Введение в основы общей биологии контрольная работа: Тест по биологии (9 класс) на тему: Проверочная работа 9 класс Введение в основы общей биологии

Проверочная работа по теме «Введение в основы общей биологии»

Биология как наука. История развития биологии. Методы познания живой природы

1 вариант

I. Биология как наука. Задания с выбором одного правильного ответа.

1. Физиология изучает:

а) внешнее строение организмов;

б) строение внутренних органов;

в) функционирование внутренних органов;

г) жизнедеятельность организмов.

2. Зоология – это наука о ..

а) животных; в) растениях;

б) микроорганизмах; г) грибах.

3. Палеонтология изучает..

а) поведение; в) многообразие организмов;

б) развитие организмов; г) вымерших организмов.

4. Генетика – это наука о …

а) клетке;

б) взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания;

в) создании новых и улучшении существующих сортов культурных растений, пород животных и штаммов микроорга­низмов;

г) закономерностях наследственности и изменчивости.

5. Объектом изучения цитологии служит уровень …

а) организменный; в) клеточный;

б) популяционно-видовой; г) биосферный

6. Структурные элементы биогеоценотического уровня _ …

а) организмы;

б) биогеоценозы;

в) популяции разных видов;

г) особи и группы особей, входящие в популяцию.

7. Высший уровень организации жизни — …

а) биогеоценотический; в) популяционно-видовой;

б) биосферный; г) клеточный.

8. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма осуществляется на уровне …

а) клеточном; в) молекулярном;

б) организменном; г) популяционно-видовом.

9. Передача наследственной информации осуществляется на уровне …

а) биогеоценотическом; в) клеточном;

б) организменном; г) молекулярном.

I V. Свойства живого.

10. Установите соответствие между критериями живого и их характерными признаками ( Оформление 1) –В) ).

1)Единство биохимического состава

2) Дискретность и целостность.

3) Саморегуляция.

4) Размножение.

5) Ритмичность.

А) Из известных более чем 100 хим. элементов для построения живого организма, обязательны шесть – углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор.

Б) Единицей строения, жизнедеятельности, размножения, индивидуального развития являет­ся клетка; вне клетки жизни нет.

В) Все живые организмы со­стоят в основном из белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот, а в общей массе веществ тела основную долю составляет вода (не менее 70-85%).

Г) Любая биологическая система состоит из отдельных взаимодействующих частей, которые вместе образу­ют структурно-функциональное единство.

Д) Организмы способны в процессе метаболизма поддерживать гомеостаз.

Е) Живая система извлекает, преобразовывает и использует вещества из окружающей среды и возвращает в нее продукты распада.

Ж) В процессе их жизнедеятельности между организмами и окружающей сре­дой происходит постоянный обмен веществом и энергией.

З) Организмы при­способлены к меняющимся условиям существования.

И) Организмы избирательно реагируют на внешние и внутренние воздействия.

К) Организмы обеспечивают непрерывность жизни и преемствен­ность поколений.

V. Методы изучения в биологии. Вместо точек вставьте название метода.

11. Метод, при применении которого исследователь искусст­венно создает ситуацию, позволяющую выявить те или иные свойства биологических объектов, — … .

12. Метод на котором основывается описательный метод, — ….. .

13. Метод, который позволял в процессе сопоставления объектов выяв­лять сходство и различия — ……

14. Метод, позволяющий выявить закономерности появления и развития организмов, усложнения их структуры и функций — …. .

15. Во время этого метода часто используют компьютер — …… .

Дайте развернутый ответ на вопрос

16.Объясните, почему биология, будучи одной из древнейших наук, необходима современному человеку( приведите не менее 3 примеров).

17. Докажите, что живые организмы «открытые системы»

18. Значение биологии как науки.

Биология как наука. История развития биологии. Методы познания живой природы

2 вариант

I. Биология как наука. Задания с выбором одного правильного ответа.

1. Ботаника – это наука о ..

а) животных; в) растениях;

б) микроорганизмах; г) грибах.

2.Цитология – это наука о …

а) взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания;

б) клетке;

в) создании новых и улучшении существующих сортов культурных растений, пород животных и штаммов микроорга­низмов;

г) закономерностях наследственности и изменчивости.

3. Закономерности наследственности и изменчивости изучает:

а) экология; в) этология;

б) генетика; г) геология.

4. Анатомия изучает:

а) строение внутренних органов;

б) внешнее строение организмов;

в) функционирование внутренних органов;

г) жизнедеятельность организмов.

5. Активное взаимодействие живого и косного вещества пла­неты осуществляется на уровне …

а) организменном; в) биосферном;

б) популяционно-видовом; г) биогеоценотическом.

6. На этом уровне идет процесс видообразования.

а) организменный; в) популяционно-видовом;

б) биосферном; г) биогеоценотическом.

7. Структурные элементы тканевого уровня — …

а) органы; в) органоиды;

б) молекулы; г) клетки.

8. Орган является структурным компонентом …. уровня.

а) клеточного; в) молекулярного;

б) организменного; г) популяционно-видового.

9. Вне данного уровня жизни нет.

а) биогеоценотический; в) популяционно-видовой;

б) биосферный; г) клеточный.

IV. Свойства живого.

10. Установите соответствие между критериями живого и их характерными признаками ( Оформление 1) –В) )

1)Единство элементного химического состава.

2) Открытость

3)Обмен веществ и энергии.

4)Раздражимость и движение.

5)Единство структурной организации

А) Живая система извлекает, преобразовывает и использует вещества из окружающей среды и возвращает в нее продукты распада.

Б) Организмы при­способлены к меняющимся условиям существования.

В) Единицей строения, жизнедеятельности, размножения, индивидуального развития являет­ся клетка; вне клетки жизни нет.

Г) В процессе их жизнедеятельности между организмами и окружающей сре­дой происходит постоянный обмен веществом и энергией.

Д) Из известных более чем 100 хим. элементов для построения живого организма, обязательны шесть – углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор.

Е) Организмы способны в процессе метаболизма поддерживать гомеостаз.

Ж) Любая биологическая система состоит из отдельных взаимодействующих частей, которые вместе образу­ют структурно-функциональное единство.

З) Организмы обеспечивают непрерывность жизни и преемствен­ность поколений.

И) Организмы избирательно реагируют на внешние и внутренние воздействия.

К) Все живые организмы со­стоят в основном из белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот, а в общей массе веществ тела основную долю составляет вода (не менее 70-85%).

V. Методы изучения в биологии.

Вместо точек вставьте название метода.

11. Благодаря этому ме­тоду были заложены основы систематики растений и животных, создана клеточная теория — …. .

12. Этот метод позволяет сравнить существующие факты с данными, известными ранее — ……. .

13. Метод, позволяющий воспроизвести такие экспериментальные усло­вия, которые в реальности воссоздать порой не представляется воз­можным — … .

14. Метод основывается на сборе фактического материала и его описание — …. .

15. Во время этого метода исследователь искусст­венно создает ситуацию — …. .

Дайте развернутый ответ на вопрос

16. Докажите, что биология-фундаментальная наука.

17. Объясните, чем отличается процесс обмена веществ в живой и неживой природе.

18. Значение биологии как науки.

Ответы:

1 вариант

I.

1. в

2. в

3. а

4. г

5. г

II.

6. в

7. б

8. в

9. в

10. в

11. г

12. г

13. г

III.

14. в

15. в

16. б

17. б

18. г

IV.

19. 1) В

2) Г

3) Д

4) К

5) З
V.

20. эксперимент

21. наблюдение

22. сравнительный

23. исторический

24. моделирование

2 вариант

I.

1. в

2. б

3. б

4. а

5. б

II.

6. а

7. в

8. а

9. в

10. г

11. в

12. г

13. б

III.

14. в

15. в

16. г

17. б

18. г

IV.

19. 1) Д

2) А

3) Г

4) И

5) Ж
V.

20. сравнительный

21. исторический

22. моделирование

23. наблюдение и описание

24. эксперимент

Контрольная работа по биологии «Введение в основы общей биологии» (9 класс)

Контрольная работа «Введение в основы общей биологии»

Образовательный комплекс «Основы общей биологии, 9 кл.» (создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой).

  1. Живой мир Земли представлен множеством разнообразных живых существ. Укажите, какие из ниже перечисленных организмов относят к царству растений:

  1. Живой мир Земли представлен множеством разнообразных живых существ. Укажите, какие из ниже перечисленных организмов относят к царству грибов:

  1. Живой мир Земли представлен множеством разнообразных живых существ. Укажите, какие из нижеперечисленных организмов относят к царству животных:

  • Гепард

  • Львиный зев

  • Куколка майского жука

  • Туберкулезная палочка

  • Кукушкин лен

  • Молочная планария

  • Тритон

  1. Живой мир Земли представлен множеством разнообразных живых существ. Укажите, какие из ниже перечисленных организмов относят к царству бактерий:

  1. Отметьте среди перечисленных организмов такие, которые не относятся ни к одному из царств: растений, грибов, животных, бактерий?

  1. Биология как наука необходима современному человеку, так как:

  • Она тесно связана с потребностями человека в пищевых продуктах

  • Позволяет получать промышленным путем витамины и антибиотики

  • Негативно влияет на развитие общества

  • Позволяет оценивать состояние окружающей среды и условий жизни человека

  1. Совокупность протекающих в организме многочисленных химических превращений веществ, поступивших из внешней среды при питании и дыхании, называют ________________________________
    Непрерывность существования жизни, поддерживает _____________________________

  1. Перечислите основные химические компоненты живого:
    1 – _____________________
    2 – _____________________
    3 – _____________________
    4 – _____________________

  1. Среди перечисленных ниже организмов выберите гетеротрофные:

  1. Выберите правильные утверждения:

  • Нормальная жизнедеятельность организма определяется только его клеточным строением

  • Самовоспроизведение поддерживает непрерывность существования жизни

  • Разнообразие форм жизни — результат эволюции

  • Homo sapiens — представитель царства Животных

  • Путем обмена веществами и энергией осуществляется связь организма с окружающей средой

  1. Выберите правильные утверждения:

  • Рост многоклеточного организма не связан с увеличением количества клеток в нем

  • В живых организмах содержатся те же химические элементы, что и в телах неживой природы

  • Эволюция – общее свойство живого мира

  • Обмен веществ свойственен только многоклеточным организмам

  • Все живые существа появляются только в результате размножения

  1. Выберите правильные утверждения:

  • В природе органические вещества встречаются только в телах живых организмов

  • Все организмы приспособлены к своей среде обитания

  • Раздражимость характерна только для животных

  • Самовоспроизведение — это сохранение своей жизни

  • Каждый организм может быстро приспособиться к любой среде обитания

  • Клетка — структурная единица почти всех живых организмов

  • Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты — основные компоненты живого

  • Развитие свойственно всему живому миру в целом

  • Раздражимость позволяет организмам ориентироваться в окружающей среде

  • Качественные изменения свойств организма называются развитием

  1. Все живые организмы:

  • Развиваются

  • Обладают наследственностью и изменчивостью

  • Приспособлены к определенным условиям среды

  • Являются автотрофами

  1. Обмен веществ

  • Присущ всем живым организмам

  • Совокупность протекающих в организме химических превращений

  • Нарушает постоянство внутренней среды организма

  • Не связан с превращением энергии в клетках

  1. Самовоспроизведение

  • Важнейшее свойство живого

  • Присуще не только живым организмам

  • Поддерживает непрерывность существования жизни

  • Воспроизведение себе подобных существ

  1. Выберите правильные утверждения:

  • Эндобионты — исключительно паразитические организмы

  • Живая материя существует только в форме организмов

  • Биосфера — оболочка Земли, где существует жизнь

  • Живой организм — это биосистема

  • Аэробионты — это только летающие животные

  • Педобионты — обитатели почвы

  • В состав биосферы не входит литосфера

  1. Выберите правильные утверждения:

  • Эндобионты живут внутри других организмов

  • Гидробионты приспособлены к жизни в водной среде

  • В состав биосферы не входит стратосфера

  • Многообразие форм организмов нельзя объяснить только разнообразием сред жизни на Земле

  • Все структурные элементы биосистемы обязательно взаимосвязаны

  • Живая клетка не является биосистемой

  • Самая крупная биосистема — это биосфера

  • Популяцию нельзя назвать биосистемой

  1. Все живые организмы

  • Имеют сходный химический состав

  • Способны к обмену веществ

  • Представляют собой открытую систему

  • Являются эукариотами

  1. Основной структурной и функциональной единицей большинства организмов является

  1. Приспособленность организмов к среде обитания

  • Проявляется во внешнем строении организмов

  • Зависит от влияния экологических факторов

  • Не проявляется в географическом распространении организмов

  • Не затрагивает физиологических особенностей живых организмов

  1. Биосфера

  • Оболочка земли, где существует жизнь

  • Включает только атмосферу и гидросферу

  • Не включает верхние слои атмосферы

  • Включает верхние слои литосферы

Тест по биологии (9 класс) на тему: Тест на тему «Введение в основы общей биологии».

Тема: «Введение в основы общей биологии».

Вариант №1.
Часть А.
Укажите один правильный ответ.
А1. Какая наука позволяет ориентироваться в огромном многообразии организмов?

  1. экология
  2. биология
  3. систематика
  4. ботаника
    А2. Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука
  1. генетика
  2. физиология
  3. морфология
  4. эмбриология
    А3. Для изучения тонкого строения хлоропластов используется метод
  1. экспериментальный
  2. световой микроскопии
  3. электронной микроскопии
  4. гибридизации
    А4. Отличительным признаком живого от неживого является:
  1. изменение свойств объекта под воздействием среды
  2. участие в круговороте веществ
  3. воспроизведение себе подобных
  4. изменение размеров объекта под воздействием среды
    А5. Живые существа, населяющие водную среду, называются
  1. педобионты
  2. аэробионты
  3. гидробионты
  4. эндобионты
    А6. К прокариотам относят
  1. растения
  2. грибы
  3. животные
  4. бактерии
    А7. Строение и функции молекул белка изучают на уровне организации живого
  1. организменном
  2. тканевом
  3. молекулярном
  4. популяционном
    А8. Качественное изменение в строении и жизнедеятельности организма и его частей это-
  1. эволюция
  2. развитие
  3. рост
  4. самовоспроизведение
    А9. Организмы, которые используют солнечную энергию
  1. гетеротрофы
  2. автотрофы
  3. консументы
  4. редуценты
  5. А10. Свойство живого, позволяющее организмам ориентироваться в окружающей среде и, следовательно, выживать в измененных условиях
  1. раздражимость
  2. обмен веществ
  3. рост
  4. размножение
    Часть В.Выберите три правильных ответа из шести предложенных.В1. Растения, как и грибы,
  1. растут в течение всей жизни
  2. имеют ограниченный рост
  3. всасывают питательные вещества всей поверхностью тела
  4. питаются готовыми органическими веществами
  5. содержат хитин в оболочках клеток
  6. имеют клеточное строение

В2. Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями.


Особенности 


Представители 

  1. в почве закрепляются ризоидами
  2. в цикле развития преобладает спорофит
  3. споры образуются в коробочках
  4. споры образуются в спорангиях на нижней стороне листьев
  5. из споры развивается заросток
  6. из споры развивается зеленая нить


А) мхи

Б) папоротники 

В3. Установите, в какой последовательности в порядке возрастания располагаются систематические таксоны растений

А- вид
Б- порядок
В- отдел
Г- род
Д- семейство
Е- класс
Часть С.

С1. Назовите уровни организации живой материи.

Вариант №2.

Часть А.

Укажите один правильный ответ.

А1. Какая наука изучает строение и функции отдельных клеток?

  1. биология
  2. генетика
  3. анатомия
  4. цитология
    А2. Какая наука изучает взаимосвязи организмов и окружающей среды?
  1. зоология 
  2. физиология
  3. ботаника
  4. экология                                                                                                                                                                 А3. Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью метода
  1. экспериментального
  2. наблюдения
  3. проведения опытов
  4. палеонтологического
    А4. Живым организмам, в отличие от тел неживой природы, присущи
  1. рост
  2. движение
  3. раздражимость
  4. ритмичность                                                                                                                                                               А5. Обитателей почвенной среды жизни называют
  1. гидробионты
  2. педобионты
  3. аэробионты
  4. эндобионты

А6. К эукариотам относят

  1. бактерии
  2. вирусы
  3. грибы
  4. цианобактерии.

А7. Выведение нового сорта растений происходит на уровне организации живого

  1. молекулярном
  2. биосферном
  3. популяционно-видовой
  4. биоценотическомА8. Необратимое увеличение размеров и массы организма, связанное с появлением у него новых клеток называют
  1. развитие
  2. рост
  3. эволюция
  4. приспособленность


А9. Организмы, потребляющие готовые органические вещества называются

  1. автотрофы
  2. хемотрофы
  3. гетеротрофы
  4. фототрофы

А10. Обмен веществ и превращение энергии – это признак

  1. характерный для живой и неживой природы
  2. по которому живое можно отличить от неживого
  3. по которому одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных
  4. по которому животные отличаются от человека
    Часть В.
    Выберите три правильных ответа.В1. Какие признаки присущи только растениям?
  1. ограниченный рост
  2. рост в течение всей жизни
  3. наличие в клетках пластид
  4. гетеротрофный способ питания
  5. наличие клетчатки в оболочках клеток
  6. наличие хитина в оболочках клеток

В2. Установите соответствие.


Признаки растений


Группы организмов

  1. выделяют в особое царство
  2. тело представляет собой слоевище
  3. имеют плодовое тело
  4. по способу питания – авто-гетеротрофы
  5. вступают в симбиоз с корнями растений
  6. представляют симбиоз грибов и водорослей


А) грибы

Б) лишайники

В3. Установите, в какой последовательности в порядке возрастания систематические таксоны животных.

А) род
Б) семейство
В) класс
Г) тип
Д) вид
Е) отряд

Часть С.

С1. Назовите общие свойства живого.

Ответы к тестовым заданиям.

Работа №1.Введение в основы общей биологии.

Часть А.

Вариант №1.


А1


А2


А3


А4


А5


А6


А7


А8


А9


А10


3


4


3


3


3


4


3


2


2


1


Вариант №2.


А1


А2


А3


А4


А5


А6


А7


А8


А9


А10


4


4


2


3


2


3


3


2


3


2


Часть В.

Вариант №1.


В1


В2


В3


1 3 6


А Б А Б Б А


А Г Д Б Е В


Вариант №2.


В1


В2


В3


2 3 5 


А Б А Б А Б


Д А Б Е В Г


Часть С.

Вариант №1.

С1. В живой материи выделяют шесть основных структурных уровней организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный.

Вариант №2.
С1. Общие свойства живых организмов: единство химического состава, обмен веществ, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, саморегуляция, ритмичность, приспособляемость, дискретность. 

Контрольная работа по биологии «ВВедение в общую биологию» 9 класс

Перед тем как приступить к выполнению заданий контрольной работы, внимательно прочитайте предложенный текст «Введение в Общую Биологию». Выполняя задания каждой части — ознакомьтесь с краткой инструкцией. Ответы запишите на отдельном листе. Время выполнения работы 40 минут.

Желаем удачи!

Введение в Общую Биологию.

Большинство живых организмов, населяющих нашу планету, имеет клеточное строение, и их индивидуальное развитие начинается из одной клетки. Поэтому клетка представляет собой основную единицу строения и развития всех существующих организмов. Однако наряду с этими организмами известна большая группа неклеточных существ. Их строение значительно проще, чем строение клетки. В настоящее время наука о клетке — цитология («цитос» — клетка, «логос» — наука, греч.) — располагает исключительно большим материалом о строении и функциях клеток, об их химическом составе. Огромное большинство клеток имеет микроскопически малые размеры и не может быть рассмотрено невооруженным глазом. Увидеть клетку и начать ее изучение оказалось возможным лишь тогда, когда был изобретен микроскоп. Первые микроскопы появились в начале XVII столетия. Для научных исследований микроскоп впервые применил английский ученый Роберт Гук (1665). Рассматривая под микроскопом тонкие срезы пробки, он увидел на них многочисленные мелкие ячейки. Эти ячейки, отделенные друг от друга плотными стенками, Гук назвал клетками, применив впервые термин «клетка». В начале прошлого столетия знаменитый ученый, академик Российской Академии наук Карл Бэр открыл яйцеклетку млекопитающих и показал, что все организмы начинают свое развитие из одной клетки. Эта клетка представляет собой оплодотворенное яйцо, которое дробится, образует новые клетки, а из них формируются ткани и органы будущего организма. Изучение живой клетки, ее тончайших структур и функций — задача очень нелегкая, и только сочетание усилий и колоссальной работы цитологов, биохимиков, физиологов, генетиков и биофизиков позволило детально изучить ее структурные элементы и определить их роль. Клетка любого одноклеточного и многоклеточного организма состоит из двух важнейших, неразрывно связанных между собой частей: цитоплазмы и ядра, содержащего ДНК, а в клетках бактерий — цитоплазмы и кольцевой молекулы ДНК. С клетки начинается развитие любого организма, даже внеклеточные организмы — вирусы активны только проникая в клетку организма — хозяина, как, например, всем известный вирус гриппа. Размножение, или способность к самовоспроизведению — одно из основных свойств всех живых организмов. Благодаря этому обеспечивается существование каждого живого организма, поддерживается преемственность между родительскими особями и их потомством. Формы размножения организмов разнообразны. В основе всех форм размножения лежит деление клетки, протекающее довольно сходно у растений и животных. Формирование неполовых клеток — митоз представляет собой универсальный способ деления клеток растений и животных, основная сущность которого состоит в точном распределении удвоенных хромосом между обеими образующимися дочерними клетками. Весь процесс подразделяют на четыре фазы. Число хромосом для клеток каждого вида растений или животных постоянно. Это постоянство во всех клетках поддерживается благодаря митозу, которому предшествует удвоение хромосом. Как же поддерживается постоянство числа хромосом при половом размножении, когда новый организм возникает из слияния двух половых клеток? Созревшие половые клетки содержат только половинное (гаплоидное) число хромосом, а соответственно и половинное количество ДНК. Уменьшение числа хромосом вдвое происходит в процессе созревания половых клеток — мейоз. Внешне процесс созревания состоит из двух последующих делений: первого и второго. При этом из одного сперматоцита образуются четыре клетки и, каждая из них превращается далее в сперматозоид. В овогенезе из овоцита образуется только одна яйцеклетка и три направительных тельца, т. е. тоже четыре клетки. Организмы, состоящие из одной клетки, используют для размножения простое деление надвое, многоклеточные же организмы увеличивают число клеток, осуществляют рост с помощью митоза. Половые клетки, сформированные в ходе мейоза, несут в себе наследственную информацию, что послужило огромным эволюционным прорывом. Закономерности наследования и изменения наследственных признаков изучает особый раздел биологии — генетика. Ген — участок молекулы ДНК, отвечающий за развитие определенного признака и передачу его по наследству. Молекулы ДНК — крупные полимеры, в совокупности с белками образующие хромосомы. В клетках каждого организма строго определено количество, размер и форма хромосом (кариотип). Так, у человека 46 хромосом в соматических клетках (неполовых клетках тела) и 23 хромосомы в половых клетках — гаметах. Такое уменьшение вдвое биологически объяснимо, ведь при слиянии половых клеток с половинным набором хромосом (23) в сумме получается двойной набор, равный 46и. Эта закономерность характерна для всех живых организмов. Число хромосом лежит в основе генетического критерия вида. На нашей планете за миллионы лет существования накопился богатейший генетический материал. Многие живые организмы сходные по своему строению, физиологическим процессам и имеющие эволюционное родство, отличает именно число, структура, форма и размер хромосом. Человек тоже один из видов живых организмов, населяющих нашу планету. Как и любое другое живое существо человека можно проанализировать по видовым критериям, отметить сходство эмбрионов всех позвоночных, к которым относится и человек, попытавшись подтвердить эволюционное происхождение человека, как и всего живого на Земле. Согласно классификации, вид Человек Разумный — является одним из видов царства Животные, типа Хордовые, класса Млекопитающие. На основании данных эмбриологии, палеонтологии, генетики, физиологии и анатомии мы с вами мало чем отличаемся от многих представителей отряда Приматы, но эти малые отличия сыграли огромную роль в ходе социализации человека, выделения его из мира животных. Разум, речь, способность к труду, прямохождение — основные черты, отличающие Человека. Человек настолько обособился от своих предполагаемых исторических предков, что стал причиной изменения биосферы — оболочки Земли, населенной живыми организмами, Человек сформировал особый экологический фактор, влияющие на все живое -антропогенный. На сегодняшний день нет более мощного и разрушительного фактора — чем антропогенный: пожары, затопления, ядерные взрывы, техногенное загрязнение окружающий среды, уничтожение растений и животных…все это примеры отрицательного воздействия Человека на биосферу. Разумное отношение к природным ресурсам, всеобщее экологическое образование, понимание ценности себя как вида, а потому ценности и других видов организмов — вот главная задача каждого Человека и Человечества в целом.

Часть 1

Выполняя задания этой части, ответьте на вопросы теста. В каждом вопросе только один верный вариант ответа. Верный ответ на каждый вопрос оценивается в 1 балл.

1. Единица строения и функционирования всех организмов:

А) яйцеклетка Б) ядро

В) клетка Г) ген

2. Организмы, активные только в клетке организма-хозяина:

А) вирусы Б) одноклеточные

В) многоклеточные Г) бактерии

3. Карл Бэр открыл:

А) клетку живых организмов Б) яйцеклетку

В) ген Г) ядро

4. У шимпанзе набор хромосом в соматических клетках равен 48, чему равен гаплоидный набор хромосом шимпанзе:

А) 46 Б) 24

В) 23 Г) 96

5. Примером антропогенного фактора является:

А) цунами Б) нашествие саранчи

В) осушение болот Г) гроза

Часть 2

Выполняя задания Части 2 опирайтесь на информацию в предложенном тесте. Верный ответ на задания этой части оценивается в 2 балла.

1. Соотнесите название науки с областью применения ее данных.

А) Изучает строение клеток 1. Цитология

Б) Изучает наследственность и изменчивость 2. Генетика

В) Изучает цитоплазму

Г) Изучает изменение структуры ДНК

Д) Изучает процессы митоза и мейоза

2. Расположите классификационные уровни в порядке возрастания

А) Класс Б) Вид В) Тип Г) Царство Д) Отряд

3. Что из перечисленного не является характерными чертами, отличающими Человека Разумного от других представителей животного мира: (выберите не менее трех верных вариантов ответов)

А) передача наследственных свойств

Б) прямохождение

В) наличие мейоза

Г) разум

Д) клеточное строение

Е) 46 хромосом

Часть 3

Запишите развернутые ответы на вопросы Части 3, используя информацию текста и собственные знания. Верный ответ на каждый вопрос оценивается в 3 балла.

1. Какова роль микроскопа в развитии биологии? Приведите не менее трех примеров.

2. В чем сходство одноклеточной водоросли и бактерии? А чем они принципиально отличаются? (Укажите не менее трех сходств и одно отличие)

3. В ходе митоза из исходной материнской клетки образуется две новые дочерние клетки с набором хромосом, равным материнскому, а в ходе мейоза образуется 4 клетки. У плодовой мушки двойной набор хромосом равен 8. Сколько хромосом содержат клетки в составе крыла плодовой мушки. А сколько хромосом в яйцеклетке этой же мушки? Ответ поясните.

4. Два ученых в разное время доказали наличие клетки как единицы развития, строения и функционирования всех живых организмов. На основании чего вирусы — не имеющие клеточного строения, можно считать живыми организмами?

В ответе укажите имена и фамилии этих ученых, их открытия и представьте доказательства того что вирусы — живые организмы.

5. В чем, по вашему мнению, состоит необходимость всеобщего экологического образования?

Максимальный балл за правильное выполнение всех заданий — 26, минимальный балл — 10

Балл/оценка

10 -13 баллов — оценка «3» 14 — 19 баллов — оценка «4»

20 — 26 баллов — оценка «5»

Контрольная работа. Введение в основы общей биологии. Основы учения о клетке.

Контрольная работа №1.

Введение в основы общей биологии. Основы учения о клетке.

Вариант 1.

  1. В какой области биологии была разработана клеточная теория?

1) вирусологии

2) цитологии

3) анатомии

4) эмбриологии

  1. Для разделения органоидов клетки по плотности Вы выберете метод

1) наблюдения

2) хроматографии

3) центрифугирования

4) выпаривания

  1. На фотографии изображен шаростержневой фрагмент ДНК. Какой метод позволил ученым создать такое трехмерное изображение молекулы?

1) классификации

2) эксперимента

3) наблюдения

4) моделирования

  1. Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ×7, 
    а линзы объектива ×40?

1) Х740

2) Х280

3) Х47

4) Х33

  1. Молекула РНК, в отличие от ДНК, имеет в своём составе

1) моносахарид

2) урацил

3) остаток фосфорной кислоты

4) аденин

  1. Какой химический элемент входит в состав жизненно важных органических соединений клетки?

1) фтор

2) калий

3) углерод

4) медь

  1. Гены находятся в

1) хромосомах

2) аппарате Гольджи

3) лизосомах

4) рибосомах

  1. Представитель какой группы организмов изображён на рисунке?

1) простейших

2) одноклеточных водорослей

3) одноклеточных грибов

4) вирусов

  1. Какую функцию выполняют в клетке рибосомы?

1) синтезируют углеводы

2) осуществляют синтез белков

3) расщепляют белки до аминокислот

4) участвуют в накоплении неорганических веществ

  1. Какую функцию в клетке выполняет изображённый на рисунке органоид?

1) синтез органических веществ

2) удаление продуктов жизнедеятельности клетки

3) расщепление поступающих в клетку веществ

4) координация работы всех клеточных структур

  1. Какие из перечисленных углеводов могут находиться внутри нервной клетки? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) глюкоза

2) крахмал

3) целлюлоза

4) гликоген

5) хитин

6) сахароза

  1. Верны ли следующие суждения о клетках растений?

А. Все живые клетки растений имеют вакуоли.

Б. Все живые клетки растений имеют цитоплазму и ядро.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

  1. Возбудителями гриппа являются

1) паразитические простейшие

2) болезнетворные бактерии

3) паразитические грибы

4) вирусы

  1. В состав какого органоида клетки входят растительные пигменты?

1) митохондрия

2) хлоропласт

3) комплекс Гольджи

4) вакуоль

  1. В каких органоидах происходит клеточное дыхание?

1) центриолях клеточного центра

2) пузырьках комплекса Гольджи

3) на внутренних мембранах митохондрий

4) вакуолях с клеточным соком

  1. По своей природе подавляющее большинство ферментов – это

1) белки

2) липиды

3) углеводы

4) нуклеиновые кислоты

  1. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект

Процесс

ядро

клеточный центр

деление клетки

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) хранение наследственной информации

2) автотрофное питание

3) хранение питательных веществ

4) синтез белка

  1. Какая из перечисленных клеточных структур НЕ является органоидом?

1) включение

2) вакуоль

3) лизосома

4) клеточный центр

  1. Как называют органоид клетки, который по выполняемой функции напоминает пищеварительную систему многоклеточного животного?

1) аппарат Гольджи

2) митохондрия

3) лизосома

4) ядро

  1. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови лягушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) зарисуйте микропрепарат крови, сделайте обозначения

2) зажмите препарат крови лапками-держателями

3) положите микропрепарат крови на предметный столик

4) глядя в окуляр, настройте свет

5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату крови, пока не увидите чёткое изображение крови лягушки

  1. Вставьте в текст «Животная клетка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

ЖИВОТНАЯ КЛЕТКА

Все представители царства Животные состоят из  (А) клеток. Наследственная информация в этих клетках заключена в  (Б), которые находятся в ядре. Постоянные клеточные структуры, выполняющие особые функции, называют  (В). Одни из них, например  (Г), участвуют в биологическом окислении и называются «энергетическими станциями» клетки.

1) кольцевая ДНК

2) лизосома

3) эукариотическая

4) митохондрия

5) хромосома

6) прокариотическая

7) органоид

8) хлоропласт

  1. Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа(по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у – относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.).

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость концентраций углекислого газа в интервале 0,01–0,06%? Скорость фотосинтеза в данном интервале

1) растёт на протяжении всего графика

2) остаётся неизменной

3) резко возрастает в начале, а потом не изменяется

4) уменьшается на протяжении всего графика

В темновой фазе фотосинтеза, в отличие от световой, происходит… Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование в биохимических процессах молекул углекислого газа

2) поглощение энергии света молекулами хлорофилла

3) образование молекул глюкозы

4) синтез молекул АТФ

5) расщепление молекул воды

6) использование молекул АТФ

Контрольная работа №1.

Введение в основы общей биологии. Основы учения о клетке.

Вариант 2.

  1. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?

1) гистология

2) эмбриология

3) экология

4) цитология

  1. На фотографии изображена модель фрагмента ДНК. Какой метод позволил учёным создать такое трехмерное изображение молекулы?

1) классификации

2) эксперимента

3) наблюдения

4) моделирования

  1. На рисунке изображен фрагмент электрокардиограммы человека. Знания в области какой биологической науки позволят ее расшифровать?

1)гигиена

2)генетика

3)физиология

4)анатомия

  1. Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ×6, а линзы объектива ×40?

1) ×240

2) ×46

3) ×34

4) ×640

  1. К неорганическим веществам клетки относят

1) жиры

2) витамины

3) воду

4) углеводы

  1. Какое химическое соединение является мономером ДНК?

1) глюкоза

2) аминокислота

3) глицерин

4) нуклеотид

  1. Ген – это часть молекулы

1) белка

2) ДНК

3) РНК

4) АТФ

  1. Чем отличается клетка, показанная на рисунке, от клеток грибов, растений и животных?

1) наличием клеточной стенки

2) наличием цитоплазмы

3) отсутствием рибосом

4) отсутствием оформленного ядра

  1. В лизосомах происходит

1) синтез белков

2) расщепление органических веществ

3) фотосинтез

4) синтез глюкозы

  1. Какой органоид клетки по его функции можно сравнить с крове­носной системой позвоночных животных?

1) эндоплазматическую сеть

2) клеточную мембрану

3) вакуоль

4) рибосому

  1. Главная особенность клеток бактерий – это

1) микроскопические размеры

2) обитание в различных средах и условиях

3) высокая скорость размножения

4) отсутствие клеточного ядра

  1. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

А. Основная функция фотосинтеза – образование кислорода.

В. Основная функция клеточного дыхания – поглощение кислорода.

1) верно только А

2) верно только В

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны

  1. Аналогом какой из клеточных структур можно считать жесткий диск компьютера?

1) лизосомы

2) ядра

3) рибосомы

4) митохондрии

  1. Обеспечивает передачу наследственной информации от материнской клетки к дочерней

1) ЭПС

2) комплекс Гольджи

3) хромосома

4) рибосома

  1. Какую из перечисленных клеточных структур имеют в своем составе клетки всех организмов?

1) цитоплазматическую мембрану

2) хлоропласт

3) митохондрию

4) ядро

  1. В растительной клетке преобразование солнечной энергии происходит в

1) ядре

2) оболочке

3) вакуоли

4) хлоропластах

  1. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект

Функция

Рибосома

Синтез белка

Клеточная мембрана

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) синтез жиров

2) транспорт веществ

3) синтез АТФ

4) деление клетки

  1. Старая растительная клетка отличается от молодой тем, что она

1) содержит большую вакуоль

2) заполнена цитоплазмой

3) включает много хлоропластов

4) имеет большую сеть канальцев

  1. Пластический обмен направлен на

1) синтез веществ, специфичных для данного организма

2) биологическое окисление с освобождением энергии

3) удаление продуктов распада из организма

4) сбор и использование информации

  1. Что из перечисленного входит в состав молекулы ДНК? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) остаток фосфорной кислоты

2) аденин

3) рибоза

4) урацил

5) дезоксирибоза

6) аланин

  1. Вставьте в текст «Типы клеток» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

ТИПЫ КЛЕТОК

Первыми на пути исторического развития появились организмы, имеющие мелкие клетки с простой организацией, – (А). Эти доядерные клетки не имеют оформленного (Б). В них выделяется лишь ядерная зона, содержащая (В) ДНК. Такие клетки есть у (Г) и синезелёных.

1) многоклеточное животное

2) прокариота

3) цитоплазма

4) кольцевая молекула

5) ядро

6) одноклеточное животное

7) бактерия

8) эукариота

  1. БИОСИНТЕЗ БЕЛКА. В результате пластического обмена в клетках синтезируются специфические для организма белки. Участок ДНК, в котором закодирована информация о структуре одного белка, называется (А). Биосинтез белков начинается с синтеза (Б), а сама сборка происходит в цитоплазме при участии (В). Первый этап биосинтеза белка получил название (Г), а второй – трансляция.

1) иРНК

2) ДНК

3) транскрипция

4) мутация

5) ген

6) рибосома

7) комплекс Гольджи

8) фенотип

Установите соответствие между процессом и органоидом, в котором этот процесс происходит. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

ПРОЦЕСС

А) присоединение углекислого газа к органическому соединению

Б) образование пептидной связи

В) спаривание нуклеотидов

Г) синтез АТФ

Д) разложение молекулы воды на кислород и водород

Е) отсоединение аминокислоты от тРНК

ОРГАНОИД

1) хлоропласт

2) рибосома

Тест «Введение в основы общей биологии» (9 класс)

Биология

9 класс

ТЕСТ

  1. Общая биология НЕ изучает

а) основные закономерности возникновения и развития жизни на Земле

б) строение и многообразие клеток

в) явления наследственности и изменчивости

г) особенности психики человека

  1. Способность организма активно реагировать на воздействия окружающей среды называют

а) самовоспроизведением

б) эволюцией

в) раздражимостью

г) выживаемостью

  1. Основной структурной и функциональной единицей почти всех организмов является

а) группа клеток

б) клетка

в) система органов

г) группа тканей

  1. Изучение поведения птиц в природе проводится главным образом с помощью метода

а) эксперимента

б) наблюдения

в) измерения

г) сравнения

  1. Биологической системой высшего уровня является

а) организм

б) клетка

в) биосфера

г) популяция

  1. Выберите три верных утверждения

а) биосистема содержит живые компоненты, находящиеся вол взаимодействии

б) биосфера не является биосистемой

в) молекулы образуют молекулярный уровень организации жизни

г) организмы одного вида, обитающие на одной территории, образуют организменный уровень организации жизни

д) к эукариотам относятся вирусы

е) каждая клетка является биосистемой

  1. Установите соответствие

Представитель Уровень организации жизни

А) заяц-беляк 1) клеточный

Б) нейрон 2) организменный

В) дубрава 3) биогеоценотический

Г) луг

Д) человек

Е) эритроцит

8. Какой способ не является методом исследования в биологии

а) эксперимент

б) измерение

в) опрос

г) мониторинг

9. Как называется биологическая наука, благодаря достижениям которой человек промышленным путем получает необходимые ему вещества?

Ответ:______________________

10. Какая наука включает цитологию, биологию развития, генетику, биохимию, экологию и эволюционное учение?

Ответ:______________________

1. Как называются организмы, населяющие водную среду?

а) аэробионты

б) педобионты

в) гидробионты

г) эндобионты

2. Какие из перечисленных организмов НЕ имеют клеточного строения?

а) грибы

б) вирусы

в) бактерии

г) растения

3. Василек посевной, занимающий определенный ареал, является представителем … уровня организации живой природы

а) организменного

б) биогеоценотического

в) биосферного

г) популяционно-видового

4.Выберите три верных утверждения

а) приспособленность живых организмов к среде обитания выражается в особенностях их внешнего и внутреннего строения

б) развитие организмов сопровождается ростом

в) объекты неживой природы не способны к росту

г) углеводы, белки, жиры и нуклеиновые кислоты – основные компоненты живых организмов

д) неживым организмам присуще такое свойство, как наследственность

е) у живых организмов реакция на раздражитель проявляется только быстро

5. Воспроизведение себе подобных – признак живого, характерный для

а) популяции

б) вида

в) особи

г) ткани

6. Установите правильную последовательность структурных уровней организации жизни начиная с молекулярного

А) молекулярный

Б) популяционно-видовой

В) биогеоценотический

Г) клеточный

Д) биосферный

Е) организменный

Ответ: _____________________

7. Установите соответствие

Представитель надцарства Надцарство

А) молочнокислая бактерия 1) Прокариоты

Б) белый гриб 2) Эукариоты

В) цианобактерия

Г) клевер красный

Д) инфузория-туфелька

8. Какой раздел биологии изучает бактерии?

а) зоология

б) ботаника

в) микробиология

г) вирусология

9. Как называется наука, предметом изучения которой является молекулярная структура единиц наследственности?

Ответ:______________________

10. В каком году впервые был употреблен термин «биология»?

Ответ:______________________

Контрольный срез по биологии «Введение в общую биологию»

Контрольный срез знаний (КСЗ)

обучающихся ГБОУПО «ССК»

10- 11 класс Общая биология. Введение Вариант 1

1. Какая наука изучает закономерности наследственности и изменчивости организмов?

1) анатомия 2) генетика 3) физиология 4) цитология

2. Какая наука изучает возбудителей гриппа, СПИДа?

1) бактериология 2) ботаника 3) вирусология 4) микология

3. Как называется метод, основанный на изучении хода развития исследуемого объекта?

1) метод наблюдения и описания 2) сравнительный метод

3) исторический метод 4) метод эксперимента

4. К какому врачу следует обратиться в первую очередь, если возникли проблемы со слухом?

1) диетологу 2) оториноларингологу 3) офтальмологу 4) эндокринологу

5. Предметом какой науки является изображенный на рисунке организм?

Рис. 1

Ответы:

  1. Бактериологии

  2. Ботаники

  3. Зоологии

  4. Микологии

6. Кто первый обнаружил клетки в срезе пробки и впервые применил термин «клетка»?

1) Роберт Гук 2) Антони ванн Левенгук 3) М. Шлейден и Т. Шванн 4) Р. Вирхов

7. Установите последовательность действий при рассмотрении готовых микропрепаратов под микроскопом.

В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1 направить зеркалом свет в отверстие предметного столика

2) закрепить готовый микропрепарат клеммами на предметном столике

3) рассмотреть микропрепарат в целом

4) глядя в окуляр, поднимать или опускать тубус (зрительную трубу) до появления

четкого изображения рассматриваемого объекта

5) поместить готовый микропрепарат на предметный столик

6) рассмотреть детали изучаемого объекта

Ответ:

8. К какому уровню организации живой материи относится хромосома?

1) клеточному 2) молекулярному 3) органно-тканевому 4) субклеточному

9. Как называется метод, позволяющий изучать явления природы в заданных условиях?

1) метод наблюдения 2) метод описания 3) сравнительный метод 4) метод эксперимента

10. Способность живых организмов отвечать на определенные внешние воздействия специфическими реакциями

называется…

1) адаптацией 2) изменчивостью 3) раздражимостью 4) саморегуляцией

11. К какому уровню организации живой материи относится хлоропласт?

1)молекулярному 2) субклеточному 3) клеточному 4) органно-тканевому

12. К какому признаку (свойству) живых организмов относится их способность поддерживать постоянство своего

химического состава и интенсивность обменных процессов?

1) постоянный химический состав 2) обмен веществ и энергозависимость

3) саморегуляция 4) самовоспроизведение

13. Выявить характер и тип наследования признаков из поколения в поколение на основе изучения родословной

человека позволяет … метод генетики.

1) биохимический 2) близнецовый 3) генеалогический 4)гибридологический

14. Происхождение и эволюцию человека изучает …

1) анатомия 2) антропология 3) палеонтология 4) систематика

15. Признак живого, сущность которого состоит в способности живых систем поддерживать относительное

постоянство своей внутренней среды, — это …

1) адаптация 2) гомеостаз 3) дискретность 4) наследственность

Контрольный срез знаний (КСЗ)

обучающихся ГБОУПО «ССК»

10 -11 класс Общая биология. Введение (§ 1-4) Вариант 2

1. Какая наука изучает птиц?

1) гистология 2) зоология 3) орнитология 4) энтомология

2. Какая наука изучает возбудителей столбняка, туберкулеза?

1) бактериология 2) ботаника 3) вирусология 4) микология

3. Как называется метод, основанный на анализе сходства и различий изучаемых объектов?

1) метод наблюдения и описания 2) сравнительный метод

3) метод эксперимента 4) метод моделирования

4. Методом изучения какой науки являются изображенные на рисунке организмы?

Рис 1.

Ответы:

  1. Бактериологии

  2. Ботаники

  3. Зоологии

  4. Микологии

5. Оптическая система микроскопа представлена …

1) окуляр и объектив 2) объектив и предметный столик

3) предметное стекло и вогнутое зеркало 4) плоское зеркало и окуляр

6. Кто открыл одноклеточные организмы?

1) Роберт Гук 2) Антони ванн Левенгук 3) М. Шлейден и Т. Шванн 4) Р. Вирхов

7. Установите последовательность действий при рассмотрении готовых микропрепаратов под микроскопом.

В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)направить зеркалом свет в отверстие предметного столика

2) закрепить готовый микропрепарат клеммами на предметном столике

3) рассмотреть микропрепарат в целом

4) глядя в окуляр, поднимать или опускать тубус (зрительную трубу) до

появления четкого изображения рассматриваемого объекта

5) поместить готовый микропрепарат на предметный столик

6) рассмотреть детали изучаемого объекта

Ответ:

8. Наука об историческом развитии живой природы носит название …

1) биология индивидуального развития 2) история биологии

3) палеонтология 4) эволюционное учение

9. Наука о тканях живых организмов называется …

1) цитология 2) гистология 3) эмбриология 4) материаловедение

10. На каком уровне организации живой материи происходят процессы биосинтеза белка?

1) молекулярном 2) клеточном 3) организменном 4) биогеоценотическом

11. «Клетки всех организмов сходны по химическому составу, строению и функциям» — это положения теории…

1) клеточной 2) онтогенеза 3) хромосомной 4) эволюции

12. На каком уровне организации живой материи происходит взаимодействие различных видов живых

организмов?

1) организменном 2) популяционно-видовом 3) биогеоценотическом 4) биосферном

13. Как называется способность живых организмов воспроизводить себе подобных?

1) гомеостаз 2) размножение 3) наследственность 4) онтогенез

14. С помощью какого метода изучают строение клетки?

1) биохимического 2) микроскопии 3) наблюдения 4) цитогенетического

15. На каком уровне организации происходит обмен веществ и превращение энергии?

1) генетическом 2) молекулярном 3) органном 4) организменном

Контрольный срез знаний (КСЗ)

обучающихся ГБОУПО «ССК»

10 – 11 класс Общая биология. Введение Вариант 3

1.Пример какого научного метода иллюстрирует картина?

Ответы:
  1. моделирования

  2. наблюдения

  3. опыта

  4. эксперимента

2. Какая наука занимается выведением новых и улучшением существующих сортов растений, пород животных и

штаммов микроорганизмов?

1)биология 2)биотехнология 3) ботаника 4) селекция

3. Какой метод биологии используется при определении жизненной ёмкости легких человека?

1) измерение 2)моделирование 3) наблюдение 4) эксперимент

4. Кто из ученых создал учение о типах высшей нервной деятельности, сигнальных системах?

1) Вавилов Н.И. 2) Вернадский В.И. 3)Павлов И.П. 4) Тимирязев К.А.

5. К какому врачу-специалисту необходимо обратиться при поражении кожи, появлении сыпи?

1) дерматологу 2) отоларингологу 3) терапевту 4) эндокринологу

6. Клеточная теория основана …

1) Роберт Гук 2) Антони ванн Левенгук 3) М. Шлейден и Т. Шванн 4) Р. Вирхов

7. Установите последовательность действий при рассмотрении готовых микропрепаратов под микроскопом.

В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)направить зеркалом свет в отверстие предметного столика

2) закрепить готовый микропрепарат клеммами на предметном столике

3) рассмотреть микропрепарат в целом

4) глядя в окуляр, поднимать или опускать тубус (зрительную трубу) до

появления четкого изображения рассматриваемого объекта

5) поместить готовый микропрепарат на предметный столик

6) рассмотреть детали изучаемого объекта

Ответ:

8. Антропология – это наука, изучающая …

1) закономерности географического распространения живых организмов

2) историко-эволюционный процесс формирования физического типа человека

3) происхождение человеческих рас

4) происхождение и эволюцию человека как биосоциального вида

9. На каком уровне организации происходит «запись» наследственной информации?

1) молекулярном 2) клеточном 3) органном 4) организменном

10. Как называется способность организмов поддерживать относительно постоянный физико-химический состав?

1) гомеостаз 2) осмос 3) обмен веществ 4) питание

11. Кто из ученых сформулировал естественно – научную теорию происхождения жизни на Земле?

1)Лунин Н.И. 2) Опарин А.И. 3) Пирогов Н.И. 4) Северцов А.Н.

12. Биотехнология – это …

1) наука о выведении новых сортов или пород животных

2) наука о простейших животных

3) наука о развитии жизни в настоящее время

4) совокупность промышленных методов, позволяющих использовать живые организмы для производства ценных

для человека продуктов

13. Какая наука изучает сообщества организмов в их взаимодействии с неживой природой?

1)биотехнология 2) биоинформатика 3) биоинженерия 4) биоценология

14. На каком уровне организации живого происходят транскрипция и трансляция?

1) генетическом 2) молекулярном 3) органном 4) организменном

15. Одним из наиболее важных принципов организации биологических систем является их …

1) гомеостаз 2) открытость 3) репродукция 4) саморегуляция

Контрольный срез знаний (КСЗ)

обучающихся ГБОУПО «ССК»

10 -11 класс Общая биология. Введение (§ 1-4) Вариант 4

1.Пример какого научного метода иллюстрирует сюжет картины?

Рис.1.

Ответы:

1) моделирования

2) наблюдения

3) опыта

4) эксперимента

2. Какая наука изучает изображенные на рисунке организмы?

Рис. 2.

Ответы:

  1. ботаника

  2. вирусология

  3. гистология

  4. микробиология

3. С помощью какого метода удалось установить закономерности наследования гемофилии у человека?

1) близнецового 2) биохимического 3) гибридологического 4) генеалогического

4. Кто из ученых открыл закон независимого наследования признаков?

1) Крик Ф. 2) Мендель Г. 3) Морган Т. 4) Ултсон Д.

5. К какому врачу-специалисту необходимо обратиться при уменьшении количества эритроцитов и гемоглобина

в крови?

1) дерматологу 2) терапевту 3) хирургу 4) эндокринологу

6. Теория возникновения жизни на Земле основана …

1) Роберт Гук 2) Антони ванн Левенгук 3) А.И. Опарин 4) Р. Вирхов

7. Установите последовательность действий при рассмотрении готовых микропрепаратов под микроскопом.

В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) направить зеркалом свет в отверстие предметного столика

2) закрепить готовый микропрепарат клеммами на предметном столике

3) рассмотреть микропрепарат в целом

4) глядя в окуляр, поднимать или опускать тубус (зрительную трубу) до

появления четкого изображения рассматриваемого объекта

5) поместить готовый микропрепарат на предметный столик

6) рассмотреть детали изучаемого объекта

Ответ:

8. Наследование гемофилии у человека установлено с помощью … метода.

1) близнецового 2) генеалогического 3) гибридологического 4) микробиологического

9. На каком уровне организации живых организмов происходит передача наследственной информации и

превращение веществ и энергии?

1) молекулярном 2) клеточном 3) органном 4) организменном

10. Как называется способность организмов приобретать в течение жизни новые признаки и свойства?

1)гомеостаз 2) изменчивость 3) обмен веществ 4) наследственность

11. Кто из ученых открыл процесс двойного оплодотворения у цветковых растений?

1) Ковалевский В.О. 2) Лунин Н.И. 3) Мечников И.И. 4) Навашин С.Г.

12. Научное исследование состоит из нескольких этапов. На этапе после сбора фактов …

1) выдвигается гипотеза 2) выстраивается теория 3) проводится эксперимент 4) формулируется проблема

13. Какой из указанных уровней организации живой природы наименьший?

1) биоценотический 2) популяционно-видовой 3) клеточный 4)организменный

14. В систематики используют метод …

1) классификации 2) моделирования 3) обобщения 4) сравнения

15. С помощью какого метода изучают строение пластид?

1) биохимического 2) световой микроскопии 3) цитогенетического 4) электронной микроскопии

Контрольный срез знаний (КСЗ)

обучающихся ГБОУПО «ССК»

10 – 11 класс Общая биология. Введение (§ 1-4) Вариант 5

1.Пример какого научного метода иллюстрирует рисунок?

Рис. 1.

Ответы:

  1. Измерения

  2. Моделирования

  3. Наблюдения

  4. эксперимента

2. Какая наука изучает изображенные на рисунке биологические объекты?

Рис. 2.

Ответы:

  1. ботаника

  2. вирусология

  3. зоология

  4. микробиология

3. Какой метод позволяет изучать число и структуру хромосом?

1) генеалогический 2) гибридологический 3) биохимический 4) цитогенетический

4. Кто из ученых открыл круги кровообращения?

1) Гарвей У. 2) Мечников И.И. 3) Пастер Л. 4) Павлов И.П.

5. К какому врачу-специалисту необходимо обратиться при стойком повышении артериального давления и

увеличении частоты сердечных сокращений?

1)дерматологу 2) отоларингологу 3) терапевту 4) эндокринологу

6. Основоположник закона зародышевого сходства …

1) Ч. Дарвин 2) Г. Мендель 3) К. Бэр 4) Н.И. Вавилов

7. Установите последовательность действий при рассмотрении готовых микропрепаратов под микроскопом.

В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) направить зеркалом свет в отверстие предметного столика

2) закрепить готовый микропрепарат клеммами на предметном столике

3) рассмотреть микропрепарат в целом

4) глядя в окуляр, поднимать или опускать тубус (зрительную трубу) до

появления четкого изображения рассматриваемого объекта

5) поместить готовый микропрепарат на предметный столик

6) рассмотреть детали изучаемого объекта

Ответ:

8. Фенология – это наука, изучающая …

1) водоросли 2) классификацию живых организмов на основе их родства

3) сезонные изменения в живой природе 4) человека

9. На каком уровне организации происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с

жизнедеятельностью всех живых организмов?

1)молекулярном 2) клеточном 3) биосферном 4) организменном

10. Как называется способность организмов реагировать на определенные воздействия окружающей среды той

или иной активной реакцией, позволяющей им выживать?

1) гомеостаз 2) раздражимость 3) обмен веществ 4) питание

11. Кто из ученых открыл круги кровообращения?

1) Пастер Л. 2) Геккель Э. 3) Гарвей У. 4) Броун Р.

12. Для получения высокоурожайных растений в селекции используют …

1) гибридологический метод 2) метод полиплоидии 3) методический отбор 4) массовый отбор

13. Каким из биологических методов является близнецовый метод – изучение проявления признаков у

однояйцовых близнецов?

1)описания 2) сравнения 3) эксперимента 4) моделирования

14. Признак живого, сущность которого состоит в способности организмов воспроизводить себе подобных, — это …

1) дискретность 2) раздражимость 3) репродукция 4) рост

15. С помощью какого метода изучают строение ядра?

1) биохимического 2) световой микроскопии 3) цитогенетического 4) электронной микроскопии

10- 11 класс Общая биология. Введение (§ 1-4)

ОТВЕТЫ

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

1-2

1-3

1-2

1-2

1-4

2-3

2-1

2-4

2-1

2-3

3-3

3-2

3-1

3-4

3-4

4-2

4-1

4-3

4-2

4-1

5-4

5-1

5-1

5-2

5-3

6-1

6-2

6-3

6-3

6-3

7-521436

7-521436

7-521436

7-521436

7-521436

8-4

8-4

8-4

8-2

8-3

9-4

9-2

9-1

9-2

9-3

10-3

10-1

10-1

10-2

10-2

11-2

11-1

11-2

11-4

11-3

12-3

12-3

12-4

12-4

12-2

13-3

13-2

13-4

13-3

13-2

14-2

14-2

14-2

14-1

14-3

15-2

15-2

15-2

15-4

15-4

Введение в биологию | Базовая биология

Биология — это наука о жизни. Поскольку люди являются живыми существами, у нас есть естественное чувство любопытства и привязанности к жизни и тому, как она появилась.

Изучение биологии включает в себя все, что можно вообразить, связанное с жизнью на Земле. Он может быть очень широким и фокусироваться на деталях, касающихся всей планеты, или может быть очень конкретным и изучать микроскопические структуры, такие как бактерии или ДНК.

Изучение живых существ, называемых организмами, переносит нас по всему миру, от самых продуктивных тропических дождевых лесов до враждебных земель Антарктиды или самых глубоких океанических бассейнов.


Хотя наши знания об окружающем мире постоянно меняются, есть несколько основных принципов биологии, которые, мы надеемся, останутся полезными на долгие годы. Большинство биологических исследований построено на основе пяти общепризнанных истин. Это:

  1. Клетки — основная единица жизни.
  2. Гены — это основные единицы для передачи признаков от родителей к потомству.
  3. Эволюция путем естественного отбора — это процесс, который привел к появлению большого разнообразия видов на Земле.
  4. Живые существа поддерживают окружающую среду в своих клетках и телах.
  5. Живые существа обладают способностью приобретать и преобразовывать энергию.

Как вы понимаете и, возможно, хорошо знаете, биология — это обширная область изучения. Он постоянно развивается, поскольку биологи всего мира завершают исследования и выводят наше понимание жизни на новый уровень.

Ежедневно публикуется новая информация в различных областях биологии, и для одного человека почти невозможно быть в курсе всех тем, связанных с биологией.Однако каждый должен с чего-то начинать, и изучение биологии может улучшить ваше понимание окружающего мира.

Жизнь

Жизнь — явление, существующее (насколько нам известно) только на Земле. «Жизнь» — это название, данное для отделения вещей, которые могут функционировать сами по себе, от материальных объектов, таких как камни и вода.

Все живые существа на Земле вместе известны как организмы. Есть ряд функций, которые необходимы для того, чтобы что-то считалось организмом.К ним относятся движение, дыхание, чувствительность, рост, размножение, выделение отходов и потребление пищи.

Жизнь превратилась в невероятное множество форм и форм. Люди принадлежат к наиболее развитой группе организмов — животным. Другие организмы более высокого уровня включают растения и грибы.

Более примитивные формы жизни включают микроскопические группы, такие как бактерии и археи. Вирусы — необычная группа, потому что они не могут воспроизводиться без использования клетки-хозяина.Таким образом, одни биологи считают вирусы живыми, а другие — нет.

Все живые существа построены из микроскопических структур, называемых клетками. Одна клетка способна поддерживать жизнь и является самой простой структурой, способной на это.

Хотя жизнь эволюционировала в многоклеточные организмы давным-давно, большая часть жизни на Земле все еще остается одноклеточными. Бактерии, археи, протисты и многие грибы имеют только одну клетку и могут выживать и размножаться множеством способов, что заставляет растения и животных стыдиться.

Клетки обычно делятся на две основные категории: прокариотические клетки и эукариотические клетки. Прокариотические клетки обнаруживаются только у микроскопических организмов, таких как бактерии и археи. Эукариотические клетки встречаются у более продвинутых организмов, таких как животные, растения и грибы.

Основное различие между этими двумя типами клеток состоит в том, что у эукариотических клеток есть ядро, которое содержит ДНК клетки и имеет специализированные структуры, называемые органеллами. Органеллы выполняют определенные функции, такие как фотосинтез и производство белка.В прокариотических клетках ДНК не заключена в ядро, и органеллы отсутствуют.

Клетки от одного организма к другому всегда различаются, но часто имеют много общего. Почти все клетки содержат ДНК, окружены мембраной и выполняют аналогичные функции, такие как дыхание и производство белков.

Гены — основная единица наследственности. Они содержат всю информацию, необходимую для поддержания жизни организма. Когда организмы размножаются, информация от генов передается от родителей к потомкам.Гены, которые передаются от родителей к потомству, затем предоставляют клеткам информацию, позволяющую поддерживать жизнь нового организма. Гены — причина, по которой дети похожи на своих родителей.

Теория эволюции путем естественного отбора дает лучшее объяснение огромного разнообразия видов на Земле. Процесс естественного отбора формирует жизнь на протяжении более 4 миллиардов лет и является краеугольным камнем современной биологии. Естественный отбор полезных признаков из поколения в поколение движет эволюцией видов в течение длительных периодов времени.

С помощью генетических мутаций эволюция стимулировала развитие жизни, способной процветать практически в любой среде на Земле. Процесс эволюции заметен во всех аспектах жизни. Очевидное сходство в структуре и функциях разных видов трудно игнорировать, и сбор доказательств, подтверждающих теорию эволюции, стал неоспоримым.

Гомеостаз

Гомеостаз — это процесс поддержания относительно постоянной внутренней среды внутри клеток организма.Клетки наиболее эффективно функционируют в определенном диапазоне условий, и по мере изменения окружающей среды вокруг них они постоянно работают, чтобы поддерживать свою внутреннюю среду в оптимальном состоянии. Клетки работают, чтобы поддерживать такие факторы, как концентрация воды, соли и сахара, температура внутри клетки и концентрация кислорода.

Существует огромное количество дисциплин или разделов биологии; всего более 60. Многие из них существуют уже сотни лет, в то время как другие намного новее и часто очень быстро развиваются.

Такие области обучения, как эволюция, экология и генетика, сами по себе являются очень широкими темами и содержат множество специализаций в каждой области. Например, эколог, который изучает, как организмы взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой, может специализироваться на морской экологии, популяционной экологии, экологии растений или пресноводной экологии.

Поскольку биология представляет собой такую ​​обширную область изучения, работа одного биолога может быть совершенно разной. Например, земледелец, интересующийся выращиванием сельскохозяйственных культур, сосредоточится на содержании, совершенно отличном от содержания этолога, изучающего поведение животных.Однако для того, чтобы быть разносторонним биологом, хорошо иметь представление об основах широких областей биологии.

Последний раз редактировалось: 21 августа 2018 г.


Хотите узнать больше?

ОСНОВНАЯ БИОЛОГИЯ: ВВЕДЕНИЕ

Наша блестяще простая книга познакомит вас с основами биологии таким образом, чтобы вам было легко следовать и избежать сложного научного жаргона. Легкая и приятная для чтения книга знакомит с такими темами, как генетика, клетки, эволюция, основы биохимии, широкие категории организмов, растений, животных и таксономия.

Мягкая обложка — 16,95 $ | Электронная книга — 2,95 доллара США

Также доступна на Amazon, в Книжном хранилище и во всех хороших книжных магазинах.


CAMPBELL BIOLOGY

Это учебник №1 в мире для начинающих биологов, который был очень ценным для меня на протяжении многих лет. Это ресурс, который я рекомендую в первую очередь начинающим биологам.

Мягкая обложка — 275,00 $

Последнее издание также доступно на Amazon и в Книжном хранилище.


БЕСПЛАТНЫЙ 6-недельный курс

Введите свои данные, чтобы получить доступ к нашему БЕСПЛАТНО 6-недельному вводному курсу электронной почты по биологии.

Узнайте о животных, растениях, эволюции, древе жизни, экологии, клетках, генетике, областях биологии и многом другом.

Успех! Письмо с подтверждением было отправлено на только что указанный вами адрес электронной почты. Проверьте свою электронную почту и не забудьте щелкнуть ссылку, чтобы начать наш 6-недельный курс.

.

Введение в генетику | Базовая биология

Генетика — это область биологии, изучающая, как черты характера передаются от родителей к их потомству. Передача черт от родителей к потомству называется наследственностью, поэтому генетика — это изучение наследственности. Это введение в генетику познакомит вас с основными компонентами генетики, такими как ДНК, гены, хромосомы и генетическая наследственность.

Генетика построена на молекулах, называемых ДНК. Молекулы ДНК содержат всю генетическую информацию для организма.Он предоставляет клеткам информацию, необходимую им для выполнения задач, которые позволяют организму расти, выживать и воспроизводиться. Ген — это определенная часть молекулы ДНК, которая говорит клетке выполнять одну конкретную задачу.

Наследственность — это то, что делает детей похожими на своих родителей. Во время размножения ДНК реплицируется и передается от родителей к потомству. Это наследование генетического материала потомством влияет на внешний вид и поведение потомства. Окружающая среда, в которой живет организм, также может влиять на экспрессию генов.

ДНК

ДНК — краеугольный камень генетики и идеальное место для начала знакомства с генетикой. ДНК обозначает дезоксирибонуклеиновую кислоту, и это молекула, которая содержит генетическую информацию для клетки и организма.
Молекула ДНК содержит код, который может использоваться клеткой для экспрессии определенных генов. Определенные участки молекулы ДНК предоставляют информацию для создания определенных белков, которые затем могут использоваться клеткой для экспрессии желаемого гена.

Молекула ДНК — это нуклеиновая кислота, одна из четырех молекул жизни.Он имеет форму длинной линейной молекулы, называемой цепью. Каждая цепь ДНК связана со второй цепью ДНК, образуя двойную спираль ДНК. В эукариотических клетках ДНК находится в ядре в виде плотно скрученной двойной спирали.

Молекулы ДНК реплицируются во время деления клеток. Когда клетка делится, две новые клетки содержат ту же ДНК, что и исходная клетка.

При половом размножении от двух родителей половина ДНК потомства обеспечивается каждым из родителей.Генетический материал ребенка состоит из 50% ДНК матери и 50% ДНК отца.

Гены

Ген — это определенный сегмент молекулы ДНК, который содержит информацию об одном конкретном белке. Молекулы ДНК имеют уникальный код для каждого гена, который кодирует их конкретный белок. У некоторых организмов может быть более 100 000 различных генов, поэтому у них будет 100 000 уникальных последовательностей «кода» ДНК.

Гены — основная единица наследственности. Гены человека определяются его родителем или родителями.Бактерия, рожденная одной родительской клеткой, делится на две клетки и имеет те же гены, что и их одна родительская клетка.

С другой стороны, человек имеет две копии каждого гена — один набор от его матери, а второй набор от отца. Различные формы одного и того же гена называются аллелями. Для каждого гена у человека может быть два разных аллеля или два одинаковых аллеля — по одному от каждого родителя.

Физические характеристики, такие как цвет глаз или рост, часто определяются комбинацией нескольких генов.Среда, в которой живет человек, также влияет на экспрессию генов.

Хромосомы

Хромосома — это структура, состоящая из плотно упакованных цепей ДНК и белков, называемых гистонами. Нити ДНК плотно обернуты вокруг гистоновых белков и образуют длинные червеобразные структуры, называемые «хроматидами». Две хроматиды соединяются вместе, образуя хромосому.

Хромосомы образуются в ядре клетки при делении клетки. Хромосомы можно увидеть под обычным световым микроскопом, если клетка находится на правильной стадии клеточного деления.

Число хромосом варьируется между видами. У человека 46 хромосом. Некоторые виды могут иметь более 100 хромосом, в то время как другие — всего две.

Генетическое наследование

Наследование — это основа генетики и важная тема, которую нужно осветить во введении в генетику. Задолго до открытия ДНК и изобретения слова «генетика» люди изучали наследование признаков от одного поколения к другому.

Генетическое наследование происходит как при половом размножении, так и при бесполом.При половом размножении два организма вносят ДНК, чтобы произвести новый организм. При бесполом размножении один организм обеспечивает всю ДНК и производит свой клон. В любом случае генетический материал передается от одного поколения к другому.

Эксперименты, проведенные монахом по имени Грегор Мендель, заложили основы нашего нынешнего понимания того, как генетический материал передается от родителей к их потомству.

Видео Фрэнка Грегорио. Чтобы увидеть больше ярких видеороликов, подобных этому, посетите vimeo-канал Грега

Последнее изменение: 31 августа 2020 г.


Хотите узнать больше?

Посетите следующие страницы нашего веб-сайта:
Genetics | Репликация ДНК | Генетическое наследование | Транскрипция и перевод

CAMPBELL BIOLOGY

Это учебник №1 в мире для начинающих биологов, который был очень ценным для меня на протяжении многих лет.Это ресурс, который я рекомендую в первую очередь начинающим биологам.

Последнее издание доступно на Amazon и в Книжном хранилище.


БЕСПЛАТНЫЙ 6-недельный курс

Введите свои данные, чтобы получить доступ к нашему БЕСПЛАТНО 6-недельному вводному курсу электронной почты по биологии.

Узнайте о животных, растениях, эволюции, древе жизни, экологии, клетках, генетике, областях биологии и многом другом.

Успех! Письмо с подтверждением было отправлено на только что указанный вами адрес электронной почты.Проверьте свою электронную почту и не забудьте щелкнуть ссылку, чтобы начать наш 6-недельный курс.

.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *