Эксплуатация аккумуляторных батарей. Контрольный разряд аккумуляторной батареи


Разряд батареи, контрольны - Справочник химика 21

    Как правило, после двух тренировочных заряд-разрядов батарея достигает номинальной емкости и успешно выдерживает контрольный разряд. [c.127]

    В случаях, когда условиями приемки батареи оговорена проверка отдачи батареи по емкости и энергии, батарея после контрольного разряда подвергается контрольному заряду 10-часовым зарядным током. Заряд производят без перерывов до тех пор, пока напряжение на всех элементах достигнет 2,5—2,75 в и будет держаться неизменным в течение 1 ч. Удельный вес электролита при этом должен быть 1,20—1,21. [c.127]

    По окончании последнего тренировочного заряда батарею подвергают контрольному разряду. Если при контрольном разряде батарея отдаст не менее 90% номинальной емкости, ее заряжают, как указано выше, и передают в эксплуатацию. Номинальную емкость она наберет в процессе эксплуатации. [c.136]

    В на элемент, после чего слить электролит и промыть батарею дистиллированной водой. После промывки батарею заливают дистиллированной водой и через 1 ч ставят ее на заряд током /з = 0,033 С20 А. Заряд проводится до постоянства плотности электролита и напряжения на батарее в течение 1 ч. После заряда плотность электролита, приведенную к температуре 25 °С, доводят до 1,28 0,01 г/см путем доливки электролита плотностью 1,40 г/см и проводят контрольный разряд током /р = 0,05 СгоА до напряжения 1,75 В на элемент. Если за время разряда батарея отдает менее 75 % номинальной емкости, вышеуказанная операция повторяется. Для удаления сульфата свинца необходимо провести не более трех контрольно-тренировочных циклов (КТЦ). Батареи, отдавшие не менее 75 % гарантированной емкости, можно эксплуатировать. [c.131]

    В стендах, рассчитанных на проведение разрядов при постоянной силе тока в цепи, чаще всего используется последовательное соединение элементов. При таком соединении применяется разряд на вспомогательную батарею большой емкости, которая включается навстречу разряжаемым источникам тока и имеет меньшее среднее разрядное напряжение, чем испытываемые изделия. Батарея подключается к исследуемым элементам через реостат и амперметр или миллиамперметр. В конце разряда, когда в группе появляются элементы, отдавшие полную фактическую емкость, напряжение на этих элементах значительно падает. При понижении напряжения происходит уменьшение тока в цепи. В этом случае приходится с помощью реостата добиваться установления в цепи тока, соответствующего заданному режиму. Контроль за током в цепи производит работница контрольно-испытательной станции. [c.211]

    Батареи, частично бывшие в эксплуатации, а также батареи, полученные с заводов вместе с новыми автомобилями, при передаче на хранение следует полностью зарядить, проверить уровень электролита в них, довести его плотность до рекомендуемых значении (не выше 1,285 0,005) и ввернуть в крышки пробки. Указанным батареям в процессе хранения один раз в три месяца надо давать контрольно-тренировочный цикл по режиму заряд током нормального заряда, доводка уровня электролита до нормы и разряд током по 10-часовому режиму до напряжения 1,7 в на одном из элементов. Температура электролита в начале разряда должна быть 30 2° С. Снятую емкость приводят к температуре 30° С и если она оказывается меньше 90% от номинальной, то батарею с дальнейшего длительного хранения необходимо снять. Аккумуляторы, имеющие пониженную емкость и низкое напряжение, подлежат снятию с эксплуатации и осмотру в ремонтно-зарядной станции с целью выяснения возможности устранения указанных недостатков. [c.313]

    Батареи, частично бывшие в эксплуатации, а также батареи, полученные с заводов вместе с новыми автомобилями, при передаче на хранение следует полностью зарядить, проверить уровень электролита в них, довести его плотность до рекомендуемых значений (не выше 1,285 0,005) и ввернуть в крышки пробки. Указанным батареям в процессе хранения один раз в три месяца надо давать контрольно-тренировочный цикл по режиму заряд током нормального заряда, доводка уровня электролита до нормы и разряд током по 10-часовому режиму до напряжения 1,7 в на одном из элементов. Температура электро- [c.86]

    Аккумуляторная батарея подвергается контрольному разряду, а в некоторых случаях и контрольному заряду для определения отдачи батареи по емкости и энергии (к. п. д.). Контрольный разряд рекомендуется вести током при 10-часовом режиме. Разряд прекращается, как только напряжение окажется ниже 1,8 в, хотя бы на одном элементе. Во время разряда каждый час производят измерение и запись напряжения на каждом элементе и температуру электролита на контрольных элементах. Фактическая, емкость батареи будет равна  [c.125]

    Если полученная при контрольном разряде фактическая емкость смонтированной аккумуляторной батареи, приведенная к температуре 25° С, равна или больше номинальной емкости при 10-часовом режиме разряда данного номера аккумуляторов, приведенной в табл. 4-9, батарея принимается в эксплуатацию. [c.126]

    Периодичность записей в журнал устанавливается местной инструкцией и должна строго выдерживаться. При записях в журнал должны вноситься следующие данные дата и час записи напряжение на сборных шинах число включенных основных и концевых элементов ток нагрузки сети ток подзаряда (или разряда, если батарея разряжается) плотность электролита и напряжение в контрольных элементах записи о замеченных неисправностях, доливках и ремонтах. [c.141]

    После формировочного заряда, если даже батарея отдала при контрольном разряде полную номинальную [c.171]

    Для выявления короткого замыкания в аккумуляторах батарея подвергается внеочередному контрольному разряду током 3—10-часового режима. [c.225]

    Причиной появления отстающего аккумулятора может быть повышенный саморазряд, систематический неполный заряд, сульфатация электродов и т.д. При заряде батарей в отстающем аккумуляторе не наблюдается признаков конца заряда, плотность электролита и напряжение ниже, чем в остальных аккумуляторах. Поэтому отстающий аккумулятор надо дозаряжать отдельно, чтобы не давать перезаряда остальным аккумуляторам батареи. Для этого после полного заряда батареи к МЭС отстающего аккумулятора присоединяют через реостат провода от зарядных шин и продолжают заряд до появления всех признаков его окончания. Затем при необходимости доводят плотность в отстающем аккумуляторе до плотности в остальных аккумуляторах и проверяют отдаваемую емкость батареи контрольным разрядом. Батарея считается исправной, если при контрольном разряде она отдает 90 % гарантированной емкости и если отстающий аккумулятор разрядится до конечного напряжения 1,75 В. Если отстающий аккумулятор не отдает требуемой емкости (разрядился раньше остальных), его подвергают повторному дополнительному заряду. [c.135]

    Сразр — количество ампер-часов, отданных аккумулятором (или батареей) при контрольном разряде, а ч  [c.54]

    Перед постановкой на хранение никель-кадмиевым аккумуляторам или батареям должно быть сообщено два тренировочнь[х цикла и один контрольный. На первом тренировочном цикле заряд должен проводиться током нормального режима в течение 12 ч, разряд — током нормального режима в течение 8 ч, но до напряжения не ниже конечного напряжения нормального режима у каждого испытываемого аккумулятора или у каждой испытываемой батареи. На втором тренировочном цикле заряд должен проводиться током нормального режима в течение 12 ч, разряд— током нормального режима до конечного напряжения нормального режима разряда у каждого испытываемого аккумулятора или у каждой испытываемой батареи. На третьем контрольном [c.39]

    Наработку никель-кадмиевых и никель-железных аккумуляторов определяют следующим образом [4. Аккумуляторам или батареям сообщают чередующиеся циклы (заряд —разряд) 1, 11, 21, 31 и т. д. — циклы перезарядные 2. .. 9, 12. .. 19, 22. .. 29 и т. д. — прогоноч-ные 10, 20, 30, 40 и т д. — контрольные. [c.42]

    Согласно ГОСТ 17659—79 батарея Крона ВЦ с номинальным напряжением 9 В предназначена для питания портативных радиоприемников и при контрольном прерывистом разряде (4 ч в суткн при 25°С) через внешнее сопротивление 900 Ом должна работать не менее 85 ч. Батарея работоспособна в интервале температуры от 4-50 до —10°С и после хранения в течение 9 мес имеет емкость, равную 0,6 Снои- [c.124]

chem21.info

6. Контрольно-тренировочный цикл

Контрольно-тренировочный цикл проводится для контроля технического состояния аккумуляторных батарей, проверки отдаваемой ими емкости, исправления отстающих аккумуляторов.

При контрольно-тренировочном цикле проводятся:

Предварительный полный заряд при КТЦ проводится зарядным током, указанным в табл. 9 и 10, с соблюдением всех правил заряда.

Контрольный разряд производится по группам при соответствующих переключениях в ЗРУ. Перед началом контрольного разряда температура электролита должна быть 18...27 °C. Величина разрядного тока для аккумуляторных батарей должна соответствовать значению указанному в табл. 15.

Таблица 15. Величина разрядного тока для аккумуляторных батарей при проведении контрольно-тренировочного цикла

Тип батареи Разрядный ток, А Тип батареи Разрядный ток, А
6СТЭН-140М 12.6 6СТ-75 6.8
6СТ-140Р 12.6 6СТ-82 7.5
12СТ-85Р 8.0 6СТ-90 8.1
12СТ-70М 7.0 6СТ-105 9.5
12СТ-70 7.0 6СТ-132 12.0
3СТ-150 13.5 6СТ-182 16.5
3СТ-215 19.5 6СТ-190 17.0
6СТ-45 4.2 3МТ-12 1.2
6СТ-50 4.5 3МТ-8 0.7
6СТ-55 5.0 6МТС-9 0.8
6СТ-60 5.4 6МТС-22 2.0

Постоянство разрядного тока должно тщательно соблюдаться в течение всего разряда, который должен заканчиваться в момент снижения напряжения до 1,7 В на первом вышедшем аккумуляторе батареи. Замер напряжения на аккумуляторах и температуры в среднем аккумуляторе батареи производится при включении на разряд, затем через каждые 2 ч. При снижении напряжения на одном из аккумуляторов до 1,85 В замеры напряжения надо проводить через каждые 15 мин, а при снижении напряжение до 1,75 В аккумулятор контролируется непрерывно, чтобы уловить конец разряда. Как только на указанном аккумуляторе напряжение упадет до 1,7 В, следует немедленно измерить напряжение на всех остальных аккумуляторах, отключить батарею от разрядной цепи и восстановить величину разрядного тока для оставшихся в группе батарей.

Разряд автомобильных аккумуляторных батарей со скрытыми перемычками ведется до конечного напряжения на выводах 5,1 В у 6-вольтовых батарей и 10,2 В у 12-вольтовых батарей. При снижении напряжения до 5,55 В на 6-вольтовой батарее и до 11,1 В на 12-вольтовой батарее измерения производят через каждые 15мин, а при снижении напряжения до 5,25 В на 6-вольтовой батарее и до 10,5 В на 12-вольтовой батарее измерения производят непрерывно до конца разряда.

При контрольном разряде необходимо записывать время включения батареи на разряд и начальную температуру электролита, а также время окончания разряда (при достижении 1,7 В на первом вышедшем аккумуляторе или напряжения на выводах 5,1 B y 6-вольтовой батареи и 10,2 В у 12-вольтовой батареи) и конечную температуру электролита.

Подсчет емкости, отдаваемой аккумуляторной батареей, в процентах от номинальной емкости, производится по специальной таблице. Фактическая емкость, отдаваемая при контрольном разряде, может быть как меньше, так и больше номинальной.

Окончательный полный разряд автомобильных батарей производится нормальным зарядным током, указанным в таблице 10, с соблюдением всех правил с доводкой плотности электролита в конце заряда. Танковые батареи заряжаются током двух ступеней согласно табл. 9. Между окончанием контрольного разряда и началом последующего заряда допускается разрыв по времени не более 12 ч.

Танковые аккумуляторные батареи, не отработавшие гарантийного срока и отдавшие при контрольном разряде емкость менее 100% номинальной, подвергают повторному контрольно-тренировочному циклу. Перед вторым контрольным разрядом в аккумуляторах должна быть установлена плотность электролита 1,28±0,01 г/см3. Если при втором контрольном разряде батареи, не отработавшие гарантийного срока, отдают менее 100% гарантированной емкости, предъявляется акт-рекламация.

www.4akb.ru

Контроль за режимами зарядов и разрядов у тяговых АКБ

Аккумуляторы по своей сути – накопители электрической энергии, в некотором роде «консервы» её. Казалось бы, заряжай, а потом используй. Однако, как и любой электрический аппарат, аккумулятор имеет конечный срок службы. Более того, как уже отмечалось, аккумулятор не только электрическое, но и химическое устройство. Поэтому причины ухудшения характеристик и отказов многогранны и имеют много зависимостей. Более того в процессе эксплуатации в подавляющем числе случаев отказы не имеют явных проявлений. Ухудшение качества имеет тенденцию накапливаться, а в ряде случаев обладает свойствами положительной обратной связи. Это исподволь приходящее ухудшение характеристик связано с большим количеством последовательно включенных аккумуляторов, составляющихмножество – аккумуляторную батарею. При наличии даже одного, так называемого, «глухого» аккумулятора в вагонной батарее, состоящей из нескольких десятков последовательно включенных аккумуляторов, она может некоторое время нормально функционировать в схеме вагона. Поэтому для обнаружения на раннем этапе появления ухудшения характеристик необходимо своевременно и правильно диагностировать аккумуляторы и батареи.

Внешнее проявление отказов аккумуляторов может быть вызвано различными причинами. Поэтому диагностика работоспособности аккумуляторов имеет два последовательных этапа: выявление неисправного аккумулятора и установление истинной причины неудовлетворительной работы.

Основными причинами снижения эксплуатационных характеристик щелочных аккумуляторов являются накопление в электролите углекислых солей щелочных металлов, эксплуатация при температуре выше 45оС, загрязнение электролита вредными примесями, систематические недозаряды, внутренние замыкания и повышенный саморазряд. Из-за поглощения углекислого газа из окружающего воздуха в электролите происходит его поглощение с образованием и накоплением карбонатов.

Увеличение содержания карбонатов приводит к снижению содержания щелочи в электролите и, соответственно, к снижению ёмкости аккумуляторов. Процесс образования карбонатов особенно интенсивно идёт при отсутствии пробок заливочных отверстий и повышенной температуре эксплуатации. Заряд и разряда при температуре выше 45оС приводят к необратимым потерям ёмкости, особенно у никель–железных аккумуляторов. Активная масса их отрицательных электродов при повышенной температуре начинает растворяться в слабых растворах щелочи. При охлаждении растворенное в электролите железо оседает на сепараторах, образуя внутренние проводящие цепи, что увеличивает саморазряд аккумуляторов. 

К снижению емкости также приводит загрязнение электролита вредными примесями, которые попадают в аккумулятор с недистиллированной водой. Характерный признак загрязненного электролита – интенсивное выделение пузырьков газов из аккумуляторов, которое не прекращается после отключения режима заряда. К такому же итогу приводят систематические недозаряды аккумуляторов вследствие пассивации активных масс электродов.

Высокий саморазряд может быть следствием разных причин и условий эксплуатации. Большое количество вымытой из электродов активной массы, вызванное систематическими перезрядами, сопровождающимися сильным газовыделением, приводит к накоплению шлама на дне сосудов. Проводящие мостики могут возникнуть из-за разбухания ламелей или их разрывов.

К необратимым потерям ёмкости приводит частая переполюсовка аккумуляторов при эксплуатации в составе батареи, особенно состоящей из большого числа последовательно соединенных аккумуляторов. Глубокий разряд одного или нескольких аккумуляторов при разряде на фоне остальных аккумуляторов может остаться незамеченнным. Контроль напряжения каждого аккумулятора на объекте эксплуатации технически затруднен из-за большого количества проводов и дополнительных устройств измерения, коммутаций и сравнения. Существуют способы сравнения напряжений половин батареи или нескольких частей, которые позволяют на ранней стадии определить наличие «отстающих» или «ленивых» аккумуляторов. Но для того чтобы с высокой степенью достоверности выявить наличие в батарее аккумуляторов с пониженной, по сравнению со всей совокупностью емкостью, необходимо при стационарном обслуживании контролировать напряжение каждого аккумулятора при разряде. Это достаточно сложный и времязатратный процесс, который требует помимо определения «отстающего» аккумулятора обеспечения фиксации времени достижения минимально допустимого напряжения эквивалентного фактической ёмкости и возможности вывода его из состава батареи без нарушения электрической цепи для продолжения режима разряда. 

Повышенный саморазряд аккумуляторов связан с внутренними замыканиями и загрязнением крышки. В эксплуатации он может быть также связан с ухудшением изоляции выводов батареи от корпуса объекта, на котором стоит батарея. Появлению проводящих мостиков между выводами аккумуляторов способствуют повышенный против нормального уровень электролита, нарушение герметичности пробок заливочных отверстий и уплотнительных сальников борнов. У никель-железных аккумуляторов достаточно высокий саморазряд увеличивается при отстое в помещении с высокой температурой. 

У кислотных аккумуляторов основными причинами ухудшения эксплуатационных характеристик являются сульфатация пластин, внутренние замыкания, выпадение активной массы из электродов, разрушения сепараторов, баков и окисление выводных клемм. 

Термин «сульфатация» означает образование в активной массе электродов крупных кристаллов сульфата свинца. Эти кристаллы практически не участвуют в токообразующих реакциях. Тем самым фактическая электрическая ёмкость аккумулятора снижается, а его внутреннее сопротивление прохождению электрического тока возрастает. Кроме того процесс образования крупных кристаллов сульфата свинца, как правило, необратим и прогрессирует со временем. Рост кристаллов приводит к выдавливанию активной массы и разрушению решетки электродов. Сульфатация пластин проявляется как снижение напряжения под нагрузкой, быстрое повышение напряжения при заряде постоянным током с последующим снижением. В конце заряда напряжение аккумулятора не превышает 2,5 В, а плотность электролита ниже нормы. К необратимой   сульфатации пластин приводит длительный отстой аккумуляторов в разряженном состоянии, систематические глубокие разряды и недозаряды, частые разряды большими токами. Процесс образования крупных нерастворимых кристаллов сульфата свинца ускоряется с повышением плотности электролита и его температуры. Это связано с повышением растворимости в электролите мелких кристаллов сульфата свинца и образованием крупных форм кристалл-лов с наращиванием ранее образовавшихся при остывании электролита. Существенным фактором, приводящим к необратимой сульфатации при обычной эксплуатации, является снижение уровня электролита ниже верхних кромок электродов. На них как не участвующих в реакциях начинается образование крупных кристаллов, рост которых происходит за счет смачивания электролитом в конце заряда или при механических передвижениях объекта, на котором установлена батарея. Поэтому в эксплуатации необходимо периодически контролировать уровень и плотность электролита и по возможности его температуру, что позволяет поддерживать номинальные характеристики и увеличивает срок службы аккумуляторов.

Внутренние замыкания электродов являются следствиями разрушения сепараторов, сильного коробления пластин, значительного выпадения активных масс и рост дендритов свинца. Аккумуляторы с таким дефектом имеют пониженные ЭДС и плотность электролита, их напряжение при заряде увеличивается незначительно, газовыделение практически отсутствует. При разрядах они ведут себя как аккумуляторы с фактической ёмкостью пониженной по отношению к другим аккумуляторам, составляющим батарею. То есть напряжение при разряде на них падает быстрее, чем на остальных, они могут быть даже переполюсованы. К таким дефектам аккумуляторов приводят частые разряды с повышенной плотностью тока, эксплуатация при повышенной плотности электролита и его температуры, то есть нарушения правил эксплуатации.

Саморазряд кислотных аккумуляторов – неприятный, но неотъемлемый процесс, происходящий при размыкании внешней цепи. При нормируемом саморазряде динамика его снижается в течение отстоя аккумулятора из-за превращения поверхностной части электродов в сульфат свинца, который препятствует проникновению электролита вглубь пластин. Повышенный саморазряд – это 5–10% потери емкости в сутки Естественно через несколько суток плотность электролита такого аккумулятора сильно уменьшается вместе с ёмкостью, и напряжение под нагрузкой становится ниже допустимой по условиям эксплуатации. Часто причина повышенного саморазряда кроется в пленке электролита на поверхности крышки аккумулятора, возникающей либо из-за неаккуратной заливки электролита, либо вследствие выплёскивания, либо при бурном газовыделении. Эта пленка образует внешний проводящий мостик между клеммами аккумулятора, что и обуславливает повышенный саморазряд. Такая пленка не исчезает сама по себе, так как серная кислота не испаряется при нормальной температуре. Обнаружить места повышенной утечки тока можно при контроле напряжения между одним из выводов аккумулятора и участками поверхности крышки. При обнаружении утечек тока необходимо нейтрализовать поверхностный электролит 10%-м раствором соды или нашатырного спирта. Повышенному саморазряду может также способствовать наличие повышенного содержания вредных примесей в электролите. Поэтому при повышенном саморазряде и отсутствии поверхностных утечек тока надо сменить электролит после промывки аккумулятора дистиллированной водой.

К нарушениям работы батареи могут привести нарушения контактов выводов батарей и наконечников подводящих проводов из-за окисления обоих. В связи с этим повышается переходное сопротивление в месте контактов, приводящее к снижению напряжения в цепях объекта под нагрузкой и повышению контактной температуры. Для профилактики такой неисправности необходимо периодически зачищать выводы батареи и внутреннюю поверхность контактных наконечников от окислов и защищать их от воздействия серной кислоты и кислорода воздуха техническим вазелином.

www.blog.e-akb.ru

Проверка и испытания аккумуляторных батарей

Проверка и тесты аккумуляторных батарейПри проведении проверки и испытаний аккумуляторных батарей на электронных подстанциях определяют сопротивление изоляции батареи, проводят проверку ее емкости, проверку плотности и температуры электролита в каждой банке и проверка напряжения каждого элемента аккумуляторной батареи.

Измерение сопротивления изоляции аккумуляторной батареи

Измерение сопротивления изоляции аккумуляторной батареи делается мегаомметром на напряжение 500 — 1000 В либо способом вольтметра по схеме рис. 1.

Измерение сопротивления изоляции аккумуляторной батареи вольтметром

Рис. 1. Измерение сопротивления изоляции аккумуляторной батареи вольтметром.

Измеряются попеременно напряжение меж полюсами батареи и напряжение каждого полюса по отношению к «земле».

Измерения должны выполняться одним вольтметром класса точности не ниже 1 с известным внутренним сопротивлением — не ниже 50 000 Ом.

Сопротивление изоляции, Ом,

Rиз = (U /( U1 + U2) — 1 ) х Rпр,

где U — напряжение меж полюсами аккумуляторной батареи, В; U1 — напряжение меж «плюсом» аккумуляторной батареи и «землей», В, U2— напряжение меж «минусом» аккумуляторной батареи и «землей», В, Rпp — внутреннее сопротивление вольтметра, Ом.

Сопротивление изоляции батареи должно быть более:

Номинальное напряжение, В 24 48 110 220
Сопротивление изоляции, кОм 14 25 50 100

Проверка емкости отформованной батареи

Аккумуляторная батарея заряжается до получения (в течение 1 ч) напряжения элемента, равного 2,6 — 2,75 В, и появления сильного выделения газов на всех пластинках.

Через 30 мин после окончания заряда делается контрольный разряд током 3-или 10-часового режима для кислотных и 8-часового режима для щелочных аккумов.

Разряд ведется на нагрузочное сопротивление либо на зарядный генератор, переводимый в двигательный режим понижением тока возбуждения.

Во время контрольного разряда раз в час определяют: напряжение на зажимах каждого элемента и всей аккумуляторной батареи, разрядный ток, плотность электролита в элементах, температуру электролита в контрольных элементах.

Разряд ведется до понижения напряжения на зажимах элемента до 1,8 В.

Если хотя бы на одном элементе аккумуляторной батареи напряжение окажется ниже 1,8 В, разряд должен быть прекращен.

Полученную в итоге разряда емкость в ампер-часах приводят к температуре +25 °С по формуле

С25 = Сt / (1 + 0,008 (t — 25)),

где t — средняя температура электролита при разряде, °С, Ct — емкость, приобретенная при разряде, А-ч, С25 — емкость, приведенная к температуре +25°С, А-ч; 0,008 — температурный коэффициент.

Приобретенная в итоге контрольного разряда емкость аккумуляторной батареи, приведенная к температуре +25 °С, должна соответствовать данным предприятия-изготовителя.

Аккумуляторные батареи на трансформаторной подстанции

Аккумуляторные батареи на трансформаторной подстанции

Проверка плотности и температуры электролита в каждой банке

Плотность электролита в конце заряда должна находиться в границах 1,2 — 1,21 в элементах с пластинами поверхностной конструкции (С и СК) и 1,24 в элементах с панцирными пластинами (СП и СПК), температура — не выше +40 оС.

Плотность электролита в конце контрольного разряда аккумуляторной батареи должна быть более 1,145 в элементах С и СК и более 1,185 в элементах СП и СПК.

Проверка напряжения каждого элемента аккумуляторной батареи

Отстающих частей должно быть менее 5 % их полного количества. Напряжение отстающих частей в конце раз ряда не должно отличаться более чем на 1 — 1,5 % среднего напряжения других частей.

Напряжение в конце разряда должно быть для аккумов типа С (СК) при 3-, 10-часовом режиме разряда — не ниже 1,8 В и при 0,5, 1, 2-часовом режиме разряда — не ниже 1,75 В.

Школа для электрика

Проверка и тесты аккумуляторных батарей

elektrica.info

Методы заряда и разряда аккумуляторных батарей

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Автомобильные аккумуляторы

Методы заряда и разряда аккумуляторных батарей

Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи можно заряжать от любого источника постоянного тока при обязательном условии, что его напряжение больше, чем напряжение заряжаемой аккумуляторной батареи.

Напряжение батареи при заряде изменяется в зависимости от степени ее заряженности и температуры электролита. Поэтому в процессе заряда аккумуляторной батареи необходимо регулировать напряжение источника питания. Процесс заряда может вестись различными способами, основные из которых будут рассмотрены ниже.

Заряд при постоянной силе тока. При этом способе значение зарядного тока в течение всего времени заряда остается постоянным. Этот способ является основным и наиболее универсальным. Заряжаемые батареи соединяют последовательно между собой. Последовательно с ними включают и реостат, с помощью которого регулируют силу зарядного тока; для этой цели применяются и другие регуляторы, например тиристорные, которые, периодически включая и выключая сопротивление в цепи, меняют значение тока так, что среднее его значение оставалось постоянным во времени. Число одновременно включенных на заряд батарей зависит от напряжения сети Uc, к которой подключается группа батарей.

Рис. 1. Схемы подключения батарей к зарядному устройству и характеристики зарядов

Коэффициент 0,5 в знаменателе формулы введен для того, чтобы обеспечить широкие пределы регулирования, позволяющие при необходимости осуществлять заряд половинным током (вторая ступень).

В каждую группу следует подключать максимально возможное число батарей с тем, чтобы в реостате гасилось, как можно меньше энергии. Все батареи одной группы должны иметь примерно одинаковую емкость и одинаковую степень разряда.

Разность плотностей электролита в полностью заряженных аккумуляторных элементах батареи не должна превышать 0,01 г/см3. Для выравнивания плотностей электролита в батареях, имеющих отдельные элементы с пониженной плотностью электролита, эти батареи дополнительно дозаряжают в течение 2 ч. Если плотности электролита в отдельных элементах после дозарядки батарей не выравнялись или плотность электролита во всех элементах батареи оказалась несколько выше или ниже нормы, то ее необходимо откорректировать до нормального значения с точностью ±0,01 г/см3. Корректировка производится в батарее, включенной на заряд, когда обильное газовыделение обеспечивает хорошее перемешивание электролита,

Корректировку плотности электролита рекомендуют проводить следующим образом. Если плотность электролита, приведенная к 25 °С, ниже требуемой, то в аккумуляторы доливают электролит плотностью 1,40 г/см3, я если она выше — доливают дистиллированную воду. Сначала из аккумулятора в зависимости от имеющейся и требуемой плотности отбирают определенный объем электролита. И, наконец, через 30 мин проверяют плотность электролита в аккумуляторах. При нормальном ее значении доводят уровень электролита до нормы. Если разница между фактической и требуемой плотностями электролита велика, то операцию отбора—доливки повторяют три-четыре раза с интервалами между ними в 30 мин. Это необходимо для выравнивания плотности электролита в аккумуляторе.

Основными недостатками такого способа заряда свинцово-кислотных аккумуляторных батарей являются: большая продолжительность, необходимость постоянно контролировать и регулировать силу зарядного тока, нерациональный расход электроэнергии на электролиз воды в конце заряда, вредное влияние перезаряда на разрушение электродов. При этом способе в конце заряда наблюдается значительное повышение температуры электролита, что отрицательно влияет на срок службы аккумуляторной батареи. В связи с этим инструкцией по эксплуатации рекомендовано при повышении температуры электролита до 45 °С снижать зарядный ток в два раза или прервать заряд для охлаждения электролита до 30—35 °С.

Заряд при постоянном напряжении. Этот способ заряда обеспечивает простоту проведения и поддержания режима заряда. Аккумуляторные батареи в этом случае подключаются непосредственно (без реостатов) к источнику энергии, зарядное напряжение которого поддерживается постоянным в течение всего процесса. Напряжение источника должно быть равно зарядному напряжению аккумуляторной батареи, т. е. на каждый аккумуляторный элемент должно приходиться 2,4—2,5 В. Следовательно, общее напряжение источника энергии составит для 6-вольтовых батарей 7,2—7,5 В, для 12-вольтовых — 14,4—15,0 В. Значение зарядного тока для каждой из заряжаемых батарей устанавливается автоматически й зависит от .технического состояния батареи (степени разряда, температуры электролита и т.д.). В процессе заряда, когда напряжение батареи постоянно возрастает, сила тока понижается и к концу заряда становится заметно меньше, чем сила тока при заряде способом постоянства тока.

Несмотря на различие в значениях тока, общая продолжительность полного заряда батарей при обоих методах одинаковая. Но тем не менее заряд при постоянном напряжении в ряде случаев предпочтителен, так как сообщенная в этом случае энергия расходуется в основном непосредственно на сам процесс заряда, когда еще невозможно газовыделение, и только незначительную часть энергии батарея получает при напряжении, когда уже возможно газовыделение.

Заряд при постоянном напряжении позволяет вести форсированный процесс заряда, который известен под названием «закона ампер-часов». Суть такого метода заключается в том, что аккумуляторная батарея должна заряжаться током, численно равным 95% емкости, которую ей надо сообщить, т. е. заряд должен постепенно снижаться так, чтобы зарядный ток был всегда меньше, чем количество ампер-часов, которое недостает батарее до получения полного заряда. Таким образом, заряд будет протекать без перегрева электролита и чрезмерного газовыделения. Как показывает практика, заряд, проведенный согласно закону ампер-часов, позволяет восстановить 90% емкости, снятой с батареи за 2,5 ч. Для полного заряда батареи этим методом требуется 4—4,5 ч.

Как уже отмечалось, заряд аккумуляторной батареи на автомобиле является, по существу, зарядом при постоянном напряжении. Этот способ внедряется также на стационарных и подвижных зарядных станциях благодаря малому времени заряда и простоте обслуживания. Однако ввиду того, что полный заряд батареи в этом случае невозможен, заряд при постоянном напряжении следует рассматривать как вспомогательный метод, который должен сочетаться с периодическими полными зарядами при постоянном токе и с проведением контрольно-тренировочных циклов. К основным недостаткам этого способа относятся: перегрузка источника энергии в начале заряда (вследствие большого зарядного тока) и недогрузка его в конце заряда (зарядный ток значительно снижается), невозможность быстрого заряда сильно охлажденных батарей (при минусовых температурах) вследствие повышения вязкости электролита и соответственного повышения внутреннего сопротивления батарей.

Модифицированный заряд представляет собой некоторое приближение к заряду при постоянном напряжении. Цель его — снизить значение тока в начальный период заряда и уменьшить влияние колебаний напряжения в сети на зарядный ток, для чего последовательно с аккумуляторной батареей включают в цепь сопротивление малого значения. При данном методе заряда напряжение на шинах источника тока поддерживается постоянным в пределах от 2,5 до 3,0 В на аккумулятор.

Для отключения зарядного агрегата в конце заряда обычно применяют автоматические устройства. Это может быть комбинация чувствительного реле напряжения с часовым механизмом или счетчик ампер-часов. Реле напряжения пускает часовой механизм при достижении заданного значения напряжения батареи. Часовой механизм отсчитывает установочное время и затем отключает зарядное устройство.

Рис. 1. Изменение параметров свинцового аккумулятора в процессе модифицированного заряда 1 — температура электролита; 2 — ток заряда; 3 — напряжение заряда: 4 — плотность электролита

В практике применяются методы заряда, представляющие в какой-то мере варианты описанных выше способов заряда. Например, в процессе длительной эксплуатации имеют место случаи, когда плотность электролита и степень заряженности отдельных аккумуляторов в батарее бывают различны. Для таких батарей перед зимней эксплуатацией целесообразно провести уравнительный заряд.

Уравнительный заряд. Цель его — обеспечить в аккумуляторной батарее более полное восстановление заряженности электродов во всех аккумуляторах. Уравнительный заряд рекомендуется как мера, устраняющая сульфатацию электродов; он нейтрализует воздействие глубоких разрядов на отрицательные электроды. Заряд ведется до тех пор, пока во всех аккумуляторах не будет достигнуто постоянство значений плотности электролита и напряжения в течение 3 ч.

Заряд малыми токами. Он проводится с целью компенсации электроэнергии, потерянной в результате саморазряда аккумуляторной батареи. Заряд малым током (0,025—0,1 А) производится при нахождении батарей непосредственно на автомобилях или в местах хранения. Такой заряд также осуществляется двумя способами: при постоянном токе и при постоянном напряжении.

На подзаряд малыми токами устанавливаются только исправные полностью заряженные батареи, в которых тщательно откорректированы плотность и уровень электролита. Такой подзаряд проводят непрерывно, если температура воздуха выше 5 °С, если же она ниже—применяют периодический подзаряд. Непрерывный подзаряд — эффективное средство для поддержания батарей в заряженном состоянии, требующее небольшой мощности зарядных источников.

Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ). Он проводится с целью определения технического состояния аккумуляторной батареи, проверки ее по емкости, выявления отстающих аккумуляторов в батарее и прочих неисправностей. Для автомобильных батарей, залитых электролитом, КТЦ проводится один раз в год и в тех случаях, когда необходимо определить отдаваемую батареей емкость и оценить пригодность ее к дальнейшей эксплуатации.

В процессе разряда определяется его продолжительность и температура электролита. После разряда аккумуляторные батареи заряжаются обычным способом и годные из них направляются в эксплуатацию. Емкость батареи, снятая при разряде, приводится к температуре 25 °С; в период гарантированного срока эксплуатации она должна быть не менее 90% от номинального значения. Если же емкость аккумуляторной батареи снизится до 40% номинального значения, то такая батарея под. лежит списанию.

Разряд можно вести либо непрерывно, либо с перерывами. Когда продолжительность разряда исчисляется долями минуты или секунды и циклы разряд-заряд чередуются с большей частотой, разряд называется импульсным.

Непрерывный разряд, в течение которого аккумуляторная батарея отдает полную емкость, может быть либо коротким (от нескольких мин до 1 ч), либо длительным (от 100 и более часов). Например, для автомобильных стартерных батарей коротким разрядом является 5-минутный режим разряда, а длительным — 20-часовой. Короткие режимы разряда иногда называют форсированными. Они также могут быть прерывистыми. Примером может служить работа аккумуляторной батареи на стартер при неоднократном пуске автомобильного двигателя.

Батарея также может работать в режиме перемещающегося разряда, т. е. в течение определенного времени она разряжается одним значением тока или на определенное сопротивление, затем переключается на определенное время на режим разряда, имеющий другие значения тока или внешнего сопротивления.

При разряде большой силой тока, т. е. стартерном разряде, емкость аккумуляторной батареи практически зависит от размеров поверхности электродов. Объясняется это тем, что электролит не успевает проникнуть в поры электродов и сульфат свинца, образующийся на поверхности, в силу своего большого молекулярного объема закупоривает поры активной массы электродов. Поэтому батареи для стартерных режимов разряда имеют более тонкие электроды и большее их число в аккумуляторе.

При небольших скоростях разряда электродная масса разряжается практически на всю глубину. При длительном режиме разряда емкость аккумуляторной батареи ограничивается емкостью положительных электродов, при стартерных — емкостью отрицательных электродов.

Читать далее: Работоспособность аккумуляторных батарей при отрицательных и высоких температурах

Категория: - Автомобильные аккумуляторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Информационный ресурс энергетики - Эксплуатация аккумуляторных батарей

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ СТАЦИОНАРНЫХ СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫХ

АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

 

СОДЕРЖАНИЕ

1

Нормативные ссылки.

2

Обозначения и сокращения.

3

Основные свойства свинцово-кислотных аккумуляторов.

4

Меры безопасности.

5

Общие правила эксплуатации.

6

Свойства, особенности конструкции и основные технические характеристики.

6.1

Аккумуляторы свинцово - кислотные типа СК.

6.2

Аккумуляторы типа СН.

6.3

Свинцово – кислотные фирменные аккумуляторы.

7

Основные сведения из монтажа аккумуляторных батарей, приведение их к рабочему состоянию и консервации.

7.1

Монтаж.

7.2

Приведение к рабочему состоянию аккумуляторных батарей типа СК.

7.3

Приведение к рабочему состоянию аккумуляторных батарей типа СН.

7.4

Приведение к рабочему состоянию фирменных аккумуляторных батарей

8

Порядок эксплуатации аккумуляторных батарей.

8.1

Режим постоянного подзаряда.

8.2

Режим заряда.

8.3

Уравнительный заряд.

8.4

Разряд аккумуляторных батарей.

8.5

Контрольный разряд.

8.6

Доливка аккумуляторов.

9

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей.

9.1

Виды технического обслуживания.

9.2

Осмотры.

9.3

Профилактический контроль.

9.4

Текущий ремонт аккумуляторов типа СК.

9.5

Текущий ремонт аккумуляторов типа СН.

9.6

Капитальный ремонт.

10

Техническая документация.

 

Приложение №1.

 

Приложение №2.

Знание настоящей инструкции обязательно для:

1. Начальника, мастера группы ПС и ЦРО СПС.

2. Оперативного и оперативно – производственного персонала групп подстанций.

3. Аккумуляторщика ЦРО СПС.

Настоящая инструкция составлена на основании действующих: ОНД 34.50.501-2003. Эксплуатация стационарных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. ГКД 34.20.507—2003 Техническая эксплуатация электрических станций и сетей. Правила. Правила устройства электроустановок (ПУЭ), изд. 6-е, переработанное и доп. — Г.: Энергоатомиздат, 1987; ДНАОП 1.1.10-1.01-97 Правила безопасной эксплуатации электроустановок, второе издание.

1. Нормативные ссылки.

В этой инструкции есть ссылки на такие нормативные документы: ГОСТ 12.1.004—91 ССБТ Пожарная безопасность. Общие требования; ГОСТ 12.1.010—76 ССБТ Взрывобезопасность. Общие требования; ГОСТ 12.4.021—75 СБТ Системы вентиляционные. Общие требования; ГОСТ 12.4.026—76 ССБТ Цвета сигнальные и знаки безопасности; ГОСТ 667—73 Кислота серная аккумуляторная. Технические условия; ГОСТ 6709—72 Вода дистиллированная. Технические условия; ГОСТ 26881—86 Аккумуляторы свинцовые стационарные. Общие технические условия

2. Обозначение и сокращение.

АБ — аккумуляторная батарея; АЭ — аккумуляторный элемент;ОРУ — открытая распределительная установка;ЭС — электростанция; КЗ — короткое замыкание;ПС — подстанция; СК — стационарный аккумулятор для коротких и продолжительных режимов; СН — стационарный аккумулятор с пластинами намазного типа.

3. Основные свойства свинцово-кислотных аккумуляторов.

Принцип действия аккумуляторов основан на поляризации свинцовых электродов. Под действием зарядного тока электролит (раствор серной кислоты) разлагается на кислород и водород. Продукты разложения вступают в химическую реакцию со свинцовыми электродами: на положительном электроде образуется двуокись свинца, а на отрицательном электроде – губчатый свинец.В результате образуется гальванический элемент с напряжением около 2 В. При разряде такого элемента в нем происходит обратный химический процесс: химическая энергия превращается в электрическую. Под влиянием разрядного тока из электролита выделяются кислород и водород.Кислород и водород, вступая в реакцию с двуокисью свинца и губчатым свинцом, восстанавливают первую и окисляют второй. По достижении равновесного состояния разряд прекращается. Такой элемент обратимый и может быть повторно заряжен.Процесс разряда. При включении аккумулятора на разряд ток внутри аккумулятора протекает от катода к аноду, при этом серная кислота частично разлагается, и на положительном электроде выделяется водород. Совершается химическая реакция, при которой двуокись свинца превращается в сульфат свинца и выделяется вода. Остаток частично разложившейся серной кислоты вступает в соединение с губчатым свинцом катода, также образуя сульфат свинца. На эту реакцию расходуется серная кислота и образуется вода. Благодаря этому удельный вес электролита по мере разряда снижается.Процесс заряда. При разложении серной кислоты во время заряда водород переносится к отрицательного электроду, восстанавливает на нем сульфат свинца до губчатого свинца и образует серную кислоту. На положительном электроде образуется двуокись свинца. При этом образуется серная кислота и расходуется вода. Удельный вес электролита повышается.Внутреннее сопротивление аккумулятора складывается из сопротивлений аккумуляторных пластин, сепараторов и электролита. Удельная проводимость активной массы пластин в заряженном состоянии близка к проводимости металлического свинца, а разряженных пластин – сопротивление велико. Поэтому сопротивление пластин зависит от степени заряженности аккумулятора. По мере разряда сопротивление пластин возрастает.Рабочая емкость аккумулятора – это количество электричества, отданное аккумулятором в определенном режиме разряда до предельного для данного режима разряда напряжения. Рабочая емкость всегда меньше его полной емкости. Отбирать полную емкость от аккумулятора нельзя, так как это приведет к его невосстановимому истощению. В последующем изложении рассматривается только рабочая емкость АЭ.Температура электролита. На емкость АЭ заметное влияние оказывает температура. При повышении температуры электролита емкость АЭ увеличивается примерно на 1% на каждый градус повышения температуры над 25°С. Повышение емкости объясняется снижением вязкости электролита, а следовательно, усилением диффузии свежего электролита в поры пластин и уменьшением внутреннего сопротивления АЭ. При понижении температуры – растет вязкость электролита – снижается емкость. Емкость при снижении температуры с 25°С до 5°С может упасть на 30%.

4. Меры безопасности.

Эксплуатацию АБ должен выполнять оперативный, оперативно-производственный персонал, прошедший обучение и проверку знаний. Ремонт аккумуляторной батареи выполняет аккумуляторщик. Работать с кислотой, свинцом должен обученный, проинструктированный персонал. В помещении аккумуляторной батареи не должно быть лиц, которые не имеют отношения к ее обслуживанию. Для этого помещения АБ должно быть постоянно закрыто на замок. Ключ от него необходимо хранить у дежурного (оперативного) персонала и выдавать только лицам, которые обслуживают аккумуляторные батареи, работают в них, и лицам, которые имеют право на осмотр распределительных электроустановок. Работники, обслуживающие электрооборудование аккумуляторных помещений, должны иметь группу III. Посторонние лица в помещения АБ допускаются только в сопровождении аккумуляторщика или электромонтера, который обслуживает аккумуляторные батареи, лица, которое имеют право на осмотр аккумуляторной батареи. Осмотр может выполнять оперативный или оперативно-производственный персонал с группой III или V, в состав которого входят руководители, специалисты предприятия. Помещение АБ должно быть оборудовано (определяется в зависимости от режимов работы и типа АБ при проектировании согласно СНиП и ГОСТ 12.4.021—75 и ГОСТ 12.1.010—76) притяжной-вытяжной вентиляцией. Из-за отсутствия или при отключении вентиляции в помещении аккумуляторных батарей может образоваться взрывоопасная концентрация водорода. Даже при постоянном подзаряде из элементов выделяется некоторое количество водорода. При загрязнении электролита вредными примесями выделение водорода усиливается. По этому в помещениях АБ запрещается жечь и использовать электронагревательные приборы, а также аппараты, которые могут искрить (ГОСТ 12.1.004—91).Притяжно-вытяжную вентиляцию в помещении аккумуляторных батарей нужно включать перед зарядом АБ и выключать после полного удаление газов, но не раньше, чем через 1,5 год после окончания заряда. Порядок работы притяжной-вытяжной вентиляции аккумуляторных батарей в нормальных условиях определяется в местных инструкциях подстанций. На дверях помещения аккумуляторных батарей должны быть надписи «Аккумуляторная», «Огнеопасно», «Запрещается курить» или вывешиваться знаки безопасности о запрете пользования открытым огнем и курения соответственно ГОСТ 12.4.026—76.Перечень необходимых защитных средств и инвентаря, которые обеспечивают безопасность работ (обслуживание) АБ (ДНАОП 1.1.10-1.01-97), приведенное в приложении 1. После выполнения необходимых организационно-технических мероприятий во время пайки электродов необходимо придерживаться таких условий:

Вырезание и пайка электродов, работу по определению емкости аккумуляторных батарей, отбор проб, измерение плотности и температуры электролита нужно выполнять в резиновых перчатках и сапогах. При вырезании элементов, наложении шунтирующих перемычек и сопротивлений дополнительно к перчаткам и сапогам необходимо пользоваться защитными очками. Во избежание попадания свинцовых испарений в дыхательные пути, пайку или зачистку ушек электродов необходимо выполнять в респираторах с ватными фильтрами.После выполнения работ по разборке аккумуляторов, зачистке и исправлению свинцовых электродов необходимо тщательно вымыть руки с мылом, а перед курением и приемом пищи – всполоснуть рот водой. При попадании концентрированной серной кислоты на руки, шею или лицо нужно быстро удалить ее тампоном (ватой, марлей и др.). Место попадания старательно промыть водой и немедленно нейтрализовать 5 %-ым раствором двууглекислой соды (пищевой). При попадании кислоты в глаза или на слизистую оболочку их необходимо промыть 2-3 %-ым раствором пищевой соды, запас которой с соответствующими надписями должен храниться отдельно. На бутылях (емкостью от 3 до 5 л) должна быть четкая надпись: «Раствор двууглекислой соды». Для предотвращения попадания кислоты на кожу и в глаза все операции с кислотой необходимо выполнять в грубошерстном костюме, в резиновых фартуке, перчатках, сапогах (под штаны) или калошах и защитных очках. Концентрированная серная кислота (электролит) должна храниться в плотно закупоренных стеклянных бутылях, помещенных в крепкие корзины, в отдельных комнатах возле помещения АБ. На горлышки бутылей должны быть подвешены бирки с четкими надписями: «Концентрированная серная кислота», «Электролит», «Дистиллированная вода» и др.Запас дистиллированной воды должен храниться в плотно закупоренных бутылях (сосудах). На бутылях должны быть надписи несмываемой краской «Дистиллированная вода». Использование таких емкостей с другой целью запрещается. Перенос бутылей с серной кислотой необходимо выполнять обязательно двумя работниками только в корзине или специальном деревянном ящике с ручками или на специальных носилках с отверстием посредине и латами, в которые бутыль должен входить вместе с корзиной на 2/3 высоты. Во время перемещения бутылей их нельзя брать за горлышко или прижимать к себе. Чтобы избегнуть выплескивания кислоты из бутылей при переносе, их нужно плотно закупоривать стеклянными или керамическими пробками, надежно привязанными к горлышку бутылей. Переливать кислоту из бутылей в другую посуду необходимо с помощью станка, который дает возможность изменять любой наклон бутылей и обеспечивает их надежное крепление. Запрещается при разведении серной кислоты вливать воду в кислоту. Необходимо кислоту тонкой струей вливать в воду при беспрерывном размешивании раствора. Тепло, которое выделяется при этом благодаря большой теплоемкости воды и большом ее количестве, поглощается водой без разбрызгивания. По этому посудину для разведения серной кислоты сначала заливают полным расчетным количеством дистиллированной воды и только потом к ней прибавляют кислоту. Электролит плотностью не более 1,28 г/см3 допускается разбавлять дистиллированной водой. В помещении, где разводится кислота, при наличии водопровода необходимо иметь водопроводную раковину или сосуд достаточной емкости, заполненной чистой водой. Для предотвращения несчастного случая в результате приготовления электролита на ПС нужно организовывать централизованное приготовление электролита и его развозку по ПС в бутылях, резиновых емкостях или других сосудах из жароустойчивого материала. Не допускается одновременное прикосновенье металлического предмета (инструмента и др.) к положительным и отрицательным выводам АЭ для предотвращения К.З. (дуга, ожог и др.).Вместо углекислотных огнетушителей в помещениях АБ рекомендуется применять огнетушители типа ССІ4 (с четыреххлористым углеродом). Для пайки электродов следует применять комбинации сжиженных газов: пропан с кислородом и водород с воздухом от компрессора или воздуходувки. Пропан при содержании его в воздухе в границах от 1,5 до 10 % образовывает взрывоопасную смесь. Он в два раза легче воздуха, поэтому может, не рассеиваясь, разливаться на большие расстояния, заполняя все приямки, каналы и углубление и создавая в них взрывоопасные концентрации. Необходимо строго контролировать отсутствие истоков газа. Для этого следует систематически проверять целость шлангов, плотность присоединений к баллонам. Для проверки плотности стыков шлангов и мест присоединений необходимо применять «мыльную пробу». Запрещается проверять плотность огнем. Отходы аккумуляторных батарей должны утилизироваться в соответствии с действующими правилами накопления, транспортирование, обезвреживание и захоронение токсичных и промышленных отходов.

5. Общие правила эксплуатации.

АБ должны находиться в ведении электротехнических подразделений электрических сетей и подстанций. Текущим обслуживанием аккумуляторных батарей должен заниматься аккумуляторщик. Приемом АБ после монтажа и ремонта, их эксплуатацией и техническим обслуживанием должен руководить ответственное лицо инженерно-технического персонала электротехнических подразделений электрических сетей ПС.При эксплуатации аккумуляторных батарей нужно обеспечивать их продолжительную, надежную работу и необходимый уровень напряжения на шинах постоянного тока в нормальных и аварийных режимах (ГКД 34.20.507—2003).Технические характеристики и надежность работы аккумуляторной батареи (в том числе и фирменных) гарантируются при условии соблюдения требований технической документации на конкретный тип АЭ (ТУ, технических описаний и правил эксплуатации и др.). Как правило, АЭ разных фирм технологически и конструктивно обеспечивают большую надежность в эксплуатации и по этому для них может быть сниженный объем технического обслуживания (сравнительно с типами СК, СН), это отображается в инструкциях предприятия по эксплуатации АБ, утвержденных соответствующим техническим руководителем. Перед введением в эксплуатацию вновь смонтированной аккумуляторной батареи или АБ после капитального ремонта необходимо проверить сопротивление изоляции аккумуляторной батареи относительно «земли», емкость АБ током 10-часовой разряда, чистоту, качество (анализ в конце разряда на отсутствие примесей в соответствии с требованиями ГОСТов) и плотность электролита, напряжение АЭ в конце заряда и разряда. После монтажа аккумуляторных батарей нужно вводить в эксплуатацию после достижения 100 %-ной номинальной емкости. Шины постоянного тока должны быть снабжены устройством для постоянного контроля изоляции, позволяющим оценивать значение сопротивления изоляции и действующим на сигнал при снижении сопротивления изоляции одного из полюсов до 20 кОм в сети 220 В, 10 кОм в сети 110 В, 5 кОм в сети 48 В, 3 кОм в сети 24 В.Расстояние от аккумуляторов до отопительных приборов должно быть не менее 750 мм. Это расстояние может быть уменьшено при условии установки тепловых экранов из несгораемых материалов, исключающих местный нагрев аккумуляторов. АБ должны эксплуатироваться в режиме постоянного подзаряда. Подзарядная установка должна обеспечивать стабилизацию напряжения на шинах аккумуляторных батарей с отклонениями, которые не превышают установленные заводом-изготовителем, но не более 2 % номинального напряжения (для АБ типа СК, СН). Для фирменных аккумуляторных батарей стабилизация напряжения должна обеспечиваться в соответствии с требованиями технических условий. Следует использовать подзарядные установки, которые обеспечивают минимальные пульсации выпрямленного напряжения (коэффициент пульсации 1-1,5 %).Зарядное устройство должно иметь мощность и напряжение достаточное для заряда аккумуляторной батареи на 90% номинальной емкости в течении не более 8 часов при предшествующем 30-минутном разряде. Дополнительные АЭ, которые постоянно не используют в работе, должны иметь отдельное устройство подзаряда или балластную нагрузку (сопротивление), эквивалентное нагрузке основной части аккумуляторной батареи, их эксплуатируют в режиме постоянного подзаряда. В аварийном режиме балластную нагрузку нужно отключать.Аккумуляторная установка должна быть оборудована вольтметром с переключателем и амперметрами в цепях зарядного, подзарядного устройств а аккумуляторной батареи.Для зарядных и подзарядных двигателей-генераторов должны предусматриваться устройства для их отключения при появлении обратного тока.Выпрямительные установки, применяемые для заряда и подзаряда аккумуляторных батарей, должны присоединяться со стороны переменного тока через разделительный трансформатор.Во время эксплуатации для поддержки всех АЭ АБ в полностью заряженном состоянии и для предотвращение сульфатации электродов один раз в год необходимо проводить уравнительные заряды аккумуляторной батареи. Для определения фактической емкости (в границах номинальной) АБ на ПС не менее двух раз в год нужно проверять работоспособность аккумуляторной батареи по падению напряжения толчковым током, а контрольные разряды выполнять по необходимости, если другое не указано заводом-изготовителем. При условии работы аккумуляторной батареи в режиме мощных толчковых нагрузок работоспособность АБ по падению напряжения во время кратковременных (не более 5 с) разрядных токов, который равняется 1,5-2,5 тока одночасового разряда (током толчка) проверяют один раз в один-два года или один раз в год (при наличии электромагнитных приводов выключателей). Напряжение полностью заряженного исправного аккумулятора в момент толчка не должно снижаться более чем на 0,4 В/эл. от напряжения в момент, который предшествовал толчку тока.После аварийного разряда аккумуляторной батареи следующий ее заряд до емкости, которая равняется 90 %-ной номинальной, нужно выполнять не позднее 8 часов. При этом напряжение на аккумуляторах может достигать до 2,5-2,7 В/эл., а ток — максимально допустимого тока заряда для данного типа (серии) АЭ.Во время эксплуатации аккумуляторной батареи следует предусматривать автоматический контроль:

Для контроля за состоянием аккумуляторных батарей должны быть определены (предусмотрены) контрольные аккумуляторы (АЭ). Контрольные АЭ необходимо менять, количество их утверждает технический руководитель энергопредприятия в зависимости от состояния аккумуляторных батарей и типов используемых АЭ. Для типов СК, СН это количество составляет не менее 10 % количества АЭ в АБ. Для фирменных аккумуляторных батарей соответственно технической документации изготовителей (поставщиков) количество АЭ может колебаться, и в некоторых случаях составлять один — два контрольных (отстающих) АЭ с наиболее низкими показателями (напряжение и др.), которые время от времени можно менять. Плотность электролита в граммах на кубический сантиметр нормируется при температуре 20 °С. Поэтому плотность электролита, измеренную при температуре, которая отличается от 20 °С, необходимо приводить к плотности при 20 °С по формуле: р20 = рt + 0,0007(t - 20),

где р20 — плотность электролита при температуре 20 °С, г/см3; рt — плотность электролита при температуре t,г/см3; 0,0007 — коэффициент изменения плотности электролита при изменении температуры на 1°С; t— температура электролита, °С. Химической лабораторией ведутся химические анализы качества относительно содержимого примесей аккумуляторной кислоты, электролита, дистиллированной воды или конденсата в соответствии с ГОСТ 667—73, ГОСТ 6709—72 или требованиями фирм-поставщиков аккумуляторных батарей. Все виды осмотров аккумуляторных батарей нужно выполнять во время текущей эксплуатации и по графику, утвержденным техническим руководителем энергопредприятия. Объем работ во время осмотров устанавливается инструкциями предприятия в соответствии с условиями, типов АЭ и состояния АБ (раздел 7). Помещение АБ аккумуляторщик должен держать в чистоте. Пролитый на пол электролит следует немедленно удалять при помощи сухой тирсы. После этого пол необходимо протереть тряпкой, смоченной в растворе 10 %-ной кальцинированной соды, а потом — в воде. Аккумуляторные баки, изоляторы ошиновки, изоляторы под баками, стеллажи и их изоляторы, пластиковые покрытия стеллажей, во избежание снижения сопротивления изоляции аккумуляторных батарей, необходимо держать в чистоте, сухими, систематически очищать, протирать тряпкой, сначала смоченной в воде или 10%-ному растворе соды, а потом сухой. На клеммах, соединительных АЭ несущих конструкциях, нужно удалять признака коррозии. Температура в помещении АБ должна поддерживаться не ниже 10 °С. На ПС без постоянного дежурства персонала допускается снижение температуры до 5 °С, если аккумуляторная батарея выбрана с учетом возможности такого снижения. Не допускаются резкие изменения температур в помещении АБ, чтобы не вызвать конденсации влаги и снижения сопротивления изоляции аккумуляторной батареи. Для фирменных аккумуляторных батарей эксплуатация при температуре выше 20 °С приводит к уменьшению строка их службы. При повышении температуры на 10 °С сокращается строк службы вдвое, а на 20 °С — к четверти номинального строка службы АБ. Поэтому верхнюю температуру в помещении аккумуляторных батарей необходимо поддерживать с учетом требований завода-изготовителя или фирмы-поставщика. Все части помещения аккумуляторных батарей (стены, потолки, дверь, металлоконструкции и прочие элементы) нужно красить кислотостойкой краской.Для окон в помещении АБ необходимо применять матовое или покрытое белой клеевой краской стекло.Смазывание техническим вазелином не закрашенных соединений АЭ нужно восстанавливать при необходимости. Окна в помещении аккумуляторных батарей должны быть закрытыми. Летом для проветривания и во время заряда разрешается открывать окна, если внешний воздух не запыленный и не загрязненный относами химических производств и если выше этажом не находятся другие помещения. Необходимо следить за тем, чтобы в деревянных баках верхние края свинцовой обкладки не дотрагивались бака. При выявлении касания края обкладки с баком следует отогнуть, для того чтобы капли электролита из обкладки не попадали на бак и не разрушали древесину бака. Для снижения испарения электролита аккумуляторов открытого исполнения нужно применять покровное стекло, прозрачную кислотостойкую пластмассу или полиэтиленовую пленку, которую можно класть на поверхность электролита. Необходимо следить за тем, чтобы покровное стекло не выходило за внутренние края бака. Соответственно типу фирменных АЭ нужно устанавливать необходимые эксплуатационные пробки (фильтр-пробки, предохранительные клапанные пробки, вентиляционные насадки и др.). В помещении аккумуляторных батарей не должно быть любых инородных тел. Допускается только хранение бутылей с электролитом, дистиллированной водой и с 2-3 %-ым и 5 %-ым растворами питьевой соды. Концентрированную серную кислоту нужно хранить в помещении кислотной. Приборы, инвентарь и запасные части для АБ (приложение 1) должны храниться в отдельной комнате помещения АБ. Ремонт аккумуляторных батарей выполняется в зависимости от ее состояния выполняется при необходимости.

Положительные электроды поверхностной конструкции (ГОСТ 26881—86) изготовляются выливанием их из чистого свинца в специальную форму, которая дает возможность увеличить действующую поверхность в семь-девять раз. В зависимости от общей емкости АЭ электроды изготовляются трех размеров их емкости находятся в соотношении 1:2:4.(Рис.1).

Отрицательные электроды коробчатой конструкции состоят из решетки свинцово - сурьмяного сплава, собранных с двух половинок. В ячейки решетки вмазывают активную массу, приготовленную из окислов свинцового порошка, и с обоих сторон закрывают ее листами

перфорированного свинца. Отрицательные электроды делятся на средние и боковые (левые и правые). Боковые имеют активную массу только с одной рабочей стороны. Положительные и отрицательные электроды изготовляются трех размеров в соотношении емкостей 1:2:4.Для изоляции электродов разной полярности, а также создания между ними промежутков, которые вмещают необходимое количество электролита, устанавливаются сепараторы (разделители) из мипласта (микропористого полихлорвинила), которые вставляют в полиэтиленовые держатели. Для фиксации положения электродов и предотвращение течению сепараторов в баке устанавливают винипластовые пружины между крайними электродами и стенками бака. Пружины устанавливают в стеклянные и эбонитовые баки с одной стороны (2 шт.) и в деревянные — с обоих сторон (6 шт.). В стеклянных и эбонитовых баках электроды подвешивают за ушки на верхние края бака. Конструктивные данные аккумуляторов приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Номер аккумулятора

Номинальная емкость, А х час

Размеры бака, не более, мм

Масса аккумулятора без электролита, не более, кг

Объем электролита, л

Длина

Ширина

Высота

1

2

3

4

5

6

7

1

36

84

219

274

6,8

3,0

2

72

134

219

274

12,0

5,5

3

108

184

219

274

16,0

8,0

4

144

264

219

274

21,0

11,6

5

180

209

219

274

25,0

11,0

6

216

209

224

490

30,0

15,5

8

288

274

224

490

37,0

14,5

10

360

274

224

490

46,0

21,0

12

432

274

224

490

53,0

20,0

14

504

319

224

490

61,0

23,0

16

576

349/472

224/228

490/544

68/69

36,5/34,7

18

648

473/472

283/228

587/544

101/75

37,7/33,4

20

720

508/472

283/228

587/544

110/82

41,0/32,3

24

864

348/350

283/228

592/544

138/105

50,0/48,0

28

1008

383/350

478/418

592/544

155/120

54,0/45,6

32

1152

418/419

478/418

592/544

172/144

60,0

36

1296

458/419

478/418

592/544

188/159

67,0

Примечание. В числителе приведены данные для аккумуляторов, баки которых изготовлен из стекла, а в знаменателе - для аккумуляторов, баки которых изготовлен из эбонита.

Номинальной емкостью аккумулятора считается емкость при 10-часовом режиме разрядки (С10), которая равняется 36 х № А (№ А — номер аккумулятора). В обозначении аккумуляторов цифры после букв означают номер аккумулятора, например, СК-10.Емкости аккумуляторов при других режимах разряда составляют:

  1. при трехчасовом — 27,0 х № А;
  2. при одночасовом — 18,5 х № А;
  3. при 0,5-часовом — 12,5 х № А;
  4. при 0,25-часовом — 8,0 х № А.

Максимальный зарядный ток равняется 9 х № А. Разрядный ток составляет:

  1. при 10-часовом режиме разряда — 3,6 х № А;
  2. при трехчасовом режиме разряда — 9 х № А;
  3. при одночасовом режиме разряда — 18,5 х № А;
  4. при 0,5-часовом режиме разряда — 25 х № А;
  5. при 0,25-часовом режиме разряда — 32 х № А.

Наименьшее допустимое конечное напряжение для АБ типа С (СК) в режиме 3 - 10-часового разряда составляет не ниже 1,80 В, в режиме 0,5-часовой, одно- и двухчасовой разрядки — 1,75 В. Аккумуляторы поставляются потребителю в разобранном состоянии, то есть отдельными деталями с незаряженными электродами.

ukrelektrik.com


Смотрите также