Контрольная работа 6 класс лексикология: Контрольная работа в 6 классе по теме «Лексикология. Фразеология»

Содержание

Контрольная работа в 6 классе по теме «Лексикология. Фразеология»

6 класс

Лексикология. Фразеология

Контрольная работа

(комбинированная)

Вариант 1

1.Выберите группу, где все слова общеупотребительные.

А) Улица, вечер, дом, читать

Б) Книга, опера, театр, смотреть.

В) Бурак, река, комета, мастерская.

2. Выберите группу, где все слова являются заимствованными.

А) Участок, площадка, молодость, здоровье.

Б) Портье, сервис, эксперимент, гид.

В) Экскурсовод, мнение, букет, джемпер.

3. Выберите группу, где все слова устаревшие.

А) Ветрило, днесь, сегодня, осуждение.

Б) Земля, мир, восток, лодка.

В) Паки, глаголить, перст, шуйца.

4. Укажите верные утверждения.

А) Устаревшие слова делятся на две группы: историзмы и архаизмы.

Б) Неологизмы — это новые слова, возникающие в языке.

В) Диалектизмы — это новые слова, возникающие в языке.

Г) Профессионализмы — это слова, употребляемые жителями той или иной местности.

5. Выпишите из теста диалектные слова.

Пахнет рыхлыми дрочёнами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз.

6. Выбрать из профессиональных слов только те, которые используются в профессии музыканта.

Тренировка, соната, комета, опера, стадион, мелодия, ария, адажио, атлет, хоккей, голкипер, ноктюрн, вокал.

7. Заменить заимствованные слова русскими синонимами.

Иллюстрация — _____, шоссе — _______, афиша — _____,

гид — ______, аргументы — _________, авеню — _______.

8. Из сочетаний слов укажите фразеологизмы. Объясните их значение.

А) Хоть глаз выколи. В) Встречать друга.

Б) От горшка два вершка. Г) Отправиться далеко.

9. Укажите синонимы фразеологизма непочатый край.

А) Кот наплакал. В) Стреляный воробей.

Б) Куры не клюют. Г) Пруд пруди.

10. Выпишите из предложений фразеологизмы.

Я долго искал своего щенка, но он как в воду канул. Мой товарищ слов на ветер не бросает. Я покраснел до корней волос и готов был сквозь землю провалиться, но вовремя взял себя в руки. До ближайшей рощи — рукой подать.

11. Составить предложения с фразеологизмами

на край света, бить баклуши.

Ключ ( 1 вариант)

А) Хоть глаз выколи — очень темно.

Б) От горшка два вершка — маленький.

По 0,5 б. за правильный ответ и каждое объяснение. Всего — 2 б.

9

Б) Куры не клюют. Г) Пруд пруди.

2 б.

10

Как в воду канул, слов на ветер не бросает, покраснел до корней волос, сквозь землю провалиться, взял себя в руки, рукой подать.

По 0,5 б. за каждый фразеологизм.

Всего — 3 б.

11

Предложения свои.

По 1,5 за каждое предложение.

Всего — 3 б.

Грамотность письма

Оценивается, как в диктанте по 5-тибальной шкале. Максимально — 5 баллов

ВСЕГО за работу

28 баллов

Шкала оценивания

Лексика. Фразеология

Контрольная работа

(комбинированная)

Вариант 2

1.Выберите группу, где все слова общеупотребительные.

А) Книга, опера, театр, читать.

Б) Семья, думать, прощаться, встреча.

В) Бурак, река, комета, завирюха.

2. Выберите группу, где все слова являются исконно русскими.

А) Участок, площадка, молодость, здоровье.

Б) Портье, сервис, эксперимент, гид.

В) Экскурсовод, мнение, букет, джемпер.

3. Выберите группу, где все слова архаизмы.

А) Ветрило, днесь, глаголить, перст.

Б) Ямщик, лакей, бричка, кокошник.

В) Паки, перст, печать, новость.

4. Укажите неверные утверждения.

А) Устаревшие слова делятся на две группы: историзмы и архаизмы.

Б) Неологизмы — это новые слова, возникающие в языке.

В) Диалектизмы — это новые слова, возникающие в языке.

Г) Профессионализмы — это слова, употребляемые

жителями той или иной местности.

5. Выпишите из теста диалектные слова.

Пахнет рыхлыми дрочёнами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз.

6. Выбрать из профессиональных слов только те, которые используются в профессии спортсмена.

Тренировка, кросс, комета, опера, мелодия, ария, атлет, хоккей, ноктюрн, дзюдо, тайм, диез.

7. Заменить заимствованные слова русскими синонимами.

Эксперимент — _____, жалюзи — _______, плац — ____,

вестибюль — _____, антракт — _____, триумф — _______.

8. Из сочетаний слов укажите фразеологизмы. Объясните их значение.

А) Ни зги не видно. В) Помогать людям.

Б) Медленно идти. Г) Толочь воду в ступе.

9. Укажите синонимы фразеологизма за тридевять земель.

А) С три короба . В) У чёрта на куличках..

Б) Зарубить на носу. Г) На край света.

10. Выпишите из предложений фразеологизмы.

Я долго искал своего щенка, но он как в воду канул. Мой товарищ слов на ветер не бросает. Я покраснел до корней волос и готов был сквозь землю провалиться, но вовремя взял себя в руки. До ближайшей рощи — рукой подать.

11. Составить предложения с фразеологизмами

голова идёт кругом, бить тревогу.

Ключ ( 1 вариант)

А) Ни зги не видно — очень темно.

Г) Толочь воду в ступе — делать одно и то же.

По 0,5 б. за правильный ответ и каждое объяснение. Всего — 2 б.

9

В) У чёрта на куличках. Г) На край света.

2 б.

10

Как в воду канул, слов на ветер не бросает, покраснел до корней волос, сквозь землю провалиться, взял себя в руки, рукой подать.

По 0,5 б. за каждый фразеологизм.

Всего — 3 б.

11

Предложения свои.

По 1,5 за каждое предложение.

Всего — 3 б.

Грамотность письма

Оценивается, как в диктанте по 5-тибальной шкале. Максимально — 5 баллов

ВСЕГО за работу

28 баллов

Шкала оценивания

Контрольная работа по теме «Лексикология» (6 класс)

Контрольная работа по теме «Лексикология» №1

1 вариант

1. Закончите предложения.

A. Раздел науки о языке, в котором изучаются значения слов, называется

__________________________________________

Б. Слова, которые имеют сходное лексическое зна­чение, называются

__________________________________________

B. Слова, которые имеют два или более лексиче­ских значений, называются

___________________________________________

2. В каком случае синоним подобран неверно?

  1. Ветеран — военный.

Б. Ветошь — тряпье.

B. Ветреный (человек) — легкомысленный, пустой.

3. В каком словосочетании есть слово, употреб­ленное в переносном значении?

A. краснеть за сына
Б. краснеть от жары

B. краснеть на заре (о небе)

4 В каком словосочетании слово корабль, употреб­ленное в прямом значении?

A. военный корабль

Б. корабль пустыни (о верблюде)

B. степной корабль (о комбайне)

5. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.

Всадник, наездник, пассажир, верховой.

6. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.

Волнение, беспокойство, тревога, уныние.

7. Закончите предложение.

Слова приобрести (что-либо) и обзавестись (чем-либо) являются ….

8. Закончите предложение.

Слова обернуть и развернуть являются ….

9. Закончите предложение.

Слова строчка (стихотворная) и строчка (на платье) являются ….

10. Закончите предложение.

Слова забор (воды) и (дощатый) забор являют­ся ….

11. Какое слово является диалектным (диалектиз­мом)?

А. рушник В. астероид

Б. ипостась Г. аэроплан

12. Какое слово является устаревшим?

А. витязь В. сапоги

Б. магнитофон Г. дискета

13. . Какое слово является неологизмом?

А шкаф В. столовая

Б. ракета Г. оброк

14. Установите соответствие между словами из ле­вой и правой колонки.

A. диалектизм 1. шоумен
Б. устаревшее слово 2. бульба

B. неологизм 3. ратный

15. Установите соответствие между словами из левой и правой колонки

  1. Уста А .диалектизм

2. Попкорн Б. архаизм

3. люлька (трубка для курения) В. неологизм

16. Установите соответствие между словами из левой и правой колонки.

A. диалектизм 1. Интернет
Б. устаревшее слово 2. светлица

B. неологизм 3. буряк

17. Установите соответствия между фразеологиз­мами и их значениями.

A. чесать язык 1. замолчать, воздержаться в разговор

Б. придержать язык 2. выведывать что-либо

B. тянуть за язык 3. болтать, сплетничать

18. Определив значение фразеологизмов, сгруп­пируйте их в синонимические пары.

A. задавать тон 1. сорвать маску

Б. делать из мухи слона 2. поставить на ноги

B. вывести на чистую воду 3. сгущать краски
Г. вывести в люди 4. играть первую скрипку

Контрольная работа по теме «Лексикология» №1

2 вариант

1. Закончите предложения.

  1. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, называется

_________________________________

Б. Слова, которые имеют противоположное лексическое зна­чение, называются ______________

  1. Слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются

__________________________________

2.В каком случае значение слова определено не­верно?

A. Абзац — половина страницы.

Б. Абсурд — нелепость, бессмыслица.

B. Автограф — собственноручная надпись или подпись.

3. В каком словосочетании слово копить, употреб­ленное в прямом значении?

A. копить силы
Б. копить деньги

B. копить обиды

4. В каком словосочетании слово змеиный, употребленное в переносном значении?

A. змеиная улыбка
Б. змеиный яд

B. змеиный питомник

5. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.

Вниматель­ный, вдумчивый, вежливый

6.. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.

Замечательно, великолепно, аккуратно, прекрасно

7. Закончите предложение.

Слова смелый, храбрый, мужественный явля­ются ____________________________________

8. Закончите предложение.

Слова ствол дерева и ствол пушки являются ___________________________________________

9. Закончите предложение.

Слова плакать, смеяться являют­ся __________________________________________________

10. Закончите предложение.

Слова старинный замок и дверной замок являют­ся ______________________________________

11. какое из слов является диалектизмом?

А. скатерть В. полотенце

Б. рушник Г. салфетка

12. Какое из слов является устаревшим?

А. кроссовки В. лапти

Б. туфли Г. Тапки

13. Какое слово является неологизмом?

А. терем В. дом

Б. коттедж Г. изба

14.Установите соответствие между словами из левой и правой колонок

А. архаизм 1. космонавт

Б. историзм 2. треуголка

В. Неологизм 3. Очи

15 Установите соответствие между словами из левой и правой колонок

А. заимствованное 1. сундук

Б. исконно русское 2. персты

В устаревшее 3. Чернила

16 Установите соответствие между словами из левой и правой колонок

А диалектизм 1. бульба

Б профессионализм 2. сорт

В. Общеупотребительное 3. Картофель

17 Установите соответствие между фразеологизмами и их значениями.

А хоть в бровь, хоть в глаз 1. Ничего не видно

Б. хоть глаз выколи 2. наедине

В. с глазу на глаз 3 бесполезные действия

18 Определив значение фразеологизмов, сгруппируйте их в синонимичные пары.

А. бить баклуши 1. В поте лица

Б. не покладая рук 2. Как с гуся вода

В. как о стену горох 3 плевать в потолок

Г. распустить язык 4. Длинный язык

Ключи к тестам

А-лексика;

Б-синонимы;

В-многозначные

1 А-фразеология

Б-антонимы

В-омонимы

2-А

2-А

3-А

3-Б

4-А

4-А

5- пассажир

5- вежливый

6- унылый

6-аккуратный

7-синонимы

7-синонимы

8-антонимы

8- многозначные

9-многозначные

9-антонимы

10-омонимы

10- омонимы

11-А

11-Б

12-А

12-В

13-Б

13-Б

14-А-2

Б-3

В-1

14-А-1

Б-2

В-3

15 – 1-Б

2-В

3-А

15- А-1

Б-3

В-2

16 – А-3

Б-2

В-1

16 – А-1

Б-2

В-3

17 – А-3

Б-1

В-2

17 – А-3

Б-1

В-2

18 А-4

Б-3

В-1

Г-2

18 – А-3

Б-1

В-2

Г-4

Контрольная работа по разделу Лексика, 6 класс

Контрольная работа по теме: «Лексика».6 класс.Вариант 1.

Закончить высказывания:

__________ — это совокупность слов языка, его словарный состав.

Многозначными называются слова, у которых _____________ .

Синонимы – это ________________________________.

Употребите данные слова в переносном значении, составив с ними словосочетание:

тяжелый, холодный, лететь.

Выпиши только слова, которые входят в необщеупотребительную лексику.

Ветер, зубило, фиксаж, мороз, баксы

Дайте определение профессиональным словам.

Из данных слов выберите слова, которые являются профессиональными:

альбом , суппорт, машина, шоссе, палитра, чело, здоровяк.

Выберите эмоционально-окрашенные слова, подберите к ним стилистически нейтральные синонимы:

верзила, обожраться, идти, глупышка, чернеть.

Выпиши архаизмы:

Аршин, чело, кафтан, ланиты

Найдите заимствованные слова и замените их русскими:

Во время отдыха за границей мы купили много разных сувениров.

Ваши аргументы убедительны.

Автострада поворачивала влево.

В дверях гостиницы нас встретил консьерж.

Укажите пример, в котором употребление иноязычного слова уместно.

Количество читателей школьной библиотеки постоянно прогрессирует.

При проверке сочинений учителем было выявлено немало дефектов.

В последние годы жизни поэт стал писать мемуары.

Во время очередного антракта между уроками мы сбегали в столовую.

Написать 5 слов с заимствованным элементом теле- (от греч. далеко).

Составьте текст из 4-5 предложений на свободную тему, употребив в нем как можно больше антонимов, неологизмов.

Контрольная работа по теме: «Лексика».6 класс.Вариант 2.

Закончить высказывания:

Лексикология – это наука, которая изучает _________________________.

__________________ — это смысл слова. Его можно найти в толковом словаре.

Омонимы – это _________________________________________________.

Употребите данные слова в переносном значении, составив с ними словосочетание:

горький, каша, туманный

Выпишите только общеупотребительные слова:

Каменный, прикид, перст, автомобиль, бурак

Дайте определение диалектным словам.

Из данных слов выберите те, которые являются диалектными:

Фиксаж, яблонь, кочет, дождь, рогач, сон, учение.

Выберите эмоционально-окрашенные слова, подберите к ним стилистически нейтральные синонимы:

Втемяшить, голубушка, икра, ножницы, бездарь.

Выпишите только историзмы

Очи, опричник, кафтан, перст

Найдите заимствованные слова и замените их русскими:

На прошлой неделе я участвовал в ралли.

Недавно мы с друзьями обсуждали наши хобби.

Ребята заключили пари.

Все работали с энтузиазмом.

Укажите пример, в котором употребление иноязычного слова уместно.

Контрольная работа по теме «Лексика»

1 вариант

2 вариант

1 Дайте определение и запишите ответ

Омонимы – это слова…, синонимы – это слова….., многозначные слова имеют …… лексических значений

Синонимы – это слова…, антонимы- это слова…, однозначные слова имеют … лексическое значение

2 В каком примере прилагательное  дано в прямом значении

А) железный человек, б) железная воля, в) железная дисциплина, г) железная кровать

А) медная руда, б) медный цвет, в) медные волосы, г) медный месяц

3 Укажите ряд со словами в переносном значении

А) светлый ум, горячий чай; б) горькая судьба, чистая скатерть; в) золотые руки, холодный ум

А) старые туфли, золотое сердце; б) тёплые отношения, горький перец; в) каменное сердце, громкая слава

4 Какие слова не являются……..

антонимами: А) снимать – разнимать, б) сжимать – разжимать, в) сгибать- разгибать, г) сводить- разводить

синонимами: а) думать-мыслить, б) бой- побоище, в) ошибка- промах, г) мороз- метель,

5 Отметь строчку, в которой все слова-неологизмы

А) видеоигра, амбар, спутник; б) маффины, флеш-карта, паркинг; в) горничная, мобильник, комбайн

А) кольчуга, дискоклуб, приказы; б) луноход, атом, проспект; в) флеш-моб, бонус, копирайтер

6 Что обозначают слова? Запиши ответ: это…….

Длань, ланита, раченье, вертоград (сад, старанье, щека, ладонь)

Чело, денница, архалук, вотще (старинная мужская одежда, напрасно, лоб, заря)

7 Запиши по два диалектных и профессиональных слова, укажи их пометы и значение (яранки (обл.) – герань; тубус (спец.) – труба в фотоаппарате)

8 Запиши по 2-3 слова с каждым корнем

-Фон-, -граф-, -теле-

-био-, -скоп-, -микро-

Контрольная работа по теме «Лексика» 6 класс

Контрольная работа по теме: «Лексика».

Вариант 1.

1. Закончить высказывания:

Лексикология — это наука, которая изучает_____________________________.

Многозначными называются слова, у которых __________________________

__________________________________________________________________

Синонимы – это____________________________________________________.

2. Употребите данные слова в переносном значении, составив с ними словосочетание:

Тяжелый__________________________________________________________Холодный_________________________________________________________Лететь_____________________________________________________________

3. Соотнесите слова с группами:

Ветер, зубило, фиксаж, омшаник, мороз, окно

Общеупотребительные Необщеупотребительные

4. Профессионализмы — это______________________________________________

_____________________________________________________________________

5. Подчеркните слова, которые являются профессиональными:

альбом , суппорт, машина, шоссе, палитра, чело, здоровяк.

6. Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике:

1.Очи

2.чело

3.ланиты

4.уста

5.перст

6.баталия

7.глаголет

8.брадобрей

А. Щеки

Б. глаза

В. губы

Г. лоб

Д. говорит

Е. битва

Ж. палец

З. парикмахер

7. Найдите заимствованные слова, подчеркните и замените их русскими:

Во время отдыха за границей мы купили много разных сувениров.___________________

Ваши аргументы убедительны._______________________________________

В дверях гостиницы нас встретил консьерж._____________________________________

8.Установите соответствие:

1. цвет фиалки и сирени а. диалектизмы

2. намеченный путь следования б. вообразить

3. мысленно представить себе что-нибудь в. лиловый

4. очень большой г. буквы

5. слова, употребляемые жителями одной местности д. громадный

6. знаки для обозначения звуков е. маршрут

Ответ:1___2___3___4___5___6___.

9. «Четвёртое лишнее» ( найдите устаревшее слово и подчеркните его)

Обувь : кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки

Одежда : пальто, плащ, шуба, кафтан

Игры : шашки, бирюльки, шахматы, лото .

10. Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.

Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте.(К.Паустовский).

__________________________________________________________________11. Выпишите синонимы из предложений.

Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце.

__________________________________________________________________

12. Составьте 2 предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.

ЯЗЫК(прямое)_____________________________________________________

__________________________________________________________________ЯЗЫК(переносное)______________________________________________________________

__________________________________________________________________13. Определите, в каком варианте даны неологизмы:

А) бартер, кастинг, конфессия;

Б) псалтырь, светлица, кафтан;

В) курень, полуночник, шелоник;

Г) опосля, прислухаться, не серчай;

Д) кардиолог, инфаркт, универсам.

14. В каком словаре можно уточнить значение слова?

А) орфографическом В) этимологическом

Б) орфоэпическом Г) толковом

15. В каком предложении есть антонимы?

А) Рана заживает, а рубец остаётся.

Б) Пришлось долго, терпеливо ждать.

В) Метель метёт, и вьюга плачет.

Г) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Контрольная работа по теме: «Лексика».

Вариант 2.

1. Закончить высказывания:

Лексикология – это наука, которая изучает _____________________________.

Однозначными называются слова, у которых____________________________

__________________________________________________________________.

Антонимы – это ___________________________________________________.

2. Употребите данные слова в переносном значении, составив с ними словосочетание:

Горький___________________________________________________________

Каша______________________________________________________________

Туманный_________________________________________________________3. Соотнесите слова с группами.

Каменный, зеницы, автомобиль, перст, бурак, доска

Общеупотребительные Необщеупотребительные

4. Диалектизмы — это_______________________________________________

5. Подчеркните слова, которые являются диалектными:

Фиксаж, яблонь, кочет, дождь, рогач, сон, учение.

6. Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике:

1.Очи

2.чело

3.ланиты

4.уста

5.перст

6.баталия

7.глаголет

8.брадобрей

А. Щеки

Б. глаза

В. губы

Г. лоб

Д. говорит

Е. битва

Ж. палец

З. парикмахер

7. Найдите заимствованные слова, подчеркните и замените их русскими:

Недавно мы с друзьями обсуждали наши хобби._________________________

Ребята заключили пари._____________________________________________

Все работали с энтузиазмом.________________________________________

8.Установите соответствие:

1. цвет фиалки и сирени а. диалектизмы

2. намеченный путь следования б. вообразить

3. мысленно представить себе что-нибудь в. лиловый

4. очень большой г. буквы

5. слова, употребляемые жителями одной местности д. громадный

6. знаки для обозначения звуков е. маршрут

Ответ:1___2___3___4___5___6___.

9. «Четвёртое лишнее» ( найдите устаревшее слово и подчеркните его)

Обувь : кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки

Одежда : пальто, плащ, шуба, кафтан

Игры : шашки, бирюльки, шахматы, лото .

10.Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.

В саду горит костёр рябины красной.(С.Есенин).

Ходят волны по реке, жёлтые, свинцовые.

11.Выпишите синонимы из предложений.

Кругом, покорив всё своей темнотой, наполнив покоем и тишиной, царила ночь.

__________________________________________________________________

12.Составьте 2 предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.

ХРУСТАЛЬНЫЙ__________________________________________________

ХРУСТАЛЬНЫЙ___________________________________________________

13. Определите, в каком варианте даны неологизмы:

А) бартер, кастинг, конфессия;

Б) псалтырь, светлица, кафтан;

В) курень, полуночник, шелоник;

Г) опосля, прислухаться, не серчай;

Д) кардиолог, инфаркт, универсам.

14. В каком словаре можно уточнить значение слова?

А) орфографическом В) этимологическом

Б) орфоэпическом Г) толковом

15. В каком предложении есть антонимы?

А) Хлеб мягкий, свежий.

Б) Ищи не дом, а соседей.

В) Дерево держится корнями, а человек — друзьями.

Г) Корень учения горек, а плод его сладок.

Контрольная работа по русскому языку в 6 классе «Лексика. Фразеология»

Автономная некоммерческая организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ

«Лексика. Фразеология»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Андреева Екатерина Александровна

г. Москва

2014

Цели и задачи:

1)проверить знания учащихся по темам «Лексика. Фразеология»;

2)развивать умение учащихся работать с текстом

Контрольная работа

Часть 1

1.Укажите слова, которые не являются синонимами:

а)учитель-преподаватель б)злой- жестокий в)думать – мыслить г)глубоко-мелко

2.Укажите слова, которые являются антонимами:

а)очи – глаза б)болезнь – недомогание в)поднимать- опускать г)старательный-усердный

3.Укажите верную характеристику выделенного слова в предложении Беды да печали на ПОЧТОВЫХ примчали:

а)неологизм б)устаревшее в)заимствованное г)многозначное

4.Укажите слова с иноязычными корнями:

а)акваланг б)челобитная в)фонетика г)терраса д)пахать

5.Укажите верную характеристику выделенного слова в предложении Дубровский хорошо знал СИИ места:

а)архаизм б)историзм в)неологизм г)диалектизм

6.Укажите исконно русские слова:

а)агнец б)белый в)цитата г)глава д)голова

7.Укажите верную характеристику выделенного слова в предложении Мы поехали в лес, или, как говорят у нас, в ЗАКАЗ:

а)общеупотребительное б)устаревшее в)диалектизм г)профессионализм

8.Укажите самое старое слово:

а)кроссовки б)ботфорты в)пейзаж г)магнитофон

9.Определите значение выделенного устаревшего слова в предложении В ХОЛЕ да в почёте всяк умён:

а)забота, уход б)сильный мороз в)свобода в проявлении чего-нибудь д)обилие материальных ценностей, денег

10.Восстановите пословицу, вставив на месте пропуска диалектное слово

Сладко , да дело знает

а)говорит б)рассказывает в)бает г)толкует

11.Какое сочетание слов не является фразеологизмом:

А)хороший товарищ б)играть роль в)закадычный друг г)заклятый враг

12.В каком ряду приведены фразеологизмы-синонимы:

а)кот наплакал, видимо-невидимо

б)шутливый, ироничный

в)попасть впросак, попасть в трудное положение

г)от альфы до омеги, от корки до корки

Прочитайте текст

(1)Загадка – жанр творчества всех народов Земли, восходящий к глубокой древности. (2)Загадка – испытание сообразительности отгадывающего. (3) Понятие «загадка» происходит от древнерусского глагола «гадати» — думать, рассуждать; отсюда «гадание» — раскрытие скрытого.

(4)В основе многих загадок лежит метафора. (5)Однако метафоричность не обязательное условие жанра: ряд загадок построен на образном определении тех или иных признаков неназванного предмета. (6)Иногда загадка представляет собой прямо поставленный вопрос, часто шутливого, юмористического характера. (7)Чаще всего иносказание переносит предмет в совершенно иную сферу, ему не свойственную: «Белое поле, черное семя; кто его сеет, тот разумеет (книга, письменная речь).

(8)Издревле загадка служила одним из средств передачи знаний от старшего поколения к младшему. (9) Она была неотъемлемой частью народной педагогики, средством воспитания остроумия, сообразительности, воображения, образного мышления. (10)Игровой характер подобного метода обеспечил его популярность и в общении родителей с детьми разного возраста, и на молодёжных посиделках, где в долгие зимние вечера звучали песни, прибаутки, загадывались друг другу загадки. (11)Здесь же устраивались и состязания по составлению загадок, приобщавшие собравшихся к народным поэтическим традициям, побуждавшие к творчеству.

13.Определите тему текста:

а)загадка б)метафора в)народные традиции г)роль загадки в воспитании

14. Какое высказывание противоречит содержанию текста?

а)Загадка как жанр народного творчества восходит к глубокой древности.

б)В основе любой загадки лежит метафора.

в)При помощи загадок старшее поколение передавало свой опыт младшему.

г)Загадка – испытание сообразительности отгадывающего.

15.К какому стилю относится текст?

а)разговорный б)публицистический в)официально-деловой г)научный

16.Найдите среди предложений 10-11 слово со значением «то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений»________________________

17.Какое из слов является термином:

а)метафора б)поколение в)сообразительность г)творчество

Часть 2

1.Дайте определения:

Синонимы –

Антонимы –

Диалектизмы –

Профессионализмы –

Общеупотребительные слова –

Заимствованные слова –

Исконно русские слова –

Неологизмы –

Архаизмы –

Историзмы –

2.Выпишите из предложений синонимы:

Командир хвалил Ваську за смелость и решительность. Мария Дмитриевна, медсестра, тоже превозносила его талант разведчика и безудержную отвагу.______________________________________________

3.Выпишите из предложения антонимы:

Смотри же, без меня тут не ленись, не хандри, а работай. ______________

4.Замените архаизмы современными синонимами:

Вирши — __________________

Брег — ____________________

Десница — _________________

Ланиты — __________________

5.Подберите к иноязычным словам синонимы:

Фантазия — ___________________

Комфортный — ________________

Дискуссия — __________________

Аргумент — __________________

6.Объясните фразеологизмы:

Лезть в бутылку — ________________________________

Дать голову на отсечение — _________________________

Перемывать косточки — ___________________________

Кануть в Лету — _________________________________

7.Замените слово фразеологизмом:

Бездельничать — ___________________________________________

Обманывать — _____________________________________________

Мало — ___________________________________________________

Быстро — __________________________________________________

Список использованной литературы:

1.Нарушевич А.Г., Голубева И.В. «Русский язык. Готовимся к ГИА. Тесты, творческие работы, проекты. 6 класс». – М.: «Просвещение», 2014. – С. 17-30.

2.Поникарова Л.А., Бабаркина О.А. «Русский язык. Лексика, фразеология, стилистика в таблицах и заданиях». – М.: «Просвещение», 2012. – С. 4-41.

Ответы:

Часть 1

Часть 2

1

г

2

Смелость – решительность — отвага, хвалил — превозносила

2

в

3

Ленись — работай

3

б

4

Стихи, берег, правая рука, щеки

4

а, в, г

5

Мечта, уютный, спор, доказательство

5

а

6

Горячиться, быть уверенным, сплетничать, исчезнуть

6

б, д

7

Бить баклуши, водить за нос (вешать лапшу на уши), кот наплакал (с гулькин нос), сломя голову

7

в

8

8

б

9

а

10

в

11

а

12

г

13

а

14

б

15

г

16

традициям (традиция)

17

а

Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология». | Тест по русскому языку (6 класс) на тему:

Итоговый тест по теме «Лексикология. Фразеология»

ВАРИАНТ 1

1. Какое утверждение является неверным?

1) Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слова, употребление  и происхождение слов.

2) Многозначные слова имеют несколько лексических значений.

3) Все слова, помимо прямого значения, имеют переносное значение.

4) Омонимы – слова одной и той же  части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

2. Подберите антонимы к выделенным словам

1) острый (______________) нож.

2) добрый (______________) человек.

3) долгая (_______________) ночь.

4) теплый  (______________) вечер.

3. Какое из данных слов является устаревшим?

1) коробейники

2) бурак

3) акварель

4) мольберт

4. Как называются слова, объединенные в данные группы?

начало – конец

холод – жара

1) профессионализмы.

2) неологизмы.

3) синонимы.

4) антонимы.

5. Укажите неверное утверждение

1) за бугром — жаргонизм

2) тихий — громкий — антонимы

3) земля – необщеупотребительное слово

4) делать из мухи слона — фразеологизм

6. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
1) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
2) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
3) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза;
4) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия.

7. В каком предложении вместо слова жилищный нужно употребить слово жилой?

1) В зале были выставлены макеты, чертежи, новые проекты жилищного строительства.

2) Эта небольшая постройка оказалась жилищным помещением.

3) В нашем городе уделяется большое внимание жилищным проблемам.

4) Жилищное законодательство требует введения поправок.

8. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.

1) стреляный воробей – опытный.

2) обводить вокруг пальца – обманывать.

3) с гулькин нос – много.

4) яблоку негде упасть – тесно.

9. Какое слово является стилистически сниженным?

1) лицо

2) стамеска

3) затишье

4) везуха

10. Укажите устаревшее слово – историзм

1) дворец

2) веретено

3) колыбель

4) рыбак

11. В каком словаре можно узнать произношение слов?

1) толковом словаре

2) этимологическом

3) орфографическом

4) орфоэпическом

12. Значение какого фразеологизма определено неправильно?

1) как снег на голову – появляться (приезжать) неожиданно.

2) болеть душой — испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком-то или о чем-то.

3) ломать голову – прийти в состояние крайнего раздражения.

4) зарубить на носу – хорошенько запомнить.

13. Какие фразеологизмы не являются антонимами?

1) с гулькин нос – хоть пруд пруди

2) черепашьим шагом – во весь дух

3) чуть свет – ни свет ни заря

4) дать волю языку – держать язык за зубами

14. Какие фразеологизмы не являются синонимами?

1) тертый калач – стреляный воробей

2) ни рыба ни мясо – ни то ни се

3) водить за нос – обводить вокруг пальца

4) семи пядей во лбу – без царя в голове

15. В каком предложении есть фразеологизм?

1) По вечерам бабушка рассказывала внуку сказки

2)Алешка набрал в рот воды и раздул щеки

3) Нашлись люди неробкого десятка, которые не теряли присутствия духа

4) На арене цирка заяц ходил на задних лапках.

16. Объясните значение фразеологических оборотов

1) кожа да кости — ________________________

2) на всех парусах — ______________________

3) рукой подать — _________________________

4) на ночь глядя — _________________________

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 17 – 23

(1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать.

(3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать.

(5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя.

(8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да!

17. Определи тему текста.

18.  Определите стиль и тип речи.

1) разговорный, повествование

2) научный, рассуждение

3) художественный, повествование с элементами рассуждения

4) художественный, описание

19. Укажи номер предложения с однородными членами

1) 3

2) 5

3) 8

4) 9

20. Укажи номер предложения с пунктуационной ошибкой

21. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм (фразеологизмы)

22. Из предложений 5-7 выпишите слово с яркой стилистической окраской.

23. Подберите синоним к слову сообразить из предложения 7.

Дайте развернутый ответ на вопрос 24

24. Что такое фразеологизмы? Расскажите о роли фразеологизмов в речи. Приведите примеры.

Итоговый тест по теме «Лексикология. Фразеология»

ВАРИАНТ 2

1. Какое утверждение является неверным?

1) Лексика изучает слово с точки зрения его смыслового значения.

2) Однозначные слова имеют одно лексическое значение.

3) Синонимами могут быть слова различных частей речи.

4) Лексикон – словарный запас одного человека.

2. Подберите антонимы к выделенным словам

1) смеяться (____________) весело

2) черный (_____________) цвет

3) глубокий (____________) пруд

4) широкое (______________) поле

3. Какое из данных слов является устаревшим?

1) кеды

2) босоножки

3) ботфорты

4) кроссовки

4. Как называются слова, объединенные в данные группы?

сказал – произнес

хлынул – полился

1) профессионализмы

2) неологизмы

3) синонимы

4) антонимы

5. Укажите неверное утверждение

1) слинять — диалектизм

2) бить баклуши — фразеологизм

3) гроза – общеупотребительное слово

4) лошадь, конь  — синонимы

 6. В каком ряду все слова – синонимы?
1) время, период, эпоха, эра;

2) лингвист, историк, литературовед;
3) фрукты, овощи, вишня;

4) сосна, тополь, ясень;

7. В каком предложении вместо слова эффектный нужно употребить слово эффективный?

1) Валка леса более эффектное зрелище, чем его посадка.

2) Её появление было весьма эффектным.

3) Бушующие волны создавали чрезвычайно эффектную картину.

4) Против этой болезни еще не нашли эффектного лекарства.

 8. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?

1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.

2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.

4) Подруги перемывали косточки  знакомым. За это я намылил голову кому следует.

9. Какое слово является стилистически сниженным?

1) слабак

2) проявитель

3) втулка

4) бахилы

10. Укажите устаревшее слово – архаизм

1) рука

2) чело

3) занавес

4) уборка

11. В каком словаре можно узнать о происхождении слов?

1) толковом словаре

2) этимологическом

3) орфографическом

4) орфоэпическом

12. Значение какого фразеологизма определено неверно?

1) как с гуся вода – ничего не действует

2) сказка про белого бычка — выдумка

3)  поднять на смех – осмеять, сделать предметом насмешки

4) браться за ум — образумиться

13. Какие фразеологизмы не являются антонимами?

1) кот наплакал – сколько душе угодно

2) как кошка с собакой – не разлей вода

3) держать язык за зубами – по секрету всему свету

4) владеть собой – держать себя в руках

14. Какие фразеологизмы не являются синонимами?

1) в один миг – в мгновение ока

2) в двух шагах – на краю света

3) дать нагоняй – намылить шею

4) во весь дух —  во все лопатки

15. В каком предложении есть фразеологизм?

1) В этом году уродилось много грибов, так что за ними далеко ходить не надо – собирай сразу в ближнем лесочке.

2) Машина дала задний ход и остановилась.

3) Надо внимательнее слушать объяснение учителя, а не хлопать ушами.

4) Свинья села в лужу прямо посередине двора.

16. Объясните значение фразеологических оборотов

1) жить душа в душу — _________________________

2) не видно ни зги — ___________________________

3) сидеть сложа руки — ________________________

4) как в воду канул — __________________________

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 17 – 23

(1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать.

(3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать.

(5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя.

(8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да!

17. Определи тему текста.

18.  Укажи номер предложения с однородными членами

1) 9

2) 8

3) 5

4) 3

19. Определите стиль и тип речи.

1) разговорный, повествование

2) научный, рассуждение

3) художественный, повествование с элементами рассуждения

4) художественный, описание

20. Укажи номер предложения с пунктуационной ошибкой

21. Подберите синоним к слову сообразить из предложения 7.

22. Из предложений 5-7 выпишите слово с яркой стилистической окраской.

23. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм (фразеологизмы)

Дайте развернутый ответ на вопрос 24

24. Что такое устаревшие слова? На какие группы они делятся? Напишите, для чего писатели используют в своих произведениях устаревшие слова. Приведите примеры.

Кредитный тест по ЛЕКСИКОЛОГИИ (III курс) — Скачать PDF бесплатно

Школы округа Мерсер

ПРИОРИТЕТНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА школ округа Мерсер Чтение / английский язык Искусство Содержание Карты Четвертый класс Школы округа Мерсер ПРИОРИТЕТНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Приоритетная учебная программа школ округа Мерсер состоит из

Дополнительная информация

BULATS A2 WORDLIST 2

BULATS A2 WORDLIST 2 ВВЕДЕНИЕ В BULATS A2 WORDLIST 2 BULATS A2 WORDLIST 21 — это список примерно из 750 слов, который поможет кандидатам, стремящимся к сдаче A2 на экзамене Cambridge BULATS.Это

Дополнительная информация

LING 329: МОРФОЛОГИЯ

LING 329: MORPHOLOGY TTh 10:30 11:50 AM, Physics 121 Course Syllabus Spring 2013 Matt Pearson Office: Vollum 313 Email: [email protected] Телефон: 7618 (вне кампуса: 503-517-7618) Время работы: 1 понедельник : 30 2:30,

Дополнительная информация

Слова делятся на категории

Существительные Слова относятся к категории D: грамматическая категория — это класс выражений, которые имеют общий набор грамматических свойств (a.к.а. класс слов или часть речи). Слова делятся на категории Открыть

Дополнительная информация

Написание композиции

Хорошая композиция состоит из трех элементов: Написание композиции; Введение: тематическое предложение, которое содержит основную идею абзаца. тело: вспомогательные предложения, развивающие основную идею.

Дополнительная информация

Основные заявления

Базовые представления Содержание базовых представлений.Основной вопрос, касающийся основных форм: из чего они сделаны? До сих пор мы рассматривали их как сегменты, представленные в виде букв.

Дополнительная информация

Контролируемая лексика

Языки индексации 6.2.2. Контролируемый словарный запас Обзор Любой, кто изо всех сил пытался найти точный поисковый запрос для получения информации по определенному предмету, может извлечь выгоду из контролируемого словарного запаса. Контролируемый

Дополнительная информация

МГНОВЕННЫЙ СЛОВАРЬ 6-10

INSTANT 6-10 LY NESS FUL AN — IAN ABLE — IBLE Суффикс «LY», что означает НРАВИТСЯ; в ОБРАЗЕ.ПРИМЕЧАНИЕ: № ключа. 5 «МЕНЬШЕ» образовало прилагательные из существительных. Добавление «LY» к этим прилагательным дает наречия

. Дополнительная информация

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ИСКУССТВО ВТОРОЙ КЛАСС

NEW HANOVER TOWNSHIP АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ИСКУССТВА ВТОРОЙ СТЕПЕНЬ Подготовила: Хизер Шилл. Первоначальное одобрение Правления: 23 августа 2012 г. Утверждены изменения: Обзор модуля Область содержания: Английский язык Искусство Чтения

Дополнительная информация

CS 598 Обработка естественного языка

CS 598 Обработка естественного языка Естественный язык везде Естественный язык везде Естественный язык везде Естественный язык везде! «# $% & ‘& () * +, -./ 012 34 * 5665756638/9:; <=>? @ ABCDEFGHIJ5KL @

Дополнительная информация

2-й класс, блок 2, работаем вместе

2 класс 2 Работа вместе Область содержания: Курсы языковых искусств: Период времени: Общий период Продолжительность: 13 ноября — 26 января Статус: опубликован Этап 1: Желаемые результаты Учащиеся смогут:

Дополнительная информация

Академическое письмо среднего уровня

Академическое письмо среднего уровня ДИЗАЙН КУРСА: MONT 3xxx КОЛИЧЕСТВО ЗАЧЕТОВ: 3 ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ: французский ЧАСЫ КОНТАКТА: 45 ОПИСАНИЕ КУРСА Этот класс предназначен для ознакомления студентов с курсом

Дополнительная информация

Яцек Возны — Лексикология DSL2

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ

Ссылка на тестовую форму для группы 1, время 40 минут, активируется 10 июня в 1.15 PM

Ссылка на тестовую форму для группы 2, время 40 минут, активируется 10 июня в 15:00

Если ссылка не активируется в назначенное время, пожалуйста, ОБНОВИТЕ свой интернет-браузер (или закройте его и откройте снова )

Свяжитесь со мной по адресу [email protected], если во время теста возникнут какие-либо технические проблемы. Я отвечу немедленно.

Уважаемые студенты, добро пожаловать на наш сайт. Учебную программу для нашего класса можно найти в USOS.

Как работает онлайн-курс:

Каждую неделю (начиная со 2 недели) у нас будет короткое собрание команд (около 30 мин.), чтобы обсудить ваши ответы на форму упражнения из предыдущего занятия, а затем я предлагаю вам начать индивидуальную работу над следующей презентацией и формой упражнения на оставшееся время (примерно 60 минут).

Заполнение бланков упражнений является обязательным, но не переживайте, это еще не тест. Я даже смею надеяться (в глубине души), что вам иногда это может нравиться — в конце концов, учеба должна быть интересной. Свяжитесь со мной, если у вас есть какие-либо вопросы, по адресу [email protected]

Вы получите от меня очень скоро,

Искренне ваш, с наилучшими пожеланиями,

Яцек Войны

PS В первую очередь, отвечая на ваш вопрос всем нравится ответ, но боятся спросить: — нет, вообще нетрудно получить проходную оценку в конце семестра, но потребуется некоторая работа, если вы хотите получить пятерку.0).

Неделя 1 (25 февраля) — словообразование

Лексикология — это «наука о словах». В этом семестре мы постараемся выучить все, что нужно знать о словах языка.

Во-первых, давайте найдем ответ на очень фундаментальный вопрос: «Откуда все эти слова?»

Посмотрите эту презентацию

А затем заполните следующую анкету упражнения 1 (до 3 марта):

И снова — получайте удовольствие (тем более, если вы попытаетесь сделать это без Google :).Если вы сделаете ВСЕ правильно, вы получите плюс.

Обсудим результаты анкеты на следующей неделе (ключ будет предоставлен).

Неделя 2 (4 марта) — фонология и фонетика

Каждое слово как бинарный лингвистический знак состоит из формы и значения. Вскоре мы обсудим последние (семантика слова, отношения значений), но на этой неделе мы сосредоточимся на устной форме слова — быстрое освежение фонетики и фонологии. Сначала изучите эту презентацию, а затем заполните анкету с упражнениями 2 до 10 марта.Анкета содержит пояснения основных терминов. Повеселись.

Неделя 3 (11 марта) — написание

В прошлый раз мы обсуждали устную форму слов, и теперь, конечно, мы должны рассмотреть письменную форму — различные письменные соглашения. Сначала изучите эту презентацию, а затем заполните анкету с упражнениями 3 до 17 марта.

Неделя 4 (18 марта) — морфология

На этой неделе мы обсудим тему, которая определенно является центральной для науки о словах: «Как структурированы слова»? А для этого нам нужно еще одно быстрое освежение — на этот раз от морфологии.Материал для изучения и вопросы содержатся в этой анкете упражнения 4. Отправьте свои ответы до 24 марта.

Неделя 5 (25 марта) — лексические репозитории

Большинство людей на вопрос, где найти лексическую информацию, ответят — «в словаре». Но мир движется вперед, и теперь у нас есть так много новых и интересных инструментов благодаря быстрому развитию информационных технологий; главный из них — лингвистические корпуса. Анкета к упражнению 5, отправьте свои ответы до 31 марта.

Неделя 6 (1 апреля) — Лексика, разум и культура

На этой неделе мы подробнее рассмотрим неразрывную связь лексики, разума и культуры — одну из моих любимых тем. Надеюсь, вам тоже будет интересно. Опросник к упражнению 6, отправьте ответы до 7 апреля.

Групповая обратная связь

Неделя 7 (8 апреля) — Лексические отношения

Как связаны слова? Другими словами — лексические отношения (и прочие животные). Опросник к упражнению 7, отправьте свои ответы до 14 апреля.(предупреждение — анкета содержит некоторые каламбуры, поэтому она может быть не такой скучной, как хотелось бы)

Неделя 8 (15 апреля) — Развитие словаря и изменение

Опросник с упражнением 8, отправьте свои ответы до 21 апреля .

Неделя 9 (22 апреля) — Прагматика

Слова имеют значение. А они? Вы действительно так думаете? Это???? Надеюсь, что нет, и вот почему: анкета к упражнению № 9, отправьте свои ответы до 28 апреля.

Неделя 10 (29 апреля) — региональный сорт

Заполните анкету 10, отправьте свои ответы до 5 мая.

Неделя 11 (6 мая) — социальное разнообразие

Опросник с упражнениями 11, отправляйте свои ответы до … (внимание, внимание) 19 мая — потому что 13 мая — «День ректора»

Неделя 12 (20 мая) — лексическая категоризация, прототипы

В каждой области знаний каждые столетие или около того происходит что-то важное, что-то, что полностью меняет наш образ мышления. Новаторские исследования прототипов 60-х и 70-х годов прошлого века — отличный тому пример.Поистине увлекательный материал, я уверен, он вам понравится. Упражнение / анкета 12, отправьте свои ответы до 26 мая.

Szanowni Państwo, test końcowy (w formie zdalnej), oparty na materiale z zajęć, odbędzie się 10.06, termin poprawkowy 17.06.

Тест по лингвистической терминологии | Тесты для учителей

Вы можете пройти тест онлайн или распечатать на бумаге. Он проверяет ваше понимание терминов в глоссарии TEFL, связанных с лингвистикой.

1.Грамматика, основанная на том, как люди в настоящее время используют язык, а не на предыдущем использовании, называется

.

теория схем
описательная грамматика
перевод грамматики

а) теория схем б) описательная грамматика в) грамматический перевод

2. Изучение _____ рассматривает все способы использования определенных слов и фраз.

фонемы
диалект
использование

а) фонемы б) диалект в) употребление

3. Языковая форма с нестандартным использованием и произношением, которую можно услышать только в одном районе, —

.

местный диалект
родной язык
семантический язык

а) местный диалект б) родной язык в) семантический язык

4.Какой термин относится к любой языковой единице со значением?

морфема
фонема
лексика

а) морфема оно б) фонема в) лексика

5. Какой термин относится к наименьшим единицам звука в языке?

морфема
фонема
лексика

а) морфема оно б) фонема в) лексика

6. Какой термин относится ко всем словам и словоформам в языке, которые имеют значение или функцию?

морфема
фонема
лексика

а) морфема оно б) фонема в) лексика

7.Морфема, которая встречается до, после или внутри корня или основы слова, называется

.

префикс
суффикс
аффикс

а) префикс б) суффикс в) аффикс

8. Изучение значения языка, включая коннотативное значение, называется

семантика
синтаксис
лексикология

а) семантика б) синтаксис в) лексикология

9. Изучение правил, связанных с правильным формированием предложений, называется

.

семантика
синтаксис
лексикология

а) семантика б) синтаксис в) лексикология

10.Изучение формы, значения и поведения слов называется

.

семантика
синтаксис
лексикология

а) семантика б) синтаксис в) лексикология

Ваш результат:

Правильных ответов:

Лексикография

: определение и история — видео и стенограмма урока

Определение лексикографии

Лексикография — это практика создания и редактирования словарей и других справочных текстов. Лексикограф — это тот, кто должен исследовать, систематизировать, определять и составлять слова в словаре.Это требует много времени и деталей. Для каждой словарной статьи есть определение, произношение, список синонимов, пример используемого слова и даже иногда его этимология (или история происхождения слова). Например, слово «лексикография» было создано в конце 17 века от греческого lexikos , означающего «слова» и grapho , означающего «писать, писать».

Словарь чрезвычайно важен для грамотности носителей определенного языка.Он используется для поиска определений, правописания и произношения. Словарь считается наиболее точным и обширным источником информации о словах.

История лексикографии

Практика лексикографии стара, если не старше многих религий. Первая модель словаря восходит к эпохе до нашей эры в Западной Азии. На ранних этапах эти лексикографические работы были больше похожи на списки. Эти списки использовались для культивирования двуязычия путем записи одинаковых слов на двух языках после того, как завоевания земель начали смешивать разные культуры.Однако на создание системы упорядочения по алфавиту потребовались тысячи лет, прежде чем словарь стал организован так, как мы его знаем сегодня.

В то время как на многих других континентах концепция «списков» в качестве языкового справочника развивалась, Европе потребовалось немного больше времени. Начиная с 15 века первыми популярными словарями были списки латинских слов с английскими записями. Они были написаны для поощрения изучения латыни, особенно для тех, кто не умел ее читать.Эти англо-латинские словари являются первым примером лексикографии на английском языке. За столетие после их публикаций лексикография стала очень популярным инструментом для изучения новых языков, таких как французский.

Самый первый словарь только на английском языке был написан в 1604 году. Алфавитная таблица , написанная Робертом Коудри, содержала немногим менее 3000 словарных статей. Прошло более ста лет, в 1755 году, до публикации классического словаря The Dictionary of the English Language .Написанный Сэмюэлем Джонсоном, словарь содержал более 42 000 словарных статей. Он оставался наиболее полным британским справочным текстом до первого издания великого Oxford English Dictionary , опубликованного в 1884 году. После публикации четырех томов, последний из которых был опубликован в 1928 году, Oxford содержал более 400 000 статей. . Это большой скачок по сравнению с начальными этапами изучения английского словаря!

Ной Вебстер — всемирно известный лексикограф, фамилия которого может показаться вам знакомой.В 19 веке его имя стало синонимом слова «словарь» из-за его создания An American Dictionary of the English Language , который содержал более 70 000 статей. Сегодня этот словарь известен как Словарь Мерриама-Вебстера . Вклад Вебстера был настолько велик, что его считают отцом-основателем Соединенных Штатов.

Лексикография как практика имеет две области — общую практику и специальную, или научную, практику. Общая практика лексикографии — это сборник словарей, используемых широкой публикой.Они содержат полный список общеупотребительных слов с краткими описаниями в записях. Специализированная практика фокусируется на словах определенного языка или предмета. Например, словарь, составленный из сленга и разговорных выражений языка, будет считаться особым лексикографическим произведением. Некоторые другие примеры специализированной лексикографии включают компиляции этимологий, юридических, синонимов, цитат или шекспировских терминов.

Краткое содержание урока

В английском языке около миллиона слов.И дело лексикографа — изучить эти слова и записать их в исчерпывающие словари, а также в другие справочные тексты. Лексикография — это практика составления и редактирования текстов, таких как словари и тезаурусы. Есть два типа лексикографии. Общая лексикография — это сборник словарей, используемых широкой публикой. Специализированная лексикография , также известная как научная лексикография, составляет более конкретный список слов на определенном языке или предмете.

(PDF) Семантика и лексикология

Хесус Мартинес дель Кастильо. Семантика и лексикология.

Библиография

Аартс, Ян М. Дж. И Джозеф П. Кальберт. 1979. Метафора и неметафора: семантика прилагательного существительного

комбинаций. Тюбинген: Макс Нимейер Верлаг.

Блумфилд, Леонард. 1976 (1933). Язык. Лондон: Аллен и Анвин.

Словарь английского языка Collins-Cobuild. 1989. Коллинз.

Косериу, Эухенио.1952. Sistema, norma y habla. Монтевидео.

Козериу, Эухенио. 1977 (1971). Tradición y novedad en la ciencia del lenguaje: estudios de Historia de la

lingüística. Мадрид: Gredos.

Косериу, Эухенио. 1981 (1977). Principios de semántica estructural. Мадрид: Gredos.

Косериу, Эухенио. 1982 (1962). Teoría del lenguaje y lingüística general. Мадрид: Gredos.

Косериу, Эухенио. 1985a (1977). El hombre y su lenguaje: estudios de teoría y metodología lingüística.Мадрид:

Gredos.

Косериу, Эухенио. 1985b. «Лингвистическая компетентность: что это на самом деле?». Обзор современного языка, том

XXV-XXXV.

Косериу, Эухенио. 1986a (1951). Introducción a la lingüística. Мадрид: Gredos.

Косериу, Эухенио. 1986b (1973). Lecciones de lingüística general. Мадрид: Gredos.

Косериу, Эухенио. 1987 (1978). Gramática, semántica, universalales: estudios de lingüística funcional. Мадрид:

Gredos.

Косериу, Эухенио. 1988 (1957). Синкрония, диакрония и история: проблема лингвистического языка. Мадрид:

Gredos.

Козериу, Эухенио. 1990 г. «Semántica estructural y semánticaognitiva». Homenaje al Profesor Francisco

Marsá / Jornadas de Filología. Colecció homenatges. Барселонский университет: 239-282.

Косериу, Эухенио. 1992 (1988). Competencia lingüística: elementos de la teoría del hablar. Мадрид: Gredos.

Козериу, Эухенио.2007. Lingüística del texto. Introducción a la hermenéutica del sentido, Оскар Лореда, редактор

. Арко / Либрос, С. Л.

Дик, Саймон К. 1978. Функциональная грамматика. Амстердам: Северная Голландия. Traducción española, 1981.

Geckeler, Horst. 1981. «Структурная семантика». H J Eikmeyer & H Reiser, ред. Слова, миры и контексты:

Новые подходы в мировой семантике. Берлин и Нью-Йорк: Вальтер де Грюйтер. 381-413.

Гекелер, Хорст.1976 (1971). Semántica estructural y teoría del campo léxico. Мадрид: Gredos.

Словарь современного английского языка Longman. Лонгман.

Активатор языка Longman. 1998. Лонгман.

Лексикон современного английского языка Longman. Longman Group Limited. 1981.

Lyons, John. 1980 (1977). Semántica. Барселона: Тейде.

Мартинес дель Кастильо, Хесус, 1997. Открытое измерение значения: семантическое исследование прилагательных и их

комбинаций.Universidad de Almería.

Мартинес дель Кастильо, Хесус, 1999. La intelección, elignado, los adjetivos. Universidad de Almería.

Мартинес дель Кастильо, Хесус, 2002. Significado y conocimiento: laignación de los adjetivos subjetivos.

Granada Lingvistica.

Мартинес дель Кастильо, Хесус, 2004. La lingüística del decir: el logos semántico y el logos apofántico. Гранада

Lingvística.

МакАртур, Том, изд.1981. Лексикон Лонгмана современного английского языка. Лонгман.

МакАртур, Том, изд. 1992. Оксфордский компаньон по английскому языку. Oxford, New Your: Oxford

University Press.

Поттье, Бернар. 1976 (1974). Lingüística general: teoría y descripción. Мадрид: Gredos.

Соссюр, Фердинанд де. 1974 (1916). Curso de lingüística general. Буэнос-Айрес: Лосада.

Уорф, Бенджамин Ли. 1956. Язык, мысль и реальность. Избранные произведения Бенджамина Ли Уорфа.Льюис

Кэрролл, изд. Кембридж, Массачусетс: Массачусетский технологический институт.

Библиографии: ‘Lexicology’ — Grafiati

Аннотация:

Диссертация (PhD (Древние исследования)) — Стелленбошский университет, 2011.
АНГЛИЙСКИЙ РЕЗЮМЕ: В этом исследовании исследуется концептуализация любви или привязанности в Ветхом Завете. Наиболее типичная библейская лексема на иврите для обозначения привязанности, а именно אהב, составляет основу исследования.Предполагается, что анализ אהב с точки зрения его валентности и концептуальных рамок, связанных с каждым из его паттернов валентности, будет способствовать более информативному лексикографическому описанию. Поскольку אהב является частью гораздо более обширного семантического поля лексем, которое может передать отношение привязанности, необходимо изучить и эти лексемы. В то время как первая глава знакомит с исследуемой темой, т. Е. Изучением лексем привязанности, вторая глава направлена ​​на разграничение списка лексем привязанности, которые необходимо учитывать.Всего в этом списке пятнадцать лексем; четырнадцать из которых могут принадлежать к области привязанности, и один антоним. В главе 3 объясняется методология настоящего исследования. Исследователь выступает за когнитивно-лингвистический подход. Ренье де Блуа использовал когнитивную лингвистику для своей модели, которая направлена ​​на составление семантического словаря библейского иврита. Хотя его модель используется в качестве отправной точки в настоящем исследовании, определены еще несколько областей когнитивной лингвистики, которые могут помочь нам уточнить модель Де Блуа.Эти области включают теорию прототипов, семантический потенциал, понятие радиальных сетей, а также концептуальные рамки. Глава 4 состоит из подробного изучения слова во всех его проявлениях в Ветхом Завете, тогда как остальные лексемы привязанности, а также его антоним изучаются в главе 5. В заключительной главе, главе 6, излагаются полученные данные. дано. Этот тезис заканчивается кратким изложением, в котором даются все концептуальные рамки и ссылки на Священные Писания, где встречается.За этим следует схематическое представление лексем аффекта в том виде, в каком они встречаются по отношению к прототипному значению (ям).
AFRIKAANSE OPSOMMING: В hierdie studie word die konseptualisering van liefde offfective in die Ou Testament ondersoek. Die mees prototipiese Bybels-Hebreeuse lekseem virffeksie, naamlik אהב, это die fokus van die studie. Dit word veronderstel dat die analysis van אהב in terme van die lekseem se valensie en die konseptuele raamwerke wat met die valensie patrone geassosieer word, sal bydra tot „n meer informatiewe leksikografiese beskrywing van אהב.Aangesien אהב deel vorm van „n veel groter semantiese veld van lekseme wat die houding van effexie beskryf, — это то же самое, что слово hierdie lekseme ook bestudeer. Terwyl die eerste hoofstuk die tema van die huidige ondersoek inlei, naamlik die bestudering van lekseme van eeksie в Die Bybels-Hebreeuse teks, это твитовый hoofstuk daarop gerig om die lys van lekseme van affeksie vir die ondersoek af te baken. Hiedie lys bestaan ​​uit vyftien lekseme altesaam; veertien lekseme wat deel uitmaak van die Domein van Efeksie, en een antoniem.В Hoofstuk 3 слова die metodologie van die huidige studie uiteengesit. Die navorser staan ​​„n Kognitiewe Linguistiese benadering voor. Renier de Blois het Kognitiewe Linguistiek aangewend vir sy model wat daarop gerig is om die Semantic Dictionary for Biblical Hebrew saam te stel. Модель Alhoewel sy как beginpunt vir die huidige studie gebruik word, является daar sommige областей binne die veld van Kognitiewe Linguistiek wat aangewend sou kon word om De Blois se model te verfyn. Hierdie area sluit prototipe teorie, semantiese potensiaal, die idee van straalvormige netwerke, asook konseptuele raamwerke in.Hoofstuk 4 bestaan ​​uit „n gedetailleerde studie van אהב in al sy voorkomste in die Ou Testament, terwyl die res van die lekseme vanffeksie sowel as die antoniem в Hoofstuk 5 bestudeer word. В слоте Hoofstuk, Hoofstuk 6, есть уникальная машина. Die tesis eindig встретил „n kort opsomming van אהב waarin al die konseptuele raamwerke en skrifverwysings waarbinne אהב voorkom, gegee word. Daarna volg „n skematiese voorstelling van die lekseme vanffeksie na aanleiding van hul voorkomste in verhouding to die prototipiese betekenis (se) van אהב.

Формирование слова — Составление слов, смешивание и вырезание

Словообразование

Формирование слова происходит при составлении, вырезании или смешивании существующих слов для создания новых слов. Ниже мы рассмотрим определение этих терминов и дадим вам несколько примеров каждого из них.

Составные слова

Составные слова образуются, когда две или более лексемы объединяются в одно новое слово.Сложные слова могут быть записаны как одно слово или как два слова, соединенных дефисом. Например:

  • соединение существительное и существительное: тетрадь + тетрадь → тетрадь
  • соединение прилагательного и существительного: синий + ягода → черника
  • соединение глагол-существительное: работа + комната → рабочая комната
  • соединение существительного и глагола: грудь + кормить → грудное вскармливание
  • соединение глагол-глагол: перемешать + обжарить → обжарить
  • составное прилагательное и глагол: высокий + светлый → выделить
  • соединение глагол-предлог: разрыв + разрыв → разрыв
  • соединение предлог-глагол: out + run → outrun
  • составное прилагательное-прилагательное: горький + сладкий → горько-сладкий
  • предлог-предлог: in + to → into

Соединения могут быть композиционными, что означает, что значение нового слова определяется путем объединения значений частей, или некомпозиционными, что означает, что значение нового слова не может быть определено путем объединения значений частей.Например, голубика — это голубая ягода. Однако разрыв — это не отношение, которое было разорвано на части в восходящем направлении. Сложные существительные не следует путать с существительными, модифицированными прилагательными, глаголами и другими существительными. Например, прилагательное черный в словосочетании черная птица отличается от прилагательного черный сложного существительного черный дрозд тем, что черный из черная птица функционирует как модификатор словосочетания, в то время как черный из черный дрозд является неотъемлемой частью существительного: черная птица также относится к любой птице черного цвета, в то время как черный дрозд — это особый тип птиц.

Вырезание слов

Вырезание — это процесс словообразования, при котором слово сокращается или сокращается без изменения значения слова. Вырезание отличается от обратного формирования тем, что новое слово сохраняет значение исходного слова. Например:

  • реклама — объявление
  • аллигатор — аллигатор
  • экзамен — экзамен
  • бензин — газ
  • гимназия — спортзал
  • грипп — грипп
  • лаборатория — лаборатория
  • математика — математика
  • Меморандум
  • — меморандум
  • фотография — фото
  • общественный дом — паб
  • енот — енот
  • репутации — репутация
  • ситуация комедия — ситком
  • телефон — телефон

Четыре типа отсечения: обратное отсечение, переднее отсечение, среднее отсечение и сложное отсечение.Обратное отсечение — это удаление конца слова, как в газ из бензин . Переднее обрезание — это удаление начала слова, как в gator из alligator . Среднее вырезание сохраняет только середину слова, как в flu из influenza . Сложная вырезка — это удаление нескольких частей из нескольких слов, как в ситкоме из комедии ситуаций .

Смешивание слов

Смешивание — это процесс словообразования, в котором части двух или более слов объединяются, чтобы создать новое слово, значение которого часто является комбинацией исходных слов.Ниже приведены примеры смешивания слов.

  • реклама + развлечения → реклама
  • биографическая + фотография → биографическая
  • завтрак + обед → бранч
  • хихиканье + фырканье → хихиканье
  • кибернетик + организм → киборг
  • угадать + оценить → предположить
  • опасный + материал → hazmat
  • мотор + отель → мотель
  • чопорная + сисси → чопорная
  • одновременная + трансляция → одновременная передача
  • дым + туман → смог
  • Испанский + Английский → Spanglish
  • ложка + вилка → пробка
  • телефон + марафон → телемарафон
  • веб + семинар → вебинар

Смешанные слова также называются «портмоне».

Образец загрузки словообразования

Для получения более полных списков английских слов, образованных путем сложения, вырезания и смешивания, загрузите следующие бесплатные распечатанные словарные списки:

Этот пост является частью серии: Формирование слова: создание новых слов в английском языке

Статьи этой серии определяют и иллюстрируют наиболее распространенные процессы словообразования или создания новых слов на английском языке, включая происхождение, обратное формирование, преобразование, сложение, вырезание, смешивание, аббревиатуры, акронимы, эпонимы, монеты, одноразовые слова.

Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *