)
1606 – 1610 гг.
7.С событиями какого века связано имя Александра Невского?
1)
X в.
2)
XI в.
3)
XIII в.
4)
XIV в.
8.Результатом победы русских войск в Ледовом побоище было
1)
распространение православия на прибалтийские земли
2)
прекращение существования Ливонского ордена
3)
укрепление безопасности северо-западных рубежей Руси
4)
освобождение Новгородской земли от уплаты ордынского выхода
9.Какое имя в приведенном ряду имен связано с княжением Ивана III?
1)
Сергий Радонежский
2)
Аристотель Фиораванти
3)
Алексей Адашев
4)
Андрей Курбский
10. Сравните политику московских и тверских князей по отношению к Золотой Орде в первой половине XIV в. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трёх различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее
………………………………………………………………….
………………………………………………………………….
Различия
…
…
……………………………
……………………………
……………………………
……………………………
……………………………
–––––
–––––
……………………………
11. Ниже приведены две точки зрения на опричную политику Ивана Грозного:
1. Опричная политика способствовала дальнейшему объединению русских земель и отвечала интересам широких слоев населения, страдавших от распрей феодальной аристократии.
2. Опричная политика ослабила Российское государство, она была направлена на усиление личной власти царя, сопровождалась террором и произволом.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
12. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 50-е – 60-е гг. XIII в. в Новгородской земле начались волнения и восстания, направленные против ордынских баскаков и сбора дани. В подавлении этих восстаний принял участие князь Александр Невский.
Какие причины обусловили именно такую позицию князя? Укажите не менее двух причин. На какие уступки вынуждена была пойти Золотая Орда? Назовите не менее двух фактов.
13. Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них
1) Иван III; 2) А.А. Аракчеев; 3) И.В. Сталин
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности.
14.Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
События
Даты
Участники
__________ (А)
1380 г.
__________ (Б)
__________ (В)
1223 г.
Мстислав Удалой,
Ледовое побоище
1242 г.
__________ (Г)
__________ (Д)
__________ (Е)
Иван III
Пропущенные элементы:
1)
Александр Невский
2)
1480 г.
3)
Куликовская битва
4)
Батый
5)
1547 г.
6)
Невская битва
7)
Мамай
8)
окончательное свержение ига Золотой Орды
битва на реке Калке
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
15.
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)
События, изображённые на картине, произошли в XIII в.
2)
В битве, изображённой на данной картине, русское войско сражалось
с немецкими рыцарями.
3)
Битва, событие которой изображено на картине, закончилась победой русского войска.
4)
Русский воин изображён на картине слева от зрителя.
5)
В поединке, изображённом на картине, русский воин остался жив.
Вариант 2.
1.В результате Куликовской битвы
1)
возросла роль Москвы как центра объединения русских земель
2)
была уничтожена Золотая Орда
3)
Русь окончательно попала в зависимость от Золотой Орды
4)
был положен конец зависимости Руси от Золотой Орды
2.Какое из названных событий произошло в XIII в.?
походы на Русь хана Батыя
2)
Куликовская битва
3)
стояние на реке Угре
4)
присоединение к России Казанского ханства
3.Какое из перечисленных событий произошло позже всех других?
1)
Куликовская битва
2)
набег хана Тохтамыша на Москву
3)
«великое стояние» на р. Угре
4)
сражение на р. Калке
4.Исход борьбы между Москвой и Тверью за общерусское первенство решился в пользу Москвы, так как
1)
московские князья оказались более ловкими и дальновидными политиками
2)
территория Московского княжества в отличие от Тверского была хорошо защищена от нападений
3)
Московское княжество было освобождено от уплаты дани Золотой Орде
4)
Тверь была ослаблена борьбой с Великим княжеством Литовским
5.Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком войске идет речь.
«Иван IV впервые на Руси, начал формировать новый тип войска – постоянного, и ядром этого войска послужили отряды пищальников. Они набирались из свободных людей и должны были служить всю жизнь, а военное их занятие становится наследственным. К 1584 году их число составляло примерно 12 тысяч, из них семь с половиной тысяч находились в Москве».
1)
стрелецком
2)
полках «иноземного строя»
3)
казачьем
4)
дворянском ополчении
6.Какой ряд дат отражает события внешней политики Ивана IV?
1)
1380 – 1382 гг.
2)
1478 – 1485 гг.
3)
1552 – 1556 гг.
4)
1596 – 1597 гг.
7.В каком веке была ликвидирована самостоятельность Великого Новгорода и он был присоединен к Москве?
1)
XIII в.
2)
XIV в.
3)
XV в.
4)
XVI в.
8.Что из названного стало одним из последствий образования единого Русского государства в конце XV – начале XVI вв.?
1)
укрепление великокняжеской власти
2)
освобождение крестьян и горожан от налогов
3)
введение внутренних таможенных пошлин
4)
утверждение нового порядка престолонаследия
9. Кто из названных исторических деятелей были современниками?
1)
Иван Калита и Ярослав Мудрый
2)
Андрей Рублев и Александр Невский
3)
Дмитрий Донской и Мамай
4)
Владимир Мономах и хан Ахмат
10. Сравните политику московских и тверских князей по отношению к Золотой Орде в первой половине XIV в. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трёх различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее
………………………………………………………………….
………………………………………………………………….
Различия
…
…
……………………………
……………………………
……………………………
……………………………
……………………………
–––––
–––––
……………………………
11. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Опричная политика Ивана Грозного способствовала укреплению российского централизованного государства».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
12. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
Начало объединительных процессов в русских землях в XIV–
XV вв. и создание единого государства сопровождались борьбой за лидерство между княжествами. Победу в этой борьбе одержала Москва. Н.М. Карамзин писал о возвышении Москвы: «Сделалось чудо. Городок, едва известный до конца XIV в., возвысил главу и спас отечество».
Какие причины обусловили возвышение Москвы? Укажите не менее трёх причин. В каких событиях проявилась роль московских князей в борьбе за обретение независимости Руси от Золотой Орды? Укажите не менее двух положений.
13. Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Иван IV; 2) А.А. Аракчеев; 3) И.В. Сталин
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности.
14.Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
Отец правителя
Правитель
Сын правителя
Святослав
Владимир Святославич
__________ (А)
__________ (Б)
Иван II Красный
__________ (В)
__________ (Г)
__________ (Д)
Иван IV Грозный
Михаил Романов
Алексей Михайлович
__________ (Е)
Пропущенные элементы:
1)
Александр Невский
2)
Иван III Великий
3)
Владимир Мономах
4)
Пётр I
5)
Дмитрий Донской
6)
Василий III
7)
Борис Годунов
8)
Ярослав Мудрый
9)
Иван I Калита
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
15.
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)
События, изображённые на картине, произошли в XIII в.
2)
В битве, изображённой на данной картине, русское войско сражалось
с немецкими рыцарями.
3)
Битва, событие которой изображено на картине, закончилась победой русского войска.
4)
Русский воин изображён на картине слева от зрителя.
5)
В поединке, изображённом на картине, русский воин остался жив.
Тест для входного контроля по истории. 10 класс
Входной контроль по истории. XX век. 10 класс.
I вариант.
Подписали договор об образовании СССР:
а) Россия, Белоруссия, Украина
б) Россия, Белоруссия, Украина, Закавказская федерация
в) Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан
г) Россия, Украина, Белоруссия, Грузия
2. В мероприятия политики «военного коммунизма» не входило (-а):
а) отмена свободной торговли
б) свертывание денежного обращения
в) демократическое управление народным хозяйством
г) государственное распределение
3. Для внутренней политики в период правления Л.И.Брежнева было характерно:
а) признание допустимости политического плюрализма
б) полный пересмотр антисталинских решений XX и XXII съездов КПСС
в) стремление к консервации политической системы
г) начало радикальной реформы политической системы
4. В годы Перестройки «Парадом суверенитетов» называли:
а) провозглашение союзными республиками государственного суверенитета
б) разработку проекта нового союзного договора
в) межнациональный конфликт между Азербайджаном и Арменией
г) освобождение от советского влияния стран Восточной Европы
5. Поводом к резкому ухудшению советско-китайских отношений стала (-о):
а) критика в СССР И. В.Сталина
б) недовольство китайского руководства работой советских специалистов в КНР
в) просьба Китая предоставить ему ядерное оружие
г) установки советских ракет на Кубе и нежелания правительства США смириться с ней
6. Весной-летом 1918 года главной опорой власти большевиков в деревне становятся:
а) коммуны
б) комитеты бедноты (комбеды)
в) советы
г) отряды Красной гвардии
7. Оформление военно-политического блока «Антанта» в 1907 г. завершилось с присоединением:
а) Англии
б) Бельгии
в) Сербии
г) Черногории
8. Расставьте в правильной хронологической последовательности нахождение у власти
руководителей КПСС и Советского государства:
а) Ю.В.Андропов
б) Л.И.Брежнев
в) М.С.Горбачев
г) К.У.Черненко
9. План ведения войны фашистской Германии против СССР назывался:
а) Барбаросса
б) Бисмарк
в) Ост
г) Тайфун
10. Вторая мировая война произошла в:
а) 1941-1945 гг.
б) 1939-1941 гг.
в) 1939-1945 гг.
г) 1914-1918 гг.
Входной контроль по истории. XX век. 10 класс.
II вариант.
Ускорили распад СССР:
а) финансовая задолженность перед Западом
б) предоставление независимости республикам Балтии
в) Августовский путч
г) роспуск Съезда народных депутатов СССР
2. В мероприятия новой экономической политики (нэп) не входило (-а):
а) открытие частных предприятий
б) организация иностранных концессий
в) демонополизация внешней торговли
г) денежная реформа
3. В официальных документах КПСС в 70-е годы современное состояние советского общества
объявлялось этапом:
а) завершения строительства социализма
б) построения основ социализма
в) развернутого строительства коммунизма
г) развитого социализма
4. Беловежское соглашение 8 декабря 1991 года подписали:
а) Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина
б) Россия и Белоруссия
в) Россия, Белоруссия, Украина
г) Россия и Украина
5. Осенью 1962 года Карибский кризис возник из-за:
а) заключения военного союза между СССР и Кубой
б) разрыва дипломатических отношений между Кубой и США
в) свержения на Кубе режима Батисты
г) установки советских ракет на Кубе и нежелания правительства США смириться с ней
6. Поводом к революции 1905 года послужило следующее:
а) неудачный ход войны с Японией
б) «кровавое воскресенье»
в) «банкетная кампания»
г) экономический кризис
7. Поводом к началу первой мировой войны послужило:
а) противоречия между Россией и Германией
б) русско-австрийские противоречия на Балканах
в) стремление Германии к мировому господству
г) убийство наследника австро-венгерского престола
8. Расставьте в правильной хронологической последовательности нахождение у власти
руководителей КПСС и Советского государства:
а) К.У.Черненко
б) Н.С.Хрущев
в) М.С.Горбачев
г) Ю.В.Андропов
9.По итогам Великой Отечественной войны в состав СССР вошла часть территории:
а) Болгарии
б) Германии
в) Ирана
г) Швеции
10. Первая мировая война произошла в:
а) 1941-1945 гг.
б) 1939-1941 гг.
в) 1939-1945 гг.
г) 1914-1918 гг.
Ответы к тесту
«Входной контроль по истории. XX век. 10 класс.»
I вариант.
1. б
2. в
3. в
4. а
5. а
6. б
7. а
8. багв
9. а
10. в
II вариант.
1. в
2. в
3. г
4. в
5. г
6. б
7. г
8. бгав
9. б
10. г
Критерии оценивания:
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальная сумма баллов – 10.
Оценка «5» — 9-10 баллов
Оценка «4» — 6-8 баллов
Оценка «3» — менее 5 баллов
История России 6 класс Контрольная 10 + ОТВЕТЫ
Контрольная работа № 10 по истории (авт. Артасов) с ответами. ГЛАВА V. Формирование единого Русского государства. Проверочная работа № 2. Цитаты из пособия «История России. Контрольные работы. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / И.А. Артасов. — М. : Просвещение» использованы в учебных целях. Ответы адресованы родителям. История России 6 класс Контрольная 10 + ОТВЕТЫ (в конце).
История России 6 класс.
Проверочная работа № 2 по теме:
ГЛАВА V. Формирование единого Русского государства
ПР-2. Вариант 1. (транскрипт)
1 Укажите любые три символа великокняжеской власти, существовавшие в период правления Ивана III.
- Существует точка зрения, что экономическое и политическое развитие Руси в XV в. демонстрировало необходимость объединения всех русских земель в единое Русское государство. Приведите два аргумента в подтверждение данной точки зрения.
- Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания.
Оставив вправо от себя верховья Оки, Ахмат пришёл на р. Угру, в пограничные между Москвой и Литвой места. Но и здесь он не получил никакой помощи от Литвы, а Москва встретила его сильной ратью. На Угре и стали друг против друга Ахмат и Иван III — оба в нерешимости начать прямой бой. Иван III велел готовить столицу к осаде, отправил свою жену Софью из Москвы на север и сам приезжал к Москве, боясь как татар, так и своих родных братьев. Они были с ним в ссоре и внушали ему подозрение в том, что изменят в решительную минуту. Осмотрительность Ивана и медлительность его показались народу трусостью, и простые люди, готовясь в Москве к осаде, открыто негодовали на Ивана.
■ Укажите год, когда произошли описываемые события.
■ Какие меры, принятые Иваном III, свидетельствуют о том, что он не был полностью уверен в победе в случае сражения с врагом? Укажите две меры. Какое внутриполитическое обстоятельство представляло опасность для Ивана III?
■ Чем закончилось противостояние, описываемое в отрывке? Укажите значение этого события для внешнеполитического положения Российского государства. - Сравните положение бояр и помещиков в XV в. по линиям, указанным в таблице. На основании сравнения сделайте вывод.
Линии сравнения | Бояре | Помещики |
Как называлось земельное владение? | ||
Была ли служба князю условием владения землёй? | ||
Можно ли было продать, подарить, передать по наследству свою землю? | ||
Что можно сказать о преданности князю, готовности служить ему? |
Вывод: ____.
Графическая версия заданий
История России 6 класс Контрольная 10
История России 6 класс Контрольная 10
ПР-2. Вариант 2. (транскрипт)
- Назовите любые три государства, выделившиеся из состава Золотой Орды в XV в.
- Существует точка зрения, что развитие общественной мысли в XV — начале XVI в. способствовало росту авторитета Московского государства и великокняжеской власти. Приведите два аргумента в подтверждение данной точки зрения.
- Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания.
После взятия Царьграда турками брат убитого императора Константина Палеолога, по имени Фома, бежал с семейством в Италию и там умер, оставив детей на попечение папы. Дети были воспитаны в духе Флорентийской унии ___________г., и папа имел основания надеяться, что, выдав Софью за московского князя, он получит возможность ввести унию в Москве. Иван III согласился начать сватовство и отправил в Италию послов за невестой. В 1472 г. она приехала в Москву, и брак состоялся. Однако надеждам папы не было суждено осуществиться: папский легат, сопровождавший Софью, не имел никакого успеха в Москве; сама Софья ничем не содействовала торжеству унии, и, таким образом, брак московского князя не повлёк за собой никаких видимых последствий для Европы и католичества.
■ Впишите год, пропущенный в тексте.
■ Какие надежды связывал римский папа с браком, о котором идёт речь в отрывке? Почему он имел основания для подобных надежд? Оправдались ли надежды папы?
■ Какие изменения в политической жизни и культуре страны связаны с этим браком? Назовите не менее двух изменений. - Сравните политику Василия II и Ивана III по линиям, указанным в таблице. На основании сравнения сделайте вывод.
Линии сравнения | Василий II | Иван III |
Лишался ли московского престола в период княжения? | ||
Политика по объединению русских земель вокруг Москвы (назвать присоединённые, зависимые княжества и земли) | ||
Политика по отношению к Орде, результаты политики | ||
Законодательная деятельность |
Вывод: _____.
ОТВЕТЫ на контрольную работу
ОТВЕТЫ на Вариант 1.
Задание 1.
Герб Московского гос-ва — Двуглавый орёл. Шапка Мономаха. Скипетр и держава.
Задание 2.
1) Укрепление на Руси власти и лидерства московских князей; Необходимость освобождения от ордынского ига
2) Развитие феодального землевладения; стремление бояр приобретать вотчины за пределами своих княжеств
Задание 3.
- 1480 г.
- О сомнениях Ивана 3-го в победе свидетельствует его приказ о подготовке столицы к осаде, а также отправка его жены подальше от Москвы. Опасность для Ивана 3-го представляли его братья, которые «внушали ему подозрение в том, что изменят в решительную минуту».
- Противостояние закончилось победой русских войск и означало конец ордынского владычества на Руси. Наше государство для зарубежных монархов превратилось в сильную державу, с которой необходимо считаться
Задание 4.
Вывод: Помещики — более надёжные слуги правителя, чем бояре, т. к. у них был стимул служить верой и правдой своему князю. Стимулом была земля, даваемая им на время службы.
ОТВЕТЫ на Вариант 2.
Задание 1.
Ногайская Орда. Казанское ханство. Крымское ханство.
Задание 2.
1. Превращение Москвы в центр освободительной борьбы и политической жизни всех русских земель привело к изменению в сознании людей образа великих князей. Они воспринимались теперь как лидеры гос-ва
2. Отказ принимать Флорентийскую унию, с которой было не согласовано большинство православной Руси, укрепило авторитет православной церкви и московских князей.
Задание 3.
- 1439 г.
- Римский папа надеялся, что таким образом будет возможность ввести унию в Москве, а значит католицизм на Руси. Надежды папа связывал с легатом, сопровождавшим Софию Палеолог, который должен был содействовать распространению католичества, а также самой византийской царевной, которая могла бы убедить мужа — Ивана 3-го принять унию. Надежды папы не оправдались.
- 1) Иван III становился преемником византийской династии, т.к. Византийская империя к тому времени уже распалась 2) Русь стала именовать на византийский манер — Россия.
Задание 4.
Вывод: Политика Ивана III более значима для развития нашего гос-ва, нежели политика Василия II. При Иване III завершилось создание Русского гос-ва с центром в Москве, он создал новый свод законов единого гос-ва — Судебник 1497 г. и освободил Русь от Ордынской зависимости.
Вернуться к Списку контрольных работ по истории в 6 классе.
Вы смотрели: Контрольная работа № 10 по истории (авт. Артасов) с ответами. История России 6 класс Контрольная 10 + ОТВЕТЫ. Глава V. Формирование единого Русского государства. Проверочная № 2. Цитаты из пособия «История России. Контрольные работы. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / И.А. Артасов. — М. : Просвещение» использованы в учебных целях. Ответы адресованы родителям.
Входной контроль по истории России в 10 классе
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхурюмская средняя общеобразовательная школа»
Здвинского района Новосибирской области
Входной контроль по истории России в 10 классе
Подготовил
учитель истории и обществознания
Романюк Юрий Васильевич
2012 год
1. Назовите годы правления Николая II
а) 1894-1917
б) 1894-1918
в) 1895-1917
г) 1895-1918
2. Укажите итоги и последствия русско-японской войны 1904-1905 гг.
а) победа России, захват Маньчжурии, установление контроля над Китаем и Кореей;
б) поражение России, потеря флота, Порт-Артура, КВЖД, южную часть острова Сахалин;
в) обострение внутренних противоречий, толчок народного негодования, вылившиеся в развитие революционных событий 1905-1907 гг. ;
г) смена вектора внешней политики России с восточного на западное, европейское направление;
3. Программа преобразований П.А. Столыпина предусматривала:
а) Успокоение страны, путём применения чрезвычайных мер, включая введение военного положения;
б) осуществление аграрной реформы, направленной на разрушение общины и создание в деревне широкого слоя крестьян-собственников;
в) массовое переселение крестьян за Урал для решения вопроса малоземелья;
г) разработку законопроектов, призванных улучшить положение различных слоёв населения империи.
4. Первая мировая война:
а) началась в 1914 г. и закончилась в 1918 г.;
б) для России закончилась позже, чем для остальных её участников;
в) была встречена с воодушевлением, вызвав взрыв патриотизма;
г) резко ухудшила положение основных слоёв населения и привела к новому витку противостояния между властью и обществом.
5.Понятие «двоевластие» связано с деятельностью в 1917 г. в России
а) Временного правительства и Учредительного собрания;
б) Советов и Временного правительства;
в) Правительства Николая II и Временного правительства;
г) Правительства НиколаяII и Советов.
6. Расставьте события в хронологической последовательности
а) образование СССР;
б) введение продразверстки
в) осуществление политики военного коммунизма
г) переход к нэпу
7. Массовая коллективизация началась
а) осенью 1929 г.;
б) в конце 1929 г. – начале 1930 г.;
в) весной 1930 г.;
г) летом 1930 г.
8. Пик массовых репрессий приходится на:
а) 1935 г. ;
б) 1936 г.;
в) 1937 г.;
г) 1938 г.
9. Укажите даты:
а) начала II Мировой войны;
б) вступления СССР во II Мировую войну;
в) начало Великой Отечественной войны;
г) окончание Великой Отечественной войны;
д) окончание II Мировой войны.
10. Укажите правильную хронологическую последовательность событий Великой Отечественной войны.
а) операция «Багратион»;
б) Сражение за Москву;
в) Битва на Курской дуге;
г) Сталинградская битва
11. Кто из советских партийных/государственных деятелей победил в борьбе за власть после смерти И.В. Сталина:
а) Берия Л.П.;
б) Маленков Г.М.;
в) Хрущев Н. С.;
г) все трое, образовав правящий триумвират.
12. XX съезд партии связан с:
а) утверждением курса на победу в Холодной войне;
б) критикой культа личности И.В. Сталина;
в) решением партии начать одностороннее разоружение;
г) решением партии произвести реабилитацию всех узников ГУЛАГа.
13. «Оттепель» — это:
а) период небольшого потепления ранней весной;
б) название военной операции по подавлению Венгерского восстания 1956 г.;
в) тайная операция советских спецслужб по вербовке американского президента Д.Ф. Кеннеди;
г) название первого послесталинского десятилетия, связанного с серьёзными переменами в духовной жизни советского общества.
14. По мнению большинства современников и историков именно это события 1962 г. поставило мир на грань ядерной войны между СССР и США. Как называется это событие?
15. Кто из названных деятелей сменил Н.С. Хрущева:
а) К.У. Черненко;
б) Л.И. Брежнев;
в) Ю.В. Андропов;
г) М.С. Горбачев.
16. Какое/какие из понятий относится к периоду застоя в СССР:
а) реабилитация;
б) новое политическое мышление;
в) развитой социализм
г) стабильность кадров
17. Перестройка связана с именем
а) Ю.В.Андропова;
б) М.С. Горбачева;
в) Б.Н. Ельцина;
г) всех троих;
д) ни с одним из указанных.
18. Августовский политический кризис 1991 г. связан с:
а) попыткой сохранить СССР;
б) попыткой изменить Конституцию СССР;
в) вводом войск в Вильнюс;
г) межэтническими конфликтами по всему СССР.
19. Назовите первого Президента Российской Федерации
20. По какому признаку образован ряд – 1996 г., 2000 г., 2004 г., 2008 г., 2012 г.?
Ответы.
1-а; 2-б, в, г; 3-а, б, в, г; 4-а, в, г; 5-б; 6- б, в, а, г; 7-а; 8-в; 9- а- 1 сентября 1939 г., б-17 сентябре 1939 г., в – 22 июня 1941 г., г — 9 мая 1945 г., д – 2 сентября 1945 г.; 10- б, г в, а; 11-в; 12-б; 13-г; 14- Карибский кризис; 15-б; 16-в, г; 17-б; 18-а; 19- Ельцин Б.Н.; 20- Выборы Президента Российской Федерации.
Литература
История России, XX-начало XXI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2007.
Тест по истории 10 класс Гражданская война с ответами
Тесты по истории 10 класс. Тема: «Гражданская война»
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Какой временной период охватывало вооруженное выступление Чехословацкого корпуса против советской власти?
— декабрь 1917 г. – февраль 1918 г.
— январь – ноябрь 1918 г.
+ май – август 1918 г.
2. В каких районах бывшей Российской империи уже в первые месяцы советской власти сложились первые очаги сопротивления большевизму?
— в Сибири и на Дальнем Востоке
+ на Дону и Кубани
— на Северо-Западе
3. Как звали лидера левого крыла меньшевиков, который на II Всероссийском съезде рабочих и крестьянских депутатов заявил о грозящей стране опасности гражданской войны вследствие насильственного захвата власти большевиками?
+ Ю. О. Мартов
— Ф. И. Дан
— Н. С. Чхеидзе
4. Кто на первом этапе Гражданской войны возглавил антибольшевистское движение на Дону?
— Н. А. Григорьев
— А. В. Колчак
+ А. М. Каледин
5. Когда началось формирование Добровольческой армии?
— октябрь 1917 г.
+ ноябрь 1917 г.
— февраль 1918 г.
6. Кто командовал казачьими частями, которые в конце октября 1917 г. захватили Гатчину (пригород Петрограда)?
— А. И. Деникин
— Л. Г. Корнилов
+ П. Н. Краснов
7. Когда представители Советской России и Центральных держав подписали Брестский мир?
— декабрь 1917 г.
+ март 1918 г.
— июль 1918 г.
8. Кто возглавлял отряд военных моряков, пленивший П. Н. Краснова вместе со всем штабом под Петроградом?
— Л. Д. Троцкий
+ П. Е. Дыбенко
— А. И. Егоров
9. Кто возглавил созданный в конце октября 1917 г. Московским Советом Военно-революционный комитет?
— В. И. Казаков
— И. П. Уборевич
+ Г. А. Усиевич
тест 10. Под чьим руководством началось восстание казаков на Южном Урале в ноябре 1917 г.?
— П. Н. Краснова
+ А. И. Дутова
— П. Н. Врангеля
11. Когда было подписано секретное соглашение между Англией и Францией о разделе европейской части России на «зоны действия»?
— октябрь 1917 г.
— ноябрь 1917 г.
+ декабрь 1917 г.
12. Как звали генерала Белого движения, который во главе Северо-Западной армии осенью 1919 г. предпринял попытку захватить Петрогорад?
+ Н. Н. Юденич
— М. В. Алексеев
— В. О. Каппель
13. Где состоялось первое и последнее заседание Учредительного собрания?
— в Зимнем дворце
— в здании Петербургской городской думы
+ в Таврическом дворце
14. Кто был автором проекта, взятым за основу при работе над первой советской конституцией?
— В. И. Ленин
— Л. Д. Троцкий
+ И. В. Сталин
15. Кому принадлежат следующие слова: «Совет Министров принял всю полноту власти и передал ее мне, адмиралу русского флота… Главной своей целью ставлю создание боеспособной армии, победу над большевиками и установление законности и порядка…»?
— Л. Г. Корнилову
— М. В. Алексееву
+ А. В. Колчаку
16. Как Сталин назвал принцип всеобщего избирательного права?
— «главный враг социализма»
— «политическая трескотня»
+ «буржуазный предрассудок»
17. Когда Совет народных комиссаров принял декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА)?
— ноябрь 1917 г.
+ январь 1918 г.
— апрель 1918 г.
18. Как звали революционера-анархиста, который во время Гражданской войны возглавлял крестьянскую повстанческую армию на Украине?
+ Н. И. Махно
— С. В. Петлюра
— Е. А. Щаденко
19. Кто в феврале 1918 г. при поддержке немцев возглавил Белое движение на Украине и в Области Войска Донского?
— А. М. Каледин
+ П. Н. Краснов
— Н. Н. Юденич
тест-20. Когда на территории России появились первые контингенты иностранных интервентов (войска Англии, Франции, США и Японии)?
— декабрь 1917 г.
+ март-апрель 1918 г.
— август 1918 г.
21. Какое название получила беспощадная политика большевиков по отношению к своим противникам в годы Гражданской войны?
+ «красный террор»
— «пролетарская месть»
— «рабочий контроль»
22. Где в годы Гражданской войны располагалось эсеро-меньшевистское Закаспийское временное правительство?
— Красноводск
+ Ашхабад (Асхабад)
— Мерв
23. Когда был издан декрет СНК, объявляющий режим продовольственной диктатуры?
+ май 1918 г.
— сентябрь 1918 г.
— январь 1919 г.
24. Кто в 1918-1921 гг. возглавлял Народный комиссариат продовольствия РСФСР, занимающийся заготовкой и распределением продуктов питания?
— А. Г. Шлихтер
— Н. П. Брюханов
+ А. Д. Цюрупа
25. Какой белый генерал возглавил Добровольческую армию после гибели Л. Г. Корнилова (апрель 1918 г.)?
— В. Г. Болдырев
+ А. И. Деникин
— Н. В. Скоблин
26. Когда советское руководство в одностороннем порядке аннулировало Брестский мирный договор?
— июль 1918 г.
— сентябрь 1918 г.
+ ноябрь 1918 г.
27. Как звали левого эсера, который в июле 1918 г. совершил покушение на посла Германии Вильгельма фон Мирбаха с целью сорвать условия Брестского мира?
— А. Л. Колегаев
+ Я. Г. Блюмкин
— А. С. Антонов
28. Где в период с сентября по ноябрь 1918 г. располагалось Временное Всероссийское правительство (Директория)?
+ Уфа
— Челябинск
— Екатеринбург
29. Как звали маршала, который был Верховным главнокомандующим войсками Антанты в период интервенции союзников в России?
— Ф. Пуль
+ Ф. Фош
— Э. Айронсайд
тест_30. В каком из этих российских портов в конце 1918 г. был высажен французский десант?
+ Севастополь
— Батум
— Новороссийск
31. Кто командовал эсеровским отрядом, который в июле 1918 г. поднял мятеж в Москве и арестовал председателя ВЧК Ф. Э. Дзержинского?
+ Д. И. Попов
— Ю. В. Саблин
— Д. А. Черепанов
32. Какой советский руководитель возглавил созданный в октябре 1917 г. Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР?
+ И. В. Сталин
— Н. Нариманов
— А. З. Каменский
33. Кто возглавлял Белое движение на севере России в 1919-1920 гг.?
— С. Л. Марков
— Б. В. Анненков
+ Е. К. Миллер
34. Кому принадлежат следующие слова: «Так называемая независимость так называемых независимых Грузии, Армении, Польши, Финляндии и т. д. есть лишь обманчивая видимость, прикрывающая полную зависимость иных… государств от той или иной группы империалистов»?
+ И. В. Сталину
— Л. Б. Каменеву
— Л. Д. Троцкому
35. Какой был основной лозунг левых эсеров во время июльского мятежа в 1918 г.?
— право наций на самоопределение
+ возобновление войны с Германией
— реставрация монархии
36. Кто был автором следующего высказывания: «Ошибочно думать, что мы сражались на фронтах за дело враждебных большевикам русских. Напротив, русские белогвардейцы сражались за наше дело»?
+ У. Черчилль
— А. Нокс
— М. Жанен
37. Какой советский руководитель возглавил учрежденный в сентябре 1918 г. Революционный Военный Совет?
— С. С. Каменев
+ Л. Д. Троцкий
— А. И. Егоров
38. Как звали одного из лидеров Белого движения, который в ноябре 1918 г. сверг правительство Директории и установил военную диктатуру в Омске, провозгласив себя Верховным правителем России?
+ А. В. Колчак
— И. П. Романовский
— А. Г. Шкуро
39. Кто в январе 1919 г. возглавил Вооруженные силы Юга России?
+ А. И. Деникин
— В. Г. Болдырев
— С. Л. Марков
тест*40. Какой советский военачальник с августа 1918 г. по июль 1919 г. командовал войсками Восточного фронта?
+ С. С. Каменев
— И. И. Вацетис
— К. Е. Ворошилов
Контрольная работа по истории России. 10 класс. Тема начало руси задания уровня А
скачать Контрольная работа по истории России. 10 класс.Тема 1. НАЧАЛО РУСИ
Задания уровня А
Инструкция для учащихся. При выполнении заданий уровня А (часть 1 ЕГЭ) выберите номер правильного ответа.
А1. Какого князя считают основателем Древнерусского государства?
-
Рюрика -
Олега -
Игоря -
Владимира
А2. Какое событие произошло в X в.?
1) Призвание Рюрика новгородцами
2) принятие христианства на Руси
3) начало правления династии Рюриковичей
4) установление зависимости Руси от Золотой Орды
АЗ. В каком районе обитания восточных славян существовало пашенное земледелие?
-
Поднепровье -
район Новгорода -
лесная зона Северо-Востока -
Полесье
А4. Какое тюркское государство существовало в районе рек Волги и Камы?
-
Хазария -
Булгария -
Авария -
Моравия
А5. Что такое бортничество?
-
собирание грибов и кореньев -
собирание меда диких пчел -
изготовление одежды, из шкур диких животных -
рыбная ловля с использованием лодок
А6. Кого у древних славян называли волхвами?
-
племенных вождей -
иноземных купцов -
жрецов и прорицателей -
воинов
А7. Жители какого города в 862 г. призвали на княжение варягов?
-
Ладога -
Киев -
Смоленск -
Новгород
А8. Какие товары перевозили по пути «из варяг в греки»?
А) пушнину
Б) пряности
В) мед
Г) китовый жир
Д) древесину
Е) воск
1)БВЕ 2)АГД 3)АВЕ 4) АБВ
А9. Прочитайте отрывок из сочинения византийского автора и определите, о ком идет речь:
«Племена многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их. У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую».
1) тюрки-кочевники
2) славяне
3) норманны-викинги
4) авары
А10. Какая черта характерна для соседской общины?
-
периодические переделы земли -
объединение людей одной профессии -
наличие собственной денежной единицы -
совместная обработка земли
Задания уровня В
В1. Установите хронологическую последовательность событий:
А) великое переселение народов
Б) возникновение племенных союзов у восточных славян
В) заселение славянами Восточной Европы
Г) складывание двух крупных территориальных объединений восточнославянских племен
В2. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и заполните пропуски названиями географических пунктов на пути «из варяг в греки»:
«Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловати, а по Ловати можно войти в _____________, озеро великое из этого же озера вытекает __________ и впадает в озеро великое Нево (Ладожское), и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому же морю можно плыть до Рима, а от Рима можно плыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт (Черное) море, в которое впадает _____________ река… это море слывет Русским… »
В3. Установите соответствие между племенами и их этнической принадлежностью:
ПЛЕМЕНА | ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ |
1) Меря | А) Славяне |
2) Кривичи | Б) Тюрки |
3) Хазары | В) Финно-угры |
4) Ятвяги | Г) Германцы |
Д) Балты |
Задания уровня С
Инструкция для учащихся. Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—СЗ.
В трактате «Стратегикон», созданном в конце VI в., византийский император Маврикий писал о жизни славянских племен — склавов и антов:
«Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам; свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле. Они многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и дружелюбны, препровождают их поочередно с места на место, куда бы тем ни было нужно; так что если гостю по беспечности принявшего причинен вред, против него начинает вражду тот, кто привел гостя, почитая отмщение за него священным долгом. Пребывающих у них в плену они не держат в рабстве неопределенное время, как остальные племена, но, определив для них точный срок, предоставляют на их усмотрение: либо они пожелают вернуться домой за некий выкуп, либо останутся там как свободные люди и друзья…
Живут они среди лесов, рек, болот и труднопреодолимых озер, устраивая много, с разных сторон, выходов из своих жилищ из-за обычно настигающих их опасностей; все ценное из своих вещей они зарывают в тайнике, не держа открыто ничего лишнего. Ведя разбойную жизнь, они любят совершать нападения на своих врагов в местах лесистых, узких и обрывистых. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными нападениями и хитростями, ночью и днем, выдумывая многочисленные уловки. Они опытнее всех других людей и в переправе через реки и мужественно выдерживают пребывание в воде, так что часто некоторые из них, оставшиеся дома и внезапно застигнутые опасностью, погружаются глубоко в воду, держа во рту изготовленные для этого длинные тростинки; лежа навзничь на глубине, они дышат через них и выдерживают много часов, так что не возникает на их счет никакого подозрения… Каждый мужчина вооружен двумя небольшими копьями, а некоторые из них и щитами, крепкими, но труднопереносимыми. Пользуются они также деревянными луками и небольшими стрелами, намазанными отравляющим веществом, которое оказывает действие, если пораженный им заранее не намазался соком тириака (высокогорное растение) или другими средствами, известными врачебным наукам, либо если тотчас же не вырезал рану, чтобы отрава не распространилась на все тело. Пребывая в состоянии анархии и взаимной вражды, они ни боевого порядка не знают, ни сражаться в правильном бою не стремятся, ни показываться в местах открытых и ровных не желают. Если же и придется им отважиться на сражение, они с криком все вместе понемногу продвигаются вперед. И если неприятели поддаются их крику, стремительно нападают; если же нет, прекращают крик и, не стремясь испытать в рукопашной силу своих врагов, убегают в леса, имея там большое преимущество, поскольку умеют сражаться подобающим образом в теснинах. Ведь нередко, неся добычу, они, при малейшей тревоге пренебрегая ею, убегают в леса, а когда нападающие сгрудятся вокруг добычи, они, набрасываясь, без труда наносят им вред. Они стремятся различными способами и преднамеренно проделывать это с целью заманивания своих врагов».
С1. Каково было отношение славян к рабству? Как они обходились с пленными врагами?
С2. Как византийский император описывает вооружение славянских воинов?
СЗ. Какова была боевая тактика славян? Как славяне использовали природные условия для борьбы с неприятелем?
С4. Сравните родовую и соседскую общину у древних славян. Запишите ответ в форме таблицы:
Общее | |||
• … | |||
•… | |||
Различия | |||
Родовая община | Соседская община | ||
•. .. | • … | ||
• … | • … | ||
• … | • … |
Инструкция для учащихся. Дайте развернутый ответ.
С5. Какую, по вашему мнению, роль в формировании предпосылок образования Древнерусского государства сыграл путь «из варяг в греки»? Какие социально-экономические факторы способствовали усилению власти местной славянской знати и князей — предводителей варяжских дружин?
скачать
Единичный тест по истории 10-го класса №1 Карточки
Нам не удалось определить язык звукового сопровождения на ваших карточках. Пожалуйста, выберите правильный язык ниже.
Фронт Китайский, PinyinChinese, SimplifiedChinese, TraditionalEnglishFrenchGermanItalianJapaneseJapanese, RomajiKoreanMath / SymbolsRussianSpanishAfrikaansAkanAkkadianAlbanianAmharicArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBengaliBihariBretonBulgarianBurmeseCatalanCebuanoChamorroChemistryCherokeeChinese, PinyinChinese, SimplifiedChinese, TraditionalChoctawCopticCorsicanCroatianCzechDanishDeneDhivehiDutchEnglishEsperantoEstonianFaroeseFilipinoFinnishFrenchFulaGaelicGalicianGeorgianGermanGreekGuaraniGujaratiHaidaHaitianHausaHawaiianHebrewHindiHungarianIcelandicIgboIndonesianInuktitutIrishItalianJapaneseJapanese, RomajiJavaneseKannadaKazakhKhmerKoreanKurdishKyrgyzLakotaLaoLatinLatvianLingalaLithuanianLuba-KasaiLuxembourgishMacedonianMalayMalayalamMalteseMaoriMarathiMarshalleseMath / SymbolsMongolianNepaliNorwegianOccitanOjibweOriyaOromoOther / UnknownPashtoPersianPolishPortuguesePunjabiPāliQuechuaRomanianRomanshRussianSanskritSerbianSindhiSinhaleseSlovakSlovenianSpanishSundaneseSwahiliSwedishTaga logТаджикскийТамильскийТатарскийТелугуТайскийТибетскийТигриньяTohono O’odhamТонгаТурецкийУйгурскийУкраинскийУрдуУзбекскийВьетнамский Валлийский Западно-фризскийИдишЙорубааудио еще не доступно для этого языка
Назад Китайский, PinyinChinese, SimplifiedChinese, TraditionalEnglishFrenchGermanItalianJapaneseJapanese, RomajiKoreanMath / SymbolsRussianSpanishAfrikaansAkanAkkadianAlbanianAmharicArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBengaliBihariBretonBulgarianBurmeseCatalanCebuanoChamorroChemistryCherokeeChinese, PinyinChinese, SimplifiedChinese, TraditionalChoctawCopticCorsicanCroatianCzech
Алфавит — LearnRussian
История кириллического алфавита
Кириллица получила свое название от византийского миссионера IX века Св. Кирилл, который вместе со своим братом Мефодием создал первую славянскую азбуку — глаголицу — для перевода греческих религиозных текстов на славянский. Именно на основе этого алфавита кириллица была разработана в Первой Болгарской империи в 10 веке нашей эры последователями братьев, которые были причислены к лику святых.
Основанный на греческом церемониальном письме, оригинальный кириллица включала 24 буквы греческого алфавита и 19 букв для звуков, характерных для славянского языка.
Кириллица претерпела множество реформ как в России, так и в других странах. В России первым реформатором кириллицы был типограф и издатель Иван Федоров. Он исключил буквы Е и С и многие формы буквы О .
В ходе большинства реформ количество букв уменьшилось, а простота их написания увеличилась. Но случилось и обратное: в конце XVIII века русский писатель и историк Николай Карамзин предложил ввести букву Ё .Буквы Э и были официально добавлены к алфавиту в 18 веке.
Кириллица приобрела свой нынешний вид в 1708 году во время правления Петра Великого. Он ввел строчные буквы (до того, как все буквы были написаны заглавными) и обязал использовать западные формы букв, сделав современную кириллицу похожей на современный латинский шрифт.
Само существование кириллицы в России когда-то находилось под угрозой.В 1919 году возникла идея заменить его латинским и привести в соответствие с алфавитом, используемым в западных странах. Это могло бы значительно облегчить процесс изучения русского языка для некоторых, но этого не произошло, и мы все еще можем наслаждаться шедеврами русской литературы в их оригинальном сценарии.
Сегодня кириллица является третьим официальным письмом в Европейском Союзе после латинского и греческого алфавитов. Он используется более чем на 50 различных языках, особенно славянских, в основном в России, Центральной Азии и Восточной Европе.
В России старославянский язык, в котором используется кириллица, исторически использовался для богослужений и иногда используется для этих целей сегодня. Современный русский алфавит кардинально отличается от своего прародителя, и только специалисты смогут сказать, как выглядели буквы оригинального кириллического алфавита и как читались тексты с его использованием.
Подробнее:
Практика чтения русского алфавита
Научитесь читать слова, написанные кириллицей
Вы уже знаете кириллицу? Начни изучать русский язык с наших уроков!
10 десять величайших научных открытий и достижений последнего десятилетия
Версия для печати Материал опубликован: Администратор Дата публикации: 20-04-2017За последние 10 лет в мире науки было сделано много удивительных открытий и достижений.Уверен, что многие из вас, читающие наш сайт, слышали о большинстве представленных пунктов текущего списка. Однако их важность настолько высока, что еще раз хотя бы кратко напомнить о них было бы преступлением. Запомните их потребность хотя бы в ближайшее десятилетие, пока на основе этих открытий не будут сделаны новые, еще более удивительные научные достижения.
Перепрограммирование стволовых клеток
Стволовые клетки потрясающие. Они выполняют те же клеточные функции, что и другие клетки вашего тела, но, в отличие от последних, обладают одним удивительным свойством — при необходимости они способны изменять и приобретать функцию всех клеток.Это означает, что стволовые клетки можно превратить, например, в эритроциты (красные кровяные тельца), если в вашем организме последних не хватает. Или в лейкоцитах (лейкоцитах). Или мышечные клетки. Или невроз. Или … ну, вы поняли — почти все типы клеток.
Несмотря на то, что стволовые клетки широкой публике были известны с 1981 года (хотя они были открыты гораздо раньше, в начале 20 века), науке 2006 года и не приходило в голову, что любая клетка живого организма может быть перепрограммирована на превращаются в стволовые клетки.Причем способ этого преобразования был относительно простым. Первым, кто четко дал определение этой особенности, был японский ученый Синья Яманака, который превратил клетки кожи в стволовые, добавив четыре специфических гена. В течение двух-трех недель с того момента, как клетки кожи превратились в стволовые, они могут быть преобразованы в любые другие клетки нашего тела. Для регенеративной медицины, как известно, это открытие является одним из самых важных в новейшей истории, так как теперь в этой области практически безграничный источник клеток, необходимых для лечения полученных вашим организмом повреждений.
Самая большая обнаруженная черная дыра
«BLOB» в центре нашей Солнечной системы
В 2009 году группа астрономов решила выяснить массу черной дыры S5 0014 + 81, которая в то время была только открытой. Каково же было их удивление, когда ученые обнаружили, что ее масса в 10 000 раз больше, чем масса сверхмассивной черной дыры, расположенной в центре нашего Млечного Пути, что фактически сделало ее самой большой из известных в настоящее время черных дыр в известной Вселенной.
Эта сверхмассивная черная дыра имеет массу 40 миллиардов солнц (то есть если вы возьмете массу Солнца и умножите ее на 40 миллиардов, мы получим массу черной дыры). Не менее интересен тот факт, что эта черная дыра, по мнению ученых, образовалась в самый ранний период истории Вселенной — всего через 1,6 миллиарда лет после Большого взрыва. Открытие этой черной дыры способствовало пониманию того, что дыры такого размера и массы могут очень быстро увеличивать эти цифры.
Манипуляции с памятью
Звучит как семя некоего колановского «Начало», но в 2014 году ученые Стив Рамирес и Сюй Лю провели манипуляцию с памятью лабораторной мыши, заменив негативные воспоминания на позитивные и обратно. Исследователи имплантировали в мозг мыши особые светочувствительные белки и, как нетрудно догадаться, просто сияли ей в глазах.
В ходе эксперимента положительные воспоминания были заменены отрицательными, прочно укоренившимися в ее мозгу.Это открытие открывает двери к новым методам лечения для тех, кто страдает посттравматическим стрессовым расстройством или не может справиться с эмоциями, связанными с потерей близких. В ближайшем будущем это открытие обещает привести к еще более удивительным результатам.
Компьютерный чип имитирует человеческий мозг
Несколько лет назад это считалось чем-то фантастическим, но в 2014 году IBM представила миру компьютерный чип, работающий по принципу человеческого мозга. Обладая 5,4 миллиардами транзисторов и потребляя в 10 000 раз меньше энергии по сравнению с обычными компьютерными микросхемами, SyNAPSE может моделировать синапс вашего мозга.256 синапсов, если быть точным. Их можно запрограммировать для выполнения любых вычислительных задач, которые могут сделать их чрезвычайно полезными при использовании в суперкомпьютерах и различных типах распределенных датчиков.
Благодаря уникальной архитектуре эффективность микросхемы SyNAPSE не ограничивается производительностью, которую мы использовали для оценки в обычных компьютерах. В работе он активируется только при необходимости, что позволяет значительно экономить электроэнергию и поддерживать рабочие температуры. Эта революционная технология может действительно изменить всю компьютерную индустрию.
На шаг ближе к господству роботов
В том же 2014 году 1024 крохотным роботам «килобит» было поручено сформировать форму звезды. Без дополнительных инструкций роботы самостоятельно и вместе приступили к выполнению задания. Медленно, нерешительно, несколько раз сталкиваясь друг с другом, но они все же выполнили свою задачу. Если один из роботов застревал или «заблудился», не зная как быть, на помощь приходили соседние роботы, которые помогали «потеряшке» ориентироваться.
Какое достижение? Все очень просто.А теперь представьте, что такие же роботы, только в тысячи раз меньше, вводятся в вашу систему кровообращения и используются для борьбы с укоренившимися в вашем теле серьезными заболеваниями. Более крупные роботы тоже вместе идут на любые поисково-спасательные операции, а еще более крупные — используются для фантастически быстрого строительства новых построек. Тут, конечно, можно вспомнить какой-нибудь сценарий летнего блокбастера, но зачем нагнетать?
Подтверждение тёмной материи
По мнению ученых, эта загадочная темная материя может содержать ответы, объясняющие многие до сих пор необъяснимые астрономические явления. Вот пример: допустим, у нас есть галактика с массой в тысячи планет. Если сравнить фактическую массу планеты и массу всей галактики — числа не складываются. Зачем? Потому что ответ лежит гораздо глубже, чем простое вычисление массы вещества, которое мы можем видеть. Есть еще один вопрос, которого мы не видим. Ее просто называют «темной материей».
В 2009 году несколько американских лабораторий объявили об открытии темной материи с помощью детекторов, погруженных в железную шахту на глубину около 1 километра.Ученым удалось определить наличие двух частиц, характеристики которых соответствуют предложенному ранее описанию темной материи. Далее вы проведете много перепроверок, но все указывает на то, что эти частицы на самом деле являются частицами темной материи. Это может быть одно из самых удивительных и важных открытий в физике за последнее столетие.
Есть ли жизнь на Марсе?
Возможно. В 2015 году космическое агентство NASA опубликовало фотографии марсианских гор с темными полосами у их основания (фото выше). Они появляются и исчезают в зависимости от сезона. Дело в том, что эти полосы являются неопровержимым доказательством существования воды на Марсе в жидком виде. Ученые не могут с абсолютной уверенностью сказать, были ли подобные особенности планеты в прошлом, но наличие воды на планете сейчас открывает много перспектив.
Например, наличие воды на планете способно оказать большую помощь, когда человечество наконец соберет пилотируемую миссию на Марс (где-то после 2024 года, по самым оптимистичным прогнозам).Космонавтам в этом случае придется нести с собой гораздо меньше ресурсов, так как все уже есть на поверхности Марса.
Ракеты многоразовые
Частная аэрокосмическая компания SpaceX, которой владеет миллиардер Илон Маск, смогла после нескольких попыток совершить мягкую посадку отработанной ракеты на дистанционно управляемой барже в океане.
Все прошло настолько хорошо, что теперь подгонка выхлопа ракет для SpaceX считается рутинной задачей. Кроме того, это позволяет компании сэкономить миллиарды долларов на производстве ракет, поскольку теперь их можно просто перебрать, заправить и повторно использовать (опять же, теоретически), а не просто смывать где-нибудь в Тихом океане. .Благодаря этим ракетам человечество стало на несколько шагов ближе к пилотируемым полетам на Марс.
Гравитационные волны
Гравитационные волны — это рябь пространства и времени, движущаяся со скоростью света. Они были предсказаны Альбертом Эйнштейном в его Общей теории относительности, согласно которой масса способна искривлять пространство и время. Гравитационные волны могут создавать черные дыры, и в 2016 году их можно будет обнаружить с помощью высокотехнологичного оборудования, лазерно-интерферометрической гравитационно-волновой обсерватории, или LIGO, что подтверждает теорию Эйнштейна века.
Это действительно очень важно для астрономии, потому что оно доказывает большую часть общей теории относительности и позволяет вам использовать такие инструменты, как LIGO, в будущем для определения и отслеживания событий больших космических масштабов.
Система TRAPPIST
TRAPPIST-1 — звездная система, расположенная примерно в 39 световых годах от нашей Солнечной системы. Что делает его особенным? Ничего особенного, если не считать ее звездой с массой в 12 раз меньшей по сравнению с нашим Солнцем, а также с минимум 7 планетами вокруг него, а реле находится в так называемой зоне Златовласки, где потенциально может существовать жизнь.
Вокруг этого открытия, как и ожидалось, сейчас идут жаркие споры. Даже заявления о том, что система может быть вполне пригодной для жизни, а ее планеты выглядят скорее некрасиво изломанными космическими скалами, чем нашими будущими межпланетными курортами. Тем не менее, система заслуживает пристального внимания. Во-первых, это не так далеко от нас, всего в 39 световых годах от нашей Солнечной системы. В масштабе пространство за углом. Во-вторых, у него есть три планеты земного типа, расположенные в обитаемой зоне, и это, пожалуй, лучшие цели для поиска внеземной жизни.В-третьих, все семь планет могут быть жидкой водой — ключом к жизни. Но вероятность его наличия превыше всего, это три планеты, которые находятся ближе к звезде. В-четвертых, если жизнь действительно должна подтвердить, что мы можем это сделать, даже не отправляя обратно космическую экспедицию. Решить эту проблему помогут телескопы, подобные JWST, запуск которого планируется в следующем году.
Николай Хижняк
Источник: https://hi-news.ru/technology/10-velichajshix-nauchnyx-otkrytij-i-dostizhenij-poslednego-desyatiletiya.html
20 самых страшных эпидемий и пандемий в истории
На протяжении всей истории человечества вспышки болезней опустошали человечество, иногда меняя ход истории, а иногда знаменуя конец целых цивилизаций. Вот 20 самых страшных эпидемий и пандемий, начиная с доисторических времен и заканчивая современностью.
Связанный: Пандемия: настольная игра Legacy Скидка 38% в эту Черную пятницу
1. Доисторическая эпидемия: около 3000 г.C.
Обнаружение в Китае 5 000-летнего дома, заполненного скелетами, свидетельствует о смертельной эпидемии. (Изображение предоставлено: любезно предоставлено китайской археологией)Около 5000 лет назад эпидемия уничтожила доисторическую деревню в Китае. Тела погибших засунули в дом, который позже был сожжен. Не обошли стороной ни одну возрастную группу, так как внутри дома были обнаружены скелеты подростков, молодых людей и людей среднего возраста. Археологические раскопки теперь называются «Хамин Манга» и являются одним из наиболее хорошо сохранившихся доисторических памятников на северо-востоке Китая.Археологические и антропологические исследования показывают, что эпидемия произошла достаточно быстро, что не было времени для надлежащих захоронений, и это место снова не было заселено.
До открытия Хамина Манги, еще одно доисторическое массовое захоронение, датируемое примерно тем же периодом времени, было обнаружено в месте под названием Мяоцзигоу, на северо-востоке Китая. Вместе эти открытия предполагают, что эпидемия охватила весь регион.
2. Афинская чума: 430 г. до н. Э.
Остатки Парфенона, одного из зданий афинского акрополя.Около 430 г. до н. Э. Город пережил пятилетнюю пандемию. (Изображение предоставлено Shutterstock)Около 430 г. до н. Э., Вскоре после начала войны между Афинами и Спартой, население Афин опустошила эпидемия, которая длилась пять лет. По некоторым оценкам, число погибших достигает 100 000 человек. Греческий историк Фукидид (460-400 до н.э.) писал, что «люди с хорошим здоровьем внезапно подвергались сильному жару в голове, покраснению и воспалению глаз, внутренних частей, таких как горло или язык. кровавый и испускающий неестественное и зловонное дыхание »(перевод Ричарда Кроули из книги« История Пелопоннесской войны », London Dent, 1914).
Что именно это была за эпидемия, давно вызывает споры среди ученых; ряд заболеваний был выдвинут в качестве возможных, включая брюшной тиф и лихорадку Эбола. Многие ученые считают, что перенаселенность, вызванная войной, усугубила эпидемию. Армия Спарты была сильнее, что вынудило афинян укрыться за рядом укреплений, называемых «длинными стенами», которые защищали их город. Несмотря на эпидемию, война продолжалась и не закончилась до 404 г. до н. Э., Когда Афины были вынуждены капитулировать перед Спартой.
3. Антониновая чума: 165–180 гг. Н.э.
Римские солдаты, вероятно, принесли домой оспу, что привело к Антониновой чуме. (Изображение предоставлено Shutterstock)Когда солдаты вернулись в Римскую империю из кампании, они принесли больше, чем трофеи победы. Чума Антонина, которая могла быть оспой, опустошила армию и, возможно, убила более 5 миллионов человек в Римской империи, пишет Эйприл Падси, старший преподаватель римской истории в Манчестерском столичном университете, в статье, опубликованной в книге. «Инвалидность в древности», Рутледж, 2017).
Связанный: Сэкономьте 50% на журнале All About History в эту Черную пятницу
Многие историки считают, что эпидемия была впервые принесена в Римскую империю солдатами, вернувшимися домой после войны с Парфией. Эпидемия способствовала прекращению Pax Romana (Римского мира), период с 27 г. до н. Э. до 180 г. н.э., когда Рим был на пике своего могущества. После 180 года нашей эры нестабильность нарастала по всей Римской империи, поскольку она переживала новые гражданские войны и вторжения со стороны «варварских» групп.Христианство становилось все более популярным после того, как произошла чума.
4. Чума Киприана: 250–271 гг. Н. Э.
Останки, найденные там, где костер сожгла многих жертв древней эпидемии в городе Фивы в Египте. (Изображение предоставлено: N.Cijan / Associazione Culturale per lo Studio dell’Egitto e del Sudan ONLUS)Назван в честь святого Киприана, епископа Карфагена (города в Тунисе), который описал эпидемию как знамение конца света, По оценкам, чума Киприана убивала 5000 человек в день только в Риме.В 2014 году археологи в Луксоре обнаружили место массового захоронения жертв чумы. Их тела были покрыты толстым слоем извести (исторически использовавшейся как дезинфицирующее средство). Археологи обнаружили три печи, которые использовались для производства извести, и останки жертв чумы, сожженные в гигантском костре.
Эксперты не уверены, какое заболевание вызвало эпидемию. «Кишечник, расслабленный в постоянном потоке, разряжает телесные силы [и] огонь, возникающий в ферментах костного мозга, попадает в раны зева (область рта)», — писал Киприан на латыни в труде под названием «De mortalitate» (перевод Филиппа Шаффа из книги «Отцы третьего века: Ипполит, Киприан, Гай, Новациан, Приложение», «Эфирная библиотека христианских классиков», 1885 г.).
5. Чума Юстиниана: 541-542 гг. Н.э.
Мозаика императора Юстиниана и его сторонников. (Изображение предоставлено Shutterstock)Византийская империя была разорена бубонной чумой, положившей начало ее упадку. После этого чума периодически повторялась. По некоторым оценкам, умерло до 10% населения мира.
Чума названа в честь византийского императора Юстиниана (годы правления 527–565 гг. Н. Э.). Под его правлением Византийская империя достигла своего пика, контролируя территорию, простирающуюся от Ближнего Востока до Западной Европы.Юстиниан построил великий собор, известный как Святой Софии («Святая Мудрость») в Константинополе (современный Стамбул), столице империи. Юстиниан тоже заболел чумой и выжил; однако его империя постепенно теряла территорию после того, как разразилась чума.
6. Черная смерть: 1346-1353
Иллюстрация из Liber chronicarum, 1. CCLXIIII; Скелеты воскресают из мертвых для танца смерти. (Изображение предоставлено: Антон Кобергер, 1493 г. / общественное достояние)Черная смерть пришла из Азии в Европу, оставив после себя разрушения.По некоторым оценкам, он уничтожил более половины населения Европы. Это было вызвано штаммом бактерии Yersinia pestis , которая, вероятно, уже вымерла, и была распространена блохами на инфицированных грызунах. Тела погибших захоронены в братских могилах.
Чума изменила ход истории Европы. Когда погибло столько людей, труднее было найти рабочую силу, что привело к повышению оплаты труда рабочих и окончанию европейской системы крепостного права. Исследования показывают, что у оставшихся в живых рабочих был лучший доступ к мясу и более качественному хлебу.Отсутствие дешевой рабочей силы также могло способствовать технологическим инновациям.
7. Эпидемия Коколизтли: 1545-1548
Национальный памятник «Руины ацтеков». (Изображение предоставлено USGS)Инфекция, вызвавшая эпидемию колизтли, была формой вирусной геморрагической лихорадки, от которой погибло 15 миллионов жителей Мексики и Центральной Америки. Среди населения, уже ослабленного сильной засухой, болезнь оказалась крайне катастрофической. «Колизтли» на ацтекском языке означает «вредитель».»
Недавнее исследование ДНК скелетов жертв обнаружило, что они были инфицированы подвидом Salmonella , известным как S. paratyphi C , который вызывает кишечную лихорадку, категорию лихорадки, включающую брюшной тиф. Кишечная лихорадка может вызвать высокую температуру, обезвоживание и желудочно-кишечные проблемы и по-прежнему представляет серьезную угрозу для здоровья
8. Американские чумы: 16 век
Картина О. Греффа (1892) с изображением Эрнана Кортеса и его войск.Испанский завоеватель смог захватить ацтекские города, опустошенные оспой. (Изображение предоставлено Shutterstock)Американские чумы — это группа евразийских болезней, принесенных в Америку европейскими исследователями. Эти болезни, включая оспу, способствовали краху цивилизаций инков и ацтеков. По некоторым оценкам, погибло 90% коренного населения Западного полушария.
Болезни помогли испанским войскам во главе с Эрнаном Кортесом завоевать столицу ацтеков Теночтитлан в 1519 году, а другие испанские войска во главе с Франсиско Писарро завоевали инков в 1532 году.Испанцы захватили территории обеих империй. В обоих случаях армии ацтеков и инков были опустошены болезнью и не смогли противостоять испанским силам. Когда граждане Великобритании, Франции, Португалии и Нидерландов начали исследовать, завоевывать и заселять Западное полушарие, им также помог тот факт, что болезнь значительно уменьшила размер любых групп коренного населения, которые им противостояли.
9. Великая лондонская чума: 1665–1666
Модель-реконструкция Великого лондонского пожара 1666 года.Пожар возник сразу после того, как город пострадал от разрушительной чумы. (Изображение предоставлено Shutterstock)Последняя крупная вспышка Черной смерти в Великобритании вызвала массовый исход из Лондона во главе с королем Карлом II. Чума началась в апреле 1665 года и быстро распространилась в жаркие летние месяцы. Блохи от зараженных чумой грызунов были одной из основных причин передачи инфекции. К моменту окончания чумы умерло около 100 000 человек, в том числе 15% населения Лондона. Но на этом страдания города не закончились.2 сентября 1666 года в Лондоне начался Великий пожар, продолжавшийся четыре дня и сожгший большую часть города.