Реакции ионного обмена 9 класс контрольная работа: Контрольная работа по химии для учащихся 9 класса по теме «Реакции ионного обмена»

Содержание

Контрольная работа по химии для учащихся 9 класса по теме «Реакции ионного обмена»

Контрольная работа по теме «Реакции ионного обмена»

I вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

1) AgNO3 + K3PO4

2) NaOH + FeCI3

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) хлорид хрома (III) + нитрат серебра →

2) карбонат натрия + серная кислота →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) Ba2+ и SO42-;

2) Сa2+ и Mg2+

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

II вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

1) BaCl2 + AgNO3

2) Cu(OH)2 + HCl →

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) хлорид железа (III) + гидроксид натрия →

2) хлорид бария + нитрат серебра →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) Cu2+ и OH;

2) Fe3+ и SO42-

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

III вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

Fe(OH)3 + H2SO4

BaSO4 + HNO3

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) сульфид натрия + соляная кислота →

2) гидроксид меди + соляная кислота →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) Аl3+ и OH;

2) Zn2+ и NO3

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

IV вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

K2CO3+ BaCI2

Ca(OH)2 + Na2CO3

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) гидроксид кальция + азотная кислота →

2) гидроксид железа (III)+серная кислота →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) S2- и Na+; 2) PO43- и Mg2+;.

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

V вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

Na2CO3 + H2SO

4 →

NaOH + HNO3

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) хлорид натрия + нитрат свинца →

2) сульфат железа (III) + хлорид бария →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) Cu2+ и Na+ ;

2) Fe3+ и PO43-

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

VI вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

Na2SO3 + Pb(NO3)2

H2SO4 + NaOH →

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) хлорид бария + сульфат натрия →

2) нитрат серебра + фосфат калия →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) NO3 и OH;

2) Pb2+ и SO42-

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

VII вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

K2SO4 + Ba (OH)2

Fe2O3 + H2SO4

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) Хлорид бария + сульфат марганца →

2) Гидроксид кальция + карбонат натрия →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) Na+ и SO42- ;

2) Pb2+ и OH

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

VIII вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

Na2SiO3 + H2SO4

CuSO4 + NaOH →

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

  1. хлорид магния + фосфат натрия →

  2. сульфит натрия + нитрат свинца

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) К+ и РO42- ;

2) Аg+ и Cl

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

IX вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

BaCO3 + KCI →

H2SO4 + Ba(OH)2

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

  1. нитрат железа (III) + гидроксид калия →

  2. силикат натрия + серная кислота →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) Na+ и Pb2+ ;

2) Cd2+ и OH

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

X вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

Mg(NO3)2 + KOH →

Na2S + HCI →

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) хлорид цинка + гидроксид натрия →

2) сульфат калия + хлорид бария →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) NO3 и Pb2+ ;

2) Cd2+ и S2-

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

XI вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

HNO3 + Cu(OH)2

CaCO3 + HNO3

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

  1. фосфат натрия + хлорид меди →

  2. хлорид бария + гидроксид калия →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) NO

3 и Zn2+ ;

2) Fe3+ и S2-

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

XII вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

HCl + Ca(OH)2

AlCl3 + AgNO3

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) сульфат меди + сульфид калия →

2) нитрат цинка + фосфорная кислота→

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) SO42 и Zn2+ ;

2) Cu2+ и S2-

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

XIII вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

MgSO4 + NaF →

H2S + CuCl2

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

  1. Азотная кислота + гидроксид меди

  2. Карбонат кальция + азотная кислота →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) OH и Na+;

2) PO43- и Mn2+

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

XIV вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

1) Ba(NO3)2 + FeSO4

2) CaCl2 + NaF →

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) соляная кислота +нитрат серебра →

2) сульфат меди + хлорид калия →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) Cr3+ и OH;

2) K+ и NO3

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

XV вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

1) NaCl + AgNO3

2) Fe2(SO4)3 + NaOH →

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

  1. Соляная кислота + гидроксид кальция →

  2. Хлорид алюминия + нитрат серебра→

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) Cu2+ и Cl;

2) Ba2+ и SO42-

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

XVI вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

1) H2S + CuCl2

2) K2SO4 + Ba(NO3)2

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

  1. Сульфат магния + фторид натрия →

  2. сульфат железа(III) + гидроксид натрия →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) Cu2+ и SO42-

2) Fe3+ и OH

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

XVII вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

1) Cu(NO3)2 + K2S →

2) AlCl3 + KOH →

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) нитрат бария + сульфат железа(III) →

2) нитрат цинка + фосфорная кислота→

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) NO3 и Mg2+ ;

2) Sn2+ и OH

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

XVIII вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

1) HCl + AgNO3

2) CuSO4 + KCl →

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) Нитрат магния + гидроксид калия →

2) хлорид кальция + фторид натрия →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) SO42 и NH4+ ;

2) Pb2+ и S2-

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

IXX вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

1) Cu(NO3)2 + Na2S →

2) K2SO3 + Pb(NO3)2

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

  1. хлорид натрия + нитрат серебра →

  2. сульфид натрия + соляная кислота →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) OH и Ba2+;

2) PO43- и NH4+

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

XX вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

K2S + H2SO4

HNO3 + Ba(OH)2

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

  1. Карбонат бария + хлорид калия →

  2. Серная кислота + гидроксид бария →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) Ni2+ и OH;

2) Al3+ и PO43-

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

XXI вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

1) BeSO4 + KOH →

2) CuCl2 + AgNO3

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

  1. Силикат натрия + серная кислота →

  2. Сульфат меди + гидроксид натрия →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) Cd2+ и OH;

2) Al3+ и Cl

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

XXII вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

1)FeCI3 + K3PO4

2)NaOH + PbSO4

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) Сульфат калия + гидроксид бария →

2) Оксид железа (III) + серная кислота →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) Na+ и OH;

2) Ag+ и Br

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

XXIII вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

1) Al(OH)3 + H2SO4

2) Sn(NO3)2 + K2S →

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

  1. Сульфит натрия + нитрат свинца

  2. Серная кислота + гидроксид натрия →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) PO43- и Cu2+;

2) K+ и Cl

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

XXIV вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

1) K2CO3+ BaCI2

2) NaOH + (NH4)2SO4

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

  1. Карбонат калия + хлорид бария →

  2. Гидроксид натрия + азотная кислота

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) NO3и K+ ;

2) Al3+ и OH

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

XXV вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

1) Al2(SO4)3 + K3PO4

2) Сa(OH)2 + Na2CO3

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) Гидроксид кальция+ карбонат натрия;

2) Сульфат бария + азотная кислота

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

  1. Na ++ SO4 2

2) CO32 и H +

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

XXVI вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

  1. NaOH + Cr2(SO4)3

2) Na2CO3 + HNO3

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) Гидроксид железа (III)+серная кислота →

2) Нитрат серебра + фосфат натрия →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) CO32- и K+

2) Ba2+ и PO43-

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

XXVII вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

1) H2SO4 + BaCl2

2) KOH + NH4Cl →

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) Хлорид бария + нитрат серебра →

2) Гидроксид меди + соляная кислота →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) NO3 и Вe2+ ;

2) Zn2+ и SO42-

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

XXVIII вариант

1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества:

1) H3PO4 +K2CO3

2) Na2O + H3PO4

2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

1) Карбонат натрия + серная кислота→

2) Гидроксид калия + хлорид железа (III) →

3. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы:

1) Mn2+ и SO42- ;

2) Be2+ и OH

Составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения протекающих реакций.

Тест по химии (9 класс) по теме: Реакции ионного обмена и условия их протекания. 9 класс (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)

Реакции ионного обмена и условия их протекания

  1. Необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами:

а) хлорида натрия и нитрата меди (II)

б) серной кислоты и нитрата бария

в) сульфата калия и гидроксида натрия

г) нитрата калия и сульфата железа (III)  

2. Необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами:

                    а) нитрата натрия и сульфата меди (II)

                б) серной кислоты и нитрата калия

                в) сульфата калия и гидроксид бария

                г) хлорида натрия и сульфата железа (III)

3. Необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами:

                а) нитрата цинка и сульфата калия

                б) фосфорной кислоты и хлорида натрия

                в) гидроксида калия и нитрата бария

                г) карбоната натрия и соляной кислоты

4.  Необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами:

                а) сульфата алюминия и нитрата калия

                б) серной кислоты и карбоната кальция

                в) гидроксида натрия и хлорида бария

                г) нитрата натрия и соляной кислоты

5.  Необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами:

                а) нитрата натрия и хлорида кальция

                б) сульфата калия и гидроксида натрия

                в) сульфата меди (II) и гидроксида натрия

                г) соляной кислоты и нитрата магния

6.   Необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами:

                а) сульфида натрия и соляной кислоты

                б) карбоната натрия и гидроксида калия

                в) серной кислоты и нитрата меди (II)

                г) фосфорной кислоты и хлорида натрия

 

   

Тест по химии (9 класс) по теме: «Реакции ионного обмена и условия их осуществления» тест для учащихся 9 класса ГИА

Пояснительная записка

Тема « Реакции ионного обмена и условия их осуществления»

Использование теста

9 класс. Подготовка к ГИА.   Задание  А8

Тест составлен по шаблону «Конструктор тестов с выбором ответа» Баженова А.А. и ориентирован на учеников, которые готовятся к ГИА.

Автор: Калитина Тамара Михайловна

Место работы: МБОУ СОШ №3 с.Александров-Гай    Саратовской области

Должность: учитель химии, биологии, экологии.

Дополнительные сведения: сайт http://kalitina.okis.ru/ 

Мини-сайт http://www.nsportal.ru/kalitina-tamara-mikhailovna 

Используемые источники:

Химия. ГИА. Диагностика готовности. – Саратов: Лицей, 2011. – 112 с.

Инструкция к  выполнению теста: 

  1. После запуска презентации появится предупреждение системы безопасности. Запуск активного содержимого отключен. Войдите в параметры и поставьте галочку напротив «Включить это содержимое».
  2. Включить это содержимое. ОК.
  3. Показ слайдов. С начала.
  4. Пуск →

Вопрос с  4 ответами

(нужно выбрать правильный ответ, нажав на тест справа)

Ответ 1

Ответ 2

Ответ 3

Ответ 4

  1. После каждого ответа переходить к следующему тесту. Далее.
  2. При анализе работы с тестом.

Нажать на запись- Количество правильных ответов.

Нажать на запись- Количество ошибочных ответов.

Нажать на запись- Процент правильных ответов.

Нажать на запись- Ваша оценка.

    7.Если нужно выйти из теста. ВЫХОД.

    8. Если нужно можно повторить решение теста. ПОВТОРИТЬ.

УДАЧИ!!!

Контрольно-измерительные материалы для 9 класса

Контрольно-измерительные материалы

по химии

для текущего контроля

в 9 классе

Паспорт

фонда оценочных средств

по химии

основного общего образования

Наименование

оценочного средства

«Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация».

Контрольная работа №1

«Неметаллы» (соединения кислорода, серы, азота и фосфора)

Контрольная работа №2

«Неметаллы» (соединения углерода и кремния)

Контрольная работа №3

«Металлы»

Контрольная работа №4

Контрольная работа№1 по химии по теме:

«Электролитическая диссоциация»

1 вариант

Максимальное количество баллов за контрольную работу равно 18.

Часть А включает в себя 9 тестовых заданий с выбором одного правильного ответа. Каждое задание оценивается в 1 балл.

  1. К электролитам относится:

а) CH3OH в) СaO

б) Fe г) K2SO4

  1. Сильным электролитом является:

а) AgCl в) Cu(OH)2

б) H2SO4 г) MgS

  1. Основания в растворах диссоциируют на:

    1. Катионы металла и анионы кислотного остатка

    2. Катионы водорода и анионы кислотного остатка

    3. Катионы металла и анионы гидроксогруппы

    4. Катионы металла, катионы водорода и анионы кислотного остатка

  2. При диссоциации BaCl2 образуются анионы:

а) 2Cl в) 2Ва+

б) Ва2+ г) Cl

  1. Из перечисленных веществ не диссоциирует

    1. азотная кислота в) гидроксид калия

    2. сера г) хлорид магния

  2. Степень окисления серы в веществе H2SO3

а) +6 в) +2

б) -4 г) +4

  1. Восстановителем в реакции: Ca + 2HCl = CaCl2 + H2 является:

а) H+ в) Ca2+

б) Clг) Сa0

  1. Нерастворимое соединение образуется в результате взаимодействия:

    1. хлорида бария и гидроксида бария

    2. фосфата натрия и сульфата калия

    3. гидроксида натрия и хлорида цинка

    4. гидроксида кальция и сульфида калия

  2. В щелочной среде лакмус изменяет цвет на:

а) красный в) не изменяет

б) синий г) фиолетовый

Часть В содержит задания с полным развернутым ответом. Каждое задание оценивается в 3 балла.

В1) Напишите молекулярное, полное ионное и сокращённое ионное уравнение реакции взаимодействия хлорида кальция и нитрата серебра.

В2) Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакции (ОВР). Укажите окислитель и восстановитель.

Mg + HCl = > …+…

В3) К 50 г 8%-ного р-ра азотной кислоты прилили раствор гидроксида натрия. Рассчитайте массу образовавшейся соли.

Контрольная работа№1 по химии по теме:

«Электролитическая диссоциация»

2 вариант

Максимальное количество баллов за контрольную работу равно 18.

Часть А включает в себя 9 тестовых заданий с выбором одного правильного ответа. Каждое задание оценивается в 1 балл.

  1. К электролитам относится:

а) NaCl в) P

б) Fe(OH)3 г) CO2

  1. Слабым электролитом является:

а) KOH в) Ca(OH)2

б) H2СO3 г) LiBr

  1. Кислоты в растворах диссоциируют на:

    1. Катионы металла и анионы кислотного остатка

    2. Катионы водорода и анионы кислотного остатка

    3. Катионы металла и анионы гидроксогруппы

    4. Катионы металла, катионы водорода и анионы кислотного остатка

  2. При диссоциации Na2SO4 образуются катионы:

а) 2Na+ в) 2SO42-

б) SO42- г) Na+

  1. Из перечисленных веществ диссоциирует

    1. азот в) гидроксид железа (Ш)

    2. оксид ртути г) хлорид кальция

  2. Степень окисления фосфора в веществе H3PO4

а) +3 в) +5

б) -3 г) +4

  1. Окислителем в реакции: Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 является:

а) 2H+ в) Zn2+

б) H20 г) Zn0

  1. Нерастворимое соединение образуется в результате взаимодействия:

    1. серной кислоты и нитрата натрия

    2. сульфата натрия и азотной кислоты

    3. сульфата железа(II) и хлорида бария

    4. нитрата калия и серной кислоты

  2. В кислой среде лакмус изменяет цвет на:

а) красный в) не изменяет

б) синий г) фиолетовый

Часть В содержит задания с полным развернутым ответом. Каждое задание оценивается в 3 балла

В1) Напишите молекулярное, полное ионное и сокращённое ионное уравнение реакции взаимодействия гидроксида натрия и нитрата магния.

В2) Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакции (ОВР). Укажите окислитель и восстановитель.

Ba + HCl = > …+…

В3) Рассчитать массу соли, образовавшейся в результате взаимодействия 280 г 20 % раствора гидрооксида калия с соляной кислотой

Правильные ответы.

I. Тест

II.

3. Критерии оценивания.

Максимальное количество баллов — 18 баллов

Каждый правильный ответ I части оценивается в 1 балл. Всего – 9 баллов

Часть II каждое задание оценивается в 3 балла

В-1

Написаны молекулярное, полное ионное и сокращенное уравнения

В-2

Написано и уравнено уравнение реакции

Составлена схема электронного баланса

Указаны окислитель и восстановитель

В-3

Указаны условия и составлено уравнение реакции;

Найдена масса чистого прореагировавшего вещества;

По закону сохранения масс вещества найдена масса образовавшейся соли.

— отметка «5» выставляется обучающемуся, если 16-18 баллов;

— отметка «4» выставляется обучающемуся, если 13-15 баллов;

— отметка «3» выставляется обучающемуся, если 9 — 12 баллов;

— отметка «2» выставляется обучающемуся, если менее 9 баллов.

Контрольная работа № 2.

«Неметаллы».

Вариант I

А-1. Символ элемента, образующего простое вещество — неметалл:

1. Сu. 2. Мg. 3. Fе. 4. N.

А-2. Положительную степень окисления фосфор не проявляет в соединении

1) Р205 2) РС15 3) НЗР 4) Р2

А-3. Кислотные свойства высших оксидов химических элементов VА-группы периодической таблицы Д. И. Менделеева в ряду

N205 → Р205→ Аs2О5→ Sb205

1) усиливаются 2) ослабевают 3) не изменяются

4) сначала усиливаются, затем ослабевают

А-4. Аммиак не вступает в химическую реакцию

1) с кислородом 3) с соляной кислотой

2) с водородом 4) с водой

А-5. Соединения серы с металлами называют

1) сульфатами 3) сульфидами

2) сульфитами 4) сернистыми металлами

А-6. В результате окисления аммиака в присутствии катализатора образуются

1) оксид азота(II) и вода 3) азот и вода

2) оксид азота(IV) и вода 4) оксид азота(II) и водород

А-7. Сокращенному ионному уравнению

СO2 + 2OН— = Н2О + CO-2 соответствует химическая реакция

1) между соляной кислотой и карбонатом кальция

2) между гидроксидом натрия и оксидом углерода(IV)

3) между кремниевой кислотой и карбонатом калия

4) между карбонатом натрия и оксидом кремния(IV)

А-8. Из приведенных уравнений химических реакций реакцией ионного обмена не является

1) 2NHOH + СO2 = (NН4)2СО3 + Н2О

2) (NН4)2СОЗ = 2NНз + СO 2 + Н2О

3) NH4 OH + НNОз = NН4NОз + Н2О

4) 2NH4 OH + CuCl2 = 2NH4Cl + Сu (ОН)2

B-l. Установите соответствие между исходными (исходным) и полученными веществами в уравнениях химических реакций, характеризующих свойства ортофосфорной кислоты.

1)НзРО4 + Са→ А) Р205 + Н2О

2)НЗРО4 + Са(ОН)2→ Б) Саз(Р04)2 + HCl

3) НЗРО4 + CaC12 → В) Р + Н2О

4) НзРО4 + СаО→ Г) Саз(Р04)2 + Н2

Д) Саз(Р04)2 + Н2О

В-2. Установите соответствие между реактивом и группой веществ, которые можно обнаружить с помощью этого реактива.

1) растворимые соли бария

2) растворимые соли серебра

3)летучие кислоты (соляная, азотная, уксусная)

4) растворимые соли меди

А) карбонаты

Б) сероводородная кислота и растворимые в воде сульфиды

В) галогеноводородные кислоты и их соли, кроме фтористоводородной кислоты

Г) соли железа в степенях окисления +2 и +3 или соли свинца

Д) серная кислота и ее соли — сульфаты

В-3. Установите соответствие между схемой перехода электронов в химической реакции и примером, иллюстрирующим ее.

1)N0 →N+2

2)N-3→ N+2

3)N+5→ N+2

4)N+5→ N+4

А) НNОз + Сu→ Cu(NОЗ)2 + NO + Н2О

Б) NO + О2→ NО2

В) N2 + О2 → NO

Г) NНз + О2→ NO + Н2О

Д) НNОз + Сu→ Cu(NОЗ)2 + NО2 + Н2О

В-4. Концентрированная серная кислота является окислителем в химических реакциях

1) Сu + H2SO4→ CuSO4 + Н2О + SO2

2) СuО + H2SO4→ CuS04 + Н2О

3) NaCl + H2SO4 → Na2S04 + HCl

4) С + H2S04 СО2 + Н2О + S02

5) C12H22011 + H2S0→СО2 + Н2О + S02

Ответ: __

В-5. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения химических реакций, в которых оксид cеры(IV) будет взаимодействовать с гидроксидом лития, гидроксидом железа(III), оксидом кальция, водой, хлоридом меди(П).

Ответ: _______________________________________________________

C-l. Какая из приведенных схем показывает, что азот может быть восстановителем? Ответ поясните соответствующими уравнениями химических реакций.

1)N0+3е→ N-3 2) N-3 – 5е→N+2

С-2. Напишите в приведенной схеме над стрелками формулы веществ, с помощью которых можно осуществить указанные превращения, составить уравнения реакций, расставить коэффициенты.

Са→ Са(ОН)2→ Са(NОз)2→ СаO

Контрольная работа №2

Неметаллы

Вариант II

А-1. . Символ элемента, образующего простое вещество — неметалл:

1. Са.  2. Сu. 3. С. 4. Zп.

А-2. Положительную степень окисления азот не проявляет в соединении

1) N20 2) NO 3) N02 4) СазN2

А-3. В ряду Si02 Р205→SОЗ→ Cl207 с увеличением относительной молекулярной массы оксидов

1) усиливаются основные свойства веществ

2) усиливаются кислотные свойства веществ

3) усиливаются амфотерные свойства веществ

4) свойства веществ практически не изменяются

А-4. Сера не вступает в химическую реакцию

1) с водородом 2) с кислородом 3) с металлами 4) с водой

А-5. Соединения азота с металлами называют

1) нитратами 2) нитритами 3) нитридами 4) азотистыми металлами

А-6. В результате сгорания метана образуются

1) углекислый газ и водород 3) углекислый газ и вода

2) углерод (сажа) и вода 4) угарный газ и вода

А- 7. Сокращенному ионному уравнению

PO4-3+ 3Ag + = AgЗРО4 соответствует химическая реакция

1) между фосфатом натрия и хлоридом серебра

2) между фосфатом натрия и нитратом серебра

3) между фосфатом натрия и оксидом серебра

4) между фосфатом натрия и серебром

А-8. Из приведенных уравнений химических реакций реакцией обмена является

1) (NН4)2СОЗ = 2NНз + С02 + Н2О

2) НзР04 + 3NaOH = NаЗРО4 + ЗН2О

3) Сu + 4НNОз = Cu(NОЗ)2 + 2N02 + 2Н2О

4) 4Р + 502 = 2P205

B-l. Установите соответствие между исходными и полученными веществами в уравнениях химических реакций, характеризующих свойства аммиака.

1) NНз + H20 →

2) NНз + H2S04 →

3) NНз + 02(недостаток) →

4) NНз + 02(избыток) →

А) N2 + Н2О

Б) N02 + Н2О

В) NH4HS04 + Н2О

Г) NO + Н2О

Д) NHОH

В-2. Установите соответствие между ионом и способом его обнаружения в растворах.

1) I

2) S04-2

3) NОз

4) NH4+

А) при добавлении щелочи образуется газ с характерным запахом

Б) при добавлении нитрата серебра образуется желтый творожистый осадок, нерастворимый в азотной кислоте

В) при нагревании с медью и концентрированной серной кислотой образуется голубой раствор и выделяется бурый газ

Г) при добавлении нитрата бария образуется мелкокристаллический осадок, нерастворимый в азотной кислоте

В-3. Установите соответствие между схемой перехода электронов в химической реакции и примером, иллюстрирующем ее.

1) S 0→ S-2

2) S -2→ S+4

3) S +4→ S0

4) S +4→ S+6

А) S02 + H2S→ S + Н2О

Б) S + 02→ S02

В) S + Н2 → H2S

Г) H2S + 02 → S02 + Н2О

Д) S02 +02→SОз

В-4. Сероводород проявляет свойства восстановителя в химических реакциях

1) H2S + 02→S + Н2О

2) H2S + NaOH→ Na2S + Н2О

3) H2S + S02 → S + Н2О

4) H2S + РЬ(NОЗ)→PbS + НNОз

5) H2S + 02→ S02 + Н2О

Ответ: _________

В-5. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения химичecкиx реакций в тех случаях, где возможно взаимодействие между следующими парами веществ:

1) SiО+ О2 →

2) (NН4)2СОЗ + НNОз →

3) SiО2 + Н2О →

4) Са(ОН)2 + СО2 →

5) SiО+ НСI→

Ответ: ___________________________________

С-l. Какая из приведенных схем показывает, что азот может быть восстановителем? Ответ поясните соответствующими уравнениями химических реакций.

1) N+5 + е→ N+4

2) N0 — 2е → N+2

С-2. Напишите в приведенной схеме над стрелками формулы веществ, или условия, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Составить уравнения реакций, расставить коэффициенты.

КNОз→О2→ Р2О5→ Саз(Р04)2

Правильные ответы

В-1

Задания уровня А

Задания уровня В

В-1 1-Г, 2-Д, 3-Б, 4-Д

В-2 1-Д, 2-В, 3-Г, 4-Б

В-3 1-В, 2-Г, 3-А, 4-Д

В-4 1,4,5

В-5 СО2 + LiOH=

CO2 + H2O =

Задания уровня С

С-1 2, 4NH3+ 5O2 = 4NO+ 6H2O

C-2 Ca +H2O=

Ca(OH)2 + HNO3 =

Ca(NO3)2 =

В-2

Задания уровня А

Задания уровня В

В-1 1-Д, 2-В, 3-Г, 4-А

В-2 1-Б, 2-Г, 3-В, 4-А

В-3 1-В, 2-Г, 3-А, 4-Д

В-4 1,3,5

В-5 2,4

Задания уровня С

С-1 2 N2 + O2 =

C-2 KNO3 =

O2 + P =

CaO + P2O5 =

3. Критерии оценивания.

Максимальное количество баллов — 32балла

Каждый правильный ответ части A оценивается в 1 балл. Всего – 8 баллов

Каждый правильный ответ части В оценивается в 1 балл. Всего 17 баллов

С-1. Написано и уравнено уравнение реакции

Составлена схема электронного баланса

Указаны окислитель и восстановитель максимальное кол – во баллов – 3.

С-2. Над стрелками написаны формулы веществ или условия протекания реакции;

Составлены уравнения химических реакций;

Расставлены коэффициенты;

Составлены схемы электронного баланса.

Максимальное количество баллов – 4.

— отметка «5» выставляется обучающемуся, если 27-32 баллов;

— отметка «4» выставляется обучающемуся, если 21-26 баллов;

— отметка «3» выставляется обучающемуся, если 16 — 20 баллов;

— отметка «2» выставляется обучающемуся, если менее 15 баллов.

Контрольная работа №3

Неметаллы (Углерод, кремний.)
1 вариант


Задания А.

К каждому из заданий А1-А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа выпиши отдельно.

А1. Вещества, формулы которых CO2 и H2SiO3, соответственно являются 
1.Кислотным оксидом и кислотой . 3.Амфотерным оксидом и солью.
2.Амфотерным гидроксидом и солью . 4.Кислотным оксидом и основанием.

А2. Углерод образует несколько аллотропных модификаций – это
1 Алмаз, графит, кокс. 3.Алмаз, графит, сажа.
2.Алмаз, графит, карбин. 4. Алмаз, графит, уголь.

А3. Оксид кремния при обычных условиях вступает в реакцию с каждым из двух веществ:
1.Кислородом и хлором 3.Гидроксидом натрия и оксидом кальция
2.Оксидом углерода (IV) и натрием 4.Хлоридом натрия и нитратом цинка

А4. В атоме углерода распределение электронов по электронным слоям соответствует ряду чисел
1)2,4. 2)2, 8,5 3)2,6. 4)2,7.

A5. Массовая доля натрия в силикате натрия равна——?
1)37,7% 2)11,0%, 3)14,8% 4)22,2%.

Задания В.1.
При выполнении заданий В1 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца Выбранные цифры запишите под соответствующими буквами таблицы. Для каждого уравнения реакции составьте или схему электронного баланса, или уравнения в молекулярном и ионном виде.

А) Na 2CO3 + HCL= 1)NaCl+CO2+H 2
Б) Al(OH)3 +HCL= 2)Na ALO2+H 2
В) KOH+CO2= 3) AlCL3 + H2 O
4) K 2CO3+H 2O

Задания С

Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ.

С 1.На мрамор, содержащий 5% примесей, подействовали избытком раствора азотной кислоты, при этом выделилось 56 литров (н.у.) углекислого газа. Определите массу использованного минерала.

С 2. Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. CaO → X → CaCO3 → CO2

Для третьего превращения составьте сокращенное ионное уравнение реакции.

Контрольная работа №3

Неметаллы (Углерод, кремний.)

2 вариант


Задания А.

К каждому из заданий А1-А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа выпиши отдельно.

А1.Вещества, формулы которых AL(OН)3 и СaCO3, соответственно являются 
1.Основным оксидом и кислотой 3.Амфотерным оксидом и солью
2.Амфотерным гидроксидом и солью 4.Основным оксидом и основанием

А2. Какое из указанных веществ имеет ковалентную полярную связь?
1. Zn. 2. FeS. 3.CO2 4.CaO

А3. Назовите из перечисленных веществ те, которые не взаимодействуют с углеродом:
1.Углекислый газ. 2.гидроксид кальция. 3.Кислород. 4.Оксид железа(III).

А4. В атоме кремния распределение электронов по электронным слоям соответствует ряду чисел
1) 2,5 2)2,8,4. 3) 2,6,4 4)2,8.

A5

Проверочная работа по химии по теме «Растворы. Реакции ионного обмена» 9 класс

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ ПРОВЕДКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ

9 КЛАСС, ТЕМА «РАСТВОРЫ»

І уровень (каждое задание оценивается в 0,5 балла)

  1. Раствор – это система, состоящая как минимум из

а) трех компонентов; б) двух компонентов; в) одного компонента.

2. Смесь мела и воды – это

а) коллоидный раствор; б) истинный раствор; в) суспензия.

3. При повышении температуры растворимость газов обычно

а) повышается; б) понижается; в) растворимость не зависит от температуры.

4. Если при заданной температуре вещество больше не растворяется, такой раствор называют

а) насыщенным; б) ненасыщенным; в) концентрированным.

5. Из перечисленных веществ электролитом является

а) сахар; б) поваренная соль; в) кислород.

6. К слабым электролитам относят вещества, которые

А) диссоциируют частично; б) диссоциируют практически полностью; в) практически не диссоциируют.

7. Из приведенных ионов катионом является

а) SO42- ; б) Са2+ ; в) СО32-

8. При диссоциации азотной кислоты образуются ионы:

а) диссоциация названного вещества не протекает; б) Н и NO3+ ; в) Н+ и NO3 .

ІІ уровень ( каждое задание оценивается в 1 балл)

9. Для приготовления 50 г сахарного сиропа с массовой долей растворенного вещества 10% необходимо взять

а) 5 г воды и 45 г сахара; б) 5 г сахара и 45 г воды; в) 50 г воды и 5 г сахара.

10. Чтобы превратить насыщенный раствор в ненасыщенный, необходимо

а) добавить растворенное вещество; б) добавить растворитель; в) добавить и растворитель, и растворенное вещество.

11. Ионы Сu2+ образуются при диссоциации вещества:

а) CuSO4 ; б) Cu(OH)2 ; в) CuCO3

12. Если из каждых 100 молекул диссоциации подвергается всего 60 молекул,

а) степень диссоциации равна 60%, электролит слабый; б) степень диссоциации равна 40%, электролит слабый ; в) степень диссоциации равна 60%, электролит сильный.

13. Установить соответствие:

1. Взаимодействие FeCl3 и КОН а) образование слабого электролита

2. Взаимодействие Na2CO3 и HCl б) образование газа

3. Взаимодействие NaOH и HNO3 в) образование осадка

4. Взаимодействие CaCl2 и KNO3

ІІІ уровень ( каждое задание оценивается в 1,5 балла)

  1. К 200 г сахарного сиропа с массовой долей растворенного вещества 4% добавили 20 г сахара. Определить массовую долю растворенного вещества в полученном растворе.

  2. Составить 2 разных уравнения в молекулярной форме, которые соответствовали бы ионному уравнению:

Al3+ + 3OH = Al(OH)3

Правильные варианты ответов:

1 б

2 в

3 б

4 а

5 б

6 а

7 б

8 в

Максимальное количество баллов 4 балла

9 б

10 б

11 а

12 в

13 1-в

2-б

3-а

Максимальное количество баллов 5 баллов

  1. ответ — 13 г

  2. возможные варианты ответов:

AlCl3 + 3 KOH = Al(OH)3 + 3KCl

Al2(SO4)3 + 6 NaOH = 2Al(OH)3 + 3 Na2SO4

Максимальное количество баллов 3 балла

Тест по химии (9 класс) на тему: Контрольная работа (в формате ГИА) за курс 9 класса

Контрольная работа по химии в формате ГИА

 (9 класс)

Вариант I

Часть А

А1.  Число электронов во внешнем электронном слое атома с зарядом ядра +14 равно

           1)  2                     2)  4                         3)  6                            4)  8

А2.  Одинаковую степень окисления атомы фосфора имеют в соединениях

           1)  Ph4  и  h4PO3                                 3)  K3P   и   h4PO4

           2)  P2O3 и  K3PO4                                 4)  P2O5  и   AIPO4

А3.  Ионная связь характерна для каждого из двух веществ

           1)  h3S и  K2O                                      3)  NaF и  CaO

           2)  NO и  HCI                                       4)  S  и  CO2

А4.  Кислотным оксидом и основанием соответственно являются вещества, формулы

        которых

           1)  Р2O5 и  Mg(OH)2                             3)  LiOH и  h3SiO3

           2)  h3S и  ZnO                                       4)  CaO  и  KNO3

A5.   Из предложенного перечня веществ в реакцию с раствором гидроксида калия

         вступают

           А)  Н2                                                    Г)  ZnCI2

           Б)  СО2                                                 Д)  Н3РО4

           В)  CuO                                                Е)   Na2SO4

        Выберите ответ с соответствующим набором букв.

          1)  БГД                                                  3)  БДЕ    

          2)  АВГ                                                  4)  АДЕ

А6.  К хорошо растворимым электролитам относится

          1)  гидроксид магния                           3)  сульфид железа (II)

          2)  карбонат меди                                 4)  бромид натрия

А7.  Суммы коэффициентов в полном и сокращенном ионных уравнениях между азотной

        кислотой и гидроксидом бария соответственно равны

          1)  10 и 3               2)  12 и 3                 3)  10 и 4                     4)  12 и 6

Часть В

В1.  В ряду химических элементов Si  →  AI  →  Mg

        1) возрастают заряды ядер атомов;

        2) возрастает число электронов во внешнем электронном слое атомов;

        3) уменьшается электроотрицательность;

        4) увеличиваются радиусы атомов;

        5) усиливаются металлические свойства соответствующих им простых веществ.

В2.  Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции

         ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА                           ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

           А) CaCO3 + NaCI →                                        1) CaCI2 + CO2 + h3O

           Б) CaCO3 + HCI →                                          2) CaО + CO2

           В) CaCO3 -t→                                                  3) CaCI2 + Na2CO3

                                                                                     4) не взаимодействует

Часть С

С1.  Дана схема превращений:  

                                          CuSO4 →  Cu(OH)2 →  Cu(NO3)2 →  Cu

        Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные

        превращения. Для второго превращения составьте сокращенное ионное уравнение

        реакции.

С2.  Какой объём водорода (н.у.) выделится при взаимодействии магния с соляной

        кислотой массой 7,3г?

Контрольная работа по химии в формате ГИА

 (9 класс)

Вариант II

Часть А

А1.  Во втором периоде, IV группе расположен химический элемент, заряд ядра атома

        которого  равен

           1)  +12                     2)  +6                         3)  +4                            4)  +2

А2.  Степень окисления +4 атомы серы имеют в каждом из соединений

           1)  SO2  и  h3SO3                                  3)  Na3S   и   h3SO4

           2)  SO3 и  K2SO4                                   4)  h3S  и   CaSO3

А3.  Ковалентная полярная связь характерна для каждого из двух веществ

           1)  Na2S и  NO2                                      3)  O2 и  Ph4

           2)  CO и  CI2                                           4)  HF  и  SiO2

А4.  Основным оксидом и кислотой соответственно являются вещества, формулы которых

           1)  AI(OH)3 и  h3                                   3)  HNO3 и  CO2

           2)  Na2O и  HBr                                     4)  CaO  и  K2CO3

A5.   Из предложенного перечня веществ в реакцию с раствором хлорида меди (II)

         вступают

           А)  Fe                                                    Г)  h3S

           Б)  SiО2                                                 Д)  K2SО4

           В)  HCI                                                 Е)   AgNO3

        Выберите ответ с соответствующим набором букв.

          1)  ВГД                                                  3)  АГЕ    

          2)  АБД                                                  4)  БВД

А6.  К неэлектролитам относится

          1)  гидроксид натрия                           3)  сульфид калия

          2)  карбонат натрия                             4)  оксид натрия

А7.  Суммы коэффициентов в полном и сокращенном ионных уравнениях между серной

        кислотой и гидроксидом натрия соответственно равны

          1)  12 и 6               2)  12 и 3                 3)  10 и 4                     4)  10 и 6

Часть В

В1.  В ряду химических элементов Li  →  Na  →  K

        1) возрастает число протонов в ядре атомов;

        2) уменьшается число электронов во внешнем электронном слое атомов;

        3) увеличивается электроотрицательность;

        4) увеличиваются радиусы атомов;

        5) увеличивается максимальная степень окисления в оксидах.

В2.  Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции

         ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА                           ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

           А) Ba(OH)2 + NaCI →                                     1) BaSO3 + h3O

           Б) Ba(OH)2 + HCI →                                       2)  BaCI2 + h3O

           В) Ba(OH)2 + SO2 →                                        3)  BaCI2 + Na2CO3

                                                                                     4) не взаимодействует

Часть С

С1.  Дана схема превращений:  

                                          Fe(OH)3 →  Fe2O3  →  Fe  →  FeCI2

        Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные

        превращения. Для третьего превращения составьте сокращенное ионное уравнение

        реакции.

С2.  Какой объём углекислого газа (н.у.) выделится при взаимодействии карбоната натрия

        массой 21,2 г  с избытком раствора соляной кислоты?

Контрольная работа по химии в формате ГИА

 (9 класс)

Вариант III

Часть А

А1.  Суммарное число электронов в атоме химического элемента, расположенного в 3-м

        периоде, VII А группы, равно

           1)  +7                     2)  +15                     3)  +17                            4)  +35

А2.  В каком из соединений степень окисления азота равна +3?

           1)  HNO3                                                3)  Nh4

           2)  NaNO2                                              4)  Nh5CI

А3.  Вещества с ионной связью являются

           1)  CI2 и  SO3                                         3)  N2  и  K2S

           2)  CaO и  NaF                                      4)  BaCI2  и  SiO2

А4.  Амфотерным оксидом и кислотой соответственно являются вещества, формулы

        которых

           1)  AI2O3 и  HNO3                                 3)  NaOH и  BeO

           2)  SiO2 и  Ca(OH)2                               4)  h4PO4  и  K2O

A5.   Из предложенного перечня веществ в реакцию с оксидом углерода (IV) вступают

           А)  вода                                                 Г)  гидроксид кальция

           Б)  железо                                             Д)  серная кислота

           В)  оксид бария                                    Е)  нитрат натрия

        Выберите ответ с соответствующим набором букв.

          1)  АБЕ                                                  3)  АВГ    

          2)  БГД                                                  4)  ВДЕ

А6.  К хорошо растворимым электролитам относится

          1)  фосфат алюминия                           3)  гидроксид бария

          2)  сульфид меди (II)                            4)  оксид железа (III)

А7.  Суммы коэффициентов в полном и сокращенном ионных уравнениях между соляной

        кислотой и гидроксидом бария соответственно равны

          1)  12 и 3               2)  12 и 6                 3)  10 и 4                     4)  10 и 3

Часть В

В1.  В ряду химических элементов CI  →  Br  →  I

        1) возрастает число протонов в ядре атомов;

        2) не изменяется число электронов во внешнем электронном слое атомов;

        3) увеличивается электроотрицательность;

        4) уменьшаются радиусы атомов;

        5) увеличивается максимальная степень окисления.

В2.  Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции

         ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА                           ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

           А) MgO + SO2 →                                            1) MgSO3 

           Б) MgO + SO3  →                                            2) MgSO3 + h3О

           В) MgO + h3SO4 →                                        3) MgSO4 + h3O

                                                                                    4) MgSO4

Часть С

С1.  Дана схема превращений:  

                                          AI →  AICI3 →  AI(NO3)3 →  AI(OH)3

        Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные

        превращения. Для третьего превращения составьте сокращенное ионное уравнение

        реакции.

С2.  Какой объём водорода (н.у.) выделится при взаимодействии цинка с раствором,

       содержащим 39,2 г серной кислоты?

Контрольная работа по химии в формате ГИА

 (9 класс)

Вариант 1V

Часть А

А1.  Во втором периоде, VA группе расположен химический элемент, заряд ядра атома

        которого равен

           1)  +5                     2)  +7                         3)  +14                            4)  +15

А2.  Высшая и низшая валентность углерода в соединениях равна соответственно

           1)  IV  и  IV                                           3)  IV   и   VIII

           2)  II   и  VI                                           4)   II    и   IV

А3.  Ковалентная неполярная связь характерна для каждого из двух веществ

           1)  Ch5 и  P2O5                                      3)  Na2O и  N2

           2)  CO и  KCI                                          4)  h3  и  O3

А4.  Кислотным оксидом и основанием соответственно являются вещества, формулы

        которых

           1)  CO2  и  Ba(OH)2                                3)  LiOH и  h3SiO3

           2)  h3S  и  ZnO                                       4)  CaO  и  KNO3

A5.   Из предложенного перечня веществ в реакцию с раствором гидроксида бария

         вступают

           А)  N2                                                    Г)  K2CO3

           Б)  P2О5                                                 Д)  h3SО4

           В)  FeO                                                 Е)   NaNO3

        Выберите ответ с соответствующим набором букв.

          1)  БГД                                                  3)  ВДЕ    

          2)  АБГ                                                  4)  АГЕ

А6.  Электролитом является

          1)  этиловый спирт                              3)  сульфид калия

          2)  глицерин                                         4)  сахароза

А7.  Суммы коэффициентов в полном и сокращенном ионных уравнениях между соляной

        кислотой и гидроксидом кальция соответственно равны

          1)  12 и 6               2)  12 и 4                 3)  12 и 3                     4)  10 и 6

Часть В

В1.  В ряду химических элементов O  →  N  →  C

        1) уменьшаются заряды ядер атомов;

        2) возрастает число электронов во внешнем электронном слое атомов;

        3) возрастает электроотрицательность;

        4) увеличиваются радиусы атомов;

        5) ослабевают неметаллические свойства соответствующих им простых веществ.

В2.  Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции

         ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА                           ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

           А) KOH + CO2  →                                           1) KCI +  h3O

           Б) KOH + HCI →                                            2) KCI +  NaNO3

           В) KOH + CuCI2 →                                         3) KCI +  Cu(OH)2 

                                                                                     4) K2CO3 + h3O

Часть С

С1.  Дана схема превращений:  

                                          CO →  CO2 →  Na2CO3 →  CaCO3

        Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные

        превращения. Для третьего превращения составьте сокращенное ионное уравнение

        реакции.

С2.  Какой объём водорода (н.у.) необходимо добавить к оксиду железа(III) массой 16 г,

        чтобы он прореагировал полностью?

План контрольной работы (9 класс)

№ задания

Элемент содержания

Форма задания

Макс.

балл

А1.

Строение атома: распределение электронов по энергетическим уровням

ВО

1

А2.

Валентность. Степень окисления

ВО

1

А3.

Виды химической связи

ВО

1

А4.

Классификация и номенклатура неорганических веществ

ВО

1

А5.

Химические свойства веществ: металлов и неметаллов; оксидов, оснований, кислот, солей

ВО

1

А6.

Электролиты и неэлектролиты

ВО

1

А7.

Реакции ионного обмена

ВО

1

В1.

Изменение радиуса атомов, электроотрицательности, металлических и неметаллических свойств по группам и периодам периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева

КО

2

В2.

Химические свойства сложных веществ

КО

2

С1.

Генетическая взаимосвязь неорганических веществ

РО

4

С2.

Задача: вычисление объёма вещества по известной массе реагента реакции

РО

3

           Для оценивания заданий с развёрнутым ответом используются специальные критерии оценивания.  Однако не следует считать предлагаемые в них решения как единственно возможный и правильный вариант ответа. Оцениваться должны только правильность и обоснованность решения задания, а не путь рассуждений обучающегося.

    Оценка за работу по пятибалльной шкале определяется на основе суммарного числа баллов, полученных за выполнение задания.

Баллы

1-5

6-10

11-15

16-18

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ЧАСТЕЙ А, В и С2

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

А1

2

2

3

2

А2

4

1

2

1

А3

3

4

2

4

А4

1

2

1

1

А5

1

3

3

1

А6

4

4

3

3

А7

2

2

1

3

В1

35

14

12

15

В2

412

421

143

413

С2

2,24 л

4,48 л

8,96 л

6,72 л

Ответы на задания с развёрнутым ответом

ВАРИАНТ 1

С1.  Дана схема превращений:  

                                          CuSO4 →  Cu(OH)2 →  Cu(NO3)2 →  Cu

        Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные

        превращения. Для второго превращения составьте сокращенное ионное уравнение

        реакции.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию 

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Элементы ответа:

Приведены уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

1) CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4

2) Cu(OH)2↓ + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + 2h3O

3) Cu(OH)2↓ + 2H+ = Cu2+ + 2h3O

4) Cu(NO3)2 + Fe =  Fe(NO3)2 + Cu

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

4

Правильно записаны 3 уравнения реакций

3

Правильно записаны 2 уравнения реакций

2

Правильно записано 1 уравнение реакции

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

4

С2.  Какой объём водорода (н.у.) выделится при взаимодействии магния с соляной

        кислотой массой 7,3г?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию 

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Элементы ответа:

1) Составлено уравнение реакции:

Mg + 2HCI = MgCI2 + h3

2) Рассчитано количество вещества соляной кислоты:

M(HCI) = {Mr} = 36,5г/моль

Ƴ (HCI)= m (HCI) / M(HCI) = 7,3 / 36,5 = 0,2 моль

3) Рассчитан объём водорода

по уравнению реакции   2 моль HCI – 1 моль Н2

по условию задачи       0,2 моль HCI – Х моль Н2

 X = 0,2 ∙ 1/2 = 0,1 моль

Y(h3) = Vm  ∙ Y(h3) = 22,4  ∙ 0,1 = 2,24 л

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

3

В ответе допущена одна ошибка только в одном из  элементов

2

В ответе допущены ошибки в двух  элементах

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

3

ВАРИАНТ 2

С1.  Дана схема превращений:  

                                          Fe(OH)3 →  Fe2O3  →  Fe  →  FeCI2

        Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные

        превращения. Для третьего превращения составьте сокращенное ионное уравнение

        реакции.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию 

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Элементы ответа:

Приведены уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

1) 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3h3O (при нагревании)

2) Fe2O3 + 3h3 = 2Fe + 3h3O (при нагревании)

3) Fe + 2HCI = FeCI2 + h3

4) Fe0 + 2H+ = Fe2+ +  h30

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

4

Правильно записаны 3 уравнения реакций

3

Правильно записаны 2 уравнения реакций

2

Правильно записано 1 уравнение реакции

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

4

С2.  Какой объём углекислого газа (н.у.) выделится при взаимодействии карбоната натрия

        массой 21,2 г  с избытком раствора соляной кислоты?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию 

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Элементы ответа:

1) Составлено уравнение реакции:

Na2CO3 + 2HCI = 2NaCI + CO2 +  h3O

2) Рассчитано количество вещества карбоната натрия:

M(Na2CO3) = {Mr} = 106 г/моль

Ƴ (Na2CO3)= m (Na2CO3) / M(Na2CO3) = 21,2 / 106 = 0,2 моль

3) Рассчитан объём углекислого газа

по уравнению реакции   1 моль Na2CO3 – 1 моль CO2

по условию задачи       0,2 моль Na2CO3 – Х моль CO2

 X = 0,2 ∙ 1/1 = 0,2 моль

Y(CO2) = Vm  ∙ Y(CO2) = 2,24 ∙ 0,2  = 4,48 л

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

3

В ответе допущена одна ошибка только в одном из  элементов

2

В ответе допущены ошибки в двух  элементах

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

3

ВАРИАНТ 3

С1.  Дана схема превращений:  

                                          AI →  AICI3 →  AI(NO3)3 →  AI(OH)3

        Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные

        превращения. Для третьего превращения составьте сокращенное ионное уравнение

        реакции.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию 

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Элементы ответа:

Приведены уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

1) 2AI + 3CI2 = 2AICI3

2) AICI3 + 3AgNO3 = AI(NO3)3 + 3AgCI

3) AI(NO3)3 + 3NaOH =  AI(OH)3↓ + 3NaNO3

4) AI3+ + 3OH- =  AI(OH)3↓

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

4

Правильно записаны 3 уравнения реакций

3

Правильно записаны 2 уравнения реакций

2

Правильно записано 1 уравнение реакции

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

4

С2.  Какой объём водорода (н.у.) выделится при взаимодействии цинка с раствором,

       содержащим 39,2 г серной кислоты?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию 

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Элементы ответа:

1) Составлено уравнение реакции:

Zn + h3SO4 = ZnSO4 + h3

2) Рассчитано количество вещества серной кислоты:

M(h3SO4) = {Mr} = 98 г/моль

Ƴ (h3SO4)= m (h3SO4) / M(h3SO4) = 39,2 / 98 = 0,4 моль

3) Рассчитан объём водорода

по уравнению реакции   1 моль h3SO4 – 1 моль Н2

по условию задачи       0,4 моль h3SO4 – Х моль Н2

 X = 0,4 ∙ 1/1 = 0,4 моль

Y(h3) = Vm  ∙ Y(h3) = 22,4  ∙ 0,4 = 8,96 л

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

3

В ответе допущена одна ошибка только в одном из  элементов

2

В ответе допущены ошибки в двух  элементах

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

3

ВАРИАНТ 4

С1.  Дана схема превращений:  

                                          CO →  CO2 →  Na2CO3 →  CaCO3

        Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные

        превращения. Для третьего превращения составьте сокращенное ионное уравнение

        реакции.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию 

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Элементы ответа:

Приведены уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

1) 2CO + O2 = 2CO2 (при нагревании)

2) CO2 + Na2O = Na2CO3 или CO2 + 2NaOH = Na2CO3 + h3O

3) Na2CO3 + CaCI2 = CaCO3↓ + 2NaCI

4) CO32- + Ca2+ = CaCO3↓

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

4

Правильно записаны 3 уравнения реакций

3

Правильно записаны 2 уравнения реакций

2

Правильно записано 1 уравнение реакции

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

4

С2.  Какой объём водорода (н.у.) необходимо добавить к оксиду железа(III) массой 16 г,

         чтобы он прореагировал полностью?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию 

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Элементы ответа:

1) Составлено уравнение реакции:

Fe2O3 + 3h3 = 2Fe + 3h3O

2) Рассчитано количество вещества оксида железа (III):

M(Fe2O3) = {Mr} = 160 г/моль

Ƴ (Fe2O3)= m (Fe2O3) / M(Fe2O3) = 16 / 160 = 0,1 моль

3) Рассчитан объём водорода

по уравнению реакции   1 моль Fe2O3 – 3 моль Н2

по условию задачи       0,1 моль Fe2O3 – Х моль Н2

 X = 0,1 ∙ 3/1 = 0,3 моль

Y(h3) = Vm  ∙ Y(h3) = 22,4  ∙ 0,3 = 6,72 л

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

3

В ответе допущена одна ошибка только в одном из  элементов

2

В ответе допущены ошибки в двух  элементах

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

3

Бланк ответа

Учебное заведение_______________________________________________________

Класс__________________________________________________________________

ФИО___________________________________________________________________

Вариант _______     Баллы ______

Задания А

Задания В

В1.

В2.

Задания С выполняются на обратной стороне бланка

Бланк ответа

Учебное заведение_______________________________________________________

Класс__________________________________________________________________

ФИО___________________________________________________________________

Вариант _______    Баллы________

Задания А

Задания В

В1.

В2.

Задания С выполняются на обратной стороне бланка

«Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции»

Тематическая контрольная работа «в формате ФГОС»

Предметные результаты:

1. Задания, выявляющие обязательный уровень владения предметными знаниями темы

1. Без изменения степени окисления элементов протекает химическая реакция

1)Cu + 2H2SO4 = CuSO4 + SO2 + 2H2O

2)H2SO4 + KOH = KHSO4 + H2O

3)Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2

4)SO2 + Br2 + 2H2O = H2SO4 + 2HBr

2. В уравнении химической реакции, схема которой

2Na + 2h3O →2NaOH + h3, сумма всех коэффициентов

1)5 2)9 3)8 4)7

Метапредметные результаты

2. Задания, выявляющее уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий (УУД)
на предметном материале данной темы

Составьте уравнения в соответствии со схемой:

Zn → ZnO→ ZnSO4

3. Задание, выявляющее уровень коммуникативных УУД на предметном материале данной темы

Сформулируйте определение.

Ионное уравнение —

4. Задание, выявляющее способность решать компетентностные задачи /уровень регулятивных УУД на предметном материале данной темы

Дано уравнение. Необходимо установить и записать последовательность действий при решении уравнения. Объяснить.

PH3 + Cl2 + H2O → H3PO4 + HCl

Укажите окислитель и восстановитель.

Ответы (В30, к/р4)

4

В30

2Zn + O2 = 2ZnO      
ZnO + h3SO4  = ZnSO4 +h3O

Химические реакции в растворах электролитов (кислот, оснований и солей) протекают при участии ионов

p(-3)h(+1)3+4cl(0)2+4h(+1)2o(-2)=h(+1)p(+5)o(-2)4+8H(+1)cl(-2)

cl2(0)+2e-2cl(-1)l 7-восст.
P(-3)-7e-p(+5)l 1-окис

реакций ионного обмена | Реакции в водном растворе

Реакции ионного обмена

Реакции ионного обмена могут быть представлены как:

\ [\ text {AB (aq)} + \ text {CD (aq)} \ rightarrow \ text {AD} + \ text {CB} \]

Либо AD, либо CB могут быть твердым или газообразным. Когда образуется твердое вещество, это называется реакцией осаждения. Если образуется газ, это можно назвать реакцией газообразования. Кислотно-основные реакции — это особый класс реакций ионного обмена, и мы рассмотрим их отдельно.

Реакция протекает при образовании осадка или газа. Мы говорим, что реакция вызвана образованием осадка или газа. Все химические реакции будут происходить только в том случае, если есть что-то, что заставляет их происходить. Для некоторых реакций это происходит легко, для других — сложнее вызвать реакцию.

Определение: реакция ионного обмена

Тип реакции, при которой положительные ионы обмениваются соответствующими отрицательными ионами под действием движущей силы.

Знаете ли вы?

Реакции ионного обмена используются в ионообменной хроматографии. Ионообменная хроматография используется для очистки воды и как средство смягчения воды. Часто, когда химики говорят об ионном обмене, имеют в виду ионообменную хроматографию.

Мы уже рассмотрели реакции осаждения.

Реакции образования газа

Эти реакции аналогичны реакциям осаждения, за исключением того, что вместо образования осадка образуется газ.Примером реакции газообразования является карбонат натрия в соляной кислоте. Сбалансированное уравнение этой реакции:

\ [\ text {Na} _ {2} \ text {CO} _ {3} \ text {(s)} + 2 \ text {HCl (aq)} \ rightarrow 2 \ text {CO} _ {2} \ text {(g)} + 2 \ text {NaCl (aq)} + \ text {H} _ {2} \ text {O (l)} \]

Кислота- основные реакции

Кислотно-основные реакции происходят между кислотами и основаниями. Обычно продукты представляют собой воду и соль (т.е. ионное соединение). Пример такого типа реакции:

\ [\ text {NaOH (aq)} + \ text {HCl (aq)} \ rightarrow \ text {NaCl (aq)} + \ text {H} _ {2} \ text {O (l)} \]

Это особый случай ионообменной реакции, поскольку натрий в гидроксиде натрия меняет местами водород в хлористом водороде, образуя хлорид натрия.В то же время гидроксид и водород объединяются с образованием воды.

.

Ионообменная реакция | химическая реакция

Реакция ионного обмена , любая из класса химических реакций между двумя веществами (каждое из которых состоит из положительно и отрицательно заряженных частиц, называемых ионами), которая включает обмен одним или несколькими ионными компонентами.

Ионы — это атомы или группы атомов, несущие положительный или отрицательный электрический заряд. В парах или других множествах они составляют вещество многих кристаллических материалов, включая поваренную соль.Когда такое ионное вещество растворяется в воде, ионы освобождаются — в значительной степени — от ограничений, удерживающих их внутри жесткого массива кристалла, и они перемещаются в растворе с относительной свободой. Некоторые нерастворимые материалы, несущие положительные или отрицательные заряды на своей поверхности, вступают в реакцию с ионными растворами, избирательно удаляя различные ионы, заменяя их ионами других типов. Такие процессы называются реакциями ионного обмена. Они используются множеством способов для удаления ионов из раствора и для отделения ионов разных типов друг от друга.Такие разделения широко используются в научных лабораториях для очистки и анализа неизвестных смесей. Ионообменные материалы, такие как цеолиты, также используются в коммерческих целях для очистки воды (среди прочего) и в медицине для использования в качестве искусственных почек и для других целей.

Ранняя история

Удивительно, но признание ионообменных процессов предшествовало великому шведскому химику Сванте Аррениусу, который сформулировал ионную теорию. В 1850 году, за девять лет до рождения Аррениуса, в журнале Королевского сельскохозяйственного общества Англии были опубликованы отдельные статьи агронома сэра Х.С.М. Томпсон и химик Дж. Путь, описывающий явление ионного обмена в почве. В своей статье под названием «О способности почвы поглощать навоз» Уэй обратился к вопросу о том, как растворимые удобрения, такие как хлорид калия, удерживаются почвой даже после сильных дождей. Уэй взял ящик с отверстием на дне, наполнил его землей и вылил на нее раствор хлорида калия, собирая жидкость, стекающую со дна. Затем он промыл почву дождевой водой и проанализировал собранную воду как из раствора, так и из дождевой воды.Оказалось, что вода содержит весь хлорид, который был добавлен изначально, но не содержит калия; калий был заменен химически эквивалентными количествами магния и кальция. Уэй назвал процесс «базовым обменом» из-за основного (некислотного) характера обмениваемых элементов. Этот термин сохранялся до 1940 г., когда процесс стал широко известен как ионный обмен.

Говоря современным языком, этот процесс можно описать следующим образом: ионы калия попадают в почву и вытесняют ионы кальция и магния.Ионы хлора не участвуют в работе и проходят через нее без изменений. В терминах химического уравнения процесс выглядит следующим образом: 2K + + Ca 2+ (почва) ⇌ Ca 2+ + 2K + (почва), в котором двойная стрелка указывает, что обмен является обратимым. В эксперименте Уэя процесс был доведен до завершения (то есть равновесие было сдвинуто вправо), потому что вода, просачивающаяся через почву, постоянно контактировала со свежей почвой, богатой кальцием. Как также заметил Уэй, калий можно восстановить, промывая почву раствором хлорида кальция (который сдвигает равновесие в противоположном направлении).

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня .

Ионообменная реакция | химическая реакция

Реакция ионного обмена , любая из класса химических реакций между двумя веществами (каждое из которых состоит из положительно и отрицательно заряженных частиц, называемых ионами), которая включает обмен одним или несколькими ионными компонентами.

Ионы — это атомы или группы атомов, несущие положительный или отрицательный электрический заряд. В парах или других множествах они составляют вещество многих кристаллических материалов, включая поваренную соль.Когда такое ионное вещество растворяется в воде, ионы освобождаются — в значительной степени — от ограничений, удерживающих их внутри жесткого массива кристалла, и они перемещаются в растворе с относительной свободой. Некоторые нерастворимые материалы, несущие положительные или отрицательные заряды на своей поверхности, вступают в реакцию с ионными растворами, избирательно удаляя различные ионы, заменяя их ионами других типов. Такие процессы называются реакциями ионного обмена. Они используются множеством способов для удаления ионов из раствора и для отделения ионов разных типов друг от друга.Такие разделения широко используются в научных лабораториях для очистки и анализа неизвестных смесей. Ионообменные материалы, такие как цеолиты, также используются в коммерческих целях для очистки воды (среди прочего) и в медицине для использования в качестве искусственных почек и для других целей.

Ранняя история

Удивительно, но признание ионообменных процессов предшествовало великому шведскому химику Сванте Аррениусу, который сформулировал ионную теорию. В 1850 году, за девять лет до рождения Аррениуса, в журнале Королевского сельскохозяйственного общества Англии были опубликованы отдельные статьи агронома сэра Х.С.М. Томпсон и химик Дж. Путь, описывающий явление ионного обмена в почве. В своей статье под названием «О способности почвы поглощать навоз» Уэй обратился к вопросу о том, как растворимые удобрения, такие как хлорид калия, удерживаются почвой даже после сильных дождей. Уэй взял ящик с отверстием на дне, наполнил его землей и вылил на нее раствор хлорида калия, собирая жидкость, стекающую со дна. Затем он промыл почву дождевой водой и проанализировал собранную воду как из раствора, так и из дождевой воды.Оказалось, что вода содержит весь хлорид, который был добавлен изначально, но не содержит калия; калий был заменен химически эквивалентными количествами магния и кальция. Уэй назвал процесс «базовым обменом» из-за основного (некислотного) характера обмениваемых элементов. Этот термин сохранялся до 1940 г., когда процесс стал широко известен как ионный обмен.

Говоря современным языком, этот процесс можно описать следующим образом: ионы калия попадают в почву и вытесняют ионы кальция и магния.Ионы хлора не участвуют в работе и проходят через нее без изменений. В терминах химического уравнения процесс выглядит следующим образом: 2K + + Ca 2+ (почва) ⇌ Ca 2+ + 2K + (почва), в котором двойная стрелка указывает, что обмен является обратимым. В эксперименте Уэя процесс был доведен до завершения (то есть равновесие было сдвинуто вправо), потому что вода, просачивающаяся через почву, постоянно контактировала со свежей почвой, богатой кальцием. Как также заметил Уэй, калий можно восстановить, промывая почву раствором хлорида кальция (который сдвигает равновесие в противоположном направлении).

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня .

замещение в комплексных ионах — обмен лиганда

Замена воды в ионе гексааквакоппера (II)

Это немного нетипичный случай, потому что только четыре из шести молекул воды заменяются с образованием иона тетраамминдиаквакоппера (II), [Cu (NH 3 ) 4 (H 2 O) 2 ] 2+ .

Обратите внимание, что все четыре аммиака лежат в одной плоскости с молекулами воды сверху и снизу.

В пробирке вы видите:

Основное равновесие, участвующее в реакции обмена лигандов:

Цвет темно-синего комплекса настолько сильный, что эта реакция используется в качестве чувствительного теста на ионы меди (II) в растворе. Даже если вы попытаетесь обратить изменение, добавив большое количество воды к равновесию, интенсивность темно-синего (даже сильно разбавленного) всегда маскирует бледно-синий цвет акваиона.


 

Замена воды в ионе гексааквакобальта (II)

На этот раз все молекулы воды заменяются.

Образовавшийся раствор соломенного цвета очень быстро меняет цвет при стоянии до темно-красновато-коричневого. Ионы гексаамминкобальта (II) окисляются воздухом до ионов гексаамминкобальта (III). Однако это совершенно отдельная реакция, которая не является частью реакции обмена лиганда.


 

Замена воды в ионе гексааквахрома (III)

И снова все молекулы воды заменяются аммиаками.На этот раз разница в том, что реакция не такая уж полная. Осадок необходимо оставить на некоторое время в присутствии избытка концентрированного раствора аммиака, чтобы получить аммиачный комплекс.

Даже в этом случае у вас все равно останется непрореагировавший осадок.


 

Еще две замены воды в ионе гексааквахрома (III)

Цвет иона гексааквахрома (III) был показан как «трудно описываемый» фиолетово-сине-серый на всех диаграммах выше.На практике, когда он образуется во время реакции в пробирке, он часто бывает зеленого цвета.

Типичным примером этого является использование подкисленного дихромата калия (VI) в качестве окислителя. Всякий раз, когда он используется, оранжевый раствор становится зеленым, и мы почти всегда описываем зеленый ион как Cr 3+ (водн.) — подразумевая ион гексааквахрома (III). На самом деле это чрезмерное упрощение.

Происходит то, что одна или несколько молекул воды лиганда заменяются отрицательным ионом в растворе — обычно сульфатом или хлоридом.

Замена воды сульфат-ионами

Это можно сделать, просто нагревая раствор сульфата хрома (III).

Одна из молекул воды заменена на сульфат-ион. Обратите внимание на изменение заряда иона. Два положительных заряда аннулируются наличием двух отрицательных зарядов на сульфат-ионе.

Замена воды хлорид-ионами

В присутствии хлорид-ионов (например, хлорида хрома (III)) чаще всего наблюдается зеленый цвет.Это происходит, когда две молекулы воды заменяются ионами хлорида с образованием иона тетрааквадихлорхрома (III) — [Cr (H 2 O) 4 Cl 2 ] + .

Еще раз обратите внимание, что замена молекул воды ионами хлора изменяет заряд иона.

.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *