Однородные чл предложения примеры предложений контрольная работа: Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»

Содержание

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»

Вариант 1

1 блок. Теоретический.

  • Какие члены предложения называют однородными?
  • Дополните схему, перерисовав ее в тетрадь, приведите примеры союзов:

Сочинительные союзы

3.Назовите условия, при которых всегда ставится запятая между однородными членами?

2 блок. Практический.

  • Расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните однородные члены как члены предложения.

1) Встретив Алешу пес стал кружит(?)ся вокруг него вст..вал на задние лапы а передними уп..рался в дубленку.

2) Утки зябли в зар..слях и жалобно крякали всю ноч…

3) Сюда залетал вет..рок не то с гор не то с моря.

2.Спишите, где нужно, поставьте знаки препинания, подчеркните определения, укажите, какие из них однородные и неоднородные.

1) Всюду между д..ревьев м..лькали белые красные синие рубахи.

2) Я пов..рнул в дли(н,нн)ую липовую а(л,лл)ею.

4) (В)дали прос..ка перер..залась высокой (железно)д..рожной насыпью.

3.Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, составьте схемы предложений.

А) Теперь уж все было видно тропу кусты камни берег залива.

Б) Юные деревья всех пород ель и сосна осина и береза растут дружно и тесно.

В) И газеты и телевидение и радио все средства массовой информации переполнены рекламой.

Г) Повсюду раздавался стук топоров и молотков визг пил и рубанков лязг и грохот.

Д) В мартовскую ночь зима еще возвращает всёморозную тишину колкий воздух холодный блеск луны звонкость наста.

4.Составьте предложения с обобщающим словом, используя данные ряды однородных членов:

А) Математика, география, история.

Б) Утка, гусь, глухарь.

В) Стук, крик, свист.

5. Составьте предложения с однородными членами, употребив в качестве обобщающего слова: всюду, везде, всё, ничто.

6.По схемам составьте предложения:

  • [не то O, не то O].
  • [или O, или O].
  • [как O, так и O].
  • [не только O, но и O].

7. Составьте предложения с устойчивыми сочетаниями: и день и ночь; ни да ни нет; ни два ни полтора. (ПОМНИТЕ, что запятая здесь не ставится).

8.Найдите однородные и неоднородные определения, подчеркните их. Расставьте знаки препинания.

А) Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор.

Б) На небе кое-где виднелись неподвижные серебристые облака.

В) Старуха мать раскладывала виноград на низеньком татарском столике.

Г) Петя был теперь красивый пятнадцатилетний мальчик.

Д) Ранние лучи ярко и холодно золотили розовые желтые и золотые тыквы.

Е) Шёлковые шерстяные хлопчатобумажные ткани были предложены покупателям.

9.Выполнить синтаксический разбор предложения (знаки препинания не расставлены) Составить схему предложения.

Странный свет приближался и двигался над зарослями кустов и стволами спиленных осин и берёз.

8 класс Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»

Вариант 2.

1 блок. Теоретический.

  • Что такое обобщающее слово?
  • Дополните схему, перерисовав ее в тетрадь, приведите примеры союзов:
  • Назовите условия, при которых не ставится запятая между однородными членами?

Сочинительные союзы

2 блок. Практический.

  • Расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните однородные члены как члены предложения.

А)Теперь уже ни гор ни неба ни земли (не) было видно.

Б) Нулевым результатом матча остались д..вольны как игроки так и б..лельщики.

В) В эти дни травы и листья таят и несут в себе всё цв..тение лета и осени.

2.Спишите, где нужно, поставьте знаки препинания, подчеркните определения, укажите, какие из них однородные и неоднородные.

А) Был лу(н,нн)ый ясный вечер.

Б) Стал накрапывать мелкий редкий дождь.

В) Он устремлял (не)подвижный взор на громады седых румямых синих гор.

3.Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, составьте схемы предложений.

А)Деревья кусты травы все зеленело под тихим дыханием ветра.

Б) Переименование касалось самых разных объектов городов районов улиц институтов.

В) Дремали не только леса но и лесные озера и лесные реки с пресной водой.

Г) Ни красота ни сила ни богатство ничто беды не может миновать.

Д) Все как(то) одежда посуда книги было сложено в чемоданы и ящики.

4.Составьте предложения с обобщающим словом, используя данные ряды однородных членов:

А) Бабушка, дедушка, мама, папа.

Б)Лопаты, грабли, метлы.

В)Волейбол, футбол, теннис.

5.Составьте предложения с однородными членами, употребив в качестве обобщающего слова: всех, нигде, никого, всюду.

6.По схемам составьте предложения:

  • [либо O, либо O].
  • [ни O, ни O].
  • [как O, так и O].
  • [не только O, но и O].

7 . Составьте предложения с устойчивыми сочетаниями:

и смех и грех; свет ни заря; ни рыба ни мясо. (ПОМНИТЕ, что запятая здесь не ставится)

8.Найдите однородные и неоднородные определения, подчеркните их. Расставьте знаки препинания.

А) Сочные спелые ягоды были аккуратно сложены в корзинку.

Б) За речкой поднимались дубовые пихтовые леса.

В) В этих местах растет густой смешанный лес с преобладанием кедра

Г) Шёл надоедливый октябрьский дождь .

Д) Весёлые белые облака плыли над синими отрогами .

Е) От варившегося супа шёл приятный ароматный запах.

9.Выполните синтаксический разбор предложения (знаки препинания не расставлены)Составить схему предложения.

Яркое солнце и ослепительно белый снег холодящий загородный ветерок и тишина обступили его закружили и опустили на неведомую землю.

Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения»

Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения» 1 вариант.

1. Выпишите только предложения с однородными членами, расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные члены, составьте схему.

1. С середины лета до поздней осени в лесах стоит грибная пора.

2. Древние египтяне делали лодки из тростника – папируса.

3. Дети ходили в лес за грибами и ягодами.

4. Гусь заговорил о чем-то быстро горячо отчетливо но непонятно.

5. Ребята собрали в лесу чернику голубику морошку.

6. В воскресенье мы не отдыхали а работали.

7. Тает в полях снег бегут ручьи.

8. В лесу растут разные деревья березы осины дубы ели.

9. Смелый побеждает а трус погибает.

10. Пробилась из-под земли вода и родился родничок.

2. Спишите текст, расставьте знаки препинания.

Мы медленно двигались по лесной тропинке вслушивались в лесные звуки и смотрели по сторонам. Нас встречали веселыми трелями лесные пернатые клесты синицы щеглы и чижи. С дерева на дерево прыгали иногда белки. Из-за кустиков иногда выглядывали зайчата но к нам не приближались. Во время прогулки нам встретились ежи полевки куница и барсук.

Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения» 2 вариант.

1. Выпишите только предложения с однородными членами, расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные члены, составьте схему.

1. Январский с нег ослепительно блестит на замерзшей земле.

2. Древние египтяне делали лодки из тростника – папируса.

3. Солнце стоит неподвижно и жжет траву.

4. Люди построили теплоходы но по-прежнему применяют лодки .

5. Ребята собрали в лесу ягоды чернику голубику морошку.

6. Осенью солнце блестит ярче но совсем не греет.

7. Тает в полях снег бегут ручьи.

8. В лесу растут березы осины дубы ели.

9. Рыба видит приманку а не крючок.

10. Летом ласточка день начинает а соловей кончает.

2. Спишите текст, расставьте знаки препинания.

Мы медленно двигались по лесной тропинке вслушивались в лесные звуки и смотрели по сторонам. Нас встречали веселыми трелями лесные пернатые клесты синицы щеглы и чижи. С дерева на дерево прыгали иногда белки. Из-за кустиков иногда выглядывали зайчата но к нам не приближались. Во время прогулки нам встретились ежи полевки куница и барсук.

Контрольная работа для 8 класса по теме «Однородные члены предложения»

1 вариант.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Осень

1) Осень пришла внезапно. 2) Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей — от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.

3) Осень пришла врасплох и завладела землей — садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. 4) Все сразу стало осенним. 5) В саду суетились синицы. 6) Крик их был похож на звон разбитого стекла. 7) Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена4.

8) Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. 9) Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. 10) Только днем в саду было тихо. 11)Беспокойные птицы улетали на юг.

12) Начался листопад. 13) Листья падали дни и ночи. 14) Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. 15) Леса моросили дождем облетавшей2 листвы.16) Этот дождь шел неделями. 17) Только к концу сентября перелески обнажились, сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых3 полей. (По К. Паустовскому) (139 слов)

1.Замените словосочетание «пароходный гудок» (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное словосочетание.

2.Определите количество грамматических основ в предложении 17 . Ответ запишите цифрой.

3. Из предложения 6 выпишите грамматическую основу.

4. Среди предложений 1-8 найдите такое, где есть сравнительный оборот. Запишите номер предложения.

5. Среди предложений 6-12 найдите безличное предложение. Запишите номер предложения.

6. Какое изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении » Леса моросили дождем облетавшей листвы«.

7. Замените слово суматоха (предложение 9) синонимом.

8. Выпишите из 1 предложения слово, в котором букв больше, чем звуков.

9. Среди предложений 1-5 найти предложение (-я) с обобщающим словом и однородными членами. Напишите № .

10. Найдите предложения с однородными членами. Напишите № этих предложений.

11. Среди предложений 5-10 найдите предложение, соответствующее схеме [О, О и О]. 

12. Выпишите из текста слова, иллюстрирующие правило правописание приставок на -з и -с.

13. Из предложений 10-15 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

14. Среди предложений 10-14 найдите предложение, где не ставится запятая между однородными членами. Дайте этому объяснение. Запишите номер предложения.

15. Выполните разборы

2 вариант.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Сугробы

1) Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым, мягким снегом.4 2) Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки. 3) Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. 4) Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор.

5) Никита сбежал с крыльца по хрустящим3 ступеням. 6) Внизу стояла новенькая сосновая скамейка с мочальной витой веревкой. 7) Никита попробовал — скользит хорошо, взвалил скамейку на плечо.

8) На крутых берегах Чагры намело за эти дни большие пушистые сугробы. 9) В иных местах они свешивались2 мысами над речкой. 10) Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей.

11) Налево чернели избы, торчали журавли деревни Сосновки. 12) Синие высокие дымки поднимались над крышами и таяли.

13) Никита опустил скамейку на снег, сел на нее верхом, крепко взялся за веревку, оттолкнулся ногами два раза, и скамейка сама пошла с горы. 14) Ветер засвистел в ушах, поднялась снежная пыль.

(По А. Толстому) (141 слово)

1.Замените словосочетание «снежная пыль» (предложение 14), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное словосочетание.

2.Определите количество грамматических основ в предложении 13 . Ответ запишите цифрой.

3. Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.

4. Среди предложений 1-4 найдите такое, где есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Запишите номер предложения.

5. Среди предложений 7-10 найдите неоднородные определения. Выпишите их из текста.

6. Какое изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении 4?

7. Замените слово торчали (предложение 11) стилистически нейтральным синонимом.

8. Выпишите из 7 предложения слово, в котором букв больше, чем звуков.

9. Переделайте 3 предложение, включив в него обобщающее слово. Предложение запишите, расставив знаки препинания.

10. Найдите предложения с однородными членами. Напишите № этих предложений.

11. Среди предложений 1-4 найдите предложение, соответствующее схеме [О, О, О].  Напишите № предложения.

12. Выпишите из предложений 1-4 слово, иллюстрирующие исключение из правила правописание суффиксов имен прилагательных.

13. Из предложений 1-5 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

14. Среди предложений 11-13 найдите предложение, где не ставится запятая между однородными членами. Дайте этому объяснение. Запишите номер предложения.

15. Выполните разборы.

3 вариант.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Осень

1) Осень пришла внезапно. 2) Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей: от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.

3) Осень пришла врасплох и завладела землей: садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. 4) Все сразу стало осенним. 5) В саду суетились2 синицы. 6) Крик их был похож на звон разбитого3 стекла. 7) Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.

8) Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. 9) Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. 10) Только днем в саду было тихо. 11)Беспокойные птицы улетали на юг.

12) Начался листопад. 13) Листья падали дни и ночи. 14) Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву.4 15) Леса моросили дождем облетавшей листвы.16) Этот дождь шел неделями. 17) Только к концу сентября перелески обнажились, сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

(По К. Паустовскому) (139 слов)

1.Замените словосочетание «ощущение счастья» (предложение 2), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласования. Напишите полученное словосочетание.

2.Определите количество грамматических основ в предложении 7 . Ответ запишите цифрой.

3. Из предложения 3 выпишите грамматическую основу.

4. Среди предложений 3-7 найдите такое, где есть сравнение. Запишите номер предложения.

5. Среди предложений 6-12 найдите безличное предложение. Запишите номер предложения.

6. Какое изобразительно-выразительное средство использует автор в 17 предложении?.

7. Замените слово обнажились (предложение 17) синонимом.

8. Выпишите из 4 предложения слово, в котором букв больше, чем звуков.

9. Среди предложений 1-5 найти предложение (-я) с обобщающим словом и однородными членами. Напишите № .

10. Найдите предложения с однородными членами. Напишите № этих предложений.

11. Среди предложений 5-10 найдите предложение, соответствующее схеме [О, О и О]. 

12. Выпишите из текста слова, иллюстрирующие правило правописание приставок на -з и -с.

13. Из предложений 5-8 выпишите слово(-а) с чередующейся гласной в корне.

14. Среди предложений 4-8 найдите предложение, где не ставится запятая между однородными членами. Дайте этому объяснение. Запишите номер предложения.

15. Выполните разборы.

4 вариант.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Сугробы

1) Широкий двор был весь покрыт3 сияющим, белым, мягким снегом. 2) Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки. 3) Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. 4) Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор.

5) Никита сбежал с крыльца по хрустящим ступеням. 6) Внизу стояла новенькая сосновая скамейка с мочальной витой веревкой. 7) Никита попробовал 2 — скользит хорошо, взвалил скамейку на плечо.

8) На крутых берегах Чагры намело за эти дни большие пушистые сугробы. 9) В иных местах они свешивались мысами над речкой. 10) Показавшаяся справа речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей.

11) Налево чернели избы, торчали журавли деревни Сосновки. 12) Синие высокие дымки собирались над крышами и таяли.

13) Никита опустил скамейку на снег, сел на нее верхом, крепко взялся за веревку, оттолкнулся ногами два раза, и скамейка сама пошла с горы. 14) Ветер засвистел в ушах, поднялась снежная пыль.

(По А. Толстому) (141 слово)

1.Замените словосочетание «сосновая скамейка» (предложение 6), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное словосочетание.

2.Определите количество грамматических основ в предложении 11 . Ответ запишите цифрой.

3. Из предложения 3 выпишите грамматическую основу.

4. Среди предложений 8-12 найдите такое, где есть необособленный причастный оборот. Запишите номер предложения.

5. Среди предложений 11-14 найдите неоднородные определения. Выпишите их из текста.

6. Какое изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении 2?

7. Замените слово взвалил (предложение 7) синонимом.

8. Выпишите из 14 предложения слово(-а), в котором букв больше, чем звуков.

9. Переделайте 3 предложение, включив в него обобщающее слово. Предложение запишите, расставив знаки препинания.

10. Найдите предложения с однородными членами. Напишите № этих предложений.

11. Среди предложений 8-12 найдите предложение, соответствующее схеме [О, О].  Напишите № предложения.

12. Выпишите из предложений 1-4 слово, иллюстрирующие исключение из правила правописание суффиксов имен прилагательных.

13. Из предложений 8-12выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

14. Среди предложений 11-13 найдите предложение, где не ставится запятая между однородными членами. Дайте этому объяснение. Запишите номер предложения.

15. Выполните разборы.

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»

1. Сделайте синтаксический разбор предложения, постройте схему:

И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом.

2. Поставьте правильно знаки препинания, постройте схему:    

1) Овощи не только вкусны но и полезны.

2) В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы.

3.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:

 1) Ветер срывал с берёз мокрые и пахучие листья и бросал в траву.  

2) На снегу были видны как заячьи так и лисьи следы.

4. Укажите предложение с однородными определениями:  

1)Тропинка шла вдоль высокого  прибрежного обрыва.  

2) Гора таила в себе какую-то тревожную страшную опасность.

 5. Укажите предложение с  пунктуационной ошибкой:  

 

  1. В кустах послышались сильные, резкие, и тревожные крики дрозда.

  2. Речка здесь узкая, берега высокие и крутые.

6.Укажите предложение с обобщающим словом, постройте схему:

1) В тайге никого не видно вокруг ни человека ни зверя ни птицы.

2) В палисаднике расцвели лилии розы и ромашки.

7. Укажите предложение, в котором надо поставить  двоеточие, постройте схему:

1) С кленов берез и осин со всех деревьев ветер срывает их золотую и багряную прическу.

2) На столе появились угощения а именно заливная рыба жареная утка пироги.

8. Укажите предложение, в котором надо поставить  тире, постройте схему:

  1. Везде появилась радуга над лесом над полем и над крышами домов.

2) Ни в поле, ни в лесу нигде не мог он обрести покоя.

9. Укажите предложение с  пунктуационной ошибкой:  

1) На склад привезли игрушки, а именно —  мячики, дудочки, свистульки.

2) В эти дни травы и листья таят и несут в себе всё цветение лета и осени.

10. Укажите предложение с двойным знаком – двоеточие  и тире:

1) По вечерам он увлекался разными играми как-то шахматами теннисом домино.    

2) Всё имущество ружья  продовольствие походное снаряжение запасная одежда  всё погибло.

11. Поставьте правильно знаки препинания, начертите схему:

Он мечтал не только об отдыхе на море но и о покупке собственной яхты. 

     

12. . Поставьте правильно знаки препинания, начертите схему:  

   Высоко в небе парил не то ястреб не то орел.

13. Составьте предложение по схеме [и О, и О, и О]. 

________________________________________________________________

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» 8 класс

Контрольная работа по темам : «Однородные члены предложения», «Обобщающие слова при однородных членах предложения».

1 вариант

I задание: спишите, расставьте знаки препинания в предложениях.

1. Перед глазами ехавших расстилалась широкая бесконечная равнина.

2. Сад степь двор всё было в холодной степи.

3. Кузнечики сверчки скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую монотонную

     музыку.

4. Теперь уже ни гор ни неба ни земли ничего не было видно.

5. Всё выглядело радостным и привлекательным зелёная трава шумящая листва солнце    

    над головой.

6.Нулевым результатом матча остались довольны как игроки так и болельщики.

7. Везде в степи за рекой по дорогам было пусто.

8. Повсюду мох и внизу под ногами и на камнях и на ветвях деревьев.

9. Около родника зеленеет короткая бархатная травка.

10. Все породы смолистых деревьев ель сосна пихта называют красным лесом.

11. Высоко в небе парил не то ястреб не то орел..

12. Ни один след ни лыжный ни пеший ни человеческий не пересекал дорожную тропу.

13. И чист и тих и ясен свод небес.

14. В эти дни травы и листья таят и несут в себе всё цветение лета и осени.

II  задание

1.В каком предложении есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?
      а) Мы выезжаем на великолепную сияющую под солнцем поляну.
      б) Из деревни доносились торжествующие крики выпущенных на волю петухов.
      в) В дальнем углу комнаты стояло пузатое ореховое бюро.
      г) Пышно цвели холодной высокомерной красотой георгины.

2. Какой вариант характеристики предложения является правильным (знаки препинания не расставлены)?
      И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом.
      а) в предложении есть обобщающее слово перед однородными членами
      б) в предложении есть обобщающее слово после однородных членов
      в) в предложении есть только однородные члены (обобщающего слова нет)
      г) в предложении нет ни однородных членов, ни обобщающего слова при них

III задание: составьте предложения по схемам

1.[Не только О, но и О]. 
2. [То О, то О]. 
3. [И О, и О, и О].

IY заданиеПеречислите разделительные союзы.

Контрольная работа по темам : «Однородные члены предложения», «Обобщающие слова при однородных членах предложения»

2 вариант.

                                   

I заданиеспишите, расставьте знаки препинания в предложениях.

1. У берега прибой уже шумит ревёт и ворочает камнями.

2. Он был на все руки мастер слесарь столяр плотник и даже механик.

3. Мастеру было смешно и грустно и радостно.

4. Ни столба ни стога ни забора ничего не видно.

5.Однажды Лебедь Рак да щука везти с поклажей воз взялись.

6. Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам по лугам по долам и по горам.

7.   По вечерам он увлекался разными играми шахматами теннисом домино.                      

8. У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.

9. Крики то усиливались  то затихали.

10. Вдоль стен повсюду виднелись мозаичные картины ловля рыб корабли синева и зелень морских пейзажей.

11. Воздух насыщен острым запахом мелких хищников лис куниц рысей.

12. Хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек.

13. Все породы смолистых деревьев например ель сосна пихта называют красным лесом.

 14. . И чист и тих и ясен свод небес.

II задание 

1. В каком предложении есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?
      а) Она действительно походила на молодую стройную гибкую березу.
      б) Вдруг конское тревожное ржание раздалось во тьме.
      в) Это был прекрасный хотя и несколько печальный город.
      г) Радостное праздничное лучезарное настроение охватило меня.

2. Какой вариант характеристики предложения является правильным (знаки препинания не расставлены)?
            Везде в степи за рекой по дорогам было пусто.

а) в предложении есть обобщающее слово перед однородными членами
      б) в предложении есть обобщающее слово после однородных членов
      в) в предложении есть только однородные члены (обобщающего слова нет)
      г) в предложении нет ни однородных членов, ни обобщающего слова при них

III задание: составьте предложения по схемам

1. [О, О, О]. 
2. [О, О и О]. 
3. [О, но О]. 
4. [О или О]. 


IY заданиеПеречислите противительные союзы.

Учебно-методическое пособие по русскому языку (6 класс): Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения» для 6 класса

6 класс

Проверочная работа по теме: «Однородные члены предложения»

Расставьте запятые, найдите главные члены предложения и однородные члены предложения, постройте схемы предложений.

Вариант 1

  1. Крыши строений огородные гряды край забора самый двор были покрыты пушистым слоем снега. (Григ.)
  2. Раскаленные лучи заливают круглую клумбу с цветами темную зелень сирени садовые аллеи. (Ч.)
  3. Это была улыбка необыкновенно добрая широкая, мягкая. (Ч.)
  4. Он лежал на спине и смотрел сквозь ветви на потемневшее небо. (Гарш.)
  5. Утреннюю сонливую тишину нарушало лишь стрекотанье птиц да стук сапог. (Аж.)
  6. Было что-то располагающее и в веселом добродушном взгляде его небольших глаз и в выражении его некрасивого, красно-бурого лица. (Ст.)
  7. Голодал он и мерз и на солнце жарился и переходы делал по сорока и пятидесяти верст в жару и мороз. (Гарш)
  8. То он снег сгребал в кучи то выбивал пыль из ковров и матрацев. (Ч.)
  9. Он вас выслушивал соглашался но все-таки не терял чувства собственного достоинства (Т.)
  10.  В эти тяжелые дни свирепого шторма не видно было ни солнца ни неба под быстро несущимися клочковатыми черными облаками. (Ст.)
  11. Зимой и летом днем и ночью в шторм и непогоду самоотверженно трудятся рыбаки.
  12.  Всякий день стал приносить старый Моисеич разную крупную рыбу щук язей головлей линей окуней. (Акс.)

Вариант 2

Расставьте запятые, найдите главные члены предложения и однородные члены предложения, постройте схемы предложений.

  1. Простой добротно сделанный некрашеный пахнущий свежим тесом   стол стоял у окна. (Чак.)
  2. Видны были только белые стволы ближайших берез да кусочек аллеи. (Ч.)
  3. Раньше Егорушка не видел никогда ни пароходов ни локомотивов ни широких рек. (Ч.)
  4. Он или дремал в прихожей или уходил болтать в людскую, в кухню. (Гонч.)
  5.  Не то волк не то собака пробежала путь и пропала в темноте. (Баб.)
  6. Егорушка поплыл к камышу нырнул и стал шарить около камышовых деревьев. (Ч.)
  7. И темные скалы и расщелины и ущелья полны ни на секунду не затихающего скрипа повозок звука колес топота копыт громыхания лязга. (Сер.)
  8. Кухня чуланы буфет  все было уставлено поставцами с посудой. (Гонч.)
  9. К числу дичи принадлежат не одни птицы но и звери как-то медведи олени кабаны дикие козы и зайцы. (Акс.)
  10.  На утреннем базаре в Симферополе все блестело от росы кувшины с молоком холодная редиска пучки лука и огромные пионы. (Пауст.)
  11.  Все лицо походка взгляд голос все вдруг изменилось в ней. (Л.Т.)
  12.  Ее утомленный вид запылённая одежда резиновые сапоги перепачканные в глине  все это говорило что она проделала длинный и нелегкий путь. (Б.П.)

КЛЮЧИ:

Вариант 1

  1. Крыши строений, огородные гряды, край забора, самый двор были покрыты пушистым слоем снега. (Григ.)
  2. Раскаленные лучи заливают круглую клумбу с цветами, темную зелень сирени, садовые аллеи. (Ч.)
  3. Это была улыбка необыкновенно добрая, широкая, мягкая. (Ч.)
  4. Он лежал на спине и смотрел сквозь ветви на потемневшее небо. (Гарш.)
  5. Утреннюю сонливую тишину нарушало лишь стрекотанье птиц да стук сапог. (Аж.)
  6. Было что-то располагающее и в веселом, добродушном взгляде его небольших глаз, и в выражении его некрасивого, красно-бурого лица. (Ст.)
  7. Голодал он, и мерз, и на солнце жарился, и переходы делал по сорока и пятидесяти верст в жару и мороз. (Гарш)
  8. То он снег сгребал в кучи, то выбивал пыль из ковров и матрацев. (Ч.)
  9. Он вас выслушивал, соглашался, но все-таки не терял чувства собственного достоинства (Т.)
  10.  В эти тяжелые дни свирепого шторма не видно было ни солнца, ни неба под быстро несущимися клочковатыми черными облаками. (Ст.)
  11. Зимой и летом, днем и ночью, в шторм и непогоду самоотверженно трудятся рыбаки.
  12.  Всякий день стал приносить старый Моисеич разную крупную рыбу: щук, язей,  головлей, линей, окуней. (Акс.)

Вариант 2

  1. Простой, добротно сделанный, некрашеный, пахнущий свежим тесом   стол стоял у окна. (Чак.)
  2. Видны были только белые стволы ближайших берез да кусочек аллеи. (Ч.)
  3. Раньше Егорушка не видел никогда  ни пароходов, ни локомотивов, ни широких рек. (Ч.)
  4. Он или дремал в прихожей, или уходил болтать в людскую, в кухню. (Гонч.)
  5.  Не то волк, не то собака пробежала путь и пропала в темноте. (Баб.)
  6. Егорушка поплыл к камышу, нырнул и стал шарить около камышовых деревьев. (Ч.)
  7. И темные скалы, и расщелины, и ущелья полны ни на секунду не затихающего скрипа повозок, звука колес, топота копыт, громыхания, лязга. (Сер.)
  8. Кухня, чуланы, буфет – все было уставлено поставцами с посудой. (Гонч.)
  9. К числу дичи принадлежат не одни птицы, но и звери, как-то: медведи, олени, кабаны, дикие козы и зайцы. (Акс.)
  10.  На утреннем базаре в Симферополе все блестело от росы: кувшины с молоком, холодная редиска, пучки лука и огромные пионы. (Пауст.)
  11.  Все: лицо, походка, взгляд, голос – все вдруг изменилось в ней. (Л.Т.)
  12.  Ее утомленный вид, запылённая одежда, резиновые сапоги, перепачканные в глине, — все это говорило, что она проделала длинный и нелегкий путь. (Б.П.)

Контрольная работа по теме «Предложения с однородными членами». 8 класс.

Контрольная работа по теме «Предложения с однородными членами». 8 класс.

I вариант

Задание № 1. Укажите предложение, осложнённое однородными членами.

1) Ненавязчиво творения прошлого входят в человека, становясь мерилом прекрасного.

2) В экологии есть два раздела: экология биологическая и экология нравственная.

3) В городском парке вас окружает тишина, и в этой тишине с особой остротой ощущается шум весенней листвы.

4) Перестройка существующих ветхих домов должна производиться с разрешения соседей: в одном из параграфов нашего древнего законодательства запрещается лицу, обновляющему старый двор, изменять его первоначальный вид, так как если будет надстроен или расширен старый дом, то он может отнять свет и лишить вида («позора») соседей.

Задание № 2. Укажите предложение, в котором однородные члены связан между собой с помощью союзной связи и интонации.

1) Наконец нам надоели заросли ивняка, и мы решили уйти от реки по первой дорожке.

2) Например, в Коми под окнами избы, сзади неё вы редко увидите дерево, но чтобы в русской деревне не было даже и огородов, это совсем странно.

3) Лиловые кисти кукушкиных слёзок росли рядом с медвежьи луком, вороний глаз цвёл неподалёку от куриной слепоты, а метёлки лисьего хвоста высоко поднимались над полянками петушиного гребня.

4) Я не вправе подвергать опасности ни людей, ни технику.

Задание № 3. Укажите предложение, в котором однородные члены связан между собой с помощью противительного союза.

1) Мы увидели не просто здание, но произведение искусства.

2) Проходили дни, месяцы, а сестра не оставляла мысли уехать в деревню.

3) Она старалась заснуть, но посторонние звуки становились всё громче и громче.

4) По утрам в нашей избе было не то что дымно, а как-то пасмурно.

Задание № 4. Укажите простое осложнённое предложение, в котором однородные члены связаны между собой с помощью двойного союза.

1) Даже денег потребовалось выложить Олегу не столько, сколько он планировал, а значительно меньше.

2) Утро было не столько холодное, сколько пасмурное, сырое.

3) Послышались какие-то странные звуки, похожие не то на отдалённое пение, не то на клики журавлей.

4) Как Серёга открыл этюдник, так и собрались ребята со всего двора.

Задание № 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять знаки препинания?

А в пансионах (1) как известно (2) три главные предмета составляют основу человеческих добродетелей (3) французский язык (4) необходимый для счастья семейной жизни (5) фортепиано (6) для приятных минут супругу (7) и собственно хозяйственная часть (8) вязание кошельков и других сюрпризов. (Н. Гоголь)

1) 1, 2, 3, 4, 5, 8

2) 3, 4, 5, 7, 8

3) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8

Задание № 6. В каком предложении согласованные определения являются однородными? (Запятые не расставлены.)

1) На берегу большого сибирского озера Чаны есть старинное село Юдино. (Е. Пермяк)

2) Мальчику бросилась в глаза большущая замороженная щука. (Е. Пермяк)

3) Мальчики продалбливали во льду лунки и опускали в них свою нехитрую рыболовную снасть. (Е. Пермяк)

4) Тюльпаны склоняют свои нежные пронизанные солнцем и золотыми тонюсенькими жилками головки-колокольчики, поднятые высоко над тёплой, прогретой щедрым весенним солнцем водой на длинных и хрупких ножках без единого, кажется, листочка. (М. Алексеев)

Задание № 7. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Поставленный по необходимости среди старых домов новый дом должен иметь вид современного здания, но не конкурировать с прежней постройкой ни по высоте, ни по прочим архитектурным модулям. (Д. Лихачёв)

2) Царственный дубовый лес подступал к самому дому. (Е. Герасимов)

3) В тихой освещённой огнями зелени повсюду уютно стояли белые столики. (А. Куприн)

4) Нигде я не видел такого простора, как здесь: лесистые горы, долины с такой травой, что всадник в ней совершенно скрывается, красные большие цветы — как костры, бабочки — как птицы, реки в цветах. (М. Пришвин)

Задание № 8. В каком предложении допущена ошибка при употреблении однородных членов?

1) Она слушала собеседника со страхом и жадно.

2) Этот человек раскрылся перед нами мгновенно, но в полном блеске.

3) Впереди и намного опередив остальных, шла знакомая мне женщина.

4) Огурцы, помидоры, овощи продаются в соседнем отделе.

Задание №9

2. Запишите предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. В сложных предложениях подчеркните грамматические основы. Выполните задания.

1. Иногда бывает, что дом и его хозяин по природе своей и по внешнему виду являются полной противоположностью друг другу и невесело выглядят тогда и дом и его обитатели. 2. Ещё много-много лет после того, как совсем обветшали окна и двери и порог пушкинского дома, пышная сирень каждую весну раскрывала для людей свои душистые цветы. 3. И вот теперь выровнялись и порог и ступени и окна пушкинского дома. 4. Мы вновь посадили сирень и, как прежде, дарит она мечтательному путнику свои цветы. 5. Он ходил по лесу без сюртука в рубашке часто на босу ногу в ветер и дождь и прохладу, и не только когда было тихо и жарко. 6. Весною вода идёт отовсюду она заливает заветные луга рождает огромное море и топит в нём ручьи и реки старицу реки и её новь и вода эта стоит от одной горы до другой.

1) Начертите схемы однородных членов предложения, иллюстрирующие правила постановки знаков препинания между однородными членами с союзной связью. Укажите номер этого предложения.

2) Выполните синтаксический разбор предложения 3.

Контрольная работа по теме «Предложения с однородными членами». 8 класс.

II вариант

Задание № 1. Укажите предложение, осложнённое однородными членами.

1) След в природе остаётся не только от сельского труда человека, и труд его не только формируется природой: иногда человек сознательно стремится преобразовать окружающий его ландшафт.

2) Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с любви к своей семье, к своем жилищу, к своей школе.

3) Город не противостоит природе, он идёт к природе через пригород.

4) Я отмечал уже, как сильно воздействует русская равнина на характер русского человека, но мы часто забываем в последнее время о географическом факторе в человеческой истории.

Задание № 2. Укажите предложение, в котором однородные члены связаны между собой с помощью союзной связи и интонации.

1) Или тебе одному придётся ехать, или ты всё-таки подождёшь остальных.

2) В каждом саду росли или жасмин, или сирень, или черёмуха.

3) Приглядевшись, можно увидеть и маленькие рябинки с нежными редкими листочками.

4) В середине каждой усадьбы росли яблони, кусты смородины сливы, терновник.

Задание № 3. Укажите предложение, в котором однородные члены связаны между собой с помощью разделительного союза.

1) На горизонте видится что-то тёмное: или лес, или большое село

2) Дети проводили нас за околицу и дальше в поле.

3) Небо было пурпурное, тёплое и ласковое.

4) Наше движение затрудняли встречный ветер и туманы, внезапные дожди и грозы.

Задание № 4. Укажите простое осложнённое предложение, в котором однородные члены связаны между собой с помощью двойного союза.

1) Туча густела, темнела, ширилась, и тянуло оттуда свежестью.

2) Сегодня не хочется идти ни в кино, ни на каток, ни в спортивный зал.

3) Я Петю не только видела, но и общалась с ним.

4) Поражала нас и развесистость кроны этого экзотического дерева, и толщина его ствола, и огромные листья.

Задание № 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять знаки препинания?

На бюре (1) выложенном перламутною мозаикой (2) которая местами уже выпала и оставила после себя одни жёлтенькие желобки (3) наполненные клеем (4) лежало множество всякой всячины (5) куча исписанных мелко бумажек (6) накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху (7) какая-то старинная книга в кожаном переплёте с красным обрезом (8) лимон, весь высохший (9) отломленная ручка кресел (10) рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом (11) зубочистка совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих ещё до нашествия на Москву французов. (Н. Гоголь)

1) 1, 2, 3, 5, 6, 8, 10, 11

2) 2, 4, 6, 7, 8, 10, 11

3) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Задание № 6. В каком предложении согласованные определения являются однородными? (Запятые не расставлены.)

1) Жёлтые дубовые заросли стояли в росе. (К. Паустовский)

2) На малых ветвях этого дерева висели белые круглые хорошенькие коробочки, — это были выброшенные тайфуном скелеты морских ежей. (М. Пришвин)

3) В один из первых сентябрьских утренников в тайге заревел изюбр. (М. Пришвин)

4) Пётр Михайлович ловко подхватил цепкими хорошо натренированными пальцами холщовую рубашонку Саньки и стащил племянника с печки. (М. Алексеев)

Задание № 7. В каком варианте ответа допущена пунктуационная ошибка?

1) Никогда весна новая не приходит опять такой, как была, и лето, и осень и зима новые придут не такими, как были. (М. Пришвин)

2) Я бессознательно подбираю себе собак благороднейших, способных возвышаться над собачьими инстинктами. (М. Пришвин)

3) Сначала солнце загородилось лёгкими корабликами почти прозрачных белых облаков, потом самому солнцу захотелось пожить для себя, и оно загородилось от мира тёмной дождевой тучей. (М. Пришвин)

4) Конечно, и тут царствовал Берендей, пузатый, круглый, он тут был везде, и вслед за царём всё в этом царстве круглилось и пузатилось. (М. Пришвин)

Задание № 8. В каком предложении допущена ошибка при употреблении однородных членов?

1) Никита Иванович залюбовался молодой, свежей, с румянцем щеках девушкой.

2) В нашем магазине представлен большой выбор конфет, кондитерских изделий, соков и фруктов.

3) Он отвечал всегда в нужный момент и точно.

4) Из всех перечисленных мною краёв и стран я могу поверхностно судить только о Кавказе и ещё о Болгарии и Чехии.

Задание №9. Запишите предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. В сложных предложениях подчеркните грамматические основы. Выполните задания.

1. Имел Игнатий известную всему уезду большую лавку, в которой было всё нужное людям: кумач и шёлк шерсть и меха полотно и китайка. 2. Здесь можно было купить соль и сахар ножи кушаки платки свечи хомуты картины печатные книги пряники бумагу рюмки чубуки вина заморские а также подковы лошадиные и даже апельсины. 3. Продавались здесь и разные марамляшки ленты-банты плошки и ложки. 4. А потом пришла весна и с нею тяжёлая болезнь и нервические припадки царицы которые делались всё чаще и чаще с того памятного 1825 года. 5. В год освобождения от гитлеровских захватчиков Михайловское являло вид печальной развалины а по дорогам и памятным аллеям ни пройти ни проехать.

1) Начертите схемы однородных членов предложения, иллюстрирующие правила постановки знаков препинания между однородными членами с союзной связью. Укажите номер этого предложения.

2) Выполните синтаксический разбор предложения 2.

Типы приговоров: примеры и определение

1. Какие бывают типы приговоров?

Когда мы пишем или говорим, мы можем использовать множество различных типов предложений, чтобы выразить то, что мы хотим сказать. Здесь мы обсудим четыре основных типа предложений: повествовательные, вопросительные, повелительные и восклицательные; у каждого свои функции и закономерности.

И не бойтесь их причудливых имен; их значения просты и понятны.

2. Декларативные предложения

a.Что такое декларативное предложение?

Заявительные предложения дают информацию. Мы используем их, чтобы делиться фактами и идеями, другими словами, чтобы заявлять, заявлять, утверждать или требовать чего-либо. Это, вероятно, самый распространенный вид предложений в письменной форме, речах и лекциях; они являются мясом и картошкой предоставления информации. В разговоре с друзьями могут чаще встречаться предложения других типов.

Вот несколько примеров:

  • Собака пошла на окружную ярмарку.
  • Ким видела, как собака ест попкорн.
  • Обычно собаки не едят попкорн.
  • Попкорн сорвал крышку с кастрюли, потому что он был очень горячим.
  • На закуску я больше люблю попкорн, чем личинки.

б. Как написать декларативное предложение

Декларативное предложение — это утверждение, например, «А — это Б» или «А — это Б.». Заканчивается точкой. Декларативные заявления могут выражать чувства, но декларации не имеют другого чувства.Например, «Я люблю попкорн» — это простое предложение, сообщающее нам, что вы любите попкорн, но само предложение довольно бесстрастное.

Если написать «Я ЛЮБЛЮ попкорн!» он не только сообщает нам, что вы любите попкорн, но и восклицательный знак придает ему эмоциональную окраску, независимо от того, что в нем говорится. Другими словами, с точкой это декларативно и относительно бесстрастно. С восклицательным знаком становится восклицательным (см. Ниже) и более эмоциональным.

3.Вопросительные приговоры

a. Что такое вопросительный приговор?

Вопросительный приговор — это вопрос. Их легко узнать, потому что они всегда заканчиваются вопросительными знаками (?). На самом деле вопросы — это просьбы или команды для людей предоставить нам информацию, но они более вежливы, чем команды.

Какую информацию мы запрашиваем, можно указать с помощью who, what, where, when, why, how, и составных частей, составленных из этих слов, таких как how1 much, или каким образом.

Наконец, порядок глагола и подлежащего меняется на противоположный от того, в каком они были бы в повествовательном предложении — глагол идет перед подлежащим — и это также верно и для вопросов типа «да» / «нет», в которых нет «белого» слова. Однако, если вы являетесь носителем стандартного английского языка, вам, вероятно, не нужно думать об этих вещах, чтобы понять их правильно.

Вот несколько примеров:

  • Почему собака идет на окружную ярмарку?
  • Были ли вы когда-нибудь на окружной ярмарке? (вопрос «да / нет»)
  • Какой ваш любимый соус для личинок?
  • Как приготовить попкорн?

б.Как написать вопросительное предложение

Написать вопросительное предложение просто и легко. Помните — это всего лишь вопрос! На английском языке есть два типа вопросов: вопросы с белыми словами и вопросы типа «да / нет».

Wh-вопросы формируются в три этапа (о которых вам, вероятно, не нужно думать): (1) замените недостающую информацию на подходящее белое слово. (2) Поместите это слово в начало предложения и (3) если глагол «быть» или если есть вспомогательный глагол, поставьте его перед подлежащим предложения; в противном случае поставьте перед подлежащим глагол «делать».

  • Кто здесь готовит свежий попкорн?
  • Где можно купить свежий попкорн? (обратите внимание, что только вспомогательный глагол перевернут)
  • Какой вкус у попкорна лучший?
  • Когда вы обычно едите попкорн?
  • Почему вы не разрешаете своей собаке есть попкорн?
  • Какой вкус у этих личинок ?

Чтобы задать вопрос «да / нет», вы просто следуете правилу (3), помещая перед субъектом форму «быть», вспомогательный глагол или «делать»:

Декларативное предложение:

Попкорн вкусный.

Мне нравится.

Да / Нет вопрос:

Попкорн вкусный?

Вам нравится?

3. Императивные приговоры

a. Что такое повелительный приговор?

Повелительное наклонение — это глагол, выражающий команду, таким образом, повелительное предложение в основном дает инструкции, просьбы или требования, хотя их также можно использовать, чтобы поделиться своими пожеланиями и сделать приглашения. В основном они кому-то говорят, что делать.Но приказывая кому-то сделать что-то вроде , получайте удовольствие! или приходят ко мне на вечеринку! естественно понимать как добро или приглашение. Вот несколько примеров:

  • Развлекайтесь на ярмарке! (доброжелательный)
  • Приходите со мной на ярмарку! ( приглашение)
  • Кормите собаку один раз в день. (инструкция)
  • Не давайте собаке попкорн. (запрос)
  • Хватит кормить собаку! (команда)

Глаголы в повелительных предложениях имеют определенную форму, называемую «повелительное наклонение», , которая выглядит иначе, чем декларативная или изъявительная , форма. Посмотрите на эти два предложения:

Не кормите собаку . Повелительный глагол «не», дающий команду

He не кормил собаку. Ориентировочный глагол «не сделал», просто констатирующий факт

b. Как написать императивное предложение

Написать императивное предложение легко, но важно помнить его роль. Повелительное предложение по тону может быть нейтральным или выражать сильные эмоции. Из-за этого можно заканчивать либо точкой, либо восклицательным знаком (!). Например, принудительная команда должна заканчиваться восклицательным знаком, а более нейтральный запрос требует только точки.

Также стоит отметить, что у нас есть много способов сделать так, чтобы императивы казались менее грубыми на английском языке; сравните:

  • Принесите мне чашку кофе!
  • Дайте мне чашку кофе.
  • Могу я попросить вас принести мне чашку кофе?

Обратите внимание, что последнее предложение даже не является императивом с грамматической точки зрения; это вопрос. Мы называем это косвенной командой , и это гораздо вежливее, чем императив!

Обратите внимание, что, хотя повелительные и восклицательные предложения могут оканчиваться восклицательными знаками, они имеют разные грамматические формы и служат разным целям.

4. Восклицательные предложения

а. Что такое восклицательный приговор?

Восклицательные предложения — это способ поделиться сильными чувствами, такими как волнение. Они обычно похожи на декларативные предложения по форме и функциям, только с более эмоциями . Но можно также задавать восклицательные вопросы или восклицания, которые не являются полными предложениями; вот несколько:

  • Не могу поверить, как быстро эта собака съела весь попкорн!
  • Привет! Попкорна больше нет!
  • Как вы думаете, что вы делаете ?!
  • Этот попкорн не для собак!

б.Как написать восклицательное предложение

Вы можете превратить любое объявление в восклицательное предложение, добавив восклицательный знак. И люди часто делают это, пытаясь сделать свои слова более волнующими, «громкими» или полными эмоций.

Но на самом деле лучше писать более сильные слова, чем восклицательные знаки и такие слова, как «очень» или «так». Например, вместо того, чтобы сказать: «Этот фильм был таким плохим!» можно сказать: «Этот фильм был бесполезным мусором». Второй способ более эффективен, чем восклицательный знак.

Не злоупотребляйте восклицательными знаками. Они могут заставить вас казаться болваном. Они лучше сдержанны, чтобы показать, как кто-то говорит, в рассказе, а не передавать силу ваших собственных чувств.

5. Просмотрите

Вот диаграмма, которая поможет вам запомнить четыре типа предложений.

.

ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. 1. Какие синтаксические стилистические приемы, связанные с расположением членов предложения, вы помните?

1. Какие синтаксические стилистические приемы, связанные с расположением членов предложения, вы помните?

2. Какие типы инверсии вам известны? С кем из них вы встречались чаще и почему?

3. Что такое саспенс, как он устроен и какова функция Us?

4. Что вы знаете об отсрочке и пунктуации, используемых с отдельными членами предложения?

5.Какие члены предложения выделяются чаще всего?

6. Найдите в своих материалах для чтения случаи всех синтаксических SD, основанных на переупорядочении или предполагаемом конкретном расположении членов предложения.

Вторая, несколько меньшая, группа синтаксических SD имеет дело не столько со спецификой расположения, сколько с полнотой структуры предложения. Наиболее заметное место здесь принадлежит многоточию , или намеренному пропуску хотя бы одного члена предложения, как в известной цитате из Macbeth: What! всех моих хорошеньких цыплят и их маток // одним махом?

В современной прозе многоточие в основном используется в диалогах, где оно сознательно используется автором для отражения естественных упущений, характерных для устной разговорной речи.Часто многоточие встречается рядом с диалогом, во вступительных замечаниях автора, комментирующих речь персонажей. Эллиптические реплики в прозе напоминают постановки в драме. Оба сохраняют только самую важную информацию, выделяя те ее части, которые можно легко восстановить из ситуации. Именно ситуационный характер нашей повседневной речи в значительной степени зависит от осведомленности обоих говорящих об условиях и деталях коммуникативного акта, что способствует нормативным упущениям в разговорной речи.Имитация этих устных разговорных норм создается автором с помощью многоточия, основная функция которого заключается в достижении подлинности и правдоподобия фиктивного диалога.

Многоточие является основой так называемого телеграфного стиля , в котором опущены связки и повторяющиеся слова. В начале двадцатых годов на британских железных дорогах над багажными полками в вагонах была надпись: «Использование этой стойки для тяжелых и громоздких грузов связано с риском травмирования пассажиров и запрещено.«Сорок лет спустя он был сокращен до эллипса:« Только для легких товаров ». Такой же прогресс от полностью завершенных сообщений до вырезанных фраз был достигнут в указаниях водителей:« Пожалуйста, ведите медленно »« Двигайтесь медленно »« Медленно ».

Наибольший вклад в телеграфный стиль вносят односоставные предложений, т.е. предложения, состоящие только из номинальной группы, которая семантически и коммуникативно самодостаточна. Изолированные глаголы, исходя из онтологических особенностей глагола как части речи, не могут считаться одночленными предложениями, поскольку они всегда полагаются на контекст для их семантического исполнения и, таким образом, являются сильно эллиптизованными предложениями.В творческой прозе односоставные предложения чаще всего используются в описаниях (природы, интерьера, внешнего вида и т. Д.), Где они создают эффект развернутой, но лаконичной картины, выделяющей на первый план ее основные составляющие; и как фон диалога, упоминание эмоций, взглядов, настроений выступающих.

В конструкциях апокоину пропуск местоименной (наречной) связки создает смесь главного и придаточного предложения, так что сказуемое или объект первого одновременно используется как подлежащее второго.Cf: «В кухню была дверь». (Ш.А.) «Это он убил того оленя». (RW) Двойная синтаксическая функция, которую играет одно слово, производит общее впечатление неуклюжести речи и используется в качестве средства речевых характеристик в диалоге, в сообщаемой речи и в типе повествования, известном как «доверенный», в котором автор доверяет рассказывать историю воображаемому рассказчику, который является либо наблюдателем, либо участником описываемых событий.

Последний SD, который способствует неполноте структуры предложения, — это разрыв (апозиопесис). Перерыв также используется в основном в диалогах или других формах повествования, имитирующих спонтанную устную речь. Он отражает эмоциональное и / или психологическое состояние говорящего: предложение может быть прервано, потому что эмоции говорящего не позволяют ему закончить его. Еще одна причина перерыва — желание сократить информацию, с которой началось предложение. В таких случаях обычно есть специальные замечания автора, указывающие на умышленную резкость конца. (См. Примеры в упражнении IV).Во многих случаях разрыв является результатом неуверенности говорящего относительно того, что именно он должен обещать (угрожать, умолять).

Для обозначения разрыва используются тире и точки. Только в чугунных конструкциях могут появляться и точки, как в известных фразах «Добрые намерения, но», или «Как бывает».

Упражнение IV. Обсудите различные стили стилистических приемов, касающихся полноты предложения:

1. В порядке, закрытый и сухой.Голосом хриплым и низким. В лицо, бдительный за слепым. (Д.)

2. Малайский лагерь. Ряд улиц пересекает еще один ряд улиц. В основном узкие улочки. В основном грязные улицы. В основном темные улицы. (П. А.)

3. У него был узкий лоб, широкое лицо, большая голова и набок носа. (Д.)

4. Торжественное молчание: мистер Пиквик шутливо, старушка серьезна, толстый джентльмен осторожен, а мистер Миллер робок. (Д.)

5.Он, падающий свет и умирающий огонь, измученная временем комната, одиночество, потраченная впустую жизнь и мрак — все были в общении. Прах, прах и развалины! (Д.)

6. Она просто слабо посмотрела на него. Его чудо! Красота любви! Ее желание к нему! (Доктор)

7. С тех пор, как он был молодым человеком, тяжелая жизнь на Земле, паника 2130 года, голод, хаос, бунт, нужда. Затем пробираемся сквозь планеты, годы без женщин, без любви, годы одиночества. (Р.Br.)

8. H. Волны, как волны? C .: Волны? Вести. H .: А солнце? С .: Ноль.

H .: Но он должен тонуть. Посмотри снова. C .: К черту солнце. H .: Значит, уже ночь? C: №

H .: Тогда что это? C: Серый! Серый! СЕРЫЙ! H .: Серый! Я слышал, ты сказал серый? C .: Светло-черный. От полюса к полюсу. (С. Б.)

9.Я конный врач, зверолюб. Также займитесь сельским хозяйством. Рядом Тюльпан, Техас. (T.C.)

10. «Я пойду, Кукла! Я пойду!» Это от Бид, большие глаза больше, чем обычно, за его очками в роговой оправе. (Дж.)

11. Черный февральский день. Облака, высеченные из массивных бревен, давят на землю: нерешительное падение снежных пятнышек на вытоптанные пустоши. Мрачность, но без тени угловатости. Второй день отсутствия Кенникотта. (S.L.)

12. И мы спустились к мосту.Белое облачное небо с перламутровыми прожилками. Насквозь пробиваются жемчужные лучи, зеленые и сине-белые. Река шумит ветерок. Белый как новый напильник вдалеке. Рыбно-белая полоса на гладкой серебряной булавке вверх по течению. Стрельба по новым кеглям. (Дж. К.)

13. Это история о приключении Бэггинса. Возможно, он потерял уважение соседей, но он приобрел — ну, вы увидите, добился ли он чего-нибудь в конце концов. (А. Т.)

14. «Людям нравилось быть с ней. И« Она снова сделала паузу », — и она была без ума от тебя.»(Р.В.)

15. То, что я видел о Патти, на самом деле не противоречило мнению Китти о ней: девушка, которая имеет в виду хорошие, но … (D.U.)

16. «Он кричал, что он вернется, что его матери лучше приготовить для него деньги. Или еще! Вот что он сказал:« Или еще! »Это была угроза». (Гл.)

17. «Послушайте, я поговорю с дворецким по этому телефону, и он узнает мой голос. Это пройдет мимо меня или мне придется ехать на вашей спине?»

«Я просто работаю здесь», — мягко сказал он.«Если бы я этого не сделал», он позволил остальным повиснуть в воздухе и продолжал улыбаться. (Р.Ч.)

18. Я сказал ей: «Ты всегда вел себя как свободная женщина, ты никогда не позволял ничему останавливать тебя». Он сдерживает себя, торопливо продолжает. «Это сделало ее больной». (J.O’H.)

19. «Ну, теперь у них будет шанс показать …» Торопливо: «Я не имею в виду … Но давайте это забудем». (O’N.)

20. И вряд ли кто-то потрудился бы там заглянуть — пока — пока — ну. (Доктор)

21.Через дверь не дул ветер. (Х.)

22. Я люблю Неваду. У них здесь даже обеда нет. Я никогда не встречал так много людей, у которых не было часов. (А. М.)

23. Сойдите к Лорду и Тейлорсу или куда-нибудь и купите себе что-нибудь по-настоящему красивое и произведите впечатление на мальчика, который вас пригласил. (Дж. К.)

24. В моей семье ходили слухи, что его выгнала любовь, а не любовь к жене, на которой он женился. (J. St.)

:

.

Двухчленные предложения —

Предложение, состоящее из двух членов, состоит из двух частей: подлежащего и сказуемого. Например:

Мэри засмеялась.

В свою очередь, двухчленное предложение может быть полным или неполным . Он завершен, когда у него есть подлежащее и сказуемое. Он неполный, если отсутствует одна из основных частей или обе, но ее можно легко понять из контекста. Такие предложения называются эллиптическими и обычно используются в разговорной речи.Многоточие относится только к структурным элементам предложения, а не к информационным. Это означает, что эти слова можно опустить, потому что они имеют только грамматическое, структурное значение и не несут никакой новой релевантной информации. Есть несколько типов эллиптических предложений.

1. Предложения без словоформы в подлежащей позиции.

Похоже, дождь. Ничего не знаю об этом.

2. Предложения без словоформ в позиции подлежащего и части позиции сказуемого.В таких случаях пропущенная часть сказуемого может быть а) вспомогательным глаголом или б) глаголом ссылки.

а) Скоро домой? Понимаете, что я имею в виду? В последнее время ничего о нем не слышал.

б) Неплохо. Свободен сегодня вечером?

3. Предложения без словоформы только в части предикатной позиции, которая может быть вспомогательным или связующим глаголом. Например:

Вы их видели? Все исправлено? Уверен? Все улажено.

4. Предложения без словоформ как в подлежащем, так и в предикатной позиции. Такие эллипсы встречаются в различных ответах.

Во сколько Дэйв приходит на обед? — Один час.

О чем вы думали? — Вы.

5. Предложения без словоформы в предикатной позиции. Такие эллипсы встречаются только в ответах на вопросы.

Кто там живет? — Разъем.

Что случилось? — Ничего такого.

Двухчленное предложение может быть нерасширенным или расширенным .

Нерасширенное предложение содержит две основные позиции основного шаблона: подлежащее и сказуемое. Например:

Мэри засмеялась. Мэри счастлива.

Расширенное предложение может содержать различные необязательные элементы (включая атрибуты, определенные виды предложных объектов и наречия). Например,

Джон быстро подбежал ко мне.Мэри от души рассмеялась этой шутке.

Обязательные расширяющие элементы — это те, которые дополняют значение других слов, обычно глаголов или местоимений, которые без них не имеют смысла или имеют мало смысла. Поэтому обязательные элементы называются дополнениями .

Иоанн выучил французский . (значение выучено неполно без объекта французский)

Джон живет в Лондоне . (смысл жизни неполон без наречия места)


.

4 типа предложений английского языка | Грамматика

(Не путайте с 4 типами структуры предложения.)

Существует четыре типа английских предложений, классифицируемых по их назначению:

  • Декларативное предложение (заявление)
  • вопросительное предложение (вопрос)
  • императивное предложение (команда)
  • восклицательное предложение (восклицательное)

Типы предложений иногда называют типами предложений .

форма функция пример предложения (пункт) последняя пунктуация
1 декларативная заявление : оно говорит нам что-то Джону нравится Мэри..
2 вопросительный вопрос : Он что-то спрашивает Нравится ли Мэри Джон??
3 императив команда : она говорит нам что-то сделать Стоп!
Закройте дверь.
! или .
4 восклицательный восклицательный : выражает удивление Какую забавную историю он нам рассказал!!
(форма = структура / функция = работа)

1. Декларативный приговор (изложение)

Заявительные предложения составляют заявление . Они что-то нам говорят. Они предоставляют нам информацию и обычно заканчиваются точкой / точкой.

Обычный порядок слов в повествовательном предложении:

Декларативные предложения могут быть положительными или отрицательными.Посмотрите на эти примеры:

положительный отрицательный
Я люблю кофе. Не люблю кофе.
Мы вчера вечером смотрели телевизор. Мы не смотрели телевизор прошлой ночью.

Декларативные предложения являются наиболее распространенным типом предложений.

2. Вопросительный приговор (вопрос)

Вопросительные предложения задают вопросов . Они о чем-то нас спрашивают.Им нужна информация, и они всегда заканчиваются вопросительным знаком.

Обычный порядок слов в вопросительном предложении:

  • ( wh-word +) вспомогательное + подлежащее + глагол …

Вопросительные предложения могут быть положительными или отрицательными. Посмотрите на эти примеры:

положительный отрицательный
Любишь кофе? Разве ты не любишь кофе?
Почему вы уехали? Почему ты не пошел?

3.Императивное предложение (команда)

Повелительные предложения дают команду . Они говорят нам что-то сделать и заканчиваются точкой / точкой (.) Или восклицательным знаком / точкой (!).

Обычный порядок слов в повелительном предложении:

Обратите внимание, что обычно нет темы — поскольку тема понятна, это ВЫ .

Повелительные предложения могут быть положительными или отрицательными. Посмотрите на эти примеры:

положительный отрицательный
Стой! Не останавливайся!
Дайте ей кофе. Не давайте ей кофе.

4. Восклицательный знак (восклицательный знак)

Восклицательные предложения выражают сильную эмоцию / удивление — восклицательный — и всегда заканчиваются восклицательным знаком / точкой (!).

Обычный порядок слов во восклицательном предложении:

  • What (+ прилагательное) + существительное + подлежащее + глагол
  • Как (+ прилагательное / наречие) + подлежащее + глагол

Посмотрите на эти примеры:

  • Какой он лжец!
  • Какой это был захватывающий фильм!
  • Как он солгал!
  • Каким захватывающим был фильм!

Обратите внимание на форму и функции вышеуказанных четырех типов.Как правило, мы используем декларативную форму, чтобы сделать заявление. Мы используем вопросительную форму, чтобы задать вопрос. Мы используем императивную форму для подачи команды. Мы используем восклицательную форму, чтобы сделать восклицательный знак.

Но функция и форма не всегда совпадают, особенно при смене интонации. Например, мы можем использовать декларативную форму, чтобы дать команду — Теперь вы начнете экзамен. Или мы можем использовать вопросительную форму для восклицания — Вау, Джо может играть на пианино! Можно даже задать вопрос с декларативной формой — Бангкок находится в Таиланде? Поэтому важно понимать это и не запутаться, если функция не всегда соответствует форме.

Автор: Josef Essberger

.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *