Методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему: Проверочная работа по теме: «Части речи» 3 класс
Я ЗНАЮ «Части речи» Фамилия, Имя___________________1вариант
- Соотнеси часть речи и её вопрос (соедини линией):
Имя прилагательное Сколько? Который?
Имя существительное Что делать? Что сделать?
Глагол Какой? Какая? Какие?
Имя числительное Кто? Что?
2. Соотнеси часть речи и то, что она обозначает (соедини линией):
Имя прилагательное действие
Имя существительное порядок при счёте, количество
Глагол предмет
Имя числительное признак предмета
- Зачеркни лишнее:
К самостоятельным частям речи относятся:
Глагол, союз, имя существительное, имя прилагательное, частица, местоимение, предлог, имя числительное.
- Вместо какой части речи может употребляться местоимение (подчеркни):
Имя существительное, глагол, имя числительное
- Отметь правильное высказывание: Служебные части речи:
а) Имеют лексическое и грамматическое значение.
б) Употребляются самостоятельно
в) Не употребляются без самостоятельных частей речи.
г) Не изменяются.
д) Не являются членами предложения.
Я УМЕЮ
6. В каждом ряду подчеркни слово, относящееся к другой части речи:
синий пятый красный чёрный
лапоть думать льёт красить
- К данным прилагательным запиши подходящие по смыслу существительные.
Полезная, умная, весёлая __________________________. Раннее, хмурое, весеннее _________________________. Верный, преданный, грозный _______________________.
8. Выбери предлог. Дикие козлы живут ( на, в ) горных лесах. У них ( в, на ) голове большие острые рога. Они ищут корм ( в, на ) склонах высоких гор.
9. Запиши по 2 слова, обозначающие действие данного предмета.
кузнечик ____________________________________________
дождь _______________________________________________
10. Прочитай внимательно предложения. Выбери и подчеркни правильный вариант.
Пруд был прямо (задачей, за дачей).
Петя потел над (задачей, за дачей).
11. Укажи все части речи
Она десятого октября участвует в олимпиаде по русскому языку.
Я ЗНАЮ «Части речи» Фамилия, Имя___________________2 вариант
- Соотнеси часть речи, её вопрос и то, что она обозначает (соедини линией):
Имя прилагательное Сколько? Который?
Что делать? Что сделать?
Имя существительное Действие
Кто? Что?
Имя числительное Признак предмета
Порядок при счёте, количество
Глагол Какой? Какая? Какие?
Предмет
2. Подчеркни служебные части речи :
Глагол, союз, имя существительное, имя прилагательное, частица, местоимение, предлог, имя числительное.
3. Какая часть речи указывает на предмет, но не называет его? ______________
4. Отметь правильное высказывание: Самостоятельные части речи:
а) Имеют лексическое и грамматическое значение.
б) Употребляются самостоятельно
в) Не употребляются без самостоятельных частей речи.
г) Не изменяются.
д) Не являются членами предложения.
Я УМЕЮ
5. В каждом ряду подчеркни слово, относящееся к другой части речи:
Лил, она, пью, шить
Быстрый , скорый, третий, проворный
6. К данным прилагательным запиши подходящие по смыслу существительные
Родной, понятный, сложный ________________________.
Умная, ласковая, добрая _____________________.
Красное, спелое, вкусное _____________________.
- Выбери предлог( обведи в кружок)
В болоте вывелись утята. Скоро утка поведёт их (по, к) озеру. Малыши хорошо плавают, ныряют и даже бегают (в,по) воде . Услышат утята лай собак – и все ( в,к ) маме.
8. Запиши по 2 слова, обозначающие действие данного предмета
врач ______________________________________
снег _______________________________________
9. Прочитай внимательно предложения. Выбери и подчеркни правильный вариант.
Пожелай мне (удачи, у дачи).
Старый дуб (удачи, у дачи) сбросил листву.
10. Укажи все части речи.
Я сделал сто фотографий в московском зоопарке и цирке.
Проверочная работа по теме «Части речи» 3 класс ПНШ
Проверочная работа по теме «Части речи»
Ф.И. ______________________________________________________
Подчеркни слова, обозначающие части речи:
корень, точка, имя существительное, приставка, предлог, подлежащее глагол, основа, имя прилагательное, звук, буква, местоимение, имя числительное, окончание.
Прочитай однокоренные слова. Подчеркни имена существительные.
Сила, силач, сильный, осилить, силища, бессильный.
Бой, боец, боевой, бойцовский, бойница.
Прочитай слова. Раздели их на четыре группы, запиши.
Автобус, ты, низкий, на, рисует, ходить, к, она, класс, я, работа, вкусный, без, дорога, прилежный, учатся, сладкий, мы, из.
_______________ _______________ ________________ _______________
_______________ _______________ ________________ _______________
_______________ _______________ ________________ _______________
_______________ _______________ ________________ _______________
Что обозначают имена существительные? Подчеркни.
признак предмет действие
Что обозначают имена прилагательные? Подчеркни.
действие предмет признак
Какую роль выполняют глаголы?
обозначают признак предмета
обозначают предмет
обозначают действие предмета
На какие вопросы отвечают имена существительные?
где? как? 2) что делать? 3) какой? как? 4) кто? что?
Какой ряд состоит только из имён прилагательных?
осень, птица, холодный, идёт
кислый, широкий, ласковый, золотой
сосна, они, тёплый, берёза
спелые, ягодка, любовался, шуба
Укажи строку, в которой приведены только глаголы?
воздух, девять, холодный
купание, находка, полёт
рыбный, пушистый, речной
побелить, молодеть, повторить
В какой строке имена прилагательные употреблены в среднем роде?
серое небо, снежное поле, весеннее солнце
родной дом, душистый ландыш, сладкий чай
зимняя дорога, горячая плита, весёлая песня
рыжий кот, рыжее облако, рыжая лиса
В какой строке приведены существительные только мужского рода?
край, колос, праздник, бабочка, метро, кофе, плечо
тарелка, лампа, бабушка, стрекоза, погода, дочь
гнездо, яблоко, крыло, пальто, полотенце, облако
конструктор, дедушка. проспект, учебник, учитель
Сколько в данном тексте имён прилагательных?
Воздух чистый и свежий. Весело щебечут маленькие птицы. Над полем ржи в небесной лазури жаворонки поют весёлые песни. Утро обещает ясный и тёплый день.
5 2) 6 3) 7 4) 8
Сколько глаголов в тексте?
Солнце освещает лесную чащу. В овраге журчит ручей. В траве трещат кузнечики. Для зелёного борща мы нарвали сочный щавель.
3 2) 4 3) 5 4) 6
Вставить в данные предложения пропущенные местоимения и пропущенные орфограммы.
Ранней в…сной ____ отправились к знакомому л…снику. ___ жил в л…сной ст…ро…ке. Д…рога щла лесом. ____ в…ла прямо в избу…ку л…сника.
Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Укажи какими частями речи они являются.
Для зелёного борща мы нарвали сочный щавель.
Тест по русскому языку (3 класс) на тему: Контрольные работы по русскому языку.
Контрольные работы по русскому языку 3 класс
(материал подготовлен по УМК «Начальная школа 21 века»)
Контрольная работа по теме: «Части речи. Род и число имён существительных» (текущая)
I вариант
- Выпиши только имена прилагательные.
петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец, певучий, песня, плыть, заплыв, плавательный, заплыть, пловец, плавучий, плавать, плавание
- Распредели имена существительные в три группы по значению:
- животные
- помещения для животных
- профессии людей
свинья, конюх, свинарник, птичница, корова, пастух, коровник, овца, ветеринар, курица, курятник, лошадь, конюшня
- Запиши слова в три столбика по родам.
сахар, дыхание, тётя, сырость, чтение, кот, ветер, мороженое, морковь
- Поставь имена существительные в форму единственного числа, запиши.
двери, степи, озёра, растения, орлы, города, сады, деревья, мосты, дороги
- Запиши группы слов. В каждой группе найди и подчеркни «лишнее» слово (обрати внимание на род или число существительных)
- луна, поляна, деревня, дядя
- деревья, перья, семья, стулья
6 (дополнительное). Спиши текст, подчеркни в каждом предложении главные члены.
Провода провисли под тяжестью сотен ласточек. Птицы беспрерывно слетают, носятся над водой, садятся на землю и снова возвращаются на провода.
II вариант
1. Выпиши только глаголы.
петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец, певучий, песня, плыть, заплыв, плавательный, заплыть, пловец, плавучий, плавать, плавание
2. Найди в каждой группе лишнее по значению слово. Запиши группы слов, исключая лишние слова.
1) диван, стул, дверь, стол, шкаф
2) чай, кофе, сок, суп, кисель
3) ветер, снег, дождь, пожар, туман
- Запиши слова в три столбика по родам.
коктейль, решение, мебель, костюм, меню, сырость, высота, здание, ковёр
4. Поставь имена существительные в форму множественного числа, запиши.
стул, лестница, верёвка, доктор, смелость, учитель, волк, сапог, лиса
5. Выпиши из текста существительные мужского рода единственного числа.
Я люблю простые лесные цветы. Когда приходит весна и тает снег, мы на целый день уходим в лес, греемся на солнце, слушаем пение птиц, обираем подснежники, вяжем из них маленькие букеты.
Эти простые цветы напоминают далёкое детство, родную любимую природу.
6 (дополнительное). Спиши текст, подчеркни все имена существительные как члены предложения.
Июльское солнце плывёт над лесами и полями, над городами и сёлами. Дарит солнышко своё тепло и малой травинке, и крошечному муравью, и могучему столетнему дубу.
Контрольная работа на тему: «Имя прилагательное и его грамматические признаки»
I вариант
- Запиши словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в женском роде.
Высокий дом, железная лестница, синее море, королевская конница, тёмный чердак, зелёное растение, звонкая песня, строгий учитель, доброе лицо, летняя веранда
- Спиши словосочетания. В скобках укажи род, число и падеж имён прилагательных.
старый ослик, на верхней полке, тёмной ночью, для первого класса
- Спиши предложения, подчеркни все имена прилагательные как члены предложения.
Летним днём мы шли по сосновому лесу.
Белый туман расстилается над тихими лугами.
- Выпиши только качественные имена прилагательные, письменно подбери антоним к каждому записанному слову.
больший, лисий, бумажный, узкий, апельсиновый, острый, папин
- Запиши данные имена прилагательные в краткой форме, в мужском роде, в единственном числе.
грубый, умный, седой, сильный
образец: красивый – красив (м. р., ед. ч.)
6 (дополнительное). Спиши текст. Найди притяжательные прилагательные, подчеркни их как члены предложения, определи род, число и падеж этих прилагательных.
Протянулся через дорогу и скрылся в густом ельнике заячий след. Тонкий лисий след вьётся вдоль дороги. Шустрая белка махнула пушистым хвостиком и прыгнула на ёлку.
II вариант
1. Запиши словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в женском роде.
ёлочная игрушка, высокое дерево, хороший прыжок, райская птица, широкий проспект, старое здание, зимние вечера, дальняя дорога, верный друг, весёлая история
- Спиши словосочетания. В скобках укажи род, число и падеж имён прилагательных.
интересная книга, на скором поезде, за высокой берёзой, у деревенского колодца
3. Спиши предложения, подчеркни все имена прилагательные как члены предложения.
По вечерам мама накидывала старый бабушкин пуховый платок и читала нам сказки.
Серый осенний дождь грустно стучит по мокрой крыше.
4. Выпиши только относительные имена прилагательные. Рядом запиши слова, от которых они образовались.
лимонный, широкий, высокий, птичий, шёлковый, кислый, дедушкин, настенный
- Выпиши имена прилагательные в краткой форме, женского рода, единственного числа.
ласковы, ласкова, ласковая, мудрая, мудра, внимательная, внимательна, внимателен, прекрасная, прекрасен, прекраснейшая
6(дополнительное). Спиши текст. Найди качественные имена прилагательные, подчеркни их как члены предложения, определи род, число и падеж этих прилагательных.
Протянулся через дорогу и скрылся в густом ельнике заячий след. Тонкий лисий след вьётся вдоль дороги. Шустрая белка махнула пушистым хвостиком и прыгнула на ёлку.
Контрольная работа по теме: «Простое предложение»
I вариант
- Из предложений выпиши грамматические основы.
Сухая трава побелела от инея.
Лужи затянул тонкий ледок.
К вечеру небо просветлело.
- Спиши предложения, найди и подчеркни все обстоятельства.
Мы любили играть под липами.
Ярко светит летнее солнышко.
3. Запиши предложения. На месте пропусков напиши подходящие по смыслу слова. Подчеркни их как члены предложения.
Я люблю читать (что?) … и мечтать (о чём?)… .
Я выполнил рисунок (чем?)… .
4. Запиши предложения. Определи, каким членом предложения является слово ель.
Ель растёт во влажных лесах.
Игрушки висят на ели.
На поляне дети увидели ель.
5. Придумай и запиши предложение, чтобы данные слова были указанными членами предложения. Охарактеризуй предложение по цели высказывания и интонации.
сундук — подлежащее
лежать — сказуемое
старый — определение
чердак — обстоятельство
6 (дополнительное). Прочитай текст. Найди и запиши предложение, которое соответствует схеме .
Я лежу в душистой траве на лугу, Качаются над головой золотые цветы. Трепещут лёгкие стрекозы. Пробегают по невидимым тропкам муравьи. В небе над облаками кружат быстрые ласточки.
II вариант
1. Из предложений выпиши грамматические основы.
С болота донесся журавлиный клич.
Холодный ветер легко продувает плащ.
В кустах за поляной раздался посвист рябчика.
2. Спиши предложения, найди и подчеркни все обстоятельства.
Летом под липами ветерок колыхал лиловые колокольчики.
Завтра мы пойдём в музей.
3. Спиши предложения, найди и подчеркни все дополнения.
Дуб боится крепких морозов.
Отец быстро вскопал грядку.
4. Запиши предложения. Определи, каким членом предложения является слово ёлка.
Возле ёлки разгуливает румяный Дед Мороз.
Ребятишки украшают ёлку разноцветными игрушками.
Высокие ёлки окружили полянку зелёным хороводом.
5. Придумай и запиши предложение, чтобы данные слова были указанными членами предложения. Охарактеризуй предложение по цели высказывания и интонации.
сорока — подлежащее
ухаживать — сказуемое
потомство — дополнение
заботливо — обстоятельство
свой — определение
6 (дополнительное). Прочитай текст. Найди и запиши предложение, которое соответствует схеме:
Я лежу в душистой траве на лугу. Качаются над головой золотые цветы. Трепещут лёгкие стрекозы. Пробегают по невидимым тропкам муравьи. В небе над облаками кружат быстрые ласточки.
Материал по русскому языку (3 класс) на тему: Проверочная работа №2 по русскому языку 3 класс УМК «Школа России»
Проверочная работа №2 ______________
по теме «Части речи» (дата)
Ф.И учащегося______________________________
1.Вставь в каждое определение подходящие по смыслу слова.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ________________ и отвечает на вопросы ________________________________.
Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает ________________ и отвечает на вопросы ________________________________.
Глагол — это часть речи, которая обозначает ____________________________ и отвечает на вопросы ________________________________.
Имя числительное — это часть речи, которая обозначает __________________________ и отвечает на вопросы ________________________________.
2.Определи, какой частью речи являются слова:
Существительное | Прилагательное | Глагол | Числительное | Местоимение |
Сонный, она, спать, сон, четвёрка, четыре, в, четвёртый, мы.
3.Выбери в каждой строке лишнее слово и обведи его.
Желток, чёрный, красный.
Завтракать, обед, ужинать.
Пшеница, рожь, овсяный.
Пять, пятый, пятёрка.
4. Расставь дни недели по порядку:
Вторник, суббота, четверг, понедельник, среда, воскресенье, пятница.
1____________________
2____________________
3____________________
4____________________
5____________________
6____________________
7____________________
5. Прочитай предложение. Определи, какой частью речи являются слова в предложении.
На травинке греют спинки золотые паучки.
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Проверочная работа по русскому языку в 3 классе по теме: «Части речи»
Фамилия Имя ______________________________________________________________
Проверочная работа в 3 кл. по теме «Части речи»
1 вариант
1.Запиши вопросы, на которые отвечают данные слова:
спортсмен_________________________
улыбался__________________________
цветок____________________________
добрый___________________________
заснул___________________________
высокая__________________________
2.Раздели слова на группы по частям речи
Крокодил, почтовые, и, квартира, взлетел, пробежал, а , чудесная, в, лестница, строительный, с, желтеть, но
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол | Союз | Предлог |
3.Спиши предложение, подчеркни в нём грамматическую основу, выпиши словосочетания (пары слов), указав главное и зависимое слово.
Осенние листья падают на землю.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Фамилия Имя ______________________________________________________________
Проверочная работа в 3 кл. по теме «Части речи»
2 вариант
1.Запиши вопросы, на которые отвечают данные слова:
картина_________________________
добрый__________________________
полоть____________________________
зелёная___________________________
исполнил___________________________
собачка__________________________
2.Раздели слова на группы по частям речи
Светлячок, малиновые , а, песенка, выбежала, срисовал, но , красивые, у, колхоз, спелый, в, петь, и
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол | Союз | Предлог |
3.Спиши предложение, подчеркни в нём грамматическую основу, выпиши словосочетания (пары слов), указав главное и зависимое слово.
Перелётные птицы улетают на юг.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Материал по русскому языку (3 класс) на тему: Проверочная работа по теме : Части речи» ПНШ
Проверочная работа по теме : « Части речи»
Вариант 1.
1.Прочитайте слова. Подчеркните имена существительные одной чертой, глаголы – двумя чертами, имена прилагательные – волнистой линией.
Сосна, гулять, петь, пение, стук, гроза, маленький, вырастить, земля, чтение, быстрый, ветхая, краснота.
2.В задании 1 отметьте знаком + слово, близкое по смыслу слову старая.
3.Вспомните, как в грамматике называются слова в, на, за, у, под.
Выбери правильный ответ :
- имена существительные;
- имена прилагательные;
- предлоги;
- глаголы.
- Заполни таблицу личных местоимений.
Единственное число | Множественное число | |
1 – е лицо | ||
2 – е лицо | ||
3 –е лицо |
- В данном предложении подчеркни подлежащее и сказуемое. Над подлежащим и сказуемым укажи, какой частью речи они являются.
Из берлоги вылез большой медведь.
Проверочная работа по теме : « Части речи»
Вариант 2.
1.Прочитайте слова. Подчеркните имена существительные одной чертой, глаголы – двумя чертами, имена прилагательные – волнистой линией.
Липа, стоять, рисовать, учение, грохот, метель, большой, купить, дом, пение, ловкий, ветхая, чернота.
2.В задании 1 отметьте знаком + слово, близкое по смыслу слову старая.
3.Вспомните, как в грамматике называются слова в, на, за, у, под.
Выбери правильный ответ :
- имена существительные;
- имена прилагательные;
- предлоги;
- глаголы.
- Заполни таблицу личных местоимений.
Единственное число | Множественное число | |
1 – е лицо | ||
2 – е лицо | ||
3 –е лицо |
- В данном предложении подчеркни подлежащее и сказуемое. Над подлежащим и сказуемым укажи, какой частью речи они являются.
На веточке сидела серенькая белочка.
Тест по русскому языку для 3 класса по теме «Части речи»
Тест по русскому языку для 3 класса по теме: «Части речи»
Цель: проверить знания обучающихся по теме «Части речи»;
Фамилия, имя ___________________________________________
Сколько всего в русском языке частей речи?
а) 6
б) 10
в) 4
2. Имя существительное
а ) часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и др.
б ) часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
в) часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
3. Имя прилагательное – это
а) часть речи , которая обозначает количество предметов, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько ? который? и др.
б ) часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и др.
в ) часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать
4. Имя числительное – это
а) часть речи, которая обозначает количество предметов, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? который? и др.
б) часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
в) часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и др.
5. Местоимение – это
а) часть речи , которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
б ) часть речи, которая указывает на предмет , но не называет его.
в) часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы
6. Глагол- это
а) часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и др.
б) часть речи, которая обозначает количество предметов, а также их порядок при счете и отвечает на вопросы сколько? который? и др.
в) часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и др.
7. Укажи имя существительное
а) веселый
б) веселье
в) веселиться
8. Укажи имя прилагательное
а) друг
б) дружить
в) дружный
9. Укажи имя числительное
а) вы
б) второй
в) играет
10. Укажи местоимение
а) на
б) мы
в) третий
11. Укажи глагол
а) труд
б) трудиться
в) трудный
12.Укажи предлог
а) он
б) вы
в) на
13. Прочитай текст. Сколько в нем глаголов? Выбери ответ. Подчеркни их.
Весна наступила в этом году ранняя, дружная. Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые ручейки. В огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему белыми облаками. С крыш посыпались звонкие капли.
а) 5
б) 4
в) 3
14. Прочитай текст. Сколько в данном тексте имен прилагательных? Подчеркни имена прилагательные.
Сентябрьское утро. Иду по лесной тропинке. Трава в росе. На траве следы моих сапог. Летит с деревьев золотая листва. На земле ковер из пёстрых листьев. У корней старой сосны вижу грибки. Это осенние опята.
а) 4
б) 5
в) 6
|
5. Части речи как лексико-грамматические классы слов. 3 принципа разделения слов на части речи.
Части речи — это грамматические классы слов различают по 3 критериям: семантическому, морфологическому и синтаксический, то есть значение, форма и функция.
1. Значение (семантические свойства).
Каждая часть речи характеризуется общее значение, которое является абстракцией от лексических значений слов составляющие слова.(Общее значение существительных — субстанция, общее значение глаголов — процесс и т. д.)
Этот общий смысл понимается как категориальное значение класса слов или часть речи смысл.
Семантические свойства части речи находят свое выражение в грамматических свойствах. Спать, спать сонно, спящие относятся к тому же явлению объективной реальности, но они относятся к разным частям речи, так как их грамматические свойства разные.
Итак, значение — это вспомогательный критерий, который помогает для проверки чисто грамматических критериев формы и функции.
2. Форма (морфологические свойства)
Формальный критерий касается флексионного и деривационные особенности слов, принадлежащих к данному классу, т. е. грамматические категории (парадигмы) и словообразовательные (основообразующие, лексико-грамматические) морфемы.
Этот критерий не всегда надежен, так как многие слова неизменны, и многие слова не содержат словообразовательных аффиксов.Кроме того, одни и те же производные аффиксы могут использоваться для построения разных части речи: -ly может заканчиваться прилагательным, наречием, существительным: a повседневная; -tion может оканчиваться как существительное, так и глагол: позиционировать.
Из-за ограничения значения и формы как критериев мы в основном полагаемся на функцию слова как критерий его учебный класс.
3. Функция (синтаксические свойства)
Синтаксическими свойствами класса слов являются сочетаемость слов (критерий распределения) и типичный функции в предложении.
Три критерия определения грамматических классов слов в английском языке можно размещать в следующем порядке: функция, форма, смысл.
Части речи — это разнородные классы, и границы четко не обозначены, особенно в смысловой сфере. Внутри части речи есть подклассы, у которых есть все свойства данного класса и подклассов, которые имеют только некоторые из эти свойства и могут иметь особенности другого класса. Так что часть речь может быть описана как поле, которое включает в себя как центральные, так и большинство типичные члены и маргинальные, менее типичные члены.Маргинальные области разных частей речи могут перекрываться, и может быть промежуточные элементы с противоречивыми признаками (стативы, модальные слова, местоимения). Слова, принадлежащие к разным частям речи, могут быть объединены общим признаком и составляют класс, пересекающий другие классы (например, определители). Итак, часть речи классификация включает в себя перекрывающиеся критерии, и ученые выделяют от 9 до 13 частей речи на современном английском языке.
6. Морфологическая и синтаксико-распределительная классификации слов по частям речи (ч.Sweet, o.Jespersen, Ch. Фри.)
Наряду с принципом трех критериев при разделении слов на грамматические классы существуют классификации основанный на одном принципе, морфологическом или синтаксическом.
Основоположник английской научной грамматики Х. Свит находит следующие классы слов: слова-существительные, включая некоторые местоимения и числительные; слова прилагательного, включая местоимения и цифры; глаголы и частицы. О. Джесперсен называет существительное, прилагательные, глаголы, местоимения и частицы.В обоих случаях срок частицы обозначают слова разных классов, не имеющие категории.
Противоположный критерий, распределительный, используется американский ученый Ч. Фри. Каждый класс слов характеризуется набором позиций в предложении, которые определяются подстановочное тестирование.
В результате дистрибутивного анализа Ch.Fries выделяет четыре основных класса слов, примерно соответствующих существительные, глаголы, прилагательные и наречия, а также 15 классов функций слова.
.Классификационная часть речи
Лекция 5
Части речи
Обсуждаемые проблемы:
— краткая история группировки слова в части речи
— современные критерии классификация слов по частям речи
— структурный подход к классификация слов (учение Американской описательной школы)
— условная и функциональная части речи
Тщательное изучение лингвистических Литература по проблеме английских частей речи дает возможность
заключают, что было три тенденции в группировке английских слов в части речи или в форму
классов:
1.Предструктурная тенденция;
2. Структурная тенденция;
3. Пост — структурная тенденция;
1. Предструктурная тенденция характеризуется разделением слов на группы слов согласно
их значение, функции и форма. Этой группе ученых Х. Свит (42), О. Есперсен (33), (34), О.
Курм (26), Б. Ильиш (15) и другие грамматики могут быть включены.
2. Вторая тенденция характеризуется путем классификации слов исключительно по их
структурное значение, согласно их распространение.Представителями направления являются: Ch. Фри (31), (32),
У. Фрэнсис (30), А. Хилл (44) и другие.
3. Третий объединяет идеи двух вышеупомянутых тенденций. Классифицируют слова
по смыслу, функция, форма; стеблестроительные средства и распространение (или сочетаемость). Кому
эту группу ученых мы может сослаться на большинство русских грамматиков, таких как: Хаймович и Роговская
(22), Л. Бархударов и Штелинг (4) и другие.(25)
Одна из центральных проблем теоретической грамматики — это проблема частей речи. Есть
пока еще не общепринятый система английских частей речи. Теперь рассмотрим концепции из
некоторые грамматики.
Классификация Х. Свита (42) частей речи основывается на трех принципах (критериях), а именно
значение, форма и функция. Все слова в английском языке он делит на две группы: 1) существительные-слова: существительные,
существительных-местоимений, существительных-числительных, инфинитив, герундий; 2) глаголы: конечные глаголы, глаголы (инфинитив, герундий,
причастие)
И.Отклоняемые слова прилагательного: прилагательное, прилагательное местоимения, прилагательное-числительное, причастия
II. Неуклонно: наречие, предлог, соединение, междометие
Как видите, результаты его классификация, однако, выявляет значительные расхождения между его
теория и практика. Он выглядит чтобы сохранить форму слов. Далее, завершая главу он
писал: «Различие между двумя классами, которые для удобства мы различаем как склоняемые и
несклоняемых частей речи не полностью зависит от наличия или отсутствия перегиба, но на самом деле
идет глубже, соответственно, в некоторой степени, к различию между заглавным словом и добавочным словом.
Подавляющее большинство частиц используются только в качестве дополнительных слов, многие из них являются всего лишь словами-формами,
в то время как склоняемые слова обычно стоять к частицам в отношении заглавных слов.
О. Есперсен. (34)
По словам Джесперсена, деление слов на определенные классы в основном восходит к Греческий и латинский
грамматика с небольшими дополнениями и модификации.
Он выступает против тех, кто классифицируя слова по форме или значению слов, он
заявляет, что весь комплекс критериев, т.е.е. форму, функцию и значение следует иметь в виду. Он
дает следующую классификацию:
1. Существа (включая имена собственные)
2. Прилагательные
В некоторых отношениях (1) и (2) могут быть классифицированы вместе как «Существительные».
3. Местоимения (включая числительные и местоименные наречия)
4. Глаголы (с сомнениями относительно включение «Вербидов»)
5. Частицы (включая то, что обычно называются наречиями, предлогами, союзами-координирующими и
подчиненных — и междометий).
15
Как видно из его классификации на практике только одна из этих функций включена в
возмещения, и это в первую очередь форма. Классы (1-4) склоняются, а частицы — нет. Это напоминает
Группировка слов Свита. Эти две концепции очень похожи.
Танет Р. Айкен продолжает функционировать только. Она придумала шестиклассовую систему, признав
следующих категорий: абсолютное, глагол, дополнение, модификаторы и связки.
гл. Классификация картофеля фри (31), (32) слов полностью отличается от традиционных грамматиков. Новый
подход — приложение двух методов структурной лингвистики, распределительного анализа и замена — дает
возможна выдача картофеля фри с обычными восемью частями речи. Он классифицирует слова на четыре форма — классы, обозначенные
по номерам и пятнадцать групп служебных слов, обозначенных буквами.Форм-классы соответствуют примерно к чему большинство
грамматики называют существительные и местоимения (1-е предложение), глагол (2-е предложение), прилагательное и наречия, хотя Fries предупреждает читателя
против попытки перевода утверждения, которые последний находит в книге, в старую грамматическую сроки.
Группа служебных слов содержит не только предлоги и союзы, но и некоторые специфические слова, которые больше
традиционных грамматика класс как особый вид местоимений, наречий и глаголов.В следующих примеры:
1. Woggles ugged diggles
2. Угги раскачанные копья
3. Копал копал копал
Вогглы, угги, дигглы являются «вещь», потому что они рассматриваются как английские «вещи» слов —
мы знаем это по «позициям» они занимают высказывания и формы, которые они имеют, в отличие от
прочие позиции и формы. Все это структурные сигналы английского языка. Итак, картофель вывод
, что часть речи в Английский — это действующий образец .1 Все слова, которые могут занимать тот же набор из
позиции »в шаблонах отдельных английских свободных высказываний (простых предложений) должны принадлежать тот же
часть речи.
тестовых фрейм-предложений Фрайса были следующие:
Рамка A
Концерт прошел хорошо (всегда)
Рамка B
Клерк вспомнил о налоге (внезапно)
Рамка C
Команда пошла туда
Фрис начал со своего первого тестовый фрейм и задался целью найти в его материале все слова, которые могли быть
вместо слова «концерт» без изменения структурного смысла (материалов было около пятидесяти
часа разговоров на магнитофон около трехсот различных спикеров, в которых участников
совершенно не знали, что их речь записывалась):
Концерт прошел хорошо
еда
кофе
вкуса…..
Слова из этого списка он назвал слова класса I.
Слово «был» и все слова, которые можно использовать в этой позиции, он назвал словами класса 2.
Таким образом он показал 4 классы смысловых слов и 15 классов функциональных слов.
Эти четыре класса условных слова содержат примерно 67 процентов от общего числа экземпляров
словарных единиц. В других слова наши высказывания состоят в основном из аранжировок этих четырех запчасти
речи.
Функциональные слова определены буквами
Слова класса A
концерт прошел хорошо
а / ан каждые
нет мой наш
один все оба
, что какой-то Джон
Все слова, встречающиеся в эта позиция (группа A) служит маркером слов класса 1. Иногда
они называются «детерминаторами».
Автор перечисляет четырнадцать больше групп служебных слов, среди которых мы находим, согласно
по традиционной терминологии
1 Сравните: ≪ разница между существительными и глаголами заключается не в том, какие вещи они стоят для, а в каких
рамок, в которых они стоят: I видел, как Роберт убил Мэри.Я был свидетелем убийства Мэри Робертом »
«Языковые процессы» Вивьен Тарттер. N.Y., 1986, с.89
16
Группа B — группа модальных глаголов I — вопросительные пр-нс и наречия
Группа C — без исключения Группа J — подчиненный конъюнктура
Группа D — наречия степени Группа К- междометия
Группа Е — координационные коннекторы. Группа L — слова да и нет
Группа F — предлоги Группа М — сигналы дающие внимание посмотрите, скажем, слушайте
Группа G — доп.сделать группу N — слово пожалуйста
Группа H — вводная Группа O — давайте, давайте в запросе предложения.
Разница между четыре класса слов и служебных слов:
1. Четыре больших класса по количеству, а общее количество служебных слов составляет 154.
2. В четырех классах лексические значения отдельных слов достаточно четко отделимы с
структурные значения аранжировки, в которых появляются эти слова.В пятнадцати группах это
обычно сложно, если не невозможно для обозначения лексического значения помимо структурных значений, которые
эти слова сигнализируют.
3. Функциональные слова нужно обрабатывать как предметы, так как они имеют различное структурное значение:
Мальчикам выдали деньги.
Мальчики отдали деньги. (32)
русских грамматиков в классификации слова в части речи придерживаются разных понятий;
А.И. Смирницкий определяет три критерия. Самая важная из них — синтаксическая функция. следующие
приходит значение, а затем морфологический формы слов. По его мнению, стволовые элементы имеют номер
.использовать. Его группы слов:
Условные слова Функция слова
1. Ссылка на существительные — глаголы
2. Предлоги прилагательных
соединения
3. Функция изменения цифр слова
4. Местоимения (артикль, частица)
5.Только наречия, а не
6. Глаголы
Хаймович Р. и Роговская определить пять критериев
1. Lexico — грамматическое значение слов
2. Лексика — грамматические морфемы. (ствол — элементы конструкции)
3. Грамматические категории слова.
4. Их совместимость (односторонняя, двусторонняя)
5 . Их функция в предложении.
Их классификация
1.Существительные
2. Прилагательные
3. Местоимения
4. Цифры
5. Глаголы
6. Наречия
7. Адлинки (кат. Гос.)
8. Модальные слова
9. Предлоги
10. Союзы
11. Частицы (просто еще, в одиночку)
12. Междометия
13. Статьи
14. Ответные слова (да, нет)
спит, жив
Как утверждают авторы, части речи не хватает некоторых из этих пяти критериев.Самые общие свойства частей
речи — это функции 1, 4 и 5 . Б.А. Ильиш (15) выделяет три критерия :
1. значение; 2. форма, 3. функция. Третий критерий подразделяется на два:
.а) способ совмещения слово с другими
б) функция в предложении.
а) имеет дело с фразами; б) со структурой предложения. Б.А.Ильыш рассматривает теорию частей из
речь как по существу часть морфологии, включая некоторые синтаксические вопросы.
1. Существительные 7. Наречия
2. Прилагательное 8. Предлоги
3. Местоимение 9. Союзы
4. Цифры 10. Частицы
17
5 . Родные (спящие, испуганные) 11. Модальные слова
6. Глаголы 12. Междометия
Л. Бархударов, Д. Стелинг (4). Их классификация слов основана на четырех принципах. Но
важных и характерных особенностью их классификации является то, что они не используют синтаксические функция слов
в предложениях: значение, грамматика формы, сочетаемость с другими словами и типы словообразования (что
изучаются не по грамматике, а по лексикологии).
1. Существительные
2. Статьи
3. Местоимения
4. Прилагательные
5. Наречия
6. Цифры
7. Глаголы
8. Предлоги
9. Союзы
10. Частицы
11. Модальные слова
12. Междометия
Мы находим другой подход те авторы словами англ.
Все слова разделены на два основных класса:
условных слова и функции — слова: связки, определители
Функциональные слова — это те слова, которые не имеют полного лексического значения и не могут использоваться как
независимых части предложений.По своему назначению эти слова, как уже упоминалось, составляют
подразделяется на связки и определители:
1. Соединительные формы образуют фразы как во что-то верить или как в зале. К связкам
авторов ссылаются: предлоги, союзы, модальные и связующие глаголы;
2. Определители — слова которые определяют лексическое значение условных слов (их
либо ограничить их, либо сделать их более конкретными). Эти слова включают статьи и частицы.
Рассмотрение концепций разных грамматиков показывает, что проблема частей
речи пока не решено. Есть один общепринятый момент: на M-n английский есть два класса слов: смысловые и функциональные, которые отчетливый.
.
Понятие части речи. Критерии различения классов слов. Традиционная классификация частей речи
Менее / оценочно / съел / с
IC-анализ, как и многие другие идеи, используемые при изучении морфем, был разработан американским лингвистом Леонардом Блумфилдом и его последователями в рамках подхода, известного как описательная лингвистика (или структурная лингвистика). Анализ непосредственных составляющих в структурной лингвистике начинается с языковых единиц верхних уровней: например, непосредственными составляющими составного предложения могут быть предложения, каждое предложение, в свою очередь, может иметь именную и глагольную фразы в качестве составляющих и т. Д.; анализ продолжается до тех пор, пока не будут достигнуты окончательные составляющие морфемы.
Принципы деления.
Главный принцип — любая грамматическая система двоична. Его можно увидеть в производных словах, группах слов, предложениях и даже в тексте.
Модель IC
резка Брэкетинг
красиво ((красотка) (фул) (лай)
IC1 IC2 IC1 IC2
.
,,,. . 2,.
Понятие части речи. Критерии различения классов слов. Традиционная классификация частей речи.
Части речи — лексико-грамматические классы слов, соотносящиеся друг с другом в общей системе языка.
Части речи классифицируются по трем критериям.Это: семантический , формальный и функциональный
Семантический критерий относится к обобщенным семантическим свойствам , общим для всего класса слов. Например, обобщенное значение существительных — это сущность , глаголов — это процесс , существенного свойства прилагательных , несущественного свойства наречий .
Формальный критерий охватывает [imbreis] () формальные особенности (словообразование и изменение слов), которые характерны для определенной части речи. Например, существительное характеризуется определенным набором словообразовательных аффиксов (- ty, — ness , — er , — ment ) и изменяется в соответствии с категориями номер, дело и артикул определение: мальчиков-мальчиков, мальчиков-мальчиков, мальчиков-мальчиков .
Возможность комбинирования также является актуальной формальной характеристикой для каждой конкретной части речи. Например, глаголы могут быть изменены наречиями, а существительные — нет (за исключением определенных контекстов).
Функциональный критерий основан на функциях, которые выполняют слова определенного класса () в предложении.
Например, основная функция существительного — это функция субъекта или объекта; единственная функция конечной формы глагола — функция сказуемого; прилагательное функционирует в большинстве контекстов как атрибут; наречие как модификатор наречия
Классификации в целом могут быть основаны либо на одном критерии, и такие классификации называются однородными [həmɒdʒinəs]; или монодифференциальный, или комбинация нескольких критериев, и такие классификации называются гетерогенными или полидифференциальными .
Традиционная классификация частей речи является полидифференциальной и основана на комбинации всех трех упомянутых критериев
1 | 2 |
.