Задание №1
Введение
Преступность – отрицательное социально-правовое явление, существующее в человеческом обществе, имеющее свои закономерности, количественные и качественные характеристики, влекущие негативные для общества и людей последствия и требующее специфических государственных и общественных мер контроля над ней[1] .
В настоящее время регистрируемая преступность пока остается единственным, хотя и не всегда точным, мерилом уровня криминальной пораженности общества. Поэтому характеристика криминальной ситуации в России объективно требует оперирования соответствующими статистическими показателями.
1.Криминологическая структура и динамика современной женской преступности в России.
Проводимые в разные периоды криминологические и уголовно-правовые исследования, посвященные проблеме преступности среди женщин, неизменно подчеркивали отличие ее от преступности среди мужчин. Карпец И. И. считал, что «преступность женщин – это постоянная величина, изменяющаяся в соответствии с изменениями социальных условий, в то же время не повторяющая изменения в преступности вообще (мужской) и потому представляющая собой даже в самой преступности относительно самостоятельную величину, проявляющей тенденцию к росту»[2] . Выявить женскую специфику можно только при их сравнении с представителями другого пола, а не при изолированном изучении женщин (или мужчин).
В последнее время стали появляться данные о росте именно женской преступности, темпы ее роста значительно обгоняют темпы роста мужской преступности. В результате исследования были подтверждены выводы о том, что женская преступность растет более интенсивными темпами, нежели вся преступность в целом. Это подтверждается полученными в ходе исследования статистическими данными, которые приводятся в таблице.
Таблица 1 – Удельный вес женщин в общем числе лиц, совершивших преступления (1997 – 2009 гг.)
Так называемой «точкой отсчета» в исследовании был выбран 1997 год. Это
объясняется, прежде всего, тем, что в 1996 году был принят новый Уголовный кодекс РФ. С принятием нового УК РФ зарегистрированная преступность несколько сократилась, однако это было вызвано скорее декриминализацией отдельных деяний и необходимостью адаптировать
правоприменительную практику к новым нормам закона. В результате кривая преступности вскоре вновь пошла вверх.
В 1997 году было выявлено 1372,2 тыс. лиц, совершивших преступления. Количество женщин, совершивших преступления, снизилось до 186100 человек, что составило 13,6 % от всех преступников, в том числе по кражам – 54392, по грабежам – 5194 и по разбоям – 1820 человек[3] . Для выявленных женщин-преступниц, этот показатель имеет положительную динамику (+10 %). Это находит подтверждение и в исследовании других авторов[4] [6. С. 12].
Такая ситуация повторилась и в 2006 году, когда было выявлено 1360,9 тыс. лиц. Но количество женщин, совершивших преступления, увеличилось по сравнению с анализируемым годом, что составило 204,9 тыс. чел.
В последующие три года наблюдается активный рост числа выявленных женщин-преступниц (1998 год – 218,2 тыс. чел.; 1999 год – 260,7 тыс. чел.; 2000 год – 284,0 тыс. чел.).
Например, в 1998 году женская преступность увеличивается значительными темпами – на 17,3 %. Только за 6 месяцев выявлено 115269 женщин, совершивших преступления. Если в 1997 году темп прироста преступности женщин был 27,7 %, то за 6 месяцев 1998 года он составил 30,6 %. Рассматривая общую картину женской преступности, можно заметить, что,
начиная с 1997 года, в числе совершенных женщинами преступлений в три раза увеличился удельный вес корыстно-насильственных преступлений. Это притом, что число выявленных преступников в стране неуклонно снижалось.
На пороге XXI века регистрируемая преступность в России достигла трехмиллионного рубежа[5] . По сравнению с предыдущим годом в 1999 году преступность возросла на 16,3 %. Коэффициент преступности в России в 1999 году составил 2053 на 100000 населения.
Темп прироста у женщин по России составил 19,5 %. В 1999 году количество женщин, совершивших преступления, увеличилось на 11,1 % [6] . Темп прироста у мужчин составлял 15,3 %, всей преступности – 15,9 %, у женщин этот показатель был 19,5 %.
В 2000 году женщинами было совершено 284,1 тыс. преступлений, темп прироста составил 9 % по отношению к предыдущему году. И хотя темп прироста и составил 9 %, однако абсолютное число женщин-преступниц достигло своего пика и составило 284,1 тыс. (удельный вес женщин в общем числе лиц, совершивших преступления, составил 16,3%), что на 98 тыс. больше, чем в 1997 г. и на 161,4 тыс. больше, чем в 1990 г.
Так, темпы прироста среди всех выявленных преступников с 1997 по 2000 г. Составили примерно 27 %, тогда как для лиц женского пола – почти 53 %, с 2004 по 2006 г. соответственно 11 % и 25 %.
В 2001 – 2004 гг. на динамику женской преступности, как и всей преступности в целом, оказало значительное влияние принятие нового УПК РФ. Абсолютное число и удельный вес женщин после заметного подъема в 2000 г. стали снижаться. В этот период можно наблюдать переориентацию правоохранительных органов на новые нормы уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательства. На данном этапе развития российского общества происходит ухудшение ряда криминологических показателей. Например, в 2001 году – 278,8 тыс. женщин совершили преступления, что составляет 17,0 % удельного веса женщин
mirznanii.com
Вопросы к экзамену «Криминология»
(юриспруденция)
1. Понятие криминологии.
2. Предмет криминологии.
3. Система криминологии.
4. Криминология и другие науки.
5. Задачи криминологии на современном этапе.
6. Антропологические концепции причин преступности.
7. Социологические концепции преступного поведения.
8. Развитие отечественной криминологии в дореволюционный период.
9. Криминология в первой половине двадцатого столетия.
10. Развитие криминологии во второй половине XX века и ее современное состояние.
11. Понятие преступности. Преступление и преступность.
12. Количественные показатели преступности.
13. Качественные показатели преступности.
14. Латентная преступность, ее виды и методы оценок.
15. Основные тенденции преступности в современной России.
16. Понятие причин преступности.
17. Социально-экономические отношения и преступность.
18. Нравственное состояние общества и преступность.
19. Условия, способствующие совершению преступлений.
20. Классификация детерминантов преступности по различным основаниям.
21. Самодетерминация преступности.
22. Понятие личности преступника (лица, совершившего преступление).
23. Основные научные подходы к изучению личности преступника.
24. Структура личности преступника.
25. Социально-демографическая характеристика личности преступника.
26. Нравственно-психологическая характеристика личности преступника.
27. Основные факторы, способствующие формированию личности преступника.
28. Типология личности преступника.
29. Индивидуальное преступное поведение и механизм совершения преступления.
30. Мотивация преступления.
31. Роль конкретной ситуации в механизме конкретного преступления.
32. Планирование преступления.
33. Совершение преступления.
34. Соотношение социального и биологического в механизме конкретного преступления.
35. Потерпевший и его роль в механизме совершения преступления.
36. Социальные последствия преступности.
37. Виктимологическая профилактика преступлений.
38. Понятие, цели и направления криминологических исследований.
39. Информационное обеспечение криминологических исследований.
40. Этапы криминологического исследования.
41. Статистические методы криминологических исследований.
42. Социологические и иные методы криминологических исследований.
43. Понятие, содержание и цели криминологического прогнозирования.
44. Методы криминологического прогнозирования.
45. Виды криминологических прогнозов.
46. Прогнозирование индивидуального преступного поведения.
47. Понятие, задачи криминологического планирования.
48. Программы борьбы с преступностью.
49. Понятие, задачи и принципы предупреждения преступности.
50. Виды предупреждения преступности.
51. Система предупреждения преступности.
52. Правоохранительные органы как субъекты предупредительной деятельности.
53. Понятие и основные направления общего предупреждения преступлений.
54. Понятие и основные направления индивидуального предупреждения преступлений.
55. Правовые основы предупреждения преступности.
56. Понятие и структура криминологической характеристики преступности.
57. Криминологическая классификация преступности.
58. Понятие и основные криминологические характеристики насильственной преступности.
59. Характеристика лиц, совершивших насильственные преступления.
60. Основные детерминанты насильственных преступлений.
61. Основные направления предупреждения насильственных преступлений.
62. Криминологическая характеристика корыстной преступности.
63. Основные детерминанты корыстных преступлений.
64. Предупреждение корыстных преступлений.
65. Криминологические особенности преступности несовершеннолетних.
66. Криминологическая характеристика особенностей личности несовершеннолетних преступников.
67. Основные детерминанты преступности несовершеннолетних.
68. Предупреждение преступности несовершеннолетних.
69. Понятие, признаки и криминологическая характеристика организованной преступности.
70. Факторы, обусловливающие существование организованной преступности.
71. Особенности предупреждения организованной преступности.
72. Понятие и криминологическая характеристика преступности в сфере семейно-бытовых отношений.
73. Основные криминогенные факторы, способствующие совершению преступлений в сфере семейно-бытовых отношений.
74. Особенности предупреждения преступлений в семейно-бытовой сфере.
75. Понятие и криминологическая характеристика женской преступности.
76. Детерминанты женской преступности.
77. Особенности предупреждения преступлений, совершаемых лицами женского пола.
78. Понятие и криминологические особенности преступлений, совершаемых по неосторожности.
79. Особенности личности неосторожных преступников.
80. Обстоятельства, способствующие совершению преступлений по неосторожности.
81. Предупреждение преступлений, совершаемых по неосторожности.
82. Рецидивная и профессиональная преступность в истории России.
83. Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности в современных условиях.
84. Особенности личности рецидивиста и профессионального преступника.
85. Детерминанты рецидивной и профессиональной преступности и ее предупреждение.
86. Общая криминологическая характеристика преступности в местах лишения свободы.
87. Основные детерминанты преступности в местах лишения свободы и ее предупреждение.
88. Понятие и виды негативных социальных явлений, связанных с преступностью.
89. Связь пьянства с преступностью и его предупреждение.
90. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ: криминологический анализ и противодействие.
91. Криминологическое значение проституции в условиях современного общества.
92. Криминологические аспекты бродяжничества, попрошайничества и иного паразитического образа жизни.
93. Состояние и тенденции преступности в отдельных зарубежных странах.
94. Детерминанты и предупреждение преступности в отдельных зарубежных странах.
95. Международное сотрудничество в области предупреждения преступности.
96. Структура, основные задачи Интерпола и его роль в противодействии преступности.
Контрольная работа по Криминологии.
Контрольная работа, выполняется студентами заочного обучения согласно вариантам, выбор которых определяется но первой букве фамилии студента
Первая буква фамилии | Номер варианта |
А-В | 1 вариант |
Г-Е | 2 вариант |
Ж-И | 3 вариант |
К-М | 4 вариант |
Н-П | 5 вариант |
Р-Т | 6 вариант |
У-Ч | 7 вариант |
Ш-Я | 8 вариант |
Объем работы должен быть примерно 12-15 машинописных страниц формата А-4. Поля страницы:
- верхнее - 2 см;
- нижнее - 2 см;
- левое - 3 см;
- правое - 1,2 см.
Текст печатается на компьютере на одной стороне листа, размер шрифта – 14, межстрочечный интервал – полуторный компьютерный.
Подбор литературы, законодательных и иных источников следует осуществлять в библиотеке Челябинского государственного университета, Челябинской областной библиотеке, а также в районных, городских библиотеках по месту жительства, в библиотеке (при ее наличии) по месту работы.
С официальными статистическими сведениями о зарегистрированных преступлениях, кроме того, можно ознакомиться в органах внутренних дел, прокуратуре.
При выполнении контрольной работы необходимо ссылаться на использованные литературу и иные источники. Сведения о литературных и иных источниках, на которые делает ссылки автор контрольной работы, помещаются в сносках внизу страницы по установленным правилам оформления научного аппарата.
В конце работы на отдельной странице (на отдельных страницах) указывается весь список использованной литературы по следующим разделам:
-законодательные и иные нормативные правовые акты;
-учебники, учебные пособия;
-монографии, сборники научных трудов, отдельные статьи, опубликованные в сборниках научных трудов, материалах конференций, журналах.
На первой странице контрольной работы должны быть указаны:
— наименование вуза;
— наименование кафедры;
— наименование предмета, по которому выполнена работа;
— номер варианта работы;
— номер группы;
— фамилия и инициалы автора (при наличии в группе однофамильца необходимо указать имя и отчество полностью).
Вариант № 1
1. Латентность как свойство преступности.
2. Криминологическая характеристика рецидивной преступности.
3. Практическое задание:
Вычислите индексы преступной активности и интенсивности, если в городе А в 2001 г. проживало 425 тыс. человек, из которых 375 тыс. - лица в возрасте старше 14 лет. В этом же году в городе А зарегистрировано 1022 преступления и выявлено 1711 лиц, совершивших преступления.
Методические рекомендации:
Рассмотрение первого вопроса следует начать с определения латентности (в криминологии некоторыми специалистами именуемой „темной цифрой“ преступности) и рассмотреть многообразие подходов к латентной преступности, существующих в современной криминологии. Далее следует охарактеризовать ее основные виды (естественная, искусственная, пограничная латентность), перечислив их порождающие причины.
Необходимо назвать наиболее серьезные негативные последствия, продуцируемые латентной преступностью. Раскрыть содержание основных методик измерения латентной преступности. Завершить рассмотрение вопроса целесообразно анализом состояния и структуры латентной преступности в России в современный период.
По второму вопросу следует дать понятие и кратко охарактеризовать виды рецидива преступлений. Обратить внимание на характеристику и соотношение уголовно-правового и криминологического рецидивов.
Характеризуя рецидив преступлений, необходимо раскрыть его общественную опасность. Проанализировать современные показатели рецидивной преступности в России. Представить криминологическую характеристику личности рецидивиста, показав ее отличие от преступника, впервые совершившего преступления. Назвать и раскрыть основные группы криминогенных детерминант, обусловливающих существование рецидивной преступности.
В заключение данного вопроса следует перечислить основные меры предупредительного воздействия в отношении рецидивной преступности на общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном уровнях.
Названные меры должны быть увязаны с целями и задачами предупреждения преступности в целом, а также соответствовать современным тенденциям рецидивной преступности и реальным возможностям субъектов профилактики.
Решение практического задания предполагает использование основных формул, применяемых для расчета коэффициента преступности (коэффициентов преступной активности и преступной интенсивности).
Вариант № 2
1. Личность преступника как объект криминологического анализа.
2. Общая характеристика профессиональной преступности.
3. Практическое задание:
Д., будучи осужден за кражу и отбывая наказание в местах лишения свободы, совершил хулиганство и при этом применил насилие, опасное для жизни и здоровья, по отношению к сотруднику соответствующего учреждения. За эти преступления Д. был вновь осужден к лишению свободы.
Укажите, какие виды рецидива имеют место в описанном случае.
Рецидив
1.Общий 1.Однократный 1 .Фактический
2.Специальный 2.Многократный 2. Легальный
3 .Пенитенциарный
Методические рекомендации:
По первому вопросу необходимо дать характеристику основным подходам к определению личности вообще и личности преступника в частности. Отграничить исходное понятие от смежных, таких как субъект преступления, личность подозреваемого, личность обвиняемого, личность подсудимого, личность осужденного.
Раскрыть содержание элементов структуры личности преступника (социально-демографических, социально-ролевых, нравственно-психологических, уголовно-правовых и иных признаков).
Перечислить основные психические состояния, относящиеся к психическим аномалиям личности. Показать с помощью опубликованных данных криминологических исследований, какие преступления в основном совершаются психоаномальными преступниками и их тенденции. Опираясь на опубликованную российскую статистику и труды отечественных специалистов, продемонстрировать особенности личностной характеристики современных преступников, и, по возможности, ее изменения за последние годы.
Во втором вопросе представляется целесообразным сформулировать определение профессиональной преступности и проанализировать ее основные признаки (специализация, квалификация, криминальная субкультура, преступная деятельность как источник средств существования).
Далее необходимо представить современную характеристику профессиональной преступности. Провести сравнительный анализ рецидивной и профессиональной преступности, оценив их степень общественной опасности. В заключение вопроса следует раскрыть содержание основных проблем, стоящих перед государством и обществом в лице соответствующих субъектов противодействия преступности, по предупреждению криминального профессионализма.
Вариант № 3
1. Виктимологический аспект в механизме индивидуального преступного поведения.
2. Понятие и характеристика преступности в сфере экономической деятельности.
3. Практическое задание:
Определите вид латентной преступности исходя из предлагаемых обстоятельств и аргументируйте ваш ответ:
а) у гражданки С. на улице неизвестный ей молодой человек вырвал из рук сумку и убежал. В сумке находились продукты питания и ряд предметов женского туалета. Гражданка С., посчитав для себя убыток небольшим, с заявлением о происшедшем в правоохранительные органы не обратилась;
б) у гражданина Б. из открытой комнаты в коммунальной квартире похитили цветной кассетный видеоплеер импортного производства. В приеме заявления по данному факту в отделе милиции ему отказали, аргументируя отказ тем, что он сам виноват, так как оставил комнату не запертой;
в) дознаватель О., рассматривая материалы в отношении гражданки Р., необоснованно квалифицировал уголовно наказуемые хулиганские действия как административное правонарушение – мелкое хулиганство.
Методические рекомендации:
Изложение первого вопроса следует начать с анализа основных понятий терминологического аппарата, которым оперирует одно из важнейших научных направлений современной криминологии – криминальная виктимология. Целесообразно проанализировать природу существования виктимности (групповой, индивидуальной) и ее уровни, особенности процесса виктимизации, сформулировать понятие „жертва преступления“.
Особого внимания, в связи с этим, заслуживает рассмотрение виктимогенной ситуации как разновидности криминогенной ситуации, ее видов и практического значения в механизме конкретного преступления.
Далее необходимо исследовать традиционно приводимую классификацию видов виктимного поведения, характерных для многих жертв преступлений.
В заключение данного вопроса требуется сформулировать понятие виктимологической профилактики, назвать основные направления предупредительных мер, имеющих своим объектом виктимологические ситуации и конкретных жертв преступлений (на индивидуальном и групповом уровнях).
Во втором вопросе необходимо дать определение понятиям экономическая преступность и преступность в сфере экономической деятельности.
Оценить криминогенное влияние на экономическую безопасность государства и причиняемый ущерб обществу. Раскрыть особые свойства, которые в современных условиях свойственны экономической преступности (динамичность, высокий уровень латентности, способность к быстрым трансформационным изменениям и адаптации к новым условиям и правилам хозяйствования и т. д.).
Объяснить существующую взаимосвязь преступности в сфере экономической деятельности с организованной и коррупционной преступностью. Назвать и охарактеризовать наиболее опасные направления криминальной экономической деятельности в современной России.
Обосновать взаимосвязь криминогенных факторов, имеющих дестабилизирующие и деструктивные последствия в сфере регулирования экономических отношений. Проанализировать функционирование причин и условий совершения преступлений в сфере экономической деятельности на различных уровнях. Дать криминологическую характеристику должностным и частным лицам, совершающим преступления в рассматриваемой сфере. В заключение следует произвести анализ основных направлений профилактической деятельности, осуществляемой в сфере экономических отношений, соответствующими субъектами.
Решение практического задания предполагает понимание природы и сущности латентной преступности, значение ее основных видов.
Вариант № 4
1. Криминологическое прогнозирование и его значение в борьбе с преступностью.
2.Криминологическая характеристика преступлений против собственности. Предупреждение имущественной преступности.
3. Практическое задание:
В городе А. в течение года зарегистрировано 1080 преступлений. Его население - 410 тыс. человек. В городе Б. за этот же период зарегистрировано 900 преступлений. Население здесь составляет 395 тыс. человек.
Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.
Методические рекомендации:
При рассмотрении первого вопроса следует дать определение криминологического прогноза и процесса его составления (прогнозирования). Раскрыть их сущность и значение в настоящее время.
Представить характеристику признаков научно-обоснованного прогноза. Назвать виды прогнозов, составляемых при разработке мер борьбы с преступностью. Указать субъектов, осуществляющих деятельность в этой сфере.
Обозначить основные направления криминологического прогнозирования, выделив из их числа наиболее приоритетные.
Далее, представляется целесообразным раскрыть содержание современного криминологического прогнозирования, назвать проблемы его осуществления.
Перечислить перечень требований, предъявляемых к составлению прогноза, назвать необходимые элементы этого процесса. Представить сравнительную характеристику методов прогнозирования преступности и индивидуального преступного поведения.
Во втором вопросе необходимо дать понятие преступлений против собственности и перечислить составы действующего Уголовного кодекса Российской Федерации, относящиеся к названным преступлениям. Требуется назвать основные признаки, являющиеся объединяющим элементом таких преступлений в одной группе.
Затем целесообразно охарактеризовать основные (количественные и качественные) показатели имущественных преступлений в современных условиях. При характеристике данных преступлений более подробно необходимо остановить внимание на квартирных, карманных кражах, мошеннических посягательствах, грабежах и разбойных нападениях.
Далее следует назвать социально-демографические, нравственно-психологические, уголовно-правовые и иные признаки личности преступников, совершающих преступления против собственности. Представить типологию корыстных преступников, имеющую особое значение при осуществлении соответствующими субъектами индивидуальной предупредительной деятельности. В заключение необходимо рассмотреть основные факторы, продуцирующие преступления против собственности, а также раскрыть содержание общесоциального и специального предупреждения преступлений указанной группы (имеется в виду: субъекты, меры, правовая основа деятельности субъектов).
Вариант № 5
1. Основные показатели преступности.
2. Причины и условия насильственной преступности. Особенности предупреждения насильственных преступлений.
3. Практическое задание:
На основе приведенных в таблице условных данных о динамике преступности в области А. рассчитайте методом экстраполяции динамику преступности на на следующие три года и составьте график.
Зарегистрировано преступлений:
Методические рекомендации:
По первому вопросу необходимо рассмотреть количественные и качественные показатели преступности. При этом недостаточно ограничиться их определением, целесообразно наполнить эти понятия конкретным содержанием с помощью привлечения данных уголовной статистики как по России в целом, так и по отдельным ее регионам.
Особое внимание следует уделить анализу уровня преступности, способам расчета коэффициента преступной активности и преступной интенсивности.
Требуется детально остановиться на основных методах вычисления динамических характеристик преступности: абсолютного роста (снижения) преступности, темпах роста (снижения) преступности.
По второму вопросу необходимо раскрыть обстоятельства, порождающие насильственные преступления. Их надлежит распределить по уровням: общесоциальному, региональному, групповому (микросреда), индивидуальному.
Полезным является рассмотрение исторического развития причин и условий насильственной преступности, заключающееся в сравнительной характеристике их состояния в прошлом и настоящем, а также в прогнозе на ближайшее будущее.
Следует изложить свои представления о процессе формирования личности насильственного преступника, происходящего при взаимодействии ряда факторов социального и биологического порядка.
Рассмотрение, вопроса целесообразно завершить анализом проблем криминологического воздействия на криминогенные факторы насильственной преступности, представив систему выявления, нейтрализации и ликвидации названных факторов.
Решение практического задания предполагает общее понимание содержания и значения криминологического прогнозирования, а главное – знание основных методов (экстраполяция, моделирование, экспертная оценка) осуществления данной деятельности и умение применить их на практике.
Вариант № 6
1. Методика криминологических исследований.
2. Понятие и характеристика организованной преступности.
3. Практическое задание:
Рост безработицы на 1% в крупном городе влечет увеличение числа преступлений на 6-8%. Определите состояние преступности в г. А. на 2005 год, если в 2004 году было зарегистрировано 72739 преступлений, а ожидаемый прирост безработицы составит 0,5%.
Методические рекомендации:
По первому вопросу необходимо дать определение методики криминологических исследований, раскрыть сущность отдельных методов исследований. Перечислить требования и условия организации криминологических исследований.
Рассмотрение второго вопроса необходимо начать с определения организованной преступности как сложного и наиболее опасного социального явления, анализа признаков организованной группы, позволяющих обнаруживать и выделять ее из общей массы преступных групп по структуре, характеру преступной деятельности, уровню организации.
Назвать их разновидности, существующие в России и за рубежом. Дать оценку различных форм организованной преступности и факторов, влияющих на их проявление.
Целесообразно проанализировать, выделяемые в теории личностные типы участников организованной преступности, уделив повышенное внимание криминологической характеристике лидеров организованных преступных групп и сообществ.
Также необходимо подробно остановиться на анализе такого социально-негативного явления как коррупция, ее роли и месте в механизме функционирования организованной преступности. Завершить рассмотрение вопроса целесообразно анализом современного соотношения организованной преступности с преступностью в целом, с экономикой, политикой, государством.
Вариант № 7
1. Общая характеристика основных криминологических направлений и школ.
2. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних.
3. Практическое задание:
Укажите, какие из нижеперечисленных свойств и качеств относятся к типологии, а какие - к классификации преступников:
— мужчина, женщина;
— 25-29,14-15, 30-40 лет, старше 50 лет;
— в момент совершения преступления лицо находилось в состоянии алкогольного опьянения; наркотического возбуждения; в состоянии аффекта;
— социальная направленность преступника в основном выражена позитивным компонентом, негативная направленность минимальна; лицо характеризуется легкомысленным отношением к социальным нормам, регулирующим поведение в обществе;
— бизнесмен, рабочий, учащийся, пенсионер, безработный;
— образование начальное, неполное среднее, среднее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, неоконченное высшее, высшее;
— преступление вытекает из привычного стиля поведения и обусловливается стойкими асоциальными взглядами лица, его асоциальными установками и ориентациями; ситуация совершения преступления, как правило, создается самим лицом.
Методические рекомендации:
Рассмотрение первого вопроса необходимо начать с характеристики основных периодов развития криминологии.
В ходе характеристики основных криминологических направлений и школ нужно выделить наиболее известные концепции и их представителей, проследить процесс развития соответствующей школы и указать существенные изменения ее важнейших положений с течением времени.
По второму вопросу необходимо сформулировать определение преступности несовершеннолетних, осветить ее состояние, уровень, структуру, динамику.
Далее целесообразно отразить отличительные особенности преступности несовершеннолетних. Проследить ее изменения в различные периоды времени, выделить наиболее и наименее характерные преступления, совершаемые такими лицами.
Рассмотреть социально-демографические, нравственно-психологические, уголовно-правовые особенности личности несовершеннолетних правонарушителей. В процессе изложения данного вопроса следует сделать акцент на анализе комплекса криминогенных детерминант, продуцирующих преступное поведение несовершеннолетних в условиях современного российского общества.
Особое внимание следует уделить негативным средовым воздействиям формирующего характера, и, прежде всего, влиянию на подростков таких явлений как семейное неблагополучие, проблемы школьного и профессионального образования, неорганизованность досуговой жизнедеятельности, наркотизация, пьянство и т. п.
Решение практического задания требует от студента понимания содержания основных элементов, образующих структуру личности преступника, а также знания разработанных в криминологической науке классификаций и типологий личности преступника, их содержание и значение.
Вариант № 8
1. Характеристика современного состояния причинного комплекса преступности.
2. Проблемы профилактики преступлений, совершаемых по неосторожности.
3. Практическое задание:
В городе А. за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершивших преступления. Ее население составляет 850 тыс. человек, из них 200 тыс. – дети, не достигшие 14-летнего возраста. В городе Б. в течение того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 790 тыс. человек, из них 80 тыс. дети, не достигшие 14-летнего возраста.
Вычислите коэффициент преступной активности для каждом из этих городов и определите, в каком из них он выше.
Методические рекомендации:
По первому вопросу необходимо изложить понятие и содержание комплекса причин преступности, провести системно-структурный анализ его состава, выделив группы элементов в зависимости от степени общности и значимости.
Указать особенности и общие тенденции изменения состояния причинного комплекса преступности в современной России, основываясь на фактическом, в том числе статистическом материале.
Дать понятие и привести наиболее типичные виды условий, способствующих формированию причин преступности.
По второму вопросу необходимо дать характеристику субъектов профилактики рассматриваемого вида преступности, раскрыть основное содержание мер профилактики неосторожных преступлений на различных уровнях и направлениях.
Решение практического задания предполагает знание количественных характеристик преступности, а также основных формул, применяемых при их вычислении, в том числе, формул используемых для расчета коэффициента преступности.
poisk-ru.ru
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Криминология»
Вариант 3
| Выполнил: Подкорытова Ольга Дмитриевна Группа: 15 ЮС - 201
Проверил: Фабрика Т.А., канд. юрид. наук, доцент
|
Челябинск 2014
1. Приведите понятие преступности, отражающее, по Вашему мнению, ее
сущность, и кратко аргументируйте свою позицию.
«Преступность центральное понятие криминологии. Но, как всегда бывает в науке, - наименее ясное и определенное»1. Неслучайно И.И. Карпец в своей монографии «Преступность: иллюзии и реальность», пытаясь дать ее определение, в конце концов заключил: «Можно было бы найти еще немало определений преступности. Но достаточно. Западные ученые, как правило, не дают развернутых определений из убеждения в их ненужности или невозможности их дать. Разнобой же в определениях, проистекающий из разных методологических подходов к преступности, очевиден, и нередко определение становится своего рода визитной карточкой ученого, отражающей его основную специальность. Однако палитра определений (а значит, и подходов) впечатляет разносторонностью»2.
Так, уголовное право дает представление о преступлении как уголовно наказуемом деянии; уголовно-процессуальное право рассматривает порядок, процедуру расследования преступлений; криминалистика - методы сбора доказательств, раскрытия преступлений; судебная медицина и психиатрия - влияние физического и психического состояния лица на совершение им преступления; социология - место и роль преступности в обществе, его отдельных структурных элементах.
Однако только криминология изучает преступность как объективно существующее в обществе негативное явление, связанное с другими социальными явлениями, имеющее свои закономерности, требующее специфических форм и методов борьбы. Именно поэтому понятие преступности служит исходным положением для криминологической науки.
Преступность - представляет собой социальное явление, включающее совокупность различных актов индивидуального преступного поведения. Однако для преступности свойственно преодоление этих индивидуальных черт и наличие общих для всех преступных деяний признаков, совокупность которых и определяет ее понятие.
В криминологии под преступностью понимается социальное исторически изменчивое, массовое, уголовно-правовое, системное явление общества, проявляющееся в совокупности общественно опасных уголовно наказуемых деяний и лиц, их совершивших, на определенной территории за определенный период времени. Преступность включает не просто множество преступлений. Их совокупность представляет сложное специфическое системно-структурное образование с многообразными взаимосвязями преступлений и преступников, разных видов преступлений и преступности в целом.
Преступность - это множество индивидуальных противоправных событий, которые в своей массе образуют негативное социальное явление, имеющее обобщенные статистические показатели и закономерности, характерные для всей их совокупности. При этом количественные характеристики преступности как массового явления обнаруживают устойчивость. В этом находит выражение действие закона больших чисел, заключающегося в том, что при достаточно большом числе единиц совокупности и некоторых определенных условиях случайные отклонения от общей нормы, свойственные отдельным единицам (в данном случае преступлениям), взаимно погашаются. В результате этого проявляется та или иная закономерность преступности как массового явления. Такая закономерность, другими словами, характеристика преступности, не является случайной. Она носит устойчивый характер, и всякие второстепенные или побочные изменения не меняют ее сущности.
Необходимость здесь проявляет себя в качестве неизбежной силы.
Важной характеристикой преступности является ее уголовно-правовой характер, объединение в ней индивидуальных актов нарушения запретов, сформулированных в уголовном законе. Это позволяет отграничить преступность от иных правонарушений и аморальных поступков.
Выработанная историческим опытом практика показывает, что нельзя регулировать поведение людей в обществе, не оценивая их поступки и не устанавливая меру ответственности за их совершение. Уголовно-правовая оценка того или иного действия - это прежде всего результат отношения к нему со стороны государства. Основной смысл такой оценки состоит в том, что из всего многообразия действий и поступков гражданина выделяются и оцениваются в соответствии с интересами того или иного общества те из них, которые причиняют обществу наибольший вред, обладают «общественной опасностью». Указанный признак является основным для оценки деяния в качестве преступного.
Уголовно-правовые категории и понятия являются основополагающими не только для науки уголовного права, но и для иных правовых и социально-правовых наук, в том числе и криминологии. При этом криминология должна создавать предпосылки и условия для обнаружения и установления в определенных социальных обстоятельствах тех явлений и процессов, которые порождают общественно опасный тип поведения. На базе этого и при наличии достаточных уголовно-правовых оснований проводится криминализация тех или иных общественно опасных деяний.
Криминологическая сущность преступности не может быть понята и без уяснения соотношения понятий «преступление» и «преступность». Необходимо отметить, что если понятие преступности является криминологическим, то понятие преступления - уголовно-правовым.
Преступление обычно рассматривается в двух основных аспектах: как акт человеческого поведения и как уголовно наказуемое деяние. Задача криминологии не столько в том, чтобы зафиксировать и диагностировать последствия нравственно-правового отторжения личности, сколько в изучении и познании тех жизненных условий и обстоятельств, которые сделали эту личность криминогенной и позволили, с учетом ее нравственно-психологического и волевого комплекса, признать преступной.
Криминологический анализ преступления позволяет проследить его социальную и генетическую природу, распознать его движущие начала. Оценивая преступление в целом, необходимо иметь в виду его социально-правовую природу, взаимосвязь юридического и социального.
Завершая рассмотрение признаков преступности, следует подчеркнуть, что она представляет собой не просто абстрактное криминологическое понятие, сформированное из совокупности ее свойств и признаков, но реальное жизненное негативное явление общества, имеющее место на определенной территории, зафиксированное за определенный период времени3.
2. Кратко охарактеризуйте метод анкетирования, приведите 2-3 примера
возможного использования этого метода в криминологическом исследовании.
Анкетный опрос (анкетирование) - один из эффективных и широко используемых в криминологии методов получения сведений о мнениях и настроениях лиц; уровнях знания ими требований права и следования им; их склонностях, симпатиях и антипатиях; оценки своих действий и поведения других в одних и тех же ситуациях; не зафиксированных в других документах сведениях о прошлом, об окружении и т. п. Анкетный опрос (анкетирование) может быть групповым или индивидуальным. Процесс применения метода анкетного опроса состоит из следующих этапов: формулировка вопросов, вытекающих из программы исследования; расстановка вопросов в анкете; обсуждение и рецензирование анкеты; пробный опрос; учет замечаний и подготовка окончательного варианта анкеты; размножение анкеты; распространение и сбор анкет; логический анализ анкет; кодировка анкет и составление таблиц; статистическая обработка информации, собранной в результате анкетного опроса.
Преимущества анкетного метода по сравнению с очным опросом заключаются в том, что он дает возможность: в короткий срок и при небольших материальных затратах охватить представительную группу изучаемых лиц, получить сведения «из ᴨервых рук»; быстро провести повторные опросы через определенный промежуток времени в целях выявления происшедших изменений; путем тщательной разработки, получения квалифицированных консультаций подготовить вопросы анкеты на высоком качественном уровне по содержанию и форме; при необходимости обесᴨечить эффект анонимности опрашиваемых.
При анкетировании информация собирается путем получения письменных ответов на заранее разработанный вопросник (анкету). Каждая анкета должна начинаться вступлением, где в общей форме изложены цели и задачи данного исследования, его практическая значимость, название организации, его проводящей, и др.……………………………………………. При организации самого анкетирования необходимо прежде всего проверить правильность формулировок вопросов, проведя так называемое пилотажное исследование за счет анкетирования 20 — 50 чел., что дает возможность уточнить формулировки вопросов, время, необходимое для их заполнения опрашиваемым, возможный невозврат анкет.
3. Прочтите описание преступления. Проанализируйте личность преступника и причины преступного поведения (первичного и рецидива). К какому типу рецидивистов относится Листов?
Какие меры профилактики могли бы быть эффективны в отношении преступлений данного типа?
Лет десять назад (тогда Листов был еще ребенком) он познакомился в подвале одного из домов с ребятами, которые ловили кошек. Сначала подкармливали их, гладили, а затем убивали, ударяя головой о бетонную стену. Сначала это его испугало, но затем он почувствовал что-то приятное и притягательное в этом зрелище. Потом была первая кошка, которую он убил сам.
Потом были дети и женщины, и очень много крови. А затем – самое неожиданное: милиция арестовала того, кто якобы убивал женщин и детей. Того судили, приговорили к смертной казни, расстреляли. Листов даже сам сначала поверил, что это не он убивал детей и женщин. Он держался почти год. Но когда в голове загудело, и он почувствовал, что ему надо, - сомнения рассеялись.
Трупы детей и женщин стали появляться снова. И следователь, и судья начали сознавать, что они подвели под расстрел невиновного. Но думать на эту тему было страшно, и они отгоняли тревожные мысли: «Ведь мог появиться и еще один маньяк». Но криминальный почерк говорил сам за себя.
Ответ:
1. Отличительные черты личности преступника
Успешное предупреждение отдельных преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения, основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения. Те ее особенности, которые порождают такое поведение, должны быть непосредственным объектом предупредительного воздействия. Проблема личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии. История этой науки свидетельствует о том, что наиболее острые дискуссии криминологи вели и ведут как раз по поводу личности преступника. В зависимости от социально-исторических условий, требований социальной практики и уровня развития науки по-разному ставился и решался вопрос, что такое личность преступника, есть ли она вообще, в чем ее специфика, какова ее роль в совершении преступления, как воздействовать на нее с тем, чтобы не допустить больше преступных действий.4
Сравнительное психологическое и социологическое изучение личности преступников и законопослушных граждан позволяет сделать вывод, что преступник – это личность со значительно более высоким уровнем тревожности и неуверенности в себе, импульсивности и агрессивности, отчужденности от общественных ценностей и полезного общения. Это сочетается с высокой чувствительностью в межличностных взаимоотношениях, из-за чего такие лица чаще применяют насилие в различных конфликтах. Они хуже усвоили требования правовых и нравственных норм, больше отчуждены от общества и его ценностей, от малых социальных групп (семьи, трудовых коллективов и т. д.), и у них плохая социально полезная приспособляемость, из-за чего возникают немалые сложности при попытках адаптироваться в тех же малых группах.
Такие черты в наибольшей степени присущи тем, кто совершает грабежи, разбойные нападения, изнасилования, убийства или наносит тяжкие телесные повреждения, в несколько меньшей – тем, кто был признан виновным в совершении краж, а еще меньше – расхитителям вверенного им имущества и взяточникам.
Личность преступника-рецидивиста - это целостная совокупность его взаимосвязанных социально-значимых отрицательных свойств, которые во взаимодействии с внешними условиями и обстоятельствами обусловливают совершение повторных преступлений. В криминологическом смысле к рецидивистам относятся лица: ранее судимые, у которых судимость либо погашена, либо снята; освобожденные от уголовной ответственности с применением мер, заменяющих наказание; невыявленные и незадержанные преступники.
Рецидивисты характеризуются в основном теми же признаками, что и личность преступника вообще. В то же время отрицательные значения свойств личности, вытекающие из взаимодействия с социальной средой (невысокий уровень образования, отсутствие семьи, постоянного места жительства и учебы), у рецидивистов проявляются более ярко, чем у лиц, совершивших преступление впервые.
Преступников-рецидивистов характеризует деформированное нравственное и правовое сознание. Большинству их присущи бедность или искаженность ценностных ориентаций, несамокритичность, откровенный эгоизм, интеллектуальная и волевая пассивность, большая зависимость от внешних ситуаций, "бездумность" поведения, неумение (а зачастую и нежелание) подчинять свое поведение социально полезным целям, отсутствие личных перспективных планов, слабоволие, неуравновешенность, легкомысленность, озлобленность, чрезмерная подверженность негативным влияниям и т.д. Для них также характерны алчность, стяжательство, жадность, жестокость, озлобленность, зависть, постоянное самооправдание, фатализм (вера в "фарт").5 Для рецидивиста-насильника, кроме того, характерна завышенная оценка своей личности и пренебрежение к жизни как таковой, не только чужой, но зачастую и своей.
referat911.ru
ПЛАН
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Введение3
1. Криминологическая характеристика личности преступника.5
1.1 Лица, которые совершили преступления, как объекты криминологического исследования. Понятие личности преступника.5
1.2 Основные криминологические признаки личности преступника.7
1.3 Соотношение социального и биологического в личности преступника. 10
1.4 Классификация и типология преступников. 11
Заключение 15
Список использованной литературы 16
ВВЕДЕНИЕ
Криминология, как относительно молодая наука о преступности и средства борьбы с ней, находится в постоянном развитии, расширяется круг её интересов. Сейчас предмет криминологии охватывает сферу предкриминального и криминального поведения, а так же ёё вектемологические аспекты.
Изучение криминологии важная составляющая профессиональной подготовки не только юристов, а и педагогов, психологов, экономистов, социологов и других специалистов. Без криминологических знаний сегодня не могут обойтись работники всех правоохранительных органов, особенно органов внутренних дел, налоговой милиции, учреждений исполнения наказаний. Они пребывают на переднем плане борьбы с преступностью и преступниками, должны собирать, анализировать и обобщать информацию об уровне, структуре, динамике, детерминантах и тенденции развития этого антиобщественного явления.
Без умения оперировать современными криминологическими знаниями невозможно разрабатывать и осуществлять адекватные противодействия преступности. Творчески использовать в этом деле позитивный опыт зарубежных стран, их внутренние и международно-правовые акты относительно борьбы с преступностью, учитывая её транснациональный характер.
Ни одна идея не находит своего развития, если не имеет соответствующих общественных условий и потребностей. Криминология, как отрасль научных знаний возникла в XVIII в. на базе уголовного права. Её появление было связано с обострением социальных противоречий, что привело к резкому возрастанию преступности. В этих условиях наука, которая объясняла преступность как явление, начала приобретать большую общественную значимость.
Проблема преступности и сегодня является одной из самых актуальных и политически острых. Вокруг неё не мало споров.
Рамки криминологии часто связывают её с предметом и фактически сводят к перечню его составляющих частей. Вместе с тем такой подход является недостаточным, поскольку, невзирая на весомость предмета , определение науки должно содержать полную её характеристику, указывая, в частности, на место науки в общей системе знаний, самые важные методологические подходы к объекту исследования, на конечную цель и задания исследовательских поисков.
Отечественную криминологию можно определить, как комплексную науку о преступности, её сущность и исторические формы проявления, детерминанты, состояние, структуру и динамику, личность преступника, жертву преступления, а так же о методах противодействия преступности и другим, связанным с ней, антисоциальным проявлениям.
Расхождение в определении предмета криминологии обусловлены пониманием сути предмета науки, сопоставления её с содержанием, заданиями и др. Показательным тут является взгляд, в соответствии с которым всё, что изучает та или другая наука, входит в предмет. При таком подходе предмет криминологии определяется очень широко, фундаментальные теоретические проблемы науки становятся рядом с прикладными вопросами.
В одинаковых условиях разные люди ведут себя по-разному одни придерживаются закона, другие его нарушают. Это даёт основания считать, что лица, которые выбрали антиобщественных вариант поведения, делают так вследствие определённых их особенностей, которые обусловили именно этот выбор. Поэтому очень важным направлением науки криминологии является изучение лиц, которые совершили преступление.
1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА
Одним из основных составляющих предмета науки криминологии является учение о личности преступника. Без него невозможно до конца выяснить все другие криминологические проблемы, будь-то детерминанты преступности или организация борьбы с ней.
С одной стороны, детерминанты преступности связаны с объективными социальными явлениями, которые негативно влияют на моральное формирование людей и проявляются в индивидуалистических, антиобщественных взглядах, привычках, позициях, которые лежат в основе преступного поведения, а с другой с обстоятельствами, которые способствуют реализации проявления подобных взглядов, привычек и позиций в конкретном преступлении. Казалось бы, указанные явления и обстоятельства независимые от человека, который сов
www.studsell.com