Контрольный диктант по теме морфемика 5 класс: Тест (русский язык, 5 класс) по теме: 5 класс. Контрольные диктанты по теме «Морфемика»

Тест (русский язык, 5 класс) по теме: 5 класс. Контрольные диктанты по теме «Морфемика»

Контрольный диктант (№4)

по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи.».

Вариант 1

Летняя гроза

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки. (85 слов.)          

(ПО Б. Т и м о ф е е в у.)

  1. По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.
  2. Разобрать по составу слова:

1 вариант  Набегают, крупные, дождинки

2 вариант Затихает, туманная,  порыв

http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/kontrolnye-diktanty-v-5-klasse

Контрольный диктант (№4)

по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи.».

Охраняйте леса! 

      У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет. 
      За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.
      Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)

Г р а м м а т и ч е с к ое   з а д а н и е:

  1. По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.
  2. Разобрать по составу слова:

1 вариант лесовод, бросают,  десятки

2 вариант лесорубы, отводит,  посадками

http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/kontrolnye-diktanty-v-5-klasse

Земли с травянистой растительностью называются лугом. Самые ценные луга располагаются в поймах рек. Ежегодно весной во время половодья поймы заливаются водой. Вода спадает, и луговые растения во влажной земле растут быстро. Под ярким солнцем луга зеленеют и покрываются густым ковром душистых трав.

  Много интересного можно увидеть на лугу! Вот сидит на травинке небольшой жук, прыгнул и скрылся в траве кузнечик. В танце пролетели бабочки. Гудит домовитый шмель. 

  В лугах расположились перепела, куропатки, гнездится редкая птица дрофа. В некоторых местах обитают журавли. Здесь можно встретить зайца, потому что он очень любит бобовые растения. В густой луговой траве живут кроты, мыши, лягушки. 

  Луга используют как сенокосы и пастбища. На них косят траву, заготавливают сено. Коровы, лошади, овцы с аппетитом поедают луговые растения.

(120 слов)

 

  Задания к тексту:

  1) 1-й вариант: выпишите слова с чередованием гласных в корне -раст-, — рос-. Графически объясните выбор гласной.

       2-й вариант: выпишите слова с чередованием гласных в корне -лаг-, -лож-. Графически объясните выбор гласной.

  2) 1-й вариант: выпишите однокоренные слова с корнем -вод-, разберите их по составу.

       2-й вариант: выпишите однокоренные слова с корнем -луг-, разберите их по составу.

http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115—5-/1059——5—q—q——.html

Случится в лесу страшный пожар. На большом участке выгорит вся растительность. Первым деревом, которое вырастет на пепелище, будет береза. Она любит свет и простор, не боится лютых морозов и весенних заморозков, встречается на вечной мерзлоте. 

  Растет береза быстро, недаром лесоводы называют ее гонким деревом. Уже через несколько лет после пожара поднимется на горелом месте молодая поросль. Пройдет еще несколько лет, и многие светолюбивые березки зачахнут в тени своих рослых собратьев. Тогда появятся под пологом березового леса молоденькие ели, пихты, лиственницы и сосны. А через 60 — 80 лет березу полностью вытеснят. Зашумит здесь хвойный бор.

  А на опушке или поляне береза проживет долго и станет настоящей великаншей. Возраст таких отдельных деревьев достигает 150 лет.

(113 слов)

 

  Задания к тексту:

  1) Найдите слова с корнем -раст-, -рос-. Графически объясните выбор гласной в корне.

  2) 1-й вариант: найдите сложное предложение и подчеркните его грамматические основы.

       2-й вариант: найдите предложение с однородными членами и подчеркните их.

http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115—5-/1060——5—q—q——.html

  Однажды я шел на лыжах по снежной целине. Торчащие из снега черные кусты да прошлогодние зонтики борщевика обозначали ручей, который теперь был занесен снегом. Вокруг стояла такая тишина, какая бывает только в зимний день.

  Вдруг легкий шорох привлек мое внимание. Я повернулся и увидел, как из снега вынырнул белый зверек с округлыми ушами. Горностай! Минуты две мы с интересом рассматривали друг друга, потом горностай юркнул в снег. 

  Зимой горностай очень красив. Он весь белый, черные только нос, глаза и кончик хвоста. На Руси царскую мантию шили из горностая. Хвостики оставляли, чтобы на ней получился пунктир от черных кончиков.

  Горностай — ловкий и быстрый хищник. Летом он живет в густой траве вдоль ручьев. Нет от него спасенья полевкам, землеройкам, мышам и злобным крысам. Стремительный, как молния, горностай догонит каждого.

(По А. Тамбиеву)

(127 слов)

 

  Задания к тексту:

  1. Выпишите слова с орфограммой «Буквы о,е после шипящих в корне». Объясните выбор написания.

  2. Подчеркните грамматические основы предложений 2-го абзаца. Определите вид предложений по количеству грамматических основ.

  3. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения последнего абзаца.

 

http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115—5-/1061——5—q—q———.html

РЯБИНА

  Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли.

  Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны.

(По А. Смирнову)

(114 слов)

 

  Задания к тексту:

  1. Найдите слова с чередованием гласных в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем.

  2. Найдите слова с орфограммой «Буквы и, ы псоле ц». Объясните написание. Запишите слова — исключения из этого правила.

  3. Разберите по составу самостоятельные части речи 4-го предложения.

http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115—5-/1067——5—q—q-.html

  У нас стоял апрель, но за окном лежали сугробы. С вечера по разбитой дороге пробежала  поземка, которая переросла в настоящую  метель.

  К утру здесь все изменилось. Язычки метели не били уже по стеклам домов. Ветер поменял направление и свернул с севера на юг. С юга пришло тепло, и снег стал искристый, мягким и липким.

   Когда солнце поднялось над деревней, оно уже не застало ночной бури. Вокруг белым ковром лежал снег. Он слегка подтаял, осел и казался даже теплым. И тут увидел я первых грачей.
   Грачи – первые вестники весны. Они были очень черными среди белого снега и казались большими и тяжелыми. Их появление означало, что в среднюю полосу России пришла весна.

Грамматические задания.

1. Подчеркните члены предложения и укажите части речи

    1 вар.: Вокруг белым ковром…

   2 вар.:  К утру здесь всё изменилось.

2.  Разберите по составу:

     1 вар.: позёмка.

    2 вар.: вестники.

Легко ли вырастить дуб?

  Ещё в раннем детстве моём я любил ходить в лес, где росли старые дубы, под которыми летом цвели ландыши, созревала душистая2 земляника. Осенью я собирал под дубами  красивые крепкие  жёлуди1.

 Когда-то дубов росло много в наших лесах. Такие леса назывались дубравами. Чистых дубрав теперь осталось очень мало.

Вырастить дуб нелегко. Тот, кто захочет вырастить дуб, должен запастись терпением на долгие годы. Выросшие из желудей маленькие дубки медленно поднимаются над землёю. Нужна не одна человеческая2 жизнь, чтобы вырос настоящий дуб-богатырь.

( По И. Соколову – Микитову)

На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.

Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.

Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть — видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики  .

Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. Здесь мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене. 

Диктанты по теме «Морфемика» 5 класс

Диктанты по Русскому Языку с грамматическими заданиями для 5 класса — тема «Морфемика»

Контрольный диктант «Герда»

Окна были из разноцветных стёклышек, и от этого комната старушки была освещена удивительным радужным светом. На столе стояла корзина с чудесными вишнями. Пока Герда ела, Старушка расчёсывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое личико девочки. Старушка умела колдовать. Она пошла в сад, дотронулась до розовых кустов, и они ушли глубоко в землю. Колдунья боялась, что Герда вспомни о Кае и убежит от неё. Потом старушка повела Герду в цветник. Тут росли цветы всех сортов и времён года. Герда прыгала от радости и играла, пока солнце не село за высокими деревьями. Тогда её уложили в чудесную постельку с шёлковыми перинками, и девочка заснула. Объём слов: 109

Диктант «Луга»

Земли с травянистой растительностью называются лугом. Самые ценные луга располагаются в поймах рек. Ежегодно весной во время половодья поймы заливаются водой. Вода спадает, и луговые растения во влажной земле растут быстро. Под ярким солнцем луга зеленеют и покрываются густым ковром душистых трав. Много интересного можно увидеть на лугу! Вот сидит на травинке небольшой жук, прыгнул и скрылся в траве кузнечик. В танце про летели бабочки. Гудит домовитый шмель. В лугах расположились перепела, куропатки, гнездится редкая птица дрофа. В некоторых местах обитают журавли. Здесь можно встретить зайца, потому что он очень любит бобовые растения. В густой луговой траве живут кроты, мыши, лягушки. Луга используют как сенокосы и пастбища. На них косят траву, заготавливают сено. Коровы, лошади, овцы с аппетитом поедают луговые растения. Объём слов: 120

Диктант «Заря»

На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и собираются удержать меня. Из придорожных зарослей вылетела перепелка и скрылась во ржи. Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля и кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце. Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и грибов. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоит присесть, и сразу увидишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики. Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких ягод. Здесь мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене. Объём слов: 108

Методическая разработка по русскому языку (5 класс): Контрольный диктант по морфемике в 5 классе с грамматическим заданием

Баталовой Дарьи Александровны,

учителя русского языка и литературы МАОУ Повадинской СОШ

Контрольный диктант по морфемике в 5 классе с грамматическим заданием

Земли с травянистой растительностью называются лугом. Самые ценные луга располагаются в поймах рек. Ежегодно весной во время половодья поймы заливаются водой. Вода спадает, и луговые растения во влажной земле растут быстро. Под ярким солнцем луга зеленеют и покрываются густым ковром душистых трав.

  Много интересного можно увидеть на лугу! Вот сидит на травинке небольшой жук, прыгнул и скрылся в траве кузнечик. В танце пролетели бабочки. Гудит домовитый шмель.

  В лугах расположились перепела, куропатки, гнездится редкая птица дрофа. В некоторых местах обитают журавли. Здесь можно встретить зайца, потому что он очень любит бобовые растения. В густой луговой траве живут кроты, мыши, лягушки.

  Луга используют как сенокосы и пастбища. На них косят траву, заготавливают сено. Коровы, лошади, овцы с аппетитом поедают луговые растения.

(120 слов)

Грамматическое задание для 1 варианта:

1) выпишите из текста слова с чередованием гласных в корне -раст-, — рос-. Графически объясните выбор гласной.

2) выпишите из текста однокоренные слова с корнем -вод-, разберите их по составу.

3) что такое морфемика?

4) как найти окончание и основу слова?

5) приведите свои примеры слов с беглыми гласными в приставках, корнях и суффиксах

6) О или Ё пишется после шипящей в корне слова? От чего зависит написание гласной? Приведите примеры. Назовите слова-исключения.

7) Произведите морфемный разбор следующих слов: красноватый, подъездный, играться

Грамматическое задание для 2 варианта:

  1)  выпишите из текста слова с чередованием гласных в корне -лаг-, -лож-. Графически объясните выбор гласной.

  2) выпишите из текста однокоренные слова с корнем -луг-, разберите их по составу.

3) что такое морфема?

4) чем отличаются однокоренные слова от формы слова?

4) приведите свои примеры слов с беглыми гласными в приставках, корнях и суффиксах.

5) И или Ы пишется после Ц? От чего зависит написание гласной? Приведите примеры. Назовите слова-исключения.

7) Произведите морфемный разбор следующих слов: синеватый, рисоваться, вьюжный

Диктант с грамматическим заданием для 5 класса по теме «Морфемика. Орфография».

Диктант с грамматическим заданием для 5 класса по теме

«Морфемика. Орфография».

Земли с травянистой растительностью называются лугом. Самые ценные луга располагаются в поймах рек. Ежегодно весной во время половодья поймы заливаются водой. Вода спадает, и луговые растения во влажной земле растут быстро. Под ярким солнцем луга зеленеют и покрываются густым ковром душистых трав.

Много интересного можно увидеть на лугу! Вот сидит на травинке небольшой жук, прыгнул и скрылся в траве кузнечик. В танце пролетели бабочки. Гудит домовитый шмель. 

В лугах расположились перепела, куропатки, гнездится редкая птица дрофа. В некоторых местах обитают журавли. Здесь можно встретить зайца, потому что он очень любит бобовые растения. В густой луговой траве живут кроты, мыши, лягушки. 

Луга используют как сенокосы и пастбища. На них косят траву, заготавливают сено. Коровы, лошади, овцы с аппетитом поедают луговые растения.

(120 слов)

 

  Грамматическое задание:

I вариант

  1. Выпишите слова с чередованием гласных в корне -раст-, — рос-. Графически объясните выбор гласной. Например: Вы́расти (перед ст), вы́росла (не перед ст, щ).

  2. Выпишите однокоренные слова с корнем -вод-, разберите их по составу. (Не менее 2 слов).

  3. Выполните синтаксический разбор предложения: Росла в лесу дикая яблоня.

II вариант

  1. Выпишите слова с чередованием гласных в корне

     -лаг-, -лож-. Графически объясните выбор гласной. Например: Предполага́ть (есть суффикс а за корнем), предположе́ние (нет суффикса а за корнем).

  2. Выпишите однокоренные слова с корнем -луг-, разберите их по составу. (Не менее 2 слов).

  3. Выполните синтаксический разбор предложения: Осенью упало с неё кислое яблоко.

Урок для 5 класса контрольный диктант морфемика

Тема: Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Цель: закрепить и проверить полученные орфографические навыки; проверить умение разбирать слова по составу в соответствии с изученными орфограммами; выявить в какой степени изучена тема.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания: писать под диктовку: подбирать примеры по изученной теме.

Личностные УУД: формирование мотивации к учебной деятельности.

Регулятивные УУД: развивать умение контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные УУД: применять полученные знания при решении поставленной задачи.

Коммуникативные УУД: развивать чувство доброжелательного отношения к окружающим.

Ход урока

  1. Организационный момент

— Ребята, вы готовы работать на уроке?

— С каким настроением вы пришли на урок?

-Из чего состоит слово?

— Если вы всё знаете, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?

  1. Сообщение темы, цели урока

— Правильно! Мы будем писать контрольный диктант по теме ««Морфемика. Орфография. Культура речи»

-Давайте вместе вспомним, что необходимо для того, чтобы хорошо написать диктант.

1. Не нужно бояться диктантов!

2.Внимательно слушать и вникать в содержание.

3. Стараться услышать трудные орфограммы.

4. Диктовать себе по слогам.

4.Проверить написанное: не пропущены ли слова, все ли знаки препинания поставлены, нет ли лишних.

5. Не выкрикивать, если ты написал раньше других, сидеть тихо и ждать пока напишут остальные.

  1. Чтение текста диктанта учителем.

А теперь сядьте удобно и прослушайте текст.

/Учитель медленно и выразительно читает/

Окна были из разноцветных стеклышек, и от этого комната старушки была освещена удивительным радужным светом. На столе стояла корзинка с чудесными вишнями. Пока Герда ела, старушка расчесывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое личико девочки.

Старушка умела колдовать. Она пошла в сад, дотронулась до розовых кустов, и они ушли глубоко в землю. Колдунья боялась, что Герда вспомнит о Кае и убежит от нее.

Потом старушка повела Герду в цветник. Тут росли цветы всех родов и времен года. Герда прыгала от радости и играла, пока солнце не село за высокие деревья. Тогда ее уложили в чудесную постельку с шелковыми перинками, и девочка заснула.

  1. Вопросы по содержанию текста:

-О чём этот текст?

-Какие события описаны в тексте?

-Какие имена прилагательные вы запомнили?

-Какие орфограммы вы услышали?

— Кому непонятны какие-то слова в тексте?

— Приготовьтесь писать диктант.

  1. Письмо под диктовку.

1. Учитель читает каждое предложение трижды:

Первый раз – дети просто слушают,

Второй раз – учитель читает по смысловым фразам, ученики их записывают,

Третий раз – читается текст для самопроверки.

Учитель диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка.

2.В конце работы учитель читает текст полностью, делая паузы между предложениями, дети проверяют написанное.

3.Слова на неизученные правила выписываются на доске или проговариваются.

Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Диктуя текст, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в письме. При этом важно читать текст громко и внятно, четко произнося слова. Чтение учителя не должно быть подсказывающим или «подлавливающим» ученика.

  1. Орфографическое задание:1. выписать слова: окружали, вспомнит и разобрать их по составу.

2. разобрать предложение по членам: Она пошла в сад, дотронулась до розовых кустов, и они ушли глубоко в землю.

3. подобрать однокоренные слова и разобрать их по составу:

Волосы-

Золотые-

Окружали-

Приветливо-

Личико-

Оба варианта орфографического задания учитель записывает на доске до того, как начнет диктовать текст (до окончания диктанта задания закрыты). После написания диктанта и его проверки учитель читает вслух варианты задания и поясняет их. Затем дети самостоятельно выполняют работу

  1. Рефлексия

-Проверьте работу.

-Оцените себя.

-Кто считает, что он старался и написал на отлично?

-Кто недоволен своей работой?

-Что в работе показалось особенно трудным?

-Что вы выполняли с лёгкостью?

диктант с тестовыми заданиями в формате ОГЭ (5 класс)

Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». 5 класс

2016-2017 учебный год

Диктант.

Задания в формате ОГЭ.

1 вариант

  1. В каком предложении содержится ответ на вопрос: «Почему путник хватается за ружьё?»

  2. Среди предложений 1-3 найдите предложение, в котором средством выразительности является олицетворение. Напишите только номер.

  3. Среди предложений 4-6 найдите и выпишите слово, правописание приставки которого зависит от последующей согласной в начале корня.

  4. Из предложения 9 выпишите слово с орфограммой «-о, -ё после шипящих», подберите проверочное слово, если это возможно.

  5. В предложении 8 найдите слово, которое является исключением из правила. Выпишите его.

  6. Среди предложений 12-14 найдите предложение, в котором находится слово с чередующейся гласной в корне. Напишите номер этого предложения.

  7. Выполните морфемный разбор слова «безоблачный».

  8. * Напишите сочинение-рассуждение (не менее 50 слов) на тему «Почему важно знать правила орфографии?». Помните: аргументов должно быть не менее двух, а сочинение должно состоять из четырёх абзацев. Используйте вводные слова: «во-первых», «во-вторых», «таким образом».

Задания в формате ОГЭ.

2 вариант

  1. В каком предложении содержится ответ на вопрос: «Почему сердце путника останавливается от восторга?»

  2. Среди предложений 1-3 найдите предложение, в котором средством выразительности является олицетворение. Напишите только номер.

  3. Среди предложений 6-8 найдите и выпишите слово, правописание приставки которого зависит от последующей согласной в начале корня.

  4. Из предложения 13 выпишите слово с орфограммой «-о, -ё после шипящих», подберите проверочное слово, если это возможно.

  5. В предложении 8 найдите слово, которое является исключением из правила. Выпишите его.

  6. Среди предложений 4-6 найдите предложение, в котором находится слово с чередующейся гласной в корне. Напишите номер этого предложения.

  7. Выполните морфемный разбор слова «страшный».

  8. * Напишите сочинение-рассуждение (не менее 50 слов) на тему «Почему важно знать правила орфографии?». Помните: аргументов должно быть не менее двух, а сочинение должно состоять из четырёх абзацев. Используйте вводные слова: «во-первых», «во-вторых», «таким образом».

Задания в формате ОГЭ.

1 вариант

  1. В каком предложении содержится ответ на вопрос: «Почему путник хватается за ружьё?»

  2. Среди предложений 1-3 найдите предложение, в котором средством выразительности является олицетворение. Напишите только номер.

  3. Среди предложений 4-6 найдите и выпишите слово, правописание приставки которого зависит от последующей согласной в начале корня.

  4. Из предложения 9 выпишите слово с орфограммой «-о, -ё после шипящих», подберите проверочное слово, если это возможно.

  5. В предложении 8 найдите слово, которое является исключением из правила. Выпишите его.

  6. Среди предложений 12-14 найдите предложение, в котором находится слово с чередующейся гласной в корне. Напишите номер этого предложения.

  7. Выполните морфемный разбор слова «безоблачный».

  8. * Напишите сочинение-рассуждение (не менее 50 слов) на тему «Почему важно знать правила орфографии?». Помните: аргументов должно быть не менее двух, а сочинение должно состоять из четырёх абзацев. Используйте вводные слова: «во-первых», «во-вторых», «таким образом».

Задания в формате ОГЭ.

2 вариант

  1. В каком предложении содержится ответ на вопрос: «Почему сердце путника останавливается от восторга?»

  2. Среди предложений 1-3 найдите предложение, в котором средством выразительности является олицетворение. Напишите только номер.

  3. Среди предложений 6-8 найдите и выпишите слово, правописание приставки которого зависит от последующей согласной в начале корня.

  4. Из предложения 13 выпишите слово с орфограммой «-о, -ё после шипящих», подберите проверочное слово, если это возможно.

  5. В предложении 8 найдите слово, которое является исключением из правила. Выпишите его.

  6. Среди предложений 4-6 найдите предложение, в котором находится слово с чередующейся гласной в корне. Напишите номер этого предложения.

  7. Выполните морфемный разбор слова «страшный».

  8. * Напишите сочинение-рассуждение (не менее 50 слов) на тему «Почему важно знать правила орфографии?». Помните: аргументов должно быть не менее двух, а сочинение должно состоять из четырёх абзацев. Используйте вводные слова: «во-первых», «во-вторых», «таким образом».

Задания в формате ОГЭ.

1 вариант

  1. В каком предложении содержится ответ на вопрос: «Почему путник хватается за ружьё?»

  2. Среди предложений 1-3 найдите предложение, в котором средством выразительности является олицетворение. Напишите только номер.

  3. Среди предложений 4-6 найдите и выпишите слово, правописание приставки которого зависит от последующей согласной в начале корня.

  4. Из предложения 9 выпишите слово с орфограммой «-о, -ё после шипящих», подберите проверочное слово, если это возможно.

  5. В предложении 8 найдите слово, которое является исключением из правила. Выпишите его.

  6. Среди предложений 12-14 найдите предложение, в котором находится слово с чередующейся гласной в корне. Напишите номер этого предложения.

  7. Выполните морфемный разбор слова «безоблачный».

  8. * Напишите сочинение-рассуждение (не менее 50 слов) на тему «Почему важно знать правила орфографии?». Помните: аргументов должно быть не менее двух, а сочинение должно состоять из четырёх абзацев. Используйте вводные слова: «во-первых», «во-вторых», «таким образом».

Задания в формате ОГЭ.

2 вариант

  1. В каком предложении содержится ответ на вопрос: «Почему сердце путника останавливается от восторга?»

  2. Среди предложений 1-3 найдите предложение, в котором средством выразительности является олицетворение. Напишите только номер.

  3. Среди предложений 6-8 найдите и выпишите слово, правописание приставки которого зависит от последующей согласной в начале корня.

  4. Из предложения 13 выпишите слово с орфограммой «-о, -ё после шипящих», подберите проверочное слово, если это возможно.

  5. В предложении 8 найдите слово, которое является исключением из правила. Выпишите его.

  6. Среди предложений 4-6 найдите предложение, в котором находится слово с чередующейся гласной в корне. Напишите номер этого предложения.

  7. Выполните морфемный разбор слова «страшный».

  8. * Напишите сочинение-рассуждение (не менее 50 слов) на тему «Почему важно знать правила орфографии?». Помните: аргументов должно быть не менее двух, а сочинение должно состоять из четырёх абзацев. Используйте вводные слова: «во-первых», «во-вторых», «таким образом».

Задания в формате ОГЭ.

1 вариант

  1. В каком предложении содержится ответ на вопрос: «Почему путник хватается за ружьё?»

  2. Среди предложений 1-3 найдите предложение, в котором средством выразительности является олицетворение. Напишите только номер.

  3. Среди предложений 4-6 найдите и выпишите слово, правописание приставки которого зависит от последующей согласной в начале корня.

  4. Из предложения 9 выпишите слово с орфограммой «-о, -ё после шипящих», подберите проверочное слово, если это возможно.

  5. В предложении 8 найдите слово, которое является исключением из правила. Выпишите его.

  6. Среди предложений 12-14 найдите предложение, в котором находится слово с чередующейся гласной в корне. Напишите номер этого предложения.

  7. Выполните морфемный разбор слова «безоблачный».

  8. * Напишите сочинение-рассуждение (не менее 50 слов) на тему «Почему важно знать правила орфографии?». Помните: аргументов должно быть не менее двух, а сочинение должно состоять из четырёх абзацев. Используйте вводные слова: «во-первых», «во-вторых», «таким образом».

Задания в формате ОГЭ.

2 вариант

  1. В каком предложении содержится ответ на вопрос: «Почему сердце путника останавливается от восторга?»

  2. Среди предложений 1-3 найдите предложение, в котором средством выразительности является олицетворение. Напишите только номер.

  3. Среди предложений 6-8 найдите и выпишите слово, правописание приставки которого зависит от последующей согласной в начале корня.

  4. Из предложения 13 выпишите слово с орфограммой «-о, -ё после шипящих», подберите проверочное слово, если это возможно.

  5. В предложении 8 найдите слово, которое является исключением из правила. Выпишите его.

  6. Среди предложений 4-6 найдите предложение, в котором находится слово с чередующейся гласной в корне. Напишите номер этого предложения.

  7. Выполните морфемный разбор слова «страшный».

  8. * Напишите сочинение-рассуждение (не менее 50 слов) на тему «Почему важно знать правила орфографии?». Помните: аргументов должно быть не менее двух, а сочинение должно состоять из четырёх абзацев. Используйте вводные слова: «во-первых», «во-вторых», «таким образом».

Морфемика. Орфография. Культура речи 5 класс

Краткое содержание:
Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвой­ный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только ма­ленькие рябинки зеленеют по полянам…

Краткое содержание:
Звонкоголосую и белощекую нашу синицу называют большой или обыкновенной. Что большая, согласен: она больше других синиц. Но что обыкновенная — не могу согласиться…

Краткое содержание:
Жаркий день. Лучи солнца пробиваются сквозь густую зелень ли­ствы. В горле пересохло, хочется пить. Но воды поблизости нет…

Краткое содержание:
Весна движется медленно. Озерко еще не растаяло. Орех расцветает, но еще не пылят желтой пыльцой его сережки. Исчезают последние клочки снега в лесу…

Краткое содержание:
Куцый был высокий и тощий лис. Большие, острые уши, чуть раскосые глаза, а на морде всегда улыбка. У Куцего не было настоящего лисьего хвоста…

Краткое содержание:
Настоящую песню скворца надо слушать рано утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники. Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись…

Краткое содержание:
Однажды я шел на лыжах по снежной целине. Торчащие из снега черные кусты да прошлогодние зонтики борщевика обозначали ручей, который теперь был занесен снегом…

Краткое содержание:
Случится в лесу страшный пожар. На большом участке выгорит вся растительность. Первым деревом, которое вырастет на пепелище, будет береза. Она любит свет и простор…

Краткое содержание:
Земли с травянистой растительностью называются лугом. Самые ценные луга располагаются в поймах рек. Ежегодно весной во время половодья поймы заливаются водой…

Морфемический анализ и его основные единицы.

Существует два уровня морфологического анализа: морфемический и деривационный.

Морфемный анализ — это сегментация слова на морфемы, их количество и типы.

например en / courage en / courage / ment (2 морфемы 3 морфемы)

Целью морфемного анализа является сегментация слова на морфемы, определение количества и типа этих морфем.

Базисная единица морфемного анализа — морфема.

Морфема — это наименьшая неделимая двусторонняя языковая единица, означающая ассоциацию определенного значения с определенной звуковой формой.

Морфема — это наименьшая значимая единица языка, но ее значение является обобщенным: переписать (re — означает обращение действия)

Процедура морфемного анализа, обычно используемая для целей сегментации слов на составляющие морфемы, представляет собой метод I m m e d i a t e и U l t i —

м а т е К о н с т и н и я.

Этот метод занимается анализом структуры слов на морфемическом уровне.

Он состоит из разбивки слова на составляющие морфемы «Непосредственные» (IC) и «Конечные составляющие» (UC).

Вырезаем морфему, без которой слово существует.

Каждая ИС на следующем этапе анализа —

, в свою очередь, разбит на два более мелких значимых элемента. Анализ завершен

, когда мы подходим к составляющим, неспособным к дальнейшему делению, т.е.е.

морфемы.

Конечная составляющая — это часть слова, которую нельзя разделить дальше.

Immediate Constituent — это часть слова, которую можно разделить дальше.

Процедура сегментации слова на его окончательную составляющую

морфемы, могут быть удобно представлены с помощью прямоугольника

Диаграмма

.

Классификация морфем

Морфемы могут быть классифицированы:

а) из

семантической точки зрения,

б) от структурной точки

просмотр.

a) Семантически морфемы делятся на два класса: r o o t —

м о р ф е м е с и н о н — р о т или а ф икс а т и о н а л м о р —

фото. Корни и аффиксы составляют два разных класса морфем

из-за различных ролей, которые они играют в структуре слов

б) Структурно морфемы делятся на три типа: f r e e morp

h e m e s, b o u n d m o r p h e m e s, s e m i — f r e e (s e m i —

б о у н д) м о р п е м е с.

A f r e e m o r p h e m e определяется как тот, который совпадает с

основа 2 или словоформа. Очень многие корневые морфемы являются свободными морфемами,

, например, корень-морфема «друг» существительного «дружба» естественно

.

квалифицируется как свободная морфема, потому что совпадает с одной из

формы существительного друга.

A b o u n d m or p h e m e встречается только как составная часть

слова.Аффиксы — это, естественно, связанные морфемы, поскольку они всегда составляют часть

.

слова, например суффиксы -ness, -ship, -ise (-ize) и т.д., префиксы un-,

Полусвязанные (s e m i — f r e e) m o r p h e m e s 1 — это морфемы, которые

может функционировать в морфемной последовательности и как аффикс, и как свободная морфема.

Например, морфема ну и половина с одной стороны встречается

как свободные морфемы, совпадающие с основой и словоформой в высказываниях

вроде спят спокойно, полчаса, с другой стороны встречаются как

связанных морфем в таких словах, как хорошо известные, недоеденные, недоделанные.

Результат морфемного анализа: мономорфные и полиморфные слова

:

.

§ 4. Процедура морфемного анализа

В процедура, обычно используемая для сегментации слов в составные морфемы — это метод непосредственного и Ultimate Избиратели. Этот метод основан на бинарном принципе, т.е. на каждом этапе процедура состоит из двух компонентов, на которые сразу же разбивается слово. На каждом этапе эти два компонента называются непосредственными Составляющие (ИК).Каждая ИС на следующем этапе анализа по очереди разбит на два более мелких значимых элемента. Анализ завершено, когда мы подойдем к избирателям, неспособным к дальнейшему деление, т.е. морфемы. С точки зрения используемого метода это именуемые Конечными Составляющими (UC). Например существительное дружелюбие это впервые сегментирован в IC дружественный повторяющиеся в прилагательных дружелюбный и дружелюбный и -ность найдено в бесчисленном количестве существительных, например, счастья, темнота, бескорыстие, и т. д.IC -ность это в то же время UC существительного, так как его нельзя разбить ни на какие более мелкие элементы, обладающие как звуковой формой, так и значением. IC дружелюбный это следующий разбит на микросхемы друга — и повторяющиеся в дружбе, недружелюбный, и т. д. с одной стороны, и женатых, братская, и др., с другой. Излишне говорить, что микросхемы друга — и соток обе УЯ анализируемого слова.

Процедура сегментации слово в его конечные составляющие морфемы, может быть удобно представлен в виде прямоугольной диаграммы

94

В диаграмма, показывающая сегментацию существительного дружелюбие г. нижний слой содержит ИС, полученные в результате первого разреза, верхний один из второго, заштрихованные прямоугольники, представляющие ИС которые одновременно являются UC существительного.

В морфемический анализ по IC и UC может проводиться на основа двух принципов: так называемый корневой принцип а также то принцип аффикса. По принципу аффикса сегментация слова на составляющие его морфемы основаны на идентификации аффиксативная морфема в наборе слов; например, идентификация суффиксальной морфемы -less потенциальных клиентов к сегментации слов типа бесполезно, безнадежный, беспощадный, и т. д., в суффиксальные морфемы -less и корневые морфемы внутри кластер слов; идентификация корня-морфемы согласовывается в слова приятные, согласен, не согласен делает эти слова можно разбить на корень -agree- и аффиксативные морфемы -абл, -ment, dis-. как Как правило, применения одного из этих принципов достаточно для морфемная сегментация слов.

§ 5. Морфемные типы слов

По количеству морфемы слова классифицируются как мономорфные

а также полиморфный.Мономорфный или корневые слова состоят только из одной коренной морфемы, например малая, собака, сделать, дать, и т. д. Вся политика слова по количеству корней-морфем делятся на две подгруппы: монорадикал (или однокорневой слова) и полирадикал слова, то есть слова, состоящие из двух или более корней. Монорадикал слова делятся на два подтипа: 1) радикально-суффиксальный слова, то есть слова, состоящие из одной коренной морфемы и одного или нескольких суффиксальные морфемы, например приемлемо, приемлемость, черноватый, и т. д.; 2) радикально-приставочный слова, т.е. слова, состоящие из одной коренной морфемы и префиксального морфема, например превзойти, переставить, расстегнуть, и т. д. и 3) префиксно-радикально-суффиксальный, то есть слова, состоящие из одного корня, префиксального и суффиксального морфемы, например неприятный, неправильное толкование, и т. д.

Полирадикал слова делятся на два типа: 1) полирадикальный слова которые состоят из двух или более корней без аффиксационных морфем, например книжный шкаф, наглазник, абажур, и т. д.и 2) слова которые содержат по меньшей мере, два корнеплоды и один или больше аффиксирующий морфемы например английская булавка, свадебный пирог, сознательность, легкомыслие, подставка для ручки, и т. д.

.

МОРФЕМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СЛОВА

Слово — основная единица морфологии. Слово — это основная выразительная единица человеческого языка, обеспечивающая мыслительную функцию языка. Это также основная номинативная единица языка, с помощью которой реализуется именная функция языка. Как и любой лингвистический знак, слово является единицей уровня. По структуре языка он принадлежит к высшей ступени морфологического уровня. Это единица языковой сферы и существует только благодаря актуализации своей речи.Одна из самых характерных черт этого слова — его неделимость. Таким образом, слово является номинативной единицей языка, состоящей из морфем и неделимой на более мелкие сегменты в отношении своей номинативной функции. Морфологическая система языка раскрывает свои свойства через морфемную структуру слов. Поэтому естественно, что одной из существенных задач морфологии является изучение морфемического строения слова.

Традиционная классификация морфем

В традиционной грамматике изучение морфемной структуры слова основывается на двух критериях: позиционном и семантическом (функциональном).

Позиционный критерий предполагает анализ расположения краевых морфем по отношению к центральным (рис. 7).

Фиг.7

Семантический или функциональный критерий предполагает изучение коррелятивного вклада морфемы в общее значение слова (рис. 8, рис. 9).

Рис.8

Фиг.9

Аллоемическая классификация морфем

Дескриптивная лингвистика выдвинула аллоемическую теорию. Согласно этой теории, языковые единицы описываются с помощью двух типов терминов: алло-термины и eme-термины (рис. 10).

Фиг.10

Эме-термины обозначают обобщенные инвариантные единицы языка, характеризующиеся определенным функциональным статусом, т.е.ж., фонемы, морфемы, лексемы, фраземы и т. д. Алло-термины обозначают конкретные проявления или варианты эме-единиц. Типичными примерами алло-единиц являются аллофоны и алломорфы.

Аллоэмическая идентификация языковых элементов является основой для так называемого распределительного анализа.

В распределительном анализе выделяются три основных типа распределения: контрастное распределение, неконтрастное распределение и дополнительное распределение (рис.11).

Типы распределения

Контрастивный Неконтрастный Бесплатный

распределение распределение распределение

Контрастивный Неконтрастный Бесплатно
Окружающая среда Идентичный Идентичный Разное
Значение Разное Идентичный Идентичный
Пример Работа изд работа ing Learn ed узнать т Мальчик s m e n m i ce ox en

различных морфем бесплатные варианты алломорфы

Рис.11

Морфы находятся в контрастирующем распределении, если их окружение идентично и их значения различны, такие морфы составляют разные морфемы.

Морфы находятся в неконтрастном распределении, если их окружение и значения идентичны; такие морфы составляют «свободные варианты одной и той же морфемы».

Морфы дополняют друг друга, если их окружение различно и их значения идентичны; такие морфы называются алломорфами.

Существует пять критериев классификации морфем (рис. 12). Согласно классификации, предложенной описательной лингвистикой, различают следующие типы распределительных морфем.

По степени самостоятельности различают свободные морфемы и связанные морфемы. Связанные морфемы не могут образовывать слова сами по себе, они идентифицируются только как составные сегментные части слова (рис. 13).

Степень

Самостоятельность



: 2015-10-21; : 2526 | |


:


:


:



© 2015-2020 лекции.org — -.

§ 4. Процедура морфемного анализа

В процедура, обычно используемая для сегментации слов в составные морфемы — это метод непосредственного и Ultimate Избиратели. Этот метод основан на бинарном принципе, т.е. на каждом этапе процедура состоит из двух компонентов, на которые сразу же разбивается слово. На каждом этапе эти два компонента называются непосредственными Составляющие (ИК).Каждая ИС на следующем этапе анализа по очереди разбит на два более мелких значимых элемента. Анализ завершено, когда мы подойдем к избирателям, неспособным к дальнейшему деление, т.е. морфемы. С точки зрения используемого метода это именуемые Конечными Составляющими (UC). Например существительное дружелюбие это впервые сегментирован в IC дружественный повторяющиеся в прилагательных дружелюбный и дружелюбный и -ность найдено в бесчисленном количестве существительных, например, счастья, темнота, бескорыстие, и т. д.IC -ность это в то же время UC существительного, так как его нельзя разбить ни на какие более мелкие элементы, обладающие как звуковой формой, так и значением. IC дружелюбный это следующий разбит на микросхемы друга — и повторяющиеся в дружбе, недружелюбный, и т. д. с одной стороны, и женатых, братская, и др., с другой. Излишне говорить, что микросхемы друга — и соток обе УЯ анализируемого слова.

Процедура сегментации слово в его конечные составляющие морфемы, может быть удобно представлен в виде прямоугольной диаграммы

94

В диаграмма, показывающая сегментацию существительного дружелюбие г. нижний слой содержит ИС, полученные в результате первого разреза, верхний один из второго, заштрихованные прямоугольники, представляющие ИС которые одновременно являются UC существительного.

В морфемический анализ по IC и UC может проводиться на основа двух принципов: так называемый корневой принцип а также то принцип аффикса. По принципу аффикса сегментация слова на составляющие его морфемы основаны на идентификации аффиксативная морфема в наборе слов; например, идентификация суффиксальной морфемы -less потенциальных клиентов к сегментации слов типа бесполезно, безнадежный, беспощадный, и т. д., в суффиксальные морфемы -less и корневые морфемы внутри кластер слов; идентификация корня-морфемы согласовывается в слова приятные, согласен, не согласен делает эти слова можно разбить на корень -agree- и аффиксативные морфемы -абл, -ment, dis-. как Как правило, применения одного из этих принципов достаточно для морфемная сегментация слов.

§ 5. Морфемные типы слов

По количеству морфемы слова классифицируются как мономорфные

а также полиморфный.Мономорфный или корневые слова состоят только из одной коренной морфемы, например малая, собака, сделать, дать, и т. д. Вся политика слова по количеству корней-морфем делятся на две подгруппы: монорадикал (или однокорневой слова) и полирадикал слова, то есть слова, состоящие из двух или более корней. Монорадикал слова делятся на два подтипа: 1) радикально-суффиксальный слова, то есть слова, состоящие из одной коренной морфемы и одного или нескольких суффиксальные морфемы, например приемлемо, приемлемость, черноватый, и т. д.; 2) радикально-приставочный слова, т.е. слова, состоящие из одной коренной морфемы и префиксального морфема, например превзойти, переставить, расстегнуть, и т. д. и 3) префиксно-радикально-суффиксальный, то есть слова, состоящие из одного корня, префиксального и суффиксального морфемы, например неприятный, неправильное толкование, и т. д.

Полирадикал слова делятся на два типа: 1) полирадикальный слова которые состоят из двух или более корней без аффиксационных морфем, например книжный шкаф, наглазник, абажур, и т. д.и 2) слова которые содержат по меньшей мере, два корнеплоды и один или больше аффиксирующий морфемы например английская булавка, свадебный пирог, сознательность, легкомыслие, подставка для ручки, и т. д.

.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *