Действующий в США принцип разделения властей имеет свою специфику. В политической системе американского государства не создано специализированного ведомства, осуществляющего единый административный и финансовый контроль над деятельностью органов исполнительной власти. В рамках контрольно-ревизионной системы США существуют функционально независимые контрольные органы, которые инкорпорированы в государственно-правовую систему как необходимый элемент механизма регулирования баланса полномочий исполнительной и законодательной власти (президента и конгресса).
Президент США как глава государства и правительства несет ответственность за обеспечение законности и правопорядка в стране. Согласно разделу 3 статьи 12 Конституции США, он «...заботится о том, чтобы законы добросовестно исполнялись...». Президент выполняет лишь общие надзорные и контрольные функции и делегирует многие свои полномочия в этой сфере Исполнительному управлению Президента США, различным ведомствам своего кабинета.
Конкретную работу по проверке финансовой и административной деятельности федеральных органов исполнительной власти в США проводят Административно-бюджетное управление (АБУ) в Исполнительном управлении президента, службы генерального инспектора, а также различные органы высшей законодательной власти.
Органы государственного контроля США совмещают функции административного и финансового контроля. Примером может служить деятельность АБУ президента США. Помимо функций финансового контроля, АБУ оценивает эффективность организационных и управленческих структур исполнительной власти, координирует деятельность министерств и ведомств, информирует президента о работе государственных учреждений. При этом АБУ обладает весьма сильными институциональными рычагами (например, определяет размер ассигнований министерствам и ведомствам, проводит внутриведомственные реорганизационные мероприятия и т. п.). Эти полномочия позволяют ему оказывать серьезное влияние на несменяемую часть федеральных чиновников в органах и подразделениях исполнительной власти.
Орган, выполняющий функции счетной палаты в США, – Главное контрольное управление (ГКУ) – имеет широкие полномочия. К ним, в частности, относятся:
· контроль и оценка результатов правительственных программ и мер, осуществляемых на основе действующих законов; при этом оценка проводится или по поручению конгресса, или по требованию руководителя ГКУ как по собственной инициативе, так и по запросу полномочного комитета палаты представителей, конгресса, сената или общего комитета обеих палат;
· поддержка комитетов, в том числе и общих комитетов обеих палат, выработка позиции по отношению к предполагаемым законопроектам и целям, а также разработка методов анализа информации, позволяющих измерять соответствие поставленных целей и фактически достигнутых результатов;
· поддержка комитетов, в том числе и общих комитетов Конгресса США при анализе и оценке контроля программ;
· разработка рекомендаций конгрессу в области методов и способов контроля и оценки программ и деятельности правительства.
Закон о бюджете и финансовом контроле 1921 г. определил ГКУ в качестве органа конгресса, обеспечивающего реализацию его контрольных полномочий. Главное контрольное управление является независимым органом, формируемым на внепартийной основе.
В задачу ГКУ входит финансовый контроль деятельности исполнительных органов власти и осуществление утвержденных конгрессом программ.
Являясь генеральным контрольным органом, подчиненным только Конгрессу США, ГКУ имеет право на проверку деятельности всех правительственных программ и контрактов, а через контракты – и тех частных корпораций и фирм, которые заключили эти контракты.
Основным направлением деятельности ГКУ является содействие Конгрессу США и его органам в осуществлении законодательных и контрольных функций, а также осуществление финансового контроля.
На основании закона 1921 г. о бюджете и финансовом контроле ГКУ имеет право на проверку деятельности всех правительственных учреждений (кроме ЦРУ и ФБР), правительственных программ и контрактов. При этом в качестве одной из форм реализации возложенных на ГКУ задач по оказанию помощи конгрессу и его органам в осуществлении законодательных и контрольных функций, а также финансового контроля данный закон прямо называет «анализ и оценку предложенных администрацией программ».
Помимо контрольных функций, ГКУ ведет исследовательскую работу по оценке эффективности предлагаемых президентом и принимаемых конгрессом программ.
Во главе ГКУ стоит генеральный контролер и ревизор. Он назначается президентом США на 15 лет. Процедура назначения предусматривает три этапа. Конгресс создает специальную комиссию, в состав которой на паритетных началах входят представители обеих партий и обеих палат. В нее входит также представитель президента США. Комиссия подбирает несколько кандидатур (обычно 5–6 человек).
Второй этап заключается в отборе президентом США из числа представленных кандидатов наиболее подходящего.
В результате третьего этапа выбор президента США утверждается сенатом большинством голосов.
Назначение генерального контролера и ревизора, как свидетельствует практика, производится обычно в середине срока правления президента США. Отстранить генерального контролера и ревизора от должности до истечения установленного срока может только конгресс путем импичмента.
Генеральный контролер и ревизор не может быть членом какой-либо партии. Во время исполнения должностных функций он не может заниматься политической деятельностью в любой форме. По окончании срока полномочий генеральный контролер и ревизор (которому устанавливается пенсия в размере оклада) не может до конца жизни занимать какую-либо должность в государственном аппарате.
Внутренняя организация ГКУ достаточно сложна. В его состав входят 7 крупных отделов, 4 из которых, так называемые программные, имеют группы по отдельным направлениям (транспорт, сельское хозяйство, оборона и т. д.). Во главе каждого направления стоит директор проблемы, генеральный специалист в данной области. Всего в системе ГКУ насчитывается 37 направлений. Директору проблемы подчиняется несколько старших ревизоров, а им – ревизоры. В этой части структура ГКУ примерно соответствует структуре государственного бюджета, так что каждая его статья находится в ведении одного или нескольких ревизоров ГКУ.
Главное контрольное управление имеет 14 филиалов, расположенных в крупных городах США, европейское отделение во Франкфурте-на-Майне и дальневосточное – в Гонолулу. Группы ГКУ имеются практически во всех основных министерствах.
Наряду с семью отделами в состав ГКУ входят три службы: Служба генерального экономиста, Служба генерального советника и Служба специальных расследований.
Штат ГКУ включает свыше 5 тыс. человек, большинство из которых – специалисты с высшим образованием.
Экономический эффект, полученный от работы ГКУ, исчисляется десятками миллиардов долларов.
megaobuchalka.ru
05.11.2013
Счетная палата РФ и Главное контрольное управление США создают Специальную группу по аудиту государственных закупок. Главной задачей новой структуры станет разработка практического руководства по проведению контрактного аудита всего цикла проведения закупок.
Напомним, что в декабре 2012 года Президент РФ Владимир Путин а рамках ежегодного обращения к Федеральному Собранию РФ отметил, что государственные закупки стали «настоящей питательной зоной для коррупции, и поручил парламенту ускорить принятие федерального закона «О контрактной системе». При этом глава государства подчеркнул, что ведущую роль в решении вопроса мздоимства в сфере госзакупок играет аудит эффективности и целесообразности расходования денежных средств.
Следует отметить, что новый закон № 44-ФЗ «О контрактной системе», который 1 января 2014 года придет на смену закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», не только изменяет правила, по которым заказчикам предстоит расходовать бюджетные средства, но и в соответствии со ст. 98 № 44-ФЗ предписывает проведение контрольно-счетными органами аудита в сфере госзакупок.
21 октября 2013 года на 64-м заседании Управляющего совета ИНТОСАИ глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова объявила о создании СП РФ и Главным контрольным управлением США новой специальной группы по аудиту государственных закупок, основной целью которой является выработка универсальных подходов и процедур проведения контрактного аудита.
По информации, размещенной на официальном сайте Счетной палаты РФ, Татьяна Голикова в ходе заседания также отметила, что разработка общих принципов государственных закупок будет осуществляться в соответствии с основными принципами аудита ИНТОСАИ и действующими международными нормативно-правовыми документами, а особое внимание будет уделено прозрачности процесса закупок, управлению рисками и предотвращению мошенничества и коррупции. «Важная работа - подготовка на основе этих общих принципов практического руководства по проведению контрактного аудита. Это руководство будет охватывать весь цикл проведения закупок: планирование и подготовку, ценообразование, соотношение цены и качества, оценку, проведения тендеров и выбор поставщиков, управление и оценку эффективности контракта», - подчеркнула главный аудитор России в своем выступлении. Она также озвучила, что будут разработаны пособия по аудиту государственных закупок в конкретных секторах и сферах.Татьяна Голикова подтвердила, что Российская Федерация готова возглавить Специальную группу и выполнять функции ее постоянно действующего секретариата.
Комментарии к материалу
Георгий Сухадольский, исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок:
- Создание специальной группы по аудиту государственных закупом - это показатель того, что наша страна начинает переходит к оценке комплексной эффективности госзакупок, а не только цены контрактов.
При этом данный подход совпадает с применяемым в американской контрактной системе, что и сделало возможным объединение усилий. Обмен мнениями, знакомство с иностранным опытом всегда полезны, поэтому мы позитивно оцениваем данное событие.
Для справки:
Международная организация высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ/INTOSAI) - международной организация, объединяющая высшие органы финансового контроля в странах ООН. Основана в 1953 году. На сегодняшний день в нее входят более 180 национальных высших органов финансового контроля. Счётная палата России присоединилось к ИНТОСАИ в 1995 году.
Главное контрольное управление (ГКЧ) США - орган Конгресса США, оказывающий ему помощь в ходе законодательной и контрольной деятельности. Сферами осуществления контроля ГНУ являются: бухгалтерский учет, финансы, сельское хозяйство, здравоохранение, жилищное строительство, оборона, страхование дохода, энергия, окружающая среда, транспорт, международной деятельность, служба в армии, межправительственные дела, налоги, управление информацией и т.д Начальник Главного контрольно-финансового управления США назначается президентом США с не возобновляемым сроком (то есть человек не может баллотироваться на данную должность во второй раз) на 15 лет, по совету и с согласия Сената США. Президент выбирает кандидатуру на данный пост из списка, который, состоит, по крайней мере, из трех лиц, рекомендованных восемью членами обеих партий (демократы и республиканцы), двухпалатной комиссии, а также лидерами Конгресса.
0naiz.org
Австрия Счетная палата e-mail: [email protected]
Болгария Национальное контрольно-ревизионное управление Республики Болгария e-mail: [email protected]
Индонезия Управление по аудиту e-mail: [email protected] , [email protected]
Италия Суд счетов e-mail: [email protected]
Замбия
ОфисГенерального аудитора Республики Замбия
e-mail: [email protected]
Казахстан
Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета e-mail: [email protected]
Китай Национальное контрольно-ревизионное управление email: [email protected]
Литва Государственный контроль email [email protected]
Марокко Суд Счетов
email:[email protected]
Пакистан Офис Генерального аудитора e-mail: [email protected]
Польша Верховная контрольная палата email: [email protected], [email protected], [email protected]
Республика Армения Контрольная палата e-mail: [email protected]
Республика Молдова Счетная палата e-mail: [email protected]
Россия Счетная палата Российской Федерации email: [email protected], [email protected], [email protected]
Словакия Главное контрольно-ревизионное управление Республики Словакия email: [email protected]
США Главное контрольное управление США email: [email protected]
Украина Счетная палата Украины email: [email protected]
Финляндия Национальное контрольно-ревизионное упраление Финляндии email: [email protected] , [email protected] , [email protected]
Швейцария Федеральное контрольно-ревизионное управление Швейцарии email: [email protected]
ЮАР Генеральный аудитор email: [email protected] , [email protected]
Кыргызская Республика Счетная палата e-mail: [email protected]
Республика Беларусь Комитет государственного контроля e-mail: [email protected]
www.ach.gov.ru