Тест по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Вариант 1
1. Когда начинается действие «Вишнёвого сада»?
а) весной; б) летом; в) осенью; г) зимой.
2. О ком идёт речь: «Человек он несчастливый, каждый день что-нибудь. Его так и дразнят у нас: двадцать два несчастья»?
а) Епиходов; б) Петя Трофимов; в) Яша; г) Симеонов-Пищик.
3. Кем был Петя Трофимов?
а) юристом; б) учителем; в) писателем; г) чиновником.
4. Куда собирался уехать Трофимов?
а) в Париж; б) в Москву; в) в Петербург; г) в Лондон.
5. Кому принадлежит реплика: «Неужели с каждой вишни в саду, с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов... Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих»?
а) Гаеву; б) Лопахину; в) Пете Трофимову; г) Епиходову.
6. От какого животного, по мнению Симеонова-Пищика, произошёл его род?
а) от коровы; б) от лошади; в) от медведя; г) от тигра.
7. Кому принадлежит реплика: «О, моё детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось Весь, весь белый! О сад мой!»?
а) Ане; б) Варе; в) Раневской; г) Шарлотте Ивановне.
8. Кому принадлежит реплика: «Жизнь-то прошла словно и не жил. Я полежу. Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего. Эх ты... недотёпа!»?
а) Гаеву; б) Яше; в) Фирсу; г) Симеонову-Пищику.
9. Имя-отчество Гаева.
а) Андрей Семёнович; б) Леонид Аркадьевич; в) Леонид Андреевич; в) Степан Ильич.
10. Чьей репликой заканчивается пьеса?
а) Лопахина; б) Фирса; в) Раневской; г) Епиходова.
_______________________________________________________________________________________
Тест по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Вариант 2
1. Когда заканчивается действие «Вишнёвого сада»?
а) весной; б) летом; в) осенью; г) зимой.
2. О ком идёт речь: «Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря»?
а) Епиходов; б) Петя Трофимов; в) Лопахин; г) Гаев.
3. Кто купил вишнёвый сад?
а) Гаев; б) Лопахин; в) Петя Трофимов; г) Симеонов-Пищик.
4. Откуда приехала Раневская?
а) из Парижа; б) из Лондона; в) из Рима; г) из Берлина.
5. Сколько действий в «Вишнёвом саде»?
а) 2; б) 3; в) 4; г) 5.
6. Кому принадлежит реплика: «Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь всё враздробь, не поймёшь ничего»?
а) Фирсу; б) Лопахину; в) Гаеву; г) Симеонову-Пищику.
7. К чему обращается Гаев: «Приветствую твоё существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости…»?
а) к саду; б) к столу; в) к шкафу; г) к бильярдному кию.
8. Кому принадлежит реплика: «Детская, милая моя, прекрасная комната... Я тут спала, когда была маленькой... И теперь я как маленькая»?
а) Раневской; б) Варе; в) Ане; г) Шарлотте Ивановне
9. Что в конце пьесы потерял Петя Трофимов:
а) валенки; б) туфли; в) калоши; г) сапоги.
10. Как называет Фирс других персонажей пьесы?
а) неряхи; б) недотёпы; в) неумехи; г) нечестивцы.
Ключ к тесту на знание пьесы «Вишнёвый сад»
Вариант 1
1 а
2 а
3 б
4 б
5 в
6 б
7 в
8 в
9 в
10 б
Вариант 2
1 в
2 а
3 б
4 а
5 в
6 а
7 в
8 а
9 в
10 б
multiurok.ru
Автор: Чехов А.П.
Перед нами пьеса с прозаическим названием “Вишневый сад”. Интересно, что же понимал автор под вишневым садом? “Вся Россия — наш сад”, — говорит один из персонажей пьесы Петя Трофимов.
Интересно, что Антон Павлович Чехов сам выращивал сад в Мелихове. В Крыму писатель рядом со своим домом на высоком возвышении разбил южный сад, который стал его детищем. Он растил его по хорошо продуманному плану и создавал его как художественное произведение.
Вишневый сад в пьесе — воплощение всего прекрасного, олицетворение красоты и поэзии. Это один из героев пьесы. Он возникает в ней постоянно, как бы напоминая о себе. Введенный в реплики действующих лиц, сад становится участником действия.
Великолепный чеховский сад связан в пьесе с судьбами трех поколений: прошлого, настоящего и будущего. Тем самым Чехов очень широко раздвигает время, запечатленное в своей пьесе. Сам сад воплощает прошлую культуру и красоту. Так воспринимает его Раневская и Гаев. Для них он связан с детством. По словам Раневской, “счастье просыпалось” вместе с нею каждое утро, когда она глядела из окна на эти деревья.
Для Лопахина сад чудесен лишь как удачное “местоположение”. По его словам, “замечательного в этом саду только то, что он очень большой”. Для него это деловой коммерческий участок. Он считает, что вишня “доходов ныне не приносит”, другое дело — маковое поле! Он собирается вырубить старый вишневый сад, и теперь угроза висит над деревьями как дамоклов меч.
Лопахин чувствует себя хозяином жизни. “Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!” Сколько в этих словах цинизма и куража! “Настроим мы дач!” — проговаривается он. В финале пьесы угроза приведена в действие: стучит топор, падают деревья.
Равнодушие к тому, что происходит, чувствуется в словах Пети Трофимова. К вечной человеческой ценности — красоте — он подходит с узко классовых позиций и начинает порочить вишневый сад, усматривая почему-то за каждым деревом замученного раба-крепостного. “Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест”, — так успокаивает он Аню.
Только Аня, светлая, нежная и восторженная, устремленная в будущее, готова посадить новый сад прекраснее прежнего. Она одна достойна той красоты, которая заключена в вишневом саде.
В пьесе представлены как бы два мира: мир грез и мир действительности. Раневская и Лопахин живут в разных мирах. Поэтому и не слышат они друг друга. Любовь Андреевна живет в мечтах, она вся в своей любви, в своих фантазиях. Ее как бы нет здесь: часть ее осталась в Париже, несмотря на то, что сначала она даже не читает сообщения оттуда, а часть вернулась в этот дом, в этот сад, но только не сегодняшний, а в тот, который она помнит с детства. Из своей скорлупки, наполненной розовым эфиром мечты, она видит жизнь, но не может ощутить ее такой, какая она на самом деле. Ее фраза: “Я знаю, мне писали”, относящаяся к смерти няни, ее отношение к Варваре — это вовсе не жестокость, не безразличие. Просто Раневская не здесь, она в своем мире.
Принято утверждать, что Гаев, брат Раневской, — как бы ее искаженное изображение. В этом есть явная “натяжка”. Он просто находится на границе этих двух миров. Он не праздный мечтатель, но, по-видимому, его существование не вполне реально, если в его возрасте о нем говорят “молодо-зелено”.
А вот Лопахин — это, пожалуй, единственный человек из действительности. Но все не так просто. В Лопахине сочетается и реальность, и мечта. Но его “грезы” ведут к действию: память о всем том добром, что сделала для него Раневская, заставляет его искать выход из той ситуации, в которую они попали. Но дело заканчивается покупкой вишневого сада.
Очень точным кажется сравнение режиссера Эфроса, который говорил, работая в театре на Таганке над этим спектаклем, что все герои пьесы — дети, играющие на минном поле, и лишь Лопахин, серьезный человек, предупреждает об опасности, но дети увлекают его своей игрой, он забывается, но вскоре вновь вспоминает, как бы просыпается. Только он один постоянно помнит об опасности. Один Лопахин.
Вопрос о соотношении мечты и реальности в пьесе “Вишневый сад” отразился и в спорах о жанре. Известно, что сам Чехов назвал пьесу комедией, но Станиславский поставил ее как драму. И все-таки прислушаемся к мнению автора. Пьеса Чехова “Вишневый сад” — это скорее грустная дума о судьбе России, чем революционный призыв, как ее иногда пытаются представить.
Никаких способов переустройства жизни, никаких конкретных действий в пьесе нет. Принято считать, что будущее России Чехов видел в образах Трофимова и Ани. Но ведь владельцы сада — потомственные дворяне Гаев и Раневская. Этот сад принадлежит их роду много-много лет. И автору эти люди глубоко симпатичны, несмотря на праздность и безделье. И здесь встает вопрос о неоднозначности пьесы.
Взять хотя бы образ самой хозяйки сада — Раневской. Известно, что Чехов с большим увлечением работал над этой ролью и предназначал ее для актрисы О. Л. Книппер, своей жены. Этот образ всегда вызывал противоречивые толки и стал одной из загадок Чехова. В ответ на вопрос, как следует играть этот образ, Чехов ответил: “Пальчики, пальчики в кольцах; она за все хватается, но все валится у нее из рук, а в голове пусто”. Таков ключ к образу, предложенный самим автором.
Раневская обладает такими замечательными свойствами характера как доброта, преданность чувству любви. Она хлопочет об устройстве приемной дочери Вари, жалеет слугу Фирса, отдает свой кошелек крестьянам, которые пришли с ней проститься. Но порой эта доброта — просто результат достатка, которым она обладает и который и обнаруживает себя в сверкании колец на пальцах. Она сама признается в своей расточительности: “Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая”.
Свою заботу о людях раневская не доводит до логического конца. Варя остается без средств к существованию после продажи имения и вынуждена идти к чужим людям. Фирс остается в запертом доме, потому что Любовь Андреевна забыла проверить, отправили ли его в больницу.
Для Раневской характерно легкомыслие, быстрая смена чувств. Так, она обращается к Богу и молит простить ее прегрешения, но в это же самое время предлагает устроить “вечерок”. Двойственность переживаний сказывается и в отношении России. Она нежно относится к своей родине, к вишневому саду, к своему старому дому с огромными окнами, в которые лезут непослушные ветви. Но чувство это неустойчиво. Как только она получает телеграмму от бывшего любовника, который обобрал ее, она забывает обиду и собирается в Париж. Создается впечатление, что Раневская лишена внутреннего стержня. Ее легкомыслие и безалаберность приводят к тому, что сад продан, усадьба отходит в чужие руки.
Станет ли новым хозяином Лопахин? Ясно, что перед нами представитель нового класса, и этот класс вытесняет родовых дворян из российской жизни. Лопахин и привлекает и страшит Чехова. Писатель дает понять, что Лопахин лишь временный хозяин жизни. Он представляется Раневской признательным другом, а сам начинает рубить сад еще до ее отъезда. Нет, он не хозяин вишневого сада, а лишь временный его владелец
“Вишневый сад” — последняя пьеса в творчестве Чехова, его “лебединая песня”. В пьесе вишневый сад соединил всех основных действующих лиц и стал символом прекрасного, неизменного и неуничтожаемого. Он стал символом страны. России. Правда, пока не осуществилась мечта писателя, чтобы вся Россия была садом. Но от нас зависит, останется это мечтой или воплотится в жизнь.
www.ronl.ru
А. П. Чехов был великим человековедом, он как никто другой понимал, что люди сложны, многоцветны, противоречивы и не подходят под раз и навсегда заданные мерки. Драматург видит людей не примитивными, а ранимыми, глубокими, изменчивыми. Можно, конечно, смеяться над Епиходовым, жалеть Варю, презирать Гаева, опасаться Лопахина, а можно, вдумавшись в жизнь каждого, понять, что судьбы этих людей не просты, драматичны, что они, каждый по-своему, переживают крушение надежд, тяжелую безысходность.
Кто же прав? Готового ответа нет. Но Чехов учит «не размахивать руками», а думать, стараться понять каждого, серьезно относиться к жизни, на одно и то же явление смотреть с разных точек зрения. Автор видит дальше и больше, чувствует глубже, чем его герои, поэтому он вправе судить их. А мы? По-моему, нет. А вот думать, стараться понять — да!
Действие длится полгода — с мая по октябрь. Но в речах персонажей открывается и далекое, и недавнее прошлое (Фирс вспоминает то, что было еще «до воли», Лопахин и Гаев по-разному говорят об этом же времени), и будущее (в разговорах Пети и Ани, что расширяет ее хронологические рамки).
Это отношение проявляется в тех ситуациях, которые автор создает в речевых характеристиках героев. Так, ясна симпатия автора к Асе, Фирсу, сочувствие Варе, а вот отношение к Л. П. Раневской, Лопахину очень сложное. Раневскую, например, герои пьесы любят, говорят о ее нежности, доброте, но Чехов беспощадно показывает, что «жизнь на чужой счет», без ясной цели и долга как-то незаметно превращают ее простоту в пустоту, легкость — в легкомыслие, словесные восторги — в душевную холодность, безразличие, милую непрактичность — в мотовство. И вспоминается толстовское: «...люди как реки...»
Люди не повинны в своем происхождении, в том, как их воспитывали. Но великий Чехов учит (и это убедительно доказала его собственная жизнь), что право выбора остается за каждым. И судить героев надо за их собственный выбор.
iessay.ru
11 класс
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ПЬЕСЕ А.П.ЧЕХОВА
«ВИШНЁВЫЙ САД».
Внимательно прочитайте приведённый ниже список действующих лиц «Вишнёвого сада». Исправьте допущенные в нём фактические ошибки, внесите недостающие сведения о персонажах :
Раневская Любовь Андреевна, помещица.
Аня, её приёмная дочь, 24 года.
Варя, …
Гаев Андрей Леонидович, брат Раневской.
Лопахин Ермолай Алексеевич, помещик.
Трофимов Пётр Сергеевич, …
Шарлотта Ивановна, …
Епиходов Фирс Пантелеевич, управляющий имением.
Яша, конторщик.
Действие происходит в усадьбе Гаева.
К каким персонажам «Вишнёвого сада» относятся следующие прозвища?
а) «двадцать два несчастья»;
б) «мадам Лопахина»;
в) «облезлый барин»;
г) «вечный студент»;
е) «недотёпа».
Перед вами два отрывка из пьесы. Имена персонажей в них пропущены. Заполните пропуски, вставив имена персонажей, произносящих реплики (список участников диалога даётся справа:
а) | …Чего изволите? (Радостно). Барыня приехала! Дождалися! Теперь хоть и помереть… (Плачет от радости). … Как это? Дай-ка вспомнить… Жёлтого в угол! Дуплет в середину! …Режу в угол! Когда-то мы с тобой, сестра, спали вот в этой самой комнате, а теперь мне уже 51 год, как это ни странно… …Да, время идёт. …Кого? … Время, говорю, идёт. … А здесь пачулям пахнет. … Я спать пойду. Спокойной ночи, мама. (Целует мать). | Аня Гаев Лопахин Раневская Фирс |
б) | … Что это у тебя голос такой? … Сейчас воду пил, что-то проглотил. … (с презрением). Невежество… … Уедем – и здесь не останется ни души… … До самой весны. … (выдёргивает из угла зонтик, похоже, как будто она замахнулась; Лопахин делает вид, что испугался). Что вы, что вы… Я и не думала. … Господа, идите садиться в экипжи… …Уже пора! Сейчас поезд приедет! … Вот они, ваши калоши, возле чемодана. (Со слезами). И какие они у вас грязные, старые… … Идёмте, господа! | Раневская Яша Епиходов Лопахин Варя Трофимов Гаев |
Как известно, А.П.Чехов всегда настаивал на том, что «Вишнёвый сад» - «не драма, а комедия, местами даже фарс». Какие приёмы создания комического эффекта используются в пьесе?
Восстановите сюжетную канву пьесы, выделите основные её события.
gigabaza.ru
Контрольная работа по творчеству А.П. Чехова
Какова кульминация в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»?
а) Бал у Раневской
б) Отъезд Раневской и Гаева
в) Ссора Раневской и Пети Трофимова
г) Торги, о результате которых герои узнают после их завершения
Как Фирс в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» называет своего хозяина, подчеркивая его неумение жить»?
Кем был по профессии «человек в футляре» из одноименного рассказа А.П.Чехова?
Назовите героя комедии А.П.Чехова «Вишневый сад», который считает, что в России народ безнравственный, и притом скука»?
Кем из персонажей Комедии А.П.Чехова «Вишневый сад» представлено уходящее прошлое?
Как реагирует Варя на известие о покупке Лопахиным вишневого сада?
а) Поздравляет с покупкой
б) Плачет
в) Бросает ключи
г) Просит Лопахина взять в экономки
7. Кто из героев пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» был крепостным Гаевых?
а) Симеонов-Пищик
б) Лопахин
в) Епиходов
г) Дериганов
8) Кому из героев пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» принадлежит фраза: «Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год»?
а) Лопахину
б) Пищику
в) Трофимову
г) Епиходову
9) Кому из героев пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» принадлежат слова: «В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало… И, бывало, сушеную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было! И сушеная вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая… Способ тогда знали…»
а) Фирсу
б) Гаеву
в) Трофимову
г) Лопахину
10) Напишите фамилию героя комедии А.П.Чехова «Вишневый сад», которого называли «Вечный студент»?
11) Кому из героев пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» принадлежат слова: «Весь, весь белый! О мой сад! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя…»?
а) Гаеву
б) Раневской
в) Анне
г) Варваре
12) Кому из героев пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» принадлежат слова:
«Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов…»?
а) Лопахин
б) Трофимов
в) Епиходов
г) Симеонов-Пищик
13) Кому из героев пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» принадлежат слова: «Вся Россия наш сад»?
а) Раневской
б) Гаеву
в) Трофимову
г) Лопахину
14) Какое историческое событие в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» Фирс называет «несчастьем»?
а) Отечественную войну
б) Убийство императора
в) Отмену крепостного права
г) Крымскую войну
15) Кому из героев пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» дали прозвище « двадцать два несчасья»?
а) Трофимову
б) Лопахину
в) Симеонову-Пищику
г) Епиходову
17) Выпишите эпитеты, которыми в тексте пьесы Трофимов определил внутренний мир (душу) Лопахина?
16) Можно ли считать Лопахина главным героем пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»? Обоснуйте свой ответ (1Вариант)
18) Почему никто, кроме лакея Яши, не согласился пить шампанское с Лопахиным? Обоснуйте свой ответ (2Вариант)
gigabaza.ru
1.В каком году был создан окончательный вариант произведения?
2.Когда вышло отдельное издание пьесы?
3.Неотъемлемой частью драматического произведения является «рамочный текст», представляющий собой совокупность компонентов, которые графически отделены от основного текста и являются своеобразной компенсацией отсутствия повествователя. Какие компоненты входят в рамочный текст «Вишневого сада»? Отметьте номера правильных ответов.
1) Заголовочный комплекс (имя автора, заглавие, жанровый подзаголовок)
2) Деление на части (действия, акты, сцены или картины, явления)
3) Список действующих лиц
4) Ремарки
5) Посвящение
6) Эпиграф
7) Предисловие
8) Послесловие
9) Обозначение места действия
4.Каково авторское определение жанра произведения?
5.Как известно, деление пьесы на части выполняет важную структурообразующую функцию. Укажите, сколько действий в «Вишневом саде».
6.М. Григорьев отметил важную особенность композиции чеховских пьес: действие происходит с весны по осень, движется от радостных встреч к горькой разлуке. Когда начинается и когда заканчивается действие «Вишневого сада»? Укажите названия месяцев.
7.Установите соответствие между персонажами и их статусом.
ПЕРСОНАЖИ | СТАТУС |
А) Раневская Б) Шарлотта В) Дуняша Г) Лопахин Д) Трофимов Е) Фирс Ж) Епиходов | 1) помещик(-ца) 2) купец (купчиха) 3) студент(-ка) 4) горничная 5) лакей 6) гувернантка 7) конторщик 8) начальник станции 9) почтовый чиновник |
8.Два персонажа образуют в пьесе оппозиционную пару. Для одного жизнь – цепь несчастий, для другого – череда счастливых случайностей, которые всегда исправят любую самую сложную ситуацию. Назовите фамилии этих персонажей.
9.Возрастная контрастность персонажей – ещѐ один знак выражения авторского отношения не только к героям пьесы, но и создаваемой в произведении художественной реальности. Установите соответствие между персонажами и их возрастом.
ПЕРСОНАЖИ | ВОЗРАСТ | |
А) Аня Б) Варя В) Гаев Г) Фирс Д) Трофимов | 1) 17 лет 2) 21-22 года 3) 24 года 4) 26-27 лет 5) 30 лет 6) 33-34 года 7) 48 лет 8) 51 год 9) 78 лет 10) 87 лет |
10.Одежда традиционно выступает в произведениях литературы деталью, с помощью которой автор передаѐт важную информацию о своих персонажах, помогая читателю всесторонне осмыслить образ. Установите соответствие между персонажами и их «костюмным кодом».
ПЕРСОНАЖИ | КОСТЮМНЫЙ КОД |
А) Раневская Б) Аня В) Варя Г) Лопахин Д) Трофимов Е) Фирс Ж) Епиходов | 1) одет(-а) «по-парижскому» 2) похож(-а) на монаха(-шку) 3) носит брошку в виде пчѐлки 4) носит старые грязные калоши 5) в жѐлтой жилетке, жѐлтых башмаках 6) в пиджаке, вычищенных скрипящих башмаках 7) в старинной ливрее и в высокой шляпе 8) в поддѐвке из тонкого сукна и шароварах 9) в белой потасканной фуражке, в пальто |
11.Особое значение уделяет автор пьесы «вещному» миру персонажей. Определите, кому из героев «Вишневого сада» принадлежат эти предметы.
1) Портмоне и телеграммы из Парижа
2) Связка ключей
3) Часы и бумажник
4) Гитара и револьвер
5) Пудреница и зеркало
6) Леденцы и воображаемый кий
7) Отвратительно пахнущие сигары
8) Очки
12.Как известно, универсальность художественного мира чеховской драматургии создаѐтся за счѐт введения внесценических персонажей. Кого из персонажей «Вишневого сада» можно считать таковыми?
13.Обсуждение главной проблемы, которую предстоит решить владельцам имения, показывает, что вишнѐвый сад для героев А.П. Чехова не просто реалия дворянской жизни. Установите соответствие между персонажами и их восприятием значимости вишнѐвого сада.
ПЕРСОНАЖИ | ВОСПРИЯТИЕ |
А) Раневская Б) Лопахин В) Трофимов Г) Фирс Д) Аня | 1) «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнѐвый сад» 2) «Замечательного в этом саду только то, что он очень большой» 3) «И в «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад» 4) «В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили <…> И, бывало, сушѐную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было! И сушѐная вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая…» 5) «Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает» 6) «…все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов…» 7) «О, сад мой! После тѐмной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя…» 8) «я…глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро» 9) «…мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад» 10) «…имение, прекрасней которого ничего нет на свете» |
14.Какие планы по спасению вишнѐвого сада предлагают герои пьесы?
Установите соответствие между персонажами и их планами.
ПЕРСОНАЖИ | ПЛАНЫ |
А) Раневская Б) Гаев В) Лопахин | 1) посмотреть на судьбу вишнѐвого сада с практической точки зрения: «разбить вишнѐвый сад на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи» - чтобы иметь «самое малое двадцать пять тысяч в год дохода» 2) коренным образом изменить сам уклад устоявшейся жизни: раньше «в деревне были господа и мужики, а теперь появились ещѐ дачники» 3) отказаться от «практического варианта» по причинам духовного порядка: «Дачи и дачники – это так пошло…» 4) занять позицию «немотивированного ожидания» (В.В. Гульченко) – обратиться за денежной помощью к ярославской тѐтушке, выдать Аню замуж за хорошего человека, устроить заѐм под векселя, чтобы заплатить проценты в банк, познакомиться «с одним генералом», который может дать проценты под вексель и т.д. |
15.Какое событие происходит на сцене в день продажи вишнѐвого сада?
16.Каковы последние слова Фирса, забытого в пустом доме?
17.Что собираются делать персонажи пьесы после продажи имения?
ПЕРСОНАЖИ | НАМЕРЕНИЯ |
А) Раневская Б) Гаев В) Лопахин Г) Трофимов Д) Варя Е) Аня Ж) Шарлотта | 1) поедет в Москву 2) поедет в Париж 3) поедет в Харьков 4) поедет в Петербург 5) собирается служить в банке 6) собирается в экономки к Рагулиным 7) собирается перейти от Гаева на другое «место» 8) собирается выдержать экзамен в гимназии, а потом работать 9) собирается выйти замуж за Лопахина |
poisk-ru.ru
А. П. Чехов написал в 1903 году замечательную пьесу «Вишневый сад». Мир искусства, так же как и общественно-политический мир ощущал потребность в обновлении. А. П. Чехов, будучи уже одаренным писателем, показавшим свое мастерство в кратких рассказах, входит в драматургию как открыватель новых идей. Премьера пьесы «Вишневый сад» послужила поводом для массы дискуссий среди критиков и зрителей, среди актеров и постановщиков о жанровых признаках пьесы. Рассмотрим, что же представляет собой «Вишневый сад» с точки зрения жанра — драму, трагедию или комедию.
Во время работы над пьесой А. П. Чехов в письмах высказывался о ее характере в целом: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс…» В письмах к Вл. И. Немировичу-Данченко А. П. Чехов предупреждал, чтобы у Ани не было «плачущего» тона, чтобы вообще в пьесе не было «много плачущих». Постановка, несмотря на шумный успех, не удовлетворила А. П. Чехова. Антон Павлович выражал недовольство общей трактовкой пьесы: «Почему на афишах и в газетных объявлениях моя пьеса так упорно называется драмой? Немирович и Алексеев (Станиславский) в моей пьесе видят положительно не то, что я написал, и я готов дать какое угодно слово, что оба они ни разу не прочли внимательно моей пьесы». Таким образом, сам автор настаивает на том, что «Вишневый сад» является комедией. Этот жанр вовсе не исключал у А. П. Чехова серьезного и печального. Станиславский, очевидно, нарушил чеховскую меру в соотношении драматического с комическим, грустного со смешным. Получилась драма там, где А. П. Чехов настаивал на лирической комедии.
Одной из особенностей «Вишневого сада» является то, что все герои даются в двойственном, трагикомическом освещении. В пьесе есть чисто комические персонажи: Шарлотта Ивановна, Епиходов, Яша, Фирс. Антон Павлович Чехов подсмеивается над Гаевым, «прожившим свое состояние на леденцах», над не по возрасту сентиментальной Раневской и ее практической беспомощностью. Даже над Петей Трофимовым, который, казалось бы, символизирует обновление России, А.П. Чехов иронизирует, называя его «вечным студентом». Такое отношение автора Петя Трофимов заслужил своим многословием, которого А. П. Чехов не терпел. Петя произносит монологи о рабочих, которые «едят отвратительно, спят без подушек», о богатых, которые «живут в долг, на чужой счет», о «гордом человеке». При этом он предупреждает всех, что «боится серьезных разговоров». Петя Трофимов, ничего не делая на протяжении пяти месяцев, твердит другим, что «надо работать». И это при трудолюбивой Варе и деловом Лопахине! Трофимов не учится, потому что не может одновременно и учиться, и содержать себя. Очень резкую, но точную характеристику в отношении «духовности» и «такта» Трофимова дает Пете Раневская: "… У вас нет чистоты, а вы просто чистюлька ". А. П. Чехов с иронией говорит о его поведении в ремарках. Трофимов то вскрикивает «с ужасом», то, задыхаясь от негодования, не может произнести ни слова, то грозится уйти и никак не может этого сделать.
Определенные сочувственные ноты есть у А. П. Чехова в изображении Лопахина. Он делает все возможное, чтобы помочь Раневской удержать имение. Лопахин чуток и добр. Но в двойном освещении он далеко не идеален: в нем есть деловая бескрылость, Лопахин не способен увлекаться и любить. В отношениях с Варей он комичен и неловок. Кратковременное торжество, связанное с покупкой вишневого сада, быстро сменяется чувством уныния и грусти. Лопахин произносит со слезами знаменательную фразу: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». Здесь Лопахин напрямую касается главного источника драматизма: он заключен не в борьбе за вишневый сад, а в недовольстве жизнью, по-разному переживаемом всеми героями пьесы. Жизнь идет нелепо и нескладно, не принося никому ни радости, ни счастья. Не только для основных героев несчастлива эта жизнь, но и для Шарлотты, одинокой и никому не нужной, и для Епиходова с его постоянными неудачами.
Определяя суть комического конфликта, литературоведы утверждают, что он держится на несоответствии видимости и сущности (комедия положений, комедия характеров и т. д.). В «новой комедии А. П. Чехова слова, поступки и действия героев находятся именно в таком несоответствии. Внутренняя драма каждого оказывается важнее внешних событий (так называемые „подводные течения“). Отсюда и „слезливость“ действующих лиц, имеющая вовсе не трагедийный оттенок. Монологи и реплики „сквозь слезы“ говорят, скорее всего, об излишней сентиментальности, нервозности, порой даже раздражительности персонажей. Отсюда и всепроникающая чеховская ирония. Кажется, что автор как бы задает вопросы и зрителям, и читателям, и самому себе: почему так бездарно растрачивают свою жизнь люди? почему так легкомысленно относятся к близким? почему так безответственно тратят слова и жизненные силы, наивно полагая, что будут жить вечно и будет возможность прожить жизнь набело, заново? Герои пьесы заслуживают и жалости, и беспощадного „смеха сквозь невидимые миру слезы“.
В советском литературоведении традиционно было принято „группировать“ героев пьесы, именуя представителями „прошлого“ России Гаева и Раневскую, ее „настоящего“ — Лопахина, а „будущего“ — Петю и Аню. Я думаю, это не совсем так. По одной из театральных версий пьесы „Вишневый сад“ будущность России оказывается за людьми подобными лакею Яше, смотрящему туда, где власть и финансы. По-моему, А. П. Чехов и здесь не обходится без сарказма, так как он не видит места, где окажутся по прошествии чуть более десяти лет Лопахины, Гаевы, Раневские и Трофимовы, когда суд над ними будут вершить такие Яковы? А. П. Чехов с горечью и сожалением ищет в своей пьесе Человека и, как мне кажется, не отыскивает его.
Бесспорно, для пьесы „Вишневый сад“ характерна сложность и неоднозначность. Как раз потому и сегодня к ней прикован интерес режиссеров многих стран мира, „Вишневый сад“ не сходит с театральных подмостков. Не утихают и споры о жанре произведения. Однако не стоит забывать, что сам А. П. Чехов назвал свое творение комедией.
www.ronl.ru