Контрольная работа нормы литературного языка 10 класс: Контрольная работа по русскому языку (10 класс) на тему «Нормы русского литературного языка»

Содержание

Контрольная работа по русскому языку (10 класс) на тему «Нормы русского литературного языка»

Контрольная работа по теме «Нормы русского литературного языка».

  1. Расставьте ударения.

Августовский, верование, вероисповедание, газопровод, диспансер, дозвонишься, завидно, издревле, иконопись, иксы, ломоть, мастерски, мизерный, обеспечение, облегчить, сливовый, столяр, украинский, форзац, черпать, шарфы.

  1. Найдите ошибки, запишите предложения в исправленном виде.

  1. В основании романа лежит история типичной дворянской семьи. 2) Ученики пристально слушали рассказ учителя.

  1. Запишите словами: к 365 прибавить 220; к 458 прибавить 2390.

  2. Образуйте:

а) форму ед.ч.:

кожаные туфли, войлочные тапки, большие мозоли;

б) форму мн.ч.:

договор, профессор, бухгалтер, фельдшер, шофёр, сторож.

  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. на тОрте

  2. премИровать

  3. просвЕрлит

  4. шасси

  1. В каком предложении вместо слова ПРАКТИЧЕСКИЙ нужно употребить ПРАКТИЧНЫЙ?

  1. Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.

  2. Вихрев в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.

  3. Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.

  4. Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.

  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. поезжай

  2. свыше четырёх тысяч метров

  3. несколько яблок

  4. обгрызанный

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

  2. Отогнав акул далеко в море,

  1. спасателей уже ничто не волновало.

  2. дельфины вместе с людьми встретили спасательное судно.

  3. на рыбацких суднах воцарилось спокойствие.

  4. жителей посёлка ожидала другая напасть.

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. На предсказания метеорологов ориентируются как городская хозяйственная, так и медицинская службы.

  2. Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, издано в нашей стране.

  3. Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».

  4. Те, кто не изучает иностранный язык, лишены возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.

  1. Исправьте ошибки в употреблении паронимов и запишите предложения правильно.

  1. Учёный стоял у источников ракетостроения.

  2. Преступление совершено в состоянии эффекта.

  3. Взгляд у него не то умоляющий, не то серьёзный, не то возмутительный.

Тестовая работа по теме «Языковые нормы», 10 класс

Профильный конкурс на лучшую разработку теста по русскому языку

 

ТЕСТОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ». 10 КЛАСС.

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

1. Внимательно прочитайте задания.

    К каждому заданию дано 5 вариантов ответов.

2. Из них правильными могут быть один или несколько вариантов,                            которые записываются соответствующей (-ими) буквой (-ами).

    Это ясно по формулировке задания.

3. Будьте внимательны! Ответы к заданиям № 6 и № 12 записываются

    в виде пар (например, 1 – Е и т. д.).

4. Ответы на вопросы заданий №7, №9, №17 должны дополнительно содержать      краткую запись в виде слова, словосочетания, предложения. 

Желаю удачи!

КОНТРОЛЬНО — ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Орфоэпические нормы

1. В словах какого ряда ударение падает на второй слог?

а) углубить, диспансер, прозорливый;

б) ходатайство, закупорить, оптовые;

в) отрочество, феномен, досуг;

г) столяр, шарфами, ободрить;

д) мозаичный, щавель, балованный.

2. В каком ряду ударение во всех словах поставлено верно?

а) договОр, красивЕйший, языковЫе (явления), закУпорить;

б) логИн, фОрзац, квартАл, бАнты; освЕдомиться;

в) тОрты, вероисповедАние, жалюзИ, включИм;

г) согнУтый, обеспЕчение, завИдно, каталОг;

д) звонЯт, мАстерски, апострОф, срЕдства.

Лексические нормы

3. В каком ряду паронимы употреблены правильно?

а) войти на вершину горы, глубинные процессы;

б) дипломатический ход, доверчивый тон;

в) терпимость к чужим поступкам, дипломатичный вопрос;

г) взойти в класс, грозовая туча;

д) эффектное средство, болотистая местность.

4. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить слово ПРЕДОСТАВИТЬ?

а) Начинающий писатель представил свой роман на суд зрителей.

б) Абитуриенты представили аттестаты и медицинские справки.

в) Она представила себе эти поля под осенним беспросветным дождём.

г) Русский язык – это сокровищница, которая представляет нам безграничные возможности.

д) Представьте ужас моего положения.

5

. Укажите ряд, где нет нарушения лексических норм
а) неприятный инцидент, гуманные побуждения, купить экспрессо, кивнул головой;

б) весёлая шимпанзе, возвратиться назад, дополнительный бонус, достоин награды;

в) печальный опыт, мощно низвергаться, содружество муз, новый шлягер;

г) совместное сотрудничество, предварительная работа, молодая девушка, раннее утро

д) полный аншлаг; скоростной экспресс, личное мнение, в конечном итоге.

6. Установите значение слова (запишите соответствия парами)

1)Консолидация

А. Осуществление действий, порочащих чью-нибудь деятельность, репутацию с помощью документов, информации

2) Конфискация

Б. Сплочение для усиления деятельности

3)Компрометация

В. Моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве.

4) Коррупция

Г. Лицемерие, угодливое восхваление.

5) Конфронтация

Д. Изъятие имущества в пользу государства  по постановлению судебной власти

 

Е. Излишняя снисходительность, снижение требовательности

 

Ж. Противоборство, противопоставление, столкновение

 социальных систем, классовых интересов, убеждений 

Морфологические нормы

7. Укажите примеры  с ошибками в образовании формы слова.

    Запишите их в исправленном виде.

а) около пятиста девяносто фотографий;

б) салат из помидор и перца;

в) поезжайте в город;

г) к обоим соседкам;

д) пара килограмм конфет.

8. Укажите ряд, где нет  ошибок в образовании формы слова

а) пять  гектаров, наиболее интересно, пара чулок, наилучшее средство;

б) красивый тюль, известные профессора, в полутора метрах, тонна помидоров;

в) у пятерых подруг, красивые торты, самоклеящие обои, жалел о пятьсот рублях;

г) более мрачнее, по окончанию школы, последние договоры;

д) новым шампунем, не хватает двухсот грамм, нет мест, с обеих сторон.

9. Укажите вариант с ошибкой. Запишите слово правильно.

а) компроментировать; б) опустил; в) поскользнулся; г) разонравился; д) насмешка

Синтаксические нормы

10. Найдите ошибки в управлении

а) заведующий кабинета  б) вопреки ожиданиям в) сойти с места

г) оплатить за билет д) по приезде домой

11. Укажите предложения с ошибкой в управлении

а) В своих дневниках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

б) В посёлке интересовались и верили всему необычному.

в) По окончании доклада учёный ответил на вопросы.

г) Вчера у моего друга было день рождения.

д) Будем действовать согласно приказу.

12. Запишите соответствия парами, соблюдая нормы управления

1) отзыв

А. к книге

2) рецензия

Б. о книге

3) аннотация

В. книги

4) презентация

Г. по книге

5) сочинение

Д. на книгу

13. Укажите грамматически верное продолжение предложения.

Готовясь к устному выступлению,

а) потребуется личная убежденность оратора.

б) необходимо разобраться в существе вопроса.

в) у меня возникло свое видение проблемы.

г) стала понятна точка зрения оппонента.

д) тема должна быть продумана до мелочей.

14. Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы.

а) Навстречу колонне машин, везущих продовольствие, выехал милицейский патруль.

б) Все тридцать учеников, посещавших курсы, сдали экзамен на «пять».

в) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к  истине.

г) Окончив училище, я получил звание лейтенанта.

д) Кто бы ни приезжал в наш городок, все поражались чистоте, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.

15. Укажите предложение без грамматической ошибки.

а) Те, кто читали этот рассказ, убеждались в живом интересе автора к слову.

б) Никто из присутствующих даже не догадывались о заговоре.

в) Все, кто стоял в очереди, продолжал молчать.

г) Докладчик привел новые данные, которые частично уже были опубликованы.

д) На графиках показаны двадцать один этап соревнований.

16. Укажите предложение без нарушения синтаксической нормы.

а) Искусство не только обогащает человека эмоционально, но и заставляет его думать.

б) Мы увлекаемся и любим посещать выставки экспрессионистов.

в) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

г) С древности люди наблюдали и восхищались закатами солнца.

д) На выставке не только представлена живопись, но и скульптура.

Речевые нормы

17. В каких предложениях допущены стилистические ошибки? Отредактируйте эти предложения, выписав в лист ответов.

а) Наконец мы получили долгожданный приз по велогонке.

б) В состав совета вошли представители деловой, культурной, научной элиты.

в) На данный момент я в отпуске, собираюсь с семьёй на море.

г) Все вакансии сейчас уже закрыты.

д) В силу недостаточности освещения многие растения гибнут.​​​

                                        Критерии оценки работ

                                      «5» — 15 – 17 б. (88% и более)

                                      «4» — 12 – 14 б.  (70 – 87%)

                                       «3» —   9 – 11 б. (50 – 69 %)

                                       «2» —   0 – 8 б.   (менее 50%)


пояснительная записка
DOC / 55.5 Кб
языковая норма тест+
DOC / 72.5 Кб
Ответы
DOC / 24 Кб

Тест (10 класс): Проверочная работа по теме «Языковые нормы русского языка»

Проверочная работа по русскому языку: Языковые нормы (10 класс)

Вариант 1

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
каталОг
красИвее
дозировАть
вы прАвы
тОрты

2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Не так легко было найти выход из ЗАТРУДНЁННОГО положения, в котором мы все оказались.
Большинство людей не затрудняет себя выбором наиболее подходящего слова в БУДНИЧНОЙ обиходной речи.
В их тёмной, сумрачной гущине блестела одна-единственная ДОЖДЕВАЯ капля.
От знакомства я, конечно, УКЛОНИЛСЯ самого начала, да ему и самому скучно со мной стало с первого же разу.
ДВОЙНЫЕ звёзды — весьма распространённые объекты.

3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ТРОЕ друзей

ПОЛОЖЬТЕ на полку
пара НОСКОВ
БОЛЕЕ ТОЧНО
НАИЛУЧШИЙ результат

4. Найдите ошибку в предложении, запишите исправленный вариант. Укажите вид ошибки.
1) Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.
2) Не все главы поэмы «Мертвых душ» Гоголь включил в окончательную редакцию произведения.
3) Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской

4) Обработав статистические данные, была выявлена интересная закономерность развития языка.

5) Работая над рукописью, у Пушкина была возможность познакомиться с архивными документами.

6) Заводская молодежь участвуют в культурно-массовых и спортивных мероприятиях.

7) А.А.Блок писал, что «я послал тебе чёрную розу в бокале Золотого, как небо, аи».

8) Вопреки Вашего предсказания моя поездка прошла замечательно.

9) Сбежавшую собаку от хозяев искали всем двором.

10) Мысль о том, что насколько важно читать, должна с человеком жить до конца его дней.

5. Исправьте речевую ошибку, исключив лишнее слово.

Народный фольклор – неотъемлемая часть культуры вообще.

Проверочная работа по русскому языку: Языковые нормы (10 класс)

Вариант 2

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово
гнАлась 
зАтемно 
кремЕнь 
звонИт 
тОрты

2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено НЕВЕРНО? Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 
Туристическая фирма обязана ПРЕДСТАВИТЬ потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего её органа.
К ИГРОВОМУ кино относятся практически все произведения кинематографа, за исключением части документального кино.
В соответствии с «Правилами предоставления услуг почтовой связи» заказное письмо только тогда считается доставленным, когда АДРЕСАНТ лично расписался в уведомлении о вручении.
После мокрого снегопада необходимо ОТРЯХНУТЬ снег с ветвей деревьев, чтобы они не поломались.
Невозможно было ОЖИДАТЬ более тёплого приёма, чем тот, который был организован для гостей фестиваля.


3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пять ПОЛОТЕНЦЕВ
у ОБЕИХ сестер
наиболее ВКУСНЫЙ
ДОКТОРА наук
ДВУМЯСТАМИ рублями

4.  Найдите ошибку в предложении, запишите исправленный вариант. Укажите вид ошибки.
1) Посещая Третьяковскую галерею, внимание туристов непременно привлекают картины Василия Перова.
2) Благодаря советов Безухова Андрей Болконский начал возрождаться к жизни.
3) Одним из знаменитых учёных, оказавших значительное влияние на развитие лингвистики, был Фердинанд де Соссюр.
4) Лингвист А.Х.Востоков дал описание системы языка в книге «Русской грамматике».

5) Пушкин писал, что «не дай мне Бог сойти с ума».

6) Прочитав текст о гениях, мои мысли обратились к Пушкину.

7) Если ты понимаешь, что насколько серьезна проблема, надо её решать.

8) Вопреки предостережения Максима Максимыча Бэла всё-таки вышла за пределы крепости.

9) В 1827 году по прибытию в Москву Лермонтов начал писать стихи, создавал первые поэмы.

10) ТГУ объявило о начале приема документов.

5. Исправьте речевую ошибку, исключив лишнее слово.

Главная суть статьи для него осталась тайной.

Проверочная работа по русскому языку: Языковые нормы (10 класс)

Вариант 3

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово

избАлованный
принЯться
обеспЕчение
понЯвший
облегчИть


2. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.
История, знакомая по учебникам и романам, ОЖИВАЛА перед глазами.
Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
В воздухе чувствовался едкий БОЛОТНЫЙ запах.
Новый клуб – ГОРДЫНЯ поселка.

3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПРОМОКНУЛ под дождём 
СКУЧНЕЕ всего
пушные ТОРГИ 
КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж
ЧЕТВЕРО братьев

4.  Найдите ошибку в предложении, запишите исправленный вариант. Укажите вид ошибки.
1) Согласно приказа субботник перенесли на апрель.
2) В торговом центре «Карнавале» сегодня распродажа.
3) Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия.
4) Жизненный путь героя тяжел и трагичный. 
5) Большинство возражали против такой оценки его творчества. 
6) Получив заказное письмо, причины ошибки при оформлении документов стали понятны.
7)  Мы знаем писателей, благодаря которых оживают страницы истории.
8) Я знаком с  ребятами из параллельного класса, болеющих за «Динамо».

9) Надо понимать, что насколько важно всегда помнить о сохранении своего здоровья.

10)   В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделенной любви.

5. Исправьте речевую ошибку, исключив лишнее слово.

В пределах водной акватории велось исследование, запланированное еще в прошлом году.

Контрольная работа по русскому языку Разделы языкознания, Понятие литературного языка, Нормы литературного языка, Единицы языка для учащихся 10 класса

МОБУ «Городская классическая гимназия»

МОБУ «Городская классическая гимназия» «Рассмотрено» Руководитель МО / Протокол от 20 г. «Принято» Протокол научнометодического совета от 20 г. «Утверждено» Директор МОБУ «ГКГ» /О.Ю.Ипатьева Приказ от

Подробнее

Составитель Н.А.Нефедова

Составитель Н.А.Нефедова Программа формирования основ словарной культуры: потребности в обращении к справочно-информационным источникам разных типов и овладение базовыми навыками их использования Русский

Подробнее

1. Пояснительная записка

1. Пояснительная записка 1.Рабочая программа по курсу «Русский язык. 10-11 класс» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы для

Подробнее

46,0% 33,2% разбора слов Состав слова Умение различать формы слова и родственные слова Б 1 балл 100,0% 71,0% 59,7%

по отдельным м (4 класс, конец 2011/2012 учебного года) (курсивом отмечены, проверяющие знания из раздела, который не является обязательным для овладения всеми учащимися) БЛОК 1 1_1 В.1, 1 В.8, 6 1.1.1

Подробнее

на учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Практикум по русскому языку и культуре речи» в 7 классе на 2014-2015 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа практикума по русскому языку и культуре речи

Подробнее

Русский язык 10 класс. подготовки

Тема а Колво часов Тип а 1 Язык и общество 1 Урок усвоения 2 «Язык каждого народа создан самим народом» Русский язык 10 класс Требования к уровню подготовки Раздел 1. Общие сведения о языке (7 часов) Понимать

Подробнее

1.Цели и задачи дисциплины.

1.Цели и задачи дисциплины. 1.1. Цели преподавания дисциплины: Основными целями курса русского языка в колледже являются следующие: закрепить и углубить знания, развивать умения студентов по фонетике,

Подробнее

Аннотация к рабочей программе

Аннотация к рабочей программе Программа составлена на основе примерной программы регионального компонента по русскому языку для учащихся 0 классов. В связи с модернизацией российского образования, введением

Подробнее

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Департамент образования Вологодской области БПОУ ВО «Великоустюгский политехнический техникум» ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПРЕДМЕТУ: РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 2 курс По специальности:

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа — Рабочая программа по элективному курсу «Русский язык. Введение в ЕГЭ.» составлена на основе : -Федерального компонента государственных стандартов основного общего

Подробнее

1. РЕЧЬ Речь как деятельность

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГБОУ ВПО

Подробнее

46,0% 33,2% разбора слов Состав слова Умение различать формы слова и родственные слова Б 1 балл 83,3% 42,3% 59,7%

БЛОК 1 знание/умение Результаты выполнения (в %) 1_1 В.1, 1 В.8, 6 1.1.1 Фонетика и графика Умение различать звуки и буквы Б 59,1% 62,1% 1_2 В.1, 2 В.8, 7 Б 67,1% 68,1% 1_3 В.1, 3 В.8, 8 32,9% 34,9% 31,8%

Подробнее

013 г. 5 8 7 9 10 11 1 Наименование разделов и тем Раздел 3 Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,

Подробнее

1. Язык — важнейшее средство общения

1. Язык — важнейшее средство общения Тема Минимум содержания Цели обучения Компетентности еские и ные Роль языка в жизни человека и общества Русский язык национальный язык русского народа, государственный

Подробнее

Проверочная работа по русскому языку на тему «Языковые нормы» /10 класс/

Разминка№3 «По волнам моей памяти…» В-1 11б. – «5», 10-9 –«4», 8-7 –«3»

  1. В трёх из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти три слова и поставьте верное ударение.

БАрмен, жерлО, кремЕнь, облегчИть, обеспЕчение, завИдно, срЕдства, взялАсь, пЕтля, скулА, вероисповедАние, согнУтый, воздухопрОвод,

___________________________________________________________________________________

2. Какое высказывание не требует стилистической правки? Отметьте его.

1. Будешь возвращаться обратно, позвони — вдруг смогу подвезти!

2. Он немного приоткрыл окно. 

3. Он мужественный и смелый человек.

4. Одержать победу над самим собой всегда сложнее.

3. В каких примерах есть неправильно образованная форма слова? /подчеркните это слово/

  1. Съел пять вафель; 1. Приляг на диван; 1. Пара джинсов;

  2. Семь грамм; 2. Промокнул окончательно; 2. Пара носок;

  3. Без туфель; 3. Прибег к хитрости; 3. Пара брюк;

  4. Шесть килограммов; 4.Замерз на прогулке. 4.Пара туфель.

4.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

Б) неправильное построение

предложения с деепричастным оборотом

В) ошибка в построении

предложения с однородными членами

Г) нарушение в построении

предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Мы гордимся нашими боксёрами, занявшими весь пьедестал.

2. Миллион тюльпанов посажены на клумбе.

3. Прочитав роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, мне запомнилась проблема одиночества.

4. Читая древние рукописи, можно узнать

много любопытного.

5. Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 

6. Участникам Парада Победы, приехавшей в Москву, вручили памятные подарки.

7. За принятие постановления проголосовало большинство.

Разминка №3 «По волнам моей памяти…» В-2 11б. – «5», 10-9 –«4», 8-7 –«3»

1.В трёх из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти три слова и поставьте верное ударение.

ПЕрчить, мЕльком, клАла, граждАнство, скулА, лЕкторов, вклЮчим, вероисповЕдание, кровоточАщий, оптОвый, мусоропрОвод, бородУ .

___________________________________________________________________________________

2. Какое высказывание не требует стилистической правки? Отметьте его.

1. Психология играет важную роль в современной жизни.

2. Она была его законной супругой. 

3. Чуть не каждый день девушка улыбается потусторонней улыбкой. 

4. Эти деньги можно было затратить и по-другому.

3. В каких примерах есть неправильно образованная форма слова? /подчеркните это слово/

1. Пара гольфов; 1. Скучаем по вас; 1. Множество ущелий;

2. Пара кедов; 2. Прибег к хитрости; 2. Пять полотенец;

3. Пара чулок; 3. Надеть пальто; 3. Килограмм макарон;

4. Километры рельс. 4. Сохнул на заборе. 4. Несколько килограмм.

4.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

Б) неправильное построение

предложения с деепричастным оборотом

В) ошибка в построении

предложения с однородными членами

Г) нарушение в построении

предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.Подавляющее  большинство парламента проголосовало против принятия закона.

2. СГУ проводило студенческую конференцию, посвящённую вопросам безопасности.

3. Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавшие жизнь во имя свободы. 

4. Помогая бедным и обездоленным, моё сердце сжимается от боли за них.

5. Туристы, прибывшие из Китая, побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге.

6. Разбив зеркальный шкаф, она вытащила из него костюм критика и утопила его в ванне.

7. В первый же день на пляже я заметил расположившуюся невдалеке от меня красавицу.

Ключ

Разминка№3 «По волнам моей памяти…» В-1 11б. – «5», 10-9 –«4», 8-7 –«3»

  1. В трёх из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти три слова и поставьте верное ударение.

БАрмен, жерлО, кремЕнь, облегчИть, обеспЕчение, завИдно, срЕдства, взялАсь, пЕтля, скулА, вероисповедАние, согнУтый, воздухопрОвод.

___________________________________________________________________________________

2. Какое высказывание не требует стилистической правки? Отметьте его.

1. Будешь возвращаться обратно, позвони — вдруг смогу подвезти!

2. Он немного приоткрыл окно. 

3. Он мужественный и смелый человек.

4.Одержать победу над самим собой всегда сложнее.

3. В каких примерах есть неправильно образованная форма слова? /подчеркните/

1. Съел пять вафель; 1. Приляг на диван; 1. Пара джинсов;

2. Семь грамм; 2. Промокнул окончательно; 2. Пара носок;

  1. Без туфель; 3. Прибег к хитрости; 3. Пара брюк;

  2. Шесть килограммов; 4.Замерз на прогулке. 4.Пара туфель.

4.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

Б) неправильное построение

предложения с деепричастным оборотом

В) ошибка в построении

предложения с однородными членами

Г) нарушение в построении

предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Мы гордимся нашими боксёрами, занявшими весь пьедестал.

2. Миллион тюльпанов посажены на клумбе.

3. Прочитав роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, мне запомнилась проблема одиночества.

4. Читая древние рукописи, можно узнать

много любопытного.

5. Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 

6. Участникам Парада Победы, приехавшей в Москву, вручили памятные подарки.

7. За принятие постановления проголосовало большинство.

3

5

6

Разминка №3 «По волнам моей памяти…» В-2 11б. – «5», 10-9 –«4», 8-7 –«3»

1.В трёх из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти три слова и поставьте верное ударение.

ПЕрчить, мЕльком, клАла, граждАнство, скулА, лЕкторов, вклЮчим, вероисповЕдание, кровоточАщий, оптОвый, мусоропрОвод, бородУ .

___________________________________________________________________________________

2. Какое высказывание не требует стилистической правки? Отметьте его.

1. Психология играет важную роль в современной жизни.

2. Она была его законной супругой. 

3. Чуть не каждый день девушка улыбается потусторонней улыбкой

4. Эти деньги можно было затратить и по-другому

3. В каких примерах есть неправильно образованная форма слова? /подчеркните это слово/

1. Пара гольфов; 1. Скучаем по вас; 1. Множество ущелий;

2. Пара кедов; 2. Прибег к хитрости; 2. Пять полотенец;

3. Пара чулок; 3. Надеть пальто; 3. Килограмм макарон;

4. Километры рельс. 4. Сохнул на заборе. 4. Несколько килограмм.

4.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

Б) неправильное построение

предложения с деепричастным оборотом

В) ошибка в построении

предложения с однородными членами

Г) нарушение в построении

предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Подавляющее  большинство парламента проголосовало против принятия закона.

2. СГУ проводило студенческую конференцию, посвящённую вопросам безопасности.

3. Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавшие жизнь во имя свободы. 

4. Помогая бедным и обездоленным, моё сердце сжимается от боли за них.

5. Туристы, прибывшие из Китая, побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге.

6. Разбив зеркальный шкаф, она вытащила из него костюм критика и утопила его в ванне.

7. В первый же день на пляже я заметил расположившуюся невдалеке от меня красавицу.

4

5

3

Тест (русский язык, 10 класс) по теме: Тест. Культура речи. Морфологические нормы.

Тесты по культуре речи. Морфологические нормы. Имя существительное.

  1. Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существительным:
  1. полученный  бандероль  
  2. молодая  картофель

                    3.   больная мозоль    

                    4.  яичная  шампунь

   2…Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существительным:

  1. концертная  рояль
  2. свежий овощ
  3. красивая тюль
  4. вкусный фасоль

   3…Из перечисленных слов: а) бродяга, б) бедняга, в) симпатяга, г) дворняга  — к именам существительным общего рода относятся:

  1. а, б, в, г
  2. а, б
  3. а, б, в
  4. б, в

    4. Из перечисленных отрицательных оценочных наименований людей: а) шляпа, б) змея, в) лиса, г) соня – к именам существительным общего  рода не относятся:

                  1   а, б, в, г

                  2.   а, б, г

                  3.   а, б, в

                  4.   б, в, г

5.    Большинство неодушевленных несклоняемых существительных имеют род:

                  1.   мужской  2.   средний  3.   женский  4.   общий

   6.  Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с несклоняемым существительным:

           1.   серьезное жюри  2.   красивая бра 3.   зеленый такси  4.   вкусная какао

   7.   Укажите существительное среднего рода:

                     1.   маэстро  2.   кутюрье   3.   коммюнике  4.   кофе

   8.   Выберите существительное мужского рода из перечисленных слов:

                     1.   жалюзи  2.   мозоль   3.   евро     4.   бра

   9.   Найдите предложение с ошибкой:

         1.   Интервью с актером близилось к концу

         2.   Свои знания подросток почерпнул со страниц Псалтыря

         3.   В универмаге продается красивая тюль

         4.   Кофе готовился недолго

  1. Найдите предложение с ошибкой:
  1. Мы подъехали к многоводному  Миссисипи
  2. И на покорный рояль властительно ложились руки
  3. Жаркое солнце смотрит на зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль
  4. Белая клавиша в рояле западала.
  1.    Найдите предложение с ошибкой:
  1. Токио встретило нас радушно
  2. Дели утопал в зелени
  3. Туапсе славился как замечательный курорт
  4. Солнечный Сочи будет встречать зимние Олимпийские игры в 2014 году
  1. Родовая принадлежность составных существительных, имеющих в своем составе несклоняемое существительное (кафе-столовая, автомобиль-такси) :
  1. определяется по первому слову
  2. определяется по второму слову
  3. определяется по роду несклоняемого слова
  4. не может быть определена

   13.   Найдите существительное, имеющее следующую характеристику: ср.род, несклоняемое, неодушевленное, нарицательное, конкретное:

               1.   кашне  2.  пенальти  3.   шимпанзе    4.   маэстро

   14.   Из перечисленных слов: а) рельс, б) клавиш, в) студень, г) ставень –к существительным, имеющим параллельные родовые формы, относятся:

                1.   а, б, г     2.   а, в     3.   б, в, г          4.   а, б

   15.   Отметьте  существительное, которое имеет форму только мн.ч. :

                 1.   белила  2.   дары  3.   сплетни  4.   беспорядки

   16.    Отметьте  существительное, которое имеет форму только мн.ч. :

                  1.   мысли  2.   дворяне   3.   перила   4.   ссоры

   17.   Отметьте  существительное, которое имеет форму только мн.ч. :

                  1.   недра   2.   деревни   3.   галактика     4.   крестьяне

   18.  Отметьте  существительное, которое имеет форму только един.ч. :

                   1.   листва   2.   поэма    3.   аптекарь   4.   порт

   19. Отметьте  существительное, которое имеет форму только един.ч. :

                  1. якорь 2.  квартал  3.  синева  4.  адрес

   20.   Укажите существительное, которое имеет нормативное окончание –а (я) в И.п. мн.ч.

                 1.  инженер  2.  шофер  3.  профессор  4.  ректор

   21.  Укажите существительное, которое имеет вариативное окончание в Им.п. мн.ч.:

                  1.  доктор  2.  сторож  3.  слесарь  4.  агрессор

   22. Найдите слово с грамматической ошибкой в образовании формы Им.п. мн. Ч. :

                 1.  веера  2.  жемчуга  3.  паспорта  4.  торта

   23.  Из перечисленных форм существительных в Р.п. мн.ч : а) вафель, б) лимонов, в) ясель, г) ампер – к числу  нормативных относятся :

                1.  а, б, г     2.  б, в      3.  б, г    4. а, б

   24.   Из перечисленных форм существительных, сочетающихся со словом ПАРА в Р.п. мн.ч. :а) сапог, б) носок, в) ботинок, г) валенков, — к числу нормативных относятся :

                1. а, Б, в,     2. а, в    3.б, в     4. в, г

   25.   Из перечисленных форм существительных в Р.п. мн. Ч. : а) помидор, б) яблок

  в) абрикосов, г) мандарин – к числу нормативных относятся :

                1.в, г    2. б, в    3.б, г    4.  а, б

   26.   Из перечисленных форм существительных в Р.п. мн. Ч. : а) осетин, б)монголов,

 в) эллин, г) башкиров – к числу нормативных относятся :

                 1.а, б, г      2. а, б       3.  б, г        4. б, в, г

   27.  Найдите ошибку в образовании формы Р.п. мн. Ч :

                 1. нет ананасов 2. нет патиссонов  3.нет армян  4. нет чулков

   28.  Найдите ошибку в образовании формы Р.п. мн. Ч :

      1. несколько грузин 2.несколько серег 3.несколько туфель 4. несколько ясель

   29. Форма Тв. П. Одинцовом употребляется при склонении сочетания:

                1. село Одинцово   2. Петр  Одинцов

   30.Выберите правильную форму Им. п ед.ч. слова с суффиксом –ИЩ-, образованного от существительного ПЫЛЬ :

               1. пылища      2. пылище

Ответы по культуре речи. Имя существительное.

  1. 3
  2. 2
  3. 3
  4. 3
  5. 2
  6. 1
  7. 3
  8. 3
  9. 3
  10. 1
  11. 1
  12. 1
  13. 1
  14. 1
  15. 1
  16. 3
  17. 1
  18. 1
  19. 3
  20. 3
  21. 3
  22. 4
  23. 1
  24. 2
  25. 2
  26. 2
  27. 4
  28. 4
  29. 1
  30. 1

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Разработка урока русского языка в 10 классе «Лексические нормы русского литературного языка»

 Урок  в 10 классе

      Тема:    Лексические нормы русского литературного языка

Данный урок разработан по учебнику А.И.Власенкова «Русский язык. 10-11 классы»

Цели:

Обучающие: рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способ их предупреждения.

Развивающие: развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, способности к комментированию, обоснованию своих действий.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, любви к русскому языку.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок, основанный на коммуникативно -деятельностном подходе к обучению.

Оборудование:  презентация, ученический словарь-справочник, раздаточный материал, толковый словарь русского языка, словарь синонимов.

Ход урока

I.  Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II.  Мотивация учебной деятельности

При встрече мы часто спрашиваем друг у друга: «Как дела?»  И в большинстве случаев слышим ответ: «Нормально». На ваш взгляд, как это – «нормально»?

— Что такое языковая норма?  (Норма – это признанный обязательный порядок, строй чего- — нибудь)  Нормы пронизывают все уровни языка. Есть нормы орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические, орфографические и пунктуационные.

— Что вы понимаете под лексическими нормами?  (Правильность выбора слова и уместность его применения)

На слайде портрет Л.Н.Толстого

Учитель: Выдающийся писатель Л. Н Толстой утверждал: «Единственное средство умственного общения людей  есть слово… Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать знаками».

— Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого?

Учитель: Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела.

III.  Постановка цели и задач урока.

Учитель: Слов в русском языке много. Но каждый человек должен найти одно-единственное, самое точное в данном контексте, самое уместное в выбранном стиле слово в определённом лексическом значении. Цель урока сегодня – вспомнить лексические нормы словоупотребления в русском языке.

 IV. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Продолжите фразу:

Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;

                                                 2) уместность его использования в общепринятых в языке

                                                     сочетаниях.

Учитель: Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Наиболее частотная – неразличение паронимов.

— Что такое паронимы?

Паронимы (от греч. para—возле, onyma — имя)— это однокоренные слова, близкие по звучанию и написанию, но различающиеся лексическим значением.
Например:
адресант  (отправитель)— адресат (получатель)

Наследие (явления культуры, быта, полученные от предыдущих эпох)  —  Наследство (имущество, переходящее после смерти его владельца другому лицу)

V. Повторение и обобщение изученного материала.

  1. Работа в группах

Учитель: Для того чтобы проверить, умеете ли вы правильно использовать паронимы, выберите одно из двух слов, данных в скобках.

 Группа 1

Концертный  (абонемент, абонент).

(Зрительные, зрительские) аплодисменты.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Крокодилий, крокодиловый) чемодан.

Группа 2

(Памятный, памятливый) разговор.

(Сытно, сыто) пообедать.

(Экономика, экономия) времени.

(Одеть, надеть) пальто.

  1. Коллективная работа.

Учитель: Сегодня, прислушиваясь к голосу СМИ, с горечью осознаёшь: мы живём в век речевого бескультурия. Посмотрим на некоторые примеры.

Предложения записаны на доске. Работа ведётся коллективно: ученики устно исправляют ошибки, учитель фиксирует тип ошибки.

  1. Растёт число заболеваемостей гриппом (заболеваний).
  2. Привезли красивую тюль и яичную шампунь (тюль и шампунь – мужского рода).
  3. Порядок оформления сделки не прописан в законе (вместо общеупотребительного не описан)
  4. Спасателя предоставили  (представили)  к награде.
  5. Люди простодушные часто принимают желательное (желаемое) за действительное.

3.Тестирование

1.Лексическое значение  какого паронима сформулировано неправильно?

а) избирательный – относящийся к выборам представителей и должностных лиц путём голосования;

б) избирательский — относящийся к избирателю, принадлежащий, свойственный ему;

в) осудить – приговорить к какому-либо наказанию, вынести осудительный приговор, обвинить;

г) обсудить – выразить неодобрение кому-либо, признать неправильным.

2.Какое из перечисленных слов имеет значение «безусловный, ни от чего не зависящий, взятый вне сравнения с чем-либо»?

А) Образцовый;                                                 б) абсолютный;

в) идеальный;                                                     г) безупречный.

3.В каком предложении вместо слова ПРИМЕТНЫЙ  нужно употребить ПРИМЕТЛИВЫЙ?

а) Ваш дом самый приметный на селе: крыша железом крыта.

б) Полыхающий огонь освещает его приметное, доброе широкоскулое лицо.

в) В городе появляются новые квартиры, рождаются новые приметные точки  и площади.

г) Всякий знает, как дети приметны, сообразительны, догадливы.

4.В каком предложении допущена ошибка связанная с употреблением лишних слов (плеоназм)?

а) На дне лодки я нашёл половину старого весла и кое-как после долгих усилий причалил к берегу.

б) Хронометраж времени был просчитан до секунды.

в) Зимой мы надеваем тёплые вещи обычно тёмных цветов.

г) В самом центре Москвы, проходя по Охотному ряду, мы видим памятник, поставленный в 1909 году.

Ответы:  1 – г;  2  — б;  3  — а;  4  -г.

VI. Практическая  работа

Литературное  редактирование.

Задание: Спишите, озаглавив и отредактировав предлагаемый текст. Объясните, где и почему произошло нарушение лексической нормы. Проставьте недостающие знаки препинания.

Комментарий: Учащиеся получают карточки с напечатанным текстом без пометок.

Карточка

Русский язык это национальный язык великого русского народа.

В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая зовётся языком литературным.

Русский литературный язык это язык самой передовой революционной теории, язык передовой науки и техники, язык величайшей художественной литературы, мировое значение которой признано всем прогрессирующим человечеством. И.С. Тургенев звал русский язык  «великим, могучим, правдивым и свободным». Обращаясь к молодому поколению, Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками… »

VII. Рефлексия

Творческая работа

Задание.  Напишите сочинение миниатюру  «Лексические нормы: оковы или помощники?»

VIII. Домашнее задание.

Пользуясь словарём паронимов, составить 5 пар предложений с паронимами. Устно объяснить их значения.

Норма языка

Понятие нормы в основном относится к литературному языку и всегда предполагает признанные или принятые слова. В то же время это также предполагает колебания принятой нормы.

Не существует общепринятой нормы стандартного литературного языка, что существуют разные нормы и что существуют особые виды норм, которые называются стилистическими нормами. Действительно, давно признано, что нормы устной и письменной разновидностей языка различаются более чем в одном отношении.

Но в любом случае понятие нормы может быть абстрактным. У каждого стиля языка будет свой инвариант и варианты.

Есть много разных терминов нормы.

Норма предполагает единство разнообразного. Есть сознательное отношение к тому, что хорошо сформировано, против того, что плохо сформировано. Правильность формы может быть представлена ​​большим количеством конкретных предложений, допускающих значительный диапазон приемлемости.

Норма , таким образом, должна рассматриваться как инвариант фонематических, морфологических, лексических и синтаксических паттернов, циркулирующих в языке в действии в данный период времени.Варианты этих паттернов могут иногда отклоняться от инварианта, но они никогда не выходят за пределы, установленные инвариантом, чтобы он не стал неузнаваемым или вводящим в заблуждение. Развитие любого литературного языка показывает, что варианты всегда будут сосредоточены вокруг оси инвариантных форм. Варианты, как предполагает сам термин, * никогда не отделятся от инварианта до такой степени, чтобы требовать полной независимости. Тем не менее, существует тенденция оценивать ценность индивидуального стиля по степени его нарушения норм языка.

Проблема вариантов нормы, или отклонений от нормы литературного языка, получила широкое внимание лингвистов и является центральной в некоторых из основных текущих противоречий. Споры вызывает неадекватность понятия «норма». В каждый период развития литературного языка должна существовать осязаемая норма, которая прежде всего отмечает различие между литературным и нелитературным языком. Тогда должно быть четкое различие между инвариантом нормы (как абстракции) и ее вариантами (в конкретных текстах).Как будет видно позже, почти каждый функциональный стиль языка отмечен определенным использованием языковых средств, таким образом устанавливая свои собственные нормы, которые, однако, подчинены инварианту нормы и не нарушают общее понятие литературной нормы.

Одним из наиболее характерных и существенных свойств стандарта является его гибкость . Слишком строгое соблюдение нормы клеймит язык писателя как педантичный, независимо от того, идет ли речь о речи или письме.Но с другой стороны, пренебрежение нормой всегда будет рассматриваться с подозрением как попытка нарушить установленные сигналы языкового кода, которые охраняют и ускоряют процесс общения. В то же время свободное обращение с нормами можно рассматривать как допустимое применение гибкости нормы.



Следует признать, что провести границу между фактами, демонстрирующими гибкость нормы, и фактами, свидетельствующими о ее нарушении, не так-то просто.

Но «тихий гром», «или и если» и тому подобное могут с одной точки зрения рассматриваться как практическое применение принципа гибкости нормы, а с другой — как нарушение семантических и морфологических норм английского языка. язык. Варианты, взаимодействующие со строгими правилами использования, могут раскрыть возможности языка для обогащения до такой степени, которой никогда не сможет достичь никакая искусственная чеканка. Это можно объяснить тем фактом, что семантические изменения, особенно синтаксические, протекают довольно медленно, и они отвергают любое внезапное наложение нововведений на уже действующий код.Существует постоянный процесс постепенного изменения форм языка и их значения в любой данный период развития языка. Поэтому очень важно усвоить полученную норму данного периода в языке, чтобы понять соответствие той или иной формы признанной норме периода.

Некоторые люди думают, что нужно обладать так называемым «чувством языка», чтобы понимать норму языка и ее возможные варианты.Но это чувство глубоко укоренено в бессознательном знании законов, согласно которым функционирует язык, и даже в его истории, что многое объясняет в том, в каком направлении он развивался. Когда в уме внушается чувство нормы, которое растет с познанием законов языка, человек начинает ценить красоту оправданных колебаний.


Дата: 17.12.2015; вид: 2694


.

УРОВЕНЬ 10 АНГЛИЙСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ УСЛОВИЯ Flashcards

Нам не удалось определить язык звукового сопровождения на ваших карточках. Пожалуйста, выберите правильный язык ниже.

Фронт Китайский, PinyinChinese, SimplifiedChinese, TraditionalEnglishFrenchGermanItalianJapaneseJapanese, RomajiKoreanMath / SymbolsRussianSpanishAfrikaansAkanAkkadianAlbanianAmharicArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBengaliBihariBretonBulgarianBurmeseCatalanCebuanoChamorroChemistryCherokeeChinese, PinyinChinese, SimplifiedChinese, TraditionalChoctawCopticCorsicanCroatianCzechDanishDeneDhivehiDutchEnglishEsperantoEstonianFaroeseFilipinoFinnishFrenchFulaGaelicGalicianGeorgianGermanGreekGuaraniGujaratiHaidaHaitianHausaHawaiianHebrewHindiHungarianIcelandicIgboIndonesianInuktitutIrishItalianJapaneseJapanese, RomajiJavaneseKannadaKazakhKhmerKoreanKurdishKyrgyzLakotaLaoLatinLatvianLingalaLithuanianLuba-KasaiLuxembourgishMacedonianMalayMalayalamMalteseMaoriMarathiMarshalleseMath / SymbolsMongolianNepaliNorwegianOccitanOjibweOriyaOromoOther / UnknownPashtoPersianPolishPortuguesePunjabiPāliQuechuaRomanianRomanshRussianSanskritSerbianSindhiSinhaleseSlovakSlovenianSpanishSundaneseSwahiliSwedishTaga logТаджикскийТамильскийТатарскийТелугуТайскийТибетскийТигриньяTohono O’odhamТонгаТурецкийУйгурскийУкраинскийУрдуУзбекскийВьетнамский Валлийский Западно-фризскийИдишЙоруба

аудио еще не доступно для этого языка

Назад Китайский, PinyinChinese, SimplifiedChinese, TraditionalEnglishFrenchGermanItalianJapaneseJapanese, RomajiKoreanMath / SymbolsRussianSpanishAfrikaansAkanAkkadianAlbanianAmharicArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBengaliBihariBretonBulgarianBurmeseCatalanCebuanoChamorroChemistryCherokeeChinese, PinyinChinese, SimplifiedChinese, TraditionalChoctawCopticCorsicanCroatianCzechDanishDeneDhivehiDutchEnglishEsperantoEstonianFaroeseFilipinoFinnishFrenchFulaGaelicGalicianGeorgianGermanGreekGuaraniGujaratiHaidaHaitianHausaHawaiianHebrewHindiHungarianIcelandicIgboIndonesianInuktitutIrishItalianJapaneseJapanese, RomajiJavaneseKannadaKazakhKhmerKoreanKurdishKyrgyzLakotaLaoLatinLatvianLingalaLithuanianLuba-KasaiLuxembourgishMacedonianMalayMalayalamMalteseMaoriMarathiMarshalleseMath / SymbolsMongolianNepaliNorwegianOccitanOjibweOriyaOromoOther / UnknownPashtoPersianPolishPortuguese

.

Лингвистическая норма | Статья о лингвистической норме от The Free Dictionary

— исторически сложившаяся совокупность языковых средств, обычно используемых в данном языке; также правила, регулирующие выбор и использование таких средств — правила, которые стали общепринятыми в конкретном языковом сообществе в течение определенного исторического периода. Лингвистическая норма — одна из важнейших характеристик языка, обеспечивающая его функционирование и историческую преемственность.

Литературные нормы представляют собой особый вид языковых норм.Они утверждаются в ходе эволюции литературного языка в ходе национального развития. Отличительными чертами норм развитого литературного языка являются относительная устойчивость и единство языковых средств, их богатая функциональная и стилистическая дифференциация. Орфографические и грамматические нормы литературного языка обычно отличаются значительной стабильностью, в то время как лексика допускает большую свободу использования. В целом установленная литературная норма не исключает вариации отдельных языковых средств, но в стандартизованном национальном языке варианты обычно выполняют различные стилистические функции.

Формирование и последующая эволюция литературных норм определяется как спонтанными, так и сознательными процессами нормализации. Важную роль в установлении, поддержании и распространении литературных норм играют литература, школа, театр и особенно радио, телевидение, пресса и другие средства массовой информации.

Литературная норма фиксируется в нормативных грамматиках и словарях, которые периодически пересматриваются в соответствии с изменениями в самом языке и в оценке обществом его средств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ицкович В.А. Языковая норма . Москва, 1968.
Гавранек, «Zum Problem der Norm in der heutigen Sprachwissenschaft und Sprachkultur». В г. Пражская школа лингвистики . Блум-Ингтон, Индиана, 1964.

Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970–1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *