Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» , анализ диктанта
Контрольный диктант№3
«Предложения с однородными членами»
Все: и день, и природа — великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю.
Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. Воротятся опять и птицы, и весенний говор природы, но это будет не тот говор, не те птицы. А грезы не воротятся. (130 слов)
(По Д. Мордовцеву)
Грамматическое задание
Начертите схему предложения:
Все: и день, и природа — великолепно.- 1в,
Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. – 2в
Подчеркните грамматическую основу в предложениях
Они устилают всю землю. — 1в
А грезы не воротятся. – 2в
Объясните знаки препинания в предложениях:
Куда девались птицы, распевающие от зари до зари?
Схема анализа контрольного диктанта №3
по теме: «Однородные члены предложения»
8 класс Дата _____________________
Выполнили грамматическое задание на
«5» _______ уч-ся
«5» — _______ уч-ся
«4»________ уч-ся
«4»- _________ уч-ся
«3» _______ уч-ся
«3» — _________ уч-ся
«2»-_______ уч-ся
«2» — _________ уч-ся
В диктанте допущены ошибки на следующие правила:
Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
Раздельное написание предлогов с другими словами
Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел
Запятая в сложном предложении _____ чел
Запятая при однородных членах ____ чел
Запятая при причастном обороте ____ чел
В грамматическом задании допущены следующие ошибки:
В схеме предложения _________чел
В выделении грамматической основы ______ чел
При объяснении постановки знаков препинания в предложении с причастным оборотом _____________ чел
Диктанты по теме «Однородные члены предложения»
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 8Следующая ⇒В лес за грибами.
Ветер несёт листья по кочкам, оврагам, лугам, полям. Позолотили они все дорожки и тропинки в лесу. Наступила грибная пора.
После дождя и взрослые, и дети устремились в лес за грибами. Дед Степан нёс большую корзину. Он мастер собирать грибы. Я заглядывал под каждый кустик, пенёк. У меня была маленькая корзинка. В корзинке у меня лежали лисички, подосиновики и белые грибы. Мы вышли на старую вырубку. Вся она была усыпана опятами.
Медвежонок.
Выгнали однажды охотники из берлоги медведицу. А в берлоге кто-то кричит. Вытащил Геннадий Григорьевич из берлоги медвежонка. До деревни он нёс малыша в куртке.
Медвежонок оказался очень любопытным. На окне стояли цветы. Малыш зацепился когтями, потянул горшок зубами. Тот покачался и упал.
Цветок оказался кисленьким и сочным. Из кучи зелени выполз толстый и аппетитный червяк. Он полз, извивался. Червяк тоже был вкусный.
Охотник погрозил малышу пальцем. Медвежонок спрятался за печку и ворчал.
Золотой дождь.
Шумит в лесу золотой дождь. Всё лето листочки подставляли солнцу свои ладошки, щёчки, спинки. Они пропитались солнцем и стали золотистыми.
Летят, скучают, плывут листья. Позолотили они дорожки и тропинки. Елки жёлтыми и бордовыми листочками украсились. Грибы под листиками спрятались.
Пришла осень. Зашумел в лесу золотой дождь. Полетели листочки иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Весело и быстро кружит ветер яркое и пёстрое лесное золото.
Диктанты по теме «Текст»
Роса
Наступила ранняя осень. Погода стоит теплая. Дождя не было, а утром трава покрыта блестящими капельками воды. Откуда же появилась вода? Уж не из воздуха ли эта роса? Она появилась, в самом деле, из воздуха. Ночи стали холодные. За ночь остыла земля. В воздухе всегда есть водяной пар. Коснувшись холодных предметов или растений, водяной пар превратился в капельки воды. Роса для растений полезна. Росу пьют насекомые, птицы, ящерицы. Роса образуется по утрам.
Жик
Бежит через лесную полянку ежик. Осенью у ежей мало добычи. Скрылись юркие ящерки. В кружки свились скользкие змейки. Трудно находить и жучков.
В осенние дни готовит хлопотливый ежик жилище на зиму. Ночью и днем таскает он в пору мягкий мох, душистые листочки. Придет зима. Накроет его нору глубокий сугроб. Под пушистым одеялом тепло ему.
На севере
На далеком севере живет мало людей. День за днем можно ехать и не встретить жилья человека. Дорог нет — все занесено снегом. Приходится людей и грузы возить на собаках. Собаки — верные друзья человека. Вожака моей упряжки звали Ушко. У него была густая шерсть, острая морда, стоячие уши и пышный хвост. Ушко на бегу часто оглядывался, примечал, какая собака ленится и плохо бежит. На остановке он подходил к собаке и рычал на нее.
Диктанты по теме «Имя существительное»
Пришла осень.
Быстро пролетело жаркое лето. Часто моросит мелкий дождь. По небу поползли серые тучи. На лесной поляне порыжела трава. В лужах плавают осенние листья.
Хмуро темнеет среди травы муравьиная куча. Муравьи начали уходить в свои жилища. Они редко теперь выползают наружу. Возле старого пня росли два подосиновика. Шляпки грибов весело глядели из травы. Их заметила белка. Она схватила один гриб и скрылась.
Начало весны.
Март. Мягкий ветерок гнал облака. Воздух заметно потеплел. Потемнел снежный покров, почернела дорога. Утренний иней исчез при первых солнечных лучах. Я любил смотреть, как мчались перед моим крыльцом шумные ручьи. Днем все таяло на ярком солнце. По ночам царствовал мороз. На пригорке выстроились молоденькие
осинки. Они ждали тепла. Ветерок бежал от березки к осинке. Зазеленела травка, показались подснежники. Я ждал прилета пернатых гостей.
Рыбалка.
Летом я отдыхал в деревне Озерки. Она раскинулась на берегу Днепра. Я любил лежать на мягком песке и смотреть на волны.
Раз старший брат Иван взял меня на рыбалку. Чуть свет мы подъехали к реке. На берегу горели костры. Съезжались рыбаки. Мы разложили вещи, поставили палатки. Все ждали рассвета. Тишина. Ночь стояла тёплая. Я проверил удочки, наживу. Должен быть хороший улов.
Диктанты по теме «Имя прилагательное»
Беличьи заботы.
У старой сосны на солнце резвятся весёлые белки. Радуются они светлой весне. Белки к весне сменили пушистые шубки. Спинки, хвосты стали у них рыжими.
Долгую зиму жили белки в высоком лесу. В ненастные дни грелись в глубоких дуплах деревьев. В хорошую погоду носились по лесу. На ёлках грызли они смолистые шишки.
Много забот будет у белок летом. Нужно выкормить бельчат. На зиму белкам нужно запасти орехов, грибов.
Мирные белки в лесу никому не делают вреда. Друг за дружкой гоняются они по деревьям.
Весело играет у старой сосны стайка белок.
Журавли.
Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружились над родным болотом. Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны.
Журавли летели над лесами, полями, шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря. В глухом лесу птицы сделали отдых.
На востоке показалась ранняя зорька. Чуткие журавли уже проснулись.
Скоро взойдёт яркое солнце. Мы услышим прощальные голоса птиц. Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли!
Солнечная капля.
С крыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли. Они сияют на солнце, переливаются разноцветными огоньками. Кажется, что не вода холодная капает, а летят горячие солнечные брызги.
Воробьи искупались в этих брызгах и радостно заголосили. Белый петух напился из солнечной лужицы и весело тряхнул гребнем.
Я выбежал из дому, и капля упала мне на лицо. Хотел я смахнуть её рукавом и вдруг остановился. Я смотрел сквозь каплю, и весь мир вокруг меня сиял, сверкал и трепетал радужными огнями.
И небо, и землю, и снежные поля осветила и зажгла крохотная солнечная капля.
Диктанты по теме «Местоимение»
Снегирь.
Вместе со снегом в окрестностях появились снегири. Летом они живут на севере. С приходом зимы их можно увидеть на лесной опушке, в аллее парка, у дома на липе.
У снегиря красная грудка, черная шапочка на головке. Его легко узнать. Птицы часами сидят на рябине или березе даже в стужу и снегопад.
Весной снегири строят гнезда в чаще леса. Свое жилье они прячут в густой зелени ели или сосны. Едят снегири семена деревьев, долбят шишки.
Игра.
Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг он остановился. Перед ним сидела большая лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до лужи.
Олененок Мишка.
Когда вскипел самовар и мы все пошли в дом, оленёнок Мишка полез на крыльцо вслед за нами. Пока мы пили чай, он ходил по комнате и обнюхивал всё, что попадалось ему на глаза. Совал мордочку в окна, под кровать. Потом обошёл вторую комнату и наконец, выбрав уютное местечко, опустился на колени и лёг. Рядом с ним на полу лежала бумажка. Мишка захватил её губами и принялся жевать.
Диктанты по теме «Глагол»
Друзья леса.
Круглый год ребята нашей школы охраняют лес. Перед новогодним праздником проводят дежурство на дороге. Сотню лесных красавиц они спасли от гибели. Весной оберегают русские берёзки от любителей берёзового сока. В лесу много посадок. Саженцы прижились, окрепли, подросли. Радостно смотреть на них, переходя от поляны к поляне. На скатерти снега следы птиц и зверей. Вот к норке прибежала мышь. Тишина в лесу. Красив наш лес. Береги его красоту!
Доброе дело.
Погода переменилась. К утру вся окрестность была окутана густым туманом. Подул резкий ветер. Затрещал мороз.
Инна и Геннадий пошли в соседнюю деревню на большой праздник. На празднике было весело. Дети возвращались домой довольные. Они шагали по зимней дороге. Редко по краям попадались деревья. Ветви были покрыты снегом.
Вдруг Гена увидел двух птичек. Лежали они на обочине дороги еле живые. Птички погибнут от мороза. Надо взять их домой.
Ребята принесли птиц домой. Они оживут. Инна и Геннадий сделали доброе дело.
В деревне.
Ранним утром встаешь и идешь помогать бабушке поливать огород. После побежишь с ребятишками на речку. Там плаваешь, ныряешь, загораешь.
Лежишь на горячем песочке и думаешь о чудесах природы. Над тобой голубое небо, кругом леса и поля. Рядом быстрая речка с прохладной водой.
После купания закидываешь удочки и следишь за поплавками. Половишь рыбки и идешь домой. А там тебя ждёт бабушка.
Хорошо в деревне!
Контрольное списывание
Лка.
Без ёлки нет в доме праздника Нового года. Почему именно без ёлки? Наши далёкие предки относились к деревьям как к живым существам. Они считали, что в вечнозелёных ветвях ели зимуют добрые духи. Люди несли им свои подношения, украшали пушистые ветви подарками. Отсюда и пошёл обычай украшать душистую ель. Этот обычай родился у жителей древней Германии. Немцы считают ель священным деревом. Зелёная в любое время ель олицетворяла бессмертие. Сама ель и её шишки были символами огня, жизни, восстановления здоровья.
Редкая гостья.
Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под ёлкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети готовили с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снега видны лисьи,птичьи следы. В домике уже завтракала синичка. Из чащи леса летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке ели появилась белка. Зверёк огляделся вокруг и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки.
Зимний день.
Небо с вечера затянуло тучами. Низкие облака закрыли небо. Снег шёл всю ночь. В воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок. Утром лес казался ближе, река точно сузилась, а низкие облака ползли над самой землёй. Вид был печальный. Пушинки снега кружились и падали на холодную землю. Утром старик и собака вышли из дома и отправились к реке. На берегу стояла лодка. В этот день добыча была хорошая. Старик вытаскивал из сетей рыбу, а собака наблюдала за работой.
В зимнем лесу.
В зимнем лесу можно встретить странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые. Каждая из них на что-то похожа. Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там на пеньке сидит не то белочка, не то зайчик. На камне у речки белая Алёнушка. Она склонила голову на плечо, подпёрла белой ладошкой белую щёку. Обласкало зимнее солнце пригорюнившуюся Алёнушку, и с мохнатых хвойных ресниц её закапали слёзы… Полон лес диковинных птиц и зверей. Только ходишь и любуешься такой красотой.
Лесные пожары
Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.
Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек зажег сухую ветку и побежал по высохшей траве, прошлогодним листьям. Бушует пламя, густой дым ползет в небо.
Начался лесной пожар. Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных обитателей! Мечутся по лесу белки, зайцы и лоси. Против огня они бессильны.
А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки леса! Черная земля, черные стволы упавших деревьев. Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес.
Тесты
Слово. Предложение. Текст
- Укажи правильную формулировку.
Предложение – это: а) слова с одинаковым корнем;
б) слова, написанные в один ряд;
в) слова, связанные между собой по смыслу.
- По цели высказывания предложения бывают:
а) восклицательные, невосклицательные;
б) повествовательные, вопросительные, побудительные.
- В конце побудительного предложения стоит:
а) восклицательный знак; б) знак вопроса; в) точка.
4. Повествовательным называется предложение, в котором:
а) о ком-то или о чём-то спрашивается;
б) о ком-то или о чём-то рассказывается.
5. В конце предложений поставь нужные знаки препинания:
Куда спешит ручеёк
Друзья, берегите природу
На чём писали люди в древности
На опушке леса созревает душистая земляника
Как прекрасен этот мир
- Составь и запиши из слов предложение:
Перелётные, края, потянулись, в, птицы, тёплые
- Слова, близкие по значению, — это: а) антонимы; б) синонимы.
- Подчеркни синоним к слову «думать»:
говорить, рассказывать, мыслить, переживать.
- Тексты бывают:
________________________________________________________________________
10. Выбери группы предложений, которые можно назвать текстом:
а) Лето удивительно богато запахами. Листья покрывают землю лёгким ковром.
Весеннее солнце светит ярко.
б) Голодно осенью перелётным птицам. Только дроздам хорошо. Они стаями
потянулись на ягоды спелой рябины.
в) На поляне стояла стройная берёзка. У ручья растут голубые незабудки. Скоро настанет холодная зима.
- Подчеркни главные члены предложения.
Над дорогой с весёлым криком носились воробьи.
Кузнечики затянули в траве свою скрипучую музыку.
Обильные осенние дожди поливают землю.
Ветер гонит стаю туч на край небес.
Предложения с однородными членами 8 класс
Краткое содержание:
Защитная окраска есть и у птиц, и у зверей, и у спасающихся, и у хищников. Представим белого тигра и отправим его на охоту. Легко ли ему будет добыть себе что-нибудь на обед? Конечно, тигр сумел бы кинуться и одолеть добычу, окажись она поблизости, но этого как раз и не случится…
Краткое содержание:
Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей — от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки. Осень пришла врасплох и завладела землей — садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами…
Краткое содержание:
Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым, мягким снегом. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки. Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор…
Краткое содержание:
В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвященных временам года. Осень, весна, зима — любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении всего XIX века и позднее…
Краткое содержание:
Герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринев — свидетель и участник важных для России исторических событий. В основе повести — рассказ о формировании личности молодого дворянина…
Краткое содержание:
Пасмурная осень тянулась долго. Солнечных дней выпадало немного, и в комнате было тускло. Только огненный клест Капитан Клюквин веселил глаз. Красный цвет горел на его перьях. А некоторые были оторочены оранжевым, напоминали осенние листья…
Краткое содержание:
Вместо скрипки Иохим купил у прохожего горца деревянную дудку. Он считал, что ее тихие переливы больше соответствуют его горькой судьбе. Однако дудка обманула его ожидания. Она свистела, когда нужно было петь…
Диктанты 4 класс Однородные члены предложения часть 1
Диктанты по теме: “Однородные члены предложения”
При написании раздела Диктанты 4 класс по теме Однородные члены предложения использовались материалы из книг:
- «500 контрольных диктантов по русскому языку. 1–4 классы» Е. А. Нефедова, О. В. Узорова.
- “Диктанты по русскому языку” И. Г. Гринберг, Т. Ю. Никифорова, С. В. Панкова
Родина моя
Нет ни одной страны краше нашей России. Горькая и трудная судьба её. Много пережил русский народ от иноземных захватчиков: шведов, поляков, немцев. Но всегда находились люди, которые поднимали народ на освобождение от цепей рабства. Это Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Суворов и Кутузов. Под их предводительством люди спасали не только свою Родину, но и народы Европы.
(57 слов)
Слова для справок: освобождение, (под) предводительством.
Грамматические задания
- Найдите предложения с однородными членами. Составьте схему одного из них (на выбор).
- Укажите известные вам части речи над словами последнего предложения.
- Укажите падеж имён существительных в третьем предложении.
Пернатый рекордсмен
Колибри живут в Америке. Это самые маленькие птички на Земле. По размеру и радужному оперению они похожи на бабочек.
Крошечные пернатые населяют равнины, горы, тропические леса. Красота и стремительность полёта маленьких птиц удивляет и восхищает. Колибри умеют летать в любых направлениях. Эти крошки способны останавливаться в воздухе и развивать самую большую в мире птиц скорость.
Питаются колибри цветочным нектаром. При этом сладкий сок птицы пьют, зависая перед чашечкой цветка.
(69 слов)
Слова для справок: колибри, нектаром.
Грамматические задания
- Выполните синтаксический разбор четвёртого и пятого предложений.
- Разберите по составу слова: радужный, полёт, сладкий.
- Выполните звуко-буквенный разбор слова пьют.
Как заяц волка обманул
Увидел волк зайца, стал его преследовать. А заяц поскакал к деревне. Ведь утром вол туда не побежит.
Но волк приближался всё ближе и ближе. Того и гляди схватит. Заяц уже слышит дыхание волка.
Вдруг заяц увидел дыру в заборе и проскочил в неё. Спрятался в крапиве. Волк в дыру голову просунул и застрял.
Тут вышел из сарая мужик, ударил волка поленом. Тот взвыл от боли и побежал к лесу.
(70 слов)
Слова для справок: собираем, растут.
Грамматические задания
- Выполните синтаксический разбор третьего и пятого предложений.
- Разберите по составу слова: (с) дедушкой, (за) грибами, (в) ельнике.
- Подберите к словам гриб, лист однокоренные слова. Корни слов обозначьте.
За грибами
Мы с дедушкой Гришей любим ходить в лес за грибами. Он интересно рассказывает о жизни грибного царства, о маленьких хитростях тихой охоты. В светлой берёзовой роще мы собираем подберёзовики и белые. В молодом ельнике много рыжиков, маслят и груздей. На опушках под листьями прячутся подосиновики, сыроежки, лисички, волнушки. У пеньков дружными семьями растут опята.
Дед учит меня отличать съедобные грибы от ядовитых, узнавать лесных птиц по голосам, запоминать лекарственные растения.
(71 слово)
Слова для справок: ведь, поленом.
Грамматические задания
- Найди в тексте однородные сказуемые, подчеркни их.
- Дайте характеристику второго предложения.
- Найдите в тексте местоимения, определите падеж.
Рябина
Около нашего дома растёт рябинка. Это деревце нарядно выглядит в любое время года. Весной рябина цветёт. Её мелкие цветочки собраны в большие кисти, словно букеты. Летом рябинка одета в пышное платье из ажурных листьев и маленьких бусинок созревающих ягод. Осенью красавица наряжается в яркий сарафан из золотой парчи и украшает себя искусным ожерельем спелых ягод. Тяжёлые гроздья этих чудо-ягод зима укроет мохнатыми шапками, а на рябинке заблестит шубка из сверкающего инея.
(73 слова)
Слова для справок: сарафан, (из) парчи, ожерелье.
Грамматические задания
- Выполните синтаксический разбор шестого предложения.
- Выпишите из текста четыре слова с разделительным ь. Вспомните и напишите четыре слова с разделительным ъ.
- Выполните звуко-буквенный разбор слова гроздья.
Город в городе
На живописном волжском берегу раскинулся древний Городец. Издавна его жители славились мастерством да трудолюбием. На всю Россию были известны городецкие пряники, роспись, вышивки, игрушки, кружева.
Потомки мастеров бережно хранят традиции предков. В современном Городце на набережной красуются бревенчатые избы и сказочные терема. Это знаменитый Город мастеров. Здесь народные умельцы знакомят гостей города с искусством золотой вышивки, лозоплетения, росписи и резьбы по дереву. Тут можно попробовать самому слепить свистульку, расписать дощечку, поработать на гончарном круге.
(74 слова)
Слова для справок: лозоплетенья.
Грамматические задания
- Выполните синтаксический разбор седьмого предложения.
- Подчеркните грамматическую основу в пятом предложении.
- Разберите в первом предложении имена прилагательные по составу.
Тайна вечной красоты
Как удивителен небесный свод в ясную ночь! На тёмном бархатном покрывале яркими огоньками сверкают миллиарды звёзд. Они искрятся и мерцают голубым, белым, красным, жёлтым цветом.
С древних времён это загадочное разноцветье вдохновляет людей. О звёздах мы знаем много древних мифов, легенд, сказок. Чарующей звёздной бездне поэты посвящают стихи. К далёким светилам человек устремляется в самых смелых своих мечтах.
Как и много веков назад, людей восхищает и завораживает величественная красота звёздного неба, его вечная тайна.
(74 слова)
Слова для справок: мерцают, вдохновляет, завораживает.
Грамматические задания
- Выполните синтаксический разбор третьего предложения.
- Дайте характеристику первому предложению по цели высказывания и по интонации.
- Выпишите из текста словосочетание прил. + сущ., в котором в главном и зависимом словах есть орфограмма “Непроизносимый согласный в корне слова”.
Плащ-невидимка
В дикой природе многие животные проявляют чудеса маскировки. Во время охоты или спасаясь от хищников, эти фокусники так умело прячутся, словно вмиг накидывают на себя сказочный плащ-невидимку. И тогда среди снежных сугробов становится трудно заметить полярную сову, белого медведя или зайца-беляка. В изумрудных травах и листьях спрячутся зелёные гусеницы, кузнечики, лягушки, ящерицы. На фоне густой листвы и солнечных бликов затеряются пятнистый олень, леопард и жираф.
Защитная окраска помогает животным стать невидимыми, а значит, выжить.
(76 слова)
Слова для справок: гусеницы, невидимыми.
Грамматические задания
- Подчеркните грамматические основы в четвёртом и пятом предложениях.
- Разберите по составу слова : пятнистый, защитная, окраска.
- Выполните звуко-буквенный разбор слова выжить.
Вчера и сегодня
Наши предки всегда жили в тесном единстве с природой. Наблюдения за движением солнца и звёзд помогали им определять сроки полевых работ. Глядя на полёт ласточек, на дым костра, на солнечный закат, люди предсказывали жару, похолодание или ненастье.
В век бурного развития техники нам открылись новые возможности. Сегодня о погоде на ближайшие дни можно узнать по телевидению или в Интернете.
И только немного жаль, что мы теряем способность также внимательно и пристально, как наши прадеды, вглядываться в родную природу.
(78 слов)
Грамматические задания
- Подчеркните в третьем предложении однородные члены.
- Выпишите из текста три одушевлённых и три неодушевлённых имени существительных.
- Выпишите из текста слово с разделительным ь. Подберите к нему синоним.
Эльбрус
Эльбрус – высочайший пик Европы. Это древний спящий вулкан. У горы две вершины: Восточная и Западная. Круглый год они покрыты вечными льдами и снегами. Могучие ледники Эльбруса дают начало бурным рекам. Пробивая себе путь через каменистые ущелья, с вышины горных склонов несут свои воды Кубань и приток реки Терек.
Во все времена народы, жившие у подножия Эльбруса, слагали о славной и могучей горе-исполине песни и легенды. Величием и красотой “двуглавого колосса” восхищались русские поэты Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов.
(81 слово)
Слова для справок: исполин, колосс, восхищались.
Грамматические задания
- Подчеркните в четвертом предложении однородные члены.
- Подберите к словам год, гора, река по два однокоренных слова. Корни слов обозначьте.
- Выпишите из текста три слова, в которых количество букв и звуков совпадает. Укажите, сколько в словах звуков и букв.
Машины на службе у человека
Всего лишь несколько десятков лет назад в нашей стране преобладал ручной труд. В селе и деревне мужчины вручную обрабатывали поля, косили косами траву, ворошили граблями и вилами сено. На фермах женщины сами доили коров, ухаживали за птицей. В городах на заводах и фабриках многое выполнялось вручную.
Со временем ручной труд заменяли машины. Образ жизни людей тоже изменился. На полях теперь работают современные комбайны и тракторы. На заводах и фабриках тяжёлую работу за людей выполняют роботы. Даже в домашних делах нам помогают машины.
(82 слова)
Слова для справок: лишь, преобладал, вручную, многое.
Грамматические задания
- Найдите во втором предложении однородные члены. Подчеркните их. Укажите части речи.
- Выпишите словосочетания с вопросами из предпоследнего предложения. Укажите падеж зависимых слов в словосочетаниях.
- Выпишите из текста по одному имени существительному, прилагательному, глаголу. Разберите их как части речи.
Навигация по записям
Контрольный диктант с грамматическим заданием на тему » Однородные члены предложения»
Тема: Контрольный диктант с грамматическим заданием «Однородные члены предложения».
Цели: Определение уровня сформированности знаний и умений учащихся находить в тексте, определять определять синтаксическую роль однородных членов предложения, умение использовать их в речи.
Тип урока: Урок контроля и коррекции знаний и умений
План урока.
1.Вступительное слово.
2. Чтение текста..
3.Диктант
КВАШЕНИЕ КАПУСТЫ
А вот и другая радость – квашение капусты.
После Воздвижения принимаются парить широкие кадки под капусту, ладят новенькие щиты для гнета, сверкающие на солнце смолистой елкой, до блеска начищают сечки.* Народу пришло много: все плотники, закончившие работу, землекопы и конопатчики, штукатуры и маляры, каменщики и кровельщики.
Весь двор завален бело-зеленой горой свежайшей капусты, которую на двадцати возах привез огородник Павел Ермолаич.** Рубят капусту в огромных корытах из толстенных дубовых досок, стучат десятью сечками с каждого боку, весело перекликаются друг с другом. В корыто, называемое хозяйским, кидают капустку беленькую, «молочную», а в другое, предназначенное для работников, отбираются кочни погрубее, позеленее. Старичок Горкин объясняет мне: «Обиды тут нет, голубчик, потому что мы не сладкую капустку любим, а с горчинкой, покрепче».
Работают молча, хотя Горкин не только не запретил бы петь, но и сам с народом спел бы какую-нибудь веселую песню. Однако нельзя запеть, потому что дыхание сбивается. Работники вновь стучат металлическими сечками, хрустят кочерыжками, швыряя огрызки в блестящую под солнцем лужу.
Мелко нарубленная капуста ссыпается в кадки и перестилается крупной солью, а Горкин привычно шепчет над ней молитву.
(По И.С. Шмелеву)
4.Чтение текста для проверки
5.Грамматическое задание
Грамматическое задание
1. Сделать синтаксический разбор предложениям: 1 –В- 2-ое предложение. 2-В- 4-ое предложение.
2. Подчеркните грамматические основы в предложениях, выделенных курсивом.
3. Разберите по составу слова: закончившие, с горчинкой.
4. Придумайте и запишите предложение по схеме: … О: и о, и о, и о.
5. Найти предложения с обобщающими словами.
Сделать Схемы предложениям с обобщающими словами.
6.Рефлексия.
7.Д/з : Проверьте себя..
Контрольный диктант в 8 классе № 11 | Сборник диктантов по Русскому языку в 8 классе с русским языком обучения
Контрольный диктант в 8 классе № 11
24.09.2014 68375 0Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 3-й четверти по теме «Осложнённое предложение. Предложение с обособленными членами предложения».
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные;
— непроверяемые безударные гласные;
— правописание окончаний имён существительных;
— глагольные окончания;
— гласной в суффиксах причастий;
— н-нн в разных частях речи;
— не с прилагательными и причастиями.
Постановки знаков препинания:
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая в сложном предложении;
— запятые при причастном и деепричастном обороте;
— однородные члены предложения при обобщающем слове.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
-разбора слова по составу;
— синтаксического разбора предложения;
-подбирать проверочные слова;
-работать со словосочетаниями.
Диктант
Ранним утром над притихшим болотом висит густой туман. Он стелется до самого крыльца, и огромный клён, тесно прижавшийся к дому, как будто стоит по колено в молоке. Ни справа, ни слева — нигде ничего нельзя разглядеть. Но появляется солнце, и туман начинает отступать. Белесые его клочья клубящиеся и цепляющиеся за колючие кусты, уползают вдаль. Небо расчищается и становится по-весеннему прозрачным и светлым. Роса ещё не обсохла, и крошечные водяные капли повисли повсюду: на листьях, на цветах, на стеблях травы.
К вечеру с болота тянет тёплый ветерок, который приносит с собой запахи трав, сонные голоса птиц и целую тучу звенящих комаров.
Валерка боится болота, и к ночи ему становится не по себе. В лесу жалобно ухает какая-то птица.
«Должно быть, страшно ей там одной», — думает он, засыпая.
(120 слов)
Грамматические задания
1. Выпишите из диктанта слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударениями. Рядом напишите проверочные слова (по три – четыре примера)
1-й абзац — 1-й вариант остальной текст — 2-й вариант
2. Разберите слова по составу:
Притихшим, по-весеннему, расчищается — 1-й вариант звенящих, по-заячьи, становится — 2-й вариант
3. Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи:
1-й абзац — 1-й вариант остальной текст — 2-й вариант
4. Сделать синтаксический разбор предложения:
Ни справа, ни слева — нигде ничего нельзя разглядеть. — 1-й вариант
Белесые его клочья клубящиеся и цепляющиеся за колючие кусты, уползают вдаль. — 1-й вариант
Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» — ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: проверить знания, умения, навыки по теме “Однородные члены предложения”; закреплять навыки лингвистического разбора; учить применять теоретический материал на практике.
Планируемые результаты: умения применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Контрольный диктант
(Учитель выбирает один из вариантов диктанта. В случае выбора первого варианта необходимо заранее предупредить учеников о необходимости нумеровать предложения и оставлять после каждого предложения пустую строку для выполнения грамматического задания.)
1) Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам, и по долам, и по горам. (И. Крылов)
2) То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет. (И. Крылов)
3) Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (И. Крылов)
4) Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки и сели на лужок Подлипки. (И. Крылов)
5) Казак на север держит путь, казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе. (А. Пушкин)
6) Сквозь шум волн на берег долетали не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие крики. (М. Горький)
7) Около родника зеленеет короткая бархатная травка.
8) Ничто не шевелилось: ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветке дерева.
9) В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто.
10) Всё кругом: зелёная трава на улице, шумящая от ветра листва на деревьях, солнце над головой — выглядело несказанно радостным и привлекательным.
11) Дела мои последнее время шли и вкривь и вкось.
12) Нулевым результатом матча остались недовольны как игроки, так и болельщики.
Грамматическое задание
1. Подчеркнуть однородные члены предложения, составить схемы, указать значения сочинительных союзов: вариант 1 — нечётные предложения, вариант 1 — чётные.
2. Выполнить синтаксический разбор предложения: вариант 1 — предложение 3, вариант 2 — предложение 9.
Грибная пора
В середине осени, в середине сентября, устанавливается иногда удивительная погода. Утром выпадает на траву холодная, обжигающая ноги роса или даже белый хрустящий утренник. Каждая травинка, каждый упавший на землю лист, каждая соломинка, каждая паутинка, протянутая там и сям, — всё обсыпано сахарной пудрой. Но небо чисто. Оно такого глубокого синего цвета, какого не увидишь в летнюю жаркую пору.
Солнце начинает пригревать в синем безветрии, и вскоре там, где хрустел под ногами заморозок, появляются россыпи крупной, как отборные бриллианты, росы. Всё в это время в природе дышит свежестью, здоровьем и чистотой.
В эту осеннюю пору появляются самые лучшие, самые крепкие, самые вкусные грибы. Они тоже обрызганы росой, и даже в некоторых из них в середине, в ямочке, собирается немного хрустальной влаги. (129 слов)
(В. Солоухин)
Грамматическое задание
1. Выполнить синтаксический разбор предложения: вариант 1 — второе предложение, вариант 2 — первое предложение последнего абзаца.
2. Выполнить разбор слова по составу: вариант 1 — собирается, вариант 2 — появляются.
III. Подведение итогов урока
— Какие трудности вы испытали при написании диктанта и выполнении грамматического задания?
Домашнее задание
Упр. 265.
Тема предложения | Литературный термин
I. Что такое тематическое предложение?
Тематическое предложение в абзаце похоже на GPS в автомобиле. Он показывает вам (и другим), куда вы собираетесь, и объясняет суть абзаца. Все остальное используется как вспомогательные детали. Тематическое предложение состоит из двух частей: темы и контрольной идеи. Тема состоит в том, О ЧЕМ будет абзац, и основная идея объясняет, ПОЧЕМУ этот абзац написан.Тематическое предложение помогает читателю понять цель вашего абзаца.
II. Примеры тематического предложения
Цель вашего абзаца будет ясна в тематическом предложении. Чаще всего пишут для того, чтобы убедить, сообщить и развлечь. Также возможно, что предложение может выполнять более одного из этих действий.
Пример 1:
Вы часто будете использовать убедительные тематические предложения, когда пишете для школы, например, в литературных эссе.
Персонаж Пип в романе « Большие надежды» узнает о важности верности через взаимодействие с осужденным Абелем Мэгвичем.
Пример 2:
Информативное тематическое предложение часто встречается в научных статьях.
Белые кровяные тельца помогают бороться с инфекциями, нападая на бактерии, вирусы и микробы, попадающие в организм.
Пример 3:
Развлекательные тематические предложения иногда можно найти в журналах или в других менее официальных статьях.
Вырастить плохого ребенка несложно, если следовать этим простым инструкциям.
III. Части темы Предложения
В тематическом предложении всего две части: тема и контрольная идея. Тема состоит в том, О ЧЕМ этот абзац, и основная идея объясняет, ПОЧЕМУ вы пишете абзац. В приведенных ниже примерах тема выделена оранжевым цветом, а контрольная идея — зеленым.
Пример 1
Джозеф любит проводить время с друзьями.
О чем / кому идет этот абзац? Джозеф. Почему пишется этот абзац? Чтобы объяснить то, что любит делать Джозеф.
Пример 2
Диснейленд — самое счастливое место на Земле.
О чем / кому идет этот абзац? Диснейленд.Почему это пишется? Чтобы показать, почему Диснейленд — самое счастливое место на Земле.
IV. Размещение тематических предложений
а. Первоначальное размещение
Наиболее частое место для тематического предложения — это начало абзаца, потому что оно объясняет, что будет обсуждаться в абзаце. Первоначальное размещение помогает автору организовать абзац и говорит читателю, чего ожидать в самом начале.
Пример:
Лучшее в жизни — бесплатно. Хотя большинство людей упорно работать, чтобы купить хороший дом или хороший автомобиль, это не те вещи, которые они заботятся о наиболее. В конце жизни они не хотят обнимать свои машины или стены своих прекрасных домов. Они хотят, чтобы их окружали люди, которые им дороги и которые о них заботятся. Доброта бесплатна. Любовь свободна. Дружба бесплатна (по крайней мере, должна быть!). Конечно, важно зарабатывать деньги, чтобы выжить, но любовь важна, чтобы жить счастливо.
г.Финальное размещение
Иногда тематическое предложение находится в конце абзаца, особенно если абзац представляет собой повествование или загадочную историю. Размещение его в конце создает напряжение, а иногда помогает рассказать суть истории.
Пример:
Умирал богатый человек. Он призвал своих друзей и семью быть рядом с ним и положил руку каждому на плечо. Они плакали, потому что будут скучать по нему, а он плакал, потому что у него не было больше времени, чтобы поделиться с ними.Красивые вещи, которые он покупал за эти годы, не имели никакого значения. Его не заботили ни свои бриллианты, ни яхта, ни свой большой дом. Он заботился о своих детях и о любви, которую они разделяли. Они были здесь с ним сейчас и держали его за руки. Он был рад, что усвоил самый важный урок в жизни: лучшее в жизни — бесплатно.
г. Медиальное размещение
Последнее место, наименее распространенное место для тематического предложения, находится в середине абзаца.Предложение средней темы обычно функционирует как переход между двумя идеями или деталями. Это работает, когда вы хотите показать, что у проблемы есть два (иногда противоположных) пункта, но тот, который вы оспариваете, второй пункт, является более сильным, конкретным или более важным. Это тематическое предложение обычно начинается с сигнала перехода.
Пример:
На одной любви не выжить. Людям нужны деньги на самое необходимое: еду, жилье и одежду.Без денег жизнь была бы неудобной и сложной. Однако время и энергию не следует полностью тратить на зарабатывание денег, потому что все самое лучшее в жизни — бесплатно. Веселиться с друзьями и семьей важнее и приносить больше удовольствия, чем покупать новую машину или красивую одежду. Люди дарят тепло, привязанность, понимание и, самое главное, любовь. Деньги не могут любить вас в ответ, и это не гарантирует счастья. Некоторые из самых богатых людей в мире несчастны, в то время как некоторые из самых бедных людей в мире счастливы, потому что в их жизни есть простая радость любви к людям.
V. Как написать тематическое предложение
а. Лучший способ написать свое тематическое предложение — это подумать, почему вы пишете абзац
.- Определите причину написания параграфа
- После того, как вы это выяснили, запишите важные детали, которые вы хотите включить, и посмотрите, что у них общего.
- Обобщите детали в одно предложение.
Например, если вы хотите написать о своем любимом фильме, подумайте обо всех причинах, по которым он вам нравится.Это смешно? Захватывающе? Драматично? Романтичный? Не включайте слишком много вещей, иначе вместо простого предложения вы получите эссе. Как только вы определились с деталями, вы готовы написать тематическое предложение.
Вот пример, тема будет оранжевым, а контрольная идея — зеленым:
Пример:
Лучшим фильмом, когда-либо созданным, был «Звездные войны: Пробуждение силы» , потому что он был захватывающим и удивительным.
Важно помнить, что тематическое предложение должно содержать всю релевантную информацию, которая будет в абзаце. Не должно быть информации о романах или комедиях. Следует говорить только о том, что сделало фильм захватывающим.
г. Ошибки, которых следует избегать
Одна из самых больших проблем, с которыми сталкиваются студенты, — это сохранить абзац или эссе по теме. Иногда они пишут хорошее тематическое предложение, но в середине абзаца они думают о другой хорошей идее и следуют ей.Без доработки и редактирования тематическое предложение не будет служить своей цели в абзаце.
Пример:
Лучший отпуск в моей жизни был на Гавайях. Пляжи были такими красивыми и чистыми, что купаться на них было просто мечтой. Мне особенно понравился пляж Вайкики. Ночью были бесплатные шоу с танцорами и живая музыка. Музыка была настолько хороша, что мне захотелось танцевать. Танцы — мое самое любимое занятие на свете. Когда я был молод, я изучал балет и степ.Я подумываю вернуть его снова. Я могу даже изучать хип-хоп!
Абзац начался с Гавайев и закончился хип-хопом. Вы можете видеть, как ход мыслей писателя начал блуждать в седьмом предложении. С другим тематическим предложением можно было бы сохранить этот абзац. Подумайте, насколько изменилось бы направление следующего тематического предложения.
Лучший отпуск в моей жизни был на Гавайях. Мне особенно понравился пляж Вайкики.Ночью были бесплатные шоу с танцорами и живая музыка. Музыка была настолько хороша, что мне захотелось танцевать, и она напомнила мне, что танцы — мое самое любимое занятие в мире. На самом деле, когда я был молод, я изучал балет и степ. Танцы, которые я увидел на Гавайях, вдохновили меня снова заняться танцами. Я могу даже изучать хип-хоп!
В этом новом тематическом предложении второе предложение пришлось бы исключить или немного изменить. Вы можете видеть, как легко уйти от темы, но с хорошим предложением по теме и постоянными ссылками на нее у вас меньше шансов столкнуться с этой проблемой.
VI. Так что помните
- Тематическое предложение должно содержать тему вашего абзаца и контрольную идею.
- Все в абзаце должно быть связано с тематическим предложением.
- Размещение тематического предложения зависит от типа абзаца.
VII. Упражнения
За каждым абзацем в этом упражнении следуют три возможных тематических предложения. Выберите лучший и убедитесь, что он включает основную идею абзаца.
.Структура абзаца. Тема предложения | Englobex
Вот три важных момента, которые следует помнить о тематическом предложении:
Тематическое предложение — это законченное предложение: оно содержит как минимум одно подлежащее и один глагол. Чаще всего его ставят в начале абзаца.
Тематическое предложение содержит как тему, так и контрольную идею. Он называет тему, а затем ограничивает ее определенной областью для обсуждения в пределах одного абзаца.
Как вы могли заметить, тематические предложения довольно часто используются, когда некий список, состоящий из нескольких пунктов (причин и т.) необходимо представить.
Например,
Иммиграция в Финляндию объясняется несколькими причинами, а именно: широкое использование английского языка, социальные льготы и дружелюбный характер ее жителей.
Это тематическое предложение дает понять, что будет обсуждаться в абзаце и в каком порядке.
Тематическое предложение — это наиболее общее утверждение в абзаце, поскольку оно дает только основную идею. Никаких конкретных подробностей в нем не приводится.
Тематическое предложение похоже на название конкретного блюда в меню ресторана.Когда вы заказываете еду в ресторане, вы хотите знать больше о конкретном курсе, чем просто «мясо», «суп» или «салат». Вы хотите знать, что это за салат. Картофельный салат? Смешанный зеленый салат? Фруктовый салат? Однако необязательно знать все ингредиенты. Точно так же читатель хочет знать в целом, чего ожидать от абзаца, но он или она не хочет узнавать все подробности в первом предложении.
Это общее утверждение, которое может служить тематическим предложением:
Арабское происхождение многих английских слов не всегда очевидно.
Следующее предложение, с другой стороны, слишком конкретное. Это могло бы служить вспомогательным предложением, но не предложением темы:
Сленговое выражение «так долго» (означающее «до свидания»), вероятно, является искажением арабского саляма.
Это предложение слишком общее, чтобы быть главной темой:
На английский язык повлияли другие языки.
Тематическое предложение не должно иметь несвязанных управляющих идей, которые ограничивают или контролируют тему определенной областью, которую вы можете обсудить в пространстве одного абзаца.
например Инди-фильмы характеризуются экспериментальной техникой , низкими затратами на производство и провокационной тематикой . — слишком много управляющих идей
Независимые фильмы характеризуются экспериментальными методами . — хорошее тематическое предложение
.Определение приговора. Его основные особенности. Классификация приговоров. —
Предложение — это единица речи, грамматическая структура которой соответствует законам языка и которая служит основным средством передачи мысли. Предложение — это не только средство сообщить что-то о реальности, но и средство показать отношение к ней говорящего.
Дать определение предложению довольно сложно, так как оно связано со многими языковыми и экстралингвальными аспектами, логическими, психологическими и философскими.Мы остановимся лишь на одном из них — предложение, по мнению академика Г.Почепцова, представляет собой центральную синтаксическую конструкцию, используемую как минимальную коммуникативную единицу, имеющую свою первичную предикацию, актуализирующую определенную структурную схему и обладающую определенными интонационными характеристиками.
Наиболее существенными чертами предложения как языковой единицы являются: а) его структурные характеристики субъект-предикатные отношения (первичная предикация) и б) его семантические характеристики, которые оно относится к некоторому факту в объективной реальности.
По назначению высказывания мы различаем 4 вида предложений:
1- Декларативное предложение констатирует факт в утвердительной или отрицательной форме. В DS подлежащее предшествует сказуемому (произносится с нисходящей интонацией) (!: Английский предикат может иметь только одно отрицание).
Он никуда не уходит.
2- Повелительное предложение побуждает человека сделать что-то, поэтому оно выражает команду (падающий тон: подойдите к доске!), Просьбу или приглашение (повышающийся тон: откройте дверь, пожалуйста!).
3- Вопросительное предложение задает вопрос. Он формируется посредством инверсии (если предмет не является вопросительным словом: Кто находится в комнате? Инверсии нет).
Есть несколько типов вопросов:
Общие вопросы, требующие ответа «да» или «нет» и задаваемые с нарастающей интонацией. Они образуются путем помещения части сказуемого (вспомогательного или модального глагола) перед подлежащим.
Любишь искусство? Вы говорите по-английски?
Удивление: Вы его еще не видели?
Риторические вопросы: Можете ли вы посадить целую страну в свои тюрьмы?
Special q.начиная с вопросительного слова (падающая интонация)
Где ты живешь? (порядок слов как в Gen. question)
Кто живет в этой комнате? (Кто является субъектом, порядок слов такой же, как в заявлении)
Альтернативные вопросы, указывающие на выбор
Вы живете в городе или в деревне?
Дизъюнктивные вопросы, требующие ответа «да» или «нет» и состоящие из утвердительного утверждения, за которым следует отрицательный вопрос, или отрицательного утверждения, за которым следует утвердительный вопрос
Вы говорите по-английски, не так ли?
4- Восклицательное предложение выражает какую-то эмоцию или чувство.Часто начинается словами что и как, всегда в декларативной форме (без инверсии) (падающая интонация: Какой сегодня чудесный день! Как чудесно!)
20. Прогнозируемость. Первичная и вторичная предикация.
Предикативность — это корреляция того, что обозначено буквой S, с речевой ситуацией, когда S произносится. Он состоит из характеристик модальности, времени и личности, которые выражаются категорией настроения, времени, личности.Предикат V является основным средством выражения предсказуемости. Персональный компонент предикативности также выражается субъектом. Таким образом, группа подлежащее-сказуемое является основным средством выражения Предикативность → линия предиката. В 2-членном S элементы разделены, в 1-членном S не разделены. S может содержать первичную и вторичную предикацию: я видел ее танец (первичные и вторичные линии предиката) Линия вторичного предсказания по своей структуре напоминает первичное предсказание. Her- номинальный компонент, танцевально-вербальный компонент.Особенности модальности и времени не показаны. Второстепенные структуры предикаций не имеют никакого отношения к реальности. Они связаны с ситуацией речи опосредованно через первичную линию сказания.
21. Принципы классификации предложений.
Предложения можно классифицировать по двум основным принципам: структурно-коммуникативным . Коммуникативный принцип связан с целью говорящего в общении; 4 типа S : декларативный для передачи информации; вопросительный запросить информацию; императив сделать действия, которые должны быть выполнены; восклицательный для выражения эмоций.Структурный принцип связан со структурой S. Подкритерии: структурные классификации основаны на количестве строк предикации, полноте строки предикации, способах ее выражения, а в случае множественной предикации — на всех типах отношений между предложениями.
1. Количество P: 1 → простой S, 2 или более → композитный S.
2. Способы выражения: 1-членный и 2-членный S.
3. Полнота линии предикации: здесь может обсуждаться только 2-членная S: полная и неполная (эллиптическая).Любой из 2-х или 3-х типов может использоваться как самостоятельный или как элемент составного S.
Составные S классифицируются на основе синтаксических отношений между предложениями: 1) равный → координация → составной S (паратаксис) 2) неравный → подчинение → сложный S (гипотаксис)
1. Первичное предсказание с конечными предложениями. 2. Неограниченные конструкции предложений: я видел, как он переходил улицу. Полусложное S может существовать в двух формах: 1) полусложное что-то, о чем мы думаем как S с однородными предикатами; 2) полусложный S, который содержит первичное и вторичное предсказание: я видел, как он разбил окно.
Неполная (эллиптическая) 2-элементная S построена на модели 2-членной S, в которой отсутствует одна или обе основные части. Их существование полностью зависит от контекста или ситуации, поскольку это факторы, которые создают необходимые предварительные условия для возможности пропуска одного или обоих основных членов. Эллиптические буквы S в основном наблюдаются в разговорах, хотя могут встречаться в повествованиях, газетных заголовках, рекламе, постановках.
Однокомпонентные S — это те, чья строка предикации содержит только 1 главную часть, которая не может быть идентифицирована как субъект или предикат.В отличие от эллиптических S, они не зависят от контекста. Существует 4 подтипа 1-членных S: 1) именная форма N или иногда числовая; расширенный или непротяженный; главным образом предложения, которые являются экзистенциальными предложениями, используемыми в описаниях, постановках сцены или в названиях книг; 2) прилагательное обозначает определенные качества и приписывает эти качества всей ситуации; 3) наречные преимущественно предложные наречные словосочетания; 4) словесные, выраженные нефинитными формами буквы V. В основном используются для описания эмоций, субъективного восприятия действительности.
.
языков | Определение, характеристики и изменение
Определения языка
Было предложено много определений языка. Генри Свит, английский фонетик и лингвист, заявил: «Язык — это выражение идей с помощью звуков речи, соединенных в слова. Слова объединяются в предложения, и это сочетание соответствует объединению идей в мысли ». Американские лингвисты Бернард Блох и Джордж Л. Трэджер сформулировали следующее определение: «Язык — это система произвольных голосовых символов, посредством которых социальная группа взаимодействует.«Любое емкое определение языка создает ряд предпосылок и вызывает ряд вопросов. Первый, например, придает чрезмерное значение «мысли», а второй использует «произвольный» специализированным, хотя и законным образом.
Ряд соображений (выделенных курсивом ниже) необходимо для правильного понимания языка как предмета:
Каждый физиологически и ментально типичный человек приобретает в детстве способность использовать систему как отправитель, так и получатель. коммуникации, которая включает ограниченный набор символов (например,g., звуки, жесты, письменные или печатные символы). В разговорной речи этот набор символов состоит из шумов, возникающих в результате движения определенных органов в горле и во рту. В жестовых языках эти символы могут быть движениями рук или тела, жестами или мимикой. С помощью этих символов люди могут передавать информацию, выражать чувства и эмоции, влиять на деятельность других и вести себя с разной степенью дружелюбия или враждебности по отношению к людям, которые используют по существу один и тот же набор символов.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняРазличные системы общения составляют разные языки; степень различий, необходимых для установления другого языка, не может быть точно указана. Нет двух людей, говорящих одинаково; следовательно, можно узнавать голоса друзей по телефону и различать количество невидимых говорящих в радиопередаче. Но, очевидно, никто не сказал бы, что они говорят на разных языках.Как правило, системы коммуникации признаются разными языками, если они не могут быть поняты без специального обучения обеими сторонами, хотя точные границы взаимопонимания трудно определить, и они относятся к шкале, а не по обе стороны от определенной разделительной линии. Существенно разные системы общения, которые могут затруднять, но не мешать взаимному пониманию, называются диалектами языка. Для подробного описания фактических различных языковых паттернов людей был придуман термин идиолект , означающий привычки выражения одного человека.
Как правило, люди изначально изучают один язык — свой первый язык или родной язык, язык, используемый теми, с кем или кем они воспитываются с младенчества. Последующие «вторые» языки изучаются с разной степенью компетентности в различных условиях. Полное владение двумя языками обозначается как двуязычие; во многих случаях — например, когда родители воспитывают детей на разных языках дома или воспитываются в многоязычном сообществе — дети растут как двуязычные.В традиционно одноязычных культурах изучение, в какой-либо степени, второго или другого языка представляет собой деятельность, накладываемую на предварительное владение родным языком, и представляет собой иной интеллектуальный процесс.
Язык, как описано выше, является видоспецифичным для человека. Другие представители животного царства обладают способностью к общению посредством вокальных шумов или другими способами, но наиболее важной характеристикой человеческого языка (то есть каждого отдельного языка) в отличие от всех известных способов общения животных является его бесконечность. продуктивность и креативность.Люди не ограничены в том, что они могут общаться; Ни одна область опыта не считается непередаваемой, хотя может потребоваться адаптация языка, чтобы справиться с новыми открытиями или новыми способами мышления. Системы общения животных, напротив, очень жестко ограничены тем, что может быть передано. Действительно, смещенная референция, способность сообщать о вещах за пределами непосредственной временной и пространственной смежности, которая является фундаментальной для речи, в другом месте встречается только в так называемом языке пчел.Пчелы могут, выполняя различные условные движения (называемые пчелиными танцами) в улье или рядом с ним, указывать другим расположение и силу источников пищи. Но источники пищи — единственная известная тема этой системы коммуникации. Однако удивительно, что эта система, наиболее близкая по функциям к человеческому языку, принадлежит к виду, удаленному от человечества в царстве животных. С другой стороны, поведение животных, внешне больше всего напоминающее человеческую речь, мимика попугаев и некоторых других птиц, которых держали в компании людей, является полностью производным и не выполняет независимой коммуникативной функции.Ближайшие родственники человечества среди приматов, хотя и обладают физиологией голоса, схожей с человеческой, но не разработали ничего похожего на разговорный язык. Попытки обучающего языка жестов на шимпанзе и других человекообразных обезьян путем имитации достигли ограниченного успеха, хотя интерпретация значения способности обезьяну подписи остается спорным.
Танцевальные движения медоносной пчелы Танцевальные движения медоносной пчелы: (слева) хоровод и (справа) танец виляния хвостом. Encyclopædia Britannica, Inc.В большинстве случаев основной целью языка является облегчение общения в смысле передачи информации от одного человека к другому. Однако социолингвистические и психолингвистические исследования привлекли внимание к ряду других функций языка. Среди них — использование языка для выражения национальной или местной идентичности (общий источник конфликтов в ситуациях полиэтничности во всем мире, например, в Бельгии, Индии и Квебеке). Также важны «игровая» (игровая) функция языка, встречающаяся в таких явлениях, как игра слов, загадки и кроссворды, и ряд функций, видимых в образных или символических контекстах, таких как поэзия, драма и религиозное выражение.
Язык взаимодействует со всеми аспектами жизни человека в обществе, и его можно понять, только если рассматривать его в отношении общества. В этой статье делается попытка рассмотреть язык в этом свете и рассмотреть его различные функции и цели, которым он может служить. Поскольку каждый язык является одновременно действующей системой коммуникации в период и в сообществе, в котором он используется, а также продуктом своей истории и источником его будущего развития, любое описание языка должно рассматривать его с обеих этих точек зрения.
Наука о языке известна как лингвистика. Он включает в себя то, что обычно называют описательной лингвистикой и исторической лингвистикой. Лингвистика сейчас является высокотехнологичным предметом; он охватывает, как описательно, так и исторически, такие основные разделы, как фонетика, грамматика (включая синтаксис и морфологию), семантику и прагматику, в которых подробно рассматриваются эти различные аспекты языка.
.