Лабораторная по физике 11 класс контрольные вопросы: Лабораторные работы по физике. 11 класс.

Содержание

Методическая разработка по физике (11 класс) по теме: Лабораторные работы 11 класс

                        Лабораторная работа № 1

        Наблюдение действия магнитного поля на ток

Цель работы: убедиться в том, что однородное магнитное поле оказывает на рамку с током ориентирующее действие.

Оборудование: катушка-моток, штатив, источник постоянного тока, реостат, ключ, соединительные провода, магнит дугообразный или полосовой.

Примечание. Перед работой убедитесь, что движок реостата установлен на максимальное сопротивление.

                Тренировочные задания и вопросы

  1. В 1820 г. Х. Эрстед обнаружил действие электрического тока на _____
  2. В 1820 г. А. Ампер установил, что два параллельных проводника с током _____
  3. Магнитное поле может быть создано:  а) _____   б) _____   в) _____
  4. Что является основной характеристикой магнитного поля? В каких единицах в системе СИ измеряется?
  5. За направление вектора магнитной индукции В в том месте, где расположена рамка с током, принимают _____
  6. В чем состоит особенность линий магнитной индукции?
  7. Правило буравчика позволяет _____
  8. Формула силы Ампера имеет вид:   F= _____
  9. Сформулируйте правило левой руки.
  10. Максимальный вращающийся момент М, действующий на рамку с током со стороны магнитного поля, зависит от _____

Ход работы

  1. Соберите цепь по рисунку, подвесив на гибких проводах

катушку-моток.

  1. Расположите дугообразный магнит под некоторым острым

углом  α(например 45°) к плоскости катушки-мотка и, замыкая ключ, пронаблюдайте движение катушки-мотка.

  1. Повторите опыт, изменив сначала полюсы магнита, а затем направление электрического тока.
  2. Зарисуйте катушку-моток и магнит, указав направление магнитного поля, направление электрического тока и характер движения катушки-мотка..
  3. Объясните поведение катушки-мотка с током в однородном магнитном поле.
  4. Расположите дугообразный магнит в плоскости катушки-мотка (α=0°). Повторите действия, указанные в пунктах 2-5.
  5. Расположите дугообразный магнит перпендикулярно плоскости катушки-мотка (α=90°). Повторите действия, указанные в пунктах 2-5.

Вывод: _____

                        Дополнительное задание

  1. Изменяя силу тока реостатом, пронаблюдайте, изменяется ли характер движения катушки-мотка с током в магнитном поле?

Рис. 1

                        Лабораторная работа № 2

        Изучение явления электромагнитной индукции

Цель работы: изучить явление электромагнитной индукции, проверить правило Ленца.

Оборудование: миллиамперметр, источник питания, катушки с сердечниками, магнит дугообразный или полосовой, реостат, ключ, соединительные провода, магнитная стрелка.

                Тренировочные задания и вопросы

  1. 28 августа 1831 г. М. Фарадей _____
  2. В чем заключается явление электромагнитной индукции?
  3. Магнитным потоком Ф через поверхность площадью S называют _____
  4. В каких единицах в системе СИ измеряются

а) индукция магнитного поля [B]= _____

б) магнитный поток [Ф]= _____

5.  Правило Ленца позволяет определить _____

6.  Запишите формулу закона электромагнитной индукции.

7.  В чем заключается физический смысл закона электромагнитной индукции?

8.  Почему открытие явления электромагнитной индукции относят к разряду величайших открытий в области физики?

                                Ход работы

  1. Подключите катушку к зажимам миллиамперметра..
  2. Выполните следующие действия:

а) введите северный (N) полюс магнита в катушку;

б) остановите магнит на несколько секунд;

в) удалите магнит из катушки (модуль скорости движения магнита приблизительно одинаков).

3.  Запишите, возникал ли в катушке индукционный ток и каковы его особенности в каждом случае:   а) _____     б) _____     в) _____

4.  Повторите действия пункта 2 с южным(S) полюсом магнита и сделайте соответствующие выводы:   а) _____     б) _____     в) _____

5.  Сформулируйте, при каком условии в катушке возникал индукционный ток.

6.  Объясните различие в направлении индукционного тока с точки зрения правила Ленца

7.  Зарисуйте схему опыта.

8.  Начертите схему, состоящую из источника тока, двух катушек на общем сердечнике, ключа, реостата и миллиамперметра ( первую катушку соедините с миллиамперметром, вторую катушку через реостат соедините с источником тока).

9.  Соберите электрическую цепь по данной  схеме.

10. Замыкая и размыкая ключ, проверьте, возникает ли в первой катушке индукционный ток.

11. Проверьте выполнение правила Ленца.

12. Проверьте, возникает ли индукционный ток при изменении силы тока реостата.

Вывод:

                        Лабораторная работа № 3

Определение ускорения свободного падения при помощи маятника

Цель работы: вычислить ускорение свободного падения и оценить точность полученного результата.

Оборудование: часы с секундной стрелкой, измерительная лента, шарик с отверстием, нить, штатив с муфтой и кольцом.

                Тренировочные задания и вопросы

  1. Свободными колебаниями называются _____
  2. При каких условиях нитяной маятник можно считать математическим?
  3. Период колебаний – это _____
  4.  В каких единицах в системе СИ измеряются:

а) период [T]= _____

б) частота [ν]= _____

в) циклическая частота[ω]= _____

г) фаза колебаний[ϕ]= _____

5.  Запишите формулу периода колебаний математического маятника, полученную Г. Гюйгенсом.

6.  Запишите уравнение колебательного движения в дифференциальном виде и его решение.

7.  Циклическая частота колебаний маятника равна 2,5π рад/с. Найдите период и частоту колебаний маятника.

8.  Уравнение движения маятника имеет вид x=0,08 sin 0,4πt. Определите амплитуду, период и частоту колебаний.

                                Ход работы

  1. Установите на краю стола штатив, у его верхнего конца укрепите при помощи муфты кольцо и подвесьте к нему шарик на нити. Шарик должен висеть на расстоянии 2-5 см от пола.
  2. Измерьте лентой длину маятника:   ℓ= _____
  3. Отклоните маятник от положения равновесия на 5-8 см и отпустите его.
  4. Измерьте время 30-50 полных колебаний  (например N=40).  t₁ = _____
  5. Повторите опыт еще 4 раза (число колебаний во всех опытах одинаковое).

      t= _____     t= _____      t= _____      t= _____

  1. Вычислите среднее значение времени колебаний.

     t,

    t             t__________ .

  1. Вычислите среднее значение периода колебаний.

           ________ .

  1. Результаты вычислений и измерений занесите в таблицу.

   №

опыта

   t ,

  с

  t ,

  с

  N

   T ,

   с

   ℓ ,

   м

  ∆t ,

   с

   ∆ℓ ,

   м

   ∆q ,

   м/с²

   q ,

   м/с²

   1

   2

   3

   4

   5

  1. Вычислите ускорение свободного падения по формуле:  q .

     q          q__________

  1. Вычислите абсолютные погрешности измерения времени в каждом опыте.

      ∆t₁=|t₁−t|=|                |=

     ∆t₂=|t₂−t|=|                |=

     ∆t₃=|t₃−t|=|                |=  

     ∆t₄=|t₄−t|=|                |=

     ∆t₅=|t₅−t|=|                |=

  1. Вычислите среднюю абсолютную погрешность измерений времени.

      ∆t =           = _______

  1. Вычислите относительную погрешность измерения q по формуле:

       , где = 0,75 см    

      = _____

  1. Вычислите абсолютную погрешность измерения q.

           ∆q = _____          ∆q = _____

  1. Запишите результат в виде  q = q± ∆q.       q = _____       q =  _____
  2. Сравните полученный результат со значением 9,8 м/с².

Вывод:

                        Лабораторная работа № 4

        Измерение показателя преломления стекла

Цель работы: вычислить показатель преломления стекла относительно возлуха.

Оборудование:  стеклянная пластина, имеющая форму трапеции, источник тока, ключ, лампочка, соединительные провода, металлический экран с щелью.

                Тренировочные задания и вопросы

  1. Преломление света – это явление _____
  2. Почему пальцы, опущенные в воду, кажутся короткими?
  3. Почему из скипидара в глицерин свет проходит без преломления?
  4. В чем заключается физический смысл показателя преломления?
  5. Чем отличается относительный показатель преломления от абсолютного?
  6. Запишите формулу закона преломления света.
  7. В каком случае угол преломления луча равен углу падения?
  8. При каком угле падения α отраженный луч перпендикулярен к преломленному лучу? (n – относительный показатель преломления двух сред)

Ход работы

  1. Подключите лампочку через выключатель к источнику тока. С помощью экрана с щелью получите тонкий световой пучок.
  2. Расположите пластину так, чтобы световой пучок падал на нее в точке В под некоторым острым углом.
  3. Вдоль падающего на пластину и вышедшего из нее светового пучка  поставьте две точки.
  4. Выключите лампочку и снимите пластину, очертив ее контур.
  5. Через точку В границы раздела сред воздух-стекло проведите перпендикуляр к границе, лучи падающий и преломленный и отметьте углы падения α и преломления β.
  6. Проведите окружность с центром в точке В и отметьте точки пересечения окружности с падающим и отраженным лучами (соответственно точки А и С).
  7. Измерьте расстояние от точки А до перпендикуляра к границе раздела. α= ____
  8. Измерьте расстояние от точки С до перпендикуляра к границе раздела. b= _____
  9. Вычислите показатель преломления стекла по формуле.

  т.к.       n=        n= _____

  1. Вычислите относительную погрешность измерения показателя преломления по формуле:

      , где ∆α = ∆b = 0,15 см.        ______    = _____

11. Вычислите абсолютную погрешность измерения  n.

      ∆n = n · ε       ∆n = ______        ∆n = _____

12. Запишите результат в виде  n= n ± ∆n.       n= _____

13. Результаты вычислений и измерений занесите в таблицу.

№ опыта

 α, см

 B, см

    n

∆α, см

 ∆b, см

    ε

   ∆n

     1

     2

14. Повторите измерения и вычисления при другом угле падения.

15. Сравните полученные результаты показателя преломления стекла с табличным.

Вывод:

                        Дополнительное задание

  1. Измерьте транспортиром углы α и β.
  2. Найдите по таблице  sin α=_____, sin β= _____ .
  3. Вычислите показатель преломления стекла n=       n= _____
  4. Оцените полученный результат.

                        Лабораторная работа № 5

Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

Цель работы: определить фокусное расстояние и оптическую силу собирающей линзы.

Оборудование: линейка, два прямоугольных треугольника, длиннофокусная собирающая линза, лампочка на подставке с колпачком, содержащим букву, источник тока, ключ, соединительные провода, экран, направляющая рейка.

                Тренировочные задания и вопросы

  1. Линзой называется _____
  2. Тонкая линза – это _____
  3. Покажите ход лучей после преломления в собирающей линзе.

 

           

  1. Запишите формулу тонкой линзы.
  2. Оптическая сила линзы – это _____                D= ______
  3. Как изменится фокусное расстояние линзы, если температура ее повысится?
  4. При каком условии изображение предмета, получаемое с помощью собирающей линзы, является мнимым?
  5. Источник света помещен в двойной фокус собирающей линзы, фокусное расстояние  которой  F = 2 м. На каком  расстоянии от линзы находится его изображение?
  6. Постройте изображение в собирающей линзе.

           

            Дайте характеристику полученному изображению.

                                Ход работы

1 Соберите электрическую цепь, подключив лампочку к источнику тока через выключатель.

2. Поставьте лампочку на один край стола, а экран – у другого края. Между ними поместите собирающую линзу.

3. Включите лампочку и передвигайте линзу вдоль рейки, пока на экране не будет получено резкое, уменьшенное изображение светящейся буквы колпачка лампочки.

4. Измерьте расстояние от экрана до линзы в мм.       d=

5. Измерьте расстояние от линзы до изображения в мм.        f

6. При неизменном d повторите опыт еще 2 раза, каждый раз заново получая резкое изображение.       f,  f

7. Вычислите среднее значение расстояния от изображения до линзы.

     f       f       f= _______

8. Вычислите оптическую силу линзы  D        D

9. Вычислите фокусное расстояние до линзы.       F        F=

10. Результаты вычислений и измерений занесите в таблицу.

      №

  опыта

 f·10¯³,

  м

  f,

    м

  d,

    м

    D,

     дптр

D,

  дптр

   F,

    м

11. Измерьте толщину линзы в мм.       h= _____

12. Вычислите абсолютную погрешность измерения оптической силы линзы по формуле:

      ∆D = ,       ∆D = _____

13. Запишите результат в виде  D = D± ∆D       D = _____

Вывод:

                        Лабораторная работа № 6

                Измерение длины световой волны

 

Цель работы: измерить длину световой волны с помощью дифракционной решетки.

Оборудование: дифракционная решетка с периодом  мм или  мм, штатив, линейка с держателем для решетки и черным экраном с щелью посредине, который может перемещаться вдоль линейки, источник света.

                Тренировочные задания и вопросы

  1. Дисперсией света называется _____
  2. Интерференция световых волн – это _____
  3. Сформулируйте принцип Гюйгенса-Френеля.
  4. Дифракционная решетка представляет собой _____
  5. Максимумы у дифракционной решетки возникают при условии _____
  6. На дифракционную решетку с периодом  d=2 мкм нормально падает монохроматическая волна света. Определите длину волны, если k=4.
  7. Почему частицы размером менее 0,3 мкм в оптическом микроскопе не видны?
  8. Зависит ли положение максимумов освещенности, создаваемых дифракционной решеткой, от числа щелей?
  9. Рассчитайте разность хода волн монохроматического света (λ=6·10 м), падающих на дифракционную решетку и образующих максимум второго порядка.

Ход работы

  1. Включите источник света.
  2. Глядя сквозь дифракционную решетку и щель в экране на источник света и перемещая решетку в держателе, установите ее так, чтобы дифракционные спектры располагались параллельно шкале экрана.
  3. Установите экран на расстоянии приблизительно 50 см от решетки.
  4. Измерьте расстояние от дифракционной решетки до экрана.     α= _____
  5. Измерьте расстояние от щели экрана до линии первого порядка красного цвета слева и справа от щели.

Слева: b = _____       справа: b=_____

  1. Вычислите длину волны красного цвета слева от щели в экране.

                = _____

  1. Вычислите длину волны красного цвета справа от щели в экране.

             = ______

  1. Вычислите среднее значение длины волны красного цвета.

                    = ______

  1. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

Цвет в

спектре

Расположение

спектра

   k

   d

   α

   b

   λ

   λ

красный

Слева от

щели

Справа от

щели

фиолетовый

Слева от

щели

Справа от

щели

  1. Повторите измерения и вычисления для фиолетового цвета.

Вывод:

по физике (11 класс) по теме: Лабораторный практикум.

Снятие вольт — амперной характеристики полупроводникового диода

Оборудование: диод полупроводниковый на колодке; источник электропитания; миллиамперметр постоянного тока; микроамперметр; реостат; милливольтметр; комплект соединительных проводов.

Содержание и метод выполнения работы

Работу выполняют с полупроводниковым диодом. Полупроводниковый диод состоит из монокристаллической пластинки германия 6 (рис. 1), обладающей электронной проводимостью за счет небольшой добавки донорной примеси. Для создания n — р — перехода не годится простое механическое соединение двух полупроводников с разными типами проводимости, так как при этом между полупроводниками получается большой зазор. Толщина же n — р — перехода должна быть не больше межатомных расстояний. Поэтому в одну из поверхностей пластинки германия вплавляют индий. В рассматриваемом диоде капля индия 5 вплавлена в верхнюю часть пластинки германия, а нижняя часть пластинки припаяна оловом 7 к металлическому корпусу 4. В процессе плавления атомы индия диффундируют внутрь германия и образуют поверхностную область с дырочной проводимостью. Остальная часть пластинки, куда атомы индия не проникли, осталась с электронной проводимостью. В результате в пластинке образовались две резко разграниченные области с различными видами проводимости: электронно-дырочный переход.

Герметически закрытый сварной металлический корпус 4, в который помещена пластинка германия, изолирует ее от вредных воздействий атмосферного воздуха и света, обеспечивая устойчивую работу электронно-дырочного перехода. От пластинки сделаны два вывода 3, причем один из них (верхний) проходит в металлической трубке 1, изолированной от корпуса стеклом 2. Металлический корпус выгнут наподобие полей шляпы (радиатор 8) для лучшего охлаждения, так как с повышением температуры снижаются выпрямляющие свойства полупроводниковых диодов (с возрастанием температуры возрастает концентрация неосновных носителей тока, следовательно, возрастает и обратный ток).

При отсутствии внешнего электрического поля через n-p переход диода взаимно диффундируют основные носители заряда: электроны из  n- германия диффундируют в р -германий, а дырки из р — германия переходят в n — германий. В результате по обе стороны границы раздела двух полупроводников образуются объемные заряды различных знаков, а вместе с ними и электрическое поле. Это поле препятствует диффузии основных носителей заряда и поддерживает обратное движение неосновных носителей заряда, т.е. дырки из n-области перемещаются в р-область, а электрона из р-области в n-область.

При встречном движении электронов и дырок часть из них рекомбинируют, в результате в переходе n-p образуется слой толщиной 10-4-10-5 см, обедненный подвижными носителями заряда. Этот слой называют запирающим слоем. Несмотря на малую толщину, запирающий слой составляет главную часть сопротивления диода.

При отсутствии внешнего электрического поля токи, образованные движением основных и неосновных носителей заряда, равны по абсолютной величине и противоположны по направлению, поэтому сила тока через переход равна нулю.

При действии на диод внешнего электрического поля, направленного от дырочного полупроводника к электронному электрическое поле в переходе n-p слабеет, основные носители зарядов движутся к границе раздела двух полупроводников, толщина и сопротивление запирающего слоя уменьшаются, в результате чего диффузионный ток основных носителей заряда возрастает и общая сила тока через переход становится неравной нулю. Ток, образованный движением основных носителей заряда и направленный от дырочного полупроводника к электронному называют прямым током диода.

С изменением  полярности приложенного напряжения электрическое поле перехода n-p возрастает и диффузионное движение основных носителей заряда через переход прекращается: электрическое поле удаляет основные носители зарядов из пограничных слоев в глубь электронной и дырочной областей. Поэтому толщина запирающего слоя увеличивается, а сопротивление возрастает. Однако небольшой ток и в этом случае течет через диод, он создается движением неосновных носителей заряда. Этот ток направлен от электронного полупроводника к дырочному и называется обратным током диода. В зависимости от направления тока в диоде приложенное к нему напряжение, а так же сопротивление диода называют прямым или обратным.

В данной работе надо исследовать зависимость сил прямого и обратного токов диода от приложенных к нему напряжений и построить графики этих зависимостей.

Порядок выполнения работы.

1. Подготовьте в тетради две таблицу для записи результатов измерений и вычислений:

2. Исследуйте зависимость силы прямого тока от приложенного к диоду напряжения. Для этого соберите электрическую цепь по схеме, указанной на рисунке 2. Диод включите в пропускном направлении, обратив внимание на знаки “+” и “-”, указанные на его панели. Источник тока соединяем с диодом через реостат сопротивлением 100 Ом. Напряжение на диоде измеряют цифровым вольтметром с пределом измерения до 1 В. Силу прямого тока диода измеряют миллиамперметром, включенным вначале со шкалой 50 мА а затем со шкалой 250 мА. Увеличивая напряжение на диоде каждый раз примерно на 0,02 В до тех пор, пока можно снимать показания миллиамперметром, запишите показания обоих приборов в таблицу 1.

Предупреждение: сила прямого ток диода не должна превышать 300 мА, иначе диод выйдет из строя.

3. Исследуйте зависимость обратного тока от приложенного к диоду напряжения. Для этого соберите электрическую цепь по новой схеме, изображенной на рисунке 3. Обратите внимание на включение диода и вольтметра. Источником питания здесь служит источник электропитания переменного напряжения. Напряжение на диод подают непосредственно с источника питания и измеряют вольтметром встроенным в источник питания. Силу тока измеряют микроамперметром. Увеличивая напряжение на 5 В (до 25 В), каждый раз измеряйте силу обратного тока диода. Результаты измерений запишите в таблицу.

4. По данным двух таблиц постройте графики зависимости силы тока от приложенного напряжения. Силу прямого тока и прямое напряжение считайте положительными, а обратные отрицательными. По оси абцис отложите напряжение в вольтах, а по оси ординат силу тока в миллиамперах. Масштаб для прямого напряжения: 1 см — 0,1 В, для обратного 1 см — 0,2 В.

Контрольные вопросы.

1. Почему при измерении прямого  тока в диоде все соединения должны иметь хорошие контакты?

2. Почему опасно подавать прямое напряжение на диод более 0,5 В?

3. Почему длительное прохождение прямого тока изменяет сопротивление диода?

4. Зачем изменяют схему включения приборов, когда измеряют силы прямого и обратного токов в диоде?

5. На каком участке вольт — амперной характеристики сопротивление диода остается почти постоянным?

Resource id #3614

Сборник лабораторных работ по физике (11 класс)

лабораторные работы по физике

Автор: Асанова Ж.К.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить общее сопротивление двух параллельно соединенных

проволочных резисторов.

ОБОРУДОВАНИЕ: ЛИП, вольтметр, 3 амперметра, 2 реостата, соединительные провода.

Ход работы:

  1. Расположите на столе приборы в соответствии со схемой.

  2. Соберите цепь по схеме, соблюдая полярность подключаемых приборов.


  1. Запишите показания трех амперметров и вольтметра.

  2. Используя закон Ома для участка цепи

рассчитайте сопротивление:

и

  1. Занесите результаты измерений и вычислений в таблицу:

  1. Сравните результаты вычислений общего сопротивления и сделайте вывод.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить общее сопротивление двух последовательно соединенных

проволочных резисторов.

ОБОРУДОВАНИЕ: ЛИП, 3 вольтметра, амперметр, 2 реостата, соединительные провода.

Ход работы:

  1. Расположите на столе приборы в соответствии со схемой.

  2. Соберите цепь по схеме, соблюдая полярность подключаемых приборов.


  1. Запишите показания амперметра и трех вольтметров.

  2. Используя закон Ома для участка цепи

рассчитайте сопротивление:

  • сопротивление первого резистора

  • сопротивление второго резистора

  • общее сопротивление цепи по двум формулам

и

  1. Занесите результаты измерений и вычислений в таблицу:

  1. Сравните результаты вычислений общего сопротивления и сделайте вывод

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ОЦЕНКА ПРИ ПОМОЩИ НЕОБХОДИМЫХ ИЗМЕРЕНИЙ И РАСЧЕТОВ

МАССЫ ВОЗДУХА В КЛАССНОЙ КОМНАТЕ»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить массу воздуха, используя формулу, полученную из уравнения

Менделеева-Клапейрона.

ОБОРУДОВАНИЕ: барометр, термометр, метровая линейка.

Ход работы:

  1. При помощи барометра определить давление воздуха в классной комнате (нормальное атмосферное давление р=105 Па).

  2. Определите температуру воздуха в помещении при помощи термометра. Перевести температуру по шкале Цельсия в абсолютную температуру по шкале Кельвина (Т=t0

    C+273К).

  3. Определите объём помещения. Измерить длину a, ширину b и высоту c кабинета и вычислить объём по формуле:

3)

  1. Используя уравнение Менделеева-Клапейрона

,

мы можем получить формулу для расчета массы воздуха:

,

где R=8.31 — универсальная газовая постоянная,

μ=0.029 = молярная масса воздуха.

  1. Оформите работу в виде задачи:

m=? СИ Решение


р= (Па)

Т= (К)

a= (м)

b= (м)

c= (м)

R=

μ=

  1. Сделайте вывод по работе.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ОПРЕДЕЛНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить влажность воздуха при помощи психрометра.

ОБОРУДОВАНИЕ: психрометр Августа, психрометрическая таблица.

Ход работы:

  1. Рассмотрите психрометр и определите где сухой и влажный термометры.

  2. Определите температуру сухого термометра.

tсух= (0С)

  1. Определите температуру влажного термометра.

tвлаж= (0С)

  1. Рассчитайте разность показаний сухого и влажного термометров в градусах.

Δt = tсух tвлаж(0С)

  1. Внимательно посмотрите на психрометрическую таблицу. В первом вертикальном столбце найдите показания вашего сухого термометра (смотри пункт 2), в первой горизонтальной строке найдите вашу разность показаний сухого и влажного термометров (смотри пункт 4). То число, которое находится на пересечении столбца и строки и является значением влажности воздуха.

φ= (%)

  1. Сделайте вывод по работе.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«измерение мощности лампочки накаливания»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: измерить мощность лампочки накаливания.

ОБОРУДОВАНИЕ: ЛИП, лампочка, амперметр, вольтметр, соединительные провода .

Ход работы:

  1. Собрать цепь по рисунку:

  1. Начертите схему в тетради.

  2. Записать показания вольтметра и амперметра.

  3. Рассчитать мощность лампочки по формуле:

  1. Оформить лабораторную работу в виде задачи.

P-? РЕШЕНИЕ

I=

U=

5. Сделайте вывод по работе.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«определение ЭДС и внутреннего

сопротивления источника тока »

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

ОБОРУДОВАНИЕ: ЛИП, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода, реостат .

Ход работы:

1. Собрать цепь как показано на рисунке:

  1. Начертите в тетради схему работы.

  2. При разомкнутой цепи вольтметр, подклю­ченный к полюсам источника показывает значение ЭДС источника ε.

  3. При замыкании ключа снимите показания сила тока в цепи I и напряжения на полюсах источника U .

  4. Используя закон Ома для полной цепи

,

определите внутреннее сопротивление источника тока:

.

6. Лабораторную работу оформить в виде задачи:

r-? РЕШЕНИЕ

I=

U=

ε=

  1. Сделать вывод по работе.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«определение УДЕЛЬНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРОВОДНИКА »

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: опытным путем вычислить удельное сопротивление проволоки и по таблице № 9 в задачнике определить материал из которого сделана проволока.

ОБОРУДОВАНИЕ: ЛИП, амперметр, вольтметр, соединительные провода, реостат, соединительные провода .

Ход работы:

  1. Соберите схему по рисунку:

  1. Начертите схему в тетради.

  1. Запишите показания амперметра и вольтметра.

  1. Диаметр проволоки равен d=0,33мм2, длина равна L=0,5 м.

  1. Используя закон Ома для участка цепи, рассчитайте сопротивление проволоки по формуле:

  1. Вычислите площадь поперечного сечения по формуле:

  1. Вычислите удельное сопротивление проволоки по формуле:

  1. Лабораторную работу оформите в виде задачи:

ρ-? Решение


I= (А)

U= (В)

L=0.5 м

d=0.33 мм2

  1. Сравните результат с табличным и сделайте вывод к работе, указав из какого материала сделана проволока.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ ВОЛНЫ

ПРИ ПОМОЩИ ДИФРАКЦИОННОЙ РЕШЕТКИ »

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: опытным путем вычислить длину световой волны.

ОБОРУДОВАНИЕ: дифракционная решетка, прибор для определения длины световой волны, источник света.

Ход работы:

  1. Внимательно изучите дифракционную ре­шетку. Запишите численное значение постоянной решетки d.

  2. В соответствии с рисунком соберите измерительную установку.

  3. Установите щель на расстоянии L=200 мм от дифракционной решетки.

  4. Определите расстояние а от середины щели до цветной полосы в миллиметрах (красный и фиолетовый).

  5. Рассчитайте длину световой волны. dsinφ = k • λ, k=1, при малых углах sinφ=tgφ, тогда формула, по которой будем вычислять длину волны имеет вид:

  1. Заполните таблицу с полученными данными:

L, мм

a, см

d, м

200

  1. Сравните свой результат с табличным и сделайте вывод к работе.

Красный (7,6-6,2)10-7 м Зеленый (5,6-5)10-7 м

Оранжевый (6,2-5,9)10-7 м Голубой (5-4,8)10-7 м

Желтый (5,9-5,6)10-7 м Синий (4,8-4,5)10-7 м

Фиолетовый (4,5-3,8)10-7 м

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ плотности твердых тел »

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить плотность бруска и металлического цилиндра.

ОБОРУДОВАНИЕ: весы с разновесами, линейка, штангенциркуль, брусок, металлический цилиндр.

Ход работы:

Определение плотности бруска.

1.Подготовте таблицу:

ρ, кг/м3

2.Измерте массу бруска на весах.

3.Измерте длину, ширину и толщину бруска, пользуясь линейкой.

4.Вычислите объем пластины

5.Вычислите плотность пластины по формуле

Определение плотности металлического цилиндра.

1.Подготовте таблицу:

ρ, кг/м3

2.Измерте массу цилиндра на весах.

3.Измерте длину цилиндра его диаметр.

4.Вычислите площадь сечения цилиндра

5.Вычислите объем пластины

6.Вычислите плотность пластины по формуле

Сделайте вывод.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА »

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить показатель преломления плоскопараллельной пластины.

ОБОРУДОВАНИЕ: плоскопараллельная пластина, транспортир

Ход работы:

  1. Положите пластинку на лист и обведите карандашом её контуры.

  2. Проведите произвольный падающий луч и перпендикуляр в точку падения.


  1. Глядя через нижнее основание пластины на падающий луч, отметьте две точки, откуда выходит луч.

.

.

  1. Уберите стекло и проведите преломленный луч.


  1. С помощью транспортира определите углы падения α и преломления β.

  2. Используя закон преломления, найдите относительный показатель преломления стекла.

  1. Сравните полученный результат с табличным значением (n=1,6) и сделайте вывод.

Методическая разработка по физике (11 класс) по теме: Тетрадь для лабораторных работ по физике — 11 кл

Лабораторная работа № 4

«Экспериментальное измерение показателя преломления стекла»

Цель работы: изучить законы преломления света и определить показатель преломления стекла.

Оборудование: стеклянная пластинка, лист миллиметровой бумаги, булавки или тонко отточенный карандаш, миллиметровая линейка, лазерная указка или источник света и щель, позволяющие получить тонкий пучок.

Порядок выполнения работы

  1. Начертите линию на листе миллиметровой бумаги и положите пластинку так, чтобы одна из её параллельных граней совпадала с ней. Карандашом отметьте другую параллельную грань пластинки.
  2. Направьте луч так, чтобы он падал на грань пластинки под углом. Убедитесь в том, что луч испытывает двукратное преломление.
  3. Не сдвигая пластинку, отметьте точки 1 и 2 на пути падающего луча и точки 3 и 4 на пути преломлённого луча.
  4. Снимите пластинку и начинайте чертить.
  5. Проведите падающий луч через точки 1 и 2 до границы пластинки. Точку пересечения луча с пластинкой обозначьте буквой В.
  6. Проведите прямую через точки 3 и 4 до границы со второй гранью. Точку пересечения преломлённого луча с гранью обозначьте буквой F.
  7. Из точки В проведите окружность радиусом ВА.
  8. Начертите линию, перпендикулярную граням и проходящую через точку В.
  9. Проведите прямую линию через точки В и F. Она совпадает с преломлённым лучом на границе раздела сред воздух – стекло. Эта линия пересекает окружность в точке С.
  10. Для определения синусов углов падения и преломления проведите АЕ и СD. Тогда треугольники АЕВ и ВDC являются прямоугольными, причём ВС = АВ как радиусы одной окружности.
  11. Обозначьте углы α и β: sin α = AE/AB, sin β = DC/BC = DC/AB.

Расчёты

Используя полученные данные, расчитайте длины волн для фиолетового и красного цветов.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Определив интервалы возможных значений длин волн фиолетового и красного цветов, запишите реультаты.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Сравните полученные значения с табличными данными. Сделайте выводы о том, насколько точен предложенный метод измерения длин волн, что вносит самую большую ошибку и как можно усовершенствовать этот метод, т.е. повысить точность эксперимента.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 Дата:

Отметка за лабораторную работу № 6:

 Учитель _____________ И.М. Мамеева-Шварцман

                             подпись                    

Лабораторная работа № 6

«Измерение длины световой волны»

Цель работы: получить дифракционный спектр и определить длину волны света.

Оборудование: дифракционная решётка 1 в держателе 2, линейка 3, по которой может перемещаться экран 4 с узкой щелью 5 посередине, на экране линейка с миллиметровыми делениями. Установка крепится на штативе 6. За экраном находится источник света.

Порядок выполнения работы

  1. Соберите установку согласно рисунку. Экран должен находиться на расстоянии 50 см от решётки.
  2. Убедитесь в том, что если смотреть сквозь решётку и прорезь в экране на источник света, то на чёрном фоне экрана наблюдаются дифракционные спектры первого и второго порядков. Если картина смещена, то, перемещая решётку в держателе, установите её так, чтобы дифракционные спектры были параллельны шкале экрана.
  3. Составьте таблицу, куда вы будете заносить измеренные значения.
  1. Измерьте расстояния, равные 2х, сначала между линиями красного, а затем фиолетового цвета в спектре первого порядка.
  2. Измерьте расстояние l от дифракционной решётки до экрана.
  3. Занесите в таблицу период d дифракционной решётки (он указан на самой решётке).

Тогда показатель преломления стекла n = sin α / sin β = AE / DC. Измерив длины этих отрезков, определите n.

  1. Меняя угол падения, проведите измерения ещё два раза.

№ опыта

АЕ, мм

DС, мм

1

2

3

Расчёты

№ опыта

1

2

3

ncp = (n1 + n2 + n3) / 3

n = AE / DC

Выберите максимальную абсолютную погрешность и запишите интревал значений показателя преломления по результатам своей работы.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Сделайте выводы:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 Дата:

Отметка за лабораторную работу № 4:

Учитель _____________ И.М. Мамеева-Шварцман

                             подпись                    

Лабораторная работа № 5

«Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»

Цель работы: научиться практически получать и графически строить изображения в собирающей линзе. Определить оптическую силу линзы.

Теоретическая часть

Уравнение линзы имеет вид 1/d + 1/f = D, или 1/d + 1/f = 1/F, где D – оптическая сила линзы, F – её фокусное расстояние, d – расстояние от предмета до оптического центра линзы, f – расстояние от изображения до оптического центра.

Это уравнение позволяет рассчитать расстояние от источника до изображения, если известны фокусное расстояние линзы и расстояние от предмета до линзы.

Оборудование: лампочка накаливания со спиралью, линза, линейка, два прямоугольных треугольника, источник тока, выключатель, соединительные провода, направляющая рейка, экран.

Порядок выполнения работы

  1. Соберите электрическую цепь согласно рисунку.
  2. Поместите лампочку и экран на края направляющей рейки. Между ними установите линзу.

  1. Включите лампочку и передвигайте линзу до тех пор, пока на экране не возникнет чёткое изображение спирали. Получите при разных положениях линзы два изображения спирали: одно увеличенное, другое уменьшенное. Для измерений выберите вариант с уменьшенным изображением: так точность эксперимента будет выше.
  1. Измерьте расстояния d и f.
  2. При неизменном расстоянии d сдвиньте экран и затем, перемещая его, снова получите изображение спирали. Измерьте f. Повторите пободное измерение ещё раз. Значения занесите в таблицу.

Расчёты

d + fcp

d · fcp

D = (d + fcp) / (d · fcp)

F = 1 / D

Определив интервал возможных значений оптической силы, запишите результат.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Проанализируйте, как вы получили два изображения предмета при одном и том же расстоянии между предметом и экраном. Выполните соответствующие построения изображений.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 Дата:

Отметка за лабораторную работу № 5:

Учитель _____________ И.М. Мамеева-Шварцман

                             подпись                    

Учебно-методический материал по физике (11 класс) на тему: рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 11 класс

МБОУ СОШ№4, п. Победа, Майкопский район, Республика Адыгея

Название общеобразовательного учреждения

ФИЗИКА

Профильный уровень

Тетрадь

для контрольных и лабораторных работ

учени (-ка/-цы) 11 «___»   класса____________________________(Ф.И.О.)                   

(по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б.

Буховцева)

Тема работы

Лабораторные работы

1

Наблюдение действия магнитного поля на ток

2

Изучение явления электромагнитной индукции

3

Определение ускорения свободного падения при помощи маятника

4

Измерение показателя преломления стекла

5

Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы

6

Измерение длины световой волны

7

Наблюдение сплошного и линейчатых спектров

Контрольные работы

1.

Магнитное поле. Электромагнитная индукция

2.

Электромагнитные колебания и волны

3.

Оптика.Световые волны.

4.

Световые кванты

5.

Физика атомного ядра

6.

Итоговая контрольная работа за курс 11 класса в форме ЕГЭ.

                                                                                                     

                                                                                                  Учитель: Клыгина Т.А

Дата_________________

Выводы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка__________    Учитель___________________________ ___________________________

Дата_____________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 2

Тема: Изучение явления электромагнитной индукции

 Цель работы: экспериментальное изучение явления магнитной индукциии проверка правила Ленца.Оборудование: Миллиамперметр, источник питания, катушки с сердечниками, дугообразный магнит, выключатель кнопочный, соединительные провода, магнитная стрелка (компас), реостат.

Вывод по проделанной работе: 1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. (Случай с двумя катушками) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ ___________________________

                                                                               

Дата: _________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 3

Тема: Определение ускорения свободного падения с помощью маятника

Цель работы: вычислить ускорение свободного падения из формулы для периода колебаний математического маятника:

Материалы: 1) шарик с отверстием; 2) нить; 3) штатив с муфтой и кольцом  Выполнение работы:   

опыта

1, м

N

t, с

tср, с

Тср

gср, м/с2

1

2

3

Вычисления:

Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ ___________________________

Дата: _________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 4

Тема:  Измерение показателя преломления стекла

Ход работы:

Отметка: _____________          Учитель: _____________ ___________________________

                                                                               подпись                     ФИО учителя  

  Дата: _________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 5

Тема:  Определение оптической силы и фокусного расстояния линзы

 

 

 Цель работы: используя законы геометрической оптики, определить главные фокусные расстояния и оптическую силу собирающей и рассеивающей линз.

Оборудование: оптическая скамья, осветитель, предмет в виде металлической сетки, набор линз, экран.

 

2.     Ход работы

Определение главного фокусного расстояния собирающей линзы.

 

f (м)

d,(м)

F,(м)

Д(диоптр)

1

2

3

 

                                                       Fc=

                                                       Дс=

Определение главного фокусного расстояния рассеивающей линзы

 

a,(м)

b,(м)

F,(м)

Д(диопрт)

1

2

3

 

                                                        Fp=

                                                        Др= 

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ ___________________________

                                                                               подпись                     ФИО учителя  

Дата: _________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 6

Тема: Измерение длины световой волны

Цель работы: измерить длину световой волны с помощью дифракционной решетки.

Оборудование: дифракционная решетка с периодом  мм или  мм, штатив, линейка с держателем для решетки и черным экраном с щелью посредине, который может перемещаться вдоль линейки, источник света.

Ход работы

  1. Включите источник света.
  2. Глядя сквозь дифракционную решетку и щель в экране на источник света и перемещая решетку в держателе, установите ее так, чтобы дифракционные спектры располагались параллельно шкале экрана.
  3. Установите экран на расстоянии приблизительно 50 см от решетки.
  4. Измерьте расстояние от дифракционной решетки до экрана.     α= _____
  5. Измерьте расстояние от щели экрана до линии первого порядка красного цвета слева и справа от щели.

Слева: b = _____       справа: b=_____

  1. Вычислите длину волны красного цвета слева от щели в экране.

                = _____

  1. Вычислите длину волны красного цвета справа от щели в экране.

             = ______

  1. Вычислите среднее значение длины волны красного цвета.

                    = ______

  1. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

Цвет в

спектре

Расположение

спектра

   k

   d

   α

   b

   λ

   λ

красный

Слева от

щели

Справа от

щели

фиолетовый

Слева от

щели

Справа от

щели

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ ___________________________

                                                        Дата: _________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 7

Тема:      Наблюдение сплошного и линейчатых спектров                 

Теоретические сведения

  • Дисперсия света   – зависимость абсолютного показателя преломления вещества от частоты света. Вследствие дисперсии света узкий пучок белого света, проходя сквозь призму из стекла или другого прозрачного вещества, разлагается в дисперсионный спектр, образуя радужную полоску.

  • Спектр оптический   – распределение по частотам (или длинам волн) интенсивности оптического излучения некоторого тела (спектр испускания) или интенсивности поглощения света при его прохождении через вещество (спектр поглощения). Различают спектры: линейчатые, состоящие из отдельных спектральных линий; полосатые, состоящие из групп (полос) близких спектральных линий; сплошные, соответствующие излучению или поглощению света в широком интервале частот.
  • Сплошной спектр.   
  • Линейчатые спектры.     

Спектр ртути (Hg)        

Спектр гелия (He)          

Спектр водорода (H)      

Спектр неона (Ne)          

Спектр аргона (Ar)        

Спектр криптона (Kr)    

  • Спектроскоп.   Для наблюдения спектров пользуются спектроскопом. Наиболее распространенный призматический спектроскоп состоит из двух труб, между которыми помещают трехгранную призму. В трубе , называемой коллиматором, имеется узкая щель, ширину которой можно регулировать поворотом винта. Перед щелью помещается источник света, спектр которого необходимо исследовать. Щель располагается в фокальной плоскости линзы коллиматора, и поэтому световые лучи из коллиматора выходят в виде параллельного пучка. Пройдя через призму, световые лучи направляются в трубу , через которую наблюдают спектр.

Цель  работы:   _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование: Проекционный аппарат, спектральные трубки с водородом, неоном  или  гелием,  высоковольтный  индуктор,  источник питания, штатив, соединительные провода, стеклянная пластина со скошенными гранями.

Вывод по проделанной работе: 

1. Непрерывный спектр. 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 2. Водородный и гелиевый. 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ ___________________________

                                                                               подпись                     ФИО учителя  

                                                    Дата____________      Контрольная работа  № 1

Тема: Магнитное поле. Электромагнитная индукция.

1. Определить направление линий магнитной индукции магнитного поля, созданного постоянным магнитом?

  •       А. от нас;
  •       Б. к нам;
  •       В. вниз;
  •       Г. вверх.

2. В короткозамкнутую катушку первый раз быстро, второй раз медленно вводят магнит.  

   В каком случае заряд, который переносится индукционным током, больше?

       А. В первом случае заряд больше. Б. Во втором случае заряд больше. В. В обоих  

           случаях заряды одинаковы.

3. Всегда ли при изменении потока магнитной индукции в проводящем контуре в нем возникает: а) ЭДС индукции; б) индукционный ток?

А. а – всегда;                б) – нет                Б. а – нет;        б – всегда.

В. А. б – всегда.

4.Плоский виток провода площадью S расположен в однородном магнитном поле с  

    индукцией В, угол между вектором В и нормалью к плоскости витка равен α. Чему

   равен магнитный поток через виток?

              А. ВS. Б. ВS сов α В. ВS  sin α. Г. ВS  /  sin α.   Д. ВS / сов α

5.Что определяется скоростью изменения магнитного потока через контур? 

             А. Индуктивность контура. Б. Магнитная индукция. В. ЭДС индукции. Г. ЭДС

                самоиндукции. Д. Электрическое сопротивление контура.

6.Сила тока, равная 1 А, создает в контуре магнитный поток в 1 Вб. Какова

     индуктивность контура?

                       А. 1 В. Б. 1 Гн. В. 1 Вб. Г. 1 Тл. Д. 1 Ф.

Отметка: _____________          Учитель: _____________ ___________________________

Дата____________________

Контрольная работа  № 2

Тема: Механические колебания. Электромагнитные колебания

  1. Дети раскачиваются на качелях. Какой это вид колебаний?

А. свободные        Б. вынужденные        В. Автоколебания

  1. Тело массой m на нити длиной l совершает колебания с периодом Т. Каким будет период колебаний тела массой m/2 на нити длиной l/2?

А. ½ Т        Б. 2Т           В. 4Т                Г. ¼ Т                Д. Т

  1. При подвешивании груза массой 1кг пружина в состоянии равновесия удлинилась на 5см. Какая максимальная энергия груза при колебаниях его на пружине с амплитудой 10см?

А. 1Дж        Б. 10Дж        В. 5Дж                Г. 2Дж                Д. 200Дж        Е. 100Дж

  1. Совокупность точек, до которых дошло возмущение к моменту времени t, называют…

А. фронтом волны                Б. длиной волны        В. Волновой поверхностью           Г. Лучом

  1. Скорость звука в воде 1470м/с. Какова длина звуковой волны при периоде колебаний 0,01с?

А. 147км            Б. 1,47см          В. 14,7м        Г. 0,147м

  1. Как называют число колебаний за 2πс?

А. частота                Б. период        В. Фаза        Г. Циклическая частота

  1. За какое примерно время свет может пройти расстояние от Земли до Солнца, равное 150 000 000км?

А. 0с        Б. 1,3*103с        В. 0,5с                Г. 1,3с                Д. 1200с        Е. 8,3мин

  1. В положении равновесия механическая колебательная система обладает…

А. потенциальной энергией        Б. кинетической энергией        В. Магнитной энергией

Г. Не обладает энергией

  1. Какова резонансная частота в цепи из катушки индуктивностью в 9Гн и конденсатора электроемкостью 4Ф?

А. 72πГц           Б. 12πГц        В. 36Гц        Г. 6Гц           Д. 1/12πГц        Е. 1/6Гц

  1. Движутся четыре электрона: 1 – равномерно и прямолинейно; 2 – равномерно по окружности; 3 – прямолинейно равноускоренно; 4 – совершает гармонические колебания вдоль прямой. В каком случае излучаются электромагнитные волны?

А. только 1        Б. только 2        В. Только 3        Г. Только 4        Д. 1 и 2                Е. 3 и 4

Ж. 2, 3 и 4                З. во всех случаях

  1. Мальчик услышал эхо через 10с после выстрела пушки. Скорость звука в воздухе 340м/с. На каком расстоянии от мальчика находится препятствие?

А. 1700м           Б. 850м        В. 136м        Г. 68м

  1. Световая волна характеризуется длиной волны, частотой и скоростью. Какие из этих параметров изменяются при переходе из одной среды в другую?

А. длина волны        Б. частота        В. Скорость        Г. Длина волны и частота        

Д. длина волны и скорость           Е. частота и скорость        Ж. все            З. никакие

  1. Величина, стоящая перед знаком синуса или косинуса называется…

А. период           Б. частота        В. Фаза        Г. Циклическая частота        Д. амплитуда

  1. Определить период свободных электромагнитных колебаний, если колебательный контур содержит катушку индуктивностью 1мкГн и конденсатор емкостью 36пФ.

А. 40нс        Б. 3*10-18с        В. 3,768*10-8с           Г. 37,68*10-18с

Отметка: _____________          Учитель: _____________ ___________________________

                                                                               подпись                     ФИО учителя  

  Дата____________________              Контрольная работа  № 3 Тема:   Световые волны.

1.  Дифракционную картину можно получить:

  • от любых препятствий
  • от очень маленьких препятствий
  • от препятствий, размеры которых сравнимы с длиной световой волны
  • от препятствий, размеры которых больше длины световой волны
       

2.  Огибание волнами края препятствий называется:

  • интерференцией
  • дисперсией
  • дифракцией
  • преломлением

3. Результат интерференции зависит

  • только от угла падения света на плёнку
  • от угла падения света на плёнку, её толщины и длины волны
  • только от длины волны
  • только от толщины плёнки

4.   Зависимость показателя преломления света от частоты колебаний, называется

  • интерференцией
  • дисперсией
  • дифракцией
  • преломлением

5. Законы геометрической оптики выполняются, если

  • размеры препятствий во много раз больше длины световой волны
  • размеры препятствий не имеют значения
  • размеры препятствий намного меньше длины световой волны
  • размеры препятствий и длины световой волны равны

6. Сложение в пространстве волн называется

  • интерференцией
  • дисперсией
  • дифракцией
  • преломлением

7. Волны называются когерентными, если

  • источники волн имеют одинаковую частоту, но разность фаз не постоянна
  • источники волн имеют разную частоту, но разность фаз не постоянна
  • источники волн имеют разную частоту, но разность фаз постоянна
  • источники волн имеют равную частоту и разность фаз постоянна

Дата____________________              

Контрольная работа  № 4   Тема: Излучение и спектры. Световые кванты

1. Максимальная скорость фотоэлектронов зависит…

А. от частоты света и его интенсивности;     Б. от частоты света;      В. от интенсивности.

2. Планк предположил, что атомы любого тела испускают энергию…

А. непрерывно;                Б. отдельными порциями;

В. способами, указанными в А и Б в зависимости от условий;

Г. атомы вообще не испускают энергию, только поглощают.

3. Проявляются ли у квантов света, подобно другим частицам, инертные свойства?

А. да;        Б. нет;                В. и да и нет в зависимости от условий.

4. Возбужденные атомы сильно разряженных газов и ненасыщенных паров, не взаимодействующие друг с другом, излучают спектры:

А. полосатые;        Б. сплошные;                В. линейчатые.

5. Твердые тела, состоящие из возбужденных постоянно взаимодействующих молекул и ионов. излучают спектры:

А. полосатые;        Б. сплошные;                В. линейчатые.

6. Тела, состоящие из невзаимодействующих между собой возбужденных молекул, излучают спектры:

А. полосатые;        Б. сплошные;                В. линейчатые.

7. Какое свойство инфракрасных лучей используют при сушке древесины, сена, овощей?

А. химическое;                        Б. тепловое;

В. люминесцентное;                Г. большая проникающая способность.

8. Почему высоко в горах загорают особенно быстро?    

А. меньше поглощается ультрафиолетовый луч атмосферой;

Б. больше поглощается ультрафиолетовый луч атмосферой;

В. меньше поглощается инфракрасный луч атмосферой;

Г. больше поглощается инфракрасный луч атмосферой.

9. Энергию кванта можно рассчитать по формуле:

А. ;                Б. ;                В. ;        Г. .

10. Чему равен импульс фотона с частотой ?

А. ;        Б. ;                В. ;                Г. .

11. Энергия фотона измеряется в …

А. Вт;                Б. м;                В. Вт/с;                Г. Дж.

Дата____________________              Контрольная работа  № 5

Тема: Атомная физика. Физика атомного ядра. Значение физики для объяснения мира

1. Изобарами называются ядра атомов, у которых…

  • одинаковое число протонов в ядре
  • одинаковое число нейтронов в ядре
  • одинаковые атомные массы
  • одинаковые атомные номера
  • одинаковая радиоактивность

2. Под дефектом масс понимают разницу…

  • между массой атома и его массой ядра
  • между массой атома и его массой электронной оболочки
  • между суммой масс всех нуклонов и массой ядра
  • между суммой масс всех нейтронов и массой протонов
  • нет правильного ответа

3. Изотопы данного элемента отличаются друг от друга:

  • числом протонов в ядре
  • числом нейтронов в ядре
  • числом электронов на электронной оболочке
  • радиоактивностью
  • нет правильного ответа

4. Первую ядерную реакцию провел:

  • Чедвик
  • Жолио-Кюри
  • Штрассман
  • Резерфорд
  • Бор

5. Синхрофазотрон используется в основном для ускорения:

  • электронов
  • альфа-частиц
  • тяжелых частиц
  • легких частиц
  • протонов

6. Поглощенной дозой называется…

  • отношение поглощенной энергии к площади облучаемого участка
  • отношение излученной энергии к площади поглощаемого участка
  • отношение поглощенной энергии к массе облучаемого вещества
  • отношение поглощенной энергии к объему облучаемого вещества
  • нет точной формулировки

7. Гамма-излучение — это свойство…

  • электронных оболочек атома
  • перестройки молекулы
  • свойство ядра атома
  • магнитных особенностей атомов
  • все приведенные ответы в некоторой степени справедливы

8. При электронном распаде радиоактивного ядра испускается частица:

  • нейтрино
  • антинейтрино
  • мезон
  • кварк
  • позитрон

9. Периодом полураспада называется время, в течение которого…

  • распадутся все радиоактивные ядра
  • распадется часть радиоактивных ядер
  • распадется половина радиоактивных ядер
  • распадется доля радиоактивных ядер
  • нет правильного ответа

10. Активностью радиоактивного вещества называется…

  • быстрота распадения ядер
  • число распадов в секунду
  • быстрота изменения концентрации радиоактивных ядер
  • время опасности радиоактивных ядер
  • нет правильного ответа

Методическая разработка (физика, 11 класс) по теме: Методика проведения лабораторных работ физического практикума в 10 — 11 классах профильного уровня обучения.

                                            Аннотация

Данная методическая разработка включает в себя инструкции для проведения лабораторных работ физического практикума  в десятых и одиннадцатых классах  профильного уровня обучения. При проведении данных работ используется оборудование, поступившее в школы по национальному проекту «образование». В разработке раскрываются вопросы методике и техники проведения лабораторного эксперимента учащимся профильных классов. Она может быть полезна учителям физики, работающим в профильных классах, и учащимся при подготовке  к единому государственному экзамену по физике, т.к. фотографии данных установок используются при составлении контрольно-измерительных материалов.

                                                 

Введение

При изучении физики на профильном уровне большую роль играет проведение физического практикума. Выполнение лабораторных работ в такой форме открывает большие возможности для выработки компетенций:

  1. Общеобразовательных:

а) умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки эксперимента до получения и оценки результатов)

б) умения пользоваться измерительными приборами и использовать компьютер для обработки результатов измерений и построения графиков.

2. Предметно-ориентированных:

а) понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники

б) развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний

в) воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, овладевать умениями применять полученные знания для изучения разнообразных физических явлений

г) применять полученные знания и умения для безопасного использования механизмов в быту и повседневной жизни.

Актуальность данной разработки заключается в том, что физика-наука экспериментальная. Наблюдения и опыты являются источником знаний о природе физических явлений. Фундаментальный опыт является критерием, с помощью которого оценивается любая физическая теория.

Наблюдения, измерения и анализ полученных результатов, которые учащиеся получают при выполнении работ физ. Практикума, обработка результатов с использованием компьютеров являются воспроизведением основных методов научного познания окружающего мира. Важным по назначению является такой фактор, как устранение посредника между учеником и изучаемым явлением природы. Гладко отработанные эксперименты, выполняемые учеником на демонстрационном  столе, воспринимаются как хорошо подготовленный фокус, результаты же своего эксперимента, даже очень простого, он воспринимает как открытие.

В физическом практикуме десятого и одиннадцатого классов выполняются работы различных типов.

 К первому типу относятся работы, в которых экспериментально проверяются  или устанавливаются важнейшие соотношения физики, отрабатываются методы измерения физических величин.

В данной разработке такими работами являются: « Изучение равноускоренного прямолинейного движения» и « Определение коэффициента трения скольжения».

Ко второму типу относятся лабораторные работы, задачами которых являются исследование физических характеристик различных природных объектов окружающего нас мира. К ним относятся работы «Определение ускорения свободного падения» и «Определение постоянной Планка с  использованием полупроводникового лазера».

                                 

Литература

  1. О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, Н.И.Шефер.

Факультативный курс физики. 9кл. Пособие для учащихся.

 М. « Просвещение». 1986, 224 с.

2. О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов, Н.И.Шефер.

Факультативный курс физики 10кл. Пособие для учащихся.

М. « Просвещение». 1979, 192 с.

3. С.А.Хорошавин. Физический эксперимент в школе.

М. «Просвещение». 1988, 175 с.

4. В.П.Орехов. Колебания и волны в курсе физики средней школы.

М. «Просвещение». 1984, 176 с.

5. О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.П.Орехов. Методика проведения факультативных занятий по физике.

М. «Просвещение». 240 с.

6. В.А.Буров, Б.С.Зворыкин, А.А.Покровский. Практикум по физике в средней школе. М. «Просвещение». 1981, 256 с.

7.Л.В. Байбородова. Обучение физике в средней школе: методическое пособие/Л.В.Байбородова, И.Б.Бровкин, Т.М.Крайнова. 2007.-239 с.

8. Учебное оборудование для кабинетов физики общеобразовательных учреждений / Ю.И.Дик, Ю.С.Песоцкий, Г.Г.Никифоров и др. 2007.-396,(4)с.

9.В.Г. Разумовский. Физика в школе. Научный метод познания и обучение/ В.Г.Разумовский, В.В.Майер. М. : Гуманитар. 2007.-463 с. (Библиотека учителя физики).

10. М.Г.Ковтунович. Домашний эксперимент по физике : пособие для учителя / М.Г.Ковтунович. М. Гуманитар. 2007.-207 с. (Библиотека для учителя физики).

Методическая разработка по физике (11 класс): Лабораторная работа по физике 11 класс. Тема: «Изучение явления электромагнитной индукции»

Лабораторная работа №2

Тема: «Изучение явления электромагнитной индукции»

Цель работы: Изучить одно из самых важных явлений электромагнетизма – явление электромагнитной индукции.

Оборудование: одиночный гальванический элемент (типа АА), миллиамперметр, витки проволоки, резистор, магнитная стрелка, полосовой магнит, соединительные провода.

Подготовительный этап.

  1. Соберите схему согласно рисунку.
  2. Замыкая цепь, заметьте при этом, в какую сторону отклонится стрелка миллиамперметра.
  3. С помощью магнитной стрелки установите расположение магнитных полюсов витков проволоки. В дальнейшем при выполнении работы можно будет судить о расположении магнитных полюсов витков проволоки с током по направлению отклонения стрелки гальванометра.
  4. Разомкните провода, отключите от цепи резистор, замкните миллиамперметр на витки с проволокой, сохранив порядок соединения их клемм.
  5. Сделайте пояснительный схематичный рисунок цепи в тетради, с указанием направления тока, расположения магнитных полюсов витков проволоки, направление отклонения стрелки миллиамперметра.

Порядок выполнения работы.

Опыт 1.

  1. Вдвигая северный полюс полосового магнита в витки с проволокой, наблюдайте одновременно за стрелкой миллиамперметра. Зарисуйте схему опыта, указав направление линий магнитной индукции полосового магнита, линий магнитной индукции витка с проволокой, направление индукционного тока в витке, направление отклонения стрелки миллиамперметра, расположение магнитных полюсов витка с проволокой.
  2. Проверьте выполнение правила Ленца. Укажите как изменяется относительно контура магнитный поток полосового магнита, пронизывающий витки с проволокой в момент, когда магнит вдвигают в виток с проволокой. Укажите направление ЭДС индукции в этот же момент.
  3. Повторите эксперимент еще 3 раза, изменив направление движения полосового магнита относительно витка с проволокой, и изменив полюс магнита. Зарисуйте схему для каждого случая, дав все необходимые пояснения согласно п.6 и п.7.

Сделайте вывод.

Опыт 2

  1. Определите от чего зависит сила индукционного тока. Для этого

А) Наблюдайте за стрелкой миллиамперметра при увеличении скорости движения полосового магнита относительно витка с проволокой. Запишите результат наблюдений.

Б) Наблюдайте за стрелкой миллиамперметра, при движении двух магнитов относительно витка с проволокой. Запишите результат наблюдений.

В) Наблюдайте за стрелкой миллиамперметра, при увеличении числа витков с проволокой. Запишите результат наблюдений.

Сделайте вывод.

Викторина по физике — вопросы и ответы, энергия, движение, сила, тест, мелочи, гравитация

1. Когда свет изгибается, попадая в другую среду, этот процесс называется чем?

2. Какой тип линзы — это увеличительное стекло?

3. В каких единицах обычно измеряется электрическое сопротивление?

4. Человек, изучающий физику, известен как?

5.Металлы расширяются при нагревании, а что происходит при охлаждении?

6. Как зовут известного ученого, который дал нам три закона движения Ньютона?

7. Какие современные компьютерные технологии используются для обучения пилотов, которые хотят скопировать опыт управления самолетом?

8. В каких единицах обычно измеряется электрическая мощность?

9.Самая известная модель возникновения Вселенной известна как?

10. В честь кого назван космический телескоп Хаббл?

11. Провод внутри электрической лампочки называется чем?

12. Физик-теоретик Джеймс Максвелл родился в какой стране?

13. Инфракрасный свет имеет длину волны, которая слишком длинная или короткая, чтобы быть видимой для человека?

14.Какое затмение происходит, когда Луна находится между Солнцем и Землей?

15. Верно или нет? Железо притягивается магнитами.

16. Каков основной источник энергии Земли?

17. У проводников высокое или низкое сопротивление?

18. В каких единицах обычно измеряется электрический ток?

19.Какой ученый известен своей теорией относительности?

20. В какой галактике находится Земля?

.

Физика Класс 11 — Заметки, вопросы, видео и MCQ

Курс по специальности

-Понять и изучить каждую тему с помощью набора видео и документов, чтобы сохранить концепции на всю жизнь.
— Эксклюзивные заметки были подготовлены из лучших книг, включая NCERT Textbook, HC Verma, Irodov и другие.
— Полный учебный пакет для конкурсных и даже советских экзаменов.
— Узнайте, где вы находитесь в стране по каждой теме, проверив свое место в теме мудрые тесты
— Получите по цене книги лучшие видеоролики, всевозможные заметки и тесты MCQ для анализа

Описание курса от EduRev Robots

Физика Класс 11 | Примечания, вопросы, видео и MCQ созданы учителями и экспертами 11 класса для студентов, готовящихся для учебной программы 11 класса.11 класс физики | Заметки, вопросы, видео и MCQ помогут всем, кто готовится к программе 11 класса, в которой уже участвуют 842766 человек. записан. 11 класс физики | Примечания, вопросы, видео и MCQ — лучшая книга для 11 класса. Вы можете скачать Free Physics Class 11 | Примечания, вопросы, видео и MCQ в формате pdf из этого курса. Он также содержит слайды Класса 11, включая Урок 11 | Примечания, вопросы, видео и MCQ ppt. Class 11 842766 для Physics Class 11 | Примечания, вопросы, видео и программы MCQ также доступны для любого класса 11. вступительный экзамен.Приближается экзамен 11 класса 2019 г., а также экзамен 11 класса 2018, 2017 и 2016 гг. получите идеальный результат для 11 класса. Это лучший урок по физике 11 класса | Электронная книга с заметками, вопросами, видео и MCQ, включая все образцы для класса 11 статьи и учебные материалы от лучших преподавателей и экспертов со всей страны. Все уведомления класса 11 будут обновлены в этом, и вы можете подать заявку на любую форму 11 класса после этого и ожидать отличного результата после обучения в этот курс!

.

Важные вопросы для класса 12 по физике — Chapter Wise

    • БЕСПЛАТНАЯ ЗАПИСЬ КЛАСС
    • КОНКУРСНЫЕ ЭКЗАМЕНА
      • BNAT
      • Классы
        • Класс 1-3
        • Класс 4-5
        • Класс 6-10
        • Класс 110003 CBSE
          • Книги NCERT
            • Книги NCERT для класса 5
            • Книги NCERT, класс 6
            • Книги NCERT для класса 7
            • Книги NCERT для класса 8
            • Книги NCERT для класса 9
            • Книги NCERT для класса 10
            • NCERT Книги для класса 11
            • NCERT Книги для класса 12
          • NCERT Exemplar
            • NCERT Exemplar Class 8
            • NCERT Exemplar Class 9
            • NCERT Exemplar Class 10
            • NCERT Exemplar Class 11
            • 9plar
            • RS Aggarwal
              • Решения RS Aggarwal Class 12
              • RS Aggarwal Class 11 Solutions
              • RS Aggarwal Решения класса 10
              • Решения RS Aggarwal класса 9
              • Решения RS Aggarwal класса 8
              • Решения RS Aggarwal класса 7
              • Решения RS Aggarwal класса 6
            • RD Sharma
              • RD Sharma Class 6 Решения
              • RD Sharma Class 7 Решения
              • Решения RD Sharma класса 8
              • Решения RD Sharma класса 9
              • Решения RD Sharma класса 10
              • Решения RD Sharma класса 11
              • Решения RD Sharma Class 12
            • PHYSICS
              • Механика
              • Оптика
              • Термодинамика
              • Электромагнетизм
            • ХИМИЯ
              • Органическая химия
              • Неорганическая химия
              • Периодическая таблица
            • MATHS
              • Статистика
              • 9000 Pro Числа
              • Числа
              • 9000 Pro Числа Тр Игонометрические функции
              • Взаимосвязи и функции
              • Последовательности и серии
              • Таблицы умножения
              • Детерминанты и матрицы
              • Прибыль и убытки
              • Полиномиальные уравнения
              • Деление фракций
            • Microology
                0003000
            • FORMULAS
              • Математические формулы
              • Алгебраические формулы
              • Тригонометрические формулы
              • Геометрические формулы
            • КАЛЬКУЛЯТОРЫ
              • Математические калькуляторы
              • 0003000
              • 000 Калькуляторы
              • 000 Физические модели 900 Образцы документов для класса 6
              • Образцы документов CBSE для класса 7
              • Образцы документов CBSE для класса 8
              • Образцы документов CBSE для класса 9
              • Образцы документов CBSE для класса 10
              • Образцы документов CBSE для класса 1 1
              • Образцы документов CBSE для класса 12
            • Вопросники предыдущего года CBSE
              • Вопросники предыдущего года CBSE, класс 10
              • Вопросники предыдущего года CBSE, класс 12
            • HC Verma Solutions
              • HC Verma Solutions Класс 11 Физика
              • HC Verma Solutions Класс 12 Физика
            • Решения Лакмира Сингха
              • Решения Лахмира Сингха класса 9
              • Решения Лахмира Сингха класса 10
              • Решения Лакмира Сингха класса 8
            • 9000 Класс
            9000BSE 9000 Примечания3 2 6 Примечания CBSE
          • Примечания CBSE класса 7
          • Примечания
          • Примечания CBSE класса 8
          • Примечания CBSE класса 9
          • Примечания CBSE класса 10
          • Примечания CBSE класса 11
          • Примечания 12 CBSE
        • Примечания к редакции 9000 CBSE 9000 Примечания к редакции класса 9
        • CBSE Примечания к редакции класса 10
        • CBSE Примечания к редакции класса 11
        • Примечания к редакции класса 12 CBSE
      • Дополнительные вопросы CBSE
        • Дополнительные вопросы по математике класса 8 CBSE
        • Дополнительные вопросы по науке 8 класса CBSE
        • Дополнительные вопросы по математике класса 9 CBSE
        • Дополнительные вопросы по математике класса 9 CBSE Вопросы
        • CBSE Class 10 Дополнительные вопросы по математике
        • CBSE Class 10 Science Extra questions
      • CBSE Class
        • Class 3
        • Class 4
        • Class 5
        • Class 6
        • Class 7
        • Class 8 Класс 9
        • Класс 10
        • Класс 11
        • Класс 12
      • Учебные решения
    • Решения NCERT
      • Решения NCERT для класса 11
        • Решения NCERT для класса 11 по физике
        • Решения NCERT для класса 11 Химия
        • Решения NCERT для биологии класса 11
        • Решение NCERT s Для класса 11 по математике
        • NCERT Solutions Class 11 Accountancy
        • NCERT Solutions Class 11 Business Studies
        • NCERT Solutions Class 11 Economics
        • NCERT Solutions Class 11 Statistics
        • NCERT Solutions Class 11 Commerce
      • NCERT Solutions for Class 12
        • Решения NCERT для физики класса 12
        • Решения NCERT для химии класса 12
        • Решения NCERT для биологии класса 12
        • Решения NCERT для математики класса 12
        • Решения NCERT, класс 12, бухгалтерия
        • Решения NCERT, класс 12, бизнес-исследования
        • NCERT Solutions Class 12 Economics
        • NCERT Solutions Class 12 Accountancy Part 1
        • NCERT Solutions Class 12 Accountancy Part 2
        • NCERT Solutions Class 12 Micro-Economics
        • NCERT Solutions Class 12 Commerce
        • NCERT Solutions Class 12 Macro-Economics
      • NCERT Solut Ионы Для класса 4
        • Решения NCERT для математики класса 4
        • Решения NCERT для класса 4 EVS
      • Решения NCERT для класса 5
        • Решения NCERT для математики класса 5
        • Решения NCERT для класса 5 EVS
      • Решения NCERT для класса 6
        • Решения NCERT для математики класса 6
        • Решения NCERT для науки класса 6
        • Решения NCERT для класса 6 по социальным наукам
        • Решения NCERT для класса 6 Английский язык
      • Решения NCERT для класса 7
        • Решения NCERT для математики класса 7
        • Решения NCERT для науки класса 7
        • Решения NCERT для социальных наук класса 7
        • Решения NCERT для класса 7 Английский язык
      • Решения NCERT для класса 8
        • Решения NCERT для математики класса 8
        • Решения NCERT для науки 8 класса
        • Решения NCERT для социальных наук 8 класса ce
        • Решения NCERT для класса 8 Английский
      • Решения NCERT для класса 9
        • Решения NCERT для класса 9 по социальным наукам
      • Решения NCERT для математики класса 9
        • Решения NCERT для математики класса 9 Глава 1
        • Решения NCERT для математики класса 9, глава 2
        • Решения NCERT
        • для математики класса 9, глава 3
        • Решения NCERT для математики класса 9, глава 4
        • Решения NCERT для математики класса 9, глава 5
        • Решения NCERT
        • для математики класса 9, глава 6
        • Решения NCERT для математики класса 9, глава 7
        • Решения NCERT
        • для математики класса 9, глава 8
        • Решения NCERT для математики класса 9, глава 9
        • Решения NCERT для математики класса 9, глава 10
        • Решения NCERT
        • для математики класса 9, глава 11
        • Решения
        • NCERT для математики класса 9 Глава 12
        • Решения NCERT
        • для математики класса 9 Глава 13
        • NCER Решения T для математики класса 9 Глава 14
        • Решения NCERT для математики класса 9 Глава 15
      • Решения NCERT для науки класса 9
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 1
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 2
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 3
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 4
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 5
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 6
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 7
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 8
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 9
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 10
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 12
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 11
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 13
        • Решения NCERT
        • для науки класса 9 Глава 14
        • Решения NCERT для класса 9 по науке Глава 15
      • Решения NCERT для класса 10
        • Решения NCERT для класса 10 по социальным наукам
      • Решения NCERT для математики класса 10
        • Решения NCERT для класса 10 по математике Глава 1
        • Решения NCERT для математики класса 10, глава 2
        • Решения NCERT для математики класса 10, глава 3
        • Решения NCERT для математики класса 10, глава 4
        • Решения NCERT для математики класса 10, глава 5
        • Решения NCERT для математики класса 10, глава 6
        • Решения NCERT для математики класса 10, глава 7
        • Решения NCERT для математики класса 10, глава 8
        • Решения NCERT для математики класса 10, глава 9
        • Решения NCERT для математики класса 10, глава 10
        • Решения NCERT для математики класса 10 Глава 11
        • Решения NCERT для математики класса 10 Глава 12
        • Решения NCERT для математики класса 10 Глава ter 13
        • Решения NCERT для математики класса 10 Глава 14
        • Решения NCERT для математики класса 10 Глава 15
      • Решения NCERT для науки класса 10
        • Решения NCERT для класса 10 науки Глава 1
        • Решения NCERT для класса 10 Наука, глава 2
        • Решения NCERT для класса 10, глава 3
        • Решения NCERT для класса 10, глава 4
        • Решения NCERT для класса 10, глава 5
        • Решения NCERT для класса 10, глава 6
        • Решения NCERT для класса 10 Наука, глава 7
        • Решения NCERT для класса 10, глава 8
        • Решения NCERT для класса 10, глава 9
        • Решения NCERT для класса 10, глава 10
        • Решения NCERT для класса 10, глава 11
        • Решения NCERT для класса 10 Наука Глава 12
        • Решения NCERT для класса 10 Наука Глава 13
        • NCERT S Решения для класса 10 по науке Глава 14
        • Решения NCERT для класса 10 по науке Глава 15
        • Решения NCERT для класса 10 по науке Глава 16
      • Программа NCERT
      • NCERT
    • Commerce
      • Class 11 Commerce Syllabus
.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *