Контрольный диктант осень 5 класс: Ой! Страница не найдена :(

Содержание

Диктанты на тему «Осень» для 5 класса

Здесь собраны диктанты на тему «Осень» для 5 класса. Традиционно они расположены по возрастанию количества слов. К каждому диктанту имеется грамматическое задание.

Подобны диктанты очень хорошо использовать для тренировки. При этом совсем не обязательно заставлять ребёнка писать этот диктант. Оставьте контролирующую роль школе. Прочитайте текст орфографически, чётко проговаривая ошибкоопасные места, разбирая орфограммы. Поверьте, от такой работы будет гораздо больше пользы!

 

А теперь — сами диктанты. Все они взяты из открытых источников.

Диктанты на тему «Осень» для 5 класса

 

Диктант № 1 «Осенняя пора» (82 слова)

 

Октябрь – осенняя пора. Стоит ненастная погода. Вчера подул резкий холодный ветер. Он срывает с деревьев листья и разносит их по рощам, по дорогам. Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлетом они долго с криком кружатся над рощей.

На рассвете грачи посидели на березах, поднялись и пропали.

А у нас появляются зимние гости. Вот на берёзе сидят чижи и щеглы. Птички клюют вкусные семена берёзы и ольхи. Красногрудые снегири устроились на рябине и клюют ягоды. Зимние гости будут всюду искать себе пищу.

 

Грамматическое задание:

  1. Выпишите из первого абзаца три словосочетания и сделайте их разбор.
  2. Подчеркните грамматические основы в 8 и 9 предложениях.
  3. Сделайте морфемный разбор слов «вкусные», «улетают».

 

 

Диктант № 2 «Сентябрь» (83 слова)

 

Пришел сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут подосиновики, душистые рыжики. На болотном старом пне жмутся друг к дружке опенки.

По высокому синему небу бегут облака. Уже улетели ласточки, стрижи. К дальнему пути готовятся дикие гуси, покидают родные болота журавли.

Вот вышел из леса старый лось, поднял голову и заревел. Ранним утром далеко слышно грозный рев могучего богатыря. Прошли лоси, нашумели, испугали зайца. Страшно ему в осенние прозрачные дни. Кругом все желтое, золотое, а он в белой шубке.

 

Грамматическое задание:

  1. Выпишите два слова с безударными гласными в корне, подберите к ним проверочные слова.
  2. Подчеркните слово, в котором звуков больше, чем букв.
  3. Выполните морфемный разбор слова «заревел».

 

 

Диктант № 3 «Сентябрь» (89 слов)

 

Найти гриб в сентябре в пёстром ковре из опавших листьев трудная задача. В эту позднюю пору съедобных грибов осталось очень мало. В тишине я медленно бродил по пустым полянкам, щурился на солнце и заглядывал под пеньки. Только к середине дня я нашёл семью весёлых опят. Они радостно толпились возле двух корней и были похожи на озорных ребят. Я начал осторожно их срезать и положил в свою корзинку. А из-за берёзки на меня глядел настоящий груздь! Скоро корзинка уже не могла вместить всю мою добычу. Я был самым удачливым человеком!

 

Грамматическое задание:

  1. Найдите и выпишите несколько слов с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне слова».
  2. Выделите морфемы в слове «корзинка».
  3. Запишите слова-исключения из орфограммы «Буквы и, у, а после шипящих».

 

 

Диктант № 4 «Лето кончается» (92 слова)

 

Кончается лето. Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога.

Поднялись в небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей. Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. «До свидания, птицы!» — провожают их люди.

Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождём пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени.

 

Грамматическое задание:

  1. Выпишите из текста два глагола первого спряжения, проведите морфологический разбор.
  2. Выпишите два глагола второго спряжения.
  3. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, проведите их морфемный разбор.

 

 

Диктант № 5 «Лес» (99 слов)

 

Как хорош лес осенью! С синего неба посылает солнце прощальные лучи. Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с деревьев и ложатся на землю. Тишину леса не нарушает пение птиц, они уже улетели в дальние тёплые страны.

Прекрасен лес в зимний морозный день, когда серебристый иней сверкает на ветках деревьев. Рыхлый снег покрыл все тропинки в лесу. Не пройдёшь!

Красив лес и летом. Зелёным ковром покрывают землю травы и мхи, чуть видны из высокой травы цветы. А как прохладно в летнюю жару среди густых чащ! Хорошо лечь под белоствольную берёзку и долго глядеть сквозь ветви в прозрачное небо.

 

Грамматическое задание:

  1. Выполните морфологический разбор прилагательного «зелёным».
  2. Выполните фонетический разбор слова «листья».
  3. Разберите по составу слово «белоствольную».

 

 

Диктант № 6 «Звуки осеннего леса» (99 слов)

 

Тихо и светло бывает в лесу осенним днём. Листья продолжают осыпаться и больше не затеняют землю. Ветер не шумит кроной., птицы не щебечут. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо, будто колонны. Между ними расстилается мягкий ковёр из сухих листьев. Изредка попадаются молоденькие дубки, на которых ещё не ополи листья. Они вспыхивают на солнце в просветах между стволами, будто факелы. И гулкое эхо раздаётся в лесу, как в большом пустом доме. В таком лесу далеко слышится каждый звук. Нет-нет да и хрустнет сухая ветка, зашуршат опавшие листья. Это или заяц проскочит, или осторожно лисица пробирается среди кустов.

 

Грамматическое задание:

  1. Выпишите из второго абзаца три словосочетания и сделайте их разбор.
  2. Подчеркните грамматические основы в 11 и 12 предложениях.
  3. Сделайте морфемный разбор слов «слышится», «молоденькие».

 

 

Диктант № 7 «Осенний дождь» (100 слов)

 

Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», — проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

 

Грамматическое задание:

  1. Выполните синтаксический разбор второго предложения.
  2. Выделите все приставки, обведите все предлоги.
  3. Выпишите два собственных имени существительных. Разберите их по составу.

 

 

Диктант № 8 «Поздняя осень» (109 слов)

 

У каждого времени года свое очарование. Живая природа чутко реагирует на любые изменения. Так и поздняя осень радует взор небывалыми красками и упоительными ароматами мокрой листвы.

Тишина. Только слышно, как шелестят опавшие листья. На голых сучьях деревьев повисли крупные капли дождя. Вот одна капля сорвалась с ветки и звонко разбилась о землю. Веселые брызги радостно засверкали в лучах солнца.

Мокрая листва окутала сады и парки. Идешь по дорожке и слышишь, как таинственно шуршат листья под ногами. В маленькой кучке листьев притаилась серая мышь. Она вылезли из уютной норки в поисках припасов.

Скоро наступят холода. Лужи подернутся тонким льдом, а деревья окутает снежная пелена. Дыхание зимы уже ощущается в воздухе.

 

Грамматическое задание:

  1. Выпишите слова с мягким знаком.
    Укажите часть речи.
  2. Определите части речи во втором предложении.
  3. Выпишите из текста однокоренные слова.

 

 

Диктант № 9 «Осень в лесу» (112 слов)

 

Как красив осенний лес. Воздух свеж и наполнен ароматами опавшей листвы. Желтые, багровые, пурпурные и оранжевые листья тихо кружат в воздухе и падают на землю. Скоро ковер из опавших листьев укутает поляну и тропинки в лесу.

На ветках рябины полыхают гроздья ягод. Это любимое лакомство птиц. Воробьи и вороны слетаются к рябине и склевывают сочные, наливные ягодки.

Но птиц не слышно в лесу. Многие улетели на юг, в теплые страны. Вслед за солнышком потянулись утки и грачи. Журавлиная стая острым клином устремилась вдаль.

Тихо в лесу. Только слышно, как в кустах валежника трещит сучьями медведь. Он ищет оставшиеся на кустах ягоды. Очень скоро медведь заляжет в берлогу и заснет до самой весны.

 

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните главные члены в третьем предложении.
  2. Сделайте фонетический разбор слова «воробьи».
  3. Сделайте морфологический разбор слова «солнышком».

 

 

Диктант № 10 «Осень в лесу» (112 слов)

 

Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Всё чаще дует резкий осенний ветер. С синего неба посылает солнце прощальные лучи.

Как хорош лес осенью! Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с чёрных деревьев и медленно опускаются на холодную землю.

Тишину спящего леса не нарушает пение птиц, потому что они улетели на юг. В аллеях сада стало пусто, бесшумно. А ведь здесь летом было так радостно, чудесно! Из окрестных парков слетались сюда птицы на праздничный концерт.

Осенью лес похож на терем расписной. Хорошо устроиться под белоствольной берёзкой и долго рассматривать золотые краски леса, лиловый краешек неба.

Тихо, уютно. В необъятных чащах леса можно укрыться от осеннего ветра. На душе легко и спокойно.

 

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните основу в первом и втором предложениях.
  2. Выпишите однокоренные слова с корнем -вод-, разберите их по составу.
  3. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

 

 

Диктант № 11 «Ежи готовятся к зиме» (114 слов)

 

Поздней осенью ежи начинают готовиться к зимней спячке. Мало у них добычи, потому что под корягами скрываются ящерицы, жучки и лягушки.

Медленно ползёт колючий ёж через чёрные кочки, небольшие полянки, опасные овраги, мимо узких ручьёв.

В чудесные осенние денёчки старается ёжик приготовить себе широкую, тёплую норочку. Днём и ночью таскает он в домик душистые листья, мягкий лесной мох, засохшие травинки и веточки, которые нашёл в лесу. Хочется позаботиться ему об удобной постельке.

Накрыл норку огромный снежный сугроб, и ёжик надёжно укрылся под таким пушистым одеялом. Хорошо счастливому ежу жить в своей норке! Спит он здесь, видит прекрасные сны, и мы рады за него. С хорошим настроением проснётся ёжик, а затем отправится осматривать своё хозяйство.

 

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните орфограмму ЧК-ЧН.
  2. Выпишите однокоренные слова с корнем -ёж-, разберите их по составу.
  3. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

 

 

Диктант № 12 «Белки в лесу» (116 слов)

 

С утра до самого позднего вечера хлопочут в лесу весёлые, шустрые белочки. Совершенно не успеваешь следить за их передвижениями.

«Мама, я вижу белок!» — воскликнул радостный малыш. А белок уже и след простыл.

Поднимутся озорные белочки на вершину огромной сосны, перемахнут с ветки на ветку. Затем спустятся вниз за съестными припасами: вкусными грибками, отборными орешками, засохшими ягодками.

В лесных кладовых эти чудесные хозяюшки спрячут то, что нашли.

В уютном домике-дупле сделают они тёплые гнёзда, расселятся в них, и скоро в новых квартирках появятся маленькие бельчата. Они будут быстро подрастать и воспитываться заботливыми родителями.

А лютой зимой счастливые семьи белок будут спасаться от сильных морозов, резких, холодных ветров и обильных снегопадов. Надёжно жить в тёплых, уютных гнёздах.

 

Грамматическое задание:

  1. Выполните морфологический разбор существительных: «снегопадов», «хозяюшки».
  2. Выпишите из текста два имени существительных с безударными окончаниями, определить их склонение и падеж.
  3. Выпишите из первого предложения словосочетание, определите в нём роль имени существительного.

 

 

Диктант № 13 «Белки» (119 слов)

 

Идёшь по лесной тропинке, любуешься деревьями. Вдруг увидишь лёгкого и проворного зверька с пышным хвостом или услышишь резкий цокающий звук. Это резвые белки бесстрашно перепрыгивают с ветки на ветку. Зверьки эти живут в лесах. Здесь для них есть корм: шишки, орехи, жёлуди, ягоды. Зимой белки не спят, ведут подвижный образ жизни. Летом они запасают на зиму корм. В беличьем меню есть даже сушёные грибы. Сушат их белки сами. Шляпки нанизывают на острые сухие сучки или вешают на веточки. Выбирают спелые орехи. Все это белки прячут во мху или в дуплах, а зимой безошибочно находят. Беличий склад может содержать несколько килограммов вкусной еды. Если вы найдете его, то не спешите им воспользоваться. Ведь белки останутся в зимнюю стужу без корма.

 

Грамматическое задание:

  1. Выполните морфологический разбор существительных: «зверьки», «подвижный».
  2. Выпишите из текста имена существительные с безударными окончаниями, определите их склонение и падеж.
  3. Выпишите из первого предложения словосочетание, определите роль имени существительного в словосочетании.

 

 

Диктант № 14 «Лунная ночь» (119 слов)

 

Хороша осенняя лунная ночь в окрестностях села Ильинского! По сторонам проезжей дороги застыли молодые деревья: берёзки, ели, сосны, осинки.

Редкие снежинки падают на спящую землю, и ярко-жёлтая луна освещает избушку лесника, которая расположилась около узкой речки Любани. Мрачное небо пестрит частыми звёздами и свысока рассматривает ночную землю.

Кругом стоит необыкновенная тишина. Но вдруг слева послышался какой-то лёгкий шелест листвы. «Да это же белочка!» — прокричал я. На меня посыпались листочки, когда она перепрыгнула с одной веточки на другую.

Уже чувствуется приближение зимы. Скоро лёд скуёт речку, пушистым ковром закроются её берега, и избушку лесника накроет огромный сугроб.

Луч бросает свет на поляну, и деревья горят всеми цветами радуги: оранжевыми, золотыми, багряными. Вокруг багровые огни поздней осени. Здравствуй, лунная ночь!

 

Грамматическое задание:

  1. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
  2. Сделайте морфологический разбор прилагательного «лунная».
  3. Определите род и падеж двух имен прилагательных, употребленных в единственном числе.

 

 

Диктант № 15 «Предзимье» (124 слова)

 

Отшумела золотая осень, и наступило холодное ненастье. Солнце редко выглядывает из-за туч и уже не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на земле. Сквозь голые ветки далеко видны окрестности. Деревья в лесу потемнели от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются вкусными орехами, грибами и съедобными семенами. Медведь отъелся за лето, набрал толстый слой подкожного жира. Впереди у него зимняя спячка. Опасно будить косолапого зимой. Зайцы ждут первого снега. С появлением снега они поменяют летние серые шубки на белые. Зайца в лесу подстерегает много бедствий, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши. Косой хорошо чувствует опасность и не подпускает близко к себе лисицу и волка. Скоро поля и леса побелеют, и зима вытеснит осень.

 

Грамматическое задание:

  1. Найдите и выпишите несколько слов с орфограммой «Разделительные ъ и ь». Орфограммы графически обозначьте.
  2. Выделите морфемы в слове «животные».
  3. Вспомните и запишите 5 слов с непроверяемыми гласными и согласными.

 

 

Диктант № 16 «Туман» (131 слово)

 

Догорала вечерняя заря. Последние лучи солнца выхватывали из темноты стволы деревьев. Под ногами мягко шуршала опавшая листва.

Вдали виднелась громада леса. Мрачные деревья, казалось, простирают голые ветки навстречу мне. На пожухлой траве засверкали капельки вечерней росы.

Я вышел на опушку леса и пошел по узкой тропинке через огромное поле. Идти было трудно. Трава цеплялась за ноги и спутывала следы. Колосья спелой пшеницы тихо звенели в темноте. Ночная птица промчалась мимо и коснулась крылом моей щеки.

С земли стал подниматься туман. Густые клубы молочного цвета укутали все вокруг. Не видно даже вытянутой руки. Как найти дорогу домой?

Я продолжал идти вперед, стараясь не сбиться с протоптанной тропинки. Скоро тропа вывела меня к окраине села. Сквозь пелену тумана я разглядел на небе узкий серп месяца. Теперь я узнал дорогу. Скоро я буду дома.

 

Грамматическое задание:
  1. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
  2. Выпишите два слова с чередующимися гласными в корне слова.
  3. Разберите слова по составу: догорала, протоптанной.

 

 

Диктант № 17 «Рябина» (135 слов)

 

Рябина – настоящая осенняя красавица. С наступлением осени деревья стараются избавиться от ненужной листвы и спелых плодов. А рябина только начинает украшать свои ветки россыпью багровых и алых плодов. Горько-сладкие ягоды рябины –любимое лакомство птиц.

Рябина растет везде: на окраине леса, на опушке, на поляне. Вырастает она и возле домов. Нередко встретишь раскидистую крону рябины в парке или в саду.

Рябине нравится уединение. Она не любит густые заросли. Вот и стоит рябина гордая, величественная и одинокая. Хотя дружить с рябиной хотят многие деревья. Все дело в птицах. Привлеченные ароматными ягодами, птицы целыми стаями слетают к дереву. Месте с ягодами, птицы склевывают и многочисленных вредителей.

Гнуться тонкие ветки рябины под порывами ветра. Но рябина не сдается. Ее упругий ствол выдерживает и самый сильный ветер.

До поздней осени прелестный наряд рябины очаровывает нас. «Какая красавица!» – невольно восклицаем мы.

 

Грамматическое задание:

  1. Произведите синтаксический разбор первого предложения.
  2. Произведите морфологический разбор прилагательного «тонкие».
  3. Определите падеж имен прилагательных, употребленных во множественном числе.

Контрольные диктанты по русскому языку для 5 класса | Методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему:

Контрольные диктанты для 5 класса.

I. По повторению изученного в начальных классах.

№ 1.

(Озаглавить.)

Наступила осень. Светит грустное2 солнце. На стройных берёзках2 ещё дрожат жёлтые листочки. Лучи осеннего солнца освещают2 их. Далеко видны зелёные ели и высокие сосны. Земля покрыта разноцветным ковром.

Я иду по лесной тропинке. Тонкие паутинки блестят на солнце. В вышине звучат птичьи голоса. Вдруг на ветку дерева прыгнула рыжая пушистая белочка. Хорошо брести по лесным дорожкам, дышать свежим воздухом. Интересно узнавать мир вокруг себя.

Но вот подул холодный и резкий ветер. Понеслись по небу низкие облака. В воздухе закружились сухие листья. Вот и мелкий дождь пошёл.

Уже скоро земля покроется первым снежком. Наступит чудесная зима.

№ 2.

В лесу.

Мы идём по узкой дорожке2 берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. 4 Под его яркими лучами сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим2 в зелёную чащу.4 Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этих окрестностях живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую2 шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Тропинка стала круто подниматься в гору. Там конец нашего лесного путешествия.

№ 3.

(Озаглавить.)

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далёкий путь. Наши поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт зелёным ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.

Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются.

№ 4.

Летняя гроза.

Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча.4 Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный2 порыв ветра закружил пыль по дороге и умчался.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная2 даль.4 Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь ещё не прошёл. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.

II. По теме «Синтаксис и пунктуация».

№ 1.

(Озаглавить.)

Погода стала меняться. Из-за далекого2 горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.

Потемнело. Налетел резкий ветер. Он бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт»,- проговорила2 Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, снова показалось солнце. Редкие капли дождя падали на землю.4 Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (По В.П.Астафьеву)

_____________________________________________

Погода  стала  меня(т, ть)ся. Из (за)  д…лекого2  г…ризонта  н…слись  и прибл…жались  ни…кие  обл…ка. Со…нце выгл…нуло  из (за)  туч  м…лькнуло  в голубом пр…свете2  и  и…чезло.

Пот…мнело. Нал…тел  ре…кий  ветер. Он  бросил  в  воду  сухие  лист…я  и погнал их по  р…ке.   Дождь  пойдёт    прогов…рила2  Нина.

Ветер  нал…тает с нов…й  силой  морщит  гладь  р…ки  а потом  ст…хает. Зашуршал к…мыш   и  на  воде  по…вились  кру….ки  от  первых  капель. Валерка громко закр…чал    Бежим  ребята  

Но вот ветер утих  снова  пок…залось  со…нце. Ре…кие  капли  д…ждя  падали на землю.4 Они  пов…сали  в траве  и  в  кажд…й   капле  отр…жалось  со…нце.

                                                                                                 (По В.П.Астафьеву)

Задания.

1. Озаглавь текст.

2. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.

3. Сделай морфемный разбор слов под цифрой 2.

4. Сделай синтаксический разбор предложения  под цифрой 4 .

5. Найди в тексте 1 предложение с однородными членами, подчеркни их и вычерти схему.

6. Найди в тексте 1 сложное предложение, подчеркни грамматические основы и вычерти схему.

7. Найди в тексте 1 предложение с прямой речью и нарисуй его схему.

№ 2.

В ожидании зимы.

Наступила дождливая осень. Дни становятся короче, и солнце редко показывается из-за туч. Но и оно уже не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на мокрой земле.4

Деревья в лесу потемнели2 от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются орехами, грибами и съедобными семенами. Медведи отъелись за лето, набрали толстый слой подкожного2 жира. Скоро они ударятся в зимнюю спячку. Зайцы ждут первого снега. С его появлением они поменяют серые шубки2 на белые. Зайца в лесу подстерегает много опасностей, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши.

Вот стройные косяки журавлей потянулись над полями, лесами, горами. «Возвращайтесь к нам весной, журавли!» — кричат им вслед ребята.

Скоро поля и леса побелеют, и зима вытеснит осень.

III. По теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

(Озаглавить.)

Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило2 дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчёл. Они спешили собрать1 медовый2 урожай.

На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова2. К обеду в моём ведерке уже плескалась живая рыба.

Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников.4 Слегка повеяло сыростью. Становилось всё темнее. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь. Мы побежали домой, но вымокли до нитки.

IV. По теме «Морфемика».

№1.

(Озаглавить.)

     Всё лето лист..я (под)ст..вляли со..нцу свои ладошки щёчки спинки и ж..вотики. И до того нал..лись и (про)питались со..нцем что (к) ос..ни стали з..л..тыми.

     (За)шумел (в) л..су з..л..той дождь.Капля (по) листику щёлкн..т и сорвёт(?)ся лист. Синицы (на) ветк.. завозят(?)ся и брызнут лист..я (по) стор..нам. Ветерок вдруг нал. .тит и (за)кружит(?)ся пестрый смерч. Лист..я шуршат лопочут скачут качают(?)ся (на) п..утинках.

      Шумит з..л..той дождь.

                                                Грамматическое задание.

1.Озаглавьте текст.

2.Сделайте морфемный разбор слов: зашумел, листику, завозятся, налетит, пёстрый.

3.Найдите и выпишите из текста 2-3 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделите их.

4.Найдите и выпишите 2-3 слова с чередованием в корне или беглыми гласными, подберите к ним  слова с вариантами морфем.

№2.

(Озаглавить.)

     Утренний вет..рок бе..шумно пр..бежал (по) лесу. Туман приш..л в дв..жение и пок..зался

противоположный бер..г реки с зар..слями густых акац..й. Верениц.. обл..ков пот..нулись

(к) г..ризонту.

            (В)друг п..слышался ш..рох гальки. Я огл..нулся и ра..смотрел две ч..рные тени. Я пр..дпол..гал увидеть людей но это ок..зались лоси. Они прибл..жались (к) реке. Я з..любовался ч..десн.. ми ж..вотными. Лоси жадно пили воду. (В)друг самка п..чуяла опас(?)ность и стала см..треть (в) мою стор..ну. Вода (з,с)бегала у неё (с) губ и от этого ра..ходились круги по сп..койной п..верхности реки. Лосиха в..треп..нулась и..дала хриплый крик и бросилась (к) лесу.

В это мгн..вение вз..шло со..нце. (С)квозь клубы тумана стали пр..являт(?)ся оч..ртания гор и

р..стущих на том б..регу дерев(?)ев.

№ 3.

В горах Памира.

Мы на Памире. Над розоватыми2 облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились сёла, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.

По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли2 густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнёзда чёрные галки, в щёлках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.

Приближаемся к подножию и располагаемся здесь1 на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная2 живопись рассказывает о древнем Памире.4 Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки.

 

Словарный диктант для подготовки.

Возвышаются над облаками, скалистые хребты, расположились в долинах, вьют гнёзда, сверкнула на солнце, исчезла среди камней, с наслаждением вдыхаем аромат, вдруг замечаем, удивительные рисунки, рассказывать и рассматривать.

В горах Памира.

Мы на  Памире. Над  роз..ватыми2  обл..ками  в..звышают(?)ся   ск..листые хре..ты. В д..линах  ра..пол..жились  сёла  где  р..стут  сады  люди сеют яч(?)мень пшеницу.

По  б..регам  рек  встр..чают(?)ся  ра..валины  ст..ринных  крепостей. Сейчас их стены и бойниц(ы,и)  зар..сли2  густой  р..стительност..ю. В глубок..х  трещинах  в..ют гнёзда  ч..рные  галки  в  щ..лках  к..мней  ютят(?)ся  змеи. Вот одна из них  св..ркнула  на со..нце  и  и..чезла  среди  к..мней.

               Прибл..жаемся  к  п..днож..ю  и  ра..пол..гаемся  (з,с)десь  на  о..дых. С насл..ждением  вдыхаем ар. .мат  цв..тущих  р..стений. (В)друг  зам..чаем  на  скалах р..сунки. Это  художник  много  в..ков  н..зад  нар..совал  ж..вотных   людей  нап..сал ц..фры. Н..скальная2  ж..вопись  ра..сказывает  о  древн..м  Памире.4 Мы  долго ра..сматривали  эти  уд..вительные  р..сунки.

V. По теме «Имя существительное».

№ 1.

Глухарята.

Август – самое лучшее время на Урале. В это время природа отдыхает от жаркого лета. Сочные травы уже отцвели, на берёзах и липах начинают желтеть листочки. Это первые вестники2 близкой осени. Воздух пропитан душистыми травами.

В такой день идёшь по узкой лесной тропинке среди великанов соснового2 бора. Рядом торопится собака Азор. Он выслеживает дичь, старательно шарит по кустам. От куста бежит глухарка и беспомощно размахивает крыльями. Маленькие глухарята ещё не умеют летать, но они уже понимают опасность. Цыплята подбегают к кочке и прячут головки в мох. Стоишь и любуешься маленькими хитростями глухарей.

№ 2.

В самолете во время грозы.

Самолёт набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра, он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над тучей и там переждать грозу.

Все пассажиры молчат, многие задергивают шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летят.

Вдруг самолет клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу.

Это продолжается минут пять, рядом появляется земля, и самолёт катится по твердой бетонной дорожке.

Словарный диктант для подготовки.

Набирать высоту, моторы натужно гудят, обшивка трещит, проваливаться в воздушные ямы, упрямо лезет наверх, подняться над тучей, переждать грозу, все пассажиры, задёргивать шторы, чёрная туча, волшебная красота, стремительно несётся, на предельной скорости, проскочить через грозу, появляется земля, самолёт катится, по бетонной дорожке.

№ 3.

(Озаглавить.)

После путешествия по Карелии мы  с  мамой  отправились отдыхать  до  осени  к  дедушке  в  среднюю  полосу  России.

Мой дедушка  —  известный 2  лесник. С карандашом  и  записной 2  книжкой 2 побывал он  на Урале 3 и  в Сибири. Он  открыл в природе много тайн.

От станции  мы шли по просеке 2,  потом  свернули 2 по тропинке к  речке, перешли мостик и направились к лесу. На  опушке нам попались заросли  малины 4. В её густой зелени   легко   поцарапаться,   но  через  минуту   в   ладони лежит  кучка вкусных ягод. Какой  от  них  запах!

С  ветки на  ветку перепархивают  птицы. Такая  тишь ! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям.  Из -под  куста  вылез ёж 1. Пошуршал 2  в  траве  и  исчез.

Доходим  до рощи, а  за  ней на  полянке 3 стоит избушка  дедушки. Нас  радостно встречают дедушка  и  пёс 1  Дружок . 4

(Озаглавить.)

После путешествия по (К, к)арели… мы  с  мамой  отправились о…дыхать  до  осен…  к  дедушк…  в  средн…  полосу  (Р, р)осси… .

Мой дедушка    извес…ный2  лесник. С карандаш…м  и  зап…сной  кни…кой п…бывал он  на (У, у)рал… и  в (С, с)ибир… . Он  …ткрыл в природ… много тайн.

От станци…  мы шли по просек…  потом  свернули по тропинк… к  речк… перешли мостик и направились к лесу. На  опушк… нам попались зар…сли  малины 4. В её густой зелен…   ле…ко   поцарапат…ся   но  через  м…нуту   в   ладон… л…жит  куч(?)ка красных ягод. Какой  от  них  зап…х!

С  ветк… на  ветку перепархивают  птиц… . Такая  тиш(?) ! За сто шагов слышно, как уб…гает мыш(?) по сухим лист…ям.  Из (под)  куста  вылез ёж(?). Пошуршал2  в  траве  и  и…чез.

Доходим  до рощ… а  за  ней на  полянк… избушка  дедушк… . Нас  радос…но встр…чают дедушка2  и  пёс  (Д, д)ружок 3.

VI. По теме «Имя прилагательное».

(Озаглавить.)

Жарким летним утром мы собрались на сенокос. Чувство радости жизни, яркого летнего2 утра полно охватывает меня. Бурыми от загара ногами выбегаю на улицу.

Дорога вьётся мимо берёзовой2 рощи, вдоль лесного озера. Под зелёной развесистой2 берёзой лежит седая роса.4 Ветер по-утреннему свеж. С лугов пахнет сладкой3 земляникой и ароматным настоем разнотравья.

Нам предстояло косить целебную луговую траву. Полянка ожила, наполнилась звонким смехом, радостными возгласами. К обеду солнце подсушило траву, и мы принялись за укладку большого стога. Холодной зимой эта трава обернётся сладким молоком, сохранившим чудесную силу солнца.

Приятно работать на свежем воздухе и видеть вокруг добрые родные лица.

VII. По теме «Глагол».

Дуб.

Дуб – удивительное растение. Он растёт сотни лет. Молния опалит его огнём, но весной распустятся на чёрных ветках зелёные листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зелёный, а дуб чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

В дубовой роще кормятся кабаны желудями, а в дупле живёт сыч и летучая мышь.

Иногда смотришь: за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжёлые жёлуди. Это сойка осенью спрятала жёлуди и забыла о них, а они проросли.

(По Г.Снегирёву)

Словарный диктант для подготовки.

Удивительное растение, опалит огнём, распустятся на чёрных ветках, зелёные листочки, начинает распускаться, позже всех деревьев, чернеет в чистом поле, зато дольше всех, свернутся в трубочки, в дубовой роще, не опадают всю зиму, кормятся желудями, летучая мышь, молодые дубки, очень удивляешься, тяжёлые жёлуди, проросли весной.

VIII. Итоговые контрольные диктанты.

№ 1.

Оленёнок.

Среди гор в лесной глуши жил старый охотник Емеля с внуком Гришуткой. Отец Гришутки умер три года назад. Мать заели волки, когда она зимой возвращалась поздно вечером с Гришуткой из соседней деревни. Мать закрыла своим телом Гришутку и спасла ему жизнь.4 Мальчик лежал больной, простудился.

Однажды дед собрался на охоту3. Гришутка попросил его принести жёлтенького оленёнка. День был жаркий. Но вот знакомый треск. На опушке стоял олень. Емеля стал целиться, но олениха металась2 из стороны в сторону.

Вдруг Емеля увидел в кустах жёлтенького оленёнка на тонких ножках. Охотник снова прицелился. Но тут вспомнил Гришуткину мать, опустил ружьё и свистнул.4 Оленёнок скрылся в кустах3.

Весело смеялся Гришутка, когда дед рассказывал2 о том, как убежал оленёнок.

№ 2.

О Михаиле Пришвине.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля, огороды и сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой. Такая тишь! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. Изредка появится из-за туч и сразу пропадёт луч солнца.

Ещё мальчиком научился Пришвин всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С карандашом и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям. А вы, ребята, читали его книги?

О (М, м)ихаиле (П, п)ришвине.

Детство и юность (П, п)ришвина пр..шли (в) средн..й полосе (Р, р)осси… Его сем..я ж..ла (в) усадьб.. около деревн… (З, с)десь (от) деревн.. (к) деревн.. тянут(?)ся леса поля огороды и сады с ч..дес(?)ными р..стениями. Бер..га рек зар..сли плакуч..й ивой. Такая тиш(?)  За сто шагов слышно  как уб..гает мыш(?) (по) сухим лист..ям. Изре..ка появит(?)ся из (за) туч(?) и сразу проп..дёт луч(?) со..нца.

Ещё мальчиком н..учился (П, п)ришвин всматриват(?)ся и вслушиват(?)ся (в) природу. Его ч..ткое ухо слышало ш..рох лист..ев и ш..пот ветра  а зоркий гла(з, с) видел каждый р..сточек и тр..винку.

(С) карандаш..м и зап..сной кни..кой побывал (П, п)ришвин на (У, у)рал..

в (С, с)ибир..  в (К, к)арели… Он открыл (в) природ.. много тайн и под..рил их св..им читателям. А вы ребята  читали его книги

№ 3.

Кто сеет  в лесу.

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку стало трудно передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело её. Когда же начнется сев?

Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Поднялся ветер, и полетели бесшумно вниз на жёлтых парашютиках2 лёгкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь ёлочки. Они торчат зелёными свечками.4 Теперь войдёшь в лес и не увидишь на бороздках свободного2 места.

Так кроты весною пашут, ёлки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают2 деревьями.

№ 4.

Зоркий взгляд Пришвина.

Все мы знаем деревья в наших лесах и цветы на лугах4. Знаем птиц и разных зверушек. Но Пришвин взглянул3 на них своим особым зорким взглядом4. 

Вот он нашёл3 в лесу удивительную трубочку, в которой оказалась кладовая трудолюбивого зверька. Вот он побывал на именинах осинки, и мы подышали2 вместе с ним радостью весеннего расцвета. Вот он подслушал2 песню совсем незаметной маленькой птички на самом верхнем пальчике ёлки.

Мы идём вместе с ним по земле и узнаём бесчисленных маленьких родственников в нашем общем Доме природы, учимся любить свою родную землю и понимать её красоту.

Диктанты для 5 класса | Учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме:

Диктанты. 5 класс.

Осень в лесу (начало года).

После тёплых дней лета наступает золотая осень. На опушке леса можно найти подосиновики, розовые сыроежки, скользкие грузди. На старых пнях жмутся друг к другу опёнки. На лесных полянах краснеют гроздья рябины, а в моховых болотах на кочках появляются ягоды клюквы. На дне лесного ручья видна каждая травинка. Лёгкий ветерок гонит облачка по прозрачному небу. В тихие дни над землёй летает невесомая паутинка. Птицы готовятся к отлёту на юг. Покидают родной край дикие гуси и журавли. Далеко разносятся их голоса.

Лосёнок (октябрь).

Дело было в мае. Пошёл Витя вечером в лес. Погода была ненастная. Дул резкий ветер. Мальчик услышал в кустах журчание ручья и побежал к воде. Вдруг до него донёсся писк. Витя посмотрел по сторонам и увидел большую голову и длинные ноги. Да это же лосёнок! Лежит бедняжка мокрый, дрожит. Витя вытащил его на дорогу. Лосёнок за ним не идёт, упирается ножками. Мальчик погладил его по голове и повёл за собой.

Дома уложил его Витя в уголок и накрыл старой шубкой. Позже мальчик нашёл соску, накормил лосёнка вкусным молоком из бутылочки. Так и остался лосёнок жить у Вити до осени.

Задание.

  1. Разобрать по составу слова: вкусный, уголок, дрожит (1В), длинный, шубка, сидит (2В).
  2. Подобрать проверочные слова, выделить корни в словах: вкусный, лосёнок, шубка (1В), ненастный , бедняжка, осень (2 В).
  3. Подчеркнуть ГО в предложениях последнего абзаца.

В лесу (октябрь).

Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. Под его яркими лучами сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прхладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушитсые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к даревне. Крутой подъём ведёт в гору. Та м конец нашего пути.

Задание.

  1. Определить род, число, падеж существительных: по дорожке, берегом, над лесом.
  2. Указать неопределённую форму и определить спряжение глаголов: сверкает, шагает, смотришь.
  3. Разобрать по составу слова: ближний, подъём, шагать.

Гусь лапчатый (ноябрь).

Над Камой летел косяк диких гусей. Блеснула в реке рыба, нырнул за ней гусь, запутался лапой в сетях. Крыльями по воде бьёт, а в небо подняться не может.

        Утром рыбак с сыном Колей распутали сеть, принесли гуся домой. Скоро оно привык к людям и домашним птицам: курам, уткам.

        Но вот с тёплыми дождями, с голубыми туманами снова пришла весна. Засвистели крыльями, затрубили над заливными лугами караваны перелётных птиц: гусей, лебедей, уток. Пролетали они и над домом Кольки.

        Гусь – птица вольная. Затосковал он по своим братьям. Выгнул гусь шею, поднялся на окрепшие за зиму крылья и скрылся в голубом поднебесье.

        Задание.

  1. Сделать синтаксический разбор предложения (Засвистели…), построить схему, дать характеристику.
  2. Подчеркнуть ГО в остальных предложениях 3 и 4 абзацев, построить схемы однородных членов.

Догадался (декабрь).

Поздней осенью медведь выбрал себе место для берлоги на холме в ельнике. Надрал мишка когтями узкие полоски еловой коры, снёс в яму. Он подгрыз ёлочки и накрыл ими берлогу, а потом залез под них и заснул.

Прошёл месяц. Нашли его берлогу лайки. Едва он успел от погони скрыться.

В лесу стояло дерево с разбитыми бурей ветками. Верхние ветви образовали ложе. Летом орёл натаскал сюда хвороста и мягкой подстилки, вывел орлят и улетел. В эту воздушную яму забрался медведь, которого потревожили зимой собаки. Мишка там спрятался так, что его берлогу нашли только весной.

Задание.

  1. Произвести морфологический разбор существительных: месяц, берлогу.
  2. Определить род, число, падеж всех имён существительных из первого абзаца.
  3. Разобрать по составу слова: подстилки, скрыться.
  4. Подобрать однокоренные слова к слову ель.

Дождь (декабрь).

Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт»,- проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

Задание.

  1. Произвести синтаксический разбор предложения.(Редкие …)
  2. Построить схемы предложений с прямой речью.
  3. Выделить ГО в сложном предложении (Река покрылась…) и построить схему, указав тип СП.

Тексты диктантов по русскому языку 5 класс

Диктанты по русскому языку для 5 класса

 

Диктант №1.

Осень в лесу.

Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Всё чаще дует резкий осенний ветер. С синего неба посылает солнце прощальные лучи.

Как хорош лес осенью! Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с чёрных деревьев и медленно опускаются на холодную землю.

Тишину спящего леса не нарушает пение птиц, потому что они улетели на юг. В аллеях сада стало пусто, бесшумно. А ведь здесь летом было так радостно, чудесно! Из окрестных парков слетались сюда птицы на праздничный концерт.

Осенью лес похож на терем расписной. Хорошо устроиться под белоствольной берёзкой и долго рассматривать золотые краски леса, лиловый краешек неба.

Тихо, уютно. В необъятных чащах леса можно укрыться от осеннего ветра. На душе легко и спокойно.

 

                                                                     (115 слов)

Диктант № 2.

Ежи готовятся к зиме.

Поздней осенью ежи начинают готовиться к зимней спячке. Мало у них добычи, потому что под корягами скрываются ящерицы, жучки и лягушки.

Медленно ползёт колючий ёж через чёрные кочки, небольшие полянки, опасные овраги, мимо узких ручьёв.

В чудесные осенние денёчки старается ёжик приготовить себе широкую, тёплую норочку. Днём и ночью таскает он в домик душистые листья, мягкий лесной мох, засохшие травинки и веточки, которые нашёл в лесу. Хочется позаботиться ему об удобной постельке.

Накрыл норку огромный снежный сугроб, и ёжик надёжно укрылся под таким пушистым одеялом. Хорошо счастливому ежё жить в своей норке! Спит он здесь, видит прекрасные сны, и мы рады за него. С хорошим настроением проснётся ёжик, а затем отправится осматривать своё хозяйство.

 

                                                                             (118 слов)

                 

 

Диктант №3.

Волшебница-зима.

Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег покрыл промёрзшую землю, и вот наступила настоящая зима.

Жутко завывает в поле холодный, резкий ветер, гуляет вьюга. А в лесу тихо. Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест, потому что всё скрылось под снегом. Мороз сковал льдом речку.

Оделся в шубку и огромный дуб. Его густые кроны продержатся всю зиму, а их мощь не сломить даже злому урагану. Ивы, берёзки, рябинки утонули в дремучих сугробах.

Вдруг по веткам пробежала белка. Она кажется чёрной среди ослепительной, нетронутой белизны света. Из-за этой неугомонной хлопотуньи огромная снежная шапка свалилась вниз на тропиночку. Куда же она так спешит?

Какой воздух! Какая гармония! Нет слов, чтобы описать такое чудо природы.

 

                                                                           (118 слов)

Диктант № 4.

Белки в лесу.

 С утра до самого позднего вечера хлопочут в лесу весёлые, шустрые белочки. Совершенно не успеваешь следить за их передвижениями.

«Мама, я вижу белок!» — воскликнул радостный малыш. А белок уже и след простыл.

Поднимутся озорные белочки на вершину огромной сосны, перемахнут с ветки на ветку. Затем спустятся вниз за съестными припасами: вкусными грибками, отборными орешками, засохшими ягодками.

В лесных кладовых эти чудесные хозяюшки спрячут то, что нашли.

В уютном домике-дупле сделают они тёплые гнёзда, расселятся в них, и скоро в новых квартирках появятся маленькие бельчата. Они будут быстро подрастать и воспитываться заботливыми родителями.

А лютой зимой счастливые семьи белок будут спасаться от сильных морозов, резких, холодных ветров и обильных снегопадов. Надёжно жить в тёплых, уютных гнёздах.

                                                                          (120 слов)

 

Диктант № 5.

Лунная ночь.

Хороша осенняя лунная ночь в окрестностях села Ильинского! По сторонам проезжей дороги застыли молодые деревья: берёзки, ели, сосны, осинки.

Редкие снежинки падают на спящую землю, и ярко-жёлтая луна освещает избушку лесника, которая расположилась около узкой речки Любани. Мрачное небо пестрит частыми звёздами и свысока рассматривает ночную землю.

Кругом стоит необыкновенная тишина. Но вдруг слева послышался какой-то лёгкий шелест листвы. «Да это же белочка!» — прокричал я. На меня посыпались листочки, когда она перепрыгнула с одной веточки на другую.

Уже чувствуется приближение зимы. Скоро лёд скуёт речку, пушистым ковром закроются её берега, и избушку лесника накроет огромный сугроб.

Луч бросает свет на поляну, и деревья горят всеми цветами радуги: оранжевыми, золотыми, багряными. Вокруг багровые огни поздней осени. Здравствуй, лунная ночь!

                                                                                 (120 слов)

Диктант № 6.

Весна.

Весна – удивительное время года. Солнце ласково пригрело проснувшуюся землю. Снег давно сбежал с полей мутными ручьями. От разъезда до ближней деревни зеленеет озимая рожь, и по синему небу плывут беловатые облака. Вдали расположилась берёзовая роща, а на её опушке раскинулась молодая поросль кустов. В воздухе уже совсем не чувствуется сырости, которая обычно бывает ранней весной.

Жизнь как будто встрепенулась и наполнилась какими-то новыми звуками. Из окрестных рощ, с пашен и пастбищ доносится радостный птичий гомон. Послышался шум грузовика на переезде. «Егорыч, открывай дорогу!» — раздаётся весёлый крик шофёра. В лесной чаще, в каждой бороздке слышится чей-то шёпот.

Всё вокруг начинает изменяться: самая маленькая веточка растёт, нежный стебелёк собирает силы и распрямляется навстречу солнцу.

Природа празднует весеннее обновление. Здравствуй, весна!

                                                                        (119 слов)

                       

    

Диктант № 7.

Рябина.

Рябина – осенняя красавица. Другие деревья уже отдали свои плоды, а она только начинает разнаряживаться в багряно-красные гроздья. Наступают холода, и птицы съедают горько-сладкие ягоды.

Рябину встретишь везде: на окраинах, на опушках, на поляночках. Вырастает она вблизи домов, раскидывает веточки из-за забора, располагается на околице и стоит счастливая, гордая, величественная.

Этому растению нравится уединение, а не сплошные заросли. Около рябины кое-где деревья чувствуют себя лучше, потому что к ней слетается огромное количество птиц, которые уничтожают вредителей.

Сгибается под ветром тоненький ствол, но не ломается. Не сдаётся рябина, и каждой осенью снова её прелестный наряд очаровывает нас. «Это же прошлогодняя красавица!» — радостно восклицаем мы.

Рассчитываем повстречаться с рябинкой следующей осенью, когда придём полюбоваться на её багровые кисти.

До встречи, чудо-дерево!

 

                                                                       (119 слов)

Диктант № 8.

Барсучонок.

Как-то  мама позвала младшего сыночка: «Юра, посмотри на бутузика, которого я принесла!»

Мама держала кошёлку, где на подстилке из мягких листьев копошился кто-то в шубке.

«Вылезай же, малыш, не бойся», — предложила мама. Мгновенно из кошёлки показалась продолговатая мордочка с гладким носиком, блестящими глазками и маленькими стоячими ушками. Мордочка у зверька оказалась презабавная: вверху и внизу было всё серенькое, посредине от носа к ушкам тянулись широкие чёрные полоски.

Какой же малыш был чудесный! Какой-то толстенький, неуклюжий бутуз. Шёрстка светло-серая, а ножки тёмненькие, как будто он нарядился в сапожки и варежки.

Мама достала из буфета бутылочку с соской и налила в неё молока. Малыш сразу же смекнул, в чём дело. Забрал всю соску и глаза зажмурил. Чудный барсучонок, забавный зверёк!

                                                                       (119 слов)

                         

Диктант № 9.

Полярная сова.

Полярные совы обычно зимуют в тундре. В ночной темноте пролетают они над мерцающими в звёздном свете снегами. Кормятся мышами и зайцами, беспощадно истребляют этих беспомощных зверьков. Редкий зайчонок сможет не оказаться в острых когтях у опасной совы, когда она собирается на охоту.

Но всё-таки кончается полярная ночь. В каменных россыпях не заметишь гнёзд совы, потому что они расположены почти у самых ног. Тепло в гнёздах сохраняется в  сильные морозы, так как они устланы лёгким пухом.

Именно такое гнездо я обнаружил в расщелине. Неожиданно огромная белая птица взлетела у меня из-под ног, и распахнутые крылья слились с белизной снегов.

«Сергей, что там?» — удивлённо спросил мой товарищ. В гнезде съёжился испуганный птенчик, а рядом остались лежать тёплые яйца.

                                                                       (118 слов)

                                

Диктант № 10.

На родину.

Ранней весной на южных берегах Европы и Африки объединяются птичьи стаи. «Домой! Скорее домой!» — отовсюду несётся неугомонный клич.

Бесчисленные цепи перелётных тянутся к родным местам, и люди всегда радуются встрече с ним. Но во время долгого, трудного пути часть птиц остаётся, разлетается и расселяется по окрестным озёрам и рекам. Самые выносливые летят до белого моря. Здесь они располагаются по песчаным берегам, делятся на пары, чтобы строить гнёзда и выводить птенцов. Всё лето заботливые родители воспитывают малышей.

Осенью подрастут птенцы, окрепнут, и птицы начинают сбиваться в стаи перед отлётом в тёплые края. Там есть всё для беззаботной жизни: солнце, море, чудесная растительность.

Но нельзя долго жить на чужбине. И каждой весной ты видишь, как усталые караваны возвращаются на родину.

                                                                       (119 слов)

Диктант № 11.

Справедливость.

Однажды Гайдар отправился на встречу с ребятами в лагерь и взял с собою пятилетнюю дочку Женю. Удивительно заносчивая девочка как будто хвасталась: «Я знаменитого папы дочка и скоро вырасту!»

Во время чтения сказки «Горячий камень» все сидели тихо, но Женя сначала свысока поглядывала по сторонам, потом беспокойно затопала и стала сбегать по лестнице вверх и вниз. Мальчишки грозно рассматривали её и всыпали бы, но стеснялись известного писателя.

Вдруг Гайдар сделал паузу, положил тетрадку и строго сказал: «Уберите девочку, она мешает!» Женя съёжилась, расплакалась, но всё равно обрадованные мальчишки стащили её со сцены.

Гайдар дочитал сказку до конца. Счастливые глаза ребят говорили обо всём: о любви к писателю, об уважении.

«Гайдару за справедливость», — написали они в книге, которую подарили ему.

                                                                       (120 слов)

 

 

Диктант№ 12

Сорока.

Куры – любимое лакомство камышового кота. Как-то хищник направился на охоту, но вдруг откуда-то объявилась сорока, задёргала чёрно-белым хвостом и застрекотала. Было опасно, и кот решил остановиться, чтобы не привлечь внимания. Назойливая птица расположилась над его головой.

Посёлок просыпается, и кота начинает дразнить кудахтанье кур, но он не может избавиться от вредного провожатого. Он сдерживал бессильную злобу и ненависть к навязчивой спутнице, которая расселась на веточках сосны. Затем он стал пробираться к посёлку. Сорока всё-таки не отставила и всё равно продолжала его стеречь.

Неожиданно кот выгнул спину, свирепо взглянул на своего мучителя и резко крикнул: «Кха!» Тут он сделал прыжок в сторону и исчез в зарослях, а птица кричала, кружилась.

Сегодня, разбойник, будешь лежать голодный, потому что охота сорвалась.

                                                                      (119 слов)

 

Входной диктант 5 класс по русскому языку » Рустьюторс


Трудно представить себе море без маяка. Маяк помогает кораблям не сбиться с пути, не натолкнуться на мель. Его свет показывает морякам путь в порт. С помощью маяка капитан может определить свое положение в море. Маяк предупреждает об опасных рифах и скалах. 
Знаешь ли ты, когда был построен первый маяк? Первые маяки появились тогда, когда люди стали выходить в море. Это были небольшие башни. На вершине такой башни стояла корзина из металла с горящим деревом или углем. 
Сегодня маяки очень изменились. Но, как и прежде, свет маяка показывает морякам дорогу домой. (91) 
Всем деревьям подарила весна праздничный цветочный наряд. Кому яркий, а кому скромный. Самой первой украсилась верба пушистыми барашками. 
Черемуха из всех своих сестер и братьев самая заметная. Она будто снегом усыпана. Стоит в своем пышном белоснежном платье на лесной опушке, как невеста. Молоденькая елка принарядилась. Словно к Новому году приготовилась. Украсила свои веточки яркими желтыми цветами- фонариками. Смолистая молоденькая сосенка украсила себя шишечками. У дуба цветы маленькие, незаметные. Зачем дубу украшения? Он дерево видное, могучее. (76) 
Май — месяц зеленого наряда. Ярким зеленым ковром сочных трав оделись поля, луга, рощи. В изумрудную листву наряжаются березки и пахучие тополя. Играют ветры молодой листвой. Трепещут на ветру круглые листочки осинок. Шумит зеленый лес. Вся природа празднует весну. 
В лесу закурчавилась зеленью молодая вершина дуба. Ярко зазеленела высокая липа. Бузина распушилась метелочками пахучих цветов. Под деревьями показались нежные цветочки ландышей. Заросли черемухи одеты белой пеной душистых цветов. 
С утра до позднего вечера звенит птичий хор в зеленых рощах. (80) 
По Г. Яковлеву.  
Наконец заканчивается долгая зима. Заметно прибавились дни. Ярче стали солнечные лучи. Солнышко уже сильно греет в полдень. Потемнела белая пелена снега, почернели дороги. Вода показалась на улице, потекли звонкие ручьи. Во дворе появились лужи. 
Март уже на исходе, апрель во дворе. Из теплых стран возвращаются птицы. Грачи прилетели первыми. Они заняли свои летние квартиры. Птицы сразу взялись за работу. Они поправляют свои старые гнезда. Для этого грачи ломают крепкими носами верхние побеги ветвей деревьев. Гнездо должно быть уютным и надежным. (82) 
Улыбнулось солнце. От его улыбки ожило все кругом. Земля дышит теплом. Вылезли на свет божьи коровки, муравьи. Загудел полосатый шмель, ищет на обед медовый цветок. Пятнистые божьи коровки проверяют на деревьях молодые листья. Не завелась ли тля? Трудятся муравьи, строят муравейник. Тащат сухие травинки, кусочки коры, хвойные иголки. 
Полным ходом идет работа. Прыгают драчливые воробьи, чистят свои перья. Пушистая черная кошка вывела котят погреться на солнышке. Играют малыши на мягкой травке. Все живое радо веселому солнышку. (78)  
Весеннее небо голубое и чистое. Солнце светит и греет. Веет весенним теплом. На солнечной стороне тает снег. На крыше висит длинная сосулька. С ее конца падают капельки. Воробьи весело чирикают. Они чистят свои перья и купаются в лужице теплой воды. На ветку березы взлетела ворона. Она вытягивает шею и хрипло кричит. Молодая галка ищет место для гнезда. На дальней изгороди сороки вертят головами, качают хвостиками и трещат. Вот слышишь нежную песенку овсянки. Ее голос звенит, как маленький колокольчик. (80) 
Солнце светило ярко, празднично, победно. Легкие белые облака летели по синему небу. Трава налилась зеленью. Золотились поля пшеницы. В небо взлетели жаворонки и запели песнь солнцу. Прохладный воздух наливался теплом, запахом трав. Зазвенели комары и стали плести в воздухе тонкое кружево. Коровы мычали, просились на улицу. Весело прокричал петух. Ему ответили хлопотливые куры. 
Люди любовались синью неба, зеленью травы. Стало тепло. На пруду раскрывались белые и желтые кувшинки. Люди смотрели на солнце и радовались. (75) 
По 3. Воскресенской. 
Шел охотник с ружьем по густому лесу. Забрел на маленькую полянку. А на краю полянки стеной стоят кусты. Вдруг под кустами зашевелилась трава. Из высокой травы вышел котенок. Да какой забавный! Сам рыжий, ушки острые, хвост короткий, лапки толстые и крепкие. 
Захотел охотник взять котенка. Как мог малыш заблудиться в дремучем лесу? Вдруг из кустов выглянула мама котенка. Большая и грозная рысь. Испугался охотник. Побежал он со всех ног с полянки. Это был не котенок, а рысенок. (79) 
Сережа сидел на берегу речки. Он в первый раз на рыбалке. Мальчик надел на крючок червячка и далеко забросил удочку. Не клюет! 
Вдруг леску потянуло вниз. Сережа поднялся и рванул удочку на себя. Так и есть! | Попалась рыбка! Она была маленькая и такая красивая. Мальчик взял рыбку в руки. Она сильно била хвостом и словно молила о пощаде. Сережа пожалел рыбку и выпустил ее в воду. Плыви к своей рыбьей семье! Мальчик шел с рыбалки счастливый. На сердце было радостно и светло. (84) 
Солнце освещает моховое болото. По краям его окружает частый березняк. Земля в низинах покрылась зеленым мхом. На буграх кусты брусники, черники. На болоте дозревает крупная клюква. 
В воздухе стоит запах трав. С деревьев опадают желтые листья. По ночам холодные росы покрывают землю. А утром вся трава и кусты в искрах от росы. В каждой травинке вспыхивает луч солнца. Это грустное прощание природы с теплом и светом. Скоро зима закует болото в свои снежные оковы. (79) 
Человек попал под дождь и остался сухим без зонтика и плаща. Такое может быть только в сказке. Нет, не в сказке, а в пустыне. Целыми днями там палит солнце. Оно накаляет песок. Воздух в пустыне горячий и сухой. Облака в небе появляются очень редко. Еще реже выпадают осадки. 
Во время дождя капли влаги не успевают долететь до земли. Они испаряются, тают в знойном воздухе. Вы видите, как идет дождь, стоите под ним, но промокнуть не можете. Ведь это дождь сухой. (83)
Ранней весной на проталинах среди снега появляются зеленые побеги. Они не боятся снега и холода. По виду они похожи на всходы огурцов. 
Так начинает расти красивое крепкое дерево клен. Это дерево хорошо нам известно. Осенью его крупные листья окрашиваются в желтые и багряные цвета. Как красив осенний букет из кленовых листьев! 
Клен не только красив. У него твердая и крепкая древесина. Много красивых и прочных вещей можно смастерить из клена. Особенно славятся деревянные музыкальные духовые инструменты. (77) 
По Б. Александрову. 
На солнечной поляне живет могучий дуб. Зимой возле старого дерева видны следы зверей. Это следы спутников дуба. Белки, мыши, кабаны любят зрелые золотистые желуди. Лоси обгрызают кору и тонкие ветки. Они вредят молодым деревцам. 
Липу в зимнем лесу можно узнать по темному цвету коры. Весной ее легко отличить от других деревьев по клейким желтым почкам. В стволе молодой липы можно найти дупло пестрого дятла. В трещинах старых толстых лип живут различные мелкие птицы. Здесь встретишь воробьев, галок, летучих мышей. (83) 
В лесу нет дерева красивее клена. Это дерево с широкими листьями и гладким 
чистым стволом. Прочна его древесина. Клен растет рядом с могучим дубом и кудрявой березкой. Кленовые ветви крепкие и тугие. Вот лучами яркого солнца осветилась его вершина. Приятно в ясные теплые дни отдыхать под ветвистым кленом. По земле снуют шустрые муравьи. Порхают над цветами бабочки. 
Клены сажают и для украшения городов. Семена клена летят далеко. Упадет семечко в мягкую почву, на другой год вылезет из земли тоненький кленик. (82) По И. Соколову-Микитову. 
Люди знают много легенд о дельфинах. Они рассказывают о доброте и уме этих В животных. Ты тоже слышал много рассказов о любви дельфинов к людям. 
Дельфинов легко приручать. Они любят играть в мяч. Гонят его по поверхности воды и бросают в сетку. Дельфины ловко прыгают через обруч. При виде трюков этих животных зрители приходят в восторг. 
Дельфины живут очень дружно. С нежной заботой относятся они друг к другу. Дельфины не думают об опасности и мчатся по первому зову на помощь товарищу. (81) 
По И. Орловской. 
Свое гнездо иволга прячет среди буйной летней зелени. Оно похоже на гамак и крепко привязано к развилке ветки. 
Легко узнать гнездо сороки. Большой шар висит в колючем кустарнике, на ветке ели, сосны, в ивняке. 
Дрозд вьет гнездо на прочной основе. Его домик часто встретишь в середине пенька, в развилке толстых стволов, иногда и на земле. На опушке леса, в парке может гнездиться пеночка. 
Много интересного можешь узнать о пернатых друзьях и их повадках. Учись наблюдать за жизнью зверей и птиц. И ты откроешь много тайн. (88) 
По Г. Гуляевой. 
Наступила ранняя весна. Лес наполнился чудесными звуками. Звонко щебечут сойки на сучьях деревьев. Радостно поют птицы. Журчат между кустами веселые ручейки. Теплый ветер пробегает по верхушкам деревьев. 
Душистой смолой запахли набухшие почки. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи. Вылетит первый шмель за сладким соком. Белыми подснежниками покроются лесные поляны. Зеленые стрелки молодой травы пойдут из земли. Зацветет на опушке черемуха. Загудят, замашут тяжелыми крыльями майские жуки? Хорошо весной в лесу! (75) 
Дети поймали маленького жучка. Головка у него черная, крылья красные. На крыльях темные пятнышки. Это божья коровка. 
Жучок сложил свои маленькие ножки, спрятал усики. Жив ли он? Жив! Он только прикинулся мертвым. 
Дети разглядели божью коровку и на листок посадили. Выпустил жучок лапки, поднял свои твердые верхние крылья. Затем распустил легкие вторые крылышки. Взмахнула божья коровка крыльями, поднялась в небо и улетела. 
Божьи коровки — полезные жучки. Они поедают вредных насекомых. (72) 
По Г. Скребицкому. 
Поднимается в небо холодное тусклое солнце. Спит под снежным покрывалом зимний лес. Я выхожу на лесную поляну. Как тихо вокруг! Зимой не услышишь пения птиц. 
Но что это вдруг зашумело? Целая стайка птичек пронеслась над поляной. Да ведь это клесты! 
Клесты — природные северяне. Им не страшны сильные морозы. Они с шумом облепили еловые ветки и стали вытаскивать из шишек вкусные семена. Я глядел на веселую стайку и думал о весне. Скоро весна! Спасибо вам, птички, за вашу радость и веселье. (81) 
По Г. Скребицкому. 
Самое прекрасное в мире — смотреть, как рождается день! 
В небе вспыхнул первый луч утреннего солнца. Ночная тьма тихонько прячется 
н ущелья гор и глубокие трещины камней. А седые вершины улыбаются своей ласковой улыбкой. Волны моря высоко поднимают белые головы. Они кланяются солнцу. 
Доброе солнце смеется. Шаловливо покачиваются цветы. Они гордо улыбаются и тянутся к солнцу. Его лучи горят в каплях росы. А над цветами уже кружатся золотые пчелы и осы. Новый день пришел. (74) 
По М. Горькому. 
Березы землю украшают. Везде ты можешь встретить это прекрасное дерево. И в густом лесу березки стройные стоят. И на болоте они растут. И на песке они не вянут. 
Было место совсем гиблое. Пришли туда белоствольные березки. Сразу похорошело кругом. Шелковистые листья березок нежно шелестят. Птицы на ветках гнезда вьют. От белых стволов свет над всей землей разливается. 
Любит человек березки. У дома своего сажает. Песни о них поет. В стихах прославляет. Вокруг стройной березки девушки хороводы водят. (79) 
По Э. Шиму. 
Утром я пошел ловить рыбу. Вышел из дому рано. Рыба хорошо клюет до восхода солнца. Река была близко. Я быстро дошел до места и удобно устроился. 
К берегу подплыла стайка рыбок. Я закинул удочку и стал ждать. 
Вдруг вода внизу помутнела. Со дна вынырнула огромная щука. Она смело подплыла к рыбкам и ловко схватила одну из них. Не успел я крикнуть, как проворная хищница легко проглотила добычу. Щука вильнула длинным хвостом и уплыла обратно на дно. (78) 
По Л. Варковицкой. 
Однажды весной вода отрезала зайку на маленьком островке от суши. Он сидел на узкой полоске земли. Лапки у него были в холодной воде. Робкий зайка боялся прыгнуть. Малыш забрался на березовое бревно. Вдруг оно поплыло. Зайку обдувало прохладным ветерком. Он совсем замерз. 
Утром бревно доплыло до берега. Из чащи леса вышли дети и заметили зайчика. Девочка взяла мокрого зверька. У нее на руках зайка зябко съежился. Ребята отнесли его домой. Они спасли зайчишку. Через неделю дети отпустили малыша в лес. (82) 
Зеленый луг блестит на солнце. По всей окрестности льются запахи цветов и трав. Вот голубые колокольчики качают головками. Вьется душистый горошек с розовыми цветочками. Сладким медом пахнет пушистый клевер. Белеют крупные ромашки с желтой серединкой. Они похожи на маленькие солнышки. 
Ползают по былинкам жучки с пестрыми спинками. Пролетают над цветами легкие бабочки с яркими крылышками. Гудят над лугом полосатые неуклюжие шмели. В густой траве прыгают большие зеленые кузнечики. Льются над землей звонкие голоса птиц. Все живое радуется летнему теплу. (81) 
По А. Добронравовой. 
Утро. Дождь больше не моросит. В сыром лесу тепло и тихо. Идешь к опушке леса. Сядешь на старый пень и слушаешь голоса птиц. 
С поля доносится чириканье воробьев. Птицы ищут червяков на свежей пашне. С вышины льется звонкая песня жаворонка. 
Несколько минут полной тишины. Только по вершинам сосен и елей пролетит ветерок. 
Вдруг в стороне слышишь новую песенку. Это зяблик. Скоро его песня зазвучит в садах, рощах, лесах. Свежие звуки оживят окрестную землю после зимней тишины.  
Прилетели зяблики. Лес оживает. (82) 
По Д. Кайгородову.

Контрольный диктант в 5 классе № 2 | Сборник диктантов по Русскому языку в 5 классе с русским языком обучения

Контрольный диктант в 5 классе № 2