Контрольный диктант по теме однородные члены предложения: Контрольные диктанты по русскому языку. «Однородные члены предложения. 8 класс

Содержание

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» , анализ диктанта

Контрольный диктант№3

«Предложения с однородными членами»

      Все: и день, и природа — великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю.
      Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. Воротятся опять и птицы, и весенний говор природы, но это будет не тот говор, не те птицы. А грезы не воротятся. (130 слов)

      (По Д. Мордовцеву)

Грамматическое задание

Начертите схему  предложения:       

Все: и день, и природа — великолепно.- 1в,

Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. – 2в

Подчеркните грамматическую основу в предложениях

Они устилают всю землю. — 1в

А грезы не воротятся. – 2в 

Объясните знаки препинания в предложениях:

Куда девались птицы, распевающие от зари до зари?

Схема анализа контрольного диктанта №3

по теме: «Однородные члены  предложения»

 

8 класс    Дата _____________________

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на  

«5» _______     уч-ся

«5» — _______     уч-ся

«4»________  уч-ся

«4»- _________  уч-ся

«3» _______  уч-ся

«3» — _________  уч-ся

«2»-_______  уч-ся

«2» — _________  уч-ся

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.

Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел

Проверяемые согласные в корне слова __________ чел

Раздельное написание предлогов с другими словами

Буквы и,у,а после шипящих  ____________  чел

Запятая в сложном предложении _____ чел

Запятая при однородных членах ____  чел

Запятая при причастном обороте ____ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

В схеме предложения _________чел

В выделении грамматической основы ______ чел

При объяснении постановки знаков препинания в предложении с причастным оборотом  _____________ чел

 

Диктанты по теме «Однородные члены предложения»

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 8Следующая ⇒

В лес за грибами.

Ветер несёт листья по кочкам, оврагам, лугам, полям. Позолотили они все дорожки и тропинки в лесу. Наступила грибная пора.

После дождя и взрослые, и дети устремились в лес за грибами. Дед Степан нёс большую корзину. Он мастер собирать грибы. Я заглядывал под каждый кустик, пенёк. У меня была маленькая корзинка. В корзинке у меня лежали лисички, подосиновики и белые грибы. Мы вышли на старую вырубку. Вся она была усыпана опятами.

 

Медвежонок.

Выгнали однажды охотники из берлоги медведицу. А в берлоге кто-то кричит. Вытащил Геннадий Григорьевич из берлоги медвежонка. До деревни он нёс малыша в куртке.

Медвежонок оказался очень любопытным. На окне стояли цветы. Малыш зацепился когтями, потянул горшок зубами. Тот покачался и упал.

Цветок оказался кисленьким и сочным. Из кучи зелени выполз толстый и аппетитный червяк. Он полз, извивался. Червяк тоже был вкусный.

Охотник погрозил малышу пальцем. Медвежонок спрятался за печку и ворчал.

 

Золотой дождь.

Шумит в лесу золотой дождь. Всё лето листочки подставляли солнцу свои ладошки, щёчки, спинки. Они пропитались солнцем и стали золотистыми.

Летят, скучают, плывут листья. Позолотили они дорожки и тропинки. Елки жёлтыми и бордовыми листочками украсились. Грибы под листиками спрятались.

Пришла осень. Зашумел в лесу золотой дождь. Полетели листочки иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Весело и быстро кружит ветер яркое и пёстрое лесное золото.

 

Диктанты по теме «Текст»

Роса

Наступила ранняя осень. Погода стоит теплая. Дождя не было, а утром трава покрыта блестящими капельками воды. Откуда же появилась вода? Уж не из воздуха ли эта роса? Она появилась, в самом деле, из воздуха. Ночи стали холодные. За ночь остыла земля. В воздухе всегда есть водяной пар. Коснувшись холодных предметов или растений, водяной пар превратился в капельки воды. Роса для растений полезна. Росу пьют насекомые, птицы, ящерицы. Роса образуется по утрам.

Жик

Бежит через лесную полянку ежик. Осенью у ежей мало добычи. Скрылись юркие ящерки. В кружки свились скользкие змейки. Трудно находить и жучков.

В осенние дни готовит хлопотливый ежик жилище на зиму. Ночью и днем таскает он в пору мягкий мох, душистые листочки. Придет зима. Накроет его нору глубокий сугроб. Под пушистым одеялом тепло ему.

На севере

На далеком севере живет мало людей. День за днем можно ехать и не встретить жилья человека. Дорог нет — все занесено снегом. Приходится людей и грузы возить на собаках. Собаки — верные друзья человека. Вожака моей упряжки звали Ушко. У него была густая шерсть, острая морда, стоячие уши и пышный хвост. Ушко на бегу часто оглядывался, примечал, какая собака ленится и плохо бежит. На остановке он подходил к собаке и рычал на нее.

 

 

Диктанты по теме «Имя существительное»

Пришла осень.

Быстро пролетело жаркое лето. Часто моросит мелкий дождь. По небу поползли серые тучи. На лесной поляне порыжела трава. В лужах плавают осенние листья.

Хмуро темнеет среди травы муравьиная куча. Муравьи начали уходить в свои жилища. Они редко теперь выползают наружу. Возле старого пня росли два подосиновика. Шляпки грибов весело глядели из травы. Их заметила белка. Она схватила один гриб и скрылась.

Начало весны.

Март. Мягкий ветерок гнал облака. Воздух заметно потеплел. Потемнел снежный покров, почернела дорога. Утренний иней исчез при первых солнечных лучах. Я любил смотреть, как мчались перед моим крыльцом шумные ручьи. Днем все таяло на ярком солнце. По ночам царствовал мороз. На пригорке выстроились молоденькие

осинки. Они ждали тепла. Ветерок бежал от березки к осинке. Зазеленела травка, показались подснежники. Я ждал прилета пернатых гостей.

 

Рыбалка.

Летом я отдыхал в деревне Озерки. Она раскинулась на берегу Днепра. Я любил лежать на мягком песке и смотреть на волны.

Раз старший брат Иван взял меня на рыбалку. Чуть свет мы подъехали к реке. На берегу горели костры. Съезжались рыбаки. Мы разложили вещи, поставили палатки. Все ждали рассвета. Тишина. Ночь стояла тёплая. Я проверил удочки, наживу. Должен быть хороший улов.

 

Диктанты по теме «Имя прилагательное»

 

Беличьи заботы.

У старой сосны на солнце резвятся весёлые белки. Радуются они светлой весне. Белки к весне сменили пушистые шубки. Спинки, хвосты стали у них рыжими.

Долгую зиму жили белки в высоком лесу. В ненастные дни грелись в глубоких дуплах деревьев. В хорошую погоду носились по лесу. На ёлках грызли они смолистые шишки.

Много забот будет у белок летом. Нужно выкормить бельчат. На зиму белкам нужно запасти орехов, грибов.

Мирные белки в лесу никому не делают вреда. Друг за дружкой гоняются они по деревьям.

Весело играет у старой сосны стайка белок.

Журавли.

Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружились над родным болотом. Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны.

Журавли летели над лесами, полями, шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря. В глухом лесу птицы сделали отдых.

На востоке показалась ранняя зорька. Чуткие журавли уже проснулись.

Скоро взойдёт яркое солнце. Мы услышим прощальные голоса птиц. Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли!

 

Солнечная капля.

С крыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли. Они сияют на солнце, переливаются разноцветными огоньками. Кажется, что не вода холодная капает, а летят горячие солнечные брызги.

Воробьи искупались в этих брызгах и радостно заголосили. Белый петух напился из солнечной лужицы и весело тряхнул гребнем.

Я выбежал из дому, и капля упала мне на лицо. Хотел я смахнуть её рукавом и вдруг остановился. Я смотрел сквозь каплю, и весь мир вокруг меня сиял, сверкал и трепетал радужными огнями.

И небо, и землю, и снежные поля осветила и зажгла крохотная солнечная капля.

 

Диктанты по теме «Местоимение»

Снегирь.

Вместе со снегом в окрестностях появились снегири. Летом они живут на севере. С приходом зимы их можно увидеть на лесной опушке, в аллее парка, у дома на липе.

У снегиря красная грудка, черная шапочка на головке. Его легко узнать. Птицы часами сидят на рябине или березе даже в стужу и снегопад.

Весной снегири строят гнезда в чаще леса. Свое жилье они прячут в густой зелени ели или сосны. Едят снегири семена деревьев, долбят шишки.

 

Игра.

Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг он остановился. Перед ним сидела большая лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до лужи.

 

Олененок Мишка.

Когда вскипел самовар и мы все пошли в дом, оленёнок Мишка полез на крыльцо вслед за нами. Пока мы пили чай, он ходил по комнате и обнюхивал всё, что попадалось ему на глаза. Совал мордочку в окна, под кровать. Потом обошёл вторую комнату и наконец, выбрав уютное местечко, опустился на колени и лёг. Рядом с ним на полу лежала бумажка. Мишка захватил её губами и принялся жевать.

 

Диктанты по теме «Глагол»

 

Друзья леса.

Круглый год ребята нашей школы охраняют лес. Перед новогодним праздником проводят дежурство на дороге. Сотню лесных красавиц они спасли от гибели. Весной оберегают русские берёзки от любителей берёзового сока. В лесу много посадок. Саженцы прижились, окрепли, подросли. Радостно смотреть на них, переходя от поляны к поляне. На скатерти снега следы птиц и зверей. Вот к норке прибежала мышь. Тишина в лесу. Красив наш лес. Береги его красоту!

 

Доброе дело.

Погода переменилась. К утру вся окрестность была окутана густым туманом. Подул резкий ветер. Затрещал мороз.

Инна и Геннадий пошли в соседнюю деревню на большой праздник. На празднике было весело. Дети возвращались домой довольные. Они шагали по зимней дороге. Редко по краям попадались деревья. Ветви были покрыты снегом.

Вдруг Гена увидел двух птичек. Лежали они на обочине дороги еле живые. Птички погибнут от мороза. Надо взять их домой.

Ребята принесли птиц домой. Они оживут. Инна и Геннадий сделали доброе дело.

 

В деревне.

Ранним утром встаешь и идешь помогать бабушке поливать огород. После побежишь с ребятишками на речку. Там плаваешь, ныряешь, загораешь.

Лежишь на горячем песочке и думаешь о чудесах природы. Над тобой голубое небо, кругом леса и поля. Рядом быстрая речка с прохладной водой.

После купания закидываешь удочки и следишь за поплавками. Половишь рыбки и идешь домой. А там тебя ждёт бабушка.

Хорошо в деревне!

 

 

Контрольное списывание

Лка.

Без ёлки нет в доме праздника Нового года. Почему именно без ёлки? Наши далёкие предки относились к деревьям как к живым существам. Они считали, что в вечнозелёных ветвях ели зимуют добрые духи. Люди несли им свои подношения, украшали пушистые ветви подарками. Отсюда и пошёл обычай украшать душистую ель. Этот обычай родился у жителей древней Германии. Немцы считают ель священным деревом. Зелёная в любое время ель олицетворяла бессмертие. Сама ель и её шишки были символами огня, жизни, восстановления здоровья.

 

Редкая гостья.

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под ёлкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети готовили с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снега видны лисьи,птичьи следы. В домике уже завтракала синичка. Из чащи леса летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке ели появилась белка. Зверёк огляделся вокруг и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки.

 

Зимний день.

Небо с вечера затянуло тучами. Низкие облака закрыли небо. Снег шёл всю ночь. В воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок. Утром лес казался ближе, река точно сузилась, а низкие облака ползли над самой землёй. Вид был печальный. Пушинки снега кружились и падали на холодную землю. Утром старик и собака вышли из дома и отправились к реке. На берегу стояла лодка. В этот день добыча была хорошая. Старик вытаскивал из сетей рыбу, а собака наблюдала за работой.

 

В зимнем лесу.

В зимнем лесу можно встретить странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые. Каждая из них на что-то похожа. Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там на пеньке сидит не то белочка, не то зайчик. На камне у речки белая Алёнушка. Она склонила голову на плечо, подпёрла белой ладошкой белую щёку. Обласкало зимнее солнце пригорюнившуюся Алёнушку, и с мохнатых хвойных ресниц её закапали слёзы… Полон лес диковинных птиц и зверей. Только ходишь и любуешься такой красотой.

 

Лесные пожары

Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.
Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек зажег сухую ветку и побежал по высохшей траве, прошлогодним листьям. Бушует пламя, густой дым ползет в небо.
Начался лесной пожар. Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных обитателей! Мечутся по лесу белки, зайцы и лоси. Против огня они бессильны.
А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки леса! Черная земля, черные стволы упавших деревьев. Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес.

 

Тесты

Слово. Предложение. Текст

  1. Укажи правильную формулировку.

Предложение – это: а) слова с одинаковым корнем;

б) слова, написанные в один ряд;

в) слова, связанные между собой по смыслу.

  1. По цели высказывания предложения бывают:

а) восклицательные, невосклицательные;

б) повествовательные, вопросительные, побудительные.

  1. В конце побудительного предложения стоит:

а) восклицательный знак; б) знак вопроса; в) точка.

4. Повествовательным называется предложение, в котором:

а) о ком-то или о чём-то спрашивается;

б) о ком-то или о чём-то рассказывается.

5. В конце предложений поставь нужные знаки препинания:

Куда спешит ручеёк

Друзья, берегите природу

На чём писали люди в древности

На опушке леса созревает душистая земляника

Как прекрасен этот мир

  1. Составь и запиши из слов предложение:

Перелётные, края, потянулись, в, птицы, тёплые

  1. Слова, близкие по значению, — это: а) антонимы; б) синонимы.
  2. Подчеркни синоним к слову «думать»:

говорить, рассказывать, мыслить, переживать.

  1. Тексты бывают:

________________________________________________________________________

10. Выбери группы предложений, которые можно назвать текстом:

а) Лето удивительно богато запахами. Листья покрывают землю лёгким ковром.

Весеннее солнце светит ярко.

б) Голодно осенью перелётным птицам. Только дроздам хорошо. Они стаями

потянулись на ягоды спелой рябины.

в) На поляне стояла стройная берёзка. У ручья растут голубые незабудки. Скоро настанет холодная зима.

 

  1. Подчеркни главные члены предложения.

Над дорогой с весёлым криком носились воробьи.

Кузнечики затянули в траве свою скрипучую музыку.

Обильные осенние дожди поливают землю.

Ветер гонит стаю туч на край небес.

 




Предложения с однородными членами 8 класс

Краткое содержание:
Защитная окраска есть и у птиц, и у зверей, и у спасающихся, и у хищников. Представим белого тигра и отправим его на охоту. Легко ли ему будет добыть себе что-нибудь на обед? Конечно, тигр сумел бы кинуться и одолеть добычу, окажись она поблизости, но этого как раз и не случится…

Краткое содержание:
Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от са­мых незаметных вещей — от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки. Осень пришла врасплох и завладела землей — садами и река­ми, лесами и воздухом, полями и птицами…

Краткое содержание:
Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым, мягким снегом. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол ще­ки. Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор…

Краткое содержание:
В русской пейзажной живописи очень много произведений, по­священных временам года. Осень, весна, зима — любимые темы рус­ской пейзажной живописи на протяжении всего XIX века и позднее…

Краткое содержание:
Герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринев — сви­детель и участник важных для России исторических событий. В основе повести — рассказ о формировании личности молодого дворянина…

Краткое содержание:
Пасмурная осень тянулась долго. Солнечных дней выпадало не­много, и в комнате было тускло. Только огненный клест Капитан Клюквин веселил глаз. Красный цвет горел на его перьях. А некоторые были оторочены оранжевым, напоминали осенние листья…

Краткое содержание:
Вместо скрипки Иохим купил у прохожего горца деревянную дудку. Он считал, что ее тихие переливы больше соответствуют его горькой судьбе. Однако дудка обманула его ожидания. Она свистела, когда нужно было петь…

Диктанты 4 класс Однородные члены предложения часть 1

Диктанты по теме: “Однородные члены предложения”

При написании раздела Диктанты 4 класс по теме Однородные члены предложения использовались материалы из книг:

  • «500 контрольных диктантов по русскому языку. 1–4 классы» Е. А. Нефедова, О. В. Узорова.
  • “Диктанты по русскому языку” И. Г. Гринберг, Т. Ю. Никифорова, С. В. Панкова

Родина моя

Нет ни одной страны краше нашей России. Горькая и трудная судьба её. Много пережил русский народ от иноземных захватчиков: шведов, поляков, немцев. Но всегда находились люди, которые поднимали народ на освобождение от цепей рабства. Это Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Суворов и Кутузов. Под их предводительством люди спасали не только свою Родину, но и народы Европы.

(57 слов)

Слова для справок: освобождение, (под) предводительством.

Грамматические задания
  1. Найдите предложения с однородными членами. Составьте схему одного из них (на выбор).
  2. Укажите известные вам части речи над словами последнего предложения.
  3. Укажите падеж имён существительных в третьем предложении.

Пернатый рекордсмен

Колибри живут в Америке. Это самые маленькие птички на Земле. По размеру и радужному оперению они похожи на бабочек.

Крошечные пернатые населяют равнины, горы, тропические леса. Красота и стремительность полёта маленьких птиц удивляет и восхищает. Колибри умеют летать в любых направлениях. Эти крошки способны останавливаться в воздухе и развивать самую большую в мире птиц скорость.

Питаются колибри цветочным нектаром. При этом сладкий сок птицы пьют, зависая перед чашечкой цветка.

(69 слов)

Слова для справок: колибри, нектаром.

Грамматические задания
  1. Выполните синтаксический разбор четвёртого и пятого предложений.
  2. Разберите по составу слова: радужный, полёт, сладкий.
  3. Выполните звуко-буквенный разбор слова пьют.

Как заяц волка обманул

Увидел волк зайца, стал его преследовать. А заяц поскакал к деревне. Ведь утром вол туда не побежит.

Но волк приближался всё ближе и ближе. Того и гляди схватит. Заяц уже слышит дыхание волка.

Вдруг заяц увидел дыру в заборе и проскочил в неё. Спрятался в крапиве. Волк в дыру голову просунул и застрял.

Тут вышел из сарая мужик, ударил волка поленом. Тот взвыл от боли и побежал к лесу.

(70 слов)

Слова для справок: собираем, растут.

Грамматические задания
  1. Выполните синтаксический разбор третьего и пятого предложений.
  2. Разберите по составу слова: (с) дедушкой, (за) грибами, (в) ельнике.
  3. Подберите к словам гриб, лист однокоренные слова. Корни слов обозначьте.

За грибами

Мы с дедушкой Гришей любим ходить в лес за грибами. Он интересно рассказывает о жизни грибного царства, о маленьких хитростях тихой охоты. В светлой берёзовой роще мы собираем подберёзовики и белые. В молодом ельнике много рыжиков, маслят и груздей. На опушках под листьями прячутся подосиновики, сыроежки, лисички, волнушки. У пеньков дружными семьями растут опята.

Дед учит меня отличать съедобные грибы от ядовитых, узнавать лесных птиц по голосам, запоминать лекарственные растения.

(71 слово)

Слова для справок: ведь, поленом.

Грамматические задания
  1. Найди в тексте однородные сказуемые, подчеркни их.
  2. Дайте характеристику второго предложения.
  3. Найдите в тексте местоимения, определите падеж.

Рябина

Около нашего дома растёт рябинка. Это деревце нарядно выглядит в любое время года. Весной рябина цветёт. Её мелкие цветочки собраны в большие кисти, словно букеты. Летом рябинка одета в пышное платье из ажурных листьев и маленьких бусинок созревающих ягод. Осенью красавица наряжается в яркий сарафан из золотой парчи и украшает себя искусным ожерельем спелых ягод. Тяжёлые гроздья этих чудо-ягод зима укроет мохнатыми шапками, а на рябинке заблестит шубка из сверкающего инея.

(73 слова)

Слова для справок: сарафан, (из) парчи, ожерелье.

Грамматические задания
  1. Выполните синтаксический разбор шестого предложения.
  2. Выпишите из текста четыре слова с разделительным ь. Вспомните и напишите четыре слова с разделительным ъ.
  3. Выполните звуко-буквенный разбор слова гроздья.

Город в городе

На живописном волжском берегу раскинулся древний Городец. Издавна его жители славились мастерством да трудолюбием. На всю Россию были известны городецкие пряники, роспись, вышивки, игрушки, кружева.

Потомки мастеров бережно хранят традиции предков. В современном Городце на набережной красуются бревенчатые избы и сказочные терема. Это знаменитый Город мастеров. Здесь народные умельцы знакомят гостей города с искусством золотой вышивки, лозоплетения, росписи и резьбы по дереву. Тут можно попробовать самому слепить свистульку, расписать дощечку, поработать на гончарном круге.

(74 слова)

Слова для справок: лозоплетенья.

Грамматические задания
  1. Выполните синтаксический разбор седьмого предложения.
  2. Подчеркните грамматическую основу в пятом предложении.
  3. Разберите в первом предложении имена прилагательные по составу.

Тайна вечной красоты

Как удивителен небесный свод в ясную ночь! На тёмном бархатном покрывале яркими огоньками сверкают миллиарды звёзд. Они искрятся и мерцают голубым, белым, красным, жёлтым цветом.

С древних времён это загадочное разноцветье вдохновляет людей. О звёздах мы знаем много древних мифов, легенд, сказок. Чарующей звёздной бездне поэты посвящают стихи. К далёким светилам человек устремляется в самых смелых своих мечтах.

Как и много веков назад, людей восхищает и завораживает величественная красота звёздного неба, его вечная тайна.

(74 слова)

Слова для справок: мерцают, вдохновляет, завораживает.

Грамматические задания
  1. Выполните синтаксический разбор третьего предложения.
  2. Дайте характеристику первому предложению по цели высказывания и по интонации.
  3. Выпишите из текста словосочетание прил. + сущ., в котором в главном и зависимом словах есть орфограмма “Непроизносимый согласный в корне слова”.

Плащ-невидимка

В дикой природе многие животные проявляют чудеса маскировки. Во время охоты или спасаясь от хищников, эти фокусники так умело прячутся, словно вмиг накидывают на себя сказочный плащ-невидимку. И тогда среди снежных сугробов становится трудно заметить полярную сову, белого медведя или зайца-беляка. В изумрудных травах и листьях спрячутся зелёные гусеницы, кузнечики, лягушки, ящерицы. На фоне густой листвы и солнечных бликов затеряются пятнистый олень, леопард и жираф.

Защитная окраска помогает животным стать невидимыми, а значит, выжить.

(76 слова)

Слова для справок: гусеницы, невидимыми.

Грамматические задания
  1. Подчеркните грамматические основы в четвёртом и пятом предложениях.
  2. Разберите по составу слова : пятнистый, защитная, окраска.
  3. Выполните звуко-буквенный разбор слова выжить.

Вчера и сегодня

Наши предки всегда жили в тесном единстве с природой. Наблюдения за движением солнца и звёзд помогали им определять сроки полевых работ. Глядя на полёт ласточек, на дым костра, на солнечный закат, люди предсказывали жару, похолодание или ненастье.

В век бурного развития техники нам открылись новые возможности. Сегодня о погоде на ближайшие дни можно узнать по телевидению или в Интернете.

И только немного жаль, что мы теряем способность также внимательно и пристально, как наши прадеды, вглядываться в родную природу.

(78 слов)

Грамматические задания
  1. Подчеркните в третьем предложении однородные члены.
  2. Выпишите из текста три одушевлённых и три неодушевлённых имени существительных.
  3. Выпишите из текста слово с разделительным ь. Подберите к нему синоним.

Эльбрус

Эльбрус – высочайший пик Европы. Это древний спящий вулкан. У горы две вершины: Восточная и Западная. Круглый год они покрыты вечными льдами и снегами. Могучие ледники Эльбруса дают начало бурным рекам. Пробивая себе путь через каменистые ущелья, с вышины горных склонов несут свои воды Кубань и приток реки Терек.

Во все времена народы, жившие у подножия Эльбруса, слагали о славной и могучей горе-исполине песни и легенды. Величием и красотой “двуглавого колосса” восхищались русские поэты Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов.

(81 слово)

Слова для справок: исполин, колосс, восхищались.

Грамматические задания
  1. Подчеркните в четвертом предложении однородные члены.
  2. Подберите к словам год, гора, река по два однокоренных слова. Корни слов обозначьте.
  3. Выпишите из текста три слова, в которых количество букв и звуков совпадает. Укажите, сколько в словах звуков и букв.

Машины на службе у человека

 

Всего лишь несколько десятков лет назад в нашей стране преобладал ручной труд. В селе и деревне мужчины вручную обрабатывали поля, косили косами траву, ворошили граблями и вилами сено. На фермах женщины сами доили коров, ухаживали за птицей. В городах на заводах и фабриках многое выполнялось вручную.

Со временем ручной труд заменяли машины. Образ жизни людей тоже изменился. На полях теперь работают современные комбайны и тракторы. На заводах и фабриках тяжёлую работу за людей выполняют роботы. Даже в домашних делах нам помогают машины.

(82 слова)

Слова для справок: лишь, преобладал, вручную, многое.

Грамматические задания
  1. Найдите во втором предложении однородные члены. Подчеркните их. Укажите части речи.
  2. Выпишите словосочетания с вопросами из предпоследнего предложения. Укажите падеж зависимых слов в словосочетаниях.
  3. Выпишите из текста по одному имени существительному, прилагательному, глаголу. Разберите их как части речи.

Навигация по записям

Контрольный диктант с грамматическим заданием на тему » Однородные члены предложения»

Тема: Контрольный диктант с грамматическим заданием «Однородные члены предложения».

Цели: Определение уровня сформированности знаний и умений учащихся находить в тексте, определять определять синтаксическую роль однородных членов предложения, умение использовать их в речи.

Тип урока: Урок контроля и коррекции знаний и умений

План урока.

1.Вступительное слово.

2. Чтение текста..

3.Диктант

КВАШЕНИЕ КАПУСТЫ

А вот и другая радость – квашение капусты.

После Воздвижения принимаются парить широкие кадки под капусту, ладят новенькие щиты для гнета, сверкающие на солнце смолистой елкой, до блеска начищают сечки.* Народу пришло много: все плотники, закончившие работу, землекопы и конопатчики, штукатуры и маляры, каменщики и кровельщики.

Весь двор завален бело-зеленой горой свежайшей капусты, которую на двадцати возах привез огородник Павел Ермолаич.** Рубят капусту в огромных корытах из толстенных дубовых досок, стучат десятью сечками с каждого боку, весело перекликаются друг с другом. В корыто, называемое хозяйским, кидают капустку беленькую, «молочную», а в другое, предназначенное для работников, отбираются кочни погрубее, позеленее. Старичок Горкин объясняет мне: «Обиды тут нет, голубчик, потому что мы не сладкую капустку любим, а с горчинкой, покрепче».

Работают молча, хотя Горкин не только не запретил бы петь, но и сам с народом спел бы какую-нибудь веселую песню. Однако нельзя запеть, потому что дыхание сбивается. Работники вновь стучат металлическими сечками, хрустят кочерыжками, швыряя огрызки в блестящую под солнцем лужу.

Мелко нарубленная капуста ссыпается в кадки и перестилается крупной солью, а Горкин привычно шепчет над ней молитву.

(По И.С. Шмелеву)

4.Чтение текста для проверки

5.Грамматическое задание

Грамматическое задание

1. Сделать синтаксический разбор предложениям: 1 –В- 2-ое предложение. 2-В- 4-ое предложение.

2. Подчеркните грамматические основы в предложениях, выделенных курсивом.

3. Разберите по составу слова: закончившие, с горчинкой.

4. Придумайте и запишите предложение по схеме:  О: и о, и о, и о.

5. Найти предложения с обобщающими словами.

Сделать Схемы предложениям с обобщающими словами.

6.Рефлексия.

7.Д/з : Проверьте себя..

Контрольный диктант в 8 классе № 11 | Сборник диктантов по Русскому языку в 8 классе с русским языком обучения

Контрольный диктант в 8 классе № 11