Российская империя накануне первой мировой войны контрольная работа: Тест по истории (11 класс) на тему: Тест. «Российская империя накануне Первой мировой войны»

Содержание

Тест по истории (11 класс) на тему: Тест. «Российская империя накануне Первой мировой войны»

Контрольная тестовая работа по теме: «Российская империя на кануне Первой мировой войны»

I вариант

1.   По размеру территории Россия к концу XIX в. занимала в мире:

а) I место     б) II место     в) III место     г) IV место

2.  Характерными особенностями экономического развития России на рубеже XIX—XX вв. являлись:

а) широкое привлечение иностранных инвестиций в экономику

б) складывание финансово-промышленных групп

в) значительные масштабы вывоза капитала из страны

г) превращение акционерных коммерческих банков в основное звено банковской системы

3. Основной формой монополий в Российской империи в конце XIX — начале     XX в. выступал:

а) синдикат   б) трест        в) концерн  г) консорциум

4. Быстрая монополизация экономики России объяснялась:

а) завершением промышленного переворота

6) разрушительным характером экономических кризисов

в) возможностью развития капитализма «вширь»

г) изначально высоким уровнем концентрации промышленного производства

5. Основными продуктами ввоза в Россию являлись:

а) хлопок    б)хлеб      в) машины        г) лес

6. В начале XX в. Российская империя занимала первое место в мире по:

  а) темпам прироста национального дохода

б) объему национального дохода

в) доле в мировом экспорте

г) производству промышленной продукции на душу населения

7.Основной источник формирования промышленного пролетариата в России:

а) интеллигенция  б) купечество         в) крестьянство  

г) эмигранты из стран Востока

8. Денежная реформа в России была завершена в:
       а)1892г.      б) 1895 г.        в) 1897 г.       г) 1900 г.

9.Основными мероприятиями экономической политики С.Ю. Витте являлись:

          а ) государственное вмешательство в экономику страны

б) ограничение иностранных капиталов в российской экономике

в) введение свободных цен на продажу спирта и водочных изделии

г) крупнейшее железнодорожное строительство

10. Главными арендаторами земли в России в начале  XX в. выступали:

а) помещики  б) бедняки  в) середняки  г) зажиточные крестьяне

11. Полицейский социализм — это:

а) теория уравнительного распределения земли между крестьянами

б) попытка властей взять под контроль рабочее движение

в) политическая деятельность, сориентированная на настроение широких слоев населения для завоевания их симпатий и поддержки с помощью посулов и обещаний, зачастую невыполнимых

г) идейное течение, направленное на сохранение исторически сложившихся форм общественного и: политического  устройства,   на  противодействие новациям в обществе и государстве

12. Русско-японская  война  завершилась  подписанием мирного договора в:

а) Айгуне      б) Пекине        в) Тяньцзине     г) Портсмуте        

 13. По условиям мирного договора, завершившего русско-японскую войну:

А. Была установлена российско-китайская граница

по реке Амур Б. Россия   должна  была  выплатить  контрибуцию

Японии

а) верно только А        в) верны и А, и Б

б) верно только Б        г) оба суждения неверны

14. Идея подать петицию царю от имени петербургского рабочего люда 9 января 1905 г. принадлежала:

а) С.В. Зубатову        в) Д.Ф. Трепову

б) Г.А. Гапону        г) С.Ю. Витте

15. Манифест 17 октября 1905 г.:

А. Провозглашал введение демократических свобод

Б. Отменял выкупные платежи

а) верно только А        в) верны и А, и Б

б) верно только Б        г) оба суждения неверны

16. Отметьте особенности зарождения многопартийности в России:

а) первыми возникли партии консервативной ориентации

б) многие партии сложились после издания Манифеста 17 октября

в) росту либеральных партий способствовали кампании по выборам в Государственную думу

г) консервативные партии оформлялись в  период спада революции

17. Укажите требования программы Конституционно-демократической партии:

а) конституционное устройство государства в форме парламентской монархии

б) право наций на самоопределение

в) введение демократических прав и свобод

г) использование    насильственных,    вооруженных действий

18. Требование «социализации земли» выдвинули:

а) кадеты      б) меньшевики       в) большевики         г) эсеры

19. Отметьте требования программы «Союза 17 октября»:

а) введение демократических прав, и свобод

б) ликвидация помещичьего землевладения

в) установление демократической республики

г) сохранение единства и нераздельности Российского государства

20. Идеи и требования программы Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП):

а) использование индивидуального террора как средства политической борьбы

б) установление 8-часового рабочего дня

в) отмена выкупных платежей, возвращение сельским общинам отрезков

г) федеративное устройство государства

21. В состав Конституционно-демократической партии входили:

А. Ученые, адвокаты, общественные деятели, чиновники, землевладельцы и предприниматели

Б. Сельская и городская интеллигенция, учащиеся

а) верно только А        в) верны л А, к Б

б) верно только Б        г) оба суждения неверны

22. К левым партиям в. Россия в начале XX в. относились:

а) партия социалистов-революционеров

б) «Союз 17 октября»

в) «Союз русского народа»

г) партия конституционных демократов

23. Меньшевики:

А. Являлись сторонниками индивидуального террора как средства политической борьбы

Б. Выступали против взятия власти пролетариатом, считая, что предпосылки к этому еще не сложились

а) верно только А        в) верны к А, в Б

б) верно только Б        г) оба суждения неверны

24. Кто (что) является лишним в ряду

1. а) А.И. Дубровин б) В.М. Пуришкевич в) П.Н. Милюков

2. а) Русское собрание б) «Союз 17 октября» в) партия конституционных демократов

25. Выборы в I Государственную думу бойкотировали:

а) октябристы                                б) кадеты    

в) социал-демократы (большевики)    г) социал-демократы (меньшевики)

26. События, связанные с роспуском II Государственной думы и публикацией нового избирательного закона

от 3  июня 1907г., явились государственным переворотом потому, что:

а) император не имел права распускать Думу

б) Дума была разогнана при помощи армии

в) император не имел права изменять избирательный закон без согласия Думы

г) социал-демократические депутаты Думы были арестованы

27. К намеченным преобразованиям П.А. Столыпина можно отнести реформы:

а) местного самоуправления    б) судебную   в) финансовую   г) цензурную

28. Проект аграрной реформы П.А. Столыпина предполагал:

а) разрешение свободного выхода из общины любого домохозяина

б) ликвидацию помещичьего землевладения

в) запрещение свободной купли-продажи земли

г) приобретение крестьянами ‘земли при помощи Крестьянского банка

29. Льготы, предоставляемые крестьянам-переселенцам:

а) бесплатное    пользование    сельскохозяйственной техникой

б) списание всех недоимок

в) освобождение от воинской повинности

г) право беспошлинной торговли на внешнем рынке

30. Столыпинская аграрная реформа окончательно была прекращена в:

а) 1911 г.     б) 1914 г.        в) 1915 г.    г) 1917 г.

31. Участок земли, выделенный крестьянину при выходе его из общины с переселением из деревни на свой участок:

а) отрезок       б) хутор       в) прирезок          г)отруб

32. Преобразованные в ходе столыпинской аграрной реформы хозяйства (хутора и отруба):

А. Функционировали менее эффективно, чем общинные

Б. Страдали от малоземелья

а) верно только А        в) верны и А, и Б

б) верно только Б        г) оба суждения неверны

Тест по истории России Россия и мир накануне Первой мировой войны 10 класс

Тест по истории России Россия и мир накануне Первой мировой войны 10 класс с ответами. Тест содержит 2 варианта, в каждом по 7 заданий.

Вариант 1

1. Международные отношения в конце ХIХ — начале ХХ в. характеризуются

1) превращением Англии в ведущую промышленную державу
2) усилением влияния Германии в мире
3) сближением Франции и Германии
4) установлением монопольного владычества Англии в Восточной и Западной Африке

2. Портсмутский мирный договор стал итогом войны

1) Испано-американской
2) Франко-прусской
3) Англо-бурской
4) Русско-японской

3. Расположите исторические события в хронологической по­следовательности.

1) подписание Сан-Стефанского мирного договора
2) начало Первой мировой войны
3) воздушный полёт братьев Райт
4) вторая Балканская война
5) создание Тройственного союза

4. Какие три средства военной техники из перечисленных появились в конце ХIХ — начале ХХ в.? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) пушки
2) миномётные артиллерийские установки «катюши»
3) скорострельный пулемёт
4) подводная лодка с дизельным двигателем
5) самолёт-бомбардировщик
6) паровой двигатель

5. Ниже приведён терминов. Все они, за исключением двух, относятся к список механизму подготовки и развязыванию. Первой мировой войны.

1) план Шлиффена
2) блицкриг
3) Антанта
4) «пороховой погреб Европы»
5) «Священный союз»
6) антифранцузская коалиция.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относя­щихся к другим историческим эпохам.

6. Установите соответствие между именами изобретателей и их достижениями.

Изобретатели

А) Х.С. Максим
Б) братья Райт
В) И. Сикорский
Г) С.И. Мосин

Достижения

1) первый полёт самолёта
2) изобретение винтовки
3) создание скорострельного пу­лемёта
4) создание самолёта-бомбарди­ровщика «Илья Муромец»
5) изобретение колючей проволоки

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

7. Запишите термин, о котором идёт речь.

Военно-политический союз Германии, Австро-Венгрии и Италии, сложившийся в 1880-х гг., получил название __________.

Вариант 2

1. Самый масштабный конфликт в Европе в начале ХХ в.

1) Балканские войны
2) Русско-японская война
3) Русско-турецкая война
4) Испано-американская война

2. По какому показателю из перечисленных Россия опережа­ла другие страны в начале ХХ в.?

1) уровню производительности труда
2) темпам ежегодного промышленного роста
3) уровню доходов на душу населения
4) плотности населения

3. Расположите исторические события в хронологической по­следовательности.

1) создание Антанты
2) объединение Германии. Образование Германской империи
3) подписание Портсмутского договора
4) вступление России в Первую мировую войну

5) Крымская (Восточная) война

4. Какие три события из перечисленных связаны с внешней политикой России при Николае II? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) образование Тройственного союза
2) присоединение Средней Азии
3) заключение русско-французского союза
4) Гаагская международная конференция
5) образование Антанты
6) подписание Портсмутского мира

5. Ниже приведён список названий стран. Все они, за исклю­чением двух, являлись участниками военно-политических блоков в начале ХХ в.

1) Франция
2) Германия
3) Бельгия
4) Япония
5) Россия

6) Италия

Найдите и запишите порядковые номера названий стран, не входивших в эти союзы.

6. Установите соответствие между событиями и датами.

События

А) убийство в Сараево
Б) создание Тройственного союза
В) вторая Балканская война
Г) образование Антанты

Даты

1) 1882 г.
2) 1905 г.
3) 1907 г.
4) 1913 г.
5) 1914 г.

Запишите выбранные цифры под соответствующими бук­вами.

7. Запишите термин, о котором идёт речь.

Военно-политический союз России, Англии и Франции, оформившийся в начале ХХ в., получил название __________.

Ответы на тест по истории России Россия и мир накануне Первой мировой войны 10 класс


Вариант 1
1-2
2-4
3-15342
4-345
5-56
6-3142
7. Тройственный
Вариант 2
1-1
2-2
3-52314
4-456
5-34
6-5143
7. Антанта

«Российская империя на кануне Первой мировой войны»

I вариант

1. По размеру территории Россия к концу XIX в. зани­мала в мире:

а) I место б) II место в) III место г) IV место

2. Характерными особенностями экономического раз­вития России на рубеже XIX—XX вв. являлись:

а) широкое привлечение иностранных инвестиций в экономику

б) складывание финансово-промышленных групп

в) значительные масштабы вывоза капитала из стра­ны

г) превращение акционерных коммерческих банков в основное звено банковской системы

3. Основной формой монополий в Российской империи в конце XIX — начале XX в. выступал:

а) синдикат б) трест в) концерн г) консорциум

4. Быстрая монополизация экономики России объясня­лась:

а) завершением промышленного переворота

6)разрушительным характером экономических кри­зисов

в) возможностью развития капитализма «вширь»

г) изначально высоким уровнем концентрации про­мышленного производства

5. Основными продуктами ввоза в Россию являлись:

а) хлопок б)хлеб в) машины г) лес

6. В начале XX в. Российская империя занимала первое место в мире по:

а) темпам прироста национального дохода

б) объему национального дохода

в) доле в мировом экспорте

г) производству промышленной продукции на душу населения

7.Основной источник формирования промышленного пролетариата в России:

а) интеллигенция б) купечество в) крестьянство

г) эмигранты из стран Востока

8. Денежная реформа в России была завершена в:
а)1892г. б) 1895 г. в) 1897 г. г) 1900 г.

9.Основными мероприятиями экономической полити­ки С.Ю. Витте являлись:

а ) государственное вмешательство в экономику стра­ны

б) ограничение иностранных капиталов в российской экономике

в) введение свободных цен на продажу спирта и во­дочных изделии

г) крупнейшее железнодорожное строительство

10. Главными арендаторами земли в России в начале XX в. выступали:

а) помещики б) бедняки в) середняки г) зажиточные крестьяне

11. Полицейский социализм — это:

а) теория уравнительного распределения земли меж­ду крестьянами

б) попытка властей взять под контроль рабочее дви­жение

в) политическая деятельность, сориентированная на настроение широких слоев населения для завоева­ния их симпатий и поддержки с помощью посулов и обещаний, зачастую невыполнимых

г) идейное течение, направленное на сохранение ис­торически сложившихся форм общественного и: политического устройства, на противодействие новациям в обществе и государстве

12. Русско-японская война завершилась подписанием мирного договора в:

а) Айгуне б) Пекине в) Тяньцзине г) Портсмуте

13. По условиям мирного договора, завершившего рус­ско-японскую войну:

А. Была установлена российско-китайская граница

по реке Амур Б. Россия должна была выплатить контрибуцию

Японии

а) верно только А в) верны и А, и Б

б) верно только Б г) оба суждения неверны

14. Идея подать петицию царю от имени петербургского рабочего люда 9 января 1905 г. принадлежала:

а) С.В. Зубатову в) Д.Ф. Трепову

б) Г.А. Гапону г) С.Ю. Витте

15. Манифест 17 октября 1905 г.:

А. Провозглашал введение демократических свобод

Б. Отменял выкупные платежи

а) верно только А в) верны и А, и Б

б) верно только Б г) оба суждения неверны

16. Отметьте особенности зарождения многопартийнос­ти в России:

а) первыми возникли партии консервативной ориен­тации

б) многие партии сложились после издания Мани­феста 17 октября

в) росту либеральных партий способствовали кампа­нии по выборам в Государственную думу

г) консервативные партии оформлялись в период спада революции

17. Укажите требования программы Конституцион­но-демократической партии:

а) конституционное устройство государства в форме парламентской монархии

б) право наций на самоопределение

в) введение демократических прав и свобод

г) использование насильственных, вооруженных действий

18. Требование «социализации земли» выдвинули:

а) кадеты б) меньшевики в) большевики г) эсеры

19. Отметьте требования программы «Союза 17 октяб­ря»:

а) введение демократических прав, и свобод

б) ликвидация помещичьего землевладения

в) установление демократической республики

г) сохранение единства и нераздельности Российско­го государства

20. Идеи и требования программы Российской соци­ал-демократической рабочей партии (РСДРП):

а) использование индивидуального террора как сред­ства политической борьбы

б) установление 8-часового рабочего дня

в) отмена выкупных платежей, возвращение сельским общинам отрезков

г) федеративное устройство государства

21. В состав Конституционно-демократической партии входили:

А. Ученые, адвокаты, общественные деятели, чинов­ники, землевладельцы и предприниматели

Б. Сельская и городская интеллигенция, учащиеся

а) верно только А в) верны л А, к Б

б) верно только Б г) оба суждения неверны

22. К левым партиям в. Россия в начале XX в. относи­лись:

а) партия социалистов-революционеров

б) «Союз 17 октября»

в) «Союз русского народа»

г) партия конституционных демократов

23. Меньшевики:

А. Являлись сторонниками индивидуального терро­ра как средства политической борьбы

Б. Выступали против взятия власти пролетариатом, считая, что предпосылки к этому еще не сложи­лись

а) верно только А в) верны к А, в Б

б) верно только Б г) оба суждения неверны

24. Кто (что) является лишним в ряду

1. а) А.И. Дубровин б) В.М. Пуришкевич в) П.Н. Ми­люков

2. а) Русское собрание б) «Союз 17 октября» в) пар­тия конституционных демократов

25. Выборы в I Государственную думу бойкотировали:

а) октябристы б) кадеты

в) социал-демократы (большевики) г) социал-демократы (меньшевики)

26. События, связанные с роспуском II Государственной думы и публикацией нового избирательного закона

от 3 июня 1907г., явились государственным пере­воротом потому, что:

а) император не имел права распускать Думу

б) Дума была разогнана при помощи армии

в) император не имел права изменять избиратель­ный закон без согласия Думы

г) социал-демократические депутаты Думы были арестованы

27. К намеченным преобразованиям П.А. Столыпина можно отнести реформы:

а) местного самоуправления б) судебную в) финансовую г) цензурную

28. Проект аграрной реформы П.А. Столыпина предпо­лагал:

а) разрешение свободного выхода из общины любого домохозяина

б) ликвидацию помещичьего землевладения

в) запрещение свободной купли-продажи земли

г) приобретение крестьянами ‘земли при помощи Крестьянского банка

29. Льготы, предоставляемые крестьянам-переселен­цам:

а) бесплатное пользование сельскохозяйственной техникой

б) списание всех недоимок

в) освобождение от воинской повинности

г) право беспошлинной торговли на внешнем рынке

30. Столыпинская аграрная реформа окончательно бы­ла прекращена в:

а) 1911 г. б) 1914 г. в) 1915 г. г) 1917 г.

31. Участок земли, выделенный крестьянину при выхо­де его из общины с переселением из деревни на свой участок:

а) отрезок б) хутор в) прирезок г)отруб

32. Преобразованные в ходе столыпинской аграрной ре­формы хозяйства (хутора и отруба):

А. Функционировали менее эффективно, чем общин­ные

Б. Страдали от малоземелья

а) верно только А в) верны и А, и Б

б) верно только Б г) оба суждения неверны

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Тест по истории (11 класс) по теме: задания формы ЕГЭ по истории по теме «Первая мировая война и Февральская революция»

ЕГЭ по теме «Первая мировая война. Февральская революция 1917 г.»

Часть А.

1. Каковы причины Первой мировой войны?                                       

а)  стремление ведущих мировых держав перекроить карту мира в своих интересах

б)  стремление правительств стран — частниц войны отвлечь свои народы от революционной борьбы

в)  стремление стран-участниц отобрать колонии у крупнейшей колониальной державы—Великобритании                                   

2.  Каким был главный итог военной кампании 1914 года?                   

а)  подписание сепаратного мира Германией и Англией                   

б)  Германии не удалось воплотить свой план молниеносной войны

в)  Франции были возвращены Эльзас и Лотарингия                         

3. Когда началась Февральская 1917 года революция в Петрограде?

а)  23февраля          б)  24 февраля   в)  27 февраля

4.  Каковы главные итоги Февральской революции?

а)  пала монархия                                    б)  возникло двоевластие

в)  началась демократизация страны    г)   произошел созыв Учредительного собрания

5.  Каково значение приказа №1?

а)  установление диктатур в пролетариата   б)  началась демократизация армии    в)  была ликвидирована Государственная Дума

6.  Что явилось главной причиной апрельского кризиса Временного пра вительства?

а)  нота Милюкова о продолжении войны     б)  выступление Ленина на I Съезде Советов

в)  прорыв на фронте генерала Брусилова

7.  Почему русская армия в ходе Первой мировой войны терпела неуда чи?

а)  плохое снабжение армии вооружением и снарядами

б)  существовало разрозненное действие фронтов        

в)  Англия и Франция нарушали союзнический договор                   

8. Каковы итоги Первой мировой войны для России?                           

а)  в стране резко ухудшилась внутриполитическая и экономическая обстановка 

б)  Россия добилась тех целей, ради которых участвовала в войне      

в)  в ходе войны в России произойдет Первая российская революция

9.  Какие события стали поводом для массовых беспорядков в февраля 1917 года в Петрограде?

а)  демонстрация женщин в честь Международного женского дня

б)  увольнение с путиловского завода 30 000 забастовавших рабочих

в)  выступление солдат Петроградского гарнизона

10.  Какие два органа власти появились в Петрограде в ходе Февральской революции?

а)  Учредительное собрание

б)  Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов

в)  Временное правительство

г)   Государственный Совет

11.  Какие изменения внесла в жизнь России Декларация Временного пра вительства, принятая 3 марта 1917 года?

а)  ввела широкие гражданские права и свободы

б)  обеспечила крестьян землей

в)  вывела Россию из первой мировой войны

12.Каков был состав Антанты накануне войны?

а) Англия, США, Франция;    б) Англия, Россия, Франция;    в) Англия, Россия, Италия.

13. Германия объявила войну России:

а) 28.06.1914 г.; б) 28.07.1914 г.; в) 1.08.1914 г.; г) 3.08.1914 г

14. Брусиловский прорыв проходил в:

а) 1914 г.,         б) 1915 г.;         в) 1916 г.;         г) 1917 г.

15. Верденская операция проходила в:

а) 1914 г.,         б) 1915 г.;         в) 1916 г.;         г) 1917 г.

Часть B.

1.Расположите события по годам:

 а) 1914 г.; б) 1916 г.; в) 1918 г.

1. Битва при Сомме; 2. Брусиловский прорыв; 3. первая газовая атака у г. Ипр; 4. Вступление в войну США; 5; битва на Марне; 6. Ютландское сражение; 7. Верденское сражение; 8. Нота Милюкова об участии России в войне до победного конца; 9. Брестский мир; 10. Компьенское перемирие;

2.Напишите название исторического события.

  Россия отказывалась от всех территорий, занятых войсками Германии. Была обязана демобилизовать армию, выплатить компенсацию за ущерб, нанесённый собственности германских граждан на её территории.

3. Причинами февральской революции стали.

1.Аграрный вопрос не был решён

2. Участие России в Первой мировой войне

3. Отсутствие рабочего законодательства

4. Создание Временного правительства

5. Создание Совета рабочих и солдатских депутатов

4. Соотнесите.

1. Г.Е.Львов                              А. Министр юстиции

2. А.И.Гучков                           Б. Министр иностранных дел

3. П.Н.Милюков                       В. Председатель Временного правительства

4. А.Ф.Керенский                     Г. Министр военных дел

                                                   Д. Министр финансов

5.Причинами июньского и июльского кризисов власти стали.

   1. Массовые выступления рабочих

   2. Неудачное контрнаступление на фронте

   3. Резкое ухудшение экономического положения страны

   4. Отречение Николая II от престола

   5. Отставка Г.Е.Львова

6. Выберите события относящиеся к революции 1917 г.

    1. Кровавое воскресение

    2. Падение самодержавия

    3. Установление двоевластия

    4. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»

    5. Кронштадское восстание

Часть С

Прочитайте текст и выполните задания.

По гарнизону Петроградского округа всем солдатам гвардии, армии, артиллерии, флота для немедленного и точного исполнения, а рабочим Петрограда для сведения.

  1. Совет рабочих и солдатских депутатов  постановил:
  2. 1. Во всех ротах, батальонах, полках, батареях, эскадронах и отдельных службах разного рода военных управлений и на судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей
  3. 2. Во всех воинских частях, которые ещё не выбрали своих представителей в Совет рабочих депутатов, избрать по одному представителю от рот, которым и явиться с письменными удостоверениями в здание Государственной думы к 10 часам утра 2 марта
  4. 3. Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется совету рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам
  5. 6. В строю и при отправлении служебных обязанностей солдаты должны соблюдать  строжайшую воинскую дисциплину
  6. 7. Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов и, в частности, обращение к ним на «ты» воспрещается

С1. Напишите название документа и дату его принятия.

С2. Раскройте основные положения документа, характеризующие отношения  к военным.

С3. Какое событие стало причиной принятия данного документа и каково его значение для военных?

С4. Ниже приведены 2 точки зрения на подписание Брестского мира.    Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

  1. Подписание Брестского мира было вынужденной мерой Советского правительства.
  2. Подписание Брестского мира было выгодным для большевиков, поскольку они боялись потерять власть.

С5. . Сравните исторические события революцию 1905 г.и революцию 1917 г.   Назовите не менее 2 общих положений и не менее 3 различий в их деятельности.

Российская Империя | История, факты и карта

Российская империя , историческая империя, основанная 2 ноября (22 октября по старому стилю) 1721 года, когда российский Сенат присвоил Петру I титул императора (императора) всея Руси. Отречение Николая II 15 марта. 1917 год ознаменовал конец империи и ее правящей династии Романовых.

Российская Империя Флаг Российской Империи.

Империя зародилась, когда русское дворянство искало новую родословную для своей монархии.Они нашли его у молодого боярина (дворянина) Михаила Романова, избранного царем в 1613 году. Ранние Романовы были слабыми монархами. Коронованный в 17 лет, Михаил разделил трон в решающие годы своего правления вместе со своим отцом, патриархом Филаретом. Сын Михаила Алексис вступил на престол в 1645 году в возрасте 16 лет; он находился под сильным влиянием сначала Бориса Ивановича Морозова, а затем патриарха Никона. Федор III, мальчику четырнадцати лет на момент его вступления на престол в 1676 году, также уступил большую власть своим фаворитам.Несмотря на это, все трое были популярными царями, оставившими после себя хорошую репутацию в народе и которых славянофилы 19 века идеализировали как образцовых российских монархов. Власть в этот период обычно находилась в руках лиц, которые по тем или иным причинам оказывали личное влияние на царей. Народное недовольство обычно обращалось против этих фаворитов, а не против самого царя, как, например, во время городских восстаний (1648–50), приведших к изгнанию Морозова, и великого крестьянского восстания (1670–71) под руководством казака Стеньки Разина.

Михаил Майкл, деталь цветной литографии середины XIX века Питера Бореля, основанной на картине XVII века. Агентство печати «Новости»

Теоретически российская монархия была неограниченной, да и никаких гарантий, юридических или экономических, против произвола царя не было. На практике, однако, степень контроля, которую он мог осуществлять над империей, была эффективно ограничена размером страны, неадекватностью администрации и в целом немодернистской концепцией политики.Как следствие, подавляющее большинство жителей редко ощущало на себе тяжелую руку государства, ограничивавшего его собственные полномочия поддержанием порядка и сбором налогов. Некоторые из мнимых подданных царя, такие как жители Сибири и казаки, жили в полностью автономных общинах, только номинально подчиняясь царской власти.

Российская Империя Русская экспансия в Азии. Британская энциклопедия, Inc. .

10 фактов о России в Первой мировой войне — RT World News

2 августа 2014 г. 04:47

Следите за RT на

Спустя столетие с начала Первой мировой войны в Москве был открыт мемориал в память о 2 миллионах жизней, которые стоил России конфликтом. Но чем была Первая мировая война для страны, провалившей военную кампанию на фоне революции 1917 года?

Первая мировая война началась для России 1 августа 1914 года, меньше трех за годы до революции, свергнувшей королевскую семью.В тот день Германия объявила войну Российской Империи. Это было через четыре дня после официального начала Первой мировой войны и чуть более одного через месяц после наследника престола Австро-Венгрии эрцгерцога Франц Фердинанд был убит в Сараево боснийским сербом. националист Гаврило Принцип.

Россия воевала в Первой мировой войне вместе со своими союзниками по Антанте — Францией и Великобритании, которую поддержали более двух десятков государств, в том числе США, Япония, Сербия, Италия и другие. На противоположной стороне были Центральные державы — Германия, Австро-Венгрия, Османская империя. Империя и Болгария.

В общей сложности 60 000 солдат были убиты или взяты в плен. результат неудачного наступления русских в Восточной Пруссии в конце Август 1914 г. Однако вмешательство России также стало важным отвлечение Германской империи, не позволяющее ей достичь успешный блицкриг на Западном фронте и оккупация Франции.

В сентябре 1914 года Россия нанесла болезненное поражение Австро-Венгрия, претендующая на большие территории в Галиции (ныне Территория Украины). Австро-Венгрия потеряла почти половину своего 830 000 солдат в массированной галицкой кампании, вызывая сомнения о его возможностях.

Успехи центральных держав и нехватка артиллерийских снарядов вынудили Россию уйти из Галиции и Польши в июне, чтобы Сентябрь 1915 года, получивший название Великого отступления. Несмотря приведший к многочисленным жертвам, маневр истощил германские наступательный потенциал и позволил российским войскам перегруппироваться.

Брусиловское наступление на Галичину в июне-сентябре 1916 г. Самый большой успех России во время Первой мировой войны. Он увидел Центральные державы потеря 1,5 миллиона военнослужащих из-за смерти или ранения.

Русские также провели успешные операции против Османская империя на протяжении 1916 г., взяв под свой контроль стратегические города Эрзурум, Трапезунд, Эрзинджан и Мус. Царский достижения армий на поле боя вдохновили Румыния вступила в войну на стороне Антанты.

Однако эйфория была недолгой. К началу 1917 г. дефицит, политическая нестабильность и антивоенные призывы в страна серьезно повлияла на боевые возможности русских армия, которая не смогла добиться значительных военных успехов после успехи 1916 года.

Это еще больше обострило кризис внутри России, где хлеб беспорядки вспыхнули в Петрограде и привели к революции, которая сбили Романовых. Последующее Временное правительство пытались удержать Россию в войне, но большевики устремились к несколько месяцев спустя в Октябрьской революции 1917 года, используя Программа Владимира Ленина «Мир, Хлеб, Земля» и «Вся власть». к Советам «завоевать большинство рабочих, солдат и крестьяне на их стороне.

После создания первого в мире социалистического государства, Большевики выполнили свое предвыборное обещание взять Россию выйти из войны, подписав мирный договор с Центральными державами.Согласно договору, подписанному в Брест-Литовске 3 марта, 1918 г. новое правительство отменило все обязательства перед своими союзниками.

В Первой мировой войне Россия заплатила самую высокую цену среди членов Антанта, погибло 1 670 000 солдат и 1 070 000 мирных жителей в конфликте. Проигрывающие Центральные державы Германия (2 036 897) и Австро-Венгрия (1 496 200) имели большую военную смерть потери, но удалось избежать огромных потерь среди гражданского населения России.

Follow RT on.

BBC — История — Мировые войны: вторжение Гитлера в Россию во время Второй мировой войны

Введение

За всю историю не было такой войны. По масштабам разрушений война на Восточном фронте была уникальной; от Ленинграда до Крыма, от Киева до Сталинграда Советский Союз был разорен — погибло не менее 25 миллионов советских граждан. И что, в конце концов, показали немецкие агрессоры?

Разбитая, разделенная страна, потерявшая значительную часть своей территории, и народ, обремененный осознанием того, что они развязали расистскую войну на уничтожение и, в результате, породили рак Холокоста.Но во время нападения было много людей — и не только немцев — которые думали, что решение о вторжении в Советский Союз было рациональным актом, преследующим интересы Германии, и, более того, что это была война, которую немцы выиграть.

Летом 1940 года Адольф Гитлер, несмотря на свою быструю и драматичную победу над Францией, столкнулся с серьезной военной и политической проблемой. Британцы не сделали бы того, что казалось логичным и того, чего ожидал фюрер, — они не заключили бы мир.И все же Гитлер был разочарован географией — в форме Ла-Манша — от того, что он последовал своим непосредственным инстинктам и быстро сокрушил британцев, как он это сделал с французами.

Гитлер действительно отдавал приказ о подготовке к вторжению в Англию, но он всегда был без энтузиазма в своем желании совершить крупную морскую высадку. Германия, в отличие от Британии, не была морской державой, и Ла-Манш был серьезным препятствием. Даже если бы удалось добиться превосходства в воздухе, могущественный британский флот остался.И была еще одна идеологическая причина, по которой Гитлер не был полностью привержен вторжению в Британию. Для него это было бы отвлечением. В Британии не было ни пространства, ни сырья, которые, по его мнению, были необходимы новой Германской империи. И он восхищался британцами — Гитлер часто отмечал, как сильно он завидовал их достижениям в покорении Индии.

Хуже того, если немцы позволят втянуть себя в рискованную десантную операцию против страны, которую Гитлер никогда не хотел в качестве врага, с каждым днем ​​потенциальная угроза со стороны его величайшего идеологического противника становилась все сильнее.(По иронии судьбы, он еще не воевал с этим предполагаемым противником, поскольку в августе 1939 года Германия и Советский Союз подписали Пакт о ненападении.)

Все это означало, что, с точки зрения Гитлера, была альтернатива вторжению в Британию: он мог вторгнуться в Советский Союз. И Гитлер, и его военные планировщики знали, что лучший шанс Германии на победу — это быстрое завершение войны в Европе.

Хуберт Менцель был майором Главного оперативного управления ОКХ (Oberkommando des Heers, штаб германской армии), и для него идея вторжения в Советский Союз в 1941 году имела привкус холодной и ясной логики: Мы знали, что через два года, то есть к концу 1942 — началу 1943 года, англичане будут готовы, американцы будут готовы, русские тоже будут готовы, и тогда нам придется иметь дело со всеми тремя. из них одновременно…. Надо было попытаться устранить величайшую угрозу с Востока … В то время это казалось возможным ». (Приведенные выше абзацы взяты из первой главы книги Лоуренса Риса «Война века», опубликованной BBC Publications, 1999.)

Партизанская война

Русские PoW © Сталин и Гитлер вместе несли ответственность за лейтмотив — безжалостную жестокость, которая царила во время военных действий между Россией и Германией.Во время битвы под Москвой, в которой 8000 советских граждан были казнены за кажущуюся трусость, российские армии были вынуждены стоять на своем, несмотря на ужасно холодные условия — 43 градуса ниже нуля.

Чтобы не дать своим солдатам покинуть линию фронта вокруг столицы, Сталин приказал специальным «блокирующим отрядам» расстрелять всех дезертиров. Советское руководство также давало указание советским партизанам, действующим в сельской местности, убивать всех, кого они считали нелояльными.В результате партизаны получили эффективный карт-бланш на злоупотребление своей властью и получение всего, что они хотели, у беспомощных сельских жителей.

Отчет одной партизанской дивизии показывает, что изнасилования, убийства и избиения были обычным делом. Чтобы сделать жизнь сельских жителей еще более адской, в некоторых районах, особенно на оккупированной Украине, националистические партизаны (в отличие от советских партизан), которые стремились к свободе от советского режима, также начали свои собственные жестокие операции в деревне.Жители деревни теперь столкнулись с насилием со стороны трех различных боевых сил.

россиян пострадали не только со своей стороны. Нацисты господствовали над территориями, захваченными ими у России, были драконовскими. Рейхскомиссар оккупированной Украины Эрих Кох заявил, что «самый низкий немецкий рабочий в тысячу раз дороже», чем все население Украины. Голод был повсеместным явлением: советских мирных жителей заставляли есть собак — до тех пор, пока собачьи запасы не иссякли, и люди были вынуждены обращаться к крысам, воронам и бересте.В украинском городе Харькове, которым управляла немецкая армия, от голода и болезней умерло 100 000 человек.

Немецкая армия, столкнувшись с постоянно растущей партизанской угрозой, становилась все более исчерпывающей в своих взглядах на то, что представляет собой партизан. В одном армейском документе перечислено 1900 партизан и их «помощников», убитых немцами в одном бою. Но с ними было найдено всего 30 винтовок и несколько другого оружия — более 90% убитых немцами не имели оружия.

И все же людям удалось выжить. Инна Гаврильченко рассказывает, как ей повезло, что ей удалось устроиться на бойню во время оккупации Харькова. Это дало ей доступ к крови, которую она вытащила и приготовила «кровяной омлет».

Сталинградская битва

Сталинградская битва © Ситуация изменилась, когда Гитлер привел в действие один из самых ожесточенных конфликтов 20 века — Сталинградскую битву.Весной 1942 года он начал двустороннюю атаку, которая, как он считал, станет его последним наступлением на Востоке.

Одна группа войск двинулась в сторону Баку и его богатых нефтяных ресурсов, в то время как вторая группа двинулась к Сталинграду и Волге. После более чем года ожесточенных поражений Советская армия была истощена и деморализована, но она начала использовать новую тактику — отступление с боями, что создавало нагрузку на немецкие линии снабжения. Советские солдаты больше не получали от своих генералов указаний стоять на своем любой ценой.Вместо этого они отступили — чтобы избежать захвата и продолжить бой.

Немцы стремительно двинулись вперед, достигнув берегов Волги. Перед немецкими солдатами группы армий «Б» стояла последняя важная задача — взять город Сталинград на западном берегу Волги.

И так началась жестокая и кровопролитная битва. На город было сброшено более 1000 тонн бомб, но Сталин изначально запретил любую эвакуацию из города, даже детей. Советское подкрепление было вынуждено переправиться через Волгу с востока, и многие из них утонули под тяжестью своей одежды и оружия.Средняя продолжительность жизни советского рядового во время Сталинградской битвы составляла всего 24 часа. Печально известные колонии, в том числе и политические заключенные, принимали участие в самоубийственных миссиях, чтобы искупить свои « грехи ». К моменту окончания блокады на Сталинградском фронте погиб один миллион советских солдат.

Ожесточенность боев под Сталинградом потрясла немцев, привыкших к относительной легкости своей тактики «блицкрига». Внезапно они столкнулись с рукопашным боем, часто всего в нескольких ярдах от врага.«Нашим принципом было схватить врага и не отпустить его; держать его очень близко — как любимого человека », — говорит Анатолий Мерско, служивший под командованием генерала Чуйкова.

Советский ветеран Сурен Мирзоян вспоминает кровожадность того времени. «Я был как зверь. Я хотел только одного — убить. Вы знаете, как это выглядит, когда вы выдавливаете помидор и выходит сок? Ну, это выглядело так, когда я их зарезал. Кровь везде. Каждый шаг в Сталинграде означал смерть. Смерть была в наших карманах.Смерть шла с нами ».

Когда бушевала битва, это было также время террора для этнических меньшинств по обе стороны конфликта. В Германии «окончательное решение» Гитлера достигло своего ужасающего апогея в лагерях смерти, таких как Освенцим-Биркенау. Для многих ожидаемая продолжительность жизни по прибытии измеряется часами.

В СССР же безжалостный подход Сталина к наказанию этнических коллаборационистов в Советском Союзе означал, что целые этнические народы были насильно сосланы в Сибирь в качестве наказания за небольшое количество коллаборационистов среди них.Одной из наиболее пострадавших этнических групп были калмыки из степей к югу от Сталинграда. Сталин приказал «переселить» всех калмыков, включая женщин и детей, в еще более отдаленные районы Советского Союза.

В антисанитарные поезда запихнули целые семьи. Многие не пережили долгого путешествия. Официально было депортировано 93 тысячи калмыков, 68 тысяч карачаевцев, 500 тысяч чеченцев, 340 тысяч балкарцев и 180 тысяч татар. Цифры почти наверняка занижены.

.

Как учат русских детей Вторая мировая война

От Калининграда до Владивостока российские школьники готовятся к самому главному празднику года — Дню Победы. В память о грандиозном военном параде на Красной площади в Москве каждый 9 мая поражение Советского Союза над нацистской Германией уже давно используется властями для мобилизации поддержки государства. И это начинается в школе.

Российские школьники играют центральную роль в патриотических празднованиях: популярные товары ко Дню Победы для детей варьируются от мини-униформы Красной армии до игрушечных пистолетов.Они также возглавляют «Бессмертный полк» — марш, участники которого несут портреты родственников, сражавшихся и погибших во Второй мировой войне. На мероприятие проводят целые классы.

Однако на фоне эйфории, связанной с этим событием, российские учителя истории оказываются под давлением, чтобы они соответствовали кремлевской интерпретации войны.

«Все, что насильно, плохо, — говорит Александр Абалов, учитель истории в известной московской школе. Абалов — не единственный учитель истории, обеспокоенный вмешательством государства в его работу.

Преподавание истории никогда не было легким делом в России, где архивы закрыты, а открытые дискуссии о советском прошлом страны встречают враждебно. Даже тогда учить Вторую мировую войну труднее: с каждым годом, когда Путин находится у власти, Россия не может противостоять своей роли в войне лицом к лицу.

В августе 2016 года, накануне нового учебного года, к власти приступила новый министр образования Ольга Васильева. Васильева воспринимается как сторонница консервативной православной повестки дня.Она также защищала советскую политику и делала противоречивые заявления о Сталине.

В то время как контроль над классом должен находиться в руках учителя, новый набор учебников истории, представленный в этом году, дает представление о роли Советского Союза в войне, странно близкое к роли Васильевой и Кремля.

Новости

Справочник иностранца по выживанию в День Победы

Подробнее

В сентябре 2016 года три учебника истории были санкционированы Министерством образования, и все они освещают преступления Сталина и его первоначальный союз с нацистской Германией.«Моя главная проблема с учебниками в том, что они не раскрывают всей правды», — говорит историк и педагог Леонид Кацва.

Что до сих пор неясно, так это то, кто решает, какую книгу использовать в классе. «Это учитель, директор школы или город? Я много раз задавал этот вопрос правительству Москвы и не получал ответа », — говорит Абалов.

Большинство школ по всей стране встало на сторону одной из них, изданной «Просвещением», чей пересказ войны сосредоточен почти исключительно на героических аспектах советских военных действий.

Пакт был оборонительным!

Для россиян Вторая мировая война началась — не в 1939 году, как для остального мира, а в 1941 году. То, что произошло раньше, и роль Советского Союза в этом вызвали эмоции и отрицание в России. Самый спорный момент, который Кремль традиционно не акцентирует, — это пакт Молотова – Риббентропа о «ненападении» между СССР и нацистской Германией.

Путин сделал противоречивые заявления о пакте. В 2009 году он произнес примирительный тон, когда выступил в Гданьске в Польше, заявив, что российский парламент осудил пакт.Шесть лет спустя на встрече с Ангелой Меркель из Германии Путин сказал, что пакт «имеет смысл для обеспечения безопасности Советского Союза».

Другие российские официальные лица также защищали советский союз с нацистами. Министр культуры Владимир Мединский, известный своими псевдоисторическими романами, заявил, что пакт «заслуживает памятника».

Но публично ставить под сомнение роль России во Второй мировой войне 1939-1940 гг. Вызывает споры.

В этом году мужчина в Перми, городе на Урале, был оштрафован на 200 тысяч рублей (3500 долларов) за перепечатку статьи, в которой правильно говорилось, что Советский Союз вторгся в Польшу в 1939 году в сотрудничестве с нацистами.

В российских учебниках ведется осторожная линия в описании Пакта. Но издание самого популярного учебника истории России 2016 года уделяет меньше внимания его секретным протоколам, в которых Советы и нацисты поделили Восточную Европу между собой, чем когда-либо прежде.

Новости

Как российские власти захватили движение памяти Второй мировой войны

Подробнее

«У него более оправдывающий тон», — говорит Кацва.На самом деле в тексте нет слова «агрессия». Напротив, в книге вторжение советских войск в Восточную Европу изображается как «освобождение» от Польши и надвигающееся нацистское вторжение.

«17 сентября части Красной армии получили приказ перейти западную границу и освободить западную Украину и западную Беларусь», — говорится в тексте.

В учебнике аналогично объясняется военное присутствие России в странах Балтии. По мнению авторов, вторжение России и аннексия трех северных европейских стран явились результатом демократических парламентских выборов в странах, в которых победили коммунисты в странах Балтии.

«Это ничего не говорит о том, что [у стран Балтии] не было выбора», — говорит Катвса, имея в виду советские правительства в странах Балтии в июне 1940 года.

Сталинские репрессии?

Другой наиболее спорный эпизод, разделивший россиян, — это роль Сталина в войне. В новом учебнике признается, что сталинские репрессии стали «центральным элементом советской жизни», но им уделяется меньше места, чем в предыдущих изданиях.

«Невозможно понять, что происходило в 1941 году, не зная о репрессиях», — говорит Абалов.Советские войска не были готовы к нападению нацистов, потому что Сталин произвел чистку в армии накануне войны.

Но Кацва считает, что причиной замалчивания сложных тем является то, что роль СССР в войне должна вызывать национальную гордость. «Не только Россия замалчивает негативные стороны своей национальной памяти», — подчеркивает он. Но Кремль пошел гораздо дальше, превратив российскую память о войне в политический инструмент.

На поверхности это сработало. Ни в один другой праздник не собираются такие толпы на улицах России.Но действительно ли День Победы объединяет россиян?

Учитель истории Абалов в этом сомневается. «Нет единой концепции войны», — говорит он, добавляя, что не ведется дискуссий о человеческих жертвах войны. «Личность, которую правительство пытается навязать людям, ошибочна», — говорит он.

.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *