Контрольная работа 1 фонетика орфоэпия вариант 1: Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия»

Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия»

Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия»

1 вариант

1. Дайте определение фонетике

2. Охарактеризуй следующие звуки: [л’], [к], [ш]

3. Перечисли буквы, обозначающие два звука

4. Сделай фонетический разбор слова пятью

5. Найдите правильную транскрипцию слова жалеть:

а) [ жалэт’] б) [жылэть] в) [жылэт’]

г) [жиэл’ эт’]

6. Найдите слово, в котором все согласные звуки мягкие:

а) кисель б) сшить в) сбрить г) ссора

7. Запиши слова и расставь в них ударение: досуг, кухонный, красивее, свекла, договор, шофер, столяр, позвонит, алфавит, процент.

8. В каком слове звуков больше, чем букв?

а)район; б)сияние; в)декабрь

9. Затранскрибируй слово: юбилей

10* Затранскрибируйте предложение:

Гаснет багровый луч солнца.

Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия»

2 вариант

1. Дайте определение орфоэпии

2. Охарактеризуй следующие звуки: [х], [д’],[ж]

3. Перечисли звонкие согласные

4. Сделай фонетический разбор слова семью

5. Найдите правильную транскрипцию слова хочется:

а)[ хоч’итс’а] б)[ хоч’еца] в)[хоч’ьцъ] г)[хоч’тса]

6. Найдите слово, в котором все согласные звуки твердые:

а) кисель б) сшить в) сбрить г) ложка

7. Запиши слова и расставь в них ударение: свекла, договор, каталог, щавель, квартал, банты, звонит, банты, крапива, туфля.

8. В каком слове звуков больше, чем букв?

а)птица; б)дождь; в) елочка

9. Затранскрибируй слово: южный

10* Затранскрибируйте предложение:

Пожаловала в наши края осень.

Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия»

3 вариант

1. Дайте определение графики

2. Охарактеризуй следующие звуки: [б`], [с], [ч]

3. Перечисли глухие согласные

4. Сделай фонетический разбор слова попью

5. Найдите правильную транскрипцию слова утюг:

а) [ утюг] б) [ут`ук] в) [от`уг] г) [утюк]

6. Найдите слово, в котором все согласные звуки звонкие:

а) мороз б) воробей в) машина г) учеба

7. Запиши слова и расставь в них ударение: досуг, кухонный, красивее, свекла, договор, шофер, столяр, позвонит, алфавит, процент.

8. В каком слове букв на 2 больше, чем звуков?

а)тальк; б)пельмень; в)йод

9. Затранскрибируй слово: вьюжный

10* Затранскрибируйте предложение:

На поляне растёт дуб.

Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия»

4 вариант

1. Дайте определение фонетике

2. Охарактеризуй следующие звуки: [д], [ц], [т`]

3. Перечисли всегда мягкие

4. Сделай фонетический разбор слова

яма

5. Найдите правильную транскрипцию слова пень:

а) [п`ен`] б) [п`эн] в) [п`эн`] г) [п`энь]

6. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие:

а) когти б) лиса в) шофёр г) конфета

7. Запиши слова и расставь в них ударение: досуг, кухонный, красивее, свекла, договор, шофер, столяр, позвонит, алфавит, процент.

8. В каком слове букв на 2 больше, чем звуков?

а)район; б)поляна; в)женьшень

9. Затранскрибируй слово: скользкий

10* Затранскрибируйте предложение:

В лесу пахло смолой.

Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия»

5 вариант

1. Дайте определение озвучению

2. Охарактеризуй следующие звуки: [л], [к`], [х]

3. Перечисли всегда твёрдые согласные

4. Сделай фонетический разбор слова дубки

5. Найдите правильную транскрипцию слова уголь:

а) [ угол] б) [угол`] в) [угал] г) [угал`]

6. Найдите слово, в котором все согласные звуки мягкие:

а) капуста б) земляника в) лагерь г) дети

7. Запиши слова и расставь в них ударение: досуг, кухонный, красивее, свекла, договор, шофер, столяр, позвонит, алфавит, процент.

8. В каком слове букв больше, чем звуков?

а)дуб; б)лень; в)поляна

9. Затранскрибируй слово: скользкий

10* Затранскрибируйте предложение:

С деревьев падал снег.

Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия»

6 вариант

1. Дайте определение оглушению

2. Охарактеризуй следующие звуки: [д], [ж], [б]

3. Перечисли буквы, обозначающие два звука

4. Сделай фонетический разбор слова лыжи

5. Найдите правильную транскрипцию слова небо:

а) [ н`эба] б) [н`й`эба] в) [н`эбо] г) [нэба]

6. Найдите слово, в котором все согласные звуки мягкие:

а) молоток б) победа в) викторина

г) галерея

7. Запиши слова и расставь в них ударение:

досуг, кухонный, красивее, свекла, договор, шофер, столяр, позвонит, алфавит, процент.

8. В каком слове букв больше, чем звуков?

а)жизнь; б)диван; в)телефон

9. Затранскрибируй слово: вьюжный

10* Затранскрибируйте предложение:

Берегите наш язык.

Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия»

7 вариант

1. Дайте определение фонетике

2. Охарактеризуй следующие звуки: [г`], [ц], [щ]

3. Перечисли глухие согласные

4. Сделай фонетический разбор слова воробей

5. Найдите правильную транскрипцию слова

учебник:

а) [ учэбн`ик] б) [уч`эбник] в) [уч`ебн`ик]

г) [уч`эбн`ик]

6. Найдите слово, в котором все согласные звуки звонкие:

а) ракета б) флаг в) война г) победа

7. Запиши слова и расставь в них ударение: досуг, кухонный, красивее, свекла, договор, шофер, столяр, позвонит, алфавит, процент.

8. В каком слове звуков больше, чем букв?

А)линия; б)вариант; в)тальк

9. Затранскрибируй слово: яшма

10* Затранскрибируйте предложение:

Я один ночью ид по дороге.

Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия»

8 вариант

1. Дайте определение орфоэпия

2. Охарактеризуй следующие звуки: [х], [д`], [ш]

3. Перечисли всегда мягкие согласные

4. Сделай фонетический разбор слова юг

5. Найдите правильную транскрипцию слова пояс:

а) [ пояс] б) [пойяс] в) [пой`яс] г) [пой`ас]

6. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие:

а) дуб б) гром в) кошка г) городок

7. Запиши слова и расставь в них ударение: досуг, кухонный, красивее, свекла, договор, шофер, столяр, позвонит, алфавит, процент.

8. В каком слове звуков больше, чем букв?

а)варежка; б)свёкла; в)дорогою

9. Затранскрибируй слово: яшма

10* Затранскрибируйте предложение:

Я очень люблю школу.

Критерии оценивания

5 баллов – верно расставлено ударение, слова в алфавитном порядке

4 балла – допущены 1-2 ошибки в постановке ударения / допущена 1 ошибка в расстановке в алфавитном порядке

3 балла – допущено 3-4 ошибки в постановке ударения / допущено 2 ошибки в расстановке в алфавитном порядке

2 балла – допущено 5 ошибок в постановке ударения

1 балл – допущено 6 ошибок в постановке ударения / допущено более 3 ошибок в расстановке слов в алфавитном порядке

0 баллов – допущено более 7/4 ошибок / не приступил к выполнению задания

ЗАДАНИЕ 8

1 балл – дан верный ответ

0 баллов — ответ неверный/не приступил к заданию

ЗАДАНИЕ 9

2 балла – верно дана транскрипция

1 балл – допущена 1ошибка в постановке ударения

0 баллов – допущено 2 и более ошибок

ЗАДАНИЕ 10*

4 балла – все слова затранскрибируемы правильно

3 балла – допущена 1 ошибка

2 балла – допущено 2 ошибки

1 балл – допущено 3 ошибки и более

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БАЛЛОВ.

Максимум: 22 балла

18-22 балла – «5»

14-17 баллов – «4»

9-13 баллов – «3»

Меньше 9 баллов — 2

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Контрольная работа по фонетике и орфоэпии.

                   КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОНЕТИКЕ И ОРФОЭПИИ.

                                                   

                                                      I ВАРИАНТ.

1. Укажите неверное утверждение.

а) в современном русском языке звуков больше, чем букв;

б)в русском языке 10 гласных  звуков и 10 гласных букв;

в) гласные звуки в русском языке делятся на ударные и безударные.

2. Укажите слова, в которых букв столько же, сколько и звуков.

а) юла; б) юннаты; в)солнце; г)съест; д)болеть; е)друзья.

3. Найдите слова, написание которых не совпадает с их произношением.

а) чтобы; б) взял; в) устный; г) ателье; д) азбука; е) новый.

4. В каких словах все согласные звуки звонкие?

а) берег; б) сдобный; в) снова; г) взморье.

5. В каком слове или сочетании слов нет звука [ы] ?

а) межинститутский; б)к итогам; в) цирк; г)чисто.

6. В каком слове четыре звука?

а) шьёшь; б) лён; в) поют; г) ядро.

7. В каком слове есть звук  [ д ]?

а) дело; б) отбросил; в) подкова; г) семнадцать.

8. В каком слове нет звука  [ з] ?

а) сдать; б) езда; в) езжу; г) вокзал.

9.  В каком слове все согласные мягкие?

а) шинель; б) щавель; в) лишь; г) цель.

10. В каком слове гласных звуков больше, чем согласных?

а) ягода; б) осенью; в) лиана; г) уют.

11. Укажите верную характеристику последнего звука в слове молодёжь.

а) согласный, глухой, твёрдый;    б) согласный, глухой, мягкий;

в) согласный, звонкий, твёрдый;   г) согласный, звонкий, мягкий.

12. В каком слове произносится гласный   [э]?

а) кафе; б) кофе; в) чудеса; г) приятель.

13. В каком слове нет согласного звука [ j ] ?

а) почтальон; б) полёт; в) поёт; г) льётся.

14. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный?

а) откУпорить; б) Августовский; в) Оптовый; г) мизЕрный.

15. В каком слове ударение падает на первый слог?

а) недуг; б) звонит; в) дефис; г) клала.

16. в каком слове выделенный согласный произносится твёрдо?

а) акаДемия; б) Термин; в) ТенДенция; г) Тенор.

17. Укажите слово, значение которого меняется от ударения.

а) столяр; б) гвоздики; в) валом; г) апостроф.

18. В каком слове ударение определено верно?

а) докУмент; б) диспАнсер; в) феномЕн; г)облегчИть.

19. Разделите слова на слоги.

Майка, открытие, одноклассник, былинный, предъюбилейный.

20.Выполните фонетический разбор слова мягкий.         


                                       КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОНЕТИКЕ И ОРФОЭПИИ.

                                                                           II ВАРИАНТ.

  1. Укажите неверное утверждение.

а) в современном русском языке звуков столько же, сколько букв;

б) буквы ъ и ь звука не обозначают;

в) в современном русском языке буквы е, ё, ю, я играют двойную роль.

2. Укажите слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

а)колья; б) грипп; в) въезд; г)пью; д) счастливый; е) шить.

3. Найдите слова, написание которых не совпадает с их произношением.

а)конечно; б) ключ; в) сделал; г) модель; д) хлебный; е)пушка.

4. В каких словах все согласные звуки глухие?

а) качаться; б) записать; в) сухой; г)сапог.

5.В каком слове или сочетании слов нет звука [ы]?

а) хлипкий; б) житейское; в)безынтересный; г) нация.

6. В каком слове пять звуков?

а) январь; б) июль; в) юбка; г) осень.

7. В каком слове нет звука [д]?

а) подарок; б) подъезжать; в) дверной; г) бедствие.

8. В каком примере есть звук [с]?

а) вьётся; б) из шёлка; в) сдача; г)мороз.

9. В каком слове все согласные мягкие?

а)тишь; б) целитель; в) печать; г)тире.

10. В каких словах гласных звуков больше, чем согласных?

а)якорь; б)выйду; в)пуанты; г) пение.

11. Укажите верную характеристику первого звука в слове язык.

а) гласный, безударный;    б) гласный, ударный;

в) согласный, глухой, твёрдый;     г) согласный, звонкий, мягкий.

12. В каком слове произносится гласный звук [а]?

а)сядьте; б) слушайте; в)тридцать; г) месяц.

13. В каком слове нет согласного звука [j]?

а) лёд; б) подъезд; в) паять; г)  яшма.

14. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный?

а) бАлованный; б)каталОг; в)Ягодицы; г)включИт.

15.  В каком слове ударение падает на последний слог?

а) газопровод; б)черпать; в) компас; г)красивей.

16. В каком слове выделенный согласный произносится  мягко?

а)Тезис; б)кашНе; в)Демонстрировать; г) эНергия.

17.  Укажите слово, значение которого меняется от ударения.

а)напасть; б)атлас; в)толковый; г) быстро.

18. В каком слове ударение определено верно?

а)зАвидно; б)гербОвый; в) знАмение; г)средствА.

19. Разделите слова на слоги.

Очертание, суббота, отъявленный, лайковый, предпринять.

20. Выполните фонетический разбор слова лёгкий.


                      КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОНЕТИКЕ И ОРФОЭПИИ.

                                                           III ВАРИАНТ.

  1. Укажите неверное утверждение.

а) в русском алфавите 33 буквы;

б) все звонкие согласные на конце слова оглушаются;

в) под ударением гласные произносятся отчётливо.

2. Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков.

а)местность; б) смеяться; в) жужжать; г)съемка; д) длинный; е) яблоко.

3. Найдите слова, написание которых не совпадает с их произношением.

а) ничто; б) изжить; в) тест; г)пост; д) синий; е)старик.

4. В каких словах все согласные звуки звонкие?

а)молотьба; б) бульдог; в) красивый; г) греметь.

5. В каком слове или сочетании слов нет звука [ы]?

а) циркуль; б) в институте; в) личный; г) сторожить.

6. В каком слове пять звуков?

а) июнь; б) ноябрь; в) вьюн; г) апрель.

7. В каком слове нет звука [ж]?

а) жонглировать; б)дружба; в) книжка; г) жизнь.

8. В каком слове есть звук [к]?

а) мягкий; б) вокзал; в)пробег; г) китаец.

9. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

а) можешь; б) врач; в) съёмка; г)щёлочь.+.

10. В каком слове гласных звуков меньше, чем согласных?

а) ёжик; б) мясо; в) кусаться; г) поэзия.

11. Укажите верную характеристику первого звука в слове здесь.

а) согласный, глухой, твёрдый;    б) согласный звонкий, мягкий;

в) согласный, звонкий, твёрдый;   г) согласный, глухой, мягкий.

12. В каком слове произносится гласный звук [а]?

а) тучами; б) жалеть; в) ячмень; г) объявлен

13. В каком слове нет согласного звука [j]?

а) оскорблён; б) свидание; в)маячить; г)южный.

14. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный?

а) джИнсовый; б) нефтепровОд; в) принУдить; г) паралИч.

15. В каком слове ударение падает на третий слог?

а) перезвоним; б)простолюдин; в)избалован; г) издавна.

16. В каком слове выделенный согласный произносится твёрдо?

а) фаНера; б) асТероид; в) куПейный; г) баССейн.

17. Укажите слово, значение которого меняется от ударения.

а) умерший; б) пропасть; в) дремота; г)жалюзи.

18. В каком слове ударение определено неверно?

а)киломЕтр; б) тАможня; в) ходАтайство; г) вЕрба.

19. Разделите слова на слоги.

Предыстория, зверолов, сталелитейный, отъезд, старинный.

20.Выполните фонетический разбор слова поющий.

 

«Фонетика. Графика. Орфоэпия.» (10 класс)

Контрольная работа по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия» (10 класс)

1 вариант

1. В каких словах все согласные звонкие?

а) берег б) сдобный в) снова г) взморье

2. В каком слове или сочетании слов нет звука [ы]?

а) межинститутский б) к итогам в) цирк г) чисто

3. В каком слове четыре звука?

а) шьешь б) лён в) поют г) ядро

4. В каком слове есть звук [д]?

а) отбросил б) дело в) подкова г) семнадцать

5. В каком слове нет звука [з]?

а) сдать б) езда в) езжу г) вокзал

6. В каком слове нет согласного звука [й]?

а) почтальон б) полет в) поет г) льется

7. В каком слове неверно поставлено ударение? Исправьте ошибку.

а) прокралАсь б) квартАл в) Августовский г) оптОвый

8. В каком слове выделенный согласный произносится твердо?

а) академия б) термин в) тенденция г) тенор

9. Разделите слова на слоги: майка, открытие, одноклассники, былинный, предъюбилейный.

Укажите все возможные варианты переноса слова «открытие».

10. Выполните фонетический разбор следующих слов: сияние, мягкий.

11. Спишите словосочетания, поставьте ударения:

включат свет, в модных бутиках, открыть жалюзи, рана кровоточит, билеты бронируют, отчет за квартал, повязать банты, принята на работу, дозвониться до друга, овладела дремота.

Дополнительное задание

«Орфоэпия»

1. В каком слове выделенный согласный произносится твердо?

а) академия б) термин в) тенденция г) тенор

2. В каком слове выделенный согласный произносится мягко?

а) тенденция б) тембр в) тест г) бутерброд

3. В каком слове выделенный согласный произносится мягко?

а) адаптер б) ацтек в) миледи г) антитеза

4. В каком слове выделенный согласный произносится мягко?

а) интервенция б) патент в) экзема г) штемпель

5. В каком слове выделенный согласный произносится мягко?

а) пастель б) шинель в) гротеск г) стратег

6. Спишите словосочетания, поставьте ударения:

не забудь о торте, облегчить свою участь, автомобиль бронируют, баловать малыша, в ногах ломота, прочитать некролог, премировали за успехи, вкусный щавель, отправить ходатайство, посмотрите на форзац, сделать мастерски, предвосхитить успех, искони, добела.

Контрольная работа по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия» (10 класс)

2 вариант

1. В каких словах все согласные звонкие?

а) мороз б) вглубь в) вдруг г) обида

2. В каком слове или сочетании слов нет звука [ы]?

а) циркуль б) в институте в) личный г) жить

3. В каком ряду слов звуков больше, чем букв?

а) бурьян, только б) ночью, юг в) дождь, южная г) поющая, яростная

4. В каком ряду во всех словах есть звук [к`]?

а) вдруг, мягкий б) раскинуть, вокзал в) окружность, пробег г) келья, маркетинг

5. В словах какого ряда нет звука [ж]?

а) жизнь, книжка б) перебежчик, сторожка в) пейзаж, дружба г) намажьте, жонглер

6. В каком слове нет согласного звука [й]?

а) яшма б) занять в) паять г) ярмарка

7. В каком слове неверно поставлено ударение? Исправьте ошибку.

а) обеспЕчение б) плЕсневеть в) откУпорить г) черпАть

8. В каком слове выделенный согласный произносится мягко?

а) тенденция б) тембр в) тест г) бутерброд

9. Разделите слова на слоги: очертание, суббота, отъявленный, лайковый, предпринять.

Укажите все возможные варианты переноса слова «очертание».

10. Выполните фонетический разбор следующих слов: бояться, счетчик.

11. Спишите словосочетания, поставьте ударения:

не забудь о торте, облегчить свою участь, включат свет, в модных бутиках, автомобиль бронируют, баловать малыша, в ногах ломота, прочитать некролог, премировали за успехи, вкусный щавель.

Дополнительное задание

«Орфоэпия»

1. В каком слове выделенный согласный произносится твердо?

а) академия б) термин в) тенденция г) тенор

2. В каком слове выделенный согласный произносится мягко?

а) тенденция б) тембр в) тест г) бутерброд

3. В каком слове выделенный согласный произносится мягко?

а) адаптер б) ацтек в) миледи г) антитеза

4. В каком слове выделенный согласный произносится мягко?

а) интервенция б) патент в) экзема г) штемпель

5. В каком слове выделенный согласный произносится мягко?

а) пастель б) шинель в) гротеск г) стратег

6. Спишите словосочетания, поставьте ударения:

открыть жалюзи, рана кровоточит, отчет за квартал, повязать банты, принята на работу, дозвонится до друга, овладела дремота, отправить ходатайство, посмотрите на форзац, сделать мастерски, предвосхитить успех, искони, добела.

Контрольная работа по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия» (10 класс)

3 вариант

1. В каких словах все согласные глухие?

а) берег б) сдобный в) качаться г) записать

2. В каком слове нет звука [ы]?

а) хлипкий б) житейское в) нация г) безынтересный

3. В каком ряду слов букв больше, чем звуков?

а) мясо б) пьет в) драться г) елочка

4. В каком слове происходит оглушение?

а) спичка б) сделать в) глобус г) дождь

5. В каком слове нет звука [д]?

а) подарок б) подъезжать в) бедствие г) дверной

6. В каком слове нет согласного звука [щ]?

а) грузчик б) извозчик в) летчик г) пильщик

7. В каком слове неверно поставлено ударение? Исправьте ошибку.

а) ПозвОнит б) Августовский в) дремОта г) взятА.

8. В каком слове выделенный согласный произносится мягко?

а) кортеж б) шинель в) тезис г) тенденция

9. Разделите слова на слоги:

отъезд, предыстория, сталелитейный, старинный, зверолов.

Укажите все возможные варианты переноса слова «предыстория».

10. Выполните фонетический разбор следующих слов: смеяться, летчик.

11. Спишите словосочетания, поставьте ударения:

премировать сотрудника, включат свет, жить в новом квартале, в модных бутиках, немного завидно, купить свеклу, большой выбор шарфов, балованный ребенок, вспыхнула искра, стала ещё красивее.

Дополнительное задание

«Орфоэпия»

1. В каком слове выделенный согласный произносится твердо?

а) академия б) термин в) тенденция г) тенор

2. В каком слове выделенный согласный произносится мягко?

а) тенденция б) тембр в) тест г) бутерброд

3. В каком слове выделенный согласный произносится мягко?

а) адаптер б) ацтек в) миледи г) антитеза

4. В каком слове выделенный согласный произносится мягко?

а) интервенция б) патент в) экзема г) штемпель

5. В каком слове выделенный согласный произносится мягко?

а) пастель б) шинель в) гротеск г) стратег

6. Спишите словосочетания, поставьте ударения:

открыть жалюзи, рана кровоточит, отчет за квартал, повязать банты, принята на работу, дозвонится до друга, овладела дремота, отправить ходатайство, посмотрите на форзац, сделать мастерски, предвосхитить успех, искони, добела.

Контрольная работа по фонетике, графике, орфоэпии (6 класс)

Контрольная работа по фонетике, графике, орфоэпии (6 класс)

I вариант

1. Сколько раз употребляется звук [ц] в данном предложении?

К первым относятся виды птиц, численность которых так резко сокращается, что им уже не выжить без активного вмешательства человека.

1)1 2)2 3)3 4)4

2. Какое слово состоит из семи звуков?

1)маячить 2)разрежьте

3)бурьян 4)съехать

3. В каком слове все согласные звуки являются твёрдыми?

  1. готовиться

  2. государственный

  3. малыши

  4. возможность

4 . В каком слове звуков больше, чем букв?

  1. богатство

  2. местность

  3. попытались

  4. древняя

5. В каком слове все согласные звуки являются звонкими?

  1. посадка

  2. мороз

  3. царица

  4. вьюжная

6. Какое слово состоит из трёх звуков?

  1. её

  2. ещё

  3. себя

  4. быть

7. Какой звук произносится на конце слова водопровод!

  1. [д] — согласный, звонкий, твёрдый

  2. [т] — согласный, глухой, твёрдый

  3. [д’] — согласный, звонкий, мягкий

  4. [т’] — согласный, глухой, мягкий

8. В каком слове нет звука [ш]?

  1. дрожжи

  2. нарежьте

  3. чтобы

  4. стриж

9 .Выбери слово, в котором количество букв и звуков совпадает.

1) шьёшь 2) метель 3) ель 4) язык

10. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог

1) брала, звонит, торты

2) форзац, кулинария, включит

3) квартал, досуг, щавель

4) каталог, диалог, алфавит

11.В каком ряду во всех словах пропущена буква О

1) р…внина, р…сток, выр…щивать

2) изл…гать, обм…кнуть хлеб в молоко, жук-пл…вунец

3) з…ря, подр…внять челку, пл…вец

4) заг…релый, пром…кашка, р…стовщик

12. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е

1) бл…стеть, соч…тание, соб…ру

2) бл…стать, выч…тать, ум…реть

3) ст…реть, отт…рать, уб…ру

4) сж..гать, прим…рять платье, заст…лить постель

13. В каком ряду во всех словах есть корни с чередующимися гласными в корне

1) расс.рдиться, кал…ндарь, водор…сли

2) бл…городный, зам…реть, эксп…зиция

3) заст…лить, ур…внение, заг…релый

4) к…вычки, к…снуться, герм…тичный

14. В каком слове НЕверно поставлено ударение

1) сливОвый 2) жалюзИ 3)Августовский 4) грУшевый

15. Как называется наука, изучающая буквы

1) фонетика 2) графика 3) орфоэпия 4) морфемика

16. Орфоэпия – это наука, изучающая:

1) правила произношения и расстановки ударения

2) звуки речи

3) буквы

4) морфемы

17. В каком примере нарушены правила переноса слов?

1)ябло-ко; 2)ту-чка; 3)над-ломить; 4)тер-раса.

18. В каком слове буква «я» не обозначает два звука?

1. взял;

  1. яблоко;

  2. лаять;

  3. братья.

19. Транскрипция какого слова записана неверно?

1)юла – [й’ у л а];

2)лоб – [л о п];

3)свекла – [с в’ о к л а];

4)семья – [с’ и м’ а].

20. В каком слове в корне есть звук [п]?

1) робкий 2) грибы 3) пирог 4) бутерброд

21. Спишите, вставьте пропущенные буквы, сделайте разборы.

  1. Утром со…нце разг…ралось медленно, трудно. 2) При сухих ще…ках и сухое дер…во разг…рается4. 3) Г…рят первые звезды, а з…ря еще долго дог…рает над далями и туманами. 4) В разрывах туч(?) ярко г…рела луна. 5) Первые лучи со…нца к…снулись в…рхушек д…ревьев. 6) Ярче1 роз…вой рубахи з…ри вешние г…рят. (С. Есенин) 7) В бесе…е к…сались различных тем. 8) Мы (не) к…снулись этого вопроса.

Контрольная работа по фонетике, графике, орфоэпии (6 класс)

II вариант

  1. Сколько раз употребляется звук [ф] в данном предложении?

Вот церковь, от неё фактически остался бесформенный остов, обраставший в течение нескольких лет кустами неприхотливой бузины.

1)1

2) 2

3) 3

4) 4

  1. Какое слово состоит из восьми звуков?

1)стоять 2) разрежьте 3) бурьян 4) съехать

3. В каком слове все согласные звуки являются мягкими?

  1. вьюн;

  2. афера;

  3. жюри;

  4. жало.

4. В каком слове звуков больше, чем букв?

  1. якорь;

  2. учитель;

  3. близко;

  4. юрист.

5. В каком ряду во всех словах все согласные звуки звонкие?

1)Небо, завидно, визирь;

2)ателье, камбала, ночь;

3)город, зонт, стриж;

4)рисунок, олень, котенок.

6. Сколько согласных звуков в слове феерия

1) 2 2) 3 3) 4 4) 5

7. Какой звук произносится на конце слова брод?

  1. [д] — согласный, звонкий, твёрдый

  2. [т] — согласный, глухой, твёрдый

  3. [д’] — согласный, звонкий, мягкий

  4. [т’] — согласный, глухой, мягкий

8. В каком слове в корне есть звук [т]?

1) тигр

2) любуется

3) пруд

4) местность

9. Что изучает орфоэпия?

  1. звуки речи;

  2. правила написания слов;

  3. правила постановки ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний

  4. правила обозначения звуков речи буквами

10. Какая наука изучает буквы?

1) фонетика 2) орфоэпия 3) графика 4) морфемика

11.В каком слове количество букв и звуков совпадает

1) пьеса 2) яма 3) армия 4)лестница

12. В каком ряду во всех словах пропущена буква А

1) р…внина, р…сток, выр…щивать

2) изл…гать, обм…кнуть хлеб в молоко, жук-пл…вунец

3) з…ря, подр…внять челку, пл…вец

4) заг…релый, пром…кашка, р…стовщик

13. В каком ряду во всех словах пропущена буква И

1) бл…стеть, соч…тание, соб…ру

2) бл…стать, выч…тать, ум…рать

3) ст…реть, отт…рать, уб…ру

4) сж..гать, прим…рять платье, заст…лить постель

14. В каком ряду во всех словах есть корни с чередующимися гласными в корне

1) прим…рить друзей, кал…ндарь, водор…сли

2) бл…городный, зам…реть, эксп…зиция

3) заст…лить, ур…внение, заг…релый

4) к…вычки, к…снуться, герм…тичный

15. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог

1) брала, звонит, торты

2) форзац, августовский, торты

3) квартал, досуг, щавель

4) каталог, диалог, алфавит

16. В каком слове НЕверно поставлено ударение

1) сливОвый

2) жалюзИ

3)Августовский

4) грУшевый

17. В каком примере нарушены правила переноса слов?

1) о-день, сле-зь, умно-жь

2) мо-локо, кол-баса, про-бег

3) ал-лея, кило-грамм, кни-га

4) ком-пот, подъ-езд, вью-га

18. каком слове буква «ю» не обозначает два звука?

1) полью 2) мюсли 3) юла 4) спою

19. Транскрипция какого слова записана неверно?

1)юла – [й’ у л а];

2)сделать – [сдʼэлатʼ];

3)свекла – [с в’ о к л а];

4)семья – [с’ и м’ йа].

20. В каком слове происходит озвончение глухого согласного?

1) серёжка 2) сделать 3) подъезд 4) воз

21. Спишите, вставьте пропущенные буквы, сделайте разборы.

  1. Утром со…нце разг…ралось медленно, трудно. 2) При сухих ще…ках и сухое дер…во разг…рается4. 3) Г…рят первые звезды, а з…ря еще долго дог…рает над далями и туманами. 4) В разрывах туч(?) ярко г…рела луна. 5) Первые лучи со…нца к…снулись в…рхушек д…ревьев. 6) Ярче1 роз…вой рубахи з…ри вешние г…рят. (С. Есенин) 7) В бесе…е к…сались различных тем. 8) Мы (не) к…снулись этого вопроса.

Методическая разработка по русскому языку (5 класс): Контрольная работа «Фонетика и орфоэпия»

Контрольная работа

«Фонетика и орфоэпия»

Фамилия, имя, класс________________________________________ Вариант 1

  1. Сделайте фонетическую запись слов. Сделайте фонетический разбор одного любого слова.

Лён, весна, солнце, съезд, полью.

  1. Запишите предложение, подчеркивая известные вам орфограммы-буквы в словах и расставляя в них ударения.

В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые осинки.

  1. Восстановите орфографический «облик» слов:

[л’й’у], [в’исна], [аб’й’ат], [жыв’ом], [жыв’й’ом], [броф’], [фч’ира]

  1. Выпишите слова, в которых произношение не совпадает с написанием.

Жизнь, грач, весна, дуб, солнце, дом, ножки, столб, разъяснять.

  1. Запишите слова, расставьте в них ударение.

Звонит, инструмент, документ, квартал, баловать, диспансер, километр, диалог, библиотека, повторим.

  1. Выпишите слова, в которых количество букв больше, чем количество звуков.

Моя, месть, яблоко, мнение, есть, жизнь, дождь, пою, бьёшь, смеяться.

  1. Отгадайте слово.

Звуки этого слова вы узнаете, взяв третий звук от слова полка, ударный гласный от слова торты, третий звук от слова мед, четвертый – от слова будка и безударный гласный от слова рама.

  1. Дайте объяснение термину орфоэпия.

Контрольная работа

«Фонетика и орфоэпия»

Фамилия, имя, класс________________________________________ Вариант 2

  1. Сделайте фонетическую запись слов Сделайте фонетический разбор одного любого слова.

Плод, конечно, ястреб, пою, побью.

  1. Запишите предложение, подчеркивая известные вам орфограммы-буквы в словах и расставляя в них ударения.

Густо покрывают мохнатые ветви елей пушистые хлопья снега.

  1. Восстановите орфографический «облик» слов:

[ид’ош], [пай’у], [аз’ап], [жыл’й’о], [р’иб’онак], [жыл’э], [харавот]

  1. Выпишите слова, в которых произношение не совпадает с написанием.

Дождь, лес, запад, дерево, плот, вернуться, сон, конечно, важный.

  1. Запишите слова, расставьте в них ударение.

Звоним, абонент, красивее, каталог, баловать, килограмм, монолог, свекла, экзамен, повторишь.

  1. Выпишите слова, в которых количество букв меньше, чем количество звуков.

Моя, месть, яблоко, мнение, есть, жизнь, дождь, пою, бьёшь, смеяться.

  1. Отгадайте слово.

Звуки этого слова вы узнаете, взяв третий звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, четвертый звук от слова съехал, четвертый звук от слова юмор.

  1. Дайте объяснение термину фонетика.

Вариант 1

  1. Сделайте фонетическую запись слов. Сделайте фонетический разбор одного любого слова.

Лён, весна, солнце, съезд, полью.

  1. Запишите предложение, подчеркивая известные вам орфограммы-буквы в словах и расставляя в них ударения.

В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые осинки.

  1. Восстановите орфографический «облик» слов:

[л’й’у], [в’исна], [аб’й’ат], [жыв’ом], [жыв’й’ом], [броф’], [фч’ира]

  1. Выпишите слова, в которых произношение не совпадает с написанием.

Жизнь, грач, весна, дуб, солнце, дом, ножки, столб, разъяснять.

  1. Запишите слова, расставьте в них ударение.

Звонит, инструмент, документ, квартал, баловать, диспансер, километр, диалог, библиотека, повторим.

  1. Выпишите слова, в которых количество букв больше, чем количество звуков.

Моя, месть, яблоко, мнение, есть, жизнь, дождь, пою, бьёшь, смеяться.

  1. Отгадайте слово.

Звуки этого слова вы узнаете, взяв третий звук от слова полка, ударный гласный от слова торты, третий звук от слова мед, четвертый – от слова будка и безударный гласный от слова рама.

  1. Дайте объяснение термину орфоэпия.

Вариант 2

  1. Сделайте фонетическую запись слов Сделайте фонетический разбор одного любого слова.

Плод, конечно, ястреб, пою, побью.

  1. Запишите предложение, подчеркивая известные вам орфограммы-буквы в словах и расставляя в них ударения.

Густо покрывают мохнатые ветви елей пушистые хлопья снега.

  1. Восстановите орфографический «облик» слов:

[ид’ош], [пай’у], [аз’ап], [жыл’й’о], [р’иб’онак], [жыл’э], [харавот]

  1. Выпишите слова, в которых произношение не совпадает с написанием.

Дождь, лес, запад, дерево, плот, вернуться, сон, конечно, важный.

  1. Запишите слова, расставьте в них ударение.

Звоним, абонент, красивее, каталог, баловать, килограмм, монолог, свекла, экзамен, повторишь.

  1. Выпишите слова, в которых количество букв меньше, чем количество звуков.

Моя, месть, яблоко, мнение, есть, жизнь, дождь, пою, бьёшь, смеяться.

  1. Отгадайте слово.

Звуки этого слова вы узнаете, взяв третий звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, четвертый звук от слова съехал, четвертый звук от слова юмор.

  1. Дайте объяснение термину фонетика.

Контрольная работа. Фонетика, орфоэпия, орфография. (1 курс СПО)

Контрольная работа. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

1 вариант.

1. Дополните определение ( запишите одно слово):

а) … — раздел языкознания, который изучает звуки речи, способы их образования, классификацию, ударение, особенности деления на слоги.

2) … — это место в слове, вызывающее затруднение при его написании (звук в слабой позиции)

2. Сделайте фонетическую транскрипцию данного текста:

«На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» (Маяковский)

3. Напишите, сколько букв и сколько звуков в данных словах:

подъезд, яблоко, семя, приют.

4. Расставьте правильно ударение в словах:

банты, жалюзи, мусоропровод, каталог, цемент, позвонишь.

5. Разделите на слоги для переноса:

Четыре дня морская стихия бесновалась. Она ревела и вздымала свои громады.

6. Вставьте з или с:

ра..давать, и..писать, во..действовать, ра..рыть, ра..судить, ра..пустить.

7. Вставьте о или ё:

ш. .колад, ш. .пот, прич..ска, ш..ссе, верблюж..нок, нож. .вка.

8. Вставьте Ы или И:

с..грать, мед..нститут, дез..нфекция, без..мянный.

9. Вставьте, если нужно, ъ или ь:

фортеп..яно, п..еса, обез…яна, под…езд, с..узить глаза.

Контрольная работа. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

2 вариант.

1. Дополните определение ( запишите одно слово):

а) … — совокупность правил, устанавливающих единообразие способов передачи речи на письме.

б) … — ослабленное, менее четкое произношение гласного звука в безударном положении, а согласного — при стечении других согласных или на конце слова.

2. Сделайте фонетическую транскрипцию данного текста:

Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. (Маяковский)

3. Напишите, сколько букв и сколько звуков в данных словах:

платье, съёмка, ёж, племя.

4. Расставьте правильно ударение в словах:

торты, диспансер, газопровод, квартал, цепочка, дозвонишься.

5. Разделите на слоги для переноса:

В эти тяжелые дни свирепой штормовой погоды не видно было ни солнца, ни неба.

6. Вставьте з или с:

и..давать, и..печь, бе..действовать, ра..брызгать, ра..сыпать, ра..цвести.

7. Вставьте о или ё:

ж. ..сткий, ш. ..пот, ш…рох, печ. ..нка, девч..онка, ш..рты, капюш..н.

8. Вставьте Ы или И:

раз..грать, пред..стория, сверх..нтересно, сан..нспекция.

9. Вставьте, если нужно, ъ или ь:

раз..ярённое море, бул..он, необ..ятный, из..ян, от..ужинали.

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по разделу «Фонетика и орфоэпия»

Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия».

(Русский язык 10 класс).

Вариант № 1

1.Дайте определение слова «фонетика».

2. Образуйте все формы прошедшего времени данных глаголов. Расставьте ударение.

Образец. Брать — брал, брала, брало, брали.

Взять —

Класть –

Принять –

Понять –

Сделайте вывод о постановке ударения в глаголах прошедшего времени.

3.Поставьте в словах ударение.

Накренится вправо, позвонишь однокласснику, позвонит послезавтра,

окружит заботой, повторит правило, ненадолго отойдет, внезапный недуг, снята с вешалки, послала телеграмму, принята в организацию.

4.Разделите слова на слоги.

Майка, открытие, одноклассник, былинный, предъюбилейный.

5. Выполните фонетический разбор слов.

Сияние, лавка, мягкий.

6. Перепишите предложения, поставьте ударение в подчеркнутых словах.

Победительнице конкурса вручат как приз договор о рекламном туре.

Фотографии будущей звезды бесплатно разместят в каталоге.

Столяр взял инструмент, средства для шлифовки и приступил к работе.

В диспансере повесили жалюзи на окна.

Новый нефтепровод обошелся нам втридорога.

Она предпочитает ломоть хлеба кусочку торта.

В первом квартале будет решена проблема обеспечения населения медикаментами.

Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия».

(Русский язык 10 класс).

Вариант № 2

1.Дайте определение слова «орфоэпия».

2. Образуйте все формы прошедшего времени данных глаголов. Расставьте ударение.

Образец. Брать — брал, брала, брало, брали.

Спать —

Жить –

Послать –

Начать –

Сделайте вывод о постановке ударения в глаголах прошедшего времени.

3.Поставьте в словах ударение.

Брала за руку, взяла в долг, ждала на берегу, правильно поняла, клала на стол, собрала много ягод, вручит подарок, сердце кровоточит, угости кусочком торта, снята с учета.

4.Разделите слова на слоги.

Отъезд, сталелитейный, зверолов, старинный, предыстория.

5. Выполните фонетический разбор слов.

Поющий, книжка, купаться.

6. Перепишите предложения, поставьте ударение в подчеркнутых словах.

Задание черпать знания — для детей не обязанность, а увлечение.

Все они эксперты в школьных науках.

Когда будет подписан договор и составлено ходатайство, вас уведомят.

Конфеты, торты, рулеты – продукция кондитерской фабрики.

Для красного оттенка торта использован краситель, добытый из свеклы, для синего – сливовый.

Мне завидно, что твой ребенок не избалован.

Экспертное заключение об установлении опеки было подписано вовремя.

Фонетика и ее связь с лингвистическими и социальными науками

Предмет теоретической фонетики.

Фонетика изучает звуковую систему языка, то есть сегментные фонемы, словесное ударение, слоговую структуру и интонацию. В первую очередь это касается производства речи (как звуки издаются говорящими), восприятия речи (как звуки воспринимаются слушателями) и анализа речи (как звуковые волны могут быть обработаны и описаны).Из этого следует, что фонетика является основной отраслью лингвистики: ни одно описание языка не является полным без фонетики, науки, связанной с устной средой языка.

Предметом теоретической фонетики является изучение звуковых паттернов языка, того, как разговорный язык функционирует как код ( фонология ). Теоретическая фонетика рассматривает фонетические явления синхронно, не обращая особого внимания на историческое развитие английского языка.Курс теоретической фонетики направлен на обсуждение тех проблем современной фонетики, которые сильно связаны с преподаванием английского языка. Учитель должен быть уверен, что то, что он преподает, является лингвистически правильным.

Процесс общения актуализируется в три этапа: психологический, физиологический и акустический . Следовательно, существует трех ветвей фонетики , каждая из которых соответствует разным этапам процесса коммуникации.Раздел фонетики, изучающий способ движения воздуха, движения речевых органов и координацию этих движений при производстве отдельных звуков и последовательностей звуков, называется артикуляционная фонетика .

Акустическая фонетика изучает колебания воздуха между ртом говорящего и ухом слушателя. Акустическая фонетика представляет особый интерес для исследовательской работы и прикладной лингвистики. Развитие вычислительной техники приведет к появлению всевозможных обучающих машин.

Раздел фонетики, изучающий процесс слуха, известен как слуховая фонетика . Его интересы лежат в большей степени в ощущении слуха, которое является мозговой активностью, чем в физиологической работе уха или нервной активности между ухом и мозгом. Этот раздел фонетики представляет большой интерес для всех, кто преподает или изучает произношение.

Фонетика и ее связь с лингвистическими и социальными науками

Изучение фонетики имеет образовательные и социальные ценности почти для всех, поскольку понимает важность языка в человеческом общении.

Поскольку фонетика — одна из отраслей языкознания, она тесно связана с другими ее отраслями.

Связь с грамматикой. Многие советские лингвисты в прошлом считали фонетику неотъемлемой частью грамматики наряду с морфологией и синтаксисом, и справочники по грамматике в те годы содержали главы по фонетике.

Связь фонетики с морфологией проявляется в том, что при установлении грамматических категорий морфология часто применяется к фонетическим правилам:

1) сдвиг гласных в образовании

а) неправильное множественное число: фут [фут] [фи: т];

б) формы неправильных глаголов: плавать [плавать] плавать [sw m] плавать [sw m];

2) правила, регламентирующие чтение флексий некоторых грамматических категорий:

а) формы прошедшего времени правильных глаголов: играл [Pleid], работал [w ɜ: kt], хотел

[w ɒ ntid];

б) форма множественного числа и притяжательный падеж существительных: таблицы [teiblz], книги [buks], коробки

[b ɒ ksiz], мальчики [b iz], коты [k æ ts], Alices [æ lisiz].

Фонетика тоже связана с синтаксисом. Эта связь проявляется в том, что любое прочитанное предложение всегда имеет определенный просодический контур. Наблюдаются тенденции в интонации таких синтаксических структур, как вопросы разного типа, прямые обращения, авторские слова, перечисление, приветствие, прощание, скобки.

Связь с лексикологией, , если быть точным, со словарным фондом языка. Прежде всего, эта связь проявляется в том, что ни одно слово не может существовать без его звуковой формы.Кроме того, с помощью сдвига гласных и согласных происходит формирование разных частей речи: мудрое [waiz] — мудрость [wizd ə m], дыхание [bre θ] дыхание [bri: ð ].

Изменение ударной структуры слова может также повлечь изменение части речи: contest (n) [`k ɒ ntest] — contest (v) [k ə n`test], import (n) [ʻimp ə t] import (v) [im`p ɔ: t].

Фонетика также определяет звуковую форму заимствованных слов: их акцентированную структуру и звуковой состав.Например, русское имя произносится с последним ударным слогом и гласным звуком [о] в ударной позиции. В английском языке он произносится как [, b ɒ r ɒ `di: n] (Бородино), т. Е. С двумя ударениями, главным и второстепенным, в соответствии с ритмической тенденцией акцентирования полисложных английских слов и с дифтонгом [ 9u ] в конце слова, так как буква o в конечной позиции в английском языке не сокращается.

Связь со стилистикой .Существуют стилистические приемы, основанные на повторении звуков (рифмованное повторение финальных звуков слога, аллитерационное повторение определенных звуков или их комбинаций, ассонансное повторение гласных звуков.

ONOMATOPOEIA — это комбинация звуков речи, которая предназначена для имитации звуков, производимых в природе (ветер, море, гром), предметами (машинами, инструментами), людьми (вздохи, смех, топот ног) и животными. .

Однако наиболее тесная связь фонетики со стилистикой наблюдается на интонационном уровне.С помощью интонационных средств говорящий может выразить свои чувства и эмоции, отношение к ситуации или предмету разговора.

Фоностилистика — новое направление в фонетике, сформировавшееся в последнее время с целью изучения просодических и звуковых особенностей текстов, относящихся к разным жанрам: повествовательной и научной прозе, сказке, поэзии, публичной и спонтанной речи и др.

Связь с диалектологией. Одно из фонетических исследований посвящено звуковым и интонационным особенностям речи носителей диалектных и региональных типов произношения в сравнении с Полученным произношением.

Фонетика интересует, как формы произношения людей различаются в разных социальных ситуациях. Социофонетика, — совершенно новая ветвь фонетики, которая занимается тем, как язык и его вариации функционируют в речевом сообществе, социальной среде.

Фонетика входит в контакт с рядом неязыковых наук, изучающих процесс производства и восприятия речи.

Связь с анатомией и физиологией человека. Некоторым специалистам необходимо знать анатомию и функции артикуляторов при воспроизведении речи для обучения звукам, а также для решения прикладных задач.

Для тех, кто работает с логопедом , который занимается патологическими состояниями речи, фонетика составляет важную часть программы профессионального обучения. Фонетика также входит в подготовки учителей глухонемых и может иметь отношение к ряду медицинских и стоматологических проблем .

Знание структуры звуковых систем, а также артикуляционных и акустических свойств производства речи необходимо в обучении иностранным языкам . Учитель должен знать отправную точку, которой является звуковая система родного языка ученика, а также цель его обучения, а именно овладение произношением изучаемого языка. Он должен уметь указывать на различия между этими двумя и проводить соответствующие тренировки.

Специалисты в области прикладной лингвистики сотрудничают с следователями , разрабатывая программы идентификации личности по голосу. Бытует мнение, что отпечаток голоса так же уникален, как и отпечатки пальцев.

В наш технологический век фонетика стала важной в ряде технологических областей, связанных с коммуникацией. За последние 10-15 лет произошли изменения в вычислительных технологиях моделирования и распознавания голоса.Например, на экспериментальной стадии находятся устройства для чтения печатной страницы, то есть для преобразования напечатанных символов или букв в синтетическую речь. В пределах возможностей есть автоматическая или фонетическая пишущая машинка, которая будет преобразовывать речь прямо в печатные слова на бумаге.

Психолингвистика изучает усвоение языка детьми, степень, в которой язык опосредует или структурирует мышление, степень влияния на язык и его влияние на такие вещи, как память, внимание, вспоминание и ограничения на восприятие.

Таким образом, область фонетики становится шире и имеет тенденцию выходить за пределы, изначально установленные ее чисто лингвистическими приложениями. С одной стороны, растущий интерес к фонетике, несомненно, частично связан с растущим признанием центральной позиции языка в линии социальной активности. Однако важно, чтобы фонетик оставался лингвистом и смотрел на свою науку как на изучение разговорного языка. Именно его применение к лингвистическим явлениям делает фонетику социальной наукой в ​​собственном смысле этого слова, несмотря на растущую потребность в технических методах и несмотря на ее практическое применение.

Вопросы и задания:

1. Что изучает фонетика?

2. Какие три отрасли фонетики? Дайте им подробные определения.

3. Раскрыть связь фонетики с лингвистическими науками.

4. Выявить связь фонетики с неязыковыми науками.


:

.

1. Фонетика как раздел языкознания

Лекция 1

Фонетика как наука.

Схема

2. Аспекты и блоки фонетики

3. Филиалов фонетики

4. Методы фонетического анализа

1.Фонетика как раздел языкознания

Филиал лингвистики, изучающей язык путем изучения инвентаря, структура и функции звуков речи называется фонетикой.

Фонетика это независимый раздел лингвистики, такой как лексикология или грамматика. Эти лингвистические науки изучают язык с трех разных точек зрения. зрения. Лексикология занимается словарным запасом языка, происхождение и развитие слов, с их значением и словом здание.Грамматика определяет правила, регулирующие изменение слова и сочетание слов в предложения. Фонетические исследования внешняя форма языка; его здравый смысл. Фонетики исследовать фонемы и аллофоны, слоговую структуру, распределение ударения и интонации. Фонетика — это изучение способ, которым люди издают, передают и принимают звуки речи. Он изучает способы организации звуков в систему единиц и вариация единиц во всех типах и стилях разговорной речи.

Фонетика это основная отрасль лингвистики. Ни лингвистическая теория, ни лингвистическая практика может обойтись без фонетики. Никакого лингвистического учеба может производиться без постоянного рассмотрения материала по уровень экспрессии.

2. Аспекты и единицы фонетики

Человек речь — результат очень сложной серии событий. Давайте рассмотрим речевую цепочку, которую можно в упрощенном виде изобразить как это:

Спикер мозг

Спикер голосовой тракт

Трансмиссия звуков

Слушатель ухо

Слушатель мозг

через воздух

1

2

3

4

5

лингвистический

шарнирный

акустический

слуховой

лингвистический

В Формирование концепции происходит в мозгу говорящего.Эта стадию можно назвать психологической. Сообщение, сформированное в мозг передается по нервной системе к органам речи. Следовательно, можно сказать, что человеческий мозг контролирует поведение суставные органы, которые влияют на производство определенного образец звуков речи. Этот второй этап можно назвать физиологический. Движения речевого аппарата мешают воздуху поток, производящий звуковые волны. Следовательно, третий этап может можно назвать физическим или акустическим. Кроме того, любое общение требует слушатель, а также оратор.Итак, последние этапы — это прием звуковых волн слуховым физиологическим аппаратом слушателя, передача устного сообщения через нервную систему к мозг и лингвистическая интерпретация информации передан. . Звуковые явления имеют разные аспекты:

(а) артикуляционный аспект;

(б) акустический аспект;

(c) слуховой (перцептивный) аспект;

(г) функциональный (лингвистический) аспект.

Теперь это можно показать соотношение между этапами выступления цепочка и аспекты звуковой материи.

Шарнирное соединение включает в себя все движения и положения органов речи необходимо произнести звук речи. По их основным звуковые функции, органы речи можно разделить на следующие четыре группы:

(1) силовой механизм;

(2) вибрационный механизм;

(3) резонаторный механизм;

(4) механизм обструкции.

В Функции силового механизма заключаются в подаче энергии в виде давления воздуха и в регулировании силы воздушный поток. Силовой механизм включает: (1) диафрагму, (2) легкие, (3) то бронхи, (4) дыхательное горло или трахею. Голосовая щель и надгортанные полости входят в силовой механизм как части дыхательные пути. Механизм вибрации состоит из гортани или голосовой ящик, содержащий голосовые связки. Самая важная функция голосовые связки — это их роль в производстве голоса.В глотка, рот и носовая полость функционируют как основные резонаторы, составляющие, таким образом, резонаторный механизм. Препятствие механизм (язык, губы, зубы и нёбо) формирует различные типы препятствий.

The акустический аспект изучает звуковые волны. Основные колебания голосовых связок закончились. вся их длина дает основной тон голоса. В одновременные колебания каждой части голосовых связок производят частичные тона (обертоны и гармоники).Количество колебаний на второй называется частотой. Частота основных колебаний голосовые связки — это основная частота. Основная частота определяет высоту голоса и составляет акустическую основу мелодия речи. Интенсивность звуков речи зависит от амплитуды вибрация.

The слуховой (звуковоспринимающий) аспект , с одной стороны, это физиологический механизм. Мы можем воспринимать звук волны в диапазоне от 16 Гц до 20 000 Гц с a разница в 3 Гц.Человеческое ухо преобразует механические колебания воздуха в нервные и передает их в мозг. Слушатель слышит акустические особенности основной частоты, формантной частоты, интенсивность и продолжительность с точки зрения воспринимаемых категорий высоты звука, качество, громкость и длина. С другой стороны, это также психологический механизм. Дело в том, что повторения того, что можно было бы услышать как одно и то же высказывание только случайно, если вообще когда-либо, акустически идентичный. Фонетическая идентичность — это.теоретический идеал. Фонетический сходство, а не фонетическая идентичность — вот критерий, по которому мы действуют в лингвистическом анализе.

Функциональный аспект . Фонемы, слоги, ударение и интонация — языковые явления. Они составляют значимые единицы (морфемы, слова, словоформы, высказывания). Звуки речи выполняют разные лингвистические функции.

Давай взглянем на корреляцию некоторых фонетических терминов, обсуждаемых выше.

артикуляционный характеристики

акустический недвижимость

слуховой (ощутимый) качества

лингвистический явления

вибрация голосовых связок

фундаментальный частота

мелодия

Шаг

разных положения и движения органов речи

формант частота

качество (тембр)

фонема

г. амплитуда колебаний

интенсивность

громкость

напряжение

г. количество времени, в течение которого звук произносится

продолжительность

длина

темп, ритм, паузы

В фонетическая система языка — это совокупность фонетических единиц, расположенных в упорядоченный способ замены друг друга в заданной структуре.Фонетика разделены на два основных компонента (или системы): сегментарная фонетика, который касается отдельных звуков (например, «сегментов» речи) и суперсегментная фонетика, имеющая дело с более крупными единицами связной речи: слоги, слова, фразы и тексты.

1. Сегментарные единицы — звуки речи (гласные и согласные), которые образуют вокальную и согласную системы;

2. Супрасегментальные, или просодические, единицы — слоги, акцентные (ритмические) единицы, интонационные группы, высказывания, образующие подсистема высоты звука, напряжения, ритма, темпа, пауз.

Таким образом, мы может определить фонетику как раздел лингвистики, изучающий речь звуки в широком смысле, включающие сегментарные звуки, надсегментарные единицы и просодические явления (сердцевина, ударение, темп, ритм, паузы).

Давайте рассмотрим четыре компонента фонетической системы языка.

The первый и основной компонент фонетической структуры языка — это система сегментарных фонем существующих в материальной форме своих аллофонов.Фонематическая составляющая имеет 3 аспекта или проявления:

1. система его фонем как дискретных обособленных единиц;

2. распределение аллофонов фонем;

3. способы соединения звуков речи в слова и при их перехода, или методы осуществления переходов VC, CV, CC и VV.

Секунда компонент слоговая структура слов. Слоговая структура имеет два аспекта, которые неотделимы от друг друга: образование слогов и деление слогов.

Третий компонент акцентный состав слов как элементы словарного запаса (т. е. произносятся изолированно). В акцентная структура слов имеет три аспекта: физический (акустический) характер словесного акцента; положение акцента в двусложные (или бенатные) и многосложные слова; степени слова акцент.

Четвертый компонент фонетической системы — интонационная структура высказываний. Четыре компонента фонетической системы языка (фонематическая, слоговая, ударная и интонационная) все составляют его произношение (в широком смысле этого слова).

.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *