Налоговая политика РФ на современном этапе
План:
Введение.
1. Развитие налогообложения в России.
2. Сущность и функции налогов.
3. Налоговая политика государства.
3.1 Сущность и значение налоговой политики.
3.2 Стратегия и тактика налоговой политики.
3.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма.
4. Налоговая система России.
Заключение.
Список литература.
Введение.
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.
Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна.
1. Развитие налогообложения в России.
Не останавливаясь подробно на истории развития налогов, уходящей в глубину веков, отметим основные вехи становления отечественных налогов. Это связано с тем, что вопросы исторического развития отечественного налогообложения рассмотрены в литературе крайне скудно, разрозненно, зачастую в отрыве от исторических реалий. Однако отечественная история налогов имеет длительный период, весьма интересна, поучительна, многие исторические аспекты налогообложения являются актуальными и для нынешнего этапа формирования российской налоговой системы.
В древнейший период основные формы налогообложения выступали в виде личных повинностей и натуральных сборов. Указанные сборы главным образом направлялись на содержания князя, его окружения, проведение различного рода военных мероприятий. Со временем развилась весьма разветвленная система личных повинностей окрестного населения в пользу князя и его двора.
Особое влияние на становление российской налоговой системы оказало монголо-татарское нашествие. В результате на русские княжества была наложена дань, представляющая собой прямой денежный налог. Для определения размера дани периодически проводились переписи населения.
Постепенно в налоговой системе начинают выделяться прямые и косвенные налоги. Среди косвенных основное место первоначально занимали внутренние таможенные платежи. Характерной особенностью было их чрезвычайное многообразие – платежи охватывали практически все этапы продвижения товара от изготовителя до конечного потребителя. По мере развития внешней торговли возрастают внешние таможенные пошлины.
Весьма интересный и драматичный период в истории российский налогов связан с эпохой Петра Великого. Общеизвестно, что именно в этот период чрезвычайно высоких размеров достигают военные расходы, связанные с ведением войн, переоснащением армии и созданием российского флота. Рост расходов сопровождался беспрецедентным увеличением налоговых сборов. Следует подчеркнуть, что в отличие от многих нынешних российских нововведений в налоговой сфере, Петровская налоговая реформа была тщательно продумана и предварительно проведена большая подготовительная работа.
Наиболее крупные и прогрессивные изменения в налоговой сфере произошли в период царствования Александра 3.
Новый этап становления российской налоговой системы начался в 1990-е годы, он связан с переходом от административной системы управления к рыночной, характеризуется постепенным построением налоговой системы, имеющей общие с развитыми экономическими странами черты.
В течение многих веков на развитие налогов не оказывали какое-либо существенное воздействие теоретические соображения. Налоги, как правило, формировались из чисто практических подходов, прежде всего из потребностей пополнения доходов казны. Однако в начале 19 века начинается формирование серьезных теоретических воззрений на природу и сущность налогов, их место в жизни общества. По мере становления налогов менялось представление об их месте и роли в обществе, углублялось и конкретизировалось и определение налогов.
Сущность налогов проявляется в их функциях. При обосновании функций налогов отчетливо проявляются две тенденции – зауженная трактовая функций и расширительная. Согласно первой считается, что единственной функцией налогов является фискальная. Действительно, само появление налогов прежде всего было обусловлено необходимостью обеспечения доходами бюджета государства.
Вместе с тем было бы ошибочно сводить все функции налогов к одной, хотя и весьма важной. Очевидно, что установленный налог, его ставки, выбор налогоплательщиков, льготы, механизм изъятия оказывают серьезное влияние на экономические интересы распределение и перераспределение финансовых потоков. Следовательно, наряду с фискальной необходимо выделить как минимум еще одну функцию – распределительную. В экономической литературе имеются попытки выделить и другие функции – стимулирующую, контрольную, экономическую и др.
Главной, определяющей функцией является фискальная. Оценивая эффективность налоговой системы, необходимо прежде всего анализировать, насколько успешно налоги наполняют доходами казну или бюджет. Однако, рассматривая фискальную функцию налогов, и давая ей предпочтение, следует иметь в виду, что налоговое обложение не должно создавать трудностей и препятствий для экономического роста, гармоничного развития товаропроизводителей и сферы обращения. В противном случае будет значительно сужена налогооблагаемая база, вместо ожидаемых доходов бюджет получит только их часть со всеми негативными последствиями.
Для того чтобы налоги выполняли свои функции в полном объеме, необходима выработки налоговой политики, адекватной объективным экономическим и социальным условиям.
3.1. Сущность и значение налоговой политики.
Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.
Задачи налоговой политики сводятся к:
Ø обеспечению государства финансовыми ресурсами;
Ø созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;
Ø сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
Можно выделить три типа налоговой политики.
Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.
Второй тип – политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.
При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.
3.2. Стратегия и тактика налоговой политики
Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.
Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, – это налоговая стратегия, а на текущий момент – налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:
Ø экономические – обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;
Ø социальные – перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;
Ø фискальные – повышение доходов государства;
Ø международные – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.
Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном тоге – к экономическому кризису.
Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов. Конституционные права субъектов РФ определяют характер их отношений с федеральной властью при установлении правовых норм разграничения налогов по звеньям бюджетной системы.
3.3. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма
Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.
Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.
Налоговый механизм – это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.
Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные начала:
Ø планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;
Ø стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, – к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара с его сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.
Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.
В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, поскольку налоговые мероприятия являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения. Цель такого регулирования – создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно инвестиционной, и обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.
Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения деятельности государства. В отличие от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виды интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.
В основе налоговой политики и налогового механизма обычно заложена господствующая концепция. Правильность концепции проверяется практикой. Если налоговая теория не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при ее реализации, то ее заменяют новой.
Налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством видов и ставок налога, принципов, форм и методов их постановления.
Налоговый кодекс РФ установил строгую иерархию нормативных актов по налогам и сборам, включающую следующие уровни:
· Законодательство РФ;
· Законодательство субъектов РФ;
· Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления;
· Нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов.
Итак, перечислим виды налогов и сборов, выделенные Налоговым кодексом РФ.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) Налог на добавленную стоимость;
2) Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3) Налог на прибыль (доход) организаций;
4) Налог на доходы от капитала;
5) Налог на доходы физических лиц;
6) Единый социальный налог;
7) Государственная пошлина;
8) Таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) Налог на пользование недрами;
10) Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11) Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12) Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13) Лесной налог;
14) Водный налог;
15) Экологический налог;
16) Федеральные лицензионные сборы.
К региональным налогам и сборам относятся:
1) Налог на имущество организаций;
2) Налог на недвижимость;
3) Дородный налог;
4) Транспортный налог;
5) Налог с продаж;
6) Налог на импортный бизнес;
7) Региональные лицензионные сборы.
К местным налогам и сборам относятся:
1) Земельный налог;
2) Налог на имущество физических лиц;
3) Налог на рекламу;
4) Налог на наследование или дарение;
5) Местные лицензионные сборы.
Таблица 1 Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет, %
годы |
Всего пос- тупило налогов и сборов |
В том числе: | |||||
Налог на прибыль |
Налог на Добавоч. стоимость |
акцизы |
Платежи за пользование Природными ресурсами |
Налог на доходы Физических лиц |
Другие налоги и сборы |
||
1998 | 100,0 | 25,1 | 25,6 | 11,4 | 5,4 | 13,2 |
19,1 |
2000 | 100,0 | 27,9 | 24,6 | 10,9 | 5,7 | 12,1 | 18,8 |
2001 | 100,0 | 26,3 | 24,4 | 11,7 | 7,6 | 13,1 | 16,9 |
2002 | 100,0 | 19,9 | 22,9 | 11,1 | 14,4 | 11,8 | 19,9 |
Из данных табл. 1 видно, что главным источником консолидированного бюджета является налог на добавленную стоимость. Его доли в структуре доходов в 2002 году составила 22,9%, по сравнению с предыдущим годом доля налога на добавленную стоимость несколько снизилась.
Таблица 2 Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет, %
годы |
Всего пос- тупило налогов и сборов |
В том числе: | |||||
Налог на прибыль |
Налог на Добавоч. стоимость |
акцизы |
Платежи за пользование Природными ресурсами |
Налог на доходы Физических лиц |
Другие налоги и сборы |
||
1998 | 100,0 | 22,9 | 44,6 | 21,0 | 2,9 | 5,5 |
3,1 |
2000 | 100,0 | 28,1 | 42,2 | 19,0 | 2,9 | 4,3 | 3,5 |
2001 | 100,0 | 21,7 | 48,4 | 19,2 | 5,0 | 0,3 | 5,4 |
2002 | 100,0 | 15,0 | 46,3 | 18,3 | 18,6 | — | 1,8 |
Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что главными доходообразующими налогами для федерального бюджета является налог на добавленную стоимости (46,3%), платежи за пользование природными ресурсами 918,6%) и акцизы (18,3).
Таблица 3 Структура налоговых поступлений в бюджеты территории, %
годы |
Всего пос- тупило налогов и сборов |
В том числе: | |||||
Налог на прибыль |
Налог на Добавоч. стоимость |
акцизы |
Платежи за пользование Природными ресурсами |
Налог на доходы Физических лиц |
Другие налоги и сборы |
||
1998 | 100,0 | 26,5 | 12,4 | 4,8 | 7,1 | 18,5 |
30,7 |
2000 | 100,0 | 27,8 | 10,5 | 4,4 | 8,0 | 18,4 | 30,9 |
2001 | 100,0 | 30,9 | — | 4,1 | 10,3 | 26,1 | 28,6 |
2002 | 100,0 | 24,6 | — | 4,2 | 10,2 | 30,3 | 30,7 |
Структура налоговых поступлений в бюджеты территорий (таб. 3) существенно отличается от доходов федерального бюджета. Главную роль играет налог на доходы физических лиц, доля которого в структуре доходов имеет тенденцию к росту и составила в 2002 году 30,3%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система – один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.
И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство – не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой в России еще нет…
Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.
Список используемой литературы
1. Налоговый кодекс. Правовая информационная система «Гарант»
2. Федеральный Закон от 29 декабря 1998 года № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики»
3. Кашин В., Мерзляков И. Налоговая политика и оздоровление экономики – Аудитор – № 9, 1998 – С.3-7
4. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2000. – 457с.
5. Финансы. Учебное пособие/Под ред. Проф. А.М. Ковалевой.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 384с.
6. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: «Проспект», 1999. – 496с.
7. Финансы: Учебник для ВУЗов. Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Изд. «Перспектива»; Изд. «Юрайт», 2000. – 520с.
8. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов/Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 422с.
Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999. –429с
Контрольная Налоговая политика в Российской Федерации
Группа предметов | Экономические |
Предмет | Налоги и налогообложение |
Тема/вариант работы | Контрольная Налоговая политика в Российской Федерации |
Кол-во источников: | 10 |
Кол-во страниц: | 21 |
Тип работы: | Контрольная работа, 2014 г. |
Цена работы | 400 руб |
Содержание
Введение
1. Понятие и содержание налоговой политики государства
2. Правовые основы современной налоговой системы России
3. Основные направления налоговой политики России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Государство может существовать лишь тогда, когда обладает определенной материально-финансовой базой, т.е. имеет деньги для содержания своего аппарата и покрытия расходов, возникающих в процессе реализации им своих функций. Деньги можно получить, реализуя произведенный товар (работы, услуги), т.е. осуществляя деятельность в сфере материального производства. Однако государственная деятельность по своей природе относится к управленческой, в процессе которой не создается новой стоимости в виде товара, выразителем стоимости которого выступают деньги. Поэтому государство вынуждено искать деньги для осуществления своей деятельности. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих подданных (в виде физических и юридических лиц). Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, называются налогами.
В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики.
Цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.
Цель контрольной работы – изучить налоговую политику России.
Задачи контрольной работы:
1. Раскрыть понятие и содержание налоговой политики государства;
2. Изучить правовые основы налоговой системы России;
3. Изучить основные направления налоговой политики России на современном этапе.
С данной работой покупают Реферат Налоговая политика как инструмент повышения инвестиционной активности малых предприятий. Новую работу можно заказать здесь.
Налоговая политика государства
Понятие налоговой политики, ее основные задачи и цели
Определение 1
Налоговая политика представляет собой набор экономических, финансовых, правовых методов и мер, способствующих формированию системы налогообложения в стране для обеспечения удовлетворения финансовых потребностей государства.
Основными задачами налоговой политики являются:
- Снижение темпов инфляции.
- Рост национального дохода.
- Борьба с безработицей.
- Выравнивание экономических колебаний.
Основными целями налоговой политики являются:
- Фискальные – удовлетворение потребностей государственных органов власти в финансовых ресурсах, необходимых для осуществления экономической и социальной политики государства, а также для выполнения государственных функций управления.
- Экономические – способствуют эффективному участию государства в регулировании экономики страны, помогают поддерживать темпы экономического роста, устраняют неравенства в общественном воспроизводстве, стимулируют инвестиционные поступления и увеличивают физический капитал.
- Социальные – способствуют ликвидации неравенства уровней дохода различных групп населения, защищают малоимущие слои населения, стимулируют инвестиции в человеческий потенциал.
- Экологические – способствуют охране окружающей среды и рациональному природопользованию, стимулируют инвестиционные поступления в сохранение природного достояния.
- Международные – осуществляют контроль за устранением двойного налогообложения, ликвидируют возможности уклонения от налогов, унифицируют налоговые системы национальных хозяйственных систем разных стран.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимостьЗамечание 1
Субъектами налоговой политики в Российской Федерации являются уровни правления государства: федеральный, региональный и местный.
Модели и методы налоговой политики
Существует 3 модели налоговой политики:
- Политика максимальных налогов.
- Политика экономического развития.
- Политика разумных налогов.
Политика максимальных налогов устанавливает в стране максимально возможное число налогов с максимально высокими ставками, сокращает или отменяет налоговые льготы, и, таким образом, увеличивает налоговое бремя в экономике страны. Применение этой политики целесообразно во-первых, в период кризиса в экономике или в период военных действий. В этих случаях нужно максимально повысить приток финансов в бюджет страны, увеличить инвестиции в военную сферу и сократить социальные расходы. Во-вторых, в мирное время применяется с целью максимального увеличения социальных расходов.
В случае проведения политики экономического развития налоговая нагрузка на экономику страны является минимальной. Сокращаются налоговые поступления в бюджет, что приводит к сокращению государственных инвестиций и уменьшению социальных расходов. Применение этой модели целесообразно в период экономического спада в условиях стимулирования экономической активности бизнеса, поскольку налоговое давление на производителей существенно сокращается, но при этом сохраняются определенные программы инвестирования.
Политика разумных налогов предполагает сбалансированный уровень налоговой нагрузки, что способствует развитию экономики и значительному объему социальных расходов государства. Используется при стабильном экономическом росте.
В современных условиях выделяются следующие методы налоговой политики:
- Контроль за соотношением прямого и косвенного налогообложения
- Контроль за соотношением федеральных, региональных и местных налогов
- Контроль налогового бремени по отраслям, грамотный перенос налоговой нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие
- Контроль соотношения прогрессивных и пропорциональных налоговых ставок
- Регулирование масштабов предоставления льгот по уплате налогов и их направленности
- Регулирование состава налогов и их элементов
Тест по теме «Налоговая политика государства. Тема 1. Налоговая политика, ее теоретические основы. Тест для самопроверки»
14 вопросов
Показать Скрыть правильные ответыВопрос:
Налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения характеризуется тем, что …
Варианты ответа:
- физические и юридические лица несут высокое налоговое бремя
- она ведет к раскручиванию инфляционной спирали
- она не позволяет государству проводить эффективную социальную защиту населения
- изменяются меры ответственности за налоговые правонарушения
Вопрос:
Цели налоговой политики
Варианты ответа:
- обеспечение полноценного формирования доходов бюджетной системы РФ, необходимого для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий
- обеспечение соци
Российское налоговое законодательство — Путеводитель по России
Если вы работаете или управляете компанией в России, вы обязаны уплачивать несколько различных налогов, о которых вам следует знать, чтобы не нарушать закон. Хотя наказания не слишком суровы, вы можете столкнуться с штрафами и дополнительными расходами, хотя на самом деле, если вы знаете, как работает российская налоговая система, вы можете в конечном итоге заплатить гораздо меньше налогов, чем вы ожидаете.
Чтобы дать вам основную идею: если вы компания с оборотом менее 150 миллионов рублей (это 2 миллиона евро) в год, вы можете подать заявление на получение специального налогового статуса с низким уровнем обслуживания, который называется Упрощенная налоговая система ( УСН — упрощенная система налогообложения — USN на русском языке), что означает, что вы платите либо 6% от дохода, либо 15% от прибыли (по вашему выбору).Это фактически превращает Россию в налоговый рай, о котором мало кто знает. Вы также можете подать заявление на получение того же статуса, что и физическое лицо, и в этом случае вы платите те же налоги, не создавая официальную компанию с ограниченной ответственностью, что означает меньше документов и меньшие расходы. Это будет вашим лучшим выбором также, если вы работаете в нескольких компаниях или если ваш доход не постоянный: зарегистрируйтесь как индивидуальный предприниматель, подайте заявку на USN и заплатите только 6 или 15%. Если вы хотите узнать больше, прочитайте нашу статью об обязательствах по подоходному налогу с населения в России.
В остальных случаях вы обязаны уплатить эти налоги:
Налог на добавленную стоимость (НДС) в России
В соответствии с Налоговым кодексом РФ НДС уплачивают российские юридические лица, в том числе с иностранными инвестициями, иностранные юридические и юридические лица, участвующие в импортно-экспортных операциях.
Российское законодательство по НДС предусматривает, что оборот от реализации товаров, работ и услуг в России, а также товары, ввозимые в Россию, должны включаться в налоговую базу для целей НДС.
Ставки НДС в России следующие — 0%, 10% и 20%.
Общая ставка налога — 20% (с 2019 г.). Ставка налога в размере 10% применяется к широкому ассортименту продуктов питания, товаров для детей, периодической печати и некоторым медицинским товарам.
Налоговая ставка 0% является разновидностью налоговой льготы, право на ее применение должно быть подтверждено определенными документами. Налоговая ставка 0% применяется, например, к экспортируемым товарам, импортируемому технологическому оборудованию.
Есть определенные виды деятельности, которые освобождены от НДС , т.е.г. страхование, банковские операции.
Существуют также некоторые налоговые льготы и налоговые льготы в отношении деятельности иностранных организаций и их представительств на территории Российской Федерации.
Аренда помещений иностранными гражданами и иностранными организациями, имеющими аккредитацию на территории Российской Федерации, освобождается от уплаты НДС на основе взаимности при соблюдении всех необходимых требований налогового законодательства.
Иностранные организации и их представительства также могут иметь снижение налогообложения НДС даже при ведении коммерческой деятельности, но с учетом определенных законодательных условий и практических вопросов.
Что касается иностранных юридических лиц, не состоящих на учете в налоговых органах, то уплата НДС при реализации товаров, работ и услуг этими организациями удерживается налоговыми агентами.
Как правило, декларации по НДС необходимо подавать, а денежные переводы (платежи по НДС) вносить не позднее 20-го числа месяца, который является налоговым периодом для НДС.
Ответственность за своевременную подачу деклараций по НДС и денежных переводов (платежей по НДС) полностью лежит на налогоплательщике.
Малые предприятия (российские компании, а не иностранные представительства) могут подать заявку на «упрощенную систему налогообложения» в местной налоговой инспекции и, таким образом, освободиться от уплаты НДС, если их оборот не превышает определенной суммы в год (150 Mln R = € 2 Mln).Такие компании также могут иметь иностранные компании в качестве владельцев акций, но не более 25% (так, вы можете иметь 75% личной собственности и 25% владения иностранной компанией).
Налог на прибыль в России
Согласно действующему российскому законодательству налогоплательщиками налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность через так называемое «постоянное представительство» и получающие прибыль на территории Российской Федерации.
Очень важно знать, что представительство в обычном понимании — это не то же самое, что «постоянное представительство» в значении Налогового кодекса.
Для целей налога на прибыль «постоянное представительство» определяется как филиал, представительство, подразделение, бюро, офис, агентство или другое обособленное подразделение или место постоянной деятельности иностранной организации на территории Российская Федерация. Данная деятельность может быть связана с оказанием услуг и выполнением иных видов деятельности, связанных с получением дохода на территории Российской Федерации.Однако подготовительная и вспомогательная (дочерняя) деятельность иностранного юридического лица не создает «постоянного представительства» на территории Российской Федерации.
Ставки налога на прибыль в России установлены в следующем диапазоне:
24% — общая ставка налога, ставка налога 20% применяется к доходам от деятельности иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства на территории России. Российская Федерация,
Ставка налога 15% применяется, если иностранная организация имеет прибыль в виде дивидендов, если она принимает участие в российском юридическом лице, ставка налога 10% применяется к доходам от использования, технического обслуживания и аренды судов, самолетов, самолетов. и другие транспортные средства в международных перевозках.
Для принятия выгодного и юридически приемлемого решения об уплате налога на прибыль иностранной организации (или ее представительства) необходимо учитывать следующие критерии: вид деятельности иностранного юридического лица, продолжительность ее существования, применение договоров об избежании двойного налогообложения. .
Иностранным юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность на территории Российской Федерации, следует различать два значения, которые могут применяться к ним в соответствии с Налоговым кодексом: «источник доходов» и «источник выплаты» .Если иностранное юридическое лицо не зарегистрировано в налоговых органах, но имеет «источник платежа» на территории Российской Федерации, его налоговый агент обязан уплачивать налог из «источника платежа».
Если государство, где зарегистрировано иностранное юридическое лицо, имеет соглашение об избежании двойного налогообложения с Российской Федерацией , его положения могут применяться двумя способами:
1. Иностранное юридическое лицо, не зарегистрированное в налоговых органах, может получить (искать ) предварительное освобождение от налогообложения при условии предоставления данным юридическим лицом документа, подтверждающего его постоянное место нахождения и уплату налогов на территории государства, в котором оно зарегистрировано.
2. Второй способ «возврат налога» . В связи с этим иностранное юридическое лицо должно представить в налоговые органы следующие документы:
• заявление (заявление) в налоговые органы о возврате налога
• документ, подтверждающий постоянное место деятельности иностранного юридического лица в государстве его регистрации. имеющий договор об избежании двойного налогообложения с Российской Федерацией
• копия договора (или иного документа), по которому иностранное юридическое лицо получило доход
• копия платежных документов, подтверждающих уплату налогов в бюджет Российской Федерации
Согласно Согласно Налоговому кодексу возврат суммы налога должен быть произведен в течение одного месяца со дня подачи всех необходимых документов в налоговые органы.
Налог на имущество в России
Налог на имущество — один из самых важных среди региональных налогов . Если представительство, иностранная организация, ее филиал или подразделение имеет активы на территории Российской Федерации, они должны уплатить налог на активы.
Законодательный орган каждого субъекта Российской Федерации определяет (фиксирует) окончательный размер ставки налога на активы , но последняя не может превышать 2% от налоговой базы (что равняется среднегодовой стоимости активов).
С 1 января 2004 года вступила в силу новая глава Налогового кодекса, регулирующая налог на имущество. Следует отметить следующие основные положения данной главы:
1. Максимальный размер налога на имущество не превышает 2,2%.
2. Представительства, которые не ведут коммерческую деятельность, т.е. не создают «постоянное представительство» на территории Российская Федерация не будет платить налог на активы / имущество, кроме недвижимости, находящейся в ее собственности.
Единый социальный налог
Единый социальный налог (ЕСН) представляет собой пакет социального налога, который каждый работодатель должен уплатить в государственные фонды.ЕСН состоит из взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Общая ставка ЕСН составляет 35,6%.
Довольно высокая ставка в 35,6% может быть значительно снижена. Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает так называемую шкалу регрессии, позволяющую снизить ставку 35,6% в зависимости от совокупного заработка сотрудника. Применяется правило «чем выше заработная плата — тем меньше ставка».
До 1 января 2003 г. вознаграждение и льготы, выплачиваемые иностранным гражданам, не приводили к обязательству ЕСН, при условии, что соответствующий иностранец не мог воспользоваться этими средствами по закону или по контракту.С 1 января 2003 г. работодателей иностранных граждан облагаются налогом UST на все вознаграждения и льготы, выплачиваемые таким иностранным гражданам. Эти изменения подняли проблему двойного налогообложения в отношении ЕСН. Как правило, двойного налогообложения можно избежать путем заключения соглашений о социальном обеспечении (так называемых «соглашений о суммировании»). Однако у России нет подписанных подобных соглашений. Утешает только то, что ставка ЕСН в России незначительна по сравнению со ставками, действующими во многих других странах.
Существуют различных способов уклонения от ответственности ЕСН , одним из самых популярных является договор об аутсорсинге услуг (так называемая «командировка»). Однако в этой связи могут возникнуть другие вопросы: с одной стороны, нужно учитывать НДС, а с другой стороны, Налоговый кодекс позволяет вычитать расходы на услуги для целей налога на прибыль.
В каждой ситуации может быть множество особенностей, поэтому рекомендуется консультация специалиста с учетом всех достоинств и недостатков.
Подоходный налог с населения
Плательщиками НДФЛ являются физических лиц, — резиденты Российской Федерации и физические лица — нерезиденты Российской Федерации, получающие доход из источников на территории Российской Федерации.
Иностранный гражданин является налоговым резидентом Российской Федерации, если он проживает на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Ставки налога по НДФЛ следующие: 13% — по доходам, полученным налоговыми резидентами, 30% — к доходам, полученным налоговыми нерезидентами на территории Российской Федерации, 35% — по отдельным видов доходов, а 6% — по доходам в виде дивидендов.
Физическое лицо, являющееся нерезидентом Российской Федерации, может быть освобождено от налогообложения российскими налоговыми органами при условии, что он представит (направит) в налоговые органы Российской Федерации официальное подтверждение того, что он является резидентом государства. имеющий договор об избежании двойного налогообложения с Российской Федерацией.
Также важно отметить, что если организация оплачивает р за аренду квартиры своему иностранному сотруднику , последний должен платить НДФЛ в размере 13% или 30% по ставке налога в зависимости от периода времени, в течение которого он / она проживает на территории Российской Федерации.
Подробнее об этом читайте в нашей статье о НДФЛ в России.
Учетная и налоговая политика вашей российской организации
Раздел MT Conferences не касался репортажей или редакции The Moscow Times.
Татьяна Данилова
Финансовый директор
Россия Консалтинг
Учетная и налоговая политика — один из основных документов любой организации, определяющий формы и методы ведения бухгалтерского учета, рабочий план счетов, формы первичных документов и налоговых регистров и соответствующий документооборот.Он также описывает процесс инвентаризации и то, как в компании реализуются процедуры внутреннего контроля. Политика сначала составляется при создании компании (не позднее 90 дней с даты регистрации) и применяется во всех подразделениях и филиалах этой компании, где бы они ни находились.
Чтобы включить в политику все соответствующие пункты бухгалтерского учета, необходимо продумать широкий спектр хозяйственных операций, задокументировать стандартные, понять уникальные характеристики компании и ее деятельности.Необходимо задать все вопросы, которые налоговая служба может чаще всего задавать компании, чтобы убедиться, что бухгалтерская и налоговая политика дает четкие указания.
К сожалению, налоговые инспекторы иногда рассматривают недостающие положения политики как грубые нарушения Налогового кодекса. А за это в статье 120 Налогового кодекса РФ предусмотрен штраф в размере 10 000 рублей (30 000 рублей, если нарушение замечено в нескольких налоговых периодах).Поэтому стоит потратить дополнительное время и деньги, чтобы обеспечить отражение в политике наиболее важных принципов налогообложения и бухгалтерского учета.
Также следует отметить, что в налоговом законодательстве нередко возникают противоречия в том, как правила применяются к налогообложению конкретных операций. Однако, согласно абзацу 1 пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса, «все противоречия и неясности законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.«
На практике оказывается, что почти все российские организации формируют свою учетную политику на чисто формальной основе. Общеизвестно, что компаниям необходим определенный документ, называемый «бухгалтерской и налоговой политикой», но он часто создается на основе простого шаблона без учета того, как работает предприятие. Поступая таким образом, если компании оказываются в неприятной ситуации и у них возникает налоговый спор, они часто не имеют хорошей поддержки со стороны своей учетной политики.Дело в том, что этот документ фактически помогает защитить права налогоплательщика, определяя методы бухгалтерского учета, которые позволяют компании надлежащим образом учитывать и признавать имущество, доходы и расходы, особенно в сомнительных ситуациях.
Помимо сопровождения налоговых споров, политика позволяет компании уменьшить налогооблагаемую прибыль. Давайте посмотрим на пример. Предположим, что компания ожидает получить хорошую прибыльность от своей текущей деятельности в течение следующих нескольких лет.Что можно сделать для оптимизации их налоговой позиции? Есть несколько соображений. Например, компания может изменить свой метод начисления амортизации с прямого на ускоренный в учетной и налоговой политике и, таким образом, увеличить расходы на амортизацию в первые годы использования основных средств.
Существует определенная гибкость, которую можно использовать для достижения определенного экономического эффекта. Есть ряд сфер деятельности, в которых очень важно использовать грамотную бухгалтерскую и налоговую политику.Взглянем на строительную отрасль. Довольно часто иностранные компании ведут строительный бизнес в России через филиал своей материнской компании. Обычно головной офис выполняет определенные работы по контракту на строительство по российскому проекту и рассчитывает распределить соответствующую часть затрат между российским филиалом. Принимая во внимание большие различия между российским и европейским законодательством в части документооборота и подтверждения налоговых данных, учетная и налоговая политика играет серьезную роль.При правильной формулировке политика является бесценным инструментом, гарантирующим, что налоговая служба понимает и в конечном итоге принимает принципы бухгалтерского учета компании.
Одним из наиболее актуальных вопросов для всех компаний является оптимизация документооборота, поскольку она обычно приводит к значительному эффекту экономии средств. На рынке доступны различные стратегии: автоматизация конкретных операций, таких как загрузка таможенных деклараций на импортируемые товары, электронный обмен документами (EDI) между сторонами бизнеса и т. Д.Налоговые органы также осознают и принимают потребности компании и принимают меры для упрощения бизнес-процессов. Результатом этого стало создание универсального передаточного документа (универсальный передаточный документ). Любая компания в России теперь может использовать один документ, основанный на счете-фактуре НДС, а не на двух предыдущих документах: счет-фактура НДС для расчета НДС и акт приемки-передачи или накладная для расчета налога на прибыль. Однако о выборе этой новой и рекомендованной формы следует указать в учетной и налоговой политике.
В конце каждого финансового года компания должна анализировать изменения в законодательстве, чтобы отразить их на следующий год; если в компании начинается какая-либо новая коммерческая деятельность, вводятся новые методы бухгалтерского учета. Необходимые изменения обычно должны быть датированы концом декабря, чтобы вступить в силу с 1 января следующего финансового года. Существуют определенные ограничения на изменение учетной и налоговой политики. Если да, то можем ли мы изменить его сейчас в середине года, например, для реализации такой полезной формы документа, как UTD? Да, мы можем, поскольку мы не вносим изменений в методологию, а только корректируем приложение к политике с формами первичных документов, которые будут использоваться компанией.
Как видите, бухгалтерская и налоговая политика может помочь вам оптимизировать финансовое положение вашей российской компании, повысить эффективность повседневных операций с сильным эффектом экономии средств и предоставить вам юридическую поддержку в случае возникновения споры с налоговой инспекцией.
Опытные бухгалтеры обычно стараются объединить как можно больше методов бухгалтерского учета и налогообложения. Они предпочитают перестраховаться, хотя и консервативно по отношению к налоговым органам.Обычно эта позиция приводит к уплате дополнительных налогов. Кроме того, компаниям следует помнить, что бывают ситуации, когда использование разных подходов к ведению бухгалтерского и налогового учета может дать ряд преимуществ.
Раздел MT Conferences не касался репортажей или редакции The Moscow Times.
.