Контрольный диктант причастия 7 класс: Контрольный диктант по теме: «Причастие» 7 класс

Содержание

Контрольный диктант по теме: «Причастие» 7 класс

Контрольный диктант по теме: «Причастие»

7 класс

У моря.

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег. Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.

 

Задание к тексту: Вариант 1

А1. Сделать морфологический разбор слова: (от) колышущегося (моря).

В1. Выписать из текста действительные причастия, выделив в них суффикс.

С1. Из ряда слов выпишите лишнее; запишите пояснение.                                                                            

1. Усеянный, пустынный, отшлифованный, пропитанный, собранный.                                   

2. Колышущийся, зашедший, набегавший, тянувшаяся.

 

Вариант 2

А2. Сделать морфологический разбор слова: 

собранного (бурьяна).

В2. Выписать из текста страдательные причастия, выделив в них суффикс.

С2. Из ряда слов выпишите лишнее; запишите пояснение.                                                                           

  1. Пустынный, странный, полынный, утомленный, длинный.     

  2. Отшлифованный, пропитанный, набегавший, собранный.

ОТВЕТЫ

Вариант 1

А1.  От колышущегося – причастие.                                                      

1. От моря (какого?) колышущегося

2.   Н.ф. – колышущийся, действ., наст.вр.,несов.в.;  Р.п., ед.ч., ср.р

3. От моря (какого?) колышущегося.

˜ ˜ ˜ ˜ ˜ ˜ ˜ ˜ ˜ ˜ ˜ ˜

В1.  Колышущегося, набегавшим, не зашедшего, тянувшаяся, не имеющее, плещущееся.

С1. 1.Пустынный (это прилагательное, все остальные слова в ряду – причастия).       

  2. Колышущийся ( это действительное причастие настоящего времени, все остальные слова в ряду — действительные причастия прошедшего времени).

 

Вариант 2

А2.  Собранного – причастие.              

    1. Бурьяна (какого?) собранного.                         

2. Н.ф. – собранный, страдател., прош.вр., сов.в.; в полн.ф., Р.п., ед.ч., м.р. 

3. Бурьяна (какого?) собранного.

˜ ˜ ˜ ˜ ˜ ˜ ˜ ˜ ˜

В2. Усеянному, отшлифованной, пропитанная, покрытое, утомленные, собранного.

С2. 1Утомленный ( это причастие, все остальные слова в ряду – прилагательные 

2. Набегавший (это действительное причастие, все остальные слова в ряду – страдательные причастия).    

 

 

Вариант 1

А1. Сделать морфологический разбор слова: (от) колышущегося (моря).

В1. Выписать из текста действительные причастия, выделив в них суффикс.

С1. Из ряда слов выпишите лишнее; запишите пояснение.                                                                            

1. Усеянный, пустынный, отшлифованный, пропитанный, собранный.                                   

2. Колышущийся, зашедший, набегавший, тянувшаяся.

 

Вариант 2

А2. Сделать морфологический разбор слова: собранного (бурьяна).

В2. Выписать из текста страдательные причастия, выделив в них суффикс.

С2. Из ряда слов выпишите лишнее; запишите пояснение.                                                                           

  1. Пустынный, странный, полынный, утомленный, длинный.    

  2. Отшлифованный, пропитанный, набегавший, собранный.

Вариант 1

А1. Сделать морфологический разбор слова: (от) колышущегося (моря).

В1. Выписать из текста действительные причастия, выделив в них суффикс.

С1. Из ряда слов выпишите лишнее; запишите пояснение.                                                                            

1. Усеянный, пустынный, отшлифованный, пропитанный, собранный.                                    

2. Колышущийся, зашедший, набегавший, тянувшаяся.

 

Вариант 2

А2. Сделать морфологический разбор слова: собранного (бурьяна).

В2. Выписать из текста страдательные причастия, выделив в них суффикс.

С2. Из ряда слов выпишите лишнее; запишите пояснение.                                                                           

  1. Пустынный, странный, полынный, утомленный, длинный.    

  2. Отшлифованный, пропитанный, набегавший, собранный.

Вариант 1

А1. Сделать морфологический разбор слова: (от) колышущегося (моря).

В1. Выписать из текста действительные причастия, выделив в них суффикс.

С1. Из ряда слов выпишите лишнее; запишите пояснение.                                                                            

1. Усеянный, пустынный, отшлифованный, пропитанный, собранный.                                   

2. Колышущийся, зашедший, набегавший, тянувшаяся.

 

Вариант 2

А2. Сделать морфологический разбор слова: собранного (бурьяна).

В2. Выписать из текста страдательные причастия, выделив в них суффикс.

С2. Из ряда слов выпишите лишнее; запишите пояснение.                                                                           

  1. Пустынный, странный, полынный, утомленный, длинный.    

  2. Отшлифованный, пропитанный, набегавший, собранный.

Контрольный диктант по теме «Причастие» 7 класс

Конспект урока русского языка в 7 классе.

Тема: Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие».

Дата: 19.11.2018 г.

Цель:  проверить  знания,  умения  и  навыки     учащихся  по  теме  «Причастие».

Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  качества  усвоения  программного  материала,  а  также  уровня  сформированности  орфографической  зоркости  и  пунктуационных  умений  и  навыков:

— правописание  проверяемых  безударных  гласных;

—  правописание  непроверяемых  безударных  гласных;

— написание  корней  с  чередованием;

— написание  е-и  в  суффиксах  существительных;

— написание  не  с  причастиями;

— н-нн  в  причастиях;

— правильное  написание  глагольных  окончаний;

— написание  не  с  глаголами.

Знаки  препинания:

— запятая  при  однородных  членах  предложения;

— запятые  при  причастном  обороте;

— запятая  в  сложном  предложении.

Грамматические  задания  направлены  на  выявление  уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

— определять  разряды  причастий;

— разбор  слова  по  составу;

— синтаксический  разбор  предложения;

— разбирать  слово  морфологически.

УУД. Предметные:  научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут самопроверки работы.

Метапредметные. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий.

Регулятивные: формировать ситуацию самопроверки.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной работе.

Ход урока.

I. Организационный этап

II. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений.

  1. Чтение учителем текста диктанта.

  2. Осенний лес

(1) Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. (2) На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна клёнов и осин, раскрашенных осенью. (3) Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев. (4) Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика4. (5)Тонко просвистит рябчик, прокричат в небе журавли, пролетающие косяком.

(6)Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной. (7) Идёшь по такому лесу, расцвеченному красками, и поэтическим чувством наполняется душа. (8) Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время. (9)Прозрачен и чист воздух, прозрачна вода в лесных ручьях. (10) Ещё цветут осенние поздние цветы4. (11) Готовятся к отлёту певчие птицы.(12) Иногда затрещит в лесу дрозд, застучит дятел, сидящий на сухом дереве. (13) Ещё зелёный стоит на краю леса старый развесистый дуб, роняющий на землю спелые жёлуди. (120 слов)

(По Соколову-Микитову.)

2. Написание диктанта.

3. Выполнение учащимися грамматического задания.

Синтаксический разбор предложения. В-1 – 3 предложение. В-2 – 13 предложение.

Морфемный разбор причастий. В-1 – раскрашенных, опавшая, пролетающие.

В-2 – наполненном, расцвеченному, роняющий.

Морфологический разбор причастий. В-1 – из 3 предложения. В-2 – из 13 предложения.

III. Домашнее задание

Повторить теоретический материал по теме «Причастие».

Контрольный диктант по теме: «Причастие» (7 класс)

Просмотр содержимого документа
«Контрольный диктант по теме: «Причастие» (7 класс)»

Контрольный диктант. 7 класс.

Причастие

Осенний лес

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна клёнов и осин, раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокричат в небе журавли, пролетающие косяком.

Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной. Идёшь по такому лесу, расцвеченному красками, и поэтическим чувством наполняется душа. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время. Прозрачен и чист воздух, прозрачна вода в лесных ручьях. Ещё цветут осенние поздние цветы. Готовятся к отлёту певчие птицы. Иногда затрещит в лесу дрозд, застучит дятел, сидящий на сухом дереве. Ещё зелёный стоит на краю леса старый развесистый дуб, роняющий на землю спелые жёлуди. (120 слов)

(По Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание

  1. Выполнить морфемный разбор:

I вариант – пролетающие2, просвистит2

II вариант – роняющий2, затрещит2

  1. Выполнить синтаксический разбор предложения:

I вариант – На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна клёнов и осин, раскрашенных осенью.

II вариант – Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев.

  1. Выписать из текста:

I вариант – 2 действительных причастия

II вариант – 2 страдательных причастия

Контрольный диктант по теме Причастие, 7 класс

План – конспект урока по русскому языку:

Контрольный диктант по теме «Причастие», 7 класс

Цель деятельности учителя: определить границы знания и «незнания» у семиклассников, уровень изученного материала.

Тип урока: урок контроля ЗУН по теме.

Планируемые образовательные результаты:

1.Предметные: научиться корректировать свой маршрут проблемных зон.

2. Метапредметные:

— коммуникативные: адекватное восприятие на слухтекстов разных стилей и жанров; владение разними стилями аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным).

— регулятивные: самоконтроль и самооценивание.

— познавательные: структурировать знания.

3. Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Методы и формы обучения: анализ и синтезязыковых явлений; индивидуальная, фронтальная.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

— Здравствуйте, ребята! Садитесь! На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали тему: «Причастие». Давайте вспомним все, что нам известно (блиц турнир):

а) что такое причастие?

б) что называется причастным оборотом?

в) какие виды причастий вы знаете?

г) чем отличаются действительные причастия от страдательных?

д) как образуются действительные и страдательные причастия?

— Молодцы, ребята! Вы правильно отвечали на поставленные вопросы. Сегодня мы напишем контрольный диктант по теме: «Причастие».

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Включаются в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

2.

Практическая деятельность

ДИКТАНТ

У моря

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

Пропитанная полынным запахом длинная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.

(117 слов)

Слушают текст диктанта, задают вопросы по содержанию диктанта, задают вопросы для уточнения информации.

Далее под диктовку записывают диктант

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1. Графически обозначить причастные обороты в тексте.

2. Из текста выписать в таблицу причастия, распределяя в нужную колонку:

Действительные причастия

Страдательные причастия

Выделить в данных причастиях суффиксы и обозначить время.

3. Произвести морфологический разбор причастий:

а) тянувшаяся;

б) собранного.

Самостоятельно выполняют грамматическое задание

Проверяют правильность выполнения работы.

3.

Рефлексия учебной деятельности

— Какие трудности у вас появились в процессе работы?

— Как вы их преодолевали?

— Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас сейчас?

— Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений.

4.

Домашнее задание

Упражнение № 177 на странице 75.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/83978-plan—konspekt-uroka-po-russkomu-jazyku-kont

Материально-техническое оснащение

Школа располагается в одном здании. Режим работы: Понедельник-пятница, 800 — 1800 часов

26 учебных кабинета имеют учебно – методический комплекс, позволяющий реализовывать образовательные программы 1 –го, 2 –го и 3 –го уровня  обучения.

В школе имеется лаборантская по физике, химии, кабинет информатики. В настоящее время в МКОУ «Ульяновской СОШ № 1» нет лиц с ограниченными возможностями здоровья, которым требуется специально оборудованные помещения.

Здание оборудовано пандусом.

Библиотека: художественная литература — 8995 экземпляров, учебники – 6860 экземпляров.

В школе имеется спортивный зал, оборудованная спортивная площадка,  компьютерный класс, мультимедийный класс, краеведческий музей, музей Боевой славы 268 МКСД, столовая, совмещённая с актовым залом на 120 посадочных мест.  

Условия питания для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья созданы: обеспечены бесплатным питанием в соответствии с положением об организации льготного питания.

Для организации образовательного процесса имеются необходимые технические средства обучения:

  • магнитофоны – 8
  • видеомагнитофоны – 1
  • телевизоры -4
  • компьютеры – 24
  • ноутбуки – 13
  • медиапроекторы — 8
  • принтеры – 10
  • сканеры – 2
  • копировальные аппараты -3
  • интерактивные доски — 2

Информация о доступе  к информационным системам и информационно — телекоммуникационным сетям 

Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся.   Имеются электронные образовательные ресурсы — сайт школы с версией для слабовидящих, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не имеется.

Условия питания:

— для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья созданы: обеспечены бесплатным питанием в соответствии с положением об организации льготного питания.

-Выписка из ст. 4.2 Социального кодекса ЛО  

— Постановление Правительства ЛО от 24.10. 2006 № 295 

— Информация об организаторе питания

—  Характеристика пищеблока

— Ежедневное меню

По вопросам реализации образовательных программ, проведению праздников, организации летней оздоровительной работы школа активно сотрудничает с Домом детского творчества п. Ульяновка, Ульяновским Домом культуры, Детской музыкальной школой п. Ульяновка, воскресной школой, поселковой библиотекой.

Приложение 2. Диктанты | Поурочные планы по русскому языку 7 класс

Приложение 2. Диктанты