Методика воспитания звуковой культуры речи контрольная работа: Контрольная работа по модулю № 5 » Методика воспитания звуковой культуры речи детей»

Содержание

Методика воспитания звуковой культуры речи детей — дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»

            

К студентам

           Мы приступаем к изучению курса по теории и методике развития речи. Позвольте объяснить ,как составлено наше пособие, и дать несколько советов, как организовать самостоятельную работу. Обучение строится по  испытанной  классической схеме изложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Для этого все главы разделены на блоки. Блок представляет собой отрывок информации и умственных действий, вызывающих заранее намеченное развитие познавательного процесса.

            Познакомьтесь с типами блоков и присмотритесь к их условным обозначениям:

ИБ — Информационный блок;

РБ — Расширяющий блок;

ПБ — Проблемный блок;

СБ — Ситуационный блок;

БС — Блок самоконтроля;

КБ — Корректирующий блок.

            Все главы завершаются контрольным текстом и списком литературы для самообразования.

           Основные сведения курса изложены в информационных блоках (ИБ). В состав ИБ органично вплетены расширяющие блоки (РБ), дополняющие и конкретизирующие отдельные положения, разъясняющие наиболее трудные для понимания и усвоения сведения.  РБ «оживляют» теоретическую информацию, содкржат яркие запоминающие факты, примеры. Изучать РБ не обязательно, но очень полезно.

           Проблемные блоки (ПБ) призваны будить мысль, подталкивать к собственным выводам, для которых уже накоплены необходимые знания.Как правило, здесь обсуждаются наиболее жгучие, спорные вопросы современности. Ищите, размышляйте, ошибайтесь. Ошибка, вовремя замеченная и исправленная, самостоятельно проработанная, для интеллектуального развития может дать гораздо больше, чем чужие готовые, взятые без труда выводы. «Идеи мирно уживаются в голове, но вещи тяжело сталкиваются в жизни», — заключил на склоне лет Шиллер. Вот почему так важно поразмыслить и над  практическим применением теории: знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет. Попытка разобраться в конкретной педагогической ситуации на основе полученных знаний должна быть логическим  завершением познавательного акта. И если теория не выдержит проверки практикой — это плохая теория, кто и сколько бы не уверял нас в обратном. Не пропускайте ситуативные блоки (СБ), в них вы всегда найдёте материал для обратной связи: жизнь — теория; теория — жизнь.

            Блоки самоконтроля (БС) т коррекции (КБ) предназначены для проверки правильности понимания главных идей, обеспечения прочности усвоения. Не упускайте возможность беспристрастно проверить себя, ибо одно из главных качеств педагога — профессиональная уверенность. Работа с пособием строится по схеме последовательных переходов от одних блоков к другим:

информация    _   ситуация    _    коррекция   _   контроль

ИБ -РБ — ПБ               СБ                      БС                    Тест

 

 

      Модуль  5. Методика воспитания звуковой культуры речи детей

(дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»)

 

Задачи: изучить некоторые особенности звуковой стороны речи детей дошкольного возраста;познакомить с разными формами и методами работы по воспитанию звуковой культуры речи в дошкольном учреждении;формировать у студентов умение отбирать содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах;формировать у студентов навыки фронтальной и индивидуальной работы с детьми по обучению их правильному звукопроизношению.

                Основные понятия: звуковая культура речи; словопроизношение; звукопроизношение; речевая интонация; фонематический слух; фонематическое восприятие; речедвигательный аппарат.

             Основные идеи:

  • Развитие слухового анализатора и речедвигательного аппарата – важнейшая предпосылка для овладения правильным звуко- и словопроизношением и приобретения общих речевых навыков.
  • Развитие речевой культуры детей рассматривается как процесс освоения ими социально закрепленных норм звуко- и словопроизношения и речевой выразительности.
  • Методика формирования звуковой культуры речи строится на сочетании разнообразных средств, методов, форм фронтальной и индивидуальной работы с детьми.

 

 

 

Понятие о звуковой культуре речи.

                                                                                                                                                                

Приемы проверки речи детей.

                                                                                                                                                                

Пути формирования правильного звукопроизношения.

                                                                                                                                                                

Методика развития слухового внимания и фонематического слуха у детей разных возрастных групп.

                                                                                                                                                                

Воспитание речевого дыхания.

                                                                                                                                                               

Выработка дикции.

                                                                                                                                                               

Воспитание интонационной выразительности речи.

                                                                                                                                                               

Контрольная работа по модулю № 5.

                                                                                                                                                               

 

Литература основная

  1. Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Развитие речи и речевого общения дошкольников. – М., 1995.
  2. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка // Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – С. 114-148.
  3. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.
  4. Гризик Т.И. Обучение детей описанию предметов // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 5.
  5. Максаков А.И., Фомичёва М.Ф. Звуковая культура речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 56-77.
  6. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. – М., 1987.
  7. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи на занятиях // Дошкольное воспитание. – 1979. – № 1-3.
  8. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М., 1987.
  9. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984. – С. 124-129.
  10. Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. – М., 1968.
  11. Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. – М., 1968.
  12. Рубинштейн С.Я. К психологии речи // Проблемы общей психологии. – М., 1973. – С. 116-131.
  13. Ушакова О.С. Связная речь // Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.
  14. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.
  15. Эльконин Д.Б. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964. – С. 159-169.
  16. Эльконин Д.Б. Речь // Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964. – Гл. 4. – С. 115-134.

Литература дополнительная

  1. Алексеева М.М. Вопросы обучения правильному звукопроизношению детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. – М., 1975.
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М., 1978.
  3. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сала. – М., 1979.
  4. Максаков А.И., Фомичёва М.Ф. Звуковая культура речи // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984. – С. 48-56.
  5. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 1984.
  6. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 146-148.
  7. Федоренко Л.П., Фомичёва М.Ф., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 562-74.
  8. Фельдберг А.С. Воспитание у детей правильного произношения // Обучение грамоте в детском саду. – М., 1963.
  9. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М.. 1983.

«Помощь по сайту» — нажмите на изображение стрелочки —  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (дистанционное обучение).

 

      

       Для того чтобы  с любой страницы сайта вернуться НА ГЛАВНУЮ страницу, достаточно кликнуть мышкой по ФИО автора сайта (Гольская Оксана Геннадьевна), также находящейся в верхнем правом углу страницы.

Материал на тему: Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Веселые истории для артикуляционной гимнастики

Работа по ЗКР

Учитель-логопед О.А. Лукашина


Веселые истории для артикуляционной гимнастики

Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, веселые и даже страшные — они всегда интересны. «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — писал А.С. Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее — это дружеский совет. Так почему бы не использовать его для исправления детской речи?

К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно в логопедических группах, можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения объединены в небольшие сказки.

Предлагаемые  артикуляционные сказки придуманы  для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков ([к] — [г] — [х]; [ш] — [ж] — [ч] — [щ]; [л]; [р]), и для пассивной артикуляционной гимнастики. Сказки понравились детям и дали положительный результат. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит, 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения. Полезно, чтобы дети повторили сказку на вечерних занятиях с воспитателем. Подобное закрепление материала во второй половине дня может быть дополнительным коррекционным заданием по развитию связной речи.    

 Храбрый комар

 (для пассивной артикуляционной гимнастики)

Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку. И чистил свой хоботок вот так.

«Хоботок»1. А потом он весело улыбался себе.

Губы фиксируются двумя пальцами.

И всем насекомым, которые жили рядом с ним

Но однажды поселилась рядом лягушка, она широко открывала рот и тем очень пугала насекомых.

Комар набрался храбрости и полетел посмотреть на нее. Он «делал страшную мордочку, сверкая чистым хоботком.

Верхняя губа поднимается так, что обнажается верхняя десна, положение фиксируется двумя пальцами.

Когда такое увидела лягушка, она гак растерялась, она даже испугалась и открыла от удивления рот.

Нижняя губа опускается так, что обнажаются десны, положение фиксируется двумя пальцами.

Лягушка тут же ускакала из этих мест и больше не возвращалась. А насекомые стали трубить победу в честь комара- подняли  свои  хободки приветствуя победителя.              

 

Прекрасная Обжорка

Гусеничка Обжорка все время могла кушать. Она лопала всё ,что                                                    попадало в ее поле зрения:  и цветочки, и веточки, и плоды. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон.

«Хоботок».

Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ.

«Улыбочка».

И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.

— Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в зеркальце, — сказала гусеничка. — Ой, какой у меня бледный вид!

И гусеничка решила позаниматься, чтобы у нее стал вид более здоровый, когда вернется слон.

«Лопатка» и «Иголочка».

Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела… Но вскоре она опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки, ожидая слона.

«Почистим зубки»  и  «Посчитаем нижние зубки».

Затем Обжорка немножко посердилась,

«Киска сердится».

свернулась катушечкой и сладко уснула.

«Катушка».

Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно ее убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях.

«Качели».

В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.

Трудолюбивая божья коровка

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

—Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, — говорили они.

—Да  ты  просто  красный жук, — вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.

«Улыбочка».

—Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, — сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его.

«Непослушный язычок». 

И он стал ровным, как лопаточка.

 «Лопатка».

Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой

«Чашечка» и набрала дождевой водички для чая.

 Попила чайку с бубликом

«Бублик», и снова за работу.

 На картинках она увидела лошадку «Лошадка». Веселого маляра «Маляр», грибок

«Грибок», и даже гармошку «Гармошка».

Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки. Божья коровка, порадовалась.
-Пора ложиться спать, — обратилось к ней солнышко.

  • Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, — весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем

«Вкусное варенье»  и отправились спать.                                                                   Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.

«Грибок».

А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щеки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике.

«Парашютик».

Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились… пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.  

     

 Загадочная бабочка

Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв.

«Птенчик».

А бабочка ему говорит:

-Явился в желтой шубке:

прощайте, две скорлупки!

Перестав плакать,  птенчик сказал: «Это что, про меня?» А бабочка все свое:

Летом в болоте Вы ее найдете.

                                        Зеленая квакушка Улыбается от ушка до ушка.

Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка.

«Улыбочка».

— А еще знаешь, про что-нибудь большое? — спросил он. И тут бабочка не растерялась:

-У этого зверя огромный рост,

 Сзади у зверя маленький хвост,

Спереди у зверя — хвост большой.

 Ну, конечно, это он!

 Ну, конечно, это…   слон!- закричал весело птенчик

«Хоботок».

  • Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? — спросила бабочка.
  • Я остался один, потому  и плакал.

Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка сразу загадала новую загадку:

Рядом с дворником шагаю,

 Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю делать горку, строить дом.

—Это про мою лопатку.
       «Лопатка».

-Я  отгадал.  А еще знаешь?  — спросил птенчик.

Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют Воздушные… (шары).

И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно сдувался.

«Надуй игрушку».

Они даже пошлепали свои язычки,

«Непослушный язычок».

но шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит:

Хожу-брожу не по лесам,

 А по усам, по волосам, И зубы у меня длинней,

 Чем у волков и медведей.

Птенчик сразу отгадал загадку и причесался.

«Расческа».

Затем друзья покачались на качелях.

«Качели».

И не заметили, как время прошло.

— А что всегда идет, а с места не сходит? — спросила бабочка.

 «Часики»

И снова отгадал птенчик загадку. А тут и мама прилетела.

Отблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к себе в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей.

Невоспитанный мышонок

  Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу — не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу?» Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки,

«Почистим зубки, причесался,

 «Расческа».

Видит, зайчик на качелях качается.

«Качели».

Пошел он и громко пропищал: «Доброе утро!»

Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет, в язычке гирьку держит, чтоб сильным был.

«Язык-силач».

И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит.

«Бублик».

Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!» Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым.

А мышонок все бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился с горки.

«Горка».

Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который лягушата построили.

«Заборчик».

Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.

Но мышонку некогда играть — еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» — кричит ей мышонок, «Уже вечер наступил, — отвечает летучая мышь, — добрый вечер, мышонок!» И мышонок засвистел весело, как паровозик.

«Паровозик свистит».

И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго.

Кто поможет воробью

Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него.

«Птенчик».

Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке.

                                         «Горка».

Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог — маленький еще был, не научился летать. Сел воробьишко и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка.

«Веселая змейка».

  • Помоги мне, — просит воробышек, — я из гнезда упал.
  • Я бы рада тебе помочь, —отвечала змейка, — но у меня нет рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди по тропинке, найдешь там помощь. — И уползла.

Ещё  пуще заплакал воробышек, но пошел. Катит катушку ему навстречу лягушонок.

«Катушка».

Попрыгал кругом, да чем он поможет? Услышала плач мама-воробьиха — летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Проскакала  мимо

лошадка . Подставила копыто,

«Лошадка».

чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и это не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Слышат — стучит дятел.

«Барабанщик».

Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал:        «Я знаю, что делать. Иди по
ступенькам вверх и позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они тебе помогут.»        

Так и решили. Попрыгал воробей по ступенькам и видит: ребята в футбол играют, «Загнать мяч в ворота».

Попросили у них помощи. Ребята с радостью согласились отнести воробышка  в гнездо. Больше он уже не падал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них — благодарил.

ЗАЯЦ-ОГОРОДНИК

История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем ее  стал самый обыкновенный заяц, а случилось всё так. Скакал од-

нажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород

вскопать. Взял лопату и пошел на делянку.
« Лопатка».

Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он — шипит  кто-то:

— Эй, заяц, ты чего тут делаешь?

 -Огород копаю, чтобы еду на целый год вырастить, — отвечает Змея. Сначала                  удивилась, а потом головку подняла, осмотрела всё и похвалила зайца.

«Веселая змейка».

Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок засушенный нашла.

«Грибок».

«Вот молодец», — удивилась белка и тут же совет дала:

— Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. — А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала.

Только белка ушла — медведь идет да банку с вареньем несет.

«Вкусное варенье».

Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошел к нему и дал разумный совет:

-Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. — И ушел косолапый.

Заяц дальше копает. Песенки все поет, хоть устал очень.

Исполняются песенки: «а», «о», «у», «и », «ы », «э».

А перед самим вечером смотрит — волк идет, чашечку несет.

-Ой, заяц, какой ты молодец! — заохал волк. — До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка.

«Чашечка».

Засмеялся заяц, но чашку взял.  До самой ночи копался заяц, а наутро еще и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком черпать.

«Ковшик».

Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил ее, и получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам.

«Лошадка».

Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту.

Исполняется песенка змеи: «ш-ш-ш».

Сказка о Кляксе

Жила-была Клякса в темном дупле, она очень не любила показываться людям.

«Язычок на балкончике».

Почему? Да потому, что при ее появлении каждый считал своим долгом  воскликнуть:   «Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная Клякса!» Кому такое понравится? Вот почему она предпочитала отсиживаться в дупле. Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно!

Решила она принарядиться. Тогда она зашла в магазин, купила краски и покрасила свою шляпку.

«Маляр».

Но все, кто ее видел, снова махали руками и кричали: «Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!»

«Язычок на балкончике».

Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку.

«Маляр».

Но и это никто не оценил. Она снова услышала: «Какая огромная Клякса в синей юбке!» Очень она обиделась, взяла и оставшейся краской выкрасила свое дупло. Она очень старалась, и дупло стало уютным и красивым.

«Спрячь конфетку» и «Почистим зубки».

И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Взяла желтой краски и покрасилась в яркий солнечный цвет.

«Маляр».        

Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась. Но только она появилась на улице, как каждый, кто ей встречал и, в ужасе кричал: «Какая желтая Клякса! Как блин!»

«Лопатка».

В это время пролетала Сова — мудрая голова.

«Часики».

Сова не узнала Кляксу в новом наряде и новом жилище. Сове показалось, что это совсем и не Клякса. «Здравствуйте, дорогая и красивая Незнакомка! — сказала
вежливо Сова. — Вы случайно не родственница Луны?»  Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно, что ее приняли за
Луну. И они вместе отправились’ качаться на качелях.

«Качели».

Приложение

Артикуляционные упражнения

Для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи

«Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи). Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

        «Паровозик свистит»  (выработка плавной, непрерывной струи).

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

        «Фокус»,  «Парашютик»  (направление воздушной струи посередине языка).

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку

.        «Надуй игрушку»  (развитие сильного плавного выдоха).

Небольшие надувные игрушка дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.

Для губ

        «Птенчик», «Окошко».

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

        «Улыбочка».

Губы удерживаются в улыбке . Зубы не видны.

        «Заборчик».

Губы выдвинуть вперед длинной трубочкой.

        «Хоботок».

Сомкнутые губы вытянуть вперед.

        «Бублик», «Рупор».

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны

«Заборчик» — «Бублик»— «Улыбочка» — «Хоботок».

Чередовать положение губ.

        «Кролик».

Губы сомкнуть. Верхнюю губу приподнять и обнажить верхние резцы.

        «Расческа».

«Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот,                                                      «причесывать» нижними зубами верхнюю губу.

Для языка

 «Барабанщик», «Дятел».
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося: «д-д-д».

«Вкусное варенье».

Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«Веселая змейка». (развитие подвижности языка).

Высовывать язык изо рта, затем убирать обратно в рот. Двигать языком из стороны в сторону, потом снова убирать в рот.

   «Гармошка».

Рот закрыть. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

    «Горка», «Киска сердится». Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка поднять вверх.

        «Грибок» (растягивание подъязычной связки). Рот открыть. Язык присосать к нёбу.

        «Индюк» (выработка подъема языка вверх, подвижности кончика языка).

Приоткрыть рот, двигать широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл…» (как индюк болбочет).

        «Иголочка»,   «Стрелочка»,«Жало».

Рот открыть. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед.

    «Качели».

Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

        «Катушка».

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатить» вперед и убрать в глубь рта.

        «Ковшик» (поднимание кончика и приподнимание боковых краев для образования углубления в спинке языка).

Рот широко открыть. Широкий язык положить на нижнюю губу. Кончик и бока языка загнуть так, чтобы получилось углубление спинки языка. Занести «ковшик» в рот, приподнимая кончик языка к бугоркам.

    «Лопатка».

Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

        «Лошадка». (укрепление мышц языка и подъема его вверх).

Улыбнуться и приоткрыть рот. Пощелкать медленно кончиком языка. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

  «Маляр» (отработка подъема языка вверх и его подвижности).

Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба.

        «Непослушный язычок» (расслабление мышц языка).

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…».

        «Оближем губки», «Киска облизывается».

Рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

        «Почистим зубки».

Рот закрыть. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

        «Ступеньки» (выработка подъема языка вверх, удержание его в верхнем положении при чередовании движений).

Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу — это первая ступенька; широким кончиком языка обнять верхние зубы — это вторая; широкий кончик языка прижать к верхним бугоркам — третья.

        «Трубочка», «Желобок».

Рот открыть. Боковые края языка загнуть вверх.

«Футбол», «Спрячь конфетку».
Сомкнуть губы. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.

«Часики», «Маятник».

Рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

         «Чашечка», «Пиала». Рот широко открыть. Передний и боковые края  широкого языка| поднять, не касаясь зубов.

        «Шмель».

Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободным. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз, -джжж».

«Язык-силач» (отработка умения удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укрепление мышц языка, путем их напряжения и расслабления).

 Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить кончик языка к нижним передним зубам и упираться языком в зубы.

« Язычок на балкончике ».
Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу.

«Язычок сушит хвостик».
Язычок расслабить, свесить на ребро чистой ложки и с силой дунуть на его кончик.

Читать контрольная по педагогике: «Методика воспитания звуковой культуры речи на занятиях» Страница 1

(Назад) (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!


Педагогический колледж №2 г. Оренбурга.

Отделение заочного обучения.

Специальность 050704 “Дошкольное образование” Контрольная работа.

По предмету «Развитие речи». Студентки пятого курса

Содержание1. Методика обследования звуковой стороны речи у детей 32. Этапы обучения правильному звукопроизношению 93. Содержание, структура и методика занятий по формированию слово — и звукопроизношения в разных возрастных группах 144. Задание 575. Литература 59

1. Методика обследования звуковой стороны речи у детей

Общие принципы обследования речи детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов и понятий. Однако, его артикуляционные возможности еще несовершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому нормированное произношение сложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку. Как правило, даже на первой стадии нормального развития детской речи она хорошо понятна только близким родственникам ребенка. Общение же с чужими людьми часто вызывает у него серьезные трудности.

Следует отметить, что при обследовании речи ребенка, надо предлагать ему такие задания, которые помогут собрать необходимую информацию не только о развитии произносительной стороны его речи, но и составить адекватное представление о сформированности его словаря, стадии развития фразовой речи, особенностях усвоениях основных ее частей и специфике использования некоторых грамматических форм.

Обязательно надо учитывать влияние на развитие детской речи «инпута» (обращенной к ребенку речи близкого взрослого), который сначала играет ведущую роль в формировании начального детского лексикона, а затем оказывает существенное влияние на последующее усвоение нормированного произношения, основных лексических закономерностей и грамматических правил родного языка.

Для обследования речи лучше иметь отдельные файлы с вложенными в них картинками. Можно достаточно широко варьировать картинный материал, предлагаемый ребенку при обследовании, включая в него дополнительные задания по другим звукам. Длительность диагностического занятия сугубо индивидуальна, зависит от возраста ребенка и его психофизического состояния, личностных особенностей, поведения в ситуации обследования. Оптимальная длительность диагностического занятия с ребенком раннего возраста — 10-15 минут. Мы рекомендуется превышать это время, даже если кажется, что ребенок очень заинтересовался выполнением задания и не испытывает усталости после предъявления целой серии картинок.

При назывании картинок во время проверки звукопроизношения надо учитывать: состояние словарного запаса ребенка, наличие перестановок слогов и/или отдельных звуков, усечений окончаний слов и характер трудностей формирования слоговой структуры многосложных слов.

Особо следует остановиться на изучении слоговой структуры слова как одной из важных характеристик произносительной стороны речи. При обследовании слоговой структуры слова необходимо выявить умение ребенка правильно произносить не только звуки в слове, но и их количество и последовательность. Традиционно считается, что в раннем возрасте слоговая

Методы и приемы формирования звуковой культуры речи

     

       Для решения многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. В первую очередь к ним относятся занятия. Чаще всего это еженедельная (1—2 раза в неделю) работа на речевых занятиях, занимающая от 2 до 10 мин. Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи. Такие занятия особенно нужны во второй младшей группе, где очень велик объем работы по звукопроизношению. В подготовительной к школе группе это позволяет делать достаточное количество речевых занятий в неделю.

       Большая часть времени на таком занятии отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков (в подготовительной к школе группе — дифференцировке пар звуков, близких по акустическим признакам: з — ж, с — сь и др.) Остальное время уделяют воспитанию других качеств речи (двух-трех).

       Таким образом, существующая в детских садах система занятий для первой и второй младших, а также средней группы позволяет воспитателям оказывать детям планомерную квалифицированную помощь в овладении всеми звуками родного языка (этот процесс должен заканчиваться к пяти годам).

       Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения и др.

       В младших и средней группах эффективна речевая гимнастика (1—2 мин артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики, 2—3 раза в неделю).

       Широко практикуется и работа с подгруппками детей в удобное для педагога время (дидактические игры, шутки-чистоговорки и др.). Таким образом, в календарном плане почти на каждый день предусматривается работа по звуковой культуре речи.

       Какие же методы типичны для воспитания звуковой культуры речи? Это дидактические игры («Чей домик?», «Оркестр»), подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»). Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса п т. п.). В младших и средней группах они часто сопровождаются показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек. На столе воспитателя можно с помощью игрушек устроить инсценировку, по ходу которой повторяется учебный материал (звукосочетания, чистоговорки-песенки).

       Для формирования выразительности речи эффективны занятия по пересказу, заучиванию стихотворений. Отдельные элементы интонации (просодемы), речевой слух и дыхание отрабатываются также и методом упражнений: заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.

 

Новые и традиционные методы автоматизации звуков у детей с ОНР

       Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей.

       Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог. Если педагог применяет образец на первоначальной ступени обучения, то зачастую он подкрепляет этот прием кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений рече-двигательного аппарата («Вы, дети, слышите, что я не просто говорю слово со звуком р, но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-р-р-р-буз…»). При формировании фонематического слуха, звукои словопроизношения рекомендуется специфичный прием — утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова).

       В младших группах часто используется образное называние звука или звукосочетания (ззз — песенка комара; туп-туп-туп — топает козленок).

       Показ и объяснение артикуляции в этих группах часто включается в игровой сюжет(«Сказка Веселого Язычка»). Активным приемом являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков (звукосочетаний) небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.

       Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно дается или в эмоционально-шутливой форме («Давайте поучим индюка петь веселую песенку!»), или в деловой («Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофе-е-ер, шоферы, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво — кому же хочется попасть в смешное положение?»).

       Примыкает к этому и другой прием — индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка («Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи — он умеет быть ласковым, заботливым»).

       В случае ошибочных ответов возможны такие активные приемы, основанные на имитации, как совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца).

       В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка ценен пример правильной речи его сверстников. Этот фактор надо использовать не только на занятиях, но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, четко.

       Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление. Следует предостеречь педагогов от назойливого, слишком частого, использования исправлений и подсказов (звукопроизношения, темпа и т. д.), так как это нервирует ребенка. На занятиях может употребляться и такой специфичный прием — образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываетшх звуков или звукосочетаний (игровая ситуация ) служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала (выйти из-за столов, походить, присесть и показать, как квохчут курочки).

       Как уже упоминалось выше, в процессе работы над звуковой культурой речи уместны и наглядные приемы — показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование — «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры слова.

 

       Литература:

Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М.: Прочвещение, 1981. — 256 с

Контрольная Методика воспитания звуковой культуры речи детей, вариант 5 Педагогический колледж им.Макаренко

Введение
Теоретическая часть
1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития ребенка
2. Возрастные особенности развития звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
3. Задачи и содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

4. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи детей
5. Этапы обучения правильному звукопроизношению
6. Методика обучения звукопроизношению на занятиях
Практическая часть
а) конспект занятия по обучению звукопроизношению
б) таблица обследования речи детей
Заключение
Список литературы

Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

Воспитание звуковой культуры предполагает:
— формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
— воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение;
— формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;
— выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
— воспитание культуры речевого общения как части этикета.
Само освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевым и слуховым аппаратами. Вначале на основе определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий еще социального значения. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д. Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание обращенных к ребенку слов, с другой – первые самостоятельные слова.
Цель работы – рассмотреть методику воспитания звуковой культуры речи детей.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2000.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М., 2000.
3. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.
5. Журова Л.Е. и др. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2002.
6. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1979.
7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1981.
8. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. – М., 1998.
9. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
10. Швецова И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи. // Дошкольное воспитание. – 2007. – №5.

Методика воспитания звуковой культуры речи

Нужна помощь в написании работы?

Таким образом, воспитание звуковой культуры речи дошкольников включает формирование четкой артикуляции звуков, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные  средства выразительности.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую  речь необходимо решать следующие задачи: воспитывать речевой слух, формировать произносительную сторону речи, развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии, воспитывать интонационную выразительность.

Работа по развитию речевого слуха включает в себя развитие всех его компонентов: звукового слуха, слухового внимания, фонематического слуха, восприятия темпа и ритма речи.  Воспитание речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость произнесения слов, ритмичность, плавность, тембральную окраску.

Работа по формированию произносительной стороны речи заключается в совершенствовании артикуляционного аппарата, а именно  в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять у детей мышцы, учить быстро переключать мышцы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, развивать подвижность языка и губ, способность придавать им нужное положение для правильного воспроизведения звуков.

Среди методов работы по воспитанию звуковой  культуры речи используются дидактические игры с наглядным материалом или словесные; подвижные или хороводные игры с текстом; рассказы со звукоподражанием; потешки, стихотворения, а в старшей  группе – скороговорки.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость Поделись с друзьями

Классификация звуков речи (фонем)

Классификация звуков речи (фонем)

§ 42. Звуки речи можно охарактеризовать и классифицировать по разным признакам — физическим или акустическим, физиологическим или артикуляционным. При классификации звуков речи, характеризуя отдельные звуки или определенные группы звуков, следует строго различать их акустические и артикуляционные особенности, которые в современной лингвистике не всегда достаточно последовательно разграничены.В то же время Л.В. Щерба, который в 1912 г. в статье «Гласные США в качественном и количественном соотношении» писал: «Однако самый главный недостаток в наших системах гласных (т.е. в их описаниях — В.Н.) — это незнание связь между акустическими и физиологическими качествами ». В не меньшей степени это относится к описаниям согласных звуков. Сравните, например: «Согласные различаются: 1) по участию шума и голоса; 2) по месту образования шума; 3) по способу генерации шума; 4) по отсутствию или наличию палатализации

Предлагаемая классификация речевых звуков (фонем) основана на их артикуляторных, физиологических характеристиках.

Гласные и согласные как основные типы звуков речи

§ 43. Артикуляционная характеристика звуков речи, их классификация по артикуляционным характеристикам начинается с выделения двух основных классов или типов звуков — гласных и согласных, которые различаются во всех языках мира. Первое и самое важное деление в этой классификации — это деление на гласные и согласные. «Артикуляционные различия между гласными и согласными:

1.При образовании (произношении) гласных звуков путь прохождения струи выдыхаемого воздуха в речевом канале свободный, открытый, поток воздуха проходит свободно, беспрепятственно; при формировании согласных звуков в речевом канале для воздушной струи образуются различные препятствия (сравните, например, произношение звуков а, и б).

2. Эта отличительная особенность определяет разницу в силе выдыхаемого воздушного потока: при образовании гласных воздушный поток относительно слабый, при образовании согласных — более сильный, способный преодолеть барьер, образовавшийся в речевом канале.В этом можно убедиться, произнеся отдельные гласные и согласные перед пламенем горящей свечи: при произнесении гласных она колеблется намного слабее, чем при произнесении согласных.

3. Когда мы произносим гласные, интенсивность речевого аппарата и сила струи выдыхаемого воздуха одинаковы на всем протяжении звука; при произнесении согласных интенсивность речевого аппарата и сила воздушного потока больше в местах образования преграды и в момент ее преодоления.Это связано с необходимостью преодоления препятствий при образовании согласных звуков, которые отсутствуют при образовании гласных. (Препятствие здесь — это препятствие, которое затрудняет прохождение воздушной струи.)

Артикуляция большинства согласных звуков, а именно согласных шумных (т. Е. Всех согласных, кроме звучных) отличается от артикуляции гласных еще и положением голосовых связок. При образовании согласных голосовые связки менее напряжены, чем при образовании гласных, что объясняет преобладание шума над голосом, на которое уже обращалось внимание акустическим характеристикам звуков речи.

В соответствии с указанными выше артикуляционными особенностями разные согласные звуки (разные группы согласных) отличаются от гласных в разной степени. Наиболее ярко противоположные гласные — это взрывные согласные, особенно глухие (n, t, k). Артикуляционные различия между гласными и так называемыми фрикативными, или фрикативными, шумными согласными (например, c, w, w). Наименее заметны указанные различия между гласными и сонорными согласными, которые по артикуляции близки к гласным; по положению голосовых связок (а значит, по соотношению голоса и шума) они ближе к гласным, чем к согласным; поэтому они могут действовать как слоговые (слоговые) звуки, функцию которых обычно выполняют гласные (подробнее см. § 53).На этом основании сонорные согласные иногда выделяют в особую группу звуков речи, занимая промежуточное положение между согласными и гласными.

Классификация гласных

§ 44. В артикуляционном отношении гласные различаются в зависимости от работы активных органов речи, а именно: языка, губ, небной занавески или (в другой терминологии) мягкого неба.

Язык при образовании гласных может занимать другое место по отношению к передней или задней части ротовой полости и по отношению к нёбу.В зависимости от этого проводятся две классификации гласных звуков: (а) в месте поднятия языка или в месте обучения и (б) по степени языкового подъема или по методу обучения.

В зависимости от положения языка по отношению к передней или задней части полости рта, т. Е. От того, от какой части задней части языка и где ротовая полость поднимается к небу, гласные первого ряда или передний, задний ряды или спинка, а различаются средние, смешанные ряды или средние.При образовании гласных в переднем ряду средняя часть задней части языка поднимается в большей или меньшей степени к твердому нёбу, оставляя небольшой резонатор в передней части рта. В качестве примеров гласных в первом ряду можно привести США и, e. Когда образуются гласные заднего ряда , спинка языка более или менее поднимается к мягкому нёбу, образуя в полости рта большой резонатор; например, гласные в Соединенных Штатах o, y. При образовании гласных среднего диапазона вся задняя часть языка находится высоко по направлению к небу, в результате получается резонатор в форме длинной трубки. Примером такого гласного звука является гласный звук США s.

В зависимости от положения языка, но относительно нёба, с точки зрения степени его подъема, различаются гласные верхних, высоких или верхних гласных; ниже, ниже или ниже; средний рост, или средний. При образовании верхних гласных язык находится в верхней части ротовой полости, максимально ограничивая пространство для прохождения воздушного потока, поэтому такие гласные называются еще узкими, или закрытыми.К ним относятся, например, гласные (США) и, u, y. При образовании нижних гласных , язык расположен в нижней части рта, в результате чего между языком и нёбом больше всего места для прохождения воздушной струи. В связи с этим их еще называют широкими, или открытыми. В качестве примера таких гласных можно привести звук США a. Когда образуются средние гласные , язык слегка приподнимается к нёбу, т.е.е. занимает более низкое положение, чем при произнесении верхних гласных, и более высокое, чем при произнесении гласных нижнего восхождения. Такими гласными являются, например, США е, о.

В зависимости от положения губ, по степени их участия в образовании гласных звуков, гласные различают от губных, отрезанные или лабиализированные (от латинского слова «губа») и нелубиальные — безабализованные. Когда образуются гласные губ, губы выступают вперед и округляются, создавая относительно узкое отверстие для прохождения струи выдыхаемого воздуха.Например, гласные o, y в Соединенных Штатах и ​​многих других языках, например, немецкие гласные, обозначаемые буквами b, d, , используемые в словах horen (слышать), mogen (может) , ф !!! iiren (сообщения), ф !!! iinf (пять), пт !!! iihing (пружина) и другие подобные. При образовании неголосовых гласных губы находятся в обычном открытом положении и образуют более широкое отверстие. Вы можете, например, произнести произношение любой гласной США, кроме упомянутых выше помад (кроме случаев, когда перед гласной произносится согласный звук смычка, под влиянием артикуляции которого гласный приобретает гнусавый оттенок).

В зависимости от положения небной занавески различают гласные носовые или носовые (от латинского nasalis — носовой) и ротовые (ротовые), неназальные, ненейтрализованные или чистые. Устные гласные произносятся как

.

Понятие о культуре речи, критериях и качестве хорошей речи. Основные качества хорошей речи

Культура речи — отдельная дисциплина лингвистики. Его главная цель — не накопление как можно большего количества знаний, а умение их правильно применять. Речь — это определение характера человека и даже общества в целом. Качества хорошей речи очень многогранны. Они показывают, насколько стиль общения соответствует ситуации.Речь должна быть успешной как для того, кто говорит, так и для кого она адресована. Это основной принцип, описывающий хорошую речь и ее качества.

Речь

Речь — это средство связать звуки с определенным значением, а также выразить личность человека, его мысли, чувства и эмоции.

Люди с детства берут речь. На протяжении жизни они шлифуют, совершенствуют этот инструмент самовыражения.

Если речь соответствует всем современным литературным нормам, ее можно назвать правильной.Если нет чуждых литературной модели выражений и построений, такое средство коммуникации называется чистым.

Речь богата при использовании в стилистических приемах и методах. Становится ярким. Речь также может быть логичной или точной, соответствовать определенному стилю, на который настроена аудитория.

Но если этот инструмент выражения доступен слушателям, это понятная речь. Ведь очень важно, чтобы сказанное трогало слушателя. Основные качества хорошей речи заключаются в степени ее воздействия на человека.

Относительность

Определить основные характеристики и качества хорошей речи не так-то просто. Представления о культуре речи и ее качестве меняются даже у одного народа с течением времени. Поэтому его нельзя правильно воспринять, поскольку он устарел.

Уровень хорошей речи варьируется в зависимости от территории и общества. Для каждого поколения есть нормы, основные качества хорошей речи.

Также нельзя выделить такие качества, как хорошая устная, письменная, монологическая и диалогическая стилистика.

Оценка качества хорошей речи даже на специально взятом русском языке производится с позиции формы, стиля и функциональности, условий ее реализации.

Культура речи

Культура речи подразумевает такую ​​организацию языковых средств и приемов, которые при соблюдении всех норм общения способны в определенной ситуации создать максимальный эффект в решении поставленной перед ней задачи.

Культура речи предполагает владение правилами и конструкциями литературного языка.Причем как в устной, так и в письменной форме.

Умение выбирать и правильно организовывать средства выражения мыслей также входит в понятие «культура речи». Качества хорошей речи позволяют в определенной ситуации выполнить поставленную задачу общения.

Культура речи предполагает также соблюдение этикета общения. Основные понятия этого номера — литературный язык, его нормы, стиль и стандарт, виды и формы речи.

Качества правильной речи

Качества хорошей коммуникативной речи обладают массой знаков.Правильность служит основой таких признаков хорошей речи, как богатство, чистота, логичность, аккуратность, ясность, актуальность, благозвучие. Это краткий список. Он определяет качества хорошей речи. Правильность — один из главных критериев.

При правильной речи соблюдаются существующие нормы языка, например произношение, словарный запас, стилистика, морфология, синтаксис.

Богатство речи определяется наличием в ней разнообразных языковых средств. Его чистота заключается в отсутствии нелитературных слов.

Точность как составляющая правильности речи предполагает соответствие слов их действительным значениям.

Логика может сделать речь разборчивой. Он должен соответствовать законам логики, чтобы не запутаться.

Выразительность вызывает эмоции, а ясность — это адекватное понимание сказанного. Простота позволит общаться естественно, а актуальность сделает общение соответствующим задачам его реализации.

Качество хорошей речи кратко описывает все эти аспекты.

Коммуникативные качества

Речь всегда коррелирует с неречевыми структурами. Эти ссылки должны быть известны для понимания их качества. Речь в первую очередь связана с языком. Это не аналогичные концепции. Речь построена на языке и подчиняется его законам. Языковые единицы собираются в определенные структуры и образуют речь.

Коммуникативные качества хорошей речи находятся во взаимосвязи с мышлением. Мысль формируется и выражается в речи.Это делает общение логичным, точным. Речь соответствует сознанию. Это помогает увидеть, что скрывается за словами (образность, выразительность, актуальность).

Речь тоже соотносится с реальностью. Ведь общение описывает предметы, явления и события. Это также относится к адресату. Автор речи обычно создает ее для кого-то. Он должен сделать общение понятным для слушателя.

Речь соответствует условиям общения. В одних условиях будет уместно, а в других есть.Этот фактор также играет важную роль в понимании критериев и качеств хорошей речи.

Право

Основное качество хорошей разговорной, технической, юридической, медицинской речи и других ее стилей — правильность. Оно может быть акцентологическим, смысловым, формальным, стилистическим и т. Д. Рассматривается в аспекте ортоэпии и словообразования.

Лексическая корректность не допускает излишней претенциозности речи или ее жаргона. Морфологически правильная формулировка определяется грамматическими нормами.Синтаксическая корректность конкретизирует концепции.

Стилистическая корректность учитывает и выбирает те выражения, слова и звуки, которые характерны для определенного общения. Например, качество хорошей юридической речи не будет таким же, как для технического стиля.

Элитный тип речи

Качество речи также следует рассматривать с точки зрения ее типологии. Элитная разновидность наиболее приближена к литературным и этическим нормам общения.

Носители этого речевого стиля общения легко используют свой словарный запас. Это здорово благодаря обладанию культурными, литературными, научными ценностями человечества. Носитель данного стиля общения благодаря своим знаниям имеет большой пассивный и активный словарный запас.

Обладатель элитного типа общения обладает способностью мыслить, чего достигают благодаря широкому охвату общекультурных, фундаментальных текстов. Именно на них ориентируется в своей речи такой человек.

Носитель элитарного типа общения постоянно пополняет свои качества хорошей речи на русском языке на основе авторитетных текстов, а не из газет и телевидения.

Срединно-литературный тип

Носителями среднетитературного типа общения является большинство жителей нашей страны. Это люди, получившие высшее или среднее образование. Это общение — воплощение упрощенной культуры.

Отличительная черта этого типа речи — удовлетворенность ее обладателей собственными знаниями, нежелание повышать культуру речи или проверять источники, из которых поступает информация.

Основные качества хорошего носителя языка средне-литературного типа общения были приобретены в учебных заведениях, а затем забыты, а не улучшены самостоятельно. Это приводит к системным речевым ошибкам. Иногда такие люди настолько уверены в своей правоте, что даже готовы отстаивать свое видение правил речи, которое часто отличается от

.

Звуки речи

Дети общаются с помощью звуков и вокализации с рождения.

Их «речь» начинается с ранних непроизвольных звуков и перерастает в сложные последовательности движений — использование губ, языка и воспроизведение всех звуков в словах и предложениях.

Речь — мощный инструмент общения. Чтобы способствовать развитию первых коммуникаторов и пользователей языка, педагоги наблюдают за развитием у детей:

  • Вокализаций или иногда называемых «воркованием» (звуки, открывающие путь к вербальному общению)
  • звуков речи (например, / b / / d / / a / / s /), и
  • фонология (правила нашей звуковой системы).

На этой странице

Важность речи

Используя этот фокус, преподаватели могут помочь детям изучить различные вокализации и звуки речи. Это может способствовать дальнейшему развитию их вокального общения. Часто дети используют звуки с жестами, чтобы сообщить о своих ранних желаниях и потребностях.

Распознавание и использование звуков речи детьми важно для раннего изучения слов и успешного невербального и вербального общения со взрослыми и другими детьми.

Дети используют язык, который слышат от взрослых, чтобы узнать, как работают звуки. Затем они начинают сами имитировать звуки и слова, прокладывая путь для вербального общения.
Педагоги могут способствовать развитию вокального общения, участвуя в возвратно-поступательном взаимодействии и играя со звуками с детьми.

Здесь педагоги и дети по очереди общаются, используя вербальный и невербальный язык, и взаимодействуют, имитируя действия и звуки друг друга.Педагоги также могут использовать другие методы обучения, такие как чтение с детьми, игры и исполнительское искусство (стишки, песни). Взаимодействие детей и взрослых является ключом к развитию звуков речи. Фото: Pixabay

Развитие речи

Следующие возрасты и стадии (адаптировано из Berk, 2013) представляют собой руководство, которое отражает общие нормы развития, но не ограничивает ожидания для каждого ребенка (см. Практический принцип VEYLDF: высокие ожидания для каждого ребенка ).

Всегда важно понимать развитие детей как континуум роста, независимо от их возраста.

Ранние коммуникаторы (от рождения до 18 месяцев):

  • выражают желания, намерения и идеи
  • использовать невербальное и вербальное общение
  • сочетать голосовое общение с жестами и мимикой
  • начать использовать вокализацию и лепет (например, бабаба, дадада)
  • производить попытки произнесения звуков речи (например, / ka / для «кота»).

От бульканья до хихиканья

Младенческая вокализация выполняется автоматически (т.е.е. рефлексивный) для начала. Затем развивается более намеренное голосовое общение.

Рождение — 2 месяца

Рефлекторные звуки (например, плач, кашель и отрыжка)

2–4 месяца

Воркование (например, звуки «ах» и «оо») и смех

4–6 месяцев

Вокальная игра , в том числе с высотой, громкостью и забавными звуками (малина, визг)

Более 6 месяцев

Журчание (например, / babababa /, / dadada /, / bagibu /)

10 месяцев и позже

Болтовня, похожая на речь (жаргон и разговорная болтовня)

Ранние языковые пользователи (12 — 36 месяцев)

  • начинают понимать и использовать звуки речи
  • научиться произносить длинные слова с большим количеством звуков (например,г. «Палка») и несколько слогов («подушка», «слон»)
  • могут иметь некоторые типичные «речевые ошибки», такие как скольжение (кролик -> «ваббит»).

Лица, изучающие язык и развивающуюся грамотность (30-60 месяцев)

  • речевые звуки и слова произносятся четко (большую часть времени), в то время как некоторые типичные речевые ошибки все еще возникают
  • все больше осознают, как работают звуки ( фонология)

У учащихся, изучающих язык и развивающуюся грамотность, может быть очень четкая речь или могут быть типичные речевые «ошибки».

44 речевых звука

Английский — это алфавитный язык. У нас всего 26 букв, но есть 44 звуковых звука (фонемы). Сюда входят 20 гласных и 24 согласных звука.

Посмотреть 44 звуки речи на английском языке

Вы также можете узнать, как эти звуки (фонемы) появляются в виде различных буквенных образов (графем) в разделе «Фоника».

Научиться произносить звуки речи

В первые месяцы жизни дети уже начинают распознавать отдельные звуки языка (языков), которые они слышат, и проявляют предпочтения в отношении этих языков (Kuhl, 2010: Ted Talk).Это происходит из-за мощного процесса в детском мозге, который происходит просто при прослушивании большого количества слов.

Таким образом дети узнают, как работает звуковая система (фонология) их языка. Дети начинают сами издавать звуки речи в разном возрасте. Однако обычно развивающиеся дети обычно следуют аналогичной последовательности при освоении согласных звуков (Shriberg, 1993; Berk, 2013):

Ранние 8 звуков
  • Выходящие с 1 года; стабильное производство за 3 года
  • / m /, / b /, «y» как в «you», / n /, / w /, / d /, / p /, / h /.
Средние 8 звуков
  • С 3-х летнего возраста; стабильное производство через 5,5 лет
  • / т /, / k /, «нг» как в «беге», / г /, / f /, / v /, «ch» как в «жевать», «j» как в «прыжке».
Поздние 8 звуков
  • От 5 лет; стабильное производство через 7,5 лет

  • «ш» означает «овца», / с /, «й» означает «думать», «й» означает «то», / r /, / z /, / l / означает «свет». ‘, «Ж» как в «мера».

Типичные речевые «ошибки»

Ожидается, что по мере того, как дети развивают свои разговорные навыки, они будут делать «ошибки» с некоторыми звуками (например, dod для собаки или lellow для желтого).
Некоторые типичные речевые ошибки выглядят так:

  • кролик -> wabbit
  • чашка -> tup
  • ложка -> poon
  • sun -> dun
  • cat -> tat

Некоторые ошибки, которые не такие, как обычно для детей, включают:

  • удаление первого звука / звуков в словах (используется для автобуса)
  • удаление среднего звука / звуков в словах (bo-el для бутылки)
  • движущихся звуков назад рта (гук для утки).

Вы можете побудить детей исправлять речевые ошибки, повторяя то, что они говорят, с четким правильным произношением. Если вас беспокоит речевое развитие ребенка, вы можете подумать о консультации с логопедом.

Теория на практике

Развитие речевых звуков — важная часть изучения «формы» устной речи (Bloom & Lahey, 1978).

Первые коммуникаторы начинают использовать для общения комбинации жестов, мимики и голосового общения.По мере того, как дети приобретают разговорные навыки, они более стратегически используют звуки и слова, чтобы сообщить о своих желаниях и потребностях.

Доказательная база

Воспитательная и гибкая учебная среда важны для развития сильных речевых и языковых навыков (Harrison & McLeod, 2010). Это включает в себя частые возможности для детей делиться вниманием со взрослыми, общаться и слышать речь для самых разных целей.

В соответствии с социокультурной теорией Выготского (1978) и концепцией «строительных лесов» Брунера (1986) дети учатся во взаимодействии с более знающими другими.

Педагоги должны работать в партнерстве с семьями, чтобы обеспечить стимулирующее взаимодействие и множество возможностей для маленьких детей слышать и использовать язык для различных целей. Это поможет развить навыки эффективного разговорного общения.

Ссылки на VEYLDF

  • Викторианская программа обучения и развития дошкольного образования (2016 г.) (pdf — 1,14 МБ)
  • VEYLDF Иллюстративные карты
  • Результат 5: Общение

    Дети вербально и невербально взаимодействуют с другими для различных целей

    • Дети участвуют в приятных взаимных взаимодействиях, используя вербальный и невербальный язык
    • Дети отвечают вербально и невербально -вербально к тому, что они видят, слышат, трогают, ощущают и пробуют на вкус

    Начало работы

    Ранние коммуникаторы и первые языковые навыки

    Рождение — 18 месяцев и 12 — 36 месяцев
    • Отвечайте на все попытки общения с вниманием и вниманием. привязанность.
      • Имитируйте и реагируйте на все попытки ребенка озвучивать и жестикулировать
    • Имитировать звуки речи и играть с ними
      • Относитесь к каждой попытке общения как к значимой и старайтесь каждый раз отвечать
      • Не бойтесь говорить глупо, когда вы повторяете ребенку его звуки и первые слова
    • Обогащайте каждое взаимодействие языком
      • Используйте любую возможность, чтобы комментировать, описывать то, что вас окружает, и отвечать на любые попытки ребенка общаться
      • Используйте такие методы обучения, как язык в повседневных ситуациях и языковая стимуляция, позволяющая использовать много речи и языка.
    • Игры и песни для речи / языка
      • Используйте звуки речи и язык во время игр, таких как peek-a-boo
      • Подчеркивайте звуки речи в детских стишках, таких как Incy Wincy Spider и Old Macdonald
      • Следите за интересами ребенка и играйте предпочтения

    Языковые и развивающиеся навыки грамотности

    30-60 месяцев
    • Игры и песни для речи / языка
      • использовать звуки речи и язык во время игр, таких как peek-a-boo
      • подчеркивать звуки речи в детских стишках такие как Инси Винси Паук и Старый Макдональд
      • , следуют интересам ребенка и игровым предпочтениям.
      • играют в игры, произнося слова забавным образом, чтобы подчеркнуть правильный способ произношения слов.
    • Правильно повторять попытки слов
      • Поощряйте детей исправлять речевые ошибки, повторяя то, что они говорят, с четким правильным произношением.
    • Образец четкого речевого произношения для детей:
      • имя и точка, в которой издается звук (см. 44 звука), чтобы дети старшего возраста могли видеть и слышать
      • , если вы беспокоитесь о развитии речи ребенка, вы можете подумать о консультации с логопедом.

      Ссылки

      Берк, Л. Э. (2013). Развитие ребенка (9-е издание). Река Аппер Сэдл, Нью-Джерси: Образование Пирсона.

      Блум, Л., и Лэхи, М. (1978). Развитие речи и языковые расстройства. Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: John Wiley & Sons.

      Брунер Дж. (1986). Актуальные умы, возможные миры. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

      Харрисон, Л. Дж., И Маклеод, С. (2010).

      Журнал исследований речи и слуха, 53 (2), 508.Факторы риска и защиты, связанные с нарушениями речи и языка в репрезентативной на национальном уровне выборке детей в возрасте от 4 до 5 лет.

      Куль, П. (2010) Лингвистический гений младенцев. TECxRainer Talk

      Шриберг, Л. (1993). Четыре новых метода речевой и голосовой просодии для генетических исследований и других исследований фонологических нарушений развития. Журнал исследований речи, языка и слуха, 36, 105–140.

      Департамент образования и обучения правительства штата Виктория (2016) Система раннего обучения и развития в викторианском стиле (VEYLDF).Дата обращения 3 марта 2018,

      Victorian Curriculum and Assessment Authority (2016) Иллюстративные карты от VEYLDF до Викторианской учебной программы F – 10. Дата обращения 3 марта 2018,

      Выготский, Л.С. (1978). Разум в обществе: развитие высших психологических процессов. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

    .

    Основные формы речи — введение в языкознание

    Основные формы речи

    § 251. Литературные языки, обладающие письменным языком, реализуются в речи как устно, так и письменно. Другими словами, существуют две основные формы речи — устная и письменная, которые различаются внешними признаками, то есть способом реализации и восприятия, и особенностями внутреннего, собственно языка.

    Устная форма речи — это звучащая устная речь, воспринимаемая на слух.Это первичный по происхождению и обязательный для каждого языка, а для неписьменных языков это единственно возможный язык. Устная форма литературной речи используется в театральных, кино-, радио- и телепрограммах, в образовательном процессе, в научных дискуссиях, в повседневном общении грамотных, образованных людей, на собраниях, встречах, производственных собраниях и т. Д. Для формы речи характерны многие языковые особенности, характерные для разговорного стиля: обилие упрощенных синтаксических конструкций, неполных, незаконченных предложений, частое употребление вопросительных, мотивационных предложений, экспрессивных слов и выражений, разговорных и пословичных элементов, глагольных форм первого и второе лицо и т. д.В устной речи распространен неполный стиль произношения, т.е. нечеткое, неосторожное произношение звуков, характерное для быстрой речи и приводящее к их сокращению, сокращению; крайне редко употребляемая терминологическая и абстрактная лексика, причастия и наречия; Широко распространены такие приемы, как повторение, повторение, улавливание слов собеседника, различные вспомогательные средства общения — жесты, мимика, интонация.

    Письменный — форма речи, реализуемая с помощью специальных знаков письма, изображаемая на бумаге, пергаменте, бересте, холсте, на стенах зданий, на поверхности камней и других конкретных предметах и ​​воспринимаемая визуально. или на ощупь.Эта форма речи вторична, позже по своему происхождению, по сравнению с устной формой речи; он формируется на основе устной формы речи, сохраняя основные языковые особенности последней. Основная сфера использования письменной литературной речи — книги, журналы, газеты, различные документы, официальные письма, а также неформальная переписка образованных людей. Будучи вторичным по происхождению, письмо «перестает быть просто перестановкой устного», к настоящему времени оно приобрело «решающее значение для развития языков в целом», играет «ведущую роль в формировании единой литературной нормы. различных специфических языков и, в частности, современного русского литературного языка ».Важнейшими особенностями письменной речи, по сравнению с устной, являются: ясность и ясность, полнота и правильность построения предложений (что объясняется особыми условиями написания, достаточным временем для размышлений, исправлений, дополнений), частое употребление. сложных предложений разного типа, обилие причастных и наречных движений, преобладание форм глаголов от третьего лица, более тщательный подбор лексических, фразеологических средств, наличие актуальных книжных слов и фразеологии.

    Некоторые лингвисты склонны рассматривать устные и письменные формы речи (или формы языковой реализации) как разные языки. Сравните следующее высказывание Ж. Вандриса (неудачно сформулированное или недостаточно квалифицированно переведенное на русский язык): «У французов письменный язык и устный язык настолько далеки друг от друга, что можно сказать: во французском никогда не говорят так, как пишут, и редко пишут так, как пишут. они говорят .Эти два языка (выделенных мной — ВН) отличаются, кроме разницы в порядке слов, еще и разным расположением слов ».

    В дополнение к вышеупомянутым основным формам речи, переходная, промежуточная форма речи, устная форма воспроизведения письменной речи или «форма устного воспроизведения письменных и печатных текстов», иногда также называемая озвученная письменная речь или устная публичная речь. Устная форма воспроизведения письменной речи (озвученная письменная речь, или устная публичная речь) реализуется в публичных выступлениях — лекциях, докладах, докладах и т. Д. Это своеобразное сочетание особенностей рассмотренных выше основных форм речи, устной и написано.Своеобразие этой формы речи обусловлено тем, что тексты таких выступлений обычно готовятся в письменной форме с учетом требований письменной речи, но реализуются, воплощаются устно, с использованием элементов устной речи. Таким образом, основой данной формы речи является письменная речь, которая в процессе реализации несколько видоизменяется: вносятся некоторые уточнения, пояснения, допускаются повторения отдельных слов и выражений; можно упростить и сократить сложные синтаксические конструкции.Выявлены особенности произношения и ударения.

    .
    Leave a Reply

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *