Диктанты по теме «Сложносочинённое предложение» (9 класс)
Диктанты по теме
«Сложносочинённое предложение»
1
Как-то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и ярко сверкали. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука пастушьего рожка, а за окнами едва заметно голубела заря.
Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой, и сон сразу прошел.4 Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой. Мгла эта светлела, делалась всё прозрачнее, и сквозь неё уже были видны далёкие и нежные страны золотых и розовых облаков.
Ветра не было, но в саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья сыпались с них частым и печальным дождем.
Я вернулся в комнаты, в них было тепло, сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая берёза, и почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу. Через день она вся облетела.
(К.Паустовский) (163 сл.)
2
Наступление на тайгу
Остров закрывал утренний густой туман. Поднявшееся солнце ударило по нему золотыми лучами, и туман быстро рассеялся, растаял. Строители расположились на прибрежной полосе земли со всеми завезенными сюда материалами: трубами, машинами, запасами продовольствия. По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы.
Первыми на тайгу двинулись двумя колоннами тракторы. Моторы угрожающе ревели, и машины в напряжении тряслись.4 Прошло мгновение – и первые деревья, подломленные под корень, накренились и упали. Рычали тракторы, оглушительно трещали деревья, и лес окутался взметнувшейся в воздух снежной пылью.5 Как будто гигантским ножом, надвое рассеклась тайга.
Широкая просека в лесу заполнилась людьми, и лесорубы и плотники начали расчищать ее под строительную площадку. Всюду почувствовалось присутствие человека. На просеке то дружно звенели пилы, то раздавался треск раскалываемого дерева. Лесорубы готовили бревна для устройства дороги, а плотники – полотняный городок.
(По В. Ажаеву)
3
Был седьмой час вечера. Целый день шел дождь, и теперь разгуливалось.4 Голубое, как горящая сера, озеро с точками лодок и их пропадающими следами, неподвижно, гладко расстилалось перед окнами между разнообразными зелеными берегами, уходило вперед, сжимаясь между двумя громадными уступами, и, темнея, упиралось и исчезало в нагроможденных друг на друга долинах, горах, облаках и льдинах. На первом плане мокрые светло-зеленые разбегающиеся берега с тростниками, лугами, садами и дачами; далее темно-зеленые поросшие уступы с развалинами замков; на дне скомканная бело-лиловая горная даль с причудливыми скалистыми и бело-матовыми снеговыми вершинами. И все залито нежной, прозрачной лазурью воздуха и освещено прорвавшимися с неба жаркими лучами заката. Ни на озере, ни на горах, ни на небе ни одной цельной линии, ни одного цельного цвета, ни одного одинакового момента, везде движение, несимметричность, причудливость, бесконечная смесь и разнообразие теней и линий, и во всем спокойствие, мягкость, единство и необходимость прекрасного. Так один сам с собою я наслаждался тем, что испытываешь при созерцании красоты природы.
(По Л.Н. Толстому)
Учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему: диктант по теме ССП — 9 класс
Контрольный диктант
/по теме ССП/
В саду.
Плодовый сад, куда меня устроили помощником сторожа, был расположен в безлюдном, пустынном месте. Когда-то он примыкал к усадьбе помещика, но усадьба давно сгорела, и с тех пор сад стоял сам по себе. Сад был обнесён забором, а большая его калитка выходила на узкую просёлочную дорогу, но по ней редко ходили и ещё реже ездили.
Сад был огромен либо казался мне таким в те дни.
В саду мне жилось хорошо. Погода была ясная, теплая, а белые облака плыли над садом, почти не заслоняя солнце. Улетающий клин журавлей тянулся на юг, и было что-то торжественное и многозначительное в их ровном и плавном полёте. Я глядел на них, и мне становилось и грустно, и весело, и какая-то лёгкость вступала в тело. Паутина бабьего лета липла к лицу, к рукам, а порою с ветвей, задетых мною, падали тяжёлые яблоки. За оврагом стояли белоствольные берёзы, и листья золотыми искорками облетали с них, гасли в сонной траве.
/ 151 слов. По В. Шефнеру «Облака над дорогой»/
Грамматическое задание
1 вариант | 2 вариант |
Разбор слова по составу | |
|
|
Рас по лож ен, плодовый | Об нес ён, про сёл оч н ую |
Синтаксический разбор ССП предложения | |
2.Погода была ясная, теплая, а белые облака плыли над садом, почти не заслоняя солнце. | Паутина бабьего лета липла к лицу, к рукам, а порою с ветвей, задетых мною, падали тяжёлые яблоки. |
Осложнено однородными сказуемыми
|
|
Контрольные диктанты по теме ССП (сложносочиненные предложения) — 9 класс
Автор Maria На чтение 16 мин. Опубликовано
Диктант № 1
Звуки рожка
1) В это утро впервые в своей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.
2) Я смотрел в открытое окно, лёжа в тёплой постели и подрагивая от холодка зари.
3) Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца.
4) Вот открылись ворота двора, и седой пастух-хозяин, в новой синей поддёвке, в помазанных дёгтем сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину ещё пустынной улицы, поставил у ног свою шляпу, перекрестился, приложил обеими руками длинный рожок к губам, надул толстые розовые щёки — и я вздрогнул от первых звуков: рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало.
5) Но так было только сначала.
6) Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело.
7) Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух всё стоял и играл.
8) Он играл, запрокинув голову, играл как бы в небо, словно забыв про всё на свете.
9) Пастух переводил дыхание, и тогда слышались восхищённые голоса на улице: «Вот это мастер! И откуда в нём духу столько!»
10) Пастух, наверное, тоже слышал это и понимал, как его слушают, и ему это было приятно. (180 слов.) (По И. Шмелёву.)
Поддёвка — длинная верхняя мужская одежда в талию, с мелкими сборками.
Дёготь — тёмный смолистый жидкий продукт, получаемый из дерева.
Грамматическое задание
1 вариант:
1) Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело.
2) Указать части речи 1 предложения.
2 вариант:
1) Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух всё стоял и играл.
2) Указать части речи 2 предложения.
Диктант № 2
Как-то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и ярко сверкали. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука пастушьего рожка, а за окнами едва заметно голубела заря.
Ветра не было, но в саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья сыпались с них частым и печальным дождем.
Я вернулся в комнаты, в них было тепло, сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая берёза, и почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу. Через день она вся облетела. (К.Паустовский.) (163 сл).
Грамматическое задание.
1.Произведите синтаксический разбор последнего предложения во 2 абзаце.
2.Найти ССП и определить грамматическую основу и разряд союза.
3. Произвести морфемный разбор слов ОБРАДОВАЛИСЬ, ПРОЗРАЧНЕЕ, СЫПАЛИСЬ, ЛИМОННЫХ.
Диктант № 3
(Л. Сокольский-Труханов) (205 слов)
Сегодня Леля проснулась рано. Было еще совсем темно, за окном тихо падал свет, но спать больше не хотелось. Леля побежала на цыпочках через гостиную в комнату матери. В доме было тихо, даже прислуги еще не было видно. Добежав до двери, девочка остановилась. «Маменька, наверное, еще спит, нехорошо ее беспокоить», — подумала она и побежала назад. Навстречу Леле шла Дуняша с самоваром. Увидев ее, Леля обрадовалась. «Дуняша, а скоро все встанут?» — спросила девочка. «Идите, барышня, к себе, а то простудитесь, идите, спят еще все».
Девочке стало холодно, и она легла в постель. В комнате было тепло. Вдруг Леля увидела сторожа дядю Михея. Он вносил в комнату огромную, пушистую, пахнущую снегом и хвоей елку.
За окном было уже светло, тихо падал снег, и в доме слышались оживленные голоса. Леля выбежала из комнаты и вбежала в гостиную. Там дядя Михей устанавливал рождественскую елку.
Грамматическое задание
1.Произведите синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).
2.Выпишите предложение с составным глагольным сказуемым, подчеркните грамматическую основу.
Диктант № 4
(По И. Соколову-Микитову) ( 110 слов)
Наступила ночь в лесу.
По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз и хлопьями осыпается легкий серебряный иней. В темном высоком небе видимо-невидимо рассыпались,яркие зимние звезды.
Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.
Но и в морозные зимние ночи продолжается в лесу скрытая жизнь. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало. Где-то закричал филин и завыли волки.
По алмазной скатерти снегов пробегают легкие ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.
Грамматическое задание
1.Выпишите сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом и выполните его синтаксический разбор.
2.Выпишите из текста наречия.
Диктант № 5
(По А. Тырковой-Вильямс) (240 слов)
Нет точных указаний, когда Пушкин начал «Бориса Годунова». Вероятно, поздней осенью 1824 года. К осени 1825 года трагедия была закончена.
Это была историческая работа, и поэт вел ее вдали от библиотек и архивов, вдали от общения с людьми, изучавшими прошлое России. «Общество мое состоит только из старой няни, да из трагедии», — писал он приятелю…
В «Годунове» Пушкин затронул вопросы политические, еще недавно бурно волновавшие его. Поэт взял переходный отрезок русской истории, в центре поставил царя узурпатора и реформатора, на нем проверил те политические теории, увлечения, чувства, которые передумал и переборол.
К каждому из своих героев поэт испытывал определенное личное чувство, но острота личного отношения к своим героям уживалась в нем с мудрой снисходительностью и беспристрастием. Это особенно сказывается в обрисовке Бориса Годунова.
Вяземский, чуткий, строгий критик, писал: «В трагедии есть красоты удивительные, трезвость и спокойствие. Авторапочти нигде не видно».
С сыновней нежностью Пушкин рисует образ благочестивого старца Пимена. Он любит в нем не только свое создание, но и живое воплощение творческих и нравственных сил русского народа.
«Характер Пимена, — говорит Пушкин в одной из заметок, — не есть мое изобретение. В нем я собрал черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое усердие, набожность к власти царя, данной им Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия… Мне казалось, что сей характер вместе нов и знаком для русского сердца, что трогательное добродушие древних летописцев… украсит простоту моих стихов и заслужит снисходительную улыбку читателей».
Грамматическое задание
1.Составьте схемы сложносочиненных предложений.
2. Выполните фонетический разбор выделенных слов.
Диктант № 6
(По Н. Гоголю) (110 слов)
Последний день перед Рождеством прошел, и наступила зимняя ясная ночь. Глянули звезды, и месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра, но было так тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат. Месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживав- шихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу. Вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.
А ведьма между тем поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькнула вверху.
Грамматическое задание
1.Выпишите сложносочиненное предложение и составьте его схему.
2. Обведите союзы, соединяющие простые предложения в составе сложносочиненных.
Диктант № 7
(По Л.Н. Толстому) (157 слов)
Был седьмой час вечера. Целый день шел дождь, и теперь разгуливалось. Голубое, как горящая сера, озеро с точками лодок и их пропадающими следами, неподвижно, гладко расстилалось перед окнами между разнообразными зелеными берегами, уходило вперед, сжимаясь между двумя громадными уступами, и, темнея, упиралось и исчезало в нагроможденных друг на друга долинах, горах, облаках и льдинах. На первом плане мокрые светло-зеленые разбегающиеся берега с тростниками, лугами, садами и дачами; далее темно-зеленые поросшие уступы с развалинами замков; на дне скомканная бело-лиловая горная даль с причудливыми скалистыми и бело-матовыми снеговыми вершинами. И все залито нежной, прозрачной лазурью воздуха и освещено прорвавшимися с неба жаркими лучами заката. Ни на озере, ни на горах, ни на небе ни одной цельной линии, ни одного цельного цвета, ни одного одинакового момента, везде движение, несимметричность, причудливость, бесконечная смесь и разнообразие теней и линий, и во всем спокойствие, мягкость, единство и необходимость прекрасного. Так один сам с собою я наслаждался тем, что испытываешь при созерцании красоты природы.
Грамматическое задание
1.Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
2.Выпишите из текста сложное слово, обоснуйте свой выбор.
3.Выполните морфемный разбор деепричастия.
Диктант № 8
(По Е. Носову) (152 слова)
Озеро простиралось в темной раме вечерних сумеречных берегов. Плотной стеной темнели по сторонам камыши, чернела причаленная кем-то лодка, чернели верши, выброшенные на сухое, и только сама вода была еще светла. Лежа на спине на середине озера, Варька не замечала ни берегов, ни обступивших камышей, она видела только небо, офомное и высокое, а в его безмерной глубине, на неподвижно замерших кучеряшках облаков еще розовевший свет давно угасшей зари. И еще видела она воду, начинавшуюся у самых ее глаз. Зеркальная ясная гладь озера, чуткая ко всему, простиравшемуся над ним, была заполнена подрумяненными облаками и уже не казалась озером, а таким же, как небо, бездонным пространством, и нельзя было сказать, где кончались настоящие облака и где было их отражение. Два мира, вода и небо, охваченные вечерним задумчивым покоем, слились воедино, и Варьке было радостно и жутковато вот так, одной, недвижно парить в самой середине этой сомкнувшейся светлой бездны, и снизу и сверху заполненной облаками.
Грамматическое задание
1.Подчеркните в сложносочиненном предложении грамматические основы. Укажите вид сказуемых.
2.Подчеркните деепричастные обороты.
Диктант № 9
(По В. Астафьеву) (187 слов)
Ледостав на Енисее наступает постепенно. Сначала появляются зеркальные забереги, по краям хрупкие и неровные. В заводях они широкие, на быстрине — узкие, в трещинах. Но после каждого морозного утра они все шире, шире, затем намерзает и плывет шуга. И тогда пустынно шуршит река, грустно, утихомиренно засыпая на ходу.
С каждым днем толще и толще забереги, уже полоса воды гуще шуга. Теснятся там льдины и с хрустом лезут одна на другую, и однажды, чаще всего в студеную ночь, река останавливается. Там, где река сердито громоздила льдины, остается нагромождение торосов. Острые льдины торчат так и сяк, и кривая, взъерошенная полоса кажется непокорно вздыбленной шерстью на загривке реки.
Но вот закружилась поземка и потащило ветром снег по реке, зазвенели льдины, сдерживая порывы ветра. За них набросало снегу, окрепли спайки. Скоро наступит пора прорубать зимник — выйдут мужики с пешнями, топорами, вывезут вершинник и ветки, и там, где взъерошилась река, пробьют в торосах щель, пометят дорогу вехами, и вот уж самый нетерпеливый гуляка или заботами гонимый хозяин погонит робко ступающего меж сталью посверкивающих льдин ко- нишку, и сани бросает на не обрезанных еще морозами, полозьями и подковами лошадей буграх, на не умягченной снегами колее.
Грамматическое задание
1.Выпишите сложносочиненное предложение и выполните его синтаксический разбор.
2.Как вы понимаете значение выделенных слов. Есть ли в этом тексте слова, значение которых вы не знаете? Выпишите их. Дома, пользуясь словарем (каким?), напишите их значение.
Диктант № 10
Наступление на тайгу
1)Остров закрывал утренний густой туман. 2)Поднявшееся солнце ударило по нему золотыми лучами, и туман быстро рассеялся, растаял. 3)Строители расположились на прибрежной полосе земли со всеми завезенными сюда материалами: трубами, машинами, запасами продовольствия. 4)По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы.
5)Первыми на тайгу двинулись двумя колоннами тракторы.6) Моторы угрожающе ревели, и машины в напряжении тряслись. 7)Прошло мгновение – и первые деревья, подломленные под корень, накренились и упали. 8)Рычали тракторы, оглушительно трещали деревья, и лес окутался взметнувшейся в воздух снежной пылью. 9)Как будто гигантским ножом, надвое рассеклась тайга.
10)Широкая просека в лесу заполнилась людьми, и лесорубы и плотники начали расчищать ее под строительную площадку. 11)Всюду почувствовалось присутствие человека.12) На просеке то дружно звенели пилы, то раздавался треск раскалываемого дерева. 13)Лесорубы готовили бревна для устройства дороги, а плотники – полотняный городок. (По В. Ажаеву.)
Грамматическое задание:
1 вариант
1)Из предложений 2-3 выпишите слово, в котором правописание гласной в приставке определяется значением «близость»..
2)Из предложений 1-2 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В отымённых прилагательных в суффиксе –ЕНН- пишется НН» .
3)Замените разговорное слово «накренились» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
4) Замените словосочетание «прибрежной полосе», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5) Выпишите грамматическую основу предложения 3.
6)Среди предложений 5-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
7) Среди предложений 1-4 найдите предложение с общим второстепенным членом предложения, относящимся к обоим предложениям . Напишите номер этого предложения.
8)Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.
9)Среди предложений 1-4 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.
2 вариант
1)Из предложений 10-11 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.
2)Из предложений 6-7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется -НН-» .
3)Замените книжное слово «гигантским» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
4) Замените словосочетание «снежной пылью», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5)Выпишите грамматическую основу предложения 11.
6) Среди предложений 7-9 найдите предложение со сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.
7) Среди предложений 1-4 найдите предложение с общим второстепенным членом предложения, относящимся к обоим предложениям . Напишите номер этого предложения.
8)Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.
9)Среди предложений 10-13 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.
Диктант № 11
Горная дорога
1)Мы продолжали молча идти друг подле друга. 2)Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге; но благодаря отливу снегов мы легко могли различать дорогу, которая всё ещё шла в гору, хотя уже не так круто. 3)Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся на долину; но густой туман, нахлынувший волнами из ущелий, покрывал её совершенно, ни единый звук не долетал уже оттуда до нашего слуха.
4)До станции оставалось ещё с версту. 5)Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. 6)Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранявшем последний отблеск зари. 7)На тёмном небе начинали мелькать звёзды, и мне показалось, что оно гораздо выше, чем у нас на севере. 8)По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика.
9)Гуд-гора курилась; по бокам её ползали лёгкие струйки облаков, а на вершине лежала чёрная туча, такая чёрная, что на тёмном небе она казалась пятном. (200 слов.) (М.Ю. Лермонтов.)
Грамматическое задание
1. Определите стиль и тип речи.
2. Укажите номер(а) предложения(ий) с союзной сочинительной и бессоюзной связью.
3. Начертите схему 7 предложения.
4. Укажите графически, чем осложнены части 6 предложения.
5. Из 3 предложения выпишите по одному примеру со связью согласование, управление, примыкание, выполните их синтаксический разбор.
6. Выпишите из текста причастия, объясните, как они образованы.
7. Выпишите односоставные предложения, укажите их тип.
8. Перечислите средства художественной выразительности текста, расскажите о роли одного из них.
Диктант № 12
1) Я погасил костёр и пошёл вниз по реке. 2) С каждым шагом она казалась загадочнее и живописнее. 3) То по крутым берегам серой стеной стояло осиновое мелколесье, то дуплистая ива лежала поперёк реки, то река уходила торжественным поворотом в леса.
4) У берегов вода то струилась по перемытым пескам, то стояла глухими глубокими омутами. 5) На краю омутов были неясно видны валявшиеся на дне морёные дубы.
6) В одном месте открылся косогор, а в зарослях клёнов видна старенькая часовня с заржавленным куполом.
7) На закате я вышел к просёлочной дороге. 8) Она шла вдоль берега. 9) Снова на реке появились заросшие травой плоты. 10) Издали они казались островами. 11) Солнце садилось, и на одном плоту что-то нестерпимо блестело.
12) Я осторожно перешёл на плот, нагнулся и увидел обыкновенную бутылку, внутри было сложенное письмо. 13) Я вытащил его, но прочесть не смог. 14) Оно написано было бледным карандашом, а сумерки быстро сгущались. 15) Мне надо было торопиться. 16) Из зарослей тянуло запахом листьев, на полянах стоял неясный свет, а высоко в небе догорало багровым пламенем облако. (По К. Паустовскому)
Грамматическое задание
1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «живописнее» (предложение 2).
а) написанная живописцем
б) созданная с помощью красок
в) красивая, достойная кисти художника
г) образная, выразительная
2. Замените указанное в вашем варианте слово стилистически нейтральным синонимом.
1 вариант валявшиеся (предложение 5)
2 вариант вытащил (предложение 13)
3. 1 вариант Из 1-2 предложений выпишите слово с безударной непроверяемой гласной в корне.
2 вариант Из 16 предложения выпишите слова с чередующейся гласной в корне.
4. 1 вариант Из 9 предложения выпишите слова с неизменяемыми приставками.
2 вариант Из 7-11 предложений выпишите слово с приставкой, правописание которой зависит от глухости/звонкости последующего согласного.
5. 1 вариант Из 1-3 предложений выпишите прилагательное, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В отымённых прилагательных, образованных при помощи суффиксов –онн, -ённ, -енн, в суффиксах пишется НН».
2 вариант Из 12-16 предложений выпишите причастие, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется Н».
6. Укажите, сколько грамматических основ в
1 вариант предложении 3
2 вариант предложении 12
7. Сделайте синтаксический разбор.
1 вариант предложения 11
2 вариант предложения 14
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: Диктант в 9 кл по теме ССП
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
С ЗАДАНИЕМ В РАМКАХ ГИА
В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ С ЗАДАНИЕМ В РАМКАХ ГИА В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
НАСТУПЛЕНИЕ НА ТАЙГУ
1)Остров закрывал утренний густой туман. 2)Поднявшееся солнце ударило по нему золотыми лучами, и туман быстро рассеялся, растаял. 3)Строители расположились на прибрежной полосе земли со всеми завезенными сюда материалами: трубами, машинами, запасами продовольствия. 4)По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы.
5)Первыми на тайгу двинулись двумя колоннами тракторы.6) Моторы угрожающе ревели, и машины в напряжении тряслись. 7)Прошло мгновение – и первые деревья, подломленные под корень, накренились и упали. 8)Рычали тракторы, оглушительно трещали деревья, и лес окутался взметнувшейся в воздух снежной пылью. 9)Как будто гигантским ножом, надвое рассеклась тайга.
10)Широкая просека в лесу заполнилась людьми, и лесорубы и плотники начали расчищать ее под строительную площадку. 11)Всюду почувствовалось присутствие человека.12) На просеке то дружно звенели пилы, то раздавался треск раскалываемого дерева. 13)Лесорубы готовили бревна для устройства дороги, а плотники – полотняный городок.
(По В. Ажаеву.)
Грамматическое задание:
1 вариант
1)Из предложений 2-3 выпишите слово, в котором правописание гласной в приставке определяется значением «близость»..
2)Из предложений 1-2 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В отымённых прилагательных в суффиксе –ЕНН- пишется НН» .
3)Замените разговорное слово «накренились» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
4) Замените словосочетание «прибрежной полосе», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5) Выпишите грамматическую основу предложения 3.
6)Среди предложений 5-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
7) Среди предложений 1-4 найдите предложение с общим второстепенным членом предложения, относящимся к обоим предложениям . Напишите номер этого предложения.
8)Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.
9)Среди предложений 1-4 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.
2 вариант
1)Из предложений 10-11 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.
2)Из предложений 6-7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется -НН-» .
3)Замените книжное слово «гигантским» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
4) Замените словосочетание «снежной пылью», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5)Выпишите грамматическую основу предложения 11.
6) Среди предложений 7-9 найдите предложение со сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.
7) Среди предложений 1-4 найдите предложение с общим второстепенным членом предложения, относящимся к обоим предложениям . Напишите номер этого предложения.
8)Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.
9)Среди предложений 10-13 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.
ОТВЕТЫ
1 ВАРИАНТ
| 2 ВАРИАНТ
|
Входной контрольный диктант с грамматическим по русскому языку 9 класс
Входной контрольный диктант 9 класс по русскому языку
Вид работы: диктант с грамматическим заданием.
Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта и программы по русскому языку.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала за 8-й класс и направлено на повторение предыдущего:
— правописание проверяемых безударных гласных;
— правописание непроверяемых безударных гласных;
— правописание окончаний прилагательных и причастий;
— написание не с наречиями и глаголами;
-правильное написание наречий;
— написание н-нн в прилагательных и наречиях;
— дефисное написание местоимений и наречий.
Вопросы , подлежащие проверке:
1.Предложения сложной синтаксической конструкции с сочинительной и подчинительной связью. Знаки препинания в нем.
2. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
3. Виды подчинения в сложном предложении.
4. Словообразовательный разбор слов.
5. Типы связи слов в словосочетании.
6.Соблюдение единого орфографического и пунктуационного режима.
Утро в степи.
Ранее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.
( По П. Дудочкину.)
Грамматическое задание:
Выполните синтаксический разбор предложения:
I вариант – «В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы».
II вариант — «Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени».
Расставить знаки препинания в тексте.
Определение типа связи слов в словосочетании:
I вариант – выписать словосочетание со связью согласование.
II вариант — выписать словосочетание со связью управление.
Контрольный диктант с заданием в рамках ГИА в 9 классе. Сложносочинённые предложения. Ответы.Запишите текст под диктовку, нумеруя каждое предложение. Задание к тексту контрольного диктанта по ССП. 1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «живописнее» (предложение 2).
3.
4.
5.
6. Укажите, сколько грамматических основ в
7. Сделайте синтаксический разбор.
Ответы. 1. в2. 1 вариант – лежавшие; 2 вариант – вынул 3. 1 вариант – костёр; 2 вариант – зарослей, догорало 4. 1 вариант – снова, появились, заросшие; 2 вариант – издали 5. 1 вариант – торжественным; 2 вариант – написано 6. 1 вариант – 3; 2 вариант – 2 |
Контрольный диктант в 9 классе № 11 | Сборник диктантов по Русскому языку в 9 классе с русским языком обучения
Контрольный диктант в 9 классе № 11
24.09.2014 50174 0Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям учебной программы на конец 2-й четверти по теме «СПП с придаточными определительными и изъяснительными» и 1-го полугодия
Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные в корне слова;
-непроверяемые безударные гласные;
-правописание окончаний существительных;
-написание слов с пол-;
— написание приставок пре-, при-;
— н-нн в прилагательных;
-написание сложных наречий.
Постановка знаков препинания:
— запятая в ССП;
-запятая в СПП;
-запятая при однородных членах предложения;
-Запятая при обособленных членах предложения.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— синтаксического разбора предложения;
-умение разбирать слова морфологически
— разбора слова по составу;
— работы со словосочетаниями.
Диктант
Затопив в землянке печурку, Поля сварила чай и, как только стемнело, легла спать. Первые полчаса было как-то тревожно и неуютно. Всё казалось, что кто-то крадётся к землянке. Вот-вот откроется дверь — и войдут чужие люди. Потом поднимала голову, прислушивалась. Оказывается, это похрустывало сено под её телом. В конце концов Поля убедила себя, что тайга пустынна в зимнее время и ничто ей не грозит. Вся тревога от возбуждения и мнительности, и нечего всякими пустяками голову забивать. Она уснула крепко, проспав без сновидений всю ночь напролёт.
С рассветом Поля, встав на лыжи, пошла дальше. Шла, как вчера, легко, излишне не торопилась, но и не мешкала зря на остановках. Посидит где-нибудь на валежнике, похрустит сухарями — и снова в путь.
Тайга лежала, закутанная в снега, притихшая, задумчивая. День выдался светлее вчерашнего. Несколько раз выглядывало солнышко, и тогда макушки деревьев со своими белыми пушистыми шапками становились золотыми и светились, как горящие свечи. Виднее становились и затёсы на стволах, за которыми Поля следила в оба глаза, чтобы не сбиться с пути.
(167 слов) (По Г. Маркову)
Грамматические задания
1. Разобрать слова по составу:
Похрустывало, закутанная, затопив — 1-й вариант;
притихшая, проспав, прислушивалась — 2-й вариант
2. Выполнить морфологический разбор слова:
Закутанная — 1-й вариант притихшая — 2-й вариант
3. Сделать синтаксический разбор предложения:
Всё казалось, что кто-то крадётся к землянке. — 1-й вариант
Виднее становились и затёсы на стволах, за которыми Поля следила в оба глаза. — 2-й вариант.
4. Выписать по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи:
Из первого абзаца — 1-й вариант из остального текста — 2-й вариант
Примеры составных предложений
Составное предложение имеет как минимум два независимых предложения, которые имеют связанные идеи. Независимые предложения могут быть соединены координирующим союзом (для, и, ни, но, или, все же, так) или точкой с запятой, как вы можете видеть в примерах составных предложений ниже.
В любом случае каждая половина предложения должна стоять сама по себе как полное предложение. Это означает, что каждой половине нужны подлежащее и глагол. Например:
В предложении выше субъекты выделены курсивом, а глаголы — жирным шрифтом.Первая половина является законченным предложением, поскольку содержит подлежащее «я» и глагол «хочу». Вторая половина, которая идет после запятой и координирующего союза, также является законченным предложением с подлежащим «Я» и глаголом «арендовать».
Составные предложения с координирующими союзами
Как вы видели выше, многие составные предложения состоят из координирующих союзов. В этом случае предложение должно содержать запятую перед союзом для правильной пунктуации.Например:
Она не обманула тест, потому что это было неправильно.
Мне действительно нужно на работу, но я слишком болен, чтобы водить машину.
Я считаю калории, но мне очень хочется десерта.
У него закончились деньги, поэтому ему пришлось прекратить играть в покер.
Они приехали рано, и у них действительно хорошие места.
У них не было дома мороженого, и у них не было денег, чтобы пойти в магазин.
Все были заняты, поэтому я пошел в кино один.
Я думал, что это мое повышение, но посещаемость была недостаточной.
Должны ли мы начать занятия сейчас или подождать, пока все придут сюда?
Темнело, а нас еще не было возле хижины.
Кошки — хорошие домашние животные, так как они чистые и не шумные.
Мы никогда не были в Азии и не были в Африке.
Он не хотел идти к дантисту, но все равно пошел.
Составные предложения с точкой с запятой
Также можно объединить составные предложения, просто объединив два полных предложения в одно длинное предложение без дополнительных слов. В этом случае вы должны использовать точку с запятой для соединения ваших двух независимых предложений. Например:
Хотя это грамматически правильно, также можно сгладить переход от одного предложения к другому с помощью конъюнктивных наречий, например, кроме, следовательно и между тем.Чтобы использовать их правильно, поместите их после точки с запятой и добавьте запятую после конъюнктивного наречия. Например:
Обратите внимание на дополнительные примеры составных предложений, соединенных точкой с запятой ниже:
Небо чистое; звезды мерцают.
Волны грохотали о берег; это было прекрасное зрелище.
В городе царила мрачность; поэтому дороги были непроходимыми.
Проверьте завтра; Я посмотрю, пришла ли книга.
Он сказал, что вчера его не было; многие люди видели его там.
Я рад принять ваше пожертвование; любая сумма будет принята с благодарностью.
Она рисует только жирными цветами; действительно, пастель она совсем не любит.
Она работает на двух работах, чтобы сводить концы с концами; по крайней мере, по этой причине она не успела присоединиться к нам.
Торговые центры — отличные места для покупок; Я могу найти все, что мне нужно, под одной крышей.
Италия — моя любимая страна; В следующем году планирую провести там две недели.
В пятницу он сдал аналитическую статью; в противном случае он бы не сдал класс.
Вам необходимо собрать подходящие вещи для кемпинга; например, спальный мешок согреет вас.
Я уплатил взносы; в результате я рассчитываю получить все привилегии, перечисленные в уставе.
Сложные предложения в кавычках
Сложные предложения довольно часто встречаются как в устной, так и в письменной речи.Вот примеры составных предложений, используемых известными общественными деятелями:
«Любой болван может свалить сарай, но чтобы построить его, нужен хороший плотник». — Линдон Б. Джонсон
«Засуха длилась уже 10 миллионов лет, и правление ужасных ящериц давно закончилось». — Артур Кларк, 2001: Космическая одиссея
«Правительство не решает проблемы; оно их субсидирует». — Рональд Рейган
«Раньше я был белоснежным, но я дрейфовал.»- Мэй Уэст
» Я часто хотел утопить свои проблемы, но не могу заставить свою жену пойти плавать. «- Джимми Картер
» Говори правду, много работай и приходи на ужин вовремя »- Джеральд Р. Форд
« У меня есть собственное мнение, твердое мнение, но я не всегда с ним согласен »- Джордж Буш-старший
« Вы можете надеть крылья на свинью, но из нее не получится орел ». — Билл Клинтон
Не забывайте о пунктуации
Теперь, когда вы видели различные примеры составных предложений, вы можете с уверенностью добавлять их в свой текст.Одним из преимуществ составных предложений является то, что вы можете встраивать в свой текст больше деталей. Просто соблюдайте правила пунктуации, описанные выше, и избегайте повторения предложений.
Девушка гладит кошку в качестве примеров сложных предложений.Составное предложение: примеры и определение
1. Что такое составное предложение?
Составное предложение позволяет нам делиться большим объемом информации, объединяя две или более связанных мысли в одно предложение. Он объединяет два независимых предложения с использованием конъюнкции , например «и». Это создает предложения, которые более полезны, чем написание множества предложений с отдельными мыслями.
Составные предложения важны, потому что они позволяют нам сокращать то, что мы говорим или пишем.Они выражают наши мысли таким образом, чтобы наша аудитория могла легко и быстро получать информацию. Часто все, что мы хотим сказать, можно резюмировать, и, как правило, это лучший выбор для общения. Так что помните: больше слов не обязательно означает больше информации.
2. Примеры составных предложений
Мы все время используем составные предложения. Вот несколько примеров, независимое предложение — , зеленый, , второе — , фиолетовый, , и соединения — , оранжевое, :
,- ,
- , . Я ехал в парк , , а затем пошел на пляж .
- Майк проехал до парка , а я пошел на пляж .
Давайте взглянем на следующий раздел, чтобы узнать, что такое независимое предложение и союз.
3. Части составных предложений
Составное предложение имеет как минимум два независимых предложения и всегда включает союз.
а. Независимое предложение
Независимое предложение имеет подлежащее и предикат и имеет смысл само по себе как полное предложение.Вот несколько:
- Попугай съел попкорн.
- Волк быстро убежал.
- Он ел конфетные яблоки.
- Он пошел в торговый центр.
Итак, вы видите, что все приведенные выше пункты являются рабочими предложениями. Во всех предложениях есть независимые предложения, но во всех сложных предложениях есть как минимум два независимых предложения.
б. Соединение
Соединение — это слово в предложении, которое соединяет другие слова, фразы и предложения.Наиболее частое известное вам сочетание — «и». Другие распространенные соединения — это для , , но, тем не менее, и . В составном предложении требуется по крайней мере одно соединение, чтобы соединить два или более полных предложения.
Соединения важны, потому что они позволяют нам объединять информацию, но при этом разделяют идеи, чтобы их было легко понять. Сложное предложение без союза было бы продолжением предложения и звучало бы очень запутанно! Вот два предложения с союзами и без них:
Мальчик побежал в парк и съел хот-дог.
Мальчик побежал в парк , а потом съел хот-дог.
Итак, вы видите, что нам нужно соединение с, чтобы предложение было ясным!
Важно знать, что слово «тогда» — это НЕ союз — это наречие. Итак, когда вы пишете составное предложение и хотите использовать «тогда», вам все равно понадобится союз, например, «так тогда», «но затем» или «и затем».
4.Типы составных предложений
Как уже упоминалось, составное предложение объединяет два независимых предложения. Вот некоторые распространенные форматы составных предложений:
- один субъект выполняет два разных действия
- два совершенно разных субъекта выполняют действия
a. Когда один субъект выполняет несколько действий:
Пример 1:
Мальчик побежал в парк .
Мальчик съел там хот-дог .
В этих предложениях есть то же подлежащее, «мальчик», но два глагола: «побежал» и «ел». Поскольку оба предложения относятся к тому, что мальчик делает в парке, мы можем объединить их:
Мальчик побежал в парк и съел там хот-дог.
Это составное предложение — лучший способ поделиться информацией из двух исходных предложений. Несмотря на то, что мальчик делает две разные вещи, мы можем объяснить их одним предложением, потому что они связаны друг с другом.
Не путайте это с составным предикатом. Также можно сказать:
Мальчик побежал в парк и съел там хот-дог.
В этом примере мы не упоминаем мальчика дважды, поэтому у нас нет двух отдельных предложений. Съел хот-дог — это всего лишь глагольная фраза, поэтому запятая нам не нужна.
Давайте попробуем другой пример, снова начав с двух предложений.
Пример 2:
Каждое утро Шелли завтракает.
После завтрака Шелли работает в своем саду.
Оба предложения описывают то, что испытуемая, Шелли, делает каждое утро. Почему бы не сказать это одним предложением?
Каждое утро Шелли завтракает, а затем работает в своем саду.
В этом примере у нас есть два полных предложения, соединенных координирующим союзом, поэтому мы используем запятую.
Но, если исключить подлежащее, мы можем написать предложение со сложным сказуемым:
Каждое утро Шелли завтракает, а затем работает в своем саду.
В этом примере у нас есть две полные глагольные фразы, поэтому мы не используем запятую.
В любом случае сложное предложение намного сильнее, чем два отдельных предложения.
б. Когда несколько субъектов делают одно и то же:
Пример 1:
Вчера лев пошел в кондитерскую.
Зебра тоже вчера ходила в кондитерскую .
Оба объекта, «лев» и «зебра», вчера пошли в кондитерскую.Итак, давайте объединим эти вещи:
Вчера лев ходил в кондитерскую, и зебра тоже.
Кроме того, вы должны знать, что, наоборот, объединение предметов дает составное подлежащее, но НЕ составное предложение:
Лев пошел в кондитерскую , и зебра тоже пошла. Составное предложение
Лев и зебра пошли в кондитерскую . Составной объект
c. Когда несколько субъектов делают несколько вещей:
Пример 1:
Девушка съела торт на вечеринке . Подлежащее «девочка», глагол «съела»
Кот выпил газировку на вечеринке . Подлежащее «кот», глагол «пил»
Несмотря на то, что в этих двух предложениях говорится о двух разных испытуемых, делающих две разные вещи, они оба используют фразу «на вечеринке».«Поскольку у них есть общая информация, мы можем объединить их:
На вечеринке девушка съела торт, а кошка выпила газировку.
5. Как написать составное предложение и избежать ошибок
Составные предложения — отличный инструмент в письменной форме и естественно возникают в разговорной речи. Как уже упоминалось, они существуют, чтобы помочь вам объединить несколько связанных идей в одно сильное предложение. Например, вот три простых предложения:
- Гепард быстро побежал.
- Она всю дорогу в кино бежала.
- Там она съела горячий крендель.
Нам действительно не нужны три отдельных предложения, чтобы поделиться этой информацией, потому что все они посвящены одной и той же теме. Итак, давайте объединим все три приведенных выше предложения в одно сложное предложение:
Гепард быстро бежал; Она бегала в кино и там съела горячий крендель.
В составном предложении по-прежнему есть подлежащее « гепард », но теперь оно объединяет то, что она делала на окружной ярмарке: «побежала» и «съела».
Наконец, важно помнить, что составные предложения объединяют связанных данных. Даже если вы следуете правильной грамматической схеме, это не значит, что вы можете комбинировать одну старую вещь с другой. Вы же не хотите совершить ошибку, собирая вместе вещи, которые не имеют ничего общего друг с другом, например:
Мэри вчера пошла на рынок и каждое утро садится в сад.
В этом предложении первая мысль состоит в том, что Мэри вчера ходила на рынок, а вторая — что она садится каждое утро.Но эти вещи не связаны друг с другом , хотя оба они о Марии. Похоже, они произошли из двух разных историй. Итак, хотя в грамматике нет ничего плохого, это неправильное составное предложение, потому что идеи не связаны между собой.
.сложных приговоров | Грамматика | Английский Клуб
Мы видели в структуре предложения, что составное предложение — это два (или более) независимых предложения, соединенных согласованным союзом или точкой с запятой. Таким образом, сложное предложение похоже на сложение двух или более простых предложений. Составное предложение не содержит зависимых предложений.
- Я люблю кофе. Мэри любит чай. → Я люблю кофе, а Мэри любит чай.
- Мэри пошла работать. Джон пошел на вечеринку.Я пошел домой. → Мэри пошла на работу, а Джон пошел на вечеринку, а я пошел домой.
- Наша машина сломалась. Мы пришли последними. → Наша машина сломалась; мы пришли последними.
Соединение сложных предложений с координирующими союзами
Обычно мы объединяем независимые предложения с одним из семи координирующих союзов .
Термин координирующий союз звучит сложно, но на самом деле их всего , семь , и все они короткие , односложные слова: Для — И — Ни — Но — Или — Но — Итак, — запомните их мнемоникой FANBOYS .
Наиболее распространенными из этих координирующих союзов являются и , , но и или в указанном порядке. Обратите внимание, что запятая (,) должна стоять перед координирующим соединением, за исключением случаев, когда предложения короткие (в этом случае запятая не является обязательной).
и
Соединение и является наиболее распространенным соединением. Он имеет несколько применений.
- Мы используем и , чтобы объединить два предложения, которые имеют равное значение, например: Лондон находится в Англии, а Рим находится в Италии.
- Мы используем и для объединения двух предложений, когда второе предложение происходит после первого предложения, например: Произошел большой взрыв, и свет погас.
- Мы используем и , чтобы соединить два предложения, когда второе предложение является результатом первого предложения, например: Он рано лег спать и на следующий день почувствовал себя лучше.
но
Мы используем конъюнкцию , но , чтобы ввести предложение, которое контрастирует с предыдущим предложением, например: Мэри бежала быстро, но не могла поймать Джона.
или
Мы используем соединение или для соединения двух альтернативных предложений, например: Пойдет Мэри или Джон?
или
Мы используем конъюнкцию или для объединения двух альтернативных предложений, когда в первом предложении используется отрицательное значение, например , ни , ни , ни . В этом случае оба пункта неверны или не выполняются, например: Мария никогда не писала письмо и не звонила ему. (Обратите внимание на инверсию подлежащего и вспомогательного: сделала она .)
для
Мы используем конъюнкцию для (что означает что-то вроде , потому что ) для соединения двух предложений, когда второе предложение является причиной первого предложения, например: Ему было холодно, потому что шел снег.
еще
Соединение и похоже на , но . Это означает что-то вроде , но в то же время ; но тем не менее ; , но не смотря на это .Как и в случае с , но с , есть различие между предложениями, например: Я знал его давно, но никогда не понимал его.
так
Соединение , значит, означает что-то вроде , следовательно, ; и по этой причине . Мы используем так, чтобы объединить два предложения, когда первое предложение является причиной второго предложения, например: Он чувствовал себя плохо, поэтому он пошел к врачу.
Обратите внимание, что при использовании координирующего союза вы можете (если хотите) удалить любое подлежащее слово и модальное вспомогательное слово из второго предложения.(Это невозможно с подчинительными союзами.)- Он уже выпил три пива, и теперь он хочет еще один.
- Он уже выпил три пива и теперь хочет еще одно.
- Вы можете сесть на поезд или вы можете сесть на автобус .
- Вы можете сесть на поезд или автобус.
Соединение составных предложений точкой с запятой
Иногда мы присоединяем независимые предложения к точкой с запятой (;).
- Учился очень мало; он провалил экзамены.
- Небо облачно; будет дождь.
- Баран косил траву; Ати подрезал изгородь; Тара смотрела.
Соединение сложных предложений с союзными наречиями
Мы также можем объединить независимые предложения с такими словами и фразами, как , но не менее ( конъюнктивных наречий ). В этом случае перед конъюнктивным наречием должна стоять точка с запятой (;), а после нее — запятая (,).
Посмотрите на эти примеры:
- Джон любит Мэри; однако Мэри не любит Джона.
- Салат не дорогой; кроме того, это очень здорово.
- То, что он сделал, было невероятным; на самом деле, я с трудом могу в это поверить.
Как объединить независимые предложения | |||
---|---|---|---|
запятая + координационное соединение | Независимая статья | , для и , ни , но , или , но , поэтому | независимая статья. |
точка с запятой | ; | ||
точка с запятой + конъюнктивное наречие + запятая | ; кроме того, ; однако ; действительно, ; следовательно, ; как минимум, |
В таблице в качестве примеров показаны все семь координирующих союзов и несколько союзов наречий.
Не пытайтесь объединять независимые предложения одной запятой — это невозможно!- Джон пил кофе.Мэри пила чай.
-
Джон пил кофе, Мэри — чай. - Джон пил кофе, а Мэри пила чай.
- Джон пил кофе, но Мэри пила чай.
- Джон пил кофе; Мэри пила чай.
Примеры составных предложений
Теперь рассмотрим еще несколько примеров, показывающих составные предложения и согласование союзов или точек с запятой в контексте.
Сложные предложения с координирующими союзами
- Кинотеатр был распродан, поэтому мы посмотрели фильм по телевизору.
- У меня будет неделя в Риме, или я поеду в Париж на три дня.
- Мне действительно нужен отпуск, но у меня нет ни денег, ни времени.
- Он сумасшедший! Машина ему не нравится, но он все равно ее купил.
- Уже прошло 22:00, а он все еще не пришел.
- Наша машина сломалась, поэтому мы взяли такси.
- Наш самолет вылетел из Бангкока по расписанию, и мы прилетели в Лондон рано.
- Я не могу его критиковать, потому что он мой брат.
- Ни яиц в холодильнике, ни хлеба в шкафу.
- Я бы сдал экзамен, но учился недостаточно.
- Сдать тест сейчас или подождать до следующего месяца?
- Я никогда не был в Москве и не был в Санкт-Петербурге.
- Боль была очень сильной, но он отказался обратиться к врачу.
Составные предложения с точкой с запятой
- Водопад Анхель-Фолс в Венесуэле опускается на 907 метров; выглядит эффектно.
- Весь город был затоплен; люди использовали лодки.
- Мы всегда делаем покупки в супермаркете; все в одном месте.
- Позвоните нам на следующей неделе; это должно быть в то время.
- Вы можете оплатить онлайн; мы принимаем все основные кредитные карты.
- Я пишу только научную литературу; Я никогда не пробовал художественную литературу.
Сложные предложения с соединительными наречиями
- Frantic — мой любимый фильм; однако я видел это только один раз.
- Он сдался полиции; в противном случае его бы арестовали.
- У него действительно хорошая работа; по крайней мере, он так говорит.
- Он утверждал, что работал прошлой ночью; однако в офисе его никто не видел.
Сложные приговоры в известных цитатах
Вот несколько примеров составных предложений в цитатах из известных людей и источников.
Сложные предложения в поговорках
Эти примеры составных предложений взяты из повседневных поговорок и пословиц на английском языке.
Автор: Йозеф Эссбергер
Английский клуб : Выучить английский язык : Грамматика: Структура предложения : Сложные предложения .