Контрольная работа - Социальная стратификация - файл 1.docx. Контрольная работа социальная стратификация


Содержание - Контрольная работа - Социальная стратификация

Контрольная работа - Социальная стратификацияскачать (31.3 kb.)

Доступные файлы (1):

содержание

1.docx

Реклама MarketGid:

Содержание

Введение 3

  1. Стратификация. Слагаемые стратификации 4
  2. Страты и классы 6
Заключение 11

Список литературы 13Введение

Для человеческого общества на всех этапах его развития было характерно неравенство. В реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство – специфическая форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. Неравенство – это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Структурированные неравенства между различными группами людей социологи называют стратификацией.

Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Социальная стратификация – это постоянная характеристика любого организованного общества.

Социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация – по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ.

Социальная стратификация выполняет двойную функцию: выступает как метод выявления слоев данного общества и в то же время представляет его социальный портрет. Социальная стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.

Итак: социальная стратификация, пожалуй, одна из основных тем социологии, что дает понять методы и способы разделения общества на классы, определить их основные характеристики и провести полный анализ такого раздела.

^ Социальная стратификация – центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже – классы. В одних обществах переход из одного социального слоя (страты) в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество – закрытым или открытым.

Термин "стратификация" пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения – среднюю, а богатые – верхнюю.

Каждая страта включает только тех людей, кто имеет приблизительно одинаковые доходы, власть, образование и престиж. Неравенство расстояний между статусами – основное свойство стратификации. Социальная стратификация любого общества включает четыре шкалы – доход, образование, власть, престиж.

Доход – количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсии, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход) в течении определенного периода времени, скажем одного месяца или года.

Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень

высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.

Богатство – накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т.д.) и недвижимым (дом, произведения искусства, сокровища) имуществом. Обычно богатство передается по наследству. Наследство могут получать как работающие, так и неработающие, а доход – только работающие. Кроме них, доход есть у пенсионеров и безработных, но его нет у нищих. Богатые могут работать и не работать. В том и в другом случае они являются собственниками, поскольку обладают богатством. Главное достояние высшего класса – не доход, а накопленное имущество. Доля зарплаты невелика. У среднего и низшего классов главным источником существования выступает доход, так как у первого если и есть богатство, то оно незначительно, а у второго его нет вовсе. Богатство позволяет не трудиться, а его отсутствие вынуждает работать ради зарплаты.

Богатства и доходы распределяются неравномерно и означают экономическое неравенство. Социологии интерпретируют его как показатель того, что разные группы населения имеют неравные жизненные шансы. Они покупают разное количество и разного качества продукты питания, одежду, жилье и т.д. Люди, имеющие больше денег, лучше питаются, живут в более комфортных домах, предпочитают личный автомобиль общественному транспорту, могут позволить себе дорогой отдых и т.д. Но кроме явных экономических преимуществ зажиточные слои имеют скрытые привилегии. У бедных короче жизнь (даже если они пользуются всеми благами медицины), менее образованные дети (даже если они ходят в те же самые общественные школы) и т.д.

Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Скажем, начальная школа означает 4 года, неполная средняя – 9 лет, полная средняя – 11, колледж – 4 года, университет – 5 лет, аспирантура – 3 года, докторантура – 3года. Таким образом, профессор имеет за спиной более 20 лет формального образовании, а сантехник может не иметь и

восьми.

Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

Суть власти – в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе власть институционализирована, т.е. охраняется законами и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах люди, обладающие тем или иным видом власти – политический, экономической или религиозной, - составляют институционализированную элиту. Она представляет внутреннюю и внешнюю политику государства, направляя ее в выгодное для себя русло, чего лишены другие классы.

Три шкалы стратификации – доход, образование и власть – имеют вполне объективные единицы измерения: деньги, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как он – субъективный показатель.

Престиж – уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятий. Профессия юриста престижнее профессии сталевара или сантехника. Должность президента коммерческого банка престижнее должности кассира. Все профессии, занятия и должности, существующие в данном обществе, можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального престижа. Как правило, профессиональный престиж определяется нами интуитивно, приблизительно. ^

Обобщая подход к анализу классовой структуры общества, социологи стали выделять различные социальные страты (лат. stratum — слой). Страта — более общее понятие, чем класс. Классами сейчас обычно называют социальные слои, различаемые по экономическим или политическим

признакам. Страты же могут различаться и по другим социально важным критериям.

Страта — слой людей, имеющих сходные показатели по какому-либо критерию социального неравенства.

Существуют 4 основных исторических типа социальной стратификации.

1. Рабство – крайняя форма неравенства, когда одни индивиды являются собственностью других.

2. Каста – группа, члены которой связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к которой является наследственной, переход из одной касты в другую практически невозможен. В Индии было 4 касты, отделенных нормами ритуальной чистоты. Большие касты делились на подкасты. Характерной чертой кастовой системы была эндогамия (запрет неравных браков).

3. Сословие – группа, обладающая закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословия основывались на земельной собственности. Характерная черта сословия – наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий.

Своего совершенства сословный строй достиг в средневековой Западной Европе. Как правило, выделяется два привилегированных сословия - духовенство и дворянство - и третье, включавшее в себя все остальные слои общества.

4. Классы обладают рядом особенностей, отличающих от трех других стратификационных систем:

1) Классы не опираются на закон и религиозные традиции, принадлежность к классу не связана с наследованием привилегий, закрепленных законом или обычаем.

2) Индивид может стать членом класса благодаря своим усилиям, а не только «получить» его при рождении.

3) Классы возникают в зависимости от разницы в экономическом положении групп индивидов, неравенства во владении и контроле над

экономическими ресурсами.

4) В других стратификационных системах неравенство выражается, прежде всего, через персональные взаимоотношения долга и обязанностей – между рабом и господином, помещиком и крепостным. Классовые системы, напротив, функционируют через широкомасштабные связи имперсонального характера.

Понятие класса было введено в оборот французскими историками Тьери и Гизо в 18 ст. В современной социологии существует множество классовых концепций. Рассмотрим два основных подхода к анализу классов – марксистский и градационный.

1. Марксистский подход. Наиболее активно понятие «класс» используется марксистами, однако определения этой категории в работах К.Маркса нет. Главным классообразующим признаком по Марксу является собственность на средства производства.

Важнейшим проявлением классовых отношений была эксплуатация одного класса другим. На каждом этапе развития общества К.Маркс выделял основные классы, соответствующие данному способу производства (рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, капиталисты и рабочие), и неосновные – пережитки старых или зародыши новых формаций (землевладельцы при капитализме). Деление общества на классы является результатом общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений.

По Марксу, класс в своем развитии проходит два этапа – от «класса в себе» до «класса для себя». «Класс в себе» представляет собой формирующийся класс, не осознавший свои классовые интересы. Второй – это уже сформировавшийся класс.

Градационный подход учитывает не один, а несколько критериев классообразования (род занятий, источник и размер дохода, уровень образования, стиль жизни).

Среди моделей стратификации, принятых в западной социологии,

наибольшее распространение получила модель Ллойда Уорнера. Он выделил три класса и по две страты в каждом классе. С тех пор как Ллойд Уорнер разработал свою концепцию классов, прошло более полувека. Сегодня она пополнилась еще одним слоем и в окончательном виде представляет семипунктовую шкалу.

Верхний – высший класс включает "аристократов по крови", которые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений скопили несметные богатства. Их отличают особый образ жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.

Нижний – высший класс состоит главным образом из "новых богатых", еще не успевших создать мощные родовые кланы, захватившие высшие посты в промышленности, бизнесе, политике. Типичные представители – профессиональный баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду, у которых нет "аристократов по крови".

Верхний – средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых профессионалов, как-то крупные адвокаты, известные врачи, актеры или телекомментаторы. Образ жизни приближается к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию художественных раритетов они еще не могут.

Средний – средний класс представляет самую массовую прослойку развитого индустриального общества. Он включает всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей интеллектуальных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.

Нижний – средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие, которые по характеру и содержанию своего труда тяготеют скорее не к физическому, а к умственному труду. Отличительная черта – приличествующий образ жизни.

Верхний – низший класс включает средне - и малоквалифицированных рабочих, занятых в массовом производстве, на местных фабриках, живущих в относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающихся от высшего и среднего класса. Отличительные черты: невысокое образование (обычно полное и неполное среднее, средне специальное), пассивный досуг (просмотр телевизора, игра в карты или домино), примитивные развлечении, часто чрезмерное употребление спиртного и нелитературной лексики.

Нижний – низший класс составляют обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих мало пригодных для жизни мест. Они не имеют никакого либо начальное образование, чаще всего перебиваются случайными заработками либо попрошайничеством, постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Их принято называть "социальным дном", или андерклассом. Чаще всего их ряду рекрутируются из хронических алкоголиков, бывших заключенных, бомжей и т.д.

Термин "верхний – высший класс" означает верхний слой высшего класса. Во всех двусоставных словах первое слово обозначает страту или слой, а второе – класс, которому данных слой относится. "Верхний – низший класс"

Заключение

Итак, в заключение можно сделать вывод, что классы – это большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-психологические характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения. Классы как социально-политическая общность имеют общую для всех своих членов программу деятельности, которую вырабатывают его идеологи. Социальные слои при таком подходе представляют собой социальные общности, объединяющие людей на основе каких-то частных интересов.

Обобщающим понятием для научного изучения и понимания отношений людей по поводу их неравенства: распределения власти, собственности, престижа, присвоения всех видов ресурсов – является «социальная стратификация».

Согласно эволюционной теории стратификации, по мере усложнения и развития культуры наступает такая ситуация, при которой ни один индивид не может овладеть всеми аспектами социальной деятельности, происходит разделение труда и специализация деятельности. Одни виды деятельности оказываются более важными, требующими длительной подготовки и соответствующего вознаграждения, другие же – менее важные и поэтому более массовые, легко заменяемые.

Концепции стратификации не постулируют социального равенства, наоборот, они рассматривают неравенство как естественное состояние общества, поэтому страты не только различаются по своим критериям, но и размещаются в жесткой системе подчинения одних слоев другим, привилегированного положения высших и подчиненного положения низших. Допускается даже идея некоторых социальных противоречий, которые нейтрализуются возможностями социальной мобильности вертикального типа, т.е. предполагается, что отдельные талантливые люди могут переходить из

низших слоев в высшие, как в равной мере и наоборот, когда малоактивные люди, занимающие места в высших слоях общества в силу социального положения своих родителей, могут разориться и оказаться в самых низших слоях социальной структуры.

Таким образом, понятия социального слоя, стратификации и социальной мобильности, дополняя понятия класса и классовой структуры общества, конкретизируют общее представление о структуре общества и помогают детализировать анализ социальных процессов в рамках тех или иных экономических и социально-политических формаций.

Именно поэтому изучение стратификации является одной из наиболее важных областей социальной антропологии. Согласно Оксфордскому словарю социологии, можно выделить три основные задачи таких исследований: "Первая цель состоит в том, чтобы установить, в какой мере классовые или статусные системы доминируют на уровне общества, утверждая способы социального действия. Вторая задача состоит в анализе классовых и статусных структур и факторов, определяющих процесс формирования классов и статусов. И последнее, социальная стратификация документально подтверждает неравенство условий, возможностей и доходов, а также способов, с помощью которых группы поддерживают классовые или статусные границы. Иначе говоря, она ставит вопрос о социальной замкнутости и изучает стратегии, посредством которых одни группы поддерживают свои привилегии, а другие стремятся получить доступ к ним".

Список литературы1. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. Социология. - М., 2007

2. Мирошниченко И.В. Социология. М: А-Приор, 2009. – 128с.

3. Коротаев А. В. Социальная эволюция. М.: «Восточная литература», 2003.

4. Волков Ю.Г. Социология. СПб: Дашков и К, 2009. – 384с.

5. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М: 1989

6. Квасова И.И. Социология культуры. Учебное пособие. М.: изд-во РУДН, 2005.

7. Основы современного социального управления. М.: Экономика, 2000.

Скачать файл (31.3 kb.)

gendocs.ru

Контрольная работа - Социальные роли и социальная стратификация

Альберт Иванович Кравченко, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии организаций социологического факультета МГУ, главный научный сотрудник Института социологии РАН.

Хотя статусы не вступают в социальные отношения прямо, а только косвенно — через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Например, владельцы собак не понимают невладельцев, жалующихся на то, что они стали хозяевами парка. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей.Политические, религиозные, демографические, кровно-родственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Если вы хотите узнать, какие отношения у вас сложатся с не-родственником или не-другом (а родственник и друг — статусы в разных структурах), вы должны выяснить содержание их статусов. Статус определяет тот интерес, который данный человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать и защищать. Интерес к вам, продолжительность и интенсивность ваших взаимоотношений будут определяться тем, как скоро этот другой поймет, что вы не даете того, что он ожидал получить от вас.

Разумеется, истинный интерес человек не выражает прямо. Он маскирует и обставляет его правилами вежливого поведения. Последние создают иллюзию того, что между вами сложились доверительные отношения. Именно статусы определяют характер, содержание, продолжительность или интенсивность человеческих взаимоотношений — и межличностных, и социальных.

Социальные роли

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

От банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного совсем иной. Социальные нормы — предписанные правила поведения — характеризуют именно роль, а не статус. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова «динамическая», «поведение», «норма» указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием. Таким образом, мы должны усвоить:

социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию;

социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям;

социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения — его статику.

Подданные ожидают от короля предписанного обычаем или документом поведения. Таким образом, между статусом и ролью есть промежуточное звено — ожидания людей.Ожидания могут как-то фиксироваться, и тогда они становятся социальными нормами. Если, конечно, их рассматривают как обязательные требования (предписания). А могут не фиксироваться, но от этого они не перестают быть ожиданиями.Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является.

От учителя ученики ожидают вполне определенного поведения: передавать знания, следить за дисциплиной, оценивать знания. Предположим, что в классную комнату вошел человек, представился учителем (т. е. носителем данного статуса), но повел себя неожиданным образом: расставил туристическую палатку, раскинул книжный лоток или стал дергать девочек за косы. Естественно, что мы имеем дело с поведением, но не ролевым.

Этот человек повел себя не так, как ожидают ученики. Однако человек, никогда в жизни не видевший учителя и ничего не знающий о его правах и обязанностях, странное поведение не сочтет неожиданным.

Он может подумать, что учитель именно так и должен себя вести, что такова его роль. Однако ученики точно знают, какое поведение (какая роль) должно соответствовать статусу учителя.

Итак, сделаем вывод: социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.

Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль — их различие. Роль — это индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом.

Понятие «статусный набор», введенное в науку Р. Мертоном, обозначает совокупность всех статусов, принадлежащих одному человеку. Р. Мертону принадлежит и другое, тесно связанное с первым, понятие. Ролевой набор — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с одним статусом.

Так уж устроена жизнь, что мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда мы буквально сливаемся с ролью: иной столоначальник ведет себя пренебрежительно не только с подчиненными, но с посетителями, домочадцами, прохожими, соседями.

Учительница пытается поучать всех, кто попадается ей под руку. Они переносят стереотип поведения с одного статуса на другие, даже не задумываясь. Почему они ведут себя автоматически? Потому, что слились со своей главной ролью (главным статусом), срослись с ним.

Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное — дистанционированием от роли. От вузовского преподавателя ожидают, что он придет на лекцию в строгом костюме и галстуке. Многие так и поступают.Другие предпочитают свободную одежду — свитер и джинсы. Тем самым они подчеркивают определенную дистанцию с ролью преподавателя и одновременно — сближение со студентами, свидетельствуя своим поведением, что все мы — члены одного общества, коллеги, равные.

Дистанцирование от роли надо отличать от сокращения межстатусной дистанции. Студент и профессор — не только разные статусы, но и разные ранги в статусной иерархии. Профессор стоит выше, студент — ниже.

Когда профессор держится на равных со студентами, он символически сокращает межстатусную дистанцию. Но когда студенты, не чувствуя реально существующей разницы между рангами, переходят на «ты», это называется фамильярностью — неуместно развязным, слишком непринужденным поведением по отношению к старшим по возрасту или превосходящим по статусу людям.Поскольку последние допускают фамильярность, это свидетельствует об очень низком уровне идентификации человека со своим статусом.

Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее степень идентификациии с ним, тем чаще обладатель высокого статуса стремится при помощи символических атрибутов (орденов, медалей, формы, титулов) отличить его от других статусов.

Некоторые роли, а их большинство — пешеход, пациент, покупатель, член профсоюза и т. д., — являются личностно не значимыми для человека.Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно. В них не вкладывается частичка души и своего «я». Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются как часть «я». Их потеря переживается особенно глубоко — как внутренняя трагедия.

Стереотип мужчины — производитель материальных благ, кормилец семьи. Потеря работы переживается многими как крушение личности. Часто у безработного изменяется стиль и образ жизни, отношения с близкими и родными, структура досуга, система ценностей.Статус безработного вносит серьезные изменения во весь статусный набор. Разрушаются основы ценностного ядра личности — самоуважение и самооценка.

Таким образом, у каждого человека есть своя ролевая система. Но не со всеми ролями человек идентифицирует себя одинаково — с одними (личностно значимыми) больше (ролевая идентификация), с другими (второстепенными) меньше (дистанцирование от роли). Термин «сокращение межстатусной дистанции» описывает характер отношений между двумя и более индивидами — носителями разных, но функционально связанных статусов.

Латинское слово persona, сегодня обозначающее личность, в Древней Греции и Риме обозначало маску актера, на которой крупными мазками — так чтобы видно было с последних рядов огромного амфитеатра — изображался характер или роль: роль злодея, роль шутника, роль защитника угнетенных.

Стало быть, социальная роль и есть маска, в которую облачается человек, попадая на люди. Правда, она может срастись с ней: роль станет неотделимой частью собственного «я». Все зависит от степени идентификации с ролью.

Социальная стратификация

Социальная стратификация — центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже — классы. В одних обществах переход из одного социального слоя (страты) в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество — закрытым или открытым.

Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служила лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения — среднюю, а богатые — верхнюю.

Каждая страта включает только тех людей, кто имеют приблизительно одинаковые доходы, власть, образование и престиж. Неравенство расстояний между статусами — основное свойство стратификации. У нее четыре измерительных линейки, или оси координат. Все они расположены вертикально и рядом друг с другом:

доход;

власть;

образование;

престиж.

Доход — количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли, которые получает отдельный индивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход) в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года.

Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.

Богатство — накопленные доходы, т. е. количество наличных или овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т. п.) и недвижимым (дом, произведения искусства, сокровища) имуществом. Наследство могут получать как работающие, так и неработающие, а доход — только работающие. Богатые могут работать и не работать. В том и в другом случае они являются собственниками, поскольку обладают богатством. Главное достояние высшего класса — не доход, а накопленное имущество. Доля зарплаты невелика. У среднего и низшего классов главным источником существования выступает доход, так как у первого если и есть богатство, то оно незначительно, а у второго его нет вовсе. Богатство позволяет не трудиться, а его отсутствие вынуждает работать ради зарплаты.

Богатства и доходы распределяются неравномерно и означают экономическое неравенство. Социологи интерпретируют его как показатель того, что разные группы населения имеют неравные жизненные шансы. Они покупают разное количество и разного качества продукты питания, одежду, жилье и т. д. Люди, имеющие больше денег, лучше питаются, живут в более комфортабельных домах, могут позволить себе дорогой отдых и т. д. Но кроме явных экономических преимуществ зажиточные слои имеют скрытые привилегии. У бедных короче жизнь (даже если они пользуются всеми благами медицины), менее образованные дети (даже если они ходят в те же самые общественные школы) и т. д.

Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Скажем, в начальной школе обучаются 4 года, неполной средней — 9 лет, полной средней —11, в колледже — 4 года, университете — 5 лет, аспирантуре — 3 года, докторантуре — 3 года.

Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть — возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания). Решения президента России распространяются на более ста миллионов человек (выполняются ли они — другой вопрос), а решения бригадира — на 7—10 человек.

Суть власти — в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе власть институционализирована, т.е. охраняется законами и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах люди, обладающие тем или иным видом власти — политической, экономической или религиозной,— составляют институционализированную элиту. Она определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, направляя ее в выгодное для себя русло, чего лишены другие классы.

Три шкалы стратификации — доход, образование и власть — имеют вполне объективные единицы измерения: деньги, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как он — субъективный показатель.

Престиж — уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия. Профессия юриста престижнее профессии сталевара или сантехника. Должность президента коммерческого банка престижнее должности кассира. Все профессии, занятия и должности, существующие в данном обществе, можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального престижа. Как правило, профессиональный престиж определяется нами интуитивно, приблизительно. Но в некоторых странах, прежде всего в США, социологи измеряют его при помощи специальных методов. Они изучают общественное мнение, сравнивают различные профессии, анализируют статистику и в итоге получают точную шкалу престижа. Рассчитав среднее по каждому занятию, социологи в баллах получили общественную оценку престижности каждого вида труда. Выстроив их в иерархическом порядке они получили рейтинг, или шкалу, профессионального престижа. К сожалению, в нашей стране периодических репрезентативных опросов населения о профессиональном престиже никогда не проводилось.

Если верхнюю часть шкалы занимают представители творческого, интеллектуального труда, то нижнюю — представители преимущественно физического, малоквалифицированного. У них наименьшее статусное уважение. Люди, занимающие одинаковые позиции по четырем измерениям стратификации, составляют одну страту.

www.ronl.ru

Социальная стратификация - Контрольная работа

Введение

стратификация общество социальный вебер

Общество - сложная система, существующая на протяжении достаточно большого временного отрезка, динамически развивающееся на протяжении всего времени своего существования. Одним из естественных процессов, происходящих в обществе, является деление отдельных индивидов по различным признакам, в широком смысле называемое социальной стратификацией.

Причины, цели и задачи могут быть совершенно различными, в зависимости от того в каком обществе мы наблюдаем данный процесс, однако он является одним из главных признаков существования общества. Тема социальной стратификации была актуальной и остаётся таковой в любом обществе. Однако теория социальной стратификации была предложена лишь в начале XX века, и поэтому на данный момент ещё не достаточно изучена.

Изучением вопроса социальной стратификации занимались такие научные деятели как, Питирим Александрович Сорокин, Владимир Иванович Ильин, Максимилиан Карл Эмиль Вебер, барон Энтони Гидденс и др. Каждый из них внёс свой вклад в изучение понятия социальной стратификации.

Целью настоящей работы является освещение темы стратификации общества, понятия стратификации общества, её видов и задач. Согласно поставленной цели можно выделить следующие задачи работы:

Раскрыть понятие стратификации общества, её виды и сущность.

Выявить причины возникновения неравенства, а также раскрыть исторические типы стратификации.

Показать отношение индивида к социальному неравенству.

 

 

 

Понятие стратификации общества, его возникновение

 

Социальная стратификация - одна из основных теорий социологии. Она изучает социальную структуру общества, т.е. совокупность социальных групп, различающихся их положением в обществе. Создателем теории социальной стратификации является русский учёный, классик социологической мысли XX столетия Питирим Александрович Сорокин (1889-1968). Теоретические основы своей концепции он изложил в двухтомном труде "Система социологии", вышедшем в 1920 году. Им же термин "социальная стратификация" был введен в научный оборот.

Слово "стратификация" происходит из двух латинских слов stratum - слой, настил и facere - делать. Этот термин заимствован у геологии, где он означает расположение пластов земли по вертикали. Применительно к обществу термин "стратификация" используется для характеристики вертикального среза общества, состоящего из социальных слоев (страт). Таким образом, дословно термин "социальная стратификация" означает "социальное расслоение", основанием на неравенстве.

Таким образом, социальная стратификация представляет собой сердцевину макросоциологии, изучающей общества как нечто целое, сравнивающей их, пытающейся понять процессы социальной стабилизации и изменения. Социальная стратификация начинается с веберовского разграничения более традиционных обществ, основывающихся на статусах (например, обществ, имеющих в своем основании такие предписанные категории, как сословия и касты, рабство, вследствие чего неравенство санкционируется законом) и поляризированных, но более размытых обществ, имеющих в своей основе классы (что типично для современного Запада), где большую роль играют личные достижения, где экономическая дифференциация имеет первостепенное значение и носит более безличностный характер. Таким образом, образование статусов и образование классовпредставляют собой два полюса социальной интеграции, т.е. два способа, при помощи которых люди в обществе вступают в отношения друг с другом.

Исследования социальной стратификации имеют три задачи. Первая задача состоит в том, чтобы установить, в какой мере классовые или статусные системы доминируют на уровне общества, утверждая способы социального действия.

Вторая задача состоит в анализе классовых и статусных структур и факторов, определяющих процесс формирования классов и статусов: например, вопрос, почему в США нет социализма или почему британский рабочий класс не осуществляет коммунистическую революцию, означает выяснение того, в какой степени в обществе сформировались классы. И последнее, социальная стратификация документально подтверждает неравенство условий, возможностей и доходов, а также способов, с помощью которых группы поддерживают классовые или статусные границы. Иначе говоря, она ставит вопрос о социальной замкнутости (clousure) и изучает стратегии, посредством которых одни группы поддерживают свои привилегии, а другие стремятся получить доступ к ним. Часто класс и статус взаимодействуют весьма интересным образом. Например, преуспевающие классы могут пытаться развить у себя характеристики статусных групп для того, чтобы превратить свои привилегии в нечто привычное, рутинное, оправдать их и таким образом закрепить: нувориши во всем мире являются наиболее одиозными проводниками этой стратегии.

На более общем уровне социальная стратификация тем или иным образом рассматривает вопросы формирования классови статусных групп как ключ к пониманию социальной интеграции: в какой мере социальные отношения интегрируют или дезинтегрируют и какие последствия это имеет для социального порядка. Именно по этой причине мы можем утверждать, что класс и статус являются прежде всего социологическими понятиями.

 

Сущность и причины и виды неравенства

 

В самом общем смысле неравенство - это отсутствие равенства, эт

www.studsell.com

Теория социальной стратификации - Контрольная работа

Министерство образования Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

Сибирский федеральный университет

Институт управления бизнес-процессами и экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Социология

по теме: Теория социальной стратификации

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

заочного отделения гр. ЗУБ10-08У

Поплыко Екатерина Николаевна

Проверила:

Завьялова Людмила Павловна

 

 

 

 

г. Красноярск 2012

 

 

Содержание

 

Введение

Социальное неравенство и социальная стратификация

Социальная мобильность

Исторические типы стратификации

Основные подходы к анализу социальной структуры общества

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером, рассматривавшим социальную структуру общества как многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти.

Рассматривая предмет социологии, можно обнаружить тесную связь трех фундаментальных понятий социологии - социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. Структуру можно выразить через совокупность статусов и уподобили ее пустым ячейкам пчелиных сот. Она располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном - множество статусов и высок уровень организации разделения труда.

Но как бы много ни было статусов, в социальной структуре они равны и связаны друг с другом функционально. Но вот мы заполнили пустые ячейки людьми, каждый статус превратился в большую социальную группу. Совокупность статусов дала нам новое понятие - социальный состав населения. И здесь группы равны друг другу, они также расположены горизонтально. Действительно, с точки зрения социального состава, все русские, женщины, инженеры, беспартийные и домохозяйки равны.

Однако мы знаем, что в реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство - это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев: бедных, зажиточных, богатых.

Стратификация - это определенным образом ориентированный состав населения. Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых.

 

 

Социальное неравенство и социальная стратификация

 

Социальное неравенство - это неодинаковые возможности людей удовлетворять свои потребности и достигать намеченных целей.

Питирим Сорокин выделил три вида социального неравенства:

.Экономические (дифференцирующий фактор - богатство)

.Политическое (дифференцирующий фактор - власть)

.Профессиональное (дифференцирующий фактор - престиж профессии)

Как правило, все три вида тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам; и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений.

По Сорокину, "Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей на классы, страты в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основы и сущность в неравномерном распределении прав и ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества".

Толкотт Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков определяющих неравное положение людей в обществе:

.Характеристики, которыми обладают от рождения (половозрастные особенности, родственные связи, физические и интеллектуальные особенности, этническая принадлежность).

.Признаки, связанные с исполнением ролей (статусные позиции и различные виды профессионально-трудовой деятельности).

.Элементы обладания (собственность, материальные и духовные ценности, привилегии).

Большинство социологических школ считает социальное неравенство неизбежно присущим любому обществу.

Впервые тезис о неизбежности социального неравенства озвучил Питирим Сорокин. Он объяснял неизбежность социального неравенства следующими факторами:

Внутренние биопсихические различия людей (здоровый/больной, умный/глупый)

Окружающая среда, объективно ставящая индивидов в неравные положения. Для доиндустриального общества значительную дифференцирующую роль играла природная среда, для индустриального и постиндустриального такую роль играет среда социальная.

Совместная коллективная жизнь индивидов, которая требует организации отношений и поведения, что вызывает расслоение общества на управляемых и управляющих.

Марксистская школа социологии считает, что основным видом неравенства является классовое не

www.studsell.com


Смотрите также