Методическая разработка по русскому языку (8,9 класс) по теме: Сборник диктантов. 8-9 класс
Сборник диктантов по русскому языку
8-9 классы
Авторы — Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы
В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематизированы по темам, сопровождаются грамматическими заданиями.
Сборник адресован учителям русского языка и литературы, работающим в классах мальчиков.
Содержание
Пояснительная записка
3
8 класс
Двусоставные и односоставные предложения
Тире в простом предложении
Простое осложненное предложение
Итоговый контрольный диктант
9 класс
Сложносочиненные предложения
Сложноподчиненные предложения
Бессоюзные сложные предложения
Сложное предложение с различными видами связи
Итоговый контрольный диктант
Пояснительная записка
Предлагаемый сборник диктантов по русскому языку адресован в первую очередь учителю-словеснику, работающему в классе мальчиков.
Сборник соотносится с любой действующей школьной программой.
Представленные тексты диктантов предназначены для организации уроков контроля усвоенных обучающимися знаний. Грамматические задания к текстам помогают учащимся подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ по синтаксису и пунктуации.
В сборнике использованы как целостные, так и адаптированные тексты из произведений художественной, научно-популярной и публицистической литературы, а также материалы с популярных Интернет-сайтов.
В сборнике представлены тексты, которые помогают решать не только лингвистические задачи, но и имеют культуроведческий, воспитательный и философский характер. Также сюда включены тексты, имеющие прикладное значение.
При отборе текстов мы опирались на следующие принципы:
- принцип учета психофизиологических особенностей мальчиков подросткового возраста;
- принцип стилистического и жанрового разнообразия (научно-популярные статьи, практические советы, художественная проза).
Материалы предназначены для учеников 8-9 классов.
8 класс
Тире в простом предложении
Традиция обряда возведения на престол на Руси уходит в глубину веков. До 15 века регалиями власти были золотые пояса и цепи.
К 16 веку в европейских государствах обряд коронации уже сложился. Сформировался и набор символов власти. Традиционно такими регалиями в разных странах были корона, скипетр, держава и меч. Однако в каждом государстве, кроме общепринятых знаков высшей власти, утвердились и свои собственные.
На Руси это был своеобразный великокняжеский головной убор – шапка Мономаха. Впервые она упоминается в завещании Ивана Калиты не среди государственных регалий, а как драгоценная часть княжеской одежды. Шапка Мономаха – это дар византийского императора Константина великому князю Владимиру Мономаху. Позже её стали именовать «царский венец».
Скипетр – дивной красоты резной посох из моржовой кости, украшенный золотом и драгоценными камнями.
Держава – круглый шар с крестом появилась позже: впервые она была вручена при венчании на царство Бориса Годунова.
В России, в отличие от других европейских государств, среди регалий царской власти никогда не было меча.
То, что веками во время возведения на трон вручались одни и те же символы, свидетельствовало о вечности и стабильности данного государства.
(Из энциклопедии «История России»)
Грамматическое задание:
- Графически объяснить постановку тире в предложениях текста.
- Сделать морфемный разбор: I вариант — слова драгоценными,
II вариант — слова великокняжеский.
Двусоставные и односоставные предложения
Необычный спорт
Человеческая фантазия не знает границ. Пресытившись традиционными видами спорта, энтузиасты в различных уголках мира изобрели и продолжают изобретать необычные состязания. В них соблюдены основные спортивные принципы: борьба, азарт, воля и жажда победы. А вот правила диковинных видов спорта и в самом деле выглядят экзотически.
Вот до чего додумался в свое время известный финский лыжник. Он часто бегал по болоту, тренируя выносливость. Однажды ему в голову пришла идея разнообразить это скучное занятие. Футбол на болоте? Попробуем! Так появился топь-футбол. Изобретение оказалось настолько популярным, что теперь проводятся даже чемпионаты мира по этому виду спорта!
Англия является не только родиной футбола. В этой стране еще и подводный хоккей придумали! Однажды несколько ныряльщиков, тренируясь в холодное время года в бассейне, решили разнообразить занятия. Так появился подводный вариант хоккея. Играют в него маленькими пластиковыми клюшками и свинцовой шайбой. Для лучшего скольжения по дну бассейна шайбу тоже оббивают пластиком. Задача — забить максимальное количество шайб в ворота соперника. При этом хоккеистам-подводникам часто приходится всплывать на поверхность, чтобы набрать воздуха. Транслируют такие поединки с помощью специальных видеокамер, установленных под водой. Проводятся даже чемпионаты мира по подводному хоккею с участием команд США, Канады, Франции, Голландии, ЮАР и других стран.
(По материалам Интернет-сайтов)
Грамматическое задание:
- Подчеркнуть все члены предложения:
I вариант — 2 предложения первого абзаца,
II вариант — 3 предложения последнего абзаца.
- Определить виды всех односоставных предложений.
Простое предложение, осложненное обособленным обстоятельством
Как погладить брюки
Каждый порядочный мужчина должен уметь гладить брюки. Это совсем не так просто!
Сначала приготовь себе рабочее место, расставив гладильную доску или освободив край стола, накрытого сложенным в три-четыре раза одеялом.
Чтобы правильно сложить брюки, надо совместить все четыре продольных шва на штанинах. После этого, осторожно расстелив брюки, гладь сначала ближнюю к крышке стола штанину, потом верхнюю. Затем, перевернув брюки, повтори операцию. Постиранные брюки начинают гладить с изнанки — все швы, подкладку, карманы. Вывернув брюки на лицевую сторону, вначале отутюжьте их верхнюю часть и пояс, затем сложите брюки так, чтобы боковые и внутренние швы совпали. Гладят до тех пор, пока тряпка не станет сухой.
Предупреждение. Водить утюгом непосредственно по брюкам категорически запрещается. Выглаженные брюки повесьте на специальной вешалке, не надевайте их сразу и не спешите убирать в шкаф. Дайте им остыть, отвисеться. Иначе вся ваша тщательность окажется напрасной.
Если брюки вытянулись на коленях, это место с изнанки смочите водой, а потом выверните на лицевую сторону и отутюжьте, положив между влажной тряпкой и брюками еще одну сухую тряпку.
Утюг держат, пока и брюки, и тряпка не станут сухими. Брюки оставляют на вешалке, давая им остыть.
Удачи!
(По материалам Интернет-сайтов)
** В 7 предложении указать на авторскую постановку тире.
Грамматическое задание:
- Графически обозначить в тексте все обособленные обстоятельства.
- Выполнить морфологический разбор любого 1 деепричастия.
Простое осложненное предложение
Вулканы Камчатки
Природа Камчатки и удивительные ее вулканы — это чрезвычайно изменчивое и красочное зрелище. Да, вулканические извержения поистине ошеломляют. Человека, которому удалось стать свидетелем извержений, навсегда завораживает мощная стихия огня, потоки раскаленной лавы, бомбовые залпы, фейерверки огненных камней! Суеверный ужас и одновременно восторг наполняют душу наблюдателя. И человек начинает чувствовать, что он здесь совсем не завоеватель и не владыка… А это, безусловно, изменяет его отношение к природе.
Естественно, фотографии и фильмы, посвященные вулканам и их извержениям, имеют огромную познавательную ценность. В последние годы была проведена новая серия съемок камчатских вулканических ландшафтов. Они дополняли аэросъемки, проводившиеся в течение пяти лет. Повторение систематической съемки вулканов Камчатки позволило увидеть, как быстро изменяется вулканический рельеф.
За сравнительно короткий период в результате извержений изменился облик ряда вулканов. Съемки осуществлялись с самолетов и вертолетов, зависавших над кратерами. В результате появилась возможность дать представление об извержениях вулканов во всем их величии и разнообразии, получить близкое к натуре цветное изображение с подробностями.
Нельзя, однако, забывать, что Камчатка — это не только страна вулканов. Замечательны и своеобразны здесь и другие территории полуострова. Прежде всего, это долины таких крупных рек-красавиц, как Камчатка и Большая. Необыкновенны озера Камчатки: Кроноцкое, Курильское, Паланское, занимающие ледниковые долины, подпруженные лавами.
(По материалам Интернет-сайтов)
Грамматическое задание:
- Графически объяснить пунктуацию всех простых осложненных предложений.
Смертельный танец
Держа перед собой мулету, натягивая её шпагой, Мануэль позвал быка.
Бык смотрел на него.
Мануэль вывзывающе откинулся назад и взмахнул туго натянутой мулетой.
Бык увидел мулету. Она была ярко-пунцовая под дуговыми фонарями. Ноги быка сдвинулись.
Вот сейчас! Когда бык кинулся, Мануэль, отклонившись в сторону, поднял мулету, так что она прошла над рогами быка и скользнула по его широкой спине от головы до хвоста. Бык боднул только воздух. Мануэль не двинулся с места.
Пройдя под мулетой, бык повернулся, как кошка, огибающая угол, и стал против Мануэля.
Бык готовился к новой атаке. Его грузная неподвижность исчезла. Мануэль заметил свежую кровь, каплями стекавшую по ноге с чёрной лопатки. Он вытащил шпагу из мулеты и взял её в правую руку. Держа мулету в опущенной левой руке, отклонившись влево, он позвал быка. Бык подобрался, не спуская глаз с мулеты. «Вот сейчас»,- подумал Мануэль.
Бык кинулся. (143 слова)
(По Э.Хемингуэю)
Грамматическое задание:
- Найти предложения с обособленными членами предложения. Сделать синтаксический разбор одного из них.
Итоговый контрольный диктант
Икающий лес
Теперь никто не может точно сказать, откуда взялось это странное название — Икающий лес. Существовало официальное предание о том, что триста лет назад железные роты маршала Тоца прорубались через сайву, преследуя отступающие орды меднокожих варваров. И здесь на привалах варили из коры белых деревьев брагу, вызывающую неудержимую икоту. Согласно преданию, маршал Тоц, обходя однажды утром лагерь, произнес, морща аристократический нос: «Поистине, это невыносимо! Весь лес икает!» Отсюда и пошло странное название.
Так или иначе, это был не совсем обыкновенный лес. В нем росли огромные деревья с твердыми белыми стволами, каких не сохранилось нигде больше в Империи. Через лес проходила дорога, прорубленная века два назад. Дорога эта вела к серебряным рудникам.
Икающий лес был полон темных тайн. Днем по дороге на юг тянулись обозы с обогащенной рудой, а ночью дорога была пуста, потому что мало находилось смельчаков ходить по ней при свете звезд. Говорили, что по ночам с Отца-дерева кричит птица Сиу, которую никто не видел, поскольку это не простая птица. Говорили, что большие мохнатые пауки прыгают с ветвей на шеи лошадям и мигом прогрызают жилы, захлебываясь кровью. Говорили, что по лесу бродит огромный древний зверь Пэх, который покрыт чешуей, дает потомство раз в двенадцать лет и волочит за собой двенадцать хвостов, потеющих ядовитым потом. А кое-кто видел, как среди бела дня дорогу пересекал, бормоча свои жалобы, голый вепрь Ы, проклятый святым Микой, — свирепое животное, неуязвимое для железа, но легко пробиваемое костью.
(Аркадий и Борис Стругацкие. Трудно быть богом)
Грамматическое задание:
- Выполнить синтаксический разбор :
I вариант — 1 предложения второго абзаца,
II вариант — 3 предложения второго абзаца.
2. Сделать морфологический разбор: I вариант — слова обогащенный, II вариант — слова двенадцать.
9 класс
Сложносочиненное предложение
В далекой древности льды покрывали не только почти всю Европу, но и большую часть территории России (до Кавказа), Белоруссии и Украины занимал ледник. Однако с потеплением климата ледник постепенно отступал, оставляя на занятых им ранее землях огромные валуны и целые скалы. Валуны обтесывали, придавая им форму человеческих фигур и христианских крестов, покрывали магическими рисунками и надписями с именами князей и просьбой о помощи.
В течение двух веков ученые пытаются разгадать загадку камней. Некоторые полагают, что таким образом князья рассчитывали получить удачу в воинских походах или избавление от страшного, бедственного голода. В Древней Руси был распространен обычай писать молитвенные обращения на камнях. Верующие – крестьяне, купцы, воины – процарапывали свои моления на стенах храмов, и десятки, сотни подобных надписей дошли до наших дней. Камень долговечен, и ему доверяли самое важное: молитву и летопись, торговую сделку и проклятие врагам.
В 19 веке многие валуны были взорваны. Сохранились только два из них: один установлен перед полоцким Софийским собором, а второй ещё в 1879 году был перевезен в Москву и сейчас находится в музее-заповеднике «Коломенское».
(Из энциклопедии «История России»)
Грамматическое задание:
- Выполнить синтаксический разбор любого сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение
Отрывок из письма английского писателя, государственного деятеля и дипломата Честерфилда (1694–1773) своему сыну.
Милый друг, должен тебе сказать, что даже самое крепкое и надежное здоровье требует к себе бережного отношения. Молодые люди, полагающие, что у них неограниченный запас времени и здоровья, склонны растрачивать то и другое попусту. Таким образом, они незаметно для себя разоряются. Окажись же более мудрым и, пока еще не поздно, распорядись здоровьем своим и временем предусмотрительно и разумно. Сделай так, чтобы то и другое было вложено в надежное дело и принесло тебе потом большие проценты.
Сейчас я хочу поговорить о распределении твоего времени. Хоть я и не раз касался уже этого вопроса и раньше, он настолько важен, что есть смысл возвращаться к нему снова и снова. Сейчас каждая минута твоя драгоценна, а лет через сорок долгие дни не смогут сравниться с нею. Если же у тебя случайно освободится четверть часа, используй это время для чтения литературы занимательной, остроумной и веселой, выбирая при этом книги не каких-нибудь посредственностей, а только самых лучших писателей, как древних, так и новых.
Какое бы дело тебе ни предстояло сделать, берись за него сразу, незамедлительно, никогда не бросай его на половине и, если это возможно, доводи до конца. С делом нельзя ни мешкать, ни шутить. Самое подходящее время для дел – это ближайшее, но человеку умному дела сами подсказывают, когда за них браться. Время чаще всего разбазаривается оттого, что человек не умеет должным образом выбрать удовольствия и развлечения и неправильно понимает то и другое.
Многие думают, что если они не заняты учением, то этим самым уже предаются наслаждению. Они глубоко заблуждаются: они просто ничего не делают и с таким же успехом могли бы спать. Берегись этой лености и траты времени попусту.
Грамматическое задание:
- Определить виды придаточных: I вариант — в третьем абзаце, II вариант — в первом абзаце.
Бессоюзное сложное предложение
Любовно выбранный дар без труда узнаешь: он отличается неповторимостью выбора и тем, как вручается.
Но больше, чем получать подарки, я люблю их дарить. Приятно видеть, как радость озаряет лицо дорогого нам человека, когда неожиданно исполняется его давнее и самое заветное желание. Тут самое трудное — выбор подарка. Подарки нужно выбирать для того, кому они предназначены, а не для того, кто их преподносит.
Есть еще одно условие: подарок должен быть настоящим подарком, дарить его надо навсегда в полное владение и безо всяких условий.
Не будем забывать, что щедрость — неотъемлемая часть праздничного настроения. Дарить, проявляя при этом бережливость, не значит дарить; самый скромный дар может привести в восторг того, кому его преподносят, при том условии, что возможности дарителя невелики. «Когда букет с любовью вам вручили, считайте, вам всю землю подарили».
Если дарить — это искусство, то и принимать подарок — тоже искусство и не менее трудное. Тут необходимо воображение. Кто не способен оценить долгие раздумья и усердные хлопоты дарителя, тот не сумеет как следует выразить свою признательность.
Подумайте о том, что ваш приятель заранее предвкушал вашу радость, что он ждет от вас восторженных возгласов изумления. Он хочет услышать, как вы станете во всех подробностях обсуждать достоинства полученного дара.
Нужно ли высказывать притворную радость, если испытываешь разочарование при получении подарка? Тут двух мнений быть не может: нужно доставить удовольствие тому, кто заботился о вас. Лучше маленькая ложь, чем большое горе.
(По А.Моруа)
Грамматическое задание:
- Объяснить постановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Определить значение этих предложений.
Сложное предложение с различными видами связи
Шёл уже двадцать третий год моего пребывания на острове, и я успел до такой степени освоиться с этой жизнью, что, если бы не боязнь дикарей, которые могли потревожить меня, я бы охотно согласился провести здесь весь остаток моих дней до последнего часа. Я придумал себе несколько маленьких развлечений, благодаря которым время протекало для меня гораздо веселее, чем прежде.
Я научил говорить своего Попку, и он так мило болтал, произносил слова так раздельно и внятно, что было большим удовольствием слушать его. Он прожил у меня не менее двадцати шести лет. Как долго жил он потом, я не знаю; впрочем, я слышал в Бразилии, что попугаи живут по сто лет. Может быть, верный мой Попка и теперь еще летает по острову, призывая бедного Робина Круза. Не дай бог ни одному англичанину попасть на мой остров и услышать его: бедняга, с которым случилось бы такое несчастье, наверное, принял бы моего Попку за дьявола.
Мой пес был мне верным и преданным другом в течение шестнадцати лет; он околел от старости. Что касается моих кошек, то, как я уже говорил, они так расплодились, что я принужден был стрелять по ним несколько раз, иначе они загрызли бы меня и уничтожили все мои запасы… Кроме того, я всегда держал при себе двух-трех козлят, которых приучал есть из своих рук. Затем я приручил несколько морских птиц, названий которых не знал. Всем им я подрезал крылья, так что они не могли улететь.
Те молодые деревца, которые я насадил перед своею крепостью, чтобы лучше скрыть ее на случай появления дикарей, разрослись в густую рощу, и мои птицы поселились в этой роще и плодились, что меня очень радовало. Таким образом, повторяю, я чувствовал себя покойно и хорошо…
(Даниэль Дефо. Робинзон Крузо)
Грамматическое задание:
- Построить схемы предложений: I вариант — второго абзаца, II вариант — третьего абзаца.
Итоговый контрольный диктант
Чайка по имени Джонатан Ливингстон
На рассвете Джонатан возобновил тренировку. С высоты пяти тысяч футов рыболовные суда казались щепочками на голубой поверхности моря, а Стая за завтраком — легким облаком пляшущих пылинок.
Он был полон сил и лишь слегка дрожал от радости, он был горд, что сумел побороть страх. Не раздумывая, он прижал к телу переднюю часть крыльев, подставил кончики крыльев, маленькие уголки, ветру и бросился в море. Пролетев четыре тысячи футов, Джонатан достиг предельной скорости, ветер превратился в плотную вибрирующую стену звуков, которая не позволяла ему двигаться быстрее. Он летел отвесно вниз со скоростью двести четырнадцать миль в час. Он прекрасно понимал, что если его крылья раскроются на такой скорости, то он, чайка, будет разорван на миллион клочков… Но скорость — это мощь, скорость – это радость, скорость — это незамутненная красота.
На высоте тысячи футов он начал выходить из пике. Концы его крыльев были смяты и изуродованы ревущим ветром, судно и стая чаек накренились и с фантастической быстротой вырастали в размерах, преграждая ему путь.
Он не умел останавливаться, он даже не знал, как повернуть на такой скорости.
Столкновение — мгновенная смерть.
Он закрыл глаза.
Так случилось в то утро, что на восходе солнца Джонатан Ливингстон, закрыв глаза, достиг скорости двести четырнадцать миль в час и под оглушительный свист ветра и перьев врезался в самую гущу Стаи за завтраком. Но Чайка удачи на этот раз улыбнулась ему — никто не погиб.
(Ричард Бах. Чайка по имени Джонатан Ливингстон)
Грамматическое задание:
- Выполнить синтаксический разбор : I вариант — 1 предложения второго абзаца,
II вариант — 1 предложения последнего абзаца.
- Обозначить в тексте орфограммы в корне слова.
Коллекционер
В одном обществе нам показали человека лет пятидесяти, в чёрном фраке, сухощавого, грустного, но с огненной, подвижной физиономией. Он, как нам сказывали, уже лет двадцать занимается престранным делом: собирает коллекции картин, гравюр, музыкальных сочинений. Для этой цели не жалеет он ни денег, ни времени; часто предпринимает дальние путешествия для того только, чтобы отыскать какую-нибудь неопределённую черту, случайно брошенную на бумагу живописцем, или листок, исчерченный музыкантом.
Целые дни проводит он, разбирая свои сокровища, то по хронологическому, то по систематическому порядку, то по авторам; но чаще всего тщательно всматривается в эти живописные черты, в эти музыкальные фразы, замечает их отличительный характер, их сходство и различие. Цель всех его изысканий – доказать, что под этими чертами, под этими гаммами кроется таинственный язык. Язык, без знания которого, по его мнению, нельзя понять ни поэзии вообще, ни какого-либо изящного произведения, ни характера какого-либо поэта.
(По В.Одоевскому)
Грамматическое задание:
- Выполнить синтаксический разбор:
I вариант — 2 предложения первого абзаца,
II вариант — 2 предложения второго абзаца.
- Обозначить в тексте орфограммы в корне слова.
Учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему: Сборник диктантов по теме «Простое осложнённое предложение» (по произведениям М.Ю.Лермонтова)
Сборник диктантов
по теме
«Простое осложнённое предложение»
(по произведениям М.Ю.Лермонтова)
Составитель Жилина Наталья Борисовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Никифоровская сош №2»
Никифоровского района
Тамбовской области
Обращение и вводные слова
Пою, друзья, на старый лад.
Прошу послушать эту сказку!
Её нежданную развязку
Одобрите, быть может, вы
Склоненьем легким головы. («Тамбовская казначейша»)
Он прежде город был опальный,
Теперь же, право, хоть куда. («Тамбовская казначейша»)
Молю тебя, молю, хранитель мой святой… (К гению)
И я приду сюда, и не узнаю вас,
О струны звонкие! (К гению)
Хранители души, останьтесь век со мною! (К гению)
Не ты ли, островок уединённый,
Свидетелем был чистых дней
Героя дивного?.. (Наполеон)
Про вас я не слыхал, к несчастью, ничего.
Но многое от вас, конечно, я узнаю… (Маскарад)
Ты понимал, о мрачный гений,
Тот грустный безотчётный сон… (На картину Рембрандта)
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы…. (Поэт)
Расступись, о старец-море,
Дай приют моей волне! (Дары Терека)
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остаётся жить! (Завещание)
Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня… (Молитва)
Но я, лишённый вдохновенья,
Скучал судьбою бытия… (Один среди людского шума…)
Однородные члены
…Рок хотел отсюда удалить
И честолюбие, и кровь, и гул военный… (Наполеон)
…Ни месть, ни ревность, ни любовь
Не могут в вас зажечь так сильно кровь… (Джюлио)
Я вспомнил прежние несчастья,
Но не найду в душе моей
Ни честолюбья, ни участья,
Ни слёз, ни пламенных страстей. (Один среди людского шума…)
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья. (Родина)
Прощальный луч на вышине колонн,
На куполах, на трубах и крестах
Блестит, горит в обманутых очах… (Вечер после дождя)
Берёза вырастает молода
И зелена, и взоры веселит,
И украшает сумрачный гранит. (1831-го июня 11 дня)
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звёзды, и тучи толпой
Внимали той песне святой. (Ангел)
Очей приветливость, движений быстрота,
Природный блеск ланит и груди полнота –
Всё, всё наполнило б мне ум очарованьем… (Я видел раз ее в веселом вихре бала…)
Ни славы зов, ни голос твой
Не возмутит надежный мой покой!.. (Я счастлив…)
За всё, за всё тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слёз, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей… (Благодарность)
Обособленные определения
Ему, погибельно войною принуждённый,
Почти весь свет кричал: ура! (Наполеон)
Но полк прошел. За ним мелькает
Толпа мальчишек городских,
Немытых, шумных и босых. («Тамбовская казначейша»)
Своей удачею довольный,
Он встал и вышел со двора…. («Тамбовская казначейша»)
И утомленный и немой,
Он забывал огонь небесный…. (Поэт)
Мгновенный луч нередко озарял
Печальну тень, стоящую меж скал… (Наполеон)
…и у окна
Сидела дева, нежная лицом,
С очами, полными душой и жизнью… (Видение)
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот мир, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей? (Смерть поэта)
Его рассказ, то буйный, то печальный,
Я вздумал перенесть на север дальный… (Измаил-Бей)
…На лице его постоянно отражалась насмешка, горькая, бесконечная… (Вадим)
Происшествия, мною описываемые, случились за два месяца до бунта пугачёвского. (Вадим)
..Его седая голова, неподвижная, сухая, подобная белому камню, остановила на мне пронзительный взор… (Вадим)
Этот человек, обыкновенно довольно угрюмый, теперь был совершенный ребёнок. (Вадим)
Раздосадованный, он пошел по тротуару… («Княгиня Лиговская»)
Тайное страдание изображалось на её лице, столь изменчивом, рука её, державшая стакан с водою,, дрожала… (Княгиня Лиговская)
По правую же сторону Печорина сидела дама лет тридцати, чрезвычайно свежая и моложавая, в малиновом токе, с перьями, и с гордым видом… (Княгиня Лиговская)
Приложение
Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем… (Монолог)
И в глубине моих сердечных ран
Жила любовь, богиня юных дней… (1831-го июня 11 дня)
…Пришлец из чуждых стран,
С восторгом я взирал на сумрачные стены… (Приветствую тебя, воинственных славян…)
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним. (Три пальмы)
Я выходил тогда из рудника,
Где золото, земных трудов предмет,
Там люди достают уж много лет (Джюлио)
Вам, жителям холодной стороны,
Не перенять сей ложной тишины… (Джюлио)
Пчальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землёй… (Демон)
Геннадий Васильевич Горинкин, богатый сосед, сидел на почётном месте… (Вадим)
Обособленные обстоятельства
С тех пор дарами провиденья,
Как птица божия, он жил,
Он, спать ложась, привык не ведать,
Чем завтра будет он обедать. («Тамбовская казначейша»)
Зевая лениво,
Трясет желтой гривой
И, всех обозрев,
Ложится лев. (Перчатка)
Внимая шум воды прибрежной,
В изгнанье дальном он погас… (Не говори: одним высоким…)
Окончив труд дневных работ,
Я часто о тебе мечтаю,
Бродя вблизи пустынных вод,
Вечерним выстрелам внимаю… (Ты помнишь ли, как мы с тобою…)
Как легкие ветрилы, облака
Над морем носятся издалека. (Наполеон)
На жизнь надеяться страшась,
Живу, как камень меж камней,
Излить страдания скупясь… (Отрывок)
…Лишь только жук ночной,
Жужжа, в долине пролетит порой… (Ночь)
Мы пьём из чаши бытия
С зарытыми глазами,
Златые омочив края
Своими же слезами… (Чаша бытия)
Луна, взойдя на небе голубом,
Играла в стёклах радужным огнём… (Сон)
Страницы прошлого читая,
Их по порядку разбирая
Теперь остынувшим умом,
Разуверяюсь я во всём. (Валерик)
Возненавидя шумный свет,
Узнав неверной жизни цену,
В сердцах людей нашед измену,
Утратив жизни лучший цвет,
Ожесточился я… (Корсар)
Смешанные примеры
Люблю я больше год от году,
Желаньям мирным дав простор,
Поутру ясную погоду,
Под вечер тихий разговор… (Любил и я в былые годы…)
Беднейший средь существ земных,
Останусь я в кругу людей,
Навек лишась достоинств их
И добродетели своей! (Отрывок)
Я пришла, святой отец,
Исповедать грех сердечный,
Горесть, роковой конец
Счастья жизни скоротечной!.. (Покаяние)
За дело общее, быть может, я паду
Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу;
Быть может, клеветой лукавой пораженный,
Пред миром и тобой врагами унижённый,
Я не снесу стыдом сплетаемый венец
И сам себе сыщу безвременный конец… (Из Андрея Шенье)
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана? (Бородино)
…Своей метелью,
Казбек, засыпь меня скорей
И прах бездомный по ущелью
Без сожаления развей. (Спеша на север из далека…)
Тебе, Казбек, о страж востока,
Принес я, странник, свой поклон. (Спеша на север из далека…)
Услыша ласковое ржанье
Желанных вороных коней,
Чье сердце, полное вниманья,
Тут не запрыгало сильней?.. («Тамбовская казначейша»)
Краса, любимая тобой,
Тебе отдаст, положим, руку… (Опасение)
Быть может, я и не увижу боле
Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других… (Душа моя должна прожить…)
Он любит пасмурные ночи,
Туманы, бледную луну,
Улыбки горькие и очи,
Безвестные слезам и сну. (Мой демон)
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров. (Мой демон)
Кто, бывало, в тайном упоенье,
На тебя вперив свой влажный взгляд,
Возбуждал людское сожаленье
И твоей улыбке был так рад. (Стансы)
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной… (Три пальмы)
На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, и выстрел нежданный, и страх после выстрела… -всё, всё в этом крае прекрасно. (Синие горы Кавказа…)
И там на подушке из ярких песков,
Под тенью густых тростников,
Спит витязь, добыча ревнивой волны,
Спит витязь чужой стороны. (Русалка)
Тебе, Казбек, о страж востока,
Принёс я, странник, свой поклон. (Спеша на север издалёка…)
В тайной пещере, над Тибром ревущим, скрывался в то время
Праведный старец, в посте и молитве свой век доживая… (Это случилось в последние годы могучего Рима)
Когда же на Руси бесплодной,
Расставшись с ложной мишурой,
Мысль обретёт язык простой
И страсти голос благородный? (Журналист, читатель и писатель)
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень… (Родина)
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно… (Родина)
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря. (Листок)
Я был в стремительном волненье,
Увидев, Греция, тебя! (Корсар)
Простясь с печальными брегами,
Я с маврским опытным пловцом
Стремил мой бег меж островами,
Цветущими над влажным дном
Святого старца океана… (Корсар)
Блестит огонь трепещущих лампад,
Как мысль в уме, подавленном тоской,
Кидая свет бессильный и пустой!.. (Джюлио)
Главу склоняя, в темнице той
Сидел отшельник молодой,
Испанец родом и душой… (Исповедь)
Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных, громких бурь… (Измаил-бей)
Что, Иван, сходил ли ты в погреб? Там, говорят, все замокло от вчерашнего дождя… (Menshen und Leidenschaften)
Палицын был тот самый ложный друг, погубивший отца юной Ольги и взявший к себе дочь, ребёнка трёх лет… (Вадим)
…Дверь в гостиную, до половины растворенная, пропускала яркую полоску света в соседнюю комнату,.. в этой комнате, у дверей, на цыпочках стояла Ольга и смотрела на Юрия… (Вадим)
В восьми верстах от деревни Палицына, у глубокого оврага, размытого дождями, окружённая лесом, была деревушка, бедная и смирная; построенная на холме, она господствовала, так сказать, над окрестностями… (Вадим)
Итоговый диктант
Дом Бориса Петровича стоял на берегу Суры, на высокой горе, кончающейся к реке обрывом глинистого цвета. Кругом двора и вдоль по берегу построены избы, черные, наклоненные, вытягивающиеся в две линии по краям дороги, как нищие, кланяющиеся прохожим. По ту сторону реки видны в отдалении березовые рощи и еще далее лесистые холмы с чернеющимися елями, налево низкий берег, усыпанный кустарником, тянется гладкою покатостью — и далеко синеют холмы, как волны. Вечернее солнце порою играло на тесовой крыше и в стеклах золотыми переливами, раскрашенные резные ставни, колеблемые ветром, стучали и скрипели, качаясь на ржавых петлях. Вокруг старинного дома обходит деревянная резной работы голодарейка, служащая вместо балкона. Здесь, сидя за работой, Ольга часто забывала свое шитье и наблюдала синие странствующие воды и барки с белыми парусами. Песни крестьян, идущих с сенокоса, отдаленный колокольчик часто развлекали ее внимание. Кто едет? Не всё ли равно… И всё-таки не худо было бы узнать.
(По роману «Вадим»)
Контрольный диктант по теме Обособленные члены предложения — ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: проверить знания, умения и навыки по теме “Обособленные члены предложения”; закреплять навыки лингвистического разбора; учить применять теоретический материал на практике.
Планируемые результаты: умения применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Контрольный диктант
(Учитель выбирает один из вариантов диктанта. В случае выбора первого варианта необходимо заранее предупредить учеников о необходимости нумеровать предложения и писать каждое предложение с новой строки. Также нужно сказать о двоеточии в предложении 9. Количество предложений и грамматических заданий можно варьировать в зависимости от наличия времени на уроке и подготовленности класса.)
1) Полученный ответ рассматривался как согласие.
2) Мы встретимся с вами в ближайшее время, например завтра.
3) Эти неприхотливые яркие цветы называют календулой, или ноготками.
4) Внизу сновали машины, как быстрые разноцветные жуки.
5) Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну, катер продолжал упорно двигаться вперёд.
6) Недалеко от Санкт-Петербурга, в двадцати девяти километрах к западу, на острове Котлин, в Финском заливе, Пётр Первый заложил город-крепость Кронштадт.
7) Как-то вечером к отцу пришёл друг, доктор Ливси.
8) По вечерам он сидел в общей комнате в самом углу, у огня, и пил ром, слегка разбавляя его водой.
9) Я хотел бы знать: обретается ли он здесь, в этом доме, мой товарищ Билли?
10) Вскоре случилось первое из загадочных событий, благодаря которым мы избавились от капитана.
11) Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади.
12) Нельзя работать спустя рукава.
13) Счёт долгот на Земле ведётся от Гринвичского, или нулевого, меридиана.
14) Некоторые библейские имена, в том числе Хам, Иуда, стали нарицательными.
15) Лицо его, исчерченное морщинами, оставалось невозмутимым.
16) Он опёрся на винтовку (болела нога), и дремота охватила его.
17) Пароход отчалил и, описав круг, побежал вниз.
Грамматическое задание
1. Выполнить синтаксический разбор предложений 2, 13.
2. Записать номера односоставных предложений, указать их тип.
3. Записать номера предложений с неоднородными определениями.
4. Составить схемы предложений 1, 8.
Чудо природы
Байкал — это гигантское озеро. Его называют сибирским морем, таинственным и загадочным. Мы, выехав из Иркутска на рассвете, приближаемся к нему и замираем от восторга, увидев его стеклянную голубую даль. Перед нами открывается чудесная картина. Громадная голубая чаша, окружённая горами, расстилается у наших ног. Вода очень прозрачна, даже на глубине видишь небольших раков, копошащихся на дне.
Многочисленные притоки Байкала, вливаясь в него, наполняют озеро водой, а вытекает из него только река Ангара, порожистая и бурная.
Байкальские рыбы, выловленные на большой глубине, не умирают, а продолжают жить в аквариуме, не обращая внимания на резкое изменение давления. Озеро до сих пор таит много загадок, ещё не разгаданных настойчивыми исследователями.
Разгадка этих тайн — задача, поставленная учёными. (114 слов)
Грамматическое задание
Подчеркнуть обособленные члены предложения.
III. Подведение итогов урока
— Какие трудности вы испытали при написании диктанта и выполнении грамматического задания?
Контрольные диктанты за 8 класс
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного».
Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы. Она невысокая, но с четырьмя уступами.
Едва приметная извилистая тропинка вьётся по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъём.
Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь. Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные ещё неспелыми ягодами. Её колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.
Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая тёмно-зелёным лесом. Кое-где блестят на солнце зеркала небольших озёр. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.
Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями о походе.
Грамматическое задание.
1.Дать характеристику и сделать синтаксический разбор первого предложения.
2.Найти слово с проверяемой безударной гласной в корне и с чередующейся гласной в корне.
3. Разобрать слова по составу: расстилались, наслаждались.
Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения».
Самое большое.
А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро—это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно, расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.
Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом —любовь к своей стране, во-втором — ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого─с желания добра своим близким, но, расширяясь, они захватывают всё более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.
Мудрость─это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты─хитрость. Хитрость непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Мудрость же отрыта и надёжна. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надёжное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.
Грамматическое задание.
Выполнить фонетический разбор существительного ИМЯ.
Выполнить морфологический разбор существительного (в) старости.
Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения»
Дед Архип и Лёнька.
Ожидая паром, они оба легли в тень от берегового обрыва и долго молча смотрели на быстрые и мутные воды Кубани у их ног. Лёнька задремал ,а дед Архип, чувствуя тупую, давящую боль в груди, не мог уснуть. Он то и дело сдержанно кашлял и, поглядывая на внука, прикрывал рот рукой.
Уже настала ночь, взошла луна, и её молочно-серебристый свет, обливая ровное степное пространство, сделал его как бы уже, чем оно было днём. Издалека, со степи, слитой с небом, вздымались тучи и тихо плыли над ней, закрывая луну и бросая на землю густые тени.
Раздираемое молниями небо дрожало, дрожала и степь, то вспыхивая синим огнём, то погружаясь в холодный, тяжёлый и тёмный мрак, странно суживавший её. Полил дождь, и его капли, блестя, как сталь, скрыли собой приветно мигавшие огоньки станицы. Лёнька замирал от ужаса, холода и какого-то тоскливого чувства вины, рождённого криком деда. Он уставил перед собою широко раскрытые глаза и, боясь моргнуть ими, прислушивался к голосу деда, тонувшему в море могучих звуков.
«Дедушка!»Пойдём!»─взвизгнул он, ткнув свою голову в колени деда. Дед склонился над ним, обняв его своими руками, крепко прижав к себе, и, тиская его, вдруг взвыл сильно и пронзительно, как волк, схваченный капканом.
Доведённый этим воем чуть не до сумасшествия, Лёнька вдруг вырвался от него, вскочил на ноги и стрелой помчался куда-то, широко раскрыв глаза, ослепляемый молниями, падая, вставая и уходя всё глубже во тьму.
Грамматическое задание.
1.Синтаксический разбор первого предложения.
2. Выделить сравнительные обороты.
3. В предложении «Издалека, со степи…» указать все части речи.
Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения».
Об этом солдате в Вене рассказывали удивительные истории. Всюду находились очевидцы его подвигов. Верхом на лошади нельзя воевать в городе, а он воевал.
В одном месте уничтожил гранатой вражеский пулемёт, в другом─захватил в плен группу фашистов, в третьем помог сражавшимся бойцам и оглушил прикладом несколько немцев. Но однажды подстрелили его лошадь, и ему пришлось ползком добираться до командного пункта. Здесь его встретил капитан и приказал: Ползи сюда быстрее, а теперь вставай. Здесь уже безопасно».
Солдат приподнялся на колени, и тогда стало видно, что он без сапог, а из-под тряпки предательски виднелся грязный бинт. Теперь все поняли, почему солдат воевал верхом. Ему помогли сесть на скамью,начали расспрашивать. Паренёк подорвался на мине, и ему оторвало часть ступни. На найденной где-то лошади он удрал из госпиталя. «Да ведь тебя могли убить на твоей лошади», ─ сказали ему. «Я не думал о смерти. Нельзя лежать на койке в такое время»,─ ответил он.
Пришлось всё-таки пареньку отправиться в госпиталь, но за боевые подвиги его представили к награде.
Грамматическое задание.
1.Выписать неопределённо личные предложения (части сложных предложений выписываются как самостоятельные).
2. Синтаксический разбор первого предложения.
Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения».
Скворцы.
С незапамятных времён русские люди устраивали для скворцов деревянные домики-скворечники, украшали их затейливой резьбой, укрепляли их под крышами своих домов и подвешивали на шестах и стволах деревьев.
Скворцы умело подражают голосам лесных птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикою уткою.
Прилёт и песни скворцов совпадают с весенним пробуждением земли, и радостными звуками вливается их песня в симфонию жизни.
Я всегда любил наблюдать трудовую, хлопотливую жизнь скворцов. Они оберегают наши поля, огороды, сады и являются верными друзьями человека. Скворцы уничтожают и вредных насекомых, и червей, и личинок. Нередко они ссорятся, но никогда не вступают в жестокие драки.
Густыми стаями поздней осенью отлетают скворцы на юг. В пути они останавливаются , рассаживаются на деревьях или на пашне и опять скоро пускаются в путь. На тёплом юге скворцы не расстаются между собой, а держатся дружными стаями.
Грамматическое задание.
Объяснить постановку знаков препинания в предложении «Скворцы уничтожают…».
Дать характеристику, построить схему и сделать синтаксический разбор предложения «Нередко они…».
Контрольный диктант по теме «Обособление определений и приложений».
В станице.
Было время самое рабочее. Всё население станиц кишело на арбузных бахчах и виноградниках. По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы, наложенные чёрным виноградом. На пыльной дороге, измятые колёсами, валялись кисти. Мальчишки и девочки, в испачканных виноградным соком рубашонках, с кистями в руках и во рту, бегали за матерями. Обвязанные до глаз платками мамуки вели быков, запряжённых в высоко наложенные виноградом арбы. В воздухе над садами стоял смрад. Тёплый сильный ветер, проходивший сквозь ветви, не приносил прохлады, а только однообразно гнул вершины рассыпанных по садам, грушевых, персиковых и тутовых деревьев. Рабочая пора уже началась две недели тому назад, и тяжёлая непрестанная работа занимала всю жизнь молодой девушки. Но только потухала заря, она уже шла в хату, садилась на печь и в полудремоте слушала разговор постояльца. Иногда она бывала ласкова, но большей частью каждый взгляд, каждое слово, каждое движение её выражали это равнодушие, не презрительное, но подавляющее и чарующее.
Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения».
Стояла июльская жара. Пахло ожогом трав и сухой соломой. Колосился овёс.
Мужики собрались на сходку и порешили косить луга. Десятские взяли общественные канаты и пошли за реку отыскивать занесённые в половодье на делянках ямы.
Они осторожно, не сминая травы, становились на раскосы и прикидывали верёвку.
К вечеру у парома заскрипели с шалашами телеги и забренчали косы. По лугу потянулись гуськом телеги и забренчали косы. По лугу потянулись гуськом подводы и, покачиваясь, ехали на песчаную луку. За лукой, на бугорке, считая свою выть от ямы, они скидывали, окосив траву, шалаши, уставляли их поплотней и устилали сочной травой.
Из телег летели вилы, грабли, связки дров. Потом , осторожно взяв косы, вешали их на попки шалаша и втаскивали вовнутрь сундучок с посудой и снедью.
Шалаши лицом друг к другу ставили в два ряда и позади, распрягая лошадей, подняв оглобли, притыкали накрытые телеги.
Контрольный диктант по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями».
Когда я, как говорится ,стану человеком, буду сам зарабатывать свой хлеб, иметь свой угол,─ вот тогда первым делом я заведу пса. Потому что жизнью своей я обязан собаке. То есть ,конечно, своей жизнью я обязан родителям: отцу и матери. Отец мой был армейским капитаном, мать ─ военфельдшером. Поженились они на фронте, а после войны вместе стой частью, где служили, обосновались в Ашхабаде. Здесь-то они и родили меня.
А ночью на шестое октября 1948 года произошло ашхабадское землетрясение.
В нашей семье была овчарка по имени Рекс. Она, как и положено собаке, верно служила хозяевам, но больше всех любила меня, хотя я и был совсем маленьким. Она сторожила меня, когда родителей не было дома.
И вот в ту самую ночь, когда ашхабадские жители спали, а до толчка оставалось ещё несколько секунд, собака услышала, как изнутри загудела земля (животные гораздо раньше людей такое слышат и раньше чуют беду), и тогда она вспрыгнула на мою кровать, вцепилась зубами в рубашонку и одним махом выскочила в окно. Окно оказалось открытым, потому что ночь была очень душная. И тотчас обрушился дом. Так собака спасла меня. Об этом удивительном случае, насколько я знаю, до сих пор рассказывают ашхабадцы.
Контрольный диктант по теме «Прямая и косвенная речь».
Ямщик поскакал, но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился всё сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег ─ и вдруг повалил хлопьями. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем.
─ Ну, барин,─ закричал ямщик, ─ беда: буран!
Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепо выразительностью, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом и скоро стали. «Что ж ты не едешь? ─ спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? ─ отвечал он, слезая с облучка. ─ Невесть и так куда заехали; дороги нет, и мгла кругом». Я стал было его бранить. Савельич за него заступился. «И охота было тебе не слушаться,─ говорил он сердито, ─ воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу!»
Савельич был прав. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая… Вдруг увидел я что-то чёрное. «Эй, ямщик! ─ закричал я. ─ Смотри, что там такое чернеется?» Ямщик стал всматриваться. «А Бог знает, барин, ─ сказал он, садясь на его место, ─ воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек».
Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас стал подвигаться нам навстречу. Через две минуты мы поравнялись с человеком.
37 Примеры простых предложений и рабочий лист
Если вы не знаете, что делает предложение простым, эти 37 примеров простых предложений помогут прояснить ситуацию. Этот тип предложения может иметь только одно независимое предложение. Он может быть длинным или коротким, но основная структура всегда одна и та же. Есть несколько типов простых предложений. Прочтите каждый тип ниже и используйте рабочий лист, чтобы научиться писать свои собственные простые предложения.
Одно подлежащее и один глагол
Простые предложения состоят из одного подлежащего и одного глагола или сказуемого.У некоторых из них есть прямой объект или модификатор, но у них по-прежнему есть только одно подлежащее и один глагол. Если вам нужно освежить в памяти эти части речи, прочтите статью «Понимание предметов, предикатов и объектов». Следующие примеры показывают, как это работает:
Кот потянулся.
Джейкоб встал на цыпочки.
Машина повернула за угол.
Келли кружила по кругу.
Она открыла дверь.
Аарон сфотографировал.
Прошу прощения.
Я танцевал.
Посмотреть и скачать PDF
Примеры с подразумеваемым предметом
В некоторых простых предложениях есть одно подлежащее и глагол, но подлежащее в предложении не указано. Вместо этого читатель знает, кто является объектом, из контекста. Вы заметите, что многие из этих коротких примеров являются повелительными предложениями с подразумеваемым подлежащим «вы»:
Беги!
Осторожно откройте банку.
Прочтите указания.
Не плачь.
Руководствуйтесь здравым смыслом.
Делайте все возможное.
Догоняй!
В этих предложениях есть только одно независимое предложение. Освежите в памяти разницу между независимыми и зависимыми предложениями, если вам нужны пояснения.
Составное подлежащее и один глагол
Вы также увидите простые предложения с составным подлежащим и одним глаголом.В этом случае подлежащие соединяются союзом типа «и», и все они выполняют действие, описанное в глаголе. Здесь также могут быть модификаторы и прямые объекты, как вы увидите в некоторых из этих примеров:
Сара и Ира поехали в магазин.
Мы с Дженни открыли все подарки.
Кошка и собака поели.
Мы с родителями пошли в кино.
Миссис Хуарес и мистер Смит грациозно танцуют.
Саманта, Элизабет и Джоан входят в комитет.
Ветчина, стручковая фасоль, картофельное пюре и кукуруза не содержат глютен.
Бумага и карандаш простаивали на столе.
Одно подлежащее и составной глагол
Вы также увидите несколько простых предложений с более чем одним глаголом и одним подлежащим. В данном случае это составные глаголы. Субъект выполняет все действия, и действия идут вместе.Проще всего в этом убедиться на нескольких примерах:
Миша пошел и огляделся.
Моя мама хмыкнула и решила, куда пойти пообедать.
Он ел и разговаривал.
Я сполоснул и высушил посуду.
Джо встал и обратился к толпе.
Примеры более длинных простых предложений
Хотя простое предложение может состоять из одного слова, оно также может быть намного длиннее.Добавление модификаторов или нескольких прямых объектов может увеличить длину предложения. Все эти примеры — простые предложения, несмотря на их длину:
Паршивый, тощий бездомный пес поспешно проглотил органический корм для собак без зерна.
Я быстро надел красную зимнюю куртку, черные зимние штаны, водонепроницаемые ботинки, самодельные варежки и шарф ручной вязки.
Непрерывное тиканье и перезвон эхом отражались от обветренных стен мастерской по ремонту часов.
Я нервно развернул сморщенное и испачканное письмо моего давно умершего предка.
В чемодан я небрежно бросил пару рваных джинсов, мой любимый свитер из средней школы, старую пару носков с полосками и 20 000 долларов наличными.
Примеры простых предложений из литературы
Писатели использовали простые предложения с тех пор, как люди писали. Рассмотрим эти примеры из литературы:
«Духи всех трех будут стремиться во мне.» Рождественский гимн Чарльз Диккенс
» Я был более обманут. «Офелия в Гамлете Уильяма Шекспира
» Ни один мальчик не заговорил. « Приключения Тома Сойера Марка Твена
«Зовите меня Измаил». Моби Дик , Герман Мелвилл
Понять структуру предложения
Теперь, когда вы знаете о простых предложениях и видели несколько примеров, найдите время, чтобы узнать о других типах предложений, таких как составные предложения и сложные предложения.Чем больше вы знаете о том, как составляются предложения, тем лучше станет ваше письмо.
37 примеров простых предложений и рабочий лист.Простое предложение
Простое предложение содержит только одно независимое предложение.
Независимое придаточное предложение — это группа слов, в которой есть подлежащее и глагол, которые могут стоять отдельно как законченная мысль. В предложениях такого типа есть только одно независимое предложение, и они не содержат никаких придаточных предложений. Они выражают только одну главную идею. Давайте посмотрим на несколько примеров!
Простой | Не просто |
---|---|
Обожаю кумкваты. | Я люблю кумкват, а вы любите бананы. (Это сложное предложение.) |
Мария любит лайм. | Мария, хотя и ненавидит лимоны, любит лаймы. (Это сложное предложение.) |
Мария подала пунш и торт. | Мария подала пунш и торт, потому что они восхитительны, и ее гости очень любили их! (Это предложение составно-сложное.) |
Составные элементы
Вы знаете, что означает соединение ? Значит, больше, чем один .Мы говорим, что предложение является составным, если оно содержит два или более независимых предложения. Что ж, послушайте это! Простые предложения могут содержать сложные слова или фразы!Составной элемент | Все еще просто? Да! |
Тема | Marshall и Allie играют в баскетбол. |
Глагол | Игроки вели мяч, и пробили мячей. |
Прямой объект | Команда выиграла игру и турнир . |
Предикат Прилагательное | Они чувствовали себя счастливыми и приподнятыми . |
Объект предлога | Команда ела в ресторанах Dairy Queen и McDonalds . |
Подробнее о простых предложениях с составными элементами можно узнать здесь.
Схема простого предложения
Диаграмма предложений позволяет нам показать структуру предложений. Проверьте это! Вот как изобразить любое предложение, классифицированное как простое. Подлежащее и глагол идут на одной горизонтальной линии. Проведите вертикальную линию между подлежащим и глаголом.
Я ударил по мячу.
Составные подлежащие и составные глаголы
Вот примеры того, как вы могли бы изобразить составное подлежащее и составное глагол.
Льюис и Элис играли на заднем дворе.
Льюис и Алиса играли на заднем дворе и читали в доме .
Возможно, вам понравятся эти уроки
.Подчеркивание предложений — Блог библиотеки ESL
Ударение в предложениях возникает, когда мы говорим одни слова громче и с большим ударением, чем другие. В английском языке мы подчеркиваем
для стресса
Слова содержания включают существительные, глаголы, прилагательные и наречия. Отрицательные слова, такие как , а не или , никогда не , также подвергаются ударению, потому что они влияют на смысл предложения. Модальные окна тоже могут изменить смысл предложения. Вот список слов, которые нужно подчеркнуть в английском предложении:
- существительные (люди, места, вещи)
- глаголов (действия, состояния)
- прилагательные (слова, изменяющие существительные)
- наречий (слова, изменяющие глаголы, прилагательные, другие наречия или целые предложения)
- отрицательных слов ( не , никогда, , или и т. Д.)
- модальные окна ( может , может , может и т.д., но не будет или может )
- да , нет и вспомогательные глаголы в коротких ответах (например, Да , она отвечает . ) Кванторы
- ( некоторые , многие , нет , все , один , два , три и т. Д.)
- Wh-вопросительные слова ( что , где , когда
Не напрягать
Некоторые слова не имеют большого значения в английском предложении. Короткие слова, такие как артикли, предлоги и союзы, не требуют ударения. Местоимения обычно не подвергаются ударению, потому что контекст часто дает понять, о ком мы говорим. Глагол Be и все вспомогательные глаголы не имеют особого значения — имеет только главный глагол. Вот список слов, которые не следует подчеркивать в английском предложении:
- артикулов ( и , и , и )
- предлоги ( — , — , — , — , — , — и т. Д.))
- союзы ( и , или , так , , но и т. Д.)
- личных местоимений ( I , you , he , she и т. Д.)
- притяжательных прилагательных ( мой , ваш , его , ее и т. Д.)
- Быть глаголом ( am , — , — , — , — и т. Д.)
- вспомогательных глаголов ( — , — , — в двухчастных глаголах или вопросах)
- модальные окна будут и перейти к (потому что они общие, и будущее время часто ясно из контекста)
- модальный может (потому что он очень распространен)
Примеры
Сделайте для своих учеников следующие примеры и попросите их повторять за вами.Слова (или слоги, если в слове более одного), на которых следует выделить ударение, выделяются жирным шрифтом .
- дети находятся в парке .
- У вас есть любых bro thers или sis ters?
- Почему не вы делаете ing ваш дома работа?
- He купил красный автомобиль для своей дочери тер.
- Бюстгальтер I am zi lian.
- Мы а не fa mi лжец с этим новый com pu ter pro грамм.
- ath lete пробежал лет, а выиграл на конкурсе ti .
- Она знает , но не знает , и .
- Я не знаю , и , или там.
- Мы, , не уверены, .
- Я никогда не слышал о из , чтобы было вместо , но имеет смысл .
- попросят чай cher за помощь .
- Некоторые люди до для Mac , но ma ny или до для ПК .
- Она идет на stu dy на night .
- Я могу говорить по-французски .
- Я не говорю Джапа неэ .
- Да , Я может . / № , я не могу .
Практика
При отработке ударения в предложениях, будь то в приведенных выше примерах, на листе ниже или в вашей собственной деятельности, поощряйте сокращения, такие как хочу , собираюсь , whaddaya и т.д. Эти сокращения помогут вашим ученикам говорить быстрее и поможет им распознать, когда носители языка используют эти сокращенные формы.К тому же о них весело говорить!
Ударение в предложении — грамматика и ресурсы по использованию
Рабочий лист ответов
- мальчики, pla ying, vi deo game
- ком пу тер, брат кен
- Куда идти ing, af ter, class
- да нет, как , торт
- wri ting, test, long, time
- до фер, кофе плата, чай
- до ing, до ночь (необязательно: What / поощрять сокращенное произношение Whaddaya )
- брат тер, хочет, купить, красный, автомобиль (продемонстрируйте хочу для испытуемых I , вы , мы , они , и существительные во множественном числе считают)
- come, par ty (поощрять сокращенное произношение до )
- сказал, есть, собака, а не кошка
Надеемся, ваши ученики не будут слишком напряжены!
Таня
.Настоящее простое | LearnEnglish Teens
Мы используем Present Simple, чтобы говорить о повторяющихся действиях или событиях, постоянных состояниях или вещах, которые всегда верны. Чтобы узнать больше о Present Simple, прочтите и послушайте разговор ниже.
Вы можете привести несколько примеров?
Да, конечно. Мы используем Present Simple, чтобы говорить о вещах, которые повторяются каждый день, каждую неделю, каждый год и т. Д.
Я обычно встаю в 7 часов.
В течение недели я занимаюсь плаванием по понедельникам, я занимаюсь тхэквондо по вторникам и теннисом по четвергам.
Мы всегда ездим в отпуск летом.
Понятно. И вы также используете слова, чтобы больше объяснять время.
Да, мы часто используем наречия с частотой иногда , часто , обычно или другие временные выражения, например по понедельникам , два раза в неделю или летом .
А как насчет постоянных состояний? Что это значит?
Постоянные состояния — это ситуации или чувства, которые не являются временными.
Мне очень нравится .
Софи работает писателем-путешественником.
Они живут в Лондоне.
Мы также используем Present Simple для общих фактов, например, когда говорим о науке или географии.
Таиланд очень жарко в это время года.
Змеи живут на земле, деревьях и в воде.
Итак, что мне нужно знать о формировании Present Simple?
Главное, чтобы формы третьего лица единственного числа оканчивались на — s или — es . Вот для он , она или это .
Он смотрит черно-белых фильмов в своем киноклубе по средам.
Он считает, что шахматы — это спорт!
Хорошо, а другие формы не заканчиваются на — s или — es ? Очень много смотрю телевизор . Мы думаем, что Coldplay скучны .
А как насчет вопросов и минусов?
Для большинства глаголов мы используем глагол do / does + subject + инфинитив без до для формирования вопросов.
Тогда вы, , видите его по средам?
Джек любит спорт ?
Для негативов мы используем тему + do / does + not + инфинитив без до .
Дейзи и Джек редко бывают вместе по выходным.
Я не думаю, что Coldplay скучны.
Возвращаясь к идее постоянных и временных вещей, как насчет этого предложения: Ваша мама на этой неделе в Таиланде? Разве это не временно?
Да, это так. Это очень хороший момент. Обычно мы используем Present Simple для постоянных состояний, а Present Continuous для временных состояний, но некоторые глаголы считаются глаголами состояния и обычно не используются в непрерывной форме.
И глагол быть — один из этих глаголов?
Совершенно верно! Поэтому, несмотря на то, что пребывание в Таиланде временно, мы используем Present Simple с глаголом как . Вот еще один пример:
Как s Daisy? она с тобой?
Но это не та форма вопроса, о которой вы мне только что сказали! Где до ?
А, нет. Я сказал: «Для большинства глаголов мы используем в вопросах –».Глагол быть отличается, как и модальные глаголы, такие как может . Мы рассмотрим глагол как отдельно, потому что он отличается и очень распространен.
Какие другие глаголы состояния?
Мы рассмотрим их, когда посмотрим на Present Continuous. еще есть вопросы?
Да, а как насчет: Поезд отправляется в 5 утра? Разве это не о событии в будущем?
Да, но это тоже повторяющееся событие.Иногда это называют «расписанием будущего».
Хорошо, через минуту у меня урок математики, так что мне пора.
Хорошее использование «расписания будущего»! До свидания!
.