Диктанты 6 класс по теме «Имя существительное»
Диктанты по теме “Имя существительное”
Диктанты 6 класс по теме «Имя существительное» помогает провести проверку освоенного материала по текущей теме.
Русская зима
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.
Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.
(112 слов)(По И. Соколову-Микитову.)
Задания
- Произведите морфологический анализ слов:
- вариант – непогоду, на сучок;
- вариант – жизнью, на ветках.
- Произведите морфемный анализ слов:
- вариант – речонка;
- вариант – бельчонок.
- Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.
Контрольный диктант по теме “Имя существительное”
Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.
Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.
Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.
(119 слов)(На основе книги Д. Зуева «Времена года»)
Задания
- Озаглавьте текст.
- Произведите морфологический анализ слов:
- вариант – на улей, подсолнух;
- вариант – сборщики, (к) попрыгунье.
- Произведите морфемный анализ слов:
- вариант – лучик;
- вариант – пчелка.
- Произведите синтаксический разбор 1 (1 вариант) и 2 (2 вариант) предложений.
Навигация по записям
Контрольный диктант с грамматическим заданием в 6 классе по теме «Имя существительное»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет : русский язык
Урок №
Тема: Контрольная диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»
Тип урока: урок контроля.
Цель: 1) проверить уровень сформированности умений учащихся по теме: «Словообразование. Орфография. Культура речи»;
2) выявить пробелы в усвоении умений делать словообразовательный и морфемный разбор слов для дальнейшей отработки соответствующих умений путём включения в упражнения необходимого дидактического материала.
Оборудование: доска, мел, ручка, тетрадь.
Оформление доски: на доске написать тему урока.
План урока.
1. Организационный момент .
2. Запись диктанта.
3. Выполнение грамматического задания .
4. Подведение итогов .
5. Домашнее задание с комментированием к нему .
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Звонок. Учитель и ученики приветствуют друг друга. Ученики записывают тему урока в тетради.
2. Запись диктанта
Поход в лес
Утром мы отправились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой. От такой игры трава на полянках выгорала и желтела. Маленький ручеек спрятался от солнца в густой траве. Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом. Вечером разожгли костер. Он горел очень красиво. Языки костра пожирали сухие ветки деревьев одну за другой. Потому на горячих углях мы пекли картошку. Картошка подгорела, но вкуса своего не потеряла. Мы съели ее с большим аппетитом. Наступила ночь, на небе загорелись звезды. Они вызвали у нас радостное настроение. Мы пели песни и слушали музыку. Горящие звезды освещали наши счастливые лица. (110 сл.)
Выполнение грамматического задания.
Грамматическое задание
1. Выписать по одному слову в следующей последовательности:
1) образованные при помощи приставки, 2) с помощью суффиксов, 3) с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса; 4) сложением основ.
2) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:
1 вариант – росистый, прохладная;
2 вариант – алмазная, бесчисленный.
Ответы:
Подведение итогов.
Учитель собирает тетради для контрольных работ.
5. Домашнее задание с комментированием к нему.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет : русский язык
Урок №
Тема: Анализ диктанта и работа над ошибками
Тип урока: урок коррекции знаний. Оборудование: доска, мел, ручка, тетрадь. Оформление доски: на доске написать тему урока.
Цель: организовать анализ ошибок, допущенных при написании диктанта по разделу «Словообразование. Орфография. Культура речи»; провести работу над ошибками, допущенными при выполнении грамматических заданий контрольной работы.
План урока.
1. Организационный момент
2. Анализ диктанта.
3. Работа над ошибками .
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание с комментированием к нему .
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Звонок. Учитель и ученики приветствуют друг друга. Ученики записывают тему урока в тетради.
Анализ диктанта.
Преподаватель проводит совместную работу по анализу допущенных учащимися орфографических и пунктуационных ошибок и приведения соответствующих примеров.
Работа над ошибками.
Учащиеся самостоятельно выполняют работу над ошибками.
Подведение итогов.
Преподаватель собирает тетради для контрольных работ.
5. Домашнее задание с комментированием к нему.
Контрольно-измерительные материалы к учебнику под редакцией М.М. Разумовской «Русский язык. 6 класс»
Контрольно-измерительные материалы к учебнику М.М. Разумовской «Русский язык. 6 класс»
Контрольная работа №1. Контрольный диктант с грамматическим заданием (входной)
В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари.
Бродить с ружьем по целым дням в этой зеленой пустыне — наслаждение, которое известно одним лишь охотникам. Встанешь на заре и к вечеру так уходишься, что едва доберешься до знакомой избушки.
Нашим любимым местом была гора Размет, которая является связующим центром и горным водоразделом. В одну сторону с нее сбегают речки европейского бассейна, а в противоположную — азиатского. Таким образом, мы проводили ночь на самой границе между Европой и Азией.
Солнечный закат в горах удивительно хорош. Тени нарастают, и на нас начинает надвигаться ночная мгла. Затихший воздух чутко держит каждый шорох. Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение.
(По Д. Мамину-Сибиряку)
Грамматическое задание
Выписать 1-2 слова со следующими орфограммами:
А) проверяемая гласная в корне слова;
Б) непроверяемая гласная в корне слова;
В) чередующаяся гласная в корне слова;
Г) непроизносимая гласная в корне слова;
Д) безударные гласные в окончаниях существительных и глаголов.
2. Разобрать по составу слова: доберешься, связующим, наслаждение.
3. Обозначить части речи в первом предложении.
Контрольная работа №2. РР Сочинение-повествование «Мало ли что можно делать в лесу (в поле, в горах, на реке, на море)». По разделу «Что мы знаем о тексте».
Учебник. Упражнение 81. Цель: проверить, умеют ли учащиеся самостоятельно уточнять тему и основную мысль сочинения и решать вопросы выбора стиля речи, типов речи, языковых средств. Задача: используя материалы упр. 80, создать текст повествование, используя рабочие материалы.
Контрольная работа №3. Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Морфология. Речь. Имя существительное».
Диктант.
Леса в Мещере разбойничьи, глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам. Пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру.
Путь в лесах – это километры тишины, безветрия.
Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки.
Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе ещё тлеет зорька, в зарослях волчьих ягод кричит выпь.
Вот и озеро. Здесь под березой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет.
( По К. Паустовскому.)
Грамматическое задание
1. Произвести синтаксический разбор простого предложения:
1 вариант – 3 предложение 4 абзаца;
2 вариант – 2 предложение 5 абзаца.
Произвести фонетический разбор существительного:
1 вариант – дорогам;
2 вариант – березой.
Контрольная работа №4. РР Сочинение-описание по одной из картин К. С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» или А. Я. Головина «Цветы в вазе». По разделу «Речь. Что мы знаем о речи, ее стилях и типах».
Учебник. Упражнение 24. Цель: написать сочинение описание по картине. Задача: назвать предметы, изображенные художником, указать признаки этих предметов.
Контрольная работа №5. Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Морфология. Речь. Имя существительное. Имя прилагательное».
Каждый год в весеннем лесу происходит чудо. Зацветает ландыш. Удивительных цветов много, но этот самый изящный, самый душистый, самый таинственный.
Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни.
Ландыш представляется мне символом леса. Вся красота весеннего, летнего, осеннего и зимнего леса сошлись в атом неповторимом цветке. В его зеленых с прожилками листьях отыщутся весна и лето. В августе в тонких бледно-коричневых листьях присутствуют краски осени. В изящных снежно-белых цветках прячется зима, ждёт своей поры.
В ландыше соединились хрупкость, нежность, красота и вечность.
(По Т. Головановой.)
Грамматическое задание
Выписать из текста диктанта не менее трех сложных прилагательных, объяснить их правописание.
Выписать из текста диктанта прилагательные с орфограммой «-Н- и –нн- в суффиксах прилагательных», графически объяснить их правописание.
Контрольная работа №6. РР Сочинение по картине А.М.Герасимова «Дары осени». По разделу «Имя прилагательное».
Учебник. Упражнение 250. Репродукция картины в приложении к учебнику «Справочные материалы». Цель: описание репродукции картины А.М.Герасимова «Дары осени». Задача: используя материалы словарика эпитетов, создать текст описание натюрморта, используя как можно больше имен прилагательных.
Контрольная работа №7. Изложение «Как спасали крысу».
Цель: проверить умение учащихся сохранять при пересказе основную мысль текста, композицию рассказа, типологическое строение рассказа, его абзацное членение, стиль речи, языковые средства, характерные для текста
Мы шли по бульвару, затем свернули на улицу и начали по ней подниматься. И тут моя спутница схватила меня за руку:
— Крыса! Да смотри же, на рельсы смотри!
По ложбинке трамвайного рельса в гору деловито спешила омерзительная серая крыса. Я поискал подходящий камень, чтобы шарахнуть им по зверюге. Но попутчица продолжала крепко встряхивать мою руку, горячо убеждая спасти неразумное создание от гибели под колесами трамвая. Я бросился сгонять проклятую крысу с рельсов.
Так начался незабываемый бег. Впереди мчалась перепуганная тварь. За крысой, крича что-то вроде «Кыш!» и хлопая в ладоши, летел я. За мной с пронзительным звоном спешил трамвай, а параллельно ему по тротуару бежала моя спутница, громко требуя проявить сострадание к несчастному животному. Так мы все четверо — крыса, я, трамвай и моя знакомая — взбежали на подъем.
Тут крыса лихо метнулась с рельсов. Я умудрился выскользнуть в другую сторону. Мы некоторое время молча отдувались, не в силах произнести ни единого слова.
— Замечательно, — в два приема сказала моя знакомая. — Я знала, что ты человек неравнодушный.
(По Б. Васильеву)
Контрольная работа №8. Тест по разделу «Глагол»
Вариант1
А1. Что обозначает глагол?
1) действие;
3) признак предмета;
2) предмет;
4) количество предметов.
А2. Какой признак глагола не является постоянным?
1) вид;
3) лицо;
2) переходность;
4) спряжение
А3. Укажите ряд глаголов II спряжения.
1) ценить; помнить; дышать; зависеть; носить;
2) стелить; выпекать; цвести; помогать; сберечь;
3) хотеть; бежать; дать; есть;
4) стараться; бороться; делать; украшать; лелеять.
А4. Укажите вариант ответа с ошибками в определении морфологических признаков глагола.
1) пришёл бы – сов.вид, неперех., I спр., услов. накл., ед.ч., муж.р.;
2) спроси – сов.вид, перех., II спряж., повел. накл., 2 –е л., ед.ч.;
3) захочу – несов.вид, перех., I спр., изъяв. накл., прош.вр., 1-е л., ед.ч.;
4) варит – несов.вид, перех., II спр., изъяв. накл., наст.вр., 3-е л., ед.ч.
В1. Выпишите переходные глаголы.
1. Мы остановились по двум причинам. С одной стороны, чтобы дать отдохнуть лошадям, а с другой стороны, чтобы и самому несколько закусить и подкрепиться.
(Н.В. Гоголь) 2. «Садись сзади, держись крепче», – сказал мотоциклист. (А. Твардовский) 3. Собираешься в лес – бери кузовок побольше.
В2. От данных глаголов образуйте формы изъявительного наклонения.
Писать, читать, показать, отложить.
В3. Образуйте от глаголов формы настоящего или будущего времени 2-го лица множественного числа.
Скакать, писать, искать, колоть, крикнуть, свистнуть.
В4. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Чуть проб…вался рассвет. 2. Природа лик…вала: все живые существа приветств…вли ласковое солнце. 3. Далеко за лесом вспых…вает зарница. 4. Она недолго завед…вала библиотекой. 5. Комиссия разрабат…вала важный проект. 6. Мужество воспит…вается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям. 7. Стану сказ…вать я сказки, песенку спою.
В5. Составьте предложения с безличными глаголами в условном наклонении, используя глаголы в неопределённой форме: сидеть, темнеть, спать.
С1. Закончите предложение.
Переходные глаголы сочетаются с существительными, числительными и местоимениями.
Вариант2
А1. Какой признак глагола является постоянным?
1) время;
3) лицо;
2) вид;
4) число.
А2. Укажите ряд глаголов I спряжения.
1) ценить; помнить; дышать; зависеть; носить;
2) стелить; выпекать; цвести; помогать; сберечь;
3) хотеть; бежать; дать; есть;
4) лежать; ходить; сидеть; спать; жениться.
А3. Укажите вариант ответа с ошибками в определении морфологических признаков глагола.
1) проходите (в зал) – сов.вид, перех., II спр., повел.накл., 2-е л., мн.ч.
2) переноситься – неопр.ф., несов.вид, возвр., неперех., II спр.
3) успеет – сов.вид, неперех., I спр., изъяв. накл., буд. время, 3-е л., ед.ч.
4) расцвело бы – сов. вид, неперех., I спр., усл.накл., 3-е л., ед.ч., ср.р.
А4. В каком слове ударение стоит верно?
1) формирую;
3) балуем;
2) премировали;
4) звонят.
В1. Составьте словосочетания с данными глаголами.
Белеть – белить; чернеть – чернить; синеть – синить.
В2. Выпишите глаголы совершенного вида.
Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и всё у него получалось шиворот-навыворот. Вот захотел он стать музыкантом. Гусля дал Незнайке большую медную трубу. Незнайка как подует в неё, труба как заревёт!
(По Н. Носову)
В3. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени мужского и женского рода.
Затеять, увидеть, обидеть, растаять, залаять, посеять, раскаяться.
В4. От данных глаголов образуйте форму условного наклонения.
Писать, читать, печь, есть, резать, показать, отложить.
В5. Запишите в неопределённой форме однокоренные глаголы к данным словам.
Марш, модель, телеграф, премия, совет, цитата, фотограф, протест, маска, группа, гарантия, след, команда.
С1. Закончите предложение.
В предложении с безличными глаголами нет … .
Ответы к тесту
Вариант 1
А1. 1;
А2. 3;
А3. 1;
А4. 3;
В1. дать, бери; (2б)
В2. пишу – писал – буду писать; читаю – читал – буду читать; покажу – показал; отложу – отложил; (10б)
В3. скачете, пишите, ищете, колете, крикнете, свистнете; (6б)
В4. 1. Чуть пробивался рассвет. 2. Природа ликовала: все живые существа приветствовли ласковое солнце. 3. Далеко за лесом вспыхивает зарница. 4. Она недолго заведовала библиотекой. 5. Комиссия разрабатывала важный проект. 6. Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям. 7. Стану сказывать я сказки, песенку спою. (8б)
В5. 1. Нам не сиделось бы спокойно дома в хорошую погоду. 2. Эх, темнело бы позже, тогда и времени на прогулку нам оставалось бы больше. 3. Спалось бы лучше без света. (3б)
С1. Переходные глаголы сочетаются с существительными, числительными и местоимениями в винительном падеже без предлога. (1б)
Вариант 2
А1. 2;
А2. 2;
А3. 1;
А4. 4;
В1. парус белеет, белить забор, небо чернеет, чернить серебро, губы синеют, синить ткань;(6б)
В2. захотел, стать, дал, подует, заревёт; (5б)
В3. затеял — затеяла; увидел – увидела; обидел – обидела; растаял – растаяла; залаял – залаяла; посеял – посеяла; раскаялся – раскаялась; (14б)
В4. писал бы, читал бы, пёк бы, ел бы, резал бы, показал бы, отложил бы; (7б)
В5. Маршировать, моделировать, телеграфировать, премировать, советовать, цитировать, фотографировать, протестовать, маскировать, группировать, гарантировать, следовать, командовать. (13б)
С1. В предложении с безличными глаголами нет подлежащего. (1б)
Ключ
10 – «5»
8-9 – «4»
6-7 – «3»
Контрольная работа №9. Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Причастие».
С потемневших ветвей срывались комья отсыревшего снега и с шумом падали, пробивая ледяную лазурь сугробов. Тайга нетерпеливо сбрасывала с себя надоевшую за зиму одежду. Чудесный запах хвои стоял в чистом воздухе, чуть тронутом влажной прелью. В тайге начиналась весна. Марина, сдав дежурство, отправилась домой пешком через просыпающуюся тайгу. Она шла по дороге, уже освобожденной от снега. Широкие деревянные пластины, подернутые ледком, освещенные зарей, блестели, как яркие ленты, стремительно брошенные вдоль просеки. Изумительные зори на Севере. Марину всегда зачаровывало богатство красок, сверкающих на чистой синеве вечернего неба. По нежнейшим оранжевым и лиловым полосам, протянутым вдоль горизонта, нанизано ожерелье мелких облачков —золотых, синих, опаловых. И над всем этим буйством красок и присмиревшей тайгой широко раскинулся великолепный бархат неба.
Найти в тексте причастия и подчеркнуть их как члены предложения.
Выполнить морфологический и морфемный разбор одного причастия:
1 вариант — 1- 6 предложения; 2 вариант – 7-11 предложения
Контрольная работа №10. Изложение «Речкино имя».
Цель: проверить умения сохранять при пересказе сложное типологическое строение текста; строить развернутое описание состояния окружающей среды; использовать изобразительные и выразительные языковые средства, встретившиеся в исходном тексте.
Работали у нас топографы. Вымеряли дороги, ручьи, озера, а потом расспрашивали что и как называется, чтобы поставить на карте верные названия. Услыхали, что наша речка Хрустальной зовется, усмехнулись:
— Хрустальная! Откуда ж такое название? Ведь ее переплюнуть можно. И тиной она заросла.
Сказали и ушли. А мы забеспокоились. Вдруг и вправду изменят у нашей речки имя? Возьмут и назовут ее Петлянкой, Мелководной или вовсе Болотным ручьем… Обидно!
Любят у нас эту речку. Она ведь на самом деле бывает хрустальной.
Весною, после половодья, ранним студеным утром берега речки вдруг покрываются ледяными кораллами. На каждой травинке, на каждом стебле осоки и даже на нижних ветках кустов рождаются прозрачные ледяные столбики. Они большие – величиной с палец.
Набежит ветер, качнет кусты и траву – над рекой перезвон. Тонкий, стеклянный.
А взойдет солнце – каждый столбик вспыхнет темным, фиолетовым, зеленым огнем. Так заискрится, будто внутри него лампочку зажгли.
Не видать тогда ни топких берегов, ни зарослей рыжей тресты. Бежит светлая речка в хрустальных сияющих берегах.
Вот какой у нас она бывает! Разве можно ее Болотным ручьем обозвать
Контрольная работа №11. Диктант «Волшебная роса» с грамматическим заданием по теме «Деепричастие».
Этой осенью папа в первый раз взял меня с собой на ночную рыбалку. Ночевали мы в палатке. Я проснулся рано и, надев резиновые сапоги, выбрался из палатки на лесную поляну.
Сколько солнца! Оно было везде: на небе, в воздухе, в траве. Между двумя ёлками висела паутина. На её ниточках, переливаясь, сияло что-то разноцветное и блестящее. Замерев от восторга, я смотрел на эту удивительную красоту. Это, наверное, дорогой камень, как в маминых серёжках. Я тронул его пальцем, и он рассыпался на множество мелких камешков. Эти камешки запрыгали, заскользили по паутине к земле.
Я посмотрел вокруг. Вся трава была в таких светящихся пёстрых шариках. Это роса! Как жаль, что её нельзя принести в ведёрке маме!
113 слов. (По И. Дегтярёвой)
Задания.
Выпишите из предложений 1 абзаца глаголы и образуйте от них соответствующие деепричастия. Укажите морфемный состав этих глаголов и деепричастий.
Выпишите из предложений первого (вариант 1) и второго (вариант 11) абзацев деепричастие и проведите его морфологический разбор.
Проведите синтаксический разбор предложения Замерев от восторга, я смотрел на эту удивительную красоту.
Контрольная работа №12 по разделу «Имя числительное».
Диктант по теме «Имя числительное»
Впервые я ступил на необитаемый остров 30 сентября 1659 года, чтобы провести на нём двадцать восемь лет два месяца и девятнадцать дней. Шестнадцать лет моим надёжным помощником была наша корабельная собака, которая почти заменила мне человеческое общество.
Я поселился в пещере, которую огородил двойным частоколом. Для этого мне пришлось вбить триста или четыреста кольев выше человеческого роста.
На третий год моего пребывания на острове я испёк первый хлеб, а на одиннадцатый, когда порох стал у меня истощаться, я решил приручить нескольких козлят. Года через полтора у меня уже было не меньше двенадцати коз.
Я прожил на острове уже почти восемнадцать лет, когда однажды к своему ужасу на прибрежном песке увидел след голой человеческой ноги. Я и не предполагал, что на остров приплывают дикари. Совершенно случайно я обнаружил скрытую от глаз пещеру, куда и перенёс почти все свои припасы. «Теперь и пятьсот дикарей не смогут разыскать моего тайника»,- говорил я себе.
(По « Робинзону Крузо» в переводе К.И.Чуковского.)
Грам. задание.
1.Подчеркнуть в тексте диктанта все числительные, сверху указать разряд.
2. Просклонять числительное:
1 вариант – триста; 2 вариант – четыреста
3. Приведите по два примера числительных.
Количественных:
целых
собирательных____________________
дробных_________________________
порядковых______________________
Контрольная работа №13 по теме «Местоимение».
Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.
(118 слов)
Задания.
Выпишите из текста все местоимения, ставя их в начальную форму и указывая разряд.
Проведите морфологический разбор местоимения:
вариант — из 1 предложения 4 абзаца; 2 вариант — из 3 предложения 4 абзаца.
Контрольный диктант «Имя существительное», 6 класс — Диктанты — Контрольные работы — Каталог файлов
Диктант по теме «Имя существительное» 6 класс
Русская зима.
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Разгорается солнце, и словно пламенем вспыхивают заснеженные ветки деревьев. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. Рядом с ними с сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок. Но клесты равнодушны к беззаботному рыжему непоседе, у них нет времени. Вот прилетела большая сова и подала голос.
(По И. Соколову-Микитову.)
Задания.
1) Произведите морфологический анализ слов:
1 вариант – шубкой, на сучок;
2 вариант – жизнью, на ветках.
2) Произведите морфемный анализ слов (по составу):
1 вариант – речонка;
2 вариант – бельчонок.
3) Найдите все разносклоняемые слова в данном тексте. Разберите их по составу.
4) Найдите и выпишите слово по теме «Буквы –ч и –щ суффиксах существительных –чик (-щик)». Подберите к нему 2-3 слова с суффиксом, имеющим то же значение.
5) Найдите и выпишите слова по теме: «Не с существительными». Обозначьте условия слитного или раздельного написания не с существительным. Подберите к одному из них синоним с той же орфограммой.
*6) Произведите синтаксический разбор 4 предложения (1 вариант) и 10 предложения (2 вариант).
Тренажёр по русскому языку (6 класс) на тему: Контрольный диктант с грамматическим заданием 6 класс 19.11.17г.
Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием
за первое полугодие 2017-2018у.г.
6класс.
Ночная рыбалка.
Лес кончился крутым обрывом. Над ним по самому краю вилась дорожка, которую проложили рыбаки. Алексей выбрал место, где обрыв сменился пологим спуском. Мы пошли к самой реке.
Мой товарищ ловко размотал удочку, приладил наживку. Потом достал из сумки колокольчик, привязал его к концу удилища. Ночью поплавков не видно, поэтому о поклевке должен оповестить сторожок.
Мне не терпелось поскорей забросить удочку, но Алексей прогнал меня собирать хворост для костра. Вскоре вспыхнул и весело заплясал огонь, от которого еще больше загустели сумерки.
Наступила ночь. Первая моя ночь на рыбалке. Совсем близко в темных кустах шуршали листья. Над огнем проносились летучие мыши. В воде что-то шлепало. Я боязливо ловил ночные звуки.
( По Е. Носову)
Грамматические задания:
1.Выписать по 2 слова с орфограммами «Чередующиеся гласные в корне», «Гласные после шипящих в корне» ( 1 вариант ), « Безударные гласные в корне, проверяемые ударением», « Глухие и звонкие согласные» ( 2 вариант).
2. Выписать одно слово, в котором букв больше, чем звуков (1 вариант), звуков больше, чем букв ( 2 вариант).
3. Разобрать слова по составу, указать в скобках способ их образования: размотал, колокольчик ( 1 вариант), приладил, сторожок ( 2 вариант).
4. Произвести синтаксический разбор предложений: « В воде что-то шлепало.» (1 вариант), последнее предложение (2 вариант).
5. Выписать словосочетание «прилагательное +существительное», указать морфологические признаки существительного из первого абзаца ( 1 вариант), из последнего абзаца ( 2 вариант).
Материал по русскому языку (6 класс) на тему: Контрольной диктант по русскому языку. 6 класс
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ
КОНТРОЛЬНОГО ДИКТАНТА ЗА 6 КЛАСС
Я проснулся ранним утром. Комната была залита ровным жёлтым светом. Свет шел из окна и ярче всего освещал потолок. Этот неяркий и неподвижный свет исходил от осенних листьев.
За долгую и ветреную ночь сад сбросил сухую листву. Она лежала разноцветными грудами на земле и распространяла тусклое сияние, и от этого сияния лица людей казались загорелыми.
Я видел разную сухую листву: золотую, пурпурную, фиолетовую, серую и почти серебряную. Мокрые леса загорались величественными багряными и золотыми пожарами.
Теперь конец сентября, и в небе сочетаются голубизна и тёмно-махровые тучи. Временами проглядывает ясное солнце, и тогда ещё голубее становятся чистые участки неба, ещё чернее неширокая дорога, ещё белее старинная колокольня.
Если забраться по деревянным лестницам на эту колокольню, то особенно хорошо будет видна серебряная речонка и далёкий лес.
Грамматические задания:
- Произведите синтаксический разбор предложения: Она лежала разноцветными грудами на земле и распространяла тусклое сияние, и от этого сияния лица людей казались загорелыми.
- Выполните морфологический разбор: ярче освещал; свет исходил.
- Выполните морфемный разбор: неподвижный; загорались.
ГОДОВОЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
ЗА 6 КЛАСС
Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.
Грамматические задания:
- Произведите синтаксический разбор предложения: 1 вариант — Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца; 2 вариант — По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения.
- Выполните морфологический разбор: 1 вариант – легкий холодок; 2 вариант — холодок держится.
- Выполните морфемный разбор: 1 вариант – свинцовое, загорелись; 2 вариант – неприметные, заговорили.
Контрольный диктант в 6 классе № 14 | Сборник диктантов по Русскому языку в 6 классе с русским языком обучения
Контрольный диктант в 6 классе № 14
24.09.2014 44386 0Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 3-й четверти, по теме «Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное».
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные;
— непроверяемые безударные гласные;
— правописание окончаний имён прилагательных;
— слова с чередованием в корнях;
— н-нн в прилагательных;
— написание букв и, а, у после шипящих;
— написание сложных прилагательных.
Постановки знаков препинания:
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая в сложном предложении;
— знаки препинания в конце предложения.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— выявлять главную мысль текста и озаглавливать его;
— подбирать проверочные слова;
— разбора слова по составу
— умение разбирать слова морфологически;
— синтаксического разбора.
Диктант
Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.
Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки. Голубая вода казалась чёрной, как дёготь.
Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.
Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды.
(107 слов) (К. Паустовский)
Грамматические задания
1. Озаглавить текст.
2. Выписать 2-3 слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, подобрать однокоренные проверочные слова (оба варианта)
3. Разобрать слово по составу:
Разноцветных — 1-й вариант Оловянными — 2-й вариант
4. Произвести морфологический разбор слова:
Далёкие (облака) — 1-й вариант низкие (звёзды) — 2-й вариант
5. Сделать синтаксический разбор предложения:
Лески ложились на листья и не тонули. — 1-й вариант
Там мы ловили разноцветных окуней. — 2-й вариант
Существительные: типы существительных с определением, правилами и полезными примерами
существительных в английском языке! Что такое существительное? Выучите различные типы существительных и научитесь использовать их в предложениях на английском языке с помощью полезных примеров и печатной инфографики ESL.
Определение существительного
Что такое существительное?
Существительные — это просто имена, которые мы даем всему, что нас окружает, будь то человек, событие, место или объект и т. Д. Каждое конкретное имя, используемое для определения чего-либо, является существительным.Например. : Амстердам, Анита, Блэкберри, Честность, Официант и др.
Имена, которые даются группе существительных, чтобы идентифицировать их как единое целое, называются Коллективными существительными. Например: львиная гордость, стайка гусей и т. Д.
Список нарицательных собирательных существительных | Изображение
Существительные или местоимения также могут видоизменяться, чтобы показать владение другим существительным, обычно путем добавления «s» в конце существительного. Эти существительные, которые демонстрируют владение, называются притяжательными существительными.
притяжательные существительные в английском языке | Изображение
Иногда существительные имеют разные формы для разных полов, хотя от этой практики в значительной степени отказались люди, предпочитающие использовать одно и то же существительное для обоих полов.Например: Актер (мужчина) — Актриса (женщина), но в наши дни люди относятся к женщинам, выступающим в роли актеров-женщин, а не как актрис.
Большинство существительных можно преобразовать во множественное число, добавив «-s» или «-es» в конце слова. Например: коробки-коробки, кошки-кошки, эхо-эхо и т. Д.
Но некоторые существительные требуют изменения последнего согласного перед добавлением «-es». Например: «Y» в «city» меняется на «I», чтобы образовать города, котенок на котят, и «f» на «v» в слове dwarf to dwarves, wharf to wharves и т. Д.
Некоторые существительные изменяются во множественном числе путем замены всего слова целиком: мышь — мышь, бык — бык и т. Д.
Типы существительных
Грамматики разделили существительные на разные категории в зависимости от их использования и назначения. Изучение этих подразделений в пределах существительных поможет в построении предложений и лексике. Существительные различные типы:
Существительные собственные
Что такое существительное собственное?
Существительные собственные — это имена конкретных людей и мест.Эти существительные также относятся к названиям дней, недель и месяцев, а также к различным названиям религий, организаций, учреждений и т. Д. Собственные существительные в основном относятся к именам, характерным для этого конкретного существительного. Эти существительные всегда пишутся с заглавной буквы, так как они должны отличаться от других существительных.
- Уильям Шекспир был драматургом. : существительное собственное, которое является именем конкретного человека.
- Я буду в Нью-Йорке в следующем месяце.: Существительное собственное, являющееся названием определенного места.
- Всем не нравится Понедельник утра. : Названия дней — существительные собственные.
- Священная книга ислама — это Коран . : Название религии и религиозный текст.
Нарицательные существительные
Что такое существительное нарицательное?
Нарицательное существительное — это существительные, которые используются для обозначения общей категории людей, мест или вещей. Они пишутся с заглавной буквы только тогда, когда находятся в начале предложения. Нарицательные существительные не относятся к чему-то конкретному, это общий термин, используемый для каждого существительного определенного вида или типа.
- мальчиков пошли играть в крикет . : И мальчиков, и cricket — это нарицательные существительные, так как они могут относиться к любому мальчику или любому матчу по крикету. Эти существительные ничего не указывают.
- Этот район — один из лучших в этом районе. : Здесь окрестности — это нарицательное имя, так как по всему миру существует бесчисленное множество районов.
- Она пыталась ответить на свой телефон при покупке кофе . : Здесь мы видим phone и coffee , которые являются общими индикаторами объекта и напитка.
Абстрактные существительные
Что такое абстрактные существительные?
Абстрактные Существительные — это названия вещей, которые мы не можем воспринять с помощью наших пяти чувств: осязания, обоняния, зрения, слуха и вкуса. Эти существительные также могут относиться к заболеваниям, связанным с психикой, и также используются для выражения мыслей.
- Кричала от восторга . : Восторг — это абстрактное существительное, поскольку оно говорит о состоянии ума человека и любых реальных физических объектах.
- Его храбрость на войне принесла ему медаль. : абстрактное существительное храбрость используется для обозначения мотивации определенных действий, совершаемых людьми.
- Следует научиться быть как можно более независимым .: Здесь независимым описывает состояние или способ существования, следовательно, это абстрактное существительное.
Счетные существительные
Что такое счетные существительные?
Счетные существительные, которые подпадают под эту категорию, имеют как единственное, так и множественное число. Их можно считать относительно или полностью, и они образуют множественное число, которое ассоциируется с глаголами множественного числа в предложении. Их также можно выразить в числовом выражении.
- Мне нужно купить четыре новых чемодана для поездки. : Чемодан (а) — существительное исчисляемое, так как добавление к нему слова «s» дает его множественное число.
- Кто-нибудь хочет апельсинов ? : Здесь используется какое-то для подсчета существительного апельсин (ов) .
- У нее было домашнее животное собака . : Собака также является исчисляемым существительным, поскольку его множественное число — собаки.
Бесчисленные существительные
Что такое неисчислимые существительные?
Неисчислимые существительные — полная противоположность исчисляемым существительным. Эти существительные — названия вещей, которые нельзя сосчитать и имеют только единственную форму.Эти существительные используют в предложении глаголы единственного числа.
- Мебель была повреждена при выезде . : Мебель — неисчислимое существительное, поэтому мы используем единственное число «было», обращаясь к нему.
- Достаточно ли 250 г сахара ? : Здесь сахара — неисчислимое существительное, так как сам сахар не может быть подсчитан. Его можно только взвесить.
- Всегда отвечает на вопросы честно .: Честность — неисчислимое существительное, поскольку оно не имеет множественного числа и не может быть исчислено в физическом выражении.
Типы существительных | Инфографика
.D для диктовки | От А до Я ELT
В моей роли редактора справочников у меня недавно был интересный обмен электронной почтой на тему диктовки. Не столько о его ценности как классной деятельности, сколько о том, для чего именно он ценится .
Когда я учился французскому в средней школе в Новой Зеландии, la petite dictée было стандартным открытием каждого урока. А во Франции так и остается — судя по фильму 2003 года « Être et Avoir». В фильме изображена повседневная жизнь школы с одним учителем в сельской местности Франции, где la dictée явно жива и здорова. Учитель, который скоро уйдет на пенсию, в какой-то момент подсчитал, что за свою карьеру он, должно быть, дал более 30 000 dictées . Что любопытно, его техника — несколько педантичная подача, предложение за предложением короткого текста — кажется, не изменилась за все время, которое он преподает. И это точно такая же процедура, какая была применена к нам в Гамильтоне, Новая Зеландия, мистером Бонни в середине шестидесятых.
Какой в этом был смысл? В первую очередь, чтобы проверить знание восходящих языковых функций, таких как орфография и пунктуация, но также и проверить знание извращенно незаметных интонаций французской грамматики — при этом il parle звучит так же, как ils parlent. (Объясняет ли это тот факт, что соревнования по диктантам так популярны на французском телевидении?)
Отличие il parle от ils parle , конечно, зависит от понимания контекста: Il parle de ses Родители vs. Ils parlent de leurs Родители («он говорит о своих родителях» против «они говорят о своих родителях»). Именно здесь диктанты становятся интересными — они представляют собой нечто большее, чем просто кодирование звуков в слова. Фактически, учитывая, что любая последовательность звуков потенциально неоднозначна (отсюда и явление mondegreen , неправильное расслышание текстов песен, так что «С радостью, крест, который я несу», можно услышать как «С удовольствием, косоглазый медведь» … ‘), То диктовка чего-либо выше уровня фонемы в большей или меньшей степени зависит от понимания контекста.
Поскольку диктовки включают в себя обработку отдельных звуков или звуковых комбинаций, с одной стороны, и контекстной информации, будь то лексической, синтаксической или текстовой, с другой, их потенциал в качестве интегративных тестов — то есть тестов общего владения языком, как В отличие от тестов дискретных элементов — очень ценился в 1970-х и 80-х годах. Как отмечает Хьюз (2003: 195), «исследование выявило высокую корреляцию между оценками за тесты на диктовку и за гораздо более длинные и сложные тесты.’
Диктовки также дали результаты, аналогичные результатам, полученным в ходе другого удивительного девятидневного тестирования, cloze test . (Подумайте об этом: выполнение диктовки на самом деле сводится к заполнению пробелов в неоднородном мысленном представлении). Но, несмотря на легкость, с которой они могли применяться, проблемы с оценкой диктантов вызвали вопросы об их надежности. И, как и в случае с закрытыми тестами, сомнения в том, что именно тестируется, вызывают вопросы об их достоверности. Например, они не проверяют коммуникативные способности тестируемого, поэтому в каком смысле они действительно интегративны?
Более проблематичным, как мне кажется, является отсутствие согласованной процедуры выполнения диктовки, а это означает, что в зависимости от длины разговорных сегментов задействованы очень разные психолингвистические процессы.
Подумайте: что происходит, когда мы «делаем диктовку»? Акустическая информация сначала проходит через фонологический цикл мозга , где она сопоставляется со словами, хранящимися в долговременной памяти. Цикл вмещает примерно семь единиц информации. Если не репетировать суб-вокал, эти единицы «распадаются» примерно через две секунды. Но этого времени все еще достаточно, чтобы сделать диктовку, просто «слушая эхо», при условии, что сегменты очень короткие (например, длина фразы) и что они либо повторяются, либо с большим интервалом, и что материал знаком, и что доступно достаточно контекстных знаний, чтобы исключить двусмысленность «косоглазых медведей».
Однако все, что длиннее предложения, сократит объем памяти цикла. Материал необходимо будет воссоздать и сохранить не в виде отдельных слов, а в виде мысленных образов, которые, в свою очередь, необходимо будет извлечь и снова преобразовать обратно в слова содержания, а промежутки между ними заполнить соответствующим грамматическим «заполнением» — процесс, который затрагивает не эхо-память, а текущее состояние языковой компетенции пользователя. Вот почему создание dictogloss (т.е. реконструкция длины текста по памяти, обычно совместно) — это совершенно другой психолингвистический процесс, чем выполнение традиционного диктанта. Это также причина, по которой диктовка может быть лучшим тестом на способности, чем на обучение, поскольку продолжительность цикла и, следовательно, переломный момент, кажется, варьируется от ученика к ученику. Фактически, способность повторять предложения увеличивающейся длины использовалась при тестировании размещения. (Я не уверен, относится ли это к делу, но тест на гражданство США также предполагает выполнение (очень короткого) диктанта).
Все это возвращает меня к дискуссии, которую я вел с писателем. Для чего диктовок? Если они не являются надежными или действительными тестами, стоит ли их выполнять на практике ? Или дело в том, что, как полагают некоторые авторы, выполнение диктовок — это хорошая практика только для диктовок? Или, что еще хуже, это форма сдерживания толпы?
Неопределенность в отношении того, для чего нужны диктанты, свидетельствует тот факт, что авторы методических текстов никогда не знают, где их включить (если вообще).Уилга Риверс (1981), например, помещает их в свой раздел о навыках письма. Для Хармера (Harmer, 1991) диктовка — это просто форма Практики. Ур (1996) помещает их в Тестирование.
Другие утверждают, что как интенсивная практика слушания диктант — это средство тренировки уха — развития способности отличать смысл от шума путем усиления связи между акустическим сигналом и мысленными представлениями. Это может объяснить, почему несколько исследований предмета (например,г. Kiany & Shiramiry 2002) указывают, что выполнение диктовки часто коррелирует с улучшением понимания на слух. Однако я бы сказал, что это скорее форма «тренировки ума» — развитие способности делать обоснованные предположения с использованием целого ряда источников — фонологических, лексических, синтаксических и текстовых, не говоря уже о неязыковых фоновых знаниях. что сам учащийся вносит в процесс.
Итак, вы, , пользуетесь диктовками? Почему? Как?
Список литературы
Хармер, Дж.(1991) Практика преподавания английского языка (новое издание). Лондон: Лонгман.
Хьюз, А. (2003) Тестирование для учителей иностранных языков (2-е издание) . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Киани, Г.Р., и Ширамири, Э. (2002) «Влияние частой диктовки на способность понимать текст на слух у учащихся начальных классов EFL». TESL Canada Journal , 20/1: 57-63.
Риверс, W. (1981) Обучение иностранным языкам (2-е издание) .Чикаго. Издательство Чикагского университета.
Ур П. (1996) Курс преподавания языков. Кембридж: Cambridge University Press.
.(Спасибо Пенни Ур за начало этой мысли.)