Контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа: ФАС России | Контроль гособоронзаказа

Содержание

Полномочия по контролю гособоронзаказа в 2020 году

Автор: Задорожнева Александра 1 сентября 2020

Проверка исполнения гособоронзаказа — это специальная форма контроля, которая помогает предотвравтить или устранить нарушения при исполнении контрактов по ГОЗ. Правила установлены 275-ФЗ и некоторыми дополнительными НПА.

Надзор в области гособоронзаказа

В 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 включены положения, устанавливающие основные понятия и требования к исполнению государственного контроля в области ГОЗ. Глава 5.1, регламентирующая надзор гособоронзаказа, была введена 29.06.2015 посредством 159 ФЗ.

Нормы данной главы регулируют:

  • функционал органа, ответственного за контроль в сфере гособоронзаказа;
  • его полномочия;
  • процедуры предоставления информации в контролирующий орган;
  • проведение проверочных мероприятий, права работников-контролеров, процедуры проверки документов, требования к привлечению дополнительной документации, оформление протоколов и фиксацию итогов проверок;
  • обязанности контролирующего органа.

Ключевые функции по государственному контролю и надзору в сфере гособоронзаказа с 01.01.2015 осуществляет Федеральная антимонопольная служба (п. 16 ст. 3 275-ФЗ). ФАС ведет деятельность по контролю и надзору ГОЗ, охватывающую все этапы от планирования до размещения заказов и исполнения контрактов. После заключения контракта контроль со стороны ФАС уже не производится, так как у органа больше нет полномочий для выдачи предписаний. Однако при расторжении контракта заказчика и исполнителя можно привлечь к административной ответственности.

Согласно Положению ФАС (п. 5.3.1.1), служба контролирует:

  • порядок образования цен на продукцию гособоронзаказа;
  • соблюдение требований и положений действующего законодательства в сфере ГОЗ организациями-заказчиками, головными исполнителями и исполнителями.

При проведении контрольных мероприятий ФАС руководствуется нормами законодательства в сфере государственного оборонного заказа, закупочной деятельности, а также госрегулирования цен и тарифов. Сам контроль осуществляется посредством внеплановых проверок по законам 44-ФЗ,135-ФЗ («О защите конкуренции») и 275-ФЗ.

Надзор проводится как со стороны закупочных процедур (44-ФЗ, 135-ФЗ), так и непосредственно по специфике государственного оборонного заказа (44-ФЗ и 275-ФЗ).

Нововведения в вопросах контроля ГОЗ

С 01.01.2018 стали действовать новые правила надзора в сфере гособоронзаказа, подробно прописанные в обновленной главе 5.1 ФЗ № 275. Они устанавливают:

  • практику проведения контрольных мероприятий;
  • привлечение к административной ответственности за нарушения, допущенные в ГОЗ;
  • введение мер уголовной ответственности за преступления в области гособоронзаказа, применение нового поряд

Инструкция для бухгалтеров, которым предстоит работать по ГОЗ

Если вы выбираете для ведения учета по ГОЗ «1С:Бухгалтерию 8», ПРОФ или КОРП, то будьте готовы, что автоматически отчеты по ГОЗ заполняться не будут. Кроме этого, раздельный учет придется организовывать самостоятельно. Для этого можно создать отдельные номенклатуры и склады под каждый контракт ГОЗ, здесь уже предприятие самостоятельно находит способы для того, чтобы отразить свой учет в программе.

Если же говорить о «1С:Комплексная автоматизация 8», ред. 2.4 и «1С:ERP Управление предприятием 2», то эти программы полностью отвечают всем параметрам для ведения раздельного учета. Для ведения раздельного учета в этих программах необходимо включить все функциональные опции в разделе «НСИ и администрирование» — «Настройка НСИ разделов»

:

1. «Финансовый результат и контроллинг» — «Финансовый результат» — Финансовый результат по направлениям деятельности«.

Направление деятельности — главный инструмент для ведения учета, который и обеспечивает ту самую сквозную аналитику, которая впоследствии помогает собрать отчетность по всему контракту.

2. «Казначейство» — установить флажок «Поддержка платежей в соответствии с 275-ФЗ».

3. «Финансовый результат и контроллинг» — выбрать «Учет товаров», так как применяется партионный учет.

Также в карточке учетной политики организации стоит определить метод оценки стоимости запасов по ФИФО.

Для применения сквозной аналитики и соответственно ведения раздельного учета по ГОЗ используется классификация направления деятельности по типу деятельности. Для выбора доступно два типа: «

Контракт ГОЗ» и «Иная (деятельность)». Выбирая значение «Контракт ГОЗ», появляется гиперссылка «Параметры контракта», в которой указываются планы по выполнению контракта. Данные показатели попадут в отчет «Исполнение контрактов ГОЗ».

Форма отчета об Исполнение контракта ГОЗ

Статья 99 44-ФЗ: контроль в закупочной сфере

Органы контроля

Целью создания системы закупочных процедур в государственном секторе являлось обеспечение прозрачного и экономичного расходования бюджетных средств. Но этого невозможно добиться без эффективной системы контроля. Контрактная система в сфере закупочных процедур для обеспечения государственного и муниципального сегмента регулируется 44-ФЗ. Контрольным функциям, которые выступают важной частью госзакупок, посвящена статья 99 настоящего федерального закона.

Система контроля над госзакупками является трехуровневой и обеспечивает контроль на региональном, федеральном и муниципальном уровнях.

Если говорить о федеральном уровне контроля, закон наделяет полномочиями следующие государственные структуры:

  • федеральная антимонопольная служба и контрольные органы в области гособоронзаказа;
  • федеральное казначейство как орган надзора в бюджетной системе и основной контролер финансовых потоков;
  • органы управления внебюджетными фондами, такие как ПФР, ФСС, ФОМС.

Порядок определения полномочий на региональном и муниципальном уровне определяется в соответствии с местными нормативно-правовыми актами.

Функции и полномочия

Действие контроля согласно ст. 99 44-ФЗ распространяется на следующие категории участников закупочных процедур:

  • заказчики;
  • контрактные службы;
  • управляющие;
  • специальные комиссии по осуществлению закупок;
  • операторы электронно-торговых площадок.

Реализация контрольно-надзорных мер достигается нижеуказанными методами:

  • плановые проверки в отношении субъектов;
  • внеплановые проверки;
  • сбор отчетности;
  • сбор информации о подконтрольных инстанциях.

ФАС согласно ч. 5 ст. 99 через соответствующие структуры осуществляет контроль за правильным применением в области кассового обслуживания и следит за:

  • непревышением объемов финансирования в планах-графиках над конечным объемом проведенных закупочных процедур;
  • соответствием информации об ИКЗ и соблюдением за процедурами в части закупок, которые не подлежат публикации в ЕИС.

Контроль гособоронзаказа

При проведении контрольных мероприятий ФАС руководствуется нормами законодательства в сфере государственного оборонного заказа, закупочной деятельности, а также госрегулирования цен и тарифов. Сам контроль осуществляется посредством внеплановых проверок согласно ст. 99 44-ФЗ и 275-ФЗ.

Надзору со стороны контрольного органа подвергается сфера закупок в области обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к гособоронзаказу, но составляют государственную тайну.

Контрольные меры осуществляются следующими методами:

  • надзор за обоснованностью закупок;
  • определение обоснованности НМЦ контактов у единственного поставщика;
  • система мер против факта выявлений нарушений в процессе исполнения договора поставщиком;
  • своевременность и соответствие товаров или услуг в рамках госконтрактов.

Говоря об оценке эффективности принимаемых мер в области контроля гособоронзаказа, существует система объективного анализа, которая заключается в постоянном мониторинге контрольно-надзорных показателей и их постоянном анализе.

Таким образом, закупочные процедуры проверяются на каждом этапе: начиная от планирования и составления план-графиков и заканчивая полным исполнением обязательств по контракту.

Меры воздействия

Основным механизмом реализации контрольно-надзорных мер являются проверки. Они могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

Если говорить о проверках по плану, они могут проводиться в отношении заказчиков и поставщиков не чаще, чем один раз в полугодие. Но в зависимости от проверяемого субъекта, периодичность может измениться в сторону увеличения или уменьшения.

Закупочная комиссия или специализированная организация может проверяться один раз в процессе реализации закупочной процедуры.

Проведение внеплановых проверок никак не связано с периодичностью, но их инициирование должно быть обусловлено вескими причинами.

Согласно пункту 12 ст. 99 44-ФЗ, не подлежат контролю результаты оценки участников, у которых сам заказчик в документации установил стоимость жизненного цикла товаров (услуг) или не указал критерии процедуры и величину их зависимости.

Решения органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление контроля по ст. 99 44-ФЗ, не должны противоречить решениям органов исполнительной власти, которые были приняты по оценке одних и тех же торгов.

Любая информация о проведении плановых и внеплановых проверок, применимых в сфере закупочных процедур, полученным результатам и предписаниям, размещается в ЕИС.

Плановая проверка

Одним из инструментов контроля в области закупочных процедур на исполнении любого этапа является проведение плановых проверок. Порядок осуществления установлен Правительством и его применяют ФАС, региональные и местные контрольные органы. Такая проверка может быть инициирована в адрес:

  • заказчика;
  • его контрактной службы;
  • контрактного управляющего;
  • закупочной комиссии и ее членов;
  • уполномоченных органов;
  • уполномоченных учреждений;
  • операторов ЭТП;
  • операторов специализированных ЭТП.

Плановые проверки могут осуществляться контрольным органом не чаще, чем один раз в 6 месяцев.

Обычно срок проведения таких проверок составляет 30 календарных дней, но по приказу может быть продлен. В любом случае максимальное время — не более 2 месяцев. В ряде ситуаций может возникнуть необходимость продления до 6 месяцев, если:

  • проверяемый не предоставил в контрольный орган закупочную документацию;
  • своевременно не были устранены нарушения, установленные при плановой проверке;
  • был отказ в доступе контролеров на территорию проверяемого субъекта.

Результаты оформляют соответствующим актом проверки и размещают его в ЕИС не позднее трех дней с даты подписания.

Внеплановая проверка

Объекты внеплановых проверок те же, что при и плановых. Но основания должны быть аргументированы. Ниже факты, которые могут послужить причиной проверки:

  • жалоба от участника закупочной процедуры на действие или бездействие заказчика;
  • жалобы на уполномоченные органы и учреждения, операторов ЭТП;
  • жалобы в адрес должностных лиц контрактной службы.

Чтобы инициировать процедуру внеплановой проверки ФАС размещает информацию о дате, времени и месте в ЕИС в двухдневный срок с момента получения жалобы о нарушении.

Обычно срок таких проверок составляет 15 дней с момента поступления в ФАС информации о нарушении закона. В некоторых случаях служба имеет основания продлить срок до 30 дней.

Внеплановая проверка сопровождается ведением аудио- или видеозаписи, которая хранится в течение 3 лет.

Полученное предписание виновное лицо вправе обжаловать в суде в трехмесячный период.

Отчетность органов контроля и оценка их эффективности

Правительством РФ утверждены Правила оценки эффективности работы контрольных органов. Они систематизируют данные о механизмах сбора информации о деятельности соответствующих инстанций, наделенных правом контроля в сфере закупок.

Такой анализ осуществляется на основе показателей, в качестве которых определены доли решений органов контроля:

  • принятые решения в текущем году в области проведенных плановых и внеплановых проверок, решения которых отменены полностью либо частично;
  • аналогичные решения, но принятые в предыдущем отчетном периоде;
  • объемов подлежащих размещению в реестре жалоб, проведенных проверок и количеству предписаний, размещенных с нарушениями сроков.

Стоит отметить, что контроль в соответствии с 44-ФЗ не решает многих ключевых вопросов. Иногда оценка эффективности проводимых мероприятий позволяет сделать вывод о том, что некоторые функции дублируются у различных органов.

Гособоронзаказ: ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ

Особенно важным сегодня становится детальное изучение федерального законодательства в сфере ГОЗ и нормативно-правовых актов.  

Агентство «Дифанс Медиа» и редакция журнала «Новый оборонный заказ. Стратегии» регулярно проводят конференции по актуальным вопросам исполнения гособоронзаказа,  в которых участвуют ведущие специалисты Минобороны, ФАС России, Минфина, Федерального казначейства и других ведомств.  

 

Приглашаем на конференции по вопросам исполнения гособоронзаказа с участием ведущих специалистов Минобороны и ФАС РФ.  Подпишитесь на рассылку, и мы сообщим вам о мероприятии заранее. 

 


 

«Государственный оборонный заказ. Вопросы и ответы: правовое регулирование».

Конференция «Гособоронзаказ. Новое в правовом и экономическом регулировании» прошла в Санкт-Петербурге в декабре 2015 года.  Участие руководителей Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ и юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России в качестве ключевых спикеров  позволило слушателям и участникам дискуссий получить максимально квалифицированные и полные ответы на вопросы, связанные с изменениями в законодательстве.

Организатором этого масштабного события, собравшего около двухсот представителей оборонных предприятий со всех регионов России, выступили агентство маркетинговых коммуникаций «Дифанс Медиа» и журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии».

Некоторые прозвучавшие на конференции вопросы, ответы на которые были даны директором Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ Ольгой Витальевной Осауленко и ее заместителем Станиславом Викторовичем Спиридоновым, мы публикуем в качестве краткого резюме состоявшейся дискуссии.


 Краткое резюме дискуссии 
  • Какие способы связи с Департаментом финансового мониторинга государственного оборонного заказа существуют?   

Вопросы можно направлять нам по контактам, которые указаны на сайте Министерства обороны РФ в разделе Департамента финансового мониторинга государственного оборонного заказа Минобороны РФ. Также для обращений на сайте есть горячая линия финансового мониторинга государственного оборонного заказа. Кроме этого, можно присылать свои вопросы через журнал «Новый оборонный заказ» (ООО «Дифанс Медиа»).

Ответы на вопросы и обращения предоставляются в форме разъяснения, в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ (ред. от 03.11.2015 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

 
  • Имеет ли право коммерческий банк требовать предоставление госконтракта?

Государственный контракт не должен поступать в банк.

  • Знакомились ли Вы с договорами банков для заключения банковского сопровождения отдельных счетов? Может, стоит сделать единые условия для всех уполномоченных банков (единый документ)?

 – Мы начинаем работать над методичкой для банков. Но это будет рамочный документ.

  • А банковское сопровождение должно быть абсолютно бесплатным?

Да! Транзакции внутри одного банка бесплатные. Банки берут плату в случае, если предприятие приносит документы на бумажном носителе, то есть само отказывается от бесплатной дополнительной опции банка по электронному документообороту. В этом случае банки берут дополнительную плату за обработку документов на бумажном носителе. За открытие счета в банке плата не предусмотрена. Полный пакет документов, установленный банком для открытия счета и заключения договора банковского сопровождения, предоставляется один раз. Остальные счета открываются удаленно, и предоставление повторного комплекта документов не требуется.

  • Контролируют ли военные представители отдельные счета?

Военные представители получают информацию, которая поступает в Министерство обороны от Росфинмониторинга. В основном это информация об участниках цепочки расчетов с негативной репутацией. На основании такой информации военпреды могут признать посредников цепочки с негативной деловой репутацией экономически нецелесообразными. Никакой доступ к распечаткам и к выпискам банка военпредам не предоставляется. Это работа Департамента финансового мониторинга. Департамент видит все транзакции. Вся информация из этой системы может быть передана военпредам, так как Департамент финансового мониторинга тоже структурное подразделение Министерства обороны. Информация о госконтрактах нам, в отличие от банков, доступна. И если у департамента есть информация о том, что посредник цепочки производит какие-то «манипуляции», то эту информацию аналитики департамента передают военпредам, но не по отдельному контракту, а по предприятию в целом.

  • Как ограничивать уровень кооперации, что такое кооперация, кто ведет реестр?

С точки зрения системы отдельных счетов, кооперация – это все лица, принимающие участие в расчетах через отдельные счета. С точки зрения кооперации производственной – обязанность головного исполнителя по формированию реестра кооперации, необходимая для того чтобы обосновать цену для государственного заказчика. Однако законом не предусмотрено никаких санкций в отношении головного исполнителя за нарушение ведения реестра коопераций. С точки зрения участников расчета – никаких ограничений для отсечения количества участников расчетов закон не устанавливает. Равно как нет и ограничений кооперации по сумме. Также нет ограничений и по уровню. На сегодняшний день единственный инструмент сокращения числа лиц, участвующих в кооперации – исполнителей, участников расчетов, – это разрешенные операции, то есть в систему отдельных счетов не входят снабжающие организации, государственные органы.

Кооперация с точки зрения Федерального закона от 29.06.2015 г. №159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» – это все участники расчетов бюджетными средствами (промаркированными). Как только бюджетные средства заканчиваются – кооперация тоже заканчивается.

  • Кто еще входит в производственную кооперацию, но не входит в систему отдельных счетов?

Это контрагенты, товары, работы и услуги которых оплачиваются из собственных или привлеченных средств исполнителя.

  • Что такое окончательный расчет?

– «Окончательный расчет» по закону означает, что банк получил от Министерства обороны уведомление о том, что контракт головного исполнителя завершен. Всех участников цепочки – исполнителей банк информирует о том, что отдельные счета закрываются, остатки денежных средств переводятся на любые другие счета.

  • Когда еще можно закрыть отдельный счет?

 – Если компания в цепочке участников расчетов завершила свои сделки и в рамках этого контракта ее участие больше не планируется или если нет остатка на счете, она вправе обратиться в банк с заявлением о закрытии своего счета.

  • Когда еще не нужна процедура открытия отдельных счетов?

В случае если финансирование гособоронзаказа идет по кредитной схеме. Когда компания получает госгарантию и под эту госгарантию любой банк, не уполномоченный, а выбранный из перечня банков, работающих по госгарантиям, банковское сопровождение осуществляется в привычном порядке, без открытия отдельных счетов. Расчеты с Министерством обороны осуществляются точно так же по специальным счетам. Оформляются гарантии с указанием специального счета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 г. №1215.

  • Для чего необходимы отдельные счета?

Отдельные счета необходимы для расчетов с контрагентами денежными средствами, полученными как авансы по контракту от Министерства обороны РФ. Это все поставщики товаров и услуг, которые входят в накладные расходы. Таким образом, любой контрагент, в случае если расчет с ним производится за счет бюджетных средств (промаркированных), становится участником кооперации через призму Федерального закона от 29.06.2015 г. №159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Заказчик вправе наблюдать, как распределяются бюджетные деньги.

  • Кто направляет уведомление в банк о завершении контракта?

Продукцию по государственному контракту принимает заказывающий орган. То есть заказывающий орган подтверждает, что предприятие выполнило свои обязательства в части поставки продукции, подписав с ним соответствующие документы (акт приема-передачи), и направляет эти документы в Департамент финансового обеспечения. Информация об этом публикуется в реестре государственных контрактов. Далее департамент, который осуществляет сопровождение этого контракта в федеральном казначействе, проводит сверку расчетов между федеральным бюджетом и непосредственно предприятием, а также сверку всех необходимых документов для закрытия реестра федерального казначейства. После того как в Департамент финансового мониторинга поступает документ об исполнении контракта и отсутствии каких-то незаконченных взаиморасчетов, мы информируем об этом уполномоченный банк через единую информационную систему. Банк в этот же день может начать закрытие счетов.

  • Что должен контролировать уполномоченный банк и что законодатель по этому поводу предусмотрел?

 – Прежде всего, уполномоченный банк контролирует назначение платежа, перечень разрешенных, запрещенных операций (то есть если контрактом предусмотрена определенная цель, то и назначение платежа должно отражать эту цель). Это единственное, что контролирует уполномоченный банк. Для уполномоченных банков в конструкции, предусмотренной законодателем, важно, чтобы в контракте были прописаны абсолютные величины, которые предусмотрены законом. Это следующие абсолютные величины: цена контракта, которая должна быть обязательно оцифрована и иметь четкую фиксированную величину; сумма прибыли по контракту, которая тоже должна иметь четкую фиксированную величину, а не процентное соотношение или сумму, зависящую от каких-то условий; сумма фактического задела, согласованная сторонами при заключении контракта; сумма прибыли по этапам. Банк обязан эти сведения также оцифровать и передать в единую информационную систему.

  • Где описана процедура учета фактического задела? На каком этапе это происходит?

Происходит это на этапе контрактации между головным исполнителем и государственным заказчиком. Фактический задел доказывается бухгалтерским учетом. За счет того, что он непрерывен, за счет того, что сальдо можно снять каждый день со дня существования предприятия до сегодняшнего дня.

  • Нужно многолетний контракт разбивать по годам или по этапам выполнения работ?

Если это не государственный контракт, мы рекомендуем такой контракт разбивать по годам. На сегодняшний день в той конструкции, которая предусмотрена Федеральным законом от 29.12.2012 г. №275-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О государственном оборонном заказе», именно в отношении между исполнителями, между головным исполнителем и исполнителем, лучше разбивать контракты, указывая четко момент закрытия каждого контракта. Это позволит более отчетливо снимать прибыль. Еще раз: если возможна этапность, возможно и разграничение договорных обязательств. Это первый момент. А второй момент – это то, что этапность прописывается в контракте. Если вы в контракте ее прописали и предоставили контракт в банк, банк передает в Департамент сведения о том, что у вас есть этапность, что вы можете снимать прибыль поэтапно.

  • Снимается ли ограничение по использованию отдельного счета после подписания акта приема-передачи и получения уведомления от головного исполнителя к исполнителю?

Ограничения с отдельного счета законом не снимаются никогда. У него есть признак, установленный положением Банка России, – это начальные цифры 40706, признак счета. Соответственно, отдельный счет существует, и на него наложены все ограничения до момента, пока он не будет закрыт. Пока он существует, на него всегда, в любую единицу времени, распространяется режим использования отдельного счета. Даже в случае завершения государственного контракта. Режим с этого отдельного счета снимается тогда, и только тогда, когда вы подаете заявление и закрываете этот отдельный счет. Одновременно с этим при процедуре закрытия могут совпасть два события: при закрытии счета одновременно сальдо с этого счета перечисляется либо на свой расчетный счет, либо на проведение какой-либо операции. В этот момент можно сделать то, что при других условиях вам банк отказал бы проводить. И это было бы нарушением до исполнения контракта.

  • Банк не имеет права запрашивать контракт у головного исполнителя, но пп. 1 п. 2 ст. 8.5 Федерального закона от 29.12.2012 г. №275-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О государственном оборонном заказе» говорит о том, что головной исполнитель обязан предоставить в уполномоченный банк документы, в том числе контракт?

Головной исполнитель предоставляет в уполномоченный банк свой контракт со своей кооперацией, а не свой контракт с Министерством обороны (госконтракт).

  • Как получить оплату по контракту на обычный расчетный счет, если контракт заключен до 2015 г. и все обязательства по нему уже исполнены?

Никак. Рекомендуем заключить с заказчиком дополнительное соглашение к контракту. Получить оплату на отдельный счет, в этот же день написать заявление на его закрытие и все деньги, в том числе прибыль на момент закрытия счета, перевести на любой другой счет.

  • Скажите, пожалуйста, а если мы получили авансирование в размере, например, тридцати процентов от контракта на обычный счет?

Департамент этого не видит, так как нет информации в единой информационной системе, поэтому и вопросов к вам никаких не возникнет.

  • У организации есть некий складской остаток (задел), наш клиент предлагает включить нас в кооперацию. Мы получили аванс и все по остатку реализовали. Можем ли мы вывести в обычный денежный оборот эту сумму аванса?

Да, при условии подписания акта приемки-передачи, указав абсолютную сумму вашего задела в договоре. То есть стоимость задела должна соответствовать полученному авансу в абсолютном значении.

  • Головной исполнитель имеет контракт на три года. Один этап закрыт в этом году. Можно ли исполнителю закрыть отдельный счет и освободить деньги с этого отдельного счета?

Связи между вашим частичным исполнением и вашими исполнителями нет. Если ваш исполнитель свои обязательства выполнил по расчетам с отдельного счета, истратил все деньги, вы можете закрыть отдельный счет. А если есть остаток на счете, то этот остаток будет либо тратиться, либо ждать закрытия контракта головным исполнителем. Не промежуточного акта приема-передачи, а окончательного акта приема-передачи по контракту.

  • Можно ли иностранного исполнителя включить в кооперацию, может ли он вообще туда попасть?

Ответ однозначный – нет. По следующим основаниям. Есть положение Банка России, которое предусматривает открытие отдельных счетов для исполнения государственного оборонного заказа. На сегодняшний день открытие таких отдельных счетов предусмотрено в отношении бюджетных организаций. Соответственно, любое бюджетное учреждение, которое участвует или планирует участвовать в государственном оборонном заказе, вправе открыть – 40406, 40506, 40606 – отдельный счет и также участвовать в исполнении гособоронзаказа. Это первое. Второе. Предусмотрено открытие отдельных счетов для коммерческих организаций – 40706; предусмотрено открытие отдельных счетов для индивидуальных предпринимателей. Для иностранной организации, даже существующей здесь в форме представительства или филиала, открытие отдельного счета просто невозможно.

  • А правило трех миллионов распространяется на иностранных поставщиков?

 – Нет, не распространяется. Так же как на три миллиона вы не можете купить ни золото, ни ценные бумаги, ни валюту. Это запрещено.

  • Если иностранный представитель не должен входить в кооперацию, это в законе должно быть указано?

В законе это напрямую не указано. В законе напрямую указано, что в кооперацию входят лица – участники расчетов по отдельным счетам. Если лицо не может быть участником расчетов по отдельным счетам, то в кооперацию никак не войдет.

  • Расчеты с иностранными исполнителями являются входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки. Это как понять?

Иностранный исполнитель входит в производственную кооперацию. Он поставляет комплектующие, которые войдут в готовое изделие, но не входит в ту кооперацию, которая формируется расчетами по отдельным счетам. Производственная кооперация – это комплектующие готового изделия (без накладных, без косвенных расходов). Головной исполнитель при обосновании цены не может включить готовое изделие, иностранные комплектующие, не согласовав это с головным исполнителем и заказчиком. Это вооружение, это специфика именно этой продукции.

  • А если по госконтракту закупается определенное оборудование, которое необходимо для выполнения заказа?

Для того чтобы купить оборудование, которое производится в иностранной компании, и при этом не подвести ни себя, ни головного исполнителя, ни заказчика, ни банк, предложена определенная конструкция. Эти операции вошли в разрешенные, то есть они производятся без привлечения для расчетов отдельных счетов. Поэтому иностранцам не требуется открывать отдельный счет. Но головной исполнитель должен согласовать с заказчиком вообще саму допустимость нахождения импортных комплектующих в готовом изделии.

  • Если мы за свои деньги купим иностранную продукцию, нужно согласовывать иностранного поставщика?

Иностранного поставщика, безусловно, нужно согласовывать. Любые иностранные комплектующие – это вопрос сервисного обслуживания, расходных материалов и прочее. Заказчик должен понимать, из чего у него состоит готовый продукт и нужны ли ему иностранные комплектующие в этот период времени или нет.

  • На сайте Министерства обороны у всех департаментов расписан их функционал, кроме Департамента финансового мониторинга. Планируете ли вы как-то свой функционал открыть?

Наш функционал изложен в положении о департаменте, который в настоящее время проходит завершительную согласительную процедуру в правовом департаменте. Как только правовой департамент согласует, это будет на сайте.

  • Сказали, что нужно фиксировать сумму прибыли сразу в договоре, чтобы ее потом зачесть. И получается, что когда мы подойдем к исполнению контракта, то получим какую-то другую сумму. Как быть в этом случае?

Ответ простой, с моей точки зрения, – заключайте дополнительное соглашение, которое является неотъемлемой частью договора.

  • Возможно ли существование двух счетов при одном идентификаторе?

Да, возможно. Правило следующее: один контракт – один отдельный счет, то есть если смотреть с точки зрения поставщика, это контракт с одним и тем же заказчиком. Значит, может быть два контракта при одном идентификаторе, тогда будет два отдельных счета. Если вы хотите минимизировать количество отдельных счетов, укрупняйте договора, то есть объединяйте их. Это не имеет отношения к организации с филиальной структурой. Филиал не может открыть отдельный счет под тот же госконтракт, под который есть отдельный счет у головной организации. Счета откроют, но расчеты между филиалами не проведут.

∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗

23-24 июня 2016г. в Сочи проходила Всероссийская  конференция  «Гособоронзаказ. Единая информационная система и финансовый мониторинг» с участием директора Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ Ольги Витальевны Осауленко.

∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗

Учитывая актуальность темы, редакция журнала «Новый оборонный заказ. Стратегии» и Агентство «Дифанс Медиа» регулярно проводят конференции и семинары с разъяснением вопросов по регламенту работы оборонных предприятий в сфере гособоронзаказа.

Приглашаем на конференции по вопросам исполнения гособоронзаказа с участием ведущих специалистов Минобороны и ФАС РФ.  Подпишитесь на рассылку, и мы сообщим вам о мероприятии заранее. 

 

Архив конференций по проблемам исполнения гособоронзаказа.

 

  

   

©»Новый оборонный заказ. Стратегии»

 

 

Правила использования информации с сайта "Новый оборонный заказ. Стратегии":
• При цитировании или другом использовании в интернете ссылка на сайт обязательна!
• При цитировании или другом использовании в печатных или электронных СМИ необходимо указать журнал/сайт  "Новый оборонный заказ. Стратегии" в качестве источника информации.
• Коммерческое распространение сообщений и материалов возможно только после согласования с коммерческой службой 
ООО "Дифанс Медиа": +7 (812) 309-27-24, [email protected]

Государство усиливает контроль над средствами, выделяемыми на выполнение гособоронзаказа

В последние годы обсуждается необходимость повышения прозрачности сделок в рамках гособоронзаказа. И градус этих дискуссий отнюдь не снижается по той причине, что «налево» на реализацию ГОЗ зачастую тратятся колоссальные средства. Система так называемых откатов, серых схем с присутствием аффилированных партнеров и многочисленных посредников наносит экономике страны многомиллиардный ущерб.А если мы говорим об ущербе в оборонной промышленности, то атаке подвергается вся система безопасности России, что по понятным причинам недопустимо.

В целях повышения прозрачности при заключении сделок в рамках гособоронзаказа Правительство и ЦБ представили новую инициативу, которая, по словам представителей банковского сектора, в ближайшее время начнет воплощаться в жизнь. В чем нововведение?

Дело в том, что с 25 августа текущего года российские банки, участвующие в финансовых операциях системы гособоронзаказа, должны будут отправлять уведомления в ФСФМ обо всех тех операциях, в которых участвуют оборонные предприятия. государственный оборонный заказ.При этом срок подачи такого уведомления очень короткий. Речь идет о предоставлении документации, содержащей информацию о перечислении средств на счета всех подрядчиков и субподрядчиков в рамках государственного оборонного заказа, в течение одного рабочего дня.

С 25 августа 2015 года банки обязаны своевременно — в течение одного рабочего дня — передавать в Росфинмониторинг информацию о движении денежных средств на счетах подрядчиков и субподрядчиков по гособоронзаказу.Об этом сообщает, в частности, Центробанк России. Распоряжение 3731-У от 15.07.2015 года носит наименование:
«О внесении изменений в приложение 8 к Положению Банка России от 29 августа 2008 года № 321-П» О порядке представления в кредитные организации. в уполномоченный орган информация, предусмотренная Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (вступает в силу по истечении 10 дней со дня ее официального опубликования в Вестнике Банка России. Россия).

Как следует из названия, инструкция имеет широкий спектр применения и касается не только противодействия коррупции, в том числе при выполнении гособоронзаказа, но и установления барьеров для финансовых потоков, идущих в кошельки террористических организаций.

Казалось бы, из-за огромного количества различных банков и других финансово-кредитных организаций, работающих в Российской Федерации, Федеральная служба по финансовому мониторингу просто не сможет отследить все операции, связанные с переводом денежных средств на счета. банковских организаций.Однако не следует забывать, что к участникам гособоронзаказа действует важное правило. Участники не вправе открывать счета на содержание ГОЗ в тех финансово-кредитных организациях, капитализация которых ниже планки в 5 млрд рублей. Таким образом, компания, готовая взять на себя обязательства по выполнению заданного объема гособоронзаказа, может открыть счет, например, в ВТБ, Газпромбанке, Сбербанке или других крупных финансово-кредитных организациях Российской Федерации.И это движение средств на счетах в этих банках (если движение средств связано с реализацией ГОЗ) и должно с 25 августа контролироваться Росфинмониторингом — вплоть до расчетов с иностранными исполнителями определенного сегмента ГОЗ.

То есть цепочка выглядит так: если компания собирается участвовать в реализации гособоронзаказа, то она должна открыть счет в большом российском

.

Государственный оборонный заказ — под контролем

Обращение к руководителям оборонных предприятий
Константин БУСЫГИН, генеральный директор Концерна Калашников, Ижевск:

— Говоря об уровне нашего взаимодействия с военными, отмечу, что сегодня при поддержке вице-премьера Дмитрия Рогозина, который возглавляет Военно-промышленную комиссию при Правительстве России, у нас налажен эффективный диалог между предприятиями — производителями и разработчиками в рамках Межведомственной рабочей группы вооружений и Минобороны РФ.Благодаря налаженному диалогу с непосредственным потребителем нашей продукции мы наконец-то начали получать обратную связь от Минобороны, видеть потребности ведомства в виде тактико-технических заданий на разработку оружия.

На данный момент у нас нет крупных заказов от военного ведомства на производство оружия, но мы разрабатываем современные образцы для Минобороны. В частности, разработка «Воин». Концерн «Калашников» намерен развивать сотрудничество с Министерством обороны России.

На ближайшее время военным ведомством запланирован День стрелка, к которому мы обеспечиваем Минобороны всем существующим и перспективным оружием. Военные будут стрелять из всех образцов, оценит их тактико-технические характеристики, удобство и смогут принять обоснованные решения о покупке. Среди прочего мы представим Минобороны пистолет Ярыгина производства Ижевского механического завода. Все остальные силовые ведомства уже перевооружили и заменили в своих арсеналах пистолет Макарова на пистолет Ярыгина.

Требования Минобороны всегда были жесткими. Все наши предприятия имеют военную приемку, которая строго контролирует качество и сроки сдачи всех военных заказов. Выполнение оборонного заказа для нас всегда является приоритетом среди других производственных задач, поэтому всю работу мы планируем заранее, чтобы обеспечить своевременное и качественное выполнение контрактов для военного ведомства. Надеемся, что в 2014 году их будет больше.

Правда, в этом году наконец появился гособоронзаказ, причем очень большой.Мы выиграли тендер на изготовление и поставку управляемых ракет Минобороны «Вихрь-1» в 2013 — 2015 годах на сумму около 13 миллиардов рублей и уже приступили к производству первой опытной партии.

В Концерне «Калашников» мы объединяем потенциал «Ижмаша» и Ижевского механического завода в области производства высокоточного оружия, чтобы обеспечить Минобороны России производство широкого ассортимента оружия на одной площадке. Надеемся, что от этого наше взаимодействие станет еще удобнее и прозрачнее.

В вопросах взаимодействия с военным ведомством вопросы модернизации вооружения требуют более глубокого изучения. Много говорится о запасах стрелкового оружия на складе. Но до сих пор нет решения, как лучше с этим бороться, чтобы не разрушить то, во что было вложено столько труда. Например, мы предложили Минобороны несколько вариантов модернизации АК-74, но никаких серьезных решения были приняты. Помимо модернизации, мы готовы поддержать предложение генерального директора Госкорпорации Ростех Сергея Чемезова о замене трех старых машин на одну новую, чтобы превратить уже неактуальные образцы в гражданское оружие или продать их зарубежным странам. .

Михаил ЛОБИН, генеральный директор ОАО «Звезда», Санкт-Петербург:

— У нас с Министерством обороны Российской Федерации, прежде всего с Главным комитетом ВМФ, налаженный механизм взаимодействия. . ОАО «Звезда» — единственный в России производитель легких мощных судовых двигателей, коробок передач и реверсивных редукторов (РРП). В последнее время она также стала разработчиком и производителем тяжелых ДРД для дизельных, газотурбинных и дизель-газотурбинных главных судовых энергетических установок кораблей, катеров и кораблей ВМФ и морских подразделений других правоохранительных органов России.

До недавнего времени государственная поддержка дизельной отрасли, в отличие от западных стран, где она существует в виде государственных и межправительственных программ с долевым финансированием перспективных проектов, отсутствовала. Но с 2012 года Минобороны предприняло серьезные шаги по формированию единого алгоритма совместной работы по увеличению объемов гособоронзаказа.

Впервые подписан контракт с ОАО «Звезда» на производство новой линейки дизельных двигателей и аукцион

.

Гособоронзаказ в авиации: каким он должен быть?

Координация и контроль планирования и выполнения государственного оборонного заказа на разработку и поставку для государственных нужд, в первую очередь ВВС России, современных авиационных комплексов — одно из основных направлений деятельности Военно-промышленной комиссии (ВПК) при Правительстве РФ. Российская Федерация.


Об этом и других аспектах деятельности ВПК по разработке и поставке авиационной техники рассказывает первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Иван Харченко.

: «АС»: Иван Николаевич, расскажите, пожалуйста, об общих итогах выполнения гособоронзаказа по авиатехнике в 2012 году.

И.Х .: Прежде всего, хочу отметить, что решением ВПК образован Авиастроительный совет, основным видом деятельности которого является рассмотрение проблемных вопросов формирования и реализации государственного оборонного заказа на создание и производство современных авиационных систем.Возглавляет Совет Михаил Каштан, член Военно-промышленной комиссии, опытный и авторитетный авиационный специалист.

Приятно отметить, что задачи гособоронзаказа 2012 в части поставок для государственных нужд авиационной техники выполнены практически в полном объеме.

Предприятия ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» изготовили и поставили Минобороны России 35 авиационных комплексов. Среди них: фронтовые бомбардировщики Су-34, многофункциональные истребители Су-35С, двухместные многофункциональные истребители Су-30СМ.

В прошлом году учебно-боевые самолеты Як-130 были переданы ВВС России. Продолжалась разработка перспективного фронтового авиационного комплекса (ПАК ФА).

Четвертый летный образец ПАК ФА был передан для проведения государственных испытаний в декабре 2012 года. Отмечу, что в ближайшее время ожидается первый полет пятого летного образца ПАК ФА. Важным событием 2012 года стал первый полет и начало испытаний опытного образца военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А, производство которого развернуто на ЗАО «Авиастар СП» (Ульяновск).

ОАО «Вертолеты России» поставило государственным заказчикам 133 вертолета, в том числе для Министерства обороны России — 118 вертолетов различного назначения: боевые Ми-28Н и Ка-52.

В авиационной отрасли в 2012 году, параллельно с обеспечением поставок серийных образцов авиационной техники, активно велось техническое перевооружение и модернизация производственных мощностей предприятий. На эти цели из федерального бюджета в 2012 году было выделено более 14 миллиардов рублей, а в 2013 году планировалось профинансировать техническое перевооружение авиационной отрасли в размере около 16 миллиардов рублей.

Реализация мероприятий ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации до 2020 года» позволит выйти на новый технологический уровень производства, внедрить новые передовые технологии в авиастроении. и, в конечном итоге, улучшить качество авиационной техники.

«А.С.»: Какие планы по поставке самолетов для государственных нужд на 2013 год?

И.Х.: В 2013 году поставка авиационной техники для государственных нужд будет осуществляться на год, в основном в рамках ранее заключенных долгосрочных контрактов с государственными заказчиками. В этом году ВВС России должны пополнить авиапарк не менее 200 самолетов и вертолетов.

Следует отметить, что вся поставляемая авиатехника является современной, разработанной в последние годы или претерпела глубокую модернизацию с учетом всех требований государственных заказчиков.

Вместе с тем для выполнения задач ВВС, авиации других силовых структур необходимы не только боевые авиационные комплексы. Ряд задач в мирное и военное время также выполняется с использованием гражданской авиации.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путин и Правительство РФ, Минпромторг России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработали предварительный сводный заказ-план государственного заказа на гражданские отечественные самолеты.

В соответствии с этим планом общая потребность Минобороны России и других правоохранительных органов на 2012-2018 годы в гражданских самолетах составляет 104 самолета различного назначения, в том числе 8 Ил-96, 12 Ту-214, 19 Ту -204, 35 SSJ-100, 30 Ан-148.

В настоящее время прорабатываются различные механизмы предоставления ресурсов на приобретение гражданской авиатехники в рамках консолидированного заказа, включая схемы лизинга и использования кредитных ресурсов.

«А.С. »: Как решаются вопросы оснащения Вооруженных Сил современной военно-транспортной авиацией?

И.Х .: Основная проблема в реализации Государственной программы вооружений в части оснащения Вооруженных Сил России Федерация с современными авиационными комплексами продолжает заниматься разработкой и производством военно-транспортных самолетов, военно-морской и специальной авиации.

Опытно-конструкторские работы в настоящее время ведутся под

.

Тема 14. Роль гражданской обороны в обеспечении жизнедеятельности населения.

1. Определения гражданской обороны / защиты.

2. Основные задачи гражданской защиты.

3. Принципы и процедуры ЧП.

4. Меры гражданской защиты.

5. Объекты и имущество гражданской обороны

1. Гражданская оборона — это составная часть государственной системы гражданской защиты, предназначенная для реализации общегосударственного комплекса мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время, по защите населения и территории Республики Казахстан от воздействия поражающие (разрушающие) факторы современных средств поражения, чрезвычайные природные и техногенные катастрофы (Закон Республики Казахстан № 188-В ЗРК «О гражданской защите» от 11 апреля 2014 года).

Гражданская защита — общегосударственный комплекс мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время, направленных на предупреждение и ликвидацию природных и техногенных катастроф и их последствий, организацию и управление средствами гражданской обороны, экстренной медицинской и психологической помощи населению. в зоне чрезвычайной ситуации, в том числе мероприятие по пожарной безопасности, строительству, хранению и использованию государственных материальных резервов.

  1. Основные задачи гражданской защиты

1) Организация, развитие и поддержание в постоянной готовности систем управления, оповещения и связи;

2) Создание Сил гражданской обороны, их подготовка и поддержание в постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях;

3) подготовка кадров центральных и местных исполнительных органов, организаций и народного образования;

4) Надзор и лабораторный мониторинг радиационной, химической и бактериологической (биологической) среды;

5) обеспечение мобилизационной готовности воинских частей гражданской обороны;

6) Комплекс мероприятий по повышению устойчивости производств и объектов управления;

7) накопление и поддержание в необходимом фонде наличия защитных сооружений, запасов средств индивидуальной защиты и иного имущества гражданской обороны;

8) уведомление населения центральных и местных исполнительных органов об угрозе жизни и здоровью людей и о ходе действий в данной ситуации;

9) Проведение поисково-спасательных и других аварийных работ, организация жизнеобеспечения пострадавшего населения и его эвакуация из опасных мест;

10) защита пищевых продуктов, водных источников, пищевого сырья, кормов, животных и растений от радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) воздействия, эпизоотий и эпифитотий.

  1. Принципы и процедуры ГП

Гражданская оборона организована по территориально-производственному принципу на всей территории страны.

Общее руководство учениями гражданской обороны, Премьер-Министр Республики Казахстан, который (по должности) является Руководителем Управления гражданской обороны Республики Казахстан.

Осуществление мероприятий гражданской обороны центральными, местными представительными и исполнительными органами, местным самоуправлением Республики Казахстан, организациями, органами власти и силами гражданской обороны, гражданами Республики Казахстан.

Подготовка гражданской обороны осуществляется заблаговременно, с учетом развития современных средств поражения, и, скорее всего, на данной территории, в отрасли или организации чрезвычайные ситуации.

С учетом комплексной и дифференцированной деятельности гражданской обороны по степени важности осуществлено отнесение городов к группам и организациям по категориям гражданской обороны в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Казахстан.

Ответственность за организацию и выполнение мероприятий гражданской обороны несут руководители центральных и местных исполнительных органов и организаций РК.

Центральные и местные исполнительные органы, организации ежегодно в порядке, установленном Правительством Казахстана, представляют отчет о выполнении гражданских мероприятий.

  1. Меры гражданской обороны:

1. заранее:

— разработка планов гражданской обороны;

— создание и развитие систем управления, оповещения и связи и поддержание их в готовности к эксплуатации;

— создание, укомплектование, оснащение и поддержание готовности сил гражданской защиты;

— обучение управления гражданской защиты и защиты населения приемам и действиям в случаях применения современных средств поражения;

— фонд строительства и накопления сооружений гражданской обороны, поддержание их в готовности к эксплуатации;

— создание, накопление и своевременное обновление имущества гражданской обороны;

— мероприятия по планированию эвакуации;

— планирование и реализация мероприятий по обеспечению стабильного функционирования производств и организаций;

2. В случае военного конфликта:

— предупреждение об угрозе и применении современных средств поражения, информирование населения о ходе действий;

— укрытие населения при обороне гражданской обороны, при необходимости — использование средств индивидуальной защиты;

— оказание медицинской помощи раненым и пострадавшим;

— проведение эвакуационных мероприятий;

— создание дополнительных точек управления, отчетности и коммуникации гражданской защиты;

— проведение аварийно-спасательных работ;

— восстановление поврежденных органов управления, оповещения и связи;

— формирования восстановительной готовности гражданской защиты.

  1. Объекты и имущество гражданской обороны

К объектам гражданской обороны относятся : командно-диспетчерские пункты, отдельно стоящие и встроенные укрытия, радиоактивные укрытия, склады для хранения имущества гражданской обороны.

В состав имущества гражданской обороны входят: средства индивидуальной защиты, средства радиационной и химической разведки и наблюдения, средств индивидуальной защиты здоровья, связи и оповещения, а также другие материально-технические средства.


.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *