Бюджетный федерализм. Управление финансами, содержание и функции. Бюджетный федерализм контрольная работа


Бюджетный федерализм. Управление финансами, содержание и функции

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово экономический институт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:

Финансы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Липецк 2008г

 

1. Бюджетный федерализм. Основные направления развития в РФ

 

1.1 Понятие бюджетного федерализма

 

Термин федерализм этимологически происходит от лат. foedus - союз, договор. Федерализм неоднозначное понятие и может рассматриваться с разных точек зрения. В самом широком смысле под федерализмом понимается организационная структура чего-либо, основанная на принципах федерации, т.е. объединения каких-либо субъектов, сохраняющих определенную самостоятельность. С политико-правовой точки зрения, федерализм это система государственного устройства на федеративных началах.

Федеративное государство в политико-административном отношении не представляет собой единого целого это союзное государство, создаваемое из ряда государственных образований. В федеративном (объединенном) государстве административно-территориальные образования, входящие в состав государства, обладают определенной самостоятельностью в рамках распределенных между центром и административно-территориальными образованиями полномочиями. Для него характерно бюджетное устройство, состоящее из трех уровней государственный федеральный бюджет, бюджеты административно-территориальных образований, местные бюджеты.

Бюджетное устройство Российской Федерации определяется ее государственным федеративным устройством и закреплено Конституцией Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ (1993г.) “Российская Федерация Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации. Субъекты РФ имеют свои бюджеты, которые представляют в совокупности бюджетную систему РФ.

Отношения между органами власти и, соответственно, бюджетами разного уровня называются межбюджетными отношениями. Реализуются межбюджетные отношения через систему бюджетного устройства страны.

Бюджетное устройство это основанная на правовых нормах организация системы взаимосвязей не только между звеньями бюджетной системы, но и между участниками бюджетного процесса. Бюджетная система Российской Федерации представляет собой целостную совокупность бюджетов всех уровней, основанную на принципах построения бюджетной системы федеративного государства.

Понятие бюджетного федерализма впервые ввели американские специалисты, понимая под ним автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти, бюджетные взаимоотношения, основанные на четко сформулированных нормах.

Финансово-бюджетный федерализм это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов и, в частности, в бюджетной сфере. Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.

 

1.2 Принципы бюджетного федерализма

 

Основные составляющие бюджетного федерализма базируются на ряде важных принципов. Для построения системы бюджетного федерализма необходимо наличие не менее трех уровней бюджетной системы. Помимо федерального, регионального и местного уровней могут быть два и более уровней местных бюджетов. Чрезвычайно важно сочетание интересов бюджетов всех уровней. Объективную основу этого дает то, что конечная цель органов власти любого уровня должна сводиться к интересам населения. Весьма существенны такие факторы, как равноправие субъектов Федерации в их налогово-бюджетных взаимоотношениях с федеральным центром и законодательное разграничение бюджетной ответственности между федеральными и региональными органами власти и управления. Очень значим принцип высокой степени самостоятельности бюджетов, при этом необходимо активное участие субъектов федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения. Наконец, чрезвычайно важен принцип единства бюджетной системы.

Многообразие принципов бюджетного федерализма может быть сведено к пяти ключевым:

1) законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;

2) обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3) обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4) наличие единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;

5) самостоятельность и

www.studsell.com

Бюджетный федерализм — контрольная работа



5

 

Филиал Санкт-Петербургского института

внешнеэкономических связей экономики и права в г. Перми

 

Экономический факультет

Заочное отделение

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

 

 

Специальность: 050807 «Менеджмент организаций»

 

 

 

 

Контрольная  работа

По дисциплине «Актуальные проблемы управления регионом»

Тема: «Бюджетный федерализм»

 

 

 

 

 

 

                                                                    Студентки 4 курса

                                                                      Заочного отделения

                                                                                    Экономического факультета

Галимова Анжела Эдуардовна     

преподаватель                                                     

                                                Сотникова Ясима Балюловна, к.г.н.,профессор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Пермь

2011 г.

 

 

 

Оглавление

 

Введение

1. Понятие бюджетного федерализма………………………………………………………….…….4

2. Основные проблемы бюджетного федерализма…………………………………………….…..8

3. Модели бюджетного федерализма…………………………………………………………………9

4. Российская модель бюджетного федерализма……..……………………………………….…..11

Заключение …………………………………………………………………………...…14

Список использованной литературы….......................................................................15ВВЕДЕНИЕ

Переход от централизованной системы управления к рыночной во многом зависит от адекватных преобразований в бюджетной сфере. Речь идет, прежде всего, о необходимости децентрализации бюджетной политики. При этом ключевая роль отводится сбалансированному функционированию всех звеньев бюджетной системы, применению бюджетных методов в регулировании территориального развития. Посредством бюджетных инструментов государство имеет возможность влиять на воспроизводственный процесс, решать многие сложные внутриполитические проблемы, обеспечивать выравнивание условий жизни населения. Федеративные принципы построения бюджетной системы направлены на сочетание самостоятельного и совместного управления бюджетным процессом. В более широком смысле федерализм подразумевает различного рода объединения для обеспечения совместного достижения общих целей при сохранении целостности, но ограничении самостоятельности каждой из сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие бюджетного федерализма

Политический принцип федерализма заключается в конституционном распределении между сторонами федеративного образования принадлежащих им по праву властных полномочий в реализация единой политики при обеспечении целостности составных единиц Федерации.

Экономический принцип федерализма состоит в разделении полномочий в отношениях собственности, в разработке и реализации денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, структурной, инвестиционной политики между Федерацией и ее субъектами.

Федеративные системы характеризуются рядом признаков:

- наличием иерархии;

- четко сформулированными полномочиями каждого из уровней управления;

- установленной автономией и регламентированным суверенитетом каждого из уровней.

В федеративном государственном устройстве каждый уровень наделен зафиксированными полномочиями и властью, а его руководящие органы избираются своим электоратом, что обеспечивает автономное функционирование и децентрализованное принятие решений. В настоящее время насчитывается более 20 стран с различным типом федеративного устройства (США, ФРГ, Австралия, Канада, Австрия, Мексика, Россия, Эфиопия, Бразилия, Индия, Малайзия и др.) См.: Финансы: Учебник. 2-е изд. / Под ред. В. В. Ковалева. М.: ТК Велби, 2004. С. 233..

Кроме того, значительное число стран мира в системе управления государством используют отдельные элементы федерализма, связанные с разделением полномочий между различными уровнями государственной власти и регионами. Конкретные формы федерализма в каждой стране периодически видоизменяются. Это относится как к разграничению предметов ведения и полномочий между уровнями власти, так и к реформам в области бюджетов и налогов.

Разделение властных полномочий между федерацией и ее субъектами предполагает и разделение бюджетов, их доходов и расходов. Распределение общих доходов государства между федеративным центром и его субъектами, которое обеспечивало бы наиболее качественное выполнение возложенных на них задач и функций, является наиболее сложной проблемой. Необходимо иметь в виду, что гражданину страны безразлично, на каком уровне власти обеспечивается выполнение тех или иных функций.

Очевидно, что однозначно решить эту проблему невозможно ввиду множества факторов объективного и субъективного характера, не подлежащих количественной оценке. Здесь возможны различные комбинации, обусловленные уровнем социально-экономического развития страны, географическими, демографическими особенностями и другими факторами. Федерализм предполагает в данном случае наличие обособленных региональных звеньев бюджетной системы и системы межбюджетных отношений, призванных максимально удовлетворить нужды населения в государственных услугах независимо от того, на каком уровне они будут оказываться.

Собственно система межбюджетных отношений не является определяющим признаком федерального устройства. Она свидетельствует лишь о необходимости к возможности упорядочения отношений между различными самостоятельными бюджетами, которые могут существовать и существуют во многих странах с унитарным устройством. Отсюда следует, что и наличие самостоятельного бюджета у или иного уровня власти не является определяющим признаком федеративного устройства в экономической сфере.

Закрепление за федерацией и субъектами определенных полномочий предполагает ответственность за выполнение возложенных на них задач и функций и, прежде всего, ответственность перед гражданами субъектов федерации в страны в целом. Для выполнения тех или иных функций властным структурам необходимы соответствующие финансовые ресурсы, закрепленные на постоянной основе. Это предполагает в ответственность данных властей за финансовое обеспечение решения возложенных на них задач за счет бюджетных средств, аккумулируемых в соответствующем бюджете.

Взаимоотношения между субъектами, между субъектами и федеральным центром по выполнению возложенных на них задач государственного управления предопределяет характер отношений между бюджетами на принципах федерализма.

Бюджетный федерализм предполагает самостоятельность в нахождении средств для финансирования децентрализовано принимаемых решений и региональных программ субъектами федерации. Только в этом случае можно говорить о реальной самостоятельности регионов.

В то же время во многих случаях действительность такова, что финансовой базы для формирования бюджетных источников реализации принимаемых субъектами федерации решений недостаточно. В этих случаях децентрализация управления, предусматривающая передачу регионам определенных прав в области управления, подкрепляется соответствующей передачей им денежных средств из федерального бюджета или бюджетов других субъектов федерации.

Другими словами, при недостаточности средств для реализации бюджетной самостоятельности регионов (субъектов федерации) используются различные формы межбюджетных отношений, призванные реализовать общегосударственные интересы на территории субъекта федерации и, прежде всего, обеспечить гражданам права, гарантированные конституцией государства.

В данном случае межбюджетные отношения выступают в качестве механизма разделения полномочий в финансовой сфере между различными уровнями власти в федеративном государстве. Такое разделение полномочий неправомерно отождествлять или определять как бюджетный федерализм, так как данный механизм предназначен для разрешения противоречий при закреплении доходных и расходных полномочий между федеральным центром в его субъектами. Идеальная же ситуация в области федерализма состоит в том, что каждый из уровней власти располагает собственными источниками финансовых средств, собственным бюджетом в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий.

Вероятно, из этой посылки исходили авторы трактовки понятия бюджетного федерализма, приведенного в Энциклопедическом словаре Федерализм: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997.. Под бюджетным федерализмом они понимают форму автономного функционирования бюджетов различного уровня государственной власти, основанную на четко сформулированных в закрепленных законодательных нормах, положениях.

Очевидно, что приведенное определение отражает некую абстрактную идеальную модель бюджетного федерализма, при которой объемы доходных полномочий субъектов федерации совпадают с объемами расходных полномочий, закрепленными за этими уровнями власти. В этом случае какие-либо перераспределительные процессы между бюджетами отсутствуют. В реальной действительности достигнуть такого состояния ни одному государству не удалось.

Во всех федеративных государствах используются различные формы отношений между его субъектами, имеющие целью бюджетное выравнивание для обеспечения всем гражданам страны примерно равного уровня государственных услуг независимо от места проживания.

Идеалистически-утопические определения бюджетного федерализма можно встретить у многих авторов. Достаточно часто бюджетный федерализм рассматривается как организация бюджетных отношений, которая позволяет в условиях самостоятельности, автономии каждого бюджета органично сочетать фискальные интересы федерации, представленные республиканским бюджетом РФ, с интересами субъектов Федерации в органов местного самоуправления.

Довольно сложно, а, по всей видимости, и невозможно спроектировать, а тем более реализовать на практике систему бюджетных отношений, которая органично сочетала бы интересы всех уровней государственной власти в федеративном государстве.

Говорить о том, что бюджетный федерализм обеспечивает соблюдение интересов всех участников бюджетного процесса в Российской Федерации, неправомерно хотя бы в силу недостаточности финансовых средств для полноценного удовлетворения объективных потребностей заинтересованных сторон. Реалистичнее говорить лишь об учете интересов участников бюджетного процесса на основе достижения компромиссов в рамках строго определенных процедур Финансовое право: Учебник / А. Н. Гирева. М.: Юрайт, 2006. С. 123. .Ряд авторов рассматривают бюджетный федерализм как форму бюджетного устройства в федеративном государстве, которая включает систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса».

Действительно, система бюджетного устройства затрагивает интересы всех участников бюджетного процесса, а не только органов власти и управления.

Федеративная форма устройства предусматривает самостоятельность управления с делегированием власти. При этом важнейшие вопросы в области финансов, экономики принимаются путем переговорного процесса, нахождения компромисса между различными участниками управления государством.

Подводя итог вышеизложенному, дадим следующее определение. Под бюджетным федерализмом будем понимать форму бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает учет интересов всех участников бюджетного процесса на основе достижения компромисса и самостоятельного управления функционированием всех звеньев бюджетной системы.

Государство на всех стадиях бюджетного процесса, используя установленные принципы, методы и способы формирования бюджетных доходов и расходов, формирует бюджетные взаимосвязи, определяет пропорции распределения централизованных ресурсов и методы и использования.

 

 

 

 

 

2. Основные проблемы бюджетного федерализма

Во всех государствах с федеративным устройством можно выделить три основные проблемы, требующие принятия компромиссных решений между представителями различных уровней власти в области финансов Баглай М. В. Модель российского федерализма. М.: Норма, 2000. С. 47..

Первая проблема связана с определением состава расходных полномочий и распределением их между бюджетами разных уровней по предоставлению определенных услуг населению. Для государств с многонациональным составом населения данная проблема требует учета национальных традиций отдельных национальностей, компактно проживающих на той или иной территории, учета их предпочтений.

Соответственно одни услуги целесообразно предоставлять от лица федеральных властей, другие -- от имени региональных органов власти. Могут быть и такие услуги, которые целесообразно предоставлять гражданам за счет средств бюджетов разных уровней.

Вторая проблема состоит в определении источников поступления денежных средств в бюджеты разных уровней для обеспечения расходных полномочий. При решении этой проблемы важно одновременно обеспечить эффективное использование имеющихся ресурсов страны, содействовать развитию региональных экономик и выполнению общеполитических решений в интересах всего государства.

Третья проблема заключается в организации взаимодействия между бюджетами и, прежде всего, в организации трансфертов между бюджетами разного уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Модели бюджетного федерализма

Для государств с федеративным устройством можно выделить три типа организации бюджетной системы: централизованные, децентрализованные и комбинированные Марченко Г. В., Мачульская О. В. Финансовые механизмы межрегионального выравнивания // Финансы и кредит. 2000. № 1. С. 13..

student.zoomru.ru

«Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения»

Какие понятия соответствуют следующим определениям:

1. Форма бюджетного устройства в федеративном государстве, предполагающая реальное участие всех уровней государственной власти в едином бюджетном процессе, в равной степени ориентированном и на учѐт общегосударственных интересов и на реализацию интересов субъектов Федерации.

2. Взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

3. Средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

4. Межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

5. Денежные средства, предоставляемые бюджетом, другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных(муниципальных)учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

6. Межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. И расходных обязательств по выполнению полномочий органов МСУ по вопросам местного значения.

7. Межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

8. Регулируемые бюджетным законодательством страны отношения, возникающие в бюджетном процессе между его участниками, а также 33 между субъектами этих правоотношений в ходе функционирования бюджетной системы страны.

9. Устранение несоответствия между бюджетными расходами и их доходным потенциалом в рамках бюджетов одного уровня, вызванного объективными причинами

10. Процесс устранения несоответствия между объёмом обязательств каждого уровня власти по расходам и доходным потенциалом бюджетов каждого уровня по вертикали.

Ответьте на следующие вопросы и задания:

1. Приведите пример децентрализованной классической модели бюджетного федерализма.

2. При каких условиях модель бюджетного федерализма будет эффективной? 3. Назовите особенности российской модели бюджетного федерализма.

4. Что Вы понимаете под механизмом межбюджетных отношений в Федеративном государстве.

5. Возможна ли процедура банкротства субъектов и муниципальных образований в Российской Федерации.

6. Перечислите принципы бюджетного федерализма.

7. Какой фонд межбюджетного выравнивания образуют дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ?

8. Назовите основные функции межбюджетных отношений.

9. Российская Федерация входит в число симметричных или ассиметричных Федераций.

10. Перечислите страны, где в той или иной степени реализуется бюджетный федерализм.

Практические задания:

Задание №1. На схеме нарисуйте механизм межбюджетных отношений.

Задание №2. Приведите примеры предоставления субсидий и субвенций.

Задание №3. Какими нормативно-правовыми актами регулируются межбюджетные отношения в Республике Карелия?

Задание для самостоятельной работы учащихся:

1. Проанализировать данные информационных порталов: www.goverment.ru.www.minfin.ru.www.kremlin.ru.Бюджетное послание Президента РФ «О бюджетной политике».

2. Подготовьте эссе на тему: «Сущность финансово- бюджетного федерализма в России».

3. Составьте блок-схему собственных доходов региональных и местных бюджетов».

4. Проанализируйте концепцию межбюджетных отношений и организацию бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

5. Подготовьте компьютерную презентацию на тему: «Совершенствование межбюджетных отношений в России, используя данные представленные в официальных источниках Минфина и Минэкономразвития.

Трудоемкость в часах: 5 часов.

studfiles.net

Бюджетный федерализм — контрольная работа

Содержание.

Введение……………………………………………………………………..…….3

     1. Понятие, принципы и экономическая  сущность понятия бюджетный федерализм………………………………………………………………………...4

     2. Ключевые аспекты бюджетного  федерализма………………………...8

      3. Система бюджетного федерализма в РФ……………………………..14

Заключение……………………………………………………………………….16

Список используемой литературы……………………………………………...17                  

Введение.

     Данной  темой контрольный работы является «Бюджетный федерализм», я считаю, что  проблеме бюджетного федерализма по праву принадлежит важное место в реформировании бюджетной системы России на современном этапе. От решения этой проблемы зависит будущее России – сохранится ли она как единое государство, развивающееся на основах подлинного федерализма, или распадется на ряд слаборазвитых территориальных образований. Бюджетный федерализм реализуется через единую социально-экономическую и бюджетно-финансовую политику государства. Это такая организация бюджетных отношений, которая позволяет в условиях самостоятельности, автономии каждого бюджета органично сочетать фискальные интересы Федерации с интересами ее субъектов и органов самоуправления. Однако не следует забывать, что проблема бюджетного федерализма это не только и не столько проблема взаимоотношения бюджетов различных уровней бюджетной системы, это прежде всего проблема взаимоотношений государства и его граждан посредством организации рационального движения потоков финансовых ресурсов.

     Целью работы является раскрытие основного  экономического содержания бюджетного федерализма. Для этого последовательно  рассмотрены сущность, принципы, модели, механизмы функционирования, проблемы и направления развития бюджетного федерализма. Решение проблемы бюджетного федерализма в конечном итоге  позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость  и объективность рыночной экономической  системы. В общем, необходимым для  России является не только создание принципиально  новой системы межбюджетных отношений, но и осознание того, что эта  система должна быть ориентирована  на реализацию совокупности интересов  государства в целом, его субъектов  и граждан. 

     1. Понятие, принципы  и экономическая  сущность понятия  бюджетный федерализм.

     Одной из центральных проблем упорядочения бюджетной системы страны и взаимоотношений  Федерации и регионов является проведение в жизнь принципа бюджетного федерализма. Существует множество определений термина бюджетный федерализм. Согласно одному из определений бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Другое определение данного понятия называет бюджетным федерализмом принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления.

     В последнее десятилетие экономические  и политические структуры Российской Федерации развивались достаточно быстрыми темпами. В политической системе  произошли сдвиги в сторону более  демократичной и представительской  формы управления, которая требует  от политических деятелей повышенного  внимания к избирателям и ответственности  перед ними. В крупномасштабной экономике, подобной российской, эффективность  таких политических изменений зависит  от того, насколько успешно развиваются  отношения между федеральным  правительством и субъектами Федерации (региональными и местными органами власти).

     Основу  бюджетного федерализма составляет разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, заложенные в Конституции РФ.

     В ведении Российской Федерации в области федерализма находятся:

     • управление федеральной государственной  собственностью;

     • установление основ федеральной  политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;

     • установление правовых основ единого  рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

     • федеральный бюджет; федеральные  налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

     В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ в области федерализма находятся:

     • вопросы владения, пользования и  распоряжения землей, недрами, водными  и другими природными ресурсами;

     • разграничение государственной  собственности;

     • природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;

     • общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

     • координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства  и детства; социальная защита, включая  социальное обеспечение;

     • установление общих принципов налогообложения  и сборов в РФ;

     • административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

     • установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

     • координация международных и  внешнеэкономических связей субъектов  РФ, выполнение международных договоров РФ.

     Вне пределов ведения РФ и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

     По  предметам ведения Российской Федерации  принимаются федеральные конституционные  законы и федеральные законы, имеющие  прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ.

     Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и других нормативных правовых актов. Законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

     Бюджетный федерализм основывается на принципах, под которыми понимают такое устройство бюджетной системы, при котором обеспечивается:

  1. закрепление за каждым уровнем власти собственных доходных источников и права самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств в рамках действующего законодательства;
  1. недопустимость изъятия дополнительно полученных доходов в вышестоящие бюджеты;
  2. компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами государственной власти и управления, бюджетам.
                               

2. Ключевые аспекты  бюджетного федерализма.

  Содержание  бюджетного федерализма определяется следующими аспектами:

  1. законодательное разграничение расходных полномочий между всеми уровнями власти;
  2. законодательное обеспечение всех уровней власти фискальными ресурсами в объеме, необходимом для, реализации возложенных на них полномочий;
  3. сглаживание вертикальных и горизонтальных балансов в бюджетной системе для достижения определенных стандартов потребления общественных услуг на территории страны.

  Реализация  указанных выше аспектов бюджетного федерализма приводит к объективному формированию финансовых отношений  между всеми уровнями бюджетной системы, т.е. к межбюджетным отношениям.

  Рассмотрим  содержание ключевых аспектов бюджетного федерализма.

1 аспект.

  Разграничение полномочий в области расходов между  федеральным и территориальными уровнями должно основываться на следующих важных принципах.

  1. Соответствие между радиусом полезного действия (эффективности) оказываемых услуг и статусом органа власти, ответственным за ее финансирование.
  2. Перераспределение полномочий и ответственности за финансирование общественной услуги должно осуществляться в пользу органа власти того уровня, которых обеспечит максимальную эффективность предоставления этой услуги в соответствии с потребностями ее получателей.
  3. Обеспечение финансового доступа населения к стандартным общественным услугам на всей территории страны при сокращении фискального неравенства отдельных ее территорий.
  4. Сочетание различных видов услуг, предоставляемых обществу одни и тем же органом власти.
  5. Перераспределение расходных функций не должно вести к миграции населения из одного региона в другой.
  6. Адекватность бюджетных обязательств расходным полномочиям.
  7. Соразмерность бюджетных ассигнований бюджетным обязательствам.
 

2 аспект.

  Распределение и закрепление доходных полномочий (прежде всего, налоговых) между бюджетными уровнями должно осуществляться с соблюдением  следующих принципов:

  1. Налоговый потенциал какого-либо бюджетного уровня должен соответствовать объему его расходных полномочий.
  2. Закрепление налоговых полномочий должно сводить к минимуму экономическое неравенство от налогообложения.
  3. Налоги, имеющие перераспределительный характер и взимаемые по прогрессивным ставкам (налоги на доходы), должны закрепляться за центральным (вышестоящим) бюджетным уровнем.
  4. Налоги, легко поддающиеся экспорту, не должны быть источником формирования децентрализованных бюджетов.
  5. За децентрализованными бюджетными уровнями необходимо закреплять налоги, которые имеют немобильную базу и не приводят к искажению рыночного поведения производителей и потребителей.
  6. Налог, по которому налоговая база распределена неравномерно на территории государства, должен собираться центральным бюджетным уровнем.
  7. Ответственность за сбор налогов должна возлагаться на тот бюджетный уровень, который обеспечит минимальные затраты по их администрированию и максимальную собираемость (соответствие затрат с эффективностью).

turboreferat.ru


Смотрите также