Диктанты по теме «Словообразование и Орфография» 6 класс
Диктанты по Русскому Языку с грамматическими заданиями для 6 класса — тема «Словообразование и Орфография»
Контрольный диктант «Ночлег в лесу»
Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие ру-били ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки. Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке. Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков… Объём слов: 98
Контрольный диктант «Восход солнца»
В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке… Объём слов: 100
Контрольный диктант «Леса в Мещере»
Леса в Мещёре глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру. Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки. Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца ещё касается их верхушек… Объём слов: 100
Контрольный диктант «Рыбалка»
Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку. Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах ещё расстилался туман. Узкая дорожка привела нас к речке. Лёгкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо… Объём слов: 95
Диктанты по русскому языку ☑️ 6 класс 1 четверть, словарные диктанты, диктанты по теме словообразование, контрольные четвертные диктанты
Словарные диктанты
Вариант 1
Братишка, макушка, избушка, детишки, трусишка, пёрышки, промокашка, кумушка, зёрнышки, кормушка, петрушка, бедняжка, мордашка, малыш, лепёшка, корешки, серёжки, сыроежки, букашки, пташки, шишки, лукошки, варежка, сапожки, сыроежка, подушка, страж, пирожки, смешки.
Вариант 2
Нежное прикосновение, провести касательную, загорать на берегу моря, собирательный образ, догорающий костёр, предложить работу, Ростислав живёт в Ростове, ровный загар, имя прилагательное, прикасаться к столу, разгорелся спор, первое слагаемое, блестеть на солнце, пирог подгорел, написать изложение, крошечный росток, собирать марки.
Вариант 3
Просьба, покраска, скользкий, пастбище, редиска, витязь, связь, рысь, грызть, мазь, переписчик, вязкий, вяз, испечь, указка, замазка, ползти, салазки, берёзки, срез, повязка, блузка, близкий, подсказка, булавка, рукавчик, жираф, ловкий, здоров, кофта, обувь, сейф, сливки, коробка, ковчег, ловко, полировка, ковш, обновка.
Вариант 4
Подыскать квартиру, сверхинтересное мероприятие, взимать налог, предыстория повести, безымянное письмо, видоизменить деталь, купить спортинвентарь, предынфарктное состояние, поиграть на скрипке, назвать поимённо, розыск преступника, предыдущая глава, сыграть вальс, заинтересовать детей, отыскать сослуживца, подытожить результаты.
Вариант 5
Прибивать, приближаться, прибайкальский, прибежище, прибавлять, прибрежный, прививать, привалиться, привести, привертеть, привязать, привокзальный, притормозить, привлекательный, привязчивый, привыкнуть, пригибаться, придвинуться, приземлиться, придорожный, придираться, приехавший, призадуматься, прижечь, прикладывать, прикатить, приклеить, прикаспийский, прилеплять, приложить, принарядиться, приодеться, приписать, приоткрыть, приподнять, припрыгивать, присоединиться, приютить, пришпилить, притвориться, притихнуть, приумолкнуть, пристроить, притопнуть.
Диктанты на тему «Словообразование»
Ночлег в лесу
Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие ру-били ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.
Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.
Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.
Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну. Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: «Всем спать!» Лагерь быстро затихает. (102 слова)
По А.Зуеву
Восход солнца
В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.
Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня. (100 слов)
По И. Соколову-Микитову
Задание:
- Сделайте морфемный и слообразовательный разбор слов: росистый прохладная или алмазная, бесчисленный (на выбор).
- Найдите и выпишите слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.
Леса в Мещере
Леса в Мещёре глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру. Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки. Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца ещё касается их верхушек. А у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе ещё тлеет зорька. Вот и озеро. Здесь под берёзой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет. (100 слов)
Г. А. Богданова «Уроки русского языка в 6 классе»
Задание:
- Разберите по составу слова: рыбаки, безветрия, пробираться или лесные, подножия, разгорается.
Контрольные диктанты
Русский лесВо все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной. В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.
Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.
Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тон-ко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)
По И. Соколову-Микитову
Задание:
- Сделайте синтаксический разбор первого или второго предложения в первом абзаце (на выбор).
- Сделайте морфемный и словообразовательный разбор слов: весенний, лесных.
Метель
С вечера разыгралась метель. Прошумела она, и волшебно преобразился лес.
Слепят глаза блестящие на солнце сугробы. Заколдовала зима молчаливого богатыря в хвойной кольчуге. Грузные ветки елей под тяжестью снега почти касаются земли. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.
Под березками приютились крохотные елочки и молодые сосенки. В причудливый наряд одела метель молодую поросль, спрятала от мороза. От холодных лучей солнца загорается на них снежное покрывало. Как хороши они теперь!
Вьюга посеребрила пышные прически преогромных сосен. На их макушках примостились пышные снежные шапки.
Вечером в чащобе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. Во мраке безлунных ночей только и видишь одни березы. «Спокойной ночи, зимний лес!» — хочется сказать на прощание. (109 слов)
На основе книги Д. Зуева «Времена года»
Задание:
- Сделайте морфемный и словообразовательный разбор слов: разыгралась, касаются, причудливый, тяжестью или преобразился, загорается, безлунных, прически (на выбор).
- Сделайте морфологический разбор слов: глаза или земли.
По М.Пришвину
Однажды стадо диких пятнистых оленей, передвигаясь к морю, пришло на узенький мыс. Мы протянули за ними поперёк всего мыса проволочную сетку и преградили им путь в тайгу. У оленей для питания было много травы и кустарника, а нам оставалось только охранять их от хищников.
Как-то раз среди взрослых оленей я приметил прехорошенького жёлтого оленёнка, лежащего в примятой траве.
Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны в высокие прибрежные сосны, поднялся большой орёл, взвился высоко, присмотрел оленёнка и бросился вниз. Но мать услышала шум приближающейся громадной птицы и встретила врага. Cтала наступать, пока одно острое копытце не попало в него. Пришлось орлу отступить. (120 слов)
Задание:
- Сделайте фонетический разбор слов: швыряет, здание.
- Сделайте разбор слов по составу: встретила, прибрежные или поднялся, проволочную.
- Сделайте синтаксический разбор второго предложения из первого абзаца.
Контрольный диктант в 6 классе № 9 | Сборник диктантов по Русскому языку в 6 классе с русским языком обучения
Контрольный диктант в 6 классе № 9
24.09.2014 82494 0Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 2-й четверти по теме «Словообразование и орфография» и 1-го полугодия.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные;
— непроверяемые безударные гласные;
— правописание окончаний имён существительных;
— написание непроизносимых согласных:
— правописание корней с чередованием;
— написание сложных прилагательных;
— написание з-с на конце приставок;
— гласные в приставках пре-, при- ;
— буквы и-ы после ц.
Постановки знаков препинания:
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая в сложном предложении.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— знать способы образования слов;
— знать условия выбора написания приставок пре-, при-;
— синтаксического разбора.
Весенний снегопад
Весна пришла с мартовскими грозами. Но вдруг на четвёртой неделе марта начался могучий снегопад. Всё в природе изменилось. Снег глухим одеялом закрыл землю и пищу.
Птицам стало голодно. Уже давно не прилетали птицы на зимнюю кормушку, и горсть разбухших от сырости семечек не привлекала даже воробьёв. Но в этот день вспомнили пернатые о зимней столовой. Даже скворцы присели на край и осторожно склевали старые крошки.
Другие птицы ищут спасения в паническом бегстве. Полетели на юго-запад зяблики, певчие дрозды, жаворонки. Обгоняют их, легко преодолевают встречный ветер над Доном бесчисленные чибисы. Даже в полдень, когда стало пригревать солнце, поток пернатых не прекратился.
В апреле многих птиц пришлось встречать дважды.
(109 слов) (По Л. Семаго)
Грамматические задания
1. Выписать по одному слову в следующей последовательности:
1) образованные при помощи приставки, 2) с помощью суффиксов, 3) с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса; 4) сложением основ
2. Выделить приставку при— со значением «немного» и приставку пре— со значением пере- — 1-й вариант;
Приставку при- со значением присоединения, приближения и приставку пре— с неясным значением — 2-й вариант
3. Произвести синтаксический разбор предложения:
Снег глухим одеялом закрыл землю и пищу. — 1-й вариант
Но вдруг на четвёртой неделе марта начался могучий снегопад. — 2-й вариант
Конспект урока по русскому языку на тему «КОнтрольный диктант после изучения темы Орфография. Словообразование (6 класс)»
Урок 58. Контрольная работа
Цели урока: проверить усвоение изученного материала; развивать способность к самоконтролю.
Личностные УУД. Способность к самооценке. Регулятивные УУД. Контроль за способами решения. Познавательные УУД. Анализ объектов. Коммуникативные УУД. Умение задавать вопросы учителю.
Ход урока
I. Повторение ранее изученного
– Назовите корни с чередованием и условия выбора в них гласной буквы.
— Расскажите о правописании приставок пре- и при-
— Расскажите о правописании гласных и, ы после приставок
— Вспомните способы образования новых слов, какой разбор называется словообразовательным?
— Какая орфограмма называется непроизносимой согласной? Как их можно проверить?
— Вспомните, когда в предложении может ставиться запятая? Как называется слова конечно и например?
II. Написание диктанта
ОТДЫХ В ПОДМОСКОВЬЕ
Когда маленький речной трамвайчик пристроился к пристани, мы первыми выбежали на берег и замерли от восхищения. И для этого был повод. Мы увидели, как до самого горизонта простирается равнина с сочной высокой травой, а вдали темнеет лес.
Воспоминание об этом лете я сохранил на всю жизнь. Я никогда не променяю отдых на берегу Оки, например, на отдых в южных районах, где роскошная природа и яркое солнце. Ведь в средней полосе можно не только плавать и загорать, но и совершать дальние прогулки по окрестностям. Так я обычно и поступаю. Как только солнце выглянет из-за горизонта и его первые лучи озарят землю, я отправляюсь или в лес за грибами и ягодами, или на рыбалку, или в дальнее село знакомиться с местными промыслами
Советую и вам последовать моему примеру.
III. Выполнение грамматического задания
А 1) в первом абзаце подчеркните слова с чередующейся гласной в корне, выделите в них корень и укажите условие выбора гласной; 2) выпишите слово с приставкой пре- — при-, разберите его по составу и определите способ образования;
В 1) выпишите слова с непроизносимой согласной, подберите к ним по 2—3 однокоренных слова и выделите корень; 2) выпишите из текста все слова с чередованием гласной в корне, выбор которой зависит от суффикса, разберите их по составу и выполните словообразовательный разбор одного из данных слов;
С 1) выпишите из текста все слова с чередованием гласной в корне, выбор которой зависит от ударения, разберите их по составу и выполните словообразовательный
разбор одного из данных слов; 2) выпишите слово из шести слогов с чередующейся гласной в корне, написаниекоторой относится к историческим и не регулируется правилом, и подберите к нему 2—3 однокоренных слова.
IV. Написание диктанта
Выполнение грамматического задания
Выберите задание A, B или C и выполните его. Укажите букву задания и цифры, под которыми будете выполнять задания.
А 1) в первом абзаце подчеркните слова с чередующейся гласной в корне, выделите в них корень и укажите условие выбора гласной; 2) выпишите слово с приставкой пре- — при-, разберите его по составу и определите способ образования;
В 1) выпишите слова с непроизносимой согласной, подберите к ним по 2—3 однокоренных слова и выделите корень; 2) выпишите из текста все слова с чередованием гласной в корне, выбор которой зависит от суффикса, разберите их по составу и выполните словообразовательный разбор одного из данных слов;
С 1) выпишите из текста все слова с чередованием гласной в корне, выбор которой зависит от ударения, разберите их по составу и выполните словообразовательный
разбор одного из данных слов; 2) выпишите слово из шести слогов с чередующейся гласной в корне, написаниекоторой относится к историческим и не регулируется правилом, и подберите к нему 2—3 однокоренных слова.
Выполнение грамматического задания
Выберите задание A, B или C и выполните его. Укажите букву задания и цифры, под которыми будете выполнять задания.
А 1) в первом абзаце подчеркните слова с чередующейся гласной в корне, выделите в них корень и укажите условие выбора гласной; 2) выпишите слово с приставкой пре- — при-, разберите его по составу и определите способ образования;
В 1) выпишите слова с непроизносимой согласной, подберите к ним по 2—3 однокоренных слова и выделите корень; 2) выпишите из текста все слова с чередованием гласной в корне, выбор которой зависит от суффикса, разберите их по составу и выполните словообразовательный разбор одного из данных слов;
С 1) выпишите из текста все слова с чередованием гласной в корне, выбор которой зависит от ударения, разберите их по составу и выполните словообразовательный
разбор одного из данных слов; 2) выпишите слово из шести слогов с чередующейся гласной в корне, написаниекоторой относится к историческим и не регулируется правилом, и подберите к нему 2—3 однокоренных слова.
Выполнение грамматического задания
Выберите задание A, B или C и выполните его. Укажите букву задания и цифры, под которыми будете выполнять задания.
А 1) в первом абзаце подчеркните слова с чередующейся гласной в корне, выделите в них корень и укажите условие выбора гласной; 2) выпишите слово с приставкой пре- — при-, разберите его по составу и определите способ образования;
В 1) выпишите слова с непроизносимой согласной, подберите к ним по 2—3 однокоренных слова и выделите корень; 2) выпишите из текста все слова с чередованием гласной в корне, выбор которой зависит от суффикса, разберите их по составу и выполните словообразовательный разбор одного из данных слов;
С 1) выпишите из текста все слова с чередованием гласной в корне, выбор которой зависит от ударения, разберите их по составу и выполните словообразовательный
разбор одного из данных слов; 2) выпишите слово из шести слогов с чередующейся гласной в корне, написаниекоторой относится к историческим и не регулируется правилом, и подберите к нему 2—3 однокоренных слова.
Методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему: Спецификация итогового контрольного диктанта по русскому языку в 6 классе
СПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговой контрольной работы по русскому языку
в 6 классах.
Диктант.
1.Назначение работы
— выявить степень соответствия уровня подготовки класса общим базовым требованиям к подготовке учеников, заканчивающих 6 класс
2. Содержание итоговой работы определяется на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
2. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05. 1998 г. №1236)
3. Характеристика структуры и содержания аттестационной работы
Итоговый контроль за курс 6 класса проводится в виде диктанта с грамматическим заданием.
часть 1 – диктант(117 слов), направленный на проверку уровня владения предметными компетенциями учащихся 6-х классов; часть 2 – состоит из пяти дополнительных заданий:
- на понимание текста;
- на словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический анализ слов и предложений.
№пп | Проверяемые умения |
1 | Орфография. Правописание приставок пре- и при- |
2 | Орфография. Чередующиеся, проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне |
3 | Орфография. Правописание приставок пре- и при-, приставок на з- и с- |
4 | Орфография. Правописание суффиксов прилагательных |
5 | Орфография. Слитное, дефисное написание местоимений, сложных прилагательных |
6 | Орфография. Правописание о-ё после шипящих в суффиксах имен существительных, приставок пре- и при- |
7 | Орфография. Правописание суффиксов глаголов |
8 | Орфография. Правописание Ь после шипящих |
9 | Орфография. Правописание окончаний имен существительных и прилагательных |
10 | Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами |
11 | Пунктуация. Знаки препинания в сложном предложении |
12 | Синтаксический анализ простого осложненного предложения. |
13 | Синтаксический анализ сложного предложения |
14 | Лексика. Подбор синонимов |
15 | Морфология. Морфологический анализ самостоятельных частей речи |
16 | Смысловое чтение. Подбор заглавия к тексту |
17 | Словообразование. Словообразовательный анализ слова |
4. Время выполнения работы – 45 минут без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся
5. Дополнительные материалы и оборудование не требуются
6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Часть 1 оценивается по общим критериям оценивания диктантов:
О т м е т к а «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.
О т м е т к а «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «4» может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.
О т м е т к а «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.
О т м е т к а «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.
При оценке части 2 рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
О т м е т к а «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
О т м е т к а «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
О т м е т к а «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.
Оценка выставляется за каждую часть отдельно.
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки
обучающихся, окончивших 6 класс. (Диктант)
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки по русскому языку для составления контрольных измерительных материалов промежуточной аттестации (далее – является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных материалов. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку.
Данный документ является основой для составления контрольных измерительных материалов за 9 класс основной школы по русскому языку и поэтому построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала.
Жирным курсивом указываются крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы. Каждый из этих элементов кодификатора представляет собой укрупненную дидактическую единицу содержания обучения, которая может включать несколько тематических
единиц. Во втором столбце указывается код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания.
Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной аттестации по русскому языку за курс 6 класса основной школы
Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной аттестации по русскому языку, составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку 2004 г.
Элементы содержания,
проверяемые заданиями аттестационной работы
- Лексика и фразеология.
- Синонимы.
- Морфемика и словообразование.
- Словообразовательный анализ слова.
- Грамматика. Морфология.
- Самостоятельные части речи.
- Морфологический анализ слова.
- Грамматика. Синтаксис.
- Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
- Осложненное простое предложение.
- Сложное предложение.
- Синтаксический анализ простого предложения.
- Синтаксический анализ сложного предложения.
- Орфография.
- Употребление гласных букв О (Ё) после шипящих и Ц.
- Употребление Ъ и Ь.
- Правописание корней.
- Правописание приставок.
- Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи.
- Правописание личных окончаний глаголов.
- Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
- Правописание словарных слов.
- Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.
- Пунктуация.
- Знаки препинания в простом осложненном предложении.
- Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
- Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на промежуточной аттестации по русскому языку за курс 6 класса основной школы.
Доминирующей идеей Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
В этом разделе представлен перечень требований к уровню подготовки
обучающихся, проверяемому на экзамене, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования 2004 г.
Код требования. | Умения, проверяемые на аттестационной работе | |
1. | Различные виды анализа | |
1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды иханализа | |
2 | Аудирование и чтение | |
2.1 | Адекватно понимать информацию устного и письменногосообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную искрытую информацию | |
2.2 | Читать тексты разных стилей и жанров | |
2.3 | Владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным,просмотровым) | |
2.4 | Извлекать информацию из различных источников | |
3 | Письмо | |
3.1 | Соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русскоголитературного языка | |
3.2 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии ипунктуации | |
3.3 | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности. |
Текст диктанта.
Название (В лесу).
В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.
Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.
Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.
Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.
Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара. (117 слов) (По Д. Зуеву.)
Грамматические задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Произведите словообразовательный анализ слов:
1 вариант – серебряным,
2 вариант – белогубой.
3) Произведите морфологический анализ
1 вариант – любого существительного;
2 вариант – любого прилагательного.
4) Произведите синтаксический разбор
1 вариант – любого сложносочиненного предложения;
2 вариант – любого простого осложненного предложения.
5) Замените синонимом слово:
1 вариант – заливает,
2 вариант – вышагивает.
Ключи.
- В лесу. Лось и зайчонок. Ночная встреча в лесу…
- 1 вариант: серебряный – серебро, суффиксальный способ (ян)
2 вариант: белогубый – белый + губа, сложение двух корней бел + губ.
- 1 вариант: В отсветах (чего?) зари3 — имя существительное, так как обозначает предмет.
- Начальная форма – заря.
- Морфологические признаки:
— постоянные: неодушевл., нарицательное, 1 скл., жен. р. ;
— непостоянные: ед число, род падеж.
III. Синтаксическая роль – дополнение.
2 вариант: Зари (какой?) вечерней3 – имя прилагательное, так как обозначает признак предмета.
- Начальная форма – вечерний.
- Морфологические признаки:
— постоянные: относительное;
— непостоянные: женский род, единственное число, родительный падеж.
III. Синтаксическая роль – определение.
- 1 вариант. 1Сгущаются сумерки, и 2все исчезает во мраке ночи. (Повествовательное, невосклицательное. сложное, союзное,сложносочиненное, 1 предложение – простое, двусоставное, нераспространенное, неосложненное; 2 предложение – простое, двусоставное, распространенное, неосложненное).
2 вариант. 1 Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми).
- 1 вариант – наполняет, 2 вариант – идет, шагает.
5 игр для формирования слов для студентов FCE и CAE
В этом посте я представляю 5 игр, которые помогают учащимся распознавать и формировать различные части речи . Они особенно полезны для студентов, готовящихся к Кембриджским экзаменам (Первый и Продвинутый). Я использовал эти упражнения, чтобы пересмотреть и попрактиковать словарный запас, а также предложить некоторые альтернативы типичным упражнениям на использование английского языка.
Примечание: несмотря на то, что эти игры служат в основном для целей пересмотра, я стараюсь включить некоторые последующие действия, в которых целевые слова из каждой игры используются в контексте (использование слов в предложениях, создание диалога, задавание вопросов, содержащих цель слова, экзаменационные упражнения и т. д.)
Лабиринт словообразования # 1
Лабиринт идеально подходит для изменения суффиксов и префиксов. Студенты пытаются выйти из лабиринта в поисках слов, подчиняющихся одному и тому же правилу словообразования. В лабиринте ниже задача состоит в том, чтобы найти верный путь, выбирая прилагательные, противоположности которых начинаются с префикса in-. Другой мой любимый вариант — поиск существительных, оканчивающихся на -ence (в отличие от -ance ).
Словообразование Maze_student
Словообразование Maze_key
# 2 Строительные блоки
Идея этого упражнения пришла мне в голову после того, как я наткнулся на , на этот .Подготовьте два набора карточек слов: выбранные префиксы / суффиксы и слова, которые идут с ними для создания новых. Учащиеся выбирают одну карточку из стопки слов и пытаются сопоставить ее с соответствующим префиксом / суффиксом, чтобы образовать новое слово, записывают новое слово, откладывают карточку слов в сторону и продолжают, пока не закончатся слов карты остались. Они могут играть индивидуально / парами на время или друг против друга, чтобы составить как можно больше правильных слов.
Приведенный ниже набор предназначен для пересмотра суффиксов существительных -ment, -tion и -sion .
Строительные блоки
# 3 перевернутое табу
Игра основана на предпосылке, что учащиеся должны придумать целевое слово, имеющее некоторый контекст, и слово, из которого образовано целевое слово, как и в реальном экзаменационном упражнении.
Студенты играют парами или группами. Один ученик берет карточку и должен описать слово ЗАГЛАВНЫМИ буквами, используя слово, написанное ниже (в отличие от игры-табу, где это запрещенные слова).
Пример:
Целевое слово: ADMIRATION
Пояснение: Вы чувствуете это, когда восхищаетесь кем-то , , как музыкантом или политиком.
Вариант для более сильных учеников : им нужно придумать слово «отмененное табу» самостоятельно.
Перевернутое табу
# 4 Части речи Bingo
Старое, но хорошее. Выберите слова, которые вы хотели бы, чтобы ваши ученики пересмотрели, и подготовьте свои карты бинго. Мои основаны на словаре из Advanced Practice Tests Plus 2.
Вариант 1: Распознавание слов
Вызовите названия частей речи (существительное, глагол, прилагательное, наречие), ученики вычеркивают по одному слову за раз (даже если у них есть несколько существительных на их карточке бинго).
Вариант 2: Заполнение зазора
Прочтите предложение с пробелом. Учащиеся, у которых есть подходящее слово, произносят его вслух и зачеркивают.
Части речи Бинго
# 5 Передача мяча
Раньше я играл в подобную игру со своими 8-летними: дети сидят в кругу и передают мяч, произнося слова из заданной категории (например, животные). Я адаптировал его для нужд моих учеников-подростков, и он сразу стал хитом.
Студенты встают / садятся в круг, вы (или любой другой ученик) выбираете категорию (суффикс или префикс для построения слов), студенты передают мяч, произнося слова, не повторяя их, а вы следите за их правильностью.Первый, кто скажет неправильное слово / вообще ничего не скажет, исключается (покидает круг). Игра продолжается до тех пор, пока не останется два игрока. Меняйте суффиксы / префиксы для каждого нового раунда.
Я видел такую же динамичную игру в блоге Анны , и я с нетерпением жду возможности попробовать ее в ближайшее время.
Чтобы узнать больше о словообразовании, посмотрите здесь , здесь , здесь и здесь.
Если вам известны другие веселые игры или занятия по формированию слов, поделитесь своими идеями в комментариях.Спасибо!
.
| Процессы словообразования в английском языке Мохсен Юсефи, Станьте участником TranslationDirectory.com просто 8 долларов в месяц (оплачивается в год) АннотацияОдин отличительных свойств человеческого языка — творчество, под которым мы понимаем способность носителей языка производить и понимать новые формы на своем языке. Хотя креативность наиболее очевидна, когда дело касается к формированию предложения, это также проявляется в наших лексических знания, где новые слова добавляются к нашему ментальному лексикону регулярно.В этой статье самые полные изложения процессов словообразования, которые носители языка использовать регулярно (и бессознательно) для создания новых слов на их языке представлены. 1. ВведениеВ настоящее время термин «словообразование» не имеет четкого, общепринятого использования.Иногда это относится ко всем процессам, связанным с изменение формы слова, например, аффиксированием, что является вопросом морфологии. В более широком смысле словообразование означает процессы создания новых лексических единиц. Хотя кажется, что разница между морфологическими изменениями слова и создания нового термина довольно легко понимаете, иногда возникает спор о том, по-прежнему морфологическое изменение или создание нового слова.Конечно, существует множество процессов словообразования, которые не вызывают никаких сомнений. противоречия и очень похожи в большинстве языков. 2. КлипсаОбрезка — это слово процесс формирования, заключающийся в восстановлении слова в одну из его частей (Marchand: 1969). Вырезки также известны как «сокращения».»В основном вырезка состоит из следующих типов:
2.1 Задний вырез Задняя вырезка или апокопация — самый распространенный тип, в котором сохраняется начало. Необрезанный оригинал может быть простым или составным. Примеры: объявление (реклама), кабель (телеграмма), док. (врач), экзамен (обследование), газ (бензин), математика (математика), памятка (меморандум), спортзал (гимнастика, спортзал) двор (баранина), паб (паб), поп (популярный концерт), trad (традиционный джаз), факс (факс). 2.2. Передняя клипса Передний клиппинг или аферезис сохраняет заключительная часть. Примеры: телефон (телефон), университет (университет), парашют (парашют), енот (енот), аллигатор (аллигатор), щука (магистраль). 2.3. Средний вырез При клипировании посередине или обмороке посередине слова сохраняется. Примеры: грипп (грипп), tec (детектив), polly (apollinaris), пробки (пижамы), термоусадочная (термоусадочная). 2.4. Комплексный клипсование Обрезанные формы также используются в соединениях.Одна часть исходного соединения чаще всего остается нетронутым. Примеры: телеграмма ( кабель тел грамм ), оп арт ( оп тикал art ), org-man ( org anization man ), линогравюра ( линогравюра леум огранка ). Иногда обе половинки соединения обрезаны как в navicert ( navi gation сертификат ificate).В этих случаях трудно определить, следует рассматривать как отсечение или смешение, поскольку граница между двумя типами не всегда четкая. Согласно Бауэру (1993), самый простой способ нарисовать различие заключается в том, что те формы, которые сохраняют соединение стрессы — это обрезанные соединения, тогда как те, которые принимают простое словесное ударение — нет.По этому критерию бодбиз , Chicom, Comsymp, Intelsat, midcult, pro — am, научная фантастика , и ситком все составлены из вырезок. Согласно Маршану (1969), вырезки не выдуманы. как слова, принадлежащие стандартному словарю языка. Они возникли как члены особой группы, например школ, армия, полиция, медики и т. д., в интимной близости среды, в которой намек достаточно, чтобы указать все. Например, на школьном сленге возникло экзамена, математика, лаборатория, и spec (ulation), tick (et = кредит) возникло из биржевого сленга, тогда как vet (eran), cap (tain), это армейский жаргон. Пока условия вырезки некоторых влиятельных групп могут перейти в обычное употребление, став частью стандартного английского языка, вырезки социально неважного класса или группы останутся сленг. 3. СокращениеАкронимы и инициалы являются аббревиатурами, например НАТО , лазер , и IBM , которые формируются используя начальные буквы слов или части слова в фраза или имя. Акронимы и инициалы обычно произносятся способом, отличным от полных форм за что они стоят: как названия отдельных букв (как в IBM ), как слово (как в НАТО ), или в виде комбинации (как в IUPAC ).Другая термин, алфавитизм, иногда используется для описания сокращений произносится как названия букв. Примеры:
|