Контрольный диктант по теме части речи 4 класс: Учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему: Контрольный диктант по теме «Части речи», 4 класс

Учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему: Контрольный диктант по теме «Части речи», 4 класс

20.10.2016

Контрольный диктант по теме «Части речи».

                                                   Осень.

       Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берез легкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.

        Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились.

Слова для справок: медленно.

Грамматическое задание

  1. Выписать предложение и подчеркнуть грамматическую основу:

В.-1 – с однородными членами предложения

В.-2 – сложное предложение

2. Записать слова и разобрать их по составу:

В.-1 – ранняя, подберёзовики, грустно

В.-2 – холодная, подосиновики, медленно

3. Выполнить звуко-буквенный разбор слова:

В.-1 – поздний

В.-2 – гриб

4*. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.

Грамматическое задание

1.Выписать предложение и подчеркнуть грамматическую основу:

В.-1 – с однородными членами предложения

В.-2 – сложное предложение

2. Записать слова и разобрать их по составу:

В.-1 – ранняя, подберёзовики, грустно

В.-2 – холодная, подосиновики, медленно

3. Выполнить звуко-буквенный разбор слова:

В.-1 – поздний

В.-2 – гриб

4*. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.

Грамматическое задание

1.Выписать предложение и подчеркнуть грамматическую основу:

В.-1 – с однородными членами предложения

В.-2 – сложное предложение

2. Записать слова и разобрать их по составу:

В.-1 – ранняя, подберёзовики, грустно

В.-2 – холодная, подосиновики, медленно

3. Выполнить звуко-буквенный разбор слова:

В.-1 – поздний

В.-2 – гриб

4*. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.

Методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему: Контрольный диктант по теме Части речи. 4 класс

Грамматическое задание

Вариант 1

1. Выписать предложение с однородными членами и подчеркнуть грамматическую основу в нём.

2. Разобрать слова по составу ранняя, подберёзовики, грустно.

3. Сделать звуко-буквенный разбор слова поздний

4*. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.

Грамматическое задание

Вариант 2

1. Выписать сложное предложение  и подчеркнуть грамматические основы в нём.

2. Разобрать слова по составу холодная, подосиновики, радостно.

3. Сделать звуко-буквенный разбор слова поздний

4*. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.

Грамматическое задание

Вариант 1

1. Выписать предложение с однородными членами и подчеркнуть грамматическую основу в нём.

2. Разобрать слова по составу ранняя, подберёзовики, грустно.

3. Сделать звуко-буквенный разбор слова поздний

4*. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.

Грамматическое задание

Вариант 2

1. Выписать сложное предложение  и подчеркнуть грамматические основы в нём.

2. Разобрать слова по составу холодная, подосиновики, радостно.

3. Сделать звуко-буквенный разбор слова поздний

4*. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.

Грамматическое задание

Вариант 1

1. Выписать предложение с однородными членами и подчеркнуть грамматическую основу в нём.

2. Разобрать слова по составу ранняя, подберёзовики, грустно.

3. Сделать звуко-буквенный разбор слова поздний

4*. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.

Грамматическое задание

Вариант 2

1. Выписать сложное предложение  и подчеркнуть грамматические основы в нём.

2. Разобрать слова по составу холодная, подосиновики, радостно.

3. Сделать звуко-буквенный разбор слова поздний

4*. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.

Методическая разработка диктантов по русскому языку 4 класс

Контрольный диктант №1

«Правописание гласных и согласных в значимых частях слова»

Назначение контрольной работы

Цель – оценка уровня усвоения учащимися 4 класса темы «Правописание гласных и согласных в значимых частях слова».

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из диктанта (73 слов) и грамматического задания (4)

Осенняя прогулка

Группа школьников осенью ходила в заречный парк. Покраснели осинки, пожелтели березки. Гроздья ягод созрели на рябинах.

Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растет пушистый ельник. Зеленеют молодые елочки.

Из земли бьет чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костер на берегу речки.

В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня.

Сережа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна угостила ребят печеньем. По дороге домой все пели песни. (73 слов)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть главные члены предложения.

I вариант: 3-е предложение.

II вариант: 6-е предложение.

2. Выписать из текста по 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне, с парной согласной

в корне.

Задание 3.

Разобрать слова по составу.

I вариант: осенняя, прогулка.

II вариант: пушистый, елочки.

Задание 4.

Составить слова с данными частями слов.

Контрольный диктант по теме №2

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

Назначение контрольной работы

Цель – оценка уровня усвоения учащимися 4 класса темы «Правописание окончаний имен существительных».

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из диктанта (75 слов) и грамматического задания (2)

Поездка к дедушке.

Летом к дедушке Илье Петровичу приехал внук Миша. Мальчик ехал на поезде по железной дороге, потом плыл по широкой реке Волге на лодке. От пристани до деревни он ехал на лошади.

Дача дедушки стоит на краю деревни. Около дачи растут груши и густые кусты сирени. Небольшой домик дедушки утопает в яркой зелени. Перед домом кусты малины со сладкими ягодками.

Дедушка часто рассказывал внуку об интересной жизни птиц и зверей. Миша с большим интересом слушал его. (75 слов)

Грамматические задания:

1.Сделать полный разбор предложения: 1 вар.- 4 пред-е, 2 вар. –10 пред-е

2. Выполнить морфологический разбор имени сущ. 1 в. – (на) лошади, 2 в. – (в) зелени.

Контрольный диктант по теме №3

«Имя прилагательное»

Назначение контрольной работы

Цель – оценка уровня усвоения учащимися 4 класса темы «Имя прилагательное».

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из диктанта (74 слов) и грамматического задания (3)

Зимний день.

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом. (74 слова)

Грамматическое задание 1. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных. 2. Составить три словосочетания: прил. + сущ. м. р. в Т. п., прил. + сущ. ср. р. в Д.п., прил. + сущ. ж. р. в П. п. 3. Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные. 1) В …, …, … уборе стоит осенний лес. 2) На … небе загорелись … звёзды.

Контрольный диктант по теме №4

«Глагол. Правописание личных окончаний глаголов»

Назначение контрольной работы

Цель – оценка уровня усвоения учащимися 4 класса темы «Глагол. Правописание личных окончаний глаголов».

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из диктанта (80 слов) и грамматического задания (3)

Совесть.

Нина не приготовила уроки. Она решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак под куст, а сама побежала за бабочкой.

На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак она постыдилась и оставила его под кустом. Прибежала собака и съела завтрак. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.

Грамматические задания

  1. Выписать из текста 3 глагола, указать время, число, род.

  2. Поставить глаголы в форму 3-го лица, един.числа: топить, водить, пачкать,рыть.

  3. Выполнить морфологический разбор приготовила, убегал.

Проверочная работа №1

«Наша речь и наш язык»

Назначение проверочной работы

Цель – оценка уровня усвоения учащимися 4 класса темы «Наша речь и наш язык».

Структура проверочной работы

Проверочная работа состоит из 2 вариантов, включающих в себя 12 заданий.

1 вариант

  1. Что относится к речевому общению людей?

А) пересказ текста б) монолог в) диалог г)пение песни

  1. Укажи, с помощью чего передаётся устная речь на письме

А) букв б) звуков в) цифр г) рисунков

  1. Отметь правило вежливого общения детей

А) спорят друг с другом б) слушают друг друга

В) перебивают друг друга г) перекрикивают друг друга

  1. Укажи, что не является диалогом

А) речь одного лица б) беседа двух лиц

В) беседа трёх лиц г) беседа четырёх лиц

  1. Прочитай диалог. Определи, сколько персонажей участвует в разговоре

— Смотрите-ка, этот изменник уже тут, — удивился Фарамант. – Как это он успел снюхаться с колдуньей?

— Плохое к плохому липнет! – сердито объяснила ворона. – Я ничуть не удивлюсь, если где-нибудь поблизости окажется и этот неугомонный честолюбец Урфин Джюс.

Страшила загорелся любопытством.

— А давайте-ка, в самом деле, посмотрим, где этот фрукт. Всегда полезно наблюдать за врагом. (А.Волков)

А) два б) три в) четыре г) пять

  1. Прочитай отрывки из стихотворений. Укажи, в каком из них представлен диалог

А) — Очень, ёж,
Ты хорош!
Жаль, что в руки
Не возьмешь…

— Не возьмешь,
Ну и что ж!
Без иголок
Я не ёж!

Б) У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;

  1. Укажи, какому правилу общения посвящена пословица

Слова хороши, если они коротки.

А) говорить искренне, не лгать б) говорить коротко и ясно

В) иметь общую цель г) стремиться к общему результату

  1. Отметь, какая пословица по смыслу не соответствует остальным

А) Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Б) Одно тёплое слово и в жестокий мороз согреет.

В) Прежде чем сказать, поверни язык семь раз.

Г) Ласковым словом и камень растопишь.

9. Прочитай текст. Сколько в нём предложений? Подчеркните в тексте предложение, которым можно озаглавить текст.

Осень. Лес надел пёстрый наряд. Опустели поля и луга. Часто дуют холодные ветры. Птицы улетают в тёплые края. Звери готовятся к зиме.

В этом тексте ___________ предложений.

10.Укажите группу предложений, которая является текстом. (+)

_________На улице весна. В реке много рыбы. Дети идут в школу. Вчера мы учили стихотворение.
_________ Пришла весна. Растаял снег. Ручейками сбежала талая вода. Из тёплых краёв возвращаются грачи.

11.Пронумеруйте предложения так, чтобы получился связанный текст.

________ Она подавилась косточкой.

________ Девочка Тася ела рыбу.
________ Приехал доктор и помог Тасе вынуть косточку.
________ У Таси из глаз текли слёзы.

12.Определите и запишите, сколько предложений в данном тексте. Расставьте точки.

Вчера дядя Вася поймал окуня и леща тётя Света сварила уху она
угостила гостей супом и пирогом дочка Наташа разливала чай.

В этом тексте ______________ предложений.

2 вариант

  1. Что не относится к речевому общению людей?

А) монолог б) диалог в) разговор г) беседа

  1. Укажи, что помогает человеку передать мысль в устной речи

А) цифры б) буквы в) звуки

  1. Отметь, что не является правилом вежливого общения детей

А) Не слушают друг друга б) доброжелательно общаются

В) уважительно разговаривают г) ведут диалог

  1. Укажи, что является диалогом

А) речь одного лица б) беседа двух лиц

В) беседа трёх лиц г) беседа четырёх лиц

  1. Прочитай диалог. Определи, сколько персонажей участвует в разговоре

— Вот! А ты говорил! – торжествующе воскликнула Энни.

— Ладно, ладно, сдаюсь, — пробурчал Тим.

Чарли Блек и его отряд приветствовали гигантского орла с великой радостью, а Тили-Вилли вежливо сказал:

— Я очень рад видеть вас, почтенная птица! Надеюсь, мы вместе с вами одолеем злую Арахну!

Карфакс удивился при виде свирепой физиономии Железного великана, но похвалил его большие раскосые глаза.

— Они, наверное, очень хорошо видят. (А.Волков)

А) два б) три в) четыре г) пять

  1. Прочитай отрывки из стихотворений. Укажи, в каком из них представлен диалог

А) Маша — первоклассница:
Форменное платьице,
Накрахмален фартук,
Можно сесть за парту.

Б) «Где была, сорока?» —

«Далеко-далёко!»

«Что несёшь?» — «Игрушки».

«Где нашла?» — «В избушке».

  1. Укажите пословицу, в которой говорится о письменной речи.
    _______ Что написано пером, не вырубишь топором.

_______ Слово не воробей, вылетит – не поймаешь
_______ Сначала подумай, потом скажи.

_______ Умную речь и слушать хорошо.

  1. Отметь, какая пословица по смыслу не соответствует остальным

А) Большой говорун – плохой работник.

Б) Кто мало говорит, тот больше делает.

В) Меньше говори – больше дела твори.

Г) Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

9.Прочитай текст. Сколько в нём предложений? Подчеркните в тексте предложение, которым можно озаглавить текст.

Идёт весна. Солнышко греет всё сильнее и сильнее. Воробьи и ласточки рады его тёплым лучам. Стайка грачей промчалась к роще. Там грачи свили свои гнёзда. 

В этом тексте ___________ предложений.

10.Укажите группу предложений, которая является текстом. (+)_________

_________ Наступил октябрь. Роща сбросила золотые листья. Облака затянули небо. Редко светит солнце. Льют частые холодные дожди. Ночью морозно.
_________ Вот и наступила весна. Летом Глеб Дубков отдыхал в деревне у бабушки. После купания братья греются под лучами солнца. Прощай, пушистый снег. 

11.Пронумеруйте предложения так, чтобы получился связанный текст.

________ Однажды он пошёл за грибами и встретил Зайца.

_________Вскоре они подружились.

_________В лесу жил грустный Ёжик.

_________Теперь у Ёжика есть лучший друг.

12.Определите и запишите, сколько предложений в данном тексте. Расставьте точки.

Хорошо весной в лесу деревья надели зелёный наряд звонко поют птицы на полянке много красивых цветов

В этом тексте ______________ предложений.

Проверочная работа №2

по теме «Предложение»

Назначение проверочной работы

Цель – оценка уровня усвоения учащимися 4 класса темы «Предложение»

Структура проверочной работы

Проверочная работа состоит из 2 вариантов, включающих в себя 11 заданий.

ВАРИАНТ 1

1.Укажи верное утверждение.

  1. Предложение — это группа слов.

  2. Предложение — это группа слов самостоятельных частей речи.

  3. Предложение — это группа слов, выражающих законченную мысль.

  4. Предложение — это группа слов самостоятельных и служебных частей речи.

2.Выбери верное утверждение.

    1. Главные члены предложения чаще всего бывают выражены именем существительным и именем прилагательным.

    2. Главные члены предложения чаще всего бывают выражены наречием и глаголом.

    3. Главные члены предложения чаще всего бывают выражены местоимением и наречием.

    4. Главные члены предложения чаще всего бывают выражены именем существительным и глаголом.

3. Отметь группу слов, которая является предложением.

      1. Осиновый листочек спустился землю тонкой паутинке.

      2. Деревья слегка ветра покачнулись.

      3. Под сидел грач у пальто девочки.

      4. Земля вокруг солнца ходит по особому расписанию.

4.Составьте из слов предложение, подчеркните главные члены предложения.

деревьев, листочки, осенью, опадают, с, последние

5.Выпишите предложения в следующем порядке: повествовательное, вопросительное, побудительное. Поставьте знаки препинания в конце предложений.

Соблюдайте правила дорожного движения

Каждый человек должен соблюдать правила дорожного движения

Почему нужно соблюдать правила дорожного движения

6.Разделите текст на предложения, запишите его.

у Алёши жил ёжик однажды утром мальчик не нашёл ежа куда же он подевался

7.Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания.

Маленький щенок пил молоко из блюдца.

8. Поставь, где надо, запятые.

Дети увидели в лесу ёжика но не подошли к нему.

Пронеслись с шумом дрозды и скрылись вдали.

Через разрывы облаков можно было видеть поля леса дороги.

9. Выпиши из предложений грамматические основы.

Образец: Ветер весело шумит, судно весело бежит.

Ветер шумит, судно бежит

Мальчики сидели за столом и читали интересную книгу о космосе.

__________________________________________

Красивые цветы и душистые ягоды манили туристов.

______________________________________________________________

10. Определи, какими по цели высказывания являются предложения. Поставьте знаки препинания в конце предложений.

1 – повествовательное, 2 – вопросительное, 3 – побудительное.

Соблюдайте правила дорожного движения

С неба падали снежинки

Почему радуга разноцветная


11.Выдели в предложениях обращения запятыми.

Разбуди эту землю весна.

Куда ты ручеёк течёшь?

Но ведь тебе мышка всюду ходить нельзя.

Главное ребята сердцем не стареть.

ВАРИАНТ 2

1.Укажи верное утверждение.

1.Предложение — это группа слов.

2.Предложение — это группа слов самостоятельных частей речи.

3.Предложение — это группа слов, выражающих законченную мысль.

4.Предложение — это группа слов самостоятельных и служебных частей речи.

  1. Выбери верный ответ на вопрос Какими бывают предложения по цели высказывания?

  1. побудительными, повествовательными и восклицательными

  2. вопросительными, повествовательными и невосклицательными

  3. восклицательными, побудительными и невосклицательными

  4. повествовательными, вопросительными и побудительными

3 В какой строке группа слов является предложением?

1)Одном листке маленькая птичка.

2)Принёс класс этот Вася в букет.

3)Путешественница доплыла до изгиба ручья.

4)Утка вывела дикая осоки утят своих.

4.Составьте из слов предложение, подчеркните главные члены предложения.

дороге, бежала, быстро, зимней, по, лошадка

5.Выпишите предложения в следующем порядке: повествовательное, вопросительное, побудительное. Поставьте знаки препинания в конце предложений.

Уважайте труд других людей

Видел ли ты, как растёт в поле рожь

Все люди обязаны трудиться

6.Разделите текст на предложения, запишите его.

вы любите зиму зимой можно кататься на лыжах и коньках в эту пору все люди встречают Новый год

7.Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания.

Холодный ветер гонял опавшие листья.

8. Поставь, где надо, запятые.

День был сырой пасмурный но тёплый.

В городе много парков аллей и площадей.

Через разрывы облаков можно было видеть поля леса дороги.

9. Выпиши из предложений грамматические основы.

Образец: Ветер весело шумит, судно весело бежит.

Ветер шумит, судно бежит

Я очень люблю весёлые колокольчики.

______________________________________________________________

В корзине всё дно занимали лисички, подосиновики скромно лежали в уголке.

__________________________________________________________________

10. Определи, какими по цели высказывания являются предложения. Поставьте знаки препинания в конце предложений.

1 – повествовательное, 2 – вопросительное, 3 – побудительное.

С неба падали снежинки

Почему радуга разноцветная

Соблюдайте правила дорожного движения

11. Выдели в предложениях обращения запятыми.

Друзья вперёд нас жизнь зовёт.

Ой Миша ты испачкался.

Ты сегодня прекрасно отвечала Юля.

Друзья я радуюсь вашим успехам.

Проверочная работа № 3

по теме «Части речи».

Вариант 1

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Найди в предложениях существительные, прилагательные, глаголы. Обозначь их сверху буквами: сущ., прил.. глаг.

Ст..ял х..л..дноватый, но тихий зимний день. На месте грязных луж хр..стели тонкие л..дяные корки. Порхал ре..кий чистый сн..жок.

  1. Запиши слова, которыми можно дополнить этот текст.

Имя существительное – это часть ……, которая обозначает ……. и отвечает на вопросы ……, ……….. .

Имена существительные бывают ……, …….., …….., рода.

Имена существительные изменяются по ………., ……….. .

Чтобы узнать род имени существительного, нужно ……… .

  1. Запиши существительные в три столбика.

Аллея, вагон, богатство, восток, декабрь, молоко, тетрадь, октябрь, солома, радость, лагерь, квартира, молодёжь, ёж.
  1. Просклоняй имена существительные РЕКА, ГОРОД.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Укажи падеж выделенных существительных.

Над окном дома было ласточкино гнездо. Один птенчик выпал из гнезда.

  1. В предложениях найди глаголы. Укажи, в каком времени они употреблены.

Солнце опускается к горизонту. Мы с друзьями бродили по лесу. Скоро станет совсем темно.

  1. Какие части слова выделены?

ЗИМний, ПЕРЕлесок, прибежаЛ, с товарищАМИ.

  1. Напиши, каким членом предложения и какой частью речи является выделенное в предложении слово.

Солнце осветило зелёное поле.

Вариант 2.

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Найди в предложениях существительные, прилагательные, глаголы. Обозначь их сверху буквами: сущ., прил.. глаг.

Уже г..стели ранн..е д..кабрьские сум..рки. В небе з..жглись первые крупные звёзды. А белые х..лмы во тьме к..зались огромными.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Запиши слова, которыми можно дополнить этот текст.

Имя прилагательное – это часть …….., которая обозначает ………… предмета и отвечает на вопросы ………., …………., ………….., …………… .

В предложении имя прилагательное связано с ………………… .

Имена прилагательные изменяются по ……….., …………, ……….. .

Чтобы определить род имени прилагательного, нужно ……………….. .

  1. Запиши существительные в три столбика.

Учитель, яблоко, четверг, товарищ, февраль, календарь, одежда, пальто, метро, жилище, деревня, небо, помощь, багаж.
  1. Просклоняй имена существительные ВОДА, БЕРЕГ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Укажи падеж выделенных существительных.

Ласточки кружились над выпавшим птенцом. Петя поднял птенчика и посадил его в гнездо.

  1. В предложениях найди глаголы. Укажи, в каком времени они употреблены.

Река радует светлым журчанием. Ночью в реке заиграют звёзды. Мы мечтали найти исток реки.

  1. Какие части слова выделены?

ПОДснежник, за полЯМИ, ВстретиЛ, ГОРный.

  1. Напиши, каким членом предложения и какой частью речи является выделенное в предложении слово.

Ветер спутал мои волосы.

Проверочная работа №4

по теме «Местоимение»

Назначение проверочной работы

Цель – оценка уровня усвоения учащимися 4 класса темы «Местоимение»

Структура проверочной работы

Проверочная работа состоит из 2 вариантов, включающих в себя 12 заданий

Вариант 1

1. Укажи местоимения 1-го лица.

1) я, мы             2) ты, вы                 3) он, она, оно, они

2. Выбери местоимения 3-го лица.

1)я   2) он   3)ты   4) она   5) мы   6) оно   7) они   8) вы

3. Личные местоимения употребляются вместо…

1) имени  существительного;      2) имени прилагательного.

4. Личные местоимения…

1) называют предметы;               2) указывают на предметы.

5. Личные местоимения отвечают на вопросы…

1) кто? что?                         2) какой? какая? какое? какие?

6. Ученик   утверждает,   что  местоимения  я,  мы второго лица. Прав ли он?

1)Да.    2) Нет.

7. Укажи падеж местоимений: к нему, к ней, к ним.

1) Именительный падеж.   2) Родительный падеж.    

3) Дательный падеж.   4) Предложный падеж.

8. Как правильно? 

1)  а) у ней                  б) у неё

2)  а) к ему                 б) к нему

3)  а) в их комнате    б) в ихней комнате

4)  а) ихние друзья    б) их друзья

9.Спиши. Подчеркни местоимения.

Сегодня мы изучали местоимение. Я отвечал у доски. Витя пропустил урок, он заболел. Вечером мы зайдём к нему домой.

10. Измени по смыслу местоимения и запиши их. Сверху укажи падеж местоимений.

Катя хорошо поёт. (Она) ____ предложили выступить на концерте. Марина и Вика победили в соревнованиях по фигурному катанию. Наш класс гордится (они)____. Миша лучше всех решает задачи. Мария Ивановна попросила (он) ____ помочь по математике заболевшему ученику.

11Измени по смыслу местоимения, запиши их. Сверху укажи падеж местоимений.

Купить билет для (он). Приехали ко (я). Поехали вместе с (они)

12. Дополни предложения подходящими по смыслу местоимениями. Сверху укажи их лицо, число и падеж.

Я нашёл в лесу боровик. У ______ коричневая шляпка и толстая ножка. Наташа заболела. У ____ болит горло. Паша пришёл в школу очень счастливый. К ________ в гости приехала бабушка.

2 вариант

1. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?

1)я, мы               2) ты, вы                  3) он, она, оно, они

2. Выбери местоимения 3-го лица.

1)я   2) он   3)ты   4) она   5) мы   6) оно   7) они   8) вы

3. Ученик решил, что местоимения со мной, перед тобой, за вами, перед ним стоят в винительном падеже. Прав ли он?     1) Да.       2) Нет.

4. Личные местоимения употребляются вместо…

1) имени  существительного;      2) имени прилагательного.

5. Личные местоимения отвечают на вопросы…

1) кто? что?                         2) какой? какая? какое? какие?

6. Определи падеж местоимений: у меня, у нас, у тебя, у вас.

1) Именительный падеж.   2) Родительный падеж.  

3) Дательный падеж.    4) Предложный падеж.

7. Личные местоимения…

1) называют предметы;               2) указывают на предметы.

8. Как правильно? 

1)  а) ихние друзья    б) их друзья

2)  а) у ней                  б) у неё

3)  а) в их комнате    б) в ихней комнате

4)  а) к ему                 б) к нему

9. Спиши. Подчеркни местоимения.

Вчера мы были на экскурсии. Нам показали достопримечательности города. Катя и Маша не поехали, у них были соревнования по гимнастике.

10. Измени по смыслу местоимения и запиши их. Сверху укажи падеж местоимений.

Я люблю свою кошку Марусю и всегда забочусь о (она)__.

В воскресенье мы ходили в лес. Наша собачка побежала за (мы)___. К нам пришёл новый ученик. Он сказал, что хочет дружить с (мы)___.

11. Измени по смыслу местоимения, запиши их. Сверху укажи падеж местоимений.

Посмотреть на (я). Спеть вместе с (вы). Пойти в кино с (ты).

12. Дополни предложения подходящими по смыслу местоимениями. Сверху укажи их лицо, число и падеж.

Мы познакомились с ребятами из соседней школы и пошли с________ на футбол. Я прочитал интересную книгу. В ___ рассказывается о природе. Мама всегда заботится обо ___.

Учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему: контрольные диктанты

Контрольный диктант по теме:

 «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне, парными согласными, непроизносимыми и удвоенными согласными»

                Осенняя прогулка

        Группа школьников осенью ходила в парк. Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод созрели на рябинах.

        Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые ёлочки. Из земли бьёт чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегу речки.

        В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Эмма угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни.

        Радостные ребята вернулись с прогулки.

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста три слова с проверяемой безударной гласной и три слова с парной согласной, рядом с каждым словом напиши проверочное.
  2. Выпиши из текста два слова: одно – в котором звуков больше, чем букв; второе – в котором звуков меньше, чем букв.

Контрольный диктант по теме:

 «Однородные члены предложения»

                Медвежонок.

        Выгнали однажды охотники из берлоги медведицу. А в берлоге кто-то кричит. Вытащил Геннадий Григорьевич из берлоги медвежонка. До деревни он нёс малыша в куртке.

        Медвежонок оказался очень любопытным. На окне стояли цветы. Малыш зацепился когтями, потянул горшок зубами. Тот покачался и упал. Цветок оказался кисленьким и сочным. Из кучи земли выполз толстый и аппетитный червяк. Он полз, извивался. Червяк тоже был вкусный.

        Охотник погрозил малышу пальцем. Медвежонок спрятался за печку и ворчал.

Грамматическое задание:

  1. Разбери по членам предложения: Из кучи земли выполз толстый и аппетитный червяк.
  2. Составь и запиши предложение, используя однородные члены: в лесу, в поле, на огороде

Контрольный диктант по теме:

«Склонение имён существительных»

                Журавли

        Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружились над родным болотом. Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны.

        Журавли летели над лесами, полями, шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря. В глухом лесу птицы сделали отдых.

        На востоке показалась ранняя зорька. Чуткие журавли уже проснулись.

        Скоро взойдёт яркое солнце. Мы услышим прощальные голоса птиц. Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли!

Грамматическое задание:

  1. Разбери по членам предложение: Журавли летели над лесами, полями, шумными городами.
  2. Определите падеж имён существительных второй части.

Контрольный диктант по теме:

«Правописание окончаний существительных»

                Дельфины – наши друзья.

        Однажды рыболов Махмуд вышел в море. К вечеру разыгрался шторм. Волны качали лодку.

        Махмуд лежал на дне лодки. Он крепко уцепился за спасательный матрас. Огромная волна обрушилась на рыбака. Махмуд выпал из лодки вместе с матрасом.

        Наступила ночь. Шторм стал стихать. И вдруг стая дельфинов окружила Махмуда. Один дельфин толкнул головой матрас. Всю ночь дельфины толкали матрас к берегу. Соль разъедала спину. Махмуд стонал от боли и усталости.

        С вышки заметили стаю дельфинов и человека.  Скоро подоспела помощь.

Грамматическое задание:

  1. Разбери по членам предложения, выпиши словосочетания. Огромная волна обрушилась на рыбака.
  2. Определи склонение и падеж существительного:

на дне лодки, толкали на берег, стонал от боли.

Контрольный диктант по теме:

 «Множественное число имён существительных»

                Доброе дело.

        Погода переменилась. К утру вся окрестность была окутана густым туманом. Подул резкий ветер. Затрещал мороз.

Инна и Геннадий пошли в соседнюю деревню на большой праздник. На празднике было весело. Дети возвращались домой довольные. Они шагали по зимней дороге. Редко по краям попадались деревья. Ветви были покрыты снегом.

        Вдруг Гена увидел двух птичек. Лежали они на обочине дороги еле живые. Птички погибнут от мороза. Надо взять их домой.

        Ребята принесли птиц домой. Они оживут. Инна и Геннадий сделали добро дело.

Грамматическое задание:

  1. Определи падеж в предложениях: Они шагали по зимней дороге. Редко по краям попадались деревья. Ветви были покрыты снегом.
  2. Разбери по составу слова: лежали, зимней, снегом.

Контрольный диктант по теме:

«Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

                Зимняя ночь в лесу.

        По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз. Хлопьями летит мягкий иней. В тёмном высоком небе зажглись яркие звёзды.

        Тихо в зимнем лесу. Но и в морозные ночи идёт скрытая жизнь.

        Вот хрустнула в чаще мёрзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц-беляк.

        Вот по гладкому снегу бежит хорёк за мышкой. Над сугробами пролетают совы. Как сказочный часовой, уселся на голом сучке головастый серый совёнок. В ночной темноте он хорошо видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

Грамматическое задание:

  1. Разбери по членам первое предложение.
  2. Определи падеж прилагательных в третьем абзаце.

Контрольный диктант по теме:

 «Изменение глаголов по временам, неопределённа форма глагола»

                Жизнь спасена.

        В красивой местности  раскинулся рабочий посёлок. Зимой дороги заметает снегом. Трудно доехать жителям посёлка до ближнего населённого пункта.

        Однажды в посёлке тяжело заболел человек. Его надо было срочно отправить в больницу. Но как подготовить площадку для посадки вертолёта? Даже на реке снег лежит толстым слоем.

        Ученики местной школы решили помочь. Ранним утром они все пришли к реке, взялись за руки и стали утаптывать снег. К вечеру площадка была готова. Вертолёт опустился и утром доставил больного в город.

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста по 2 глагола в прошедшем времени, настоящем и неопределённой форме.
  2. Разбери предложение по членам: В красивой местности раскинулся рабочий посёлок.

Контрольный диктант по теме:

 «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

                Весна в степи.

        Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь – кругом всё поля. Ветер гонит волны по зелёному морю пшеницы. Вот речка сверкает на солнце. По обоим берегам её пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей. Пастбища весной в степи покрываются свежей зеленью трав. Шумит камыш на берегу.в тишине слышны разные звуки. Доносится лай собак, хлопанье кнута чабана и жалобный плач ягнят. В болотцах пробуют голоса лягушки. Звуки этой степной жизни сливаются в большой оркестр.

Грамматическое задание:

  1. Определи время, спряжение, лицо, число глаголов: светит, сверкает, пробуют, шумит.
  2. Разбери по составу слова: жалобный, голоса, гонит, камыш.

Контрольный диктант по теме: «Глагол»

                На рыбной ловле.

        Было чудесное утро. Мы спешили отправиться на рыбалку. Дорога к ближней речке идёт полями. Направо и налево колосится рожь. От лёгкого ветерка по ней пробегают золотистые волны. Стрижи проворно носятся в свежем воздухе.

        Мы переходим по узкой тропинке через овраг. В нём бежит ключ с холодной водой. Можно попить. Впереди речка. Один берег у неё высокий, а другой низкий. Быстро доходим до речки. Как хорошо кругом! Сядешь на берег, закинешь удочку и ждёшь.

        Вдруг поплавок скрывается под водой. Радостно дёргаешь удочку. Весело возвращаться  домой с богатым уловом.

Грамматическое задание:

  1. Разбери как часть речи слово пробегают
  2. Разбери по членам предложения: Стрижи проворно носятся в свежем воздухе.

Контрольный диктант по теме: «Повторение»

                Белки.

        У старой ветвистой ели резвятся весёлые белочки. Рады они тёплому солнцу и молодой зелени. Зверьки сменили к весне свои пушистые серые шубки. Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу, скрывались в густой чаще. С ёлки на ёлку носились белочки по лесу, грызли тяжёлые смолистые шишки.

        Много забот будет летом у белки. Нужно выкормить маленьких бельчат, сделать запасы орехов. В голодные годы белка пускается в далёкие и опасные путешествия. Смело она переплывает широкие реки, перебегает открытые поля, заходит в города. Миролюбивые белки не делают вреда. Радостно смотреть на белок в лесу.

Грамматическое задание:

  1. Разбери как часть речи: у белки
  2. Выполни звукобуквенный анализ слова: шубки

Понятийная и функциональная (формальная) части речи — Мегаобучалка

1. Части речи — это грамматические классы слов, выделяемые на основе трех критериев: семантического, морфологического и синтаксического, т.е. значения, формы и функции.

ЗНАЧЕНИЕ (семантические свойства)

Каждая часть речи характеризуется общим значением, которое является абстракцией от лексических значений составляющих слов. (Общее значение существительных — субстанция, общее значение глаголов — процесс и т. Д.) Это общее значение понимается как категориальное значение класса слов или значение части речи.

Семантические свойства части речи находят свое выражение в грамматических свойствах. Спать, спать, спать, спать относятся к одному и тому же феномену объективной реальности, но относятся к разным частям речи, так как их грамматические свойства различны.

Таким образом, значение — это вспомогательный критерий, который помогает проверить чисто грамматические критерии формы и функции.

ФОРМА (морфологические свойства)

Формальный критерий касается флексионных и словообразовательных характеристик слов, принадлежащих к данному классу, то есть грамматических категорий (парадигм) и словообразовательных (основополагающих, лексико-грамматических) морфем.

Этот критерий не всегда надежен, поскольку многие слова неизменны, а многие слова не содержат словообразовательных аффиксов. Кроме того, одни и те же словообразовательные аффиксы могут использоваться для построения разных частей речи:

ly может оканчиваться прилагательным, наречием, существительным: ежедневный;

ция может оканчиваться как существительное, так и глагол: в положение,

Из-за ограничения значения и формы как критериев мы в основном полагаемся на функцию слова как критерий его класса.

ФУНКЦИЯ (синтаксические свойства)

Синтаксическими свойствами класса слов являются сочетаемость слов (критерий распределения) и типичные функции в предложении.

Три критерия определения грамматических классов слов в английском языке можно расположить в следующем порядке: функция, форма, значение.

Части речи относятся к разнородным классам, и границы четко не очерчены, особенно в области значений; В части речи есть подклассы, которые обладают всеми свойствами данного класса, и подклассы, которые имеют только некоторые из этих свойств и могут иметь особенности другого класса.Таким образом, часть речи может быть описана как поле, которое включает как центральные, наиболее типичные члены, так и маргинальные, менее типичные члены. Маргинальные области разных частей речи могут перекрываться, и могут быть промежуточные элементы с противоречивыми характеристиками (стативы, модальные слова, местоимения). Слова, принадлежащие к разным частям речи, могут быть объединены общим признаком и составлять класс, пересекающий другие классы (например, определители). Таким образом, классификация частей речи включает в себя перекрывающиеся критерии, и ученые выделяют от 9 до 13 частей речи в современном английском языке.

Наряду с трехкритериальным принципом деления слов на грамматические классы существуют классификации, основанные на одном принципе, морфологическом или синтаксическом.

Основоположник английской научной грамматики Х. Свит находит следующие классы слов: слова-существительные, включая некоторые местоимения и числительные; слова-прилагательные, включая местоимения и числительные; глаголы и частицы. Термин «частицы» обозначает слова разных классов, не имеющие категорий.

Противоположный критерий — распределительный — использует американский ученый Ч.Фри. Каждый класс слов характеризуется набором позиций в предложении, которые определяются проверкой замены.

В результате распределительного анализа Ч. Фрис выделяет четыре основных класса слов, примерно соответствующих существительным, глаголам, прилагательным и наречиям, и 15 классов служебных слов.



2. Как традиционная, так и синтаксически-распределительная классификации делят части речи на смысловые и * функциональные. Смысловые части речи — это открытые классы — к ним можно добавлять новые элементы, они неограниченно расширяемы.Функциональные части речи — это закрытые системы, включающие ограниченное количество членов. Как правило, их нельзя расширить за счет создания новых предметов.

Основные смысловые части речи — существительные, глаголы, прилагательные и наречия. Члены этих четырех классов часто связаны производными отношениями: сила — усиление, сила — сильно .

Функциональные части речи — это предлоги, союзы, артикли, частицы. Отличительными особенностями функциональных частей речи являются: 1) очень общее и слабое лексическое значение; 2) обязательная сочетаемость; 3) функция связывания и уточнения слов.

Местоимения представляют собой класс слов, занимающих промежуточное положение между смысловыми и функциональными словами. С одной стороны, они могут заменять существительные и прилагательные, с другой стороны, местоимения используются как связки и спецификаторы.

В открытом классе могут быть также группы элементов закрытой системы (условные, функциональные и вспомогательные глаголы).

Слово в английском языке очень часто не имеет морфологической маркировки, и слова легко переходят из одного класса в другой (круглые как существительное, прилагательное, глагол, предлог).Такие слова рассматриваются либо как лексико-грамматические омонимы, либо как слова, принадлежащие к одному классу.

ТЕМА V

Существительное

.

Лекция 4. Фонологический аспект звуков речи.

1. Телефоны и аллофоны .

Изучение звуков с точки зрения их языковой функции привело к выделению такой фонетической единицы, как фономе. Фонема — это наименьшая языковая единица, которая существует в речи всех людей, принадлежащих к одному сообществу, в форме речевых звуков и может вызывать изменение значения.

Фонема функциональная единица . Это означает, что в отличие от других фонем в том же фонетическом контексте он способен различать значение, например:

галстук для пирога Вы любите c u t?

или

лот горит Вы любите ц ар т?

Фонема имеет 3 функции 1. конститутивная (фонемы существуют в своей материальной форме, звуки речи составляют морфемы, слова, предложения, каждое из которых имеет значение) 2. отличительный (отличает одно слово от другого, даже целые предложения) 3. узнаваемый (проявляется в процессе идентификации: носители языка могут идентифицировать комбинации фонем как значимые единицы.)

Фонема реализуется в речи в материальной форме звуков речи разного типа. Различные речевые реализации фонемы называются ее аллофонами . Различие между аллофонами одной и той же фонемы связано с их положением в разных фонетических контекстах.Например, согласная [d] в изолированном положении, а также в такой звуковой последовательности, как

[d ɒ t] — это выступающий упор lenis, шарнирно соединенный кончиком языка с гребнем зубов. В положении перед межзубным сужением [θ], как в шириной , он формируется кончиком языка напротив верхних зубов, когда [d] следует за постальвеолярным [r], как в dry , кончик язычка располагается за гребнем зубов.

Аллофоны одной и той же фонемы никогда не встречаются в одном и том же фонетическом контексте.Они не могут различить значение, поскольку в этом случае невозможно взаимное противопоставление. Такие речевые звуки сгруппированы в фонемы и функционируют как языковая единица в отличие от других языковых единиц, то есть фонем.

Основным методом установления фонематического статуса звука является метод поиска минимальных пар , который заключается в нахождении хотя бы одной минимальной пары слов, которые отличаются в отношении этого звука: p it b it .Когда два слова идентичны, за исключением одного звука, который различается по значению слов, говорят, что они образуют минимальную пару, и эти два звука являются разными фонемами. Две фонемы различаются по крайней мере одной особенностью, которая называется отличительной (фонематической) особенностью . В английском языке фонематическим для системы согласных является следующий набор отличительных признаков: место артикуляции, манера произношения, наличие или отсутствие голоса, положение мягкого неба .Качество — единственная фонематическая особенность в системе английских гласных. Качество гласных зависит от высоты языка и передне-заднего положения языка.

Следует отметить, что, с одной стороны, фонема объективно-реальна, поскольку реализуется в речи в материальной форме звуков речи, ее аллофонов. С другой стороны, это абстрактная языковая единица. Вот почему мы можем рассматривать фонему как диалектическое единство материального и абстрактного аспектов.Таким образом, мы можем утверждать, что он существует в материальной форме звуков речи, ее аллофонах. Звуки речи обязательно являются аллофонами одной из фонем соответствующего языка. Все аллофоны одной и той же фонемы имеют некоторые общие артикуляционные особенности, но одновременно каждый аллофон обладает вполне определенными фонетическими особенностями, которые нельзя проследить в артикуляции других аллофонов той же фонемы. Поэтому при обучении произношению нельзя просить учеников произносить ту или иную фонему.Мы можем только попросить их произнести один из его аллофонов.


:

.

10. Части речи (определение части речи, классификация частей речи, принципы их классификации, смысловая и функциональная части речи).

— Термин «части речи» принят современной лингвистикой как условный или «необъясняющий» термин («название-термин») для обозначают лексико-грамматические класса слов, соотносящихся друг с другом в общей системе язык на основе их грамматически значимых свойств.

Там три типа грамматически релевантных свойств слов, которые различают части речи: смысловых, формальные и функциональные свойства . Они традиционно делают критерии классификации деталей речи.

— Семантика критерий относится к обобщенным семантическим свойствам, общим для целого класс слов, например: обобщенное (или категориальное) значение слова существительные — это «вещь», от глаголов «процесс», от прилагательных «Субстантивное свойство», от наречий «несущественное свойство».

формальный критерий охватывает формальные особенности (словообразование и изменение слов), которые характерны для определенной части речи, например: существительное характеризуется особым набором словообразовательных аффиксов, ср .: недвижимость, горечь, рабочая , и т. д., и изменяется в соответствии с категориями числа, случая и определение статьи: мальчиков-мальчиков, мальчик — мальчик, мальчик — мальчик — мальчик, и т. д. Совместимость также является актуальным формальным признаком для каждой отдельной части речи; например, глаголы могут быть изменены наречиями, а существительные не могут (кроме особых случаев).

— Функционал критерий основан на функциях, которые слова определенного класса выполнить в предложении, например: наиболее характерные функции существительные принадлежат субъекту и объекту; единственная функция конечная форма глагола — предикат; прилагательное в большинстве случаев функционирует как атрибут; наречие как наречный модификатор.

— Традиционно все части речи делятся на верхнем уровне. классификации на условные и функциональные слова. условный слова, которые традиционно включают существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения и числительные, имеют полное именительное значение, в большинстве кейсы изменчивы и выполняют самостоятельные синтаксические функции в приговор. Существительное, например, как часть речи традиционно характеризуется 1) категориальным значением субстанции («Вещь»), 2) особый набор словообразовательных аффиксов, грамматические категории определения числа, падежа и артикля, предложные связи и модификация прилагательным, и 3) содержательные функции субъекта, объекта или предиката в предложение.Таким же образом все остальные смысловые части речи описано. Функциональный слова, которые включают союзы, предлоги, артикли, междометия, частицы и модальные слова имеют неполный именительный падеж ценности, неизменны и выполняют посреднические, конструктивные синтаксические функции.

Занятость трех вместе взятых критериев в современной лингвистике разработан в основном В. В. Виноградовым, Л. В. Щерба, А. И. Смирницкий, Б.А. Ильиш и другие.

.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *